Принцип дуализма. Дуализм – это учение, затрагивающее все основы существования мира. Дуализм в философии сознания

Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается перед проблемой: сколько существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самого мира? При решении этой проблемы возникают такие типы философии, как монизм, дуализм, плюрализм.

Монизм - учение о всеединстве действительности, в основе которой - одно начало, одна субстанция (Божественная - пантеизм; сознание - психологизм, феноменализм; материя - материализм; наивный монизм: первовещество - вода (Фалес)). Монизм может быть материалистическим (единая основа, первопричина - материя), или идеалистическим (единая основа - дух, идея, чувства). Материалистический монизм: философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в., Людвига Фейербаха, марксизм, позитивизм.

Идеалистический монизм выражен в философии Платона, Д. Юма, Г. В.Ф. Гегеля (наиболее последовательный сторонник), Вл. Соловьева, современного неотомизма, теизма.

Дуализм - мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми создает все то, что есть в действительности. Это могут быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Дьявол; Свет и Тьма; Инь и Ян; Мужское и Женское и т.д. Дуализм присущ многим философам и философским школам: Р. Декарту, Б. Спинозе, С. Кьеркегору, современным экзистенциалистам. Его можно обнаружить у Платона, Г.В.Ф. Гегеля, в марксизме («Труд» и «Капитал») и у многих других философов.

Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма.

Учение Р. Декарта о двух независимых друг от друга субстанциях - протяженной и мыслящей. Картезианство делит мир на два рода субстанций - духовную и материальную.

Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами - мышлением и протяженностью, прочие производны от них. Впечатление, воображение, желание – модусы мышления, а фигура, положение - модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте.

Плюрализм - философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «плюрализм» введен X. Вольфом.

Само слово «плюрализм» применяется для описания разных областей духовной жизни. Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и т.п.

Философская точка зрения плюрализма лежала в основе методологии Г. Лейбница, Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время - как порядок сменяющих друг друга явлений или состояний.


Материя – философская категория и общенаучное понятие. Оно – важнейшее в философии материализма, его теориях бытия и познания (в онтологии и гносеологии), в других его частях. Распространено в науках о природе, в культурологии и социологии, в науках об обществе и мышлении, исторических науках, и др. По-лат. – materia (вещество); по-англ. “matter”, т.е. материя и вещество, неразличимы вне контекста. Исторически первыми материалистами были Демокрит, Эпикур – в Древней Греции, Лукреций Кар в Риме, и др. М. - центральное понятие (категория) диалектического и исторического материализма. Для материализма характерно уважение к естественным наукам и технике, прославление человеческого разума. В истории философии понятию М. противополагались сначала только душа и дух – как в гилозоизме, позже, в различных учениях идеализма, – идеальное и сознание. Главные атрибуты М. или ее частей – это бытие (существование), реальность, масса, пространство и дление существования, которые резюмируются в познании в виде понятия «времени», несотворимость М., ее вечность, конечность частей и бесконечность мира как целого, дискретность мира и его объектов, активность, инерционность и движение, эволюция, дуальность их природы, способность к самоорганизации и др. М. есть причина самой себя (causa sui). М. нередко просто отождествляют или с природой вообще или с миром в целом (в старой рус. орфографии - «мiръ» как вселенная, сообщество, а «миръ» – это покой; по-англ. world, universe и peace). Любопытно, что в наших философских словарях понятие «мiръ» вообще отсутствует. В ходе исторического познания сущности М. ее понимание в философии и науке углублялось, видоизменялось, трансформировалось и расширялось. М., как это показывает история науки, действительно неисчерпаема по своим свойствам вглубь.

М. – это неживая и живая природа, человек с его сознанием и мышлением, человеческое общество. Начиная с классической механики до современной научной картины мира, включая биологию, социологию и физиологию высшей нервной деятельности, понятие М. - один из главнейших элементов теоретических основ этих наук и всего естествознания. Исторически, М. представляли как активную силу, тождественную огню (Гералит), или как пассивную сущность, зависящую, например, от активной формы, где форма всех форм есть Бог (Аристотель), или от абсолютного духа, логоса, мирового закона, отелесивающихся в виде М. (Гегель).

диалектико-материалистическая учение о материи. С точки зрения диалектико-материалистической философии материальное единство мира проявляется: в несотворимости и неуничтожимости материи; в единстве важнейших свойств, присущих различным видам материи (движение в пространстве и во времени, объективность существования, сохранение и т.д.); во взаимной связи и взаимопревращениях различных материальных систем; в генетической связи и взаимозависимости живой и социально организованной материи на основе эволюции неживой материи; в подчинении всех форм бытия диалектическим закономерностям.Таким образом, мир един, вечен и бесконечен, в мире не существует ничего, что не было бы движущейся материей или что не было бы ею порождено. Материя проявляет себя только через качественно специфические виды, каждому из которых соответствует своя форма движения и пространственно-временная организация.

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал универсума – материального и духовного, физического и психического, тела и души. Можно выделить дуализм 1) гносеологический, подчеркивающий противоположность двух способов рассмотрения бытия; 2) онтологический, настаивающий на гетерогенности и принципиальной несводимости двух субстанций; 3) антропологический, подчеркивающий противоположность души и тела.

Термин был введен X.Вольфом (Psychol., rat. 39). Основателем дуализма как философского учения считается Р.Декарт. Он ввел в философию идею о двух качественно различных и несводимых друг к другу субстанциях – протяженной (res extensa) и мыслящей (res cogitans). Свойства материальной субстанции – телесность и протяженность. Мыслящая субстанция – это душа, дух, сознание.

В этой идее о двух качественно различных субстанциях в новоевропейской культуре прозвучала идея об онтологической раздвоенности мироздания, о коренной противоположности человека и природы. Материальная субстанция, представленная как механизм, где господствует закон неизменности количества движения, рассматривалась как противоположность мыслящей субстанции, которая свободна и автономна, способна творчески осуществлять интеллектуальную деятельность.

Дуализм в новоевропейской философии выражал активную роль мыслящей субстанции, ее способность создавать идеальные схемы и модели мироздания. Она была объективно необходимой для раскрытия возможностей рационалистического типа философствования и отвечала задачам становления науки, которая основывалась на противопоставлении субъекта и объекта. Субъект определяется способностью мыслить, выдвигать и обосновывать идеи и гипотезы. Объект имеет ему присущие свойства и качества, которые «прозрачны» для познающего субъекта.

Онтологическая раздвоенность мироздания порождает и гносеологический дуализм, противопоставление субъекта и объекта. Окказионалисты, Б.Спиноза пытались преодолеть онтологический дуализм, рассматривая дух и материю как атрибуты единой субстанции. Г.Лейбниц, перейдя от дуализма к плюрализму монад, определял материальное как способ проявления духовного и ввел принцип «предустановленной гармонии».

В философии 19 и 20 вв. дуализм имеет скорее гносеологический, чем онтологический, характер. Рассмотрение проблем соотношения эмпирии и рациональных схем, априорного и апостериорного и т.п. – все это имело в качестве своей основы гносеологический дуализм мышления и бытия. При этом если в докантовской философии господствовало представление о тождественности порядка и связи идей и вещей, то в гносеологическом учении И.Канта обращается внимание на разрыв между мышлением и вещами. Он уже осознает, что природа вещей не дана в своей непосредственности мышлению, притязаниям которого доступна лишь их феноменальная форма. Познание рассматривается как конструктивный процесс мышления, сопрягаемый с опытом. Неокантианцы (Г.Риккерт и др.) вводят дуализм «ценностей» и «действительности», А.О.Лавджой, описывая «бунт против дуализма» в истории философии, настаивает на необходимости дуализма мышления и природы вещей.

В современной философии (Р.Рорти и др.) проводится мысль о необходимости преодоления дуализма как традиции новоевропейской мысли.

Слово « дуализм» происходит от латинского «двойственный». Это учение, содержащее понятие о том, что в мире существуют два самостоятельных начала. Их двойственность выражена в телесном (материальном) и духовном воплощениях. в философии известно со времен Заратрусты (628-551 годы до н.э.), разделившим добро и зло на две разные категории.

Этот дуализм в философии античности развивался с сильно выраженной этической стороной, перенесенной в сферу духа и материи, где затем (в гностицизме), материя и тело, а, следовательно, и мир, ассоциируются с началами зла. С другой стороны, дух (душа и ее чистое «Я») становятся чистым и светлым началом. Во многих религиях и философских направлениях дуализм человека получает развитие и находит воплощение в учениях о душе и теле, о боге и дьяволе.

Философия христианства разрушает «лестницу любви и красоты» Платона, где совершенство идей в Абсолюте противостоит миру подобий, сотворенных несовершенными. В христианстве дуализм человека - это несоизмеримость принципиальная и двойственная, выраженная в противопоставлении грехов и добродетелей, что наиболее ярко выражено в трудах Спинозы. Дуализм в философии Востока неприемлем, так как его традиции предполагают взаимопонимание и взаимодействие души и тела, присутствие «инь» и «янь» в любом явлении, как материальном, так и духовном.

Как понятие дуализм в философии более позднего периода был развит Декартом, которого называют его ярким представителем. Декарт был рожден во Франции в 1596 году 31 марта.

Жизнь и воспитание Декарта с восьми лет проходило в иезуитской школе, где он получает начальные знания, продолжая свое образование в Голландии. Там он полностью встает на путь изучения математики, философии, физики, физиологии и астрономии. В Голландии выходят его труды, ставшие знаменитыми. Наибольшая известность приходит после издания «Рассуждений о методе». Работу над книгой и публикацию затрудняли нападки инквизиции, вследствие чего Декарт меняет название и вносит поправки в текст.

Вокруг книги сразу возникают ожесточенные споры, мало волнующие Декарта, его больше занимает реакция инквизиции, так как совсем недавно, на стыке 17 и 18 века сожжен Дж. Бруно, осужден Галилей и вырван язык у философа Ванини, который затем также был сожжен. Впоследствии труды Декарта были признаны во Франции еретическими и присуждены к сожжению. Декарт большую часть своей жизни прожил в Голландии. В возрасте 54 лет он скончался от воспаления легких, простудившись в Швейцарии, куда вынужден был поехать по требованию королевы.

Термин «дуализм» в философии появился вместе с трудами немецкого философа Х. Вольфа (1679-1749) и предполагал наличие, существование и взаимодействие материального и духовного начала как в мире, так и в человеке. В значении противопоставления добра и зла термином пользовался Т. Хайд в 1700 году, применяя это понятие в религиозной деятельности. Сходное значение понятию дуализма придавали П. Бейль и Лейбниц.

Последователи и представители дуализма развили в своих исследованиях понятие движущейся материи Декарта, а также понятие о метафизическом характере математики, диалектику и аналитическую геометрию. Философские работы Спинозы, Канта, Риккерта в современной философии - Рорти и многих других философов опираются на выводы и постулаты декартовской философии дуализма.

Такой способ объяснения отдельной части действительности или целого мира, при котором допускается существование двух противоположных друг другу начал. Так, в некоторых системах религиозно-нравственного миросозерцания, например, в учении Зороастра , вводится доброе существо, как причина всего доброго, и злое, как причина всего злого (у Зороастра – Ахурамазда и Ахриман). Такая же форма дуализма встречается в нравственном учении Платона и состоит в различении чувственной (безнравственной, склонной ко всему злому) и духовной (нравственной) природы человека; отсюда выводится необходимость аскетической морали.

В Средние века дуалистические секты манихеев и катаров , исходя из резкой вселенской противоположности добра и зла, призывали к жестокому истреблению «грешников», т. е. всех, кто не являлся приверженцами их собственных идей. Отголоски того же мировоззрения замечаются и в большинстве социалистических и коммунистических учений, склонных делить мир на «царство добра» и подлежащее уничтожению «царство зла» («буржуазию», «капитализм»).

Подобно этическому, антропологический дуализм различает в человеке тело и душу. В философии Нового времени Декарт обратил этот последний дуализм в метафизический, согласно которому в мире существуют две различные по всем своим качествам сущности: сущность протяженная в пространстве, или тела, и сущность мыслящая, или дух: поэтому та и другая сущность не может естественным путем оказывать влияние одна на другую – и отсюда следует необходимость окказионализма .

Также и в естествознании дуалистическая противоположность начал, как материя и сила, играет большую роль. Так как представление о двойственности основных начал противоречит нашему всюду ищущему единства мышлению и так как в действительности нигде нет резких и непреодолимых противоположностей, а скорее все явления состоят в связи, допускающей переход одного состояния в другое, то дуализм с трудом выдерживает критику, и дуалистический способ объяснения ни в одной из областей знания не может быть признан окончательным и наиболее глубоким; стоит, например. вспомнить о теории предустановленной гармонии , которая была необходима, чтобы хотя до некоторой степени объяснить, с дуалистической точки зрения, фактическую связь духовной и телесной жизни.

Дуалистический способ понимания представляется на известной ступени знания неизбежным и полезным. Мы не можем сразу охватить в понятии все стороны и отношения вещей, но должны, чтоб составить себе ясные представления, первоначально соединить воедино все, имеющее между собою связь, и установить противоположное ему там, где существуют постоянные переходы. Впервые при противоположении чувственному, материальному миру становится ясной сущность нравственного, идеального начала; и если б новейшее знание не руководилось стремлением объяснять явления телесного мира, прежде всего и невзирая на духовную жизнь, из причин чисто физических, и наоборот, последнюю исключительно по внутреннему опыту, то не могли бы возникнуть ни здравая физика, ни здравая психология.

Дуалист – приверженец дуализма; дуалистический – основанный на дуализме.

Дуализм в философии представляет собой направление, согласно которому существуют два равноценных и не сводимых друг к другу основания бытия - материальное и духовное. Материальное начало является логическим продолжением сотворенного мира, а потому отвечает за физическое существование и научное познание окружающей действительности. Духовное начало, в свою очередь, представляет собой проекцию божественной воли, а в некоторых философских концепциях - воплощение сущности Бога. Отсюда возникает и понимание души как присутствие или воплощение божественного в каждом человеке.

Два мира

Примечательно, что дуализм в философии настаивает на принципиальной несводимости материального и духовного миров. Они существуют параллельно друг другу и в своих проявлениях не зависят один от другого. Такой дуализм человека выделяет его из окружающего мира и одновременно делает наиболее приближенным к Создателю. Христианский постулат о том, что Бог создал человека по своему образу и подобию, является наиболее принципиальным для данного течения и таким образом выделяет его на фоне иных умозрительных построений.

Десакрализация

Однако в этом отношении нужно заметить, что дуализм в философии окончательно сформировался как своеобразная метода десакрализации философского знания, освобождения от излишней религиозности и влияния католической церкви уже в период раннего Нового времени. Первоначально этот термин был введен немецким мистиком и философом Христианом Вольфом, а теоретические постулаты изложили Б.Спиноза и позже Р. Декарт. Француз, будучи мыслителем с математическим складом ума, постарался разложить ранее наработанные положения дуализма и свести все накопившиеся представления в единую систему.

Геометрия бытия

По мысли Декарта, весь мир разделен на две параллельные субстанции - res extensa (буквально - существующие или ощущаемые вещи) и res cogitans (вещи разума). Они не сводимы и сосуществуют в совершенно разных системах координат. Первая отвечает за протяженность и телесность, образуя неповторимую геометрию нашего мира. Вторая, вследствие своей привязанности к божественному разуму, воплощает и руководит душой, индивидуальным сознанием. Правда, в более поздних работах Декарт, испытывая религиозное влияние, все же описал res cogitans как проекцию божественного духа, воплощенного в каждом человеке.

Три направления

Обычно дуализм в философии условно подразделяют на три направления. Антропологический дуализм подчеркивает двойственную - телесную и духовную - природы человека. Такая позиция восходит еще к сократовским этическим построениям, однако наиболее она проявилась в христианских нравоучениях. Гносеологический дуализм наиболее проявился в дискуссиях эмпириков и рационалистов, которые по-разному понимали роль ощущений в познании. Для эмпириков приоритетом считалось накопление первичного, сенсорного опыта, за что отвечали чувства, ощущения. Рационалисты, или точнее когнитивисты, настаивали на первичности рационального, теоретического осознания окружающего мира. Здесь главным инструментом выступала даже не душа, а разум как отличительная черта каждого из нас. Онтологический дуализм по своей природе восходит к концепциям Платона, утверждавшего о наличии двух субстанциональных начал мира - телесного и идейного, позже - духовного бытия. Тем не менее представители дуализма сходились в одном: если познание и возможно, то только вследствие рационального осознания бытия. Другой вопрос - это роль опыта и компетентность накопления знания. Мы можем сомневаться в их подлинности, но не в собственных логических построениях, описывающих материальную реальность.