Сказание как сотворил бог адама. О сотворении адама. Сказание о сотворении Богом Адама

Сказа́ние о сотворе́нии Бо́гом Ада́ма - славянский ветхозаветный апокриф , рассказывающий библейскую историю сотворения Богом первого человека Адама . Сказание основано на дуалистическом представлении о мире и по этой причине в создании Адама участвует как Бог, так и дьявол .

Несмотря на то, что Сказание сохранилось в списках XIV (южнославянские списки) и XVII -XVIII (русские списки) веков, исследователи связывают происхождение его текста с болгарской богомильской ересью , возникшей в X веке. Свидетельством этого является сообщение Повести временных лет , которая под 1071 годом содержит рассказ о волхвах , появившихся в Новгороде и вкладывает в их речь схожее сказание.

Сюжет

Согласно Сказанию Бог создаёт человека не как в Библии «из праха земного », а из восьми различных веществ:

…взяв земли горсть от восьми частей: 1) от земли - тело, 2) от камня - кости, 3) от моря - кровь, 4) от солнца - глаза, 5) от облака - мысли, 6) от света - свет, 7) от ветра - дыхание, 8) от огня - теплоту.

Когда Бог оставил тело Адама чтобы взять для него глаза от солнца, то дьявол «вымазал его калом, тиной и соплями ». Бог отёр это и, смешав со слезами Адама, создал собаку. Когда Бог второй раз оставил тело Адама чтобы принести ему из горнего Иерусалима дыхание, то дьявол «взял палку и истыкал всего человека Адама и впустил в него семьдесят недугов ». После сотворения Адама Бог из его ребра создаёт

Ветхозаветный апокриф «Повествование о том, как сотворил Бог Адама» (или, по другим вариантам названий, «Сказание о сотворении Богом Адама», «От скольких частей создан был Адам») - выдающийся и одновременно загадочный памятник древнерусской письменности. Он сохранился в единственном списке XVII столетия, но о широком распространении идей памятника свидетельствуют запретительные статьи Индекса ложных и отреченных книг, а также многократное воспроизведение его содержания в разных списках «Беседы трех святителей» (в части, касающейся апокрифических сведений о создании Адама), в апокрифических отрывках о составе человеческого тела из сборников смешанного содержания и в некоторых апокрифических фольклорных сюжетах.

Детально причастность памятника к идейно-религиозной жизни Древней Руси еще не изучена, однако уже сейчас очевидно, что представления, которые заключает в себе этот апокриф, накладывали заметный отпечаток на духовную жизнь наших предков: от создания древнейших памятников отечественной письменности - до влияния на устные народные сказания, записанные в прошлом веке.

Естественно, не все обнаруживаемые при сопоставлении разновременных текстов сюжетные и идейные соответствия можно относить на счет прямого и непосредственного влияния этого апокрифа. Идеи, свойственные «Повествованию», приходили на Русь разными путями, притом не всегда через посредство апокрифов. Вне зависимости от происхождения идейно-родственных текстов само присутствие их в культуре, так сказать духовный резонанс совокупного воздействия через литературу, указывает на весьма своеобразные умонастроения и духовные запросы общества.

Апокриф о сотворении Адама резко выделяется среди произведений древнерусской книжности откровенно неортодоксальной концепцией антропогенеза. Не отрицая того факта, что в данном тексте, а главное, в сюжетно родственных ему памятниках, отразились почти не искаженные христианской трансформацией античные представления о первоначалах мироздания, считаем необходимым указать, что формально однотипные пассажи о первоэлементах относятся к разным идейно-религиозным традициям: одни действительно генетически связаны с древнегреческой философией, другие восходят к дофилософской, языческой интерпретации бытия.

Само «Повествование о том, как сотворил Бог Адама» вопроизводит реликты мифологического мировоззрения, преобразуя античную характеристику бытия. В апокрифе о создании Адама воззрениям древнейших греческих мыслителей на четверицу первоэлементов соответствует выделение таких первоначал, как огонь, земля, водно-морское естество. Не назван воздух, который в данном случае представлен, видимо, ветром, добавлены также солнце, облако, камень и свет. На основе трансформации традиционной четверицы в восьмерицу макроприродных субстанци, как материала для создания человека, макрокосмос отождествлялся с Адамом - малым подобием мироздания. Тело первого человека состоит из земли, кости - из камня, очи берутся от солнца, кровь - от моря, мысли отождествляются с облаками, дыхание - с ветром, теплота относится к действию огня. Здесь проводится мысль о том, что плоть Адама вбирает в себя природные субстанции мироздания, а по этой логике антропоморфный облик переносится и на само мироздание.

В некоторых апокрифах идеи антропокосмического тождества выражены более четко, чем в «Повествовании» об Адаме. В «Беседе трех святителей», например, мироздание прямо уподоблено человеку: голова и верхняя часть тела отождествляются с небом, нижняя часть тела - с половыми органами, которые рассматриваются как аналог производительной функции земли. В верхней, небесно-головной, части этой антропокосмической модели очи, голос и дыхание уподобляются светилам, грому и ветру (см.: Щапов А. П. Исторический очерк народного миросозерцания и суеверия // Щапов А. П. Сочинения. СПб., 1906. Т. 1. С. 102. Примеч.). Антропоморфное восприятие мира сливалось с представлениями о тождестве природно-космического и божественного начал, поскольку в архаическом сознании обожественной природе соответствовали антропоморфные олицетворения. В одной из версий «Беседы трех святителей», по сути дела, формулируются мысли о пантеистическом тождестве Божества и мироздания, хотя они слегка приглушаются обилием христианских символов. Антропоморфная характеристика космоса здесь дается в синонимичном образу человека описании облачения священника: «Василий рече: „Что есть высота небесная, широта земная, глубина морская?” И рече: „Петр приник виде ризы едины лежаща и сударь, иже бе на главе его, не с ризами лежит, но особь свит на едином месте”. Григорий рече: „… ризы его верхние небеса, преисподняя бездня стоит яко риза, стихарь шестаго неба его, а пояс железное стояние около вод великаго моря, на нем же земля плавает, а патрахиль вход и исход, а под поясом земля”» (цит. по: Щапов А. П. Указ. соч. С. 33).

В «Повествовании о том, как сотворил Бог Адама», равно как и в вышеупомянутых апокрифических соответствиях ему, заложены идеи пантеистически-антропоморфного истолкования бытия, которое основывается на отождествлении божественного природного и личностного начал. В плане онтологии в апокрифическом сказании о создании Адама христианскому дуализму материального и идеального противопоставлена гармонизованная по образцу древних мифологических прототипов модель мироздания. Если учесть эти соображения, то становятся ясны причины, почему в процессе многовекового формирования древнерусского книжного фонда сохранился лишь один список столь неортодоксального апокрифа. Цензуру в какой-то мере компенсировали сюжеты «Беседы трех святителей», а также идейно-родственные апокрифические тексты и их вариации в книжности, которые, что характерно, давали откровенно мифологическое истолкование бытия, которое соответствовало идейным запросам двоеверной среды.

Если учесть вышеприведенные соображения, то приходится признать, что апокрифичность памятника определялась не дополнительными относительно Библии сведениями, не яркой, занимательной образностью рассказа и даже не античными реминисценциями, которые, как оказывается, были отнюдь не чужды и вполне ордоксальным произведениям.

Имеются все основания ставить вопрос об отнесении апокрифа о сотворении Адама к разряду отреченной литературы. Это принципиально несовместимый с ортодоксией текст, а не безвредное чтение, удовлетворявшее запросам любознательного читателя за счет построения увлекательного повествования и введения дополнительных по отношению к Св. Писанию фактов. Однако столь категорическая оценка касается только первой части апокрифа. Вторая его половина написана в ином мировоззренческом ключе, и в ней не содержится резких расхождений с каноном. По сути дела, под одной шапкой оказались объединены два неканонических рассказа на общую тему. Если начало произведения представляет собой отрывок откровенно мифологического повествования об акте творения человека из макрокосмических природных элементов, то во второй части в совершенно ином мировоззренческом ключе повествуется о творении мира, причем вопрос об исходных элементах мироздания и антропоморфном олицетворении природы остается даже не намеченным. Во второй части события, о которых говорится в Книге Бытия, передаются в интерпретации, близкой древнерусским палейным текстам. Повествование расцвечено разнообразными апокрифическими подробностями, которые ни по отдельности, ни в совокупности не представляют собой реальной угрозы догматическим основам вероучения.

Кроме идейной разноголосицы обеих частей и присущих им отличий концептуально-мировоззренческих трактовок творения, в самом тексте памятника имеются прямые и убедительные свидетельства о происхождении составных частей апокрифа от разных источников.

По версии начального (а точнее говоря, антропокосмического) сюжетно-смыслового блока памятника, Адам находился в раю семь дней, тогда как в конце текста время пребывания в раю обозначено шестью часами. Скорее всего из-за механического объединения двух частей в апокрифическом повествовании нарушена логика последовательности событий: сначала говорится о создании Адама, затем о творении мира, но из этого последовательного рассказа выпадает сцена о создании Адама и Евы, а описание творения мира завершается сюжетом о преступлении заповеди и изгнании из рая. В первой части произведения мы видим Сатану соучаствующим в творении человека, что типологически соответствует древним космогоническим мифам, где основными персонажами является творческая пара. Известно, что именно в этом направлении в фольклорной двоеверной традиции трансформировался обозначенный здесь мотив апокрифа (см.: Мильков В. В., Смольникова Л. Н. Апокрифическая «Беседа трех святителей» в Древней Руси и ее идейно-мировоззренческое содержание // Общественная мысль: исследования и публикации. Вып. III. М., 1993. С. 153-164). Трактовка Сатаны в первой части - еще один дополнительный штрих, косвенно указывающий на связь текста с древней мифокосмогонической основой. Во второй части Сатана выступает в традиционной роли искусителя. В обстановке многовекового русского двоеверия, безусловно, существовали объективные причины, провоцировавшие интерес к такого рода синкретическому тексту и к пантеистическим вариантам антропологического сюжета. Но это касается не всего апокрифа, а только его начальной части, ибо в свете выше высказанных соображений, говорить об однородности всего текста не приходится.

Теперь несколько слов об истории изучения апокрифа. Он давно попал в поле зрения исследователей и неоднократно издавался, правда, первые публикации были усеченными и содержали много фактических ошибок при воспроизведении текста (см.: Ложные и отреченные книги русской старины, собранные А. Н. Пыпиным // Памятники старинной русской литературы, издаваемые Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1862. Вып. III. С. 12-14; Хрестоматия по древней русской литературе XI-XVII вв. М., 1972. С. 91-92). Перевод этого сокращенного варианта помещен в кн.: Древнерусская литература: Хрестоматия / Сост. Жовтис А. Л. М., 1966. С. 91-92. Исправленный и полный список опубликован не так давно М. Н. Громовым (см.: Апокрифическое Сказание о сотворении Адама в составе сборника середины XVII в. из Румянцевского собрания // Записки Отдела рукописей ГБЛ. Вып. 46. М., 1987. С. 76-81). Появился и его перевод (см.: Златоструй: Древняя Русь XI-XIII вв. М., 1990. С. 257-261). Содержание памятника анализировалось в ряде работ историков древнерусской культуры (см.: Пыпин А. Н. История русской литературы. Т. 1. СПб., 1902. С. 425-426; Гудзий Н. К. История древнерусской литературы. М., 1938. С. 42-43; Громов М. Н. Античное учение о стихиях в Древней Руси // Вестник МГУ. Сер. 7: Философия. 1981. № 2. С. 65-74; Его же. К истолкованию апокрифа о сотворении Адама // ТОДРЛ. Т. 42. Л., 1989. С. 256-261; Кузьмин А. Г. Апокрифическое сказание об Адаме // Златоструй: Древняя Русь X-XIII вв. М., 1990. С. 256-257).

В нашем издании памятник публикуется по списку середины XVII в. РГБ. Румянцевское собр. № 370. Л. 147-174.

Апокриф, рассказывающий о создании первого человека, появился в русской литературе в XII в. в составе апокрифической «Книги Еноха» и позже в апокрифической «Беседе трех святителей». В XV в. он попадает в Палеи, но читается и как самостоятельное произведение, например в сборниках монаха Кирилло-Белоэерского монастыря Ефросина. В XV—XVII вв. этот текст встречается в древнерусских рукописях в разных вариантах. Иногда он начинается с цитаты из Изборника 1073 г. из статьи «Феодорита от того еже о Святей Троицы» (гл. 108. Л. 245 об.), в которой говорится, что человек создан был из четырех элементов — огня, воздуха, земли и воды.

Библейская легенда, вкратце сообщающая, что «создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7), в апокрифе разрастается до подробного перечисления восьми исходных начал, послуживших материалом для творения; тело человека соотносится с частями космоса.

Заключается апокриф рассказом об изобретении имени первого человека. Если в еврейской этимологии происхождение имени связано со словом adam — «земля» и с историей о том, как ангелы по приказу Бога приносили по горсти земли с разных мест для изготовления тела Адама, то в греческой книжности имя его стали складывать из первых букв греческих названий частей света — Anatoly — «восток», Dysis — «запад», Arktos — «север», Mesymbria — «юг». В древнерусских списках названия частей света превратились в названия звезд — Анатоли, Дисис, Артос, Месевриа, из первых букв которых образовалось имя Адам. В списках уже в XV в. эти названия искажались и перепутывались настолько, что имени из них не получалось (например, в списке Ефросина: Нафола, Машим, Брион, Адор; в списке РНБ, собр. Погодина, Нр. 1615, 1632 г.: Анафула, Анадана, Амафула, Брион). В других случаях переписчик или редактор уходил от этой проблемы, не приводя названия ни звезд, ни частей света.

Апокриф о сотворении Адама привлек внимание исследователей. Разные его версии были изданы А. Н. Пыпиным (Памятники старинной русской литературы. СПб., Вып. 3. 1862. С. 12—14), Н. С. Тихонравовым (Памятники отечественной русской литературы. М.. Т. 2. 1863. С. 443—444, 448—449). В научной литературе памятнику посвящены заметки разных авторов: Порфирьев И. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1873. С. 37—38, 97—98; Мочульский В. Историко-литературный анализ стиха о Голубиной книге. Варшава, 1887. С. 54—56, 59—61, 74—91; Барац Г. М. Следы иудейских воззрений в древнерусской письменности К Летопись историко-филологического общества при имп. Новороссийском университете. Византийское отделение. Хроника. Одесса, 1894. С. 16—18; Соколов М. И. Славянская книга Еноха Праведного: Текст, латинский перевод и исследование 8 ЧОИДР. 1910. Кн. 4, отд. 2. С. 151; Иванов И. Богомилски книги и легенди. София, 1925 (фототипическое переиздание: София, 1970). С. 177, 260, 291, 297; Каган М. Д., Понырко Н. В., Рождественская М. В. Описание сборников XV в. книгописца Ефросина —— ТОДРЛ. Л., 1980. Т. 35. С. 105, 185; Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л.. 1989. Вып. 2 (вторая половина XIV—XVI в.). Ч. 2. Л—Я. С. 153—155.

Самые ранние древнерусские списки произведения дошли до нас в сборниках Ефросина, переписавшего в XV в. две несколько отличающиеся друг от друга версии. Текст публикуется по списку Ефросина РНБ, Кирилло-Белозерское собр., Нр. 11—1088. Л. 279 об.—280 об. Порядок перечисления звезд в публикации изменен.

Предисловие

Сказание о сотворении Богом Адама - славянский ветхозаветный апокриф, рассказывающий библейскую историю сотворения Богом первого человека Адама. Сказание основано на дуалистическом представлении о мире и по этой причине в создании Адама участвует как Бог, так и дьявол.
Несмотря на то, что Сказание сохранилось в списках XIV (южнославянские списки) и XVII-XVIII (русские списки) веков, исследователи связывают происхождение его текста с болгарской богомильской ересью, возникшей в X веке. Свидетельством этого является сообщение Повести временных лет, которая под 1071 годом содержит рассказ о волхвах, появившихся в Новгороде вкладывает в их речь схожее сказание.
Согласно Сказанию Бог создаёт человека не как в Библии «из праха земного», а из восьми различных веществ:
…взяв земли горсть от восьми частей: 1) от земли - тело, 2) от камня - кости, 3) от моря - кровь, 4) от солнца - глаза, 5) от облака - мысли, 6) от света - свет, 7) от ветра - дыхание, 8) от огня - теплоту.
Когда Бог оставил тело Адама чтобы взять для него глаза от солнца, то дьявол «вымазал его калом, тиной и соплями». Бог отёр это и, смешав с слезами Адама, создал собаку. Когда Бог второй раз оставил тело Адама чтобы принести ему из горнего Иерусалима дыхание, то дьявол «взял палку и истыкал всего человека Адама и впустил в него семьдесят недугов». После сотворения Адама Бог из его ребра создаёт Еву и одновременно «предсказал Господь Адаму свою смерть, и распятие, и воскресение».

Предисловие 2

Повествование о том, как сотворил Бог Адама.
(Древнерусские апокрифы: тексты, переводы, комментарии // В.В.Мильков. Древнерусские апокрифы. Издательство Русского христианского гуманитарного института. СПб., 1999.)

Ветхозаветный апокриф «Повествование о том, как сотворил Бог Адама» (или, по другим вариантам названий, «Сказание о сотворении Богом Адама», «От скольких частей создан был Адам») - выдающийся и одновременно загадочный памятник древнерусской письменности. Он сохранился в единственном списке XVII столетия, но о широком распространении идей памятника свидетельствуют запретительные статьи Индекса ложных и отреченных книг, а также многократное воспроизведение его содержания в разных списках «Беседы трех святителей» (в части, касающейся апокрифических сведений о создании Адама), в апокрифических отрывках о составе человеческого тела из сборников смешанного содержания и в некоторых апокрифических фольклорных сюжетах.

Детально причастность памятника к идейно-религиозной жизни Древней Руси еще не изучена, однако уже сейчас очевидно, что представления, которые заключает в себе этот апокриф, накладывали заметный отпечаток на духовную жизнь наших предков: от создания древнейших памятников отечественной письменности - до влияния на устные народные сказания, записанные в прошлом веке.

Естественно, не все обнаруживаемые при сопоставлении разновременных текстов сюжетные и идейные соответствия можно относить на счет прямого и непосредственного влияния этого апокрифа. Идеи, свойственные «Повествованию», приходили на Русь разными путями, притом не всегда через посредство апокрифов. Вне зависимости от происхождения идейно-родственных текстов само присутствие их в культуре, так сказать духовный резонанс совокупного воздействия через литературу, указывает на весьма своеобразные умонастроения и духовные запросы общества.

Апокриф о сотворении Адама резко выделяется среди произведений древнерусской книжности откровенно неортодоксальной концепцией антропогенеза. Не отрицая того факта, что в данном тексте, а главное, в сюжетно родственных ему памятниках, отразились почти не искаженные христианской трансформацией античные представления о первоначалах мироздания, считаем необходимым указать, что формально однотипные пассажи о первоэлементах относятся к разным идейно-религиозным традициям: одни действительно генетически связаны с древнегреческой философией, другие восходят к дофилософской, языческой интерпретации бытия.

Само «Повествование о том, как сотворил Бог Адама» вопроизводит реликты мифологического мировоззрения, преобразуя античную характеристику бытия. В апокрифе о создании Адама воззрениям древнейших греческих мыслителей на четверицу первоэлементов соответствует выделение таких первоначал, как огонь, земля, водно-морское естество. Не назван воздух, который в данном случае представлен, видимо, ветром, добавлены также солнце, облако, камень и свет. На основе трансформации традиционной четверицы в восьмерицу макроприродных субстанци, как материала для создания человека, макрокосмос отождествлялся с Адамом - малым подобием мироздания. Тело первого человека состоит из земли, кости - из камня, очи берутся от солнца, кровь - от моря, мысли отождествляются с облаками, дыхание - с ветром, теплота относится к действию огня. Здесь проводится мысль о том, что плоть Адама вбирает в себя природные субстанции мироздания, а по этой логике антропоморфный облик переносится и на само мироздание.

В некоторых апокрифах идеи антропокосмического тождества выражены более четко, чем в «Повествовании» об Адаме. В «Беседе трех святителей», например, мироздание прямо уподоблено человеку: голова и верхняя часть тела отождествляются с небом, нижняя часть тела - с половыми органами, которые рассматриваются как аналог производительной функции земли. В верхней, небесно-головной, части этой антропокосмической модели очи, голос и дыхание уподобляются светилам, грому и ветру (см.: Щапов А. П. Исторический очерк народного миросозерцания и суеверия // Щапов А. П. Сочинения. СПб., 1906. Т. 1. С. 102. Примеч.). Антропоморфное восприятие мира сливалось с представлениями о тождестве природно-космического и божественного начал, поскольку в архаическом сознании обожественной природе соответствовали антропоморфные олицетворения. В одной из версий «Беседы трех святителей», по сути дела, формулируются мысли о пантеистическом тождестве Божества и мироздания, хотя они слегка приглушаются обилием христианских символов. Антропоморфная характеристика космоса здесь дается в синонимичном образу человека описании облачения священника: «Василий рече: „Что есть высота небесная, широта земная, глубина морская?” И рече: „Петр приник виде ризы едины лежаща и сударь, иже бе на главе его, не с ризами лежит, но особь свит на едином месте”. Григорий рече: „… ризы его верхние небеса, преисподняя бездня стоит яко риза, стихарь шестаго неба его, а пояс железное стояние около вод великаго моря, на нем же земля плавает, а патрахиль вход и исход, а под поясом земля”» (цит. по: Щапов А. П. Указ. соч. С. 33).

В «Повествовании о том, как сотворил Бог Адама», равно как и в вышеупомянутых апокрифических соответствиях ему, заложены идеи пантеистически-антропоморфного истолкования бытия, которое основывается на отождествлении божественного природного и личностного начал. В плане онтологии в апокрифическом сказании о создании Адама христианскому дуализму материального и идеального противопоставлена гармонизованная по образцу древних мифологических прототипов модель мироздания. Если учесть эти соображения, то становятся ясны причины, почему в процессе многовекового формирования древнерусского книжного фонда сохранился лишь один список столь неортодоксального апокрифа. Цензуру в какой-то мере компенсировали сюжеты «Беседы трех святителей», а также идейно-родственные апокрифические тексты и их вариации в книжности, которые, что характерно, давали откровенно мифологическое истолкование бытия, которое соответствовало идейным запросам двоеверной среды.
Если учесть вышеприведенные соображения, то приходится признать, что апокрифичность памятника определялась не дополнительными относительно Библии сведениями, не яркой, занимательной образностью рассказа и даже не античными реминисценциями, которые, как оказывается, были отнюдь не чужды и вполне ордоксальным произведениям.
Имеются все основания ставить вопрос об отнесении апокрифа о сотворении Адама к разряду отреченной литературы. Это принципиально несовместимый с ортодоксией текст, а не безвредное чтение, удовлетворявшее запросам любознательного читателя за счет построения увлекательного повествования и введения дополнительных по отношению к Св. Писанию фактов. Однако столь категорическая оценка касается только первой части апокрифа. Вторая его половина написана в ином мировоззренческом ключе, и в ней не содержится резких расхождений с каноном. По сути дела, под одной шапкой оказались объединены два неканонических рассказа на общую тему. Если начало произведения представляет собой отрывок откровенно мифологического повествования об акте творения человека из макрокосмических природных элементов, то во второй части в совершенно ином мировоззренческом ключе повествуется о творении мира, причем вопрос об исходных элементах мироздания и антропоморфном олицетворении природы остается даже не намеченным. Во второй части события, о которых говорится в Книге Бытия, передаются в интерпретации, близкой древнерусским палейным текстам. Повествование расцвечено разнообразными апокрифическими подробностями, которые ни по отдельности, ни в совокупности не представляют собой реальной угрозы догматическим основам вероучения.
Кроме идейной разноголосицы обеих частей и присущих им отличий концептуально-мировоззренческих трактовок творения, в самом тексте памятника имеются прямые и убедительные свидетельства о происхождении составных частей апокрифа от разных источников.

По версии начального (а точнее говоря, антропокосмического) сюжетно-смыслового блока памятника, Адам находился в раю семь дней, тогда как в конце текста время пребывания в раю обозначено шестью часами. Скорее всего из-за механического объединения двух частей в апокрифическом повествовании нарушена логика последовательности событий: сначала говорится о создании Адама, затем о творении мира, но из этого последовательного рассказа выпадает сцена о создании Адама и Евы, а описание творения мира завершается сюжетом о преступлении заповеди и изгнании из рая. В первой части произведения мы видим Сатану соучаствующим в творении человека, что типологически соответствует древним космогоническим мифам, где основными персонажами является творческая пара. Известно, что именно в этом направлении в фольклорной двоеверной традиции трансформировался обозначенный здесь мотив апокрифа (см.: Мильков В. В., Смольникова Л. Н. Апокрифическая «Беседа трех святителей» в Древней Руси и ее идейно-мировоззренческое содержание // Общественная мысль: исследования и публикации. Вып. III. М., 1993. С. 153-164). Трактовка Сатаны в первой части - еще один дополнительный штрих, косвенно указывающий на связь текста с древней мифокосмогонической основой. Во второй части Сатана выступает в традиционной роли искусителя. В обстановке многовекового русского двоеверия, безусловно, существовали объективные причины, провоцировавшие интерес к такого рода синкретическому тексту и к пантеистическим вариантам антропологического сюжета. Но это касается не всего апокрифа, а только его начальной части, ибо в свете выше высказанных соображений, говорить об однородности всего текста не приходится.

Теперь несколько слов об истории изучения апокрифа. Он давно попал в поле зрения исследователей и неоднократно издавался, правда, первые публикации были усеченными и содержали много фактических ошибок при воспроизведении текста (см.: Ложные и отреченные книги русской старины, собранные А. Н. Пыпиным // Памятники старинной русской литературы, издаваемые Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1862. Вып. III. С. 12-14; Хрестоматия по древней русской литературе XI-XVII вв. М., 1972. С. 91-92). Перевод этого сокращенного варианта помещен в кн.: Древнерусская литература: Хрестоматия / Сост. Жовтис А. Л. М., 1966. С. 91-92. Исправленный и полный список опубликован не так давно М. Н. Громовым (см.: Апокрифическое Сказание о сотворении Адама в составе сборника середины XVII в. из Румянцевского собрания // Записки Отдела рукописей ГБЛ. Вып. 46. М., 1987. С. 76-81). Появился и его перевод (см.: Златоструй: Древняя Русь XI-XIII вв. М., 1990. С. 257-261). Содержание памятника анализировалось в ряде работ историков древнерусской культуры (см.: Пыпин А. Н. История русской литературы. Т. 1. СПб., 1902. С. 425-426; Гудзий Н. К. История древнерусской литературы. М., 1938. С. 42-43; Громов М. Н. Античное учение о стихиях в Древней Руси // Вестник МГУ. Сер. 7: Философия. 1981. № 2. С. 65-74; Его же. К истолкованию апокрифа о сотворении Адама // ТОДРЛ. Т. 42. Л., 1989. С. 256-261; Кузьмин А. Г. Апокрифическое сказание об Адаме // Златоструй: Древняя Русь X-XIII вв. М., 1990. С. 256-257).
В нашем издании памятник публикуется по списку середины XVII в. РГБ. Румянцевское собр. № 370. Л. 147-174.

Создати въ земли Мадиамстей челов Ђ ка, вземъ земли горсть ото осьми частей: 1) отъ земли - т Ђ ло, 2) отъ камени - кости, 3) отъ моря - кровъ, 4) отъ солнца - очи, 3) отъ облака - мысли, 6) отъ св Ђ та - св Ђ тъ, 7) отъ в Ђ тра - дыхание, 8) отъ огня - оттепла. И поиде господь богъ очи имати отъ солнца, и остави Адама единаго лежаща на земли; прииде же окаянный сотона ко Адаму и измаза его каломъ и тиною и возгрями. И прииде господь ко Адаму и восхот Ђ очи вложити во Адама, и вид Ђ его мужа измазанна; и разгн Ђ вася господь на диявола и нача глаголати: «Окаянне дияволе, проклятый, не достоить ли твоя погибель? Что ради челов Ђ ку сему сотворилъ еси пакость, измаза его? и проклять ты буди», - и дияволъ исчезе, аки молния, сквозь землю отъ лица господня. Господь же, снемъ съ него пакости сотонины, и въ томъ сотвори господь собаку, и см Ђ сивъ со Адамовыми слезами, и теслою очисти его аки зерцало отъ вс Ђ хъ сквернъ, и постави собаку и повел Ђ стрещи Адама, а самъ господь отъиде въ горний Иерусалимъ по дыхание Адамлево. И прииде вторые сотона и восхот Ђ на Адама напустити злую скверну, и вид Ђ собаку при ногахъ Адамлевыхъ лежаща, и убояси вельми сотона. Собака начала зло лаяти на диавола, окаянный же сотона, вземъ древо, и истыка всего челов Ђ ка Адама, и сотвори ему въ немъ 70 недугов. И прииде Исусъ изъ горнево Иерусалима, и вид Ђ Адама древомъ исколота, и милосердова о немъ и рече сотон Ђ : «Проклятый дияволе, что сотворилъ челов Ђ ку сему, почто вложилъ недуги сия?» Тогда отв Ђ ща дияволъ, окаянный сотона, господу, глаголя: «Аще приидетъ кая бол Ђ знь челов Ђ ку сему, да не постигнетъ, до скончания всего тобя не помянетъ; аще ль поболитъ, кой недугъ въ немъ постраждетъ, тогда всегда тебя имать на помощь призывати въ недузехъ сихъ». И отгна господь диявола и исчезе дияволъ, прогнанъ аки тма св Ђ томъ, и обороти вся недуги въ него.

И посла господь ангела своего, повел Ђ взяти «азъ» на востоц Ђ , «добро» на запад Ђ , «мыслете» на с Ђ вер Ђ и на юз Ђ . И бысть челов Ђ къ въ душу живу, нарече имя ему Адамъ. А костей сотвори богъ во Адам Ђ 345, и бысть Адамъ царь вс Ђ мъ землямъ и птицамъ небеснымъ и зв Ђ ремъ земнымъ и рыбамъ морскимъ, и самовласть дасть ему богъ. И рече господь Адаму, глаголя: «Теб Ђ работаетъ солнце и луна и зв Ђ зды, и птицы небесныя и рыбы морския, и птицы и скоты и гади». И насади господь богъ рай на востоц Ђ , и вел Ђ Адаму пребыти, а жена Адаму еще не сотворена бысть. И вложи господь богъ сонъ во Адама, и успе Адамъ, и взятъ его ребро л Ђ вое, и въ томъ ребр Ђ протяже руц Ђ и ноз Ђ и главу, и совда ему жену въ шестый день, и показа ему господь свою смерть и распятие и воскресение, и провид Ђ вознесение за полшесты тысящь л Ђ ть. И вид Ђ Адамъ господа распята, а Петра въ Рим Ђ ходяща, а Павла въ Дамасц Ђ учаща народъ и пропов Ђ дующе твое воскресение, и вознесеся господь...

И воста Адамъ отъ сна своего и трепетень бысть во ужас Ђ велиц Ђ о провид Ђ нии. И вожда господь Адама въ рай ходящя и рече ему: «Адаме, Адаме, пов Ђ ждь ми», Адамъ же убояся велми, не см Ђ я богу пов Ђ дати того вид Ђ ния. И рече ему господь богъ: «Адаме, Адаме!» - Адамъ же рече ему: «Господи владыко, тебе вид Ђ хъ на крест Ђ распята во Иерусалим Ђ , а ученики твоя вид Ђ хъ ходяща - Петра въ Рим Ђ , а Павла въ Дамасц Ђ , пропов Ђ дующе твое распятие и воскресение». И рече ему господь: «Подобаетъ ми тебе ради снити на землю и распяту быти и въ третий день воскреснути; а тыже не пов Ђ дай никому же вид Ђ ния сего, дондеже увидиши мя въ раю с Ђ дяща одесную отца, и ты о томъ поскорби, Адаме».

И бысть Адамъ въ раи 7 дний, прообразуя господь богъ житие челов Ђ ческое: десять л Ђ тъ исполнится рожение, 20 л Ђ тъ - юноша, 30 л Ђ тъ - свершение, 40 л Ђ тъ - средов Ђ чие, 50 л Ђ тъ - с Ђ дина, 60 л Ђ тъ - старость, 70 л Ђ тъ - скончание.

И сотвори господь богъ всю тварь, море и р Ђ ки и скоти своею хитростию, а та 7 дней противъ седми тысящь л Ђ тъ. И постави господь богъ дв Ђ св Ђ тил Ђ велиц Ђ на тверди небесн Ђ й осв Ђ тити землю, и разлучи между днемъ и нощию да будетъ во знамении дне и л Ђ та, а будетъ просв Ђ щение на тверди небесн Ђ й: св Ђ тила великая въ начатокъ дни, второе св Ђ тило - въ начатокъ нощи. И зв Ђ зды постави господь богъ на тверди небесн Ђ й, яко св Ђ тити по земле и обладати днемъ и нощию, и разлучити между днемъ и нощию и св Ђ томъ.

И бысть вечеръ и бысть утро - день четвертый.

Постави господь богъ планиты и облацы зарьныя и дуги на облац Ђ хъ, еже пущати дожди, и громи, и молния челов Ђ комъ всея земли просв Ђ щати древа плодовитая. И рече господь богъ: «изведу воды живыхъ во в Ђ ки, птицъ перящеся по заводемъ на тверди небесн Ђ й».

И бысть, яко сотвори господь богъ четыре киты великия, изведе отъ нихъ всяку птицу и всякъ гадъ на земли; и иныя благослови ясти, и глаголя: «раститеся и умножитеся и наполните землю и обладайте ею».

А в семъ бо дней обходитъ кругъ, а 7 л Ђ тъ за всю 7000 л Ђ тъ, и осмой тысящи н Ђ сть конца, еще есть безконечный.

Въ нед Ђ лю, день рекомый нед Ђ ля, въ той же день воскресе Христосъ от мертвых, и в той же день господь на облац Ђ хъ судити всему миру, иже не имать конца св Ђ та, и воздастъ комуждо по д Ђ ломъ его.

За вид.: Апокрифы. Сказание, как сотворил бог Адама / Памятники литературы Древней Руси. XII век. - М., 1980. - С.149-153.

Підготовка тексту М.В.Рождєственської .

Текст подається в уривках за виданням А.Н.Пипіна в «Памятниках старинной русской литературы», вип. 3. СПб., 1862, с.12-14.

Не ясная датировка. Об участии дьявола, так себе в общем.

... [начало утрачено]

[Решил Господь] создать в земле Мадиамской человека. [И] взял [Господь] горсть [этой] земли, [и ещё других] частей, [всего] восемь. [Сотворил Господь человека так]: 1) из земли - тело, 2) из камня - кости, 3) из моря - кровь, 4) из солнца - очи, 5) из облака - мысли, 6) из света - свет, 7) из ветра - дыхание, 8) из огня - теплоту.

И пошёл Господь Бог очи [для человека] взять от солнца и оставил Адама одного, лежащего на земле. Пришёл же окаянный Сатана к Адаму и измазал его калом, и тиной, и слизью. И пришёл Господь к Адаму и хотел очи вложить в Адама. И увидел [Господь] его [человека] гадко измазанным. И разгневался Господь на дьявола и начал [так] говорить: "Окаянный дьявол, проклятый, не достоин ли ты погибели? Ради чего человеку сему сделал ты пакость, измазав его? И [поэтому] проклят ты будешь". И дьявол исчез, как молния [прошёл] сквозь землю от лица Господня. Господь же снял с него [человека] пакости сатанинские. И из этого сделал Господь собаку и смешал со слезами Адама. И теслом очистил [Господь] его [Адама] от всех скверн, [и стал Адам] как зеркало. И поставил [Господь] собаку и велел [ей] стеречь Адама. А сам Господь ушёл в горний Иерусалим за дыханием для Адама.

И пришёл второй Сатана [возможно, ошибка переписчика, т.е. пришёл второй раз] и захотел на Адама напустить злую скверну. И увидел [Сатана] собаку, у ног Адамовых лежащую, и испугался очень Сатана. Собака начала злобно лаять на дьявола. Окаянный же Сатана взял палку и истыкал всего человека Адама, сотворив в нём 70 недугов. И пришёл Иисус из горнего Иерусалима и увидел Адама, палкой исколотого. И сжалился [Иисус] над ним. И сказал Сатане: "Проклятый дьявол, что сотворил ты человеку сему, почему вложил [в него] недуги сии?" Toгда ответил дьявол, окаянный Сатана, [так] Господу говоря: "Если подступит какая болезнь [к] человеку сему, но минует [его], [он] до самого конца тебя не вспомнит. Если же заболеет, пострадает каким-нибудь недугом, тогда всегда тебя должен на помощь призывать в недугах сих". [И] прогнал Господь дьявола, и исчез дьявол. [И] прогнал [Господь дьявола] как свет [прогоняет] тьму. И оборотил [Господь] все недуги на него [дьявола].

И послал Господь ангела своего, повелел [ангелу] взять [букву] "аз" на востоке, [букву] "добро" на западе, [букву] "мыслете" на севере и на юге. И стал человек душой живою, [и] нарёк [Господь] имя ему Адам. Костей же сотворил Бог в Адаме 345. И был Адам царём всем землям, и птицам небесным, и зверям земным, и рыбам морским. И самовластие [свободную волю] дал ему [Адаму] Бог. И сказал Господь Адаму, [так] говоря: "Тебе служат солнце, и луна, и звёзды, и птицы небесные, и рыбы морские, и птицы, и скоты, и гады". И насадил Господь Бог рай на востоке и велел Адаму и велел Адаму [повтор в оригинальном тексте] пребывать [в нём]. А жена Адаму ещё не сотворена была. И вложил Господь Бог сон в Адама, и уснул Адам. И взял [Господь] его ребро левое и в том ребре вытянул руки и ноги и голову. И создал [Бог] ему [Адаму] жену в шестой день.

И показал ему [Адаму] Господь свою смерть, и распятие, и воскресение. И предвидел [Он своё] вознесение через полшесть тысяч лет. И увидел Адам Господа распятого, а Петра - по Риму ходящим, а Павла - в Дамаске учащим народ и проповедующим Твоё [Господи] Воскресение. И вознёсся Господь. И восстал Адам ото сна своего. И трепетал от ужаса великого от увиденного. И поджидал Господь Адама, по раю ходящего. И сказал ему: "Адам, Адам, поведай мне, [что ты видел]". Адам же испугался очень, не смея Богу поведать того видения. И сказал ему Господь Бог: "Адам, Адам!" Адам же сказал ему: "Господи Владыка! Тебя я видел на кресте распятого в Иерусалиме, а учеников Твоих видел ходящими: Петра - в Риме, а Павла - в Дамаске, проповедующим Твоё распятие и воскресение". И сказал ему Господь: "Следует мне тебя ради сойти на землю и быть распятым, и в третий день воскреснуть. Ты же не поведай никому видения сего, пока [не] увидишь меня в раю сидящим одесную Отца. И ты о том поскорби, Адам".

И был Адам в раю семь дней, [как] прообраз [положенный] Господом Богом жизни человеческой: [когда человеку] 10 лет исполнится - [это] рождение [жизни], 20 лет - юноша, 30 лет - совершение, 40 лет - средоточие, 50 лет - седина, 60 лет - старость, 70 лет - скончание.

И сотворил Господь Бог всю тварь: море, и реки, и скотов своей хитростью. А те семь дней [указывают] на семь тысяч лет. И поместил Господь Бог два светила великих на тверди небесной, [чтобы] освещать землю. И [сделал Господь] различие между днём и ночью. Да будет [это] для указания дней года. А [когда] будет освещение на тверди небесной: [тогда] светило великое - начало дня, [а] второе светило - начало ночи. И звёзды поместил Господь Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю. И [чтобы] владеть днём и ночью, и [чтобы] различить между днём и ночью, и светом.

И был вечер, и было утро - день четвёртый. Поместил Господь Бог планеты, и облака светлые, и радуги на облаках, [чтобы] испускать дожди, и громы, и молнии людям [на] всей земле, чтобы освещать деревья плодовитые. И сказал Господь Бог: "Сотворю воды [для всех] живых во веки [веков], а птиц пернатых - в заводях на тверди небесной". И было [так], что сотворил Господь Бог четыре кита великих, произвёл от них разных птиц, и разных гадов на земле. И некоторых [из них Бог] благословил и [так] сказал: "Растите и умножайтесь, и наполните [собой землю], и обладайте ею".

За семь дней обходит [землю] круг солнечный, а за семь лет - все 7000 лет, а восьмой тысячи нет конца, [ибо она] бесконечная.

В день, называемый неделя и в который воскрес Христос из мёртвых, и в тот день Господь на облаках будет судить весь мир, который не имеет конца света. И воздаст Господь Бог каждому и всем по делам их. [И] опять на земле прославится всякое дерево. И хорошо, и прекрасно будет [оно] по виду, и пригодно для еды. [И прославятся] деревья жизни, посреди рая стоящие, которые [для того, чтобы] видеть добро и зло. Река же выходит из Эдемского рая, напояя райские деревья. И разделяется [эта река] на четыре реки. И имя одной [реки] - Фисон, второй имя Геон, третьей имя Тигр, четвёртой имя Евфрат. А Фисон обходит всю землю Элладскую, где рождается хорошее золото. Там есть и драгоценные камни, и рубин зелёный. Евфрат же обходит всю землю Эфиопскую, Иерусалимскую. Геон же обходит Ассирийскую землю.

И посадил Господь Бог Адама посреди рая, как царя, украшенного. И дал им [Адаму и жене] Господь закон: не есть ягод только от дерева, [которое] стоит посреди рая. Заповедал Господь Бог Адаму от того дерева не есть [плодов]: "Если сорвёте, то злой смертью умрёте".

И сотворил Господь Бог зверей лесных и птиц небесных, скотов и гадов. И пришёл Господь Бог к Адаму, ему же в шестой день сказал [Господь]: "Адам, сие есть кость от кости твоей, поэтому [она] назовётся жена, [ибо она есть] от мужа. Ради этого [то есть жены] оставит человек отца своего и мать свою и всё имение своё". И взошёл Господь Бог от Адама на небеса. Адам же и жена его не стыдясь ходили по раю. И увидел окаянный Сатана Адама в раю ходящим, как царя, украшенным, сидящим под деревом - такая слава [Адаму была] от Бога. Сам [Сатана же] свержен был с небес, отлучён от Бога и от ангелов, и на вечную муку осуждён был. И позавидовал [Сатана] ему [Адаму] очень сильно. И превратился [Сатана] в змею и пришёл к Еве, пошептал ей в ухо: "Почто [Бог] не поведал вам есть ягод от дерева того единственного, стоящего посреди рая?" И сказала Ева змее: "Не повелел нам Бог [есть плодов], ибо сказал нам [Бог]: "Если сорвёте, то злой смертью умрёте"". И сказала змея: "Не смертью умрёте, но будете как Бог, всё разуметь начнёте, [и] добро и зло". И Ева сказала ей: "Хорошо есть [те ягоды]". И послушала [Ева] дьявола, и взяла и съела ягоду с дерева заповеданного, и дала мужу своему. И открылись у них обоих глаза, что [они] нагие, и сшили себе листву смоковную. И одели [Адам и Ева] наготу свою.

Был же Адам в раю шесть часов, а [потом] изгнан был из рая. В третий час дня заповедь принял [Адам] от Бога, [но только] шесть часов [выполнял он волю] Бога. В девять часов от дерева вкусил [плод] и изгнан был из рая позорно Адам. И поселился в земле Мадиамской. От которой [земли он] создан был, в той же [земле] и умер. И, претерпевая за него, Господь Бог наш Иисус Христос в третий день осуждение принял, в шесть часов дух испустил.

Список середины XVII в. РГБ. Румянцевское собр. N370