Знаменитые “завтраки” в живописи. импрессионизм. Что скрывает за собой картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве Кто запечатлел завтрак на траве

Бросали вызов буржуазной морали, а сам он происходил из благополучной обеспеченной семьи, и мнение отца ему было очень важно.

Он долго копировал шедевры старых мастеров в Лувре и очень желал выставляться в официальном Салоне, а его работы шокировали непривычными сюжетами и свободной живописной манерой.

Биография. Бурное начало

Родился в Париже в 1832 году. Отец - высокопоставленный чиновник Министерства юстиции, мать - дочь видного дипломата. Ему были предоставлены все возможности для получения образования и начала солидной карьеры. Но учеба в престижных пансионах и колледжах - не для него. Пятнадцатилетний Эдуард пытается поступить в мореходку, терпит неудачу и уходит в плаванье юнгой, чтобы пробоваться на следующий год. Во время плавания он много рисует, с тех пор картины Мане часто содержат морские мотивы.

Он повторно проваливает экзамены. Отец видит работы сына и смиряется с тем, что он не будет чиновником или благополучным буржуа. Эдуард становится учеником довольно известного мастера академического направления Тома Кутюра, изучает живописные классические шедевры в разных городах Европы, много времени проводит в Лувре. Но стиль первых же значительных работ Мане не похож на традиционный.

Первые выставки

Выставляться в парижском Салоне живописи - значит получить профессиональное признание. Его посещают до полумиллиона зрителей. Работы, отобранные комиссией, которую специально назначает правительство, гарантируют художнику известность, а, следовательно, заказы и доходы.

Картина Мане «Любитель абсента» (1858-59 гг.) была отвергнута жюри Салона, слишком непривычной оказалась реалистическая тема, слишком вольно художник обращался с перспективой и полутонами - священными понятиями для академической школы.

Но в 1861 году сразу две картины Мане - «Портрет родителей» и «Гитареро» выставляются в Салоне. Признание специалистов и любителей живописи было особенно важно для отца художника.

«Завтрак на траве»

Для Салона 1863 года Мане написал удивительную картину. Композиция и сюжет были навеяны ему «Судом Париса» Рафаэля и «Сельским концертом» Джорджоне. Сначала художник назвал полотно «Купание», но затем оно стало называться «Завтрак на траве». Картина Мане стала событием.

Полотно имеет довольно большие размеры, что предполагало по тем временам использование батального или многофигурного библейского сюжета. А мы видим сцену пикника двух мужчин и двух женщин, одна из которых, на заднем плане, купается в озере. Мужчины, одетые в вечерние костюмы, увлечены разговором между собой, и будто не замечают вызывающей наготы женщины рядом. Её одежда небрежно скинута на траву, тело ослепительно под ярким фронтальным светом, и никуда не деться от её вызывающего взгляда, направленного на зрителя.

Каждый зритель видел свой «Завтрак на траве». Картина Мане загадочна. Окружающий пейзаж написан без перспективы и теней, как декорации в провинциальном театре. Купальщица явно не в масштабе с окружением. Птица, замершая над сидящими, как мишень в тире, похожа на снегиря, но снегирь летом? Явно имеется какая-то история, но художник не пытается её разъяснять, оставляя зрителю домысливать своё.

Персонажи эпатажного пикника имели портретное сходство с конкретными людьми из окружения художника: его братом Густавом и шурином Фердинандом Леенхофом. Женская модель тоже имела имя - Викторина Меран, и специфическую славу, на которую намекала лягушка в левом нижнем углу картины - символ сладострастия. Скандал был грандиозным.

Салон отверженных

Жюри Салона 1863 года было строгим как никогда. Картины Мане отвергли. Из пяти тысяч представленных работ было отобрано меньше половины, и художники пожаловались самому императору. Правивший тогда Наполеон III лично осмотрел отвергнутые картины и не нашел большой разницы с принятыми. Он рекомендовал устроить альтернативную выставку. Салон отверженных посетило не меньше зрителей, чем официальный.

Картина Мане стала сенсацией. Ею восторгались, но большинство - ругали, над ней смеялись, её пародировали, не было только равнодушных. Подобное повторилось в 1865 году с другим шедевром Мане.

«Олимпия»

Опять мастер вдохновился шедевром прошлого. На этот раз это была «Венера Урбинская» Тициана. У Венеры Мане - тело Викторины Меран, далекое от античных пропорций. Именно она заставляла возмущаться посетителей Салона - верных супругов и добропорядочных аскетов. Пришлось поставить полицейского, чтобы он оберегал полотно от уколов зонтиков и плевков.

Венера стала зваться так: Олимпия. Картина Мане вызывала у современников прямые ассоциации с куртизанкой из романа Дюма «Дама с камелиями». Лишь те, кто не думал о моральных устоях, смогли сразу оценить великолепное живописное мастерство мастера, выразительность композиции, изысканную палитру.

Мане-импрессионист

Вокруг художника постепенно складывалось общество тех, кто станет олицетворением ярчайшего художественного течения в живописи - импрессионизма. Эдуард Мане - художник, картины которого не выставлялись на выставках вместе с Дега, Ренуаром, Сезанном. Он считал себя независимым от любых союзов и объединений, но дружил и вместе работал с и другими представителями стиля.

А главное, что он разделял их взгляды на живопись, когда основным для художника становится умение видеть и выражать тончайшие нюансы в природе и в человеке.

Сентябрь 08, 2012

„Я поступал как все: сначала исполнял небольшие этюды на пленэре, потом в мастерской компоновал их воедино. Эта картина несовершенна, шероховатости для меня очень важны”

Завтрак на траве (эскиз)

1866; 130х181 см
Музей им. Пушкина, Москва

В 1863 году Эдуард Мане представляет в рамках Салона Отвергнутых (организованной в пику официальному Салону Академии Искусств в Париже альтернативной выставки) картину, названную «». Полотно вызывает скандал, поскольку изображает на первом плане голую женщину и полностью одетых мужчин. Клод, к удивлению Мане, принимает его сторону.

В 1865 году начинается работа Моне над собственной версией этой темы. Картина должна быть огромной: 460х640 см. В лесу Фонтенбло Камилла Донсье и Жан-Фредерик Базиль позируют ему для набросков. От Мане Клода отличает и композиция картины «», и прежде всего техника ее написания. Модели позируют Моне в мастерской, а затем он размещает их силуэты в пейзаже. Для Моне человеческие силуэты и пейзаж имеют одинаковую эстетическую ценность. И те и другие он пишет с этюдов, сделанных на пленэре.

(средний фрагмент)

1865-1866; 248х150 см
Музей д"Орсэ, Париж

Писатель Эмиль Золя (1840-1902) подчеркивает художественную отвагу Моне, позволяющего себе при помощи светотени подчеркивать полы одежды «Женщин в саду». Это относится к «Завтраку на траве », главной особенностью которого является изображение проникающих сквозь листья деревьев солнечных лучей. В картине Моне лето буквально струится сквозь кружево листвы и мягко прикасается к различным фрагментам: человеческой коже, ткани на платье, тарелке, стакану, участку травы...

Моне работает в спешке. Картина оказывается слишком дорогой ввиду своих огромных размеров и из-за необходимости постоянно курсировать между предоставленной ему Базилем мастерской в Париже и лесом. К тому же полотно должно быть представлено на Салоне в 1866 году, а Моне считает, что оно еще недостаточно хорошо.

Он так и не заканчивает работу и в 1878 году оставляет ее в Аржантее в счет уплаты за жилье. Кредитор хранит картину прямо в подвале, и когда через шесть лет Моне находит полотно, ему приходится восстанавливать уничтоженные небрежным обращением фрагменты.

От первоначальной версии остается середина и левый фрагмент картины «», где мы видим Базиля. (В 1870 году, во время войны с пруссами, талантливый художник и верный друг Моне Жан-Фредерик Базиль погиб на фронте). Эти фрагменты сейчас находятся в музее д"Орсэ. Кроме того, в московском Музее имени Пушкина находится небольшая работа маслом — первоначальный эскиз полотна. Благодаря этой картине мы можем представить, как могло бы выглядеть одно из самых грандиозных произведений Моне.

Некоторые любители живописи,далёкие по роду деятельности от этого вида искусства,путают двух художников - Эдуарда Мане и Клода Моне,и немудрено: ведь они оба французы, родившиеся в Париже,современники с разницей в возрасте всего на 8 лет (Мане старше), пили,вели оживлённые дискуссии в одном кафе "Гербуа" на Монмартре, вместе рисовали на пленэре и оба стояли у истоков импрессионизма,а также оба написали по картине с одним названием - "Завтрак на траве". Да и фамилии похожи. Вот давайте и разберемся.

Эдуард Мане родился в 1832 г. в семье высокопоставленного чиновника, родители прочили ему будущее юриста. Когда Эдуард Мане провалил экзамены в мореходку дважды, семье пришлось смириться с его увлечением живописью. В 1850 г. Мане поступил в мастерскую классической живописи Тома Кутюра, в которой проучился шесть лет. Недовольный засильем академизма, Эдуард Мане, находившийся под сильным влиянием Веласкеса, постоянно вступал в споры со своим учителем и пытался найти новые пути изображения в живописи. В то же время художник жаждал славы и признания официальным Салоном. Но его работы раз за разом отвергались. В 1859 г. Салон не пропускает картину «Любитель абсента», в 1863 г. - картину «Завтрак на траве» .

Эдуард Мане

Парижский Салон — одна из самых престижных художественных выставок Франции. Снискать славу и получить признание можно было только пройдя через Салон. Официально выставляться в нем мог любой художник, но не каждого художника пропускали: балом правил академизм и традиции. В 1863 г. случился скандал: до выставки не допустили около трех тысяч работ. И тогда, чтобы утихомирить возмущенных художников, Наполеон III объявил об открытии альтернативной выставки — Салона Отверженных. Выставка оказалась невероятно популярной, и в прессе даже начали шутить, что все прошедшие в официальный Салон мечтают о том, чтобы быть отвергнутыми в следующем году. Символом Салона Отверженных 1963 г. стала работа Эдуарда Мане «Завтрак на траве».

Эдуард Мане Завтрак на траве Музей д"Орсе Париж

Картина вызвала скандал в обществе. На холсте изображены два немного странно одетых денди и две барышни: одна полностью обнаженная, другая — наполовину. Критика обрушилась со всех сторон. «Непристойная», «нелепая», «неприличная», — эпитеты, которыми наградили картину. Восторг работа вызвала лишь у небольшой группы молодых людей из Акционерного общества художников-живописцев. Считается, что именно «Завтрак» Мане дал толчок к появлению импрессионизма. Спустя два года Эдуард Мане представит на суд зрителя еще более скандальную работу «Олимпия», где будет изображена обнаженная современница, больше смахивающая на проститутку, ожидающую клиента, после чего художника обвинят в аморальности и порнографии. До Мане голыми на картине могли быть только мифические боги и богини. Уже после смерти Мане вся Франция собирала деньги на приобретение «Олимпии» для Люксембургского музея по подписке, организованной Моне.

Эдуард Мане Олимпия Музей д"Орсе Париж

В начале 60-х гг. XIX в. Эдуард Мане переехал в район Батиньоль на Монмартре. Неподалеку располагалось кафе «Гербуа», куда он частенько наведывался. Узнав, что автора скандальных «Завтрака на траве» и «Олимпии» можно застать в «Гербуа», туда постепенно начинают подтягиваться старые знакомые и прогрессивно настроенная молодежь. Поскольку площадка кафе располагала к беседам, заведение очень быстро превратилось в место споров о современном искусстве. Сам того не желая, Эдуард Мане становится идейным лидером художников и литераторов новой формации, которых пресса прозвала батиньольцами или «бандой Мане». В «банде Мане» среди прочей богемы оказались писатель Эмиль Золя, фотограф Надар, поэт Захари Астрюк, художники Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Поль Сезанн, Альфред Сислей и другие. Интересный факт: в 1870 году в этом кафе случилась дуэль, дискуссия между Мане и Дюранти закончилась тем, что Дюранти был ранен. К счастью рана оказалась несерьезной, и художники в итоге остались в хороших отношениях. А к сожалению - знаменитого кафе теперь не существует.

Эдуарда Мане нельзя назвать импрессионистом. Он пользовался импрессионистскими приемами и техниками, но в целом оставался реалистом или, скорее, был универсалом. Мане не участвовал ни в одной из восьми импрессионистских выставок, хотя стал идейным вдохновителем и защитником нового течения. Как тонко заметил Эмиль Золя, живопись можно разделить на «живопись до Мане и живопись после Мане». Основоположником и ярким представителем импрессионизма был Клод Моне, который совместно со своими друзьями разработал основные принципы и техники работы на пленэре, ввел серийность работ и выбранному стилю никогда не изменял.

Клод Моне

Клод Моне родился в 1840 г. в семье бакалейщика и его ожидала работа в лавке,но он рано начал приобретать известность карикатуриста в масштабах городка Гавр. А после демобилизации из армии Клод Моне поступает в студию живописи Шарля Глейра, где находит новых друзей: Огюста Ренуара, Альфреда Сислея, Фредерико Базиля, которые спустя десять лет совместно с другими молодыми художниками образуют Акционерное общество художников-живописцев. В 1874 г. в мастерской фотографа Надара Акционерное общество художников-живописцев открыло самостоятельную и независимую от Салона выставку. Представленные работы отличались новым взглядом на живопись: сюжет стал второстепенен, основное внимание уделялось краскам и игре света, четких линий не существовало, полотна рисовались мазками, преимущественно на свежем воздухе. Картина "Завтрак на траве" Клода Моне как раз и выполнена в совершенно новой живописной манере. Маленькие, раздельно положенные мазки почти чистых красок, какими писали импрессионисты свои картины, на расстоянии сливались в глазах зрителя, создавали у него ощущение изменчивости, подвижности изображаемого -светлого и радостного.. Так близко подойти к непосредственному и живому восприятию природы не удавалось до импрессионистов никому,они умели уловить момент "здесь и сейчас",сосредоточив всё внимание на передаче света и оттенков цвета.

Клод Моне. Завтрак на траве

Организацию выставки взял на себя Клод Моне. В числе других полотен в студии была представлена и его работа «Впечатление. Восход солнца». От названия этой картины с легкой руки критика Луи Леруа, посетившего выставку и написавшего в сатирической газете «Шаривари» едкую статью о «впечатленцах», произошло название нового направления. В тот год публика посмеялась над молодыми художниками. Пройдет совсем немного времени, импрессионизм войдет в моду и откроет пути для развития новых направлений в изобразительном искусстве.

Клод Моне Впечатление. Восход солнца

При жизни Эдуард Мане так и не получил должного признания. В возрасте 51 года ему ампутировали ногу и через несколько дней он скончался. Клод Моне пережил своего наставника на сорок три года и умер в зените славы.

Кстати, в ГМИИ им Пушкина в Москве богатейшая коллекция картин импрессионистов,в частности там находится и картины Клода Моне "Завтрак на траве", "Руанский собор"(в полдень и вечером) и др., всего 11 картин.() . К концу жизни художник почти теряет зрение,его привлекают серийные работы,он создаёт композиции "Стога", "Руанский собор","Кувшинки",виды Лондона...Именно эти серии позволяют ему создать удивительные декоративные композиции,как бы развивающиеся во времени и пространстве.В них он стремится передать различную степень освещённости одних и тех же предметов при разной погоде,в различное время дня,используя разнообразную тональность своей палитры.

В 1863 жюри Парижского Салона, самой важной выставка современного искусства, исключило больше чем две трети художников, которые представили свои работам к участию. Большое недовольство публики – было результатом такого решения.

Наконец, Император Наполеон III не имел своего собственного взгляда на искусство, и особенно непосредственно на то, какие требования предъявляются к работам, разрешил эти работы к показу публике в "Салоне Отвергнутых» . Семь тысяч посетителей были зарегистрированы только в день открытия, такое количество было больше чем посетителей официального Салона. Большинство искало сенсаций, стремясь к дешевому развлечению. Картина Мане «Завтрак на траве», которая была представлена под названием «Купание» вызвала шквал насмешек и недоумения: что эта за голая женщина, сидела рядом со своей небрежно сброшенной одеждой, что предполагалось показать? Что относительно этих двух господ, которые одеты в плотно застегнутые фешенебельные одежды, которые непринужденно расположились около нее? Простой пикник? Маленькая корзина была опрокинута, производя своего рода беспорядочно расположенный натюрморт, состоящий из бутылки, плодов различных сезонов и круглого хлеба, который неоднократно хвалили критики.

В этой картине, Мане не заботился о том, что бы рассказать историю или даже намекнуть на что-то. Женская нагота, возбуждающе открытая - как в «Венере» Кабанэля - всегда нетерпеливо ожидалась и вызывала восхищение, но это было только, когда их нагота была скрыта под маской лицемерной, мифологической или библейской истории, которая давала картинам их название. Хотя эти рассказы были часто неизвестны посетителям того времени, но сопровождающие брошюры Салона обеспечили такие объяснения.

Однако, в случае картины Мане, даже если бы он назвал свою "неназванную" картину, это было бы не менее загадочно. Кроме того, красота не пряталась в стыде, но имела смелость, чтобы уставиться на зрителя - какая приличная женщина сделает это? - как будто она не сознавала свою наготу, или наоборот, возможно слишком знала о ее эффекте. Было общее согласие в том, что по сравнению как с Олимпией, она могла быть проституткой. Помещая человека подобно этому – рядом с центром картины - просто отвратительно!

Если посетители «Салона отвергнутых» не одобрили странный сюжет, то и противоречивая техника живописи, тоже конечно заработала их критику. «Кричащий способ Мане писать привела к тому тому, что это бросается в глаза, а его фигуры, как будто облиты пуншем, со жесткостью, которая не ослаблена никакой формой компромисса",- так критиковал E, Чесно картину художника.

Почему Мане не писал картину однородно, как было в традиции признанных и популярных художников? Элементы, которые он расценил как важные - трио - выделяются резким освещением и окрашены с большой осторожностью. Но что относительно фона? Листва, вода и женщина, скромно поднимающая свой купальный костюм местами заштрихованы. Наверное аудитория, должно была быть удивлена или тихо изумлена этой картиной, не имела никакого намерения удовлетворить обычные ожидания людей.

«Завтрак на траве» (фр. Le déjeuner sur l"herbe) - скандально известная картина французского художника Эдуарда Мане, написанная в 1863 году. В настоящее время находится в 19-м зале музея Орсе в Париже.

Сегодня картина французского художника 19-го века Эдуарда Мане "Завтрак на траве" считается шедевром импрессионизма, а в 1863 для парижской публики полотно стало настоящим шоком. Картину отказались выставлять на Парижском салоне, а сам Мане приобрел репутацию безрассудного бунтаря.

Мане написал картину для выставки на Парижском салоне. Строгое жюри отвергло ее, но работа получила скандальную известность. Уже при первом взгляде создается впечатление, что цель автора – шокировать зрителя, разрушив все представления о современной ему живописи. Обнаженная натура часто встречалась в произведениях современников Мане, но так изображались лишь боги и прочие «небожители». Мане делает героями не просто обычных людей, а узнаваемых современников: Викторину Мёран – натурщицу, часто позировавшую художнику, своего брата Густава и будущего шурина – Фердинанда Леенхоффа. Чтобы разгадать замысел художника, рассмотрим детали.

Снегирь в листве, лес, похожий на декорацию, непропорциональные фигуры, рассыпающаяся композиция. По количеству несуразностей кажется, что Эдуард Мане - художник-новичок. Однако такой же стиль он сохранит и в более поздних картинах. Мане словно высмеивает привычку человека видеть на картинах «правильное», академическое. Чем ему это аукнулось?

На мой взгляд, у феномена этой картины есть одна очень показательная параллель с современной культурой: это, когда мистер Боб Дилан сменил свою фолк-гитару на электро и затянул: «Once upon a time you dressed so fine… »
Like a complete unknown, like a rolling stone. Тадам! Теперь у нас есть рок-музыка! Песня "Like a rolling stone" изменила всё! Вышибла пробку и в мир хлынуло то, что мы сейчас называем рок-н-роллом! Всё от Black Sabbath до Muse, от The Who до, прости господи, Ed Sheeran - всё это началось на фолк-фестивле в Ньюпорте, где Боб Дилан впервые исполнил эту песню.

Что-то похожее произошло и с «Завтраком на траве». Есть искусство до Salon des Refuses, на котором впервые была представлена эта картина, а есть искусство после. Salon des Refuses или Салон отверженных – это выставка 1863 года, проходившая параллельно официальной выставке Парижского салона. На ней, в прямом смысле слова, были представлены работы отверженных художников. От работ художников отказалось жюри главного Парижского салона, состоящее из членов парижской Академии изящных искусств. Они отбирали очередные «Рождения Венеры» или какой-нибудь пафосный сюжет в стиле Делакруа. На худой конец, портретик в стиле Энгра – купальщицу или библейский сюжет.

«Завтрак на траве» произвел эффект разорвавшейся бомбы. Ни в одной мастерской ни одного художника XIX века не могла больше появиться такая или даже хоть сколько-нибудь похожая картина. В то время как Салон покоряли «Римляне эпохи упадка» и бесконечные Венеры и одалиски, она перевернула живопись, для нее не находилось в то время ни терминов, ни традиции, в которую можно бы было ее вписать. И все складывалось к тому, чтобы этот эффект усугубить.

Первоначально названная «Купание» (фр. Le bain), эта картина предназначалась для Парижского салона, однако её вместе с 3 тысячами других полотен жюри не допустило к выставке. Все эти картины были выставлены на так называемом Салоне отверженных, созданном по инициативе императора Наполеона III.

Какая-то голая уличная девка бесстыдно расположилась между двумя франтами в галстуках и городских костюмах. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам взрослых, и я тщетно пытаюсь понять, в чем же смысл этой непристойной загадки, - писал один из критиков, когда полотно под невинным названием «Завтрак на траве» было в 1863 году впервые выставлено на всеобщее обозрение.

Картина впервые выставлена в знаменитом «Салоне отверженных», который был открыт 15 мая 1863 года в Париже императором Наполеоном III, пожелавшим прослыть защитником свободы и творчества. Тогда жюри отклонило множество работ художников, не допущенных к участию в выставке. Эдуард Мане «Салону отверженных» предложил на десерт свой «Завтрак на траве», который вызвал бурю эмоций, жесточайшей критики и единодушного приговора, что этот «завтрак» абсолютно «несъедобный».

Клода Моне на создание “Завтрака на траве” вдохновила одноименная работа Эдуарда Мане. Несколькими годами ранее тот выставил на Парижском салоне (официальной художественной выставке) свою работу.

В образе жен­щины худож­ник соеди­нил черты посто­ян­ной натур­щицы Вик­то­рины Мёран и соб­ствен­ной жены Сюзанны (тело). Вик­то­рина была люби­мой натур­щи­цей Мане и запе­чат­лена во мно­гих его рабо­тах, в част­но­сти в зна­ме­ни­той “Олим­пии”. Она сама писала непло­хие кар­тины, мно­гие из кото­рых позд­нее были уте­ряны. Стра­дала алко­го­лиз­мом и в пре­клон­ные годы про­сила пода­я­ние на улице, играя на гитаре. Известна сво­ими любов­ными отно­ше­ни­ями с жен­щи­нами.

Золя написал: «В картине нужно видеть не завтрак на траве, а весь пейзаж с сильными и тонкими местами, широким и устойчивым передним планом и столь легкими и деликатными задними планами. Это прочная плоть, смоделированная мощными потоками света. Уголок природы, переданный с такой правдивостью и простотой». Золя стал другом и защитником Мане на долгие годы.

Картина Мане «Завтрак на траве», которая была представлена под названием «Купание» вызвала шквал насмешек и недоумения: что эта за голая женщина, сидела рядом со своей небрежно сброшенной одеждой, что предполагалось показать? Что относительно этих двух господ, которые одеты в плотно застегнутые фешенебельные одежды, которые непринужденно расположились около нее? Простой пикник? Маленькая корзина была опрокинута, производя своего рода беспорядочно расположенный натюрморт, состоящий из бутылки, плодов различных сезонов и круглого хлеба, который неоднократно хвалили критики.

Сам сюжет картины оскорблял чувства зрителей, не понимавших и не принимавших изображенную сцену. К тому времени проституция в Булонском лесу Парижа получила широкую известность, однако отражение этой темы в живописи было под запретом. Открыто показав сексуальность, нарушавшую этические и эстетические нормы общества, Мане оказался в центре внимания возмущенной общественности. Отсутствие связей между персонажами, абсурдность сюжета и контрастная цветовая палитра шокировали критиков.

За основу композиции с тремя фигурами Эдуард Мане взял фрагмент с известной гравюры Маркантонио Раймонди «Суд Париса». На гравюре три похожие фигуры с женщиной, которая глядит на зрителя, и двумя мужчинами рядом с ней, находятся в правой нижней части.

Идея написания этой работы возникла у Мане в ходе поездки по берегу Сены.

Эдуард (Эдуар) Мане (Édouard Manet) родился в Париже. Отец не приветствовал интерес сына к живописи. Однако дядя, брат матери Эдмон-Эдуард Фурнье, поддержал увлечение племянника: оплачивал лекции по живописи и водил в музеи.

Работу над картиной » Завтрак на траве» Клод Моне начал в 1965 году в Живерни, когда увидел презентацию одноименного полотна Эдуарда Мане на выставке в Салоне. Эти работы мало что объединяет - общим у них является только пейзажный фон, а также название, хотя изначально полотно Клода называлось по - другому.

Замысел картины сложился во время прогулки. Как вспоминал друг художника Антонен Пруст, однажды, во время моциона по Аржантейю, Мане увидел купающихся женщин. Он решил запечатлеть обнаженную натуру и предложить картину в стиле «ню» Парижскому Салону.

Клод начал писать свою версию произведения с набросков, которые он писал с живописных видов леса Фонтенбло, где он также написал множество прекрасных картин, таких как «Дорога на Бас-Бро, Фонтенбло». Людей же художник писал уже в мастерской (одной из позировавших ему тогда моделей была его будущая супруга Камилла Донсье). В завершение полотна художник мастерски вписывает в чудный пейзаж силуэты отдыхающих людей.

Работа создавалась под впечатлением рисунков Рафаеля и Джорджоне. Как признался автор перед началом работы, он собирается изобразить такой же сюжет, но перенеся сцену на воздух, запечатлеть образы людей своего времени, а также окружить все атмосферой прозрачности.

Эдуард Мане родился в Париже в 1832 году. Отец – высокопоставленный чиновник Министерства юстиции, мать – дочь видного дипломата. Ему были предоставлены все возможности для получения образования и начала солидной карьеры. Но учеба в престижных пансионах и колледжах – не для него. Пятнадцатилетний Эдуард пытается поступить в мореходку, терпит неудачу и уходит в плаванье юнгой, чтобы пробоваться на следующий год. Во время плавания он много рисует, с тех пор картины Мане часто содержат морские мотивы.

"В 1862 году кто-то внушил Мане, что имеет смысл рискнуть и показать в Салоне следующего года изображение обнаженной натуры. Хотя мысль эта и не слишком его прельщает, но мало-помалу она завладевает им. Обнаженная натура - что ж, тут спорить не приходится, и Мане по обыкновению прищелкивает языком, изображение обнаженной натуры на выставке Салона заставит окончательно признать художника. Но какое "nu" написать - "nu" вроде Венеры Урбинской Тициана? Или, быть может, какое-то другое?.." Как-то летним воскресеньем того же года, прогуливаясь вместе с Антоненом Прустом по Аржантейю, он разглядывает с берега плавающие по Сене ялики, смотрит, как плещутся в воде женщины, и внезапно ему на память приходит луврская картина - "Сельский концерт" Джорджоне.

Ярко освещенное нагое тело - тоже насмешка над общественной моралью, олицетворенной для Эдуарда фигурой отца: Огюст Мане был судьей и рассматривал дела о нарушении правил общественной нравственности. Позировала Мане продавщица галантерейного магазина Викторина Мёран. Они познакомились в 1862 году. Вскоре знакомство переросло в страстный роман. Мёран сама неплохо рисовала.

В 1865 году Клод Моне начал работу над подготовительными набросками к задуманному им огромному - 6х4,6 м - полотну, который он назвал «Завтрак на траве», в знак уважения к Мане. На этой картине не было обнаженных тел, только элегантные дамы под зонтиками и мужчины в рединготах. Полотно было задумано прежде всего для того, чтобы изучить освещение в лесу - в тени деревьев и на поляне.

Это смелое начинание, предпрнятое 25-летним юношей, заинтересовало всех, и Курбе, в то время живший в Марлотт, навестил Моне в Шайи, дабы щедро помочь ему советами и приободрить юного коллегу, к которому всегда благоволил. Курбе повел себя неожиданно: он посоветовал юноше умерить свой пыл. В результате картина так и не была завершена: то ли духу не хватило, то ли Моне осознал, что еще не созрел для осуществления своего замысла, но он прекратил работу и более к этой картине не возвращался.

Обнажённая женщина на картине Мане - Викторина-Луиза Мёран. Она была популярной музой
парижских живописцев конца 1800-х годов. Викторине дали прозвище "Креветка" из-за
миниатюрного телосложения, розового лица и рыжих волос. Она позировала Мане не только
для "Завтрака на траве", но и для других полотен: "Портрет Викторины Мёран", "Уличная
певица, "Мадемуазель. Викторина в костюме матадора", "Олимпия", "Женщина с попугаем",
"Гитарист" и "Железная дорога".

В том же году художник написал еще одну картину с обнаженной женщиной, для которой вновь позировала Мёран. На ней изображена рыжеволосая полулежащая дама, лежащая на белой подушке. На Парижском салоне в 1865 году картина стала причиной одного из самых больших скандалов в истории искусства, поскольку ее главный персонаж был полностью далек от классических обнаженных богинь, а демонстрировал сексуальность обычной женщины.

Эдуард Мане родился в 1832 г. в семье высокопоставленного чиновника, родители прочили ему будущее юриста. Когда Эдуард Мане провалил экзамены в мореходку дважды, семье пришлось смириться с его увлечением живописью. В 1850 г. Мане поступил в мастерскую классической живописи Тома Кутюра, в которой проучился шесть лет. Недовольный засильем академизма, Эдуард Мане, находившийся под сильным влиянием Веласкеса, постоянно вступал в споры со своим учителем и пытался найти новые пути изображения в живописи. В то же время художник жаждал славы и признания официальным Салоном. Но его работы раз за разом отвергались. В 1859 г. Салон не пропускает картину «Любитель абсента», в 1863 г. - картину «Завтрак на траве» .

Береговая линия четко разделяет картину на два плана. Первый план откровенно декоративен. Три фигуры, темный лес – все это выглядит как рисунок на занавесе, который закрывает сцену. Точнее, то, что происходит на втором плане. Там мы видим девушку, которая купается в реке, дорогу, уводящую вдаль, и простор. Этот дальний план более живой, красочный. Он похож на фантазию или сон, потому что там нарушены все привычные пропорции. Очевидно, что размеры лодки и сама река должны быть намного больше фигуры.

Он берет несколько пробных аккордов - пишет этюды деревьев, вид острова Сент-Уэн. Но как расположить персонажей? Он признается Прусту, что идет от картины Джорджоне. Ему все же не хочется просто переносить композицию "Сельского концерта" на собственное полотно - ну нет, это его не устраивает. Его стесняет не сама идея заимствования. Он-то свои слабости знает. Но знает и свою силу и хочет, чтобы именно ее оценили, оценили бы вне зависимости от старых мастеров, у которых он ищет поддержки и опоры. И вот, просматривая однажды альбом старых эстампов...

Заключительные штрих отобрали у Мане не менее времени, чем вся его предыдущая работа. Например, обнаженная рука, вроде неплохо изложена уже на переднем плане, на самом деле, может показаться, что не совпадает с картиной Мане по цвету, фактуре и распределением теней. Ему пришлось тщательно сверить свою работу с оригиналом, а не продвигаясь вперед до тех пор, пока каждая деталь его имитации не будет соответствующей оригиналу.

Гравюра Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции "Суд Париса" заставляет Мане насторожиться. Здесь представлены три фигуры - морские божества, одно женское, два других мужские, - их позы как нельзя лучше подходят к задуманной им "Загородной прогулке". Наконец-то "архитектура" картины найдена: надо только одеть эти морские божества, одеть в куртки и панталоны; заменить вот этот трезубец тросточкой; да еще добавить вот там, в глубине, четвертую фигуру (это будет полуобнаженная женщина, пробующая рукой воду), и дело сделано. Все в порядке!

Писатель Эмиль Золя (1840-1902) подчеркивает художественную отвагу Моне, позволяющего себе при помощи светотени подчеркивать полы одежды «Женщин в саду». Это относится к «Завтраку на траве», главной особенностью которого является изображение проникающих сквозь листья деревьев солнечных лучей. В картине Моне лето буквально струится сквозь кружево листвы и мягко прикасается к различным фрагментам: человеческой коже, ткани на платье, тарелке, стакану, участку травы...

С первых же дней, даже с первых часов "Завтрак на траве" собирает толпу. "Завтрак" выделяется на фоне остальных холстов своим новаторством, живостью колорита и затмевает все, что его окружает. Преобладающее число выставленных произведений, выполненных с большей или меньшей ловкостью, по сути дела, мало чем отличается от работ официальных мастеров. И в Салоне и в Контрсалоне царит битюм; и там и тут господствует анекдот. В таком окружении и даже невзирая на сравнительно многочисленные работы, отмеченные печатью новизны и творческих сил, такие, например, как "Девушка в белом" Уистлера, "Завтрак" Мане приобретает значительность исключительную. Его новизна потрясающа.

Никогда еще Мане не отваживался на холст такого большого формата. Но он чувствует себя во всеоружии. Он целиком покоряется доподлинным склонностям своего творческого «я»: максимально упрощает технику, отказывается от всех приемов «зализанной» живописи, от всех ухищрений моделировки, от всех этих «обманов глаза», уничтожающих хроматические валеры, и проецирует формы на плоскость холста, разграничивая их чисто живописно. Его персонажи ничего не «рассказывают». Смысл их существования состоит лишь в том, чтобы служить основой для мелодии красок, то нежных, чуть «журчащих», то светлых, острозвучных нот, паузы меж которыми насыщаются молчанием и покоем. Четко очерченные силуэты согласуются в двумерности холста и принимают на себя самые сильные тональные сочетания. Вибрирующее интенсивными и контрастными аккордами, произведение это - живопись и только живопись.

На самом деле: если приглядеться, в картине можно заметить немало странностей. Почему, например, у одного из мужчин на голове домашняя ермолка с кисточкой, а другой одет в давно вышедшие из моды светлые панталоны? Почему фигура на заднем плане кажется слишком близкой к зрителю, вопреки всем законам перспективы, а фон больше похож на театральный задник?

Многое связывает Мане с импрессионизмом, особенно в работах 70-х гг. – «Аржантёй», «В лодке», «Партия в крокет». Изображаемая им парижская богема, улицы, бары, парижская толпа, современный ему ландшафт переданы во всем богатстве и многообразии точно схваченного движения и неожиданных случайностей, что характерно для импрессионизма в целом.

Из-за откровенности полотен многие предполагали, что Мане и Мёран были любовниками, но это было всего лишь верхушкой айсберга сплетен. Популярная трактовка "Завтрака на траве" и "Олимпии" предполагала, что эти наглые голые женщины должны быть дамами свободного поведения. Это подпитывалось слухами, что Мёран была путаной и любила выпить. На самом деле, она дожила до 83 лет и добилась признания.

Основное отличие «Мане – люди, Моне – пятна», можно было бы безоговорочно взять за правило. Но если бы всё было так просто... Дело в том, что у обоих мастеров встречаются полотна как с людьми, так и без. По этой причине искусствоведы советуют более детально присмотреться к другим элементам полотна, таким как стиль, цвет, свет и объём.