Предметом изучения общей биологии является. Предмет и задачи общей биологии. Основные методы научных исследований в биологии

«Предмет познания» - Объективная истина. Решающую роль играют опыт, эксперимент. Роль практики в познании. Формирование образов реальности посредством отвлечения и пополнения. Ощущение. Методы научного познания. Докажите, что практика – основа познания. Сенсуализм (Дж. Представление. Умозаключение. Приведите пример абстрагирования.

«Признак предмета» - Раскрась: большой клубок – синим цветом, средний – зеленым, маленький – красным. Назовите основные правила техники безопасности, которые следует соблюдать находясь в кабинете информатики. Выполни действия, сохранив общий признак каждой группы. Практическая работа. Повторение изученного ранее материала:

«Предмет экологии» - Структура экосистемы. 1-й трофический уровень. Схема. Мегаполисы. Деградация почв. Природные ресурсы и основы рационального природопользования. Предельно допустимый уровень. Продуктивность экосистем. Пути решения проблемы ресурсов полезных ископаемых. Причины депопуляции. Химические характеристики. Этап охотничества-собирательства.

«Описание предмета» - План. Типы речи. «Подготовка к сочинению «Описание предмета». В описании выделяют 3 части: Тренировка лыжников. Стили речи. Лыжники. Описание. Написать сочинение – описание «Мой любимый предмет». Словарик. Вопросы: Тема урока: Лыжные соревнования. Цели:

«Основные предметы» - Геометрия. Химия. География мира География России География Европы География Азии. Физика. География. Основные предметы: Алгебра. Экономика. Русский язык Английский язык География Литература История. История. Литература народов Западная Литература Зарубежная Литература. История Мира История России История Европы.

«Признаки предметов 1 класс» - Найди лишнюю геометрическую фигуру. Добавь фигуру. Подбери пару. Отличительные признаки предметов. Составитель: Хапсирокова Жанна Владимировна. Выбери фигуру,которой можно продолжить каждый ряд. Что лишнее?

22 апреля 2017

Естествознание является не только одной из первых, изученных человеком, фундаментальных областей науки, но и важнейшим элементом развития нашей цивилизации. Предметом изучения общей биологии является совокупность процессов, лежащих в основе феномена жизни. Главные из них: размножение и онтогенез, наследственность и изменчивость, историческое развитие растительных и животных видов, а также естественный отбор. В данной статье мы рассмотрим их более подробно.

Роль природоведческих дисциплин в развитии общества

Прикладные биологические науки занимаются практическим изучением вышеназванных явлений живой природы, используют полученные результаты для развития современных отраслей общей биологии - клеточной и генной инженерии, биотехнологии, популяционной генетики. Стремительное развитие промышленных технологий и процессы глобализации в мировой экономике вынуждают ученых заниматься серьезными исследованиями в вопросах экологической безопасности природных комплексов.

Как природоведческая наука, общая биология изучает самые сложные структуры организации жизни: популяционно-видовую, а также различные уровни экологических систем и биосферы.

История развития биологического знания

Наука, изучающая природу во всем ее многообразии, зародилась в недрах человеческого знания при помощи философов Древней Греции и Рима, но стала называться биологией лишь в XIX веке, благодаря трудам Ж. Ламарка и Г. Тревирануса. Одними из старейших ее дисциплин считаются систематика, основанная К. Линнеем, и морфология, берущая начало в трактатах Гиппократа, Галена и Асклепия.

Предметом изучения общей биологии является установление единства живых организмов сначала на молекулярном, а далее - на клеточном уровне. Появление научной теории, созданной российским эволюционистом П. Ф. Горяниновым и немецкими учеными М. Шлейденом и Т. Шванном, доказало, что основная форма жизни на Земле - это клетка. Предложенный же Р. Вирховым принцип: "живое - от живого" поставил точку в дискуссиях ученых о возможности самозарождения организмов из неживой материи.

Цитология с помощью таких методов как центрифугирование, электронная микроскопия, метод меченых атомов, изучает строение прокариотов и ядерных клеток и является базой для развития практических разделов естествознания: гистологии, генетики, селекции.

Принципы обмена веществ в живых системах

Общая биология изучает не только химический состав и строение организмов, но и процессы, лежащие в основе их метаболизма. Биохимия устанавливает закономерности протекания реакций анаболизма, например, фотосинтеза у растений. Она также изучает биосинтез белка (процессы транскрипции и трансляции), определяет условия, необходимые для осуществления реакций диссимиляции, обеспечивающих клетки необходимым запасом энергии в виде молекул НАДФ и АТФ.

Так как предметом изучения общей биологии является молекулярный уровень жизни, серьезно рассматриваются реакции катаболизма. В аэробных условиях животная клетка синтезирует 36 моль АТФ из каждой молекулы глюкозы в реакциях цикла Кребса.

Растения и грибы в реакциях энергетического обмена в анаэробных условиях также расщепляют С 3 Н 4 О 3 до этилового спирта, а животные - до молочной кислоты. Но во всех случаях синтезируются молекулы энергетического вещества - аденозинтрифосфорной кислоты.

Как видим, предметом изучения общей биологии является механизм обмена веществ. У представителей живой природы он протекает с участием ферментов по сходным биохимическим путям. Это служит доказательством единства происхождения жизни от общих предковых клеточных форм. Достаточно подробно данный вопрос освещается в таком разделе естествознания как эволюционное учение.

Основы общей биологии

Такое название имеет природоведческая школьная дисциплина, введенная в учебные программы, начиная с 9 класса. Благодаря дидактическим принципам научности и преемственности, учащиеся старших классов познают живую природу, опираясь на знания из курса ботаники, зоологии, анатомии. Сформировать у детей целостную картину природы - главная образовательная задача.

Основы цитологии, онтогенез, закономерности наследственности - вот что изучает общая биология. Темы же, посвященные историческому развитию органического мира и основам экологии, приводят к серьезному прорыву в сознании школьников и способствуют всестороннему развитию их личностей.

Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное

Тест по общей биологии.

Задание уровня А

При выполнении заданий уровня А выберите номер правильного ответа

1. Предметом изучения общей биологии является:

а) строение и функции организма

б) природные явления

в) закономерности развития и функционирования живых систем

г) строение и функции растений и животных

2. Наиболее правильно следующее из утверждений:

а) только живые системы построены из сложных молекул

б) все живые системы обладают высокой степенью организации

в) живые системы отличаются от неживых составом химических элементов

г) в неживой природе не встречается высокая сложность организации системы

3. Минимальным уровнем организации жизни, на котором проявляется такое свойство живых систем, как способность к обмену веществ, энергии, информации, является:

б) молекулярный

в) организменный

г) клеточный

4. Высшим уровнем организации является:

а) биосферный

б) биогеоценотический

в) популяционно-видовой

г) организменный

5. Первым надорганизменным уровнем жизни является:

а) биосферный

б) биогеоценотический

в) популяционно-видовой

г) организменный

6. Клеточное строение всех организмов свидетельствует о:

а) единстве живой и неживой природы

б) единстве химического состава клеток

в) единстве происхождения живых систем

г) сложности строения живых систем

7. Роль клеточной теории в науке заключается в том, что она:

а) обобщила все имеющиеся к 19 в. знания о строении организмов

б) выявила элементарную структурную и функциональную единицу жизни

в) создала базу для развития цитологии

г) сделала все перечисленное в пунктах а-в

8. Хлоропласты есть в клетках:

а) корня капусты

б) гриба-трутовика

в) листа красного перца

в) почек собаки

9. Наиболее изменчивой формой обладает:

а) нервная клетка

б) клетка инфузории туфельки

в) сперматозоид человека

г) лейкоцит человека

10. Принципиальные различия между половым и бесполым размножением заключается в том, что половое размножение:

а) происходит только у высших организмов

б) это приспособление к неблагоприятным условия среды

в) обеспечивает комбинативную изменчивость организмов

г) обеспечивает генетическое постоянство видов

11. Генетика – это наука о:

а) селекции организмов

б) наследственности и изменчивости организмов

в) эволюции органического мира

г) генной инженерии

12. Ген человека – это часть:

а) молекулы белка

б) углевода

13. Ген кодирует информацию о структуре:

а) молекулы аминокислоты

б) одной молекулы тРНК

в) одной молекулы фермента

г) нескольких молекул белка

14. Генотип организма – это:

а) совокупность генов организма

б) внешний облик организма

в) совокупность всех признаков организма

г) пара генов, отвечающих за развитие признака

15. Потомство, рождающееся от одного самоопыляющегося растения в течение нескольких лет, называется:

а) доминантным

б) гибридным

в) рецессивным

г) чистотой линией

16. Менделя заключается в выявлении:

а) распределения хромосом по гаметам в процессе мейоза

б) закономерностей наследования родительских признаков

в) изучении сцепленного наследования

г) выявлении взаимосвязи генетики и эволюции

17. Наследственность – это свойство организмов, которое обеспечивает:

а) внутривидовое сходство организмов

б) различия между особями внутри вида

в) межвидовое сходство организмов

г) изменения организмов в течение жизни

18. Гибридологический метод Г. Менделя основан на:

а) межвидовом скрещивании растений гороха

б) выращивании растений в различных условия

в) скрещивании разных сортов гороха, отличающихся по определенным признакам

г) цитологическом анализе хромосомного набора

19. У кареглазого мужчины и голубоглазой женщины родились трое кареглазых девочек и один голубоглазый мальчик. Ген карих глаз доминирует. Каковы генотипы родителей?

а) отец АА , мать Аа

б) отец аа , мать АА

в) отец аа , мать Аа

г) отец Аа , мать аа

20. Какого расщепления по генотипу следует ожидать от скрещивания гетерозиготных волнистых морских свинок, если потомство достаточно велико?

21. В каком случае приведены примеры анализирующего скрещивания:

а) ВВ х В b и bb х bb

б) Аа х аа и АА х аа

в) Сс х Сс и сс х сс

г) DD х Dd и DD х DD

22. Организм с генотипом ВВСс образует гаметы:

а) В, С и с

б) ВВ и Сс

в) ВС и Вс

г) ВВС и ВВс

23. Запишите, пользуясь решеткой Пеннета, результаты скрещивания двух морских свинок – черного (АА) самца с гладкой (bb ) шерстью с белой (аа) самкой, с волнистой (Bb ) шерстью

24. Какова вероятность рождения голубоглазого (а), светловолосого (b ) ребенка от брака голубоглазого темноволосого отца с генотипом аа Bb и кареглазой светловолосой матери с генотипом Аа bb ?

25. Результаты дигибридного скрещивания связаны с тем, что аллельные гены:

а) наследуются сцеплено с полом

б) не влияют друг на друга

в) находятся в одной хромосоме

г) наследуются независимо друг от друга

26. Сколько типов гамет образует зигота Сс Bb , если гены С(с) и В(b ) наследуются сцеплено?


г) четыре

27. Частота перекреста хромосом зависит от:

а) количества генов в хромосоме

б) доминантности или рецессивности генов

в) расстояния между генами

г) количества хромосом в клетке

28. Явление сцепленного наследования получило название:

а) третьего закона Менделя

б) гипотезы чистоты гамет

в) кроссинговер

г) закона Моргана

29. У яйцеклеток и сперматозоидов человека одинаково:

а) количество аутосом

б) форма половых хромосом

г) строение

30. В наибольшей степени от влияния условий среды зависит проявление такого признака, как:

а) цвет глаз человека

б) раса, к которой принадлежит человек

в) количество пальцев на руках

г) масса человека

31. Влиянием условий внешней среды обусловлены такие различия, как:

а) форма звездочек на лбу у двух коров одной породы

б) величина клубней вегетативного потомства картофеля одного сорта

в) различия в цвете глаз у детей одной семьи

г) различия в группах крови у шимпанзе

32. Какой из названных признаков обладает наиболее узкой нормой реакции?

а) строение глаза

б) удойности коров

в) масса человека

33.Модификационная изменчивость:

а) наследуется

б) связана с изменениями генотипа

в) не наследуется

г) не зависит от внешней среды

34. Не наследуется изменчивость:

а) цитоплазматическая

б) комбинативная

в) фенотипическая

г) мутационная

35. Выберите правильное утверждение:

а) под влиянием внешней среды генотип особи не изменяется

б) наследуется не фенотип, а способность к его проявлению

в) модификационные изменения передаются по наследству

г) модификации не носят приспособительного характера

36. Примером геномной мутации является:

а) возникновение серповидноклеточной анемии

б) возникновение длинных корней у верблюжьей колючки

в) появление в потомстве красноглазых дрозофил мух с темными глазами

г) появление триплоидных форм картофеля

37. Выберите правильное утверждение:

а) все здоровые люди обладают одинаковым числом хромосом в клетках

б) хромосомы всех людей содержат одинаковые по своему проявлению гены

в) близнецы, родившиеся в один день, называются идентичными

г) болезнь Дауна связана с трисомией по 23-й паре хромосом

38. Применение наркотиков родителями:

а) снижает вероятность вредных мутаций у потомства

б) повышает эту вероятность

в) не оказывает никакого влияния на мутационные процессы

г) всегда ведет к наследственным заболеваниям

39. К биотехнологии относится:

а) использование в технике принципов строения живого

б) выращивание культурных растений

в) межпородное скрещивание животных

г) получение гормонов с использованием бактерий

40. Методы селекции основаны на:

а) учении об искусственном отборе

б) борьбе за существование

в) межвидовой конкуренции

г) внутривидовой конкуренции

41. Главным фактором одомашнивания растений и животных служит:

а) искусственный отбор

б) естественный отбор

в) приручение

г) бессознательный отбор

42. Закон гомологичных рядов наследственной изменчивости создан:

43. Основным критерием для установления родства между видами является:

а) внешнее сходство

б) генетическое сходство

в) общие центры происхождения

г) общий ареал распространения

44. южноамериканский центр происхождения культурных растений родина:

а) банана, кофе, сорго

б) кукурузы, табака, какао

в) ананаса, картофеля

г) риса, сахарного тростника

45. Повышение продуктивности при скрещивании разных пород или видов называется:

а) инбридинг

б) мутация

в) гетерозис

г) доминирование

46. Явление полиплоидии связано с:

а) редукцией диплоидного набора хромосом

б) кратным увеличением диплоидного набора

в) сохранением диплоидного набора хромосом

г) образование гаплоидных организмов

47. Гетерозис – это результат:

а) мутации

б) полиплоидии

в) близкородственного скрещивания

г) отдаленной гибридизации

48. Создание гормонов, ферментов, вакцин – это задача:

а) клеточной инженерии

б) селекции животных

в) генной инженерии

г) селекции микроорганизмов

49. Этические нормы ограничивают или запрещают:

а) цитогенетические исследования

б) изучение родословных человека

в) клонирование людей

г) клонирование растений

50. Одним из достоинств работы К. Линнея было:

а) соответствие его системы современным представлениям о систематике

б) научное доказательство родства между многими видами

в) признание эволюционного развития органического мира

г) введение бинарной номенклатуры

51.В современной систематике для отнесения организма к той или иной систематической категории исследуют:

а) признаки родства и морфофизиологического сходства

б) признаки внешнего сходства организмов

в) только уровень организации

г) только генетический анализ родственников

52. Человеком современного типа считают:

а) неандертальца

б) кроманьонца

в) синантропа

г) питекантропа

53. Электрон хлорофилла поднимается в клетке на более высокий энергетический уровень под воздействием энергии света в процессе:

а) фагоцитоза

б) синтеза белка

в) фотосинтеза

г) хемосинтеза

54. В цепи питания заяц-беляк – это:

а) консумент 1 порядка

б) продуцент

в) консумент 2 порядка

г) редуцент

55. В состав ДНК не входит нуклеотид

б) урацил

в) аденин

г) цитозин

56. Коровы одной и той же породы в разных условиях содержания дают различные удои молока, что свидетельствует о проявлении:

а) генных мутаций

б) хромосомных мутаций

в) комбинативной изменчивости

г) модификационной изменчивости

г) освещенность

59. Структуру двойной спирали имеет молекула:

в) гемоглобина

г) глюкозы

60. Сокращение численности и ареала уссурийского тигра является примером:

б) дегенерации

в) идиоадаптации

г) ароморфоза

Задание уровня В

Укажите последовательность явлений и процессов, происходящих при подготовке к митозу и во время него:

А) расхождение дочерних хроматид к полюсам клетки

В) спирализация хромосом

В) деспирализация хромосом

Г) удвоение клеточной ДНК

Д) формирование интерфазных ядер дочерних клеток

Е) присоединение хромосом к нитям веретена деления

Задание уровня С

Каким образом нуклеотидная последовательность гена определяет функцию кодируемого им белка?

В результате в настоящее время изучением систематических групп занимаются такие разделы как: вирусология наука о вирусах; микробиология наука занимающаяся изучением микроорганизмов; микология наука о грибах; ботаника или фитология наука о растениях; зоология наука о животных; антропология наука о человеке. Изучение различных сторон жизнедеятельности живых организмов. В зоологии микробиологии и ботанике выделяются науки изучающие отдельные стороны жизни данных организмов. систематика изучает систематику и...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Предмет биологии. Сущность, свойства и уровни организации живого.

План:

2. Жизнь как особая форма материи. Свойства живого.

3. Уровни организации живой материи.

1. Предмет, задачи, структура биологии.

Биология (от греч. bios — жизнь, logos — наука) — наука о жизни, об общих закономерностях существования и развития живых существ. Или иными словами, биологией называется наука, занимающаяся изучением жизни во всех ее проявлениях, а также свойств живого вообще.

Предметом изучения биологии являются живые организмы, их строение, функции, развитие, взаимоотношения со средой и происхождение. Подобно физике и химии она относится к естественным наукам, предметом изучения которых является природа.

Биология — одна из старейших естественных наук, хотя сам термин «биология» для ее обозначения впервые был предложен лишь в 1797 г. немецким профессором анатомии Теодором Рузом (1771-1803), после чего этот термин использовали в 1800 г. профессор Дерптского университета (ныне г. Тарту) К. Бурдах (1776-1847), а в 1802 г. Ж.-Б. Ламарк (1744-1829) и Л. Тревиранус (1779-1864).

Биология — естественная наука. Как и другие науки, она возникла и всегда развивалась в связи с желанием человека познать окружающий его мир, а также в связи с материальными условиями жизни общества, развитием общественного производства, медицины, практическими потребностями людей.

Классификация биологических наук. Многообразие живой природы так велико, что правильнее говорить о биологии как о комплексе знаний или как о комплексной науке.

Биология стала в наше время такой в результате дифференциации и интеграции разных биологических наук. В рамках этой системы, дисциплины можно разделить по различным направлениям исследований, а именно:

1. Изучение систематических групп (классификация в зависимости от объекта изучения). Самыми старыми биологическими науками являются зоология и ботаника, изучающие животных и растения соответственно. Однако в процессе дифференциации зоология, ботаника и микробиология разделились на ряд самостоятельных наук. В результате в настоящее время изучением систематических групп занимаются такие разделы как:

  • вирусология — наука о вирусах;
  • микробиология — наука, занимающаяся изучением микроорганизмов;
  • микология — наука о грибах;
  • ботаника (или фитология) — наука о растениях;
  • зоология — наука о животных;
  • антропология — наука о человеке.

При этом каждая из дисциплин делится на ряд более узких направлений в зависимости от объекта исследований (рис. 1). Например, зоология объединяет такие науки, как: протозоология — наука о простейших (одноклеточных) животных, малакология — наука о моллюсках, энтомология — наука о насекомых, териология — наука о млекопитающих, и др. В ботанике в самостоятельные науки выделились дендрология (наука о деревьях и кустарниках), птеридология (наука о папоротниках), альгология (наука о водорослях), бриология (наука о мхах), биогеоботаника (наука о распространении растений) и другие науки. Микробиология разделилась на бактериологию, вирусологию и иммунологию.

Рис. 1. Схема биологических наук

2. Изучение различных сторон жизнедеятельности живых организмов. В зоологии, микробиологии и ботанике выделяются науки, изучающие отдельные стороны жизни данных организмов.

  • систематика - изучает систематику и родство разных групп организмов ,
  • морфология - исследует внешнее строение органов организмов и их видоизменения,
  • анатомия - изучает внутреннее строение организмов ,
  • физиология - изучает процессы, протекающие в организмах ,
  • экология - изучает взаимоотношения организмов со средой и другими организмами и др.
  • генетика - наука о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими

3. Изучение разных уровней живой материи. По уровню изучения живой материи различают:

  • молекулярную биологию – наука, исследующая общие свойства и проявления жизни на молекулярном уровне
  • цитологию или учение о клетке (от греч. «цитос» – клетка), изучает клеточный уровень
  • гистологию или учение о тканях (от греч. «гистос» – ткань), изучает тканевый уровень
  • анатомию, морфологию и физиологию – науку о строении органов, изучает уровень органа и организма
  • экологию – биологию групп организмов (популяций, видов и т. д.)

4. Отдельно можно выделить науки о развитии живой материи. Сюда обычно относят биологию индивидуального развития организмов, включающую

  • эмбриологию (наука о предзародышевом развитии, оплодотворении, зародышевом и личиночном развитии организмов), а также
  • теорию эволюции или эволюционное учение (комплекс знаний об историческом развитии живой природы).

5. Изучением коллективной жизни и сообществ живых организмов занимаются:

  • этология — наука о поведении животных,
  • экология (в общем смысле) — наука об отношениях различных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.

Как самостоятельные разделы экологии рассматривают: биоценологию — науку о сообществах живых организмов, популяционную биологию — отрасль знаний, изучающую структуру и свойства популяций, и др. Биогеография занимается изучением общих вопросов географического распространения живых организмов.

Естественно, такая классификация биологических наук в значительной степени условна и не дает представления обо всем многообразии биологических дисциплин.

Отдельные биологические науки имеют комплексное значение. Например, комплексной наукой стала генетика, предметом изучения которой являются наследственность и изменчивость организмов. В наше время комплексной наукой стала экология, изучающая взаимоотношения организмов между собой и со средой.

В биологии одновременно с дифференциацией шел процесс возникновения и оформления новых наук, которые расчленялись на более узкие науки. Например, генетика, возникнув в качестве самостоятельной науки, разделилась на общую и молекулярную, на генетику растений, животных и микроорганизмов. В то же время возникли генетика пола, генетика поведения, популяционная генетика, эволюционная генетика и т. д. В недрах физиологии возникли сравнительная и эволюционная физиология, эндокринология и другие физиологические науки.

В последние годы отмечается тенденция оформления узких наук , получающих название по проблеме (объекту) исследования. Такими науками являются энзимология, мембранология, кариология, плазмидология и другие.

В результате интеграции наук возникли биохимия, биофизика, радиобиология, цитогенетика, космическая биология и другие науки.

Ведущее положение в современном комплексе биологических наук занимает физико-химическая биология, новейшие данные которой вносят существенный вклад в представления о научной картине мира, в дальнейшее обоснование материального единства мира.

Методы исследований. Основными методами, используемыми в биологических науках, являются описательный, сравнительный, исторический и экспериментальный.

Описательный метод является самым старым методом и основан на наблюдении организмов. Он заключается в сборе фактического материала и описании его. Возникнув в самом начале биологического познания, этот метод долгое время оставался единственным в изучении организмов. Поэтому старая (традиционная) биология являлась, по существу, описательной наукой. Использование этого метода позволило заложить основы биологических знаний. Достаточно вспомнить насколько успешным оказался этот метод в систематике и в создании науки о систематике организмов. Описательный метод широко используется и в наше время, особенно в зоологии, ботанике, цитологии, экологии и других науках.

Сравнительный метод заключается в сравнении изучаемых организмов, их структур и функций между собой с целью выявления сходств и различий. Этот метод утвердился в биологии в XVIII в. и оказался очень плодотворным в решении многих крупнейших проблем. С помощью этого метода и в сочетании с описательным методом были получены сведения, позволившие в XVIII в. заложить основы систематики растений и животных (К. Линней), а также сформулировать клеточную теорию (М. Шлейден и Т. Шванн) и учение об основных типах развития (К. Бэр). Метод широко был использован в XIX в. в обосновании теории эволюции, а также в перестройке ряда биологических наук на основе этой теории. Однако использование этого метода не сопровождалось выходом биологии за пределы описательной науки.

Сравнительный метод широко используют в разных биологических науках и в наше время. Сравнение приобретает особую ценность тогда, когда невозможно дать определение понятия. Например, с помощью электронного микроскопа часто получают изображения, истинное содержание которых заранее неизвестно. Только сравнение их со светомикроскопическими изображениями позволяет получить желаемые данные.

Исторический метод входит в биологию во второй половине XIX в. благодаря Ч. Дарвину, который позволил поставить на научные основы исследование закономерностей появления и развития организмов, становления структуры и функций организмов во времени и в пространстве. С введением этого метода в биологии немедленно произошли значительные качественные изменения. Исторический метод превратил биологию из науки чисто описательной в науку, объясняющую, как произошли и как функционируют многообразные живые системы. Благодаря этому методу биология поднялась сразу на несколько ступеней выше. В настоящее время исторический метод вышел, по существу, за рамки метода исследования. Он стал всеобщим подходом к изучению явлений жизни во всех биологических науках.

Экспериментальный метод заключается в активном изучении того или иного явления путем эксперимента. Вопрос об опытном изучении природы, т.е. вопрос об эксперименте был поставлен еще в XVII в. английским философом Ф. Бэконом (1561-1626). Его введение в биологию связано с работами В. Гарвея в XVII в. по изучению кровообращения. Однако экспериментальный метод широко вошел в биологию лишь в начале XIX в., причем через физиологию, в которой стали использовать большое количество инструментальных методик, позволявших регистрировать и количественно характеризовать приуроченность функций к структуре.

Другим направлением, по которому в биологию вошел экспериментальный метод, оказалось изучение наследственности и изменчивости организмов. Здесь главнейшая заслуга принадлежит Г. Менделю, который в отличие от своих предшественников использовал эксперимент не только для получения данных об изучаемых явлениях, но и для проверки гипотезы, формулируемой на основе получаемых данных. Работа Г. Менделя явилась классическим образцом методологии экспериментальной науки.

Начиная примерно с 40-х годов XX в. экспериментальный метод в биологии подвергся значительному усовершенствованию за счет повышения разрешающей способности многих биологических методик и разработки новых экспериментальных приемов. Например, была очень повышена разрешающая способность генетического анализа, ряда иммунологических методик. В практику исследований были введены культивированные соматические клетки, выделение биохимических мутантов микроорганизмов и соматических клеток и т. д.

Экспериментальный метод стал широко обогащаться методами физики и химии. Например, структура и генетическая роль ДНК были выяснены в результате сочетанного использования химических методов выделения ДНК, химических и физических методов определения ее первичной и вторичной структуры и биологических методов (трансформации и генетического анализа бактерий), доказательства ее роли как генетического материала.

В настоящее время экспериментальный метод характеризуется исключительными возможностями в изучении явлений жизни. Эти возможности определяются использованием микроскопии разных видов, включая электронную с техникой ультратонких срезов, биохимических методов, высокоразрешающего генетического анализа, иммунологических методов, разнообразных методов культивирования и прижизненного наблюдения в культурах клеток, тканей и органов, маркировки эмбрионов, техники оплодотворения в пробирке, метода меченых атомов, рентгене структурного анализа, ультрацентрифугирования, спектрофотометрии, хроматографии, электрофореза, секвенирования, конструкции биологически активных рекомбинантных молекул ДНК и т. д.

Исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей их функционирования также широко используется в биологии. По существу, на идее моделирования базируется любой метод, однако неизбежным следствием при этом является упрощение рассматриваемого явления или объекта. Новое качество, заложенное в экспериментальном методе, вызвало качественные изменения и в моделировании. Наряду с моделированием на уровне организмов в настоящее время очень развивается моделирование на молекулярном и клеточном уровнях, а также математическое моделирование различных биологических процессов.

Значение биологии. Для чего необходимо изучать биологию? В тексте одной из лекций Томаса Гексли есть такие строки: «Для человека, не знакомого с естественной историей, пребывание среди природы подобно посещению художественной галереи, где 90% всех удивительных произведений искусства повернуты лицам к стене. Познакомьте его с основами естественной истории — и вы снабдите его путеводителем к этим шедеврам, достойным быть обращенными к жаждущему знания и красоты человеческому взгляду». Помимо такой познавательной и эстетической стороны биологические знания имеют и чисто практическое применение во многих областях человеческой деятельности.

Прежде всего биологические знания имеют познавательное значение. Однако чрезвычайно велико и их практическое значение.

На основе биологических знаний уже давно в промышленных условиях осуществляется микробиологический синтез многих органических кислот, которые широко используются в народном хозяйстве и медицине. В 40-50-е годы было создано промышленное производство антибиотиков, а в начале 60-х годов — производство аминокислот. Важное место в микробиологической промышленности сейчас занимает производство ферментов. Микробиологическая промышленность производит сейчас в больших количествах витамины и другие вещества. Как аминокислоты и антибиотики, так и витамины крайне необходимы в народном хозяйстве и медицине. На основе трансформирующей способности микроорганизмов основано промышленное производство веществ с фармакологическими свойствами из стероидного сырья растительного происхождения.

Наибольшие успехи в производстве различных веществ, в том числе лекарственных (инсулин, соматостатин, интерферон и др.), связаны с генетической инженерией, составляющей сейчас основу биотехнологии.

Исключительно важное значение биология имеет для сельскохозяйственного производства . Например, теоретической основой селекции растений и животных является генетика. В последние годы в сельскохозяйственное производство также вошла генетическая инженерия. Она открыла новые перспективы в увеличении производства пищи.

Генетическая инженерия оказывает существенное влияние на поиск новых источников энергии, новых путей сохранения окружающей среды, очистки ее от различных загрязнений.

Развитие биотехнологии , теоретическую основу которой составляет биология, а методическую — генетическая инженерия, является новым этапом в развитии материального производства. Появление этой технологии есть один из моментов новейшей революции в производительных силах.

Биологическое познание прямым образом связано с медициной , причем эти связи уходят в далекое прошлое и датируются тем же временем, что и возникновение самой биологии. Больше того, многие выдающиеся медики далекого прошлого были одновременно и выдающимися биологами (Гиппократ, Герофил, Эразистрат, Гален, Авиценна, Мальпиги и другие). Создание в XIX в. клеточной теории заложило подлинно научные основы связи биологии с медициной. В укреплении связей биологии с производством и медициной существенный вклад принадлежит генетике, данные которой имеют важнейшее значение в разработке основ диагностики, лечения и профилактики наследственных болезней.

В конце концов, и сам человек является живым организмом, поэтому биология является теоретической основой таких наук, как медицина, психология, социология и других.

Как никогда остро сегодня стоят проблемы взаимоотношений человека с окружающей его средой, рационального использования ресурсов и охраны природы. Практика показала, что элементарное незнание законов экологии приводит к тяжелейшим, иногда необратимым последствиям как для самой природы, так и для человека. В будущем, по мере роста численности населения, значение биологии еще более возрастет. Уже сейчас острыми являются проблемы продовольственного обеспечения.

2. Жизнь как особая форма материи. Свойства живого

Определение жизни. Итак, живые организмы являются предметом изучения биологии. И чтобы продолжать разговор о живых организмах, необходимо сформулировать определение понятия « жизнь ». Большое внимание проблеме определения понятия жизни и вопросу о критериях, свойствах живого уделяли такие ученые, как Э. Шредингер, A .Н. Колмогоров, Н.С. Шкловский, К. Саган, И. Пригожий. Однако четкого, ясного, всеми (или хотя бы большинством специалистов) принятого определения так и не существует.

Так, например, К. Гробстейн предлагает такую формулировку: «Жизнь — это макромолекулярная система, для которой характерна определенная иерархическая организация, а также способность к воспроизведению, обмен веществ, тщательно регулируемый поток энергии, являет собой распространяющийся центр упорядоченности в менее упорядоченной Вселенной».

Российский математик А.А. Ляпунов характеризует жизнь как «Высокоустойчивое состояние вещества, использующее для выработки сохраняющих реакций информацию, кодируемую состояниями отдельных молекул».

Материалистическое определение жизни дал один из основоположников научного коммунизма Ф. Энгельс: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел». Это определение дано Энгельсом более 100 лет назад, но не потеряло своей актуальности. В него вошли два важных положения:

1) жизнь тесно связана с белковыми телами, белками.

2) непременное условие жизни — постоянный обмен веществ, с прекращением которого прекращается жизнь.

Всеобщим методологическим подходом к пониманию сущности жизни в настоящее время является понимание жизни в качестве процесса, конечным результатом которого является самообновление, проявляющееся в самовоспроизведении. Все живое происходит только из живого, а всякая организация, присущая живому, возникает только из другой подобной организации. Следовательно, можно дать еще одно определение: «Жизнь – это специфичная структура, способная к самовоспроизведению (размножению) и самоподдержанию с затратой энергии». Здесь подчеркиваются другие два важных момента:

  1. живые системы способны к самовоспроизведению (репродукции)
  2. живым организмам необходима энергия для существования и присуща способность к самоподдержанию.

Сущность жизни заключается в ее самовоспроизведении, в основе которого лежит координация физических и химических явлений и которое обеспечивается передачей генетической информации от поколений к поколениям. Именно эта информация обеспечивает самовоспроизведение и саморегуляцию живых существ. Поэтому жизнь — это качественно особая форма существования материи, связанная с воспроизведением. Жизнь представляют собой особую форму движения материи, высшую по сравнению с физической и химической формой существования , а живые организмы резко отличаются от неживых систем (объектов физики и химии) своей исключительной сложностью и высокой специфичностью, структурной и функциональной упорядоченностью . Эти отличия придают жизни качественно новые свойства, вследствие чего живое и представляет собой особую, ступень развития материи.

Свойства живого. Строгого и четкого определения понятия «жизнь» не существует. По этой причине мы не можем с достаточной степенью достоверности говорить о ее природе или происхождении. Однако возможно перечислить и описать те признаки живой материи, которые отличают ее от предметов неживой природы. Разные авторы выделяют от 10 до 12 различных свойств живого.

Рассмотрим наиболее полный перечень общих, характерных для всего живого свойств и их отличий от похожих процессов, протекающих в неживой природе:

1. Единство химического состава. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в неживые объекты, однако их соотношение различно. Элементарный состав неживой природы наряду с кислородом представлен в основном кремнием, железом, магнием, алюминием и т. д. А в живых организмах 98% химического состава приходится на четыре элемента — углерод, кислород, азот и водород , которые являются о сновными биогенными элементами. Помимо них важны Na , Mg , Cl , P , S , К, Ре, Са и др. Все перечисленные химические элементы участвуют в построении организма в виде ионов, либо в составе тех или иных соединений — молекул неорганических или органических веществ.

2. Обмен веществ (метаболизм). Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, поглощая из нее элементы, необходимые для питания, и выделяя продукты жизнедеятельности. Отметим, что в неживой природе также существует обмен веществами. Однако в неживой природе они просто переносятся с одного места на другое или меняется их агрегатное состояние: например, смыв почвы, превращение воды в пар или лед. В отличие от этого, у живых организмов в круговороте органических веществ осуществляются процессы синтеза и распада.

Как это происходит? Живые организмы поглощают из окружающей среды различные вещества. Вследствие ряда химических превращений вещества из окружающей среды уподобляются веществам живого организма, из них строится его тело. Эти процессы называются ассимиляцией (ассимиляция – «уподобление», корень здесь тот же, что и в слове «симулянт» – симулянт «уподобляется» больному). Это совокупность процессов синтеза. Например, белок куриного яйца в организме человека претерпевает ряд сложных превращений, прежде чем преобразуется в белки, свойственные организму. Синтез требует энергии, для получения которой организмы расходуют большую часть потребляемой пищи. Она возникает при разложении веществ. Этот процесс разложения называется диссимиляцией (разуподоблением). (подробнее об этом в гл. Метаболизм ).

3. Саморегуляция (авторегуляция). Это способность живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность течения физиологических процессов, т.е. гомеостаз . Недостаток поступления каких-либо питательных веществ мобилизует внутренние ресурсы организма, а избыток вызывает прекращение синтеза этих веществ. Саморегуляция осуществляется разными путями благодаря деятельности регуляторных систем — нервной, эндокринной, иммунной и др. В биологических системах надорганизменного уровня саморегуляция осуществляется на основе межорганизменных и межпопуляционных отношений.

4. Самовоспроизведение (репродукция). Это свойство организмов воспроизводить себе подобных . Это свойство является важнейшим среди всех остальных. Положение «все живое происходит только от живого» означает, что жизнь возникла лишь однажды и что с тех пор начало живому дает только живое. Благодаря репродукции не только целые организмы, но и клетки и молекулы после деления сходны со своими предшественниками. Важнейшее значение самовоспроизведения заключается в том, что оно поддерживает существование видов, определяет специфику биологической формы движения материи. Этот процесс осуществляется практически на всех уровнях организации живой материи:

На молекулярном уровне происходит самовоспроизведение молекулы ДНК. Из одной молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты при ее удвоении образуются две дочерние молекулы, полностью повторяющие исходную. Репродукция на молекулярном уровне является основой для всех последующих.

На субклеточном уровне происходит удвоение пластид, центриолей, митохондрий

На клеточном уровне – деление клетки

На тканевом – поддержание постоянства клеточного состава за счет размножения отдельных клеток

На организменном репродукция проявляется в виде бесполого или полового размножения.

5. Наследственность. Наследственность заключается в способности организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Она обусловлена стабильностью, т. е. постоянством строения молекул ДНК. Благодаря наследственности сохраняются общие признаки для родственных организмов, организмов одного вида и т.д.

6. Изменчивость. Изменчивость — это генетически обусловленная способность организмов приобретать новые признаки и свойства. Она определяется изменениями в генетических структурах . Это свойство как бы противоположно наследственности, но вместе с тем тесно связано с ней, так как при этом изменяются гены, определяющие развитие тех или иных признаков. Если бы деление молекул ДНК всегда происходило с абсолютной точностью, то при размножении организмы имели бы одни и те же признаки и не могли приспосабливаться к меняющимся условиям среды.

7. Рост и развитие. Способность к развитию — это всеобщее свойство материи. Под развитием понимают необратимое направленное закономерное изменение объектов живой природы, которое сопровождается приобретением адаптаций (приспособлений), возникновением новых видов. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, вследствие которого изменяется его состав или структура. Развитие живой формы существования материи представлено индивидуальным развитием, или онтогенезом, и историческим развитием, или филогенезом. Развитие сопровождается ростом, это направленное закономерное количественное изменение, увеличение размеров организма .

8. Специфичность организации . Она характерна для любых организмов, в результате чего они имеют определенную форму и размеры. Единицей организации (структуры и функции) является клетка. В свою очередь клетки специфически организованы в ткани, последние — в органы, а органы — в системы органов. Организмы не «разбросаны» случайно в пространстве. Они специфически организованы в популяции, а популяции специфически организованы в биоценозы. Последние вместе с абиотическими факторами формируют биогеоценозы (экологические системы), являющиеся элементарными единицами биосферы.

9. Упорядоченность структуры . Для живого характерна не только сложность химических соединений, из которого оно построено, но и упорядоченность их на молекулярном уровне, приводящая к образованию молекулярных и надмолекулярных структур. Создание порядка из беспорядочного движения молекул — это важнейшее свойство живого, проявляющееся на молекулярном уровне. Упорядоченность в пространстве сопровождается упорядоченностью во времени. В отличие от неживых объектов упорядоченность структуры живого происходит за счет внешней среды. При этом в среде уровень упорядоченности снижается.

10. Энергозависимость (потребление энергии). Многие неживые объекты имеют сложную структуру, к тому же способны самоподдерживаться, размножаться, расти.

Например, кристаллы. В насыщенном растворе хлорида натрия (поваренной соли) выпадают кристаллы NaCl . По мере испарения раствора они растут, увеличиваются в числе и в размерах. Более того, обломив уголок кристалла и положив его в раствор обратно, мы можем наблюдать, что кристалл «залечит» дефект, обломанный уголок достроится NaCl, выпадающего из раствора. Кроме того, структура кристаллов специфична, зависит от того вещества, из которого они возникают. NaCl кристаллизируется в виде кубов, алмаз — в виде двух четырехгранных пирамидок с общим основанием—октаэдров.

Почему же кристаллы не относятся к живым системам? Отличием живых систем служит особенности в потреблении энергии. Кристаллы — структуры с минимумом свободной энергии. Чтобы разрушить кристалл, переведя его, например, в жидкое состояние, надо затратить энергию. Например, поглощая энергию, разрушается структура кристаллов льда, при этом каждый грамм льда должен получить около 333 кДж. Живые структуры, наоборот, поглощают энергию при росте и развитии (растения — в виде света, животные—потребляя пищу). Так что в энергетическом балансе кристаллы и живые существа — противоположности. Особенно если учесть, что при разрушении живых систем энергия выделяется в виде теплоты, например, при сгорании дров.

Живые тела представляют собой «открытые» для поступления энергии системы, т.е. динамические системы, устойчивые лишь при условии непрерывного доступа к ним энергии и материи извне. Следовательно, живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают энергия и материя в виде пищи из окружающей среды.

Причем в организме свободная энергия увеличивается, а энтропия (хаос), соответственно, понижается, а в окружающей среде свободная энергия, напротив, уменьшается, а энтропия возрастает. По образному выражению известного физика XX в. Э. Шредингера, «организм питается отрицательной энтропией».

11. Ритмичность. В биологии под ритмичностью понимают периодические изменения интенсивности физиологических процессов с различными периодами колебаний (от нескольких секунд до года и т.д.). Ритмичность направлена на приспособление к периодически меняющимся условиям среды.

12. Движение . Способностью к движению обладают все живые существа. Многие одноклеточные организмы двигаются с помощью особых органоидов. К движению способны и клетки многоклеточных организмов (лейкоциты, блуждающие соединительнотканные клетки и др.), а также некоторые клеточные органеллы. Совершенство двигательной реакции достигается в мышечном движении многоклеточных животных организмов, которое заключается в сокращении мышц.

13. Раздражимость. Любой организм неразрывно связан с окружающей средой: в процессе эволюции у живых организмов выработалось и закрепилось свойство избирательно реагировать на внешние воздействия. Это свойство носит название раздражимости. Всякое изменение окружающих организм условий среды представляет собой по отношению к нему раздражение, а его реакция на внешние раздражители служит показателем его чувствительности и проявлением раздражимости.

14. Раздражимость . Способность живых организмов избирательно реагировать на внешние воздействия носит название раздражимости. Реакция многоклеточных животных на раздражение осуществляется через посредство нервной системы и называется рефлексом.

Организмы, которые не имеют нервной системы, лишены и рефлексов. У таких организмов реакция на раздражение осуществляется в разных формах:

а) таксисы — это направленные движения организма в сторону раздражителя (положительный таксис) или от него (отрицательный). Например, фототаксис — это движение в направлении к свету. Различают также хемотаксис, термотаксис и др.;

б) тропизмы — направленный рост частей растительного организма по отношению к раздражителю (геотропизм — рост корневой системы растения по направлению к центру планеты; гелиотропизм — рост побеговой системы по направлению к Солнцу, против силы тяжести);

в) настии — движения частей растения по отношению к раздражителю (движение листьев в течение светового дня в зависимости от положения Солнца на небосводе или, например, раскрытие и закрытие венчика цветка).

15. Дискретность. Дискретность—всеобщее свойство материи от латинского «дискретус», что означает прерывистый, разделенный. Так, известно, что каждый атом состоит из элементарных частиц, атомы образуют молекулу, простые молекулы входят в состав сложных соединений или кристаллов и т.д. Жизнь на Земле также проявляется в виде дискретных форм. Это означает, что отдельный организм или иная биологическая система (вид, биоценоз т.д.) состоит из отдельных изолированных, т.е. обособленных или отграниченных в пространстве, но тесно связанных и взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство. Например, любой вид организмов включает отдельные особи. Тело высокоорганизованной особи образует отдельные органы, которые, в свою очередь, состоят из отдельных клеток. В фантастических романах порой описывают неземную жизнь в виде единого целого, например живого океана на планете Солярис. Но на Земле жизнь существует в виде отдельных видов, представленных многими особями, индивидуумами. (Индивидуум по-латыни — то же, что и «атом» по-гречески: «неделимый»)

3. Уровни организации живой материи

Принцип дискретности лег в основу представлений об уровнях организации живой материи. Уровень организации — это функциональное место биологической структуры определенной степени сложности в общей «системе систем» живого. Обычно выделяют следующие уровни:

1. Молекулярный — самый низкий уровень организации живого. Именно на этом уровне в основном проявляются такие процессы жизнедеятельности, как обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации.

2. Клеточный. Клетка является элементарной структурной и функциональной единицей живого. Вирусы, будучи неклеточной формой организации живого, проявляют свои свойства как живые организмы, только внедрившись в клетки.

3. Тканевой. Ткань — совокупность структурно сходных клеток и связанных с ними межклеточных веществ, объединенных выполнением определенных функций.

4. Органный. Под органом понимают часть многоклеточного организма, выполняющую определенную функцию или функции.

5. Организменный. Организм (этот термин можно применять ко всем живым существам — как одноклеточным, так и многоклеточным), — это реальный носитель жизни, характеризующийся всеми ее свойствами. Он происходит от одного зачатка (зиготы, споры, части другого организма) и индивидуально подвержен действию эволюционных и экологических факторов. Процесс формирования организма состоит из дифференцировки его структур (органелл — если это одноклеточный организм; клеток, тканей, органов) в соответствии с выполняемыми ими функциями. Очень удобно использовать этот уровень при рассмотрении взаимодействия живого существа с окружающей его средой.

6. Популяционно-видовой. Популяция представляет собой систему надорганизменного порядка. Под этим понимают совокупность всех особей одного вида, образующих обособленную генетическую систему и населяющих пространство с относительно однородными условиями обитания. Популяция обычно имеет сложную структуру и является элементарной единицей эволюции. Вид — это генетически стабильная система, совокупность популяций, особи которых способны в природных условиях к скрещиванию с образованием плодовитого потомства и занимают определенную область географического пространства (ареал).

7. Биоценотический. Биоценоз — совокупность организмов разных видов различной сложности организации, обитающих на какой-то определенной территории. Если в такой территориальной системе учитываются и факторы среды обитания, т. е. неживой компонент, то говорят о биогеоценозе.

8. Биосферный — это самый высокий уровень организации. В данном случае обычно рассматривают все живые организмы и области их существования в планетарном масштабе. Биосфера — это оболочка Земли, которую населяют или когда-либо населяли живые организмы (к ней относятся части атмосферы, литосферы и гидросферы, каким-либо образом связанные с деятельностью живых существ).

Организм построен по принципу иерархии структур, так же как вся живая природа, поэтому на его примере можно рассмотреть все уровни организации (рис. 2).

Рис. 2. Уровни организации живой материи (на примере отдельного организма).


БИОЛОГИЯ

зоология

икробиология

ботаника

протозоология малакология энтомология

териология

бактериология вирусология иммунология

дендрология птеридология альгология бриология биогеоботаника

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

13525. ПРЕДМЕТ, ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ, МЕТОДЫ И ПРИКЛАДНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БИОЛОГИИ 721.76 KB
Историческое становление проблемы развития и подходы к ее решению. Значение биологии индивидуального развития для решения практических задач. Предмет и название науки Приступая к изучению курса биологии индивидуального развития студент должен прежде всего дать определение предмета уяснить его положение среди других биологических. Со времени становления биологии как науки одной из важнейших ее задач было познание закономерной развития живых существ. Представьте себе из одной единственной клетки зиготы в ходе...
6976. Понятие об информации, ее свойства. Предмет и задачи информатики 10.12 KB
Вопервых нельзя рассматривать информацию как совокупность данных которые могут быть усвоены и преобразованы в знания т. Информация – это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов. Информация не является статическим объектом – она динамически меняется и существует только в момент взаимодействия данных и методов. Следует отметить диалектический характер взаимодействия данных и методов.
7132. Психологическая и физиологическая сущность внимания и его свойства 92.01 KB
Психологическая и физиологическая сущность внимания и его свойства. Определение внимания. Свойства внимания. Функции и виды внимания.
8336. Предмет, задачи и история развития информатики. Определение информации, её свойства 22.3 KB
Определение информации её свойства Предмет и задачи информатики Информатика техническая наука систематизирующая приемы создания хранения воспроизведения обработки и передачи данных средствами вычислительной техники ВТ а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими. Другими словами можно сказать что информатика – это наука об информации и технических средствах ее сбора хранения обработки передачи. В составе основной задачи информатики выделяются следующие направления её практического приложения:...
6772. СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ 21.56 KB
Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека и народов населяющих Землю. Главной функцией феномена культуры является гуманистическая. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА Проблема первобытной культуры является одной из самых сложных в культурологии и определяется это двумя причинами. Объективная сложность взаимосвязанной системы методологических вопросов о причинах возникновения культуры как космического события.
10851. 98.31 KB
Эти принципы записаны как правило в первых статьях конституции или в тех разделах которые закрепляют систему органов государства или систему основных прав и свобод. Институты конституционного права легко назвать если обратиться к любой из конституций потому что в большинстве случаев структура конституции – это и есть перечисление важнейших институтов конституционного права. Если мы представим такую статью конституции в которой к примеру написано вся власть принадлежит народу то при всем нашем желании мы не вычленим здесь...
13018. Мир живого 136.42 KB
Возникает соблазн взять дату наиболее крупного биологического открытия и заявить: современная биология – это все что было после. В 1665 г англичанин Роберт Гук воспользовавшись созданным им микроскопом впервые смог увидеть что растительные ткани состоят из клеток. Решение этой задачи фактически подразумевало ответ на вопрос – что общего есть у таких разных созданий как человек и дрожжи В 1858 г известный немецкий врач Р. Ученые еще ничего не знали о ДНК хромосомах но если особь может произойти только от другой такой же или почти...
9160. Специфика живого 16.12 KB
Предмет изучения задачи и методы биологии Биология – совокупность или система наук о живых системах. Предмет изучения биологии – все проявления жизни а именно: строение и функции живых существ и их природных сообществ; распространение происхождение и развитие новых существ и их сообществ; связи живых существ и их сообществ друг с другом и с неживой природой. Задачи биологии состоят в изучении всех биологических закономерностей и раскрытии сущности жизни.
19370. Возникновение кризисов в организации, их сущность 203.32 KB
В условиях внутреннего кризиса менеджмент предприятия приобретает целый ряд особенностей по сравнению с нормальным состоянием и стабильной деятельностью компании. Особенности и виды кризисов на предприятии Кризис предприятия представляет собой переломный момент в последовательности процессов событий и действий. Типичным для кризисной ситуации является два варианта выхода из нее: или это ликвидация предприятия как крайняя форма или успешное преодоление кризиса рис. Кризис может абсолютно неожиданно проявиться во время гармоничного развития...
10770. Сущность и цели организации производства 10.19 KB
Организация производства должна постоянно адаптироваться к меняющимся экономическим условиям быть ориентированной на снижение издержек производства и повышение качества выпускаемой продукции. Достижение этой цели обеспечивается через реализацию целей низшего уровня к которым относят: повышение уровня организации производства; совершенствование производственнотехнической базы предприятия; сокращение длительности производственного цикла; улучшение использования основных фондов и производственных мощностей; повышение...

    Предмет изучение, задачи и методы биологии.

    Специфика и системность живого

    Уровни организации живых систем

1. Предмет изучения, задачи и методы биологии

Биология – совокупность или система наук о живых системах . Понятие «живые системы» здесь важно подчеркнуть, поскольку жизнь не существует сама по себе, а является свойством определенных систем.

Предмет изучения биологии – все проявления жизни, а именно:

    строение и функции живых существ и их природных сообществ;

    распространение, происхождение и развитие новых существ и их сообществ;

    связи живых существ и их сообществ друг с другом и с неживой природой.

Задачи биологии состоят в изучении всех биологических закономерностей и раскрытии сущности жизни. При этом в биологии используется ряд методов, характерных для естественных наук. К основным методам биологии относятся:

    наблюдение , позволяющее описать биологическое явление;

    сравнение , дающее возможность найти закономерности, общие для разных явлений;

    эксперимент , в ходе которого исследователь искусственно создает ситуацию позволяющую выявить глубоко лежащие (скрытые) свойства биологических объектов;

    исторический метод , позволяющий на основе данных о современном мире живого и о его прошлом, раскрывать законы развития живой природы.

Выше было сказано, что биология является системой наук, которые могут быть классифицированы различным образом.

    По предмету изучения : ботаника, зоология, микробиология и т.д.

    По общим свойствам живых организмов :

    генетика (закономерности наследственности)

    биохимия (превращения вещества и энергии)

    экология (взаимоотношения живых существ и их природных сообществ с окружающей средой) и т.п.

    По уровню организации живой материи, на котором рассматриваются живые системы:

    молекулярная биология;

    цитология;

    гистология и т.п.

Приведенные классификации, разумеется, не носят абсолютного характера. Так, например, исследование клетки (цитология) в настоящее время немыслимо без изучения биохимии клетки.

Можно также говорить о трех магистральных направлениях биологии или, по образному выражению трех образах биологии:

    Традиционная или натуралистическая биология. Ее объектом изучения является живая природа в ее естественном состоянии и нерасчлененной целостности – «Храм природы», как называл ее Эразма Дарвина. Истоки традиционной биологии восходят к средним векам, хотя вполне естественно здесь вспомнить и работы Аристотеля, который рассматривал вопросы биологии, биологического прогресса, пытался систематизировать живые организма («лестница Природы»). Оформление биологии в самостоятельную науку – натуралистическую биологию приходится на 18-19 века. Первый этап натуралистической биологии ознаменовался созданием классификаций животных и растений. К ним относятся известная классификация К. Линнея (1707 – 1778), являющаяся традиционной систематизацией растительного мира, а также классификация Ж.-Б. Ламарка, применившего эволюционный подход к классифицированию растений и животных. Традиционная биология не утратила своего значения и в настоящее время. В качестве доказательства приводят положение экологии среди биологических наук а также во всем естествознании. Ее позиции и авторитет в настоящее время чрезвычайно высоки, а она в первую очередь основывается в принципах традиционной биологии , поскольку исследует взаимоотношений организмов между собой (биотические факторы ) и со средой обитания (абиотические факторы ).

    Функционально-химическая биология , отражающая сближение биологии с точными физико-химическими науками. Особенность физико-химической биологии – широкое использование экспериментальных методов, которые позволяют исследовать живую материю на субмикроскопическом, надмолекулярном и молекулярном уровнях. Одним из важнейших разделов физико-химической биологии является молекулярная биология – наука изучающая структуру макромолекул, лежащих в основе живого вещества. Биологию нередко называют одной из лидирующих наук 21-го века.

К важнейшим экспериментальным методам, использующимся в физико-химической биологии, относятся метод меченых (радиоактивных) атомов, метолы рентгеноструктурного анализа и электронной микроскопии, методы фракционирования (например, разделение различных аминокислот), использование ЭВМ и др.

3. Эволюционная биология. Это направление биологии изучает закономерности исторического развития организмов. В настоящее время концепция эволюционизма стала, фактически, платформой, на которой происходит синтез разнородного и специализированного знания. В основе современной эволюционной биологии лежит теория Дарвина. Интересно и то, что Дарвину в свое время удалось выявить такие факты и закономерности, которые имеют универсальное значение, т.е. теория созданная им, приложима к объяснению явлений, происходящих не только в живой, но и неживой природе. В настоящее время эволюционный подход взят на вооружение всем естествознанием. Вместе с тем, эволюционная биология – самостоятельная область знания, с собственными проблемами, методами исследования и перспективой развития.

В настоящее время предпринимаются попытки синтеза этих трех направлений («образов») биологии и оформления самостоятельной дисциплины – теоретической биологии.

4. Теоретическая биология. Целью теоретической биологии является познание самых фундаментальных и общих принципов, законов и свойств, лежащих в основе живой материи. Здесь разные исследования выдвигают различные мнения по вопросу о том, что должно стать фундаментом теоретической биологии. Дело в том, что задача построения теоретической биологии отличается чрезвычайной сложностью, комплексностью и многоплановостью. Создание такой теории – одна из важнейших задач современной науки. Вместе с тем ряд авторов подчеркивает, что основой теоретической биологии в любом случае служит развитие эволюционного подхода, и, таким образом, теоретическая биология может рассматриваться как дальнейшее развитие эволюционной биологии.