Где в европе нет цыган. Происхождение цыган. На равных правах

В конце сентября 2011 года после того, как 19-летний житель деревни Катуница Ангел Петров , управляемого приближенным местного цыганского барона. В результате беспорядков несколько человек получили ранения.

Цыгане, рома (самоназвание) - народ, точнее этнические группы, имеющие общность происхождения и языка, живущие во многих странах мира: в Европе, Передней и Южной Азии, а также в Северной Африке, Северной и Южной Америке и Австралии.

В процессе расселения цыган: кэлдэрары, довари, сэрвы, синти и мануш, калос и хитанос, рома, мугат (известны как люли), кале, лом (известны как боша), домари и дом, трэвеллерс.

Общая численность цыган в мире около 18 млн человек.

В Европе, в странах ЕС, к цыганам причисляют себя около 10 млн человек. Основная их часть мигрировала в Западную Европу из Словакии, Венгрии и Чехии (они вступили в ЕС в 2004 году) и из Болгарии с Румынией (члены ЕС с 2007 года).

В пяти странах Центральной и Восточной Европы (Венгрия, Румыния, Болгария, Чехия и Словакия) живут 4‑5 млн цыган. Цыганское население Румынии, самое многочисленное в Европе составляет около 1,8 млн человек или 8,32% населения (здесь и далее численность цыган дана согласно средним оценкам). В Болгарии проживают 750 тысяч цыган (10,33% населения), в Венгрии - 700 тысяч человек (7,05% населения). В Словакии численность цыган составляет 500 тысяч человек (9,17% населения), в Чехии - 200 тысяч (1,96% населения). В России проживают порядка 825 тысяч цыган, что составляет 0,59% населения.

Значительное число цыган , в первую очередь в Испании - 725 тысяч человек (1,57% населения). Во Франции проживают около 400 тысяч цыган (0,62% населения), в Великобритании - 225 тысяч цыган (0,37% населения), в Италии - 140 тысяч цыган (0,23% населения).

В Европе цыгане являются одной из самых маргинализированных групп населения. Они составляют самое крупное в Европе меньшинство, представители которого часто не имеют гражданства. Цыганам приходится сталкиваться со множеством проблем : сложности при получении образования или трудоустройстве, дискриминация при медицинском обслуживании или решении жилищных вопросов, нетерпимость и даже насилие.

В конце июля 2010 г. президент Франции Николя Саркози после беспорядков, устроенных цыганами, заявил о закрытии более 200 цыганских лагерей и возвращении нелегальных иммигрантов-цыган в Румынию и Болгарию. По данным французского министерства иммиграции, с 28 июля по 17 августа в Румынию и Болгарию 979 цыган, причем 828 из них уехали добровольно, получив финансовую помощь от Франции по 300 евро на взрослого человека и по 100 - на ребенка.

В 2009 г. Франция уже выслала из страны 10 тысяч "цыганских нелегалов" в Болгарию и Румынию.

Цыгане - народ без государства. Долгое время их считали выходцами из Египта и называли «фараоновым племенем», но последние исследования это опровергают. В России цыгане породили настоящий культ своей музыки.

Почему цыгане - «цыгане»?

Цыгане не называют себя так. Их самое распространенное самоназвание цыган - «рома». Вероятнее всего, это влияние жизни цыган в Византии, которая получила это название только после своего падения. До этого она мыслилась частью римской цивилизации. Распространенное «Ромале» - звательный падеж от этнонима «рома».

Также цыгане называют себя синти, кале, мануш («люди»).

Другие народы называют цыган очень по-разному. В Англии их зовут gypsies (от Egyptians - «египтяне»), в Испании - gitanos, во Франции - bohemiens («богемцы», «чехи» или tsiganes (от греческого - τσιγγάνοι, «цинга́ни»), евреи называют цыган צוענים (цо’ани́м), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте.

Слово «цыгане», привычное для русского уха, условно восходит к греческому слову «атцингани» (αθίγγανος, ατσίγγανος), что означает «неприкасаемый». Этот термин впервые встречается в «Житие Георгия Афонского», написанном в XI веке. «Условно», потому что в этой книге «неприкасаемыми» называется одна из еретических сект того времени. Значит, нельзя с уверенностью утверждать, что в книге речь идёт именно о цыганах.

Откуда пришли цыгане

В Средние века цыган в Европе считали египтянами. Само слово Gitanes – производное от египтянина. Египтов в Средние века было два: верхний и нижний. Цыган так прозвали, очевидно, по названию верхнего, который находился в области Пелопоннеса, откуда шла их миграция. Принадлежность к культам нижнего Египта видна в быте даже современных цыган.

ТКарты Таро, которые считаются последним сохранившимся осколком культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Кроме того, цыгане принесли из Египта искусство бальзамирования покойников.

Безусловно, цыгане были в Египте. Путь из верхнего Египта, вероятно, был главным путем их миграции. Однако современные генетические исследования доказали, что цыгане родом не из Египта, а из Индии.

Индийская традиция сохранилась в цыганской культуре в форме практик по работе с сознанием. Механизмы медитации и цыганского гипноза во многом схожи, цыгане – хорошие дрессировщики животных, как и индусы. Кроме того, цыганам свойственен синкретизм духовных верований - одна из особенностей нынешней индийской культуры.

Первые цыгане в России

Первые цыгане (группы сэрвы) в Российской империи появились в XVII веке на территории Украины.

Первое упоминание о цыганах в русской истории встречается в 1733 году, в документе Анны Иоанновны о новых налогах в армии:

«Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны».

Следующее упоминание цыган в русских исторических документах встречается в том же году. Цыганам Ингерманландии по этому документу разрешалось торговать лошадьми, так как они «показали себя здешними уроженцами» (то есть жили они здесь уже не первое поколение).

Дальнейшее увеличение цыганского контингента в России шло с расширением её территорий. При присоединении к Российской империи части Польши в России появились «польска рома», при присоединении Бессарабии - молдавские цыгане, после присоединения Крыма - крымские цыгане. Нужно понимать, что цыгане не являются мононациональной общностью, поэтому миграция разных этнических групп рома происходила различными путями.

На равных правах

В Российской империи к цыганам отнеслись достаточно дружелюбно. 21 декабря 1783 года вышел Указ Екатерины II, причисливший цыган к крестьянскому сословию. С них стали взимать налоги. При этом никаких особых мер по принудительному закрепощению цыган не проводилось. Более, того, им разрешалось приписываться к любому сословию, кроме дворян.

Уже в сенатском указе 1800 года говорится, что в некоторых губерниях «цыгане вышли в купцы и мещане».

Со временем в России стали появляться и оседлые цыгане, некоторым из них удавалось обзавестись немалым богатством. Так, в Уфе проживал цыган-купец Санко Арбузов, который успешно торговал лошадьми и имел добротный просторный дом. Его дочь Маша ходила в гимназию и обучалась французскому языку. И Санко Арбузов был не одинок.

В России по достоинству оценили музыкальную и исполнительскую культуру цыган. Уже в 1774 году граф Орлов-Чесменкий вызвал в Москву первую цыганскую капеллу, которая впоследствии выросла в хор и положила начало профессиональному цыганскому исполнительству в Российской империи.

В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и продолжили уже самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. Цыганская музыка была необыкновенно модным жанром, а сами цыгане часто и ассимилировались в среде русского дворянства - браки на цыганских девушках заключали достаточно известные люди. Достаточно вспомнить дядю Льва Толстого Федора Ивановича Толстого-Американца.

Помогали цыгане русским и во время войн. В войне 1812 года цыганские общины жертвовали крупные суммы денег на содержание армии, поставляли лучших коней для кавалерии, а цыганская молодежь шла служить в уланские полки.

К концу XIX века в Российской империи жили не только украинские, молдавские, польские, русские и крымские цыгане, но и люли, карачи и боша (со времени присоединения Кавказа и Средней Азии), а в начале XX века из Австро-Венгрии и Румынии перекочевали ловари и колдэрары.

В настоящее время численность европейских цыган по разным оценкам определяется от 8 млн и до 10-12 млн человек. В СССР официально насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970). В России, по переписи 2010 года, проживает около 220 тысяч цыган.

История цыган, разделённых после 1417 года на западную и восточную ветвь развивалась разными путями. Временно оставив вне поля зрения цыган, оставшихся в Византии, рассмотрим ситуацию в Западной Европе.

Поначалу города и дворянство снабжали цыган деньгами, продовольствием, напитками, дровами, сеном для коней и мулов. Таборам предоставляли приют в сараях и госпиталях, а вожаков даже принимали в замках и гостиницах. Из-за этого цыгане всё больше привыкали жить за счёт местного населения. Всё чаще возвращались они в те места, где их раньше гостеприимно встречали. 1 Семилетний срок скитаний, будто бы назначенный Папой римским, давно истёк, а они продолжали кочевать, выпрашивая новые пожертвования. Неприглядный имидж цыган медленно, но верно укреплялся в народном сознании. Дворянство же пришло к выводу, что цыгане отвлекают крестьян от работы. 2 Когда очередной табор появлялся там, где уже побывали предшественники, его принимали далеко не так радушно. К примеру, цыгане, которые в 1431 году прибыли в Турне (Франция), получили деньги и вдоволь пшеницы, зато следующим, которые пришли восемью годами позже, даже не позволено было зайти в город. 3

Уже в конце XV века появились первые антицыганские законы. В Испании в 1492 году был издан королевский декрет, повторённый семь лет спустя. Цыганам предписывалось в течение шестидесяти дней покинуть страну. После этого срока пойманным грозили сотней ударов бича, а в случае рецидива казнью. Подобным законодательством обзавелись и другие европейские страны.

Между сроками появления цыган в стране и началом репрессий. проходило округлённо шестьдесят - сто сорок лет. Для наглядности мы составили следующую таблицу:

таблица 2

Часто в преамбуле этих декретов можно прочесть мотивировку решения: августейшие особы считали нужным объяснить, почему они поступают так, а не иначе. Пример этому - указ английского короля Генриха VIII, датированный 1530 годом.

«Непохожие на наших заморские люди, называющие себя египтянами, не сведущие ни в ремёслах, ни в искусстве торговли, бродят из графства в графство, с места на место большими толпами и, пользуясь великим множеством хитростей, дурачат народ, внушая им, что могут посредством хиромантии поведать о будущем мужчин и женщин; много раз искусными уловками они выманивали у людей деньги, а кроме того совершили много вопиющих преступлений и краж к великому ущербу для народа, среди которого они обретаются».

Подобным образом и правители Венеции в 1558 году сетуют на «дурные качества цыган и о беспокойстве, ущербе и беспорядках», которые от них исходят.

Французский юрист той эпохи писал: «Совершенно необходимо оградить от этих ужасных созданий простой народ, который они морочат при помощи тысяч трюков и тонко рассчитанного мошенничества, утверждая, что им ведома добрая и злая судьба, что они могут предсказать жизнь и смерть; они снабжают молодёжь любовными амулетами и снадобьями и никогда они не уйдут из какого-либо места без того, чтобы зловредным образом что-то не стянуть». 4

Наказания для цыган в то время разделялись по признаку пола. Мужчин чаще всего сразу отправляли на эшафот. Женщинам закон предназначал телесные наказания и высылку из страны. Только после того, как цыганок ловили во второй раз, к ним применялась смертная казнь. Рецедив устанавливали с помощью клейма, причём в каждом княжестве клеймили по-разному: тут и крест, и виселица, и ключ, и городские гербы, и буквы, обозначающие княжество. Заграничное клеймо основанием для казни не было. Поэтому к зрелому возрасту некоторые цыганки могли иметь на теле целую коллекцию знаков. Прибавьте к этому отрезанные уши, а также рубцы от порки - и вы будете иметь представление об оборотной стороне кочевой «романтики». 5

Посмотрим конкретнее на формулировки антицыганских законов.

Швеция. Закон от 1637 года предписывает повешение цыган мужского пола.

Майнц. 1714 год. Смерть всем схваченным в пределах государства цыганам. Порка и клеймление раскалённым железом женщин и детей.

Англия. По закону 1554 года смертная казнь для мужчин. Согласно дополнительному указу Елизаветы I закон был ужесточён. Отныне казнь ожидала «тех, кто водит или будет водить дружбу или знакомство с египтянами». Уже в 1577 году под этот указ попали семь англичан и одна англичанка. Все они были повешены в Эйлесбери.

Историк Скотт-Мэкфи насчитывает 148 законов, принятых в немецких государствах с XV по XVIII век. Все они были примерно одинаковы, разнообразие проявляется только в деталях. Так, в Моравии цыганкам отрезали левое ухо, в Богемии правое. В эцгергцогстве австрийском предпочитали клеймить, и так далее.

Пожалуй, самым жестоким оказался Фридрих-Вильгельм Прусский. В 1725 году он повелел предать смерти всех цыган мужского и женского пола старше восемнадцати лет. 6

В указах графства Рейн мы находим формулировку: «Всех встреченных в Рейнских землях цыган полагается расстреливать на месте».

Минимум два столетия целенаправленной государственной политики не могли не сказаться на национальном характере. Такие черты, как скрытность, деление всего мира на своих и чужих (и ранее присущие цыганам) теперь укрепились окончательно. Единственным смягчающим фактором оказалась для цыган непоследовательность конкретных исполнителей закона. По тем или иным причинам они не желали или не успевали устраивать массовые облавы, ограничиваясь казнью отдельных попавших под арест цыган. Видя неэффективность прежних указов, верховная власть издавала новые, которые, также, исполнялись без особого рвения Посмотрим с этой точки зрения на Францию - перед нами предстанет длинная череда дат: 1504, 1510, 1522, 1534, 1539, 1561, 1606, 1647, 1660, и 1666 годы. Ясно, что если бы был выполнен хотя бы один из перечисленных законов, нужда в последующих просто отпала бы. Именно этим «вялотекущим террором» можно объяснить то, что цыгане всё же сумели выжить, так и не покинув Западную Европу. После принятия очередного указа цыгане прятались в лесах или перекочёвывали на время в другую страну, надеясь там переждать опасные времена.

Европа была изрезана границами. В одной только Германии насчитывалось около трёхсот независимых государств. Многие границы в Германии и Голландии было страшно пересекать. На обочинах были выставлены доски с предостережением для «цыган и бродяг» - чтобы не смели заходить в границы данного округа. Безграмотные кочевники не могли прочитать грозную надпись. Но власти и не рассчитывали на это. Местные художники разрисовывали доски пояснительными картинками. На «запретительных знаках» можно увидеть повешенных цыган, а также полуголых женщин, извивающихся под плетью. 7 Эти доски и сейчас хранятся в музеях как свидетельства озлобленности и предубеждений.

В маркграфстве Баурейт (Германия) в 1724 год были в один день повешены пятнадцать цыганок. Младшей из повешенных была 15-летняя девочка, старшей - старуха 98 лет. 8

Касвассен. 1722 год. Мужчин и женщин табора подвергли пыткам; не выдержав мук, они сознались в преступлениях. Четверо цыган были колесованы, головы двух цыганок, насажены на пики. 9

В Испании и Франции среди гребцов-каторжников на королевских галерах было немало цыган.

Пытаясь объяснить такую суровость по отношению к кочевому народу, многие исследователи выдвинули сомнительную версию, что цыгане восстановили местное население против себя воровством. При этом утверждается, что в странах Востока, по которым цыгане кочевали ранее, обычаи гостеприимства запрещают делать замечание гостю, если он взял что-нибудь из съестного. Цыгане, якобы, настолько привыкли к этому, что и дальше по инерции продолжали брать без спросу чужое.

Эта версия наивна потому, что, во-первых, цыгане перед приходом в Европу три века прожили в православной Византии. Во-вторых, они сразу должны были понять, какого поведения от них ждут коренные жители. Цыгане отнюдь не были пасторальными дикарями, не имеющими понятия о собственности.

Существует и более правдоподобная гипотеза. Согласно ей цыгане попали в психологическую ловушку, поскольку их вожаки выхлопотали неслыханные привилегии, которые не могли не вызвать зависти у окружающих. Первым таборам, просочившимся в Западную Европу, власти давали охранные документы. До наших дней дошла одна из подобных грамот, выданная императором Сигизмундом в 1423 году.

«Мы, Сигизмунд, король Венгрии, Богемии, Далматии, Хорватии и других земель... Наш верный Ладислав, воевода цыган, и те, которые зависят от него, обратились к нам с нижайшей просьбой оказать им наше особое благоволение. Мы соизволили принять эту почтительную просьбу и не отказали им в такой грамоте. В соответствии с этим, если вышеназванный Ладислав и его народ появятся в каком то из мест нашей империи, в городе или селе, мы предписываем вам проявить вашу верность по отношению к Нам. Вам следует оказать покровительство всеми способами, дабы воевода Ладислав и подвластные ему цыгане могли бы проживать без ущерба в стенах ваших городов. Если найдётся среди них сорная трава, если случится неприятное происшествие, неважно какого рода, Мы желаем и категорически настаиваем, что один лишь Ладислав воевода имеет право карать и миловать виновных, у вас же такого права нет...» 10

Известно и об указе короля Польши Ягайло, по которому табор цыганского вожака Василия, получал сходные привилегии. 11 В Англии король Генрих VI издал указ о создании особых судов для цыган, где половина присяжных была англичанами, а вторая половина цыганами. На практике это часто выводило кочевников из под ответственности даже в случае доказанных преступлений против англичан. 12

Даже в тот период, когда началось общее охлаждение, монархи ещё продолжали порой выдавать отдельным вожакам охранные грамоты. Так, французский король Франциск I взял под своё покровительство среди прочих Антуана Мореля, «своего любимого капитана Малого Египта» и приказал своим бальи, прево и сенешалям под угрозой штрафа позволить «вышеупомянутому Морелю и его табору» странствовать по собственному усмотрению и даже предоставлять им надёжный ночлег. В дополнение он даровал этому «египетскому капитану» право суда над членами его табора. 13

Жалованные грамоты, выводившие цыган из под юрисдикции местных законов, неминуемо должны были озлобить против цыган коренное население.

Это объяснение репрессий более правдоподобно, но на самом деле причины гораздо глубже. В отличие от ряда предшественников мы не пытаемся ни замолчать факты, ни гиперболизировать их - таборный криминал действительно существовал. Но при объективном рассмотрении удаётся впервые доказательно опровергнуть миф о «преступном народе», наделавший столько вреда.

Во время «византийского периода» общий уровень преступности в цыганской среде был такой же, как у прочих народов империи. Не случайно власти Византии за три века не приняли особых законов против цыган. Следует, однако, признать, что после «естественного отбора», эмигрировали далеко не самые лучшие представители кочевого племени. Тем не менее, удачный исход их кочевья не мог не увлечь в Европу колеблющихся. Наверняка, во «второй волне» на Запад прикочевали также таборы честных ремесленников и артистов. Это значительно снизило социальную опасность, исходящую от переселенцев. В 1530 году таборными танцами любовался даже шотландский король Яков V, и выступление так понравилось ему, что он распорядился выплатить за доставленное удовольствие 40 шиллингов. 14

В этот момент появился шанс на мирное сосуществование западноевропейцев и цыган по примеру того, как это было в Византии - и если этого не произошло, то только по роковому совпадению ряда экономических, социальных и религиозных причин.

Если рассуждать примитивно, то складывается следующая картина. Сначала цыгане пришли в Европу и встретили радушный приём. Затем настроили против себя народы и правителей, что и послужило причиной репрессий. В сущности, сказанное и есть квинтэссенция западной школы цыганологии. К сожалению, никто не пытался рассматривать историю цыган в общем историческом контексте. Данная работа является первой попыткой такого осмысления.

Объяснить первоначальную снисходительность и последующие репрессии можно только в случае, если мы уясним - сама Европа за два столетия неузнаваемо изменилась. Нельзя подходить к регионам или отдельным государствам как к чему-то незыблемому. Например, Российская империя, СССР при Сталине, и Россия при Ельцине - это три разных страны с кардинально отличающимися порядками и психологией населения. Точно так же очень велика разница между кайзеровским, нацистским и современным периодом в истории Германии.

Нельзя забывать и о кардинальных отличиях средневековья и Нового Времени. Мы будем кратки прежде всего потому, что каждый наш тезис подкреплён десятками солидных исследований. Приходится только удивляться тому, что цыганология не попыталась применить эту информацию в своей сфере.

Объективный анализ фактов привёл к выводу, что антицыганские законы, это лишь одно из ответвлений политики, проводимой по отношению к людям, ведущим бродячий образ жизни, независимо от их национальности !

Выясняется также, что эта политика была в значительной степени вынужденной; она вытекала из общего кризиса экономики, и никогда не превышала «разумного» предела жестокости.

Как это ни покажется странным для людей, находящихся в плену у стереотипов, к кочевникам даже в разгар гонений относились очень взвешенно. Так для многих цыганологов окажется новостью наш тезис, что они были практически застрахованы от обвинений в ересях и колдовстве - ведь в каждой книге о цыганах утверждается обратное! Тем не менее, Запад с самого начала чётко осознал, что имеет дело не с тайными язычниками, а с людьми, верующими в Христа.

Доказательству этого тезиса у нас посвящена следующая глава, поэтому вернёмся к главному: к рассмотрению цыган в контексте меняющейся Европы.

В начале тысячелетия Европа переживала бурный экономический рост. Совершенствовалась техника земледелия и приёмы хозяйствования, нехватка пахотных земель не препятствовала росту населения, поскольку распахивались неосвоенные пустоши и вырубались под пашню леса. В XII-XIII веках возникла сеть новых городов. Это было частью так называемого «коммунального движения». Города, к неудовольствию дворянства, крепчали и, при поддержке королей, становились свободными. Каждый крестьянин, сбежавший от крепостной зависимости, мог устроиться цеховым подмастерьем, и через год освобождался от зависимости, что выражалось в поговорке «Воздух города делает человека свободным». Несколько позже крепостное право было вообще отменено и большинство крестьян стало собственниками земли или арендаторами. Разумеется, общий экономический подъём не мог не сказаться на отношении к бродягам и нищим. Католичество проповедовало, что милостыня - одно из добрых дел, которое зачтётся на том свете. Этот призыв не был лицемерием. Строились приюты и больницы для сирот, стариков и бедных. Короли по торжественным случаям лично оделяли нищих золотом; при монастырях кормились толпы людей, по тем или иным причинам неспособных к производительному труду. Некоторые учёные утверждают, что таборы цыган раздражали местное население своим кочевым образом жизни. Между тем, в средневековой Европе постоянно передвигались толпы пилигримов, которых принято было кормить и обеспечивать ночлегом за счёт городов и дворянства. О франтерах и тинкерах мы уже упоминали. Менестрели, трубадуры, жонглёры тоже были в вечном движении. Наконец, в XIII веке были организованы ордена нищенствующих монахов, членов которых строгий устав обязывал жить в миру и собирать подаяние. Мы имеем в виду прежде всего францисканцев. Следует подчеркнуть, что само наличие этих людей было необходимым условием для выживания католичества. В этот период церковь столкнулась с ростом ересей (вальденсы, альбигойцы, дольчинисты). Еретики справедливо укоряли церковный аппарат в том, что он живёт в роскоши, нарушая тем самым заповеди Христа. Чтобы сбить волну недовольства, по дорогам были отправлены нищенствующие монахи. Они проповедовали евангелие простым, доступным крестьянам языком, и личным примером показывали, что церковь нельзя огульно обвинять в стяжательстве.

Конечно, в начале XV века благоприятная для странников духовная атмосфера уже начинала меняться к худшему - она уже существовала по инерции, и цыгане не смогли долго ей пользоваться. Ещё в конце предыдущего XIV столетия появились отчётливые признаки кризиса. Экстенсивный путь развития был исчерпан. Земли распаханы, и дальнейшее наступление на леса грозило экологической катастрофой. Население продолжало расти, а урожаи увеличивать уже не удавалось; люди часто голодали. Города закрыли свои ворота, ремесленные союзы перестали принимать новых членов. Ухудшилось положение подмастерьев, для большинства из которых надежда обзавестись собственным делом стала призрачной.

Открытие Америки принесло неожиданные последствия в виде так называемой «революции цен». Золото и серебро, награбленное конкистадорами, попало в Европу и вызвало сильную инфляцию. Цены подскочили в пять-шесть раз. Поскольку на протяжение предыдущего периода все повинности, налоги и долговые обязательства были записаны в чётко оговорённых суммах, денежная система и социальная стабильность были подорваны.

В условиях кризиса католичество стало выглядеть в глазах значительной части населения слишком дорогой религией. Пышные храмы, налоги в пользу Рима, продажа индульгенций вызывали раздражение. В воздухе носилась идея организации «дешёвой церкви» - без священников, которых можно заменить проповедниками, без Римского папы и его двора, без расходов на убранство церквей, наконец, без излишнего числа церковных праздников, во время которых работать не полагалось. Все эти чаяния уловил Лютер и его идейные соратники. Созданный ими протестантизм по сути означал введение режима жёсткой экономии, при котором и речи быть не может о содержании монастырей, отчислениях в пользу нищих и паломников. Вместо того, чтобы кормить тех, кто протягивал руку за подаянием, их начали вешать. Из протестантских государств изгонялась праздность, изгонялись монахи, церковные земли конфисковывались. Естественно, в этой изменившейся духовной атмосфере цыгане попали под общий удар, направленный против «бродяг». Но и это не привело бы к таким трагическим последствиям, если бы не всё более возрастающее разрушение прежних социально-экономических основ общества.

Началась череда религиозных конфликтов, из которых Европа не могла выбраться более двухсот лет. В ходе этих войн огромное число людей стало беженцами. Военные действия окончательно расстроили экономику, и теперь толпы голодных людей воспринимались крестьянами, а заодно и всеми остальными, как лишние рты. Даже там, где католицизм удержался, сказывался общий настрой. Влияние идеологии протестантизма чувствовалось, например, в сохранившей верность католицизму Франции. (Пожалуй, лишь на Италию - оплот папства - учение Лютера и Кальвина не оказало влияния. Симптоматично, что в этой стране как раз и не отмечены зверские репрессии против цыган).

В Англии в Новое Время началось так называемое «огораживание» - процесс, когда землевладельцы сгоняли крестьян с земли, считая более выгодным овцеводство. В результате множество людей оказалось без средств к существованию, и занялось сбором подаяния или нищенством и грабежами. Против бродяжничества были приняты суровейшие законы, прозванные в народе кровавыми. Любому желающему давалось право хватать на дорогах бродяг и фактически обращать их в рабство. Беглых клеймили или казнили. По законам о бродяжничестве было повешено два процента населения Англии.

Именно на эту эпоху пришёлся пик ведовских процессов. В общей сложности за колдовство было сожжено около двухсот тысяч женщин (половина из них в Германии). Поскольку суды сопровождались конфискацией имущества, семьи сожжённых «ведьм» пополняли армию нищих.

Весь этот комплекс причин обернулся для цыган катастрофой. Им было ещё труднее, чем коренным жителям найти работу. Они обладали очень приметной внешностью, облегчавшей их опознание как бродяг. Наконец, именно в этот период завершается формирование национальных государств, которое принесло с собой рост национализма. В средневековье главным фактором считались вассальные связи, и население легко мирилось с тем, что страна переходила под контроль иноземной династии. Так во время столетней войны значительная часть французов сотрудничала с англичанами - это было возможно потому, что люди ощущали себя прежде всего бургундцами, провансальцами, парижанами, и только потом французами. Излишне говорить, что возросшее национальное самосознание в первую очередь ударило по цыганам, которые вообще были неевропейским народом.

Цыгане попали в заколдованный круг. Хозяйственный кризис сделал почти невозможным сбыт ремесленной продукции; год от года возрастала ненависть коренного населения, и прокормиться без воровства стало просто невозможно. Голод заставлял цыган идти на правонарушения, а это, в свою очередь, вызывало обратную реакцию и приводило к новому витку государственного насилия.

Чтобы не было искажений исторической картины, исследователь должен постоянно сравнивать. И поскольку за бродяжничество преследовали не только цыган, но и часть коренного населения, то любопытно будет взглянуть, к чему это привело.

Жестокие законы Западной Европы (как и следовало ожидать), дали криминализацию обнищавшей части немцев, французов, англичан. Это выразилось в гораздо ещё более тяжёлой форме, чем у цыган: в грабежах, разбоях, убийствах. В XVIII веке по европейским дорогам нельзя было путешествовать без оружия - настолько была велика опасность встречи с лесными разбойниками. Европейские женщины, лишаясь средств к существованию, часто пополняли ряды проституток (цыганки же телом никогда не торговали). Для более близкого знакомства с разгулом преступности в ту эпоху существуют прекрасные исследования; в частности, мы рекомендуем исчерпывающую монографию по истории лондонского дна. 15 Подобного рода факты не позволяют делить целые народы по большей или меньшей склонности к преступлениям.

Власти постоянно подчёркивали в декретах, что они не терпят именно кочевых цыган - тех же, кому удавалось врасти в общество, было обещано не трогать даже в самый разгар гонений. Западноевропейские цыгане пытались наниматься в пастухи, в батраки. К сожалению, часто груз предубеждений приводил к новым казням прежде, чем цыгане успевали вызвать у окружающих доверие к себе.

Путём врастания в общество оказалась служба в армии (казалось бы, совсем не характерное для цыган занятие). Один из самых стойких мифов гласит, что цыгане никогда не брали в руки оружия. Между тем, в Швеции двести-триста лет назад вербовка в армию затронула и этих пацифистов. Принимая цыгана на службу, армия невольно брала на довольствие не только его жену, но и детей. Дети ели из полкового котла, жили рядом с отцом, в воинском лагере. Несмотря на такого рода неудобства, шведская армия двести лет имела цыган в своих рядах. Они принимали участие в тридцатилетней войне во время похода в Германию. Семнадцатое и восемнадцатое столетия прошли для кочевого народа под знаком чуть ли не всеобщей воинской службы. По свидетельству современников в Швеции было трудно встретить взрослого цыгана, который не пробыл бы солдатом хоть несколько лет. Цыганам не хватало таких качеств, как отвага, стойкость, надёжность, зато у них были другие достоинства: хитрость, бдительность, ловкость, способность всё видеть, оставаясь незамеченными, наконец, практическое знание людей и стран. В ту эпоху ведение войны зависело не столько от техники, сколько от умения устраивать засады, неожиданные вылазки, и разного рода тайные операции. 16

Служба в армии - не только шведский феномен, и в других странах цыгане были непосредственными участниками многих военных кампаний. Причина в том, что служба давала покровительство могущественных феодалов, а это в условиях репрессивного законодательства Европы имело первостепенное значение. 17

Период репрессий имел для западноевропейской ветви цыган колоссальные последствия. Следствием гонений стала консервация кочевого уклада жизни, и консолидация цыганского этноса как преследуемого образования. В иноязычном окружении малый народ постепенно ассимилируется. Не случайно на территории той же Западной Европы к XIX веку исчезли, растворились десятки народностей. Цыгане, же не имея постоянной территории, выпали из этой закономерности. История как бы «законсервировала» их. В Восточной Европе в это время уже появились цыганские группы, утратившие родной язык, и перешедшие на оседлость. Цыгане западноевропейских стран оставались кочевниками. Часть «немецких» цыган, не выдержав расправ, ушла в XVII веке через территорию Польши в Россию. Другая часть дождалась отмены антицыганских законов в ареале своего кочевья.

Симптоматично, что отмена антицыганских законов совпала по времени с началом промышленной революции и выходом Европы из экономического кризиса. Сразу после этого начался процесс интеграции кочевников в общество. Это выражалось в переходе на оседлость и обретении полезных занятий.

"Таборная девушка". Гравюра. 1891 г.

Мы полагаем, что теперь миф о преступных склонностях цыганского народа можно считать окончательно похороненным. Склонностью к криминалу отличалась лишь одна ветвь цыган - а именно западноевропейская. Но авантюризм этих беженцев из Византии не переродился бы в криминал, если бы не целый комплекс независящих от них причин. Попытка осесть чаще всего была заранее обречена - цыган просто вынуждали идти на преступления тем, что подвергали обструкции.

Интересно, что, даже владея полной информацией об антицыганских законах, историки западной школы неправильно толкуют имеющийся в их распоряжении материал. Вот что пишет Жан-Пьер Лежуа в своей замечательной по подбору фактов статье, посвящённой французскому репрессивному законодательству: «В течение XIX века цыгане, побуждаемые текстами королевских указов предыдущих столетий , освоили профессии, благодаря которым их признали и даже стали ценить: они стригли овец, плели корзины, торговали, нанимались в подёнщики на сезонных сельскохозяйственных работах, были танцорами и музыкантами.» 18

Итак, согласно мнению французского цыганолога - только в XIX веке на кочевников подействовала, наконец, репрессивная политика. Подействовала как раз тогда, когда власть перестала разговаривать с ними языком грозных эдиктов - иными словами, с опозданием. Странная логика. На наш взгляд, если бы к цыганам постоянно относились как к равным, они уже двумя или тремя столетиями ранее начали бы врастать в социальную структуру общества.

Антицыганские законы продержались в Европе удивительно долго, а кое-где не отменены и сейчас. (В Италии, например, цыганам разрешено проживать только в двух областях - Венето и Сардинии, а если они разобьют свой лагерь где-нибудь ещё, мэр ближайшего городка, в соответствии с законом № 153 от 1914 года, имеет право вызвать войска.) 19

Постепенно, однако, в большинстве государств цыган перестали преследовать как особый народ, и начали подводить под общую для всех статью о бродяжничестве. Эта статья заставляла таборы по-прежнему осторожничать и насколько возможно избегать встреч с полицией. Свидетельством того, какое развитие получила паспортная система, и сколько неудобств она причиняла цыганам, является глава в книге немецкого судьи Либиха. В ней автор подробно рассуждает о методах, которые призваны были помешать неподконтрольным миграциям. Много места уделено уловкам, на которые пускались кочевники, чтобы жить так, как им вздумается, а не так как удобно полицейскому начальству. 20

Отмена драконовских законов, о которой мы только что говорили, состоялась не повсюду. Более того, даже в середине XIX века кое-где принимались новые безжалостные постановления. Примером такого рецидива является губернаторское постановление от 3 ноября 1849 года, согласно которому польские кочевые цыгане объявлялись фактически вне закона. В Польше началась форменная облава - за каждого пойманного цыгана была обещана награда, (и даже за ребёнка выдавали половину той суммы, что платили за взрослого). Сохранились документы об арестах в Люблинской, Радомской и других губерниях. Полиция свирепствовала, хватая даже оседлых цыган. Вот заурядный пример произвола: в 1861 году цыганка Эльжбета Дутлоф зашла в корчму с четырьмя маленькими детьми купить хлеба. Страж порядка схватил её, несмотря на то, что она отошла от своего жилья в деревне всего на полверсты. Цыганка не кочевала, а батрачила. Это вовсе не интересовало полицейского, который хотел получить награду, и ради этого даже грудного ребёнка описал в бумагах как взрослого цыгана.

Верховные власти никак не могли решить, по каким расценкам платить за арестованных вместе с матерью детей. Последний из документов официальной переписки отмечает, что в 1864 году Эльжбета всё ещё сидела в тюрьме, и что семейство её уменьшилось: девочка Франсиска умерла в заключении и похоронена на местном кладбище.

Положение цыган более или менее нормализовалось только после трагических событий восстания 1863 года, когда российский император отменил автономию царства Польского. 21

1. Horvathova Emilia. Cigani na Slovensku. Bratislava, 1964. Р. 374.

2. Kenrick Donald; Puxon Grattan. The destiny of Europe"s gypsies. NY., 1972. Р. 24.

3. Там же. Р.16.

4. Там же. Р.25;

Vesey - Fitzgerald Brian . Gypsies in Britain. Lnd . , 1944. Р. 29.

5. Schild Wolfgang. Alte gerichtsbarkeit. Munchen, 1980. Р.104-105.;

Bott - Bodenhausen Karin. Sinti in der Grafschaft Lippe. Munchen , 1988. ill.

6. Kenrick Donald; Puxon Grattan. The destiny of Europe"s gypsies. NY., 1972. Р. 42-43, 45.;

JGLS. (3) XXV.Р. 106.

7. Kenrick Donald; Puxon Grattan.The destiny of Europe"s gypsies. NY., 1972.Р. 42.

8. Clebert Jean-Paul. Les Tziganes. P., 1961.Р. 104.

9. Kenrick Donald; Puxon Grattan. The destiny of Europe"s gypsies. NY., 1972. Р. 46-47.

10. Clebert Jean-Paul. Les Tziganes. P., 1961. Р. 53.

11. Марушиакова Е.; Попов В. Циганите в Блъгария. София, 1993. С. 32.

12. Vesey-Fitzgerald Brian. Gypsies in Britain. Lnd., 1944.Р. 30-31.

13. Liegeois Jean-Pierre. B ohemiens et pouvoirs publics en France du XV-e au XIX-e siecle. Etudes tsiganes. 1978. № 4. Р. 15.

14. Vesey-Fitzgerald Brian. Gypsies in Britain. Lnd., 1944.Р. 21, 29.

15. Hibbert Christopher . The road to Tyburn. The story of Jack Sheppard and the eighteenth century underworl, Lnd., ;

Terrot Charles . Traffic in innocrnts. The shocking story of white slawery in England . NY., 1960 .

16. Etzler Allan. Gypsies in Sweden. JGLS (3). XXV. Рarts 3-4. Р. 83, 84.

17. Цыганы. Природа и Землеведение. СПб., 1864. Т. 3, № 3. С. 71.;

Ficowski Jerzy. The Gypsies in Poland. Warshzawa, Р. 14, 15.

18. Liegeois Jean - Pierre . Bohemiens et pouvoirs publics en France du XV - e au XIX - e siecle . Etudes tsiganes . 1978. № 4 . Р. 28.

19. Фаис О.Д. Различные аспекты национального вопроса в Италии. В кн.: Этнические проблемы и политика государств Европы, М., 1998.С. 170-171.

20. Цыганы. Природа и Землеведение. СПб., 1864. Т. 3, № 3. С. 85-87.

21. Ficowski Jerzy. The Gypsies in Poland. Warszawa. , Р. 26-29.

Цыгане – народ, овеянный мифами и легендами. Ну, вот хотя бы начать с того, являются ли они единым народом, и кого вообще можно причислять к цыганам? Сами цыгане относят себя то к синти, то к кало, то келдэри. Кроме всем известных европейских рома есть еще балканские «египтяне» и ашкали, ближневосточные дом, закавказские боша, среднеазиатские мугат и китайские эйну. Окружающее население относит их к цыганам, но вряд ли наши цыгане признают их за своих. Так, кто такие цыгане, и откуда они взялись?

Цыгане-урсари. Картинка заимствована у фонда wikimedia

Вначале легенда
Раньше цыгане жили в Египте между реками Цынь и Ган. Но потом в этой стране к власти пришел плохой царь, который решил превратить всех египтян в рабов. Тогда свободолюбивые цыгане покинули Египет и расселились по миру. Эту историю я услышал в детстве в белорусском городе Слуцке от старого дедушки-цыгана, промышлявшего на местном базаре. Потом мне приходилось слышать и читать ее в разных вариантах. Например, о том, что цыгане происходят с острава Цы на реке Ганг. Или о том, что цыгане разошлись в разные стороны, пересекая реку Цы-Ган.
Устная история живет не долго. Как правило, более-менее правдивые сведения об исторических событиях сохраняются всего три поколения. Есть исключения, например древнегреческие поэмы о Троянской войне или исландские саги. Они передавали известия о событиях многовековой давности. Но это произошло благодаря профессиональным сказителям. У цыган таких сказителей не было, поэтому место правдивой информации заняли мифы. Они создавались на основе легенд местных народов, библейских сюжетов и откровенных небылиц.
Цыгане не помнят, что название их народа происходит от греческого слова «атсигганос». Так называли средневековую христианскую секту колдунов и предсказателей родом из Фригии (теперь территория Турции). К моменту появления цыган в балканской Греции она была уничтожена, но память о ней сохранилась и была перенесена на пока малоизвестный народ.
В некоторых странах цыган до сих пор называют египтянами (вспомним английское слово Gypsies или испанское Gitano). Это название также берет свое начало на Балканском полуострове, где выходцы из Египта долгое время промышляли фокусами и цирковыми представлениями. После завоевания Египта арабами поток фокусников оттуда иссяк, но слово «египтянин» стало нарицательным и перенесено на цыган.
Наконец, самоназвание европейских цыган «рома» иногда относит их к выходцам из Рима. О настоящем происхождении этого слова мы еще поговорим ниже. Но, если вспомнить, что в средние века жители Византии называли себя не иначе, как римлянами, то мы вновь возвращаемся на Балканский полуостров.
Любопытно, что первые письменные упоминания о цыганах также связаны с Балканским полуостровом. В житии греческого монаха Георгия Афонского, написанным в 1068 году, рассказывается о том, что незадолго до своей смерти византийский император Константин Мономах обращался к неким индийцам, чтобы те очистили его сады от диких животных. В XII веке к неудовольствию православных монахов цыгане торговали в Константинополе амулетами, предсказывали судьбу и выступали с дрессированными медведями. В 1322 году ирландский паломник Саймон Фиц-Симонс встретил их на острове Крит. В 1348 году запись о цыганах появляется в Сербии, в 1378 году – в Болгарии, в 1383 году – в Венгрии, в 1416 году – в Германии, в 1419 году – во Франции, в 1501 году – в Великом Княжестве Литовском.
В средние века приход переселенцев всегда приветствовался феодалами, так как они рассчитывали на дешевую рабочую силу. В 1417 году император Сигизмунд Люксембургский даже выдал цыганам охранную грамоту. Но очень скоро европейские монархи разочаровались в пришельцах. Они не желали оседать в конкретном месте и больше напоминали бродяг. Уже в XV веке начали приниматься законы, направленные на изгнание цыган. Причем, в некоторых случаях нарушителям грозила смертная казнь. Цыгане уходили и возвращались. Им некуда было деваться, так как они не помнили, где их родина. Если родина – не Балканский полуостров, то откуда они взялись?

Прародина в Индии
В 1763 году трансильванский пастор Иштван Валый составил словарь цыганского языка и пришел к выводу, что он имеет индоарийское происхождение. С тех пор лингвисты нашли множество фактов, подтверждавших его умозаключение. В 2004 – 2012 годах появились работы генетиков, определивших, что прародину цыган следует искать на северо-западе Индии. Они обнаружили, что большинство мужчин рома происходят от небольшой группы родственников, живших 32 – 40 поколений назад. Пятнадцать столетий назад они покинули родные места и зачем-то двинулись на запад.
Доказательства индийского происхождения цыган столь очевидны, что в 2016 году индийское министерство иностранных дел объявило цыган частью зарубежной индийской общины. Поэтому, если хотите узнать, сколько индийцев проживает, например, на территории Беларуси, прибавьте к 545 выходцам из Индии еще 7079 белорусских цыган!
Вместе с тем, ни языковеды, ни генетики пока точно не определили, предки какого современного индийского народа (ведь в Индии проживает много народов!) имеют отношение к цыганам. Отчасти это объясняется тем, что на северо-западе Индии обитают разные племена. Особенно много их в штатах Гуджарат и Раджастхан. Возможно, предки цыган представляли собой одно небольшое племя. После того, как они ушли на запад, в Индии у них не осталось близких родственников и потомков.
«Подождите, как же так! – воскликнет кто-то. – Ведь в Индии сохранились цыгане!» Путешественники пишут об индийских цыганах в блогах, снимают их на видео. Мне самому приходилось видеть на севере Индии представителей народа, который там называют «банджара», «гармати», «ламбани» и так далее. Многие из них продолжают вести кочевой образ жизни, живут в палатках, занимаются попрошайничеством или мелкой торговлей. Отношение индийцев к ним примерно такое же, как у европейцев к цыганам «рома». То есть, несмотря на все толерантности и романтические сказки, очень плохое. Однако «банджара-гармати» — это не цыгане. У этого народа своя история. Он происходит из Гуджарата, но «цыганский» образ жизни начал вести лишь в XVII веке. «Банджара-гармати» и цыгане действительно являются дальними родственниками, но не в большей степени, чем другие племена и народы северо-запада Индии.

Как цыгане оказались на западе
В 2004 году британский историк Дональд Кендрик издал книгу «Цыгане: от Ганга до Темзы». Он попытался суммировать все известные сведения, которые могут пролить свет на появление цыган в Европе. Его работа – это только версия, в ней много косвенных фактов и спорных умозаключений. Тем не менее, она выглядит правдоподобно, и ее стоит очень кратко пересказать русскоязычным читателям.
Переселение индийцев на запад в соседнюю Персидскую империю началось более 1500 лет назад. Персидская поэма «Шахнаме» рассказывает об этом в лирической форме. Якобы правивший в V веке шах Брахрам Гур обратился к одному из индийских царей с просьбой прислать музыкантов-лури. Каждый музыкант получил корову и осла, так как шах хотел, чтобы переселенцы осели на земле и воспитывали новые поколения музыкантов. Но чаще индийцы переезжали в Персию как солдаты-наемники и ремесленники. Д. Кендрик отмечает, что в Иране предки цыган могли познакомиться с кибитками. Позже кибитка «вардо» станет символом кочевников-цыган в Европе.
В 651 году Персия была завоевана арабами-мусульманами. Арабы знали индийских переселенцев под названием «зотты». Возможно, оно происходит от народа джаты, что в наше время живут как раз на северо-западе Индии. Зотты сформировали в нижнем течении Тигра и Евфрата некое подобие государства, взимая с проезжающих купцов дань за пользование торговыми путями. Их самоуправство вызвало гнев у халифа Аль-Мутасима, который в 834 году разгромил зоттов. Часть пленных он переселил в район города Антиохия на границу с Византией. Теперь это пограничье Турции и Сирии. Здесь они служили пастухами, охраняя стада от диких животных.
В 969 году византийский император Никифор захватил Антиохию. Таким образом, предки цыган оказались в пределах Византийской империи. Некоторое время они жили на востоке Анатолии, где значительную часть населения составляли армяне. Недаром многие лингвисты обнаруживают в цыганском языке заимствования из армянского.
Из Восточной Анатолии часть цыган переселилась в Константинополь и Балканский полуостров, а затем в другие страны Европы. Эти цыгане известны нам как «ром». Но другая часть цыган осталась в Анатолии и уже во времена турецких завоеваний освоила просторы Ближнего Востока, Закавказья, Ирана, Египта. Они известны как «дом». Цыгане «дом» и ныне живут в мусульманских странах, исповедуют ислам, но отделяют себя от арабов, турков и персов. Характерно, что в Израиле они сотрудничают с властями и даже служат в израильской армии. В соседнем Египте домари живут около больших городов. Среди египтян их женщины имеют сомнительную славу хороших танцовщиц и дешевых проституток.

Путешествие цыган на запад в V — XV веках

В Армении цыгане-«лом», известные также как «боша», приняли христианство и теперь почти не отличаются от остальных армян. В Средней Азии дом стали говорить на таджикском языке и называть себя «мугат», хотя окружающие народы чаще называют их «люли». В Западном Китае на южных склонах гор Тянь-Шань и в оазисах пустыни Такла-Макан можно встретить совсем уж экзотических цыган «эйну». Они разговаривают на странном языке, в котором индоарийские и таджикские слова сочетаются с тюркской грамматикой. Эйну – обычные крестьяне и ремесленники, не склонные к воровству, попрошайничеству или торговле наркотиками. Тем не менее, соседи-китайцы и уйгуры относятся к ним с презрением. Сами эйну говорят, что пришли в Китай из Ирана, то есть являются потомками средневековых зоттов либо все тех же цыган «дом».
Названия «ром» и «дом» имеют общее происхождение, отличаются лишь произношением. Но, если «ром» отсылает нашу фантазию к Риму, то «дом» проясняет истинные корни самоназвания цыган. В пенджабском языке слово «дам-и» означает человека или мужчину.

Второе пришествие
Итак, в XIV веке цыгане стали покидать уютный Балканский полуостров, где провели несколько столетий, и переселяться в другие европейские страны. Ничего удивительного в этом нет, если вспомнить, что в этот период происходило турецкое завоевание земель бывшей Византийской империи. Однако количество переселенцев нельзя назвать огромным. Доказательством этому являются материалы о преследовании цыган со стороны властей. Как правило, до XVIII века цыганские общины в европейских странах едва насчитывали несколько сот человек каждая. В России цыгане не упоминаются до 1733 года, да и тогда они жили только в Прибалтике.
К XIX веку многие европейские цыгане оставили кочевой образ жизни, так или иначе вписались в существующие социальные структуры, служили в армии, участвовали в колониальной экспансии европейских народов. Отрицательный образ цыган постепенно размывался. Поэты-романтики воспевали любовь цыган к свободе. Но в середине XIX века с Балканского полуострова хлынул новый поток цыган-переселенцев, к которым ни разу не подходило определение свободные.
Откуда они взялись? Несмотря на турецкое нашествие, большинство средневековых цыган предпочли оставаться там, где жили раньше. В начале XVII века мы обнаруживаем цыганские предместья около Афонского монастыря, поселения цыган-ремесленнников в Болгарии и даже цыган-солдат в османской армии. В то время как в европейских странах цыган преследовали, в Османской Порте они признавались подданными султана, платили налоги и в ряде случаев пользовались определенной самостоятельностью.
Нет ничего удивительного в том, что среди османских цыган было много оседлых. Некоторые принимали ислам, другие оставались христианами, третьи пытались слиться с местным населением. Так в Косово возникла небольшая группа цыган-ашкали, которые жили в постоянных деревнях, занимались садоводством и говорили на албанском языке. В Болгарии цыгане чаще принимали турецкий язык и культуру.

Деревня румынских цыган в XIX веке. Картинка заимствована у фонда wikimedia

Однако на севере Балкан было одно большое исключение. В румынских княжествах Валахия и Молдавия цыгане были рабами. Любопытно, что уже первое упоминание о цыганах в валашских документах XIV века говорит о них, как о несвободных. Большинство цыган принадлежали князю, но были также рабы, зависимые от монастырей или землевладельцев-бояр. Часть цыган-рабов вела оседлый образ жизни, другим разрешали кочевать, но так или иначе они работали на хозяина. Хозяева распоряжались их имуществом, разрешали или запрещали вступать в браки, судили и наказывали. Рабы в Валахии стоили дешево. Например, в 1832 году тридцать цыган обменивали на одну бричку. В Молдавии, кроме рабов-цыган, была небольшая группа рабов-татар. Татары становились рабами, когда попадали в плен. А вот как цыганское население оказалось в рабстве, понять сложно. Военные действия между румынами и цыганами не велись.
Рабство было окончательно отменено лишь в 1856 году. Хотя румынские власти предпринимали действия для того, чтобы цыгане смешивались с румынами, многие из освобожденных рабов предпочли убраться подальше от бывших хозяев. Это особенно было характерно для тех, кто сохранял кочевой образ жизни. Многие из цыган, живущих в западноевропейских странах, в России, Украине и Беларуси – прямые потомки той самой поздней волны цыган из Румынии.
В XX веке в СССР и других социалистических странах цыган пытались перевести на оседлый образ жизни. Нацисты уничтожали цыган в концлагерях. Так, в годы Второй мировой войны Беларусь потеряла практически все коренное цыганское население. Ныне живущие у нас цыгане – потомки послевоенных переселенцев из других советских республик. В наше время подозрительное, а иногда и явно враждебное отношение к цыганам характерно для всех европейских стран от Франции до России.
Цыган не любят, ими восхищаются, а они продолжают вести обособленный образ жизни. И так полторы тысячи лет!

Ряд европейских государств - Франция, Италия, Испания, а также сам Евросоюз намерены радикальным образом решить проблему цыган в Европе. Как стало известно Блогу Толкователя, одним из возможных вариантов является переселение цыган из Европы в Россию. Эта тема будет обсуждаться в этом году между Москвой и Брюсселем.

По самым скромным оценкам, в странах Европы проживает от 9 до 12 миллионов цыган. Больше всего их в Румынии - 1,9 миллионов (свыше 10% от всего населения страны), следом идут Болгария (750 тысяч), Испания (700 тысяч), Венгрия (600 тысяч), Словакия и Сербия (по 500 тысяч), Франция (310 тысяч), Чехия (275 тысяч), Греция (175 тысяч), Македония (185 тысяч).


В прошлом году Европу потряс скандал во Франции, откуда по приказу Николя Саркози было выслано несколько тысяч цыган. Высылали их в Болгарию и Румынию. Саркози обвинили в расизме, Францию жестко раскритиковал Брюссель и ООН, однако Париж эту критику пропустил мимо ушей. Поскольку одной высылкой побороть цыганскую миграцию невозможно, депортированные цыгане, как показывает практика, все равно возвращаются обратно во Францию, МВД страны разработало даже специальный закон, запрещающий цыганам возвращаться во Францию.

По данным международных правозащитных организаций, права цыган также нарушаются практически во всех европейских государствах - Чехии, Италии, Испании и так далее. В Финляндии, например, МВД подготовило специальный закон, запрещающий нищенство. Как считают правозащитники, он явно направлен против цыган. Драматичнее всего ситуация в Венгрии - рост национализма и великодержавного шовинизма в этой стране привел к началу депортации цыган из ряда сел и деревень.

Венгерские националисты:

Несмотря на протесты правозащитников, идея депортации цыганских таборов в Европе пользуется большой поддержкой. К примеру, почти 69% французов поддержали действия Николя Саркози. Аналогичные цифры действуют для Венгрии, Словакии и ряда других стран. Депортировать всех цыган в Румынию или Болгарию ни технически, ни экономически невозможно. Там местные националисты также громко протестуют против этого.

В качестве одного из решений наболевшей «цыганской» проблемы Евросоюз намерен рассмотреть в ближайшее время переселение части европейских цыган в Россию. Каждая цыганская семья получит от ЕС деньги на переезд и обустройство, а конкретный размер суммы пока не известен. Во время депортации из Франции, Париж платил каждому цыгану до 500 евро в случае добровольного согласия вернутся на Родину. По всей вероятности, суммы, выделяемые для переселения цыган в Россию в расчете на одного человека, будут все же весомее.

Эта тема станет предметом обсуждения в 2011-2012 годах во время переговоров в формате Россия-Евросоюз, известно лишь, что ее поддерживает Франция и ряд восточноевропейских государств. Резко против выступает Германия.

В России первый пробный шар в медиа-пространство был запущен на радио «Комсомольская правда» 12 апреля текущего года. Ведущая Елена Ханга прямо задала вопрос гостям студии - представителям цыганской диаспоры, о том, сможет ли Россия принять беженцев из Европы:

Елена Ханга:

- Возвращаюсь к своему вопросу. Можем ли мы принять цыган, которых выдворили из Европы?

Роман Грохольский:

- Я думаю, что Россия по своему качеству, по многим экономическим вопросам смогла бы принять. Огромная страна, огромные территории. Если речь идет о конкретной нации проживающей здесь, она бы могла каким-то образом повлиять на эту ситуацию. Во Франции были граждане не только из Югославии, но и из стран Евросоюза. И когда они говорили: у нас же паспорта, мы имеем право, - несмотря на это, были элементарно нарушены их гражданские права.

Среди других государств, которые могут стать реципиентами для западноевропейских цыган также числятся Украина, Молдавия, и все те же Болгария и Румыния.