Понятие политология как наука. Политология как наука о политике: объект, предмет, методы, функции. Функции политической системы

Определение политологии

Определение 1

Политология (от греч. слов «гражданин», и «слово», «учение») - представляет собой науку о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности человека, которая связана с властными отношениями, политической и государственной организацией общества, политическими принципами и нормами, а также институтами, действие которых призвано обеспечить нормальное функционирование социума, его динамичное развитие, а также нормальные взаимоотношения между человеком, обществом и государством.

Политолог – это человек, занимающийся политологией.

Краткая история становления политологии как науки

Историю развития политологии можно условно разделить на три основных периода :

Философский . Возник в эпоху Античности и длился приблизительно до середины XIX столетия. Основателем политологии принято считать Аристотеля. Другой древнегреческий философ Платон и самый прославленный древнеримский оратор Цицерон также внесли огромный вклад в развитие политического учения. Н. Макиавелли (автор бессмертного творения «Государь») итальянский мыслитель, философ и писатель XVI века), по праву считается основателем современной политологии, как самостоятельной науки.

Эмпирический . XIX столетие - 1945 г. Политологию начинают изучать с применением научных методов. Значительное влияние на развитие политологии оказывает относительно молодая (на то время) наука – социология. Огромную популярность набирает марксистское учение. В 20-30-е гг. XX в. крупнейшим центром политологии становится Соединенные Штаты Америки. Политические науки все чаще начинают преподавать в высших учебных заведениях.

Рефлексия . 1945 г. – наши дни. В 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО был организован международный коллоквиум политологов, на котором были рассмотрены вопросы политической науки, были определены предмет, объект, а также задачи политологии. Также на этой же встрече было рекомендовано ввести данную науку для изучения в ВУЗах всех стран.

История политологии как учебной дисциплины

В качестве учебной дисциплины, политология постепенно начала включаться в программы европейских университетов с конца XIV столетия. В целом же, ее преподавание сводилось к изучению аристотелевской «Политики».

Во второй половине XIX в. произошли качественные изменения в преподавании политологии. Это случилось во многом благодаря бурному развитию методологии позитивизма и социологии. В американских и европейских университетах стали появляться факультеты и кафедры политических наук. Так, еще в 1857 г. была открыта кафедра политической науки и истории в Колумбийском университете. Несколькими годами позднее, в 1861 г. были открыты мадридская Академия нравственных и политических наук, парижская Свободная школа политических наук в Париже (1871), Школа политической науки в Колумбии (1880 г., США), Общество государствоведения в Берлине (1883), а также Лондонская школа экономических и политических наук (1895).

Предмет и объект политологии

Объект политологии – политическая власть, ее правые основы, легитимность политической власти, механизмы обеспечения ее оптимальности и стабильности, а также в целом политическая сфера общественной жизни.

Предмет политологии – закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти.

Функции политологии

Ими являются:

  • гносеологическая
  • теоретико-методологическая
  • социализирующая
  • мотивационная
  • практико-политическая
  • аксиологическая
  • прогностическая и др.

Политическая сущность человека была определена еще великим древнегреческим философом Аристотелем. С давних времен человек оказывался вовлеченным в политические отношения как подданный того или иного государства, член той или иной социальной общности, партии. Эта политическая вовлеченность существовала уже в условиях древневосточных деспотий, хотя большинство населения не осознавало своей причастности к политическим процессам. По мере развития политических отношений, в большей мере в условиях политических преобразований общества, люди все активнее вовлекаются в политические процессы, участвуют в выборах власти, в управлении государством, в распределении материальных и духовных ценностей.

Активное участие в политических процессах требует от каждого человека определенного понимания своего места в политике, которая по своей сути не только наука, но и искусство. В этой связи изучение политологии позволяет ответить человеку на ряд вопросов, таких как: что представляет сама наука политология, каков ее предмет, ее функции в общественной жизни людей, что такое власть, политическая система общества и ряд других.

История возникновения науки “политология” предполагает три ступени ее становления и развития: философскую, эмпирическую и стадию рефлексии, ревизии эмпирического состояния. Применительно к политологии первый, преимущественно философский, период ее развития связан с периодом от Аристотеля до гражданской войны в Америке (1861-1865 гг.). Крайними историческими вехами второй, эмпирической, ступени выступают гражданская война в Америке и вторая мировая война. Третья стадия развития политологии началась после второй мировой войны и продолжается до наших дней. Эта стадия отличается от всех предыдущих научной рефлексией, критическим переосмыслением всего арсенала накопленных эмпирических и теоретических знаний. Уже в начале XX века политология превращается в самостоятельную учебную дисциплину в Европе. Важнейший вклад в ее становление внесли такие европейские ученые, как М. Вебер, Р. Михельс, В. Парето, Г. Моска, А. Токвиль, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин и др.


В России политология сменила ортодоксальный научный коммунизм, который связывался только с идеями марксизма-ленинизма, что естественно мешало развитию свободной политической мысли. В 70-х годах марксистско-ленинская политическая наука складывается как самостоятельная отрасль обществоведения.

В 1955 году в СССР создается Советская ассоциация политических наук, а с 1989 года политология как особая дисциплина была введена в вузах. Большую роль в преподавании этой новой дисциплины сыграли выдающиеся мыслители прошлого: Б. Н. Чичерин, М. Островский, М. М. Ковалевский и др.

Как любая наука, политология имеет свой предмет. Это прежде всего те вопросы, которые она изучает, а человек, занимающийся политологией, формирует свое политическое и общемировоззренческое восприятие мира.

Институциональный метод ориентируется на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность партий, групп.

Бихевиористский метод - метод специфический. Суть его в том, что исследуется конкретное поведение отдельных личностей или групп.

— наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институтов, отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании, культуре и т. д.

По поводу существования закономерностей в политике существуют две противоположные точки зрения. Так, А. И. Соловьев, не отрицая возможности возникновения в политических процессах относительно устойчивых зависимостей, тем не менее не считает их достаточными для того, чтобы признавать наличие общих закономерностей в политике. Сторонники другой точки зрения (В. А. Ачкасов, В. А. Гуторов, В. А. Мальцев, Н. М. Марченко, В. В. Желто в и др.) считают, что в политическом процессе существуют общие закономерности, такие, как например «закон классовой борьбы К. Маркса», «закон соответствия развитию уровня производства производственным отношениям», «железный закон олигархии Р. Михельса», «законы» бюрократизации С. Паркинсона и др.

Существует много определений понятия «политология». Например, некоторые исследователи рассматривают политологию в широком смысле, как науку, изучающую совокупность разнородных, разномасштабных и разноуровневых знаний о политике и политическом во всех их проявлениях. При этом имеется в виду вся совокупность политических наук: политическая философия, политическая экономика, политическое право и т. д. К такому широкому взгляду на политологию наилучшим образом подходит понятие «политические науки».

В узком смысле под политологией понимается наука, призванная непосредственно исследовать политическую сферу общества: политическую власть, политические институты, отношения, процессы и закономерности их функционирования.

Необходимо подчеркнуть различия между политологией как наукой, в задачу которой входит изучение политической реальности, и политологией как учебной дисциплиной, целью которой является накопление и передача знаний о политике возможно большему количеству людей.

Объект и предмет политологии

Необходимо различать такие понятия, как объект и предмет исследования. Объект исследования — это некая объективная реальность, независимая от познающего субъекта. Предмет исследования — это то, на что непосредственно направлено исследование, это определенное свойство, качество, грань объекта. Если объект, как уже говорилось, не зависит от познающего субъекта, то предмет выбирается в зависимости от целей и задач исследования конкретной науки (конкретного исследования).

Один и тот же объект может исследоваться различными науками. Например, социальный класс может стать объектом исследования таких наук, как психология, социология, политология, этнология и др. Но каждая из этих наук в едином объекте имеет свой предмет, свои методы исследования. Так, философия, как наука умозрительная, созерцательная, исследует «вечные» проблемы человеческого бытия; история — хронологию развития общества через призму тех или иных исторических событий; экономика — различные аспекты экономической сферы общества.

Политология изучает прежде всего политическую сферу жизнедеятельности людей: политическую структуру, политические институты и отношения, политические качества личности, политическое повеление, политическую культуру и т. д. Следовательно, объектом исследования политологии является политическая сфера общества, как независящая от исследователя объективная реальность. В качестве предмета конкретного политического исследования мы можем выбрать любой аспект политической сферы общества, например политическую культуру граждан или политические институты.

Итак, предметом политологии являются политические институты и отношения, закономерности функционирования политической системы, политические процессы, политические конфликты, политическая культура, политические классы и т. д.

Методы и направления исследования политологии

Политология — многофункциональная наука. Поэтому в своих исследованиях она использует различные направления и методы.

Одним из основных направлений является исследование политических институтов. Оно предполагает изучение таких явлений, как государство, политическая власть, право, политические партии, политические и общественно-политические движения и другие формализованные и неформализованные политические институты. Политические институты (от лат.institutum - установление, учреждение) — это совокупность устоявшихся правил, норм, традиций, принципов, регулируемые процессы и отношения в той или иной области политики. Например, институт президентства регламентирует процедуру избрания президента, пределы его компетенции, способы переизбрания или отстранения его от должности и т. д.

Другим направлением является исследование политических процессов и явлений. Это направление предполагает выявление и анализ объективных законов и закономерностей развития политической системы общества, а также разработку различных политических технологий для их практического применения.

Третьим направлением является исследование: , политической психологии и идеологии, политической культуры, политического поведения людей и его мотивации, а также способов коммуникации и управления всеми этими явлениями.

В качестве самостоятельного направления можно выделить политические исследования внешнеполитической деятельности государства и международного политического процесса.

Применение тех или иных методов в политической науке обусловлено ходом ее исторического развития и наличием в «арсенале» человечества конкретных методов исследования.

Первые попытки теоретического обобщения знаний о политике основывались на философско-этических (в основном умозрительных) идеях и представлениях. Представителей философско-этического направления (Платон, Аристотель) в большей мере интересовали проблемы не реального государства, а то, каким оно должно быть в идеале. В Средние века, когд в Западной Европе доминировали религиозные концепции, политическая мысль развивалась в рамках теологической парадигмы. Поэтому политические теории и представления интерпретировались как одна из сфер теологии, в которой высшей инстанцией является Бог.

Зарождение гражданской концепции политической мысли (XVII-XVIII вв.) дало мощный толчок для возникновения и развития новых методов исследования политических процессов. В своих трудах Дж. Локк, Ш. Монтескье, Э. Берк заложили основы институционального метода в политологии. В XIX — начале XX в. этот метод был одним из ведущих в политических исследованиях.

Институциональный метод политологии

Институциональный метод ориентируется на исследование политических институтов: государства, партий, политических организаций и движений, избирательных систем и иных регуляторов политической деятельности и политического процесса. Институционализация — это процесс упорядочения, стандартизации и формализации социальных отношений в определенной сфере жизнедеятельности. Она предполагает, что большинство членов общества признают легитимность (правомерность) данного социального института, что организационное (правовое) оформление социальных отношений, установление общих правил, регулирующих жизнедеятельность людей, обеспечивает предсказуемое поведение субъектов социального взаимодействия. Институциональный метод способствует исследованию процесса институционализации.

В политологии институциональный метод используется для исследования политических институтов с точки зрения их правовой законности и общественной легитимности и взаимной совместимости. При этом концепция институционального соглашения имеет ключевое значение для общественного развития. Нарушение общепринятых институциональных норм или введение новых «правил игры», без достаточных на то оснований, может привести к различного рода социальным конфликтам. Институциональный метод позволяет рассматривать политическую сферу как систему социальных институтов, имеющих свои «институционализированные» структуры и правила функционирования.

С возникновением социологии как науки в середине XIX в. социологические методы начинают применяться и в политических исследованиях. Эти методы широко используются и в настоящее время.

Социологические методы политологии

Социологические методы предполагают выявление социальной обусловленности политических явлений, позволяют раскрыть социальную природу власти, определить политику как взаимодействие больших социальных общностей. Основанные на конкретных социологических исследованиях (сборе и анализе реальных фактов), социологические методы заложили основу прикладной политологии, ориентированной на практическое применение результатов исследования.

Сравнительный метод политологии

Сравнительный (компаративный) метод использовался еще в античные времена. Так, Платон и Аристотель на основании сравнения различных политических режимов определяли «правильные» и «неправильные» формы государства и конструировали в своих трудах наиболее совершенные (идеальные), по их мнению, формы государственного устройства. В настоящее время сравнительный метод широко используется в политических исследованиях, а сравнительная политология является относительно самостоятельным научным направлением в структуре обшей политической науки.

Суть сравнительного метода заключается в сравнении (сопоставлении) однотипных и различных политических явлений, например политических режимов, партий, движений, политических систем, способов разработки, принятия и реализации политических решений и т. д. Сравнение позволяет выявлять общее и особенное в исследуемых объектах, более объективно оценивать существующие реалии, определять закономерности развития наблюдаемых явлений, находить наиболее оптимальные варианты решения существующих проблем. Так, в мире существует около 200 независимых государств, каждое из которых обладает своими характерными особенностями. Сравнительный метод позволяет из всего многообразия различных ситуаций выбрать в каждом из государств отличные и сходные черты, типологизировать сходные явления, выявить возможные альтернативы, использовать опыт других стран и народов.

Это не означает, что исследователи и политики должны заимствовать удачный опыт других. Такие эксперименты, как правило, приводят к плачевным результатам. Однако проведение сравнения между государствами помогает объяснить то или иное политическое явление и находить способы решения возникших проблем.

Сравнение — это средство приобретения знаний. «Все познается в сравнении», — гласит народная мудрость. Как отдельный человек определяет свое социальное положение и свои индивидуальные качества путем многочисленных сравнений и сопоставлений, так и страна может судить о своем положении в мире путем сравнения с другими странами, и здесь не обойтись без исторических аналогий.

Сравнение способствует росту национального самосознания. Если граждане видят, что в других странах люди живут в более комфортных условиях, то у них могут возникнуть вопросы и претензии к правящей элите своей страны. Во многом по этой причине коммунистический режим в СССР не позволял своим гражданам свободно выезжать из страны: сравнение было явно не в пользу «строителей коммунизма».

Кроме того, сравнение помогает вырабатывать универсальные представления о политических явлениях и мыслить аналитически.

Бихевиористический метод

Бихевиористический метод основывается на эмпирических наблюдениях за социальным поведением индивидов и групп. При этом приоритет отдается изучению индивидуальных характеристик. Этот метод способствовал изучению электорального поведения избирателей и разработке предвыборных технологий. Бихевиоризм внес значительный вклад в развитие эмпирических методов исследования в политике, способствовал становлению и развитию прикладной политологии.

К недостаткам бихевиоризма можно отнести то, что он отдает приоритет исследованию оторванных (атомизированных) от общей социальной структуры и социокультурной среды индивидов и групп, отвергает исторические традиции народов и моральные принципы в угоду «голой» рациональности. По мнению Л. С. Панарина, бихевиоризм является наиболее приемлемым для американского общества — общества, лишенного естественных исторических корней. «Бихевиористский индивид-атом знает только внешние ограничения, связанные с давлением других атомов. В этой роли он не чувствует себя связанным ни традициями, ни моралью, ни какими-либо ценностями. Он чувствует себя свободным игроком , которому важно обставить всех остальных».

Системный анализ в политологии

Системный анализ был разработан представителями естественных наук в 30-х гг. прошлого века. В 40-50-х гг. благодаря трудам Т. Парсонса, Р. Мертона, Дж. Хоманса и других исследователей он находит свое применение в социологии. Начиная с 50-60-х гг. системный анализ используется и в политологии (Д. Истон, Г. Алмонд), хотя сама теория систем разрабатывалась в трудах Платона, Аристотеля, Т. Гоббса, К. Маркса, Г. Спенсера, Э. Дюркгсйма и других.

Системный анализ, по сути, является альтернативой бихевиоризму, так как в отличие от последнего рассматривает политическую сферу как целостную, саморегулирующуюся систему, находящуюся в непосредственном взаимодействии с внешней средой. Он позволяет использовать общую теорию систем в изучении политических явлений, в том числе и политических конфликтов, упорядочить наши представления о политической сфере, систематизировать все многообразие политических событий, построить некую модель политического действия, представить исследуемый объект как единый организм, свойства которого не являются суммой свойств отдельных его элементов. Поэтому любые изменения, происходящие в отдельном элементе системы, могут привести к ее «разбалансировке». Кроме того, системный подход позволяет каждый элемент системы рассматривать как подсистему, наделенную определенными свойствами.

Окружающая социальная среда, в которой развиваются политические события, также может рассматриваться как система или несколько взаимодействующих систем одного класса или нескольких классов. При этом каждый элемент системы любого уровня может одновременно выполнять разные функции по отношению к разным системам или подсистемам.

Синергетический подход в политологии

Одним из методов исследования принципиально новых, случайных, непредвиденных изменений, происходящих в социальных и политических системах, является синергетика. Она пришла в социологию и политологию в конце 70-х гг. XX в. из естественных наук. Суть синергетики в естественных науках заключается в том, что теряющие упорядоченность структуры в физических и химических процессах способны к самоорганизации (И. Пригожин), а нестабильные процессы могут порождать более совершенные субстанции (Г. Хакен). Эти основополагающие выводы открывают новое видение причин и форм развития материи. Суть синсргетичсского подхода в политологии состоит в новом понимании исторического процесса и форм развития социальных, политических, экономических и других сфер человеческой жизнедеятельности.

Синергетический подход основывается на следующих положениях:

  • историческое развитие человеческой цивилизации связано со случайностью, многовариантностью;
  • разные темпы развития различных систем; возрастание эволюционных ритмов и непредсказуемых флуктуаций в сложных системах;
  • способность системы к самовоспроизводству, к восстановлению разрушенных в ходе изменений структур, к поддержанию собственной идентичности;
  • «сложноорганизованные системы нельзя жестко направлять по пути конкретных трансформаций, необходимо выявлять их собственные тенденции развития»;
  • нелинейность и нерациональность в развитии социума, возможные бифуркации и возникновение хаоса;
  • хаос как созидаюшее начало для конструирования и развития качественно новой организации, нового порядка;
  • самоорганизация как возникновение упорядоченных структур там, где они отсутствовали, как процесс перехода от хаоса к порядку;
  • общественное развитие как непредсказуемая смена состояний общества и его структур в отличие от классического видения развития от одной стадии к другой;
  • сложность выявления субъекта перемен, особенно в условиях бифуркации, так как сложные системы обладают высокой чувствительностью к флуктуациям;
  • избавление от веры в рациональность и достижимость окончательного знания.

Синергетический подход открывает новые возможности в исследовании сложных политических систем. Он позволяет взглянуть на общество (государство) как на саморазвивающуюся систему, в рамках которой происходят слабоконтролируемые или неконтролируемые процессы, которые могут быть и ненаблюдаемыми. В определенной мере синергетический подход дает представление об извечной проблеме нереализованных или неудачно реализованных политических решений: «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Теория социального действия

В исследователи выделяют два основных подхода, две точки зрения на мотивацию социального действия. Первый подход содержится в работах Э. Дюркгейма, второй — М. Вебера.

По мнению Э. Дюркгейма, деятельность и поведение человека жестко детерминированы внешними объективными факторами (социальной структурой, социальными отношениями, культурой и др.). М. Вебер, напротив, придавал субъективный смысл социальному действию. Он считал, что в любых социальных условиях человек имеет определенную возможность для проявления своей индивидуальности.

Начало нового этапа в развитии теории социального действия связан с трудами известного французского социолога А. Турена. По его мнению, классическая социология рассматривала общество как единое целое. Однако в условиях индустриального и постиндустриального общества различные социальные движения создают проблемные поля и социальные конфликты и сами делают свою историю. Если раньше противники могли апеллировать к «представителю метасоциального порядка» — к справедливости священника или короля, то «теперь не только это священное исчезло, оно оказалось захвачено фундаментальными конфликтами, вместо высшего мира единства создается центральное место социальных конфликтов».

Основными субъектами социального (политического) конфликта становятся не классы и партии, а общественные движения. При этом они не нуждаются в посредниках в лице политических партий и других политических институтов. В условиях быстрого развития средств информации и коммуникации роль посредников существенно снижается. Социальные действия общественных движений приобретают политический характер и направлены против государства (политической системы) как главного политического оппонента. По мнению А. Турена, в современном политическом конфликте преобладающая роль принадлежит реальным субъектам политического действия.

Антропологический метод

Антропологический метод анализирует политические явления исходя из природной коллективистской сущности человека. Еще Аристотель говорил, что человек по своей природе — существо политическое и не может жить обособленно. В ходе эволюционного развития люди совершенствуют свою социальную организацию и на определенном этапе переходят к политической организации общества.

Психологический метод

Психологический метод предполагает изучение психологических механизмов психологического поведения и мотивации. В качестве научного направления он возник в XIX в., хотя в его основе лежат многие значимые идеи античных мыслителей (Конфуция, Аристотеля, Сенеки) и ученых Нового времени (Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо).

Значительное место в психологическом методе занимает психоанализ, основы которого разработал 3. Фрейд. С помощью психоанализа исследуются бессознательные психические процессы и мотивации, которые способны оказывать активное воздействие на политическое поведение.

Структурно-функциональный подход. В соответствии с ним политическая сфера, как и общество в целом, представляет собой сложную систему (структуру), состоящую из множества взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную, свойственную лишь ему функцию. Основы структурно-функциональной парадигмы были заложены еще Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом, которые сравнивали структуру общества с живым организмом, а отдельные подсистемы с определенными органами. Значительный вклад в становление и развитие этого направления в социологии внесли американские ученые-социо- логи Р. Мертон и Т. Парсонс.

Конфликтологическая парадигма - противоположность функ- ционалистическим теориям, предполагающая консснсусное взаимодействие различных подсистем (социальных слоев, классов) общества. Конфликтологический подход исходит из того, что общественное развитие происходит через борьбу различных социальных групп.

Конфликтологическая парадигма немарксистской ориентации начала формироваться в 50-60-е гг. XX в. в работах таких ученых, как Р. Дарендорф, Р. Миллс, Л. Козер, Р. Мур, К. Болдинг и др. Так, по мнению немецкого социолога Р. Да- рендорфа, конфликт есть оборотная сторона всякой интеграции и потому он неизбежен. Но в отличие от К. Маркса, Р. Дарендорф считает, что в современных условиях классовый конфликт не ведет к разрушению социально-политической системы общества.

Кроме перечисленных методов в политических исследованиях существуют и другие: метод экспертных оценок, моделирование политических процессов, онтологический подход, исторический подход и т. д.

В современной политической науке существуют два основных уровня исследования: теоретический и прикладной.

Теоретическая политология занимается разработкой общих (функциональных) методов исследования политической сферы общества. Но при этом все теоретические разработки так или иначе направлены на решение практических задач.

Прикладная политология исследует конкретные политические ситуации с целью получения необходимой информации, разработки политических прогнозов, практических советов, рекомендаций и решения возникающих политических и социальных проблем.

Функции политологии

Функция (от лат.functio - исполнение) — назначение, обязанность. Социальная функция - это роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной (политической) системы в обществе или социальной общности. Например, функция института семьи заключается в том, чтобы регулировать брачно-семей- ныс отношения в обществе; функция политических институтов — управлять социальными и политическими отношениями. Следовательно, функция политологии — исследовать закономерности функционирования политической системы общества и ее отдельных подсистем.

Основными функциями политологии являются:

  • познавательная - определенный способ познания (изучения) природы политического, структуры и содержания политической системы общества и закономерностей ее функционирования;
  • диагностическая - анализ (мониторинг) социальной (политической) реальности с целью выявления потенциальных противоречий и конфликтов;
  • прогностическая - выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях (перспективах) развития политической системы и предупреждения возможных негативных явлений;
  • организационно-технологическая - создание политических технологий и организационных структур, определяющих порядок и правила функционирования политической сферы общества;
  • управленческая - использование политологических исследований для разработки и принятия управленческих решений;
  • инструментальная - совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования политической реальности;
  • идеологическая - использование политологических знаний и результатов исследования в интересах общества, социальной общности, правящего класса;
  • прагматическая (прикладная) - использование теоретических и прикладных методов политологии для решения возникающих в обществе проблем и противоречий.

Мысли, историю складывания политических доктрин, политические системы, отношения и процессы, мировые политические процессы, политическую культуру и сознание.

Политология как наука изучает взаимосвязь политики с жизнью человека и общества. Политика влияет на повседневную жизнь людей в целом и судьбы отдельных индивидов.

Политология как наука прошла в своем становлении три этапа.

Первый период начался в античные времена и продолжался до Нового времени. Впервые знания о политике начали анализироваться и обобщаться Платоном, Аристотелем в Древней Греции. Философы определяли политику как государственное и общественное управление Полисом. В участие граждан в политике было ограничено, поэтому специальные труды об управлении государством там не создавались.

Из-за такого положения появилось две точки зрения на место личности в политических отношений. Согласно первой граждане должны принимать участие в жизни государства и контролировать бюрократию. Это подход Западных стран. По второй точке зрения обычный человек не должен стремиться участвовать в политической жизни. Это прерогатива профессионалов. Такой подход характерен для стран Востока. Там считалось, что при таком положении вещей политики не будут идти на поводу у народа.

В настоящее время трактовка политики несколько отличается. Она определяется как деятельность по управлению государством, а также отношения между людьми и властью. Политикой также называют искусство завоевывать массы умением убеждать.

Второй период складывания науки о политике охватывает и длится до середины XIX в. Большое значение для формирования политологической мысли имели труды Макиавелли, Гоббса, Спинозы, Локка, Руссо. В этот период формируются важнейшие знания и представления о политике, власти и государстве. Вехой научной мысли стала работа Н. Макиавелли «Государь», в которой он поднял вопрос о соотношении морали и политики. По его мнению, политика должна быть вне морали («цель оправдывает средства»).

Третий период развития научных знаний о политике начался с конца XIX века. Так началась современная политология. В это время политология выделилась в самостоятельную науку. Европы существенно возросло с введением выборов. Появилась необходимость управлять новыми процессами.

В 1857 г. в Америке при Колумбийском университете возникла 1-я школа наук о политике. В 1949 г. по инициативе ЮНЕСКО учредили международную ассоциацию политических наук.

В это время формулируется предмет, объект, научные задачи политологии. В большинстве стран эта научная дисциплина была внесена в список предметов для изучения в высших учебных заведениях.

Политология как наука связана со многими другими науками и учебными дисциплинами: философией, юриспруденцией, социологией, экономикой, этнографией, историей, психологией, географией и др.

Политология развивается в двух направлениях - как теоретические знания и как прикладная наука, ориентированная на достижение практически значимых результатов. В связи в этим методы, используемые политологией, также делятся на теоретические и прикладные. Их перечень весьма обширный: общелогические методы (анализ, индукция, моделирование, т.д.), системный метод, бихевиористский метод, социологический метод и др.

К примеру, сравнительная политология, являясь одним из направлений политологии, в качестве основного метода использует метод сравнения. Она занимается изучение политики, сравнивая и сопоставляя однотипные явления, которые происходят в разных областях политической жизни (политические партии, процессы, отношения, институты, режимы, политическая культура и т.д.)

Субъекты политики - это государство, социальные группы (классы, слои), организации политического характера (партии, профсоюзы), политическая элита.

Политология как наука

Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.

В связи с указанными причинами в настоящее время приобретают особую актуальность научные исследования политики, наращивание знаний о политической сфере, развитие теорий политики и политической деятельности. Этими вопросами и занимается наука о политике - политология. Являясь наукой о политике, политология анализирует в той или иной мере все связанные с ней процессы и явления, всю политическую сферу жизни общества.

Сам термин «политология» образован из двух греческих слов: politike (государственные или общественные дела) и logos (учение, слово). Ее возникновение связывают с рубежом XIX-ХХ вв., когда она встала на путь активного теоретического и методологического размежевания с историей, юриспруденцией, социологией и философией. До этого политическая жизнь общества традиционно рассматривалась в рамках этих отраслей знаний. Но истоки современной политологии следует искать в политических идеях и теориях предшествующих исторических эпох.

В истории развития политического знания выделяют три крупных этапа:

  • - первый этап уходит в историю Древнего мира, Античности и продолжается до Нового времени. Это период господства мифологических, а позже философско-этических и теологических объяснений политических явлений и постепенной замены их рациональными трактовками. При этом сами политические идеи развиваются в общем потоке гуманитарных знаний;
  • - второй этап начинается с Нового времени и продолжается приблизительно до середины XIX в. Политические теории освобождаются от религиозного влияния, приобретают светский характер и, самое главное, становятся более привязанными к конкретным потребностям исторического развития. Центральными вопросами политической мысли становятся проблема прав человека, идея разделения властей, правового государства и демократии. В этот период происходит становление и первых политических идеологий. Политика осознается как особая сфера жизнедеятельности людей;
  • - третий этап - это период становления политологии как самостоятельной научной и образовательной дисциплины. Процесс оформления политологии начинается приблизительно во второй половине XIX в. Затем потребуется почти сто лет для окончательного оформления и профессионализации политической науки.

На рубеже XIX-ХХ вв. в политологии формируются принципиально новые методологические подходы к исследованию политических явлений, что приводит к появлению разнообразных школ и направлений, сыгравших значительную роль в становлении современной политологической науки. В первую очередь, нарождающаяся политология испытала на себе влияние позитивистской методологии, принципы которой были сформулированы О. Контом (Портрет) и Г. Спенсером (Портрет). Под влиянием позитивизма в политических исследованиях утвердился принцип верификации (от лат. verus - искать, facio - делаю), т.е. подтверждения, согласно которому научную ценность могут иметь достоверные эмпирические факты, которые можно проверить путем наблюдения, изучения документов и количественных методов анализа. Позитивизм стимулировал развитие эмпирического направления политологии. Значительный вклад в развитие эмпирических исследований внесла Чикагская школа политической науки (20-40-е гг.), основанная известным американским политологом Ч. Мерриамом.

Второй утвердившийся методологический подход - социологический - истолковывал политические явления как производные от других сфер общественной жизни: экономики, культуры, этики, социальной структуры общества. В частности, марксизм заложил традицию экономического детерминизма - понимания политики через действие объективных экономических законов классового общества.

В целом для европейских политологов начала ХХ в., а они одновременно были и социологами, было характерно исследование политики в широком социальном контексте с выходом в сферу философии, истории, социологии и психологии. Развитие политологии этого периода связано с именем Макса Вебера, которого по праву считают основателем теории легитимности власти и современной теории бюрократии. Важную роль в становлении политической теории сыграли Г. Моска, В. Парето и Р. Михельс, заложившие основу теории элит.

Мощное воздействие на становление методологии и проблематику политологии оказали идеи основоположника психоанализа З. Фрейда (Портрет). Он обратил внимание на роль бессознательных импульсов в детерминации политических явлений. В значительной степени под влиянием психоанализа в политологии сформировались направления, исследующие политическое поведение, побудительные причины стремления к власти. Значительный вклад для утверждения в политологии методов психоанализа и экспериментальной психологии внесли Ч. Мерриам и его соратник по Чикагской школе Г. Лассуэлл. Деятельность Чикагской школы подготовила почву для бихевиоралистской (от англ. behaviour - поведение) революции в западной, и прежде всего в американской, политологии после второй мировой войны. Политическое поведение было признано основой политической реальности, подлежащей эмпирической фиксации, с помощью, прежде всего, методов естественных наук. В рамках этого направления были исследованы модели поведения в разных ситуациях, например на выборах, при принятии политических решений. Объектом исследований стала мотивация, побуждающая индивида к действию. Бихевиоралистский подход был ориентирован на два принципа неопозитивизма:

  • - принцип верификации, требующий установления истинности научных утверждений посредством их эмпирической проверки;
  • - принцип освобождения науки от ценностных суждений и этических оценок.

В 70-х гг. в развитии западной политологии начался новый период, получивший название «постбихевиоральной революции». Было признано, что главным в политологи является не только описание, но и истолкование политических процессов, а также ответы на запросы общественного развития и выработка альтернативных решений. Это привело к возрождению интереса к самым разнообразным исследовательским подходам: к историко-сравнительному методу, к исследовательскому подходу, разработанному М. Вебером, к марксизму и неомарксизму, в частности к идеям представителей Франкфуртской школы Т. Адорно (Портрет), Г. Маркузе (Портрет), Ю. Хабермаса (Портрет), Э. Фромма (Портрет). Политология вновь обратилась к нормативно-институциональным методам, объясняющим политику как взаимодействие институтов, формальных правил и процедур. Следствием постбихевиоральной революции стал своеобразный консенсус политологов относительно равноправия самых разнообразных подходов в изучении политической сферы и недопустимости признания приоритета какого-либо одного направления.

В послевоенный период политология существенно расширила и область своих исследований.

Развитие политологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины - это не только период определения ее предметной сферы и методологической основы, но и период организационного оформления. Со второй половины XIX в. политология вступает на путь активного организационного оформления.

Как и любая наука, политология имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом науки понимаются стороны объективной реальности, которые подлежит рассмотрению. Не исключено, что один и тот же объект может изучаться разными науками, но под особым углом зрения, с позиций своего предмета и методов. Объектом политологии является политическая сфера общества и все происходящие в ней процессы. Но существует более десятка гуманитарных и социальных наук, рассматривающих политику, например философия, социология, теория государства и права, история. В связи с этим возникает вопрос о специфике предмета политологии, т.е. того круга проблем, который подлежит всестороннему исследованию.

В отечественной политологии сложились две позиции относительно предмета политологии:

Согласно первой, политология - это целостная и интегративная наука о политике, включающая в себя весь комплекс частных политических знаний. Сама политология выступает как междисциплинарное знание, а ее предмет составляет совокупность закономерностей функционирования и развития различных сторон политической действительности, которые исследуются отдельными субдисциплинами - политической философией, политической социологией, политической психологией и т.д.

Согласно второй позиции, политология - это общая теория политики, которая не стремится охватить всю политическую проблематику и имеет свой специфический предмет исследования: закономерности отношений социальных субъектов по поводу власти и влияния, механизм властеотношений и взаимодействий между властвующими и подвластными, управляемыми и управляющими. При этом власть рассматривается как сущность феномена политики. Не вступая в дискуссию о предмете политологии, присоединимся к мнению отечественного политолога А.А. Дегтярева, что «широкое» и «узкое» понимание предмета политической науки не противоречат друг другу, а скорее соотносятся как два «концентрических круга» накопления политического знания.

Большинство исследователей рассматривают политологию как единую интегрированную науку, хотя и внутренне дифференцированную на субдисциплины.

В зависимости от изучаемой проблематики она будет включать в себя следующие направления:

  • - политическая философия, исследующая ценностные аспекты политики, идеалы и нормы, на основании которых функционирует политика и власть. Кроме того, политическая философия формирует понятийный аппарат науки и ее методологическую базу;
  • - теория политики - более конкретная дисциплина, изучающая политику и власть, механизмы функционирования последней. Теория политики имеет свои внутренние структурные звенья: теория политической системы, теория власти, теория демократии, теория элит и др.;
  • - политическая социология, акцентирующая внимание на социальном основании власти: влияние социальных групп и в целом гражданского общества на политику;
  • - политическая психология, исследующая роль установок, убеждений, мотивов и подсознательных факторов на политическое поведение. Эта дисциплина рассматривает как массовые формы участия в политических процессах, так и психологические аспекты феномена лидерства;
  • - история политических учений, изучающая этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентах в различные исторические эпохи;
  • - политическая антропология, которая изучает влияние социобиологических качеств человека на политику, а также ее связь с культурой и национально-психологическими особенностями того или иного народа;
  • - теория международных отношений, рассматривающая проблемы мировой политики и взаимоотношений государств. Внутри этого направления выделяют геополитику, рассматривающую использование государствами пространственных факторов для достижения политических целей.

Современная политология использует многообразные теоретические, философские, общелогические и эмпирические методы исследования.

Среди методов теоретического познания, т.е. приемов исследования, способов обобщения и формирования системы знания, обычно выделяют следующие:

  • - институциональный метод, который предполагает, что в центре исследования должны находиться политические структуры, их свойства и взаимосвязи, а также фиксированные нормы, на основе которых функционируют эти институты;
  • - социологический метод, ориентированный на выявление социальной обусловленности политики, влияния на нее экономики, культуры, идеологии и социальной структуры;
  • - исторический метод, рассматривающий политические явления в процессе их становления в прошлом и развития в настоящем;
  • - сравнительный метод, предполагающий сопоставление однотипных объектов (политических систем или ее отдельных структурных компонентов, моделей политических режимов в разных странах) у разных народов с целью выявления сходства и различий;
  • - системный метод, который применяется при исследовании сложных многоуровневых объектов (политические системы, институты). Сам объект рассматривается как целостность, формируемая взаимодействием элементов и находящаяся в многообразных связях с внешней средой;
  • - структурно-функциональный метод, который состоит в рассмотрении внутренней структуры системы с позиции функционального назначения каждого ее элемента;
  • - антропологический метод, исходящий в объяснении политики из природы и универсальности родовых качеств человека;
  • - психологический метод, направленный на изучение психологических механизмов политического поведения;
  • - бихевиоралистский метод, рассматривающий политику как поведение индивидов и групп, имеющих определенную мотивацию и установки. Как уже отмечалось, этот подход требует эмпирической проверки всех выводов;
  • - нормативно-ценностный метод оценивает политические процессы с точки зрения оптимального варианта, идеала.

Во вторую группу входят философские и общелогические методы, которые используются не только в политологии, но и в других науках:

  • - диалектический метод, который предполагает рассмотрение политических явлений с учетом их постоянного изменения, взаимосвязи частей и компонентов и внутренней противоречивости;
  • - метод восхождения от абстрактного к конкретному;
  • - анализ и синтез;
  • - индукция и дедукция;
  • - обобщение.

Наряду с теоретическими, в политологии применяются многочисленные эмпирические методы сбора и анализа информации, заимствованные из естественных наук, кибернетики и социологии. Сюда относят:

  • - опрос - один из самых распространенных методов сбора политической информации. Опрос может проводиться в форме бесед, интервью, анкетирования, позволяющей выявить состояние общественного мнения по тому или иному вопросу;
  • - наблюдение, которое позволяет непосредственно отслеживать политические факты. Наблюдение бывает двух типов: невключенным и включенным. В первом случае события и факты отслеживаются со стороны, во втором - предполагается непосредственное участие наблюдателя в каком-либо событии или деятельности организации;
  • - статистические методы, с помощью которых производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, отражающих различные состояния объекта;
  • - математические методы, которые открывают возможность для моделирования политических процессов;
  • - метод моделирования. Модель - это схематический образец изучаемого объекта, отражающий его сущностные качества. Моделирование позволяет проверить гипотезы, составить прогнозы, объяснить или описать какие-либо политические явления и процессы.

В настоящее время политология заняла прочное место в вузовских учебных планах в качестве обязательной обществоведческой дисциплины. Для этого имеются веские основания: в обществе возрастает интерес к политической жизни, к познанию ее законов. Это вызвано становлением правового государства и демократической политической системы, формированием различных политических партий и движений, вовлечением в политику больших масс людей. В связи с этим все больше ощущается дефицит знаний о политике, ее закономерностях и нормах. Активные участники политического процесса осознают, что без соответствующих знаний не может быть эффективного политического действия, этим и обусловлена необходимость изучения политологии в высших учебных заведениях.

Список литературы

постбихевиоральный фрейд политология наука

  • 1. Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н. Марченко. - М., 2000.
  • 2. Политология: Учебное пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. - СПб.: Питер, 2005.
  • 3. Политология: Учебник / Под ред. В.С. Пусько. - М.: Владос, 2000.