Тема урока: Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме. Презентация "Василий Теркин" презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему В какой главе описывается подвиг василия теркина

Тема урока: Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме.

Цель урока: 1)раскрыть мастерство поэта в создании новаторского образа Василия Теркина и изображении правды о войне;

2)совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; составлять связный текст по заданным вопросам;

3) пробудить интерес к истории войны, истории своей семьи; способствовать воспитанию патриотических чувств.

Ход урока.

1. Литературная викторина «Жизнь и творчество » (на основе презентации и выступления одного из учащихся на предыдущем уроке)

1) Где и когда родился Твардовский? (21 июня 1910 г. х. Загорье Смоленской области)

2)Студентом каких высших учебных заведений был Твардовский? Смоленский педагогический и Московский институт философии, литературы и истории)

3)Когда состоялся поэтический дебют? (19 июня 1925 года)

4)Какое крупное произведение стало началом большого творческого пути Твардовского? (поэма «Страна Муравия» 1934-1936гг.)

5) Когда Твардовский становится военным корреспондентом? (1939г)

6) Герой какого произведения изображен на этом слайде? («Василий Теркин» «Книга про бойца»)

7) Сколько лет руководил журналом «Новый мир» ? (20 лет с 1950 по 1970 гг)

8) Когда была начата и закончена поэма «Василий Теркин» (1941 -1945)

9) Как называется сатирическая поэма-сказка, главный герой которой Теркин?

10) Когда вышла в свет последняя книга стихов?

2.Работа по теме урока.

Известный русский писатель Абрамов писал:


Поэзия еще не рождала такой фигуры, как Теркин.

Ф. Абрамов

С его словами трудно не согласить. В течение урока я постараюсь убедиться вас в этом. А начнем мы с виртуального путешествия в г. Смоленск.

Звучит песня “Дороги” (сл. Л. Ошанина и муз. А. Новикова)

В одном из тихих и уютных уголков города Смоленска расположен памятник участникам Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов. На постаменте высечены имена: Александр Твардовский, Василий Тёркин. (слайд 2)

Удобно расположившись на бревне, они увлечённо беседуют, вспоминают дороги пыльные, переправу, схватки боевые, своих друзей… Твардовский сидит, глубоко задумавшись. Он внимательно слушает рассказ об очередном бое. Тёркин же, как всегда, весел и бодр. Вот - вот закончит свою речь и “заведёт другую песню”: заиграет на трёхрядке, забыв обо всём на свете… А завтра снова в путь-дорожку фронтовую.

Согласитесь, что памятник несколько необычный: на одном постаменте реальный человек и созданный им литературный герой. Как вы думаете, почему стало возможным создание такого памятника, в чем его секрет?

Так кто же он, Василий Теркин? (читает отрывок) Слайд 3

В отличие от «необыкновенного» Васи Теркина, участника финской кампании, герой «Книги про бойца» - «обыкновенный» солдат. Как вы думаете, почему Твардовский идет на такие перемены в образе?

Образ Теркина предельно обобщен и в то же время это не абстрактный идеал, а живой человек, веселый и лукавый собеседник. В его образе соединились и фольклорные традиции, и современность, и автобиографические черты, роднящие его с автором. Попробуем убедиться в этом.

Что общего между Твардовским и Теркиным? (Смоленщина и портретное сходство, оба прошли войну от начала и до конца)

Для народных сказок характерно использование такого приема как гипербола, т. е преувеличение. Докажите, что Твардовский, стремясь раскрыть характер своего героя также использует гиперболу. (Подвиги Теркина переправа и одним выстрелом сбил вражеский самолет (из «Кто стрелял?)

Читая поэму, мы видим Теркина весельчаком, балагуром, но всегда ли он такой?

Вспомним главу «На привале». Отрывок из нее прочитает Поступаева Валерия.

Что мы узнаем о Теркине из этой главы? Как по-новому раскрывается перед нами характер Теркина? Зачем он шуткой смягчает рассказ о трех "сабантуях"?

Каким настроением проникнута эта глава?

Совсем иначе звучит глава «Переправа». Прослушайте отрывок из нее. .

Так как же меняется настроение в этой главе? Одинаково ли оно? (Грусть, скорбь, горечь утраты, вера в утверждение жизни и победу)

Назовите слова, с помощью которых поэт передает тревогу и недобрые предчувствия?

Какие картины фронтового быта рисует Твардовский?

Есть ли в этой главе место для шутки?

Каким предстает в этой главе Теркин?

Прочитайте заключительные строки этой главы. Какая правда о войне заключена в них?

В главе «О войне» мы читаем размышления Теркина о том, как должен себя вести настоящий патриот, сын своего Отечества. Цитируя строчки поэмы, ответьте, что должен делать во время войны настоящий патриот?

А как же награды? Почему Теркин согласен даже на медаль? Так ли уж была важна награда? К спеху ли она? Как объясняет Теркин свое желание получить медаль?

Прочитайте последние строки этой главы. Как вы думаете, зачем Твардовский повторяет их опять?

3.Заключительное слово учителя.

Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Я думаю, что вы убедились в правоте слов, сказанных Абрамовым. Теркин, действительно, литературный герой совершенно новый, не похожий ни на один из созданных раннее поэтических образов. Твардовскому удалось раскрыть в поэме не только правду о войне, но и создать уникальный персонаж, судьба которого была интересна солдатам до самой последней строчки поэмы, не случайно Твардовского просили написать продолжение. Так полюбился фронтовикам этот весельчак и балагур, отважный солдат Василий Теркин.

4.Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из главы «Переправа», подготовить ответы на вопросы, данные в учебнике на стр.161-162.

Александр Трифонович Твардовский написал выдающееся произведение о войне – поэму «Василий Теркин». Книга очень полюбилась практически всем, кто ее прочитал, и это не случайно: ведь так о Великой Отечественной войне еще никто до Твардовского не писал. Многие выдающиеся полководцы издавали свои книги, в которых рассказывали о планах грандиозных сражений, о перемещениях армий, о тонкостях военного искусства. Военачальники знали и видели то, о чем писали, и они имели полное право освещать именно эту сторону войны.

И другая жизнь, солдатская, о которой нужно знать не меньше, чем о стратегии и тактике. Очень важно понимать проблемы, переживания и радости рядовых. Наверное, трудно представить человеку, не принимавшему участия в войне, жизнь простого солдата. Твардовский рассказывает нам о ней очень правдиво, без прикрас, ни о чем не умалчивая. Писатель сам был на фронте, узнал обо всем не понаслышке.

Понимал Твардовский, что победа над Германией складывалась из подвигов, совершенных обыкновенными людьми, простыми солдатами, такими, как главный герой его поэмы – Василий Теркин. Кем же был Василий Теркин? Простым бойцом,

Каких очень часто можно встретить на войне. Не занимать ему было чувства юмора, ведь

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

Сам Твардовский говорит о нем:

Теркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой.

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

В главе «Теркин – Теркин» мы встречаем еще одного бойца с такой же фамилией и таким же именем, и он тоже герой. Теркин говорит сам о себе во множественном числе, показывая тем самым, что он – это собирательный образ:

И не раз в пути привычном,

У дорог, в пыли колонн,

Был рассеян я частично,

А частично истреблен…

Первый подвиг Теркина, о котором мы узнаем, – это побег из немецкого плена. В те времена его могли расстрелять за то, что он не покончил жизнь самоубийством. Именно к этому призывало руководство страны всех пленных, находящихся в Германии. Но чем же виноват человек, попавший к врагам? Не по своей ведь воле он это сделал. Думаю, что из-за такого отношения страны к попавшим в плен (кстати, очень многих взяли из-за просчетов руководителей, особенно в первые месяцы войны) несчастные люди и переходили на сторону фашистов. А Теркин не побоялся, бежал оттуда, чтобы снова защищать Родину от врага. Несмотря на это, он чувствовал себя виноватым:

Заходил в любую хату,

Словно чем-то виноватый

Перед ней. А что он мог!

Да, действительно, ничего он не мог поделать, так уж сложились обстоятельства. Мы видим, что часто на войне бойцы чувствуют себя виноватыми из-за того, что кто-то погиб. Когда во время переправы один из взводов остался на вражеском берегу, другие солдаты избегали говорить об этом:

И о нем молчат ребята

В боевом родном кругу,

Словно чем-то виноваты,

Кто на левом берегу.

Бойцы уже и не надеялись увидеть товарищей живыми, мысленно попрощались с ними, и вдруг дозорные увидели какую-то точку вдали. Конечно, они обсуждают увиденное, высказывают различные мнения, но даже не смеют думать о том, что кто-то мог доплыть живым с того берега.

Но в том-то и дело, что Теркин опять совершил героический поступок – добрался до своих по ледяной воде, которая «даже рыбам холодна». Этим он спас жизнь не только себе, но и целому взводу, за которым были посланы люди.

Поступил Теркин очень мужественно, далеко не каждый решится на такое. Попросил солдат у полковника вторую стопку водки: «так два ж конца». Теркин не может оставить друзей в неведении, поэтому плывет обратно на другой берег, чтобы обрадовать их благополучным исходом своего путешествия. А опасность для него представляет не только холод, еще и «пушки бьют в кромешной мгле», потому что

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы

– Ради жизни на земле.

Защита жизни на земле – главное дело солдата, и иногда приходится для этого жертвовать собственной жизнью, здоровьем. На войне без ранений не обходится, не избежал этого и Теркин. Он попал в «погребушку» к немцам, чтобы проверить, не оттуда ли бьет пушка. Сидевший там немец выстрелил и попал Теркину в плечо. Страшные сутки провел Теркин, «оглушенный тяжким гулом», теряя кровь. По нему били свои же орудия, а погибнуть от своих – это еще ужаснее, чем от врагов.

Только через сутки нашли его, истекающего кровью, «с лицом землистым». Надо ли говорить о том, что Теркин вполне мог бы и не ходить туда, ведь никто не принуждал его идти к врагу в одиночку.

Интересно отношение Теркина к награде:

– Нет, ребята, я не гордый,

Не загадывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

Везде и всегда есть люди, которые стремятся к высоким наградам, это основная цель их жизни. Безусловно, и на войне таких было достаточно. Многие из кожи вон лезли, только бы получить орден. Причем обычно это люди, которые не особо любят рисковать своей жизнью, а больше сидят в штабе, выслуживаются перед начальством. Как мы понимаем из слов самого героя, даже медаль ему нужна не для хвастовства, а как память о войне, и он ее заслужил:

Обеспечь, раз я достоин.

И понять вы все должны:

Дело самое простое

– Человек пришел с войны.

По-моему, отказ от ордена – тоже своеобразный подвиг. У Теркина был страшный поединок с немцем:

Так сошлись, сцепились близко,

Что уже обоймы, диски,

Автоматы – к черту, прочь!

Только б нож и мог помочь.

Они дерутся один на один, «как на древнем поле боя». Твардовский прекрасно понимал, что такая борьба – это совсем другое, тут каждый полагается лишь на свои силы, это как бы возвращение к истокам боевого искусства.

Исход любой битвы зависит не только от физической силы противников, в конечном счете решают все чувства, эмоции. А в рукопашной схватке эта зависимость итога борьбы от чувств проявляется еще сильнее. В начале главы «Поединок» автор показывает физическое превосходство немца, «дармовым добром кормленного». Но Теркина разозлило то, что кто-то смеет заявляться в российские дома, требовать себе еды, наводить в стране «свой порядок». И еще больше подхлестнуло Теркина то, что немец замахнулся на него своей каской:

Ах, ты вон как!

Драться каской?

Ну не подлый ли народ!

И это действие немца решило все, исход борьбы был ясен. Теркин взял «языка» – добычу ночи». Он снова совершил подвиг, выиграв ужасный поединок. Пожалуй, самое жуткое место «Книги про бойца» – это глава «Смерть и воин». Она повествует о том, как смерть пришла к нашему герою, который «неподобранный лежал». Смерть уговаривала его сдаться ей, но Теркин мужественно отказывался, хотя ему стоило это очень больших усилий. Смерть не хочет так просто упускать свою добычу и не отходит от раненого. Наконец, когда Теркин стал понемногу уступать, он задал Смерти вопрос:

Я не худший и не лучший,

Что погибну на войне.

Но в конце ее, послушан.

Дашь ты на день отпуск мне?

Из этих слов солдата мы понимаем, что уже даже и не жизнь больше всего дорога ему, он готов расстаться с ней, но победу русских ему видеть необходимо, он в ней даже в самом начале войны нисколько не сомневался. Участие в войне против фашизма, этом страшнейшем и величайшем событии XX века, – главное дело его жизни. Настоящие бойцы, такие, как Теркин, не боятся смерти, не боятся риска. Они просто сражаются и совершают подвиги, не думая о награде, – подвиги человека на войне.

«Василий Теркин» — не просто высокохудожественное и безмерно значимое произведение Александра Твардовского, ставшее голосом своей эпохи. Нет. Это одна из тех с кровью вырванных из сердца драм человеческой жизни, которая воевала вместе с нашими солдатами на самой кровопролитной войне 20 века. Поэма, написанная подлинно народным языком, была на слуху у тех, кто сидел в окопах, шел на передовую и защищал родину каждый раз, как в последний. Особенно выразительной на фоне всего повествования современникам кажется глава «Переправа».

Ночью бойцы советской армии готовятся переправиться через реку: на том берегу враг. Мост взорван, остается перебираться вплавь. На дворе ноябрь, река уже скованная холодом, поэтому солдатам тяжело пробираться по замершей водяной глади. Первый взвод благополучно добрался до пункта назначения, но вдруг раздались выстрелы, и остальные лодки не смогли пробиться. Солдаты были вынуждены ждать вестей с того берега в смутной тревоге за однополчан.

Основные войсковые части расположились на ночлег. Все чувствовали вину за то, что люди на другом берегу остались без помощи. Однако двое дозорных увидели в ледяной воде человека, добирающегося вплавь до их стороны. Им оказался Василий Теркин, один из солдат, которые смогли переправиться. После того, как его отогрели и растерли, он пришел в норму и рассказал, что героическими усилиями отряд удерживает свои позиции на вражеском участке. Но людям понадобится помощь артиллерии для полной победы. Мужественный боец, рискнувший жизнью ради того, чтобы сообщить эту весть, быстро овладевает собой, шутит и даже просит не тратить спирт на растирание, а дать ему его в качестве напитка.

Темы и проблемы

  1. Тема подвига . В центре повествования Твардовского – один из многих геройских поступков «обыкновенного» и «простого» парня Василия. Автор типизирует черты героя не с целью того, чтобы как-то унизить его, подчеркивая обыденность его судьбы, распространенность фамилии и имени. Нет, характер Теркина олицетворяет собой весь сражающийся народ: добрый, щедрый, оптимистичный, веселый балагур, но в тоже время стойкий, несгибаемый, сильный, готовый отдать все за Родину. Вот какие качества бойца проявились в главе «Переправа». Именно поэтому она так сильно запоминается читателю: приятно видеть, как солдат не только идет на подвиг, но и делает это без пафоса, как будто ничего особенного не происходит.
  2. Тема патриотизма. Каждому солдату хочется жить, но еще сильнее они хотят освободить Родину от оккупантов. Василий, не задумываясь об орденах и наградах, рискует собой, как и сотни его товарищей, которые бьются на том берегу, ожидая подкрепления. Никто из них не ждет поощрения, все идут воевать за свое отечество. И даже совершив мужественный, достойный медали поступок, герой лишь шутливо просит налить ему спирту, как бы принижая значение собственного подвига, понимая, что вместе с ним тысячи людей идут на смерть, и многим везет меньше.
  3. Тема преданности. Высаживаясь на вражеский берег, никто из бойцов не думает о предательстве, все борются и отстаивают свободу своей страны. Несмотря на то, что численный перевес на стороне оккупантов, наши ребята идут в бой и не сдаются на милость врага.
  4. Проблема оккупации. Русская земля поделена на вражескую и советскую территории. Автор символично разделяет их рекой — рекой крови наших предков. Проливая кровь, они штурмовали свои же города и села, вероломно и нагло захваченные оккупантами, силы которых многократно превышали мощность отечественных войск.
  5. Проблема жестокости войны. Борьба ставит людям нелегкие условия, в которых появляется нечто более важное, чем жизнь. Поэтому бойцы жертвуют собой, а их подвигам нет числа. Если бы Василий не доплыл, его потеря была бы незаметна на фоне десятков других смертей на том берегу, и никто бы, может, и не узнал, какие мучения претерпел Теркин, чтобы выполнить свой долг.
  6. Главная мысль и идея

    Твардовский пишет предельно ясно, каждая строка имеет ясный и вполне конкретный посыл. Смысл главы «Переправа» раскрывается в рефрене: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». Герой переплывает ледяную реку, рискует умереть страшной смертью – замерзнуть и утонуть. Его безмолвный подвиг в этом случае остался бы незамеченным, никто бы не узнал, что с ним стало, даже тела его не нашли бы потомки. Но он все равно делает это, ведь его цель – не почёт и известность, а спасение родины. И не только: речь идет уже о судьбе мира во всем мире, ведь фашизм и нацизм – угрозы мирового масштаба.

    Поэтому подвиг русского солдата – это не защита своих личных интересов и земель, это дар всем странам и всем людям, жертва ради их «жизни на земле». Теркин, как и его товарищи, готовы безвестно кануть, пойти на дно, лишь бы сохранить будущее – настоящее для всех нас. В этом и заключается основная идея главы.

    Каким настроением она наполнена?

    Сам автор не считал себя фронтовиком, иронично писал о работе военных корреспондентов: «Мы подъезжаем к тем ямочкам и окопчикам, где лежат солдаты, наскоро о чем-то расспрашиваем, дергаясь от даже далекого взрыва мины, а потом уезжаем, провожаемые незабываемым взглядом». Тем не менее, солдаты сразу признали «Василия Теркина» как правдивую и близкую им поэму, из-за ее честности и открытости она интересна читателям до сих пор. В частности, глава «Переправа» пропитана ощущением святости долга русского солдата не только по отношению к родине, но и к миру. Этот бой автор называет «святым» и показывает, как бескорыстна жертва тех, кто в нем участвует. Герой рискует собой не у всех на глазах, не напоказ, не для того, чтобы остаться в истории или хотя бы на передовицах газет. Его цель: помочь своему отряду любой ценой.

    Но поэт понимает, что Василий вносит более серьезный вклад в мировую гармонию: он помогает возвратить ее. Настроение искреннего самопожертвования пронизывает стихотворные строки.

    Средства художественной выразительности

    Язык произведения прост и ясен, близок к народному, но это не значит, что он беден на изобразительные средства. Автор использует эпитеты («снег шершавый», «путем суровым», «жухлый лед», «след кровавый» и другие), сравнения («точно крыша под ногой», «как плоты, пошли понтоны», «берег правый, как стена» и другие). Здесь также встречается любимая А. Т. Твардовским аллитерация, создающая динамичность повествования. Все эти приемы позволяют ему создать накаленную и динамичную атмосферу боя.

    Поэма лишена всех рамок. Ее изобразительная сила не скованна ни сюжетом, ни идеологией, в произведении подлинный патриотизм не превращается в пафос, все в меру, все настоящее. За это внутреннее тепло и правду «Василия Теркина» полюбили советские солдаты, за это же любим ее и мы, потомки.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Подробное решение Страница / Часть 2 216-217стр. по литературе для учащихся 7 класса, авторов Петровская Л.К. 2010

ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1.Доводилось ли вам слышать о Василии Тёркине раньше, до чтения поэмы? Как вы объясните такую популярность героя и поэмы?

Написанная в 1942 году, поэма приобрела большую популярность и приобрела звание народной. Это можно объяснить тем, что, что автор словно ведет доверительную, непринужденную беседу с читателем о том, чем жили люди на войне, касаясь даже мельчайших деталей фронтового быта. И вместе с тем, это открытое повествование о напряженной борьбе солдат, о драматическом периоде в жизни всего русского народа.

Не случайно уже с появлением первых глав поэма приобрела огромную популярность среди солдат. Бойцы увидели в образе Теркина самих себя, своих товарищей. Василий Теркин был принят и зачислен в ряды "одетых в справедливую шинель бойца" воинов.

2.О чём рассказано в поэме? Почему Твардовский, кроме заглавия, дал ей ещё подзаголовок - «Книга про бойца»? Как поэт сам объясняет замысел поэмы?

"Василий Теркин" - поэма про бойца. Но этим далеко не исчерпывается ее глубокий смысл и великое значение. Читая произведение, мы видим весь ход войны от первых до последних ее дней. Все мысли и переживания героев сосредоточены на Родине, образ которой проходит через всю поэму, заключая в себе смысл всей народной борьбы:

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Произведение отличается мастерским сочетанием юмора и лирической исповеди, почти сказочных элементов и правдивого описания реальной военной действительности. По многочисленным утверждениям, "Книга про бойца" была воспринята как лучшее из того, что создала наша русская поэзия за время Отечественной войны.

Весной 1941 г. поэт напряженно работает над главами будущей поэмы, но начало войны отодвигает эти планы. «Возрождение замысла и возобновление работы над “Теркиным”, - писал А.Л. Гришунин, - относится к середине 1942 г.» - с этого времени начинается новый этап работы над произведением. “Изменился весь характер поэмы, все ее содержание, ее философия, ее герой, ее форма - композиция, жанр, сюжет. Изменился характер поэтического повествования о войне - родина и народ, народ на войне стали главными темами”.

Первая публикация “Василия Теркина” состоялась в газете Западного фронта “Красноармейская правда”, где 4 сентября 1942 г. были напечатаны вступительная главка “От автора” и глава “На привале”. С тех пор и до конца войны главы поэмы публиковались в этой газете, в журналах “Красноармеец” и “Знамя”, а также в других печатных органах. Кроме того, начиная с 1942 г. поэма несколько раз выходила отдельными изданиями. О значении этого нового этапа своей творческой деятельности поэт писал: «С того времени как в печати появились главы первой части “Теркина”, он стал моей основной и главной работой на фронте».

3.Вы прочитали в учебном пособии только пять из тридцати глав поэмы. (Постарайтесь прочитать её полностью.) Что объединяет все главы? Возникло ли у вас целостное представление о главном герое, жизни солдат на войне? В чём своеобразие композиции поэмы? Как это объясняет автор?

Очень интересна композиция произведения. В первой же главе автор сам рассказывает об особенностях своего творения: Книга про бойца Без начала, без конца. Почему так - без начала? Потому, что сроку мало Начинать её сначала. Почему же без конца? Просто жалко молодца. («От автора»)

Поэма «Василий Тёркин» создавалась Твардовским во время Великой Отечественной войны и состоит из отдельных глав, отдельных зарисовок, которые объединены образом главного героя. После войны автор не стал дополнять поэму новыми эпизодами, то есть придумывать экспозицию (разворачивать довоенную историю Тёркина) и завязку (например, изображать первый бой героя с фашистами). Твардовский просто дописал в 1945-1946 годах вступление «От автора» и заключение «От автора». Таким образом, поэма получилась весьма оригинальной по композиции: привычных экспозиции, завязки, кульминации, развязки в общей сюжетной линии нет. Из-за этого сам Твардовский затруднялся определить жанр «Василия Тёркина»: ведь поэма предполагает сюжетное повествование.

При свободном построении общей сюжетной линии каждая глава имеет свой законченный сюжет и композицию.

Но эти главы дают нам развернутое представление о Теркине и жизни солдат на войне. Не даром она стала такой популярной среди солдат.

4.В каких ситуациях вы видели Тёркина? Как он ведёт себя в них? Можно ли его поступки (в главах «Переправа», «Кто стрелял?») назвать подвигами? А как он сам считает? (Подтвердите строками поэмы.) Что, на ваш взгляд, делает Тёркина непобедимым?

Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой проявляет настоящее мужество и смелость в главе «Переправа». Теркин переплыл в воде, которая «даже рыбам холодна».

Но все-таки

у заберегов корку

Ледяную обломав,

Он, как он, Василий Теркин,

Встал живой, - добрался вплавь.

В главе «Переправа» описывается, как Теркин совершил подвиг, когда, оказавшись на правом берегу, возвращается вплавь на левый, чтобы попросить поддержки. Переправа опасна и для товарищей Василия Теркина, и для него самого:

Люди теплые, живые

Шли на дно, на дно, на дно…

Василий Теркин отважно соглашается переплыть через ледяную реку, а когда оказывается на противоположном берегу, замерзший и усталый, сразу же начинает докладывать, проявляя свою ответственность и чувство долга:

Разрешите доложить...

Взвод на правом берегу жив-здоров

назло врагу!

В главе «Кто стрелял?» автор говорит о мужестве Теркина. Василий «не спрятался в окопчик, поминая всех родных», а встал и начал стрелять «с колена из винтовки в самолет». И в этом неравном поединке Теркин выходит победителем. Даже орден ему дали:

Вот что значит парню счастье,

Глядь – и орден, как с куста!

Теркин ежедневно совершал подвиги, как делали это тысячи советских солдат. Но сам он не считал это подвигом, он не жалея себя он защищал все то, что ему дорого.

Виноваты, что ль, отчасти?

И сказал сержант спроста:

– Вот что значит парню счастье,

Глядь – и орден, как с куста!

Не промедливши с ответом,

Парень сдачу подаёт:

– Не горюй, у немца этот -

Не последний самолёт…

С этой шуткой-поговоркой,

Облетевшей батальон,

Перешёл в герои Тёркин, -

Это был, понятно, он.

Непобедимым Теркина делает юмор и то, что он никогда не считал себя героем.

А что вы можете сказать о Тёркине на основании глав «Гармонь», «Два солдата»? Чем вызывает он ваши симпатии? Почему в годы войны многие солдаты считали, что Тёркин - «лицо невымышленное»? Какие черты русского «чудо-человека» воплотил в этом образе Твардовский?

В главе «Два солдата» показан Теркин-труженик. Описана встреча двух солдат. Один старый, солдат первой мировой войны, а другой – молодой. В каждом деле Теркин мастер: он может починить часы, наладить пилу, играть на гармони. Василий уверен в победе:

И сказал:

Побьем, отец...

В главе «Гармонь» Теркин возвращается из госпиталя после ранения; по дороге встречает спасших его танкистов, играет на гармони, принадлежавшей их убитому командиру, и они на прощание отдают гармонь ему. В этой главе А.Т. Твардовский отмечает:

Хоть бы что ребятам этим,

С места - в воду и в огонь.

Эти строки подчеркивают бесстрашие русских солдат, их умение приспосабливаться к самым тяжелым условиям боев и находить в себе силы противостоять врагу в любой ситуации.

Герой вызывает наши симпатии – этот неунывающий человек, умелец и удалец нравится с первых строк. Многие солдаты считали его настоящим, настолько он был народным и близким им.

Образ главного героя Василия Теркина, простого русского солдата, является образцом человеческого достоинства, мужества, любви к Родине, честности и бескорыстия. Все эти качества героя раскрываются в каждой главе произведения.

Поскольку произведение написано во время войны, то само собой разумеется, что главные качества героя, на которых акцентирует внимание автор, - это беззаветное мужество, героизм, чувство долга и ответственности.

Он символический образ, человек-народ, собирательный русский тип. Не случайно о личной биографии его не говорится ничего. Он "большой охотник жить лет до девяноста", человек мирный, гражданский, солдат по необходимости. Обычная его жизнь в колхозе прервана войной. Война для него – стихийное бедствие, горячая работа. Вся поэма пронизана мечтой о мирной жизни.

Уже при первом упоминании фамилия Теркин очерчивает границы характера: Теркин – значит бывалый, тертый человек, "тертый калач", или, как сказано в поэме, "жизнью тертый человек".

С первых дней годины горькой,

Мир слыхал сквозь грозный гром,

Повторял Василий Теркин:

Теркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Образ Теркина – это обобщенный образ, при всей своей реалистичности и обыкновенности. Твардовский наделяет своего героя "общерусской" внешностью, избегает портретных примет.

("Красотою наделен / Не был он отменной. / Не высок, не то чтоб мал, / Но герой-героем".) Теркин – и яркая, неповторимая личность, и в то же время он включает в себя черты многих людей, он как бы многократно повторяется в других.

Важна принадлежность Теркина к самому массовому роду войск – пехоте. Герой – пехотинец. "В нем – пафос пехоты, войска, самого близкого к земле, к холоду, к огню и смерти", – писал Твардовский в самом начале своего замысла. Теркин – из числа чернорабочих войны, на которых и держится страна, которые вынесли на своих плечах тяжесть войны.

5.Напоминает ли вам Тёркин героя народных сказок (на-пример, в главе «Два солдата» и др.)? Что вы можете сказать о его речи? В одном из писем с фронта есть строки о Тёркине: «Его острые изречения становятся афоризмами, которые наши бойцы любят и украшают ими свой разговор». Знаменитое присловье Тёркина - «перетерпим, перетрём» - не только помогает понять происхождение его фамилии, но и говорит об основной черте народного характера - жизнестойкости. Приведите примеры тёркинского юмора, его шуток, афоризмов, которые помогали солдатам переносить невзгоды войны, вселяли в них бодрость и веру в победу.

Как язык, ритмика, интонации поэмы помогают вам ощутить её народный характер?

В этой поэме – фольклор играет ведущую роль. В русском фольклоре немало сказок о солдате - неунывающем весельчаке, который и кашу из топора сварит, и черта перехитрит, и в добром деле поможет. На эту фольклорную традицию и опирался писатель при создании своего Теркина. Он тоже крестьянский парень, рядовой пехотинец, в боях усвоивший солдатскую науку, шутник, который за словом в карман не полезет, умеющий в самую трудную минуту поддержать товарищей веселым словцом, незатейливой байкой, а надо - так и повести за собой в атаку.

И все-таки Теркин - не копия фольклорного героя. Он - один из многих. Ему известна тоска по родным, оставшимся в Смоленской стороне. Он познал горечь отступления и, пробираясь по русской земле к своим, заходил в крестьянские хаты и прятал от хозяек глаза, как будто он один виноват в поражении в первый месяц войны.

В фольклоре внутренний мир человека подробно не изображается, а Твардовскому как раз интересна душа человека на войне. Писатель показывает войну глазами обыкновенного солдата, войну непарадную, когда героизм не виден.

Афоризмы Теркина:

Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль.

Бой идёт не ради славы, ради жизни на земле.

Города сдают солдаты, генералы их берут.

Не гляди, что на груди, а гляди, что впереди

Поэма «Василий Теркин» восхищает простотой и естественностью интонаций и языка, совершенством стиха.

Впечатление максимальной достоверности помогает создать использование разговорной речи. Благодаря этому «близкими к живой реальности» становятся не только монологи, но и диалоги, массовые сцены и повествование рассказчика.

Беседы героя построены на приеме сказа. Сказовую природу монологов Теркина подтверждает включение в них обращений («слышь», «друзья», «хлопцы», «братцы», «ребята»), просторечий («Прут немецких тыща танков»). Все эти особенности характерны и для других персонажей, и для повествования лирического героя.

Теркин – самородок, воплощение народного духа. Он свободно владеет литературным языком, но главный его талант – всепоглощающий юмор. Происхождение роднит героя с автором, тоже «смоленским», но родина Теркина – вся «отчизна-мать». Независимость черт характера от происхождения героя юмористически подчеркивается в высказываниях самого Теркина: «Я от тетки родился».

В тексте поэмы можно выделить отрывки, в которых нарушается ритмика основного размера – четырехстопного хорея, напоминающего народные произведения.

6.В первой главе поэмы есть такие слова:

А всего иного пуще

Не прожить наверняка -

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей...

Как бы ни была горька.

Как же показана Твардовским правда войны - народной, отечественной?

Война изображена Твардовским в крови, труде и лишениях. Бесконечная ночь, мороз. Но чуток солдатский сон, даже не сон, а тяжелое забвение, причудливо перемешанное с явью. В сознании тех, кто остался на этом, левом берегу, возникают картины гибели товарищей. Их возможная смерть рисуется в обыденных - но тем более страшных - деталях. Раздумья о солдатах, погибших на переправе, да и не только об этих солдатах,- поэт завершает патетическими строками.

Умершие - бессмертны, и земля, где навек «застыли их следы», становится монументом солдатской славы.

Война, описываемая Александром Трифоновичем Твардовским в поэме, не кажется читателю вселенской катастрофой, невыразимым ужасом. Поскольку главный герой произведения – Вася Теркин – всегда способен выжить в трудных условиях, посмеяться над собой, поддержать товарища, и это для читателя особенно важно – значит, будет другая жизнь, люди начнут от души смеяться, громко петь песни, шутить – придет мирное время. Поэма «Василий Теркин» полна оптимизма, веры в лучшее будущее.

Какие самые трагические стороны войны запечатлены поэтом в главе «Переправа»? Какие эпизоды, строки кажутся вам самыми горькими? А когда и почему в этой же главе возникают юмористические нотки?

Одной из наиболее ярких и запоминающихся в поэме является глава «Переправа». А.Т. Твардовский рисует в ней один из эпизодов войны, подчеркивает богатые традиции славных подвигов русских воинов - защитников родной земли: «Тем путем идут суровым, Что и двести лет назад Проходил с ружьем кремневым русский труженик-солдат».

Переправа - тяжелое испытание силы, выносливости. Мужества. Символами этого испытания является и рев воды, и жухлый лед. И чужая ночь, и неподступный лес, «берег правый, как стена». Все эти образы природного мира оказываются враждебными по отношению к человеку. А.Т. Твардовский в поэме не приукрашивает действительность, не скрывает жертв и неудач, а изображает военные действия и потери во всей ужасающей и трагической правде: «Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно...». Повтор усиливает глубину переживаемой автором трагедии, показывает масштабы «кровавого следа». Горечь потерь усиливает картина, где изображаются мертвые лица, на которых не тает снег. Этот фрагмент поэмы не лишен натурализма. Далее автор упоминает о том, что погибшим еще выписывается паек, а написанные ими старые письма идут по почте домой. Эти детали также подчеркивают невосполнимость утраты. Масштабы трагедии укрупняются при помощи топонимики: «Из Рязани, из Казани, Из Сибири, из Москвы - Спят бойцы. Свое сказали И уже навек правы».

В главе «Переправа» Василий Теркин чудом остается жив да и еще приносит радостную весть о том, что первый взвод, успевший переправиться на правый берег, жив. При этом он шутит, выпрашивая очередную «стопку», согреется изнутри.

Глава заканчивается емким и лаконичным обобщением: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле».

Такое же сочетание трагизма и юмора видим в главе «Кто стрелял?».

Найдите и прочитайте соответствующие строки. Литературовед В. Я. Лакшин писал о поэме: «Увидишь её юмор - и рядом скрытый трагизм. Поймёшь военный быт, но и существо народной войны. Узнаешь героя-простака, но рядом и умного, сложного человека Тёркина...» Правда поэмы о войне - не только в передаче картин боя, фронтового быта, она - в изображении «души бойца». Поэт постарался рассказать, о чём думает, что чувствует солдат на войне, что ведёт его в бой, помогает выжить и победить. Поищите ответы на эти вопросы в тексте поэмы и прочитайте их.

В главе «Кто стрелял? » автор говорит о мужестве Теркина. Василий «не спрятался в окопчик, поминая всех родных» , а встал и начал стрелять «с колена из винтовки в самолет» . И в этом неравном поединке Теркин выходит победителем. Здесь так же есть сочетания юмора(шутки Теркина во время вручения медали) и трагизма (автор пишет о смерти, описывая погребение умерших бойцов в разное время года, описывает картину убитых бойцов, молодых, тяжелые мысли о доме еще живых).

Можно ли сказать, что «Василий Тёркин» - поэма не только о войне, но и о мире? (Вспомните первые строфы главы «Кто стрелял?» или главу «Два солдата».)

В главе «Кто стрелял»:

«От окопов пахнет пашней,

Летом мирным и простым…»

В главе «Два солдата» в отношениях между стариком и старухой, а так же Теркин берет в руки не ружье, а занимается вполне мирным трудом – чинит пилу, часы. Радуется яичнице, салу. Ведут разговоры, делятся воспоминаниями…

В каких строках, не раз повторяющихся в поэме, выражена её основная мысль?

Рефреном повторяются в поэме в разных ее главах строки, воплощающие в себе мужество советского воина в его отстаивании справедливости - «Страшный бой идет, кровавый, / Страшный бой не ради славы, / Ради жизни на земле»; «В бой, вперед, в огонь кромешный / Он идет святой и грешный, / Русский чудо-человек!».

А так же возможно:

А всего иного пуще

Не прожить наверняка -

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

7. В. Я. Лакшин в статье «Книга особой судьбы» писал: «Когда скульптор С. Т. Конёнков задумал лепить Тёркина, он уговаривал Твардовского позировать ему хотя бы два- три сеанса, - это не должен был быть портрет поэта, но этюд к Тёркину. И это, наверное, правильно. Конечно, Твардовский не Тёркин, но сквозь черты героя должно

было проступать его лицо, и как жаль, что скульптор не осуществил этот замысел». Какие черты Твардовского - поэта и человека - могут «увидеть» читатели поэмы «Василий Тёркин»? Согласны ли вы со словами С. Я. Маршака (см. эпиграф на с. 214)?

А. Т. Твардовский писал о войне не понаслышке. В самом начале войны он, как и многие другие писатели и поэты, уходит на фронт. И проходя по дорогам войны, поэт создает удивительный памятник русскому солдату, его подвигу. Героем “Книги про бойца”, как определил сам автор жанр своего произведения, становится Василий Теркин, который являет собой собирательный образ русского солдата. Но в книге есть еще один герой - сам автор. Некоторые факты из поэмы совпадают с реальной биографией А. Т. Твардовского, автор явно наделен многими чертами Теркина, они постоянно вместе (“Теркин - дальше. Автор - вслед”). Это позволяет нам говорить о том, что автор в поэме - это тоже человек из народа, русский солдат, который отличается от Теркина, по сути, лишь тем, что “в столице курс прошел”. А. Т. Твардовский делает Теркина своим земляком. А потому слова

Я дрожу от боли острой,

Злобы горькой и святой.

Мать, отец, родные сестры

У меня за той чертой -

становятся словами и автора, и его героя. Удивительный лиризм окрашивает те строки поэмы, в которых говорится о “малой родине”, что была у каждого из солдат, принимавших участие в войне. Автор любит своего героя, восхищается его поступками. Они всегда единодушны:

И скажу тебе, не скрою, -

В этой книге там ли, сям,

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,

Что и Теркин, мой герой,

За меня гласит порой.

В поэме мы видим поэта, любящего свою родину, открытого, честного, правдивого, простого человека. Слова Маршака правдивы, Твардовский как никто иной смог понять душу простого народа, ведь его произведение стало именно народным и любимым, разлетелось на цитаты, многие знали его наизусть.

8.«Книгу про бойца» иллюстрировал друг поэта (с 1942 года и до конца жизни) - художник Орест Верейский. Что ему, на ваш взгляд, удалось передать в рисунках к поэме (см. с. 219, 243)?

С.219. Ярко представлен образ Василия Теркина – улыбчивый, простой, молодой, очень симпатичный воин, солдат, как живой предстает перед нами. Добрые глаза, открытая улыбка – настоящий Василий Теркин перед нами.

Герой сидит к нам спиной, ярко виден образ деда – длинная седая борода, но старик еще крепкий и широк в плечах. На заднем плане старушка готовит обед.

9.Рассмотрите репродукцию картины Ю. Непринцева «Отдых после боя» (на форзаце III части 2 учебного пособия). Чем она напоминает вам поэму Твардовского? Кто из солдат похож на Тёркина? Почему вы так решили?

На своем полотне художник изобразил солдат, которые расположились отдыхать прямо на снегу. Один солдат курит, другой – что-то говорит. Каждый боец занят своим делом, но всех этих ребят объединяет пылкая любовь к Родине. Они спокойные и веселые, поэтому, даже не верится, что они всего мгновенье назад сражались с врагами, рискуя своей жизнью.

Такими они и предстают перед нами в поэме «Василий Теркин».

В центре картины выделяется один боец, который держит в руках ярко-красный кисет. Человек рассказывает присутствующим что-то смешное. Он не дает скучать и унывать своим друзьям, балагурит, поднимая дух бойцов. Рассказчик по настоящему веселит окружающих шуткой. На картине Непринцева это очень заметно. Этот боец напоминает Василия Теркина – он душа компании, видно, что все его с интересом слушают.

Вероятно, только что закончился бой и солдаты вышли передохнуть: один явно проголодался и что-то ест с аппетитом, другие молча курят или слушают друзей, думая о своем. Конечно, война - это страшная вещь, но нельзя на фронте постоянно горевать, если очень тяжело на сердце. Ежедневные потери и прочие драматичные события, трудно переживались людьми. А когда выпадали недолгие моменты отдыха, солдаты могли успокоиться, порадоваться своей маленькой победе и тому, что освободили очередную пядь родной земли.

Окружающие остановились ненадолго, отдохнут и двинутся дальше. Наверное, они торопятся отвоевывать своей кровью Отчизну, бороться за нее до последнего вдоха. Поэтому, солдатам некогда думать, им нужно спешить бить немцев. По духу картины, по настроению бойцов видно, что в это время было стремительное наступление Красной Армии. Чрезвычайно сложно терять своих близких и друзей, но тогда у людей было страстное желание поскорее освободить свою землю от захватчиков, бесцеремонно вторгшихся на родную землю.

10.В разных странах мира поставлены памятники литера-турным героям (Тому Сойеру и Гекльберри Финну, Шерлоку Холмсу, барону Мюнхгаузену, Русалочке и др.). Почему в России на народные средства решили поставить памятник Василию Тёркину?

Потому что герой народный и любимый всеми.

Поэма Твардовского «Василий Теркин», которая имеет еще и другое название - «Книга про бойца», считается одним из самых главных и известных произведений, написанных поэтом за период своей творческой деятельности.

Являясь вершиной эпической русской поэзии, она получила всенародное признание. Многие строки произведения Твардовского «Василий Теркин» стали неотъемлемой частью устной речи или популярными афоризмами, произносимыми в стихотворной форме. Причем «Книга про бойца» получила не только общенародное, но и общенациональное признание.

История создания

Работу над поэмой «Василий Теркин» Твардовский начал в 1939-1940 гг. В то время он являлся военным корреспондентом, публикуя свой материал в газете «На страже Родины» Ленинградского военного округа. Это был период проведения финской кампании. Образ и имя главного героя Твардовского - Василий Теркин - стали плодом совместного творчества многих членов редколлегии. Среди них: С. Маршак, Н. Щербаков, Н. Тихонов. В итоге получился весьма удачный образ добродушного, сильного и в то же время простого русского парня.

Изначально Теркин был сатирическим героем написанных для газеты фельетонов и стихотворений. И уже с того времени русского солдата полюбили читатели окружной газеты. Это и навело Твардовского на мысль о перспективности данной темы и необходимости ее развития в рамках крупного произведения.

Начало войны с фашистской Германией на некоторое время не только прервало работу над поэмой. Оно стало причиной корректировки замысла. В результате фельетонный Вася Теркин превратился в советского бойца, в образе которого воплощены лучшие нравственные стороны всего предвоенного поколения. Твардовский придал своему герою черты широчайшего обобщения, сохранив при этом его узнаваемость и конкретность.

Произведение Твардовского «Василий Теркин» было любимо солдатами, которые сражались на полях войны. Именно ощущение необходимости книги и заставило автора продолжить работу над ней.

Уже в конце 1942 г. читатели могли ознакомиться с новой главой произведения «Кто стрелял?», которая вошла во вторую часть поэмы. После этого Твардовский продолжил свое творчество и полностью завершил работу над книгой в марте 1945 года. Ознакомимся с кратким содержанием «Василия Теркина» Твардовского.

От автора

В первой главе произведения читатель знакомится с героем поэмы «Василий Теркин». Твардовский, начиная свой рассказ, утверждает, что самым главным на войне является вовсе не пища, а хорошая присказка и поговорка, а также шутка. Не менее важной в это время является и сущая правда. И пусть даже она будет горькой.

Герой Твардовского, Василий Теркин, с которым знакомит нас автор, играет важную роль на войне. Ведь в это трудное время обязательно должно быть место забаве и шутке. В первой главе произведения автор определился и с формой своего повествования. Он указал читателю, что книга, которую тот взял в руки, не имеет ни начала, ни конца. Первая же глава - это лишь середина повествования.

На привале

Знакомясь с содержанием «Василия Теркина» Твардовского, читатель узнает, что главный герой произведения попал в первый пехотный взвод, где сразу же стал своим. Всю первую ночь после его появления бойцы не смогли уснуть, слушая рассказы бывалого солдата. Шутки Василия Теркина помогают переживать тяготы неустроенного военного быта, холод, голод, грязь и сон на голых корнях и в мокрых шинелях.

Исходя из рассуждений Твардовского, Василий Теркин - это человек, которого можно найти в каждой роте. И пусть этот боец среднего роста, неказист собой, не очень красив и не имеет наград. Но все же он воевал и смог выжить на любой позиции и под любым огнем.

Перед боем

Перейдем к рассмотрению следующей главы «Василия Теркина» Твардовского. В ней герой поэмы рассказывает о том, как он выбирался из окружения и был политруком, проводя беседу с бойцами одними только словами «не унывай».

Из этой главы «Василия Теркина» Твардовского мы понимаем, что советская армия отступает. Она оставляет родные земли, которые вскоре будут оккупированы. Солдаты чувствуют свою вину перед мирным населением. На их пути родная деревня командира. Взвод заходит туда. Жена командира приглашает бойцов в хату и угощает их. Дети рады отцу, который, как им вначале кажется, пришел вечером, поработав в поле. Однако они понимают, что завтра он уйдет, а в их дом, скорее всего, войдут немцы. Всю ночь командир не спит и колет дрова. Он пытается хоть как-то помочь своей жене.

Еще долго в голове Теркина звучит плач детей, которые проснулись на рассвете и увидели, как их отец вместе с бойцами уходят из дома. Василий мечтает о том, как после освобождения родной земли он придет к гостеприимной хозяйке и поклонится ей за постой.

Переправа

Продолжаем знакомство с кратким содержанием глав поэмы Твардовского «Василий Теркин». В следующей из них читатель узнает о том, как бойцы трех взводов в зимнюю пору пытались переправиться через реку. К другому берегу успели подплыть только солдаты того подразделения, где служил Теркин. После этого немцы начали артобстрел. К ночи тот, кто остался жив, уже и не надеялся увидеть своих товарищей, считая, что все они погибли.

О чем дальше рассказывает читателю глава «Переправа» в «Василии Теркине» Твардовского? На рассвете дозорные доложили, что видят на реке маленькую черную точку. Вначале они решили, что это тело убитого во время артобстрела бойца. Однако сержант взял бинокль и разглядел плывущего человека. Кто-то пошутил, что переплыть реку в ледяной воде мог только Теркин. И правда, это оказался именно он. Василий доложил полковнику, что первый взвод цел, ждет дальнейших указаний и просит поддержки артиллерийским огнем. Теркина переодевают в сухую одежду, заставляют побегать, растирают спиртом и дают ему внутрь для согрева. Ночью бойцы возобновили переправу, чтобы сразиться ради жизни на земле, а вовсе не ради славы.

О войне

Следующая глава поэмы Твардовского «Василий Теркин» содержит рассуждения главного героя. Он считает, что с приходом войны нужно забыть обо всем и быть только в ответе за Родину и за свой народ. В это время необходимо быть одним целым со всеми людьми. О себе, считает Теркин, нужно также забыть. Каждый боец должен бить немца, самоотверженно драться и быть в полной готовности исполнить приказ командования любой ценой. Даже если за это придется отдать свою жизнь. При этом солдаты должны верить в то, что потомки будут им благодарны.

Теркин ранен

Продолжая знакомство с главами поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин», мы узнаем о том, что ее главному герою в один из зимних дней пришлось налаживать связь. В это время Василий передвигался вслед за стрелковой ротой. Внезапно рядом с ним зашипел снаряд. Все испугались и упали на землю. Первым из всех бойцов приподнялся Теркин. Он передал солдатам катушку и решил посмотреть, не бьет ли враг из расположенного неподалеку погреба. Но там никого не было. Он сам устроил в этом блиндаже засаду, решив держать оборону, используя две гранаты.

Фашисты приближались. В двух шагах от себя Теркин заметил немецкого солдата. Враг бросился на Василия и ранил его в плечо. Теркин же ударил немца штыком. В это время начался обстрел тяжелой артиллерии.

В конце этой главы поэмы Твардовского «Василий Теркин» читатель узнает о том, что раненого бойца нашли советские танкисты. Он уже истекал кровью и терял сознание. Танкисты спасли ему жизнь.

О награде

В следующей главе поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин» читатель знакомится с рассуждениями главного героя о том, что ему вовсе не нужен орден. Боец согласен и на медаль. Эта награда понадобится ему после войны, когда, вернувшись на родину, он будет рассказывать девушкам о том, как когда-то ходил в атаку. Автор жалеет о том, что сейчас в свои родные края Василий попасть не может. Ведь он принимает участие в страшном, смертном, кровавом бою за жизнь на земле, а не ради славы.

Гармонь

О чем рассказывается в следующей главе поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»? Читатель узнает о том, что после ранения и пребывания в госпитале боец вновь возвращается в стрелковый полк к солдатам своей первой роты. По дороге его подобрал грузовик, следующий на фронт. Идущей колонне пришлось остановиться из-за снежного затора. В вынужденные минуты отдыха два танкиста дали Теркину гармонь, которая осталась от командира, недавно погибшего в бою.

От звуков музыкального инструмента всем бойцам становится теплее на душе, и некоторые из них пускаются в пляс. Танкистам даже начинает казаться, что они уже знакомы с Теркиным. Присмотревшись к нему поближе, они узнали в Василии того раненого солдата, которого спасли от смерти. Танкисты подарили Теркину гармонь своего командира. Они понимают, что война - это не время, когда нужно горевать о погибших и гадать, кто же сможет выжить и вернуться домой.

Два солдата

Что становится известно читателю из следующей главы поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»? Всего в трех верстах от линии фронта главный герой произведения зашел в дом, где живет двое стариков. Дед в прошлом сам был солдатом. Теркин помог старику починить часы и пилу. Шутками Василий выманил у старухи еду. Нехотя она достала из своих закромов сало и поджарила мужчинам яичницу из двух яиц. Пообедав и выпив спирта из фляги, два солдата завели разговор о бытовых трудностях войны. В конце Василий поклонился хозяевам и обещал, что немец обязательно будет побежден.

О потере

О чем читатель узнает из следующей главы поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин»? В этом повествовании говорится о том, что товарищ нашего героя потерял свой кисет. Это очень огорчило его. Но Василий успокаивает бойца, говоря о том, что тот уже потерял родные края и семью. Это и есть главное огорчение. Обо всем остальном жалеть не стоит. Теркин дарит товарищу свой кисет, заметив при этом, что им ни за что на свете нельзя терять Россию, за которую они в ответе.

Поединок

Из сюжета«Василия Теркина» Твардовского читатель узнает о том, что главный герой произведения вступил в рукопашный бой с фашистом. Немец - человек сильный и ловкий, крупный и сытый. Однако наш солдат не сдается и не унывает. Немец выбил Теркину зубы, а Василий подбил своему врагу глаз. Нашему солдату очень тяжело. Он уже с трудом владеет своей раненой правой рукой и изнемог, но при этом не сдается. Фашист снял с головы каску и начал драться ею. Теркин же сразил своего врага незаряженной гранатой, оглушил и связал его.

Василий доволен собой. Он наслаждается военной удачей и горд тем, что идет по советской земле и подгоняет в штаб «языка», понимая, что каждый, кто попадается ему навстречу, рад тому, что Теркин вернулся из разведки живым.

Послание от автора

Следующая глава является своеобразной передышкой в созданной автором «сказке о войне». Ведь слушать ее хорошо тому, кто уже смог победить врага и вернулся домой. Твардовский говорит, что солдату на войне хотелось бы прочесть мирную сказку. Однако до тех пор, пока родной край продолжает оставаться в плену, автор будет рассказывать о войне.

Кто стрелял?

В этой главе автор ведет рассказ о том, как после вчерашнего боя солдаты находятся в окопах неподалеку от позиций противника. На землю спускается летний вечер, напоминающий бойцам о мирном времени и о крестьянском труде. Внезапно раздается звук приближающегося самолета противника. Фашист кружит над позициями советских солдат. Смерть совсем рядом. Однако умирать никому не хочется. И здесь автор произведения начал рассуждать о том, в какое время года лучше всего погибнуть на войне. В итоге он приходит к выводу о том, что для этого не годится никакая пора.

Но здесь на помощь товарищам пришел Теркин. Он встал, выстрелил по самолету из винтовки и подбил его. Василий стал героем. За это ему положен орден.

О герое

В следующей главе поэмы ее главный герой рассказывает о том, как встретил, находясь в госпитале, молодого солдата-орденоносца из-под Тамбова. Тот намекал ему, что таких удальцов, как он, на Смоленщине - родине Теркина, быть просто не может. Теперь Василий рад, что получил орден. Он не кичится своей малой родиной, но при этом гордится краем, где родился и вырос, а также дорожит им.

Генерал

В этой главе рассказывается о втором лете войны. Идут бои на Волге. Теркин находится в обороне и отсыпается в окопе на берегу реки. В полудреме ему слышится песня, в которой говорится о речушке, способной проползти под колючей проволокой и добраться до его родного села, передав привет и слова любви матери солдата. И здесь его вызвали к генералу для вручения ордена. Теркин отказывается от положенного ему отпуска, а домой решает поехать в то время, когда армия перейдет к освобождению Смоленска. Генерал соглашается с его словами, крепко жмет Василию руку, обнимает и смотрит солдату в глаза. С ним он ведет себя так, как вел бы себя со своим сыном. Генерал тепло прощается с Теркиным.

О себе

В этой главе автор рассказывает читателю о том, как сберег в своей душе отчий дом, хотя оставил его еще в юности. Поэт вспоминает еще не израненный войной лес и летние деньки, родной дворик и стежку, ведущую к колодцу. Он отождествляет себя с теми советскими людьми, которые оставили за чертой фронта семьи и все то, что у них есть родного. Сейчас край автора и Теркина - его земляка, страдает в плену. И за это они оба должны держать ответ.

Бой в болоте

Взвод Теркина сражается за населенный пункт Борки. Они уже третьи сутки ведут бой в болоте, который кажется им бессмысленным. Вокруг голодно и сыро. Нельзя солдатам даже и покурить, ведь весь табак раскис. И в это время Теркин умудряется подбадривать товарищей. Он рассказывает бойцам о том, что они находятся среди своих и на родной территории. Кроме этого солдат защищает советская артиллерия. По мнению Василия, все не так уж и плохо. А это болото можно сравнить с курортом. Слова, сказанные Теркиным, развеселили бойцов, после чего они без особого труда заняли деревушку.

О любви

В следующей главе поэмы автор рассуждает о том, что каждого солдата непременно провожала на войну женщина. Ее любовь всегда ободряет, прославляет, предостерегает и осуждает. Жены солдат никогда не жалуются в своих письмах на то, как им тяжело жить. И эти весточки из дома творят с бойцами настоящие чудеса. Автор утверждает, что любовь намного сильнее войны, и призывает женщин чаще писать мужьям на фронт. Также поэт обращается с просьбой к девушкам, чтобы те присмотрелись к герою поэмы и полюбили его.

Отдых Теркина

Из следующей главы читатель узнает о том, что рай для солдата - это то место, где он может отоспаться. В такой мирный дом и попал герой Твардовского. Здесь есть теплая печь и спальня с кроватью, застеленная чистым бельем. В этом «раю» не нужно сидеть в одежде, резать хлеб штыком и класть винтовку у ног, а также убирать ложку за голенище сапога. В такой чистоте Василию становится неуютно. Ему порой даже начинает казаться, что он снова очутился в госпитале. Боец продолжает думать о тех, кто находится на войне, и из-за этого не может уснуть. Однако к победе советская армия еще не пришла. Именно поэтому Теркин вновь отправляется на передний край. До окончания войны ему придется отдыхать лишь в пути и там, куда его приведет случай.

В наступлении

В следующей главе рассказывается о том, что бойцы уж очень пообвыклись находиться в бороне. Однако пришел приказ, согласно которому армии требуется перейти в наступление. Молодые солдаты стараются равняться на Теркина. И это, несмотря на то что ему тоже страшно, лежа на земле, ждать очередного разрыва. Бегущего впереди в атаку лейтенанта тяжело ранило, и он умер прямо на поле боя. И тогда Теркин повел солдат вперед. Но его тоже тяжело ранили.

Смерть и воин

В этой главе автор рассказывает читателю о том, как к истекающему кровью Теркину пришла смерть. Она звала его с собой, пугала увечьем и говорила о том, что война будет идти еще очень долго, так что смысла в жизни никакого нет. Однако Василий не сдавался. Он еще желал увидеть победу и, вернувшись домой, погулять с живыми людьми.

Нашла бойца похоронная команда. Его положили на носилки и отнесли в медсанбат. Все это время смерть была рядом. Но когда она увидела, что живые хорошо заботятся друг о друге, ушла.

Теркин пишет

В этой главе говорится о том времени, когда Василий находится в госпитале.

Он пишет своим однополчанам о том, что выжил, и что его нога уже заживает. После госпиталя Теркин мечтает вновь вернуться в родную часть, которая стала для солдата домом и семьей. Василий хочет дойти вместе со своими товарищами до самой границы, а если это не получится, то встретить свою погибель среди однополчан.

Теркин-Теркин

После выздоровления Василий вновь оказался в своем полку. Однако сейчас он чувствует себя совершенно чужим. И тут кто-то спросил: «Где Теркин?» Первым на вопрос откликнулся незнакомый рыжий боец. У Теркина-старого в душе затаилась обида. Он решил до конца выяснить, кто же из них настоящий. Оказалось, что нового солдата звали Иваном Теркиным. Он награжден двумя орденами. А из-за того, что Иван подбил на одну вражескую машину больше, он уверен, что книга про бойца написана именно про него. Другое же имя автор придумал лишь для рифмы. Как разрешили свой спор герои «Василия Теркина» А. Т. Твардовского? Уладил конфликт старшина. Он объявил о том, что у каждой роты сейчас будет свой Теркин.

От автора

В этой главе поэт опровергает слухи о смерти полюбившегося всем героя. Он говорит о том, что Теркин жив, а не слышно о нем только из-за того, что он воюет на Западе.

Дед и баба

Герои, с которыми читатель познакомился в главе поэмы Твардовского «Василий Теркин» - «Два солдата», вновь встретились при наступлении советских войск. Дед и баба сидели в погребе, прячась от выстрелов, когда услышали голоса разведчиков, среди которых был наш боец. Старики приняли Василия как родного сына, накормив его салом. Теркин заверил их, что советская армия назад больше не отступит. Он пообещал привезти из Берлина часы, которые у стариков отобрали немцы.

На Днепре

Создав собирательный образ Василия Теркина, Твардовский утверждал, что на протяжении всей войны его герой не переставал чувствовать собственную вину перед находящейся в оккупации родной землей. Стыдно ему было, что его не было среди тех, кто освобождал родное село. Фронт продолжал продвигаться к Днепру, где на рассвете, на самом исходе бабьего лета, произошел бой. Наши войска успешно форсировали реку. При этом они брали в плен немцев, которые практически не сопротивлялись этому.

Образ Василия Теркина в поэме Твардовского к этой главе уже успел претерпеть существенные изменения. В этом бойце мы видим совершенного другого человека - спокойного, опытного, уже успевшего потерять многих и многое.

Про солдата-сироту

Советская армия продолжает свое наступление. Бойцы, освобождающие город за городом, уже как о чем-то реальном мечтают о взятии Берлина. Проведя анализ «Василия Теркина» Твардовского, становится понятным, что популярность главного героя поэмы стала идти на убыль. В почете он был в те времена, когда шло отступление армии. В тот период Василий поднимал настроение бойцам. Сейчас же эта роль отведена генералам.

Становится понятным, что война в «Василии Теркине» Твардовского близится к своему завершению. Жители европейских столиц с радостью встречают освободителей. Однако простой солдат не перестает думать о родном селе.

Один из земляков автора осиротел. Его дом был сожжен, а семья убита. Об этом он узнал во время наступления под Смоленском, когда отпросился по побывку в родное село Красный Мост. Солдат молча вернулся в часть и, держа в руках тарелку с холодным супом, плакал. Автор призывает читателя не прощать фашистам этих слез, дойти до победы и отомстить за горе, принесенное немцами.

По дороге на Берлин

Война в поэме Твардовского «Василий Теркин» все более приближается к концу. Советская армия находится в чужом краю, где солдатам непривычна красная черепица и чужая речь.

По направлению на восток идет народ. Это британцы, французы и поляки, которые дружелюбно глядят на русских солдат-освободителей. Здесь же бойцы встречают русскую женщину, которая возвращается за Днепр, к своему разрушенному двору. Теркин дает ей лошадь со сбруей, овцу, корову и разную домашнюю утварь.

В бане

Настоящим отчим домом на чужбине становится для солдат русская баня. Она доставляет им массу удовольствия. Сожалеют бойцы только о том, что воду им приходится брать из чужих рек. Однако автор подмечает, что на войне будет хуже, если солдаты станут мыться, например, под Москвой.

В бане все раздеваются, и сразу становятся видны на теле все ранения. Они являются отметинами войны. На гимнастерках, которые бойцы надевают после бани, выделяется большое количество медалей. Солдаты шутят, что это еще не все. Ведь впереди их ждет последний рубеж.

От автора

В этой главе автор прощается с Теркиным. После войны он стал не нужен, так как настало время иной песни. Но созданная Твардовским «Книга про бойца» дорога ему. Ведь Теркин является болью поэта, его отрадой, отдыхом и подвигом. Все написанное автором должно было порадовать читателя.

Анализ поэмы

«Василий Теркин» Твардовского по праву находится в списке самых значительных произведений русской литературы, написанных во второй половине 20-го в.

Поэма включает в себя 29 глав. Каждую из них можно рассматривать в качестве самостоятельного произведения. В книге находится множество лирических отступлений. При этом ее форма и содержание приближены к народным повествованиям.

В поэме можно обнаружить целый сплав жанров, эпоса и лирики. Стихотворная форма произведения богата юмором и патетикой, зарисовками фронтового быта и героических боев, непринужденной шуткой и трагизмом. Есть здесь народный язык и высокое ораторство. Именно поэтому произведение порой называют вовсе не поэмой. Его можно считать народной книгой. Твардовским был придуман всеобщий жанр и выбрана военная тема. Причем автор показал войну от самого начала до конца.

Из лирических отступлений нам становится понятен образ автора. Читатель осознает, что поэт очень любит своего героя.

Весь сюжет произведения несет в себе высокую идейную мысль. А простота поэтического языка, который близок к народному, делает поэму понятной всем людям. От стихов Твардовского становилось тепло бойцам, находившимся на поле боя. Неиссякаемую душевную энергию они дарят нам и сейчас, по прошествии многих лет.

Что касается характера главного героя, то его автор раскрывает своему читателю постепенно. Проходя путь от главы к главе, Теркин предстает нам с разных сторон. Порой он проявляет настоящую смелость и мужество. Это читатель видит в главе «Переправа». При описании происходящего на войне автор не перестает подчеркивать то, что советские солдаты не являются героями от рождения. Они простые молодые парни, причем многие из них надели военную форму впервые. Тем не менее их лица освещает героизм.

Твардовский подчеркивает свою мысль о том, что подвиг, совершаемый этими молодыми бойцами, является не чем иным, как продолжением ратных успехов их дедов и отцов, участвовавших в войнах прошлых столетий.

Участие Теркина в боях автор освещает используя полушутливую форму. При этом он рассказывает о мечтах своего героя, который хочет поскорее вернуться домой. Василий не против получить награду, но при этом проявляет скромность. Больше всего ему хочется своей медалью произвести впечатление на девушек.

После жизнерадостных сцен, в которых описываются мечты Василия, автор переходит к описаниям страшного боя. Этим он стремится подчеркнуть, что путь к счастью лежит через борьбу, а также указывает на связь судьбы каждого человека с будущим страны.

В поэме автор собрал народную радость и горе. Найти здесь можно и суровые, а также скорбные строки. Однако больше всего в произведении народного юмора, утверждающего огромную любовь к жизни. Порой кажется невероятным, что рассказ о самой трудной и жестокой войне, которая только была в истории народов, будет звучать столь жизнеутверждающе. Но Твардовский в своем «Василии Теркине» успешно справился с подобной задачей.

Произведение с удивительной яркостью и правдивостью рисует реальную картину жизни и борьбы народа в суровые годы войны. При этом автор постоянно обращает взгляд читателя в будущее. Он упоминает и о том списке золотой славы, в который потомки внесут безымянных героев, отдавших свои жизни для победы.

Эпичность поэмы, а также ее повествовательный характер изложения сюжета прекрасно уживаются с высоким лирическим началом, которое после буквально пронизывает все главы. С самыми задушевными мыслями автора читатель знакомится и в описаниях боя, и в рассказе о женщине, которая провожает солдата, и в том разговоре, который Теркин ведет со смертью. Таким образом, лирическое и эпическое начало в произведении едины и нерасторжимы.

Поэма Твардовского «Василий Теркин» не один раз переиздавалась. Существует множество ее переводов на различные языки. И в наши дни ее охотно читает и старшее поколение, и молодежь.