Наука и религия: проблемы взаимоотношений. Наука и религия дополняют друг друга в общей картине наших знаний о мире Взаимодополнение и взаимопонимание науки и религии

Костя зашел на кухню и увидел, что в чайни­ке кипит вода. Вошел его старший брат Сер­гей. "Почему кипит вода?" - спросил его Кос­тя. Сергей, учившийся на химическом факуль­тете университета, объяснил, что все началось три миллиона лет назад, когда упавшие деревья были занесены землей, затем подверглись сжа­тию и при гниении образовался запас газа. Око­ло 20 лет назад геологи пробурили глубокую скважину, чтобы проверить, есть под землей газ или нет. Обнаружив газ, они накрыли сква­жину и подвели к ней трубу. По трубам газ по­ступает в квартиры и попадает в горелку, выходя из которой соединяется с кислородом воздух, и при этом получается горючая смесь. (Откуда происходит кислород - это другой рассказ.) Затем кто-то зажег эту горючую смесь спичкой из фосфора или электрозажигал­кой, и она загорелась. Вот почему появилось пламя. При горении метан и кислород соединя­ются и превращаются в воду и двуокись углеро­да. В результате этой реакции производится много тепла. Чайник, изготовленный из метал-яа и поэтому быстро проводящий тепло, напол­нен водой. Тепло заставляет молекулы воды бы­стро перемещаться до тех пор, пока они не преодолеют поверхностное давление и не уйдут в воздух. При этом вода превращается в пар. Вот почему кипит чайник.

"Спасибо, - сказал Костя, - но почему он кипит именно сейчас?"

"О! - воскликнула их мать, входя в кухню. - Чайник кипит, вы ведь хотели выпить чаю.

Какое из объяснений верно? Оба. Од­нако они подходят к вопросу с разных точек зрения, и именно поэтому ответы отлича­ются, дополняют друг друга. Они взаимо­связаны. Сергей объясняет, как кипит чайник. Их мать объясняет, зачем он ки­пит, придавая этому смысл.

Конфликт науки и религии

Человеку присуще желание задавать вопросы: Что? Почему? Как? В каждом из нас заклю­чено стремление понять мир, в котором мы живем, найти смысл существования. , философия и наука возникли и начали свое развитие в ответ на это стремление человека к знаниям, к пониманию окружающей действи­тельности. На протяжении многих веков практически не существовало различий между этими путями познания. Вместе они удовлетворяли основные потреб­ности человека и подтвержда­ли его интуитивное представление о том, что Вселенная имеет смысл, упорядочена, разумна и управляется ка­кой-то формой справедливых законов, даже ес­ли эти законы не столь очевидны. Их подход был интуитивным и рациональным, и все на­правления развивались вместе. Жрецы были первыми астрономами, а врачи - проповедни­ками. Философы пытались познать реальность с помощью разума. В относительно недавнем прошлом про­изошло разделение между философией, естественными науками и религией, вследствие которого каждая из этих областей приобрела свою сферу применения. Естественные науки сосредоточились на объяснении и понимании материальной стороны действительности, в то время как основным предметом религиозного познания стало духовное измерение реально­сти. Возникло противопоставление науки и религии, частично потому что порой представители религии пытались присвоить себе аб­солютный авторитет в вопросах толкования материальной природы мира. В ответ на это некоторые ученые сочли религию совокупно­стью предрассудков и предприняли попытку свести весь религиозный опыт к сфере чело­веческих заблуждений. Однако надлежащие отношения между фи­лософией, наукой и религией можно сравнить с рассказом "Почему кипит чайник?". Их мож­но рассматривать как различные подходы к пониманию одних и тех же явлений . Дело не в том, что одно направление верно, а другое - нет. Они задают разные вопросы и, естественно, дают на них разные ответы. В этом смысле наука и религия дополняют друг друга .

  • Вопросы о том, что такое мир, насколь­ко он может быть понят человеком, отно­сятся к сфере философии.
  • Вопросы о том, как устроен мир, отно­сятся к сфере компетенции науки.
  • Вопросы о том, почему мир устроен подобным образом, в чем смысл и цель существования, принадлежат сфере религии.

Тем не менее в силу различных причин многие люди считают, что наука и религия взаимно исключают друг друга. Другими сло­вами, если человек занимается научными ис­следованиями, то он не может верить в Бога, а если человек религиозен, то он не может принять определенных доказанных наукой закономерностей устройства мира. Однако утверждение, что наука каким-то образом доказала несостоятельность религии, пред­ставляется по меньшей мере необоснован­ным. Например, тот факт, что современная наука развивалась главным образом на Запа­де, не случаен. Христианство и ислам обес­печили общую мировоззренческую канву, благодаря которой могла развиваться наука. Это мировоззрение включает в себя следую­щие понятия:

  • Мир создан благим и поэтому стоит исследования (И увидел Бог все, что 0н создал, и вот, хорошо весьма. Быт. 1:31),
  • Бог создал мир в соответствии с опреде­ленной логикой и законом, и поэтому мир познаваем - при помощи науки человек может познать законы, управляющие миром.
  • Природа не требует поклонения, поэто­му люди могут ее исследовать.
  • Технология - это средство "владычества над землею" (Быт. 1:28), и человек име­ет моральное право экспериментировать и творить.

Рассказ о сотворении мира

В Библии приводится описание сотворения мира за шесть дней. Как мы можем понять такого рода рассказ? Воспринять эти слова как буквальную истину? Но тогда мы вынуждены будем отвергнуть либо библейский, либо научный подход. Однако воспринимать библейский рассказ как научное изложение событий означает неверно понимать саму природу Библии. Библия включает в себя по­эзию, закон, притчи, пророчества, описания исторических событий, песни и даже шутки. Она помогает нам глубже понять природу человека и историю человечества. Однако мы не можем буквально воспринимать каж­дое библейское слово; мы должны принимать во внимание историческую и культурную обстановку, окружавшую людей, которые записывали библейские книги много веков на­зад, часто используя образный, поэтический язык, и ту аудиторию, для которой эти кни­ги предназначались. Поэтому, когда в первых стихах книги Бытия мы читаем: "В начале сотворил Бог небо и землю ", это не следует воспринимать как современное научное утверждение. Несмотря на то что библейское описание тво­рения удивительно научно в определенном смысле (описываемый в Библии порядок сотворения мира в целом соответствует современным геологическим и эволюционным данным), оно призвано донести до читателя также и другое послание. Утверждение, что Бог создал все в этом мире, означает, что природа и весь физический мир воплощают Господнее благо. Такая точка зрения проти­воречит другому существующему мировоззре­нию, в соответствии с которым материя бессмысленна, хаотична, зла или вызывает чувство страха.

Попытки примирения науки и религии

На протяжении многих веков истории религиозные мыслители пытались прими­рить свое мировоззрение с передовыми философскими и научными открытиями и методами. Например, ранние христианские мыслители в своих трудах опирались на древнегреческую философию. Блаженный Августин развил христианскую теологию, основанную на философии Платона, в то время как Фома Аквинский использовал труды Аристотеля. Мусульманские филосо­фы и естествоиспытатели, такие, как Аверроэс и Авиценна, следовали учению Му­хаммеда, который говорил: "Стремитесь к знанию, даже если за ним придется отпра­виться в Китай". Открытия, сделанные ими «период между IX и XIV веками, заложили основание современной науки. Многие важные научные открытия были сделаны в средние века мусульманами, в то время как европейская наука оставалась сравнитель­но неразвитой.

Однако иногда религии теряли свою жизненную силу и творческий дух и стано­вились догматичными. Например, в сред­ние века римско-католическая церковь взяла себе в союзники Аристотеля, но приня­ла его выводы за твердо установленные фак­ты. При этом был отвергнут широко исполь­зовавшийся самим Аристотелем метод откры­того критического анализа. Таким образом, люди стали целиком полагаться на авторитет древних мыслителей, не анализируя и не проверяя сделанные ими выводы. Одним из результатов этого стал широко известный конфликт между Галилеем и Ватиканом. Церковь вторглась в сферу, лежащую вне ее компетенции, пытаясь определить, какая из астрономических теорий является правильной. Однако этот случай нельзя считать типичным в отношениях между наукой и ре­лигией. На протяжении эпохи Возрождения и золотого века гуманизма ученые, а также веду­щие художники получали поддержку церкви. Бенедиктинцы, доминиканцы, францисканцы и иезуиты, в свою очередь, часто были естест­воиспытателями, вносившими существенный вклад в развитие науки. Многие выдающиеся ученые прошлого - такие, как Коперник, Кепплер, Галилей, Ньютон, Дарвин, Ломоно­сов, Эйнштейн, - верили в Бога и не видели противоречий между своими научными и религиозными взглядами .

"Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величие, в дру­гой - Свою волю. Первая - видимый сей мир, вторая книга - Священное писание. Наука и религия -суть родные сестры , дщери Всевышнего Родителя, они никогда между собою в распрю прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и пока­зания своего мудрования на них вражду всклеплет. Напротив, наука и вера взаимно дополняют и подкрепляют друг друга". (М.В. Ломоносов)

Природа в науке

Наука - это путь познания естест­венного мира и управляющих им зако­нов. На протяжении истории человече­ства возникали и развивались различные науки, изучающие разные стороны ок­ружающего мира. С другой стороны, одно и то же явление может быть объектом изучения различных наук, которые подходят к исследованию с разных точек зрения. Например, мозг человека может быть предметом иссле­дования таких наук, как физика, химия, ана­томия, нейрохимия, нейрофизиология, пси­хология. Обычно мы проводим различие между:

  • естественными науками: физикой, хими­ей, биологией, геологией и т. п.
  • общественными и гуманитарными наука­ми: психологией, социологией, историей, лингвистикой, экономикой и т. п.

Наука отражает искания людей, обладаю­щих значительным творческим потенциалом, сильным воображением, интуицией, вдохно­вением и интеллектом, в мире невидимых за­кономерностей, сил и явлений, где, несмотря на значимость уже совершенных открытий, взаимосвязь и взаимозависимость всего су­ществующего вновь и вновь приводит к осо­знанию неизмеримых глубин непознанного. Ученым присуще всепоглощающее желание понять окружающий мир, обрести знания. Часто бывает, что они могли бы использовать свой талант и знания в других областях, тем самым обеспечив себе высокий уровень мате­риального благосостояния. Однако в случае неизбежности подобного выбора для настоя­щего ученого знания оказываются более цен­ными, чем внешнее благополучие. Наука также является общественным предприятием. Результаты независимых исследова­ний оцениваются другими учеными. С течением времени происходит отбор тех теорий, кото­рые наилучшим образом описывают имеющиеся данные. Нет ничего необычно­го в том, что тео­рии, впоследствии получившие повсеместное признание, вначале отвергаются вследствие того, что противоречат принятым на тот момент концепциям. В этом отношении ученые, как и все обычные люди, могут быть не менее догматичны, чем ярые приверженцы религии. Например, несмотря на то что Чарлз Дарвин опубликовал свою работу "Происхож­дение видов" в 1859 году, его идеи были широ­ко приняты мировым научным сообществом только к середине XX века. При этом оппози­ция, исходившая из мира науки, существенно превосходила религиозное противостояние его теории.

"Противостояние теории естественного отбора продолжалось в течение почти восьмидесяти лет после публикации "Происхождения видов". За исключением нескольких натуралистов не было почти ни одного биолога, и без сомнения ни од­ного биолога-экспериментатора, кто принял бы естественный отбор как един­ственный механизм адаптации". (Эрнст Майр, профессор зоологии Гарвардского университета, США)

Таким был путь многих научных открытий - они отвергались современниками и были приняты только последующим поколением. Часто бывает, что представители различных научных школ, известные ученые принимают и поддерживают разные теории, описывающие один и тот же феномен. Теории "конкурируют" друг с другом; самая лучшая - то есть та, ко­торая наиболее непротиворечивым образом объясняет все известные факты, - побежда­ет. В 50-е годы XX века, например, существо­вали две теории о происхождении Вселенной и обе пользовались уважением. Однако впослед­ствии "теория пульсирующего состояния" уступила место теории "большого взрыва", так как появились новые данные, подтверждающие эту гипотезу. Подобным образом сейчас конку­рируют различные теории землетрясений или теории происхождения нефти. Наше понима­ние мира природы никогда не бывает завершен­ным, и поэтому мы всегда должны быть откры­ты к улучшению существующих концепций.

Научный метод

Стремление познать окружающий мир побуждает ученых заниматься научными исследованиями. Они пытаются найти зако­номерности, которые помогут им осознать скрытую природу явлений и выдвинуть тео­рии, которые смогут объяснить изучаемый ими феномен. Необычные явления могут за­тронуть любопытство ученого. Чтобы объяснить происходящее, ученый выдвигает какую-либо идею, гипотезу и затем проводит экспери­мент, чтобы проверить свое предположение. Постепенно, по мере накопления данных, он может прийти к пониманию более общих закономерностей, и на основе этого выдви­нуть теорию, которая будет уже не только объяснять изучаемое им явление, но и смо­жет предсказывать другие события. Часто для лучшего понимания и объяснения тео­рий ученые используют модели и различные аналогии. Например, атом часто сравнивают с миниатюрной "солнечной системой". Ко­нечно, это не означает, что атом и в самом деле является уменьшенным вариантом сол­нечной системы. Смысл использования такого рода моделей заключается в том, что они помогают нам лучше представить себе то, что мы не можем увидеть. Однако часто мы не отдаем себе отчет в том, что вся сфера научных исследований опирается на ряд основополагающих пред­ставлений об устройстве мира, которые сами по себе не могут быть доказаны рациональ­ным или научным методом; являются пред­положениями, допущениями, в которые мы верим без каких бы то ни было доказательств. Перечислим некоторые из них:

  • Рациональность. Наше мышление осмысленно, и мы можем полагаться на его результаты.
  • Объяснимость. Мир может быть понят.
  • Упорядоченность. Природа существует в соответствии с определенными закономерностями, является космосом", а не хаосом, и поэтому имеет смысл искать эти зако­номерности, которые могут быть сформулированы в виде научных тео­рий и законов.
  • Единообразие. Основные законы мироздания явля­ются неизменными, применимы всюду во Вселенной, а не только здесь, на Земле. Например, закон тяготения будет на Марсе точно таким же, как на Земле.
  • Причинность. В окружающем нас мире любое явле­ние имеет свою причину.

Если проследить за возникновением всех этих априорных положений, то мы увидим, что частично они берут свое начало в упомя­нутом выше религиозном понимании мира. Иначе говоря, несмотря на то что в отличие от религии наука является источником точ­ного знания, она сама зависит от недоказуе­мых допущений религиозной природы. Все величайшие ученые задумывались над этой проблемой - над тем, что вся современная наука опирается на представления, чью пра­вомерность невозможно доказать.

"К сфере религии принадлежит вера в то, что закономерности, проявляющие себя в мире природы, рациональны, что они могут быть осознаны разумом. Я не могу представить себе ученого, который не обладал бы этой глубокой верой". (Альберт Эйнштейн)

Более того, изучая историю науки, мы ви­дим, что научное знание всегда относительно, никогда не бывает абсолютно точным. Это происходит вследствие того, что научные тео­рии всегда лишь приблизительно описывают истину. Их можно сравнить с картами, кото­рые дают достаточно близкое к действитель­ности представление о реальном ландшафте, но никогда не могут полностью описать все существующие в нем детали. Они являются попытками объяснить реальность, но ни одна из теорий не в состоянии дать до конца исчерпывающее объяснение. Всегда найдет­ся какой-то аспект действительности, который не может быть объяснен в узких рамках существующей теории. Появление такого рода проблем обычно служит толчком к новым и более глубоким открытиям относи­тельно устройства мира. С течением времени старые теории претерпевают изменения и заменяются новыми, которые лучше описывают существующие факты. И все-таки научные теории никогда не могут быть полностью доказаны. Вне зависимости от того, сколько раз теория подтверждается наблюдениями или экспериментальными данными, достаточно появиться лишь одном? исключению, и вся теория окажется неверной или по меньшей мере неполной. Это касается даже такой фундаментальной предпосылки, как причинность: в XX веке выяснилось, что в мире элементарных частиц в некоторых случаях имеет место беспричинность. Изучая историю науки, можно прийти к выводу, что несостоятельность любой теории будет доказана в течение двухсот лет после ее возникновения. Великие ученые всегда признавали тот факт, что вне зависимости от глубины существующих научных объяснений и пониманий большинст­во новых данных открывает двери к еще более великим тайнам. То, что мы знаем, ничтожно по сравнению с размером непознанного.

"Я не знаю, каким меня видит мир, но пе­ред самим собой я - просто мальчик, играющий на песчаном пляже, радующийся время от времени более гладкому, чем обычно, камушку или более яркой ракови­не, в то время как великий океан истины лежит непознанный передо мной". (Исаак Ньютон)

Как мы уже отмечали ранее, наука и рели­гия всегда были взаимосвязаны, шли рука об руку. Только за последние столетия наука уш­ла вперед и, казалось бы, оставила религию позади. Но наряду с этим, по мере того как механистические представле­ния науки XIX века уступили место новым открытиям XX века, наука начала исследо­вать невидимый мир, мир ра­зума и субатомных частиц. Многие выдающиеся ученые, все глубже погружаясь в ис­следование мира природы, го­ворят о приходящем к ним чувстве удивления и благого­вения перед красотой и гар­монией открывающихся им тайн. Они чувствуют, что в мире есть нечто большее, чем то, что открыто взгляду.

Ограничения науки

На какие из следующих вопросов могут дать ответы естественные науки?

  • Как создается атомная бомба?
  • Следует ли создавать атомные бомбы?
  • Как работает организм человека?
  • Каков смысл существования человека?
  • Доставляет ли удовольствие слушать му­зыку, записанную на диске?
  • Каковы основные законы природы? Почему существуют законы природы?

Естественные науки помогают понимать и предсказывать события, происходящие в физическом мире, и контролировать их посред­ством технологий. Они помогли нам достичь гораздо более высокого уровня жизни, чем когда бы то ни было в истории человечества. Методы современного сельского хозяйства позволяют производить достаточно пищевых продуктов, чтобы накормить все население земли, а уровень развития медицины позволил существенно увеличить среднюю продолжительность жизни людей. Но давайте задумаемся, всегда ли наука способствовала процветанию человечества? А если нет, то способна ли на­ука обосновать те нравственные ценности, которыми необходимо руководствоваться при использовании научных достижений? Существует измерение реальности, кото­рое вплоть до сегодняшнего дня не является предметом изучения естественных наук. Вы не можете измерить красоту природы; мате­риальное благополучие само по себе не может принести нам полное удовлетворение. Может ли наука объяснить, зачем нужны нравствен­ные ценности, что такое любовь, красота, дружба, справедливость? Тот факт, что наука не может дать ответы на эти вопросы, еще не означает, что они бессмысленны.

Природа религии

Религия - это очень сложное и многопла­новое явление, но по меньшей мере один из ее аспектов отражает стремление людей по­нять внутреннюю сущность жизни, не только то, что происходит в мире, но и почему это происходит. Поэтому религия прежде всего пытается найти смысл происходящих собы­тий и смысл нашей жизни. Религия пытается дать ответы на "вечные вопросы", которые ставит перед нами жизнь.

  • Был ли видимый нами мир сотворен, или он возник благодаря саморазвитию материи? Существует ли Бог?
  • Каково происхождение добра и зла и ка­ково различие между ними?
  • Почему существуют страдания?
  • Есть ли жизнь после смерти?
  • Для чего и как я должен прожить свою жизнь?

Религию можно описать как путь поиска природы Абсолютного Бытия. В этом смысле она пересекается с наукой. Вот почему Альберт Эйнштейн сказал: "Я хочу узнать мысли Бога".

Сердце религии...

Основатели религии, не нашедшие удовле­творения в окружающей их жизни, избрали путь духовного поиска, всегда сопряженного со страданиями и лишениями, в попытке рас­крыть тайны жизни и открыть истинный путь жизни. При этом они находили глубокие от­кровения о природе человеческого бытия и духовной реальности. Свои открытия они часто называли "откровениями", потому что осознавали, что в дан­ном им личном опыте Абсолют­ное Бытие открылось им. В про­шлом люди иногда признавали существование многих богов, как это было в Древнем Египте, Гре­ции или Риме, в других случаях они давали этому Абсолютному Бытию единое имя - Аллах, Ие­гова или Бог. И все же они быва­ли поражены, осознав, что лишь слегка прикоснулись к сущности Бога, мельком взглянули на Него, Бог был тайной, которая никогда не будет понята до конца. Глуби­ны Бога были недостижимы. Эти откровения Божественного бытия составляют первый источник ре­лигиозного познания и истины. В этом смысле источник религиоз­ного познания основан на личном опыте, а не на логических размы­шлениях. Разум нужен для того, чтобы задуматься и глубже понять этот начальный опыт. Вследствие того что эта тайна не поддает­ся описанию, язык религии полон сравнений и метафор, таких, как "Царствие небесное по­добно горчичному зерну" и "Господь - наш отец". Для того чтобы описать не поддающе­еся описанию, нет другого выхода, кроме как использовать концепции, уже существующие! в человеческом сообществе. Вот почему один! из христианских богословов сказал: "Чтобы говорить о Боге, мы должны быть одновре­менно поэтами, музыкантами и святыми". Конечно, необходимо верно понимать метафоры. Например, мусульмане сравнивают Бога с царем, потому что в их культуре понятие! "царь" ассоциируется с человеком, обладающим мудростью и справедливостью, оберегаю­щим и защищающим своих подданных. Точно так же, как и в науке, где тоже используются определенные модели, при этом существует опас­ность, что метафора будет воспринята букваль­но, как полный образ реальности, и будет забыт тот факт, что это лишь путь к пониманию несравненно более глубокой тайны. Известное даосское высказывание отражает проблему, с которой сталкивается человеческий язык при раз­говоре о таких вещах:

  • Тот Путь, который может быть выражен словами, не, есть вечный Путь.
  • Имя, которое Может быть названо, Не вечное имя.

Жизнь людей, прикоснувшихся к Вечной Тайне, чаще всего в корне менялась. Когда они начинали делиться полученным ими открове­нием с другими людьми, у них появлялись многие последователи. Эти люди узнавали, что, следуя учению основателя религии, они также могут духовно расти, приближаясь к Богу. Таковы были истоки различных рели­гий. Изначальное учение могло существовать, привлекая все новых последователей, преоб­ражая жизни людей, тысячи лет. При этом все учения оставались в большей или меньшей сте­пени открытыми для нового откровения. Эти люди осознавали, что открытая им Тайна не имеет границ и будет раскрываться дальше. Вот почему основатели многих религий говорили, что в будущем будут даны новые откровения. Однако проходило время, и постепенно учение основателя религии становилось дог­мой. Вера в истинность постулатов о Пути порой становилась важней, чем жизнь в соот­ветствии с этими нравственными принципами. Многие религии теряли свой духовный потен­циал и превращались в пустой, формальный ритуал. Так, например, ушли в прошлое не­когда могущественные религии Античного мира.Жизнь и учения основателей многих рели­гий были записаны в книги, которые стали называться "святыми писаниями". Такие пи­сания можно сравнить с учебником, учащим истине. Однако очень часто они приравнива­лись к самой истине, и новые открытия и другие учебники отвергались. Именно в эти времена начали возникать конфликты между наукой и религией.

Оценка религиозной истины

Так же, как необходимо оценивать научные теории, так определенная оценка нужна и религиозным учениям. Сегодня в мире существуют различные религиозные учения, кото­рые мы можем изучать. В прошлом многие люди принимали только одну точку зрения, которая становилась доминирующей. Сегодня намного легче познать другие идеи. Различные религии могут бросить вызов нашим собствен­ным представлениям, однако именно в этом заключается возможность роста и развития. Познавая новое и принимая вызов нашим собственным идеям, мы приобретаем возмож­ность отбросить любую ложную точку зрения и заменить ее лучшей. Изучая науку, нам не нужно заново от­крывать закон всемирного тяготения. Одна­ко мы не принимаем этот закон просто на основе слепой веры. В школе мы сами про­ходим через последовательность логических доказательств и убеждаемся, что теория верно объясняет существующие явления. Таким об­разом, мы можем наследовать все, открытое Ньютоном, и сделать его знания своими соб­ственными. При этом мы сами постигаем красоту теории. В процессе работы с обще­принятыми теориями люди иногда подходят к ним с новой точки зрения и совершают но­вые открытия. Таким же образом может быть оценено и религиозное учение. Хотя любой авторитет имеет значение и достоин уваже­ния, мы должны проверить религиозное по­знание нашей собственной жизнью, чтобы приблизить его к себе. При этом мы получим новые открытия и откровения. Несмотря на то что сегодня в мире сущест­вует множество различных религий, все они соглашаются в большинстве нравственных вопросов. Нравственные и этические учения всех религий признают, что убийство, супру­жеская измена, воровство, жадность, эгоизм, гордыня и т. д. приносят вред другим людям и себе. Все они говорят о ценности таких ка­честв, как честность, смирение, праведность, любовь, верность, нравственная чистота, це­ломудрие, уважение и самопожертвование. Однако в вопросах, касающихся происхожде­ния зла, причины, вследствие которой Бог создал человека, существования жизни после смерти, цели жизни и т. д., каждая религия обладает собственным пониманием. Эти уче­ния можно сравнить и оценить, вот только отличие от анализа научных теорий в данном случае лаборатория для исследования нахо­дится не в научно-исследовательском инсти­туте, а в нас самих. При помощи изучения, созерцания, молитвы и размышления мы мо­жем решить, какое из учений дает наиболее полное объяснение действительности челове­ческого существования. Какое учение помо­жет нам лучше понять себя? Какое способно дать решение проблемам, стоящим перед че­ловечеством? Какое решение наиболее реа­листично и плодотворно? Наверное, наши взгляды на эти вопросы будут развиваться и изменяться по мере нашего роста и развития.

Религия и наука - два взаимодополняющих пути

Подводя итог, мы можем сказать, что на­ука и религия необходимы друг другу . Это два взаимодополняющих пути, которые могут помочь нам полностью осознать тот мир, в котором мы существуем. Поэтому нам нет необходимости выбирать между наукой и религией. Естественные науки могут раскрыть законы физического мира и способствовать развитию технологий, которые создадут дм нас высокий уровень материального благопо­лучия. Однако наука нуждается в нравствен­ных ценностях, которые берут свое начало в религии, для того чтобы руководствоваться ими в своей собственной деятельности и осу­ществлять ответственное использование науч­ного знания во благо, а не во вред человечест­ву. Как сказал Альберт Эйнштейн: "Наука без религии ущербна, религия без науки - слепа".

Проблемы веры в науке и религии.

1.Введение

1.1.Понятие веры и знания.

1.1.2.История религиозной мысли в науке.

2Основная часть.

2.1. Гносеологический элемент веры

2.2. Психологическая сторона веры

2.3.Особенности религиозной веры

2.4. Наука и религия: проблемы взаимопонимания

3.Заключение

Список литературы

Введение

Выбирая тему реферата, я остановился на теме взаимоотношения науки и религии, считая её одной из актуальнейших тем на современном этапе развития истории и на протяжении всей истории развития человечества. Можно сказать, что все люди на Земле подразделяются на три категории:

1. Тех, кто безоговорочно верит в Бога.

2. Тех, кто придерживается взглядов чистой науки.

3. Тех, кто считает что, наука и религия не противостоят друг - другу, а дополняют. Целью работы является определить роль религии в современной научной мысли. Я придерживаюсь того мнения, что наука и религия взаимодополняют друг друга, а вера является безусловным катализатором и в религии и в науке. А к проблеме веры в религии и науке следует относиться очень серьезно и с благодарностью, так как она помогает как духовно (в религии) так и на уровне науки.Для любой концепции необходима вера в нее.

Религия и наука - это две сферы человеческой культуры, которые на протяжении всего своего существования находились в очень сложных отношениях. Можно вспомнить моменты человеческой истории, когда религия полностью подминала под себя науку, и наоборот когда научные открытия, казалось бы, полностью ниспровергали религиозные догматы.

В основе этого сложного взаимодействия - столкновение веры и знания. Вера, в отличие от суждений науки, не требует обоснования, доказательства, проверки и подтверждения посредством соотнесения с реальной действительностью. Она поддерживается не доводами разума и не фактами, подтверждающими ее. Она поддерживается силой традиции и "социальным соглашением". Верующий убежден в том, что источником его верований является божественное откровение. Знание же требует доказательств и фактов, выверенных и точных. Вместе с тем, взаимоотношения веры и знания в религии и науке гораздо сложнее, чем просто конфликт и противоборство и в данной работе предпринята попытка исследования этого вопроса.

1. Понятие веры и знания

Вера в самом широком смысле слова, вне связи с религиозностью, является субъективно-психологической основой человеческой деятельности. Деятельность всегда сопряжена с необходимостью выбора определенной линии поведения, всегда или почти всегда существует не одна, но несколько возможностей действия. Выбор сопряжен с оценкой ситуации, и такая оценка нередко затрудняется отсутствием достаточно веских данных, неполнотой знания. В таких случаях приходится принимать решение, признав истинным какое-то суждение, не имея для того достаточно веских оснований. И. Кант, например, различал объективные основания от субъективных. Субъективным основанием принятия какого-то суждения в качестве истинного является вера, т.е. субъективная убежденность личности в истинности этого высказывания Гараджа В.И. (Религиоведение. М., 1999. С. 44.)

Определений религии множество. Маркс считал, что «религия - специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил». По Фрейду религия - это тезисы, высказывания о фактах и обстоятельствах внешней или внутренней реальности, сообщающие нечто такое, чего мы сами не обнаруживаем и что требует веры. Более широкое определение дает Фромм, который под религией понимает «любую разделяемую группой людей систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект преданного служения».

Религия возникла тысячелетия назад, но до сих пор для многих людей она имеет большое значение. Споры между философами вокруг сущности религии не затихают. Сегодня человек близко подошел к осуществлению своих самых заветных надежд. Приближается время, когда голодные будут накормлены, когда человечество, преодолев разобщенность, станет единым. Но приближается ли человек к совершенству самого человека? Человека, любящего ближнего, справедливого, правдивого. Ответ слишком ясен. Так и нет ответов на вопросы: куда идти и зачем жить? В чем смысл жизни?

Для одних выход - в возврате к религии. Не с тем, чтобы уверовать, но чтобы спастись от невыносимого сомнения. Выходит, что только священники профессионально занимаются душой, только они говорят от имени идеалов любви, истины, справедливости.

Хотя, например, в Древней Греции, функцию "целителей душ" выполняли и философы. Сократ, Платон, Аристотель в заботе о человеческом счастье и душе опирались не на откровение, а на авторитет разума. Они считали человека целью и важнейшим предметом изучения. Эта традиция была продолжена в эпоху Возрождения. А во время Просвещения достигла своей вершины.

Впоследствии акцент был смещен. Опьянев от материального процветания и успехов в покорении природы, человек перестал считать самого себя первой заботой - и в жизни, и в теоретическом исследовании. Разум уступил место интеллекту - простому инструменту для манипулирования вещами и людьми. Вера - это тоже разум, более того, народная мудрость, концентрированная в тысячелетиях истории. И если, как пишет В.Л. Гинзбург, "передний фронт физики ушел так далеко от человека", что не в состоянии объяснить ему свои открытия, то это всего лишь ущербность переднего фронта, не более того. Когда идеи А. Эйнштейна стали использоваться атеистами, то раввин Нью-Йорка срочно телеграфировал ученому, спрашивая его: "Верите ли Вы в Бога?". Телеграфный ответ Эйнштейна был таков: "Я верю в Бога Спинозы, который обнаруживается во всеобщей гармонии всех вещей, а не в бога, который интересуется судьбами и делами людей". Ответ вполне успокоил раввина. Б. Спиноза же был отлучен от церковной общины за религиозное свободомыслие, за отождествление Бога с "Природой творящей", но не за атеизм. Таким образом, нет оснований считать Эйнштейна, равно как и Спинозу, атеистами. Что касается И.П. Павлова, который упоминается в статье академика Гинзбурга, то в таком сокровенном для каждого человека вопросе, как тысячелетняя вера предков, не стоит полагаться на суждения пусть даже самой замечательной женщины. Павлов был интуитивно, а быть может, и вполне сознательно, воцерковленным человеком. С атеизмом надо быть осторожней. Мы насытились им до отвращения. Пусть он останется частью интимного мира человека, как и вера. Кстати, математически стройную концепцию Лейбница о вездесущности Бога разрушили не физики, а успехи дарвинизма и геологии. Однако эти успехи, как сейчас уже очевидно, оказались сильно преувеличены.

Современник Спинозы и крупнейший ум средневековья Б. Паскаль предупредил нас: "Атеизм свидетельствует о силе ума, но силе весьма ограниченной". Это предупреждение и сейчас остается актуальным. В.И. Вернадский также был убежден, что "отделение научного мировоззрения и науки от одновременно или ранее происходившей деятельности человека в области религии, философии или искусства невозможно".

Науки бурно развиваются, но вечные истины о добре и зле, внушенные нам религией, непреодолимы. В месте с тем в Мировой истории были факты гонения науки религией (типичный пример - средневековая инквизиция), хотя даже в то время наука делала большие успехи.

В XVI веке Николай Коперник (1473-- 1543), развивая представления некоторых древнегреческих астрономов, построил гелиоцентрическую картину Солнечной системы, и лишь в начале XVII века, менее 400 лет назад, справедливость таких представлений была доказана Галилео Галилеем (1564--1642) и Иоганном Кеплером (1571 --1630). Но сколь мало знали тогда о мире за пределами Солнечной системы, видно хотя бы из того, что даже Кеплер считал, что существует сфера неподвижных звезд, «состоящая изо льда или кристалла». Расстояние от Земли до Солнца составляет 149 миллионов километров, свет проходит этот путь за восемь минут. Сегодня мы имеем представление о строении Вселенной в масштабах порядка 10 миллиардов световых лет. Вот одна из характеристик пути, который наука проделала за четыре столетия. Если гипотеза, что все вещество состоит из атомов, возникла еще в античные времена, то в XX веке ее не только подтвердили, но и выяснили строение атомов, доказали существование атомного ядра, протонов и нейтронов. Наконец, появилось понятие о кварках, из которых состоят нуклоны и мезоны. Да всех достижений физики и не счесть.

На этом фоне успехов науки вера в Бога и религия (теизм) выглядят совершенно иначе, чем в далекие времена. Существование Бога и вера в него - тоже «интуитивные суждения», но, по сути дела, застывшие с древности или, во всяком случае, со времени образования соответствующей религии (скажем, с VII века, когда возник ислам). С религией органически связана вера в чудеса, например, в христианстве -- с верой в непорочное зачатие, воскрешение из мертвых и т. д. В то же время для науки характерны гибкость и отрицание чудес, то есть непроверенных суждений. Под влиянием фактов наука совершенствуется, религия же догматична и в своей основе остается неизменной, если не говорить о схоластических богословских спорах, появлении ересей и т. п. Здесь нет, конечно, возможности детально обсуждать затронутые вопросы, и приходится ограничиться лишь рядом замечаний.

Отождествление атеистов с «воинствующими безбожниками» столь же необоснованно, как, например, отождествление всех исповедующих христианскую религию с инквизиторами. Кстати сказать, в 2000 году отмечается не только рождение Иисуса Христа, но и 400 - летие со времени сожжения христианскими инквизиторами Джордано Бруно (1548- 1600). Но возлагать на всех христиан ответственность за деятельность инквизиции нелепо!

Инквизиция, преследовавшая науку, не могла остановить процесс научного познания мира.

В русском языке существует одно слово "вера" для обозначения двух различающихся между собой "актов". В одном случае речь идет о том, что человек сознает недостаточную убедительность, недостаточную обоснованность своего суждения. Когда человек говорит больному, которому предстоит сложная операция, "я верю, что все будет хорошо", то он говорит так не случайно. И если это человек, который отвечает за свои слова, то по-другому он сказать не может. Он не может сказать: "Я знаю, что все будет хорошо", - потому что на самом-то деле он не знает и знать не может и отдает себе в этом отчет. "Верю" здесь означает - я только верю, но определенно не знаю. Надеюсь и хочу, чтобы было так, но не знаю, как будет. Он может сказать: "Я знаю, что будет сделано все необходимое", - потому что это он как раз может знать (квалификацию врача, обеспеченность медикаментами и т.п.). Правда, и в этом случае он может не располагать необходимой информацией, и тогда он должен также сказать: "Я верю, будет сделано все необходимое". Это - ситуация, когда речь идет о "предмете", который в принципе можно знать, и если эта возможность знать реализована или человек убежден, что она реализована, он говорит: "Я знаю". Если же она не реализована, если человек не обладает знаниями или убежден, что не обладает ими, он говорит: "Я верю". Вера в данном случае означает менее сильную убежденность, чем та, которая опирается на знание. Вера в данном случае - выражение субъективного убеждения: "Я не знаю, почему это так, но я верю, что это так"; "Я хотел бы знать, что будет со мной, но я не знаю и все же верю, что все будет хорошо"; "Конечно, было бы лучше знать точно, но все же что-то мне подсказывает, что действовать нужно так-то и так-то". Это вера-предположение. Человек, обладающий убеждением, покоящимся на такой вере, хотел бы, чтобы оно по возможности было подкреплено знанием, чтобы его вера перерастала в знание.

Иная ситуация, когда человек убежден, верит, что он знает, как обстоит дело, какое надо принять решение, каким должен быть следующий ход. Вера и в этом случае - субъективное убеждение, но убеждение на основе внутренней уверенности в адекватности основания для такой уверенности. Эта вера - больше, чем то знание, которое требует еще подтверждения и проверки, это - вера, покоящаяся на очевидности. Эта ситуация усугубляется тогда, когда речь идет о "предмете", в принципе недоступном для познания в обычном смысле слова. В таком случае вера становится "верованием" - принятием в качестве истинного суждения на основании единственно лишь внутренней субъективной убежденности в его истинности. Такую веру Гегель в свое время считал принадлежностью "наивного образа мышления", которое еще не умеет отличать истину от того, что воспринимается как истина, от субъективного ощущения достоверности. Мы все хорошо знаем, замечал по этому поводу Гегель, что люди самым "достоверным образом знали" и "знают" много такого, что от этого еще не делается истинным: когда критерием истины считается очевидность, когда она сводится к внутренней уверенности и только, то очень часто и легко суеверие предстает в качестве истины.

Вернемся теперь к приведенному выше примеру. Если человек говорит в той первой ситуации "я верю - все будет хорошо", то именно потому, что он говорит "я верю", т.е. психологически, "операционально" этот акт не есть акт религиозной веры, не есть выражение религиозности данного человека. Это суждение не есть религиозное верование. Если же человек находит все же возможным в этой ситуации сказать "я знаю - все будет хорошо" только потому, что он решается претендовать на совсем особое знание - знание того, чего знать нельзя, невозможно, знание, которое подразумевает, что человеку дан дар провидения будущего, или же оно ему открыто кем-то всеведущим, то такое суждение и есть суждение-верование, в котором выражается психологический механизм религиозности: вера получает специфически религиозную форму выражения, становится верованием. Благодаря этому механизму "верующий" человек получает возможность испытывать доверие к тому, к чему он отнесся бы крайне недоверчиво, руководствуясь здравым смыслом или критериями научного мышления.

В православном вероучении "бог есть неведомая, недоступная, непостижимая, неизреченная тайна" и "всякая попытка изложить эту тайну в обычных человеческих понятиях, измерить неизмеримую пучину божества безнадежна". Само по себе такое понятие о боге есть "учение", доктрина, "религиозное знание", к которому индивид приобщается через религиозное обучение - в семье, в церкви, которое он, будучи верующим, принимает в качестве истинного на основании доверия к авторитету церкви, традиции. Его вера состоит в том, что он принимает это религиозное знание в качестве истины путем научения, т.е. он может принимать это понятие о боге на интеллектуальном уровне. Но он может принимать его и не задумываясь, чисто механически. С психологической точки зрения такой человек не обязательно является религиозным, хотя для социологии это достаточный показатель его религиозности. Вера в данном случае означает признание человеком авторитета церкви, ее учения Гараджа В.И. Религиоведение. М., 1999. С. 45-46. .

Знание - проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном и в объективном отношении и на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными, для того чтобы рассматриваться как знание. По М. Шелеру, знание представляет собой участие в конкретном бытии сущего, предпосылкой которого является участие, трансцендирующее подлинное бытие. В формальном смысле это участие называется любовью (ср. Отдавание себя). Знание должно служить, как считает Шелер, во-первых, становлению и развитию личности, которая обладает знанием, - такое знание называется образовательным; во-вторых, становлению мира и, вероятно, вневременному становлению его высших принципов, рассматриваемых с точки зрения конкретного бытия и наличного бытия. Эти принципы достигают в человеческом и в любом др. возможном знании о мире своего собственного сущностного определения или чего-то такого, без чего они не могут достичь этого определения. Это знание - знание ради божества. Его называют искупительным знанием. И, наконец, в-третьих, имеется цель становления - практическое господство над миром и его преобразование для наших человеческих целей. "Это знание позитивных наук, знание господства и действия" Философский энциклопедический словарь. М., 2004. С. 57. .

Знание - результат процесса познания действительности, получивший подтверждение в практике; адекватное отражение объективной реальности в сознании человека (представления, понятия, суждения, теории). Знание фиксируется в знаках естественных и искусственных языков. Различают обыденное и научное знание. Обыденное, или житейское, знание опирается на здравый смысл и формы повседневной практической деятельности. Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его поведения и предвидения. Научное знание отличается от обыденного своей систематичностью, обоснованностью и глубиной проникновения в сущность вещей и явлений. Наука объединяет разрозненные знания, полученные в повседневной практике, в стройные системы, опирающиеся на совокупность исходных принципов, в которых отображаются существенные связи и отношения вещей, - научные теории. Законы и теории науки сознательно и целенаправленно сопоставляются с действительностью для установления их истинности и получают обоснование в эксперименте и практических приложениях. Для фиксации научного знания используется научный язык c точными понятиями, допускающий применение математического аппарата для обработки и сжатого выражения полученных данных. Использование особых познавательных средств позволяет науке получать знания о таких сторонах и свойствах объективного мира, которые не даны человеку в его повседневном опыте. Научное знание принято разделять на эмпирическое и теоретическое. Эмпирическое знание - результат применения эмпирических методов познания - наблюдения, измерения, эксперимента. Оно, как правило, констатирует качественные и количественные характеристики объектов и явлений. Устойчивая повторяемость связей между эмпирическими характеристиками выражается с помощью эмпирических законов, часто носящих вероятностный характер. Теоретический уровень научного знания предполагает открытие законов, дающих возможность идеализированного восприятия, описания и объяснения эмпирических ситуаций, т.е. познания сущности явлений. Теоретическое и эмпирическое научное знание функционирует в тесной взаимосвязи: теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных и, в свою очередь, влияют на обогащение и изменение эмпирического знания.

Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний. Знания - важнейшее средство преобразования действительности. Они представляют собой динамическую, быстро развивающуюся систему, рост которой в современных условиях по темпам опережает рост любой другой системы. Использование знаний в практической преобразовательной деятельности людей предполагает наличие особой группы правил, показывающих, каким образом, в каких ситуациях, с помощью каких средств и для достижения каких целей могут применяться те или иные знания. Знания, таким образом, включены в систему деятельности и сами выступают в качестве особых форм, на основе которых формулируются процедуры деятельности Философский энциклопедический словарь. М., 2004. С. 58-59. .

Наука предоставляет хорошие условия, комфорт и удобства, а духовность, Дхарма дает умиротворение, спокойствие.

В тот период времени, когда наука превалирует, человечество будет наслаждаться роскошью и комфортом, но у него не будет покоя. Когда же религия (духовность, Дхарма) преобладает, роскошью и комфортом могут наслаждаться немногие, но большинство людей будет пребывать в спокойствии. Поэтому наука и религия две взаимодополняющие вещи.

Науку можно охарактеризовать, как часть знания, применяемого для нахождения скрытой энергии в любом материальном явлении. Религию можно определить, как часть знания, используемого для поиска скрытой силы человеческого сознания.

Нет конфликта между наукой и религией. Давайте заглянем в прошлое. Восток был склонен к религии, и восток дал миру верования, религиозные системы и развитые культуры, но оставался бедным. А западный мир, развивал науку, создал множество материальных ценностей, но там утратили понимание духовности. У них есть все материальные блага, но потеряно понимание Божественной Души (Атма).

В наше время нам необходима культура, в которой наука и религия будут сбалансированы. В такой культуре все науки будут религиозными, а все религии будут научными.

Человеческая жизнь – это соединяющее звено между телом и душой. Между телом и душой нет противоречий. Вот и в предстоящие времена, наука будет как бы телом, а религия душой мира.

Обе эти составляющие должны действовать совместно в соответствующих областях. К примеру, если кто-то живет только ради тела, он теряет понимание Божественности своей Души. Соответственно, если человек живет только духовным сознанием, будет страдать его материальное тело. Отсюда проистекает необходимость уравновешивания этих двух аспектов, чтобы максимально реализовать потенциал человеческого воплощения.

Будущее станет светлым лишь в том случае, если религия и наука станут действовать сообща. В таком сочетании религия станет центральной темой, а наука внешним дополнением. Религия будет предшествовать науке.

В сочетании тело–душа тело не может стать хозяином души. Подобным же образом, наука никогда не станет управлять религией. Сверхразвитие науки становится опасным, если не вмешивается уравновешивающая сила религии. Поэтому, наступило время, когда религии надлежит вновь обрести свои права.

Свобода религии (духовность) означает, что нам все равно есть ли Истина, есть ли ахимса, есть ли Любовь, есть ли культура. Ни в одной стране свободы религии не может быть. Это приведет ее к краху. Надо говорить о свободе учений, свободе традиций. Это значит, что нам все равно, кто вы: мусульманин, христианин, буддист или джайнист. Религия одна, традиций много. Надо говорить свобода традиций, а мы говорим свобода религий.

Из книги Пайлота Бабаджи «Вот что я постиг».

Ещё недавно религию и науку считали совершенно несовместимыми, диаметрально антагонистическими понятиями. И это не удивительно, ибо основоположники господствовавшей тогда идеологии относились к религии враждебно: Ф. Энгельс видел в религии «акт самоопустошения человека», К. Маркс её называл «опиумом народа », а В. Ленин усматривал в ней «один из видов духовного гнёта ».

Поскольку стереотипы той идеологии ещё сохранились в сознании некоторых людей, по сей день существуют различные мнения о взаимодействии науки и религии, о роли, значении и месте религии в жизни человека.

Разночтения и разногласия относительно роли религии, имеющиеся в обществе, обусловлены прежде всего отсутствием достаточных знаний о ней или же целенаправленным искажением незыблемых духовных ценностей.

Так что же такое религия?

Религия – это некая совокупность законов и предписаний, ниспосланных человечеству Господом через и (мир им), которые обязательно должен соблюдать каждый разумный человек, достигший совершеннолетия, с крепкой верой и глубокой искренностью.

Во все времена главной задачей религии были и остаются сохранение и укрепление изначально данного по рождению каждому ребёнку духовно-нравственного здоровья (чистоты), улучшение благосостояния народа через , сохранение чистоты учения от всевозможных искажений во имя достижения мира и согласия в обществе и соблюдение возложенных обязанностей.

Другими словами, религия – это правила жизни, оптимизированные Творцом с учётом всех тонкостей психологии и возможностей человека, следование которым гарантирует ему успех в этой жизни, начиная с личных и кончая международными отношениями, и счастье в вечной жизни.

124 тысячи пророков, из которых 313 были посланниками, получившими 104 Священных Писания, призывали свои народы к покорности, повиновению воле Господа, следуя Его повелениям и остерегаясь запретного.

Между ними существовала полная преемственность. В одном известном хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) говорится, что все пророки - братья, а религия у них одна . В Священном Коране по этому поводу говорится, что, поистине, религией от Адама (мир ему) и до Судного Дня является только покорность и повиновение Единому Творцу .

Каждый народ называл религию покорностью, а последователей – покорившимися. После прихода последнего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и ниспослания ему 104-й Священной Книги – – на арабском языке, эти слова, естественно, начали цитировать на языке Корана.

«Ислам» дословно означает покорность , а «мусульманин » – человек, покорившийся Богу . И когда мы говорим о вероучениях авраамического, иудейского или христианского периодов как об отдельных религиях, то возникает вопрос.

43. Религия и наука в контексте культуры.

Наука и религия представляют собой два фундаментальных пласта культуры и два основополагающих типа мировоззрения, взаимодополняющих друг друга . Каждая эпоха имеет свои доминанты, наряду с которыми присутствуют периферийные фоновые типы мировоззрения, фоновые типы культурных подсистем, играющие тем не менее значимую роль в развитии человеческого общества.

Так, если в эпоху Средневековья в европейской традиции господствующей была христианская религиозность - как официально, так и на уровне массового сознания, то Новое время в той же европейской традиции, начиная с XVII века, являет нам образец нарастающего господства научного типа миропонимания . А в Средневековье наука существовала в виде фонового, в основном элитарного типа миропонимания, свойственного кругам просвещенного монашества и зарождавшейся тогда светской университетской науки. Это не означает, однако, что одна форма мировоззрения сменяет другую, полностью вытесняя из человеческой культуры предшествующую. Хотя история культуры свидетельствует, что в эпоху господства религиозных систем как форм познания мира и как структур массового сознания наука подавляется и третируется в том числе и силовыми методами. В эпоху господства науки как формы познания мира и как ориентации массового сознания подавляется теми же методами религиозность . На самом деле отношения между научным и религиозным типом миропонимания, конечно, гораздо сложнее.

Наука сегодня не вытеснила религиозные формы миропонимания, не уничтожила их. Она лишь оттеснила религиозность на периферию стратегической магистрали познания и миропонимания в структурах массового сознания общества.

^ Фундаментальные познавательные установки научного и религиозного способа миропонимания пересекаются друг с другом очень плотно . С одной стороны, наука не представляет собой сплошного потока объективированного знания, полное обоснование которого сводится к доказательности, будь то теоретической или экспериментальной. С другой стороны, системы религиозной веры не сводятся к принятию лишь на веру каких-то основополагающих установок. В науке существуют структуры, которые обосновывают выводимые из них знания и принимаются на веру в качестве аксиоматической базы тех или иных научных теорий.

Степень обоснования таких утверждений различна, но почти всегда они исходят из самоочевидности для познающего разума, интеллектуальной прозрачности, достаточности с позиции внешних по отношению к теории параметров, и т. д. Все это при ближайшем рассмотрении оказывается видоизмененными установками веры.

^ Религиозные системы - это не только своды положений, которые апеллируют прежде всего к человеческой вере , но и некоторые обобщенные конструкции, опирающиеся на попытку аргументации и доказательности . Такие фрагменты или аспекты религиозного отношения к миру получили название теологии, или, по-русски, богословия , где под установки вероисповедования подводится базис рационального обоснования и доказательства, тот базис, который в основном и в первую очередь работает в науке.

Таким образом, научное познание неотделимо связано с верой, сопровождается ею , более того, в значительной степени начинается с некоторых элементов принятия на веру в качестве самоочевидных интеллектуально-прозрачных постулатов для исходных положений научного творчества. А религиозная вера нуждается хотя бы в частичном подтверждении убедительности догматов при помощи методов рационализации и аргументации, принятых в научном знании. Но дальше начинаются достаточно значительные расхождения.

^ Наука изучает окружающую природу, действительность, реальность, воспринимаемую нами при помощи органов чувств и осмысливаемую интеллектом, разумом. Наука есть система и механизм получения объективного знания об этом окружающем мире. Объективного - то есть такого, которое не зависит от форм, способов, структур познавательного процесса и представляет собой результат, напрямую отражающий реальное положение дел. Научное познание основано на целом ряде принципов, которые определяют, уточняют, детализируют формы научного познания и научного отношения к постижению действительности . Они фиксируют некоторые особенности научного миропредставления, достаточно тонкие, детализированные, своеобразные, которые делают науку действительно очень мощным, действенным способом познания. Можно выделить несколько таких принципов, лежащих в основании научного понимания реальности, каждый из которых играет в этом процессе значительную роль:

- принцип объективности . Объект - нечто, лежащее за пределами познающего человека, находящееся вне его сознания, существующее само по себе, имеющее свои собственные законы развития. Принцип объективности означает не что иное, как признание факта существования независимого от человека и человечества, от его сознания и интеллекта, внешнего мира и возможности его познания. И это познание - разумное, рациональное - должно следовать выверенным, аргументированным способам получения знания об окружающем мире.

- принцип причинности . Принцип причинности, принцип детерминизма, означает утверждение о том, что все события в мире связаны между собой причинной связью . Согласно принципу причинности событий, у которых нет реальной, фиксируемой теми или иными способами причины, не бывает. Всякое событие порождает каскад, или, по крайней мере, одно следствие. Следовательно, принцип причинности утверждает наличие во Вселенной естественных сбалансированных способов взаимодействия объектов. Только на его основе можно подойти к изучению окружающей действительности с позиций науки, используя механизмы доказательства и экспериментальной проверки.

- принцип рациональности , аргументированности, доказательности научных положений. Любое научное утверждение имеет смысл и принимается научным сообществом только тогда, когда оно доказано . Недоказанных положений, трактуемых как весьма возможные, наука не приемлет. Для того чтобы некое утверждение получило статус научности, оно должно быть доказано, аргументировано, рационализировано, экспериментально проверено.

- принцип воспроизводимости . Любой факт, полученный в научном исследовании как промежуточный или относительно законченный, должен иметь возможность быть воспроизведенным

в неограниченном количестве копий, либо в экспериментальном исследовании других исследователей, либо в теоретическом доказательстве других теоретиков.

- принцип теоретичности . Наука - не бесконечное нагромождение разбросанных идей, а совокупность сложных, замкнутых, логически завершенных теоретических конструкций. Каждую теорию в упрощенном виде можно представить в качестве совокупности утверждений, связанных между собой внутритеоретическими принципами причинности или логического следования. Любой объект действительности представляет собой огромное, в пределе бесконечное количество свойств, качеств и отношений. Поэтому и необходима развернутая, логически замкнутая теория, которая охватывает наиболее существенные из этих параметров в виде целостного, развернутого теоретического аппарата.

- принцип системности . Общая теория систем является во второй половине XX века основанием научного подхода к пониманию реальности и трактует любое явление как элемент сложной системы, то есть как совокупность связанных между собой по определенным законам и принципам элементов.

- принцип критичности . Он означает, что в науке нет и быть не может окончательных, абсолютных, утвержденных на века и тысячелетия истин. Любое из положений науки может и должно быть подсудно анализирующей способности разума, а также непрерывной экспериментальной проверке . В науке нет абсолютных авторитетов , в то время как в предшествующих формах культуры обращение к авторитету выступало в

качестве одного из важнейших механизмов реализации способов человеческой жизни. ^ Авторитеты в науке возникают и рушатся под давлением новых неопровержимых доказательств. Остаются авторитеты, характерные только своими гениальными человеческими качествами. Приходят новые времена, и новые истины вмещают в себя предыдущие либо как частный случай, либо как форму предельного перехода.

Религиозность , базирующаяся не на попытке получения объективного знания, а на таком типе отношения человека к миру, как вера, убеждение в существовании, в развитии, в пребывании чего-либо, не основанного на доказательстве, связано с тем, что источником религиозности является не объективная реальность, не действительность, данная нам в ощущениях, а то, что мы называем сверхналичным бытием. Источником религиозного знания, переживания, миропредставления становится Откровение. Откровение - это сверхъестественное, сверхнормальное знание, данное человеку свыше. Источником может выступать либо пророк (Моисей, Махаммад - в истории великих монотеистических религий), либо сам Абсолют, Бог, воплотившийся на Земле, или непосредственно явившийся в этот мир и декларирующий то, что он хочет донести до человека . Откровение не подлежит критическому суду разума, так как то, что мы получаем через него, является высшей, абсолютной информацией, которую ограниченный разум человека не в состоянии представить во всей полноте и развернутости и которая должна приниматься на веру.

В целом различия между наукой и религией можно свести к следующему: наука изучает реально воспринимаемое и непротиворечиво мыслимое бытие. Религия представляет не то, что связано с миром объективного существования логически упорядоченного и эмпирически фиксируемого, а то, что восходит к смыслу нашего существования. Религия интересуется смыслами и ценностями человеческого бытия, его этическими, нравственными и эстетическими компонентами. Религия отвечает на предельные вопросы, восходящие к абсолютным формам существования и миропредставления, которых нет и быть не может в науке.

Наука отвечает или, скорее, пытается отвечать на вопрос о том, как устроена реальная действительность, как она существует, функционирует, развивается. Для этого она формулирует законы, основываясь на результатах экспериментального или теоретического исследования. Религия интересуется теми вопросами, которые не могут быть ответами на вопрос как?, но почему? и зачем?. Почему этот мир устроен так, а не иначе? Зачем мы живем? Ответы на эти вопросы выводят человека к идее Бога, Абсолюта. Почему это происходит"."

Наука изучает сущее, религия интересуется должным. Религия отвечает на важнейшие вопросы человеческой жизни, ответы на которые не дает наука, и механизм поиска ответов на эти вопросы связан не с доказательностью и теоретическим или экспериментальным подтверждением, а с универсальной, хотя и глубоко индивидуальной спецификой человеческого переживания.

^ Таким образом, наука и религия взаимодействуют по принципу дополнительности формально-рационально-познавательных и интуитивно-этических способов освоения мира.

Дилемма знания и веры, науки и религии вновь утратила в наши дни свою однозначную очевидность. И вновь, как это не раз бывало на изломах истории, человек стремится обрести свой путь к Истине. Но похоже, что на этом пути вопросов у нас значительно больше, чем ответов.

Кризис природы, общества, личности, перед лицом которого мы оказались, несмотря на многочисленные предупреждения наиболее глубоко мыслящих представителей человечества, поставил под сомнение ряд устоявшихся в нашем столетии ценностей как внутри самой науки, так и в иных сферах общественного сознания. Как выяснилось, сама по себе наука еще не является панацеей от всех бед, а ее рекомендации нуждаются в дополнительной этической и эстетической корректировке. Утрата природного чувства гармонии по отношению к миру и к самому себе грозит человечеству неминуемой катастрофой. Созданная и долгое время обожествляемая им техногенная цивилизация фетишизирует искусственную среду обитания, а к естественной обращается лишь затем, чтобы нарастить свою собственную мощь и силу. Результаты всего этого видны сегодня, как говорится, "невооруженным глазом".

Внезапно прозревшие, мы начинаем сознавать, что теоретическая схематизация и логическое упрощение действительности крадут у нее красоту. Сделав насилие над природой едва ли не единственным средством достижения своего материального благополучия, человек утратил некогда живое чувство слаженности, ритмичности и тайны бытия, лишил его глубинного смысла и как бы законсервировал в своем сознании. Он живет теперь в сожалении о прошлом и в мечтах о земном рае, но не в ладу с настоящим. Возможно ли воскресить то отношение к природе, когда мир воспринимался в первозданной чистоте, в каждом мгновении как мощный, но и ранимый, опасный, но и спасающий, живой и чувствительный организм.

Вывод, к которому мы подошли, заключается в следующем. Наука - это одновременно созидательный и разрушительный инструмент в руках образованного человечества. Направить этот инструмент на благо оно способно, лишь сохранив в себе чувство непосредственной сопричастности природе и космосу. Наука и религия - две чаши весов, и необходимо их равновесие как единство знания и веры.