Новая мода. Как дизайнеры «осовременили» шорский костюм. Шорский национальный женский костюм Шорский национальный костюм

Член Союза дизайнеров России, директор кемеровской компании «Камена » Виктория Агафонова совместно с региональной общественной организацией «Шорская национально-культурная автономия Кемеровской области » разработали модель национального женского шорского костюма.

«Шорианка » - это платье в пол из красной полушерстяной ткани, длинные рукава которого оторочены мехом сибирского соболя. Платье вручную расписано красками золотого цвета и инкрустировано черными и золотыми стразами. Причем рисунок выполнен по мотивам татуировок Укокской принцессы. Серьги, браслеты, нашейные и налобные украшения сделаны из бисера.

В пресс-службе добавили, что этот костюм шорская национально-культурная автономия области представит на ХI международной выставке-ярмарке «Сокровища Севера. Мастера и художники России-2016 », которая пройдет в Москве с 28 апреля по 2 мая 2016 года.

В планах у Виктории Агафоновой - создать целую коллекцию национальных шорских нарядов.

НГС.НОВОСТИ
Фото ako.ru

Последние новости Кемеровской области по теме:
В Кузбассе представили национальный костюм шорцев с мехом соболя (фото)

В Кузбассе разработали современный шорский национальный костюм «Шорианка» - Кемерово

НИА-Кузбасс Виктория Агафонова, член Союза дизайнеров России, директор кемеровской компании «Камена» совместно с региональной общественной организацией «Шорская национально-культурная автономия Кемеровской области» ра
14:51 01.04.2016 KuzzBas.Ru

В Кузбассе представили национальный костюм шорцев с мехом соболя (фото) - Кемерово

В Кузбассе разработали шорский национальный костюм с мехом соболя и золотыми стразами, сообщает пресс-служба областной администрации.
14:48 01.04.2016 Ngs42.Ru


ГПОУ ПТТ
РЕФЕРАТ
ШОРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
Выполнила: студентка
1курса, гр. ТОА 15/1
Суслова Ксения
Проверил: Любчик Е.В.,
Преподаватель
Прокопьевск, 2016
ПЛАН
Введение……………………………………………………………..3
1. Общая характеристика традиционной культуры шорцев…….4
2. Особенности шорского национального костюма…………….8
Заключение…………………………………………………………14
Список литературы…………………………………………………15
Приложение …………………………………………………………16
Введение
В настоящее время этническое развитие шорцев представляет собой сложный клубок проблем, которые показывают взаимосвязь социальных, экономических, политических и культурных процессов, протекающих внутри российского государства в целом и определяющих интересы представителей коренных этносов указанного региона в частности.
Этническое самосознание коренного малочисленного народа Сибири – шорцев характеризуется следующими особенностями его содержания: высокой значимостью представлений об историческом прошлом своего народа; устойчивостью осознания своей тождественности с этнической общностью; преобладанием ценности семейной идентичности; позитивным отношением к собственной этнической принадлежности; большей значимостью традиционных ценностей в регуляции собственного поведения; приверженностью к сохранению языка, культуры, традиций, обычаев своего народа.
Рассмотрим в нашей работе особенности шорского национального костюма.
1. Общая характеристика традиционной культуры шорцев
Шорцы – потомки местных самодийских и угорских племен, смешавшихся с группами тюркоязычных (главным образом, уйгурских и енисейско-кыргызских) племен, мигрировавших на территорию современной Кемеровской обл. в период господства тюрок в Центральной Азии и Алтае-Саянском нагорье (Тюркский, Уйгурский, Кыргызский каганаты, середина VI - начало Х в.) и позже - вплоть до ХVIII в., когда с уже тюркизировавшимися местными племенами «кузнецких татар» (известных в русских источниках с 1618 г.) смешиваются пришедшие с Алтая группы телеутов (2, с. 12).
Общим самоназванием всех групп шорцев стало «татар-кижи» или «шорцы». Кроме того, различные группы исторических предков современных шорцев именовались в источниках по-разному: по местообитанию - черневые татары, мрасцы, кондомцы, верхотомцы или по названиям родов - абинцы, шорцы, каларцы, каргинцы, а также по основному роду занятий - кузнецкие татары.
Первоначально основными продуктами питания шорцев были: мясо зверей и птиц, рыба, дикорастущие растения. С развитием земледелия распространилась мука и крупа из ячменя. Степные шорцы употребляли молочные продукты (4, с. 30).
Принцип иноговорения действовал и во время охотничьего промысла. Живя в тайге, шорцы соблюдали ряд правил, регламентировавших их быт и речевое поведение: ведь они временно находились на территории, закрепленной за родом, но одновременно являющейся собственностью могущественного духа, владельца всех промысловых зверей, хозяина гор и лесов. В этом мире нельзя было употреблять имена собственные для обозначения диких существ, природных объектов, орудий охоты и т.п. Требовался особый язык, а привычные обозначения на время как бы забывались. Согласно обычаю, охотники, разговаривая друг с другом, называли животных «секретными» именами: медведя - тир тон - «овчинная шуба»; волка - узун кузрук «длинный хвост» и т.д.
Удаляясь от жилища хотя бы на время, человек обретал статус иного существа. Преодолевая силу притяжения мира культуры, охотники для оставшихся дома людей временно превращались в чужаков. Чтобы не причинить промысловикам вреда, близкие остерегались произносить их имена. Нельзя было играть, веселиться, ругаться из опасения, что артель останется без добычи
Согласно традиционному мировоззрению шорцев, мир был разделен на три сферы: небесную землю, где находится высшее божество Ульгень; среднюю землю, где живут люди; и земля злых духов, подземный мир, где властвует Эрлик. Шорцы верили также и в духов - хозяев тайги, гор, рек, озер. Общение с духами и божествами происходило через посредника-шамана - особого избранника божеств. К услугам шаманов прибегали очень часто: при болезнях, во время похорон, перед охотой, при трудных родах, перед сбором урожая. С участием шамана проходили традиционные родовые моления верховному божеству Ульгеню (5, с. 10).
Устный характер шорской культуры с его повышенным вниманием к слову превратил диалог в универсальный механизм взаимодействия человека с внешней средой. Складывается впечатление, что общество, еще только начиная осознавать свою объективную выделенность из природы, интуитивно пытается восстановить разрушаемое единство-тождество, стремится всеми возможными способами продлить контакт.
Напряженный и драматический процесс двусторонних взаимоотношений мира людей и не-людей сводился в итоге к обмену информацией и ее дешифровке. Мифический космос говорил на многих языках. Символическим смыслом у древних шорцев было наполнено все: одежда, еда, питье, труд и отдых. Поскольку «матрицей» иного существа был в конечном итоге человек, люди наделяли всевозможных духов способностью имитировать сугубо человеческое поведение. Охотники-шорцы рассказывали о хозяине тайги: «Ночью он (эзи) ходит около охотничьего балагана, иногда стучит, иногда говорит, но охотнику нельзя выйти на его стук из балагана. Ночью в тайге вдруг послышатся песни, словно играет кто-то, - это хозяева тайги развеселились. Или пугает около балагана, ревет кто-то, кричит по имени три раза. Надо промолчать - иначе душу возьмет, тогда по возвращении домой придется камлать и просить душу назад» (3, с. 19).
В мире духов, на их территории или в их присутствии считалось опасным проявить свою человеческую сущность: подать голос, отозваться на имя и т.п. - «отчуждаемые» части человека могли стать добычей существа иного мира, стремящегося тем самым как бы восполнить свою ущербность.
Иной мир давал знать о себе не только подражанием речи человека; диапазон его звучания был много шире. Угли в очаге, потрескивая, сообщали о настроении духа огня, звон колец тагана предвещал появление гостя. По представлениям шорцев, душа-тень за год до смерти человека предупреждала его об этом щелкающими звуками (4, с. 56).
Кедр – символ Мирового Древа шорского народа. Символическое значение для шорцев имели также лиственница и береза. В основном камлание происходило под березой. Потому у шорцев и у других родственных народов береза была особо почитаемым деревом и широко использовалась в различных церемониях, например, во время свадьбы. Береза в мировоззрении шорцев объединяет три мира. Кроме этого, береза неразрывно сопровождает человека на протяжении всей жизни. При рождении девочки к ее колыбели привязывали ветку березы – символ будущего замужества. И для новорожденных делали колыбель из березы. Во время свадьбы для молодых строили шалаш с использованием березовых веток. В быту из этого дерева изготавливалась вся домашняя утварь. В камлании пучок из ветвей березы - шорбу - использовали вместо бубна. Кам общался с верховным божеством, взбираясь по березе. Также она использовалась при изготовлении бубна для шамана, а при его оживлении использовали березовые веники.
У шорцев к мужу и его старшим родственникам женщина должна была обращаться так: ака «старший брат»; абагай «дед, брат деда»; эjе «старшая сестра», т. е. употребляя вместо личных имен обозначения их социальных позиций. Имена личные, собственные были запретными для нее. Поэтому женщина вынуждена была описывать тех, к кому обращалась. Например, в разговоре со свекровью молодая женщина «обозначает» ее, говоря, например: «имеющая серьгу». Но если свекровь зовут Сырга (Серьга), сноха вынуждена говорить: «то, что висит в ухе». Иноговорение снохи - своего рода «замаскированная» речь. При этом используемый прием - описание «маркеров» человека вместо произнесения его имени - сродни атрибутивному развертыванию имен в текстах шаманских камланий (6, с. 10).
Таким образом, можно отметить, что с середины 1980-х годов ХХ века идет процесс возрождения духовной культуры шорцев, которое подчас выражается в возобновлении традиционных культовых обрядов, в праздновании особых «национальных» праздников - праздника мифологического прародителя Ольгудека, весеннего Пайрама и др., сопровождаемых исполнением эпоса.
Следовательно, большое влияние на духовно-культурные традиции и особенности мировоззрения шорцев оказывали тесные контакты с русским населением.
2. Особенности шорского национального костюма
По своей религии шорцы были шаманистами. Поэтому шаманизм – это своего рода один из национальных символов шорцев. Костюм шамана, его бубен составляют целые символические системы. Даже тогда, когда наряда не существует, его заменяют шапка, пояс, бубен и другие магически-символические предметы, принадлежащие к ритуальному наряду шамана и заменяющие собственно одежду. Так, например, Радлов утверждает, что черные татары, шоры и телеуты не знают шаманского наряда; тем не менее часто случается (как, например, у лебединских татар), что используется ткань для обматывания вокруг головы, и без этой ткани совершенно недопустимо заниматься шаманством.
Нательной одеждой шорцев были рубахи туникообразного кроя из кендырной или недорогой хлопчатобумажной ткани (2, с.23).
Шаманский наряд сам по себе представляет религиозную космографию и иерофанию (священноявление): он означает не только божественное присутствие, но также космические символы и метапсихические пути. При тщательном исследовании он раскрывает систему шаманизма так же ясно, как и шаманские техники и мифы.
Зимой шорский шаман надевает свой наряд на рубашку, а летом - непосредственно на голое тело. Шаман обнажает свой торс, и единственной одеждой его остается только пояс. Очень вероятно, что эта почти полная нагота имеет религиозное значение, даже если тепло, царящее в жилищах, кажется достаточным объяснением этого обычая. Во всяком случае, независимо от того, идет ли речь о наготе ритуальной или о специальном наряде для шаманских занятий, существенно, что шаманское переживание не наступает, если шаман одет в обычную будничную одежду. Даже тогда, когда наряда не существует, его заменяют шапка, пояс, бубен и другие магические предметы, принадлежащие к ритуальному наряду шамана и заменяющие собственно одежду.
Сам по себе наряд представляет религиозный микрокосмос, качественно отличающийся от окружающего мирского пространства. С одной стороны, он составляет почти полную символическую систему, а с другой стороны, в связи с посвящением, он насыщен разнообразными духовными силами, прежде всего «духами». Благодаря самому факту одевания - или манипуляции заменяющими предметами - шаман преодолевает мирское пространство, готовясь войти в контакт с духовным миром. Обычно это приготовление является почти конкретным вхождением в духовный мир, поскольку наряд надевается после многочисленных приготовлений, непосредственно перед шаманским трансом.
Кандидат должен в своих снах точно увидеть место, где находится его будущий наряд, а искать его он будет сам. Затем он покупает его у родственников умершего шамана по цене коня. Но наряд не может покинуть пределы рода, поскольку в определенном смысле он имеет отношение к целому роду не только потому, что он был сделан или куплен благодаря вкладу всего рода, но прежде всего потому что он, насыщенный «духами», не должен носиться кем-то, кто не смог бы с ними совладать: в противном случае духи могут причинять вред всей общине (7, с. 10).
Наряд является таким же объектом чувств опасения и страха, как и всякое иное «место для духов». Когда он уж слишком изношен, его вешают на дереве в лесу: живущие в нем «духи» оставляют его, привязываясь к новому наряду.
После смерти шамана наряд хранится в его доме: «духи», населяющие его, подают признаки жизни: наряд вздрагивает, шевелится и т. п.
Верхняя одежда шорцев ограничивалась коротким холщовым халатом кендырь-шабыр, с левосторонним запахом. Воротники халатов орнаментировались. В орнаменте прослеживаются мотивы северосибирского, южносибирского, иртышско-алтайского, саяно-алтайского, североазиатского и среднесибирского типов.
К поясу мужчины крепились: ситцевый или холщовый кисет нанчык, трубка канза, огниво оттык, кремень оттык таш, нож пычак в деревянных ножнах калып.
Дифференциации по покрою мужской и женской одежды у шорцев не существовало. Для детей шили такую же одежду, что и для взрослых, только меньших размеров.
Не повсеместно, но имелись особые элементы охотничье-промысловой одежды – наплечники узан, сшитые в виде капюшона из шкуры косули шерстью наружу, и простеганные куртки из войлока, покрытые кендырем (конопляным холстом). Из нательной одежды шорские мужчины и женщины носили рубаху кунек и штаны кендырь штан (5, с. 24).
Поясной одеждой мужчин и женщин у шорцев служили штаны из домотканого грубого холста или из дабы, женские отличались меньшей длиной.
Костюм дополнялся незатейливыми украшениями. Среди ушных бытовали серьги, гнутые из медной проволоки и украшенные бусинами, бисером, или литые – медные, серебряные. Шею женщины и девушки украшали ожерельями мончур или снизками бус. Концы кос соединяли приплетками-накосниками чынча из пучка косичек из конского волоса с раковинами каури и бусинами на концах.
Существенную символическую роль играют медные зеркала: говорят, что зеркало помогает шаману «видеть мир», то есть сосредоточиться, «локализировать духов» или отразить потребности человека и т. п. Глядя в зеркало, шаман может увидеть душу покойника или белого коня шаманов. Конь - в высшей степени шаманское животное: галоп, головокружительная скорость - это традиционные представления о «полете», то есть об экстазе.
По мнению самих шаманов, значительная часть их могущества сокрыта в этих колпаках. Поэтому когда шаманский сеанс демонстрируется по просьбе русских, то шаман обычно выполняет его без колпака (3, с. 84).
Иногда колпак заменяет широкая лента вокруг головы, на которой подвешены ящерицы и другие животные-покровители, а также множество ленточек.
Вызывает интерес орнитологическая символика. Шаманский колпак может быть украшен птичьими перьями: лебедя, орла, совы, - например, перьями золотого орла или коричневой совы. Некоторые шаманы делают свой колпак из шкуры (чучела) коричневой совы, оставляя крылья, а иногда и голову для украшения. Понятно, что украшенный всем этим шаманский наряд как бы наделяет шамана новым, магическим телом в облике животного. Три главных типа - птица, олень и медведь, но особенно птица.
Птичьи перья мы встречаем почти во всех описаниях шаманских нарядов. Более того, сама структура наряда стремится как можно более точно наследовать форму птицы (1, с. 29).
Следует учитывать мифические связи, существующие между орлом и шаманом. Орел считается отцом первого шамана, он играет важную роль в самом посвящении шамана, наконец он находится в центре мифического комплекса, включающего Древо Мира и экстатическое путешествие шамана. Тем более не следует забывать, что Орел определенным образом представляет Всевышнее существо, даже если он сильно соляризован. Нам кажется, что все эти элементы приводят к довольно точному определению религиозного значения шаманского наряда: надев его, шаман обретает мистическое состояние, обнаруженное и закрепленное во время долгих переживаний и церемоний посвящения.
К концу XIX – началу XX вв. в одежде шорцев все ощутимее сказывалось влияние русской культуры. Мужчины стали носить покупные ситцевые рубахи, суконные штаны, пиджаки, картузы, драповые пальто, халаты из черного сукна с кушаком, сапоги. Обычным костюмом женщины было платье «кунек» из покупного ситца различных цветов или черного сатина, подпоясанное кушаком. Поверх платья надевался фартук. На голову накидывали разноцветные шали, на ноги обували ботинки.
Традиционная одежда сохранилась в начале XX века только в самых глухих улусах верховьев, Мрассу и Кондомы. Шили ее из гладкого черного сатина сатина или домотканой ткани «кендыря». Мужчины носили традиционные рубахи «кунек» из грубого конопляного холста или из приобретенной у русских бязи «табы». Покрой их был туникообразный с косым или прямым воротом, обшитым цветной материей и застегивающимся на пуговицы. Штаны «шанбэр штан» шили из такой же материи. Пояс сплетали из конского волоса или конопляное верёвочки.
Верхний распашной халат «шабыр пантек» был также из домотканого холста. Ворот и нижняя часть подола обшивалась тесьмой «нака», связанной из синего, красного или желтого гаруса или английской шерсти. Халат застегивался вверху на одну пуговицу и подпоясывался кушаком «кур».
Зимняя одежда - шубы и вязанные из овечьей шерсти рукавицы. Обязательным атрибутом мужского костюма являлся ситцевый кисет «нанчик» на поясе, деревянная с выгнутым чубуком трубка «канзэ», огниво «оттук», кремень «оттык таш», нож «пычах» в деревянных ножнах «калып».
На голове носили шапки «пюрюк» из домотканой материи в форме ермолки или меховые ушанки, а летом - картуз. На ногах у всех мужчин были сапоги «удук» из кожи домашней выделки, иногда, у бедных с холстяными голенищами. Встречалась и обувь из оленьего камуса (2, с. 26).
Женский традиционный костюм состоял из бязевой рубахи синего цвета «кунек» длиною до пят, застегивающейся на груди мелкими пуговицами. Полы были обшиты лентами из черной ткани. Вязевые синие штаны «штан» не имели разреза. Грудь плисового с подкладом халата «пантек» украшалась двумя рядами раковин каури «чаланбаш» или вышивалась геометрическим узором их цветных ниток. Голову покрывади платком «плат» красного или желтого цветов, на ногах были кожаные галоши «чарык» или сапоги «удук».
Незамужние женщины и девушки заплетали волосы в 3-5-7 косичек с украшениями на концах. Замужние женщины имели две косы.
Женщины применяли также украшения: серьги из стальной проволоки или меди с бисером, тонкие кольца или медные перстни. У зажиточных можно было увидеть ожерелье из 3-х рядов стеклянных бус разных цветов.
Заключение
Шорская традиционная культура претерпела за последние десятилетия значительные изменения. Эти изменения в значительной степени происходили в форме межкультурного диалога, основанного на межличностной коммуникации, наиболее ярко выраженной в поселках с этнически смешанным населением. Большое влияние на духовно-культурные традиции и особенности мировоззрения шорцев оказывали тесные контакты с русским населением.
Шорцы делают все, чтобы для своего народа процесс этнической ассимиляции остановить. Праздники, обряды, национальные костюмы, пробуждение интереса к старине этому способствуют.
Список литературы
Алексеев, Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири [текст] / Н.А. Алексеев. - Новосибирск, 1984. – 120 с.
Алтын Шор / Золотая Шория / авт. Л. Чульжанова. – Междуреченск, 2010. – 47 с.
Духовная Шория. Шорский фольклор в записях и из архива профессора А.И. Чудоякова. – Кемерово: ИПП «Кузбасс», 2008. – 352 с.
Кимеев, В.М. Шорцы. Кто они? [текст] / В.М. Кимеев. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1989. – 179 с.
Потапов, Л.П. Шорцы [текст] / Л.П. Потапов // Народы Сибири. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. – 187 с.
Современное положение и перспективы развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: независимый экспертный доклад [текст] / Под.ред. член-корр.РАН В.А. Тишкова. - Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2004. – 123 с.
Уртегешев Н. О шорской символике // «Туган Чер» (Родная земля), №7 Июль, 1998.
Приложение
Украшения1. Медный перстень «чустуг», 2. Приплётка к косе «чинча», 3. Медный перстень «чустуг», 4. Приплётка к косе «чинча», 5. Железная ушная подвеска «ызырга», 6. Оловянная серьга «ызырга», 7. Латунная ушная подвеска «куйга»
Орнамент1. Воротник «чага», 2. Пояс «кур», 3. Бархатный воротник «чола». 4. Ситцевый воротник «мончир», 5. Меховые рукавицы «мелей», 6. Кисет «нанчык», 7. Кисет «нанчык», 8. Кожаный кисет «сыксыш», 9. Меховые рукавицы «мелей»

Медиаресурс «Виртуальный исследовательский институт культуры коренных малочисленных народов Сибирского федерального округа» создан в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» при поддержке Министерства культуры РФ (государственный контракт 6269-01-41/14-14 от19.12.2014 г. )

Рис.1. Женский шорский костюм. Из фондов Музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета.

Рис.2. Модели национальной шорской одежды (фото предоставлено О.А. Соловьяновой).

В произведениях устного народного творчества часто упоминается о том, что благополучно живущий человек – это тот, у кого есть хорошая одежда; счастливый человек – кто имеет про запас вторую одежду, а не имеющий в жизни удачи – тот, у кого через истертую одежду ветер холоди тело.

Мужская и женская одежда почти одинакова, состояли из рубахи, штанов и халата с вышивкой у ворота, на обшлагах и подоле. Зимой надевали несколько халатов. Обувью служили кожаные сапоги с длинными голенищами. Женщины носили платки, мужчины – шапки. Характерной особенностью шорского женского платья было наличие аппликаций – двух полосок контрастной ткани, которые пришиваются поперёк платья в разных местах.

Особое внимание обращается на материал, который определял предназначение зимней и летней одежды. Если повседневная одежда отличалась простотой и целесообразностью, то праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений, с целым рядом приёмов драпирования фигуры. Многосоставность народной одежды определяет тот идеал прекрасного, которому женщина (девушка) соответствует в народной среде, т.е. одежда формирует её пластический образ.

Будничные платья – из ситца, сатина, фланели, для праздничных платьев используют дорогие шелка, украшают их однотонными полосками из другого материала. Эти изделия насыщены цветом.

Рис.3. Современная стилизация шорского национального женского костюма (фото И.А. Сечиной).

Рис.4. Кожаные сапоги. Из фондов музея Детского этнографического объединения «Тазыхан» (г. Новокузнецк).

Женский традиционный костюм состоял из бязевой рубахи синего цвета «кунек» длиною до пят, застёгивающейся на груди мелкими пуговицами. Полы были обшиты лентами из чёрной ткани. Бязевые синие штаны «штан» не имели разреза. Грудь плисового с подкладом халата «пантек» украшали двумя рядами раковин каури «чаланабаш» или вышивали геометрическим узором из цветных ниток. Отмечают преобладание синего и чёного цветов в одежде. На ногах были кожаные галоши «чарык» или сапоги «удук».

Традиционный фасон – спереди и сзади на кокетке; рукава – длинные; под мышкой вставляют четырёхугольник из той же или другой ткани; на спине под кокеткой делают крупные складки. Воротник обычно простой, как у рубашки. Ворот застёгивается на пуговицы. Манжеты на рукавах часто украшают узором, подол окантовывают тканью. Поверх платья надевают халат, сшитый из хлопчатобумажной ткани и богато орнаментированный аппликацией из другого материала.

Одним из наиболее орнаментируемых изделий является женская распашная одежда саки, халаты. У шорцев лёгкая верхняя одежда представлена коротким халатом кендырь, именуемым так по названию растения, из волокон которого делали ткань. Его покрой разрез прямой, полы сходящиеся, спинка и полочки из одного или двух перекинутых прямых полотнищ, в боках вшиты косые клинья. Халат этот шьётся без подкладки, длиною до колен. Он запахивается при подпоясывании левой полой наверх, но носятся и нараспашку. Ворот, а иногда и обшлага его обшиты какой-либо материей с весьма простой вышивкой шерстяными нитками.

Замужней женщине нельзя ходить с непокрытой головой даже у себя дома, чтобы не показаться в таком виде старшим мужским родственникам мужа и не нарушить старого обычая. Обычно голову повязывали платком, складывая его треугольником: один угол опускается на спину, а два других завязывают на затылке узлом. Другой способ: концы платка не завязываются сзади, а перебрасываются на лоб, где свиваются жгутом. Платок обычно ситцевый с узором размером 80х90 см или 65х86 см. В узоре платков преобладали красный и жёлтый цвета. В праздничные дни надевают старинную шапку порук, отороченную мехом соболя.

Рис. 5. Халат охотника. Из фондов музея Детского этнографического объединения «Тазыхан» (г. Новокузнецк).

Рис.6. Отделка женского платья. Из фондов музея Детского этнографического объединения «Тазыхан» (г. Новокузнецк).

Мужская одежда , так же как и женская, состояла из рубахи (кунёк), штанов (чембар, штан) и халата (шабур) с вышивкой у ворота, на обшлагах или подоле. На плечах нашивались полоски материи синего или зелёного цвета.

Мужская рубашка шьётся из той же хлопчатобумажной ткани, что и женские платья и халаты, по кокетке украшается мелким узором или полосками другой ткани, по подолу пропускается орнамент аппликацией по ткани. В целом утвердилась традиция дополнения аппликации всевозможными украшениями. Среди них такие, как бисер, разноцветные бусы, пуговицы различной формы и размера, монеты, кусочки меха и другие. Головные уборы мужчин разнообразны: картузы из ткани, кожи или бересты; круглые холщовые шапки в форме колпака с круглой тульей, на макушке собранной в сборки, иногда вышитой; охотники носили подобие капора с завязками; зимой – меховые шапки. Обязательным элементом мужской одежды являлся кисет «нанчик».

Зимой надевали несколько халатов. Их носили, запахивая слева направо и подпоясывая длинным поясом кур, который ткали на самодельном станке из шерсти нескольких цветов.

Южные шорцы делали одежду из кендыря (домотканый холст из волокон конопли или крапивы), северные – чаще из покупных тканей, зажиточные носили покупную одежду, зимой – овчинные шубы мехом внутрь, крытые материей. Обувью служили кожаные сапоги (одук, чарык) с длинными голенищами (у бедняков – из кендыря). Вместо портянок ноги обматывали мягкой травой «азагат».

Особой праздничной, ритуальной одежды у обычных людей не было, а вот костюм шамана отличался рядом деталей.

Костюм шорского шамана. В конце 19-начале 20 вв. шаманки камлали в обычной одежде. Мужчины-шаманы камлали в летнем халате, кафтане из чёрной материи, который опоясывали зелёной или синей опояской (опояска белого цвета не разрешалась!). Голову повязывали: мужчины – белым или красным платком, женщины – платком, концами спереди на лбу. Иногда вместо платка была шапка из шкурки филина с крыльями или матерчатая шапка в виде колпака с нашитыми на макушку перьями филина. В более поздние времена шаманы одевали во время камлания специально выполненные костюмы, которые обильно украшались шаманскими атрибутами: колокольчиками, жгутами, перьями птиц. На шаманских костюмах встречались различные виды подвесок и накладок:

  • плоские металлические подвески прямоугольной формы, овалы и кольца;
  • бубенцы, колокольцы;
  • раковины каури или медные пуговицы, которые прочно прикреплялись или подвешивались к одежде.

Эти гремящие и звенящие элементы призваны были отпугивать злых духов.

На шаманской одежде располагались узелки или шишечки, которые делались из кручёной верёвки, шнура или золотой нити и соединялись прямыми нитями из того же материала. С левого плеча до земли свешивается большой чёрный жгут, на верхнем конце которого изображена голова и белая пасть (как змея); 4 ноги и раздвоенный хвост. Это символ чудовища из подземного мира. С правого плеча до земли свешивается большой зелёный жгут – символ помощника. На жгуте изображается: вверху – голова с перьями совы, медный глаз; внизу – ноги и хвост из красного материала. На плече пришивали два пучка перьев беркута, на них будто шаман летел на «седьмое небо». На спине ниже ворота пришиваются 9 кукол с перьями филина, ниже – колокольчики (60-90 штук) и железные кольца с подвесками. На спине также висели 9 связок жгутов до земли. Впереди по линии груди и по талии пришиваются по 9 жгутиков.

.

Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Гимназия № 18»

Кукла

в национальном

костюме

коренных народов

Кузбасса

с региональным компонентом.

Учитель ИЗО

Ленинск-Кузнецкий

Технологическая карта урока

Чернова Марина Федоровна

Место работы

МБНОУ «Гимназия №18» г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская обл.

Должность

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

Темы и номера уроков в теме

4 четверть (4)

Мода, культура и ты. Композиционно -конструктивные принципы дизайна одежды. Особенности костюма шорцев и телеутов.

Базовый учебник

Изобразительное искусство. учеб. Для общеобразоват. Учреждений / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменског. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.

Тип урока: изучение и нового материала

Класс: 8

Урок № 30

Тема: Мода, культура и ты. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды. Особенности костюма шорцев и телеутов.

Задание: Выполнить куклу в национальном костюме коренных народов Кузбасса

Цели для ученика

Познакомиться с особенностями костюма телеутов Выполнить куклу в национальном костюме.

Задачи

Образовательные:

Собрать информацию о народном костюме телеутов

Развивающие:

Развивать наблюдательность, память, речь, мелкую моторику рук, творческое воображение.

Воспитательные:

Расширять кругозор, интерес к национальной культуре

Способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, усидчивости

Тип урока : у рок изучения нового учебного материала

Опорные понятия, термины: : костюм, телеуты, тошток, чампар, телен, очкор, тагайа, чарык

Зрительный ряд: таблицы с национальным орнаментом телеутов, презентация преподавателя, готовая кукла,

Литературный ряд : Лаврина В. История Кузбасса в рассказах для детей. - Кемерово.: ИПП Кузбасс, 2007.- 28-29с.

Оборудование для учащихся : гуашь или восковые мелки или фломастер, карандаш, ножницы, клей, кисти, бумага, ткани.

1 Изобразительное искусство: интегрированная программа: 5-8 (9) классы [Текст] / [Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская, Е. С. Медкова]. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 200 с.

2 Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Селиванов Н.Л., Селиванова Т.В., Павлова Г.В. / Под ред. Савенковой Л.Г Издательство Русское слово

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент (1 мин.)

Проверка готовности учащихся к уроку

Проверяют наличие материалов и инструментов

Регулятивные УУД

Самооценка готовности к уроку

2.Введение в тему (2-3 мин.)

Решение ребуса [прил.№1]

Как называются коренные народы Кузбасса? Где проживают.

Решают ребус. Слово «костюм»

Личностные УУД сформированность уважения к традициям и культуре других народов, бережного отношения к материальным и духовным ценностям;

3.Восприятие учащимися учебными материалами (7-10 мин.)

Показывает презентацию. Знакомит с особенностями национального костюма телеутов[прил.№2]

Сравнивают телеутский костюм с русским национальным женским костюмом.

Отвечают на вопросы:

Какие особенности костюма телеутов вы узнали? Какие элементы русского женского костюма вы знаете? Что общего в этих костюмах и чем они отличаются? Какие новые слова узнали и что они обозначают?

Предметное УУД

сформированность художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

Коммуникативные УУД

аргументировать свою точку зрения и давать оценку о выборе

4.Подготовка к практической работе (3-5)мин

Формулирует задание «Выполнить по шаблону куклу в национальном костюме»

Предлагает:

1.Вырезать куклу по шаблону;

2. Рассмотреть орнаменты в таблицах;[прил. №3]

3.Оформить шаблон материалами по выбору (гуашь, мелки, фломастеры, аппликация из цветной бумаги, коллаж из ткани);

4. Собрать куклу

Выбирают материал для практической работы

Регулятивные УУД

Развивать умения планировать свои действия в соответствии творческой задачей,

фиксировать способ деятельности, составлять план работы над образом, формировать способы деятельности,

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

5.Практическая работа(15-20)мин

Показ работы с элементами шаблона.

Показ вариантов готовых кукол.

Выполняют работу индивидуально

6.Рефлексия деятельности на уроке (3-5)мин

Подводит обучающихся к выводу о особенностях национального костюма телеутов.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Выделяет оригинальные куклы.

Оценивание работ одноклассников

Познавательные УУД

Уметь определять понятия, сравнивать, анализировать, обобщать, логически рассуждать, делать выводы и умозаключения

Перечень оборудования Компьютер, проектор

Список информационных источников 1.Кацюба Д.В. Материальная культура бачатских телеутов [Текст]; учеб. пособие./Д.В. Кацюба - Кемерово, КемГУ,1991- с.128-139.

2.Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? [Текст] Этнографические очерки В.М. Кимеев - Кеме­ровское книжное издательствоД989. -с. 103-106.


дополнительного образования


Кемерово 2016

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр творчества Заводского района» города Кемерово

на городское научное соревнование «Юниор»

Номинация: Культура

Шорский халат«Кендырь»

Голубева Софья, Жукова Дарья, 5 класс,

творческое объединение: «Моделирование и конструирование

Научный руководитель:

Ворошилова Н.И., педагог

дополнительного образования,

МБОУДО «ЦТ Заводского района» г. Кемерово

Кемерово 2016

Введение

В последнее время в России ежегодно стали проводить мероприятия, посвященные традиционной культуре народа. Многие священные места шорского народа были восстановлены. Проведена большая работа по изданию шорского фольклора. Но несмотря на все это все же нужно признать, что шорский народ относится к категории исчезающих в нашей стране.

Сегодня шорцев относят к коренным малочисленным народам России и с каждым годом их численность, к сожалению, становиться все меньше. Современные шорцы - это обычные жители России, которые, как и многие другие люди нашей страны получают образование, строят карьеру. Некоторые из них даже занимают должность депутатов в областных органах власти. Это в свою очередь дало толчок тому, что в России стали финансироваться программы по поддержке этого малочисленного народа.

В городах начали работать кружки по изучению родного языка, шорская культура постепенно стала возрождаться. Сейчас существует множество шорских ансамблей, которые выступают с песнями на шорском языке и традиционными шорскими танцами. Так же полностью были восстановлены традиционные народные костюмы шорцев .

В Центре творчества Заводского района тоже есть творческое объединение «Конструирование и моделирование одежды», где мы в месте с руководителем изучаем костюмы разных национальностей. Нас заинтересовал шорский костюм, и мы предложили руководителю по подробнее изучить, как и из чего древние шорцы шили шорский национальный костюм. Так возникла исследовательская работа «Изготовление шорского халата- кендырь».

Цель: Знакомство с национальной одеждой коренных жителей Кузбасса – шорцев.

Задачи:

    Собрать информацию о народном костюме шорцев - халат-кендырь.

    Изготовить национальный шорский костюм - халат-кендырь.

    Презентовать шорский народный костюм - халат-кендырь.

В ходе нашей работы были использованы следующие методы:

    Анализ источников информации;

    Сравнение;

    Обобщение полученных данных.

    Шорский национальный костюм

Шорцы – это лесные оседлые племена, ранее жившие изолированно друг от друга по долинам многочисленных горных рек и притоков. Они умелые охотники и рыболовы. Русские называли их кузнецкими татарами – за их умение плавить железо и изготавливать из него оружие, котлы, топоры и другие предметы. От них и пошло название нашего края – Кузнецкая земля. Шорцы в основном проживают в Таштагольском районе и Горной Шории.

В произведениях устного народного творчества часто упоминается о том, что благополучно живущий человек – это тот, у кого есть хорошая одежда; счастливый человек – кто имеет про запас вторую одежду, а не имеющий в жизни удачи – тот, у кого через истертую одежду ветер холодит тело.

У шорцев мужская и женская одежда почти одинакова, состояли из рубахи «кунек», штанов «штан» и халата с вышивкой у ворота, на обшлагах и подоле. Зимой надевали несколько халатов, обувью шорцев служили галоши «чарык» и кожаные сапоги «удук» с длинными голенищами, которые бедняки делали из кендыря. Вместо портянок ноги обматывали мягкой травой «азагат». В начале ХХ в. шорские модницы перешли на покупную обувь фабричного производства. Женщины носили платки, мужчины шапки. Повседневная одежда отличалась простотой, и целесообразностью, то праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений, с целым рядом приёмов драпирования фигуры. Многосоставность народной одежды определяет тот идеал прекрасного, которому женщина (девушка) соответствует в народной среде, т.е. одежда формирует её пластический образ. Будничные платья – из ситца, сатина, фланели, для праздничных платьев используют дорогие шелка, украшают их однотонными полосками из другого материала. Эти изделия насыщены цветом.

Верхняя одежда шорцев ограничивалась коротким холщовым халатом. Он являлся как праздничной, так и повседневной одеждой шорцев.

Одевали на охоту

На домашнюю работу,

На прогулку, в огород,

И носили круглый год.

Одним из наиболее орнаментируемых изделий являлась женская распашная одежда халаты «кендырь» именуемым по названию растения, из волокон которого делали ткань. Женщины ткали кендырный холст из конопляных волокон на самодельном ткацком станке. Ткань была довольно грубой, но носилась долго. Халаты выкраивались более объемными, их стан состоял из двух прямоугольных полотнищ, перегнутых пополам по линии плеч, рукава выкраивались прямоугольной формы, пришивались прямо к основе без проймы. Ниже рукавов пришивались клинья трапециевидной формы, расширяющей к низу, что обеспечивало удобство при ходьбе.

Халат этот шьется без подкладки длиною до колен. Он запахивается при подпоясывании, но носятся и нараспашку. Все операции по шитью производились вручную. Ткань раскраивалась острым ножом, сшивали с помощью шила и иглы прочными кендырными нитками. Для вышивки нитки красили, чтобы получить разные цвета использовали листву цветов, их корни и цветки. Допустим цветы пижмы использовали для получения желтого цвета, корни кандыка- для красного. Воротники халатов состояли из двух прямоугольных полос ткани, углы были округленными обшивались кантом, на воротнике вышит орнамент из геометрических элементов в виде зигзага, где две зигзагообразные линии изображаются пересечёнными друг с другом, таким образом образуются ромбы. Ромб у шорцев является причастным к объектам природы относящимся к разряду почитаемых. Отделочной тканью обшивались края полок халата, при этом орнамент мог не совпадать по своим

мотивам с декором воротника. Орнамент на полках халата включал мотивы арки, зигзага, круга. Элемент круга достаточно широко представлен в декоративном искусстве шорцев. Круг означает целостность, единство, непрерывность, динамику и цикличность жизни человека, знак солнца и полный луны. Дуга или арка, являющаяся по своей сути половинкой круга соответственно близка к нему по семантике-обе являются отражением культа небесных светил. На обшлагах рукавов вышивался один из мотивов шорцев- зигзаг с петлей в изломе, как элемент символа почитаемой горы со светилом в вершине. Непременным элементом костюма шорцев, который орнаментировался, были пояса. Как и воротники пояса кур шились двухслойными, декор составлял орнамент из зигзагов и пришитых пуговиц, пуговицы по своей круглой форме являлись носителями оберега тельной семантики. Такие пояса не завязывались на талии, а охватывая ее широкой полосой, застегивались с помощью пуговиц и воздушных петель. Кимеева, 1994.

Замужней женщине нельзя ходить с непокрытой головой даже у себя дома, чтобы не показаться в таком виде старшим родственникам мужа и не нарушить старого обычая. Голову повязывали платком, складывая его треугольником, один угол опускается на спину, а два других завязывают на затылке узлом, платок обычно ситцевой с узором размером 80*90см или 65*86с.

Рис1.Шорский национальный

костюм

В узоре платков преобладали красные и желтые цвета. Женский костюм оживлялся самодельными или покупными украшениями- ушными накостными, шейными, налобными, а также кольцами и перстнями. Материалом служили бисер, раковины каури, медная проволока, шерстяные шёлковые нитки, пуговицы, серебряные монеты, конский волос и т.п.

Замужние женщины заплетали волосы в две косы, концы которых соединялись несколькими рядами бус, свободно свисавших цепочкой ниже талии. Незамужние девушки заплетали косы в одну (три-пять-семь) косичек (обязательно нечётное количество кос).

У девушек косы оканчивались накостным украшением «чинча»- жгутами, сплетёнными из конского волоса, обвязанными нитками с бусами, раковинами каури, серебряными монетами и маленькими медными колокольчиками. Всё украшение свито очень прочно и тщательно, при ходьбе украшения издают своеобразный звон. Эти звенящие элементы призваны были отпугивать злых духов . Кимеева, 1994

На шею шорские женщины надевали несколько нитей бус. Зажиточные надевали на шею ожерелье «мончуг» из трех рядов бус разных цветов.

Ушными украшениями считаются серьги с подвесками из нитей бисера, раковин каури и серебряных монет.

Серьги «ызырга» делаются из медной проволоки, которая сгибается в спираль из пяти- шести оборотов и свободным концом, загнутым в виде крючка, вдевается в отверстие ушной мочки.

Особенности традиционной одежды шорцев объясняются их образом жизни, связанным с охотой, оседлым скотоводством, примитивным земледелием и относительно низким уровнем социально-экономического развития.

Рис 2. Серьги «ызырга»

С ХХ века начался активный процесс заимствования от русских верхней одежды, головных уборов и нижнего белья, которое стали носить под влиянием городской культуры. Традиционный костюм в настоящее время практически нигде не сохранился.

Только сапоги «удук» из кожи собственной выделки продолжают носить мужчины- охотники в таёжных посёлках. В повседневном же быту они уступили место фабричной обуви: валенкам, сапогам, ботинкам и др.

Рис 3. Шорские сапоги «удук»

    Технология изготовлении шорского халата «Кендырь»

Для изготовления национального шорского халата понадобились следующие материалы:

1.Ткань габардин

2.Тесьма – вьюн

3.Швейная машина

4.Гладильная доска, паровой утюг.

5.Ручная игла №3, булавки, ножницы, напёрсток.

6.Нитки хлопчатобумажные №40- для машинных работ, №60- для ручных работ.

7. Сантиметровая лента, линейка закройщика, мелок. Приложение 1, рис.3.

3. Последовательность изготовления изделия

    Для того что бы сшить такой халат, мы сделали выкройку.

    Перенесли детали выкройки на ткань.

    Произвели раскрой.

    Приступили к пошиву изделия.

    На воротнике, планке, обшлагах и поясе вышили орнамент с помощью тесьмы.

    Пришили готовые детали воротника и планок к полочке халата, края обработали косой бейкой.

    Горловину спинки обработали обтачкой.

    Сшили плечевые швы.

    К рукавам пришили готовые обшлага, затем рукава пришили к основе.

    В боковые швы вставили косые клинья.

    Подшили низ изделия.

    Обработали пояс.

    После выполнения всей работы произвели чистку изделия (обрезать все нити) и ВТО (влажно тепловую обработку.)

Заключение

Целью нашей работы было изучение национальной одежды коренных жителей Кузбасса.

В результате нашего исследования из источников информации мы много узнали о шорском народе. Мы собрали информацию о народном костюме шорцев и изготовили шорский халат-кендырь.

Передо нами возникло много трудностей. И первая заключалась в том, что в городе или совсем отсутствует или очень мало литературы для изучения народных костюмов шорцев. Поэтому основной материал мы брали из интернета. Так же нам была оказана помощь Кимеевой Татьяны Ивановны кандидат культурологии, доцент кафедры музейное дело, руководитель отдела этнографии музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ. Она нам предоставила информацию об истории шорского костюма, мы посетили мастер-класс, на котором студенты факультета истории и международных отношений демонстрировали создание женских украшений (серьги «ызырга»).

За основу своего изделия халат «кендырь» мы взяли образец выставочного женского халата из музея КемГУ.

В итоге нашей работы мы изготовили шорский халат-кендырь.

Список литературы

    Кимеева,Т.И. Одежда, обувь и украшения шорцев [Текст]/ Т.И. Кимеева, В.М. Кимеев// Шорский сборник. Историко- культурное и природное наследие Горной Шории. –Кемерово. Кузбассвузиздат, 1994.

    . – Литература История Культура Кузбасса. Шорцы.

    . – Коренные народы Севера. Шорцы.

Приложение1



Рис 1, 2. Шорский халат «Кендырь»


Рис 3. Раскрой шорского халата