Дифференциация ч ш щ конспект занятия. Тема: дифференциация согласных сь, щ. Задачи образовательных областей

Елена Устинова
Логопедическое занятие в старшей группе. Тема: «Дифференциация звуков С - Щ»

Цель : Активизировать мышцы языка, губ. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков С – Щ . Продолжать учить правильно определять первый и последний звуки в слове , совершенствовать аналитико-синтетической деятельность. Упражнять в произнесении фраз с различной интонацией. Развивать моторику руки. Учить работать в командах дружно, слаженно.

Оборудование : Игрушки и предметы для определения позиции звука в слове . Схема позиции. Картинки : водичка, зубная щетка. Карточки с символами для игры «Прочитай строчку» . Картинки со звуком с , щ. Фишки. Мольберт, магнит.

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Артикуляционная сказка на звуки с , щ.

Поспорили как-то два звука «с» и «щ» , кто из них нужнее и важнее. Так и спорят до сих пор. Что можно сделать в этой ситуации? (помирить) . Как это можно сделать? (произносить звуки во всех словах правильно, различать их).

Мы сегодня будем учиться различать эти звуки .

2. Закрепление артикуляции звуков с , щ.

Дети вспоминают артикуляцию звуков «с» , «щ» .

Звук «с» - песенка водички, звук «щ» - песенка зубной щетки.

Игра «Будь внимателен» . Инструкция : «Когда услышишь звук «с» - умывай лицо (имитация, на звук «щ» - «почисти зубки» (имитация) .

Разделиться на команды. Предлагаю выбрать название командам : первая команда выбирает название со звуком «щ» , вторая со звуком «с» . После каждого конкурса логопед подводит мини итог и выдает выигравшей команде фишку.

Задание командам. Игра «Прочитай строчку» . О – звук «с» , о – звук «щ» . Каждая команда читает свою строчку.

ООооОоооОО оооООоОооООО

3. Дифференциация звуков в словах . Развитие фонематического слуха.

Игра «Разложи картинки» .

Работа командой за столами. На столах картинки со звуками с , щ. Задание : разложить на две группы .

Игра «Где живет звук (определение позиции звука в слове ) . Для одной команды слова со звуком «с» , для другой «щ» . Дети подходят к столу, на котором лежат предметы и игрушки, определяют позицию и отмечают на схеме магнитом.

Игра «Назови первый звук в слове » . Для 1 команды слова : пенал, лось, ракета, дом, гроза, вата, банан.

Игра «Назови последний звук в слове » . Для 2 команды слова : ветер, автобус, стол, сок, альбом, карандаш, палец.

Игра «Цепочка слов» . 1 команда со слова «щенок» , 2 команда со слова «сок» .

4. Пальчиковая игра. «В гости к пальчику большому

В гости к пальчику большому

Руки согнуты перед собой, ладони направлены друг к другу, большие пальцы вверх.

Приходили прямо к дому

Соединить под углом кончики пальцев обеих рук (крыша домика) .

Указательный и средний,

Называемые пальцы поочередно соединяются с большими на двух руках одновременно.

Сам мизинчик – малышок

Пальцы в кулак, выставить вверх только мизинцы.

Постучался на порог.

Все пальцы сжаты в кулаки, постучать кончиками друг о друга.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя.

Ритмичное сгибание-разгибание пальцев на обеих руках.

5. Дифференциация звуков в предложении .

Игра «Произнеси предложение с разной интонацией» (вопросительная, восклицательная, повествовательная) .

Щавель нужен для супа.

Щенок грызет кость.

Игра «Повтори скороговорки» .

Ты нас мама не ищи, ищем щавель мы на щи.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Побеждает в этом конкурсе та команда, которая произнесет скороговорку без ошибок и в быстром темпе.

6. Подведение итогов. Поощрение.

Какие звуки поспорили ?

Как мы их мирили?

Для чего мы их учились различать?

Победила команда. Молодцы!

Звуков Щ, Ч, Т*.

Задачи:

Закрепить правильное произношение звуков в слогах, словах;

Оборудование: индивидуальные зеркала; сюжетные картинки на «Щ», «Ч» и «Т*»; наборы для звукового анализа; игра «Четвертый лишний»; схемы звуков «Щ», «Ч», «Т*»;

игра «1 – 2 – 5»; «чудесный мешочек» с буквами; цветные карандаши; пособие «Бабочки» для развития речевого дыхания; карточки-задания; схема предложения, мяч.

1. Организационный момент:

В группу въезжает Емеля на печи.

Логопед: Ребята, сегодня к нам в гости приехал Емеля. Он приехал не один, а вместе со своей щукой. (Емеля предлагает ребятам поиграть).

Игра «Чудесный мешочек» («Составь букву из двух половинок: одну половинку возьми из мешочка, а другую отыщи в группе»).

2. Основная часть: Логопед: Ребята, Емеля просит у нас помощи: он не знает, как правильно сказать слово «щука». У него получается то «чука», то «тюка». Давайте ему поможем. Для того чтобы правильно произнести это слово нужно сделать гимнастику для язычка:


ü Артикуляционная гимнастика (сопровождается показом наглядного материала):

Толстые внуки приехали в гости. (надуть щеки) С ними худые лишь кожа да кости. (щеки вовнутрь) Бабушка с дедушкой им улыбнулись, (улыбочка) Поцеловать они их потянулись. (хоботок) Утром проснулись – в улыбочку губы. (заборчик) Чистили мы свои верхние зубы: (почистить зубки) Вправо и влево, внутри и снаружи. С нижними зубками тоже мы дружим. Чашки поставим – чтоб чаю налили. (чашечка) На нос подуем – мы чай остудили. (подуть с чашечки на нос) Чаю попили – никто не обижен. Вкусный был завтрак, мы губки оближем. (облизать верхнюю губу широким языком)

3. Логопед: А теперь мы расскажем Емеле, с какими звуками мы сегодня будем играть: Введение в тему:

ü Отгадай, какая картинка лишняя? Почему? Какой первый звук слышится в названии лишней картинки?

Собака – свеча – самолет – щетка – Щ

Щетка – щепки – щука – часы – Ч

Чашка – черепаха – чайник – телефон – Т*

Логопед: Правильно, сегодня мы играем со звуками Т*, Ч, Щ (на доске появляются символы этих звуков и их цветовое обозначение – зеленый квадратик). А сейчас мы расскажем Емеле что мы знаем об этих звуках.

4. Повторение: - Вспомнить характеристику этих звуков. - Что общего? (все согласные, мягкие, глухие) - Что различного? (звуки «Щ» и «Ч» - всегда мягкие, а у звука «Т*» есть твердая пара – звук «Т»)

Логопед: А ты знаешь, Емеля, что эти звуки могут стоять в слове и в начале, и в конце, а также в середине. Сейчас ребята докажут тебе это.

ü Игра «Сложи и угадай»: дети достают из конвертиков разрезные картинки, складывают их и определяют в какой позиции находятся звуки в слове (в начале, середине или конце).

5. Логопед: Ребята, а сейчас мы научим Емелю правильно произносить эти звуки и не путать их: Развитие фонематического слуха и памяти:

ü «Посчитай сколько звуков «Щ» я произнесу»:

щ, ш, щ, ч, ть, щ, с, щ, ц, ч, щ.…

ü «Хлопни в ладоши, если услышишь «Ч»:

ча, це, ти, чу, ще, чи, со, че, тя, чи…

ü «Подними фонарик на звук «Т*»: телефон, чижик, тигр, щенок, часы, тихо, щука, тир, тюлень, тяпка…

ü «Повтори»:

Ща-ща-ща – ходит мальчик без плаща, мальчики

Ащ-ащ-ащ – у меня плащ.

Ча-ча-ча – дай мне калача, девочки Ач-ач-ач – пришел врач.

Тя-тя-тя – у меня дитя, все вместе Ать-ать-ать – я иду гулять.

6. Логопед: А теперь давайте отдохнем и позовем с собой нашего гостя: Дыхательная гимнастика «Бабочка»:

(Логопед спрашивает у детей и Емели, какое время года сейчас? – «Весна». Весной просыпаются не только животные, но и насекомые). Задание:

снять бабочку с волшебного дерева, заставить ее летать (подуть). Затем составить предложение по заданной схеме с любым предлогом:

7. Физ. минутка «Разминка для Емели»:

Наш Емеля потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел: Видно щуку не нашел. (отвести глаза вправо, влево – отыскать щуку).

8. Логопед: Емеля, наши дети знают много слов на звуки «Ч», «Щ», «Т*». Игра «Мяч передавай – слово называй»: Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч другому. Следующий игрок придумывает слово на заданный звук и передает мяч дальше.

Дети придумывают слова на звуки: «Ч», «Щ», «Т*».

9. Логопед: Ребята, мне сейчас Емеля сказал, что по дороге он нашел какие-то картинки, а что делать с ними не знает. Давайте ему поможем разобраться (достает из печки картинки с животными). Развитие грамматического строя речи:

Игра «Найди друзей и посчитай» (согласование существительных с числительными – слова со звуками «ч», «щ», «т*»):

щ енок щ енка щ енков

волч онок волч онка волч ат

кот енок кот енка кот ят и т. д.

10. Логопед: Ну что ж, ребята, звуки мы правильно произносить научились, считать мы тоже умеем, а теперь покажем Емеле, как у нас работают пальчики. Пальчиковая гимнастика «Карандаш»: Карандаш в руках катаю, Между пальцами кручу, Быть послушным каждый пальчик Непременно научу.

11. Далее логопед предлагает детям поиграть: найти на общей картинке – предметы, в названии которых есть звуки «Ч», «Щ», «Т*» и раскрасить их. – А теперь предлагаю обменяться листочками и проверить, как справился с заданием ваш сосед.

12. Итог.

– С какими звуками мы сегодня играли? Что вы можете сказать об этих звуках? – Вам понравилось наше занятие? Что запомнилось больше всего? – Емеле занятие тоже понравилось, он научился говорить слово «щука». Наш гость благодарит вас, и он приготовил сюрприз (из печки Емеля достает конфеты и раздает детям).

Тема: Дифференциация Ч-Ш (занятие 1)

3-4 класс специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

Цель: 1. Формировать умение дифференцировать звуки Ч и Ш;

2. Соотносить их с буквами Ч, Ш;
3. Развивать слуховое и речевое внимание;
4. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов.

Материал к занятию: предметные картинки, раздаточные карточки, цветные карандаши, тетради, ручки, речевой материал.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Выложить с помощью нити бусин буквы: Ч и Ш.

2. Основная часть.

1. Знакомство с темой.

Послушай слова и назови согласный в начале слова.
Слова:
Чай, чаша, чек, чуб, челнок.. Шкаф, шар, шум, школа, шуба, шайба.
Обратите внимание на разницу в их произношении:
При произношении звука Ч кончик языка смыкается с верхними альвеолами (бугорками), затем смычка взрывается.
Когда произносим звук Ш язычок в форме чашечки поднимется вверх, кончик языка не смыкается.
Напоминаем:
Ч и Ш —- согласные, глухие звуки. Если приложить ладошку к горлышку, то голоса (дрожания голосовых связок) нет. Ч - мягкий, Ш - твердый.

2. Соотнесение звуков с буквами Ч, Ш.

Нарисуй эти буквы в воздухе, на ладошке у себя и у других.

Работа в раздаточных карточках (каточка №1): посмотрите на свои карточки с заданиями, определите первый звук в названиях картинок и обозначьте его буквой.

Как ты думаешь, сколько здесь букв Ч и Ш (карточка №1)?

Подчеркни букву С одной чертой, а Ш - двумя:

Ч ш с ш Ц ч ш Ш с ц ч Ч ш Ц
Ц ч ш Ч Ш Щ Ш и ч ц ч С Ч ш
ч ц с Ш Щ Ц ш ч Ч ц ч Ц ш ц

3. Дифференциация звуков на уровне слога.

a) Чтение слоговых рядов (с доски):
Ча - ша
Чо - шо
Чу - шу
Чи - ши
Аша - ача
Ошо - очо
Уши - учи и т.п.

b) Диктант слогов:
Ча, ша, чу, шу, чо, шо, чта, што, чле, шлее, чка, шка и т.п.

c) Игра «Эхо».

Детям предлагают представить, что они находятся в густом лесу. Вокруг тишина, и только эхо повторяет каждый звук. Взрослый проговаривает слоги, а ребенку необходимо их правильно повторить:

Ча — ша, ша — ча, ча — ша — ча, ша — ча — ша, ча — ша — ша, ча — ша — ча — ша, ша — ча — ча — ша, ша — ча — ша — ча.

4. Физминутка.

5. Дифференциация звуков на уровне слова.

  • Отбор предметных картинок (с заданными звуками);
  • Определите какой звук в слове Ш или Ч, каково его место по счету (работа в раздаточной каточке (№ 1)
  • Вставь букву Ч зеленым цветом, Ш - синим (карточка №2). Записывая слова, проговаривай их вслух по слогам.

6. Дифференциация звуков на уровне предложения.

Чайные чашки в печали, скучая, бренча закричали.
У четырех черепах по четыре черепашонка.
У черепашьего черепашонка на черепашьих лапчонках черепашьи чёботы.
3. Итог занятия.

Тема: Дифференциация Ч - Ш (занятие 2)

Цели занятия: 1. развивать фонематическое восприятие;

2. закреплять умение дифференцировать звуки Ч и Ш в словах, предложениях, тексте;
3. обогащать словарный запас и грамматические формы речи;

Материал к занятию: раздаточные карточки, цветные карандаши, тетради, ручки, речевой материал.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Определить количество букв Ш и Ч наложенных друг на друга.
«Проверь себя». Вспомни, чем отличаются звуки Ш и Ч? Какие приемы помогут различить эти звуки?

2. Основная часть.

1. Дифференциация звуков на уровне слова.

Запиши первые буквы из слов (слуховой диктант):

Слова: сад, шаль, сук, шум, шило, сила, сани, шапка, стул, шторм, штык, стол.

Закончи слово, добавив слоги ЧИ или ШИ (каточка № 2):

2. Дифференциация звуков на уровне словосочетания.

К словам первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Запишите получившиеся словосочетания. Подчеркни буквы Ч и Ш разным цветом (карточка № 3 -1).

3. Физминутка

4. Дифференциация звуков на уровне предложения.

Составьте предложения из данных слов (каточка № 3 - запись в тетради):

5. Зрительно-слуховой диктант.

Текст записывается на доске, буквы Ш и Ч выделяются. Ребенок читает текст, обращая внимание на выделенные буквы. Проговаривает их, используя приемы самоконтроля. Затем текст закрывается, и учитель диктует текст. После записи текст открывается, ребенок сам проверяет свою работу, сравнивая ее с записью на доске (карточке). Затем диктант проверяет учитель.

У малышки всегда чистые ладошки.
Миша любит горячие ватрушки.

3. Итог занятия.

С какими звуками мы сегодня работали?
Чем похожи данные звуки? Чем отличаются?

Приложение.



Раздаточные карточки

Дифференциация Щ-Сь

  • Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики.
    Послушай загадку.

    - Из горячего колодца через нос водица льётся (чайник).
    - Мне неженки - сандалии доверчиво сказали:
    «Боимся мы щекотки большой сапожной …» (щётки).
    Выделение первых звуков в словах – отгадках. Уточнение произношения, артикуляции.
    С и Щ
  • Характеристика звуков. Сравнение. Назвать сходство, отличие.
  • Игра «Хитрые звуки» Изменение слов по образцу (с перекидыванием мячика).
    Измени слово так, что бы в нем звук
    С заменил звук Щ
  • Отгадайте загадку:


Хвостом виляет, зубаста, а не лает (щука).


Сейчас мы отправимся на озеро и узнаем кое-что о щуке.

Картинка

Физкультурная пауза.

ЩА – ЩА – ЩА

(3 хлопка,

Коля ходит без плаща

шаги на месте)

СИ-СИ-СИ

(3 хлопка,

Ты скорее унеси

руки в стороны)

ЩИ – ЩИ – ЩИ

(3 хлопка,

Щиплем щавель мы на щи

присесть, встать)

СОК – СОК – СОК

(3 хлопка,

Тянем свой носок

руки на пояс, поднимать ноги)

Закрепление звука [Щ] чистоговорки:

АЩ-АЩ-АЩ, АЩ-АЩ-АЩ: мы купили плаЩ.

ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: кому нужна поомоЩЬ?

УЩ-УЩ-УЩ, УЩ-УЩ-УЩ: за забором плюЩ.

ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ, ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ: нам попался леЩ.

ЩА-ЩА-ЩА, ЩА-ЩА-ЩА: это пояс от плаЩа.

ЩУ-ЩУ-ЩУ, ЩУ-ЩУ-ЩУ: шапочку иЩу.

ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ, ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ: наш малыш в плаЩе.

ЩИ-ЩИ-ЩИ, ЩИ-ЩИ-ЩИ: мама варит ЩИ.

Скороговорки

Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Ты нас, мама, не ищи: щиплем мы щавель на щи.

Игра «Большущие слова». Доскажи словечко

У кошки – усы, а у тигра – усиЩи.

У птички глаза, у дракона – глазиЩи.

У гномика дом, у КаЩея – домиЩе.

В баночке сомик, а в речке – сомиЩе.

Если большие, значит – зубиЩи.

Ими скрежеЩет злюЩий волчиЩе.

А динозавр здоровуЩим хвостиЩем

ТЩетно в пеЩере сметает пылиЩу.

Выучить стихотворение со звуком [Щ].

Помощник Щен

ПомоЩь требуется Жучке:

У ЩИПЦОВ сломались ручки.

В ЩЁТКЕ вылезла ЩЕТИНА.

Жучка иЩет в роЩе сына.

У собаки сын – ЩЕНОК.

ТаЩит ЩЕПОК он мешок:

От жары рассохся дом,

ЩЕЛИ ЩЕН закроет в нем.

Взял ЩЕНОК ЩИПЦИ и клеЩи,

Починил все в доме веЩи,

Для борЩа почистил овоЩи…

«Ну, какое ты сокровиЩе!-

Не нахвалится им Жучка. -

Вот тебе ЩЕРБЕТА кучка.

Ведь за помоЩь, без сомнения,

Ты достоин угоЩения!»

Работа с перфокартами
- давай вместе вставим буквы и посмотрим, что обозначают эти слова? (Профессии).

Точильщик точит ножи.
Часовщик чинит часы.
Чистильщик чистит обувь.
Дрессировщик дрессирует зверей.
Продавщица продаёт овощи.
Стекольщик вставляет стекло.
Скрипач играет на скрипке.


- У каких звуков мы с вами побывали в гостях?
- Чему мы научились? (Четко произносить и различать звуки С-Щ).

1. Сформировать у учащихся умение различать согласные Сь, Щ в устной и письменной речи;

2.

3. Развитие и совершенствование грамматического строя4

4. Развитие связной речи;

5.

Оборудование: слоговая таблица, таблицы для мнемонического приема, предметные картинки: щука, сельдь, гуси, щенок, плащ; карточки с текстом.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Выделение звуков из качала слов по предметным картинкам.

Кто изображен на картинках? Как называются эти рыбы? Выделите первые звуки в названиях этих рыб. Охарактеризуйте звуки.

2. Уточнение артикуляций звуков, установление сходства и различия.

3. Сопоставление звуков с их графическим изображением, Мнемонический прием.

Хватать, глотать умеют щуки Шел конь подковами звеня,

Другой не нужно им науки Как буква С следы коня.

III. Закрепление материала.

Дифференциация Сь, Щ.

1. В слогах.

а) Прочесть слоги по слоговой таблице.

ся-ща сящ щась
сё-що сещ щось
сю-щу сющ щусь
си-щи сещ щесь

б) Повторите слоги, запомните, назовите их.

ЩА-СЯ~ЩА ЩА-СЯ-ЩА-СЯ

СИ-ЩИ-СИ ЩУ-СЮ-ЩУ-СЮ

ЩУ-СЮ-ЩУ ЩЕ-СЕ-ЩЕ-СЕ

в) Запишите слоги в два столбика разными пастами:

ся, ща, щу, си, се, щё, ащ, ась, ущ, усь, ася, аща.

Прочтите слоги, .записанные в первой столбик, во второй.

2. Дифференциация Сь, Щ в словах.

а) Игра «Буква потерялась».

Гу...ёнок, по...ёлок, ...етина, ...ука, ле..., о...сина, о...ень, ...авель, о...ёл, ...енок, гу...и.

б) Запись слов в два столбика разными пастами:

Поселок, щавель, пищит, сито, щетка, щеголь, присели, щеки, прощение, осенний, осел.

Прочитайте слова обоих столбиков.



в) Вставить пропущенные буквы С или Щ.

По…екотал, …яду, тре...ит, тря...ина, …ётка, по...еял, мор…ины.

Прочтите слова.

3. Дифференциация Сь, Щ в предложениях.

а) Закончи предложения, используя картинки.

В сети попала... (ЩУКА).

На лугу пасутся... (ГУСИ).

В корзине пищит... (ЩЕНОК).

Сеня надел новый... (ПЛАЩ).

Прочтите предложения, найдите н назовите главные и второстепенные члены предложения.

б) Диктант (слуховой).

Щука хотела поймать леща. Она стала мутить воду. А тут рыбак закинул сеть. Щука не видела её в мутной воде. Она попала в сеть.

4. Дифференциация Сь, Щ в связной речи.

Работа с карточками.

Прочтите про себя текст, обратите внимание на то, каких букв больше в тексте Щ или С.

Верное средство.

Разболелся у щенка зуб, всю щеку раздуло, на поросенка стал похож. Ходит щенок по двору, воем воет, а друзья ходят за ним следом и разные советы дают.

«Я знаю верное средство, - щебечет щегол, - надо положить щенка, на щебень кверху лапами и щекотать пока не пройдет..»

«Глупости? - прервал его мышонок Мыша, - Надо взять шестнадцать щетинок и щепотку соли. Всё это смешать и съесть. Как рукой снимет!»

«Да, это средство верное, но помогает, только мышам, - серьезно сказал, поросенок Персик, - А щенкам надо вот что. Поймать щуку, - открыть щенку рот и пускай щука схватит его за больной зуб, как щипцами, и выдернет»

«Ага, и голову вместе с зубом оторвет! - хохотнула крыса Дылда. - Нет, вот я знаю средство - это да. Берется щупальце осьминога и этим самым щупальцем по больной щеке как...»

«Зубы надо чистить? - не выдержал ежонок. - Зубной щеткой. Вот это самое верное средство».

Каких букв больше встретилось в тексте С или Щ?

Ответьте на вопросы:

Что случилось со щенком?

Как друзьяхотели помочь ему?

Чье средство оказалось самым верным?

А теперь прочтите сказку по ролям.

IV. Итог занятия . Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 54.

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Сь; Щ.

Цели:

1. Закрепить у учашдчея умение различать согласные Сь, Щ;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование: магнитофонная запись, сигнальные карточки, перфокарты.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте эти звуки. В чем разница артикуляций этих звуков? В чем разница написания этих букв?

Игра «Сквозная буква»:

Гуща Осел

Пища осина

лещи осень

III. Закрепление пройденного материала.

1. Дифференциация Сь-Щ в слогах.

а) Запишите слоги в две строчки, в первую - с буквой С, во вторую - с буквой Щ.

СЕ, ЩА, ЩУ, СИ, АСЬ, ОСЬ, АЩА, АЩ, УЩ,

ЫЩ, ИЩ, СЮ, СЯ, АСЯ, АЩУ, АЩУ, АСИ

Прочтете записанные слоги.

б) Прослушайте слоги, запомните нх повторите.

ща-ся-ща-ся

щё-сё-сё-щё

щу-сю-щу-сю

си-щи-си-щи

ща-ся-ща-ся-ща-ся

ащ-ась-ащ-ась

ысь-ищ-ысь-ищ

2. Дифференциация Сь-Щ а словах.

а) Работа с сигнальными карточками: по магнитофонной записи.

Щи, борщ, сито, щегол, осень, чаща, сесть, присед, товарищ, сосиски, красить, сесть, прощение, ящик, клещи, щенок, поселок.

б) Запись слов, их графический разбор:

Сельди, посеял, чаща, щётка, ищет, сентябрь, село, роща, щипать, посёлок.

Прочтите слова, назовите количество слогов.

в) Дополните слово.

ЩИ (ищи, пищит, щипцы)

СЕЛ (осели, подсел, насел)

Чистоговорки.

УСЬ-УСЬ-УСЬ - на лугу пасется гусь.

ЩА-ЩА-ЩА - мы несем домой леща.

АЩ-АЩ-АЩ - мы наденем плащ.

3. Дифференциация СЬ-Щ в предложениях.

Предложения для анализа и записи:

Запишите предложения, разберите их графически.

На площади всегда много народа.

Костер освещал ряды сосен.

Пляшет синяя волна.

Трещит сердитый мороз.

1 предложение - Как вы написали слово НА в первом предложении? Почему, написали это слово отдельно?

2 предложение - Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ОСВЕЩАЛ после буквы В и почему?

3 предложение - Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ВОЛНА послу буквы В, почему?

4 предложение - Какую букву написали в слове МОРОЗ на конце и почему?

Логопедическая физминутка.

4. Дифференциация Сь-Щ в связной речи.

Работа с перфокартами. Вставить в слова пословиц пропущенные буквы.

Весна да о…снь - на дворе погод во…емь.

…емь раз отмерь, один раз отрежь.

…ядем рядком, да поговорим ладком.

По …екрету в...ему свету

Ранняя птичка носик прочи…ает, а поздняя глаза продирает.

Грибы и…ут - по лесу ры…ут.

Не откладывай дела в долгий я…ик.

Прочтите пословицы, объясните их значение.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 55