Как западная германия восстанавливалась после войны. Послевоенная Германия. ГДР Гдр после второй мировой войны

Германия сдалась 8-ого мая 1945 года. Закончилась Великая Отечественная война. История послевоенной Германии – это рассказ о волнениях, гражданской борьбе и возрождении. История ГДР и ФРГ.

Послевоенная ситуация привела к разделению Германии. Холодная война, которая следовала после Второй мировой войны, расколола мир на два лагеря: коммунистический восток во главе с Советским Союзом и западный капиталистический мир во главе с США. Германия была разделена в 4 части: северо-запад был под властью британцев, юго-западная часть была захвачена французами, юг находился под контролем США, а Советы установили свой контроль над восточной Германией.

Потсдамская Конференция в 1945 году решила будущее Германии. Было принято решение, что Германия компенсирует Союзным государствам потери, которые они понесли во время войны. Компенсации были в форме товаров и оборудования. СССР получил львиную долю репарации. Однако между странами возникли разногласия относительно доли компенсации и будущего страны. США и Великобритания стремились к демократии и экономической самостоятельности Германии. Советы хотели большую территорию и были против идеи немецкого развития. Французы также хотели значительную часть земли и наложили вето на план объединения правительства страны. Консенсусом, устроившим всех, стало образование Германской Демократической Республики (ГДР) под руководством СССР на востоке, и Федеративной Республикой Германия (ФРГ) на западе под эгидой США и Великобритании. С самого начала разделения территория под контролем СССР стала экономически отставать.

Восстание рабочих ГДР произошло 17 июня 1953 года, когда по всей Восточной Германии прошла череда стачек и демонстраций.

Начало Берлинского восстания связано с берлинскими рабочими, строившими элитное жилье для номенклатуры. 16 июня 1953 года рабочие вышли на улицы в знак протеста против указа Правительства о повышении трудовых норм на 10 процентов. Очень скоро к социальному добавился и политический протест: прозвучали первые требования об отставке правительства. Немцы требовали проведения свободных выборов и вывода советских войск. О берлинских событиях по радио узнали и жители других городов. 17-го июня вся страна пылала в народных волнениях. Порядка миллиона человек вышли на улицы. Более тысячи предприятий объявили забастовку. В Хале, Биттерфельде и Герлице демонстранты захватили городскую власть. Правительство ответило жестко, с помощью советских войск и ШТАЗИ подавив волну протеста, убив лидеров и заточив в тюрьмы активистов. Согласно введенному чрезвычайному положению, были запрещены все демонстрации, собрания, митинги и скопления людей более трех человек на улицах и площадях, а также в общественных зданиях. Было запрещено передвижение пешеходов и транспортных средств в ночные часы. Нарушители этого приказа наказывались по законам военного времени. Всего за пару дней жизнь вернулась в свое русло. Однако протест продолжал жить.

Социалистическое правительство ГДР объявило о создании стены, которая предотвратит влияние Запада. Многие люди сбежали на запад до строительства, некоторые были убиты во время ее возведения и еще больше при попытках ее преодолеть. Берлинская стена, которая показала полное различие между коммунизмом и капиталистическим миром, была закончена в августе 1961 года.

70-80-ые годы были отмечены быстрым экономическим подъемом и на Востоке и на Западе Германии. Два строя, социализм и капитализм, конкурировали между собой, возводя экономическое чудо на территории одной отдельно взятой страны. В то время как Восточная Германия была политическим козлом отпущения упрямого коммунистического режима и «младшим братом», на Западе существовала неконтролируемая коррупция и политическая нестабильность. Потребность объединения Востока и Запада исходила в первую очередь от «вестис» (восточных немцев). Благодаря уменьшающемуся советскому влиянию и большому давлению со стороны населения, Восток и Запад были

60 лет назад была принята конституция ФРГ

В «перестройку» среди прочих «исторических разоблачений» было выдвинуто и такое, будто только СССР, конкретно - Сталин, повинен в послевоенном расколе Германии. Это утверждение до сих пор можно встретить на страницах не только зарубежной, но и российской печати. Однако теперь, когда улеглись страсти, стало понятно, что многие из тех «разоблачений сталинизма» были ни чем иным, как нагромождением злонамеренной лжи.

Не является исключением и утверждение, будто СССР бескомпромиссно вёл дело на откол Восточной Германии и создание там «социалистического немецкого государства» по своему образу и подобию. Однако то, как советская историография и пропаганда преподносили историю Германии первых послевоенных лет, возлагая основную ответственность за раскол Германии на политику США и Великобритании, оказывается ближе к истине, чем модная «демократическая трактовка».

Начнём с чисто юридических фактов. Поныне действующая конституция нового государственного образования - Федеративной Республики Германии - была обнародована 23 мая 1949 года. Её проект был выработан и принят собравшимися в Бонне 65 представителями ландтагов земель, входивших в так называемую Тризонию - объединение американской, британской и французской оккупационных зон, созданное в 1948 году. С некоторыми поправками проект конституции был утверждён военными губернаторами западных держав 12 мая 1949 года.

В соответствии с конституцией в августе 1949 года в западногерманских землях прошли выборы в бундестаг, а 20 сентября сформировано первое союзное правительство во главе с Конрадом Аденауэром. Советская оккупационная зона была изначально исключена из этого процесса. Только после того, как раскол Германии стал свершившимся фактом, 7 октября 1949 года в восточной части страны было провозглашено создание Германской Демократической Республики.

Сохранением своего названия на карте мира после Второй мировой войны Германия немало обязана Сталину.

Когда во Второй мировой войне наступил коренной перелом и впереди обозначилась перспектива окончательной победы, Ф. Рузвельт и У. Черчилль (январь 1943 г., Касабланка) без ведома и участия СССР выдвинули к нацистской Германии требование безоговорочной капитуляции. Сталин пост-фактум присоединился к этой декларации. Такое формулирование целей войны означало, что союзники берут на себя ответственность за послевоенное устройство Германии. Начали возникать проекты, поначалу расплывчатые, что делать с этой страной после победы.

На Тегеранской конференции глав исполнительной власти трёх великих союзных держав (28 ноября - 1 декабря 1943 г.) германский вопрос стал одним из предметов обсуждения. Развёрнутые планы подготовили Рузвельт и Черчилль. Президент США предлагал разделить Германию на пять государств: 1) Пруссия; 2) Ганновер и Северо-Запад Германии; 3) Саксония; 4) Вестфалия, Гессен и западный берег Рейна; 5) Бавария, Вюртемберг и Баден. Кроме того, Рур, Саарскую область и Кильский канал предлагалось поставить под международное управление будущей Организации объединённых наций или трёх великих держав, а Гамбург сделать «вольным городом». Сходный план был предложен Черчиллем. При этом британский премьер предлагал включить южные земли Германии в Дунайскую конфедерацию, куда должны были войти также Австрия и Венгрия.

У Сталина в тот момент не было чёткого плана послевоенного территориального устройства Германии, за исключением того, что новые восточные границы Польши планировалось отодвинуть на западе за счёт Германии. Но Сталин сразу же высказал сомнение в целесообразности и выполнимости проектов своих западных союзников. По мнению советского вождя, любая конфедерация нежизнеспособна, а среди немцев, разделённых на несколько государств, всегда будет сильна тяга к объединению.

Итак, уже в ходе Тегеранской конференции выявилась доминанта подхода Сталина к германскому вопросу: навязывать чужую волю целой нации трудновыполнимо и нецелесообразно.

В преддверии Ялтинской встречи «большой тройки» (4-17 февраля 1945 г.) меморандумы о послевоенном расчленении Германии разрабатывались некоторыми советскими дипломатами, особенно теми, кто ещё до войны ратовал за сближение с западными державами. Так, бывший посол СССР в Англии И. Майский в январе 1944 г. представил Молотову записку «О желательных основах будущего мира», содержавшую предложение раздела Германии на несколько государств. Эта идея поддерживалась бывшим наркомом иностранных дел М. Литвиновым, который в конце 1944 г. представил Сталину проект расчленения Германии на семь или, как минимум, на три отдельных государства.

В период Ялтинской конференции Сталин и Молотов, похоже, были готовы разделить такую точку зрения. В то же время западные лидеры начинали склоняться к идее сохранения единства Германии. Такая перемена объяснялась совершенно новыми военно-политическими условиями.

В конце 1943 г. лидеры США и Англии рассчитывали на то, что их войска победоносно войдут в Берлин, когда Красная армия будет ещё только на довоенной границе СССР. И тогда западные державы станут полновластными хозяевами Центральной Европы. Но выдающиеся победы советских войск в 1944 и январе 1945 г. резко всё изменили.

К началу Ялтинского саммита наши танки стояли уже всего в 60 км от Берлина. На самой конференции были намечены зоны оккупации Германии. И британские правительственные аналитики высказывали опасение, что раздел Германии на несколько государств способен лишь «ускорить неизбежную тенденцию перехода Восточной Германии в советскую зону влияния, а это, следовательно, приблизит советскую военную мощь к западным странам».

Но колебания советского руководства были недолгими. 24 марта 1945 г. Молотов официально разъяснил советское предложение об изучении вопроса о возможном разделе Германии на несколько государств не как обязательное условие, а как «возможную перспективу для нажима на Германию с целью обезопасить [в смысле - обезвредить? - Я.Б.] её в случае, если другие средства окажутся недостаточными».

В обращении к советскому народу в День Победы 9 мая 1945 г. Сталин особо подчеркнул, что СССР «не собирается ни расчленять, ни уничтожать Германию».

Это в общих чертах совпадало с мнением, возобладавшим и в правительственных кругах США и Англии. Но при этом каждая сторона стремилась провести объединение Германии по-своему. Теперь, в преддверии явно назревавшей «холодной войны», каждая из её сторон - СССР и англоязычные державы - пыталась сделать Германию своим союзником.

Раньше всего такую попытку предпринял Черчилль, причём отдельно от США.

В зоне британской оккупации до конца мая 1945 года свободно располагалось последнее правительство Третьего рейха во главе с гросс-адмиралом Дёницем, и до начала июня сохранялись неразоружёнными целые дивизии вермахта - британское командование оставило им оружие, не исключая их использования в возможной войне против СССР.

Но американское руководство тогда, до испытания атомной бомбы, ещё не было готово идти на конфронтацию с СССР. По его же настоянию войска западных союзников 1 июля 1945 года были, наконец, отведены на разграничительную линию, установленную в Ялте (до этого, с момента окончания военных действий, они занимали полосу более 100-250 км шириной в советской зоне оккупации).

А дальше политика пока ещё формальных союзников начала обнаруживать всё более сильные расхождения. Особенно это касалось переустройства Германии. Руководствуясь расплывчатыми решениями Потсдамской конференции (17 июля - 2 августа 1945 г.) о денацификации и демократизации Германии, страны-победители трактовали эти понятия в своих зонах оккупации по-своему.

В советской зоне демократизация и денацификация подразумевала проведение масштабных социально-экономических реформ. Это оправдывалось необходимостью уничтожить социальную базу германского империализма и милитаризма - крупное юнкерское и гроссбауэрское землевладение и частные монополистические объединения в промышленности. Развернулись аграрная реформа и национализация крупных предприятий, транспорта, средств связи и банков. Под данные преобразования был подведён прочный демократический фундамент: решения об экспроприации групп предприятий принимались на референдумах в землях Восточной Германии (их было пять плюс Берлин) и утверждались ландтагами, избранными на многопартийной основе в 1946 году. В западных же зонах преобразования ограничивались одними политическими реформами.

Вопреки распространённой легенде, Сталин не стремился изначально к реорганизации Восточной Германии, равно как и всей Восточной Европы, по советскому образцу.

Все реформы в странах «народной демократии» и в советской зоне оккупации Германии в 1945-1949 гг. не выходили за рамки буржуазно-демократических преобразований. Будучи прагматиком, Сталин отлично понимал, что сохранение институтов частной собственности и многопартийной демократии в этих странах будет способствовать устойчивости тамошних режимов и не потребует от СССР траты сил и средств на реорганизацию Восточной Европы. От властей этих государств и от восточных немцев требовалось только одно: полная лояльность Советскому Союзу в вопросах внешней политики.

Но большинство некоммунистических партий стран «народной демократии» оказались открыто ориентированы на Запад и враждебно настроены к СССР. Только в этих условиях Сталину пришлось взять курс на установление «управляемой демократии» в Восточной Европе и на проведение там социальных реформ, имевших целью ликвидировать классовую базу антисоветских настроений. И даже при всём этом в большинстве стран Восточной Европы сохранялся частный сектор в экономике и формально действовало несколько политических партий.

В Восточной Германии социалистическая многопартийность расцвела особенно пышно. Важным преобразованием стало объединение коммунистической и социал-демократической партий Германии в Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ) в апреле 1946 года. Из названия объединённой марксистско-ленинской партии было, по настоянию Сталина, убрано упоминание о коммунизме. Показательно, как отреагировали на это слияние оккупационные власти западных держав. Они не только запретили создание организаций СЕПГ в Западной Германии, но и не разрешили коммунистам изменить название партии.

Помимо СЕПГ, в Восточной Германии действовали ещё четыре партии: Христианско-демократический союз (партия того же названия, что и в Западной Германии, но иная по духу), Либерально-демократическая, Национально-демократическая и Крестьянская демократическая партии. Правда, реального соперничества у них между собой и с СЕПГ не было.

Раскол Германии обозначился уже в 1946 году, когда стало ясно, что каждая сторона ведёт свою экономическую политику. В декабре 1946 года американские и британские власти приняли сепаратное решение об объединении своих оккупационных зон (возникла так называемая Бизония). Это означало свободное перемещение капиталов, товаров и людей из одной зоны в другую. В мае 1947 года во Франкфурте-на-Майне был создан Экономический совет западных зон. В ответ на это в июле 1947 года в Восточной Германии была создана Немецкая Экономическая комиссия. В апреле 1948 года возникла Тризония - к американцам и англичанам присоединили свою зону оккупации французы. В середине июня 1948 года в Тризонии была проведена собственная денежная реформа (в советской зоне - в конце этого месяца). Тогда же ландтагам западногерманских земель было предложено направить своих делегатов в Бонн для разработки германской конституции.

При этом и СССР, и Запад неизменно заявляли о своём стремлении создать единую демократическую Германию.

Однако в обстановке начинавшейся «холодной войны» это было в значительной степени лишь пропагандистской риторикой. И тем не менее, как мы увидим далее, больше искренности подобные заявления содержали, когда они исходили от советской стороны.

В 1947 году министр-президент Баварии предложил своим коллегам из всех германских земель провести встречу, на которой намечалось обсудить вопрос о путях восстановления единства страны. Однако, как выяснилось, речь там пошла только о способах преодоления экономической разобщённости западных и восточной оккупационных зон. Когда министры-президенты восточногерманских земель попробовали поставить на обсуждение вопрос о создании органов центрального управления для всей Германии, это натолкнулось на неприятие их западногерманских коллег. Очевидно, они уже знали, что политическое переустройство их земель будет проходить только по указке из Вашингтона и Лондона и не собирались рассматривать иные возможности.

По указанию из Москвы ЦК СЕПГ развернул кампанию по демократическому объединению Германии, охватив ею и западные зоны. Это была не только пропагандистская акция, как принято считать. Руководители СЕПГ и их покровители в Кремле всерьёз рассчитывали вызвать волну народного движения в Западной Германии и осуществить объединение Германии вопреки планам атлантических держав. Движение было институализировано в Немецкий народный конгресс (первый состоялся в декабре 1947 года в Берлине; в январе 1948 года деятельность конгресса была запрещена в западных зонах) и избираемый им Немецкий народный совет.

Второй Немецкий народный конгресс (март 1948 г.) постановил провести в мае-июне сбор подписей во всех частях Германии за проведение референдума о единстве страны. Несмотря на то, что в Тризонии кампания по сбору подписей была официально запрещена, 15 миллионов немцев из 38 миллионов, обладавших правом голоса, подписались под требованием референдума. По конституции же веймарской Германии для проведения референдума достаточно было подписей 10% всех избирателей.

Ещё одним мощным средством агитации должен был стать обнародованный в октябре 1948 года проект конституции Германской Демократической Республики. Его всенародное обсуждение левые группы пытались инициировать и в западных зонах. 30 мая 1949 года Третий Немецкий народный конгресс принял конституцию ГДР, вступившую в действие 7 октября 1949 года.

Обратим внимание, что все даты - позже того, как аналогичные по содержанию события происходили в Западной Германии.

Очевидно, что Западная Германия, обладавшая вчетверо бόльшей экономической мощью, чем Восточная, была для формирующегося Северо-Атлантического блока (созданного тогда же, в апреле 1949 года; ФРГ вступила туда в 1955 г.) очень лакомым куском. Именно поэтому руководители западных держав форсировали процесс воссоздания институтов германской государственности, всякий раз ставя Советский Союз перед свершившимся фактом. У СССР просто не оставалось иного выбора, как создавать себе союзника, в форме легитимного государства, в своей зоне оккупации.

Единственная альтернатива, которую оставлял нам Запад - согласиться на объединение Германии на его условиях, то есть отдать НАТО также и Восточную Германию. На это мог согласиться Горбачёв, но не Сталин.

Ровно поскольку создание отдельного государства в Западной Германии отвечало интересам США и Англии, постольку создание отдельного государства в Восточной Германии не отвечало интересам СССР. В свете этого непреложного факта становится понятным искреннее, а не притворное желание Сталина ещё при жизни видеть Германию единой, но нейтральной страной.

Куда важнее, чем создать просоветское государство на меньшей части Германии, для Сталина было лишить англоязычные державы безраздельного обладания Западной Германией.

При этом Сталин понимал, что такое объединение может произойти только вследствие уступок со стороны англо-американского блока, и поэтому сам не мог не быть готовым идти на некоторые уступки. В частности, было невозможно распространить на единую Германию ту социально-политическую модель, которая сложилась в советской зоне оккупации. В объединённой Германии были бы неизбежны реальная, а не фиктивная многопартийность, крупная частная собственность и другие атрибуты буржуазного строя. Но платой за всё это должен был быть внеблоковый и демилитаризованный статус Германии.

То, что такой сценарий был реален, показывает пример послевоенного устройства таких стран, как Австрия и Финляндия. В мае 1955 года державы-победительницы подписали договор о восстановлении единства и суверенитета Австрии и о выводе оттуда оккупационных войск. Это соглашение было достигнуто, когда реальным правителем СССР уже стал Хрущёв, но министром иностранных дел, подготовившим всё это, ещё оставался верный сталинец Молотов. Формально нейтральная Финляндия находилась в особых отношениях с СССР. Заключенный в 1948 году и регулярно продлявшийся Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи фактически закреплял союзнические отношения двух стран. При этом капиталистическая Финляндия с 1973 года находилась ещё и в особых экономических отношениях с СЭВ.

Таким образом, буржуазно-демократические Австрия и Финляндия представляли собой нейтральные государства-буферы между советским блоком и НАТО. Это было воплощение послевоенного сталинского геополитического плана, реализовавшегося, к сожалению, лишь фрагментарно. Для завершения не хватило главного - чтобы таким государством-буфером стала единая демилитаризованная Германия.

В то же время, не следует впадать в другую крайность и негативно оценивать значение конституции ФРГ 1949 года в деле послевоенного обустройства центра Европы. Действующий Основной Закон Германии, которому ныне исполняется 60 лет, по справедливости считается одной из самых демократичных конституций в современном мире. Он заложил политико-правовые основы новой Германии, свободной от нацизма и агрессивных устремлений.

Специально для Столетия

  • 12. Политическая история Древнего Рима: периодизация и характеристика основных форм государства.
  • 13. Основные тенденции социально-политической борьбы в римском обществе II–I веков до н.Э.
  • 14. Государственные учреждения в период республики.
  • 15. Режим военных диктатур конца республики и переход к монархии.
  • 16. Политическое устройство Римской империи.
  • 17. Специфика политической истории западноевропейского средневековья: общая характеристика государства, власти и общества.
  • 18. Складывание западноевропейского феодализма и специфика политических отношений в Западной Европе в конце V–X веков.
  • 20. Государственный строй Англии в IX–XIII веках.
  • 21. Возникновение Английского парламента и характеристика сословно-представительной монархии.
  • 22. Характеристика английского абсолютизма.
  • 23. Феодальная раздробленность и усиление королевской власти во Франции в XI–XIII веках.
  • 24. Французское государство в классическое средневековье: сословно-представительная и абсолютная монархия
  • 25. Особенности политического развития Франции в период Столетней войны.
  • 26. Политическое объединение Франции в первой половине XVI века.
  • 27. Раннефеодальное государство в Германии
  • 29. Государственный и общественный строй Византии.
  • 30. Политическая история Арабского халифата в VII–IX веках
  • 31. Складывание государственной власти в Японии.
  • 32 Политическая история Китая в эпоху средневековья.
  • 33 Функционирование политической власти в древних цивилизациях Америки (майя, ацтеки, инки).
  • 34. Складывание государств Африки в период средневековья и нового времени
  • 35. Содержание политической истории в новое время (общая характеристика государства, политической власти и общества).
  • 36. Английская буржуазная революция: предпосылки, ход итоги.
  • 37. Конституционная монархия Англии в XVIII–XIX веках.
  • 38. Складывание Британской империи
  • 40. Государственный строй сша по Конституции 1787 года.
  • 41. Гражданская война в сша: причины, ход, результаты.
  • 42. Великая французская буржуазная к 70-м гг. XVIII в.
  • 43. Формы правления во французском государстве первой половины XIX века (1804–1852)
  • 44 Парижская коммуна 1871 года.
  • 45. Эволюция германской государственности в XIX веке
  • 46. Характеристика японского государства XIX века.
  • 47. Структура государственной власти Китая XIX века.
  • 48. Республиканская форма правления в государствах Латинской Америки XIX века.
  • 50. Структурно-функциональная эволюция государственной власти в сша XX века.
  • 51. Политика «нового курса» ф.Д. Рузвельта в сша.
  • 52. Эволюция партийной системы в Англии в конце XIX – первой половине хх века
  • 53. Эволюция государственной власти в Англии хх века.
  • 54. Организация местного управления в Великобритании хх века.
  • 55. Третья республика во Франции XX века и ее падение.
  • 56. Характеристика политического устройства Четвертой республики во Франции
  • 57. Пятая республика во Франции (1958 – настоящее время).
  • 58. Характеристика политического режима Веймарской республики в Германии.
  • 60. Германия после Второй мировой войны: от раскола – к объединению (1945 – 1990).
  • 61. Установление фашистской диктатуры в Италии
  • 62. Образование Итальянской республики после Второй мировой войны и эволюция политической власти.
  • 63. Эволюция власти и общества в Японии XX века.
  • 64. Синьхайская революция 1911 года и падение монархии в Китае.
  • 65. Образование и развитие Китайской народной республики.
  • 67. Общая характеристика политических режимов в латиноамериканских государствах хх века.
  • 68. Характер и формы революций 1940-х годов в Центральной и Восточной Европе.
  • 69. Крах тоталитарных режимов в Центральной и Восточной Европе в ходе революций 1989–1990 гг.
  • 70. Постсоциалистическая фаза государственного строительства в Центральной и Восточной Европе.
  • 60. Германия после Второй мировой войны: от раскола – к объединению (1945 – 1990).

    После прекращения 23 мая 1945 года государственного существования Германии от её территории были отделены территория бывшей Австрии (разделена на 4 зоны оккупации), Эльзас и Лотарингия (возвращены в состав Франции), Судетская область (возвращена в состав Чехословакии), область Эйпена и Мальмеди (возвращена в состав Бельгии), восстановлена государственность Люксембурга, отделены аннексированные в 1939 году территории Польши (Позен, Варталанд, часть Померании). Мемельская (Клайпедская) область возвращена в состав Литовской ССР. Восточная Пруссия разделена между СССР и Польшей. Остальная часть разделена на 4 оккупационных зоны - советскую, американскую, британскую и французскую. Часть своей оккупационной зоны к востоку от рек Одера и Нейсе СССР передал Польше.

    Члены антигитлеровской коалиции, прежде всего США, СССР, Великобритания, а позже и Франция, сначала добивались осуществления согласованной оккупационной политики. Главными задачами в этой политике были демилитаризация и «денацификация».

    Принципы оккупационной политики и большая часть территориальных измнений были зафиксированы Потсдамским соглашнием.

    В дальнейшем произошло политико-экономическое объединение американской, британской и французских оккупационных зон в т. н. Тризонию, с 1949 г. Федеративная Республика Германии (ФРГ).

    Мирный договор с ФРГ по итогам Второй мировой войны не подписан до настоящего времени.

    Федеративная Республика Германии

    Федеративная Республика Германии была провозглашена в 1949 году на территории британской, американской и французской оккупационных зон. Столицей ФРГ был город Бонн. Франция пыталась отделить от Германии Саарскую область, но в итоге по Люксембургскому договору 1956 года Саар был воссоединён с ФРГ.

    Благодаря помощи американцев по плану Маршалла в 1950-х годах был достигнут быстрый рост экономики (германское экономическое чудо), продолжавшийся до 1965 года. Для удовлетворения потребности в дешёвой рабочей силе ФРГ поддерживала приток гастарбайтеров, в основном из Турции.

    До 1969 года страной правила партия ХДС (обычно в блоке с ХСС и реже с СвДП). В 1950-х годах был разработан ряд чрезвычайных законов, запрещены многие организации, в том числе Коммунистическая партия, введены запреты на профессии. В 1955 году ФРГ вошла в НАТО.

    В 1969 году к власти пришли социал-демократы. Они признали нерушимость послевоенных границ, ослабили чрезвычайное законодательство, провели ряд социальных реформ. В дальнейшем социал-демократы и христианские демократы чередовались у власти.

    Западный Берлин

    С 1945 года Берлин был поделён между странами антигитлеровской коалиции на четыре оккупационные зоны. Восточная зона, занятая советскими войсками, стала впоследствии столицей Германской Демократической Республики. В трёх западных зонах контроль осуществляли, соответственно, оккупационные власти США, Великобритании и Франции.

    После образования ФРГ и ГДР оба государства заявили о своих притязаниях на суверенитет над Западным Берлином.

    С заключением 3 сентября 1971 года Четырёхстороннего соглашения соотношение ФРГ - Западный Берлин - ГДР было поставлено на новую правовую базу. В Западном Берлине оставался оккупационный режим.

    В 1990 году Западный Берлин вошёл в состав единой Германии.

    Германская Демократическая Республика

    Провозглашение ГДР состоялось 7 октября 1949 года - спустя месяц в ответ на создание на территории трёх западных оккупационных зон Федеративной Республики Германии.

    СССР вывез из советской оккупационной зоны машины и оборудование, взимал с ГДР репарации. Лишь к 1950 году промышленное производство в ГДР достигло уровня 1936 года. События 17 июня 1953 года в ГДР привели к тому, что вместо взыскания репараций СССР стал оказывать ГДР экономическую помощь.

    Как провозглашалось, граждане ГДР имели все демократические права и свободы. Хотя доминирующее положение в стране занимала Социалистическая единая партия Германии (её ведущая роль была закреплена в Конституции), наряду с нею на протяжении десятилетий существовали и четыре другие партии.

    Темпы экономического развития ГДР были ниже, чем в ФРГ, и самыми низкими среди государств Варшавского договора. Тем не менее, уровень жизни в ГДР оставался самым высоким среди восточноевропейских государств. К 1980-м годам ГДР стала высокоразвитой индустриальной страной с интенсивным сельским хозяйством. По объёму промышленной продукции ГДР занимала 6-е место в Европе.

    Берлинская стена

    Отсутствие чёткой физической границы между зонами оккупации в Берлине приводило к частым конфликтам и массовой утечке специалистов из ГДР. Восточные немцы предпочитали получать образование в ГДР, где оно было бесплатно, работать - в Западном Берлине или ФРГ. В августе 1961 года власти ГДР начали строительство охраняемой стены, физически отделившей Западный Берлин от ГДР. Берлинская стена была в основном разрушена в 1990 году.

    Современная история Германии

    Горбачёвские реформы в СССР были настороженно восприняты властями ГДР и с энтузиазмом - в ФРГ. В 1989 году напряжённость в ГДР стала возрастать. Осенью со своего поста высшего партийного руководителя ушёл многолетний лидер страны Эрих Хонеккер, его место занял бывший лидер Союза свободной немецкой молодёжи Эгон Кренц. Однако он пробыл во главе государства недолго, всего несколько недель. В начале ноября в Берлине началась грандиозная демонстрация, закончившаяся разрушением Берлинской стены. Это стало первым шагом на пути к объединению двух германских государств. Вскоре на территории ГДР вошла в обращение немецкая марка ФРГ, а в августе 1990 года между двумя сторонами был подписан Договор об установлении единства.

    Первые послевоенные года в Германии прозвали «нулевыми». Как писал впоследствии «отец» немецкого чуда - Людвиг Эрхард: «То было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно кото-рым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в двенадцать лет - пара ботинок, раз в пятьдесят лет - по одному костюму».

    Первым шагом к выходу Германии из этого кризиса стал общеизвестный «план Маршалла».

    Помимо подготовки почвы для последующей холодной войны, перед ним стояли четкие экономические задачи. Западная Европа всегда была важнейшим рынком для американского капитализма. Еще во времена «Великой депрессии» США смогли выбраться из кризиса, завоевав европейский рынок сбыта.

    «Механизм» простой - чем больше спрос в Европе, тем больше предложения от США, тем больше там рабочих мест, тем выше покупательская способность у американских граждан.

    В послевоенное время Европа как никогда нуждалась в американских товарах. Одна только проблема - покупать их было не на что, национальные валюты обесценивались. Поэтому в 1947 году США оказались на перепутье - либо отказываться от перспективных рынков и замедлить рост собственной экономики, либо оказать послевоенной Европе материальную поддержку и получить не только «постоянного покупателя и клиента», но еще и союзника. США поставили на второе и не прогадали.

    В соответствии с «план Маршалла», Германии за 4 года было предоставлено в общей сложности 3,12 млрд долларов в виде кредитов, оборудования и технологий. И хотя «план» не был главной действующей силой послевоенного восстановления Германии, он позволил осуществить впоследствии то, что назовут «германским чудом». За несколько лет производство, как сельскохозяйственной, так и промышленной продукции превысит довоенный уровень.

    «Благосостояние для всех»

    Главным создателем «новой Германии» был не американский госсекретарь, а первый министр экономики ФРГ, впоследствии федеральный канцлер - Людвиг Эрхард. Основная концепция Эрхарда содержалась в постулате, что экономика - не бездушный механизм, она держится на живых людях со своими желаниями, стремлениями и потребностями.

    Таким образом, фундаментом для экономического возрождения Германии должно было стать свободное предпринимательство. Эрхард писал: «Идеальной мне видится ситуация, где обычный человек может сказать: у меня достаточно сил, чтобы постоять за себя, я хочу быть ответственным за свою собственную судьбу. Ты, государство, не заботься о моих делах, но предоставь мне столько свободы и оставь мне от результата моей работы столько, чтобы я мог сам и по собственному усмотрению обеспечить существование себе и моей семье».

    Государству в политике Эрхарда отводилась роль «ночного стража», который «оберегал» предпринимательскую деятельность от монополии, внешней конкуренции, высоких налогов и прочих факторов, стоявших на пути либерального рынка.

    Введение свободной рыночной экономики в послевоенной Германии было не простым решением. Это была исключительно инициатива Эрхарда, «антизакон», который противоречил политике оккупационных властей и сводил «на нет» все предыдущие попытки вытащить Германию из кризиса, путем плановой экономики и государственного регулирования.

    И он сработал. Некоторое время спустя два француза Жак Рюефф и Андрэ Пьетр, бывшие в то время в Германии, писали: «Только очевидцы могут рассказать о том мгновенном действии, которое оказала валютная реформа на заполнение складов и богатство витрин. Со дня на день стали наполняться товарами магазины и возобновлять работу заводы. Накануне на лицах немцев была написана безнадежность, на следующий день целая нация с надеждой смотрела в будущее».

    Новая марка

    Но для свободного предпринимательства было необходимо еще одно важное условие - валютная стабильность. В послевоенное время рейхсмарка ценилась не больше чем когда-то «керенки» в РСФСР.

    21 июня 1948 года была проведена денежная реформа, направленная на конфискацию обесцененных денег и создание твердой валюты. Так появилась дойчмарка, впоследствии прославившаяся как одна из самых стабильных валют XX века.

    Денежная реформа готовилась в строжайшей секретности. Во-первых, чтобы не спровоцировать вмешательства СССР, во-вторых, с целью избежать панического избавления от старых рейхсмарок.

    Но накануне реформы слухи все равно просочились в массы, вызвав настоящую «шоппинговую истерию» - немцы пытались купить все, что еще можно было купить за деньги. В результате, цены на черном рынке подскочили до астрономических высот.

    Обменный курс старой валюты на новую носил исключительно конфискационный характер. Во-первых, за 10 старых марок давали одну новую, при одинаковой платежной способности. Во-вторых, каждый совершеннолетний мог поменять 21 июня единовременно только 400 рейхсмарок на 40 дойчмарок, а потом еще 200 рейхсмарок на новые 20 в течение нескольких дней. По истечению срока все оставшиеся рейхсмарки либо частично сохранялись в банках, либо обесценивались.

    Путем таких жестких мер, Эрхарду удалось обеспечить стабильный курс новой валюты, а также добиться равномерного распределения средств между разными слоями населения, в то время как до этого большая часть валюты страны была сконцентрирована в руках небольшой, но очень богатой группы людей. Теперь же формировался широкий и устойчивый средний класс.

    Буквально через несколько дней после денежной реформы цены были «отпущены на свободу». Отныне ценовая политика строилась на принципе либерализации, с одной лишь оговоркой, что государство сохраняло за собой право частичного контроля над ними. Так им был составлен список «уместных цен» на некоторые продукты потребления, а также принят запрет произвольного повышения цен, чтобы избежать жадности предпринимателей.

    За ним последовали антимонопольные указы, согласно которым доля одной компании на рынке не могла превышать 33%, двух или трех - 50%, а четырех или пяти - не более 65%.

    Были введены налоговые льготы, что отвадило компании от «теневого бизнеса». В общем, цифры говорят лучше всяких слов. К 1950-му году ФРГ достигла довоенного уровня производства, а к 1962 превосходила его в три раза.

    Однажды после восстановления экономики Германии, ее выхода на первые позиции мирового рынка у Эрхарда спросили, в чем же залог успешного развития экономики. На это он ответил: «находчивость предпринимателей, дисциплинированность и трудолюбие рабочих и умелая политика правительства».

    После войны Германия лежала в руинах. Промышленность была уничтожена, продукты выдавались по карточкам. Но в 1948 году произошло «чудо». Стали открываться заводы, на полках появились товары, а немецкая марка стала самой желаемой валютой в мире.

    Давайте узнаем, каким образом всего за несколько лет ФРГ вновь стала одной из ведущих держав мира.

    План Маршалла

    Первые послевоенные года в Германии прозвали «нулевыми». Как писал впоследствии «отец» немецкого чуда – Людвиг Эрхард: «То было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно кото­рым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в двенадцать лет - пара ботинок, раз в пятьдесят лет - по одному костюму».

    Первым шагом к выходу Германии из этого кризиса стал общеизвестный «план Маршалла».

    Помимо подготовки почвы для последующей холодной войны, перед ним стояли четкие экономические задачи. Западная Европа всегда была важнейшим рынком для американского капитализма. Еще во времена «Великой депрессии» США смогли выбраться из кризиса, завоевав европейский рынок сбыта.

    «Механизм» простой – чем больше спрос в Европе, тем больше предложения от США, тем больше там рабочих мест, тем выше покупательская способность у американских граждан.

    В послевоенное время Европа как никогда нуждалась в американских товарах. Одна только проблема – покупать их было не на что, национальные валюты обесценивались. Поэтому в 1947 году США оказались на перепутье – либо отказываться от перспективных рынков и замедлить рост собственной экономики, либо оказать послевоенной Европе материальную поддержку и получить не только «постоянного покупателя и клиента», но еще и союзника. США поставили на второе и не прогадали.

    В соответствии с «план Маршалла», Германии за 4 года было предоставлено в общей сложности 3,12 млрд долларов в виде кредитов, оборудования и технологий. И хотя «план» не был главной действующей силой послевоенного восстановления Германии, он позволил осуществить впоследствии то, что назовут «германским чудом». За несколько лет производство, как сельскохозяйственной, так и промышленной продукции превысит довоенный уровень.

    «Благосостояние для всех»

    Главным создателем «новой Германии» был не американский госсекретарь, а первый министр экономики ФРГ, впоследствии федеральный канцлер – Людвиг Эрхард. Основная концепция Эрхарда содержалась в постулате, что экономика – не бездушный механизм, она держится на живых людях со своими желаниями, стремлениями и потребностями.

    Таким образом, фундаментом для экономического возрождения Германии должно было стать свободное предпринимательство. Эрхард писал: «Идеальной мне видится ситуация, где обычный человек может сказать: у меня достаточно сил, чтобы постоять за себя, я хочу быть ответственным за свою собственную судьбу. Ты, государство, не заботься о моих делах, но предоставь мне столько свободы и оставь мне от результата моей работы столько, чтобы я мог сам и по собственному усмотрению обеспечить существование себе и моей семье».

    Государству в политике Эрхарда отводилась роль «ночного стража», который «оберегал» предпринимательскую деятельность от монополии, внешней конкуренции, высоких налогов и прочих факторов, стоявших на пути либерального рынка.

    Введение свободной рыночной экономики в послевоенной Германии было не простым решением. Это была исключительно инициатива Эрхарда, «антизакон», который противоречил политике оккупационных властей и сводил «на нет» все предыдущие попытки вытащить Германию из кризиса, путем плановой экономики и государственного регулирования.

    И он сработал. Некоторое время спустя два француза Жак Рюефф и Андрэ Пьетр, бывшие в то время в Германии, писали: «Только очевидцы могут рассказать о том мгновенном действии, которое оказала валютная реформа на заполнение складов и богатство витрин. Со дня на день стали наполняться товарами магазины и возобновлять работу заводы. Накануне на лицах немцев была написана безнадежность, на следующий день целая нация с надеждой смотрела в будущее».

    Новая марка

    Но для свободного предпринимательства было необходимо еще одно важное условие – валютная стабильность. В послевоенное время рейхсмарка ценилась не больше чем когда-то «керенки» в РСФСР.

    21 июня 1948 года была проведена денежная реформа, направленная на конфискацию обесцененных денег и создание твердой валюты. Так появилась дойчмарка, впоследствии прославившаяся как одна из самых стабильных валют XX века.

    Денежная реформа готовилась в строжайшей секретности. Во-первых, чтобы не спровоцировать вмешательства СССР, во-вторых, с целью избежать панического избавления от старых рейхсмарок.

    Но накануне реформы слухи все равно просочились в массы, вызвав настоящую «шоппинговую истерию» - немцы пытались купить все, что еще можно было купить за деньги. В результате, цены на черном рынке подскочили до астрономических высот.

    Обменный курс старой валюты на новую носил исключительно конфискационный характер. Во-первых, за 10 старых марок давали одну новую, при одинаковой платежной способности. Во-вторых, каждый совершеннолетний мог поменять 21 июня единовременно только 400 рейхсмарок на 40 дойчмарок, а потом еще 200 рейхсмарок на новые 20 в течение нескольких дней. По истечению срока все оставшиеся рейхсмарки либо частично сохранялись в банках, либо обесценивались.

    Путем таких жестких мер, Эрхарду удалось обеспечить стабильный курс новой валюты, а также добиться равномерного распределения средств между разными слоями населения, в то время как до этого большая часть валюты страны была сконцентрирована в руках небольшой, но очень богатой группы людей. Теперь же формировался широкий и устойчивый средний класс.

    В 50-е годы немецкая марка стала одной из самых надежных валют мира, в которой хранили свои сбережения жители многих стран. Даже когда DM в 1977 году обесценилась почти вдвое по сравнению с 1950-м годов, ее покупательная способность оставалась одной из лучших в мире.

    Свободу ценам!

    Буквально через несколько дней после денежной реформы цены были «отпущены на свободу». Отныне ценовая политика строилась на принципе либерализации, с одной лишь оговоркой, что государство сохраняло за собой право частичного контроля над ними. Так им был составлен список «уместных цен» на некоторые продукты потребления, а также принят запрет произвольного повышения цен, чтобы избежать жадности предпринимателей.

    За ним последовали антимонопольные указы, согласно которым доля одной компании на рынке не могла превышать 33%, двух или трех - 50%, а четырех или пяти - не более 65%.

    Были введены налоговые льготы, что отвадило компании от «теневого бизнеса». В общем, цифры говорят лучше всяких слов. К 1950-му году ФРГ достигла довоенного уровня производства, а к 1962 превосходила его в три раза.

    Однажды после восстановления экономики Германии, ее выхода на первые позиции мирового рынка у Эрхарда спросили, в чем же залог успешного развития экономики. На это он ответил: «находчивость предпринимателей, дисциплинированность и трудолюбие рабочих и умелая политика правительства».