Одаренным ребенком можно считать того кто. Детская одаренность. Особенности педагогической работы с одаренными детьми

Томасу Эдисону, возможно, самому блестящему изобретателю в истории человечества, когда-то сказали, что он слишком недалекий и неспособный к обучению. Альберт Эйнштейн, величайший физик, с детства слышал от многих людей, что он ни на что не годен. Одаренность – это сложный подарок судьбы, а дети с высоким интеллектом часто бывают непонятыми и недооцененными.

Что такое одаренность? Это когда способности ребенка значительно выше нормы для их возраста. И одаренность может проявляться в разных сферах: языки, творчество, математика или наука.

Как можно распознать её в детях?

1. Они постоянно спрашивают, как все устроено

Любопытство одаренного малыша можно сравнить с поведением домашнего животного, постоянно изучающего окружающую среду. Одаренные дети всегда и обо всем интересуются. Родителям можно пожелать только терпения, чтобы справиться с непрекращающимся потоком вопросов.

2. Они предпочитают компанию взрослых людей

Одаренные дети быстро схватывают темы, обсуждаемые в садике и школе, особенно в раннем возрасте. В результате им становится скучно общаться со своими сверстниками. Потому ребенок будет искать компанию более старших детей или взрослых.

3. Они любят читать

Неудивительно, что большинство суперуспешных людей, например, Уоррен Баффет, Билл Гейтс, Марк Цукерберг и многие другие, в детстве обожали читать. Одаренные дети действительно быстрее и раньше выучиваются чтению, а потом взахлеб поглощают книги.

4. Они глубоко изучают предмет

Ребенок, который умеет выдавать оригинальные мысли и идеи, вероятно, является одаренным и исключительным. Большинство маленьких детей обычно пересказывают заданный материал для учителя, а одаренный ребенок изучит еще и дополнительную информацию, чтобы глубже понять тему.

5. Они умеют сосредотачиваться

Одаренные дети, как правило, обладают удивительной сосредоточенностью. Когда им дают задачу, они упорно работают над ней до завершения. Телевизоры, видеоигры и социальные сети не отвлекают их внимания.

6. Они неидеальны

Даже одаренные дети не являются идеальными людьми. Они могут показывать прогресс в определенных областях, но оставаться невнимательными, ленивыми или же сражаться с собственной неорганизованностью.

7. Они берут на себя лидерские роли

Не все одаренные дети берут на себя инициативу, но лидерство – это их конек. Даже одаренный ребенок-интроверт будет время от времени выходить из своего собственного мира, чтобы направлять своих сверстников. Такое часто происходит во время групповых проектов. Ребенок просто умеет видеть, переосмысливать и решать проблему, задавая своим сверстникам направление.

8. Они превосходят ожидания

Естественно, когда ребенок мал, мы не ожидаем от него слишком многого. Но одаренность проявляется быстро. Такой ребенок начинает опережать этапы стандартного возрастного развития: раньше читать, раньше говорить, раньше развиваться во всех смыслах.

9. Они быстро понимают схемы и шаблоны действий

Одаренные дети имеют исключительную способность замечать установленные схемы и шаблоны, то есть логику поведения и действий. Они все замечают и фиксируют, например, расписание автобуса под домом. Такие дети наблюдательны и быстро запоминают ключевую информацию.

10. Они обладают широтой знаний

Илон Маск, основатель компаний SpaceX, Tesla и Solar City, был одаренным ребенком. Когда он перечитывал все книги, имеющиеся в наличии, то принимался за энциклопедии. Из-за их стремления к знаниям, одаренные дети жадно накапливают и хранят информацию всех видов.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность - уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.

Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности.

1.2. Виды одаренности

Выделяют три вида одаренности:

Академическую;

Интеллектуальную;

Творческую.

Академическая одаренность – «умение блестяще усваивать, то есть учиться».

Для академической одаренности значимы следующие слагаемые:

    интеллектуальные способности

    мотивация

    креативность

Психологические особенности детей, демонстрирующих академическую одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об академической одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

Особое место среди одаренных детей занимают интеллектуальные вундеркинды . Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2-3 лет, освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию (пятилетний мальчик пишет «книгу» о птицах с собственноручно изготовленными иллюстрациями, другой мальчик в этом же возрасте составляет собственную энциклопедию по истории и т.п.). Их отличает необыкновенно высокое развитие отдельных познавательных способностей (блестящая память, необычная сила абстрактного мышления и т.п.).

Творческая одаренность - это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития.

1.3. Портрет одаренного ребенка

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

1.4. Социально-психологический портрет одаренного ребенка

I. Влияние социальной среды на одаренность.

1. Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выводы: социально-экономические условия влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни человека; чем более экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для развития человека.

2. Очень важным условие развития одаренности является семья, а именно: структура и эмоциональный климат семьи, стили родительских отношений, отношение родителей к детской одаренности.

Р. Хесс и в. Шипман разделили родительские стили взаимодействия на императивный и инструктивный.

Для первого характерны однозначные команды, например: «Делай так, как я сказал…», «Сиди спокойно…».

Родители ждут от ребенка беспрекословного соблюдения их указаний, их отношения основываются на авторитете взрослого.

Такой стиль развивает в ребенке пассивную податливость и наряду с зависимостью и конформизмом.

Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования обосновываются: «Убери игрушки, а я подмету пол…».

Родители беседуют с ребенком «на равных», доказывают, что их требования закономерны и разумны. Это воспитывает инициативу и твердость.

Еще одним важным аспектом является отношения родителей к детской одаренности. Очевидно, что этот фактор – один из основных, влияющих на реализацию возможностей ребенка. Типы отношений: отрицательное, игнорирующее, положительное,

II. Особенности познавательной деятельности.

Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении создавать альтернативные системы.

Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли.

Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить высокий порог восприятия в течении длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они не терпят, когда им навязывают готовые ответы.

Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач.

Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам.

III. Психосоциальная чувствительность.

Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья и сестры) весьма характерны для одаренных детей.

Дети обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к невербальным сигналам окружающих.

Эгоцентризм в этом возрасте как у обычных детей.

Нередко у одаренных детей развиваются негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

IV. Физические характеристики.

Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

Зрение одаренных детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.

V. Особенности системы отношений.

В дошкольном возрасте ведущая деятельность – ролевая игра.

У детей возникает достаточно выраженная и устойчивая потребность общения со сверстниками развивается потребность в признании их со стороны.

В старшем дошкольном возрасте наряду с наиболее значимыми взрослыми для ребенка становиться референтной и группа сверстников Некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут привести к непониманию их сверстниками, конфликтности их взаимоотношений, вплоть до изоляции ребенка со стороны детей.

Среди причин называются: неумение слушать собеседника, стремление к доминантности, брать на себя роль организатора совместных игр, тенденция к демонстрации собственных знаний (которая во многом закрепляется взрослыми), стремление монополизировать внимание взрослого, нетерпимость по отношению к менее успешным детям, некомформность, привычка поправлять других и т. д. Л. Хомиенгуерт указывает еще на одну причину возможной изоляции одаренных детей – в силу высокого умственного развития им могут быть неинтересны игры сверстников.

Сталкиваясь с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и не понимая их причин, такие дети часто стремятся к дружбе с взрослыми или со старшими детьми.

Но в общении с последними у них могут возникнуть трудности.

Причина в том, что старшие опережают в физическом развитии, в силу чего одаренным детям трудно стать лидером в таком обществе.

Одаренные дети в большей степени, чем их сверстники с обычным уровнем развития, подвержены негативному влиянию неблагополучия в сфере взаимодействия и взаимоотношений из-за их повышенной чувствительности к социальной действительности.

Поэтому различные нарушения в общении с людьми могут существенно сказаться на их представлении о себе и своих возможностях, тогда как важнейшим условием реализации их потенциала является наличие у таких детей позитивной Я-концепции.

VI. Поведенческие особенности, свидетельствующие о социально-психологической дезадаптации.

Продолжительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей одаренного ребенка может привести к эмоциональным сложностям, неврозам и даже психозам.

Неврозы могут вызвать периоды депрессии, когда ребенок не в состоянии понять причины неприятия окружающими естественных для него тенденций и стремлений.

Он может уйти в воображаемый мир, где стирается граница между реальностью и вымыслом.

Из-за скрытых, неосознаваемых высоких родительских ожиданий у ребенка у ребенка может развиться стремление доводить все совершенства – перфекционизм.

Многие папы и мамы считают своего ребенка одаренным, но большинство детей — гении только в глазах своих родителей. Тем не менее, к некоторым малышам действительно применимо слово "одаренный". Есть несколько указаний на одаренность вашего ребенка.

  1. Хранит информацию. К большинству детей применима пословица "Что в одно ухо влетело, из другого вылетело". Дети, которые более развиты умственно, сохраняют большое количество разнообразной информации и способны вспомнить ее позже. Пример: шестилетний мальчик вернулся из музея космонавтики и нарисовал в деталях космическую ракету, которую он там видел.
  2. Обширный круг интересов. Одаренные дети демонстрируют интерес к разным вещам. Один месяц они могут сходить с ума от динозавров, а на следующий месяц увлечься астрономией и т.д.
  3. Рано начинает читать и писать. Если ваш ребенок одарен, он может начать читать и писать очень рано даже с минимумом обучения.
  4. Музыкально или художественно одарен. Дети, которые проявляют необычные способности к музыке и/или искусству, часто считаются одаренными. Так, например, дети, которые могут рисовать предметы в перспективе или имеют абсолютный музыкальный слух, попадают в категорию одаренных.
  5. У ребенка бывают периоды глубокого сосредоточения. Детям обычно несвойственны периоды длительного внимания, но одаренные дети способны на более длинные периоды сосредоточения внимания, чем не одаренные.
  6. Имеет хорошую память. Некоторые одаренные дети способны помнить вещи, которые случились с ними в более раннем возрасте. Например, двухлетний малыш может вспомнить (без напоминания со стороны взрослых) эпизод, который случился с ним, когда ему было 1,5 года.
  7. Имеет "продвинутый" словарный запас. Если ребенок рано заговорил, это не обязательно говорит о его одаренности, но если ваш малыш использует "продвинутые" словарь и предложения, то он действительно может быть таким умным, как вы думаете. Например, обычно двухлетние дети говорят такими фразами "Там собачка". Одаренный ребенок может сказать: "В саду коричневая собачка. Она нюхает наши цветы".
  8. Уделяет внимание деталям. У одаренного ребенка есть пристрастие к деталям. Ребенок постарше может желать знать, как устроены вещи, как они работают. А ребенок помладше может положить игрушки туда, откуда он их взял, или заметить, если какую-то вещь передвинули с ее привычного места.
  9. Действует как собственный критик. Обычно дети не очень озабочены тем, что делают они сами или другие дети, если только у их друзей нет игрушки, в которую они бы поиграли. Одаренные же дети уделяют внимание тому, что делают другие, но более всего они критично относятся к себе. Например, ребенок, который выиграл соревнование по плаванию, может сказать: "Жаль, что я не улучшил свой собственный рекорд".
  10. Понимает сложные понятия. Дети, которые высоко развиты интеллектуально, способны воспринимать сложные понятия и отношения и думать абстрактно. Они способны понимать глубинные проблемы и думать об их решениях. Пример: обычный четырехлетний малыш с удовольствием рассматривает книжку о животных и их детенышах. Одаренный малыш обязательно обратит внимание на то, что зверята и их родители — точная копия друг друга, только детеныши меньше.

Комментировать статью "Десять признаков одаренности вашего ребенка"

Вашего ребенка зачисляют на основе только медкарты, а уровень развития их не интересует были бы у вас деньги. Но опять я не про это про другое В МОСКВЕ НЕТ НОРМАЛЬНОГО САДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ.

Наконец-то я нашла первые в истории программы для раннего развития младенцев! Они созданы и реализованы в 1988 году. Это удивительно, но по ним ребенок начал читать - раньше, чем ходить, и делал это "про себя", показывая правильно на требуемое слово в длинном списке слов. Кроме того ребенок по этим программам в 1год и 2 месяца начал печатать на электрической пишущей машинке "Роботрон". Это произошло в феврале 1989 года и этот день отмечается во всем мире, как праздник "Печатать - раньше, чем...

Интерактивный спектакль для будущих гениев и их родителей в сентябре приезжает с гастролями в Москву. «Мечты, меняющие мир» - это первое в России масштабное шоу в жанре Edutainment (от education и entertainment) - обучение плюс развлечение. Проект успешно стартовал в Санкт-Петербурге и теперь открывает свои двери в столице, чтобы у маленьких москвичей тоже появился шанс реализовать мечты и раскрыть свои таланты. Премьерный спектакль пройдет 2 сентября в 19:00 в театре «Айвенго» («Цирк...

Проблема одаренности всегда интересовала родителей. Образованные родители мечтают иметь одаренных детей или внуков Многие хотят, чтобы дети хорошо учились в школе, овладели множеством знаний, были здоровыми. Некоторые мечтают о том, чтобы их дети овладели творческими профессиями, стали деловыми и предприимчивыми, духовно развитыми. Однако решить эту проблему в целом, раз и навсегда удалось только в 1989 году - в России. В 2000 году материалы по решению этой многовековой проблемы воспитания...

Ученые доказали, что традиционное образование сдерживает развитие наших детей. Вот что я прочитала, на эту очень актуальную тему в книге "Как развивать детей одаренными" П.В. Тюленева: : "Какие препятствия приходится преодолевать? Здесь нужно, чтоб душа была тверда и страх не должен подавать совета. И. Гете Пока не столкнешься, трудно себе даже представить, как много может оказаться препятствий на пути развития и сохранения одаренности. Попытаюсь рассказать или хотя бы упомянуть о том, с чем...

А расскажите мне про одаренность ваших детей. Может быть таланты особые, способности есть? Лет десять назад я малость переживала, что ребенок не унаследовал от меня вот этот пресловутый комплекс способностей "высокой нормы".

Минобрнауки разработало проект ведомственного приказа [ссылка-1] . Приказ этот содержит нововведения, которые способны нанести серьезный удар по школьному образовательному процессу. Давайте приглядимся к нему повнимательнее. Называется документ так: «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный...

Нормы сна имеют большое значение в полноценном развитии детей. Эта статья ознакомит вас с рекомендуемыми нормами сна для детей в разные возрастные периоды. Каждое живое существо должно спать. Это является основой раннего развития мозга. Циркадные ритмы, или циклы сон-бодрствование, регулируются светом и тьмой, и эти ритмы требуют времени для формирования, в результате чего режим сна новорожденных становится нерегулярным. Ритмы начинают развиваться примерно в шесть недель, и от трех до шести...

1. Умный человек – это не обязательно отличник или передовик производства. Умный человек знает чего хочет, понимает, как это воплотить в жизнь и делает это. 2. Опрятная внешность. Умный человек знает, что встречают по одёжке. Кроме того, психологи утверждают, что привлекательные люди обычно более приспособлены, популярны и умны – это называется гало-эффект или эффект ореола. 3. Здоровые зубы. По последним исследованиям, люди, прошедшие лечение у стоматолога, считаются более успешными и умными...

Многие родители часто слышат: «У вас невнимательный ребенок», «все ошибки в тексте из-за невнимательности». Да и сами родители, скорее всего, замечают, что их ребенок не может сосредоточиться на одной теме, часто отвлекается, может пропускать буквы при чтении, делать ошибки и не замечать их, задавать вопрос на одну тему и сразу перескакивать на другую. Все это - невнимательность. Воспитатель детского сада, учитель или психолог могут помочь Вам определить есть ли проблемы со вниманием у вашего...

Автор статьи: Светлана Губанова психолог 15.05.11 Родители не могут опекать своих детей, постоянно контролировать их или просто надеяться на счастливые обстоятельства. Зато можно защитить их, обучив определённым правилам безопасности, ожидая от них действий, соответствующих возрасту, которые не выходят за грань их возможностей. В итоге, родители защищают своих деток, предоставляя им свободу, нужную для взросления, но при этом дипломатично, «со стороны, наблюдая за каждым их шагом». Ссылка на...

Любой ребенок, пришедший в этот мир - гениален. Каждый ребенок неповторим и уже личность. У каждого есть свой собственный талант, а задача и прямая обязанность родителей во время увидеть, распознать этот талант и помочь его развить. Но ни в коем случае не гасить. Как и все дети разные, так и их таланты, они тоже очень разные. Кто-то любит музыку и поет песни. Кто-то больше расположен к танцам и красивым движениям, которые порой просто завораживают. А кто-то рисует без устали или часто...

У детей признак способностей - это повышенный интерес к какому-то занятию. Для меня не проблема запомнить название болезни, лекарства, понять почему, выучить состав крови. Может быть и у вашего ребенка талант или способность проявится позже.

А что изменится от того признают вашего ребенка одаренным или нет? И это норма. Вас же не удивляет, что ребенок не в месяц пошел, а в десять? И это тоже признак одаренности?

И поэтому никаких особых признаков одаренности ребенок на этой таблице не проявляет. Иринище, я знаю немецкий и Ваша уловка не удалась:-) По ссылке нет ничего конкретного про "диагностику гениальности ".

5- 10 процентов детей относятся к одаренным, и не надо мне рассказывать, что талант его ничем не прибьешь. что из одаренности вырастет зависит от окружения ребенка и от С другой стороны, это ведет к излишней "специализации" детей, и Ваши опасения не напрасны.

Тест: Таланты вашего ребенка. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Раздел: Образование, развитие (5 характерных признаков, указывающих на то, что у вашего ребёнка музыкальный талант).

Тест: Таланты вашего ребенка. Вот интересный тест (перепечатка их книги). Если какая-то характеристика особенно подходит ребенку, то ставите 5 баллов и т.д. Внутри каждой из 8 анкет просуммировать признаки и поделить на число признаков таланта.

Мне кажется, что в книгах по детской одаренности недостаточно внимания уделяется такой выдающейся специальной способности ребенка, как "социальная одаренность ". Так вот, обоих можно было назвать социально одаренными. Однако первый ребенок, как и Ваш...

Раздел: Развитие детского мозга (математическая одаренность site:conf.сайт). Одаренный ребенок. Элла! А оставшиеся 80%? Неспособные или не встретились? Теперь ответы на Ваши вопросы... Понятие " одаренность " тесно связано с понятием " способности ", в то же...

Родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности - каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Чаще всего одаренность ребенка остается не замеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным.

Многие родители заявляют: "Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком - таким, как все ". Или, в ответ на вопрос: "Каково вам воспитывать одаренного ребенка? " - они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в школе ребенку не приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям.

Ребенок остался тем же, но родительское восприятие изменилось: родители начинают нервничать, задаваться вопросом: "А так ли мы выполняем свои обязанности по отношению к ребенку? " В таких случаях напряжение может вытеснить радость семейных отношении. Существует также вероятность, что самовосприятие ребенка будет изменено ярлыком одаренности.

Пытаясь понять родительские переживания и дать им ответ, задаешься весьма серьезной проблемой: действительно ли думающие родители всерьез полагают, что быть одаренным - значит быть ненормальным не уметь найти места в компании сверстников, быть несчастным? Как ни печально, но таковы широко распространенные стереотипы, порой разделяемые родителями. Подобное отношение может серьезно мешать нормальному, счастливому детству; такие стереотипы необходимо развенчивать и уничтожать. Отрицание или игнорирование уникальных способностей ребенка в угоду общественным нравам, во всяком случае, уж никак не поможет ребенку найти свое место в жизни и стать счастливым. Идеальная родительская реакция радостного и должна, вероятно, лежать где-то посредине между игнорированием и эксплуатацией способностей ребенка.

Возвращаясь к изначальному заявлению о том, что первооткрывателями одаренных детей являются родители, уместно вспомнить, каковы же основные поведенческие характеристики одаренного ребенка, описанные в литературе и упоминаемые родителями (Vail, 1979; Martinson, 1974).

Наиболее часто родители отмечают раннюю речь, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета или чтения, нередко и другие характеристики: громадное любопытство ("Она задает миллион вопросов обо всем на свете! ") и цепкую память ("Он все запоминает в таких деталях "). Эти последние способности заслуживают особого внимания, наряду с быстрым восприятием ("Она все на лету схватывает ") воображением ("Он играет с воображаемыми друзьями " или "Она рассказывает мне такие фантастические истории "), в то время как роль отдельных конкретных достижений (умение читать или считать) не следует переоценивать.

Разного рода телепрограммы, развивающие игры, а также общение с родителями или старшими братьями и сестрами могут помочь вполне обычному ребенку справиться с теми или иными задачам.Одаренные дети проявляют свои способности по-разному, а иногда предпочитают их и вовсе не проявлять. Отнюдь не все исключительно способные дети рано начинают говорить, даже если для этого имеются соответствующие условия.

Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обезоруживающую озабоченность, которая может превратить самые важные для растущего человека связи - связи между родителями и детьми.

Различают одаренность:

  • социальную , иначе лидерскую;
  • художественную - музыкальную, изобразительную, сценическую;
  • психомоторную , определяющую исключительные спортивные способности;
  • академическую , которая проявляется в необычной способности к учению. Люди, обладающие этой способностью, обычно отличные специалисты;
  • интеллектуальную - это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. В семье такой ребенок - умник и умница, а в школе - отличник. Среди интеллектуальных детей есть такие, которые учатся на отлично только по одному - двум предметам и не успевают по другим;
  • творческую , которая проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении, но такие дети часто не достигают поставленной цели и слывут неудачниками. С детства они всех раздражают - и в семье, и в школе. Важно такого ребенка вовремя заметить и помочь ему.

Помимо явной одаренности, очевидной для всех, кто окружает ребенка, встречается одаренность скрытая, которая не проявляется в тех или иных странностях ребенка; с такими детьми педагоги и родители обычно испытывают большие трудности.

Среди таких детей можно выделить:

  • фанатов , увлеченных каким-то одним делом (компьютерные фанатики). Для них школа только помеха;
  • лентяев , которые впитывают любую информацию, но не хотят ничего делать;
  • скромников - детей с заниженной самооценкой, стремящихся не демонстрировать себя;
  • невротиков или даже психопатов, которые постоянно вступают в конфликты в семье и с окружающими;
  • чудаков или странных - спокойных мягких детей, не любящих конфликтовать.

Важно разглядеть в ребенке скрытую одаренность, иначе его способности могут так и не развиться. Такому ребенку особенно необходима помощь взрослых, особенно родителей.

Проблемы одаренных детей:

  1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляются оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка. Нарушения в поведении одарённых детей могут появится потому, что учебный план не соответствует их способностям.
  2. Игровые интересы. Одарённым детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя.
  3. Конформность. Одарённые дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.
  4. Погружение в философские проблемы. Для одарённых детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребёнка.
  5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.
  6. Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одарённых детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.

Уважаемые родители!

Только вы можете помочь своему ребенку и поддержать его. Вот некоторые рекомендации. Н.Роджерс в соответствии с принципами гуманистической психологии предлагает настроиться следующим образом:

    Я буду внимательно слушать тебя: твои чувства и мысли. Я услышу твою боль, твои мучения, твой гнев, печаль, радость.

    Я буду уважать тебя и твои решения, которые ты принимаешь по отношению к себе.

    Я буду не соглашаться с тобой, но я буду всегда уважать тебя и твою правду (найденную тобой).

    Я буду подбадривать и поддерживать тебя, чтобы ты пробовал новое, но я никогда не буду толкать тебя силой.

    Я учусь у тебя и открыт новому опыту, который я познаю в общении с тобой; временами я совершаю ошибки, поступаю так, как бы мне не хотелось, временами я заблуждаюсь. В таких случаях я скажу об этом тебе прямо, скажу “прости”.

Принимая эти советы и стараясь им следовать, вы быстрее будете находить решение ваших задач с детьми.

Высокоодаренные дети требуют особого внимания родителей, учителей, воспитателей. Вам необходимо поддержать и предоставить неординарным способностям этих детей пространство, сохранять в них игровое начало и развивать как эмоциональную, так и интеллектуальную сторону их личности. Только тогда они смогут творчески реализовывать свою одаренность.

Материал подготовила
педагог-психолог МАОУ ДОД "ЦДТ"

Текущая страница: 1 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Елена Николаева
Воспитать одаренного ребенка. Как?

Вместо предисловия

Если вы хотите иметь то, чего никогда не имели, вам придется делать то, чего не делали никогда.

К. Шанель


Как реагировать родителям, когда им говорят: «Ваш ребенок необыкновенно талантлив», «Ваш ребенок обладает выдающимися способностями», «Ваш ребенок гений»?

Что они должны делать, если им, напротив, ничего такого не говорят? Либо они слышат: «Ваш ребенок ни на что не способен», «Из вашего ребенка ничего не выйдет» или даже еще хуже? Как родителям поступать в этом случае? Насколько можно верить таким заявлениям учителей, специалистов и даже родственников?

Если они разочаровались в ребенке, мы должны последовать их примеру?

Когда они говорят, что ребенок гений, нужно бросить все и посвятить свою жизнь исключительно ему? Однако в этом случае ребенок очень быстро перерастет и возможности родителя, и возможности учителя. Как быть родителю с тем фактом, что он все отдал ребенку, а тот в какой-то момент его покидает и хочет жить самостоятельно? «Я тебе отдал(а) все, а ты…»

Конечно, под давлением он может остаться с матерью или учителем, особенно в тех случаях, когда взрослые уделяли внимание только таланту и тормозили развитие личности, чтобы привязать его к себе. Тогда родитель может стать менеджером, организатором выставок или концертов. И все же когда-то личность достигнет уровня таланта, и тогда человек захочет самостоятельно распоряжаться собственной судьбой и внутренним миром. В этом кроется обязательный конфликт гения с его близкими, решившими посвятить ему свою жизнь. Талант потому и талант, что он перерастает все вокруг. Пьеса «Дядя Ваня» написана давно, но люди по-прежнему совершают те же ошибки.

Конечно, можно поступать так, как Агриппина, мать Нерона. Когда прорицатель сказал ей, что ее сын будет царствовать, но убьет собственную мать, она ответила: «Пусть убьет, лишь бы царствовал». Она активно прокладывала сыну путь к трону и руководила всеми его действиями. Однако в какой-то момент он захотел сам управлять делами, что и привело в конце концов (а сын пытался убить мать неоднократно) к гибели Агриппины.

Имеется немало примеров и противоположных ситуаций, когда родители просто эксплуатируют талант ребенка, полагая, что, родив, они имеют все права не только на талант, но и на его судьбу. Следует сказать, что это также в какой-то момент приводит к разрыву отношений.

Когда-то я и мой коллега получили гранты на оказание помощи одаренным детям. Это было на заре перестройки, когда поддержку получали люди с разными взглядами, а эксперты могли занимать даже противоречащие друг другу позиции, если они были обоснованы. Мы действительно имели диаметрально противоположное представление о том, как нужно поддерживать одаренных детей. Мне казалось, что детям следует оказывать всевозможную помощь, тогда как коллега специально устраивал для своих подопечных препятствия, которые им необходимо было преодолевать.

Мы много и горячо спорили, и я была открытым противником методов моего коллеги, хотя его личность вызывала большое уважение. По прошествии времени и накоплении опыта я понимаю, что мы были правы оба. Мы работали с детьми разного возраста: у меня были дошкольники, у коллеги – подростки. Если одни нуждались в постоянной поддержке, то другие должны были стать самостоятельными и самодостаточными, чтобы набрать силы для преодоления жизненных трудностей, всегда препятствующих новому, какие бы времена ни были на дворе.

Усталые родители маленьких детей часто задаются вопросом: «Когда же он вырастет?»

Умудренные опытом мамы и папы точно знают, что ребенок растет стремительно. Именно поэтому требуется постоянное изменение и совершенствование стратегий воспитания. То, что так полезно годовалому малышу, может быть бесполезно для дошкольника и просто вредно для подростка.

В этой книге я попытаюсь ответить на вопрос: «Что и когда родитель может предложить ребенку, чтобы помощь была “вовремя” для раскрытия его таланта?»

Нужно развивать не креативность ребенка, а его личность. Ведь только уникальная личность сможет создать нечто новое, исключительное. Однако ни один родитель ни в одном своем сне не предскажет, что способен создать его ребенок. Все мы знаем, что личности не производятся на конвейере, а потому не существует четкой инструкции, когда и что добавить или что удалить для получения стандарта уникальности. Да и стандарта такого быть не может.

Задачей этой книги не является повышение уровня тревоги и ответственности родителей за будущий результат – реализацию или нереализацию таланта ребенка. Человек наследует не признак, а норму реакции признака. Ребенок получает от родителей не талант, а лишь возможность его проявления. Проявится он или нет, зависит от многих факторов, которые и будут здесь обсуждены.

У книги другая задача: превратить процесс формирования творческих способностей детей в творческую деятельность их родителей. Такое сотрудничество будет эффективным только в том случае, если для обеих сторон оно станет радостным и интересным. Это значит, что родитель НЕ ДОЛЖЕН формировать талант ребенка, а ребенок НЕ ДОЛЖЕН перед родителем его проявлять. Однако и родители и дети могут ХОТЕТЬ интересоваться этой жизнью и быть счастливыми от того, что они постигают ее вместе и радуют друг друга в процессе этого познания.

Глава 1
Одаренность и креативность

Есть время работать, и есть время любить.

Никакого другого времени нет.

К. Шанель


Когда мы говорим о творчестве, то обычно имеем в виду взрослых людей, достигших больших результатов в какой-то деятельности. Однако, обсуждая ребенка, у которого все еще впереди, уместнее использовать термин «креативность» – возможность проявления творческих способностей в будущем. В этом понятии не заложены обещания конкретной премии и нет сведений о точной сумме будущего гонорара, это всего лишь предожидание.

Что можно ожидать от ребенка в будущем? Способность ощущать проблему, видеть ее там, где для других есть серая очевидность. Так Ньютон задумался над тем, почему падают яблоки, и Архимед поставил вопрос, почему в воде объекты ведут себя иначе, чем на воздухе (понятно, что я говорю о гениальных открытиях упрощенно, но здесь я хочу лишь проиллюстрировать идею предожидания). Миллионы людей видели падающие яблоки, и несметное число жителей Земли купались в ванне или море, и все они принимали как данность те факты, что яблоки падают на землю, а тела, помещенные в воду, пытаются всплыть на ее поверхность. Проблемы не существовало, пока не нашлись те, кто в очевидности осознал неизведанное. Эту особенность видеть проблему, ощущать несогласованность, отсутствие каких-то элементов в простых истинах можно предожидать в ребенке. Также можно предожидать иной взгляд на привычные вещи, способность посмотреть на одно и то же с разных сторон, иначе назвать привычное и осознать в этом новизну, оригинальность мысли.

Одаренность – некий дар, которым наделяют ребенка его родители, если мы находимся на позициях генетики, или высшее существо, если мы оцениваем события с религиозной точки зрения. Само понятие впервые было сформулировано в середине XIX века сэром Френсисом Гальтоном, двоюродным братом Чарльза Дарвина. Русское слово «одар енность» – калька английского слова «giftedness», которое также означает «дар». Одним из элементов значения этого слова, как и термина «креативность», является возможность: человеку дан дар, но неизвестно, как он им воспользуется. Кто знает, что в человеке, достигшем высших ступеней мастерства, идет от рождения, «от Бога», а что – от длительного напряженного труда?

Восьмилетний пакистанский мальчик Шофан Тхобани 13 месяцев изучал программы компании «Майкрософт». В 2012 году он прошел финальное тестирование и, набрав 91 балл, получил сертификат специалиста. Мальчик с пяти лет посещает занятия в пакистанском Технологическом колледже. Возможно, у него есть дар легко схватывать сложные математические конструкции. Однако знаете ли вы других пятилетних детей, которые вместо того, чтобы весело играть со сверстниками, внимательно слушали бы объяснение учителем абстрактных понятий машинного программирования? Здесь чувствуются воля и характер.

К сожалению, в этой истории мне неизвестно поведение его родителей. Хотя очевидно, что посещение серьезного учебного заведения таким маленьким слушателем возможно исключительно с разрешения родителей и при их непосредственной помощи.

Приведу и другой пример. Аэлита Андре – пятилетняя девочка из Мельбурна (Австралия), картины которой продаются на престижных взрослых выставках, где возраст автора не играет никакой роли. Она абстракционист, но сочетание красок на ее полотнах никого не оставляет равнодушным. В них есть тонкое чувство цвета и композиции.

Ее мать – фотохудожник из Санкт-Петербурга, отец – австралийский режиссер, музыкант и художник. Он рисует картины, расположив холсты на полу. Наблюдая за папой, девочка проявила к его творчеству и такому способу рисования большой интерес. Чтобы не навредить здоровью дочери, родители приобрели неядовитые акриловые краски. Обнаружив у дочери талант, они отдали в ее распоряжение 30-метровую гостиную, в которой она могла рисовать где угодно – на стенах, мебели, своей одежде. Недавно Аэлита Андре получила главный приз – «Льва» – на престижном биеннале Chianchiano в Италии.

Чтобы избежать обвинений в эксплуатации детского труда, родители создали фонд на имя девочки, в который поступают все средства от продажи ее картин. Аэлита сможет ими распоряжаться, когда достигнет совершеннолетия. Многие преподаватели предлагали обучать девочку. Однако родители полагают, что это будет возможно, только когда она подрастет и сама захочет это делать. Они боятся воздействовать на ее природное чутье раньше положенного времени.

В обоих описанных случаях дар неотделим от труда. Вместе с тем это не подневольный труд, а свободный выбор творца. Родители лишь следуют за ребенком и поддерживают его. Однако что делать, если ребенок не выказывает явных предпочтений?

Б. М. Теплов писал, что на практике лучше говорить не об одаренности, а о способностях. Просто потому, что нет инструмента измерения одаренности. Есть восторг перед отдельными людьми, проявляющими в раннем возрасте чудеса умений в той или иной области. Способности же можно измерить. Считается, что в понятии «способность» заключается три значимых аспекта:

✓способности – это индивидуальные характеристики, которые отличают одного ребенка от другого;

✓способностями называют лишь те характеристики, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности (а потому вспыльчивость, жестокость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями, не называются способностями, так как не рассматриваются в качестве условий успешности выполнения какой-либо деятельности);

✓способность не сводится к знаниям, навыкам или умениям, уже выработанным у данного человека, а предполагает некий потенциал, который ему предстоит обнаружить.


Таким образом, под одаренностью мы можем понимать уровень развития каких-либо способностей. Человек бывает необычайно одарен, например, музыкальными способностями или вообще не имеет музыкального слуха.

Согласно определению Б. М. Теплова, одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Следует подчеркнуть, что одаренность обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность его достижения. Чтобы добиться успеха, нужно многое другое, о чем мы поговорим позже.

Способности не сводятся к имеющимся у ребенка знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности. На глубинном уровне способности – это свойства мозга, особенности восприятия и обработки информации. На ее основе по законам мозговой организации строится уникальная картина мира ребенка, возможность познавать, размышлять, делать выводы и прогнозировать.

Способности, как и одаренность, могут быть общими и специальными. Общие способности позволяют быстро и легко осваивать то, что соответствует возрасту. Наличие способностей определяет эту быстроту познания. Любой здоровый новорожденный обладает общими способностями в той или иной степени выраженности: от высокой до низкой.

Специальные способности связаны с быстрым и легким освоением чего-то уникального. Это способности музыкальные, художественные, спортивные, исследовательские, резьбы по дереву или камню и многие другие. Очевидно, что, имея музыкальные способности, один ребенок будет хорошим певцом, другой – исполнителем на музыкальных инструментах, тогда как третий – композитором. Точно так же кто-то будет конструировать космические корабли, кто-то – их мастерски делать, а кто-то – мужественно испытывать, не зная, как первый их конструировал, а второй – делал.

Однако кто-то сможет сочетать все это.

Понятие «общие способности» можно заменить термином «креативность», имея в виду некую общую способностью к созиданию.

У ученых существуют разные точки зрения на проблемы творчества и креативности, но мы оставим эти теоретические изыскания за пределами данной книги, хотя она будет опираться исключительно на научные данные.

Чтобы понять основную проблему одаренности, обратимся к метафоре, предложенной одним из исследователей креативности М. А. Рунко. Он сравнил творчество взрослых с бабочкой, и тогда метафорой детского творчества становится гусеница. Проблема состоит в том, что мы не можем представить бабочку, если видим только гусеницу. Из кокона, который совьет гусеница, может вылететь и моль, поедающая все на своем пути, и роскошный махаон, от которого будет невозможно отвести взгляд. Однако дело не только в том, в какой сфере проявит свои возможности гусеница, но и в том, сможет ли она преодолеть все те препятствия, которые встают перед ней на пути превращения в бабочку. Это точно описано в притче.

Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший мимо человек остановился и долгие часы наблюдал, как через нее пытается выйти бабочка.

Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон.

Бабочка тотчас вышла. Однако ее тельце было слабым и немощным, крылья были неразвитыми и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце и нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал: усилие для выхода через узкую щель кокона необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и она смогла летать.

Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Родители занимают различные позиции по отношению к одаренности детей, их обучению и выбору профессии. Кто-то считает, что природа сама все расставит по местам, а кто-то чувствует свою ответственность за результат. Безразличное спокойствие одних и чрезмерная тревога других могут нанести непоправимый вред развитию ребенка.

Очевидно, что малыш до определенного времени не может ставить себе задачи просто потому, что у него нет для этого достаточно широкого кругозора. Однако на каком основании это делают его родители и почему? На что они могут ориентироваться в постановке именно тех задач, которые и помогут реализовать талант ребенка в большей мере?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно знать, какие факторы способствуют превращению одаренности в мастерство и какие из них зависят от действий родителей и ребенка.

Как представляется, наиболее четко обозначил проблему формирования одаренности Масару Ибука, основатель компании «Sony» и изобретатель большей части производимых ею приборов. Это, безусловно, реализовавшийся человек, создавший себя сам, необыкновенно творческая личность. Налицо результаты его созидательной деятельности.

Он считает, что родителям необходимо развивать способности детей с раннего детства. Однако действия родителей должны быть осуществлены «вовремя». Именно вопрос о том, когда для

конкретного ребенка наступит это «вовремя», и представляет собой наибольшую сложность воспитания. Здесь все зависит от того, кто находится рядом с ребенком и насколько он способен быть внимательным наблюдателем.

Быть внимательным наблюдателем означает сопоставлять действия ребенка сегодня с тем, что он делал вчера, и предвидеть его развитие завтра. Однако тогда этот некто должен быть увлеченным исследователем развития своего ребенка, не менее любознательным и креативным, чем сам ребенок. Правда, встает вопрос: ребенок у такого взрослого становится креативным потому, что этот взрослый был креативным, или потому, что он был увлеченным, наблюдающим и любящим? Это сложная научная проблема, которая до сих пор не решена. Для родителей, читающих эту книгу, замечу: ответ на данный вопрос не влияет на те действия, которые необходимо предпринимать, чтобы помочь ребенку реализовать талант. Точно так же как родитель предлагает ребенку на завтрак яйцо, не размышляя о том, что первично – яйцо или курица, он должен быть внимательным исследователем, не задумывающимся о том, его ли гены делают ребенка креативным или это происходит благодаря его действиям?

В дискуссии о том, что же такое творчество, исследователи сходятся на двух его характеристиках: в нем должны быть новизна и полезность. Уже подчеркивалось, что творчество характеризует сложившуюся личность. Ребенка же описывают, опираясь на понятие «креативность», то есть возможность проявления творчества в будущем.

Хотя определение креативности до сих пор активно обсуждается, есть некоторое соглашение исследователей относительно нескольких ее характеристик. Итак, креативность:

✓представляет собой континуум, то есть непрерывное свойство от минимальной до чрезмерной величины;

✓отличается от интеллекта, а следовательно, соотносится с ним различным образом (например, у высокоинтеллектуального человека может быть низкая креативность и, наоборот, у очень креативного человека – невысокий интеллект;

✓связана с необычным решением проблем.

Таким образом, креативность в наиболее общем смысле – это нетипичный взгляд на мир. Тогда она может вообще не соотноситься с обширными знаниями ученого, не способного иметь собственную точку зрения. Потому известные музыканты или художники иногда обладают весьма узким взглядом на социальные проблемы. Соединение креативности, интеллекта и нравственности, что так ярко проявилось в личностях Аль-берта Эйнштейна, Альберта Швейцера, Андрея Дмитриевича Сахарова и Александра Исаевича Солженицына, – редчайшее явление. Каждый из них создал нечто новое и полезное для человечества. Все они имели семью, к которой трепетно относились, и не были равнодушными наблюдателями происходящего вокруг.

В любом человеке эти качества содержатся в различных пропорциях, а потому встречаются фантастически креативные глупые и безнравственные выскочки, высокоинтеллектуальные и крайне скучные люди, а также недалекие моралисты, если лишь одно качество представлено в максимальной концентрации при отсутствии двух других необходимых свойств. Более того, весьма часто люди, создавшие нечто новое в одной области, оказываются крайне консервативными в другой. Например, Зигмунд Фрейд, осуществивший величайший прорыв в изучении психики человека, создавший метод описания бессознательного, остался на патриархальной позиции своего времени в отношении психологии женщины и ее сексуальности.

Выделяют три ключевые характеристики креативности:

✓дивергентное мышление;

✓готовность к трансформации;

✓способность к оценке.

Кроме того, отмечается необходимость соединения эмоций с процессом познания, открытости эмоционального переживания.

Первый из названных процессов – дивергентное мышление. Это способность предлагать разные решения одной и той же проблемы. У детей ее часто оценивают как количество идей, которые может предложить ребенок в процессе беседы со взрослым.

Готовность к трансформации – это умение взглянуть на задачу с другой стороны, отказаться от прежних собственных стратегий ее решения, не упорствовать в однажды возникшем представлении. Ее можно определить как гибкость, умение принимать необычное решение, не противостоять новому.

Очевидно, что это самое нелюбимое качество в человеке для обывателя, который упорно стоит на своем и стремится искоренить его везде, где возможно. Именно это свойство ребенка чаще всего уничтожают еще в начальной школе невежественные учителя.

Способность к оценке лишь недавно была рассмотрена как важная составляющая креативности. Хотя способность оценить эффективность решения как в конце решения, так и на любом его этапе описывается исследователями реже других характеристик, это важнейшее свойство творчества. Оно представляет собой возможность предсказать, насколько решение проблемы будет эффективно.

Как уже говорилось, под творчеством понимается создание не просто нового, а полезного и не приносящего вреда. С этой точки зрения качественный анализ решения при создании нового крайне необходим. Именно в данной особенности мы видим различие в деятельности Дж. Неймана и Р. Оппенгеймера – двух участников создания атомной бомбы в США. Если после первого применения ядерного оружия в японских городах Хиросиме и Нагасаки Оппенгеймер, руководитель проекта, стал бороться за запрещение его использования, ужаснувшись результатом содеянного, то Нейман настаивал на увеличении ядерного потенциала США. Конечно, можно сказать, что Нейман был патриотом, а Оппенгеймер – нет. Однако также уместно сказать, что Оппенгеймер был нравственным человеком.

Все исследователи подчеркивают, что креативность включает в себя любознательность, стремление к познанию, окрашенные эмоциональностью, которая пропитывает весь процесс творчества. Невозможно творить, скучая. Поэтому, вынуждая ребенка делать нечто, что вызывает негативные эмоции, можно получить ненависть, а не любовь. Известно, что отец заставлял маленького Льва Ландау для его же пользы играть на рояле. Это закончилось не только тем, что мальчик наотрез отказался от этого занятия, но и охлаждением в отношениях между отцом и сыном на всю оставшуюся жизнь.

Иногда наряду с обязательным положительным эмоциональным отношением к процессу созидания отмечают необходимость мотивации, то есть желания знать, созидать.

Может показаться странным, что необычность мышления должна сопровождаться эмоциональным переживанием. Однако следует помнить: для ребенка существует лишь то, что окрашено эмоциями. Да и для изучения мира и повышения мастерства внутри у человека должен находиться постоянный источник активности, каковым и является мотивация.

Обязательность мощного эмоционального всплеска для активации творческого процесса можно проиллюстрировать событием в семействе Райт. Отец братьев Райт, создателей первых летательных аппаратов, был протестантским священником и достаточно суровым человеком. Детям никогда не покупали игрушек. Они делали их сами, и помогала им в этом мать. Однажды, возвращаясь домой из очередной поездки, отец зашел в магазин и увидел игрушку с необычным названием, которая поразила его самого. Он никогда не слышал подобного слова – «геликоптер». Игрушка величиной около 30 сантиметров, когда в ней закручивали резинку и отпускали, взмывала вверх. Она стоила 50 центов, что было значительной суммой по тем временам для семьи из семи человек (в ней было пятеро детей). Все еще сомневаясь, 50-летний пастор купил игрушку. Дома он завел игрушку. Она взлетела вверх, и у мальчишек захватило дух. Старший, которому было 11 лет, сразу понял, что это механизм. Младший вначале даже подумал, что это живое существо, например летучая мышь. Мальчики играли с игрушкой, пока она не сломалась. Они пытались ее починить, но были слишком малы для такой тонкой работы. Братья смогли сделать геликоптер позднее. Однако восторг, пережитый ими от вида летательного аппарата, остался с ними навсегда. Именно он поддерживал их в минуты отчаяния, когда уже созданные их руками механизмы не хотели лететь. Они точно знали, что это возможно, а потому продолжали искать…

Когда исследователи говорят о связи креативности с эмоциональностью, они имеют в виду испытанное в детстве подобное положительное потрясение, переживание сопричастности к чуду. Известные актеры театра или балета рассказывают о захватывающем чувстве, которое охватило их при первой встрече с театральной постановкой, биологи – о детском восторге, вызванном изящно приземлившимся на цветок махаоном, демонстративно распахнувшим крылья перед маленьким исследователем. Химики с восхищением вспоминают свой первый химический опыт, когда реакция идет именно так, а не иначе, и т. д. Ликование перед возникшим внезапно чудом и желание его разгадать – надежный спутник и поддержка творца в минуты отчаяния.

Творчество – сложное занятие. Описание того, что никто не знает, предполагает поиск соответствующих слов и понятий. Братья Райт, не окончившие даже школы, на ощупь искали условия, при которых аппарат, будучи тяжелее воздуха, сможет взмыть вверх и не просто взмыть, но и мягко приземлиться.

Различают три вида творчества:

✓творчество, связанное с созданием чего-то глобального;

✓творчество в повседневной жизни, когда человек украшает быт новыми для семьи вещами, делает обыденность радостной и светлой;

✓творчество в построении личности самого человека, то, как он создает картину мира и структурирует личностные знания и понимание происходящего.

Очевидно, что первый вид творчества весьма редок, тогда как второй – довольно широко распространен, чему во многом способствуют средства массовой информации. В последнее время они различными способами развивают подобные способности у тех, кто готов откликнуться на призыв творить в обыденности: разнообразно готовить, носить яркие вещи, устраивать праздники в череде буден.

Последний вид творчества – один из сложнейших, встречающийся почти так же редко, как и первый. Это свойство зрелой личности. При сочетании первого и последнего видов творчества мы можем говорить о гениальности.

Зрелая личность способна на творчество в глобальном масштабе. Однако не каждый творец, создающий нечто новое, представляет собой зрелую личность. Пути развития конкретного человека обусловлены обстоятельствами, в которых он формируется. Если семья позволяет ребенку раскрыться как личность, то формируется человек, личностный рост которого сопровождается творческими результатами в науке, искусстве или социуме. Однако семья, разрешая проявиться творческому началу, может эксплуатировать его, препятствуя развитию личности, поскольку личность всегда будет сопротивляться давлению со стороны близких. Тогда формируется человек, весьма талантливый в определенной области, но реализация его таланта будет происходить в той мере, в которой его могут осмыслить манипулирующие близкие.

В нашей стране число матерей, готовых полностью посвятить себя ребенку, явно выросло. Однако нет огромного числа гениальных открытий. Так происходит потому, что воспитание одаренного ребенка – это не только его «дрессировка» в определенной области, но и внутреннее решение сначала малыша, а потом выросшего взрослого тяжело работать ради цели, которую видит пока только он. (Напомню, что цель эта возникает как результат эмоционального потрясения при соприкосновении с тем, что ребенок воспринимает как чудо.) Если подобное решение за ребенка принимают родители, а он к этому не готов, тогда весьма часто реализация цели происходит за счет чего-то иного, например за счет обыкновенного человеческого счастья, желания иметь детей, любить, ощущать жизнь во всех ее красках.

Это говорит о том, что креативность первого типа легко проявляется и нуждается лишь в создании условий для ежедневных тренировок. Креативность последнего типа требует определенного поведения родителей: они должны поддерживать процесс формирования уникальной личности, не ограничивая ее своими представлениями и не помещая в те рамки, которые очевидны им. Поскольку трудность представляет именно последнее условие, мы видим много молодых людей, проявлявших удивительные способности в раннем детстве, превратившихся в хороших исполнителей в юности, но не оправдавших возлагаемых на них надежд. В этом и состоит проблема вундеркиндов: далеко не все из них способны на изменения, подобные тем, что совершает гусеница, превращаясь в бабочку. Часто это происходит как раз потому, что родители не желают ждать и слишком торопят развитие ребенка.

Важно оговориться, что порой подобная поспешность родителей объясняется огромным чувством ответственности за ребенка и его судьбу. Поэтому здесь нет осуждения родителей, есть только описание механизма. Более того, все родители должны знать, что их чувство вины не принесет пользы ребенку. В таком случае они лишь столкнутся с манипуляцией. Дети манипулируют не потому, что плохи, это объясняется долгой эволюцией, в ходе которой наш вид научился приспосабливаться к разным условиям и трансформировать условия под себя так, чтобы минимизировать усилия. Успешными воспитателями могут стать лишь те родители, которые ощущают свою компетентность. Это означает, что они осознают возможность ошибки. Когда они ошибаются, они пытаются исправить ошибку или ищут специалиста, способного помочь это сделать.

На различных этапах развития человеческого общества к одаренности относились по-разному. Со времен Возрождения многие правители поддерживали таланты, и меценатство считалось благородным делом. Проблема состояла в том, что милость легко могла смениться немилостью. Таланту же нужна надежная опора.

Идея одаренности предполагает возможность развития, поддержку и создание условий для максимального раскрытия в ребенке некоторого качества. Такие представления сформировались не так давно, и связаны они с развитием генетики.

Человек наследует не признак, а норму реакции этого признака. Чтобы проиллюстрировать данную мысль, можно вспомнить огромную сосну, растущую на берегу моря. Взяв семя от этой сосны, посадив его в маленький горшок, редко поливая растущее деревце и регулярно подрезая его корни, мы получим маленькую копию сосны. Несмотря на то что генетическая характеристика роста у двух деревьев одна и та же, выраженность признака – роста – у них будет различной. Это касается любого признака. Можно представить музыкально одаренного ребенка, растущего в детском учреждении колонии строгого режима, в которой отбывает наказание его мать. Вряд ли у малыша появится возможность раскрыть свои способности. Музыкально одаренный ребенок может появиться и в ответственной семье, где с раннего детства его будут заставлять изучать разные науки, заниматься в спортивной секции, вызывая тем самым отвращение к учебе и тренировкам в принципе. Результат будет тот же, что и в первом случае, – одаренность исчезнет. Чтобы талант развился в полной мере, необходимы условия, соответствующие этому таланту и растущей личности. Рамки, ограничивающие развитие личности, повлекут ее травмирование и приведут к специфической направленности таланта.