Бывает ли ложь во благо. Бывает ли ложь во спасение? Что значит ложь во благо


Что такое ложь? Этот вопрос мучает человечество с незапамятных времен. Еще бы! От ответа на него зависит многое.

Не только общефилософские проблемы, например, считать ли субъективную реальность обманом нашего мозга, но и вполне конкретные жизненные ситуации.

Существует ли такое понятие «ложь во благо»? Рассмотрим на примерах.

Случай из практики

Один клиент поделился случаем из прошлого, который сейчас уже считает комичным. В определенный период жизни ему с его невестой пришлось жить в разных городах.

Одним вечером он позвонил ей, как обычно. На вопрос: «Ты дома?», - он получил положительный ответ, также, как и на вопрос: «У тебя все хорошо?».

Вполне рутинная ситуация. Если бы впоследствии он не узнал, что в этот день его невеста была не одна, а в компании с двумя афроамериканцами, студентами местного университета.

Ну, экспериментировала барышня, и все такое. Но самое примечательное в этой истории, что во время выяснения отношений девушка искренне не понимала суть претензий, она же говорила правду!

«Ты дома?» - «Я дома», «Все хорошо» - «Все просто замечательно!».

Отношений не стало, но мой клиент остался в легком недоумении. Действительно, напрямую ему не лгали, но в итоге он оказался обманутым.

Есть ли парадокс?

А ничего парадоксального не было бы, если б мы признали тот факт, что сокрытие информации также является ложью, но только той информации, которая имеет значение, о чем знает лжец.

То есть, я должен быть в курсе, что те сведения, которые я скрываю от другого, значимы для него.

Невеста понимает, что по условиям социальных ритуалов от нее ожидают верности жениху.

Или еще пример, многие понимают, что знать о своих корнях важно, но все равно предпочитают не говорить приемным детям о том, что они приемные.

И это нередко приводит к неприятным случаям, когда ребенок узнает об этом от посторонних. Таких примеров полно.

Вера в “ложь во благо”

Часто мы считаем, что своей ложью можем защитить человека от негативных эмоций. И тут возникает несколько вопросов. Первый - откуда я могу знать, что для другого человека благо?

Мы предпочитаем не говорить истины, чтобы никого не расстраивать, не привлекать внимание. Даже если это мой ребенок. Уверен ли я, что не сказанная правда защитит его, поможет стать сильнее?

Может, боль от полученной информации станет активатором внутреннего роста? Да и давайте будем честны перед собой, часто, когда я говорю о благе другого человека, я имею в виду собственное благополучие.

Например, распространенный миф, что незнание факта измены способно спасти отношения от распада.

Мол, не хочу расстраивать партнера, ведь я так его (ее) люблю, поэтому сокрытие факта измены – чистая ложь во благо. И о чьем благе я забочусь в данном случае? Конечно же, о своем.

Я не хочу признавать деструктивность отношений, неудовлетворенность в них.

Второй момент - это изолированность человека, скрывая свое истинное состояние, свои потребности, он остается наедине со своими демонами. А это уже проблема общественно масштаба.

Мой коллега будет излучать позитив и респектабельность, благополучие во всем, пока его не найдут повешенным в ванной.

Представить себе, что кто-то выбирает такой радикальный способ разрешения трудностей, вместо банального «выговориться», страшно.

Прислушаться и понять

Мы боимся открываться, показывать свою уязвимость. Ведь так удобнее для всех. За улыбками в Инстаграме скрываются нерассказанные истории и боль.

Конечно, каждый найдет для себя тысячи причин того, что безо лжи во благо никуда, она жизненно необходима.

Но что нам стоит, быть немного внимательнее? Для начала к себе. Прислушаться и понять, чего вы хотите на самом деле, скрывая что-то, какую цель имеете.

Быть внимательнее к другому - своему другу, родственнику, коллеге. И тогда, мы найдем способ жизни и построения отношений без лишних конструктов и мифов.

Ложь во благо, ложь во спасение… Что мы вкладываем в эти понятия? Аморальна ли ложь во всех проявлениях, или в некоторых ситуациях более чем оправдана? Многие философы и не только задавались этим непростым вопросом. Попробуем и мы с тобой пофилософствовать!

Мы используем ложь, чтобы избежать неприятностей. Как правило. Опаздывая на работу, мы врём, что стоим в «пробке», застряли в лифте, переводили старушку через дорогу (благо, наша фантазия в целях самосохранения работает на полную катушку). Мы врём родителям. В детстве – чтоб не ругали, в юности – чтоб не волновались, в зрелом возрасте – чтоб поменьше советовали… И, естественно, считаем, что эта ложь – исключительно во благо!

Мы используем ложь, когда не знаем ответа на вопрос и не видим выхода из ситуации. Какой ребёнок не слышал истории об аисте, магазине и капусте? «Вырастет – узнает правду», - так мы думаем. Конечно, узнает! А каким способом? (тут, правда, во внимание надо брать возраст).

А если сыну в седьмом классе задали задачу по геометрии, в которой ты и в школе не очень-то была сильна? Что мы скажем? Правильно: «Ну, посиди, подумай! Здесь всё просто!». Ну, не признаваться же в своей беспомощности, в самом деле? Эта ложь тоже во благо? Во благо кому?

На заре новых отношений мы хотим казаться лучше. И обманываем. Немножко. Совсем чуть-чуть. Или не чуть-чуть. Вот тут бывают интересные моменты! Моя подруга познакомилась с мужчиной, который ей безумно понравился. Тот терпеть не мог курящих женщин и вообще запах табака. Леночка дымила, как паровоз, но соврала, что не курит. И бросила! Вот она, ложь во благо! Причём, во благо всем)))

А иногда до смешного доходит! Было это давно, когда о контактных линзах никто и слыхом не слыхивал. Одна девушка очень стеснялась своего плохого зрения и очков с толстенными линзами, поэтому надевала их только в самых крайних случаях. И, разумеется, молодой человек, с которым у неё завязались отношения, даже не догадывался о такой «мелочи». Ну, подумаешь, соли в чай насыпала вместо сахара, - волнуется, только и всего. Но это ещё не всё! Дело в том, что природа одарила парня огненно-рыжим цветом волос и бровей, которые он регулярно перекрашивал в радикально чёрный. А девушка этого не замечала! Потому как очками пренебрегала. Короче, после свадьбы всё выяснилось, да и то, не сразу. Но семья существует уже тридцать лет, у них взрослая дочь. Любовь сильнее недоразумений! Такие дела!

Или вот, как может быть. Зажигаешь ты, к примеру, в ночном клубе, и вдруг видишь целующуюся парочку. И всё бы хорошо, да только один из фигурантов – муж твоей лучшей подруги! Тут, опять же – варианты. Первый: твоя подруга в это время (якобы) навещает маму в Копейске, а сама в Тунисе греется. Второй: Твоя подруга, беременная на последнем месяце, ждёт своего ненаглядного Сашуленьку со встречи с иностранными партнёрами. Ну, и как быть? Не уверена, что тебе хочется в этом участвовать, да и не велико счастье разлад в семью вносить. Так, что делать-то? Промолчать, или срочно оповещать? Вот и я не знаю… Опять же, если рассматривать вариант номер один, то особых проблем нет. Два сапога – пара. А если – второй? Точно стоит волновать беременную Танечку? Кстати, учти, что если раскроешь глаза подружке на её благоверного, при любом раскладе останешься крайней. И кому эта правда нужна? Тебе?

Ложь в отношениях – тема особая.

Напомню тебе старый бородатый анекдот.

Возвращается не слишком трезвый муж домой под утро. Жена: «Где ты был? Видимо, на совещании? А потом немножко отметили? А потом такси долго не ехало? А помада откуда? Кто-то в лифте прислонился? А это что? Трусы женские в кармане откуда???» Муж: «Дорогая, ты такая умница, ну, придумай что-нибудь сама!»

Ситуация вполне себе жизненная. Один лжёт, другой знает, что тот лжёт и успокаивает себя собственной ложью. Можно сказать, что двое пытаются спасти брак. С помощью лжи. А зачем?... Хотя, это их дело…

Теперь давай, только очень осторожно, затронем тему более деликатную. Итак, человек тяжело болен. Неизлечимо болен. А ему не говорят. Жалеют. Бывали случаи, когда вера, надежда, а вместе с ними и неведение поднимали больных с постели. Но есть и другие! Мы ведь, как правило, случись с нами неприятность или беда, мысленно спрашиваем небеса: «Господи, ЗА ЧТО?». И очень мало кому приходит в голову задать вопрос: «Господи, ДЛЯ ЧЕГО?». Может, человек имеет право задуматься «для чего»? И чудеса случаются! Ведь самое мощное оружие – наше сознание и вера!

«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», «Маленькая ложь за собой большую ведёт», «Ржа ест железо, а ложь – душу», «Что лживо, то и гнило», - так говорят в народе. Но порой мы хотим быть обманутыми. Ну, так уж устроены люди. Тем более, существует множество профессий и родов деятельности, готовых за определённое вознаграждение нам в этом помочь!

Помни, обмануть можно кого угодно, а себя - не получится. Пока! Будь счастлива!

Наверное, все родители рассказывают своим детям, что лгать - нехорошо. Ни один человек не хочет, чтобы его любимый ребёнок думал, что лгать можно. Однако родители никогда не рассказывают своим детям, что существует ложь во благо, хотя многие из них сами зачастую пользуются этим методом. Нельзя точно сказать, хорошо ли лгать в определённых ситуациях, потому что очень часто можно услышать фразу: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

Ложь во благо. Примеры из литературы

Русская литература прошлого века просто пестрит примерами лжи во благо. Эта тема актуальна во все времена, поэтому многие известные писатели тоже затрагивали и развивали её.

Максим Горький написал пьесу «На дне». В ней также была затронута тема лжи во благо. Главный герой пьесы Лука считал, что «сладкая ложь» может облегчить жизнь каждому человеку. Он говорил, что не стоит оглушать человека «обухом» правды. Лука убеждал всех людей вокруг него, что сладкая ложь может помочь человеку поверить во что-то лучшее и тем самым поменять свою жизнь. Он считал, что самообман может помочь переносить любые трудности намного легче. Но стоит отметить, что Лука не отрицал, что даже горькую правду иногда говорить всё же стоит. В пьесе «На дне» часто можно увидеть фразы, которые произносит Лука в адрес ночлежников и других людей, живущих так же, как и они: «Эхе-х… Господа люди! Что же с вами будет?» Несмотря на то, что старец всегда стремился к лучшему, чистому и хорошему, он всё равно с печалью говорил о скорбной жизни человека.

Мнение большинства о лжи во благо

Цитата «ложь во благо» ассоциируется у каждого с чем-то своим. Кто-то может считать, что ложь во благо - единственное правильное решение в сложных ситуациях. Однако другая половина человечества может быть несогласна с этим мнением и утверждать, что лучше всегда говорить правду, даже когда она очень «горькая» и неприятная, чем ложь во благо.

Примеры из литературы открывают читателям глаза на многие вещи. Некоторые люди, которые прочитали пьесу Максима Горького «На дне» могут осудить Луку за то, что он давал жителям ночлежки ложные надежды на светлое и счастливое будущее. Но на эту ситуацию можно взглянуть и с другой стороны. Многие люди в современном мире нуждаются в поддержке своих близких, будь то поступление в университет, женитьба и т. д. Хорошие слова очень часто побуждают людей к каким-либо действиям, пробуждают в них веру в себя и надежду на хорошее будущее.

«Ложь во благо - это хорошо. Но только тому, в чьё благо она совершалась»

Многие задаются вопросом: «Ложь во благо - хорошо или плохо?» На этот вопрос нельзя дать конкретный ответ, потому что он зависит от ситуации и от мотива. Каждый человек по-своему оценивает ложь во благо. Примеры из литературы могут помочь читателям по-другому взглянуть на обман, понять его природу и сформировать мнение, отличное от имевшегося раннее.

В «Капитанской дочери» А. С. Пушкина также встречается тема, касающаяся лжи во благо. В этом произведении можно вспомнить много ситуаций, в которых главным героям приходилось прибегать к обману ради спасения себя и других людей. Примеры к выражению «ложь во благо» в «Капитанской дочке» встречаются несколько раз, и самым ярким из них является обман Гринёва. Он хотел спасти Машу Миронову, которая являлась его возлюбленной, и представил девушку Пугачёву как бедную сироту. Гринёв обманул Пугачёва ради спасения своей возлюбленной, что является ярким примером лжи во благо. Однако стоит отметить, что Гринёв никогда не шёл против чести и лгал, когда оказывался в сложных и опасных для него ситуациях. Но если бы Пугачёв узнал, что Маша - капитанская дочь, над ней бы могли поиздеваться, избить и даже казнить. Поэтому Пётр решил солгать во благо своей возлюбленной для того, чтобы она осталась цела и невредима.

Гринёв и его ложь во благо

Примеры из литературы часто дают почву для размышлений и помогают понять истинное происхождение и характер некоторых эмоций, поступков и действий.

Персонажем, являющимся абсолютной противоположностью Гринёва, является Алексей Иванович Швабрин. Для него не существовало таких понятий, как доброта и правда. Он часто клеветал на Машу Миронову, а также оговорил Гринёва. Враньё Швабрина нельзя назвать ложью во благо, потому что его обман сыграл положительную роль только для него самого, но не для других людей.

Ложь во имя добра и зла

В «Капитанской дочке» есть несколько примеров лжи. Первый - ложь Гринёва ради спасения своей возлюбленной. Второй - ложь Швабрина и клевета на Машу Миронову, которая принесла другим людям только лишь беды. Поэтому можно сказать, что ложь бывает разной: с добрыми и с плохими намерениями.

Возможна ли ложь во благо? Скорее всего, возможна. Иногда обман может стать для кого-то как в произведении «Капитанская дочь». Однако, если вспомнить пьесу «На дне», то ложь во благо не принесла ничего хорошего, а только лишь усугубила и без того нелёгкую ситуацию. Поэтому можно сказать одно: ложь во благо существует только лишь тогда, когда она совершается с добрыми намерениями.

Иудина правда погибельна, а ложь иногда необходима. Вынужденно необходима. Сказать, что она спасительна, было бы неверно. Ведь в ситуации, когда к Вам подбегает человек с дубиной, есть ещё один вариант поведения - быть мучеником правды и ответить: «Здесь был человек, я знаю, где он, но не скажу, даже если мне придётся умереть». Вопрос только в том, все ли способны на это?

Протоиерей Георгий Горбачук, ректор Владимирской духовной семинарии, настоятель Спасо-Преображенского храма у Золотых Ворот, Владимир

Всегда ли спасительна правда?

Ответ, казалось бы, очевиден. Ложь - это грех, следовательно, она не может быть спасительна.

Но всё ли так однозначно? Всегда ли спасительна правда?

Давайте обратимся к Евангелию. Иуда не солгал. Он не Петра поцеловал, сказав, что это Иисус, и не Фому… Но правда, сказанная не вовремя, не для пользы, не для добра, является предательством и считается тягчайшим грехом. Такая правда - прямой путь в ад и она не может быть спасительна.

А если правда не всегда спасительна, логично предположить, что иногда лучше солгать, чем сказать правду.

Чтобы пояснить это утверждение, приведу следующий пример.

В советское время меня неоднократно вызывали в Комитет государственной безопасности для «проработки» (он располагался в здании, где теперь находится Владимирская духовная семинария). Как-то раз мне показали список фамилий и спросили, крестил ли я названных там людей.

Если бы я сказал правду и признался в совершении таинства, людей, занесённых в список, стали бы прорабатывать на партийных собраниях, лишили бы премий, сняли бы с очереди на квартиры и т. д. Поэтому я ответил сотруднику КГБ, что не крестил названных в списке, и объяснил суть проблемы следующим образом: «Мимо меня бежит человек в большом страхе, я вижу, как он прячется в кустах. Вскоре прибегает другой, с дубиной в руках, и спрашивает: «Не пробегал ли здесь кто-либо?» Если я покажу неверное направление, спрятавшийся будет спасён. Поэтому я отвечаю: не крестил никого из указанных Вами лиц». Он негодовал, но дело на том и закончилось.

Итак, Иудина правда погибельна, а ложь иногда необходима. Вынужденно необходима. Сказать, что она спасительна, было бы неверно. Ведь в ситуации, когда к Вам подбегает человек с дубиной, есть ещё один вариант поведения - быть мучеником правды и ответить: «Здесь был человек, я знаю, где он, но не скажу, даже если мне придётся умереть». Вопрос только в том, все ли способны на это?

Протоиерей Александр Сорокин, настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери, председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, Санкт-Петербург

Определить «наименьшее зло»

Если кто думает, что «ложъ во спасение» - цитата из Библии, то он ошибается. Это искаженная цитата из 32 псалма: Не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Ложъ конь во спасенiе, во множестве же силы своея не спасется (Пс 32:16–17), по-русски: Ненадежен конь для спасения. Ложъ - в данном случае славянское краткое прилагательное мужского рода (в русском Синодальном переводе оно и переведено как «ненадежен»). Речь идет, как мы видим, о коне, однако в пословицу вошел совсем другой смысл. Другой пример употребления того же слова (и снова в Псалтири) - это псалом 115: Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложъ (Пс 115:2), то есть опять-таки «ненадежен». Мне кажется, когда мы стоим перед вопросом «лгать или не лгать» и при этом в пользу «лгать» нас склоняют различные соображения о благе или преодолении какого-то вреда, мы сталкиваемся с классической ситуацией выбора «наименьшего зла». Мы-то знаем, что в принципе, лгать - плохо, это грех, за это так или иначе если не угрызает, то укалывает совесть. Но бывают ситуации, когда на противоположной чаше весов («не лгать») оказываются перспективы еще худших последствий. Главный вопрос здесь, как всегда, в том, чтобы определить, что есть в той или иной ситуации «наименьшее зло». В самом ли деле данное конкретное вранье будет меньшим грехом и принесет меньше вреда, чем «правда-матка», которую человек готов «резать» по полной программе при любом раскладе? Не говоря уже о том, что совестливому человеку лгать даже «во спасение», даже в какой-то небольшой мелочи трудно и дискомфортно, так что обманывает он зачастую довольно неумело, и в конечном итоге от этого может выйти еще большее зло.

Если конкретизировать проблему, то нужно сказать, что ложь «в свою пользу» запретна, и прежде всего потому, что чаще всего «применяется», чтобы избежать неприятных последствий, наказания за преступление или расплаты за какую-либо ошибку. Допустимо солгать ради спасения жизни ближнего, укрывая его от преследования; иногда допустимо уклониться от истины, говоря о диагнозе смертельно больному человеку (подчеркиваю - иногда, так как очень многое зависит от самых разнообразных дополнительных обстоятельств). В целом же, если «ложь во спасение» и можно в каких-то конкретных редких ситуациях оправдать любовью к ближнему, то вообще она является весьма опасным инструментом, «замыливающим» глаз между любовью к ближним и неким «благом» по собственному разумению.

Священник Иоанн Охлобыстин, сценарист, писатель, Москва

В черном белого быть не может

Мне кажется, говоря о лжи, надо четко разграничивать два понятия - «ложь» и «утаивание». Ложь во спасение невозможна, а вот утаивание - да, в некоторых случаях оно, действительно, спасительно. Предположим, человек смертельно болен - это форс-мажорная ситуация, в которой сокрытие страшной правды - иногда единственный способ не дать ему пасть духом.

Но все-таки очень непросто самостоятельно, полагаясь лишь на свое представление о благе, решать, будет ли ложь в конкретном случае спасением. Мир существует по определенным законам, и событийный ряд - проявление этих законов, соответственно, он находится под патронажем Бога. Так или иначе, если ситуация произошла, значит она угодна Господу, либо спровоцирована нашими же поступками по попущению Божьему. Говоря неправду, мы коверкаем истину: в черном белого быть не может.

Протоиерей Георгий Блатинский, настоятель храма Рождества Христова и святителя Николая Чудотворца, Флоренция, Константинопольский Патриархат

Ложная правда

Нет, я считаю, что ложь, под каким бы соусом она ни подавалась, недопустима. В Евангелии написано, что отец лжи - дьявол (Ин 8:44). Если мы творим ложь, думая, что спасаем кого-то или что-то - это обман. Ложь, а другими словами лукавство, к добру привести никого и никаким образом не может. Лукавство Духом Святым не совершается. Поэтому нужно стараться не допускать лжи в наших речах или поступках.

Но, конечно, бывают в жизни ситуации, когда правда, сказанная в лицо, может сильно задеть человека, причинить боль. В таком случае, я предпочитаю просто не говорить ничего, отложить правдивый разговор до другого раза. Думаю, что не сказать - это, в редких случаях, все же возможный путь. Я бы очень хотел и этого не делать, но в жизни не все получается так, как хочешь. Поэтому я оставляю для себя эту возможность на крайний случай.

Протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии, Нижний Новгород

Истлевшие лохмотья глянцевой лжи

Я понимаю, что люди, употребляющие выражение «ложь во спасение», чаще всего имеют в виду сокрытие или искажение настоящего положения дел ради душевного покоя, например, людей тяжело больных или еще в каких-либо критических ситуациях. В делах, когда невыгодно открывать правду, но от неведения никто не пострадает. То есть не имеется в виду какое-то сознательное предательство, служение «отцу лжи и главному лжецу».

Подобное, увы, возможно в нашем падшем мире, и от этого очень печально. Например, дипломатия (как дипломатия человеческих отношений, так и международная) тоже часто является «ложью во спасение». Применение этого приема и есть одно из свидетельств невыносимой разделенности нашего мира. Как смертная казнь - «необходимое, неизбежное зло», убийство во имя «счастья» оставшихся в живых. И душе остается только скорбеть и плакать о том счастливом времени, когда не надо будет прятать правду в истлевшие лохмотья глянцевой неправды.

При этом «ложь во избавление» - это и есть зло. Ложь есть ложь, и отвечать за нее надо как за грех. Например, Великая княгиня и преподобномученица Елисавета Феодоровна в своей Марфо-Мариинской обители старалась приложить усилия сердца, чтобы приготовить безнадежно больного человека к христианской кончине, нежели оставлять его в неведении о своем трагическом положении.

Священник Евгений Лихота, настоятель Свято-Христорождественской церкви, Брест

Нельзя врать Богу

Мы живём в мире, который лежит во зле. В нём часто действуют законы греховных сплетений, где ложь порождает ложь. Христианство предлагает вариант разорвать цепь лжи - покаяние. Другой вопрос - говорить ребёнку о том, что он скоро умрёт? Является ли ложью сокрытие правды или умолчание о правде? Это дело совести каждого.

Авва Дорофей в своих поучениях писал, что «когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а должен каяться и плакать перед Богом и считать такой случай временем искушения».

Мне кажется, проблема современных людей - разорвать круг лжи в их собственной жизни. Человек надевает одну маску в общении с близкими, другую - на работе, ещё одну - в кругу друзей, и, самое страшное, он надевает маску, когда начинает читать молитвенное правило или идёт в церковь. Он начинает врать Богу и теряет себя. В этой лжи распадается его собственная душа. Насколько человек духовно развивается, настолько же он освобождается от всякой лжи.

Священник Александр Рябков, клирик храма святого великомученика Димитрия Солунского, Санкт-Петербург

С какой целью произнесена неправда?

Сказанная один раз неправда - это еще не сама ложь. Всякий может споткнуться, испугаться, попасть под давление более сильного. Ложь - это внутренняя установка, сложившееся мировоззрение или даже намеренное служение «отцу лжи». В основе лжи лежит неправильный жизненный ориентир. Поэтому нужно различать - с какой целью произнесена неправда?

Если я скрываю местоположение человека от людей, которые хотят подвергнуть его насилию, будет ли это ложью? Нет, потому что в основе есть желание послужить правде. Разве служили лжи герои-подпольщики, не выдавая своих товарищей? А будем ли мы служить лжи, если будем беречь своих детей от разлагающей информации? Конечно, нет. Но если мы в процессе их воспитания не будем исправлять свои недостатки, а просто всеми средствами скрывать их, - это будет ложью. Будем ли мы служить лжи, сберегая человека, ставшего на путь исправления, от прежних развращающих его связей? Нет, мы, например, вправе сказать старым дружкам, что того, за кого мы боремся, нет дома или он уехал.

Но можем ли мы не говорить человеку, что он смертельно болен? Если человек болен нравственно, нельзя от него это скрывать. Если человек болен физически и дни его сочтены, он тоже должен быть об этом извещен. Ему надо примириться с Богом, ближними, осознать реальность встречи с иным миром и быть готовым к ней. И часто в этой ситуации близкие выбирают путь «заговаривания зубов». «Мы его обманываем ради него». Но здесь есть лукавство. Создать человеку покойную атмосферу осмысления пройденного пути и расположить его к покаянию - большая и серьезная работа. И мы не хотим взваливать на себя еще и этот психологический груз.

Архимандрит Алексий (Шинкевич), ответственный сотрудник Белорусского экзархата по связям со СМИ, Минск

Промолчать ради любви

К сожалению, в пастырской жизни бывают такие ситуации, когда приходится не говорить истинную правду, но только в тех случаях, когда она опаснее и губительнее лжи. Но не менее ответственна ситуация, когда приходится открывать истину, как бы нелицеприятна она ни была. Решение об умолчании требует особых нравственных борений и переживаний. Вспоминаются слова отца Павла Флоренского, который заметил, что даже истина, даже правда - антиномична, противоречива.

Ибо не может быть у Бога неправда (Иов 34:10).

Здесь нужно иметь особое духовное рассуждение, содействующий истине и правде особый внутренний голос Божий, или, как говорит апостол Иоанн, здесь нужен ум, имеющий мудрость (Откр 17:9).

Иеромонах Никон (Бачманов), преподаватель Ставропольской православной духовной семинарии, Ставрополь

Ложь - то, чего нет

Для человека размышляющего ответ очевиден, никакой грех (а ложь - это грех) не может нас сделать ближе к Богу, т. к. ложь есть злой вымысел сатаны, ложь - это, по сути, то, чего нет. Священное Писание осуждает ложь в любой форме: всякая неправда есть грех (1 Ин 5:17). Но вот когда приходится спускаться из области размышлений к реалиям жизни, то наша падшая природа подводит. Всякий человек лжив (Рим 3:4), говорит нам апостол Павел о нашей природе. Здесь, однако, нет противоречия. Если мы обратимся к Священному Писанию и житиям святых, то увидим, что в них ложь и хитрость либо однозначно осуждаются, либо имеют плачевные последствия. Например, ветхозаветному Иакову за обман отца пришлось долго терпеть скитание вдали от родного дома и ненависть брата. Да и сами каноны церковные не освобождают от ответственности тех, кто хотя и по нужде, но согрешил обманом (Последование о исповеди. Требник). Сказать, безусловно, возможна ли ложь во спасение, - нельзя. А вот на вопрос, приведет ли ложь к спасению нашей души, ответ однозначный - нет! «Ложь заключает двери к молитве. Ложь изгоняет веру из сердца человека. Господь удаляется от человека, творящего ложь» (свт. Феофан Затворник).

Бывает ли на самом деле ложь во благо? Чем можно оправдать ложь, сказанную в лицо? Сторонники честности и открытости определенно заявляют, что ничем. Ложь – это большой грех на душе и тяжесть на совести. Человек, который осмелился врать, должен потом постоянно помнить о своей лжи, искать ей подтверждение, а значит, врать снова и снова. Выйти из порочного круга будет очень тяжело и лучше бы сразу покаяться, рассказать всю правду, очистить совесть.

Когда ложь – спасение

Но жизнь нельзя загнать в рамки только лишь хорошего или плохого, она многогранна и представлена множеством оттенков. Поэтому те, кто мыслит крайностями и следует слишком строгим принципам, в конце концов, оказываются перед настоящей дилеммой. Ложь относится к подобным понятиям. Как можно сказать у постели больного, что жить ему осталось несколько месяцев, если надежда на выздоровление – единственное, что пока помогало ему справляться с болезнью? И как рассказать маленькому ребенку, что его мама неродная ему? Или признаться пожилым родителям, что их сын ведет совсем не ту честную жизнь, о которой рассказывает?

Иногда ложь – это средство защиты для человека, которому врут. Ведь правда нужна далеко не в каждом случае. Иногда правда – это единственное, что может навредить и даже . В этом случае мудрее, милосерднее прибегнуть ко лжи, тем более, если есть надежда, что правду никогда не узнают, а ложь может спасти чью-то жизнь.

Что выбрать – ложь или правду?

Правда должна быть более предпочтительна для всех типов отношений: дружбы, семьи, родственных связей, деловых отношений. В жизни именно правда является спасительной для людей в большинстве ситуаций, она позволяет создавать доверительные отношения, быть открытым и честным, жить в мире с собой и с другими людьми. Но спасительную силу лжи тоже нельзя отметать для некоторых ситуаций. Нельзя разрушать семьи или дружбу одним неосторожно сказанным словом только потому, что слово это правдиво. Оставлять события в прошлом, забывать обиды, молчать о некоторых неприятностях – это тоже часть человеческой жизни, которая позволяет людям долгое время оставаться вместе.

Человек сам должен оценивать каждую ситуацию и принимать решение, как лучше, добрее и милосерднее поступить в каждом конкретном случае: сказать правду или же скрыть ее. Ведь важно не только всегда быть абсолютно правдивым и честным, но и быть, прежде всего, добрым и мудрым человеком, не навредить другому, но сделать все для его блага.