Что означает изложение. Что такое изложение? И как научиться его писать? Когда я учился в школе, мне казалось

Когда говорят о необходимости написать изложение, то почему-то всем кажется, что это очень легко: читают текст и нужно его просто пересказать. Но это обманчивая легкость, и без специальной целенаправленной систематической подготовки с таким заданием ребенку успешно не справиться. Ведь недаром писать изложения учат на протяжении всего школьного курса русского языка, а не год-два.

Какие подводные камни нужно учитывать? Каков алгоритм действий?

Прежде всего внимательно прочитать (выслушать) задание: какое изложение требуется написать. Возможно, это будет подробное изложение. Тогда необходимо пересказать содержание как можно ближе к исходному тексту. В таком случае не требуется проводить какую-то дополнительную работу с содержанием – только понять главную мысль, логику ее изложения автором и постараться все это письменно передать.

Если задано написать сжатое изложение, тогда особенно необходимо вникнуть в смысл текста, выделить ключевые, самые важные для его понимания слова, опустить все, без чего можно обойтись, не исказив основную мысль содержания.

При выборочном же изложении нужно быть очень внимательным, суметь выделить в тексте темы и пересказать не все содержание прочитанного отрывка, а только о каком-то заданном явлении, персонаже, предмете.

При первом чтении текста, предназначенного для последующего изложения, необходимо настроиться на восприятие содержания, понимание основной мысли автора, какие имеются смысловые части. Самое важное уяснить – а зачем автор это написал? Что он хотел сказать? Во время первого прочтения текста обычно не рекомендуют что-либо писать, а вот после – записать основные, ключевые для раскрытия основной мысли слова и словосочетания, причем оставлять между ними большое пустое пространство, чтобы потом можно было вписать еще. Сразу определить стиль (художественный, научный, публицистический, официально-деловой, разговорный). Частой ошибкой является именно изменение стиля при написании изложения.

Также первоочередной задачей является и установление типа речи: описание, повествование, рассуждение. При описании нужно определить предмет и какие его признаки выбраны автором как характерные. Если повествование, то как начинаются события, каковы кульминация (самое напряженное сюжетное действие) и развязка. При рассуждении необходимо четко выявить тезис, доказательства и вывод.

После первого прослушивания можно набросать и план текста. Чем подробнее ребенок составит его, тем легче будет восстановить исходное содержание. План служит как бы путеводной нитью при дальнейшей работе над изложением: перед ребенком выстроится логическая схема письменной работы.

Во время второго чтения нужно более четко определить границы микротем текста, которые и будут абзацами. В оставленные пустоты вписать недостающие слова.

После завершения повторного чтения ребенок пишет черновой вариант заданного изложения (подробное, сжатое или выборочное).

При этом нужно помнить, что он пишет изложение, то есть излагает чужую точку зрения, и свои коррективы, умозаключения, представления, изменения в текст вносить не надо.

Обязательно необходимо сверить логику получившегося изложения с авторской, набросанной на листке при прослушивании в виде рабочего плана. Проверяется еще раз тип и стиль речи: нет ли расхождений с авторским?

В конце работы ребенок проверяет орфографическую и пунктуационную правильность. Если есть сомнения, то слово заменяется синонимом, а предложение другим, более прозрачным для постановки знаков препинания. Однако не стоит, дабы избежать пунктуационной ошибки, все предложения делать простыми. Чем старше ученик, тем более красочной, сложной должна быть его речь.

Лучше всего научат ребенка писать качественные изложения все-таки опытные проверенные преподаватели на специальных курсах. Конечно, можно и самостоятельно подготовить любимое чадо к написанию изложения во время учебного года или на государственном экзамене. Но даже в этом случае учеба на курсах в организациях дополнительного образования поможет и вам, и вашему ребенку быть уверенным, что он действительно отлично справится с этой работой: умеет слушать, слышать и стройно, логично излагать текст в соответствии с предложенным заданием.

По отношению к объему исходного текста изложения бывают подробные и сжатые. Именно этот вид изложения закладывает навыки конспектирования.

По

По способу восприятия прочитанного и на основе услышанного текста, а также комбинированные

По характеру текста

По цели проведения изложения

Выразительно читает текст;

Оценка изложений

Дополнительно:

Как писать сжатое изложение?

Во-первых, вспомним, что такое изложение.

Изложение – вид работы, в основе которого лежит устный или письменный пересказ исходного текста. Сжатое изложение – это краткая, обобщенная передача содержания исходного текста.

В сжатом изложении необходимо максимально отразить содержание первоначального текста, минимально используя речевые средства.

Сжатое изложение – это первое задание, которое вам предстоит выполнить на ОГЭ по русскому языку.

Как написать изложение по русскому языку?

Это задание призвано проверить навыки информационной обработки текста.

Согласно критериям оценивания сжатого изложения,

необходимо выполнить следующие задачи:

1) Передать основное содержание прослушанного текста, не упустив ни одной микротемы;

2) Применить не менее одного способа сжатия текста;

3) Написать работу без логических ошибок и нарушений абзацного членения текста (примерный объем 90-110 слов).

Прослушивание текста

Самая сложная задача - запомнить и записать текст.

Исходный текст воспроизводится дважды. Между первым и вторым прочтением у вас будет 3-4 минуты на осмысление текста.

При первом прочтении попытайтесь понять суть текста, его основную проблему. Проследите за развитием микротем, запомните их положение и последовательность.

Между записями оставляйте просветы: это даст вам возможность (при втором прочтении и редактировании) вставлять слова, словосочетания и даже предложения. Постарайтесь составить план, формулируя в виде тезиса каждую микротему.

При втором прочтении проверьте, правильно ли вы запомнили последовательность раскрытия темы и рассуждений автора. Дополните свои записи.

Микротемы

В процессе прослушивания текста необходимо мысленно разделить его на составляющие части - микротемы.

Микротема - содержание нескольких предложений, объединенных одной мыслью. Микротема является частью общей темы текста и, как правило, представляет собой отдельный абзац (или несколько). В тексте сжатого изложения следует отметить все микротемы исходного текста, иначе оценка будет снижена.

Способы сжатия (компрессии) текста

Смысл сжатия текста в том, чтобы оставить главную информацию, сократив второстепенную.

Существует три языковых способа компрессии текста: исключение, обобщение и упрощение (замена) .

1. Исключение

Вводных слов;

Однородных членов предложения;

Повторов;

Однотипных примеров;

Риторических вопросов и восклицаний;

Деталей, содержащих второстепенную, несущественную информацию;

Пояснений;

Рассуждений;

Описаний;

Слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

2. Обобщение или объединение

Частей предложений;

Конкретных, единичных фактов, событий, явлений;

Ряда предложений, связанных одной мыслью;

Частей предложений;

Конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

3. Упрощение (замена)

Сложного предложения – простым;

Части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

Прямой речи – косвенной;

Части текста одним предложением;

Части предложения местоимением и т.д.

31. Изложение, виды изложений, методика их проведений.

Воспроизведение текста имеет устную форму - пересказ и письменную форму - изложение. Изложение является традиционным методом работы по развитию речи учащихся и служит для формирования навыков аудирования, запоминания, воспроизведения текста и для обогащения словаря и грамматического строя речи учащихся, а также для развития речемыслительных механизмов, тренировки памяти, закрепления и проверки правописных умений и навыков.

Классификация изложений происходит по разным основаниям.

По отношению к объему исходного текста изложения бывают подробные и сжатые.

Как писать изложение. Памятка.

Именно этот вид изложения закладывает навыки конспектирования.

По отношению к содержанию исходного текста изложения бывают полные, выборочные(выбирается одна из микротем текста) или дополняющие(учащиеся должны дополнить текст концовкой, началом, описаниями или рассуждениями. Это вид работы называется изложение с элементами сочинения) исходный текст.

Изложение с дополнительным заданием (или осложненное, или творческое) может заключаться в замене лица рассказчика.

По способу восприятия исходного текста изложения делятся на написанные на основе прочитанного и на основе услышанного текста, а также комбинированные (часть текста воспринимается на слух, часть излагается после прочтения).

По характеру текста изложения делятся изложения повествовательного характера с элементами описания, изложения-описания, изложения-рассуждения, изложения-характеристики.

По цели проведения изложения делятся на обучающие и контрольные.

Как следует проводить обучающее изложение?

Непосредственно на уроке подготовка заключается в следующем: учитель

Выразительно читает текст;

Объясняет непонятные слова и выражения;

Проводит беседу с классом по содержанию.

В ходе беседы учитель добивается ответа на следующие вопросы:

1) В чем заключается основная мысль текста?

2) На какие части делится текст?

3) Какова связь между частями?

4) Какими художественными средствами раскрывается главная мысль?

Изложение является необходимым методом, переходным от трансформации готового текста к созданию собственного высказывания.

Оценка изложений

Примерный объем текста для подробного изложения - изложения, близкого к тексту, - определяется для 5 класса в 100–150 слов, для 6 класса - 150–200, для 7 класса - в 200–250, для 8 класса - в 250–350, для 9 класса - в 350–450 слов.

Объем текстов контрольных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Дополнительно:

Так как при написании изложения существуют типовые ошибки, целесообразно оформить требования, предъявляемые к этому виду письменной работы, в виде памятки.

Не стремиться воспроизвести текст дословно!

Не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т. п.).

Чередовать разные типы предложений и употреблять только изученные.

Правильно употреблять личные местоимения.

Для методики проведения изложений надо иметь в виду следующее: изложения на основе услышанного, то есть воспринятого только на слух, текста представляют для многих учащихся (особенно визуалов) значительную трудность, так как требуют большой концентрации внимания, поэтому учитель должен целенаправленно учить детей этапам восприятия и переработки текста.

Как достичь наилучших результатов при подготовке к написанию сжатого изложения

Баранова Н.Н., преподаватель русского языка
(Факультет довузовской подготовки ТулГУ)

Кратко изложить прослушанный текст - сложное задание, поэтому мы рекомендуем сначала поработать с текстом, который можно увидеть, прочитать. Текст, визуально воспринимаемый, удобен для первого этапа обучения сжатому изложению, на нём достаточно легко отрабатываются различные приёмы компрессии.

Как написать изложение кратко и правильно?

Последовательность работы при визуальном восприятии текста

  1. Прочитайте исходный текст.
  2. Подчеркните ключевые слова и предложения.
  3. Выделите в тексте микротемы или сформулируйте их самостоятельно.
  4. Выделите в тексте компоненты (слова, словосочетания, предложения), которые можно подвергнуть компрессии.
  5. Используя различные способы сжатия, сократите текст.
  6. Проверьте наличие в тексте изложения всех микротем, их последовательность и точность передачи каждой из них.
  7. Проверьте связь между частями изложения.
  8. Проверьте наличие авторского замысла.
  9. Напишите сжатое изложение.
  10. Как показывает практика, выполняя данное задание, учащиеся идут по одному из двух путей написания изложения.

Первый путь:

  • написание подробного изложения;
  • компрессия подробного изложения до требуемого объёма.

Второй путь:

  • краткая запись микротем изложения;
  • «наращивание» внутри каждой микротемы до требуемого объёма (компрессия производится на уровне внутренней речи).

Какой бы путь вы ни выбрали, писать изложение вам будут помогать опорные (ключевые) слова или словосочетания и грамотно составленный план.

После того как первый этап работы по сокращению текста освоен, можно переходить к более сложному виду - изложению по тексту, непринимаемому на слух. Логически выстроить работу помогут предварительные записи, на их основе составляется подробный план. Составление плана - чрезвычайно важный приём подготовки к изложению, активизирующий процесс анализа, осмысления и воспроизведения текста. Именно подробный план не позволит удалить из текста важную для содержания информацию, благодаря ему сохранится также последовательность и связанность частей.

Последовательность работы при восприятии текста на слух

  1. Прослушайте исходный текст.
  2. Сформулируйте основную тему и идею текста (о чём текст? что хотел сказать автор?).
  3. Зафиксируйте последовательность событий, рассуждений:
  • в повествовании - начало события, ход его, кульминация, конец;
  • в описании - предмет речи и его значимые, существенные признаки;
  • в рассуждении - общие положения, аргументы, доказательства, вывод.
  • Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части текста.
  • Выберите способы компрессии для каждой части текста.
  • Используя эти способы, сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы.
  • Проверьте смысловую и грамматическую связь между частями изложения, а также наличие исходного авторского замысла.
  • Напишите сжатое изложение.
  • Перечитайте полученный текст и посчитайте количество слов (их должно быть не менее 70). Если объём меньше, надо определить ту часть, которую можно расширить.
  • Проверив изложение с содержательной стороны, тщательно проверьте текст на наличие грамматических, речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.
  • Напишите сжатое изложение.
  • Восприятие текста, или аудирование

    Аудирование (от лат. audire - «слышать») - это процесс восприятия и понимания речи говорящего. Основная цель аудирования - понимание содержания чужой речи, чужих мыслей и замысла, лежащего в основе устного высказывания.

    По мнению учёных, слышать (воспринимая, понимать) речь собеседника могут далеко не все. Между тем умение слушать — показатель речевой культуры человека, проявление способности адекватно понимать и верно оценивать звучащую речь. Это умение является важнейшим условием для успешного овладения основами наук по разным школьным предметам.

    Восприятие — процесс, требующий повышенной концентрации внимания. Поэтому надо чётко сформулировать себе цель аудирования и стараться подчинить ей всю работу со звучащим текстом. Внимательно следите за интонацией чтеца, какие слова выделены особенно (именно с их помощью привлекается внимание слушателя к ключевым понятиям, мыслям).

    Известно, что аудиоинформация воспринимается значительно легче, если она подкреплена зрительной наглядностью. На экзамене роль визуальных средств при аудировании могут выполнять ключевые слова, план (простой, подробный, тезисный).

    Если вы при первом прослушивании текста изложения или сразу после него сумели составить список ключевых слов, то второе прослушивание становится целенаправленным, осмысленным и углублённым, поскольку этот рабочий материал становится зрительной опорой, которая включается в приём аудиоинформации и в определённой мере упрощает этот процесс.

    Восприятие текста требует умения погружаться в авторский замысел, идею произведения, умения структурировать содержание, определять микротемы и видеть, как они связаны между собой. К сожалению, эксперты часто отмечают тот факт, что текст воспринимается пишущим формально, и это отражается в изложении: сохраняются внешние приметы связности, а смысл тем не менее искажён или вообще утрачен. Чтобы избежать подобного явления, вникайте в смысл прослушанного или прочитанного текста, формулируйте тему и идею произведения, находите ключевые слова, выделяйте микротемы. Такой анализ позволит правильно провести следующую часть работы — компрессию .

    Компрессия текста

    Степень сжатия исходного текста в изложении может быть различной, однако важна не степень сжатия текста, а то, может ли выпускник передать содержание исходного текста сжато. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Напомним: в изложении должно быть не менее 70 слов.

    Необходимо чётко следить за тем, чтобы в сжатом изложении сохранились все микротемы исходного текста. Напомним: в требованиях к сжатому изложению сказано о том, что теперь исходный текст содержит 3 микротемы.

    Основные приёмы компрессии текста

    Существуют различные подходы к определению способов и приёмов сжатия текста — языковые и содержательные. Однако надо отметить, что если по отношению к содержательным способам методисты единодушны, то сами языковые способы свёртывания называются ими по-разному.

    К основным языковым приёмам компрессии исходного текста одни авторы относят:

    1. Исключение:
    • повторов;
    • одного или нескольких из синонимов;
    • уточняющих и поясняющих конструкций;
    • фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию;
    • одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную, несущественную информацию.
  • Обобщение:
    • замена однородных членов обобщающим наименованием;
    • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
  • Упрощение (или сочетание исключения и обобщения):
    • слияние нескольких предложений в одно;
    • замена предложения или его части указательным местоимением;
    • замена сложноподчинённого предложения простым;
    • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
    • замена прямой речи косвенной.
    1. Исключение:
    • отдельных членов предложения;
    • однородных членов;
    • повторов;
    • одного или нескольких синонимов;
    • фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение и др.
  • Замена:
    • однородных членов обобщающим словом;
    • фрагмента предложения синтаксическим синонимом;
    • прямой речи косвенной;
    • предложения или его части указательным местоимением, сложного предложения простым и др.
  • Слияние:
    • двух простых предложений или сложного и простого. Как правило, сопровождается заменой или исключением.

    Синтаксическая компрессия предусматривает сжатие предложения при помощи пропуска сказуемых (эллиптирования), неполноты, бессоюзия, синтаксической асимметрии (пропуска логических звеньев высказывания). Степень компрессии исходного варианта текста определяется поставленной коммуникативной задачей и может быть различной — от незначительного сокращения до сжатия в одно предложение, которое выражает главную мысль произведения.

    Какой бы вариант вы ни выбрали, принципы сжатия едины. Рассмотрим их.

    Основные принципы сжатия текста

    1. Вы должны продемонстрировать не столько репродуктивные, сколько продуктивные коммуникативные умения.
    2. Сокращения в тексте не должны носить случайный, субъективный характер.
    3. В результате сжатия должен получиться связный, логичный сокращённый текст, а не его план или подробный пересказ.
    4. Необходимо сохранить в новом тексте все микротемы и не упустить идею (основную мысль) исходного текста. Основными содержательными формами компрессии можно назвать такие:
    • разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
    • свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).

    Итак, выбор способа компрессии в каждом конкретном случае зависит от коммуникативной задачи, лексико-грамматических особенностей текста и вашей подготовленности. Однако независимо от того, какие способы вы выбираете для выделения основного содержания текста, сжатое изложение должно отвечать следующим методическим требованиям:

    • сохранение последовательности в развитии событий; в наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;
    • установление смысловой и грамматической связи между предложениями;
    • использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщённой передачи содержания.

    В 1-й части экзамена эксперты проверяют следующие коммуникативно-речевые умения выпускника:

    • умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);
    • умение сокращать текст разными способами;
    • умение правильно и логично излагать свои мысли;
    • умение точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

    Список использованных источников

    Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ОГЭ. Учебно-методическое пособие. (Под редакцией Н. А. Сениной) Издательство "Легион". Ростов-на-Дону. 2016.

    Вернуться в раздел "Информация"

    Памятка для учащихся

    «Как писать сжатое изложение»

    1. Прослушайте текст.

    2. После первого чтения текста выполните следующие шаги:

    Определите тему текста (о чем текст?).

    Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

    Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).

    3. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

    4. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

    5. Прослушайте текст во второй раз.

    6. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части.

    Как написать изложение в 9 классе на ОГЭ?

    Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).

    7. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).

    8. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

    9. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

    Объём изложения – не менее 90 слов.

    Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

    Основные средства связи между предложениями в тексте

    Название средства

    1.Слова-заместители

    местоимения девушка – она

    наречия в лесу – там

    синонимы быстро, стремительно

    различные оценочные обозначения

    храбрец – богатырь

    родовидовые слова деревья – березы

    имя собственное – имя нарицательное

    офицер – Соболевский

    2. Лексические повторы

    Золотая полка – это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом – завести золотую полку .(Ю. Олеша)

    3. Соответствие видовременных глагольных форм

    Однажды человек берет в руки книгу. У него открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность. (Л. Васильева)

    4. Предлоги

    Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. (Ф. Искандер)

    5. Анафора (единоначатие) и эпифора (концовка)

    Вдали слышался страшный шум.

    Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны.

    6. Параллелизм

    …что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь…, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева).

    7. Противопоставление

    Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперед . Он попятился назад . (Чехов А.П.)

    8. Вопросительные предложения.

    Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать.

    1.Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим ученым. (Д. Гранин)

    2. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы – все это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему – то нехватка этого время у человека возрастает. (Д. Гранин)

    10. Порядок слов в предложении (прямой, обратный)

    Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя Нахохлились оба , и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…(И.С. Тургенев)

    11. Последовательность в изложении мыслей

    встал, умылся, позавтракал

    12. Слова-организаторы логических связей

    вот, почему, из этого следует и др.

    13. Вводные слова, организующие порядок высказывания

    итак, наконец, в заключение разговора.

    Сайт создан по технологии

    ОГЭ по русскому языку состоит из трёх частей: изложения, основной части (из тринадцати вопросов по тексту) и сочинения. Как ни странно, наибольшие трудности школьники, как правило, испытывают с первой частью, то есть с изложением. Однако научиться писать изложение на «отлично» не так уж и тяжело – и сейчас мы расскажем как.

    Один из тридцати
    Прежде всего хочется отметить, что сейчас есть лишь 30 текстов, один из которого может попасться вам на ОГЭ. Все эти 30 текстов представлены в открытом банке заданий ФИПИ в виде аудиозаписей, и по ним можно – и нужно! – готовиться. То есть можно сказать с уверенностью: если вы самостоятельно напишете изложение по каждому из этих текстов, у вас не будет никаких проблем на экзамене. Но как же всё-таки писать изложение?

    Структура сжатого изложения
    Каждый из тридцати текстов написан на морально-нравственную тему (о дружбе, любви, заботе и т д) и состоит из трёх абзацев – и, соответственно, из трёх микротем. Ваша задача – обнаружить и написать главные мысли каждого абзаца . Сделав это, вы получите 2 балла из 7 возможных.
    Не забывайте, что изложение не диктант, поэтому не стоит повторять прослушанный текст слово в слово: наоборот, необходимо переписывать всё своими словами и убирать второстепенную информацию. Лишние детали, описания, примеры, вводные слова и предложения, сложные конструкции – всего этого не должно быть в вашем изложении. И если вы сможете соблюсти это, вам добавят ещё 3 балла.
    Наконец, последний критерий – отсутствие логических ошибок и стройность изложения. В работе не должно быть противоречий, вызванных невнимательным прослушиванием текста, а также чётко должны прослеживаться три смысловые части, то есть изложение следует написать в трёх абзацах, разграничивающих микротемы. Выполнение этого критерия добавит оставшиеся 2 балла.
    Но не забывайте о грамотности! Она оценивается – пусть и отдельно.

    Как же писать изложение?
    На экзамене вам включат записать дважды. Важно: при первом прослушивании ничего не пишите ! Постарайтесь внимательно прослушать текст и запомнить микротемы. По завершении этого – перепишите микротемы в черновик, оставив место для некоторых ключевых фраз и важных деталей. Так вы сможете точно определить главную тему текста и все его микротемы и не попадётесь на те ловушки, которыми полон каждый отрывок, даваемый на ОГЭ.
    При втором прослушивании, напротив, старайтесь написать как можно больше. Вы уже будете знать, что из себя представляет каждая микротема, и вам не составит труда обогатить её важной информацией. Напоминаем ещё раз: пишите по возможности своими словами! Перефразируйте оригинальный текст – и достигнете более высокого результата.
    Написав всё, не забудьте внимательно и вдумчиво перечитать вашу работу, чтобы проверить, нет ли в ней противоречий и грамотно ли всё написано. Если есть слова, в написании которых вы сомневаетесь, заменяйте их синонимами. Сложные предложения делите, избавляясь от лишних запятых.
    И главное: тренируйтесь! Чем больше изложений вы напишите, тем легче вам будет на экзамене.

    Весьма подробно рассказывают ученикам в школе, на уроках, перед тем как дать такое задание. Но не всем бывает понятно объяснение с первого раза. Так что следует рассказать обо всех принципах написания сжатого изложения во всех подробностях.

    Суть работы

    Начать стоит с определения. Изложение - это, по сути, письменный пересказ определенного текста своими словами. Сейчас это уже называется рерайтом (и многим школьникам, к сожалению, ближе именно это слово). Оно бывает повествовательным, описательным и рассудительным. В принципе, классификация здесь такая же, как и в случае с сочинением. И основная суть работы - передать смысл текста, пусть и в сокращенном варианте. Наоборот, сжатые тексты очень ценятся. Но главное, чтобы суть изначального произведения не изменилась. И именно это у многих вызывает сложность. Из-за такой проблемы многие и задумываются: а как написать изложение? 9 класс, 11-й или 7-й - где бы ни учился школьник, у него может возникнуть данный вопрос. К сожалению, немалое количество школьников страдает невнимательностью и плохой памятью. Они могут не уловить каких-то важных деталей, наличие которых в тексте необходимо. Или, что ещё хуже, не понять смысл произведения в принципе. Но это всё не страшно: с каждой проблемой можно справиться, и написание изложения перестанет казаться чем-то сложным.

    Как написать изложение повествовательного характера?

    Этот тип работы называется еще сюжетным изложением. И он считается наиболее простым. Потому что в качестве базы для изложения используется текст, в котором рассказывается о каких-то событиях, о городах, странах или о жизни определенной личности. Может, об отдельном роде деятельности. Например, в качестве диктуемого текста преподаватель имеет право выбрать рассказ о профессии инженера. Или историю Москвы, Севастополя, Мюнхена, Рима, да вообще любого города.

    Итак, первое, что нужно усвоить любому школьнику, - во время прослушивания текста надо быть максимально сосредоточенным. И пока педагог зачитывает произведение, ученик должен определить его характер. Текст может быть как чисто информативным, так и художественным. Соответственно, заданному стилю и нужно будет следовать при написании своего пересказа.

    Второе - надо запоминать события. Что произошло, где, при каких обстоятельствах, почему - на все это в тексте есть ответы. И нужно во время прослушивания, в уме, подставлять эти вопросы под зачитываемое произведение. Так намного проще усваивается текст. К тому же так получается выстроить у себя в голове последовательность, цепочку, которой и будет следовать ученик во время написания пересказа.

    Типичные ошибки

    Многие школьники, задумываясь о том, как написать изложение, на самом деле размышляют немного о другом. Если быть точнее, о том, как бы не допустить ошибку. И правильно. Потому что ошибки допускают многие.

    Одна из наиболее распространенных заключается в следующем: ученик цепляется за единственный запомнившийся факт из озвученного текста и пытается, как говорится, раздуть из этого свой пересказ. И пока он сосредоточенно пишет, всё остальное запомнившееся медленно растворяется в памяти. Лучше делать так: сделать наброски в виде плана, в которых будут основные ключевые слова или фразы, по которым потом ученик спокойно восстановит весь текст.

    Еще одна ошибка - многие, набрасывая план, стараются сразу придать тексту художественности, вписывая красивые речевые обороты, цитаты и т. д. Это можно отложить на потом - лучше в это время выписать имена действующих героев, даты, точные названия мест действий и другие важные нюансы. Это будет более практично.

    Описание

    Теперь - пара слов о том, как написать изложение описательного характера. Большинству данный тип работы кажется наиболее сложным. И в принципе, можно понять почему. Потому что в тексте описательного характера кроется огромное количество деталей. Если ученикам предстоит пересказать портретное эссе, то им нужно запомнить практически все: цвет глаз главного героя, их прищур, оттенок волос, а также какие они - кудрявые, прямые или, может, слегка вьющиеся? шрам, добавляющий оригинальности и загадочности, горделивая осанка, задумчивый взгляд - именно такими оборотами любят “сыпать” авторы подобных текстов. И всё это предстоит пересказать в своем изложении ученику.

    И как написать такого характера? Многие советуют по ходу прочтения текста представлять у себя в уме портрет (пейзаж, обстановку, смотря что будет в центре сюжета), а потом описывать это в пересказе. Своеобразная визуализация, можно сказать.

    Кстати, иногда ученика может выручить его же эрудиция. К примеру, если в тексте речь шла про коллекцию книг, марок или про какой-либо город, об истории которого он неплохо осведомлен, а память подвела, то можно просто вставить несколько предложений, выбрав информацию из копилки собственных знаний.

    Рассуждение

    Последний тип, о котором стоит рассказать. изложение-рассуждение? В принципе, просто. Главное - соблюдать несколько простых правил. Во-первых, надо уметь думать. Слушая текст, надо задавать по ходу его озвучивания вопросы себе самому. Почему это происходит? Где? Что может произойти? По каким причинам? Каково будет следствие? Вопросов может быть неограниченное количество. Тем более лучше, если их будет больше. Ученик сам себя сильнее заинтересует и настроится искать ответы на заданные себе же вопросы.

    Еще желательно успевать по ходу прослушивания выделять в самом тексте определенные компоненты рассуждения. И обязательно уточнить основную мысль, которую хотел передать автор. Даже если в процессе написания ученик забудет часть деталей, но будет помнить главную суть, завершить изложение получится. Ведь, как говорится, главное - начать и закончить, а в остальном можно и импровизировать.

    А еще стоит постараться запомнить несколько аргументов, которые привел сам автор текста. Потом ученик либо впишет их в свой пересказ, либо они станут основой для его рассуждений. Вот что нужно обязательно запомнить школьнику, если он задумывается о том, как хорошо написать изложение.

    Краткость - сестра таланта

    И это верное утверждение. Потому что не у всех получается коротко, но ёмко передать суть чего-либо. А это надо бы уметь. Потому что в школах часто дают задание, суть которого заключается в написании сжатого изложения.

    Если ученик умеет расставлять логические акценты, неплохо рассуждает и употребляет различные речевые фигуры, это хорошо. Но как написать сжатое изложение, если программа того требует?

    Тут существует только одно правило - надо выделить самое главное в тексте и отбросить второстепенное. Не стоит перенасыщать свой пересказ ненужными деталями и подробностями. Только основная суть. Ученик может представить, что он пишет не пересказ, а новость, как публицист. А каково её главное предназначение? Чтобы человек быстро прочитал её и понял, что случилось. Тут то же самое. Вот, в принципе, и ответ на вопрос о том, как написать сжатое изложение.

    Как слушать текст в первый раз?

    Пожалуй, об этом тоже стоит сказать пару слов. Эта тема имеет непосредственное отношение к советам касательно того, как написать изложение по русскому языку грамотно.

    Во время первого прочтения необходимо сконцентрироваться на содержании и постараться выделить из услышанного все самое главное. И желательно поделить текст на логические части. Еще важно определить смысл и тему произведения.

    Как только педагог закончит читать, стоит набросать в черновике план. И определить специфические особенности и его композиции. Если это повествование, например, важно уловить, где начинается завязка, где - кульминация и в каком месте развязка.

    Второе прослушивание

    Слушать второй раз текст надо не менее внимательно. Следует конкретизировать свои первые впечатления и исправить самого себя. Если недочетов нет, то можно почерпнуть ещё несколько подробностей. И уже после второго прослушивания можно приступать к набрасыванию чернового варианта пересказа. В ходе этого процесса ученик уже поймет, что ему стоит писать в чистовом варианте и как. Написать изложение по русскому несложно, только надо следовать этим рекомендациям. Ведь они действительно всё упрощают.

    Работа с чистовым вариантом

    Самый последний этап - это чистка черновика. Из набросков нужно полностью убрать несущественную информацию. То есть ту, без которой текст не потеряет своего смысла. Также стоит перечитать написанное от начала до конца и, если требуется, перестроить предложения. И заменить повторяющиеся часто слова на синонимы. Так текст не будет выглядеть перегруженным. А если изложение должно быть сжатым, а не стандартным, то придется еще исключить из текста детали с подробностями. Единичные и конкретные явления - обобщить, в свою очередь.

    В принципе, это всё, что нужно знать ученику, которого волнует вопрос о том, изложение. Достаточно следовать вышеупомянутым рекомендациям, и все получится.

    Тезаурус русской деловой лексики

    Словарь Ефремовой

    Изложение

    1. ср.
      1. Процесс действия по знач. глаг.: излагать, изложить.
      2. Письменный пересказ чего-л. своими словами с учебной целью.

    Словарь Ушакова

    Изложение

    изложе ние , изложения, ср. (книж. ).

    2. То, что изложено, высказано или написано. Чёткое, последовательное и.

    3. Письменное упражнение (обычно школьное) перелагающее содержание прочитанного или услышанного. Письменное и. Писать и. Оценка за и.

    Риторика: Словарь-справочник

    Изложение

    в риторике

    1)

    2)

    3) ясным, недвусмысленным;

    4) последовательным;

    5)

    6)

    7)

    Риторика: Словарь-справочник

    Изложение

    в риторике : описание и повествование, объяснения, обобщения, связки и различного рода выводы, которые в совокупности и образуют изложение; общие правила И.: И. должно быть:

    1) правдоподобным, а также совместимым с опытом аудитории;

    2) приемлемым, не оскорбляющим нравственное чувство читателя или слушателя;

    3) ясным, недвусмысленным;

    4) последовательным;

    5) воспроизводимым, запоминающимся;

    6) интересным, восходящим от менее интересных фактов к более интересным;

    7) завершенным, включающим итог сказанному, вывод, обобщение или характеристику.

    Словарь лингвистических терминов

    Изложение

    в риторике : описание и повествование, объяснения, обобщения, связки и различного рода выводы, которые в совокупности и образуют изложение;

    общие правила И.:

    И должно быть:

    1) правдоподобным, а также совместимым с опытом аудитории;

    2) приемлемым, не оскорбляющим нравственное чувство читателя или слушателя;

    3) ясным, недвусмысленным;