Сара бернар - биография, информация, личная жизнь. Сара Бернар: биография, фотографии, судьба и карьера в театре Кем приходится сара бернар клоду

ГЕНРИЕТТА Розин родилась 23 октября 1844 года в Париже. Она была незаконным ребенком — плодом любви красавицы еврейки Жюли Ван Хард и студента-юриста Эдуарда Бернара. Не прошло и двух месяцев после рождения малышки, как она выпала из люльки, угодив прямо на угли горящего камина. Несчастную тут же запихнули в большое ведро с только что надоенным молоком, а потом долго оборачивали масляными компрессами. К счастью, никаких следов, если не считать чересчур розовой кожи, от страшных ожогов не осталось.

В девять лет она приняла вызов кузена, заявив, что перепрыгнет через ров. Это не удавалось никому. В результате — разбитое лицо, сломанная кисть руки, в кровь ободранные коленки. Когда ее несли домой, она сквозь всхлипывания упорно продолжала кричать:

— Все равно я это сделаю во что бы то ни стало!

Дабы девочка не мешала светским развлечениям матери, ее отдали на воспитание в католический монастырь. К одиннадцати годам Генриетта стала ревностной католичкой, удивляя своим религиозным рвением монахинь. Однако от природы она была очень вспыльчивой и упрямой, иногда ее охватывали неудержимые приступы гнева. Для таких случаев монахини держали наготове ковш святой воды и, творя молитву, выливали его на голову не в меру разошедшейся девчонки.

Однажды на приеме в салоне матери пятнадцатилетняя Генриетта высокопарно заявила о своем желании посвятить себя Богу. Один из приятелей Жюли жестоко высмеял девочку. Оскорбленная в лучших чувствах, она с яростью бросилась на него, расцарапала ему лицо и вырвала клок напомаженных волос. Присутствовавший при этой сцене герцог де Морни воскликнул: «Мой бог, да эта девчонка — прирожденная актриса! Ее место на сцене».

По протекции герцога ее приняли в Национальную академию музыки и декламации. Она блестяще сдала экзамен, к которому ее готовил Дюма-отец. Автор «Мушкетеров» восхищался голосом девушки, сравнивая его с «хрустально чистым ручейком, журчащим и прыгающим по золотой гальке».

1 сентября 1862 года протеже герцога де Морни стояла у здания «Комеди Франсез», где висела большая афиша «Дебют мадемуазель Сары Бернар». С тех пор это сценическое имя вошло в историю.

«Когда занавес медленно стал подниматься, я думала, что упаду в обморок», — вспоминала Бернар. По поводу первого ее выхода мнение критики было таково: «Молодая актриса была сколь красива, столь же невыразительна…» Зрителям же дебютантка запомнилась благодаря необыкновенной худобе. Когда она протянула руки своему партнеру, какой-то остряк из зала выкрикнул: «Осторожно, месье, а не то она проткнет вас своими зубочистками».

А вскоре разразился скандал, после которого Сару выгнали из «Комеди Франсез». Сара привела в театр младшую сестру Регину. Случайно девочка наступила на длинный шлейф платья одной из ведущих актрис театра мадам Натали. Рассерженная актриса оттолкнула девочку столь сильно, что та рассекла лоб о край гипсовой колонны. Увидев это, Сара залепила мадам Натали такую оплеуху, что та не смогла удержаться на ногах…

Покинув Дом Мольера, она играла в театрах «Жимназ», «Порт-Сен-Мартен», «Одеон». Она замечательно изображала молодых героинь в классическом репертуаре — Федру, Андромаху, Дездемону, Заиру, а затем стала блистать в пьесах современных драматургов. Одна из лучших ролей Сары Бернар — Маргарита Готье («Дама с камелиями» Александра Дюма-сына).

Ее коньком были сцены смерти. Десятки раз актриса гибла, как Клеопатра, Адриенна Лекуврер или Жанна д’Арк, и, когда она умирала в «Даме с камелиями» (а делала она это более 3000 раз!), рыдания взволнованных зрителей заглушали диалог.

Знаток театра князь Сергей Волконский писал: «Она прекрасно владела полярностью переживаний — от радости к горю, от счастья к ужасу, от ласки к ярости — тончайшая нюансировка человеческих чувств. Последняя ступень мастерства — ее взрывы… Как она умела принизиться, чтобы вскочить, собраться, чтобы броситься; как она умела прицелиться, подползать, чтоб разразиться»…

БЕРНАР чрезвычайно много гастролировала по всему свету. Только в США она побывала девять раз. Языкового барьера для нее не существовало. Как писали американские журналисты, публика ломилась бы на ее спектакли, даже если бы она играла на китайском языке. Газетные статьи с описанием гастрольного турне Сары Бернар по Америке и Европе публиковались на первых полосах. Сначала Бернар, а уж потом конфликты, катастрофы и прочие происшествия. Когда ей сообщили, что шум вокруг ее имени в Нью-Йорке оказался гораздо больше, чем ажиотаж по поводу посещения этого города правителем Бразилии, Сара спокойно ответила: «Ах, это был всего лишь один из императоров».

В России Сара Бернар побывала трижды — в 1881, 1898 и 1908 годах.

В первый ее приезд после выступления в Зимнем дворце Сару представили императору. Она собиралась сделать глубокий реверанс, но Александр III остановил ее: «Нет, мадам, это я должен склониться перед вами».

В Петербурге начался и самый пылкий в жизни Бернар любовный роман с греческим дипломатом Жаком Дамала. Они поженились. Однако Дамала не был создан для брака. Он изменял Саре с молодыми актрисами, ей приходилось оплачивать его огромные карточные долги. А главное — он был законченным наркоманом. Сара прилагала максимум усилий, чтобы вытащить мужа из болота, однажды даже сломала зонт о голову аптекаря, который поставлял ему морфий, но спасти Жака не смогла. Дамала погиб от злоупотребления наркотиками.

ОНА не была красивой, ее внешность отнюдь не соответствовала сложившимся в те годы идеалам: копна рыжих волос, слишком большой нос, узкое и чересчур бледное лицо, единственным украшением которого были сияющие, как сапфиры, глаза. А еще — фигура «чахоточного призрака», что давало обильную пищу воображению многочисленной армии карикатуристов.

Зарабатывала Бернар очень много. Ее гонорары, особенно во время зарубежных гастролей, были по тем временам баснословны, но денег всегда не хватало. Сара вела чрезвычайно экстравагантный образ жизни. Светские приемы и банкеты шли нескончаемой чередой. Сама она ела очень мало, но требовала, чтобы гостей угощали самыми изысканными блюдами.

Бернар была щедра и великодушна. Во время Франко-прусской войны, находясь в осажденном Париже, она превратила театр «Одеон» в госпиталь, которым руководила, одновременно выполняя функции медсестры. А в 1904 году совместно с великим итальянским певцом Энрико Карузо организовала ряд благотворительных концертов, сборы от которых пошли на помощь русским солдатам, раненным во время Русско-японской войны.

В ее квартире царил хаос: повсюду были разбросаны ковры, пледы, пуфики, безделушки… Под ногами вертелись собаки, обезьяны и прочая живность, которую она обожала. Известен случай, когда в одну из холодных парижских зим она истратила две тысячи франков на покупку хлеба для голодных городских воробьев.

«Я очень люблю, когда меня навещают, но ненавижу ходить в гости, — говорила она о себе. — Обожаю получать письма, читать их, комментировать, но не люблю на них отвечать. Ненавижу места людских прогулок и особенно пустынные дороги, уединенные уголки. Люблю давать советы и очень не люблю, когда их дают мне».

До конца жизни она не мыслила жизни без театра. Ей шел восьмой десяток, когда врачи вынесли убийственный диагноз: чтобы спасти жизнь, необходима ампутация ноги.

Она не могла ни ходить, ни даже стоять на сцене. Поэтому в ее репертуаре остались лишь короткие одноактные пьесы и сцены, в которых она могла играть, неподвижно восседая на возвышении. Инвалидность нисколько не умерила ни артистического, ни житейского темперамента актрисы. В роли царицы Аталии Сару Бернар выносили на сцену на специально сооруженных носилках. Не отказалась она и от своей любимой роли Маргариты Готье, играла ее агонию и смерть, лежа в постели.

Драматург Эдмон Ростан, раздраженный нелепыми небылицами, рассказываемыми о Саре Бернар, однажды описал рабочий день актрисы, а заодно и хозяйки труппы: многочасовые репетиции, затем спектакль, где она играет «в каком-то бешеном исступлении», далее — общение с коллегами, обсуждение всех текущих дел, прием посетителей, ответы на многочисленные письма и глубокой ночью — чтение новой пьесы. «Вот Сара, которую я знал. Это та Сара, которая работает. И эта — самая великая».

САРА Бернар скончалась 26 марта 1923 года на 79-м году жизни. Последний ее путь был буквально усыпан камелиями — ее любимыми цветами.

Однажды президент Франции, сидевший в почетной ложе театра, бросил к ногам актрисы букет и крикнул: «Да здравствует Сара!», — а она, низко поклонившись, ответила: «Vive la France!» («Да здравствует Франция!»).

БЕРНАР САРА

(род. в 1844 г. – ум. в 1923 г.)

Великая французская театральная актриса, создатель и руководитель «Театра Сары Бернар» (1898–1922 гг.), скульптор, живописец, автор двух романов, четырех пьес и мемуаров «Моя двойная жизнь» (1898 г.). Награждена орденом Почетного легиона (1914 г.).

Ее величали Великой Бернар, Великолепной Сарой, Мадемуазель Бунтовщицей. Это была изумительная женщина. Необычайно красивая, грациозная, изящная, с буйной от природы золотистой, курчавой гривой волос и глазами цвета морской волны. От нее веяло неповторимым шиком, а каждый поступок воспринимался как очередная эксцентрическая выходка. Впечатлительная, страстная, чувственная, импульсивная. За ней шлейфом тянулись скандалы, которые превращались в легенды. Она умела покорять зрителей и мужчин, дружить с женщинами так же естественно, как дышать. Необыкновенная жажда жизни, неуемное любопытство в сочетании с другими яркими качествами характера превратились в редчайший человеческий сплав, в «чудо из чудес», в гениальную актрису по имени Сара Бернар. Но вдумаемся в слова В. Гюго: «Это больше чем актриса, это – женщина…» Великая женщина.

Сара родилась 23 октября 1844 г. Ее мать, Жюли ван Хард (Юдифь фон Хард), в жилах которой текла еврейская и голландская кровь, была очень хороша собой. Переселившись в Париж, она сделала стремительную карьеру высокооплачиваемой содержанки и была принята в высшем свете. В 16 лет Жюли родила первую из трех незаконнорожденных дочерей. Кто был отцом Сары, точно не известно, но большинство биографов называют морского офицера Мореля Бернара. Слабенькая от рождения девочка воспитывалась у кормилицы до пяти лет. Та звала ее Пеночкой и любила как родное дитя. Затем ее «комфортабельной детской тюрьмой» стал пансион г-жи Фрессар и привилегированный католический монастырь Гран-Шан, где еврейскую девочку окрестили.

Мать редко навещала Сару. Но появлялась, словно мадонна, всегда, когда больная туберкулезом дочь, подверженная лихорадкам и горячкам, особенно после неконтролируемых приступов «дикого гнева», находилась между жизнью и смертью. Сара очень любила мать, от которой исходил неповторимый аромат другой, закрытой от девочки жизни. Чтобы подольше удержать ее рядом с собой, она в пять лет выпрыгнула из окна, сломала руку и сильно травмировала колено, но добилась своего. Два года мама и ее покровители опекала малышку.

В 14 лет впечатлительная Сара убедила себя, что должна стать монахиней. Мадам Бернар считала, что ее дочерям суждена судьба прекрасных куртизанок (впоследствии Сара была согласна, что эта «работа очень доходная», но сама никогда не жила за счет любовников). А один из покровителей матери, герцог де Морни, внимательно присмотревшись к потрясающему темпераменту юной Бернар, посоветовал ей учиться театральному искусству в Консерватории. Сара, впервые переступившая порог театра почти в 15 лет и ничего не знавшая о профессии, тем не менее была зачислена в актерскую школу. Занималась она упорно, и педагоги прочили ей успех.

Все были уверены, что на выпускных экзаменах Бернар получит первые награды в трагедийном и комедийном жанрах. Но ее, как и на протяжении всей творческой жизни, подвел страх перед выходом на сцену. Она часто играла в таком возбужденном состоянии, что после окончания спектакля падала в обморок. Несмотря на неудачу, в 1862 г. Сара была зачислена в лучший театр Парижа – «Комеди Франсез», благодаря протекции А. Дюма и герцога де Морни. В дебютной роли Ифигении в одноименной пьесе Расина она была «невыразительна». Критики отметили приятную наружность молодой актрисы и безупречность дикции. Ее неповторимому голосу, о котором Дюма говорил, что он звучит «хрустально чистым ручейком, журчащим и прыгающим по золотой гальке», еще предстояло заворожить публику.

Бернар не продержалась в этом театре и года. За нанесенную обиду своей младшей сестре Режине она дала пощечину толстой примадонне. Извиниться отказалась и вынуждена была уйти. Затем Бернар недолго играла в театре «Жимназ». Постепенно она начала раскрываться как драматическая актриса. У нее появились поклонники. В числе первых известных любовников Сары был красивый лейтенант, граф де Катри, а ее первой любовью стал отпрыск знатного бельгийского рода – герцог Анри де Линь. Против их чувств восстала семья юного принца, и Сара была вынуждена отказаться от своего счастья. Через несколько месяцев после грустного возвращения в Париж она родила сына Мориса (1884 г.) и стала любящей и преданной матерью. Позже принц Анри де Линь предлагал Морису признать его и дать свое высокородное имя, но сын знаменитой актрисы Бернар отказался от этой чести.

Сара с головой окунулась в работу в театре «Одеон», который хотя и был менее знаменит, чем «Комеди Франсез», но стал для актрисы родным домом. Она нравилась публике своей оригинальностью и стала кумиром студентов, с успехом играя в спектаклях «Кин» А. Дюма (1868 г.) и «Прохожий» Ф. K?nne (1869 г.). В последнем она произвела сенсацию, исполнив роль юноши-менестреля Занетто. Упоительный путь актрисы к славе был прерван войной с Германией. Вспыхнувший в ней дух патриотизма не позволил ей оставить осажденный врагами город. Отправив всю семью подальше от боевых действий, Сара оборудовала в «Одеоне» госпиталь и наравне с другими женщинами стала рядовой заботливой сестрой милосердия.

Франция проиграла войну, но мужественная Бернар одержала победу над собой, спасая чужие жизни в холодную и голодную осень и зиму 1870–1871 гг. А уже в январе следующего года Сара стояла на вершине театрального Олимпа. Она стала «Избранницей Публики», перед ней преклонил колени прославленный автор В. Гюго и благодарил за поистине королевскую игру (роль королевы) в его пьесе «Рюи Блаз». Спустя годы Бернар записала в мемуарах, что теперь о ней можно спорить, но пренебрегать ею нельзя.

После этого триумфа актрису со всеми ее чудачествами с радостью принял «Комеди Франсез». Сара рассталась с «Одеоном», так как получала там «сущие гроши», а предпочитала свободу и независимость во всем, в том числе и в материальном плане. Подарки от любовников – вещь естественная, но свои чувства она не продавала. Сара окружала себя талантливыми мужчинами. Насколько были с ней близки Гюстав Доре, Эдмон Ростан, Виктор Гюго, Эмиль Золя, неизвестно. Современники называли их среди тысячи ее любовников. А в одной из книг Саре приписали «особые отношения» со всеми главами европейских государств, включая Папу Римского. Страстная в любви актриса была той гремучей смесью эротики и свободы духа, которая возбуждала мужчин. Но заявив о себе, что она «была одной из величайших любовниц своего века», в мемуарах «Моя двойная жизнь» (1898 г.), она обошла молчанием все любовные связи, наверное, чтобы никого не обидеть. Современники заявляли, что Бернар переспала со всеми театральными партнерами. О Саре и Пьере Бертоне писали, что их страсть «могла освещать улицы». А длительная связь с великолепным актером Жаном Муне-Сюлли чуть не закончилась как шекспировская трагедия «Отелло». Отверженному и обиженному отставкой любовнику «привести приговор в исполнение» помешал режиссер, опустивший занавес на несколько минут раньше драматической развязки.

Но Бернар обожала острые ощущения. Она поднималась на высоту 2600 м в корзине воздушного шара, доведя этим директора театра до белого каления, спускалась в подземные пещеры, съезжала с Ниагарского водопада по льду на собственном пальто. Эта увлекающаяся женщина ко всем своим сумасбродным и серьезным идеям относилась с таким же пылом, как к театру и мужчинам. Когда Сара решила попробовать свои силы в скульптуре, она не выходила ночи напролет из своей мастерской. Даже сам Роден не отказал ей в таланте, хотя назвал произведения «несколько архаичными». Скульптурная группа «После бури» получила награду на выставке (1878 г.) и была продана «царьку из Ниццы» за 10 тыс. франков.

Увлекшись живописью, Бернар вместо лечения малокровия в Ментоне отправилась в Бретань, лазила по горам и часами не отходила от мольберта на берегу моря. И казалось, что после очередного чудачества у этой хрупкой и болезненной женщины прибавлялось сил. Врачи напророчили ей смерть еще в детстве. Узнав об этом, впечатлительная девочка уговорила мать купить ей гроб, чтобы не лежать «в каком-нибудь уродце». Она не расставалась с ним даже на гастролях. Разучивала в нем роли, спала, фотографировалась и даже занималась любовью, если это не смущало партнера. И все это обилие идей и приключений Бернар ухитрялась соединять с репетициями и триумфальными выступлениями в театре.

Каждый новый спектакль открывал зрителю неповторимые по своей выразительности грани таланта актрисы («Федра» Расина, «Заира» Вольтера, «Иностранка» Дюма-сына). На премьере своей пьесы «Эрнани» В. Гюго плакал, очарованный Сарой в роли доньи Соль. К своему письму в благодарность актрисе он приложил бриллиантовую слезу на цепочке-браслете.

На гастролях с «Комеди Франсез» Бернар покорила Лондон, Но теперь ей уже было тесно в рамках одного театра. После неудачной постановки «Авантюристки» Дюма-сына, которую она назвала «своим первым и последним провалом», Сара, заплатив стотысячную неустойку, ушла из театра и создала собственную труппу (1880 г.). Совершив стремительное турне по Англии, Бельгии и Дании, которое назвали «28 дней Сары Бернар», актриса заключила выгодный американский контракт. С девятью спектаклями Бернар объездила 50 городов США и Канады, дав 156 представлений и получив огромные гонорары. Теперь ее имя означало успех, и драматурги создавали пьесы под Бернар: Дюма-сын – «Дама с камелиями»; В. Сарду – «Федора», «Тоска», «Колдунья», «Клеопатра», Ростан – «Принцесса Грёза», «Орленок», «Самаритянка». Актрисе были подвластны любые роли. В 32 года она играла 70-летнюю слепую римлянку Постумию в «Побежденном Риме» Пароди, а в 56 вышла на сцену двадцатилетним принцем, сыном Наполеона, в «Орленке». Сара ухитрилась захватить себе и извечно мужские роли – Лорензаччо в одноименной пьесе Мюссе и покорила зрителей изысканным нетрадиционным решением роли Гамлета.

Ее неуемная жажда деятельности поражала. Сара несколько раз пыталась создать собственный театр, и в 1898 г. на площади Шатре в Париже распахнул двери «Театр Сары Бернар». Со своей труппой, в которой играла ее сестра Жанна, актриса объехала полмира, побывала с гастролями в Австралии, Южной Америке, в Европе, была девять раз в США и трижды в России. Только Германия не увидела ее – Сара не могла простить немцам осады Парижа. Во время первого посещения России Бернар познакомилась в Санкт-Петербурге с советником греческой миссии Аристидисом (Жаком) Дамала. Он был младше Сары на девять лет, очень красив и легко покорял женские сердца. Бернар была настолько очарована им, что даже вышла за него замуж (1882 г.). Однако их брак был недолгим. Муж волочился за молоденькими актрисами, играл по-крупному в карты, а затем пристрастился к наркотикам. Но даже будучи с ним уже разведена, Сара опекала его, умирающего от морфия и кокаина (1889 г.). Сама Бернар еще долго привлекала мужчин. В 66 лет она познакомилась в США с Лу Теллегеном, который их четырехлетнюю любовную связь назвал «самыми лучшими годами» в своей жизни. А ведь он был младше Сары на 35 лет.

Стремление чувствовать и жить открывало перед Бернар новые горизонты. Сара серьезно занималась литературным творчеством. После удачной новеллы «Среди облаков» она написала два романа-пособия для молодых артистов («Маленький идол» и «Красный двойник») и четыре пьесы («Андриена Лекуврер», «Признание», «Сердце мужчины», «Театр на поле чести»). А мемуары Сары Бернар – это не занудные воспоминания, это море чувств и мыслей. Она была такой разной, оставаясь собой. Поступки Сары многих шокировали, но никого не удивляли ни ее бескорыстная щедрость к друзьям-артистам, попавшим в нужду, ни совместные с Э. Карузо благотворительные концерты в пользу русских раненых в ходе войны с Японией. Бернар выступала перед солдатами на фронтах Первой мировой войны (1915 г.), ав поездке ее сопровождал знаменитый французский генерал Ф. Фош, которого она выходила 35 лет назад в своем госпитале. Сара очень нуждалась в таком верном друге, так как незадолго до поездки ей ампутировали ногу значительно выше колена. Но преодолевать трудности, как и создавать их, было ее излюбленным делом, ведь недаром своим жизненным девизом она избрала слова: «Во что бы то ни стало».

Бернар приковывала внимание к своей персоне не только незаурядными творческими достижениями, но и эксцентричным поведением и шокирующими публику капризами. В одну из холодных зим она потратила две тысячи франков на хлеб, чтобы накормить голодных парижских воробьев. А ее особняк в центре Парижа чем-то напоминал зверинец. В нем обитали четыре собаки, удав, обезьяна и огромный какаду. Еще Сара мечтала иметь двух львят, но их с успехом заменили «очень забавный гепард» и белоснежный волкодав, которых она приобрела на деньги, вырученные от продажи своих картин и скульптур на выставке в Англии.

Бернар получала баснословные гонорары, но и жила с присущим ей шиком. Тратить заработанные упорным трудом деньги ей помогал и любимый сын, изысканный красавец Морис, просаживавший баснословные суммы в игорных домах. Чтобы погасить его долги, Сара была вынуждена работать до последних дней жизни. Она была одной из первых великих театральных актрис, решившейся появиться на киноэкране в 1900 г. Первые попытки – сцена «Дуэль Гамлета» и экранизация пьесы Сарду «Тоска» – были настолько неудачными, что Сара добилась, чтобы картину не выпустили в прокат. Но, зажатая кредиторами в тиски, она была вынуждена согласиться играть главные роли в картинах «Дама с камелиями», «Королева Елизавета», «Андриена Лекуврер», «Французские матери», «Жанна Доре» и «Его лучшее дело». Мнение критиков было неоднозначным – от восторга до полного неприятия. Ее манера игры, грим, речь были рассчитаны на театрального зрителя и воспринимались на экране довольно странно. Но большинство фильмов получило всемирный успех, а «Королева Елизавета» оказала значительное влияние на стиль Голливуда.

С 1915 г. Бернар играла на сцене только сидя. И если кто-то мог иронизировать, увидев, как ее выносят на подмостки в изящных носилках, то с началом пьесы любые насмешки исчезали. Чтобы увлечь зрителя, Саре было достаточно выразительных жестов тщательно загримированных рук. А ее голос, льющийся в зал, завораживал публику, заставляя соизмерять дыхание с темпом ее речи. На сцене неподвижная Бернар оставалась театральной богиней. Эта мужественная женщина заслуженно носила высшую награду Франции – орден Почетного легиона.

С молодым задором и упоением прожила Бернар жизнь. Тяжелый приступ уремии прервал репетиции фильма «Провидица», но не сломил ее дух. В последние часы жизни Сара отобрала шестерых молодых актеров, которые должны были сопровождать вечно юную, страстную и безбрежно талантливую женщину в последний путь. И скандально известный гроб из красного дерева дождался своего часа. 26 марта 1923 г. Сара Бернар скончалась, шагнув из жизни в легенду. Она стала национальной гордостью Франции, символом страны, как Эйфелева башня, Триумфальная арка и «Марсельеза». Она «не побоялась взойти на пьедестал, который зиждется на сплетнях, небылицах, наветах лести и подхалимаже, лжи и правде, – говорила ее подруга, актриса Мадлен Броан, – потому что оставшись наверху, одержимая жаждой Славы, Бернар укрепляла его талантом, трудом и добротой».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Бернар Луазо Бернару Луазо 46 лет. Ныне он самый молодой и самый знаменитый повар Франции. Ему принадлежит известнейший во Франции ресторан «Отель де ля Кот-д’Ор», носящий имя самого «винного» департамента во Франции. Департамент Кот-д’Ор - сердце Бургундии, а столицей

Из книги Интеллектуалы в средние века автора Ле Гофф Жак

Св. Бернар и Абеляр Во главе врагов стоит св. Бернар. По удачному выражению отца Шеню, аббат из Сито находится по другую сторону христианства. Этот сельский житель, оставшийся по духу своему феодалом и даже прежде всего воином, не создан для понимания городской

Из книги Мифы древности - Ближний Восток автора Немировский Александр Иосифович

Сара и Агарь Шли годы. Аврам и его жена старились, а детей у них все не было. И сказала Сара Авраму:- Не избавил меня Бог от бесплодия. Войди же к служанке моей Агари, и, быть может, я буду иметь детей от неё .И дала Сара Авраму рабыню, египтянку Агарь, и вошел он к ней. Поняв,

Из книги Русь изначальная [Праистория Руси] автора Асов Александр Игоревич

Царствование Кышека-царя (Киак-сара), Мадия и Зарины (VII в. до н. э.) Согласно античной традиции, и прежде всего «отцу истории» Геродоту, в VII веке до н. э. Скифским царством правил царь Ишпака (Ас-бог).Он был союзником соседнего Мидийского царства. В ходе войны с Ассирией в

Из книги АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили автора Соколов Михаил Владимирович

Из книги Всемирная история в сплетнях автора Баганова Мария

Бернар Клервосский (1090–1153) Этот аристократ из Бургундии ушел в монастырь цистерианцев в возрасте двадцати двух лет. Вместе с ним монашество приняли четыре его брата и двадцать семь друзей.Всего через три года он основал монастырь в Клерво на землях своего дяди в Шампани.

Из книги 100 знаменитых женщин автора

БЕРНАР САРА (род. в 1844 г. – ум. в 1923 г.) Великая французская театральная актриса, создатель и руководитель «Театра Сары Бернар» (1898–1922 гг.), скульптор, живописец, автор двух романов, четырех пьес и мемуаров «Моя двойная жизнь» (1898 г.). Награждена орденом Почетного легиона

Из книги Монашеские ордена автора Андреев Александр Радьевич

Клюни, Цистерцианцы и Бернар Клервоский При создании империи Карл Великий запретил конфискации церковных земель, которые передавались в качестве вознаграждения своим воинам. Император потребовал от всей церкви выставлять от каждого монастыря определенное количество

Из книги Крестовые походы. Священные войны Средневековья автора Брандедж Джеймс

Святой Бернар в Везле В году 1146 Людовик, славный король франков и герцог Аквитании, сын короля Людовика, прибыл в Везле на Пасху, так что он мог быть достоин Иисуса, неся за ним его крест. Людовику было 26 лет.Когда тот же благочестивый и набожный король был со своим

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Из книги Великие тайны Руси [История. Прародины. Предки. Святыни] автора Асов Александр Игоревич

Царствование Кышека-царя (Киак-сара), Мадия и Зарины (VII в. до н. э.) Согласно античной традиции, и прежде всего «отцу истории» Геродоту, в VII веке до н. э. Скифским царством правил царь Ишпака (Ас-бог).Он был союзником соседнего Мидийского царства. В ходе войны с Ассирией в 70-х

Из книги История инквизиции автора Мейкок А. Л.

Из книги Подлинная история тамплиеров автора Ньюман Шаран

Глава пятая. Бернар Клервоский Он называл себя химерой своего века. Он был весь соткан из противоречий. Монах, которого редко видели в его обители, церковный служитель, вечно втянутый в политические дела, мирный человек, убеждавший тысячи других в необходимости

Из книги Супружеские измены автора Иванова Наталья Владимировна

Сара Бернар Сара Бернар (1844–1923) – французская актриса, получившая всемирную известность и широчайшее признание. Великая актриса воплотила трагический образ Корделии в «Короле Лире» Шекспира, также играла мужские роли – Гамлета и сына Наполеона. Игра на сцене великой

Из книги Женщины, изменившие мир автора Скляренко Валентина Марковна

Бернар Сара (род. в 1844 г. – ум. в 1923 г.) Великая французская театральная актриса, создатель и руководитель «Театра Сары Бернар» (1898–1922 гг.), скульптор, живописец, автор двух романов, четырех пьес и мемуаров «Моя двойная жизнь» (1898 г.). Награждена орденом Почетного легиона

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Французская актриса Генриетт Розин Бернар, которую поклонники называли Божественной Сарой, признана первой звездой международной сцены. Она сыграла около 70 ролей в 125 постановках в Европе, США, Канаде, Южной Америке, Австралии и на Ближнем Востоке. Заметными ролями Сары Бернар в театре были Федра Жана-Батиста Расина, Тоска и Теодора Викторьена Сарду, Адриенн Лекуврер Эжена Скриба, Донья Соль из «Эрнани» Виктора Гюго и Маргарита Готье из «Дамы с камелиями» Александра Дюма-сына. Она управляла несколькими театрами в Париже, прежде чем арендовала «Театр наций», переименованный позже в «Театр Сары Бернар» (сегодня это «Театр де ла Вилль»). Бернар выступала в качестве публичной персоны, сценические романы и трагедии которой наполняли ее собственную жизнь.

Ранняя биография

Сара Бернар была дочерью голландской куртизанки еврейского происхождения Юлии Бернар. Родилась 23 октября 1844 года. Ее свидетельство о рождении было утеряно, и биографы часто указывают дату 22 октября. Сара была старшей из трех незаконнорожденных дочерей Юлии. Второй была Жанна (1851-1900), а третьей - Регина (1853-1884). Неясно, кем был отец великой актрисы. Предполагается, что это был молодой студент по имени Морель, который впоследствии сделал карьеру офицера военно-морского флота. Когда Саре было 13 лет вместо отца в ее свидетельстве о крещении подписался ее дядя Эдуард.

Детство девочки прошло в пансионе, где за ней ухаживала няня, а затем в школе-интернате близ Версаля. Большую часть времени мать отсутствовала. Учитывая религиозное образование, девочка хотела стать монахиней. И все же, когда ей исполнилось 16, любовник ее матери Шарль Дюк де Морни, незаконнорожденный сводный брат Наполеона III, устроил ее в театр.

Учеба и сценическое имя

В течение двух лет Бернар училась актерскому мастерству в Парижской консерватории, где ее идеалом стала выпускница этого учебного заведения знаменитая актриса Рахиль, которая тоже была еврейкой. На протяжении всей своей карьеры у Сары был ее портрет, с которым она постоянно себя сравнивала. Рахиль стала знаменитостью в Париже и Лондоне благодаря исполнению роли Федры в 1843 г. и Адриенны Лекуврер в 1847 г.

Выбирая сценическое имя, Бернар знала, что слава Рахили и ее собственная будущая репутация будут связаны с романтическим и антисемитским интересом к еврейским женщинам. Их происхождение порождало дискриминационные антисемитские карикатуры, которые атаковали их, например, за предполагаемую жадность. Национальность актрис подчеркивалась в антисемитских романах и псевдобиографиях, таких как «Дина Самуил» Фелисьена Шампсо, «Мемуары Сары Барнум» Мари Коломбье и др.

После франко-прусской войны 1871 г. Бернар была вынуждена защищаться от обвинений в том, что она была еврейкой и немкой, гордо признав первое и отвергнув второе. В письме, написанном в связи с этими обвинениями, она повторно признала свою еврейскую идентичность. Иностранный акцент, о котором она очень сожалела, Бернар называла космополитичным, но не тевтонским. Она утверждала, что является дочерью великой еврейской расы, и ее необузданный язык - это результат вынужденных скитаний.

Когда Сара достигла славы и независимости, она возила свою труппу по всему миру, превратившись из отвергнутой странницы в международную звезду, почитаемую всеми.

Начало карьеры

В 1862 г. актриса Сара Бернар впервые выступила в национальном театре Comédie Française в роли героини пьесы Расина Ифигении. Но уже через несколько месяцев она была уволена после того, как дала пощечину старшей актрисе, оскорбившей ее. Недовольная маленькими ролями, которые ей давали в модном театре Gymnase-Dramatique, она сбежала в Брюссель. 22 декабря 1864 г. Бернар родила своего единственного сына Мориса. Это был плод ее любви с Анри Принсом де Линем.

В 1866 г. она начала работать в «Одеоне». В 1868 г. Бернар добилась первого публичного успеха, играя соблазнительную Анну Демби в «Кине» Александра Дюма. Критики отметили ее эксцентричный костюм и теплый голос. В том же году она сыграла Корделию в «Короле Лире» Шекспира. В 1869 году большим успехом пользовалась ее роль мальчика-менестреля Занетто, ухаживающего за пожилой куртизанкой в одноактной пьесе «Прохожий» Франсуа Коппе.

Во время франко-прусской войны Бернар открыла в «Одеоне» больницу. Когда Виктор Гюго вернулся из ссылки, она блестяще сыграла королеву Марию в его «Рюи Блазе». Аудитория была очарована ее жестами, выразительным голосом и превосходной декламацией.

В 1872 г. успех актрисы убедил Comédie Française пригласить ее снова. В последующие годы она полностью развилась и стала знаменитостью благодаря исполнению роли Федры и Доньи Соль.

Таланты актрисы

Бернар разработала собственный эмоциональный романтический актерский стиль, основанный на лирическом голосе, эмоциональной игре, срыве ожиданий зрителей в отношении ее персонажей, раскрытии силы в слабости и слабости в силе. Она выразительно играла травести, такие как Занетто в «Прохожем» и Гамлета Шекспира. Однако суть выступления была изобразительной.

Память у Сары Бернар была удивительной. Она очень быстро запоминала роли, прочитав текст 2-3 раза. Но после прекращения выступлений она полностью забывала текст. В начале карьеры у Бернар случались приступы потери памяти, и у нее была боязнь сцены.

Помимо сцены Сара занималась скульптурой и добилась некоторого успеха, выставлялась в Парижском салоне между 1876 и 1881 годами. В 1880 г. она выставила там свою картину. Тем не менее, ее наибольшим талантом было проецирование эмоциональных поз в незабываемые сцены. Она беспокоилась о том, чтобы ее внешность гармонировала с шедеврами (например, играя Теодору, она одевалась так же, как императрица в мозаичных росписях в Равенне), или рекламировалась как таковая благодаря портретам, плакатам и фотографиям, на которых она изображалась в ключевых сценах. Знаменитым стало фото Бернар в роли Меландри, на котором она запечатлена лежащей с закрытыми глазами в гробу, повторяя картину «Офелия» сэра Джон Эверта Милля и «Юную мученицу» Поля Делароша. Изображение служило рекламой ее любимых сцен умирающих героев, таких как Маргарита, Федора и Адриенна, безжизненно падающих в объятия своих любовников.

Богемная жизнь

В 1876 году в личной жизни Сары Бернар произошла трагедия: умерла ее мать. В том же году ее репутация роковой женщины спровоцировала скандал, когда в защиту ее чести на дуэль были вызваны два журналиста.

В то же время она покинула свою квартиру на Рю-де-Ром и переехала в свой недавно построенный величественный дом на углу улицы Фортуни и проспекта де Вильерса. Ее друзья - известные художники Гюстав Доре, Жорж Клерин, Луиза Аббема и Филипп Парро - расписали стены ее дома аллегорическими картинами. Художественный бастион символизировал ее новый богемный образ жизни.

В отличие от других известных европейских салонов II половины XIX в., главной достопримечательностью ее дома были не гости, а сама хозяйка. Среди друзей Бернар были авторы Джордж Санд и Виктор Гюго, художник Густав Моро, романист Пьер Лоти и такие драматурги, как Жан Ришепен и Жюль Ламетр, также являвшиеся ее любовниками.

Международный успех

В июне и июле 1879 г. Сара Бернар в составе Comédie Française произвела триумфальный дебют в лондонском театре Gaiety. А в начале 1880 г. она ушла из театра и со своей труппой отправилась в турне по Европе и США. Для американского турне Бернар выбрала пьесы, в которых лучше всего проявлялись ее таланты: «Федру», «Адриенну Лекуврер», «Эрнаниту», «Фру-Фру» Анри Мельяка и Людовика Галеви и еще не сыгранную «Даму с камелиями» Дюма-сына. Ее тур имел огромный финансовый успех.

В начале 1882 г. Сара встретила Аристидиса Дамалу, офицера греческой армии, который был младше ее на 12 лет. Они поженились в Сент-Эндрю на протестантской церемонии в Лондоне в конце успешного тура по Италии, Греции, Венгрии, Австрии, Швеции, Англии, Испании, Португалии, Бельгии, Голландии и России. Почитаемая наравне с членами королевских семей, Сара была признана высшим дворянством. Король Италии Умберто подарил ей восхитительный венецианский веер, король Испании Альфонсо XII дал ей бриллиантовую брошь. После ее выступления в «Федре» император Австрии Франц-Иосиф надел на нее старинное ожерелье. В Санкт-Петербурге царь Александр III был глубоко тронут ее искусством.

Приобретение театра

В июле 1882 г. после возвращения во Францию Сара Бернар, воодушевленная успехом ее труппы, купила на имя сына Мориса театр de l’Ambigu. Это решение стало ее первой управленческой катастрофой, которая, однако, сопровождалась ее триумфом как актрисы бульварного театра.

Драматург Викторьен Сарду предложил ей свои мелодраматические сценарии, которые подчеркивали ее таланты. С согласия Бернар он писал такие пьесы, как «Федора», «Теодора» и «Тоска». Поскольку она получила самую высокую плату как актриса, ее театр влез в огромные долги. Сын Морис отказался от руководства, и Бернар арендовала большой 1800-местный театр «Порт Сен-Мартен».

После успеха «Фру-Фру» и «Дамы с камелиями» новая пьеса Ришепена «Нана Сахиб», написанная специально для нее, потерпела фиаско. Бернар вернулась к «Даме с камелиями», чтобы спасти театр от финансовой катастрофы.

Работа в театре «Порт Сен-Мартена»

В сентябре 1884 г. Сара Бернар начала успешное сотрудничество с Феликсом Дюкенелем в качестве нового директора «Порт Сен-Мартена» и Сарду в качестве драматурга. Их главной сенсацией стала пьеса «Теодора», премьера которой состоялась 26 декабря 1884 года. В 1885-86 гг. она была сыграна 300 раз в Париже и более 100 раз в Лондоне. В 1886 г. Бернар отправилась в тур по Южной и Северной Америке, начиная с Бразилии. Летом 1887 г. она вернулась в Париж и с гордостью похвасталась друзьям, что тур сделал ее богатой. Бернар купила дом на бульваре Перейр, 56, где жила до своей кончины. В том же году ее сын Морис женился на польской княжне Марии-Терезе Яблоновской. Партнерство Бернар с Дюкенелем и Сарду достигло еще большего триумфа с постановкой «Тоски».

В 1889 г. ее муж умер от передозировки морфина.

Через несколько месяцев после того, как у актрисы Сары Бернар появилась внучка Симона, она попросила Дюкенеля руководить постановкой новой пьесы Эмиля Моро «Процесс Жанны д"Арк». Игрой 19-летней девы 45-летняя актриса восстановила свою честь, поскольку до сих пор отождествлялась ​​с ролями порочной королевы, проститутки и дамы сомнительного поведения. Хотя пьеса была зрелищной и успешной, она закрылась после 16 недель, потому что Бернар физически страдала от необходимости постоянно падать на колени. Успешное партнерство было приостановлено с провалом «Клеопатры» Сарду в 1890 году.

Мировое турне

В 1891 году Бернар отправилась в очередное мировое турне. В июне 1892 г. она уехала в Лондон репетировать «Саломею» Оскара Уайльда, написанную специально для нее по-французски. Репетиции были прерваны из-за отказа лорда Чемберлена предоставить разрешение на ее показ в Англии. Через год она продала театр «Порт Сен-Мартен», и ее агент организовал покупку Théâtre de la Renaissance, предназначенного для небольших постановок и интимных вечеров, оформленных в стиле рококо. Бернар вернулась во Францию ​​из мирового турне самой богатой и популярной актрисой того времени. Ее капитал составил 3,5 млн франков.

Творческие поиски

Пять лет, которые Сара Бернар посвятила оттачиванию каждого аспекта репетиции, были самыми инновационными. Она была готова экспериментировать с такими молодыми писателями, как Жюль Леметр и Октав Мирбо. Обращение последнего к теме бастующих фабричных рабочих вызвало скандал, который заставил ее временно закрыть театр. Пьеса «Принцесса Греза» (1895) Эдмона Ростана явилась ее попыткой присоединиться к современному символистскому театру. Но ей не удалось извлечь выгоду из мистицизма и религиозности, играя в спектаклях по пьесам Сарду «Спиритизм» и Ростана «Самаритянин». Соревнуясь с сенсационным сезоном 1897 г. Элеоноры Дузе, в следующем году Бернар представила «Мертвый город» любовника Дузе Габриэле Д"Аннунцио. Однако долги ее театра составили 2 млн франков.

«Театр Наций»

В январе 1899 г., решив избежать дальнейших финансовых потерь, Бернар взяла в оренду на 25 лет «Театр Наций» в Шателе, принадлежавший Парижу. Театр был монументальным, позволяя ей в возрасте 55 лет находиться на безопасном расстоянии от аудитории. Она отремонтировала помещение в соответствии с ее звездным статусом. Фойе стало ее собственным маленьким Лувром. Здесь были представлены большие полотна Аббемы, Клерена, Луи Бернара и Альфонса Мухи, изображавшие актрису в роли самаритянки, Гисмонды, Теодоры, Маргариты Готье («Дама с камелиями»), принцессы Грезы и сына Наполеона.

Театр открылся с возрождением «Тоски», продолжил спорное исполнение роли Гамлета. Сара Бернар добилась триумфа благодаря ее травести-роли в «Орленке» Ростана в марте 1900 г. Одетая в военную форму, она изобразила 17-летнего сына Наполеона. Постановка была приурочена к Парижской выставке, которая привлекала большие толпы и поощряла патриотический дух. Сара дала 250 спектаклей «Орленка», заслужила уважение и стала национальной героиней.

В 1903 г. был достигнут дальнейший успех благодаря седьмой и последней по счету исторической мелодраме Сарду «Волшебница», место действия которой происходит в Толедо во времена инквизиции. Сара исполнила роль страстной цыганки, преследуемой злодеем. В 1904 г. она сыграла Пеллеаса в лондонской постановке «Пеллеас и Мелизанда» Мориса Метерлинка.

Поездки в Америку

В 1905 г. Бернар отправилась в длительный тур по Америке. Во время своего последнего выступления в «Тоске» в Рио-де-Жанейро с ней произошел несчастный случай, из-за которого спустя десятилетие ей ампутировали правую ногу.

В марте 1906 г. она выступала в огромном шатре, вмещающем 5 тыс. зрителей, в Канзас-Сити, Далласе и Уэйко. В 1906 г. после ее возвращения в Париж, она сыграла святую Терезу в скандальной пьесе «Дева Авила» Катуле Мендеса.

В октябре 1910 г. после успешного выступления в Лондоне с «Орленком» Бернар в возрасте 66 лет снова отправилась в Америку. Ведущим тура она избрала 27-летнего красавца Лу Телегана, который стал ее любовником на следующие 3 года.

Фильмография Сары Бернар включает несколько немых фильмов, но единственным успешным была картина 1912 г., в которой она сыграла английскую королеву Елизавету. После возвращения в Париж в конце 1913 г. она исполнила в пьесе Тристана Бернара «Жанна Доре» роль Сары, матери человека, который убил соперника, похитившего его невесту.

В 1914 г. актриса стала кавалером французского Ордена Почетного легиона.

Поддержка армии

Во время Первой мировой войны Бернар посещала французских солдат на фронте и снялась в агитационном фильме «Французские матери». В этом году в возрасте 70 лет она уехала в свой последний американский тур, который продолжался 18 месяцев. Она была принята как знаменитость и выступала на публичных собраниях, призывая американцев присоединиться к союзникам. Хотя Бернар была лишена возможности свободно передвигаться по сцене, достаточно было одного ее голоса, чтобы привести аудиторию в экстаз.

Последние годы жизни

В 1920 г. Бернар играла в «Атали» Расина, представляя монолог стареющей женщины. Она выступала в «Данииле» Луи Вернея и в «Глуаре» Мориса Ростана. Осенью 1922 г. Бернар дала бенифис, чтобы собрать деньги для лаборатории мадам Кюри, играя в «Рейн-Армане» Вернея.

В начале марта 1923 г. голливудский агент предложил ей главную роль в фильме Саши Гитри. Вскоре после этого 26 марта 1923 года Бернар умерла от уремии. Состоялась массовая похоронная процессия из дома на бульваре Перейр в церковь св. Франциска Сальского и оттуда до кладбища Пер-Лашез. Там и расположена могила Сары Бернар.

Произведения

Бернар писала поэзию, прозу и пьесы. В 1878 г. она опубликовала прозаический этюд «В облаках». Бернар написала две пьесы, в которых сама же и сыграла: одноактную мелодраму о прелюбодеянии L"Aveu (1888) и 4-актную пьесу «Сердце мужчины» (1911). Кроме того, она адаптировала драму «Адриенн Лекуврер» (1907). Бернар написала автобиографию «Моя двойная жизнь» (1907) и два вымышленных эпизода из своей жизни - роман «Маленький идол» (1920) и Jolie Sosy. Ее ретроспективный обзор актерского мастерства и театра опубликован в книге «Искусство театра» в 1923 г.

Когда она выходила на сцену, весь зал сидел затаив дыхание. Когда у нее начинался новый роман, это обсуждал весь город. Если же общество хотя бы ненадолго позволяло себе потерять интерес к великой Саре Бернар, она тут же исправляла положение. В ход шли любые средства от высокохудожественных и неподражаемых на сцене до неожиданных и скандальных в жизни. Казалось, что эта неукротимая женщина играла каждую минуту своей жизни, играла эпатажную пьесу в модном стиле модерн, не позволяя публике оставаться равнодушной к происходящему. И она преуспела ее боготворили и обожали, критиковали и порицали, ставили в пример и завидовали.

Великолепная Сара и в жизни, и на сцене тонко чувствовала публику, но при этом никогда не следовала благоразумному мнению большинства. Часто, слишком часто она изящным движением разрушала привычные рамки, страстно бросалась в омут эксперимента и выходила победителем из самых невероятных передряг. Публика рукоплескала. Писатель Пол Моран, ее современник, напишет об этом так: «В 1900-х годах в Париже жизнь была театром, и этим театром была одна Сара Бернар ».

Укрощение строптивой

22 октября у парижской содержанки Юдит Харт родилась дочь. Девочку нарекли Генриеттой Розиной и передали на руки кормилице: мать обладала достаточными средствами, но не имела времени и желания воспитывать свою незаконнорожденную малышку. Тем более что очень скоро выяснилось, что у девочки очень непростой характер, и удержать ее поведение в границах дозволенного было почти невозможно. К десяти годам чертенка Генриетту отправили учиться в школу при монастыре Граншан. И, несмотря на то что заведение это славилось мягким обращением с воспитанницами, девочку несколько раз выгоняли за чинимые ею безобразия. И тут же принимали обратно — так убедительно она раскаивалась в содеянном и обещала больше никогда-никогда не вести себя плохо. Очевидно, монахини были ее первой публикой, на которой она испробовала свою неподражаемую трагически-эмоциональную манеру игры. Позже, кокетничая с обществом, она даже рассказывала, что в юном возрасте собиралась принять постриг. Но она не была создана для монастырских стен и для обычной и примерной жизни. Природа создала ее, чтобы играть на сцене. Может быть, именно этот талант разглядел в ней «друг семьи» герцог де Морни и настоятельно рекомендовал отдать ее в драматический класс парижской консерватории. Что и было сделано. Позже злые языки болтали, что успехами в учебе юная Генриетта обязана богатству ее покровителя, а вовсе не своим способностям. На подобные высказывания юной актрисе было наплевать, как и на все, что мешало достижению поставленной цели. Ее жизненным девизом было «Во что бы то ни стало», и это весьма подходило к ее неукротимому характеру. Свою первую роль она получила в знаменитом парижском театре «Комеди Франсез», который также почтительно называли «Домом Мольера». Афиши скромно оповещали о дебюте некоей Сары Бернар в пьесе Расина «Ифигения в Авлиде». Реакция критиков была также весьма скромной — игра юной актрисы их не впечатлила. Однако театр принял решение заключить с ней контракт. Но время блистать в «Комеди Франсез» для Сары Бернар еще не пришло — на театральном вечере, посвященном Мольеру, младшая сестра актрисы наступила на шлейф пожилой примы театра, и... случился скандал. Сара отказалась извиняться за пощечину, которую она залепила приме, защищая сестренку. Из театра пришлось уйти...

От скандала до триумфа

Хлопнув дверью в «Доме Мольера» и не испытывая по этому поводу ни капли сожаления, Сара Бернар поступила в театр «Жеменаз». Здесь актриса много работала, «искала себя», но особыми успехами похвастаться не могла. И в один прекрасный день она решила все бросить, не сказав никому ни слова, и уехала в Испанию — «подышать воздухом и сменить обстановку». Директору театра она оставила записку, которая заканчивалась словами: «Простите бедную сумасшедшую!» Похоже, уходить из театра со скандалом входило у актрисы в привычку. Нет, ее это совсем не смущало, тем более что вскоре ей пришлось пережить романтически-печальную историю на личном фронте. Увидев молодую красавицу Сару, бельгийский - принц Анри де Линь влюбился с первого взгляда. Несмотря на протест его августейшей семьи, он предложил своей Золушке руку и сердце, обещал признать их новорожденного сына Мориса и даже был готов отказаться от короны. Правда, с одним условием: Сара навсегда уходит со сцены и посвящает себя семье... И хотя она любила своего прекрасного принца, но предпочла театр и личную свободу. Родственники принца и принцессы на выданье вздохнули с облегчением.

В 1867 году она поступила в театр «Одеон», и именно на его сцене к актрисе наконец пришел успех. Примечательно, что первое заметное одобрение критики получила ее роль в жанре «травести» — она играла юношу Занетто в пьесе Ф. Конпе «Прохожий» (1867). Позже она весьма охотно бралась за мужские роли на сцене: блистала в «Женитьбе Фигаро» Бомарше, играя красавчика Керубино, прекрасно исполняла роль сына Наполеона в трагедии Ростана «Орленок» (1900). Причем довольно солидный для актрисы возраст — пятьдесят шесть — не помешал ей сыграть двадцатилетнего юношу. Тогда же Сара Бернар сыграла самую желанную для актеров всех времен роль принца Гамлета. Но все же первый настоящий триумф ей принесла женская роль — королевы в «Руи Балзе» (1872) Виктора Гюго. Публика и сам автор были в восхищении — Гюго вышел на сцену и, преклонив калено, поцеловал актрисе руку. Критики наперебой восхваляли «поэтическую грацию» Сары Бернар и «удрученное подлинной скорбью величие». Театр «Одеон» готовился к дальнейшим переаншлагам. Но тут восходящую звезду переманил к себе «Комеди Франсез», предложив баснословные гонорары. Сара оставила «Одеон», в утешение выплатив театру огромную неустойку.

Пьеса о бесконечной любви

Любовные истории Сары Бернар были не менее знамениты, чем ее роли. Однажды ее спросили, когда она собирается прекратить освещать свою жизнь пламенем любви. Бернар ответила: «Когда перестану дышать!» В связях с ней подозревали едва ли не всех августейших персон Европы, тем более что многие из них давали к этому повод. Так, английский принц Эдуард, австрийский император Франц Иосиф, король Испании Альфонсо и датский король Кристиан IХ щедро одаривали актрису расположением и драгоценностями. Да, Сара Бернар был знаменита своими любовниками. Среди которых, к слову, были не только властные и великие, но и ее партнеры по сцене. Иногда даже казалось, что ей было просто необходимо влюбиться в своего партнера, и порой такая связь длилась ровно до тех пор, пока играли пьесу. Иногда это способствовало головокружительному успеху дуэта, как, например, было в случае с актером Жаном-Муне Сюлли. И всего однажды Сара Бернар прельстилась узами законного брака. Ее избранником стал греческий дипломат Аристид Дамала, с которым она познакомилась на гастролях в России в 1881 году. Избранник, конечно же, был красивым мужчиной, моложе ее на одиннадцать лет, но из этого союза не вышло ничего хорошего. Обнаружив, что муж неисправимый охотник за юбками, игрок и наркоман, великолепная Сара немедленно бросила его — очевидно, без особого сожаления. Мужчины обожали ее за красоту, оригинальность и эксцентричность, и за свою долгую жизнь она ни одного дня не была одинокой. Даже оставленные ею, они порой вспоминали о времени, проведенном с ней, как о «лучших днях своей жизни». Для долгих отношений Саре Бернар не хватало постоянства — часто за ним она видела скуку и застой и посему старалась устраивать себе в жизни как можно больше потрясений.

Жизнь в стиле «эпатаж»

Сегодня мало кого можно удивить скандальным ореолом жизни звезд. Но во времена Сары Бернар это было весьма нетипично даже для знаменитостей. И казалось, что, однажды вкусив прелесть эпатажного поведения, она уже не желала вести себя иначе. Она не признавала канонов ни на сцене, ни в жизни, обожала оригинальность во всем. Во время Франкопрусской войны (1870—1871) она, вместо того чтобы оставить Париж, превратила театр в госпиталь и блестяще справилась с ролью сестры милосердия. В одну из суровых зим она истратила круглую сумму на хлеб... для парижских воробьев. Ее дом был полон экзотики, но самым знаменитым предметом интерьера был гроб красного дерева. Иногда она спала в нем, иногда учила роли, иногда занималась любовью, иногда возила его с собой на гастроли. Демонстрируя завидную смелость, однажды она поднялась на воздушном шаре на 2600 метров — по тем временам это был значительный риск для жизни. Устав от академичного «Комеди Франсез», она решила открыть свой собственный театр и быть в нем полновластной хозяйкой. И хотя эра эмансипации уже приближалась, ее поступок общество посчитало очередным безумством. Сару Бернар это устроило. В 1893 году она приобрела театр «Ренессанс», а спустя 5 лет еще и театр «Шатле», который и стал «Театром Сары Бернар». Она руководила и играла в нем почти четверть века, до самой своей кончины. Казалось, что актриса совершенно не боялась провалов и неудач, и, может быть, именно за эту смелость судьба не уставала делать ей подарки. Великие современники-драматурги — Ростан, Гюго, Дюма-сын — специально под нее писали свои пьесы, и она обеспечивала им триумф. Оскар Уайльд во время ее английских гастролей бросал ей под ноги белые лилии, а Станиславский превозносил ее безупречную актерскую технику. Сара Бернар никогда не скрывала свой возраст и не обращала внимания на ворчание отдельных критиков, что ей давно пора на покой. Казалось, что слова «покой» не существует в ее жизни. Помимо руководства и игры в театре она успевала заниматься живописью и скульптурой, находить новые поводы для сплетен и скандалов и даже сниматься в немом кино. Правда, говорят, что первый опыт работы в синематографе ужаснул актрису и она даже упала в обморок, но позже все-таки снялась в нескольких лентах и позволила оставить их для истории.

Конец легенды

Сара Бернар обожала играть трагедии, и, возможно, ее мечтой было умереть на сцене. Она не мыслила себя без театра, и даже когда в 1915-м врачи ампутировали ей ногу, она продолжала появляться в спектаклях — ее выносили на специальных носилках. Здесь очень подходили к случаю слова, однажды сказанные актрисой: «Велик тот артист, который заставляет зрителей забыть о деталях ».

Пожалуй, все понимали, что ее звезда скоро закатится, но никто не думал об этом, когда она произносила со сцены свои монологи. Незадолго до своей смерти она назначила шести самым красивым актерам театра нести на похоронах ее гроб, который на этот раз она собиралась использовать по назначению. Ее не стало 26 марта 1923 года. После себя она оставила огромное количество воспоминаний современников, противоречивые рецензии знаменитых критиков, книгу собственных мемуаров. Последняя, впрочем, совсем не отвечает на вопросы любопытных, укрывая жизнь актрисы вуалью дразнящей тайны. Сара Бернар считала, что «легенда всегда берет верх над историей», и старалась следовать этому. И снова преуспела, став самой легендарной актрисой своего времени. Сколько было в этом таланта, а сколько скандала, теперь уже никто точно не скажет. Да и можно ли упрекать женщину за желание быть любимой, неповторимой и божественной?

Имя: Сара Бернар (Sarah Bernhardt)

Возраст: 78 лет

Место рождения: Париж, Франция

Место смерти: Париж, Франция

Деятельность: актриса театра и кино

Семейное положение: была разведена

Сара Бернар - биография

Сару Бернар называют первой суперзвездой мирового масштаба: почти полвека имя Сары Бернар не сходило со страниц газет и журналов. Во времена, когда не существовало ни Интернета, ни телевидения, добиться такой популярности практически невозможно. В ее честь Сары назван кратер на планете Венера, сорт пиона.

Сара Бернар прославилась не только благодаря своему уникальному актерскому таланту: она постоянно поражала современников эпатажными выходками и шокирующими привычками. К примеру, актриса любила проводить время... в гробу.

Она не видела в этом ничего странного: гроб был для нее чем-то вроде счастливого талисмана. Он появился в жизни юной Сары, когда врачи поставили ей диагноз туберкулез. Девушка, уверенная, что жить ей осталось недолго, очень беспокоилась о том, как будет выглядеть после смерти.

Она уговорила мать купить роскошный гроб, расшитый атласными лентами, и выбрала платье, в котором ее должны были похоронить. После этого Сара чудесным образом выздоровела и сохранила нежную привязанность к атрибуту смерти, уверенная, что он сыграл не последнюю роль в случившемся чуде.

Биография Сары Бернар началась с её появлением на свет в 1844 году в Париже, городе свободных богемных нравов. Полное настоящее имя полученное при рождении - Генриетт Розин Бернар. Мать Сары была «дамой полусвета» - так называли куртизанок, существовавших за счет богатых покровителей. Она была привязана к дочери, однако понимала, что девочке не место среди окружавших ее любителей плотских удовольствий, поэтому Сара большую часть детства провела, меняя нянь и пансионы.


Самым большим счастьем для девочки были редкие встречи с матерью. Она мечтала, что когда-нибудь мама заберет ее домой навсегда, но после очередных каникул Сару снова возвращали в пансион. Однажды в момент отъезда матери девочка бросилась вслед за каретой, упала на мостовую и сломала руку. После этого ее мечта сбылась: она провела с мамой несколько счастливых месяцев.

Чтобы обуздать неукротимый нрав девочки и привить ей благородные манеры, ее решили отдать в школу при монастыре. Но даже монашеская дисциплина не помогла сделать благовоспитанную даму из того сорванца, которым была Сара. Ее бросало из крайности в крайность: она то молилась до исступления и мечтала посвятить всю свою жизнь служению Господу, то подбивала других воспитанниц на очередную проказу.

Как-то Сара умудрилась организовать настоящий побег из монастыря, выбравшись с подружками из окна по связанным простыням. В конце концов, монахини настоятельно порекомендовали матери Сары забрать ее домой.


Добившись долгожданной свободы, Сара, которой, как обычно, овладел дух противоречия, вдруг почувствовала страстное желание стать монахиней. Когда ее мать собрала совет из друзей и родственников, чтобы решить дальнейшую судьбу девочки, Сара выбежала на середину комнаты, в отчаянии заломила руки и, упав на колени, стала исступленно твердить, что не хочет быть куртизанкой, а мечтает уйти в монастырь. Присутствовавший на совете герцог, покровитель матери девочки, воскликнул: «Да ей нужно не в монастырь, а на сцену!»

Сара Бернар - театральная биография

В этот же вечер герцог отвел девушку в «Комеди Франсез». Сара, впервые оказавшись в настоящем театре, еще до начала спектакля пришла в необычайное волнение. Когда после третьего удара гонга занавес над сценой начал подниматься, она едва потеряла сознание. Позже Бернар скажет: «Это поднимался занавес над моей жизнью». У нее было четкое ощущение, что с этого мгновения ее судьба изменилась навсегда.

Тем не менее, актерская карьера Сары чуть не завершилась, едва начавшись. Она окончила театральную консерваторию, но режиссеры не спешили задействовать ее в спектаклях. Таланта в ней никто не видел, а внешность ее по тем временам оказалась непрезентабельной.

В моде были дамы с формами, и Сару с ее тоненькой фигуркой считали слишком худой и даже прозвали «шваброй». Единственными козырями девушки были копна вьющихся рыжих волос и пронзительные дерзкие голубые глаза.

Из-за своего бунтарского нрава Сара потеряла первое место в театре, куда ее устроили по протекции. Оставшись без средств к существованию, она была вынуждена вести ту же жизнь, что и ее мать, даря свою благосклонность богатым покровителям.

Однако, беззаветно влюбившись в театр, девушка ни на минуту не забывала о своем предназначении. Ожидая, когда судьба даст ей шанс проявить себя, Сара брала уроки актерского мастерства у признанных мэтров сцены.

Сара Бернар - Королева эпатажа

Первый громкий успех пришел к Саре Бернар после роли... юноши. Ее телосложение вполне позволяло играть мужские роли, а ей самой очень нравилось перевоплощаться в представителей противоположного пола. Слава новой звезды французского театра, обладавшей «золотым голосом» и необыкновенной пластичностью, стремительно росла.


За пределами Франции Сару Бернар узнали после первого мирового турне. Ей рукоплескали Европа и Америка, публика в считанные часы раскупала билеты на ее спектакли, а журналисты выстраивались в очередь, чтобы взять у нее интервью.

С ростом популярности все ярче проявлялась присущая Саре с детства эксцентричность. Теперь она могла воплощать в жизнь свои капризы и позволять себе любые чудачества.

Гроб, купленный в юношеские годы, по-прежнему был с ней. Он стоял в спальне актрисы рядом с кроватью, и когда Бернар чувствовала упадок сил, то перебиралась с мягких перин на жесткое ложе. Она отдыхала, учила роли, принимала гостей, лежа в гробу. Поговаривали, что гроб фигурировал даже в ее интимных встречах с мужчинами.


В квартире актрисы царил хаос: повсюду были разбросаны безделушки, пледы, подушки и прочие вещи. В своей спальне Сара разместила скелет, а по дому бегали многочисленные собаки и кошки, подобранные на улице. Попугаи, обезьянка и даже змеи, привезенные из заморских стран, тоже нашли свой приют у актрисы.


Необыкновенная во всем, Сара Бернар даже макияж использовала не так, как все женщины. Она ввела среди актрис моду наносить темный грим на уши, чтобы оттенить белизну лица. Кончики пальцев Сара красила красным, чтобы движения рук казались более выразительными.

О себе актриса писала так: «Я очень люблю, когда меня навещают, но ненавижу ходить в гости. Обожаю получать письма, читать их, комментировать; но не люблю на них отвечать. Ненавижу места людских прогулок и обожаю пустынные дороги, уединенные уголки. Люблю давать советы и очень не люблю, когда их дают мне».

Сара Бернар - последний спектакль

О мужчинах Сары Бернар ходили легенды. По слухам, она покорила чуть ли не всех монарших особ Европы и родила сына Мориса от бельгийского принца. Перед ней преклонялись Эмиль Золя, Виктор Гюго , Марк Твен. Ей дарили яхты, дома и бриллианты, ей посвящали поэмы, из-за нее стрелялись на дуэлях, но...никто не смог ее приручить.

Да, ей нравилось мужское внимание, она часто влюблялась, заводила романы, но никогда не теряла голову из-за мужчин. Она знала, что каждой клеточкой души и тела принадлежит театру.

Ничто не могло сломить ее, актриса репетировала и выходила на сцену в любом состоянии: в лихорадке, после тяжелого гриппа, с переломом... Даже когда после долгого и неудачного лечения в возрасте 70 лет ей ампутировали часть ноги, она не ушла из профессии. Выбирая роли, в которых можно было находиться на одном месте, Сара Бернар продолжала играть в театре.

Когда врачи сообщили Саре, что жить ей осталось недолго, она начала планировать свои похороны как последний спектакль. Снова, как в юные годы, актриса выбрала себе гроб, купила наряд, придумала, как будет проходить церемония... И стала ждать, поражая окружающих мужеством и чувством юмора.

На этот раз чуда не произошло: 26 июня 1923 года мир облетела печальная весть о кончине великой актрисы. В последний путь ее провожали десятки тысяч поклонников, и каждый пришел с букетом камелий - цветов, которые так любила несравненная Сара Бернар.