Главный герой в произведении горе от ума. Сочинение на тему «Горе от ума. С ключом, и сыну ключ умел доставить

Горичи

Молодая дама Наталья Дмитриевна и её муж Платон Михаилович. Оба старые знакомые Чацкого, что становится известным в 5 явлении третьего действия. Горичей Грибоедов изображает, иронически улыбаясь.

Чацкий
Моложе вы, свежее стали;
Огонь, румянец, смех, игра во всех чертах.
Наталья Дмитриевна
Я замужем.
Чацкий
Давно бы вы сказали!

Тугоуховские

Тугоуховские приезжают на бал к Фамусову одними из первых. Они супруги, и приехали сюда главным образом для поиска богатых женихов для своих дочерей. В их поле зрения попадает и Чацкий, но так как тот не богат, они быстро теряют к Чацкому интерес. Князь Тугоуховский, следуя логике фамилии, глух. Почти все его реплики - междометия. Он подкаблучник, ни в чём не ослушивается жену. Княгиня отличается злым нравом и язвительностью.

Хрюмины

Графини Хрюмины: бабушка и внучка. Внучка - злая старая дева. На её едкие замечания Чацкий отвечает не менее резко. Её он сравнивает с французскими модистками.

Загорецкий

Особое место в комедии занимают Репетилов и Загорецкий.Критики относят их к второстепенным героям, но они не ярые его защитники, явным образом они ничего плохого Чацкому не делают, но именно их «молчаливое согласие» решает важные вопросы в жизни других людей. Загорецкий представляется автором как завсегдатай гостиных и столовых, «лгунишка, картежник и вор».

Тугоуховские, Хрюмины, Загорецкий - сатира на московское общество тех времен.

Репетилов

Репетилов появляется в комедии в четвертом действии в качестве гостя на балу у Фамусова. Грибоедов в "Горе от ума" дает говорящие фамилии многим персонажам, так в переводе с французского фамилия Репетилов означает "повторять". Так автор подчеркивает, что Репетилов способен лишь повторять на словах высокие идеи декабристов, не вникая в их истинный смысл. Он становится центральной фигурой четвертого действия. Около него останавливаются разъезжающиеся с бала гости, начиная с Чацкого, и из разговоров гостей с Репетиловым до него доходит сплетня о сумасшествии.

Александр Андреевич Чацкий – молодой мужчина дворянин, который придерживается новых, более современных взглядов и понятий. Он идет против старого и всех столетних традиций. Чацкий считает, что именно из-за старых обычаев, Россия не может стать самой великой державой.

Александр плохо относиться к подчинению, вранью, подкупу и многому другому. Он не видит смысла любить и бежать на поиски нежных чувств. Также Чацкий не понимает, почему старики придерживаются старых мнений, забывая про настоящее, и не могут понять, что именно наука, вознесет страну на небеса.

Павел Афанасьевич Фамусов – один из самых ярких представителей старого времени, который привык к взяткам и прочим порокам. Фамусов имеет высокое звание, но получил его не благодаря своему уму и смекалке, а с помощью других людей. Павел не понимает новых тенденций и слепо верит старым порядкам.

Но не нужно думать, что у героя одни отрицательные черты, есть и другие. После смерти своего друга, он взял под опеку его сына и воспитывал его как своего родного. Фамусов наглый человек, который находит любовь только в деньгах, поэтому и считает, что выходить замуж нужно, только если это принесет денег, по-другому и не стоит волноваться.

Софья Фамусова – дочь Павла Фамусова. Она гордая, наглая, самовлюбленная женщина, которая не против поиграть с чувствами мужчины или ради выгоды, или же просто для собственной потехи. В свое время, она влюбила в себя Чацкого, и довольно долго «игралась» с ним, пока все не закончилось. Также Софья в одно время «веселилась» и с Молчалиным, который ей более устраивал, чем его друг.

Главная проблема, почему у Софьи не срослась с отношениями с Чацким, это разные взгляды на жизнь. Как и отец, женщина довольно критически относиться к всему новому, предпочитает более старые порядки и устои.

Алексей Степанович Молчалин – является главным секретарем Фамусова. Он довольно наглый и хитрый человек, который во всем старается найти сперва выгоду именно для себя. Алексей человек, который предпочитает молчать и держаться в стороне, чтобы вовремя войти в конфликт, и принят более правильную и выгодную позицию для себя.

Несмотря на его хитрость и наглость, он довольно мечтательный человек, который верит в лучшее будущее. Молчалин – карьерист, и мечтает найти богатую и прибыльную работу, иметь высокий чин, чтобы его уважали и восхваляли окружающие, а также взойти в высшее общество. Именно благодаря этому мужчина старается понравиться каждому человеку из высшего общества. Молчалин не имеет знатный род, поэтому такими способами, старается занять свое место под звездами.

Вариант 2

Основная тема произведения в виде противостояния века нынешнего веку минувшему в сочетании с любовной сюжетной линией раскрывается писателем в образах главных героев комедии Чацкого, Фамусова, его дочери Софьи и Молчалина.

Чацкий представляется в качестве молодого дворянина, не признающего закостенелые порядки старого общества, критикующего негативные пороки чиновничества, проявляющего истинные патриотические чувства.

Ему противопоставляется представитель дворянства в образе Фамусова, не принимающего изменений в общественной жизни, поддерживающий существующее положение в стране, погрязшей во взяточничестве и использовании необходимых связей.

Дочь Фамусова, Софья является гордой и мечтательной девушкой, поддерживающей позицию отца, считающей неразумными предложения Чацкого.

В образе Молчалина писатель представляет истинного карьериста, пытающегося с помощью лести, угодничества получить доступ в светское общество и обзавестись высоким чином.

Второстепенными персонажами комедии являются Репетилов, изображенный в качестве старого друга Фамусова, отличающийся глупостью и пустыми разговорами, богатый немолодой офицер Скалозуб, описанный как невежественный солдафон, мечтающий о генеральском звании, а также служанка семьи Фамусовых Лиза, характеризующаяся сообразительностью, умом, но одновременно ветреностью.

Немаловажное место среди персонажей комедии занимают третьестепенные герои, некоторые из которых не появляются в пьесе воочию, но их имена упоминаются в диалогах и монологах других героев произведения. Среди них выделяются Загорецкий, активный участник карточных игр, пожилые супруги Тугоуховские, посещающие светские мероприятия с целью выдать замуж шестерых дочерей, семейная пара Горичей в составе главы семьи Платона Михайловича, являющегося подкаблучником молодой супруги, Натальи Дмитриевны.

Кроме того, в числе представителей фамусовского общества писатель представляет старуху Хлестову, напыщенную женщину, увлекшуюся в старости разведением кошек, а также буфетчика Петрушку, бедного слугу, отличающегося добротой и искренностью.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Жизненный путь Андрея Болконского в романе Война и мир Толстого

    В замечательном произведении Толстого Война и мир есть множество персонажей, которые заставляют читателя испытывать сопереживание, грусть о его судьбе, или какие то другие эмоции

Говорить мы будем об одной из главных российских комедий «Горе от ума» Александра Грибоедова (см. рис. 1).

Рис. 1. Александр Сергеевич Грибоедов

Александр Сергеевич принадлежал к поколению творческих людей. Они считали бюрократическую службу и литературу занятиями несовместимыми. Поколение Грибоедова – люди частной жизни. Александр Сергеевич служил, был опытным дипломатом. Он отвечал за подготовку туркманчайского договора, который примирил кавказские народы с Ираном (см. рис. 2). Как дипломат он и погиб.

В 1829-м году в Тегеране возмущенная толпа напала на представителей российской дипломатической миссии, многих убили, в числе них был и Грибоедов.

Рис. 2. К. Осокина с оригинала В. Мошкова. «Подписание мирного договора в Туркманчае 10 февраля 1828 года»

Сначала Грибоедов хотел назвать произведение «Горе уму», но назвал «Горе от ума». Главный герой воплощает в себе все черты романтической личности. Действие разворачивается в Москве, потому что столицей был Петербург. Москва была важным городом, но отчасти деревенским, м доживали свой век сановники, мало служили. Московские аристократические нравы, не были нравами служивых людей.

После трехлетнего отсутствия в Москву возвращается молодой человек Чацкий. Он приезжает в дом Фамусовых, навестить подругу Софью, в которую был влюблен. Но обнаруживает перемены в возлюбленной, в отношениях между людьми. Вступает в конфликт с обыденностью, с Фамусовым и отчасти с Софьей. У Фамусова новый помощник Молчалин, в него влюблена Софья. Чацкий не замечает этого. Он не может представить, что девушка, с ее развитием может влюбиться в безличного Молчалина.

Комедия просветительская, подчиняется классическим образцам.

Принципы драматического произведения

  • Единство времени. Действие длится не более суток.
  • Единство места. Действие разворачивается в одном доме.
  • Единство действия. Сюжет не должен быть усложнен.

Все эти правила соблюдены. Однако сам Чацкий не похож на героя просветительской комедии. Мы читали «Недоросля» Фонвизина, в произведении Грибоедова все иначе.

Пушкин, прочитав «Горе от ума» пришел к выводу, что герой ее совсем не умен.

Он писал в письме Вяземскому 28 января 1825 г. «Чацкий совсем не умный человек - но Грибоедов очень умен». Также в конце января Пушкин написал Бестужеву:

«В комедии “Горе от ума” кто главное действующее лицо? Ответ - Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Благородный, добрый малый, проведший несколько времени с умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями остротами и сатирическими замечаниями».

Три очень важные сцены «Горя от ума», в которые Грибоедов вкладывал один смысл, а Пушкин находил другой.

Фамусов

Опасный человек!

Чацкий

Вольнее всякий дышит

И не торопится вписаться в полк шутов.

Фамусов

Что говорит! и говорит, как пишет!

Чацкий

У покровителей зевать на потолок,

Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,

Подставить стул, поднять платок.

Фамусов

Он вольность хочет проповедать!

Чацкий

Кто путешествует, в деревне кто живет...

Фамусов

Да он властей не признает!

Чацкий

Кто служит делу, а не лицам...

Фамусов

Строжайше б запретил я этим господам

На выстрел подъезжать к столицам.

А.С. Грибоедов

В конечном итоге Фамусов закрывает уши, а Чацкий продолжает говорить.

Для Пушкина как человека с неромантическим сознанием Чацкий совершает глупость: нельзя что-то проповедовать человеку, если он не желает слушать.

Еще больше основания Пушкину сомневаться в уме Чацкого дает 3-е действие, 22-е явление, где Чацкий произносит свой знаменитый монолог о французике из Бордо.

В той комнате незначащая встреча:

Французик из Бордо, надсаживая грудь,

Собрал вокруг себя род веча

И сказывал, как снаряжался в путь…

А.С. Грибоедов

Этот большой монолог завершается ремаркой автора:

Пять, шесть найдется мыслей здравых

И он осмелится их гласно объявлять, -

Глядь...

(Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам.)

Чацкий не видит ничего вокруг себя. Его никто не слушает. Он проповедует, ослепленный страстью, не обращая внимания на окружающую его реальность. Есть и зеркальное отражение этих эпизодов. Действие 4, явление 5, когда Репетилов поступает как Чацкий. Он разговаривает со Скалозубом, проповедует ему высокие мысли, произносит длинный монолог и получает ремарку:

(Останавливается, увидя, что Загорецкий заступил место Скалозуба, который покудова уехал.)

Это пародия на монолог Чацкого. На разговор с неслушающим Фамусовым, на монолог про французика из Бордо, где все кружат в танце. Репетилов пустой герой, который поступает как Чацкий.

Пушкин, как зритель классической поры, видит одно, а Грибоедов, как автор новой комедии, вкладывает нечто совершенно другое.

Для Грибоедова романтическая личность не нуждается в исправлении окружающего мира. Чацкий не должен исправлять мир, а истину проповедовать. Конфликт с миром и есть содержание романтического героя. Пушкин смотрит на Чацкого с точки зрения сценического устройства.

Герой, который не видит людей, для Пушкина смешон, а для Грибоедова возвышен. Романтическая личность не может опускаться до того, чтоб наблюдать за реальностью. Репетилов - пародия не на Чацкого, а на московского франта, который подражает герою. Высокие идеи, не вмещающиеся в голову Репетилова, не унижают Чацкого. Сюжет строится на случайной обмолвке, обрастающей неслучайными последствиями.
Чацкий случайно произносит фразы, которые подхватывает Софья и как слух пускает в толпу.

«Ум с сердцем не в ладу»

«Как во мне рассудок цел остался»

«От сумасшествия смогу я остеречься».

Софья бросает слух, что Чацкий не в своем уме. С точки зрения Пушкина герой ведет себя неумно, потому что сам подсказывает Софье ход, который она использует против него.

Чацкий - романтическая личность. А Пушкин, зритель, преодолевший романтизм в самом себе, требует от героя того, чего романтическая личность дать не может, не хочет и не должна.

Это нормальное расхождение восприятия и текста. В литературоведении это называется интерпретацией.

Пушкин интерпретировал «Горе от ума» не так, как Грибоедов его задумал.

Со своей задачей изобразить романтического героя Грибоедов справился.

О взаимоотношении двух выдающихся людей XIX века расскажет документальный фильм «История одной мистификации. Пушкин и Грибоедов» .

Умен ли Чацкий? Об этом размышлял не только Пушкин. Споры не прекращаются и по сей день. Комедии Грибоедова посвящена программа, Игоря Волгина

Современники Грибоедова восхищались языком комедии «Горе от ума». Еще Пушкин писал, что половина стихов пьесы войдет в пословицу. Затем Н. К. Пиксанов отмечал своеобразный речевой колорит комедии Грибоедова, «живость языка разговорного», характеристическую речь героев. Каждый из персонажей «Горя от ума» наделен особой речью, характерной для его положения, образа жизни, особенностей внутреннего облика и темперамента.

Так, Фамусов — это старый московский барин, государственный чиновник, защищающий в комедии жизненные ценности «века минувшего». Общественное положение Павла Афанасьевича стабильно, это человек неглупый, очень уверенный, уважаемый в своем кругу. К его мнению прислушиваются, его часто приглашают «на именины» и «на погребенье». Фамусов незлобив по природе своей, он по-русски гостеприимен и хлебосолен, дорожит родственными связями, по-своему проницателен. Однако Павел Афанасьевич не чужд определенной корысти, при случае может и слукавить, он не прочь приволокнуться за горничной. Социальному положению этого персонажа, его психологическому облику, его характеру и жизненным обстоятельствам соответствует в пьесе и его речь.

Речь Фамусова, по замечанию А. С. Орлова, напоминает речь старомосковского дворянства, с ее народной, разговорной манерой, красочную, образную и меткую. Павел Афанасьевич склонен к философствованию, дидактизму, остроумным замечаниям, к краткости формулировок и лаконичности. Речевая манера его необыкновенно подвижная, живая, эмоциональная, что указывает на интеллект героя, его темперамент, проницательность, определенный артистизм.

Фамусов реагирует на ситуацию мгновенно, он высказывает свое «сиюминутное мнение», а затем начинает рассуждать на данную тему более «абстрактно», рассматривая ситуацию в контексте своего жизненного опыта, знаний о человеческой природе, о светской жизни, в контексте «века» и времени. Мысль Фамусова склонна к синтезу, к философским обобщениям, к иронии.

По приезде Чацкий спрашивает, отчего Павел Афанасьевич невесел, — Фамусов тут же находит меткий ответ:

Ах! батюшка, нашел загадку,
Не весел я!.. В мои лета
Не можно же пускаться мне в присядку!

Застав ранним утром свою дочь с Молчалиным, Фамусов становится по-отцовски строг, благонамерен:

А ты, сударыня, чуть из постели прыг,

С мужчиной! с молодым! — Занятье для девицы!

Павел Афанасьевич может и проанализировать ситуацию, проследив в ней причинно-следственные связи:

Всю ночь читает небылицы,

И вот плоды от этих книг!

А все Кузнецкий мост, и вечные французы,

Губители карманов и сердец!

В комедии герой выступает в самых различных ипостасях — заботливого отца, важного барина, старого волокиты и т.д. Поэтому интонации Павла Афанасьевича — самые разнообразные, он прекрасно чувствует своего собеседника (Н. К. Пиксанов). С Молчалиным и Лизой, слугами Фамусов разговаривает по-свойски, не церемонясь. С дочерью он выдерживает строго-добродушный тон, в речи его появляются дидактические интонации, однако чувствуется и любовь.

Характерно, что тот же самый дидактизм, родительские интонации появляются и в диалогах Павла Афанасьевича с Чацким. За этими нравоучениями, как ни парадоксально, стоит особое, отеческое отношение к Чацкому, который вырос вместе с Софьей на глазах Фамусова. «Брат» и «друг» — именно так обращается Фамусов к своему бывшему воспитаннику. В начале комедии он искренне рад приезду Чацкого, пытается по-отечески наставлять его. «Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы?» — Фамусов воспринимает Чацкого не только как неопытного молодого человека, но и как сына, вовсе не исключая возможность его брака с Софьей.

Фамусов часто употребляет и народные выражения: «зелье, баловница», «упал вдругорядь», «горе горевать», «ни дать ни взять».

Замечателен по своей образности и темпераментности монолог Павла Афанасьевича о Москве, его возмущение по поводу засилья всего иностранного в воспитании московских барышень:

Берем же побродяг, и в дом, и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить, всему,

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

Как будто в жены их готовим скоморохам.

Множество высказываний Фамусова стали афоризмами: «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина», «Подписано, так с плеч долой».

К речи Фамусова близка речь старухи Хлестовой. Как отмечает Н. К. Пиксанов, Хлестова говорит «самым выдержанным, самым красочным языком». Речь ее образная, меткая, интонации — уверенные. В языке свояченицы Фамусова множество народных выражений: «час битый ехала», «дался ему трех сажен удалец», «от ужина сошли подачку».

Необычайно характерной является и речь Скалозуба — примитивная, отрывистая, грубая по смыслу и интонациям. В лексиконе его множество военных терминов: «фельдфебель», «дивизии», «бригадный генерал», «шеренга», «дистанции», «корпус» — которые зачастую употребляются не к месту. Так, разделяя восхищение Фамусова Москвой, он говорит: «Дистанции огромного размера». Услышав о падении Молчалина с лошади, он заявляет:

Поводья затянул. Ну, жалкий же ездок.
Взглянуть, как треснулся он — грудью или в бок?

Иногда Скалозуб не понимает, о чем говорит собеседник, по-своему истолковывая услышанное. Исчерпывающую характеристику речи героя дает Софья: «Он слова умного не выговорил сроду».

Как отмечает А. И. Ревякин, Скалозуб косноязычен. Он плохо знает русский язык, путает слова, не соблюдает нормы грамматики. Так, Фамусову он говорит: «Мне совестно, как честный офицер». Речь Скалозуба, таким образом, подчеркивает умственную ограниченность героя, его грубость и невежество, узость кругозора.

Речь Молчалина также соответствует его внутреннему облику. Основные черты этого персонажа — лесть, подхалимство, покорность. Для речи Молчалина характерны самоуничижительные интонации, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подобострастный тон, преувеличенная любезность: «два-с», «по-прежнему-с», «простите, ради Бога», «личико», «ангельчик». Молчалин в основном немногословен, «красноречие» в нем просыпается лишь в разговоре с Лизой, которой он открывает свое истинное лицо.

Среди персонажей фамусовской Москвы выделяется своей колоритной речью «член тайного союза» Репетилов. Это пустой, легкомысленный, безалаберный человек, болтун, любитель выпить, завсегдатай Английского клуба. Речь его — это бесконечные рассказы о себе, о своей семье, о «секретнейшем союзе», сопровождаемые нелепыми клятвами и уничижительными признаниями. Речевая манера героя передана лишь одной фразой: «Шумим, братец, шумим». Чацкий приходит в отчаянье от «вранья» и «вздора» Репетилова.

Как отметил А. С. Орлов, «речь Репетилова очень интересна пестротой своего состава: это смесь салонной болтовни, богемы, кружковщины, театра и просторечия, что было результатом шатания Репетилова по разным слоям общества». Этому персонажу свойственны и просторечие, и выражения высокого стиля.

Стоит отметить и своеобразие речевой манеры графини-бабушки. Как замечает В. А. Филиппов, эта героиня вовсе не косноязычна. Ее «неправильный», нерусский выговор обусловлен национальностью. Старуха Хрюмина — немка, которая так и не овладела русским языком, русским выговором.

От речи всех персонажей отличается речь Чацкого, который в определенной степени является героем-резонером, выражающим в комедии авторские взгляды. Чацкий — представитель «века нынешнего», критикующий все пороки московского общества. Он умен, образован, говорит правильным литературным языком. Речи его свойствен ораторский пафос, публицистичность, образность и меткость, остроумие, энергичность. Характерно, что даже Фамусов восхищается красноречием Александра Андреевича: «говорит, как пишет».

У Чацкого особая манера разговора, отличающаяся от манеры других персонажей. Как отметил А. С. Орлов, «Чацкий декламирует как бы с эстрады, согласно сатирическому дидактизму автора. Выступления Чацкого принимают форму монологов даже в беседе, или выражаются кратчайшими замечаниями, как бы выстрелами в собеседника».

Нередко в речах этого персонажа звучит ирония, сарказм, пародийные интонации:

Ах! Франция! Нет в мире лучше края! —

Решили две княжны, сестрицы, повторяя

Урок, который ими с детства натвержен.

Замечателен в пьесе монолог Чацкого, в котором он со всей горячностью и благородным негодованием обрушивается на общественные порядки, бюрократизм чиновников, взяточничество, крепостничество, косность взглядов современного общества, бездушие общественной морали. Эта пылкая, свободолюбивая речь ярко характеризует внутренний облик героя, его темперамент, интеллект и эрудицию, мировоззрение. Причем речь Чацкого очень естественна, жизненно правдива, реалистична. Как писал И. А. Гончаров, «нельзя представить себе, чтоб могла явиться когда-нибудь другая, более естественная, простая, более взятая из жизни речь».

Множество высказываний Чацкого стали афоризмами: «И дым отечества нам сладок и приятен», «Свежо предание, а верится с трудом», «Дома новы, но предрассудки стары», «А судьи кто?»

Достаточно правильным литературным языком в пьесе говорит и Софья, что свидетельствует о ее хорошем образовании, начитанности, интеллекте. Как и Фамусов, она склонна к философствованию: «Счастливые часов не наблюдают». Выражения Софьи метки, образны, афористичны: «Не человек, змея», «Герой не моего романа». Однако на речь героини очень повлиял французский язык. Как замечает Н. К. Пиксанов, в речи Софьи «есть целые тирады, реплики, изложенные неясно, тяжелым языком, с нерусским расположением членов предложения, с прямыми синтаксическими неправильностями»:

Но все малейшее в других меня пугает,

Хоть нет великого несчастья от того,

Хоть незнакомый мне, до этого нет дела.

Необычайно бойким, живым языком говорит в пьесе Лиза. В нем есть и просторечие, и слова высокого стиля. Высказывания Лизы тоже метки и афористичны:

Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь.

Комедия «Горе от ума» написана простым, легким и одновременно ярким, образным, сочным и выразительным языком. Каждое слово ее, по замечанию Белинского, дышит «комическою жизнию», поражает «быстротою ума», «оригинальностию оборотов», «поэзиею образцов».

Сирвинт-Шерман З.М. Эскиз театральной постановки к пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Образ Фамусова
Павел Афанасьевич Фамусов – человек в возрасте, самоуверенный и властный. Зажиточный дворянин, вдовец, отец единственной семнадцатилетней дочери, которую он очень любит и воспитывает по-своему образу, в духе старых времён. Фамусов является крупным чиновником, хотя к своей службе он подходит формально, она его не интересует (…подписано, так с плеч долой). Всегда стремится к собственной выгоде. Это видно из того, как он рассуждает о замужестве своей дочери. Фамусов любит похвастать. Он хвастает даже тем, чего у него нет, например: монашеским поведением, хотя сам заигрывает со служанкой Лизой. В образе Фамусова автор изображает обычного для того времени человека, с его взглядами на жизнь и воспитание.

Образ Софьи
Софья — дочь Фамусова, ей семнадцать лет. Из слов отца мы узнаём, что она рано лишилась матери, поэтому её воспитанием занималась мадам Розье и приходящие учителя. В детстве была очень дружна с Чацким, возможна, влюблена в него. Любит читать французские романы. Хорошо относится к своей горничной Лизе, считает её единственным преданным человеком. Искренне любит Молчалина, считает его умным, красивым и похожим на героя её любимых французских романов. Не стесняется, при случае, обманывать своего отца, абсолютно не сочувствует Чацкому.

Образ Чацкого
Чацкий — молодой человек, друг детства Софии. Он очень умён, начитан. Его речь грамотна и красочна. Приехав из-за границы в Москву, он спешит встретиться с Софией, радуется предстоящему свиданию. Он оживлён, воодушевлён, красноречив (даже говорлив), остёр, полон жизни, много шутит. Но странный холодный приём его обижает, он огорчён и озадачен невниманием Софии, ведь, спеша на родину, Чацкий надеялся, что она его ждёт.
Чацкий насмехается и осуждает быт московских дворян. Ему не нравится, что русских детей обучают грамоте иностранные учителя, и дети не знают чистого русского языка. Чацкий приехал в Россию с надеждой на изменение старых порядков, но эти надежды не оправдались.

Образ Молчалина
Молчалин – молодой человек, состоящий на службе у Фамусова. Он является его секретарём и живёт у него дома. До знакомства с Фамусовым Молчалин был не то мелким дворянином, не то разночинцем, после знакомства стал быстро продвигаться по служебной лестнице.
Характерные черты Молчалина – стремление к карьере, умение подслуживаться, лицемерие. Он немногословен. Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Молчалин знает, что если он хочет сделать карьеру, то ему нужно во всём угождать своим начальникам. В стремлении повыситься чином, Молчалин подхалимничает, подслуживается к влиятельным лицам. С разными людьми он разговаривает по-разному. К Фамусову он обращается почтительно, к Софье – с особой скромностью, с Лизой он не стесняется в выражениях, с Чацким говорит внешне вежливо, но за этим скрывается самодовольство, насмешка и стремление поучать. Манера разговаривать с людьми открывает всё лицемерие Молчалина. Отец завещал ему угодничать со всеми людьми, которые могут ему хоть как-то пригодиться. И он во многом следует этому совету.
Чацкий, которому известен тип таких чиновников, как Молчалин, предсказывает ему возможность блестящей служебной карьеры.

Характеристика московского дворянства
О жизни, быте и нравах Москвы 20-х годов XIX в. и её отдельных лиц, мы узнаём со слов Чацкого и Фамусова. Перед нами предстаёт сонная, закостенелая жизнь, где многие годы ничего не меняется. Показано слепое поклонение всему иностранному, касается это моды, воспитания или языка. Пустые занятия многих — посещать многочисленные балы, гуляния, для того чтобы волочиться там за дамами. Упомянут крепостник-театрал – жестокий самодур, мракобес – член учёного совета.