Библейские камни. Символика камня в церковном ювелирном искусстве Камень упомянутый в

Ю. А . Федоров

Беседы о церковном ювелирном искусстве

Беседа 7. Символика камня в церковном ювелирном искусстве

Часть 1
В этой беседе мы поговорим об основах символики камня и принципах её применения в церковном ювелирном искусстве.
Камень в силу своей плотности и твердости является идеальной эмблемой материального мира, символом надежности и стабильности. Но так как в христианстве не только человек, но и материя включены в Божий промысел спасения и предназначены к преображению, то и христианская символика камня носит духовный характер и отражает процессы духовного созидания и преображения.
Основное символическое значение камень получает когда рассматривается как элемент постройки, воздвигающейся по Божественному плану, храма Божия, а в широком смысле Церкви Христовой. И в этом случае камень воспринимается как аналог человеческой личности, как элемент сообщества - Церкви. Эта аналогия отражена и в русском языке, где слово «церковь» обозначает и храм и сообщество христиан.
В Библии можно выделить три основных символических понятия, связанных с камнем, в которых используется архитектурная символика: «камень основания», «краеугольный камень» и «живые камни». В Евангелие от Матфея Христос, обращаясь к апостолу Симону (Петру) говорит: «Ты Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»
(Мтф. 16,18). Тем самым Господь называет Апостола «камнем основания». Но это относится и к другим Апостолам, что видно из текста Откровения: «Стена города имеет двенадцать оснований и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Откр. 21,14).
Краеугольным камнем называет Себя Сам Христос (Мтф. 21,42, Мрк. 12,10, Лк.20,17), ссылаясь на слова псалма: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117,22). Часто понятие «краеугольный камень» путают, или сознательно смешивают с «камнем основания», что особенно характерно для западного христианства. Тем самым происходит замещение Христа апостолом Петром и последний выступает как наместник (vicarius) Христа, передавая по наследству свою должность римским папам, что и закреплено в католической догматике. На самом деле камней основания в постройке всегда несколько, по крайней мене четыре, а краеугольный камень только один. Правильнее предположить, что он завершает постройку, являясь замковым камнем, главою единственного угла - верхушки здания. Ведь именно Христос - Глава Церкви. Наиболее яркий, часто встречающийся в ювелирном искусстве пример «краеугольного камня», как символа Христа, это драгоценный камень в средокрестии крестов, в месте соединения четырех углов. Соответственно камни на концах балок креста понимаются как «камни основания» и могут обозначать четырех евангелистов или четыре стороны света. Тоже можно сказать и об изделиях круглой или близкой к кругу форме, где драгоценным камнем особо отмечен центр.
Понятие «живые камни» встречается у апостола Петра. Святой Петр называет Христа живым краеугольным и драгоценным камнем, и в тоже время понятие «живые камни» распространяет и на всех христиан, строящих из себя дом духовный (1Петр. 2,4-5). Апостол Павел, называя христиан «согражданами святым» также говорит, что они «быв утверждены на основании Апостолов и Пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2,19-20). Таким образом мы видим, как через архитектурные понятия передается структура и иерархия Церкви Христовой. В свою очередь в композиции многих христианских ювелирных изделий используется храмовая символика. Об этом мы расскажем в беседах, посвященных конкретным предметам церковного ювелирного искусства.
В понятии «живые камни» заключена идея преображения как человека, так и материального мира. Эта идея могла передаваться в искусстве посредством обработки обычного камня, в частности вырезания на нем священных изображений. Примером могут послужить резные иконки из стеатита, широко распространенные в Византии 11-12 вв., или широко бытовавшие на Руси иконки из сланцев и других, преимущественно мягких, пород камня. И конечно, идею преображения передает контраст, существующий между обычным камнем и драгоценным.
Драгоценные камни, в силу своей природной уникальности, во все времена и у всех народов были окружены ореолом таинственности. Им приписывались магические и целительные свойства. Отголоски древних легенд и мифов о камнях можно встретить и в христианстве, особенно на бытовом уровне. В Церкви же, драгоценные камни чаще всего символизировали духовные качества. Основным критерием являлся цвет камня. (О символике цвета см. беседу №3). Именно с цветом, а не с породой камня ассоциировался набор сакральных качеств, и именно цвет, чаще всего определял название камня. Поэтому не всегда удается найти соответствие между современными и древними названиями камней. В древности одно имя могли носить разные минералы, обладающие сходными признаками, и наоборот, один минерал, в зависимости от окраски, мог иметь несколько названий.
В выборе камней для ювелирного изделия главным было духовное значение, определяемое, прежде всего цветом камня, а его размер и яркость показывали только степень значимости. На некоторых крупных драгоценных камнях могли вырезать священные изображения. Такие геммы имели особую ценность и были главным элементом панагий и других святынь. Камни среднего и
небольшого размера служили для украшения богослужебных предметов, выступая в роли «живых камней», созидающих Церковь Божию. Форма камня не имела принципиального значения, являясь его личным материальным качеством. Обработка сводилась исключительно к выявлению главного - цвета, а природная форма камня по возможности сохранялась. Его кристаллическая структура не обнажалась, как при огранке, а благодаря полировке, загоралась внутренним светом. Камни, в прямом смысле,
получались «живыми». Происходило как бы духовное преображение материи. Камни различной природной формы органично вписывались в композицию произведения, сохраняя свою индивидуальность, и наполняли еще большим духовным содержанием каноническую форму изделия. Такие произведения, при небольшом разнообразии внешних форм, обладали неповторимой, живой красотой. Данный подход является отражением церковного принципа соборности, реализуемого только в свободе, когда каждый христианин, становясь «живым камнем» сохраняет себя как личность, и соединяется со святыми и Господом в Его
Церкви - Мистическом Теле Христа.
Противоположный принцип доминирует в светском ювелирном искусстве, где, во множестве дизайнерских проектов, возникает только иллюзия свободы, так как любой из них требует абсолютной идентичности всех внешних параметров в используемых группах камней. Сегодня эта идеология наиболее последовательно и искусно выражается крупными производителями искусственных кристаллов. Понятно, что для искусственных проектов больше подходят искусственные камни. Если вспомнить, что камни являют нам образ человеческой личности, то легко можно представить тот идеал общества, к которому стремится сегодняшний секулярный мир.
Отдельно стоит сказать об огранке драгоценных камней. В церковном ювелирном искусстве до 17 века она почти не употреблялась. И причина тому не только отсутствие соответствующих технологий. Способ огранки алмазов был известен в Европе, по крайней мере, с 15 века. Даже символическое значение огранки - раскрытие внутренней духовной сущности, не способствовало её использованию в древней Церкви. К тому же это значение в основном бытовало в оккультной среде магов и
алхимиков. И действительно, оптические эффекты искусно ограненных камней обладали огромной силой воздействия на человека. Для христианской Церкви это было сверх меры. Ведь даже добродетель, выставляемая напоказ, есть грех. Но с конца 17 века ограненные камни все чаще стали встречаться в церковных ювелирных изделиях, что отражало возрастание в обществе роли
внешнего благочестия и усиление влияния на Церковь светского искусства, все более широко использующего технику огранки.
В следующей беседе мы продолжим начатый разговор и расскажем о священных камнях, упомянутых в Ветхом и Новом Завете, и приведем символические значения различных камней, бытовавшие в Церкви.

Часть 2
Основой для развития христианской символики драгоценных камней послужило упоминание о них в книгах Библии. Эти тексты в дальнейшем получили глубокое толкование в трудах христианских писателей. Наиболее известными и авторитетными в Церкви являются «Толкование на Апокалипсис», святого Андрея архиепископа Кесарийского (конец V века) и использованный им более древний трактат святого Епифания Кипрского (конец IV века) о 12 драгоценных камнях наперсника судного.
В Библии самоцветы упоминаются как в прямом значении, так и в символическом. Прямое указание Господа на использование избранных драгоценных камней в предмете церковного ювелирного искусства, предназначенного для богослужения, мы находим в книге Исход (39. 8-30), где названы 12 драгоценных камней с именами израильских родов, которые должны украшать судный наперсник. По словам иудейского историка Иосифа Флавия (I век), эти камни обладали чудесным свойством передавать Божию волю при свершении правосудия и свидетельствовали о присутствии Господа во время жертвоприношений. Т.е. они были проводниками Божественной энергии и символизировали духовные качества Бога. В средневековой еврейской традиции с коленами Израиля связывали зодиакальные знаки, и тогда «родовые камни» наперсника также несли зодиакальную символику.
В большинстве мест Библии упоминание драгоценных камней служит для символического выражения идей Священной славы Господа, открытой пророкам. В Ветхом Завете - это видение пророком Иезекиилем трона Господня, который сравнивается с сапфиром (Иез.1.26) и описание Моисеем «места стояния Бога Израилева» на горе Синай, как «нечто подобное работе из чистого сапфира и как самое небо ясное» (Исх. 24.10). Мы видим, что здесь основным символом Господа является сапфир, камень синего цвета, обозначающего истину, тайну и трансцендентность. Такая символика полностью соответствует ветхозаветному восприятию Бога.
В Новом Завете, в книге Откровения Иоанна Богослова мы также встречаем нетелесное описание Господа Вседержителя (Откр. 4.2 -3), который «видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду». И в описании небесного Иерусалима апостол уподобляет славу Божию, освещающую город, «драгоценнейшему камню как бы камню яспису кристалловидному» (Откр. 21.11). Под ясписом всегда понимался зеленый камень, традиционно зеленая яшма или, что более вероятно, нефрит или жадеид. Название смарагд также носили зеленые камни, чаще всего изумруд. Сардис - это красный камень, либо красная яшма, либо корнеол. Таким образом, в Новом Завете символом Господа являются камни зеленого и красного цвета, передающие образ Сына Божия. Зеленые - яспис и смарагд показывают Христа как источник Вечной Жизни, а красный цвет сардиса напоминает о Его Жертве.
Еще больший символический материал дает описание апостолом Иоанном небесного Иерусалима (Откр. 21.11-23). Двенадцать оснований стены города, имеющие надписи имен апостолов «украшены всякими драгоценными камнями. Основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сардолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хрисопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист». Андрей Кесарийский указывал, что 12 камней с основания стены Небесного Иерусалима и с наперсника Первосвященника свидетельствуют о единстве Нового и Ветхого Завета. Он же первый связал камни основания с именами апостолов, сопоставив их добродетели с символическим значением камней. При этом святой Андрей подчеркнул, что «указанием частных свойств добродетели каждого из апостолов, мы не отвергаем их общности и единства, но желаем только раскрыть всецелое тождество, соединяющее их между собой наподобие цепи».
В дальнейшем существовали и другие варианты списков. Отличие обьяснялось разным порядком перечисления апостолов в Евангелиях и тем фактом, что апостол Павел являлся фактически тринадцатым апостолом. В этом случае «братьям громовым Иакову и Иоанну соответствовал один камень. Приведем список соответствия камней основания с именами апостолов Андрея Кесарийского (в скобках указаны современные наименования). Яспис (яшма или нефрит) - Петр, сапфир (лазурит) - Павел, халкидон (гранат) - Андрей, смарагд (изумруд) - Иоанн, сардоникс - Иаков Алфеев, сардолик (сердолик) - Филипп, хризолит - Варфаломей, вирилл (берилл) - Фома, топаз - евангелист Матфей, хризопраз - Фаддей, иакинф (гиацинт) - Симон Зилот, аметист - Матфий.
В некоторых случаях, когда понятие «камень основания» относили только ко Христу, камни Небесного Града символизировали качества самого Господа. Например: яспис - искупление грехов, сапфир - душу, халкидон - стремление к истине, изумруд - доброту, сардоникс - силу духовной жизни, сардис - готовность отдать свою кровь за Церковь, хризолит - божественную красоту, берилл - смирение, топаз - честность, хризопраз - непримиримость к греху, гиацинт - царское достоинство и аметист - совершенство. Так как человек должен реализовать в себе образ божий, т.е. приобрести божественные качества, то и камни Апокалипсиса могли обозначать духовные качества христианина. Пример подобной трактовки находим у Рабана Мавра, архиепископа Майнцкого (начало 9 века). «В яшме отражается истина и вера; в сапфире - высота надежд небесных; в халцедоне - пламя внутреннего милосердия. В изумруде выражена сила веры в несчастии; в сардониксе - смирение святых; в сарде - священная кровь мучеников. Хризолит отражает истинную духовную проповедь; берилл - совершенство пророчеств. Наконец, в хризопразе отражены труды благословенных мучеников и их вознаграждение; в гиацинте - вознесшиеся на небо в высоких мыслях и их покорное сошествие к делам земным; в аметисте - постоянная мысль о Царствии Небесном в душах смиренных». Этот же автор трактует 9 драгоценных камней, украшающих одежды царя Тирского в книге Иезекииля (28.13), как 9 чинов ангельских. С двенадцатью ангелами сопоставляли и камни основания стены нового Иерусалима (Откр. 21.12). Можно заметить, что приведенные значения камней не претендуют на научную точность в современном понимании слова наука. Поэтому разумно избегать формального восприятия символов, помня слова святого Андрея Кесарийского, что «точное исследование непостижимых для нас вещей достойно посмеяния».
Обобщая, можно сказать, что для древней Церкви драгоценные камни являлись, главным образом, символами духовных качеств, независимо от их персонификации, так как в полной мере они присущи только Господу и Его Святой Церкви, образ которой нам и являет Небесный Иерусалим. Этим объясняется обилие самоцветов на окладах святых чудотворных икон и Евангелий и других особо почитаемых церковных реликвиях. Даже светские украшения из драгоценных камней религиозным сознанием воспринимались духовно. Так, по словам святого Григория Нисского (IV век): «Монисто, состоящее из драгоценных камней, символ многих добродетелей, унизанных заповедями как драгоценными камнями - украшение для шеи благочестивой невесты».
Нельзя не сказать и о том, что сильное влияние на использование драгоценных камней в ювелирном искусстве оказали древние учения Египта, Индии и античной Европы, рассказывающие преимущественно о магических и терапевтических свойствах камней. Эти взгляды с некоторым переосмыслением перекочевали и в многочисленные трактаты о камнях средневековых христианских авторов. Заметим, что многие общепринятые чудесные свойства камней часто передавались в них как символы духовных качеств. Такие сочинения, называемые лапидарии, были очень популярны в народе именно благодаря наличию в них, помимо духовной символики, конкретных советов по магическому и терапевтическому применению драгоценных камней. Подобные прагматические способы использования камней не были восприняты соборным церковным искусством, и если присутствовали, то только на бытовом уровне, в личных святынях, обладавших апотропеической (защитной) функцией. Зато в мирском искусстве средневекового периода магические свойства камней играли важнейшую роль. Известны исторические свидетельства о страстной любви к самоцветам царя Ивана Грозного и о его вере в их магическую силу.
Пример наибольшей догматической ясности в церковном ювелирном искусстве Руси нам дают предметы, созданные до XVII века. XVII век является кризисным для русского религиозного сознания. Оставаясь формально символическим по отношению к высшим духовным сущностям, сознание все больше секуляризировалось, ориентируя человека на чувственно воспринимаемый мир. И даже попытка усиления символизма, как защитная реакция, привели только к усложнению символики, выродившейся во множество мелких аллегорических образов, эмблем и условных знаков, требующих больше эрудиции, чем сверхразумного проникновения в глубь символа. Так ювелирные изделия, сделанные в начале XVII века, несмотря на сложность замысла и различие отдельных художественных компонентов, отличались удивительной цельностью и канонической строгостью, но уже в конце века эта цельность растворяется в стремлении к большей яркости, пышности и богатству. Художественный стиль этого времени еще имеет религиозный характер, но замысловатая аллегоричность символики и перенасыщенность цветовых пятен эмалей и самоцветов, уже затрудняют духовное прочтение произведения. Декоративность в изделии начинает играть главную роль, скорее способствую чувственному восприятию, чем духовному.
Интересно, что у церковных ювелирных изделий XVII века существовал литературный аналог. Это некоторые популярные произведения церковной гомилетики (искусство проповеди) этого времени, в которых из словесных россыпей самоцветов и аллегорических образов складывается пестрый риторический орнамент, сходный с ювелирным изделием.
В последующие века употребление драгоценных камней в церковном искусстве все больше подчиняется сформировавшейся светской эстетике, в которой господствуют психофизические теории цвета (об этом мы говорили в третьей беседе, посвященной символики цвета). Развитие и широкое применение технологий огранки приводит к тому, что эффектное физическое сияние камней (в особенности бриллианта), видимое любым человеком, становится самодостаточным и перестает символизировать свет духовный.
Но всё же могучая сила, исходящая от древних памятников церковного искусства иногда заставляет мастеров, стремящихся к Истине, вновь обращаться к древним принципам творчества, в которых первоочередным является изменение собственного мирского сознания.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Источник : «Jewelry Garden» (Ювелирный Сад), 2005 г. // №3 и №4. Авторский сайт Ю.В.Федорова: www.feodorov.ru

Камни драгоценные в Библии . Камнями драгоценными называются те минералы, отличительными особенностями которых служат твердость, прозрачность, блеск и приятный цвет и которые употребляются на приготовление дорогих украшений. Драгоценные камни не залегают в недрах земли обширными и массивными пластами, но являются вкрапленными или включенными в различные горные породы в виде мелких зерен, прожилков, небольших обломков камней. Все они вообще – кристаллического строения, иначе – представляются наблюдателю в форме многогранных тел, которые имеют определенные геометрические очертания. Драгоценные камни встречаются редко и не во всех странах, что в значительной мере возвышает их ценность. Так как камней, обладающих вышеназванными особенностями, сравнительно очень мало, потребность же в них для различных украшений была всегда велика, то, наряду с драгоценными камнями, издавна стали употреблять камни, обладающие каким-либо или несколькими из названных свойств. Эти последние обыкновенно называют полудрагоценными или дорогими камнями. При определении того, какой именно из драгоценных кашей находится пред исследователем, а также при различении этих камней один от другого, в случаях их внешнего сходства между собою, преимущественно обращают внимание на их твердость, удельный вес и химический состав. 1) Из двух тел тверже то, которое чертит или режет другое. Для определения твердости выбирают ряд известных тел (числом десять), располагают их в порядке их твердости и слабейшее из них (тальк) обозначают цифрою „1“, самое твердое (алмаз) – цифрою „10“. Если нужно испытать какой-либо камень относительно его твердости, то им чертят или режут названные тела, начиная с № 1-го. На более слабых испытуемый камень оставляет черту. Теперь если на хорошей стали, твердость которой „6“, не является черты от испытуемого камня, то нужно чертить сталью по камню; если на камне получится черта, то значит камень имеет твердость между пятью и шестью (5–6). Если же камень не режет стали и сталь не режет камня, то твердость их одинакова и значит твердость испытуемого камня „6“. Твердость драгоценных и дорогих камней, упоминаемых в Библии, колеблется между 6-ю и 10-ю. 2) При определении удельного веса испытуемый камень взвешивают на весах; положим, он весит 30 золотников. Затем тот же кусок камня привязывают на нитке к чашечке весов и опускают его в подставленный сосуд с водою так, чтобы чашечка не касалась воды. Теперь камень весит меньше, – положим, – 20 золотников; следовательно, он в воде теряет 10 золотников. Разделивши на этот остаток вес камня в воздухе, т. е. 30 на 10, получим 3. Цифра эта (3) и обозначит удельный вес камня. Другого сорта камень будет иметь другой удельный вес. Удельный вес названных в Библии драгоценных и полудрагоценных камней определяется цифрами от 2,5 до 4. 3) Что касается химического состава, то каждый камень имеет свой, только ему свойственный, состав; так, алмаз состоит из чистого углерода, аметист представляет собою видоизменение кварца, в состав берилла входят окислы двух металлов: бериллия и алюминия и т. д. При последующем описании драгоценных и дорогих камней, упоминаемых в Библии, мы уже не будем касаться, за немногими разве исключениями, их твердости и удельного веса.

Евреи с самых древних времен ознакомились с драгоценными и полудрагоценными камнями, издавна привыкли услаждать свой взор их блеском и переливами их цветов. Драгоценных камней в Палестине никогда не находили; поэтому их получали здесь из других, чужих стран иногда в виде подарков () и военной добычи (), а главным образом путем купли, при посредстве арабских, особенно же финикийских купцов (Иезек. 27, 22). Драгоценные камни в Палестине непосредственно были получаемы лишь при Соломоне в то время, когда корабли этого царя отправлялись, вместе с кораблями финикийскими, в Офир и доставляли оттуда различного рода редкости (. ). Как предметы высокого достоинства, драгоценные камни были собираемы еврейскими царями и сберегаемы в казнохранилищах, наряду с золотом. Так, их собирал Давид в качестве материала для будущего иерусалимского храма (); равным образом они были помещены в казнохранилище царя Езекии (). Драгоценные камни были употребляемы евреями для всевозможного рода украшения. Ими украшались богослужебные облачения первосвященника (. И. ); их вставляли в золотые сосуды (); Соломон обложил „дорогими камнями для красоты“ внутренние стены построенного им храма (). Употребляя для украшений драгоценные камни, евреи следовали в этом примеру соседних стран, где названные камни можно было видеть на царских одеждах (Иезек. 28, 13. ) , в царских венцах () и на многих других предметах (. ). Затем драгоценные камни были употребляемы у евреев для приготовления печатей, при чем камни с вырезанными на них печатями оправлялись в золото (И. ). Следует заметить, что искусство шлифовки драгоценных камней, гравирования на них и обделки их в золото (вставки в „гнезда») евреи вынесли из Египта; по крайней мере, при устройстве скинии в пустыне, между евреями уже находились лица, искусные в резьбе на камнях (). Работы древних еврейских граверов отличались разнообразием и изяществом форм (И. ).

Драгоценные камни называются и перечисляются в библейском тексте несколько раз, именно: , при описании „наперсника судного“; Иезек. 28, 13, при указании на чрезвычайную роскошь в одежде царя тирского, и , при изображении Иерусалима небесного, который был созерцаем в видении св. Иоанном Богословом. Сверх того некоторые драгоценные камни поименованы и в других местах Библии, напр., . П. и др. – Драгоценные и полудрагоценные камни, упомянутые в Библии, мы назовем и опишем в алфавитном порядке.

Агат представляет собою смесь или сплав различных видоизменений кварца, каковы яспис, аметист, халцедон и др. Все эти видоизменения, соединяясь в кусках агата, не теряют своего цвета, но располагаются в них отдельными, разных цветов, пластами, причем идут или прямыми, параллельными полосами, или ломаными линиями, или же принимают форму различных предметов, напр., облаков. Вследствие неодинакового количества разноцветных полос, их различного распределения и различных форм в кусках агата, сортов последнего насчитывают очень много – до двадцати. Агат непрозрачный, мутный, на подобие студня, камень и принадлежить к числу камней полудрагоценных. Сравнительно высоко ценятся агаты с изображениями, находящимися внутри их массы и напоминающими фигуры животных или растений. Агаты последней разновидности, т. е. заключающие в себе как бы изображения небольших кустов, древесных ветвей, называются дендритами (от δένδρον – дерево). Такого рода изображения, имеющие черный, бурый или красноватый цвет, произошли внутри агатовых масс из металлических растворов железа или марганца, точнее – из кристаллов этих растворов. Агат (лат. асhates) получил свое название, – по свидетельству Плиния, – от речки Асhates в Сицилии, где в древности он был добываем. Местонахождения агата: Италия, Германия, Аравия, Сирия, Урал, Верхний Египет, Бразилия и др. Еврейское название агата – schebo, LХХ – ἀχάτης . В Библии агат назван в числе тех 12-ти драгоценных камней, которыми был украшен „наперсник судный“; последний входил в состав облачения ветхозаветного первосвященника, и на нем драгоценные камни были расположены в четыре ряда по три камня в каждом, при чем агат занимал второе место в третьем ряду. На каждом из камней было вырезано, как на печати, по одному имени из числа тех имен, коими были обозначаемы двенадцать колен Израилевых ().

Алмаз (евр. jahalom) – наиболее известный камень, занимающий первое место в ряду драгоценных камней по своей крайней твердости и высокой ценности. По своему химическому составу он – чистейший углерод и может сгореть. Наружность сырого, необделанного алмаза не привлекательна. Поверхность добытых из земли его кристаллов бывает по большей части шероховата и покрыта трещиноватою полупрозрачною корой свинцово – серого блеска. Но хорошо отшлифованный алмаз, получающий название бриллианта, изумителен по своей красоте: своею прозрачностию и сильным лучистым блеском он оставляет далеко позади себя все прочие драгоценные камни. Отшлифованный алмаз совершенно бесцветен; но встречаются желтоватые, зеленоватые, синеватые и розовые алмазы; розовые и синеватые ценятся дороже других. В русском переводе Библии словом алмаз передано еврейское наименование jahalom, согласно с разумением древних еврейских раввинов (Кеil u. Delitzsch, Commentar I, 1, 2 Aufl. 8. 531–532), которому следовал также Лютер. У LХХ еврейское слово jahalom передано речением – ἴασπις , а у Иезек. 28, 13 – речением σμάραγδος . Из этого следует, что уже в древности точное значение слова jahalom перестало быть известным. Последнее обстоятельство служит для современных ученых поводом предполагать, что jahalom обозначает собою не алмаз, а другой какой-либо камень, более удобный для гравирования. В русском переводе Библии словом „алмаз» передано, кроме „jahalom“, другое еврейское речение schamir . Иезек. 3, 9. Из первой цитаты видно, что мелкие осколки или кристаллы алмаза были вставляемы в металлические ручки, острым концом вверх, и служили, в качестве резца, при гравировании; из Иезек. 3, 9 явствует, что древние евреи считали алмаз наиболее твердым телом в природе. Алмаз (jahalom) на „наперснике судном» занимал третье место во втором ряду драгоценных камней (); у пр. Иезекииля (28, 13) алмаз назван в числе драгоценностей. Наименование „алмаз“ восточного происхождения.

Аметист – прозрачное видоизменение кварца, подобное горному хрусталю (см. „Кристалл“), но лилового или фиолетового цвета. Впрочем, основной фиолетовый цвет встречается в кристаллах аметиста с различными оттенками: бывают аметисты светло-фиолетового, темно-фиолетового, красновато-фиолетового цвета и под.; известны также аметисты светло-синие, но они редки. Сверх того находят такие аметисты, в массе которых заключены игольчатые кристаллы бурого железняка. Местонахождения аметиста: Тироль, Кипр, Урал, Дейлон, Бразилия и др.; в древности его получали из Индии, Аравии и Египта. – Аметист признают одним из красивейших камней и дорого ценят. Находят его в небольших, за редкими исключениями, кристаллах. Древние приписывали аметисту силу, предохраняющую от пьянства; отсюда его греческое название ἀμέθυστος (α – частица отрицания, μεθύω – я пьян). Еврейское его название – achlamah. В библейском тексте аметист назван несколько раз, именно: . Иезек. 28, 13 (по пер. LХХ и славянскому), . На „наперснике судном“ аметист занимал третье место в третьем ряду.

Берилл есть видоизменение изумруда. В состав его входят, между прочим, окислы металлов бериллия и алюминия. Он прозрачен, за исключением низших сортов; последние мутны. Бериллы встречаются самых разнообразных цветов – от густо-спаржевого, зеленого, синего, белого, золотистого до грязно-розоватого. Берилл цвета морской воды называется аквамарином . Местонахождения берилла: Урал, Китай, Индия, Египет, Бразилия; древние получали его преимущественно из Индии. Б русском библейском тексте берилл назван только однажды: („вирилл“). Греческое название камня Βήρυλλος .

Гиацинт – блестящий прозрачный камень. Он состоит из окиси особенного металла – циркона (поэтому называется также циркон ) и из кремнезема. Цвет его – оранжевый различных оттенков и коричневый; встречается также бесцветным. Местонахождения: Франция, Пруссия, Дейлон, Остиндия, Абиссиния и др.; его находят, по большей части, в мелких кристаллах. Гиацинт упомянут в Библии однажды: ; греческое его название ὑάκινθος .

Изумруд – один из первоклассных драгоценных камней, блестящий, густо-зеленого цвета и совершенной прозрачности. Химический состав изумруда подобен составу берилла (см. Менделеев Химия, изд. 6-е, стр. 427–428). Местонахождения: Урал, Индия, Египет, Эфиопия и др. Совершенно зеленый, необыкновенно приятный для глаз цвет изумруда зависит от того, что к главным составным частям его примешан, в малых долях, окисл хрома. Еврейское название этого камня – bareketh, указывающее на его блеск (от barak – блистать), арабск. – цамаруд, греч. – σμάραγδος (от ἀμαρύσσω – сияю), славянск. – смарагд. – На „наперснике судном“ изумруд занимал третье место в первом ряду (); далее, изумруд упомянут Иезек. 28, 13. . . . . Следует заметить, что в русском (синод.) переводе Библии название „изумруд“ употреблено только в тех местах, где поставлено еврейское bareкеth, т. е. в книгах, переведенных с еврейского; в книгах же, переведенных с греческого, греческое наименование изумруда σμάραγδος оставлено без перевода и передано речением смарагд (. . ), за исключением , где вместо, „σμάραγδος « стоит по-русски „изумруд“.

Карбункул представляет собою один из видов граната. Гранат или венися есть, в большинстве случаев, прозрачный камень с сильным стекловидным блеском. В состав его, между прочим, входят кремний, алюминий, марганец, железо в соединении с кислородом. Местонахождения: Урал, Остиндия, Цейлон, Эфиопия и нек. др. Гранат встречается различных цветов и, смотря по цвету, носит различные наименования. Так, название эссонит или коричневый камень усвояют гранату коричневого цвета, гроссуляр – гранату яблочно-зеленого цвета, затем, гранат синевато-красного, вишнево-красного, малиново-красного цветов называется альмандин ; наконец, гранат кровяно-красного цвета с огненным оттенком (от значительной примеси железа), занимающие по красоте первое место между гранатовыми разновидностями, известен под именем или пиропа , или анфракса , или карбункула . Еврейское название карбункула – nophekh, у LХХ – ἄνθαξ . Карбункул занимал первое место во втором ряду на „наперснике cудном“ (); далее этот камень назван Иезек. 27, 16. 28, 13. . В последней цитате греческое ἄνθραξ ; оставлено в русском тексте Библии без перевода: анфракс.

Оникс (евр. schoham) относится к группе агатов и представляет собою перемежаемость слоев розового цвета с белыми слоями, что делает его несколько похожим на „ноготь, лежащий на теле“. Отсюда и греческое название его ὄνυξ , что значит „ноготь“. Разноцветные слои настоящего оникса (которых бывает и более двух) расположены довольно широкими полосками, которые идут всегда прямо и параллельно. Слои в некоторых видах этого камня бывают и черного цвета, как, напр., в аравийском ониксе , который называется также черным ленточным агатом . Местонахождения Аравия, Индия, Египет, Бразилия а др. Древние евреи полагали, что ониксы добываются главным образом в неизвестной теперь стране Хавила (). В числе приношений с религиозными целями от доброхотных дателей, Моисей повелел принимать, между прочим, и оникс с другими камнями для священных одежд первосвященника (). Затем, из ониксов два камня были утверждаемы на нарамниках первосвященнического ефода и один на „наперснике“, где занимал второе место в четвертом ряду драгоценных камней (). На двух камнях „ониксах“, предназначавшихся для нарамников, вырезывались имена колен Израилевых, на каждом камне по шести имен (). У и Иезек. 28, 13 оникс упомянут в числе драгоценностей и у Иова прямо назван драгоценным; в последнем случае, вероятно, разумелся „оникс аравийский“, который из всех видов оникса ценился и ценится особенно высоко. Нужно, впрочем, заметить, что оникс относят к числу полудрагоценных камней.

Рубин и сапфир . Эти камни суть видоизменения корунда или, так называемого, яхонта . Ни один из драгоценных камней не имеет столь разнообразной окраски, как корунд. Он встречается белого, красного, синего, зеленого, желтого и др. цветов, бывает и совершенно бесцветный. Химический состав бесцветного корунда – чистый глинозем, но в цветных его экземплярах имеются следы железа, марганца и другие примеси, чем и обусловливаются цвета этих камней. Местонахождения корунда: Африка, Индия, Цейлон, оренбургская и пермская губ. и др. Из цветных корундов особенно высоко ценятся красные и синие. Кравяно-красного и кармино-красного цвета корунды называются рубинами или красными яхонтами и считаются даже дороже бриллиантов; корунды синие известны под именем сапфиров или синих яхонтов . – Рубин занимал первое место в первом, сапфир – второе во втором ряду. драгоценных камней на „наперснике судном“ (). Затем рубин и сапфир, как драгоценности высокого достоинства, называются в следующих местах Библии: . Иса. 54, 11. . Иезек. 1, 26. 27, 16. 28, 13. . П. . . . В и у Иезек. 1, 26 можно видеть указание на синий цвет и блеск сапфира. Еврейское название рубина ’оdem, сапфира – sарриr, у LХХ и в славянск. – рубина – σάρδιον , сардий, сапфира – σάπφειρος , сапфир. Греческому ἄνθραξ ; у И. в русск. библейском тексте соответствует слово „рубин». – Речение корунд есть видоизменение восточных слов коринд, коринду (соrind, соrindou), употребляемых в Индии и Китае для наименования некоторых разновидностей корунда или яхонта (Щеглов); еврейское ’оdem и происходящее от латинского корня рубин указывают на красный цвет камня, ими обозначаемого, евр. sаррir – на синий цвет.

Сардоникс упомянут ; он относится к группе агатов. Камень этот есть ни иное что, как оникс с белыми и оранжевыми или красноватыми полосами. В древности сардониксы, если только разноцветные слои лежали в них правильно, были ценимы почти одинаково с сапфирами. В древнее время их получали из Индии и Эфиопии. Сардонит (греч. σαρθόνιξ ) – сардийский оникс, действительное значение этого названия не выяснено.

Сердолик (греч. σάρδιον ) назван . Сердолик – наименование восточного происхождения (Пыляев); на что именно оно указывает, – с точностию не известно (см. далее „Халкидон“).

Смарагд (см. „Изумруд“).

Топаз . В состав топаза входят глиний, кремний и втор в соединении с кислородом. Топаз менее тверд, нежели алмаз, но равен с ним по весу; он имеет сильный стеклянный блеск; его цвета: белый, винно-желтый, буровато-желтый или зеленый. Прозрачный топаз называется благородным, непрозрачный – обыкновенным. В древности топаз добывался на одном из островов Красного моря, где египетские фараоны имели для этого особенные копи, а также в Индии и Эфиопии; в настоящее время его находят в Сибири (где он носит название „тяжеловес“), в Саксонии, Бразилии и некоторых других странах. Топаз упомянут (на „наперснике“ – второе место первого ряда), Иезек. 28, 13. („топаз ефиопский“). . Еврейское наименование топаза – рitedah, указывающее на его желтый цвет. Происхождение и значение наименования „топаз“ не определено.

Халкидон. Халкидонами или халцедонами называются цветные кварцы, известные со времен глубокой древности. „Они образовались из растворенного в воде кварца, который переходит в растворимое состояние при постепенном разрушении горных пород под влиянием воздуха“. Халкидоны принадлежат к группе агатов. Они мутны, как студень, разнообразных, но не ярких цветов. В продаже особенно ценятся халкидоны мясного цвета или красные (сердолик или карнеоль ), яблочно-зеленые (хризопрас ), с полосками или слоями красного и белого цветов (оникс ), серовато-голубые. Халкидон упомянут . Название камня „халкидон“ происходит от малоазийского города Халкидона, откуда, между прочим, этот камень был отправляем на продажу. Местонахождения: Аравия, Урал и др. Халкидон принадлежит к числу полудрагоценных камней.

Хризолит (χρυσός – золото, λίθος – камень) – прозрачный камень желтовато-зеленого или чисто желтого цвета с сильным блеском. В состав его входят магний и кремний. Местонахождения: Египет, Дейлон, Сибирь и др. Упомянут: (на „наперснике“ – первое место четвертого ряда). Иезек. 28, 13. . Еврейское название хризолита – tarschisch указывает на место, откуда, между прочим, камень был доставляем купцами. Слово tarschisch употреблено также Иезек. 1, 16. 10, 9. П. , но здесь русские переводчики это еврейское слово передали речением „топаз“.

Хризопрас упомянуть . Греческое наименование χρυσόπρασος (от χρισός – золото πράσον , – порей – растение) указывает на цвет камня (см. „Халкидон“: стлб. 218 –).

Яспис (евр. jaschpheh, греч. ἴασπις ): яшма или яшмовый кварц . Яшма совершенно непрозрачна, не просвечивает даже по краям. По цветам и расположению цветов, виды яшмы до крайности разнообразны. Кроме одноцветной яшмы желтого, бурого, красного и зеленого цветов, существуют еще очень многие сорта разноцветных яшм, каковы: бурая с светлыми неправильно расположенными (кривыми) полосами, красная с желтыми жилками, белая с тонкими жилками красно-карминного цвета и др. Яшма принимает довольно блестящую полировку. В древности яшму находили удобною для гравирования. Местонахождения: Египет, Сибирь и др. страны. О ясписе, или яшме, упоминается (на „наперснике“ – третье место четвертого ряда). Иезек. 28, 13. . Можно думать, что в разумеется не яспис, а какой-либо другой кристалловидный камень.

Яхонт упомянут в русском переводе Библии (на „наперснике“ – первое место третьего ряда). Слову „яхонт“ в подлинном еврейском тексте соответствует речение leschem (от lascham – привлекать), у LХХ – λιγύριον , Вульг. – lиgurius (происходящий, получаемый из Лигурии). Яхонт есть название собирательное, употребляемое для обозначения разновидностей корунда, которые обыкновенно признаются отдельными камнями и носят особые наименования (см. „Рубин и Сапфир“: стлб. 216 –). Очень может быть, что в приведенных местах кн. Исход разумеется какая-либо красивая разновидность корунда, не названная в других местах Библии, напр., восточный жиразоль , просвечивающий, молочного цвета камень, подобный благородному опалу , издающий красноватые, или желтоватые, или синеватые лучи. Наименование „яхонт“, вероятно, восточного происхождения: „ягут“ или „якут“ – персидское название рубина.

Жемчуг . При перечислении и описании драгоценных камней, упоминаемых в Библии, уместно сообщить сведения и о жемчуге. Правда, жемчуг не принадлежит к минералам, он – вещество органического, животного происхождения; но Библия называет его наряду с драгоценными камнями, как предмет высокого достоинства, служащий, подобно камням, для украшений различного рода. Жемчуг есть продукт тех животных, которых именуют мягкотелыми , иначе слизняками или моллюсками (Моllusca) , относят к классу пластинчатожаберных или двустворок (Lamellibranchиata siиa Вivaliae ), к отряду разномышечных (Неterоmya), к семейству жемчужниц (Аvicuacca) , к виду жемчужниц перловых (Маleagrina margaritifera) . Безголовый моллюск перловой жемчужницы заключен в двустворчатую раковину, боковые створки которой, правая и левая, представляются, по внешнему виду, одинаковыми – огругленно-четырехсторонними, имеющими листоватое строение, зеленовато-бурый цвет с продольными белыми полосами. Створки эти в верхней, спинной, части соединены между собою посредством особой упругой массы, так называемой связки, и состоят из трех слоев различного строения, причем у перловых жемчужниц наиболее утолщенным является внутренний перламутровый слой. Внешняя часть тела моллюска, называемая мантиею или эпанчею, состоит из двух лопастей, соединенных на спине и представляющих собою утолщение кожи, особенно при соединении. Лопасти эти образуют полость, в которой с каждой стороны расположены две листовидные жабры животного, разделенные мускулистою клиновидною ногою, приспособленною для передвижения и выступающею, по мере надобности, из нижней части створок. Лопасти эпанчи верхним слизистым слоем своим непосредственно прилегают к створкам раковины и прикрепляются к ним замыкательными, не одинаково развитыми мышцами, которые идут от одной створки к другой поперек тела моллюска и служат к сближению створок между собою свободными нижними краями.

Древние считали жемчуг драгоценностию высшего достоинства и любили украшаться им, что особенно нужно сказать о римлянах. Богатые римские женщины убирали жемчугом головы, носили жемчужные серьги, ожерелья, перстни и даже унизанную жемчугом обувь. Римские женщины не оставались без подражательниц и в других местностях империи (). Жемчуг несомненно был известен и евреям. По крайней мере он, во времена Христа Спасителя, было очень распространен в Палестине ().

Чтобы удовлетворить постоянному и значительному спросу на жемчуг, среди палестинских евреев существовали тогда купцы, которые исключительно занимались торговлею жемчугом, при чем не останавливались даже пред чрезвычайными издержками, стараясь приобретать, между прочим, крупные, а потому редкие и очень дорогие жемчужины (); значит, во времена Христа, в Палестине был спрос и на такие драгоценности (ср. упоминания о жемчуге ). С вероятностию можно также предполагать, что жемчуг был употребляем евреями и в ветхозаветные времена; но прямых и определенных, не подлежащих сомнению указаний на это в писаниях Ветхого Завета не имеется. Правда, в русском (синод.) переводе ветхозав. Библии, именно в кн. Притчей (8, 10. 20, 15. 31, 10) словом жемчуг передано еврейское речение рeninim . Но под этим речением ученые исследователи еврейского текста Библии (напр., Delitzsch) склонны разуметь скорее коралл, нежели жемчуг . Возможно, впрочем, что древние евреи речением реninim обозначали и коралл, и жемчуг, принимая во внимание их одинаковое, морское происхождение; но где именно в подлинном ветхозав. тексте peninim обозначает жемчуг, – определить нельзя: здесь возможны лишь догадки, всегда малоосновательные, колеблющиеся, а потому не имеющие положительной ценности. Подобную колеблемость в данном случае обнаружили и русские (синод.) переводчики. Они не везде перевели словом жемчуг еврейское рeninиm . Так, напр., peninim (в конце стиха) они передали выражением рубины , а слово жемчуг (в начале того же стиха) поставили вместо евр. gabisch, которое значит (Gesenins, Delitzsch) кристалл (Schenkel, Richm, Guthë ,Perlen“).

Русскому наименованию жемчуг соответствуют: арабское – зеньчуг , греческое – маргарит (μαργαρίτης ), немецкое – Рerlen. Старинное русское название крупного жемчуга – бурмицкое зерно , мелкого – кафимское зерно , т. е. зерно, привезенное из города Кафы (ныне Феодосия); древнерусское выражение – скатный жемчуг значит – жемчуг круглый, катящийся, т. е. лучший жемчуг (Пыляев , Драгоценные камни, стр. 3 231–233).

Прот. П. Елеонский

12 библейских камней

Первые украшения, которые донеслись до нас на страницах литературных произведений — это библейские камни. Они упоминаются в Библии как Ветхого, так и Нового Завета. Самый древний оригинал священного писания можно отнести к 1500 году до новой эры. Именно там рассказывается о том, что Первосвященник, который был последователем Иеговы и приносил богослужение, имел в своем обиходе наперстник, представляющий собой суму из полотна. Сума была обрамлена драгоценными камнями. Их количество было двенадцать. Именно эти камни-самоцветы и называют библейскими камнями. Они представляли собой самую различную форму и окрас, и были исполнены в золотых оправах.

В Библии (Исход, глава 28) говорится:
28. 17. И вставь в него оправленные камни в четыре ряда. Рядом: рубин, топаз, изумруд, — это первый ряд.
28. 18. Второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз.
28. 19. Третий ряд: яхонт, агат и аметист.
28. 20. Четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис. В золотых гнездах должны быть вставлены они.
28. 21. Сих камней должно быть двенадцать, по числу сынов Израилевых, по именам их; на каждом, как на печати, должно быть вырезано по одному имени из числа двенадцати колен.

Наперстник имел различные названия и упоминался как наперстие, нагрудник или хошен — на иврите. Он крепился к фартуку священника, носящем название ефод, при помощи золотых цепочек и шнуров голубого цвета. Порой в писаниях наперстником называли сумку, которую словно пектораль, надевали на шею. Наперстник на лицевой стороне украшали 12 камней, которые символизировали 12 колен Израилевых и крепились в определенном порядке: по три камня в четыре ряда.

1-й ряд - рубин, топаз и изумруд;
2-й ряд - карбункул, сапфир и алмаз;
3-й ряд - яхонт, агат и аметист;
4-й ряд - хризолит, оникс и яспис.

Cума была сделана из цветной шерсти с золотой нитью. Наперстник был предназначен для ношения урима (свет) и тумима (совершенство), которые представляли собой символы, при помощи которых иерарх советовался со Всевышним по вопросам жизни народа израильского. Они представляли собой инструменты предсказания, своего рода ответ на вопрос «да» или «нет».

Библия гласит, что Бог, поведавший народу законы и заповеди, настоятельно повелел Моисею сделать у горы Синай скинию, которая представляла собой специальное место для совершения обрядов и таинств. Здесь были ковчег завета, жертвенник для воскурений, стол для хлебоприношения, светильник - семисвечник. Именно тогда было велено сделать одежды для первосвященника Аарона, в состав которых и входила знаменитая сума.

Существует мнение, что самоцветы символизировали духовное единство народа Израиля. В своем труде «Иудейские древности» Иосиф Флавий рассказывает два примечательных замечания о камнях. В святилище при присутствии Бога сардоникс «начинал особенно сильно сверкать таким ярким светом, какой ему обыкновенно не свойственен, а 12 камней на груди блеском и сиянием возвещали грядущую победу, когда израильтяне собирались на войну». И второе отражение своих мыслей, касаемо одежды первосвященника, заключается в том, что сардониксы, которые украшали застежки, сравнимы с Солнцем и Луной, а камни на нем с 12 месяцами года или как описано в книге «группами звезд, которые греки называют Зодиаком».

Значение самоцветов, окаймлявших нагрудник, было очень велико. В одном из писаний описывался порядок следования евреев в пустыне во время исхода из Египта. Вереница «до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей» располагалась строго родами «при знамени своем и при знаках семейств» во главе с патриархом, каждый из которых имел свой особый стяг, цвет которого строго соответствовал оттенку камня на нагруднике, носившем его имя.

История нагрудника после распада империи Рима в данный момент не известна. Есть лишь догадки о том, что нагрудник был перемещен на Восток после взятия и разграбления Иерусалима в 7 веке магометанами. Так же не исключено, что в данный момент она хранится в сокровищнице потомков воинственных персов.
В священных письменах указываются древние названия камней. Давайте рассмотрим их современную терминологию:

Вирилл — берилл зеленовато-жёлтого оттенка.
- Иакинф - гиацинт (циркон, его драгоценная разновидность).
- Карбупкул - красный гранат (пироп или альмандин).
- Сардоникс — оникс тёмно-красный или другими словами халцедоновый.
- Халкидон - халцедон.
- Яспис - яшма красного оттенка (есть разные версии, которые глаголят о том, что яшма могла быть и зеленая).
- Яхонт — рубин (красный корунд).

Но вышеприведенным названиям нельзя придавать конечного результата, поскольку в древности основными различиями были цвет и твердость, и часто под одним названием таились минералы разных видов, в тоже время к разным названиям приписывали камни одного минерала.

Быт 2:12 ...там бдолах и камень оникс...
Быт 28:18 ...и взял камень , который он положил себе изголовьем,..
Быт 28:22 ...то этот камень , который я поставил памятником,..
Быт 29:2 ...Над устьем колодезя был большой камень ...
Быт 29:3 ...отваливали камень от устья колодезя и поили овец;..
Быт 29:3 ...потом опять клали камень на свое место, на устье колодезя...
Быт 29:10 ...то подошел Иаков, отвалил камень от устья колодезя...
Быт 31:45 ...И взял Иаков камень и поставил его памятником...
Исх 15:5 ...они пошли в глубину, как камень ...
Исх 15:16 ...от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень ,..
Исх 17:12 ...и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем,..
Исх 25:7 ...камень оникс и камни вставные для ефода и для наперсника...
Исх 35:9 ...камень оникс и камни вставные для ефода и наперсника...
Исх 35:27 ...князья же приносили камень оникс...
Чис 35:23 ...или какой-нибудь камень , от которого можно умереть,..
Нав 24:26 ...и взял большой камень и положил его там под дубом,..
Нав 24:27 ...вот, камень сей будет нам свидетелем,..
Суд 6:20 ...и положи на сей камень , и вылей похлебку...
1Цар 6:14 ...и был тут большой камень ,..
1Цар 7:12 ...И взял Самуил один камень ,..
1Цар 14:33 ...привалите ко мне теперь большой камень ...
1Цар 17:49 ...И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень ,..
1Цар 17:49 ...так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю...
1Цар 25:37 ...и замерло в нем сердце его, и стал он, как камень ...
2Цар 12:30 ...а в нем было золота талант и драгоценный камень , –..
4Цар 19:18 ...дерево и камень ;..
Неем 9:11 ...как камень в сильные воды...
Иов 28:3 ...и тщательно разыскивает камень во мраке и тени смертной...
Иов 38:6 ...или кто положил краеугольный камень ее,..
Иов 38:30 ...Воды, как камень , крепнут, и поверхность бездны замерзает...
Иов 41:16 ...Сердце его твердо, как камень , и жестко, как нижний жернов...
Пс 77:15 ...рассек камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны;..
Пс 77:20 ...Вот, Он ударил в камень , и потекли воды, и полились ручьи...
Пс 90:12 ...да не преткнешься о камень ногою твоею;..
Пс 104:41 ...Разверз камень , и потекли воды,..
Пс 113:8 ...превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод...
Пс 117:22 ...Камень , который отвергли строители, соделался главою угла:..
Пс 136:9 ...Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень !..
Притч 17:8 ...Подарок – драгоценный камень в глазах владеющего им:..
Притч 26:8 ...Что влагающий драгоценный камень в пращу,..
Притч 26:27 ...и кто покатит вверх камень , к тому он воротится...
Притч 27:3 ...Тяжел камень , весок и песок;..
Ис 28:16 ...вот, Я полагаю в основание на Сионе камень , –..
Ис 28:16 ...камень испытанный, краеугольный,..
Ис 37:19 ...дерево и камень , потому и истребили их...
Иер 51:63 ...привяжи к ней камень и брось ее в средину Евфрата,..
Иез 10:1 ...который над главами Херувимов, как бы камень сапфир,..
Дан 2:34 ...доколе камень не оторвался от горы без содействия рук,..
Дан 2:35 ...а камень , разбивший истукана, сделался великою горою...
Дан 2:45 ...что камень отторгнут был от горы не руками...
Дан 6:17 ...И принесен был камень и положен на отверстие рва,..
Агг 2:15 ...когда еще не был положен камень на камень в храме Господнем...
Зах 3:9 ...Ибо вот тот камень , который Я полагаю перед Иисусом;..
Зах 4:7 ...и вынесет он краеугольный камень ...
Зах 10:4 ...Из него будет краеугольный камень ,..

Мф 4:6 ...да не преткнешься о камень ногою Твоею...
Мф 7:9 ...подал бы ему камень ?..
Мф 21:42 ...камень
Мф 21:44 ...и тот, кто упадет на этот камень , разобьется,..
Мф 27:60 ...и, привалив большой камень к двери гроба, удалился...
Мф 28:2 ...приступив, отвалил камень от двери гроба...
Мк 9:42 ...если бы повесили ему жерновный камень на шею...
Мк 12:10 ...камень , который отвергли строители,..
Мк 15:46 ...и привалил камень к двери гроба...
Мк 16:3 ...кто отвалит нам камень от двери гроба?..
Мк 16:4 ...И, взглянув, видят, что камень отвален;..
Лк 4:11 ...да не преткнешься о камень ногою Твоею...
Лк 8:6 ...а иное упало на камень ...
Лк 8:13 ...а упавшее на камень , это те,..
Лк 11:11 ...когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень ?..
Лк 20:17 ...камень , который отвергли строители,..
Лк 20:18 ...Всякий, кто упадет на тот камень , разобьется,..
Лк 24:2 ...но нашли камень отваленным от гроба...
Ин 1:42 ...ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)...
Ин 8:7 ...кто из вас без греха, первый брось на нее камень ...
Ин 11:38 ...То была пещера, и камень лежал на ней...
Ин 11:39 ...Иисус говорит: отнимите камень ...
Ин 11:41 ...Итак отняли камень от пещеры где лежал умерший...
Ин 20:1 ...и видит, что камень отвален от гроба...
Деян 4:11 ...Он есть камень , пренебреженный вами зиждущими,..
1Пет 2:6 ...Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный;..
1Пет 2:7 ...а для неверующих камень , который отвергли строители,..
1Пет 2:7 ...камень претыкания и камень соблазна,..
Рим 9:32 ...Ибо преткнулись о камень преткновения,..
Рим 9:33 ...вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна;..
1Кор 10:4 ...камень же был Христос...
Откр 2:17 ...и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя,..
Откр 18:21 ...И один сильный Ангел взял камень , подобный большому жернову,..

3Езд 1:20 ...Когда вы жаждали, не рассек ли Я камень ,..
3Езд 5:5 ...и с дерева будет капать кровь, камень даст голос свой,..
Прем 13:10 ...или негодный камень , дело давней руки...
Сир 6:22 ...она будет на нем как тяжелый камень испытания,..
Сир 22:22 ...Бросающий камень в птиц отгонит их;..
Сир 27:28 ...Кто бросает камень вверх, бросает его на свою голову,..
Сир 32:22 ...Не ходи по пути, где развалины, чтобы не споткнуться о камень ;

Наперсник Первосвященника - камни с надписями.

Вера в волшебную и исцеляющую силу драгоценных самоцветных камней уходит в глубь тысячелетий.

В Библии видим, как пророки укоряют ветхозаветные народы за их любовь к роскоши и драгоценностям. То же самое говорят и древнейшие историки - Геродот, Теофраст, Страбон, Диодор и особенно Дионисий Периегета, который уже описывает нам драгоценные камни и ювелирное искусство.

В Древней Индии лучшие изумруды считались мужчинами, в Китае нефрит почитался как самое совершенное воплощение мужского начала в природе. В древнем Вавилоне драгоценные камни считались живыми, они «жили» и «болели», как люди. Были камни-мужчины (большие и блестящие) и камни-женщины (не такие красивые). Почему так - загадка. Камни-женщины блестят не так сильно и имеют холодные цвета и оттенки, камни-мужчины блестят ярче, тона и оттенки у них теплые. Женщинам лучше носить мужские камни, мужчинам - женские.

Вавилоняне считали, что звезды могут превращаться в животных, металлы и камни. Одним из «звездных» камней они считали лазурит. Финикийцы перенесли эту веру в Древнюю Грецию и Древний Рим.

Мода на кольца и перстни, как видно уже из Ветхого Завета, у иудеев была в большом ходу, а в древнем Риме перстень даже служил знаком отличия патриция от плебея.

История говорит, что первые кольца были железными, но после появились золотые, с камнями, инталиями и камеями; потом мода стала отличать зимние кольца и перстни от летних.

12 камней первосвященника Аарона.
Библейские камни

В средние века описанные в Библии (Вторая книга Моисеева. Исход, гл 28) 12 драгоценных камней на нагрудном щите – эфуде первосвященнника Аарона (на которых вырезаны имена 12 колен-племен Израилевых по числу библейских патриархов – сыновей Исаака): это рубин, топаз, изумруд, карбункул, сапфир, алмаз, яхонт, агат, аметист, хризолит, оникс, яспис - были соотнесены с 12 апостолами (яспис – Петр, изумруд – Иоанн…), а позднее с 12 месяцами года.

Наперсник Первосвященника. Библейские камни.

"Библейскими камнями" называют 12 камней-самоцветов, упоминающихся в Библии в книгах Ветхого и Нового Завета. Из Библии известно, что наперсник Первосвященника, в котором он отправлял богослужение, был украшен самоцветными камнями.

Наперсник представлял собой полотняную суму, в которой находились таинственные Урим и Тумим, с чьей помощью Первосвященник разъяснял древним евреям повеления Иеговы о Божественных деяниях во их благо.

Сума была украшена камнями. Всего их было двенадцать, скорее всего - овально-уплощённой формы, и камни были заключены в филигранные золотые оправы, на них были выгравированы названии двенадцати колен Израилевых. Вот как эти камни описаны в Библии (Исход, глава 28):

Второй раз перечень камней - в Новом Завете, в книге "Откровение Иоанна Богослова" (Апокалипсис). Это снова набор из 12 камней, но он упоминается уже при описании стен "Небесного Иерусалима". Это в основном те же камни, но есть и отличия : вместо алмаза, карбункула, агата и оникса - хризолит, халцедон, сардоникс, хризопраз и иакинф (гиацинт).

Уточнение приведённых названий для современного читателя:

  • Карбункул - красный гранат (пироп или альмандин).
  • Яхонт - рубин (красный корунд).
  • Яспис - красная (по другим источникам - зелёная) яшма.
  • Вирилл - зеленовато-жёлтый берилл.
  • Иакинф - гиацинт (циркон, драгоценная разновидность).
  • Халкидон - халцедон.
  • Сардоникс - тёмно-красный халцедоновый(сердоликовый) оникс.

Так в христианском мире появились списки камней по месяцу рождения, а затем и по дням недели, камни имён и т.п. Вера в драгоценные камни и их силу - уже своего рода самостоятельная религия. :-)

Аарон, первый ветхозаветный первосвященник.

На камнях гравировали символы, усиливающие их свойства: на аметисте – медведя, на берилле – лягушку, на халцедоне – всадника с копьем, на сапфире – барана, и т. д.

В средневековом своде сведений по догмам христианства, медицине, риторике, естествознанию, составленном на греческом языке и переведенном на русский под названием "Изборник Святослава" , каждому месяцу приписан камень, и эти самоцветы упоминаются в том же порядке, что и в древнееврейсом «Пятикнижии» , написанном на полтора тысячелетия раньше. В XI веке по-латыни была написана в стихах "Книга о камнях", в которой описаны места добычи около 70 минералов, а также рассказано об их лечебной и магической силе.

Каждому камню в древние времена приписывалось определенное свойство:

  • алмазу – чистота и невинность,
  • сапфиру – постоянство,
  • красному рубину – страсть,
  • розовому рубину – нежная любовь,
  • изумруду – надежда,
  • топазу – ревность,
  • бирюзе – каприз,
  • аметисту – преданность,
  • опалу – непостоянство,
  • сардониксу – супружеское счастье,
  • агату – здоровье,
  • хризопразу – успех,
  • гиацинту – покровительство,
  • аквамарину – неудачи.

Украшение с рубинами, сапфирами, изумрудами, и другими драгоценными камнями.

Точны ли эти сведения, ведь возможно что в древности знаний о камнях у людей было больше? - или это простые суеверия - сейчас никто точно не скажет. Что известно точно - то, что камни используются магами в обрядах с древности и по сей день, так что если вы знаете о том, как использовать силу и свойства камня - вы сможете это сделать. Для несведущих людей камни обычно - не более чем украшения, иногда связанные с суевериями, не подкреплёнными собственными ощущениями и знанием. Поэтому так популярны выбор камней по гороскопу, по месяцу рождения и т.д., но эти выборы не всегда верны, учитывая противоречивость сведений. Если вы не обладаете особыми знаниями - ориентируйтесь на собственные ощущения от камня, и что бы ни говорили гороскопы, не покупайте тех камней, которые вам "показаны", если их не хочется одевать. Ну а дальше - если для вас увлечение камнями хотя бы немного больше, чем просто желание одеть на себя красивое украшение - придётся изучать минералогию. :-) Книг на эту тему сегодня издаётся вполне достаточно.

Родство камня с человеком отмечается в том, что украденные камни проявляют отрицательные свойства, а самостоятельно купленные становятся талисманами только через много лет . Подлинными сильными талисманами являются подаренные камни или переданные по наследству.

В качестве талисмана можно подбирать разные камни в зависимости от их энергетического влияния на черты характера, какие требуется усилить, а какие ослабить. Статьи об этом есть на сайте.

Для усиления родства с камнем самоцветом в древние времена предлагалось надеть камень на палец (или взять его в руку) и, представив себя окутанным эфиром, в воображении вливать этот эфир через камень в себя и разливать по телу или концентрировать в больном органе, а потом вдыхать эфир через камень. Если делать такие упражнения по нескольку раз в день постоянно, то можно приучить себя дышать через камень без усилия со стороны сознания. А камень преобразует многое...

Все народы мира верили в магические и целительные силы камня. Верили в это (или обладали знанием??) также великие врачи: Парацельс, Авиценна (он советовал носить яшму на животе от болезней желудка), Амасиаци, Коперник, выдающийся ученый древности Аль-Бируни, живший в 10 веке, величайший химик своего времени Роберт Бойль, живший в 17 веке, и многие другие. Верили в это короли всех стран, цари и императоры, и конечно же простые смертные.