Методологические предпосылки для оформления психологии как науки подготовили главным образом те, связанные с эмпирической философией, течения, которые провозгласили в отношении познания психологических, как и всех других, явлений необходимость поворота от умозрения к опытному знанию, осуществленного в естествознании в отношении познания физических явлений. В этом отношении особую роль сыграло материалистическое крыло эмпирического направления в психологии, которое связывало психические процессы с физиологическими.
Первым вариантом психологии как самостоятельной науки явилась физиологическая психология В. Вундта (1832-1920). Свои исследования он начал в области восприятия. В вышедших в 1863 г. «Лекциях о душе человека и животных» Вундт вместе с тестом в качестве источника психического исследования именует анализ товаров людского духа. Так, к началу 60-х гг. складывается программка психологии, объединяющая два способа - экспериментальный и культурно-исторический. Вышедшие в 1874 г. «Основания физиологической психологии» Вундта явились началом психологии как самостоятельной науки. Ее объектом объявляются те процессы, которые доступны сразу и наружному, и внутреннему наблюдению и имеют как физиологическую, так и психическую сторону и поэтому не могут быть объяснены ни только физиологией, ни только психологией: это чувства и простые чувствования. Сразу с Вундтом в Рф с программкой построения психологии выступил И. М. Сеченов. Результатом работ Сеченова явилось новое представление о психике и задачках психологии как науки. Сеченова можно по праву считать основателем российскей научной психологии.
Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову. Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института. Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев. Усилия И. П. Павлова были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.
Историю становления психологии как науки можно рассматривать как череду различных кризисов. Первые ассоцианистические программы построения психологии по образцу естественных наук (физики, химии) быстро обнаружили свою ограниченность. Теологические и мистические концепции психики по ряду причин были выведены за рамки научного знания. В результате первого открытого кризиса возникли новые направления (бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая психология). Каждое из них выступило против основных положений традиционной психологии, основы которой были заложены еще в XVII веке Декартом и Локком. Но общий недостаток данных направлений состоял в том, что выступали они по преимуществу только против одного из ее аспектов: психоанализ критиковал отождествление психики с сознанием, бихевиоризм не принимал субъективность предмета классической психологии и метода интроспекции и объявлял предметом психологии доступное объективному наблюдению поведение, французская социологическая школа выступала против индивидуализма ассоцианистической психологии, гештальт-психология опровергала сенсуализм и атомизм прежней психологии. В результате каждая из школ в качестве своей исследовательской программы разрабатывала лишь один из блоков категориального аппарата психологии, следствием чего стала разобщенность психологических школ в XX веке.
В настоящее время психология находится на переломном этапе своего развития. Определение ее состояния как затянувшегося кризиса обусловлено исчерпанием первичных, эмпирических программ ее построения. Условием дальнейшего развития психологии оказывается анализ природы и статуса психологического знания в рамках философии и методологии познания.
Вывод о неизменности мышления на всех этапах исторического развития человеческого опыта, основной тезис теории первобытного анимизма, оспаривался французской социологической школой, которая в начале XX в. выдвинула положение о качественном отличии первобытного мышления от мышления современного человека (СНОСКА: См. раздел шестой, главу V настоящего издания.)
Раздел пятый. Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до периода открытого кризиса (60-е гг. XIX в. - 10-е гг. XX в.)
Глава I. Первые программы психологии как самостоятельной науки
Первым вариантом психологии как самостоятельной науки явилась физиологическая психология В. Вундта (1832-1920). Свои исследования он начал в области восприятия. Из них составилась книга «Очерки по теории восприятия» (1862). В этих «Очерках» Вундт развивает идеи о психологии как экспериментальной науке. В вышедших в 1863 г. «Лекциях о душе человека и животных» Вундт наряду с экспериментом в качестве источника психологического исследования называет анализ продуктов человеческого духа. Эти идеи наметили задачу развитой им впоследствии психологии народов. Так, к началу 60-х гг. складывается программа психологии, объединяющая два метода - экспериментальный и культурно-исторический. Вышедшие в 1874 г. «Основания физиологической психологии» Вундта явились началом психологии как самостоятельной науки. Ее объектом объявляются те процессы, которые доступны одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению и имеют как физиологическую, так и психологическую сторону и потому не могут быть объяснены ни только физиологией, ни только психологией: это ощущения и простейшие чувствования. По методу физиологическая психология есть психология экспериментальная. Начиная с 1875 г. Вундт действовал в Лейпцигском университете. Здесь в 1879 г. он создал психологическую лабораторию, на базе которой через два года был создан Институт экспериментальной психологии, с самого начала превратившийся в международный центр по подготовке психологов. Здесь учились Э. Крепелин, Г. Мюнстерберг, О. Кюльпе, А. Киршман, Э. Мей-ман, К. Марбе, Т. Липпс, Ф. Крюгер (Германия), Э. Титченер (Англия), Э. Скрипчур, Д. Эыджелл, Ст. Холл (Америка), В. М. Бехтерев, В. Ф. Чиж, Н, Н. Ланге (Россия) и др. Так сложилась школа Вундта, от которой начинается история психологии как самостоятельной науки.
Выделение психологии в самостоятельную науку и её развитие до периода открытого кризиса { (60 -е гг. 19 века - 10 -е гг. 20 века)
Первые программы по психологии q Вильгельм Вундт (1832 -1920) o психическими явлениями занимались разные науки. Необходим был человек, который может собрать эти знания в одну область. Таким человеком стал Вильгельм Вундт. o предмет психологии, по Вундту, - сознание; метод самонаблюдение o самонаблюдение, по В-ту, единственный прямой метод в психологии. Но Вундт берёт на вооружение и эксперимент o Вундт ограничил эксперимент областью простейших психических процессов ощущений, представлений, времени реакции, простейших ассоциаций и чувств. Это ограничение связано с особенностью вундтовского понимания эксперимента: это был не психологический, а психофизический и психофизиологический эксперимент, направленный на планомерное изменение материального раздражителя и объективную регистрацию связанного с ним эффекта. o Основной целью Вундта было выяснение того, как устроено наше сознание, какова структура сознания. Такая позиция учёного, который видит целью познание структуры явления называется структурализмом. o В 1879 году Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория на базе Лейпцигского университета. Этот год принято считать годом основания психологии как самостоятельной науки.
q Уильям Джемс (Джеймс) (1842 -1910) Ему казалось, что рассматривать сознание нужно не с точки зрения структуры, а с точки зрения того, какую роль оно играло в эволюции и продолжает играть в жизни современного человека. o "Концепция психического автоматизма" У. Джемса объясняет причины o o o 1) 2) 3) 4) возникновения сознания. Сознание - продукт более поздней стадии эволюции. У низших животных сознания не было, т. к. организм приспосабливался к среде обитания за счёт физиологических автоматизмов. По мере усложнения среды (животные выходят на сушу) этот механизм приспособления не эффективно справляется со своей функцией. Т. о. вырабатывается способность отражать среду и реагировать на неё, приспосабливаться к ней не в материальном, а в идеальном плане. Характеристики сознания по Джемсу: целостность сознания текучесть избирательность сознания (не вся информация, поступающая из среды, нам нужна) (интроспекционная находка Джемса) любой элемент сознания воспринимается сознанием, как принадлежащий ему лично = значит, наше сознание и есть личность (это первая теория личности).
Развитие экспериментальной и прикладных областей психологии § Выделение психологии в самостоятельную науку сопровождалось интенсивным развитием экспериментальных исследований. Во всех странах создаются психологические лаборатории и институты экспериментальных и прикладных исследований. § Возникают дискуссии о месте и назначении эксперимента, в ходе которых выясняется, что часть психологов обращена к физиологии и естествознанию, а часть - к наукам о духе, к истории, к социологии. Т. о. происходит раскол психологии Ø на естественно-научную, в основе материалистическую Ø и историческую, понимающую, направленную идеалистически. § В Германии эксперимент получил большой развитие. Произошло его распространение на изучение сложных психических процессов - память, мышление, волю - это приводит к развитию прикладной психологии. Наибольшее развитие получили медицинская психология, педагогическая. Меньшее - исследования в области торговли, промышленности, общественной жизни. q Герман Эббингауз (1850 -1909) занимался исследованием памяти. o Ввёл 2 -а метода исследования памяти: метод заучивания и метод сбережения. o Эббингаузом были установлены следующие факты: объём непосредственного запоминания, «кривая забывания» , «фактор края» , различие между запоминанием осмысленного и бессмысленного материала.
§ В России у истоков экспериментальной психологии стояли врачи-психиатры. § В 80 -е годы 19 века ими были организованы экспериментальные психологические лаборатории при психологических клиниках (в Казани, а затем в Петербурге В. М. Бехтерев; в Москве - Сергей Сергеевич Корсаков (1854 -1900 русский психиатр), А. А. Токарский; в Харькове - П. И. Ковалевский; Киеве - И. А. Сикорский; в Деркте (Тарту) - Э. Крепелин, В. Ф. Чиж и др.) § Темами экспериментально-психологических исследований были: ü время протекания психических процессов ü различные виды ощущений (зрительные, слуховые, мышечные, температурные, болевые), восприятие ü двигательные реакции, внимание, память, явления гипнотизма, эмоции ü влияние разных условий на умственную и мышечную работоспособность. § Т. о. за 50 лет существования психологии как самостоятельной науки был накоплен новый фактический материал, появились новые методы и приёмы исследования. § Сложились новые научные области - педология, психотехника, дефектология, дифференциальная психология. Обнаружились противоречия с уже имеющимися психологическими знаниями. Психология как наука развивалась, но в целом она отставала от запросов практики, а теория развивалась независимо от неё; § В начале 10 -х годов 20 -го века психология вступила в новый период своего развития - период открытого кризиса, который продолжался до середины 30 -х годов.
Страница 17 из 30
Выделение психологии в самостоятельную науку
Вильгельм Вундт (1832-1920) - знаменитый немецкий ученый, организатор науки. С его именем связан ключевой момент в развитии психологии, так как именно он организовал первую Лабораторию по экспериментальному изучению сознания в г. Лейпциге в 1879 г. и первый учебный центр, где можно было получить психологическое образование - Институт экспериментальной психологии.
Вундт был вторым сыном в семье пастора. Многие представители семейства Вундтов прославились в различных областях науки. Первоначально он обучался медицине в двух немецких университетах (Гейдельберге и Тюбенгене), затем в течение года изучал физиологию в Берлинском университете, позднее, уже получив докторскую степень, работал лаборантом у Гельмгольца, знаменитого своими работами по физиологии распространения возбуждения в нервном волокне и исследованиями восприятия пространства (Шульц Д., Шульц С., 1998).
В организованном институте Вундт читал лекции но логике, психологии, психологии языка, космологии, математической логике, психологии народов, физиологии нервной системы и головного мозга, основам этики и права (Ждан А. Н., 1997). Его лекции посещали до 600 человек. Лейпциг стал местом паломничества тех, кто интересовался проблемами психологии. В числе обучавшихся, стажировавшихся или просто посещавших институт и лабораторию Вундта были американцы Стэнли Холл (основатель педологии), Хьюго Мюпстерберг (основатель промышленной психологии); немецкий психиатр, один из основоположников современной психиатрии Эмиль Крепелин; единственный верный ученик Вундта англичанин Эдвард Титченер (создатель школы структурной психологии); основатель Вюрцбургской школы экспериментального исследования мышления Освальд Кюльпе и его сотрудник Карл Марбе; русские ученые - психиатр, невролог Владимир Михайлович Бехтерев, психиатр Владимир Федорович Чиж, психолог Николай Николаевич Ланге (создатель одной из первых лабораторий экспериментальной психологии в Одессе) и многие другие.
Вундт сформулировал свои идеи относительно применимости эксперимента в психологии в работе «Очерки по теории восприятия» (1862), а в работе «Лекции о душе человека и животных» (1863) обосновал свое убеждение о невозможности применения метода эксперимента к анализу продуктов человеческого духа - языку, мифам, верованиям. К середине 60-х гг. XIX в. у Вундта сложилось представление о предмете психологии как науки, о ее методах и ближайших задачах развития.
Предмет психологии. Подвергнув критике представления о том, что психология - это наука о душе или внутреннем опыте, Вундт определил психологию как науку о непосредственном опыте созна ния, где субъект и объект находятся в неразрывном единстве. Непосредственный опыт сознания состоит из двух рядов факторов - объективного содержания опыта, в котором отражен объективно существующий внешний мир, и субъективного опыта воспринимающего мир субъекта. В связи с этим психология имеет дело с двумя видами психических элементов. Элементы объективного содержания -это ощущения (тепла, света, тона, твердости, вкуса, запаха и др.). Элементы субъективного ряда могут быть описаны с помощью элементарных эмоций, которые переживает субъект, воспринимающий мир (в диапазоне удовольствия-неудовольствия), и уровня активации субъекта (возбуждение-успокоение, напряжение-релаксация). По мнению Вундта, многообразие субъективного мира выше многообразия объективного мира.
Таким образом, элементарными составляющими непосредственно текущего опыта субъекта являются три феномена - ощущения, чувства, ак тивация. Задача психологии состоит в том, чтобы исчерпывающим образом описать составляющие непосредственного опыта сознания субъекта. При этом Вундт полагал, что элементы сознания («атомы мозга») не статичны и их связи не механические, а сознание обладает функцией апперцепции, или «творческого синтеза» и интеграции по отношению к элементарным феноменам.
В более поздний период своей научной деятельности (80-е гг., известные как философская декада) Вундт пришел к пониманию того, что кроме непосредственно текущего опыта сознания отдельного субъекта есть еще огромный пласт культурно-исторического опыта всего человечества, который не может игнорировать психология: это - язык, мифы, верования, т. с. то, что Вундт назвал «высшими продуктами человеческого духа». Данная линия развития психологии представлена в 10-томном издании «Психология народов» (1900-1920). Методы психологии. Из такого понимания предмета психологии вытекает важное следствие: для измерения элементов непосредственного опыта сознания необходимо к объективному ряду данных применить эксперимент, ко второму, субъективному ряду - метод интроспекции, поскольку эта феноменология открыта только переживающему субъекту и никому другому.
К психическим явлениям, связанным с культурно-историческим прошлым человечества, как полагал Вундт, применим только описательный ме тод исследования.
Тематика лабораторных исследований в школе Вундта. В лаборатории Вундта с помощью эксперимента изучались следующие характеристики ощущений (и восприятий): объем поля зрения и эффекты бинокулярного и монокулярного зрения, восприятие цвета, последовательные образы, зрительная адаптация и световой контраст. В 90-е гг. начались работы по исследованию других модальностей - слуховых ощущений (Крюгер), кожных и осязательных ощущений (Блике, Фрей), обонятельных и вкусовых ощущений. Появилось деление па контактные и дистантные органы чувств, возникли гипотезы о филогенетически более древних (контактных) и более «молодых» (дистантных) органах чувств. Кроме того, делались попытки изучения продолжительности элементарных психических актов - ощущений с помощью измерения времени реакции. В числе научных тем лаборатории Вундта была тема, связанная с исследованием не простого времени реакции на физические раздражители, а реакций на речевые сигналы, эксперименты, которые проводили и другие исследователи (Ф: Галь-тон). Этот тин эксперимента получил название ассоциативного эксперимента. Вундт классифицировал разнообразные речевые ответы на следующие классы: а) словесные ассоциации, возникающие как результат установившихся в культуре связей (стол-стул, вода-река); б) внешние ассоциации, основанные на названии предметов, попадающих в поле зрения испытуемого в момент эксперимента; в) внутренние ассоциации, основанные на логических отношениях значений (родовидовых, видо-видовых и др.).
Если говорить о самой школе Вундта, то она прекратила свое существование, так как «он смог привлечь многих, но удержал немногих» (Ярошев-ский М. Г., 1976, с. 309). Многие его ученики (за исключением Э. Титченера) отказались от идей учителя и встали во главе отдельных психологических школ и течений конца Х1Х-начала XX в. Психология стала развиваться по законам малых групп: формировалась-группа (школа) с идейным лидером, жесткими границами членства, оппозиционно настроенная по отношению к представителям других школ, со своими печатным органом и организационной структурой (Ярошевский М. Г., 1976). Этот период развития психологии в отечественной литературе получил название кризиса, но, заглядывая вперед и анализируя развитие психологии в XX в., можно сказать, что этот кризис принял хронический характер. Если к рубежу XIX-XX вв. в психологии насчитывалось 5 наиболее крупных теоретических направлений (бихевиоризм, психоанализ, структурная психология, функциональная психология, гештальтпсихология), то к рубежу XX-XXI вв. Н. Смит (2003) описывает 16 психологических систем, включающих в себя школы как более мелкие единицы.
Хотя психология развития как самостоятельная дисциплина возникла относительно недавно, особенностями психического состояния детей интересовались многие ученые еще в античный период. Демокрит, Платон, Аристотель и другие философы в качестве доказательств правоты своих взглядов на психику использовали данные о том, как воспринимают дети новые понятия или как реагируют на те или иные ситуации. После некоторого перерыва, уже в Новое время, особенно в XVIII в., ученые опять обратились к анализу психики детей. Эти вопросы ставились главным образом в связи с исследованием подходов к обучению, а также в контексте изучения становления психики взрослого человека, его мышления и мотивов деятельности. Однако перечисленные проблемы не были выделены в качестве отдельной темы исследования, тем более они не стали центральными ни для одного из психологов.
Картина изменилась к концу XIX в., когда соединились два научных направления, до этого времени развивавшиеся параллельно и независимо друг от друга: исследования детского развития, которые были связаны с естествознанием и медициной, а также этнографические исследования детства и языка, главным образом изучение детских игр и сказок. Особенно популярны были работы братьев Гримм, Тейлора, Боаса. В это же время психология развития начала наконец рассматривать- ся учеными в качестве самостоятельной области психологической науки. Объективными предпосылками ее формирования были: .
требования педагогической практики; .
разработка идеи развития в биологии; .
появление экспериментальной психологии и разработка объективных методов исследования.
В России о важности связи между педагогикой и психологией говорил К. Д. Ушин- ский. В своей работе «Человек как предмет воспитания» (1867) он писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», т. е. для того чтобы правильно воспитывать, надо понять закономерности психического развития детей,.прежде всего их нравственного развития. Для этого надо исследовать влияние на детей таких форм культуры, как язык, религия, право и искусство, которые Ушинский называл образующими психики человека.
Особенно актуальной задача связи между педагогикой и психологией стала в середине XIX в. в связи с развитием всеобщего обучения. Пока образование было преимущественно домашним, нетрудно было сформировать индивидуальный подход к каждому ребенку, понять его особенности, интересы, сделать обучение для него легким и занимательным. Индивидуально подбирался не только круг изучаемых проблем, но и темп обучения в зависимости от скорости усвоения материала данным ребенком.
Особенно актуальной задача связи между педагогикой и психологией стала в середине XIX в. в связи с развитием всеобщего обучения. Пока образование было преимущественно домашним, нетрудно было сформировать индивидуальный подход к каждому ребенку, понять его особенности, интересы, сделать обучение для него легким и занимательным. Индивидуально подбирался не только круг изучаемых проблем, но и темп обучения в зависимости от скорости усвоения материала данным ребенком.
При наличии большого числа детей в классах (что было уже в то время в массовых школах) такой индивидуальный подбор адекватных методик стал неосуществим. Поэтому назрела необходимость исследовать общие для всех детей механизмы и этапы психического развития, чтобы дать объективные рекомендации, в каком возрасте и в какой последовательности можно обучать любых детей, а также какие приемы наиболее адекватны для детей определенного возраста.