Какие волки по характеру. Волк – дикое хищное животное. Описание и фото волка обыкновенного. Чем питается волк

В ранних скотоводческих сообществах, волк представлен как хищное творение природы. Огромный ужасный волк одновременно символизирует прожорливость и сексуальность. Истории о ведьмах, превратившихся в волков, и о мужчинах, ставших оборотнями, олицетворяют страх перед одержимостью демонами и мужским насилием. Волк. Священен как для Аполлона, так и Марса и потому иногда является их атрибутом. Волки могут везти колесницу последнего.

Особенно трепетно древние римляне относились к волку, ему был посвящен праздник Луперкалии. С волками были связаны разные поверья. Считалось, что волчий жир и части тела волка помогают от болезней. При бракосочетании, когда новобрачная входила и дом жениха, порог натирали волчьим жиром. О связи культа волка с браком говорит поверье о том, что волчица всегда сочетается браком с супругом в присутствии почтенных свидетелей-волков, а овдовев, никогда больше не вступает в брак. Поэтому римляне уважали женщин, состоявших в браке только один раз. Очень распространена была вера в то, что некоторые люди могут превращаться в волков. Человек которого волк, выйдя из лесу, увидит первым, по преданию лишался голоса. Шерсть и кончик волчьего хвоста помогали добиться любви.

Согласно красивой легенде, Ромула и Рема вскормили волчица и дятел, благодаря чему они не погибли и выжили. В Риме даже был установлен памятник волчице, вскормившей младенцев. Удивительные сообщения о “волчьих детях”, т.е. о детях, воспитанных волчицей, и не только в Индии (см. “Маугли” Киплинга), но также известные в европейском фольклоре, возможно, навеяны этой римской легендой о Капитолийской волчице.

В древности считалось, что волчицы необычайно сексуальны; поэтому в Древнем Риме «волчицами» (лат. lupae) называли проституток.

Волчица - это животное-тотем, Lupa, истинная мать Ромула и Рема. Тем же словом - Lupa - называли и блудниц. На латыни бордель назывался волчьим логовом (lupanar).
Почему в латинском языке "волк", "волчица", "проститутка" ("блудница") и "публичный дом" являются однокоренными словами - науке неизвестно, но факт есть факт.

Волчица, выкормившая основателей Рима, - образ горячей материнской заботы, который встречается и в индийском фольклоре. Это может объяснить многочисленные истории о волках-прародителях - например, легенда о Чингисхане

В христианском образном мире волк выступает в первую очередь в качестве символа дьявола, угрожающего стаду верующих. Лишь святым дана сила любвеобильного убеждения, чтобы превращать дикость свирепого зверя в “набожность». В позднеантичном раннехристианском “Физиологусе” волк “есть хитрый и коварный зверь”, который при встрече с человеком прикидывается парализованным, для того чтобы потом совершить нападение. “Святой Василий сказал: “Таковы хитрые и злобные люди. Встретив добрых людей, они притворяются совсем невинными, как будто они зла и в мыслях не имели, но их сердце полно ожесточения и коварства”. “Волк в овечьей шкуре” - символ лжепророков-соблазнителей, цель которых - погубить простодушных. Известны языковые образные выражения, например: “Доверить волку пасти овец”; “С волками жить, по-волчьи выть” (т.е. приспосабливаться к сильнейшим) и др.

В средневековой книге о животных (“Бестиарий”) волк характеризуется как дьявольское животное; глаза волчиц, которые светят ночью как фонари, лишают человека чувств. Черт также лишает человека силы кричать (молиться), и глаза его при этом излучают свет, “потому что некоторые дела черта ослепляют и безрассудные люди попадаются”

Иначе выглядят легенды, в которых волчицы ласкали и воспитывали детей (как, например, в северокитайском мифе). Итак, наводящий ужас хищник при определенных обстоятельствах мог стать могучим защитником беспомощных созданий, хотя в силу его двойственности ужас перед “злым волком” преобладает.

Волк. Свирепость, коварство, жадность, жестокость, зло, но также храбрость, победа, забота о пропитании. Считающийся ненасытным чудовищем,- один из мистических символов древнего солярного культа. Это животное, чье имя означает “свет” в переводе с греческого, почитался в образе Аполлона, светоносного божества. Материнский символ, ассоциируемый с идеей плодородия (волчица вскормила Ромула и Рема).

Его негативный аспект отмечен египетской культурой, где он воплощал разрушительную силу солнца, и кельтской мифологией, представляющей Локи, великого разрушителя, в образе волка.

Этот грозный образ бытует в сказках и легендах, где волк олицетворяет кровожадность, вышедшую из-под контроля, и примитивную силу, присутствует в качестве лицемерного искусителя, алчного, бессовестного самца-соблазнителя Красной Шапочки.

Практически, из современной обработки сказки Берн вторично извлекает её архаическую подоплёку, но представляет соблазнителем не волка, а саму Красную Шапочку, воплощающую в жизнь один из подростковых сценариев.

Этот архетипический образ разгулявшегося либидо близок чудовищу из легенд и воплощает прожорливость, эгоистические тенденции, асоциальные, необузданные, разрушительные тенденции “Эго”.

Волк - это, в первую очередь, высший символ свободы в животном мире, символ самостоятельности. (Тогда как, так называемого царя зверей - льва дрессируют в цирке.) Волк - это и символ бесстрашия. В любой схватке волк борется до победы или до смерти. Волк не подбирает падаль, а значит - это и символ чистоты. Волк живет семьей, ухаживает только за своей волчицей-женой, и сам волк-отец воспитывает своих детей-волчат. У волков не существует такого порока, как прелюбодеяние. Волк - это и символ высокой нравственности, преданности семье. (Чего не скажешь о самцах других животных.)

В природе волки моногамны, то есть на одного самца приходится одна самка. Кроме того, для волков типичен семейный образ жизни: они живут стаями от 3 до 40 особей - семейными группами, состоящими из пары вожаков - альфа-самца и альфа-самки, их родственников, а также пришлых одиноких волков. Пары образуются на неопределённо долгий срок - до тех пор, пока один из партнёров не погибает.

О том, что у самки наступает течка, самец узнаёт по запаху феромонов. С наступлением брачного периода, который в зависимости от широты приходится на январь-апрель, в стае нарастает напряжённость: самец и самка доминирующей пары агрессивно охраняют своего партнёра от других членов стаи, а вокруг молодых и одиночных старых волчиц собирается группа самцов, между которыми возникают ожесточённые драки, порой со смертельным исходом.

В Древнем Китае волк также воплощал алчность и жестокость; “волчий взгляд” означал недоверие и ужас перед сбивающимся в стаи хищным зверем. Лишь у степных тюркских народов волк воспринимался как родовой тотем, отсюда знамена и штандарты с волчьей головой. Символ волка вбирает в себя много положительных качеств, и, бесспорно, поэтому, он издревле является тотемом у тюркских народов.

Волк - символ справедливости и честолюбия. В обычных условиях волк не допустит, со своей стороны, обидеть более слабого. Наши древние предки передали нам высшую философию через образ волка.

18.08.2010 | О чем говорят волки

Но будоражит, веселит эта песня души людям, тесно общающимся с ручными волками. «Проснувшись, Крис, как обычно, стал роскошно зевать… Волки в свою очередь, позевывая и потягиваясь, показались из-под кровати. Человек и звери обменялись негромкими интимными звуками, создавшими соответствующее настроение, и вдруг волки завыли во весь голос… Изумленные и обрадованные, мы переглянулись и составили им квартет. Я свешивалась с изголовья постели, глядя в красную разверстую пасть Леди. Курок голосил прямо в лицо Крису… Отныне, проснувшись, мы всегда поднимали вой…» Так пишет в своей книге «Тропами карибу» Л.Крайслер.
Не раз приходилось нам ложиться и вставать под вой волков. Десятки раз спешили мы подсмотреть, как ведут они себя в этот момент. Обычно волки оживленно прохаживались при этом, вытянув хвосты, приподняв головы, и пели разноголосо мелодично, с явным удовольствием. Но, может, так беззаботно воют волки лишь в неволе, когда они сыты и в полной безопасности? И что вообще означает волчий вой? Почему он так разнообразен, так не похож один на другой?

Поскольку волки охотятся на крупных животных, для стаи необходима полная упорядоченность, координация индивидуальных возможностей всех животных. Основа понимания животными сигналов и ответа на них проиллюстрирована экспериментами зоолога Б.Гинзбурга. Группа молодых волков была изолирована от старых зверей. Когда молодые выросли, то в их стае сформировалась такая же организация, какая бывает в обычных волчьих стаях: все сигналы, используемые волками в жизни, были налицо и правильно воспринимались животными. Поскольку в этом опыте сохранилась возможность взаимного обучения молодых волков, был поставлен другой эксперимент: новорожденного щенка полностью изолировали от других волков. Спустя 10 месяцев у молодого волка оказался сформированным весь звуковой репертуар, типичный для внутривидовой коммуникации волков.

Однако когда волка подсадили к собратьям, оказалось, что он не понимает смысла их звуков. Новичку потребовалось пять дней для того, чтобы научиться правильно понимать видовые сигналы. Тем самым было выяснено, что волкам для нормального общения в дополнение к врожденным, прочно закрепленным представлениям о сигналах требуется, хотя и непродолжительный, но все же процесс живого обучения. У волков различают общую коммуникацию и коммуникацию индивидуальную. При общей коммуникации используются основные сигналы, принятые для всех представителей вида, а при коммуникации между живущими вместе зверями употребляются еще и дополнительные сигналы, которым мало знакомые друг с другом особи должны обучаться. В результате такого индивидуального общения внутри семьи образуется более тесное групповое общение.

У волков выделяют десять основных типов звуков: вой, лай, глухое взлаивание, визг, скулеж, хныканье, рычание, шипение, фырканье и тявканье. Помимо этого, Л.Крайслер пишет о двух редких сигналах, наблюдаемых ею при общении с волками: «разговоре», когда волк хочет что-то сказать, издавая короткие эмоциональные «сообщения», и долгом, пылком, страстном «рассказывании». Обычно для волков и клацанье челюстями.
Между всеми этими звуками наблюдаются переходные, а также смешанные звуки. Для общения на малых расстояниях волки используют далеко не весь свой звуковой репертуар, сигналы становятся разнообразнее при увеличении расстояния между животными. А специально проведенный анализ воя одного и того же волка позволил выявить одиннадцать вариантов этого звука, каждый из которых соответствовал определенной ситуации. Манера воя зависела от погоды, эмоционального состояния животного, а также от окружающей обстановки. Л.Крайслер выделяет радостно общительный, траурный, охотничий, призывной вой. Твердо определенный стандарт существует только на траурный вой, другие виды широко варьируют, не изменяя смысла.

Вой является основным дистанционным средством общения волков. Посредством воя волки передают всю важную для них информацию. Человек не в состоянии передать голосом различные нюансы волчьего воя, однако известный ученый Ясон Константинович Бадридзе, всю жизнь занимающийся волками, научил своих волков шести звукам-символам. Например сигналам «пища», «на север», «на юг» и т.д. Выпущенные на волю волки передавали придуманные человеком сигналы по наследству, этими сигналами впоследствии пользовались и их потомки. Любопытный рассказ о «волчьем телеграфе» поведал нам в своей книге канадский натуралист Фарли Моуэт: «По-настоящему мое образование в области волчьей лингвистики началось с появления эскимоса Утека. Как-то мы вдвоем наблюдали за волчьим логовом, но безрезультатно.
Вдруг Утек приложил руки к ушам и внимательно прислушался. Я ничего не услышал и никак не мог понять, что привлекло его внимание, пока он не шепнул: «Слушай, волки разговаривают». Я напряг слух, но, если волк и вел радиопередачу, то работал не на моей волне. Казалось, в эфире нет ничего, кроме зловещего стона комаров, но Георг (вожак волчьей стаи), спавший на гребне, внезапно сел, навострил уши и, повернув свою длинную морду к северу, запел. Это был вибрирующий вой. Низкий вначале, он заканчивался на самой высокой ноте, какую только способно воспринять человеческое ухо. Утек схватил меня за руку и расплылся в довольной улыбке: «Волки говорят - карибу (олени) пошли». Оказывается, волк с соседнего участка, лежащего к северу, не только сообщил, что давно ожидаемые карибу двинулись на юг, но и указал, где они сейчас находятся. Более того, и это было совсем невероятно, выяснилось, что сам волк-сосед оленей не видел, а просто передал информацию, полученную им от волка, живущего еще дальше».

Перемещаясь по лесу, волки проверяют дорогу перед собой периодическим воем. Ведь стаи-соседи сторонятся друг друга. Чуть сошлись - жесточайшая схватка, в которой один-два волка получают тяжелые травмы. Поэтому в лесу словно идет бесконечный диалог: «Убирайтесь с нашей дороги!» - «Еще чего, сами пробегайте скорее». Если стая сильная и уверена в своих силах, она игнорирует грозный вой и двигается вперед. И тогда соседям приходится решать, вступать в бой или ретироваться. В большинстве своем грозная вокальная отповедь - пустая бравада, за которой следует бегство втихомолку. Случается, что стая храбрится, пока не увидит противника, а заметив издали врагов, мчится прочь, поджав хвосты. Если стая осмотрительно отмалчивается, она уступает территорию без боя. Но порой волки выжидают: вдруг чужаки сами поймут, что забрели к соседям без приглашения. Ведь вторгается стая на чужую территорию чаще ненароком - погонятся за дичью, зарежут, в спешке съедят, сколько успеют, и домой. Пока вой помогает избежать ненужных встреч, он полезен, но если появляются сознательные агрессоры, не обращающие внимание на метки законных хозяев, подать голос - выдать себя.
Поскольку выть почем зря чревато неприятностями, для подачи голоса в ответ должны быть важные мотивы. Учитывается все: где находится стая - в центре своих владений или на периферии, около логова или на месте встреч, есть ли в стае волчата и сколько возле них взрослых.
Свернуть с первоначального маршрута волки никогда не поленятся, лишь бы не рисковать ненужной встречей с соседями. Но если они сильно голодают, а добыча заманчива или поблизости волчата, тут уж не до уступчивости. Стая грозно оповещает: «Идите своей дорогой, проходу не дадим, в клочья разорвем».
Убив крупную добычу, волки место, где припрятана убоина, охраняют рьяно. На вой чужаков они отвечают: «А ну валите отсюда, это наше!» Но по мере того как мясо убывает, волки осторожничают, взвешивая, а стоит ли откликаться - вдруг навстречу спешит бесшабашная стая, которая ищет драки?
Зато в конце февраля - прочь осмотрительность! В преддверии весны и гона кровь играет в жилах. Тут уж чужой не суйся! Самые кровавые столкновения стай падают на брачный период. Размер стаи в любой сезон отражается на ее храбрости: 4-6 волков куда скромнее используют свои вокальные возможности, чем 7-10. Но вот наступает апрель, и разнузданной агрессивности как не бывало, снова пошли осторожничать.
В мае-июне в семье появляются волчата. Волчица - хозяйка в логове, волк зачастую даже не подходит к нему с добычей, а вызывает самку голосом и отдает ей принесенное мясо на некотором расстоянии от норы. Вызов состоит всего-то из одной полной басовой ноты у самца и писклявой высокой у самки, которая сообщает, что у логова все благополучно. Причину выть на логове следует искать в потребности зверей круглогодично жить сообща, семьей, в необходимости постоянно общаться с ее членами.
В июле-августе, когда волчата покидают логово, над лесом висит вой: одни волки усиленно охотятся и прощупывают перед собой дорогу завыванием, а другие, не желая бросить молодняк и уступить дорогу, голосом гонят прочь незваных гостей. Пока волчата не способны быстро бегать, при звуках чужого воя одна часть стаи отвечает: «Место занято!», а другая срочно эвакуирует детей в безопасное место. В драке стай молодняку несдобровать. В хорошую погоду мощный заунывный волчий вой слышан за несколько километров, напоминая то гудение множества проводов в морозный день, то завывание ветра в трубе, а то и отдаленную разноголосую песню веселой деревенской компании.
Но вот волчата подросли, ходко следуют за взрослыми, геройство больше не требуется, можно возвращаться к тактике уклонения от встреч. Стая опасливо откликается на чужие сигналы и агрессивность проявляет только возле добычи.
В июле резко увеличивается потребность в кормах, доставляемых в логово. В поисках кормов родители часто оказываются в разных сторонах друг от друга. Подавая голос, матерые определяют на слух, кто где находится, и по интонации воя догадываются о найденной добыче. Когда волчица уже постоянно ходит за добычей, волчата, предоставленные сами себе, начинают все дальше уходить от логова. По утренним и вечерним зорям старые, принеся добычу, созывают молодняк. В большинстве случаев, когда человек попадает в район логова, оба старых волка начинают выть.
Но не только матерые с волчатами общаются воем в этот период. Старшие дети, хотя и уходят от родителей, но держатся неподалеку. Настигнув или найдя добычу, они шлют родителям сигнал, они воют, сообщают, где находится еда. Матерые слышат, запоминают, откуда исходит звук, иногда отвечают. Выбрав момент, матерые отправляются в указанное место за провизией. В результате переярки как бы «заготавливают» мясо семье, чем и оказывают помощь родителям в воспитании прибылых. Прибылые, как бы ни были они голодны, сами, по собственной инициативе, голоса на логове не подают. Но стоит только малышам заслышать голос волка, как в поддержку его или в ответ они начинают скулить и лаять. Нередко они гурьбой бегут к тому месту, откуда провыл волк. Такое поведение волчат свидетельствует о том, что какой-то определенный тон воя волка в пределах логова воспринимается ими как сигнал о доставленной добыче.
В августе волки трех поколений объединяются вместе и начинают выть по ночам. Они теперь все чаще встречаются группами, а иногда и всей семьей. Наиболее общая функция воя - поддержание в стае консолидации, стремление к объединению. В описании поведения, сопровождающего спонтанный групповой вой, когда звери начинают выть, казалось бы, без видимых причин, все, наблюдавшие волков, единодушно подчеркивают дружественный характер взаимодействия между животными непосредственно до и во время этой акустической демонстрации. А. Мури, например, так описывает поведение волков, собравшихся для спонтанного воя: «…я увидел двух черных и двух серых самцов, они сошлись на линии горизонта, размахивая хвостами и явно выражая свое расположение. Затем энергичные действия прекратились и пять морд поднялись к небу. Их вой мягко растекался по тундре. Группа распалась резко - мать вернулась к норе, а четыре волка углубились в сумерки, сгустившиеся на востоке».
«Некоторые волки любят попеть больше других и прибегают на «спевку» из какой угодно дали, и надо видеть, как часто дышат они при этом, как горят их глаза и как страстно, по мере приближения, они начинают подвывать, широко раскрыв пасти, не в силах сдержать себя». Как отмечали супруги Крайслер, вой волков не «шумный базар», а приятное общественное событие.
Консолидирующий вой находится под контролем самки, что, естественно, вытекает из специфики социальной организации волчьей стаи. Около нее держатся подросшие щенки, всегда принимающие участие в групповом вое, к этой же группе в период повышения стайности тяготеют и переярки. Кроме того, все члены стаи в течение всего года привязаны к участку территории, на котором размещается логово и, следовательно, постоянно поддерживают связь с самкой. В естественных условиях волки обычно воют в вечерние часы, реже ночью и рано утром. А вот частый вой, особенно повторяющийся днем, может свидетельствовать об осложнении в жизни семьи или особи. Опытные охотники говорят, что августовский ночной вой служит признаком того, что здесь будет логово в следующем году.
В течение года волки наиболее часто воют зимой, когда стайность достигает максимума. Повышается активность воя также в конце лета, начале осени, когда стая начинает особенно широко перемещаться в пределах семейного участка. В это время для волков более характерен одиночный и вызванный групповой вой. Осенью, широко перемещаясь по участку, волки обычно собираются вместе для дневного отдыха. Одиночные звери, возвращаясь после длительного отсутствия на дневку, при приближении к ней обычно воют. С дневки, расположенной за сотни метров от воющего животного, ему отвечают все, кто на ней находится. Заразительность воя в этот период особенно высока, и этим пользуются охотники, разыскивая стаю. Даже не слишком умелая имитация воя вызывает ответный вой стаи, находящейся на дневке.
Обычно человек слышит вой за полтора-два километра. По вою можно различить пол и возраст зверя. Матерый воет басисто и длинно. Его однократный вой длится 20-25 секунд. При имитации воя матерого человек испытывает затруднение из-за недостатка выдыхаемого воздуха, матерая воет выше и короче, ее вой более сложен и заунывен, иногда создается впечатление, что воют два волка. Голоса переярков отличаются однотонностью и звучностью. Нередко они воют тенором, иногда заканчивают вой поскуливанием и лаем.
Волк хорошо отличает вой своих собратьев от магнитофонной записи, какой бы точной она ни была. Он даже скорее ответит на не очень точное подражание его голосу человеком, чем на настоящий вой, записанный на пленку.
Вой, чередующийся с лаем, могут издавать как взрослые самки, так и самцы, потревоженные человеком около логова, дневки и добычи. Звук этот редко удается услышать человеку. Вой, чередующийся с лаем, очень демонстративный и порой длится десятки минут.
Звуками для общения волки пользуются как на близком, так и дальнем расстоянии. На близком расстоянии, когда животные видят друг друга, антагонистическое поведение волков сопровождается рычанием, лаем и визгом. Оно более свойственно взрослым животным и характерно для близких контактов между ними, когда нарушается индивидуальная дистанция и возрастает вероятность конфликта. Более высокоранговые животные чаще обращаются с рычанием и лаем к подчиненным животным или занимающим в стае низкий ранг. Самки рычат и лают реже самцов. В брачный период рычание и в меньшей степени лай направлены на поддержание индивидуальной дистанции между партнерами. Рычание обычно предотвращает прямые столкновения между самцами, а в некоторых случаях оно влечет за собой подчинение партнера. Доминирующее животное всем своим видом выражает намерение прекратить активность оппонента. Низкоранговые животные выражают подчинение визгом, который блокирует агрессивные намерения партнера. Доминирующий волк никогда не визжит, и чем ближе ранги между партнерами, тем реже удается услышать их визг.
Рычание и глухой лай с одной стороны и визг с другой являются антиподами, хотя все три звука выражают отрицательное отношение к партнеру. Однако если рычанием или глухим лаем волки демонстрируют равенство между партнерами, то визг означает подчинение одного другому. Он также означает согласие прервать предшествующую визгу активность.
Волки, особенно самцы, также лают, охраняя большие порции мяса или когда к ним приближается другой самец. Часто лай останавливает приближение зверя. В аналогичных ситуациях волки и рычат. Однако лай сопровождается выпадами в сторону противника, а рычание нет. Из чего следует, что рычание представляет собой более мягкую угрозу, чем лай.
Волчицы, воспитывающие молодых, в момент беспокойства за них подают сигналы подзыва волчат, а также сигналы, предупреждающие о близости человека. Это серия коротких, мягких звуков, напоминающих фырканье, следующих с интервалом около секунды. Услышав фырканье, волчата разбегаются и затаиваются. Особенно часто волки предупреждают щенков этими звуками около логова или вблизи семейной дневки. Причем волчицы реагируют не только на обнаружение человека, но и на его следы. Знакомя волчат со следами человека, волчица издает фыркающие звуки, устанавливая у молодых связь со следами человека как источника опасности.
Звуковые реакции волков на человека не ограничиваются фырканьем. В литературе описывается звонкий лай, очень похожий на лай собаки. Существует предположение, что таким образом волчица запрещает волчатам выть.
Подобно собакам волки умеют и скулить. Этим звуком они выражают стремление установить контакт с партнером по группе, а при содержании в неволе и с человеком. В основе скуления лежит мотивация, прямо противоположная звукам антагонистического поведения. Во время скуления волки никогда не демонстрируют оскал. Все их движения в это время выражают дружелюбие и стремление установить контакт с партнером по группе. Однако такая демонстрация дружелюбия не всегда находит понимание. Нередко в ответ на приветственное скуление зверя встречает угрожающий оскал и рычание, особенно со стороны более высокоранговых животных.
Есть у волков и другие звуковые сигналы, например ворчливые разговоры. В одном из наблюдений за стаей диких волков описывается, как один из них, выступающий в роли загонщика при охоте на оленей, в течение пяти минут выражал ворчанием свое неудовольствие двум другим волкам после неудачной охоты.
Конечно, из всех звуковых сигналов, свойственных волкам, вой является самым выразительным, широко известным и одновременно самым загадочным. Жаль только, что все реже удается услышать его обыкновенному человеку в природных условиях.

ВНИМАНИЕ!

Использование материалов сайта на некоммерческих интернет-сайтах и сайтах общественных организаций разрешается только с указанием источника и установкой гиперссылки на сайт Национального Фонда Святого Трифона.
Размещение всех материалов Фонда в СМИ и с коммерческими целями осуществляется на договорной основе.

ЯЗЫК ВОЛКА Слышат волки гораздо лучше человека, и то, что нам кажется невнятным шорохом, для волка - отчетливый звуковой сигнал. Волки издают много разных звуков-они рычат, фыркают, пищат, скулят, визжат, по-разному лают и воют. Назначение этих сигналов разное. Например, рыча, волк сообщает о намерении напасть или, наоборот, активно защищаться. Фырканьем волк предупреждает сородичей об опасности. Чаще всего это сигнал взрослых, адресованный малышам. Заслышав его, волчата прячутся в укрытие или затаиваются. Записан также сигнал к нападению - боевой клич, подаваемый, очевидно, вожаком стаи. Это вселяющий ужас звук, похожий на рычание разъяренной собаки, бросающейся на человека, чтобы укусить. Скулят волчата почти сразу после рождения, если им неуютно- голодно или холодно, почти как маленькие дети человека. Скулить могут и взрослые, когда им плохо. Визжат в основном слабые, низко ранговые волки, когда им угрожают или когда на них нападают более сильные сородичи. Визг "обезоруживает", смягчает нападающего, успокаивает его. А выражая дружелюбие, волки пищат. Все эти сигналы они издают, находясь довольно близко друг от друга- на расстоянии от нескольких сантиметров до десятков метров. Однако, есть у волков и звуковые сигналы "дальней связи"- это лай и вой. Лают волки на крупного хищника (тигра, медведя) или на человека при грозящей им опасности. Но только если опасность еще не слишком серьезная. Так что лай относиться к сигналам предупреждения. Можно сказать, что вой-своеобразное "звуковое лицо" волка.Но и воют волки по-разному.Матерый- очень низко и длинно, отдельная нота звучит не меньше 20 секунд. Это ровный, густой, мощный голос очень сильно воздействует на человека.. Попытаемся дать "вольный перевод" некоторых фраз волчьего языка. Вот сперва тихо затянул свое "у-у-у-у" матерый, словно провода гудят под ветром, звук все крепнет, тон чуть выше, и вот уже на весь лес раздается густой, тягучий вой. Чувствуется мощь здоровенного волчищи. А под конец грозным предупреждением звучит еще более басистое "о-о-о-о" или "о-о-о-а-а": "Слышите, эта мой и моей семьи лес, мой кормовой участок, берегись, чужак!" Волчица воет более коротко, примерно 10-12 секунд. Ее голос тоньше, чем у взрослого самца. Переярки, воя, поскуливают и взлаивают. Их ноты по длительности такие же, как у волчицы, или еще короче. Молодые (прибылые) волчата взлаивают, визжат и взывают. Волки вкладывают в вой совершено определенные значения: угрозу, тоску, отчаяние, грусть, сигнал о пойманной или найденной добыче, призывы, ласковые интонации по отношению к волчатам и др. Волчица, возвращаясь к логову, негромким скулением нежно созывает разбредшихся волчат, на логове она коротко и негромко отвечает воем на вой возвращающегося матерого. Волчица или матерый, заслышав неумелую подвывку, заподозрив извечного врага - человека, резким фырканьем или рыком с клацаньем зубами обрывают неуместный ответный вой переярков или тявканье прибылых, а если они не послушаются мгновенно, то и накажут непослушных. Когда волчата подрастут, сигналы тревоги служат командой подросшим волчатам: "Всем спрятаться и затаиться". Сигнал созыва волчат матерью образно описан В.Бологовым (1986). Звуки напоминают "ау" перекликающихся в лесу женщин, но как бы перевернутые - "у-у-у-у-а-а". Продолжительность небольшая, всего 4-7 секунд.Описывается случай, когда после гибели волчицы около гнезда стал часто появляться матерый и, не доходя до гнезда 300-400 м, издавал для волчат длительный сложный вой с "успокаивающе нежными" интонациями. В последние дни беременности и в первые дни после щенения волчица лежит "крепко", беззвучно. Одинокая волчица во время гона призывно воет, поджидая самца, но услышав его ответ, сама не отвечает и не идет навстречу. Способности волка к определению направления на источник воя таковы, что он с первого раза точно его определяет и, как по пеленгу, выходит на него. Матерый, возвращаясь к логову обычно позже волчицы, издает свой обычный вой, но несколько более слабый, короткий: "Я на подходе". Матерый иногда огрызается на волчат, требующих у него отрыжки, старается отойти, но после вмешательства волчицы все же срыгивает. Заслышав умелую вабу голосом самца или вой конкурента, посягающего на его кормовой участок, матерый с яростным рычанием идет ему навстречу для битвы. Были случаи, когда в азарте он "вылетал" к искусному подвывале с явно агрессивными намерениями. Семейный хор, в котором участвуют все- один из самых впечатляющих "концертов". Их голоса плывут в темнеющее небо и будят в человеке что-то неподвластное разуму. Порой по спине бегут мурашки, причем не от страха, а от какого-то необъяснимого ощущения. Воют волки очень громко, так что человек различет этот звук за 2, 5 , а то и за 4 километра. Сами же "хористы" слышат друг друга с еще большего расстояния- это зависит от погоды. Словно знакомые с теорией передачи информации, они почти никогда не воют, если условия слышимости плохие. Даже пережидают звук летящего самолета, идущего поезда или сильного ветра. Опытные охотники-волчатники неплохо разбираются в волчьем языке, Однако, несмотря на столетия охоты на волка, на многочисленные научные исследования и публикации по биологии и повадкам волков, мы до сих пор не знаем (и едва ли скоро будем знать) многие особенности волчьего языка, способов общения волков. Например, не известны сигналы, которыми пользуются волки при организации и проведении совместных охот. А различная сигнализация совершенно необходима для организации и осуществления волчьих охот, которые весьма разнообразны. При их проведении волки отлично используют условия местности, учитывают особенности поведения своих жертв. С.Корытин и Д.Бибиков считают, что "богатство охотничьих приемов - одна из главных причин необычайной экологической пластичности волка, способности выдерживать интенсивное преследование" Вот один из примеров. Семья-стая при кочевом образе жизни нередко проводит групповые, весьма добычливые охоты. При этом, подобно нашим охотам "загоном", семья-стая разделяется на загонщиков и "стрелков", то есть волков на номерах. Но какими сигналами они организуются, как устанавливается распределение обязанностей кому идти в загон, а кому обходить добычу, становиться на верном лазу и стремительно перехватить жертву? Или как организуется охота на крупного и, опасного зверя, например, лося, когда часть волков отвлекает сохатого с головы, причем они не нападают на него, увертываясь от копыт и рогов, но не дают ему хода, а другие волки нападают сзади и с боков? Рвут промежность, бедра, живот и бока, в результате чего жертва погибает от потери крови. Известен случай, когда на морозе от хваток волков сзади и с боков, кровь вперемешку со снегом замерзала на задних ногах лося, превращая их в кровавые тумбы. О высокой организации групповых охот свидетельствует и следующее. Несмотря на то, что такие волчьи охоты производятся систематически, мы ни разу не видели волков, погибших от копыт или рогов или следов их поражения. Публикаций о гибели волков от лосей или оленей, насколько нам известно, нет, а красивые картины об этом, скорее, придуманы. Гибель волков во время охоты, конечно, бывает, но чрезвычайно редко. Неоспоримо, что столь разумные приемы многочисленных коллективных волчьих охот могуг быть организованы и проведены только с обменом информацией, подачей еще неизвестных команд или очень тихой звуковой сигнализацией, то ли совершенно бесшумно, мимикой, прикосновениями, телодвижениями, то ли каким-либо иным способом. Именно необыкновенно развитая система сигнализации (обмена информацией) обеспечивает тесно сплоченной семье-стае высокую эффективность коллективных охот, а следовательно, и выживаемость в самый трудный зимний период. Как отмечалось выше, даже в той части звуковой сигнализации, которую может слышать человек, еще много неясного. Но совсем неизвестна нам вполне вероятная гамма волчьего языка на частотах, не слышимых человеком. А ведь известно, что волк иногда принимает позу для воя, запрокидывая голову, но самого воя при этом люди не слышат. До сих пор подлинное значение воя в жизни стаи до конца непонятно. Ясно, что соседние семьи оповещают им друг друга о своем присутствии и так избегают нежелательных встреч.Но самое важное, что именно вой создает общее гармоничное настроение в стае. Этим роль воя похожа на роль музыки для людей. Может, поэтому-то он и воздействует на нас так сильно.

Приветствую вас, друзья!

В этом посте я решила рассказать про тотем волка. Работа с тотемными животными - это один из действенных методов саморазвития. Он дает возможность осознать свои сильные и слабые качества, свои особенности. Активизируя в себе энергию тотема, мы получаем дополнительную силу и защиту.

В этом и следующих постах я планирую рассказывать о тотемах и животных силы, с которыми работала сама. Про остальных же я дам информацию в ознакомительном порядке. Однако многие группы тотемов обладают схожими характеристиками и, скажем так, функционалом.

Например, у представителей отдельного семейства (кошачьих, псовых, куньих) очень много общего, хотя, конечно, есть и черты, присущие данному, конкретному представителю. Поэтому можно будет проводить какие-то аналогии, беря за основу информацию об одном из них.

Сколько животных силы может быть у одного человека

Что касается вопроса про количество тотемов и животных силы, то я считаю, что тотемное животное у человека все-таки одно. То, которое наиболее отражает его характер, и то, которое ведет его по пути развития.

Однако наше бессознательное подключено к энергиям всех животных, в той или иной степени. Поэтому очень естественно то, что мы можем подключиться и к другим тотемам. Это особенно полезно для осваивания моделей поведения, не свойственных нам ранее, расширения диапазона действий.

Например, у меня есть один личный тотем, а с остальными я взаимодействую в качестве животных силы. Однако названия не так важны, это скорее условные обозначения для удобства. Принцип взаимодействия и там, и там, практически одинаков.

Тотем волка

Волк - это, пожалуй, один из самых распространенных тотемов, потому я и решила начать именно с него. Считается мужским, однако работа с его энергией доступна и женщине. Он очень многогранен, очень непрост.


Чтобы настроиться на его энергию, нужно время. Хотя именно среди «людей-волков» чаще, чем среди всех остальных групп встречаются те, кто уже с детства осознает свою связь с волком.

Духовные пути, поиск предназначения, самопознание - это его темы. Так получилось, что тотемное животное волк возник в моей жизни, когда я была на распутье. Мне было непонятно, какой дорогой идти дальше, и волк очень уверенно повел меня.

Интуиция обострилась, контакт с собой стал более плотным, и потом, позже, уже показалось странным, что раньше были сомнения, и путь не был неочевиден.

В это же время я активно занялась творчеством и вокалом, и это тоже не случайность. Вообще, волк покровительствует вокалистам.

Известно, что волчий вой - тональный. В нем различают огромное количество разных тонов и тембров, которые являются сигналами.

Вместе с энергией волка приходит также и некоторое интровертирование, самоуглубление, вдумчивость. Также этот тотем дает силу, физическую выносливость. С ним я научилась разумнее расходовать свою энергию, отстраняться от всего, что может лишить силы, и это был очень полезный урок.

Кроме того, волк прекрасно работает со страхами. Если вы призвали его, и он пришел к вам - вы практически сразу ощутите, что находитесь под мощной защитой. Приходит чувство равновесия, спокойствия и даже некоторого замедления. Появляется ощущение дистанции и одновременно чувство плеча, как с верным другом.


Вообще, работая с энергией волка, я чувствовала не столько покровительство, сколько сотрудничество, т. е. взаимодействие на равных. Эта энергия — не где-то отдельно. Она внутри тебя, и проявляет себя непосредственно через тебя же. И в то же время энергия эта обособлена.

Что, впрочем, вполне отражает поведение волка в природе: он, с одной стороны, может жить в стае, и нежно заботиться о членах стаи, а с другой - быть одиночкой и не зависеть ни от кого. Раствориться и не потерять себя - еще один урок данного тотема.

Кстати, волк и собака - это все-таки два разных тотема. У них разные задачи, хотя, несомненно, есть и схожие черты.

Для работы с энергией волка подойдет талисман, например, в виде вот такого кулона , изображающего это животное. Мужчинам-обладателям тотема волка можно порекомендовать вот такую солидную кружку с изображением зверя. Однако по желанию можно изготовить карманный деревянный амулет или сделать изображение на листе бумаги — выбирайте, что вам больше подходит и доверяйте своей интуиции.

Архетип волка у древних славян и других народов

Образ волка у славян был связан с богом плодородия - Велесом, а также, возможно, с Даждьбогом, который превращался в хромого волка, и некоторыми другими славянскими божествами.

Этот архетип обладал двойственным значением. С одной стороны, он символизировал выносливость, решительность и ум, а с другой - нечистую силу, низшие инстинкты и был тесно связан с оборотничеством, когда человек, не сумевший обуздать свои животные инстинкты, превращался в волка.


Также волк был проводником в иной мир, и существовал как бы на разных пластах реальности - между Этим и Тем миром. Его боялись, но и почитали, а его клыки носили в качестве оберегов, которые защищали от нечистой силы и придавали храбрости и стойкости.

Кроме того, волк соотносился с образом воина — смелого, самоотверженного, бьющегося до конца.

У древних скандинавов два волка являются помощниками бога Одина, его сопроводителями и проводниками. Кстати, образ волка часто связан и с образом ворона. У бога Одина было также два помощника-ворона.

Кроме того, в скандинавской мифологии существует также и волк Фенрир (ребенок бога огня Локи), который, по предсказаниям, поглотит бога Одина в самом конце. Он олицетворяет хаос и разрушительную силу, временно закованную в цепи. Бог войны Тир пожертвовал своей рукой, чтобы усмирить Фенрира.

У индейцев северной Америки волк почитался как защитник и мудрый проводник. Индейцы-шаманы часто принимали волков в качестве животных силы. Также в качестве тотемного животного у них был распространен культ койота.


Характер и внешность людей с тотемом волка

Такие люди обычно спортивны. Телосложение среднее, чаще со склонностью к худобе. У них хороший аппетит, предпочитают по большей части мясную пищу. Взгляд проницательный, и от него как-то немного не по себе.

Обычно они несколько интровертированы, но при этом не настолько погружены в себя, чтобы не отслеживать то, что происходит во внешнем мире. Напротив - они очень наблюдательны и ничто не ускользает от их взгляда.

Они верные, преданные, ценят дружбу, готовы прийти на помощь в любой момент. Часто хорошие семьянины. Однако нуждаются в собственном пространстве.

Как ни странно, близким людям волки иногда позволяют собой злоупотреблять, но, вырвавшись из плена таких отношений, могут потом жестоко мстить обидчику.

Волк так же, как и собака, способен очень долго терпеть. Однако у его терпения всегда есть четкий предел. Если он уже долгое время позволяет его переходить, то это, скорее всего, не волк, а собака.


Такие люди достаточно комфортно чувствуют себя как в одиночестве, так и в компании. Несмотря на склонность к некоторой замкнутости, они хорошие коммуникаторы, и с ними приятно иметь дело. Интеллект, грамотная речь, способность слушать собеседника притягивает к ним людей.

Также, как я уже говорила выше, тотем волка часто покровительствует людям музыкальным. Вообще, людей с данным тотемом можно встретить в любой профессии, но инстинктивно они тянутся к областям, где выражена иерархия. Поэтому среди них много и работников силовых структур, военных.

Несмотря на то, что волк обладает хорошей защитой, он предпочтет скорее предупредить конфликт, и уж тем более не станет его провоцировать, если, конечно, не преследует какой-то особой цели.

Такой человек не станет ввязываться в драки ради того, чтобы просто помахать кулаками или что-то доказать. Его почти невозможно взять на слабо. Однако он будет драться до последнего, если под угрозой находится кто-то из его близких.

Основной конфликт, который решает волк - это, конечно, баланс между свободой и принадлежностью. У такого человека очень развито чувство долга. И в то же время ему необходимо чувствовать себя независимым. Если удастся удержать этот баланс, то он будет счастлив.


Про волка можно говорить бесконечно долго. Однако следует понимать, что даже в пределах одного вида волки могут сильно различаться. Индивидуализм - это очень «по-волчьи». В природе в волчьих стаях каждый волк-индивидуальность, и за ним четко закреплено его место.

Поэтому и люди с данным тотемом могут достаточно сильно отличаться друг от друга. В этой статье я описала типичные черты, свойственные им. Для того, чтобы понять такого человека, нужно понять общую концепцию волка, почувствовать ее изнутри.

Кроме того, каждому человеку животное силы все равно дает что-то свое. Кого-то волк награждает в большей степени проницательностью, кого-то - быстротой, кого-то интеллектом, а кого-то коммуникативными способностями. Эти акценты мы тоже можем наблюдать.

Заключение

Пожалуй, на этом я сегодня остановлюсь. Надеюсь, статья была для вас интересна и полезна, пишите комментарии, задавайте вопросы.

А я не прощаюсь с вами - до встречи в следующем посте.

Первый раз я услышала настоящий вой волка, когда приехала в гости к бабушке в деревню. Если честно, то становилось очень жутко и страшно от этих звуков. Мне казалось, что их вой становится все ближе к дому. Для чего же волки издают такие звуки? Сейчас я развею некоторые мифы и расскажу немного об этих животных.

Где живут волки

О волках знают во многих странах нашей планеты. Территориями их обитания являются:

  • Европа;
  • Азия;
  • Северная и Южная Америка.

В нашей стране волки тоже не редкость. Они живут везде, за исключением Сахалина и Курильских островов. Думаю, все знают, что волки - это хищники. Особи могут быть среднего и крупного размеров. Внешне они очень похожи на собак. Они отлично справляются с разными условиями обитания, поэтому выжить, например, в тундре, им не составит труда.

Волки сбиваются в стаи, в которых живет до 40 особей. Они отмечают территорию своего проживания. Возглавляет такую стаю пара вожаков, а остальные - это их родственники и особи, прибившиеся со стороны. Волки, в основном, ведут ночной образ жизни, а в светлое время суток прячутся в укрытиях.

Что означает волчий вой

Я столько разных вариантов слышала о том, почему волки воют. Некоторые чуть ли не доказывали, что волки - это оборотни. Все это, конечно же, глупости. И ни на какую луну волки тоже не воют. Волки могут выть каждый день, и совсем нет разницы, видно луну на небе или нет. Просто услышать звуки воя можно ночью, из-за того, что волки начинают свою охоту именно в темное время суток.


Вой для волка - это способ общения. Такими звуками он может оповещать другие стаи о принадлежности территории. В общении между собой они могут уведомлять о начале охоты за добычей, сказать о своем местонахождении. По этим звукам волки очень хорошо ориентируются. И ничего мистического в этом нет.

Оказывается, есть даже несколько искусственно выведенных пород, которые представляют собой смесь собаки и волка. Но некоторые даже заводят настоящих волков у себя дома. Я бы сказала, что не очень безопасная затея иметь такого питомца.