Елена Устинова
Логопедическое занятие в старшей группе. Тема: «Дифференциация звуков С - Щ»
Цель : Активизировать мышцы языка, губ. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков С – Щ . Продолжать учить правильно определять первый и последний звуки в слове , совершенствовать аналитико-синтетической деятельность. Упражнять в произнесении фраз с различной интонацией. Развивать моторику руки. Учить работать в командах дружно, слаженно.
Оборудование : Игрушки и предметы для определения позиции звука в слове . Схема позиции. Картинки : водичка, зубная щетка. Карточки с символами для игры «Прочитай строчку» . Картинки со звуком с , щ. Фишки. Мольберт, магнит.
Ход НОД.
1. Организационный момент.
Артикуляционная сказка на звуки с , щ.
Поспорили как-то два звука «с» и «щ» , кто из них нужнее и важнее. Так и спорят до сих пор. Что можно сделать в этой ситуации? (помирить) . Как это можно сделать? (произносить звуки во всех словах правильно, различать их).
Мы сегодня будем учиться различать эти звуки .
2. Закрепление артикуляции звуков с , щ.
Дети вспоминают артикуляцию звуков «с» , «щ» .
Звук «с» - песенка водички, звук «щ» - песенка зубной щетки.
Игра «Будь внимателен» . Инструкция : «Когда услышишь звук «с» - умывай лицо (имитация, на звук «щ» - «почисти зубки» (имитация) .
Разделиться на команды. Предлагаю выбрать название командам : первая команда выбирает название со звуком «щ» , вторая со звуком «с» . После каждого конкурса логопед подводит мини итог и выдает выигравшей команде фишку.
Задание командам. Игра «Прочитай строчку» . О – звук «с» , о – звук «щ» . Каждая команда читает свою строчку.
ООооОоооОО оооООоОооООО
3. Дифференциация звуков в словах . Развитие фонематического слуха.
Игра «Разложи картинки» .
Работа командой за столами. На столах картинки со звуками с , щ. Задание : разложить на две группы .
Игра «Где живет звук ?» (определение позиции звука в слове ) . Для одной команды слова со звуком «с» , для другой «щ» . Дети подходят к столу, на котором лежат предметы и игрушки, определяют позицию и отмечают на схеме магнитом.
Игра «Назови первый звук в слове » . Для 1 команды слова : пенал, лось, ракета, дом, гроза, вата, банан.
Игра «Назови последний звук в слове » . Для 2 команды слова : ветер, автобус, стол, сок, альбом, карандаш, палец.
Игра «Цепочка слов» . 1 команда со слова «щенок» , 2 команда со слова «сок» .
4. Пальчиковая игра. «В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
Руки согнуты перед собой, ладони направлены друг к другу, большие пальцы вверх.
Приходили прямо к дому
Соединить под углом кончики пальцев обеих рук (крыша домика) .
Указательный и средний,
Называемые пальцы поочередно соединяются с большими на двух руках одновременно.
Сам мизинчик – малышок
Пальцы в кулак, выставить вверх только мизинцы.
Постучался на порог.
Все пальцы сжаты в кулаки, постучать кончиками друг о друга.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
Ритмичное сгибание-разгибание пальцев на обеих руках.
5. Дифференциация звуков в предложении .
Игра «Произнеси предложение с разной интонацией» (вопросительная, восклицательная, повествовательная) .
Щавель нужен для супа.
Щенок грызет кость.
Игра «Повтори скороговорки» .
Ты нас мама не ищи, ищем щавель мы на щи.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Побеждает в этом конкурсе та команда, которая произнесет скороговорку без ошибок и в быстром темпе.
6. Подведение итогов. Поощрение.
Какие звуки поспорили ?
Как мы их мирили?
Для чего мы их учились различать?
Победила команда. Молодцы!
Звуков Щ, Ч, Т*.
Задачи:
Закрепить правильное произношение звуков в слогах, словах;
Оборудование: индивидуальные зеркала; сюжетные картинки на «Щ», «Ч» и «Т*»; наборы для звукового анализа; игра «Четвертый лишний»; схемы звуков «Щ», «Ч», «Т*»;
игра «1 – 2 – 5»; «чудесный мешочек» с буквами; цветные карандаши; пособие «Бабочки» для развития речевого дыхания; карточки-задания; схема предложения, мяч.
1. Организационный момент:
В группу въезжает Емеля на печи.
Логопед: Ребята, сегодня к нам в гости приехал Емеля. Он приехал не один, а вместе со своей щукой. (Емеля предлагает ребятам поиграть).
Игра «Чудесный мешочек» («Составь букву из двух половинок: одну половинку возьми из мешочка, а другую отыщи в группе»).
2. Основная часть: Логопед: Ребята, Емеля просит у нас помощи: он не знает, как правильно сказать слово «щука». У него получается то «чука», то «тюка». Давайте ему поможем. Для того чтобы правильно произнести это слово нужно сделать гимнастику для язычка:
ü Артикуляционная гимнастика (сопровождается показом наглядного материала):
Толстые внуки приехали в гости. (надуть щеки) С ними худые лишь кожа да кости. (щеки вовнутрь) Бабушка с дедушкой им улыбнулись, (улыбочка) Поцеловать они их потянулись. (хоботок) Утром проснулись – в улыбочку губы. (заборчик) Чистили мы свои верхние зубы: (почистить зубки) Вправо и влево, внутри и снаружи. С нижними зубками тоже мы дружим. Чашки поставим – чтоб чаю налили. (чашечка) На нос подуем – мы чай остудили. (подуть с чашечки на нос) Чаю попили – никто не обижен. Вкусный был завтрак, мы губки оближем. (облизать верхнюю губу широким языком)
3. Логопед: А теперь мы расскажем Емеле, с какими звуками мы сегодня будем играть: Введение в тему:
ü Отгадай, какая картинка лишняя? Почему? Какой первый звук слышится в названии лишней картинки?
Собака – свеча – самолет – щетка – Щ
Щетка – щепки – щука – часы – Ч
Чашка – черепаха – чайник – телефон – Т*
Логопед: Правильно, сегодня мы играем со звуками Т*, Ч, Щ (на доске появляются символы этих звуков и их цветовое обозначение – зеленый квадратик). А сейчас мы расскажем Емеле что мы знаем об этих звуках.
4. Повторение: - Вспомнить характеристику этих звуков. - Что общего? (все согласные, мягкие, глухие) - Что различного? (звуки «Щ» и «Ч» - всегда мягкие, а у звука «Т*» есть твердая пара – звук «Т»)
Логопед: А ты знаешь, Емеля, что эти звуки могут стоять в слове и в начале, и в конце, а также в середине. Сейчас ребята докажут тебе это.
ü Игра «Сложи и угадай»: дети достают из конвертиков разрезные картинки, складывают их и определяют в какой позиции находятся звуки в слове (в начале, середине или конце).
5. Логопед: Ребята, а сейчас мы научим Емелю правильно произносить эти звуки и не путать их: Развитие фонематического слуха и памяти:
ü «Посчитай сколько звуков «Щ» я произнесу»:
щ, ш, щ, ч, ть, щ, с, щ, ц, ч, щ.…
ü «Хлопни в ладоши, если услышишь «Ч»:
ча, це, ти, чу, ще, чи, со, че, тя, чи…
ü «Подними фонарик на звук «Т*»: телефон, чижик, тигр, щенок, часы, тихо, щука, тир, тюлень, тяпка…
ü «Повтори»:
Ща-ща-ща – ходит мальчик без плаща, мальчики
Ащ-ащ-ащ – у меня плащ.
Ча-ча-ча – дай мне калача, девочки Ач-ач-ач – пришел врач.
Тя-тя-тя – у меня дитя, все вместе Ать-ать-ать – я иду гулять.
6. Логопед: А теперь давайте отдохнем и позовем с собой нашего гостя: Дыхательная гимнастика «Бабочка»:
(Логопед спрашивает у детей и Емели, какое время года сейчас? – «Весна». Весной просыпаются не только животные, но и насекомые). Задание:
снять бабочку с волшебного дерева, заставить ее летать (подуть). Затем составить предложение по заданной схеме с любым предлогом:
7. Физ. минутка «Разминка для Емели»:
Наш Емеля потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел: Видно щуку не нашел. (отвести глаза вправо, влево – отыскать щуку).
8. Логопед: Емеля, наши дети знают много слов на звуки «Ч», «Щ», «Т*». Игра «Мяч передавай – слово называй»: Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч другому. Следующий игрок придумывает слово на заданный звук и передает мяч дальше.
Дети придумывают слова на звуки: «Ч», «Щ», «Т*».
9. Логопед: Ребята, мне сейчас Емеля сказал, что по дороге он нашел какие-то картинки, а что делать с ними не знает. Давайте ему поможем разобраться (достает из печки картинки с животными). Развитие грамматического строя речи:
Игра «Найди друзей и посчитай» (согласование существительных с числительными – слова со звуками «ч», «щ», «т*»):
щ енок щ енка щ енков
волч онок волч онка волч ат
кот енок кот енка кот ят и т. д.
10. Логопед: Ну что ж, ребята, звуки мы правильно произносить научились, считать мы тоже умеем, а теперь покажем Емеле, как у нас работают пальчики. Пальчиковая гимнастика «Карандаш»: Карандаш в руках катаю, Между пальцами кручу, Быть послушным каждый пальчик Непременно научу.
11. Далее логопед предлагает детям поиграть: найти на общей картинке – предметы, в названии которых есть звуки «Ч», «Щ», «Т*» и раскрасить их. – А теперь предлагаю обменяться листочками и проверить, как справился с заданием ваш сосед.
12. Итог.
– С какими звуками мы сегодня играли? Что вы можете сказать об этих звуках? – Вам понравилось наше занятие? Что запомнилось больше всего? – Емеле занятие тоже понравилось, он научился говорить слово «щука». Наш гость благодарит вас, и он приготовил сюрприз (из печки Емеля достает конфеты и раздает детям).
Тема: Дифференциация Ч-Ш (занятие 1)
3-4 класс специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.
Цель: 1. Формировать умение дифференцировать звуки Ч и Ш;
2. Соотносить их с буквами Ч, Ш;
3. Развивать слуховое и речевое внимание;
4. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов.
Материал к занятию: предметные картинки, раздаточные карточки, цветные карандаши, тетради, ручки, речевой материал.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Выложить с помощью нити бусин буквы: Ч и Ш.
2. Основная часть.
1. Знакомство с темой.
Послушай слова и назови согласный в начале слова.
Слова:
Чай, чаша, чек, чуб, челнок.. Шкаф, шар, шум, школа, шуба, шайба.
Обратите внимание на разницу в их произношении:
При произношении звука Ч кончик языка смыкается с верхними альвеолами (бугорками), затем смычка взрывается.
Когда произносим звук Ш язычок в форме чашечки поднимется вверх, кончик языка не смыкается.
Напоминаем:
Ч и Ш —- согласные, глухие звуки. Если приложить ладошку к горлышку, то голоса (дрожания голосовых связок) нет. Ч - мягкий, Ш - твердый.
2. Соотнесение звуков с буквами Ч, Ш.
Нарисуй эти буквы в воздухе, на ладошке у себя и у других.
Работа в раздаточных карточках (каточка №1): посмотрите на свои карточки с заданиями, определите первый звук в названиях картинок и обозначьте его буквой.
Как ты думаешь, сколько здесь букв Ч и Ш (карточка №1)?
Подчеркни букву С одной чертой, а Ш - двумя:
Ч ш с ш Ц ч ш Ш с ц ч Ч ш Ц
Ц ч ш Ч Ш Щ Ш и ч ц ч С Ч ш
ч ц с Ш Щ Ц ш ч Ч ц ч Ц ш ц
3. Дифференциация звуков на уровне слога.
a) Чтение слоговых рядов (с доски):
Ча - ша
Чо - шо
Чу - шу
Чи - ши
Аша - ача
Ошо - очо
Уши - учи и т.п.
b) Диктант слогов:
Ча, ша, чу, шу, чо, шо, чта, што, чле, шлее, чка, шка и т.п.
c) Игра «Эхо».
Детям предлагают представить, что они находятся в густом лесу. Вокруг тишина, и только эхо повторяет каждый звук. Взрослый проговаривает слоги, а ребенку необходимо их правильно повторить:
Ча — ша, ша — ча, ча — ша — ча, ша — ча — ша, ча — ша — ша, ча — ша — ча — ша, ша — ча — ча — ша, ша — ча — ша — ча.
4. Физминутка.
5. Дифференциация звуков на уровне слова.
- Отбор предметных картинок (с заданными звуками);
- Определите какой звук в слове Ш или Ч, каково его место по счету (работа в раздаточной каточке (№ 1)
- Вставь букву Ч зеленым цветом, Ш - синим (карточка №2). Записывая слова, проговаривай их вслух по слогам.
6. Дифференциация звуков на уровне предложения.
Чайные чашки в печали, скучая, бренча закричали.
У четырех черепах по четыре черепашонка.
У черепашьего черепашонка на черепашьих лапчонках черепашьи чёботы.
3. Итог занятия.
Тема: Дифференциация Ч - Ш (занятие 2)
Цели занятия: 1. развивать фонематическое восприятие;
2. закреплять умение дифференцировать звуки Ч и Ш в словах, предложениях, тексте;
3. обогащать словарный запас и грамматические формы речи;
Материал к занятию: раздаточные карточки, цветные карандаши, тетради, ручки, речевой материал.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Определить количество букв Ш и Ч наложенных друг на друга.
«Проверь себя». Вспомни, чем отличаются звуки Ш и Ч? Какие приемы помогут различить эти звуки?
2. Основная часть.
1. Дифференциация звуков на уровне слова.
Запиши первые буквы из слов (слуховой диктант):
Слова: сад, шаль, сук, шум, шило, сила, сани, шапка, стул, шторм, штык, стол.
Закончи слово, добавив слоги ЧИ или ШИ (каточка № 2):
2. Дифференциация звуков на уровне словосочетания.
К словам первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Запишите получившиеся словосочетания. Подчеркни буквы Ч и Ш разным цветом (карточка № 3 -1).
3. Физминутка
4. Дифференциация звуков на уровне предложения.
Составьте предложения из данных слов (каточка № 3 - запись в тетради):
5. Зрительно-слуховой диктант.
Текст записывается на доске, буквы Ш и Ч выделяются. Ребенок читает текст, обращая внимание на выделенные буквы. Проговаривает их, используя приемы самоконтроля. Затем текст закрывается, и учитель диктует текст. После записи текст открывается, ребенок сам проверяет свою работу, сравнивая ее с записью на доске (карточке). Затем диктант проверяет учитель.
У малышки всегда чистые ладошки.
Миша любит горячие ватрушки.
3. Итог занятия.
С какими звуками мы сегодня работали?
Чем похожи данные звуки? Чем отличаются?
Приложение.
Раздаточные карточки
Дифференциация Щ-Сь
- Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики.
Послушай загадку.
- Из горячего колодца через нос водица льётся (чайник).
- Мне неженки - сандалии доверчиво сказали:
«Боимся мы щекотки большой сапожной …» (щётки).
Выделение первых звуков в словах – отгадках. Уточнение произношения, артикуляции.
С и Щ - Характеристика звуков. Сравнение. Назвать сходство, отличие.
- Игра «Хитрые звуки»
Изменение слов по образцу (с перекидыванием мячика).
Измени слово так, что бы в нем звук С заменил звук Щ
- Отгадайте загадку:
Хвостом виляет, зубаста, а не лает
(щука).
Сейчас мы отправимся на озеро и узнаем кое-что о щуке.
Картинка
Физкультурная пауза.
ЩА – ЩА – ЩА | (3 хлопка, |
Коля ходит без плаща | шаги на месте) |
СИ-СИ-СИ | (3 хлопка, |
Ты скорее унеси | руки в стороны) |
ЩИ – ЩИ – ЩИ | (3 хлопка, |
Щиплем щавель мы на щи | присесть, встать) |
СОК – СОК – СОК | (3 хлопка, |
Тянем свой носок | руки на пояс, поднимать ноги) |
Закрепление звука [Щ] чистоговорки:
АЩ-АЩ-АЩ, АЩ-АЩ-АЩ: мы купили плаЩ.
ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: кому нужна поомоЩЬ?
УЩ-УЩ-УЩ, УЩ-УЩ-УЩ: за забором плюЩ.
ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ, ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ: нам попался леЩ.
ЩА-ЩА-ЩА, ЩА-ЩА-ЩА: это пояс от плаЩа.
ЩУ-ЩУ-ЩУ, ЩУ-ЩУ-ЩУ: шапочку иЩу.
ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ, ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ: наш малыш в плаЩе.
ЩИ-ЩИ-ЩИ, ЩИ-ЩИ-ЩИ: мама варит ЩИ.
Скороговорки
Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.
Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
Ты нас, мама, не ищи: щиплем мы щавель на щи.
Игра «Большущие слова». Доскажи словечко
У кошки – усы, а у тигра – усиЩи.
У птички глаза, у дракона – глазиЩи.
У гномика дом, у КаЩея – домиЩе.
В баночке сомик, а в речке – сомиЩе.
Если большие, значит – зубиЩи.
Ими скрежеЩет злюЩий волчиЩе.
А динозавр здоровуЩим хвостиЩем
ТЩетно в пеЩере сметает пылиЩу.
Выучить стихотворение со звуком [Щ].
Помощник Щен
ПомоЩь требуется Жучке:
У ЩИПЦОВ сломались ручки.
В ЩЁТКЕ вылезла ЩЕТИНА.
Жучка иЩет в роЩе сына.
У собаки сын – ЩЕНОК.
ТаЩит ЩЕПОК он мешок:
От жары рассохся дом,
ЩЕЛИ ЩЕН закроет в нем.
Взял ЩЕНОК ЩИПЦИ и клеЩи,
Починил все в доме веЩи,
Для борЩа почистил овоЩи…
«Ну, какое ты сокровиЩе!-
Не нахвалится им Жучка. -
Вот тебе ЩЕРБЕТА кучка.
Ведь за помоЩь, без сомнения,
Ты достоин угоЩения!»
Работа с перфокартами
- давай вместе вставим буквы и посмотрим, что обозначают эти слова? (Профессии).
Точильщик точит ножи.
Часовщик чинит часы.
Чистильщик чистит обувь.
Дрессировщик дрессирует зверей.
Продавщица продаёт овощи.
Стекольщик вставляет стекло.
Скрипач играет на скрипке.
- У каких звуков мы с вами побывали в гостях?
- Чему мы научились? (Четко произносить и различать звуки С-Щ).
1. Сформировать у учащихся умение различать согласные Сь, Щ в устной и письменной речи;
2.
3. Развитие и совершенствование грамматического строя4
4. Развитие связной речи;
5.
Оборудование: слоговая таблица, таблицы для мнемонического приема, предметные картинки: щука, сельдь, гуси, щенок, плащ; карточки с текстом.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Знакомство с новым материалом.
1. Выделение звуков из качала слов по предметным картинкам.
Кто изображен на картинках? Как называются эти рыбы? Выделите первые звуки в названиях этих рыб. Охарактеризуйте звуки.
2. Уточнение артикуляций звуков, установление сходства и различия.
3. Сопоставление звуков с их графическим изображением, Мнемонический прием.
Хватать, глотать умеют щуки Шел конь подковами звеня,
Другой не нужно им науки Как буква С следы коня.
III. Закрепление материала.
Дифференциация Сь, Щ.
1. В слогах.
а) Прочесть слоги по слоговой таблице.
ся-ща | сящ | щась |
сё-що | сещ | щось |
сю-щу | сющ | щусь |
си-щи | сещ | щесь |
б) Повторите слоги, запомните, назовите их.
ЩА-СЯ~ЩА ЩА-СЯ-ЩА-СЯ
СИ-ЩИ-СИ ЩУ-СЮ-ЩУ-СЮ
ЩУ-СЮ-ЩУ ЩЕ-СЕ-ЩЕ-СЕ
в) Запишите слоги в два столбика разными пастами:
ся, ща, щу, си, се, щё, ащ, ась, ущ, усь, ася, аща.
Прочтите слоги, .записанные в первой столбик, во второй.
2. Дифференциация Сь, Щ в словах.
а) Игра «Буква потерялась».
Гу...ёнок, по...ёлок, ...етина, ...ука, ле..., о...сина, о...ень, ...авель, о...ёл, ...енок, гу...и.
б) Запись слов в два столбика разными пастами:
Поселок, щавель, пищит, сито, щетка, щеголь, присели, щеки, прощение, осенний, осел.
Прочитайте слова обоих столбиков.
в) Вставить пропущенные буквы С или Щ.
По…екотал, …яду, тре...ит, тря...ина, …ётка, по...еял, мор…ины.
Прочтите слова.
3. Дифференциация Сь, Щ в предложениях.
а) Закончи предложения, используя картинки.
В сети попала... (ЩУКА).
На лугу пасутся... (ГУСИ).
В корзине пищит... (ЩЕНОК).
Сеня надел новый... (ПЛАЩ).
Прочтите предложения, найдите н назовите главные и второстепенные члены предложения.
б) Диктант (слуховой).
Щука хотела поймать леща. Она стала мутить воду. А тут рыбак закинул сеть. Щука не видела её в мутной воде. Она попала в сеть.
4. Дифференциация Сь, Щ в связной речи.
Работа с карточками.
Прочтите про себя текст, обратите внимание на то, каких букв больше в тексте Щ или С.
Верное средство.
Разболелся у щенка зуб, всю щеку раздуло, на поросенка стал похож. Ходит щенок по двору, воем воет, а друзья ходят за ним следом и разные советы дают.
«Я знаю верное средство, - щебечет щегол, - надо положить щенка, на щебень кверху лапами и щекотать пока не пройдет..»
«Глупости? - прервал его мышонок Мыша, - Надо взять шестнадцать щетинок и щепотку соли. Всё это смешать и съесть. Как рукой снимет!»
«Да, это средство верное, но помогает, только мышам, - серьезно сказал, поросенок Персик, - А щенкам надо вот что. Поймать щуку, - открыть щенку рот и пускай щука схватит его за больной зуб, как щипцами, и выдернет»
«Ага, и голову вместе с зубом оторвет! - хохотнула крыса Дылда. - Нет, вот я знаю средство - это да. Берется щупальце осьминога и этим самым щупальцем по больной щеке как...»
«Зубы надо чистить? - не выдержал ежонок. - Зубной щеткой. Вот это самое верное средство».
Каких букв больше встретилось в тексте С или Щ?
Ответьте на вопросы:
Что случилось со щенком?
Как друзьяхотели помочь ему?
Чье средство оказалось самым верным?
А теперь прочтите сказку по ролям.
IV. Итог занятия . Чему научились на занятии?
ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 54.
ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Сь; Щ.
Цели:
1. Закрепить у учашдчея умение различать согласные Сь, Щ;
2. Развитие фонематического восприятия;
3. Развитие и совершенствование грамматического строя;
4. Развитие связной речи;
5. Развитие памяти, мышления, внимания.
Оборудование: магнитофонная запись, сигнальные карточки, перфокарты.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте эти звуки. В чем разница артикуляций этих звуков? В чем разница написания этих букв?
Игра «Сквозная буква»:
Гуща Осел
Пища осина
лещи осень
III. Закрепление пройденного материала.
1. Дифференциация Сь-Щ в слогах.
а) Запишите слоги в две строчки, в первую - с буквой С, во вторую - с буквой Щ.
СЕ, ЩА, ЩУ, СИ, АСЬ, ОСЬ, АЩА, АЩ, УЩ,
ЫЩ, ИЩ, СЮ, СЯ, АСЯ, АЩУ, АЩУ, АСИ
Прочтете записанные слоги.
б) Прослушайте слоги, запомните нх повторите.
ща-ся-ща-ся
щё-сё-сё-щё
щу-сю-щу-сю
си-щи-си-щи
ща-ся-ща-ся-ща-ся
ащ-ась-ащ-ась
ысь-ищ-ысь-ищ
2. Дифференциация Сь-Щ а словах.
а) Работа с сигнальными карточками: по магнитофонной записи.
Щи, борщ, сито, щегол, осень, чаща, сесть, присед, товарищ, сосиски, красить, сесть, прощение, ящик, клещи, щенок, поселок.
б) Запись слов, их графический разбор:
Сельди, посеял, чаща, щётка, ищет, сентябрь, село, роща, щипать, посёлок.
Прочтите слова, назовите количество слогов.
в) Дополните слово.
ЩИ (ищи, пищит, щипцы)
СЕЛ (осели, подсел, насел)
Чистоговорки.
УСЬ-УСЬ-УСЬ - на лугу пасется гусь.
ЩА-ЩА-ЩА - мы несем домой леща.
АЩ-АЩ-АЩ - мы наденем плащ.
3. Дифференциация СЬ-Щ в предложениях.
Предложения для анализа и записи:
Запишите предложения, разберите их графически.
На площади всегда много народа.
Костер освещал ряды сосен.
Пляшет синяя волна.
Трещит сердитый мороз.
1 предложение - Как вы написали слово НА в первом предложении? Почему, написали это слово отдельно?
2 предложение - Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ОСВЕЩАЛ после буквы В и почему?
3 предложение - Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ВОЛНА послу буквы В, почему?
4 предложение - Какую букву написали в слове МОРОЗ на конце и почему?
Логопедическая физминутка.
4. Дифференциация Сь-Щ в связной речи.
Работа с перфокартами. Вставить в слова пословиц пропущенные буквы.
Весна да о…снь - на дворе погод во…емь.
…емь раз отмерь, один раз отрежь.
…ядем рядком, да поговорим ладком.
По …екрету в...ему свету
Ранняя птичка носик прочи…ает, а поздняя глаза продирает.
Грибы и…ут - по лесу ры…ут.
Не откладывай дела в долгий я…ик.
Прочтите пословицы, объясните их значение.
IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?
ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 55