Неученые ученые советы? Чем занимаются ученые в Госдуме  Заняты ученые

Когда в 2010 году русские ученые Андрей Гейм и Константин Новоселов получили Нобелевскую премию по физике, это вызвало восторг среди патриотов и энтузиазм в профессиональной среде. Правда, очень скоро выяснилось, что Гейм - подданный Нидерландов, а у Новоселова - британское гражданство. T&P рассказывают истории русских ученых, заслуживших признание на международном уровне, занимаясь наукой за границей.

Андрей Гейм

Достижения: получил Нобелевскую премию по физике, приз «Еврофизика», премию Мотта международного Института физики, награды Джона Карти Национальной академии США, медали имени Хьюза Королевского общества Великобритании. Обладает титулом рыцаря-бакалавра Великобритании.

Страны пребывания: Голландия, Великобритания.

Научная деятельность: имя Андрея Гейма прогремело на весь мир в 2010 году, когда он и его коллега Константин Новоселов были удостоены Нобелевской премии по физике за открытие материала графена - слоя графита толщиной всего в один атом.

К моменту получения премии у Гейма за плечами был многолетний опыт работы за границей. В 1990 году он уехал стажироваться в Ноттингем (Великобритания), а по окончании стажировки занялся непосредственной научной деятельностью в Копенгагене и в Неймегене. Поработав в этих городах, Гейм разочаровался в датском и голландском научных сообществах и выбрал следующим пунктом назначения Манчестер, где совместно со своим учеником Константином Новоселовым и совершил свое открытие. После Нобелевского успеха Гейма приглашали работать в Сколково, но в своих интервью совершенно четко давал понять, что на родину возвращаться не собирается.

Гейм - удивительный изобретатель с отличным чувством юмора. Ровно за 10 лет до Нобелевской премии он получил премию Шнобелевскую, которую дают за сомнительные научные успехи. Гейму ее вручили за научную статью о том, как он заставил с помощью огромного магнита левитировать лягушку.

«На фига, извините за выражение, я России нужен? Я получил свою Нобелевскую премию, мне 50 лет. Вам (нам) нужно искать не нобелевских лауреатов, а поддерживать тех молодых ребят, которые могут что-то новое открыть»

Из интервью Газета.ру .

Константин Новоселов

Достижения: получил Нобелевскую премию по физике, приз «Еврофизика», награду Международного союза фундаментальных и прикладных наук, награжден званием лучшего молодого ученого Манчестерского университета и титулом рыцаря-бакалавра Великобритании.

Страны пребывания: Россия, Великобритания.

Научная деятельность: научная судьба Константина Новоселова тесно связана с личностью Андрея Гейма - его научного руководителя. В 1999 году Новоселов переехал в Голландию, а через несколько лет вслед за наставником - в Великобританию. В 2004 году дуэт русских ученых открыл графен.

Вместе с Геймом Новоселов также трудился над разработкой клейкой ленты, которая обладала бы липкостью языка геккона. В 2010 году комитет Нобелевской премии посчитал графен более важным открытием, чем язык геккона, и именно за изобретение сверхпрочного материала Гейм и Новоселов были удостоены этой премии. Таким образом, в свои 36 лет Константин Новоселов стал самым молодым Нобелевским лауреатом с российским гражданством.

«Мне казалось, что было больше возможностей заниматься наукой на Западе. И это на самом деле так. Сначала я поехал в Голландию и работал там гораздо интенсивнее, чем в России. Потом я приехал в Манчестер. В традиции всех ученых - переезжать с места на место каждые три-пять-семь лет, чтобы не застояться»

Из интервью радио «Свобода» .

Владимир Вапник

Достижения: создал теорию Вапника–Червоненкиса, награжден медалью Франклина, является членом американской Национальной Инженерной Академии.

Страны пребывания: США, Великобритания.

Научная деятельность: Владимир Вапник является одним из самых видных специалистов в области машинного обучения. Не дождавшись окончательного развала СССР, в 1990 году Вапник эмигрировал в США, где начал свое восхождение в крупных корпорациях: сначала в AT&T Bell Laboratories, а с 2002 года - в NEC.

С середины девяностых профессор начал работать на две страны: читать лекции в лондонском университете Royal Holloway и Колумбийском университете в Нью-Йорке. Совместно с коллегой Алексеем Червоненкисом разработал теорию Вапника–Червоненкиса, объясняющую принцип минимизации эмпирического риска.

Максим Концевич

Достижения: доказал гипотезу Виттена, открыл интеграл Концевича, получил премии Пуанкаре, Крафорда и математическую премию Филдса.

Страна пребывания: Франция.

Научные достижения: выпускник мехмата уехал в Германию в 1993 году, а чуть позже осел во Франции - где, по его словам, дела с концентрацией математических мозгов обстоят лучше всего. За свою научную карьеру Концевич блестяще доказал не доведенную до ума теорему Виттена и вошел в историю как автор модели Концевича. Далее последовали геометрические открытия, получившие название «инвариантных узлов Концевича». В 1998 году Концевич был удостоен Филдсовской премии, которую часто называют Нобелевской премией для математиков.

Журнал Forbes назвал Максима Концевича одним из десяти самых влиятельных ученых русского происхождения.

«До перестройки по концентрации математических мозгов Москва, безусловно, была главным городом на планете. Далее шел Париж, потом Бостон, Чикаго. Сейчас, на мой взгляд, лидирует Париж. Много хороших университетов в Америке, но там они разбросаны по всей стране. Сегодня математика бурно развивается, жизнь кипит: каждые 15 лет все совершенно меняется»

Из интервью «АиФ» .

Евгений Кунин

Достижения: внесен в список Штерна как самый цитируемый русский инженер-биолог.

Страна пребывания: США.

Научная деятельность: Евгений Кунин занимается сравнительной геномикой и исследует паттерны хода эволюции. В рамках своих исследований Кунин разрабатывал математическую модель развития генома, а также работал над поиском минимального генома - набора генов, достаточного для дальнейшей репродукции организма. Евгений с 1991 года живет в США и работает в американском Национальном Центре биотехнологической информации, но при этом часто приезжает с лекциями в родной МГУ.

Андрей Линде

Достижения: стал лауреатом премий Фонда Питера Грубера и Фонда Поля Дирака за работы по теории происхождения Вселенной, получил медаль Оскара Клейна в области физики от Стокгольмского университета, премию Робинсона по космологии Университета Ньюкасла (Великобритания), а в 2006 году - медаль Института астрофизики в Париже (Франция) за разработку инфляционной космологии.

Страна пребывания: США.

Научная деятельность: долгое время ученые полагали, что Вселенная образовалась в результате большого взрыва, что она постоянно расширяется и что однажды прекратит свое существование. Андрей Линде подошел к проблеме с другой точки зрения и своими космологическими теориями доказал, что определенные квантовые процессы делают вселенную вечно существующей и самовоспроизводящейся.

«Сейчас научный язык физики - английский. Хотя и в Америке сейчас есть проблема. Люди отлично понимают, что в той же физике сейчас труднее получить работу. Вполне показателен тот факт, что значительная часть ребят из России, которые приезжают к нам заниматься физикой, после этого ею перестают заниматься, а уходят в математику финансов»

Известная программа «5-100» по подъему международного рейтинга российских вузов стартовала в 2013 году. Рассчитана на 7 лет. Важная составляющая этого рейтинга - наукометрический показатель, формирующийся по итогам публикационной активности, следовательно, идея продвижения отечественных вузов в таких рейтингах предполагает наряду с образовательной деятельностью (основной для вуза) и развитие науки.

Участникам программы «5-100» было открыто достаточно щедрое финансирование на собственно науку. Финансирование - это, конечно, хорошо, однако не всегда всё определяется лишь денежными вливаниями. Необходимо еще и грамотное управление научным процессом «на местах». Сами по себе деньги не конвертируются в научные статьи, если, конечно, не рассматривать банальный процесс покупки аффилиации. Управлением как в научных, так и в учебных организациях, в соответствии с их уставами, занимается ученый совет (далее УС). В академическом институте УС определяет научную программу текущей работы подразделений, формирует планы, заслушивает отчеты, проводит реорганизации и т. д. В вузе на УС возложены также и обязанности по организации учебного процесса. От состава УС напрямую зависит эффективность научной и образовательной деятельности, а также и качество предпринимаемых реформ. Каков же состав элиты научных работников, выбранных на собраниях трудовых коллективов для управления наукой и образованием в отдельно взятой организации?

Здесь следует отметить, что некоторые члены УС в соответствии с уставом организации входят в него по должности. В научной организации это директор, научный руководитель института, заместители директора по науке, а также ученый секретарь. В учебной организации это ректор, проректоры и деканы факультетов, ученый секретарь. В каждом УС есть представитель молодого поколения: член совета молодых ученых в научном институте и студент в вузе. В остальном УС в соответствии со своим названием - это именно собрание ученых, т. е. людей, зарекомендовавших себя как научные работники, способные проводить самостоятельные научные исследования. Признаком наличия такой способности в российских реалиях является научная степень.

В научной организации основную часть УС составляют, как правило, руководители структурных подразделений, которыми, по уставу, могут быть только доктора наук с достаточно высокой публикационной активностью - на уровне главных научных сотрудников - и определенным опытом организационной работы. До образования ФАНО в 2013 году начальники отделов академических институтов выбирались на собрании трудового коллектива подразделения. Когда от этого же подразделения требовалось делегировать представителей в УС, начальник отдела был одной из естественно выдвигаемых и голосуемых далее кандидатур. В итоге получается так, что в академических институтах обычно более 80% состава УС заполнено докторами наук, причем примерно на 50% УС состоит из начальников разных уровней. Существенно, что по уставу членами УС могут быть только сотрудники, имеющие ученую степень. Согласование этого пункта устава с очевидной необходимостью присутствия начальников в УС обеспечивается именно тем, что начальником не может быть сотрудник без ученой степени.


В вузах уставы заметно отличаются от уставов академических институтов. Исторически это обусловлено тем, что до 2004 года образованием и наукой ведали разные министерства. Поэтому нормы, согласно которой члены УС обязаны иметь ученую степень, в уставах вузов нет. Если администрация вуза достаточно широко понимает идею о равноправии всех подразделений в формировании УС, то вполне может получиться так, что в УС попадут сотрудники без ученых степеней, например главбух, юрист, завхоз или начальник отдела кадров. Они могут стать членами УС и напрямую, по должности, в соответствии с приказом ректора. При всем уважении к их непростой работе, она не является научной. В результате качество вузовского УС объективно ниже, чем в академическом институте, ибо не все члены УС понимают учебные и научные проблемы, решаемые на заседаниях. Опыт работы автора в УС института РАН показывает, что присутствие в УС специалистов без ученой степени не является необходимым - инженера, кадровика, хозяйственника и представителей других служб можно в случае необходимости вызвать на заседание УС, не включая их при этом в процесс голосования по обсуждаемым вопросам.

Интересен вопрос о возможной эволюции составов УС. Текущая ситуация весьма противоречива. С одной стороны, и наука, и образование управляются сейчас одним министерством. Формально это привело к определенной унификации в предоставлении отчетности, в учете наукометрических показателей, в организации образовательной деятельности. С другой стороны, уставы организаций не претерпели существенных изменений, отражая главным образом смену названия учредителя. То есть научные организации по-прежнему главным образом занимаются наукой, а образовательные - образованием. Но формы отчетности (число статей в Scopus, индекс Хирша и т. п.) и разные проекты, целесообразность которых мы здесь обсуждать не будем (типа «5-100»), требуют увеличения доли науки в вузах. Следовательно, УС вуза должен начать принимать решения и о развитии научных направлений, что требует качественного его изменения и приближения по составу к УС научных институтов. В итоге представляется естественным либо унификация уставов научных и учебных организаций по образцу именно научных институтов РАН, либо разделение существующего управления по двум разным министерствам - отдельно образования и отдельно науки. Первый путь, по-видимому, более прост в осуществлении. Но тогда совершенно необходимо ввести в устав вуза положение об обязательном наличии ученой степени членов его УС.

А каково положение дел в вузах сейчас? Представляют интерес ведущие технические университеты Москвы. Насколько отношение администрации к вузовской науке адекватно отражено в составах УС? Основным показателем будем считать долю докторов наук в УС. В принципе, интересна также доля в УС разных начальников без ученых степеней. Нижеследующая таблица показывает, что кроме как на МГУ надеяться нам тут не на кого.

1. МГУ им. М. В. Ломоносова. Численность УС - 138 чел., доля докторов - 0,79 .
msu.ru/depts/uchsov/sostav/
Замечу, что в МГУ в состав УС входят без степени всего лишь 7 начальников разных уровней, т. е. доля неостепененных начальников - членов ученого совета (без учета студента и инженера) - там составляет всего 0,05. Для сравнения: в МФТИ доля в УС начальников без степени составляет 0,18, эффективности в управлении наукой это не добавляет.

2. РХТУ им. Д. И. Менделеева. Численность УС - 74 чел., доля докторов - 0,65 .
muctr.ru/acadc/composition.php
На этом сайте представлены только фамилии со ссылками на личные страницы членов УС, пройдя по которым, можно выяснить их ученую степень.

3. МАИ. Численность УС - 124 чел., доля докторов - 0,57 .
files.mai.ru/site/events/news/USMAI2016.pdf

4–9. ВШЭ, МИИТ, МИСиС, МИФИ, МЭИ, МГТУ «Станкин». Доля докторов в УС - 0,53 .
www.hse.ru/us/elected2015 ;
miit-ipss.ru/uchsovet/ ;
mpei.ru/Structure/managementpersonnel/unitacademiccouncil/ ;
www.stankin.ru/university/leaders/academic-senate/ ;
www.misis.ru/university/struktura-universiteta/uchenyy-sovet/sostav/ ;
mephi.ru/about/Scientific_council/members.php
Данные по части УС этой группы косвенные, так как на сайтах иногда указаны только ученые звания; в таком случае при подсчете считалось, что профессор = доктор, зав. кафедрой = доктор, доцент = кандидат.

10. МГИМО. Численность УС - 70 чел., доля докторов - 0,46 .
mgimo.ru/about/structure/council/docs/members/

11. МФТИ. Численность УС - 60 чел., доля докторов - 0,45 .
mipt.ru/corp/Joint/academic_senate.php

12. МГУЛ. Численность УС - 67 чел., доля докторов - 0,39 .
mgul.ac.ru/info/uchsovet/sostav.shtml
Следует заметить, что Лестех является в настоящее время филиалом Бауманки (см. пункт ниже), так что их надо рассматривать вместе. Любопытно в этой связи практически полное совпадение долей докторов в их ученых советах, хотя, возможно, это случайность.

13. МГТУ им. Н. Э. Баумана. Численность УС - 138 чел., доля докторов - 0,38 .
fn.bmstu.ru/faculty-basic-sciences/academic-council-sec-fs

14. МГСУ. Численность УС - 40 чел., доля докторов - 0,35 .
mgsu.ru/universityabout/Ucheniy_sovet/

Печальное состояние вузовских УС в плане их возможностей по развитию науки вытекает из приведенной таблицы. Только МГУ имеет долю докторов в УС, характерную для научной организации (5% неостепененных можно в таком случае и простить). С некоторой натяжкой к научной группе можно отнести Химтех. Остальные вузы имеют долю докторов в своих УС порядка 50% и ниже. Это совершенно неприличная ситуация, свидетельствующая не столько о кризисе вузовской науки, сколько об отсутствии ее там как таковой и невозможности зарождения. Особенно странно выглядит в этом контексте Физтех, позиционирующий себя как элитный вуз в области физики, математики, всевозможных высоких технологий и проч. На деле управление наукой в нем ведется почти на уровне инженерно-строительного института, т. е. тенденция именно в эту сторону, а не в сторону МГУ. Конечно, строительство на Физтехе идет большое, корпусов построено и продолжает строиться много, так что, возможно, отмеченная близость вполне объяснима, но гордиться тут особенно нечем, ибо строить люди умеют уже давно.

Остается надеяться, что сотрудники Физтеха и других вузов, ознакомившись с приведенной таблицей, проникнутся необходимостью изменения ситуации к лучшему, невзирая на возможное неудовольствие администрации, которой, вообще-то, тоже должно быть не безразлично такое положение, хотя, быть может, оно и удобно с точки зрения управляемости.


докт. физ.-мат. наук, зав. отделом ИПМ им. М. В. Келдыша РАН,
член ученого совета ИПМ им. М. В. Келдыша РАН, член ученого
совета школы фундаментальной и прикладной физики МФТИ,
преподаватель кафедры высшей математики МФТИ