Без синиц зимний лес замирает сосновая ветка. Птицы в зимнем лесу. Время лесных малышей

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Когда идёшь по весеннему лесу, иногда слышно над головой «тррр-тррр-тррр!», будто по пустой бочке кто-то стучит. Это весенняя песня дятла. Найдут дятлы в лесу старую, гнилую осину. Две недели долбят по очереди глубокое дупло. Дно дупла устилают опилками – вот и гнездо готово.

Если подойти к осине и постучать палкой, птенцы громко заверещат и будут выглядывать из дупла. Летать они ещё не умеют, по стенкам дупла ползают. Вырастут, разлетятся по лесу, будут еловые шишки шелушить, долбить кору крепким клювом, искать гусениц и жуков.

Иногда под деревом навалена целая куча вышелушенных сосновых шишек. Рядом – кузница дятла. Дятел засунет шишку в расщеплённый сук, все семена выклюет, пустую шишку вниз сбросит и летит за другой.

Дятел – древесная птица. Он долбит больные деревья и достаёт длинным языком жуков-вредителей и их личинки. Если много дятлов в лесу – значит, будут деревья крепкими и здоровыми.

Лесные вороны живут парами. А живут они по двести и больше лет. Летит пара воронов над тайгой и внимательно осматривает каждую полянку, каждый ручеёк. Если заметят добычу: остатки оленя, которого загрыз медведь, или мёртвую рыбину на берегу, – сразу дадут знать другим воронам. «Крук-кррук– кррук», – несётся над тайгой крик ворона, он оповещает других воронов, что нашёл добычу.

Никогда не спутаешь серую ворону с лесным вороном. У серой вороны перья серые и чёрные, а ворот весь чёрный. Ворона зимой прилетает поближе к деревне, клюёт что-нибудь на свалке, а ворон никогда не приближается к человеческому жилью, он – дикая птица лесных просторов.

Все птицы вьют гнёзда, высиживают птенцов. Кроме кукушки. Кукушка дожидается, когда улетит какая-нибудь птица от гнезда за кормом. Тогда кукушка подбросит своё яйцо в чужое гнездо.

Вот и высидели пеночки кукушонка. Он первым делом как подрос, пеночкиных птенчиков из гнезда выкинул на землю. И теперь – вот какой большой! Целый день пеночки носят гусениц, личинок, жуков – и всё кукушонку мало, клюв разевает и пищит.

Без синиц зимний лес кажется мёртвым. Только сосновая ветка заскрипит да снежная шапка обрушится с ёлки. Но как налетит стайка синиц, лес оживает.

Синицы с писком, с пиньканьем перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево – осматривают каждую трещинку в коре: нет ли древесного семечка, не притаился ли где уснувший жучок. Каких только нет синиц в стайке:

и лазоревки, и московки, и гнерадерки с полосатыми хохолками на голове...

Синицы не улетают на зиму в тёплые страны, как другие птицы, и звонко перекликаются в зимнем лесу. А летом весь лес звенит птичьими голосами, и синиц не видно да и не слышно с их скромной песенкой. В лютую стужу синицы прилетают к избам, и ребята сыплют для них на кормушки семечки подсолнуха, а то голодные синицы замёрзнут в лесу.

Глухарь – житель лесных чащоб. Это большой лесной петух. Летом, когда созреет черника, брусника, голубика, глухарь кормится ягодами. А на берегах ручьёв глухари клюют мелкие камушки, чтобы в желудке камушки, как жернова, перетирали ягоды. Зимой глухарь питается сосновыми хвоинками. Камушки-жернова перетирают их. Весной, как сойдёт снег в лесу, глухари начинают токовать – петь свои весенние песни. Глухарь ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щёлкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает, будто нож на бруске затачивают. В конце песни глухарь глохнет, потому его и назвали глухарём.

Вальдшнеп – лесной кулик. Глаза у него большие, как две смородины, чтобы видеть в сумерках. Начнёт темнеть, выберется вальдшнеп из кустов на лесную дорогу и ходит по земле, кормится. Запустит клюв в мягкую землю и клювом чувствует: если близко червячок или жучок зашевелился, он сразу его ловит и глотает.

А днём вальдшнеп затаивается под кустами, рядом пройдёшь и не увидишь. Если потревожить альдшнепа в гнезде, то он покинет гнездо, а маленьких птенчиков перенесёт на новое место. Летит над лесом и в лапах держит птенца. Пока всех птенчиков не перенесёт, вальдшнеп не успокоится.

Сорока по лесу летает, стрекочет, а к гнезду подлетает молча. Гнездо у сороки похоже на муфту: сверху веточки навалены и по бокам входы. Сорока в гнезде сидит, только хвост торчит и клюв. Сорочата из гнезда вылетели, расселись по ёлкам, стрекочут, просят есть.

Сыч-воробей – маленький ночной хищник. Как стемнеет в лесу, сычик бесшумно летает над лесными полянами, над огородами и прислушивается. Пискнет полевая мышь, сычик бросится на неё и схватит. Сычик приносит свою добычу в дупло старого дуба. Когда мышей много, сычик складывает их про запас на зиму. Зимой в дупле можно найти много мёрзлых мышей – это натаскал сычик. Мыши грызут зерно и опустошают поля, а сычик помогает сохранить урожай.

Как появится ястреб-тетеревятник, в лесу переполох: надо прятаться. Даже зайцы затаиваются на земле. Быстро летит тетеревятник между деревьями, высматривает добычу, а за ним с писком, с криками летят лесные птицы: сойки, синицы, чижи. Белка зазевается, не успеет юркнуть в дупло – схватит её тетеревятник. С большой высоты видит тетеревятник и лесную мышь, и тетёрку, если она плохо затаилась. Ястреб-тетеревятник – лесной хищник.

Кедровка – таёжная птица. Назвали её так потому, что больше всего кедровок в кедровой тайге. Как поспеют кедровые орешки, кедровка с утра до вечера делает запасы. Набьёт в зоб орешков, а потом засовывает их в трещины в скалах, прячет в дуплах деревьев, зарывает в землю.

Весной, как сойдёт снег, кедровка часто забывает, где зарыла свои запасы, а находит орешки других кедровок и кормится. Запасами кедровок кормятся и белки, и бурундуки, и мыши. Но много орешков так и остаётся лежать в земле. Из них вырастают маленькие кедры. Так кедровка сажает кедровые леса.

Сойка зарывает жёлуди про запас. Выбирает самые спелые, только часто забывает про них, и весной из этих желудей вырастают молодые дубки.

Ночью бесшумно сова пролетает над лесной поляной. Метнётся мышь, зашуршит листвой, сова поймает её и снова возвратится в дупло.

Осень в лесу. Не слышно птичьих песен. Дрозды-рябинники собрались возле рябин в стаи и откармливаются перед тем, как откочевать в тёплые края.

От Гость

Помогитеееееееееееее пж
Без с..ниц зимн.. лес зам..ра..т (2). С..сновая ветка заскр..пит
снежная ша(б/п)ка обруш..т..ся с ёлки(1). Но нал..тит стайка с..ниц и
лес вновь ож..ва..т.
С..ниц.. с писком перел..тают с ветки на ветку, с дер..ва на
дер..во. Они осматрива..т кажд.. трещинку в к..ре ищ..т вкус..ные се-
меч..ки.
С..ниц.. (не)ул..тают на зиму в тёпл.. края, как другие птиц.. .
Они звонко перекл..кают..ся в зимн.. л..су. Летом лес нап..лня..т..ся и
радос..но звенит птич..ими г..л..сами. А с..ниц (не)слыхать с их
скромн.. пес..нкой. В лют.. стужу с..ниц.. прил..тают к избам. (4) Ре-
бята сыпл..т для них в к..рмушки семеч..ки п..дсолнуха.
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 язы-
ковые разборы:
(1)– фонетический разбор;
(2)– морфемный разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения.
3. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Ворота, магазин, начали, поняла.
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предло-
жении.
Из зарослей березняка дорожка вывела путников к окраине деревни.
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не
расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте
схему предложения.
1) По словам бабушки Коля целое лето ухаживал за яблоней
2) Коля с радостью сообщил маме что осенью будет хороший урожай
яблок
3) Бабушка ласково сказала Коля у меня первый помощник в садовой
работе
4) Бабушка давай испечём для гостей пирог с яблоками
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запя-
тую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расстав-
лены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) На уроке математики ребята изучали свойства сложения натураль-
ных чисел.
2) Назовите-ка наименьшее натуральное число!
3) Ребята найдите сумму слагаемых наиболее удобным способом.
4) Вы читали и составляли буквенные выражения по условию задачи.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую.
(Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напи-
шите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) Снег долго сыпал белой крошкой и запорошил все стёкла.
2) Занесёт ветер снегом кусты в саду и помчится дальше.
3) Повалил снег и утром белое одеяло скрыло все следы.
4) Весёлые голоса и смех ребят доносились с ледяной горки.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8?12.
Текст 2
(1)Во время навигации моряки пользуются не только точными прибо-
рами, изготовленными руками человека. (2)Морякам помогают «си-
ноптики» – обитатели морей и океанов. (3)Например, учёные устано-
вили, что передвижения гренландских китов – самых крупных из
всех ныне живущих – зависят от таких условий, как температура, со-
лёность и прозрачность морской воды, запасы корма и погодные усло-
вия. (4)Бывалые моряки знают много примет погоды. (5)Если переме-
щения китов проходят медленными темпами, с задержками на под-
водных пастбищах, где они питаются мелкими рачками, это значит,
что штормить в ближайшее время не будет. (6)Если киты двигаются
быстро и появляются у поверхности воды лишь на время, следует ожи-
дать перемены погоды – сильного ветра или шторма. (7)Нередко
группы китов в Антарктиде, отдалённые в океане на десятки миль
друг от друга, перед штормом уходят в каком-то одном направлении.
(8)Казалось бы, никаких признаков изменения погоды не предви-
дится: дует слабый ветер. (9)Но киты узнают о приближении шторма,
улавливая доносящиеся издалека инфразвуки. (10)Эти звуки возни-
кают в районах начавшегося шторма от трения воздуха о гребни волн.
(11)Жители Севера заметили, что появление в сплошных льдах мор-
жей – первый признак чистой воды. (12)Часто обвалы льдов останав-
ливают мореплавание. (13)Верный признак скорого отхода льдов –
появление в разводьях китов, а на льдинах – моржей. (14)И ещё ни
разу животные не подводили моряков. (По А. Голованову)
8. Определите и запишите основную мысль текста.
9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что
перед штормом киты улавливают недоступные человеку инфра-
звуки? Запишите ответ.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 4?6 тек-
ста. Запишите ответ.
11. В предложениях 10–12 найдите слово со значением «сильный ве-
тер, буря на море, в океане». Выпишите это слово.
12. В предложениях 8?10 найдите антоним к слову «сильный» и вы-
пишите его.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 с.Добровольное

Ипатовского района Ставропольского края

Федорян Ирина Николаевна

Ставропольский край Ипатовский район с.Добровольное ул.Мира,1

Классный час во 2 классе «Синичкин день»

Разработка классного часа во 2 классе по ознакомлению с окружающим миром. В уроке используются фонограмма «Голоса птиц», стихи, народные приметы, пословицы и поговорки, викторина. Данный материал используется для ознакомления с животным миром своей местности, развивает кругозор, прививает любовь к животному и растительному миру.

Когда-то на Руси наши предки отмечали замечательный, добрый и мудрый праздник, который призывал бережно относиться к природе, заботиться о птицах в трудный для них период. Праздник этот назывался Синичкиным днем и приходился он на 12 ноября. В народе даже говорили: «Невелика птичка-синичка, а свой праздник знает».

С этим праздником связаны народные обряды кормления синиц и других птиц. Именно в этот день прилетали синички из лесов и жались поближе к домам, к людям, в то время как многие другие, более теплолюбивые птицы улетали в теплые края. Синицы же, как и воробьи, круглый год с нами. Если в теплое время года они обитают больше в лесу, то с наступлением холодов прилетают поближе к людям, надеясь на их помощь.

Отрывок из книги Г. Снегирева «Птицы наших лесов»:

«… Без синиц зимний лес кажется мертвым. Только сосновая ветка заскрипит да снежная шапка обрушится с елки. Но как налетит стайка синиц, лес оживет. Синицы с писком, с пиканьем перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево – осматривают каждую тропинку в коре: нет ли деревянного семечка, не притаился ли где уснувший жучок.

В лютую стужу синицы прилетают к избам, и ребята сыплют для них зерно или кладут кусочки хлеба на кормушку, а то голодные синицы замерзнут в лесу…»

Стихотворение. Синица

С желтой грудкою летит –

Что это за птицы?

Как наряден ее вид!

Звать ее – синица!

В стайке маленькой живет

В осень и зимою

Ну, а лето как придет –

Лучше ей одною!

Летом мошек ест она,

А в морозец – зерна,

По характеру – шустра,

Быстра и проворна!

«Синичкин календарь» (народные приметы)

Птицы вечером садятся ближе к стволу дерева – ночью ожидаются

заморозки.

Воробьи вялые, сидят на веточках, нахохлившись – это к непогоде.

Если в зимнее время воробьи расщебетались – это к оттепели.

Если воробьи зимой перелетают с места на место стаями – жди сильных

Если в июне грачи пасутся на траве – скоро будет дождь.

Пословицы и поговорки о птицах

Вороне соколом не быть.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Птицу узнают в полете, а человека в работе.

Всяк кулик свое болото хвалит.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Ворона беду накаркала.

Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того на ветке.


  1. Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края).

  2. У какой птицы птенцы насиживают яйца? (У северной белой совы).

  3. У какой птицы самая большая семья? (У серой куропатки 26-28 птенцов).

  4. Кто ни разу шага не сделал? (Воробей).

  5. Какая птица умеет дразниться? (Попугай).

  6. Какая птица хвостом разноцветным гордится? (Павлин).

  7. Какая птица летает в «очках » на носу? (Филин).
Это интересно!

Лесные вороны живут парами. Продолжительность жизни ворон – 200 лет и более.

Лесные вороны живут в лесу, питаются падалью. Они черного цвета. Обыкновенная ворона – серого цвета. Зимой она прилетает поближе к человеческому жилью, к свалке.

Зимой можно наблюдать, как за дятлом летает стайка синиц, они кормятся около дятла. То, что не доклевал дятел из шишек, доклевывают синицы. Раздолбит дятел какое-нибудь трухлявое дерево, а синички тут как тут: лакомятся жучками или личинками.

Дятла считают древесной птицей. Он долбит больные деревья клювом и вытаскивает длинным языком из-под коры жуков, короедов, личинки.

Совы очень отзывчивы на ласку и любят доставлять удовольствие, перебирая друг другу перышки. Защищая птенцов, они бесстрашны перед любым врагом. Чужого им не надо, посторонних одиночек они прогоняют с семейной территории, но сами границ не нарушают и не дают себя спровоцировать на это.

Разделы: Начальная школа

Цель:

  • формирование у детей любви к природе, чувства ответственности за «братьев наших меньших»;
  • воспитание нравственности.

Задачи:

  1. Воспитывать у детей интерес и любовь к родному краю, бережное отношение к природе, аккуратность.
  2. Расширять кругозор детей.
  3. Познакомить с жизнью зверей и птиц.
  4. Развивать мелкую мускулатуру пальцев.
  5. Развивать творчество и фантазию.

Оборудование:

  • бумажные салфетки;
  • клей, картон;
  • акварельные краски;
  • трафарет снегиря;
  • карточки с изображением птиц;
  • образец изделия аппликации «Снегирь»;
  • выставка книг, рисунков.

План урока:

  1. Организация начала урока. Создание положительного эмоционального настроя.
  2. Постановка учебной задачи.
  3. Усвоение нового материала.
  4. Игровая минутка.
  5. Закрепление.
  6. Самостоятельная работа.
  7. Итог урока.

Ход урока

Учитель. Сегодня у нас необычный урок – урок экскурсия. Мы совершим путешествие в зимний лес. Лесов у нас в стране много. Наша республика входит в зону лесов. Лес занимает больше половины ее территории. Лес- это наряд нашей земли. Там где лес – там чистый воздух. Лес – это дом для зверей и птиц.

А сейчас немного пофантазируем. Закрыли глазки. Давайте представим, что мы надели лыжи и отправились в лес.

(Звучит музыка Чайковского «Времена года».)

(На экране картина зимнего леса.) Приложение 1. Слайд 1.

Зимний лес - он словно сказка
И особенно тогда,
Когда иней белой краской
Опушит его слегка.
Лес торжественен, спокоен,
Тишина в ушах звенит,
Пеленой пушистой белой
Он покорно весь покрыт.
Белый снег - как он чудесен!
Блеск его - как синева.
И куда не глянет око,
Всюду зимушка-зима.

Холодно и голодно птицам зимой
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Вот и побывали мы с вами в зимнем лесу. Пора возвращаться домой.

Закрыли глазки. (Звучит музыка.) Открыли глазки.

Понравилась ли вам эта прогулка по зимнему лесу?

Каких еще зимующих птиц вы знаете? Слайд 22.

Многообразен мир птиц, и каждая птица особенна со своими повадками, окраской. Но все птицы прекрасны!

(Дети поют «Воробьиная песенка» муз. Компанейца, сл. Синявского.)

Учитель. Ребята, мы с вами много говорили о птицах. Попробуйте отгадать, о какой птице идет речь.

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом – тут как тут. (Снегирь.)

Сегодня мы с вами выполним живописную мозаику птицы – снегирь.

Мозаика (в переводе с французского) изображение или узор, выполненные из кусочков одного или различных материалов.

Как вы думаете, из какого материала выполнена эта мозаика? Слайд 7.

Какие цвета ты найдешь в изображении снегиря?

Вместо черного - мы используем белую салфетку, а затем ее раскрасим.

  1. Возьми салфетку, нарви ее узенькой полоской и скатай шарики.
  2. Наклеивать шарики начинай с верхней части туловища.

Как удобнее наклеивать – по одному шарику или намазывая клеем небольшой участок, а потом по нему наклеивать шарики?

Работать будем в парах. С чего вы начнете свою работу?

Итог урока. Выставка лучших работ.

Кандидат биологических наук К. МИХАЙЛОВ.

Многие читатели, конечно, помнят “Лесную газету” Виталия Бианки - рассказы о простых событиях из жизни растений, животных и птиц, которые знакомят нас с маленькими тайнами природы, учат понимать и любить ее. Умение видеть прекрасное и необычное в том, что нас окружает в поле, в лесу, на озере, помогает не только разобраться в жизни “братьев наших меньших”, но и ощутить себя частичкой единого сообщества живых существ на планете.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Январь на дворе. Ночью температура падает до минус двадцати. Кажется, под глубоким снежным покровом замерло все живое. Но это не так. В любом сквере или парке, а то и возле дома, поблизости от мусорного ящика, вы увидите птиц - галдящую стайку воробьев, ворон, галок. Среди них иногда мелькают и синицы. Прежде всего, это коренастая большая синица с ярко-желтой грудкой, “большак”, и более миниатюрная лазоревка - с голубой, почти лазоревой, лазурной шапочкой.

Но разве просидишь всю зиму дома? Нет, для тех, кто любит природу, это невозможно. Отправимся в лес. Тем более что там и зимой можно увидеть много интересного.

В зимнем лесу тихо, как в прибранном доме с застеленными белыми скатертями. Пустынном, но ждущем гостей. Казалось бы, никого здесь нет. Но прислушаемся. Откуда-то сверху, с мохнатых лап елей доносится тихое попискивание. Это корольки - одни из самых маленьких птиц. Эти крохи питаются в основном насекомыми, но не боятся морозов, остаются зимовать в наших краях. Что же они едят? Дело в том, что под прикрытием густых еловых ветвей, где температура чуть выше нуля, собираются мелкие насекомые, которые хорошо переносят холод. Вот и корм для королька - много ли ему надо? Снизу эти птички, копошащиеся в хвое, выглядят серенькими комочками. А если удастся разглядеть королька поближе, да еще при ярком солнечном свете, то видно, что спинка у него оливково-зеленого оттенка. На голове - желтоватый или даже оранжевый хохолок-венец, идущий от лба до темени, ограниченный по бокам головы черными полосками. Настоящий маленький денди.

Где корольки, там, скорее всего, и синицы. В городских парках мы привыкли к “большакам” и лазоревкам, но в хвойном подмосковном лесу в первую очередь встретим пухляков, или буроголовых гаичек. Этих подвижных сероватых птичек легко узнать по броской черной шапочке. Кричат они громко и очень своеобразно: гнусаво-раздраженное “дзээ” или “чжээ” - каждое ухо воспринимает по своему. Если же вы увидели “пухляка”, который издает менее гнусавые и более звонкие звуки, к тому же постоянно “ругается”, быстро приговаривая “чика-би-би-би”, то вам попалась на глаза черноголовая гаичка. Ее и называют просто гаичкой.

Пухляк и гаичка - виды-двойники. Внешне, в природе, они практически неотличимы, но песни у них несколько разные. Часть позывок - криков, которыми они сообщают о своем присутствии, - схожа, но есть и характерные звуки, которые ни за что не спутаешь. На них и надо обращать внимание. Например, пухляк временами щемяще постанывает-попискивает “ииз, ииз, ииз”, а гаичка “ругается”.

Синицы - забавнейшие существа. Вертятся, крутятся, шелушат кору, подвешиваются вниз головой на самых тонких ветвях деревьев. Пухляк предпочитает хвойные леса, а гаичка тяготеет к приречным ольшаникам и ивнякам. Но это только “как правило”. Из каждого же правила, как известно, есть исключения. Так и здесь. Пухляка можно увидеть в лиственных зарослях у реки, а гаички могут забрести в лес.

В еловом или сосновом лесу можно также повстречать хохлатую синицу. Зимой ее увидеть даже легче, чем летом. Эту синицу можно отличить по большому пестрому хохлу на голове. Она немногословна: репертуар ограничен бойкими трельками “ци-ци-трчч” и обычным синичьим “ци-ци-ци”. В отличие от других синиц хохлатая не любит больших компаний: чаще собираются две-три птицы.

А вот ополовники, как любовно прозвали длиннохвостых синиц (старинное русское слово “ополовник” означает ковшик), напротив, весьма компанейские птички. Сам ополовник похож на шарик из рыхлых перьев, с крошечным клювом и длинным черным хвостом с белыми полосками по бокам. Стайка ополовников постоянно движется, и птички перепархивают с дерева на дерево, с куста на куст, вытворяя на ветвях чудеса акробатики. Зачастую их сперва слышишь и лишь потом видишь. Голос длиннохвостой синицы не спутаешь ни с каким другим. Это дребезжащее “чррр” или “чжррр”, напоминающее звук оборванной гитарной струны.

Как все эти птицы переживают суровую зиму, ведь они питаются насекомыми? Секрет прост: за счет собственного “ума” и догадливости. Еще с осени синицы заготавливают себе на зиму корма: рассовывают в трещины коры деревьев буквально миллионы засохших паучков и мелких насекомых. Если еды хватает, то морозы птицам нипочем. В некоторых зоопарках даже волнистые попугайчики, родом из Австралии, спокойно проводят зиму в открытой вольере, если температура не спускается ниже двадцати градусов. Что уж говорить о закаленных синицах! Был бы корм. Но зимние припасы становятся недоступны пернатым, когда температура снижается ниже пятнадцати градусов или случается оттепель, резко сменяющаяся заморозком. Добывать корм из обледеневшей коры почти невозможно.

Вот тут и помогают птицам кормушки, которые каждый из нас может разместить у себя за окном, повесить в парке или сквере. В сильные морозы энергетические потери у птиц возрастают, и подкормка иногда спасает им жизнь. Будем помнить об этом! Семечки и сало - особенно калорийная пища. Такое лакомство синицы всегда предпочтут хлебным крошкам. Да и воробьи, которые в городских парках первые узнают о кормушке и приводят туда всех своих “родственников и знакомых”, на сало не так зарятся.

Кстати, не все синицы остаются с нами на зиму. Часть птиц откочевывает осенью в южные края и возвращается лишь весной. Нравы, вкусы и привычки у разных синиц разные - как и у людей! Это, кстати, тоже помогает выживать в суровое время года. В синичьей стае каждая птица хорошо знает своих сородичей и имеет свой “социальный ранг”. Есть старшие - доминанты, есть младшие, что в подчиненном положении. С возрастом и всякого рода “социальными” пертурбациями положение птицы в стае может меняться. Иногда социальный статус птицы изменяется, если у нее появляется партнер более высокого ранга. В целом же самочек притесняют: в зимнее время им достаются худшие кормовые участки, а в стае они часто занимают более уязвимое положение. И все-таки жить “скопом” легче, чем одному. И хищника быстрее заметишь, и корм сообща скорее найдешь.

В лесу где синицы, там и поползень. Его можно увидеть прямо в синичьих стаях: бойкая серая птица с рыжеватым подхвостьем, черной полоской через глаз и сильным долотообразным клювом, несколько крупнее синичек. Поползень перемещается по стволу дерева вверх и вниз, шуршит корой. С шишками он расправляется мастерски. У синиц это получается похуже. А вот пищуха своим тонким, чуть загнутым клювом может только осторожно зондировать кору в поисках насекомых и пауков. С поползнем пищуху не спутаешь: она буренькая и кривоклювая; ползает по стволу только вверх, опираясь на хвост, подобно дятлу. Вниз головой передвигаться не может.

Кстати, о дятлах. Эти санитары леса зимой тоже любят присоединиться к смешанным синичьим стаям. В первую очередь в птичьих компаниях мелькает большой пестрый дятел - малый пестрый дятел гораздо более самостоятелен, чаще “гуляет сам по себе”, но и его можно встретить в многоликой птичьей стае. А если повезет, то увидишь и трехпалого дятла. Зимой эти редкие гости “подтягиваются” в подмосковные леса.

Кроме синичьих стай в зимнем лесу, особенно на опушке березняка или в приречном ольшанике, наверняка можно заметить стаи чижей и иногда - чечеток. Где-нибудь поближе к поселку, на городских окраинах встретятся снегири и свиристели. Снегиря всегда отличишь по малиновой нарядной грудке, а бурый свиристель покрупнее, с хохолком на голове.

Эти птицы, как и синицы, чижи и чечетки, тоже всегда в стайках. Почему? Вопрос не праздный. Попробуем разобраться.

Птицы объединяются прежде всего потому, что они ужасно компанейские существа, или, как академически выражаются ученые-орнитологи, “существа высоко социальные”. То есть попросту не любят одиночества, без соплеменников испытывают дискомфорт и потому легко привязываются и объединяются с особями своего и других видов. Это - предпосылка. А есть и прямая польза: в смешанных стаях в суровое зимнее время сообща выжить гораздо легче. И каждая взрослая синица или поползень знает об этом по своему опыту, так как обладает прекрасной памятью. То есть птицы хорошо помнят те ситуации, которые вызвали у них чувство комфорта или дискомфорта, сытости или голода. К тому же многие пернатые подражают друг другу и легко перенимают все новое: информация о том, как добыть еще один вид корма или где его искать, распространяется по “птичьему телеграфу” с большой скоростью.

Смешанные стаи, состоящие из разных видов, - явление не случайное. Они возникают в общих местах кормежки и помогают разным видам птиц успешнее добывать корм. Например, поползень и дятел раздолбят шишку или кору дерева своим сильным клювом, а синицы, у которых клюв более слабый, подхватят корм на лету или подберут на снегу. Синички могут попировать “остатками со стола” во внутренних участках ствола, вскрытых и развороченных мощным клювом дятла. А корма там хоть отбавляй - зимующие личинки и яйца насекомых, обычно недоступные для синиц.

С другой стороны, в стае всегда больше вероятность, что хотя бы кто-нибудь найдет богатое кормом дерево или ветку, на которую потом “налетают” все члены стаи. Ведь тот, кто нашел корм, сразу оповещает других. Наконец многие мелкие лесные птицы и ночуют вместе, прижимаясь друг к другу и сохраняя таким образом драгоценное тепло. Так что преимуществ много. Понаблюдайте за зимними стаями птиц, и вы убедитесь в этом сами.

Каждый вид птиц приспосабливается к зиме по-своему. Кто-то может выжить только в стае, кому-то достаточно своей собственной семьи. Что вы скажете о птицах, которые не только прекрасно себя чувствуют в трескучие зимние морозы, но и выводят потомство? Невероятно, но факт. Птицы эти - клесты. Почему же для такого непростого занятия они выбрали столь странную пору? Дело в том, что зима для клестов - самое подходящее время, чтобы выкармливать потомство. Ведь птенцы их питаются семенами ели. Эти семена-крылатки созревают осенью и остаются в шишках всю зиму. В марте, когда чешуйки шишек, нагретые солнечными лучами, раскроются, семена упадут на землю. В это время и начинают вылетать из гнезда птенцы клестов, которые без труда могут добыть себе корм. Но чтобы птенцы вылетели в марте, необходимо отложить яйца в конце января - начале февраля. То есть, как раз в самые лютые морозы.

Погода сама по себе птиц не очень волнует. Главное, чтобы был корм. Если же корма нет, например, случился вдруг неурожай еловых семян, то клесты в такой год и вовсе не будут гнездиться.

Странно, конечно, видеть птицу на гнезде в заснеженном лесу. Впрочем, гнездо еще надо найти, а это непросто. Оно расположено высоко над землей, обычно на ели, под прикрытием мощных колючих лап, да еще увенчанных снежными шапками. Поэтому даже бывалые охотники, исходившие лес вдоль и поперек, часто не знают о том, что клесты гнездятся зимой.

Само гнездо - хорошо утепленный зимний домик: очень плотное, с толстыми стенками, изнутри обильно выстлано мхом. Пока родители только насиживают кладку, один из них почти не покидает гнезда, чтобы холод не коснулся яиц. Но когда птенцы уже вылупились, родители не могут обогревать их все время - приходится улетать за кормом, иногда на длительный срок. И хотя гнездо хорошо утеплено, птенцам в нем довольно прохладно. Все же они благополучно переносят низкую температуру - ведь пища-то у них очень калорийная.

И в лесу, и в городе зимой часто можно услышать незатейливую, звонкую, радующую душу песенку: “ци-пинь, ци-пинь, зи-зинь...зи-зинь”. Это поет большая синица. Она заводит свои коротенькие концерты с самого нового года, как только солнышко начинает чуть дольше задерживаться в нашем, Северном, полушарии.

А чуть позже, ближе к концу февраля, с вершины высокой липы или дуба нет-нет да и услышишь чудную мелодичную трель. Это поет лазоревка. Есть чему радоваться - тяжелые зимние испытания для птиц уже позади. Не страшно, что лежит снег, а температура ночью значительно ниже нуля. Все-таки жестокие январские морозы уже кончились, день стал длиннее (дольше можно кормиться), и солнце светит ярче. Впереди - весна!