Фавн в римской мифологии. Смотреть что такое "Фавн" в других словарях. Сатиры и фавны

Мифологические существа народов мира [Магические свойства и возможности взаимодействия] Конвей Динна Дж.

6. Сатиры и фавны

6. Сатиры и фавны

Несмотря на то, что многие не видят разницы между фавнами и сатирами, темперамент представителей этих двух видов существ и легенды о них имеют огромные отличия. Сатиры даже более, чем кентавры, символизируют преобладание сексуального желания человека над его интеллектом. Люди часто говорят о том, что испытывают любовь, хотя на самом деле подразумевают желание. Мы позволяем нашим гормонам втянуть нас в отношения, которых лучше было бы избежать, и когда интеллект в конечном итоге берет верх, а это обычно происходит после того, как нами воспользовались каким-либо образом, мы смущаемся своей собственной глупости.

Фавны, напротив, олицетворяют нормальное отношение к сексуальным эмоциям, на которые оказывают влияние и гормоны, и интеллект. В этом случае человек не бросается безоглядно в новые отношения, а дает им время для естественного развития, и секс, вместо того чтобы быть единственным связующим звеном, становится дополнением крепкой дружбы.

В греческой мифологии сатиры были рогатыми божествами дикой природы, следовавшие за богами Паном, Дионисом и Бахусом. У них были тело, руки и половые органы мужчины, а также раскосые глаза, приплюснутые носы, заостренные уши, ноги с раздвоенными копытами, маленькие рожки и хвост козла. Их тела были в основном покрыты жесткой курчавой шерстью, их лица с плоским или вздернутым носом и низким лбом скорее напоминали обезьяньи, чем человеческие. Им нравилась музыка, танцы, смертные женщины, лесные нимфы и вино. Считалось, что они сохраняли свой вид, насилуя лесных нимф. Водяным нимфам эта опасность не угрожала, так как сатиры боялись воды. Они были очень злостными шутниками, разгоняли стада овец и пугали одиноких путников, а также получали удовольствие от пьяного вандализма, который часто приписывали людям.

Гесиод писал, что сатиры в основном были ленивыми, бесполезными существами, которые делали лишь то, что доставляло им удовольствие. Некоторые мифы утверждают, что сатиры были братьями лесных нимф и куретов. Древнегреческий поэт Нонн писал, что сатиры были родственниками кентавров.

Сатиры чаще всего обитали в чащах лесов, где им нравилось танцевать под музыку своих флейт, называемых сиринксами. Их особый танец был известен под названием «сикиннис», а чтобы его исполнять, требовалась резвость коз.

Как и бог Дионис, образ сатиров был связан с короной из плюща, тирсосом (жезлом), виноградом, рогом изобилия и змеями. В своем подземном аспекте Дионис был известен как Меланайгис (имя, которое связано с тем, что он носил черную козью шкуру) и трубил в рог-трубу. Этой ипостаси Диониса поклонялись во время старейшего афинского религиозного празднества Апатурия («Пир всеобщего родства»). Менады, смертные женщины, принимавшие участие в оргиях, посвященных Дионису, добровольно отдавались сатирам.

В римской мифологии сатиров иногда изображали с козьими ногами, в остальных случаях это были юноши, сопровождавшие Бахуса. В человеческом облике у них были заостренные уши и маленькие рожки на головах, они были одеты в шкуру пантеры, а в руках держали флейты. Римских сатиров считали более добрыми и менее агрессивными в навязывании своих сексуальных желаний женщинам.

Римские силени по темпераменту напоминали сатиров, но внешне отличались – это были юноши с конскими ушами и хвостами. (См . главу 5.)

Письменные свидетельства того, как людям удавалось увидеть сатиров, – большая редкость. Святой Иероним писал о том, что одного сатира поймали живым во времена правления императора Константина. Он выглядел как человек, но у него были козьи рога и ноги. Его выставляли на обозрение людей, пока он не умер; затем существо поместили в соль, чтобы лучше сохранился, и доставили императору Константину, чтобы у него было свидетельство существования сатиров.

Средневековый писатель Андрованд утверждал, что много сатиров обитало в Ирландии.

: человек, чье существование заключается в вечеринках, веселье, сексуальных связях и алкоголе. Тот, кто будет навязывать свои сексуальные ухаживания другому. К этой категории относятся насильники, а также те, кто преследует детей и подростков.

Магические свойства : Сфера деятельности сатиров – это музыка, танцы, занятия любовью. Они укрощают похотливые и необузданные эмоции. Помогают научиться, как обращаться с неприятными, помешанными на сексе людьми. Вызывая сатиров, исключите употребление наркотиков, алкоголя и других стимулирующих веществ.

В римской мифологии также был известен другой, более добрый вид сатира, называемый фавном. Согласно более позднему описанию, эти лесные духи были полулюдьми-полукозлами, у них были изогнутые бараньи рога, заостренные уши и козлиный хвост.

Однако в более ранних описаниях они представлены как существа с оленьими ногами, хвостом и ушами и телом и лицом молодого мужчины. Торс и руки были безволосыми, а ноги были покрыты гладкими волосами. Спутники бога Фаунуса (супруга богини Фауны), фавны жили в диких лесах. Эти нежные создания заманивали людей на свои лесные пирушки, а не преследовали их, как сатиры. Обычным делом было увидеть компанию нимф и фавнов, танцующих вместе. Музыка, которую играли фавны, иногда ночью выманивала женщин из домов и заставляла их танцевать обнаженными в лунном свете.

Фаунус, известный также как Луперкус, был италийским богом сельской местности. Римляне отождествляли его с греческим богом Паном, но на самом деле Фаунус очень от него отличался. Он изобрел шоум, музыкальный духовой инструмент типа гобоя, и фавны виртуозно на нем играли. Фаунус, которого одни источники называли внуком Сатурна, другие – потомком Марса, считался богом предсказаний. Когда-то этому богу был посвящен остров Капри.

Исконно италийский бог лесов Сильванус был популярен в римской Британии. Иногда его называли Каллириус (Король лесов). В Британии его изображали с молотами, котелками и секатором в руках, инструментом настоящего лесника. Его ассоциировали с оленями.

Подобное лесное божество, Дикий пастух, часто встречается в валлийских мифах, таких как «Килхух и Олвен» и «Госпожа Фонтен». В этих преданиях он описывается как черный гигант с огромной дубиной. Он является хранителем лесных животных, первозданных лесов и мудрым советчиком. Одно из его ранних кельтских имен – Цернунн (Рогатый).

Психологические характеристики : положительные – любовь к природе и всему, что с ней связано. Отрицательные – удовольствие от ужаса других; замечают, что он считает своих сексуальных партнеров.

Магические свойства : стихия фавнов – это земледелие, стада, пчелы, рыболовство, сады и палисадники, животные, плодородие, природа, леса, музыка, танец, медицина, предсказания. Фавнам свойственна мягкость в отношениях.

Английский пука и пак

Английский пука был лесным человекоподобным существом, относящимся к царству фей. Название «пука» образовано от английских слов spook – привидение и Puck. «Уведенный пукой» было часто употребляемым выражением, означающим человека, сбившегося с пути, которого ввел в заблуждение пука. Хоть английский пука и озорной, но он не распутный.

В самой Британии это существо стало известно как пак, лесное создание, причиняющее различные неприятности. Пак был безвредным эльфом, от его имени образовалось английское слово puckish, что в переводе значит «озорной, проказливый». Эйто утверждает, что именем и характером пака позже был наделен Робин Гудфеллоу. Паку, обладавшему способностью перевоплощаться, нравилось помогать людям, если они ценили и признавали его существование. Однако тех, кто насмехался над своими возлюбленными, пак не любил, а часто даже наказывал.

Паку, внешне напоминавшему пикси своими заостренными ушами, нравилось носить зеленый облегающий костюм. Он дружил со всеми феями и лунными ночами играл на флейте из ивовой веточки, а феи танцевали под его музыку. В отличие от Пана, покровительствовавшего домашним животным, пак оберегал лис, зайцев, белок и других диких животных. Однако пак также уделял внимание и помогал всем растениям и животным, населяющим леса и поля.

Валлийский пука – аналог английского пака. Кум пука считается одним из его любимых мест. Валлийские пука безобразны, сварливы и часто ссорятся между собой. В отличие от других пука, валлийские представители этих существ проникают в дома людей через печную трубу. Валлийцы утверждают, что Шекспир создал образ пака, взяв за основу их пуку.

В скандинавских и германских странах пука известны под именем Корнбок; считается, что у них тело козы, и внешне они, возможно, напоминают фавнов. Они помогают выращивать зерновые и кукурузу, но если у них появляется возможность испортить или украсть урожай, они не преминут ей воспользоваться. В древненемецком языке пак известен как путц, или бутц, а в Исландии его называют пуки и считают злым духом.

Корнбок (пука)

Психологические характеристики : положительные – существо, обладающее искаженным, но безвредным чувством юмора; тот, кто чувствует особую близость с землей и ее созданиями. Отрицательные – тот, кто любит разыгрывать других, но избегает ответственности, если что-то пошло не так, как было задумано.

Магические свойства : символы пака – флейта, дикие животные, танцы и музыка. Наказывает тех, кто бросил возлюбленного. Взывайте к паку, чтобы научиться тонкому чувству юмора. Озорной, но всегда готов помочь.

Джек в зеленом

В Англии в сельской местности также обитал другой вид существ, известных как Зеленые люди. У этих существ, напоминающих фей, было человеческое тело зеленого цвета, и они носили откровенные наряды из листьев. Зеленые люди, безобидные для всех, кроме лесорубов и егерей, ухаживали за деревьями в густых лесах. Простые люди редко видели Зеленых людей.

Еще одним видом Зеленого человека был кельтский Цернунн, бог лесов, животных и плодородия. В древневаллийском языке его имя было Ардду (Темный), Ато или Рогатый бог.

Джек в зеленом – известный по многим преданиям британский лесной дух. Как и Лесовик (Woodwose), он был хранителем хвойных и лиственных лесов. Его часто изображали на резных орнаментах потолков в церквях смотрящим сквозь листья.

В Шотландии и Корнуолле обитали низкорослые худые существа мужского пола, известные как Коричневые люди или Болотные люди. У них были медно-рыжие волосы и одежда из коричневой листвы болотных растений, позволявшая им быть незаметными. Хотя они спокойно относятся к людям, они стараются избегать их, когда это возможно. Их задача – защищать и кормить животных, обитающих на болотах.

В Германии и некоторых районах Скандинавии жили Дубовые люди, охранявшие священные дубовые рощи. Хотя они не дружественно настроены по отношению к людям, они не стараются причинить им вред.

Психологические характеристики : положительные – тот, кто чувствует потребность оберегать леса. Отрицательные – фанатичный защитник лесов, даже с ущербом для людей.

Магические свойства : защищает леса и деревья, особенно дубы; охраняет диких животных.

Греки называли Пана «Маленьким богом», Рогатым богом природы, Богом с козлиными ногами. Местом его происхождения считают Аркадию. Часто Пан сопровождал Диониса. Возможно, слово panoply , означающее пышные религиозные церемонии, произошло от его имени.

Пан был одним из древнейших греческих божеств и положительной жизненной силой мира. У него было человеческое тело и голова, руки с копытами, ноги, маленькие рожки и длинные уши большого козла. Он играл на своей свирели приятные, притягательные мелодии. Однако ему было известно о силе магических слов, и с помощью своего голоса он вводил людей в заблуждение или управлял ими. Согласно мифам, Пан вступал в связи со всеми менадами, а также Афиной, Пенелопой и Селеной.

В своей более мягкой ипостаси Пан символизировал леса и диких существ, врачевание, садоводство, растения и животных, музыку и танцы, предсказания и занятия любовью. В отличие от сатиров, Пан помогал пастухам и охотникам, если те не обижали его. Однако у него была и темная сторона, и, пребывая в этой ипостаси, он вызывал дикий беспричинный ужас в людях в уединенной лесной или горной местности. Своей магией и ужасным криком он заставлял своих врагов бросаться врассыпную, наполняя их сердца страхом. От такого его поведения произошло слово «паника». От его священной драмы смерти и воскрешения произошла традиционная греческая «трагедия» (греческое слово tragoidos означало «козлиная песня»).

Греки ассоциировали с Паном Египетского бога Амона-Ра и называли его священный город Хеммис Панополисом, «городом Пана». Древние греческие писатели утверждали, что в Панополисе жил сам Пан и многие сатиры. В римском искусстве сатиров изображали с такими же изогнутыми горизонтальными бараньими рогами, как у этого египетского бога.

Психологические характеристики: положительные – Пан является олицетворением порождающих энергий. Таким образом, человек, обладающий чертами Пана, всегда будет использовать свои силы и энергию созидания. Отрицательные – человек, применяющий свою энергию, чтобы вселить страх в других.

Магические свойства : символы пана – музыка, магические слова, леса и дикие существа, целительство, садоводство, травы, танец, пророчества, физическая близость. Пан помогает преодолевать преграды в отношениях. Создает беспричинный ужас – это верно только в отношении лиц, злоупотребляющих алкоголем, насильников и убийц.

В Шотландии живут странные маленькие домовые, известные как уриски. Эти одинокие создания были полулюдьми-полукозлами. Обычно они обитали вокруг заброшенных водоемов, но иногда искали компании людей. Хотя одной из их шуток было преследовать ночью путников и пугать их, иногда они перебирались жить поближе к домам людей. Считалось, что уриски приносят удачу, так как они помогали выполнять работу на ферме и пасти коров. Обычно уриски жили по одному, но в некоторых случаях они собирались группами. Хотя неясно, в каких случаях происходили эти встречи – вероятнее всего, уриски, как и фейри и другие земные существа, собирались в дни равноденствия, солнцестояния и других четырех языческих праздников.

Психологические характеристики : положительные – человек, обладающий удивительным взаимопониманием с животными. Отрицательные – тот, кому нравится пугать других.

Магические свойства : приносит большую удачу. Вызывайте уриска, как и Пана, когда нужно вылечить животных и помочь в саду.

Иногда утверждали, что славянский, а точнее русский, лесной дух, известный как леший, напоминал сатира человеческим телом и козлиными рогами, ушами и ногами. Возможно, это одна из ветвей вида леших, так как другие представители этого вида существ в основном населяли водоемы и прилегающие к ним территории. Лешие, населяющие леса, являются их хранителями. Они наиболее активны весной и летом на закате и на рассвете. Они никогда не причиняют людям физического вреда, но любят заманивать и бросать их в чаще леса. Слово «леший» относится и к славянскому Хозяину лесов, и к множеству лесных духов, населяющих леса Прибалтики. Некоторые из них являются опасными, злобными существами, тогда как другие просто шаловливы. Люди, однако, могут почувствовать их присутствие, как только эти существа приближаются. Лесники и те, кто хорошо знает лес, говорят, что лешие – очень худые существа с синей кожей, зелеными волосами и глазами.

Лешие предпочитают жить в самых глухих частях леса. Они не терпят вторжения на территории, которые считают своим царством, и пытаются увести путников подальше. Зимой, когда земля покрыта снегом, леший заметает следы, чтобы не было видно тропы. В другие времена года они так запутывают путников, что те все глубже и глубже уходят в лес и безнадежно теряются.

Лесники утверждают, что всегда можно понять, когда леший преследует человека: кажется, что деревья движутся и обступают путника, появляется странное чувство, что за ним наблюдают. Но как бы быстро человек ни обернулся, ему никогда не удастся увидеть лешего, ведь они передвигаются гораздо быстрее людей. Единственный способ сбить его с вашего следа – это надеть обувь на другую ногу, а одежду – задом наперед. Кажется, это настолько запутывает лешего, что его чары разрушаются и человеку удается убежать.

Психологические характеристики: человек, которому нравится намеренно или даже подсознательно давать другим неверную информацию, преподнося ее в форме шутки. Ему также нравится давать плохие советы просто для того, чтобы посмотреть, как вы ему последуете и затрудните себе жизнь. Многие из тех, кто дают этот «плохой совет», делают это со скрытыми мотивами: получить контроль над вами и наблюдать ваши неудачи.

Магические свойства : Помогает защищать леса и деревья, но опасен для человека.

Еще одним видом британских лесных существ были лесовики, или Дикие лесные люди. Их также называли вузер, или узер. Они населяли и оберегали дикие леса. В отличие от Зеленого человека, покрытого листьями, лесовик был покрыт волосами или длинной шерстью и не носил одежды. В литературе XVI и XVII веков есть несколько упоминаний об этих существах, но информации очень мало. В Средневековье их изображения часто использовались в масках. В Восточной Англии они попадались особенно часто, резные изображения лесовиков до сих пор можно встретить в церквях.

Психологические характеристики : положительные – человек, который может жить в обычных социальных условиях, но все же если необходимо, он выделяется из окружения. Отрицательные – тот, кто отдаляется от общества, например, фанатичные или экстремистские сторонники движения за выживание.

Магические свойства : исцеляет и защищает самые дикие леса.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Фавн Фавн

(Fannus). Римское божество, отождествлявшееся с греческим Паном. Он считался сыном Пикуса и внуком Сатурна, обладал даром пророчества, был богом-покровителем земледелия и скотоводства. Впоследствии стали полагать, что фавнов много, как греческих сатиров, и говорили об их близости к нимфам. В честь Фавна справлялись в Риме Луперкалии; Фавн назывался Луперком (Lupercus) как охранитель стад от волков.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ФАВН

(Faunus, от favere, «помогать», также Fatuus, Fatulcus, от fatuor, «быть одержимым», fando, «пророчествовать», Serv. Verg. Aen. VII 47), в римской мифологии бог полей, лесов, пастбищ, животных. Существовали представления как о множественности Ф., так и об одном Ф., женским соответствием которому была Фавна, Фатуя, впоследствии считавшаяся его дочерью и известная как Бона деа (Serv. Verg. Aen. VII 47; VIII 314).
При шуме леса или во сне Ф. давал предсказания, сложенные сатурнийским стихом (Dion. Halic. V 16). Хитростью пойманный Нумой вместе с Пиком, Ф. вынужден был открыть ему, как следует отвращать молнию Юпитера (Ovid. Fast. Ill 291 след.; Plut. Numa 15). Ф. считался лукавым духом, воровавшим детей, посылавшим болезни и кошмары (Serv. Verg. Aen. VI 775). Как Инуй или Инкуб вступал в связь со всеми животными и соблазнял женщин. Учреждение культа Ф., отождествлявшегося с аркадским Паном, приписывалось Эвандру (Serv. Verg. Georg. I 10). Он отправлялся в гроте на склоне Палатина, называвшемся Луперкалий (от lupus, «волк») (Dion. Halic. I 31; Serv. Verg. Aen. VIII 345) и обслуживался коллегией луперков. В праздник луперкалий (15 февраля) луперки приносили Ф. жертву - собаку и козла. После жертвоприношения луперки, обнажённые, с козьей шкурой на бёдрах бежали вокруг Палатина, стегая вырезанными из кожи жертвенного козла ремнями встречных женщин, что должно было сделать их плодовитыми. Луперкалий были пастушеским праздником очищения и плодородия, отвращения от стад волков и, возможно, были связаны некогда с культом волка, выступавшего как бог Луперк и затем слившегося с Ф. Особенно почитался Ф. крестьянами, как покровитель скотоводства и сельской жизни (Ovid. Fast. II 193; III 315). Считался также одним из царей Лаврента, сыном Пика, отцом Латина (Serv. Verg. Aen. VIII 314).
Е. М. Штаерман.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Фавн

Фавн был добрым, веселым и деятельным богом лесов, рощ и полей. Он бдительно охранял пастушьи стада от хищников, за что пастухи почитали его под именем бога Луперка (защитника от волков)(1) и для его умилостивления приносили в жертву козлов и коз. Ежегодно 15 февраля весь Рим праздновал священные луперкалии, учрежденные, по преданию, еще Ромулом и Ремом, которые в младенчестве были выкормлены волчицей и сами выросли среди пастухов. Святилище Фавна - Луперкал - находилось у грота на Палатинском холме, в котором были найдены пастухом младенцы Ромул и Рем. Начиналось празднование луперкалий с принесения в жертву коз и козлов, причем возле алтаря стояли два юноши, ко лбам которых жрецы - луперки прикасались покрытым кровью жертвенным ножом и немедленно стирали эти кровавые полосы козьей шерстью, намоченной в молоке. При этом юноши должны были смеяться. Закончив обряд жертвоприношения и священного пиршества, жрецы, вырезав из шкур принесенных в жертву козлов набедренные повязки - передники и ремни, которые назывались фебруа(2), с криками и шумом выбегали из Луперкала и мчались вокруг Палатинского холма, нанося удары всем встречным ремнями. Это был древний очистительный и искупительный обряд, и римляне охотно подставляли себя под удары священных ремней, будто бы снимающих с них всю скверну, накопившуюся за год. Женщины, желавшие сохранения супружеского счастья, мира в семье и увеличения семейства, старались непременно получить удар козьего ремня и выходили навстречу бегущим луперкам. Любя и почитая расположенного к ним бога Фавна, римские земледельцы и пастухи праздновали еще и фавналии, которые справляли 5 декабря под открытым небом. Жертвоприношения, состоявшие из вина, молока и заколотых козлов, заканчивались веселым пиром, в котором символически принимал участие и сам веселый и добрый Фавн. В этот день скоту дозволялось бродить по полям и лесам без пастухов, пахотные животные отдыхали, а рабам разрешалось веселиться на лугах и перекрестках дорог. Хотя Фавн был доброжелательным божеством, но иногда он любил позабавиться и напугать человека, забредшего в глубину леса и нарушившего его покой. Любил он нашептывать всевозможные страшные истории спящим. Тем, к кому он был благосклонен, Фавн сообщал свои предсказания особым шелестом листьев. Ведь Фавн был сыном бога Пика и от него унаследовал пророческий дар. Если человек хотел получить ответ на мучившие его вопросы, он должен был без страха, находясь в священной роще, лечь на шкуру принесенной в жертву овцы и получить пророчество Фавна в сновидении. Очень близок к богу Фавну был Сильван, который почитался как бог - покровитель леса. Он так же, как и Фавн, оберегал стада, пасущиеся в лесах, и любил простую пастушескую свирель. Его постоянным спутником был пес - верный помощник пастухов. Сильван также обладал даром пророчества, и иногда из глубины леса раздавался громкий и наводящий страх голос бога, предвещавшего важные события. К празднествам в честь бога Сильвана допускались только мужчины. Женщинам это было строго запрещено. (1. "Волк" по-латыни "люпус".) (2. Отсюда название месяца - фебруарий (февраль).)

(Источник: «Легенды и сказания древнего Рима».)

ФАВН

в римской мифологии главный бог, покровительствующий стадам и пастухам. Он бдительно охранял пастушьи стада от хищников, за что пастухи почитали его под именем бога Луперка, что означало «защитник от волков». В его честь ежегодно 15 февраля (этот месяц назван в честь Фавна) весь Рим праздновал священные луперкалии. Женой Фавна была богиня плодородия лесов и полей Фавна. Ее еще часто называли «Доброй богиней». Она помогала женшинам, не имеющим детей, зачать младенцев, способствовала легкому протеканию родов, заботилась о здоровье матери и новорожденного.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Бронза.
II—I вв. до н. э.
Неаполь.
Национальный музей.

Скульптура Ж. Ф. Ж. Сали.
Мрамор.
1750—51.
Париж.
Музей Коньяк.


Синонимы :

Смотреть что такое "Фавн" в других словарях:

    фавн - фавн/ … Морфемно-орфографический словарь

    - (лат. Faunus) одно из древнейших национальных божеств Италии. Многие чисто итальянские особенности его характера и культа сгладились вследствие отождествления … Википедия

    В римской мифологии бог полей, лесов и гор; обладал даром пророчества; изображался с козлиными ногами и острыми ушами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ФАВН древне римский бог полей и лесов;… … Словарь иностранных слов русского языка

    ФАВН, фавна, муж. (лат. faunus). 1. В римской мифологии лесной полубог, соответствующий сатиру в греч. мифологии (первонач. собств. имя божества, соответствовавшего греч. Пану). «То фавн, угрюмый житель лесов и гор крутых.» Пушкин. 2.… … Толковый словарь Ушакова

    А; м. [лат. Faunus] [с прописной буквы] В древнеримской мифологии: бог полей и лесов, покровитель пастухов и охотников; Пан. * * * Фавн в римской мифологии бог плодородия, покровитель скотоводства, полей и лесов. Фавн соответствует греческому… … Энциклопедический словарь

    Фавн - с козленком. Скульптура Ж.Ф.Ж. Сали. Мрамор. 1750 51. Музей Коньяк. Париж. ФАВН, в римской мифологии бог полей, лесов, пастбищ, животных. Соответствует греческому Пану. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В римской мифологии бог плодородия, покровитель скотоводства, полей и лесов. Фавн соответствует греческому Пану … Большой Энциклопедический словарь

    В мифах древних римлян бог полей, лесов, пастбищ, животных. При шуме леса или во сне Фавн давал предсказания, сложенные сатурнийским стихом. Существовало представление о Фавне как о лукавом духе, воровавшем детей и посылавшем кошмары и болезни.… … Исторический словарь

    Фавн, а (обезьяна); Фавн (миф.бог полей и лесов) … Русское словесное ударение

В мифологии разных народов можно встретить упоминания о созданиях, которые своим внешним видом напоминают гибрид человека и животного. Одним из таких существ является Фавн - это древнее божество Италии, которое было хозяином полей, лесов, рощ и пещер. Он имеет добрый характер, хотя и любит развлекаться, пугая случайных путников. Его сыновья-полубоги - фавны - унаследовали продолжительность жизни и магические способности своего предка.

Основная информация о существе

Первые упоминания о фавнах датированы IV веком до н. э. Под термином «фавн» скрывается сразу несколько существ.

  1. Фавн или Луперк - доброе божество, хранитель леса, рощ, стад и полей. В своих предках он имеет и высших богов.
  2. Фавны - существа полубожественного происхождения. Входят в свиту Луперка и помогают ему защищать природу и доверенных ему животных. По характеру напоминают детей. Являются аналогами сатиров, но имеют более спокойный и рассудительный характер.

Само божество имеет несколько названий:

  • Луперк;
  • Сильван;
  • Силен;
  • Марсий;
  • Паниск.

Такое многообразие имен вызвано тем, что образ Фавна претерпевал значительные изменения на протяжении долгого времени. На него влияли сравнения с сатирами, панами и другими козлоподобными существами.

Внешний вид

В мифологии разных народов встречаются упоминания об антропоморфных существах, . К данной группе и принадлежат фавны.

Описание внешности:

  1. У фавна тело от головы до пояса принадлежит молодому красивому мужчине.
  2. От талии и вниз тело покрыто густой бурой шерстью. Она длинная и жесткая на ощупь.
  3. Ноги оканчиваются козлиными копытами.
  4. Лицо человеческое, но нос слегка сплющен.
  5. На голове оленьи рога и удлиненные уши.
  6. Хвост также олений.

Из-за того, что образ итальянских фавнов смешался с греческим панами и сатирами, некоторые его черты изменились. В более старых источниках он выступает как гибрид человека и козла. Вместо оленьих рогов на лбу у него расположены изогнутые бараньи.

Способности

Фавны - это добрые полубоги, которые не причиняют людям вреда. Они имеют такие способности:

  • талант к музыке, танцам и песням;
  • живут они вечно, но их можно убить;
  • обладают даром предсказания;
  • дружат с нимфами и защищают их;
  • умеют насылать видения и галлюцинации;
  • из подручных материалов создают музыкальные инструменты;
  • умеют завлекать путников в чащу леса к себе на праздник;
  • могут даровать вдохновение и творческие способности смертным людям;
  • охраняют стада и обеспечивают плодородие почвы.

Этим созданиям поклоняются пастухи, поэты и музыканты. Они выступают защитниками искусства и вдохновляют людей на новые свершения.

Существуют легенды, согласно которым к ним обращались молодые женщины, если долго не могли забеременеть. Они приносили им дары в виде вина и сыра и просили одарить их ребенком.

Образ жизни

Фавны предпочитают все время проводить в чаще леса или на опушках. Там они водят хороводы с нимфами и устраивают музыкальные состязания.

Любят природу и защищают ее. Однако если срубить деревья в лесу, где живут фавны, то это может стать причиной их недовольства. В таком случае они могут наслать страшные иллюзии на провинившихся, заставляя их сходить с ума от страха.

Характер

Обладают легким характером, но их система моральных ценностей отличается от людской. Они не делают различия между хорошими и плохими поступками, а только между тем, что им нравится или не нравится.

Фавны - наивные существа, которые иногда могут вести себя как дети. Им нравится гоняться за путниками по всему лесу, пугая их и наслаждаясь их паникой.

Культ Фавна

В мифах центральной Италии сохранились предания, согласно которым Фавн имел божественное происхождение и являлся родоначальником целого народа. Люди считали его сыном Сатурна или Марса от одной из прекрасных нимф. Это выступал как мудрый и справедливый повелитель, который привел свой народ к процветанию.

Местами силы этого культа становились не храмы и амфитеатры, а поля и лесные прогалины, что указывает на древность культа.

Это одно из немногих божеств, которым люди устанавливали тотемы, а не идолов. Их вкапывали на полях, и просил о плодородии и защите стад от хищников.

В виде подарков им преподносили:

  1. Молоко, сыры или мед.
  2. Свежие лепешки или готовые блюда.
  3. Виноград или оливки, а также вино.
  4. Отрезы ткани, цветные ленты или прочие украшения.
  5. Букеты колосьев и цветов.
  6. Музыкальные инструменты.

Они не требовали кровавых жертв, но раз в году, перед началом посева, им приносили в жертву овцу или барана.

Фавн является родоначальником фавнов - антропоморфных существ, которые помогали ему охранять леса и стада.

Различия между фавнами и сатирами

Эти мифически существ имеют ряд похожих характеристик, особенно внешний вид, что часто приводит к их ошибочному отожествлению. Но, не считая похожей внешности, характер у них абсолютно противоположный.

Категория Фавны Сатиры
Характер Добрые, легкие, открытые. Они могут причинить вред человеку, только если их разозлить Завистливые. Это ограниченные и злобные создания, которые не знают прощения
Покровитель Являются покровителем предсказателей, пастухов, музыкантов и танцоров Выступают покровителем только живой природы, но не людей
Отношение к чувственным наслаждениям Придерживаются размеренного насыщения чувственности, в отношениях руководствуются чувствами и разума Их плотское желание преобладает над разумом, они являются его рабами и проводят всю свою жизнь в поисках наслаждений
Отношение к нимфам Дружественные, часто танцуют вместе и водят хороводы Нимфы остерегаются сатиров из-за того, что те часто преследуют их и принуждают к связи
Происхождение Считаются наполовину людьми и наполовину оленями Гибрид человека и козла
Поклонение Люди изображали его в виде тотемов и перед тем, как выпустить животных на пастбища приносили ему дары Ему никто не поклонялся, а люди создавали специальные обереги для защиты от его воздействия

Разница между этими созданиям особо видна в различных мифах и историях.

Легенды о фавнах

Об этих созданиях существует много легенд. Однако, несмотря на их добрый образ, в большинстве своем это рассказы об их трагичной участи и безответной любви.

Сиринга и Фавн

Одна из легенд рассказывает о прекрасной нимфе Сиринге, которая очень понравилась Луперку. Он дарил деве дорогие подарки, устилал ей дорогу цветами и мхом, но гордая нимфа не отвечала на его ухаживания.

Отчаявшись, попросил тогда Луперк помощи у других лесных созданий. Не знал он, что коварный сатир сам хочет овладеть Сирингой. Подсыпал он своему родителю в кубок с веном щепотку сушеного укропа, чтобы потерял бог леса голову и окончательно настроил против себя нимфу.

Но его коварным планам не суждено было исполниться. Горные нимфы донесли до своей сестры предупреждение о его намерениях. Растерялась юная дева и решила обезопасить себя, став тростником на берегу своего любимого озера.

Опечаленный уходом своей возлюбленной Луперк сделал из тростника сопилку и приходил на берег того озера каждый день, чтобы сыграть нимфе и убедить ее снова стать девушкой.

Помощь Зевсу

Фавн увековечен на небосводе в виде созвездия Козерога. Такую честь ему оказал Зевс в благодарность за помощь.

Существует легенда, в которой рассказывается, как Луперк с помощью своих сыновей и нимф опоил сонным зельем великана Тифона, и выкрал у него сухожилия Зевса.

Громовержец, вернув себе всю свою силу, смог одолеть порождение Тартара и запереть его в подземных недрах. В благодарность предложил он Луперку место за столом на божественном пиру, но отказался Фавн. Сказал, что ему ничего не нужно, а хватит пения птица и света звезд.

Тогда и решил повелитель Олимпа подарить своему помощнику его собственное созвездие.

В легендах других народов можно встретить упоминания о мифических созданиях, которые напоминают фавнов.

  1. Сатиры - козлоногие существа в греческой мифологии. Олицетворяют собой похоть, разврат и алкоголизм.
  2. Пука - в фольклоре британских островов человекоподобное существо, которое относят к феям. Оно выглядит как смесь ребенка и козла. Озорной дух, который любит сбивать с пути.
  3. Пак - еще один английский дух, который проживал в лесах и причинял мелкие неприятности. Обладал способностью к трансформации. Если люди относились к нему уважительно, то он помогал им.
  4. Корнбок - валлийский аналог злобного лесного существа. У него отталкивающая внешность, огромные копыта и загнутые рога. Имеет сварливый характер, но если задобрить его подарками, может помочь с урожаем.
  5. Пан - древнегреческое существо, бог дикого леса, природы, пещер и полян. С помощью своего голоса он мог манипулировать людьми.
  6. Уриск - в Шотландии. Их рост не превышает 20 см. Выглядят они как маленькие дети с козлиными ногами. Приносят удачу в дом, где живут.
  7. - славянский бог лесов. Встречаются упоминания, что внешне он тоже напоминал фавнов. По легендам это был старик, с длинными рогами и ногами, покрытыми длинной шерстью. Тело их очень худое, зеленого цвета.

Древняя история насчитывает огромное количество мифологических существ. Фавн - бог лугов, полей и пастбищ. Про него слагали легенды, его изображали на фресках. Облик бога вселял ужас, но за страшным видом скрывалась добродушие и готовность помочь человеку. Обладающий веселым нравом Фавн был способен подшутить над проходящим мимо человеком, напугать его или развеселить. Люди нередко обращались за помощью к божеству, зная про его дар предсказания.

Бог Фавн

Одним из наиболее почитаемых богов Древнего Рима является Фавн. Он удостаивался больших почестей и жертвоприношений, отличался добрым характером, был благосклонен и милостив ко всем просящим помощи. В лице Фавна римляне видели:

  • покровителя плодородности полей и лугов;
  • предсказателя будущего;
  • покровителя домашних животных.

Нередко божество сравнивали с демоном. Для устрашения его изображение было начертано на атрибутах того времени.

Облик божества

В мифологии бог Фавн - существо, живущее среди гор или возле реки, которое любит скитаться по чаще. Общение с людьми происходило через сонное забвение или издали. Шумом листвы, пугающим голосом существо вселяло страх или помогало путникам, заблудившимся в дороге.

Фавн - это получеловек, имеющий косматую голову с рогами, схожую с козлиной. Туловище было человеческим, ноги покрыты густой, кудрявой шерстью коричневого цвета. Вместо ступней - копыта. На голове - длинные уши, похожие на лошадиные. Лицо также покрыто шерстью.

По преданиям, Фавн являлся человеку в виде кошмарного сна. Главным пристрастием божества считались женщины, которых он преследовал. Свою благосклонность Фавн часто выражал нимфам: он заманивал их в лесную чащу и ласкал.

Покровительство божества

Бог Фавн покровительствует над пастбищами, стадами овец и крупного рогатого скота. Волшебство божества заключалось в:

  • сохранности пастбищ в их первозданном виде;
  • охране домашних животных от волчьих стай;
  • увеличении поголовья скота.

Мифология отмечает божество как предсказателя будущего, что подтверждают труды древнеримского поэта Овидия. Он дает описание, как царь Древнего Рима Нума Помпилий, правящий в 795 году до н. э., отправляется в чащу за предсказанием. Для этого он проделывает ритуал:

  • после многодневного воздержания от плотских утех идет в лес;
  • закалывает пару овец, предназначенных в жертву Фавну;
  • обливается кровью убитых животных и ложится спать на шкуру, снятую с туши овцы.

Сатиры

Мифология Древней Греции упоминает сатиров как духов плодородия и леса. Каждый сатир:

  • добродушен;
  • ленив;
  • распутен, любимое занятие - охота за девами;
  • любит алкоголь.

Демон имел много сходства с животным, например, густую шерсть, покрывающую большую часть тела. Торс и руки напоминали человеческие. Голова была увенчана рогами, на лице имелась длинная шерсть, схожая с козлиной. Отличается огромной силой, животными инстинктами и поведением.

Символом плодовитости существ был фаллос.

Основные черты характера сатиров:

  • заносчивость;
  • чрезмерная похоть;
  • любвеобильность;
  • наглость;
  • смелость.

Божества были увлечены игрой на флейте. Славились выносливостью при сражениях.

Разница и схожесть божеств

Еще в древние времена поэты и историки начали смешивать мифологию и изображать таких существ, как Фавн и Сатир, в виде одноименных персонажей. Их сходство было очевидным.

  1. Похотливые, любвеобильные. Любая девушка сразу становилась объектом преследования.
  2. Облик получеловека-полуживотного.
  3. Добрый нрав обоих божеств.
  4. Оба бога считались символами плодородности.

Разница между Фавном и Сатиром заключалась в характере, хотя и принято считать эти божества одинаковыми. Сатиры были более необузданными, неспособными одолеть похоть. Ленивые, заносчивые, живущие в свое удовольствие. Фавн олицетворяет сдержанность сексуального влечения, влияние умственной деятельности на подавление похоти. Божество наслаждалось ужасом людей, вело подсчет сексуальным партнерам.

Аналоги бога в других культурах

В разных странах мифология упоминает разные имена Фавна.

  1. Пан - считался божеством греческой мифологии, способен силой голоса ввести человека в заблуждение и склонить к действиям. Символизировал лесную природу, сочинял музыку, которой соблазнял молодых дев.
  2. Уриск - существо, пришедшее из легенд Шотландии, на вид маленький, обличенный в густую шерсть. Люди считали их присутствие удачей, Уриски помогали содержать хозяйство и заведовали домашним скотным двором. Если человек их разозлил или не принял во внимание, Уриски могли затаить обиду и сильно напакостить.
  3. Леший - дух, охраняющий леса и поля, любящий играть с путниками, заманивая их в лесную глушь. Староверы могли сразу же определить игры лешего: звук шагов позади, отбрасывание человеческой тени рядом с путешественником, сильное раскачивание деревьев.
  4. Лесовик - вид британских лесных божеств, охраняющий природу, человекоподобные существа, полностью покрытые длинной шерстью.
  5. Джек в зеленом - обитатель Английских земель, обличался в одежды из листьев. Опасен для людей, причиняющих вред природе: лесорубов, охотников на животных.
  6. Корнбок - известный в Скандинавии, обладающий своенравным чувством юмора, чувствующий связь с природой. Среди народа его почитали как покровителя обиженных любовью, обращались за спасением от скуки.
  7. Пак - божество, причиняющее вред и беспокойство, принадлежащее к роду эльфов. Пак почитался в Англии, считался озорником и проказником.

Культ Фавна

Почитание Фавна - один из древнейших и красочных культов.

Празднование Луперка

Фавн полюбился народу за добрый нрав, умение веселиться. За особую бдительность к стадам домашнего скота, был почитаем среди пастухов, называющих бога Луперком. Имя означало «защитник от хищных зверей». Чтобы задобрить божество, ежегодно ему приносили в жертву коз из стада.

Для восхваления Фавна устраивались пышные пиры 15 февраля. Празднование утвердили правители Ромул и Рем, которые, по преданию, были выкормлены волчицей и росли среди пастухов. Празднование проводилось с обрядами:

  • приносили в жертву 2 коз;
  • затем кровью животных мазали лбы молодых пастушков, которые стояли подле алтаря;
  • ножи, обмазанные кровью, вытирали о шкуру принесенных в жертву зверей;
  • далее приступали к пиру, после которого жрецы из шкур выделывали ремни и с криками выбегали на площадь, ударяя каждого попавшегося под руку человека.

Обряд считался очистительным, людям выпадала возможность избавиться от греховности. Во время ритуала жертвоприношения молодые жрецы не должны были проявлять жалость, дозволено было только смеяться.

Праздник Фавналии

Древние римляне ежегодно справляли праздник Фавналии, который выпадал на 5 декабря. Этот день почитали все землепашцы и пастухи. Веселье проводили на свежем воздухе. Заранее готовили дары божеству - молоко, коз и вино. В этот день каждый должен был отведать кушание и увеселяющие напитки.

В день празднования домашнему скоту разрешалось самовольно скитаться по полям и лугам. Весь рогатый скот, задействованный в землепашной работе, освобождался.

Пантеон древних божеств был бы скучен без веселых богов полей, рощ и лесов. Повелителем всей растительности в Древнем Риме был фавн. Это коротконогое обросшее шерстью существо было очень популярным среди жителей римских поселков. Достаточно сказать, что изображения их часто встречаются на дошедших до нас образцах гончарного искусства. Кем же являлись фавны для римлян?

Кто такие фавны? Происхождение слова

Слово «фавн» - это производное от греческого слова «пан». Римляне наделили его сложным характером, хотя и считали в целом доброжелательным божеством, но иногда его шутки и розыгрыши оставляли желать лучшего. Он любил пугать путешественников причудливым шепотом и шорохом, а иногда мог запутать человека и не показывать ему дорогу домой. Была еще одна роль, которую с успехом исполнял фавн. Это различные гадания и предсказания, которые он нашептывал своим избранным шорохом листьев священных деревьев. Пророческий дар бог лесов унаследовал от своего отца - древнего божества Пика, покровителя охотников и земледельцев. Если кто-либо хотел получить предсказание, он должен был прийти в определенный день в священную рощу, лечь на руно принесенной в жертву овцы и получить пророчество в своем сновидении.

Луперкалии

В Древнем Риме фавн — это бог лесов и хранитель стад. За защиту коз и овец от волков пастухи чтили фавнов и почитали их в особые дни - Луперкалии. Этот праздник устраивался 15 февраля и был назван в честь второго имени фавна - Луперка. Священное место для почитания фавнов находилось у грота на Палантинских холмах, именно здесь по преданию были найдены малышами основатели Рима - Ромул и Рем.

Празднование в честь фавнов начиналось с принесения в жертву коз и козлов, а возле входа в грот стояли два самых сильных юноши племени. После жертвоприношения кровью умерщвленных животных смазывались лбы молодых людей, при этом юноши должны были радоваться и смеяться. После всех обязательных ритуалов из шкур принесенных в жертву животных вырезались ремни. Жрецы с шумом и криками выбегали из грота и наносили удары этими ремнями всем, кто встретился им на пути. В верованиях римлян такие удары раздавал как бы сам фавн. Это действие было кульминацией всего праздника. Побитием плетью заканчивался древнейший римский обряд плодородия, и члены триб охотно подставляли свои плечи под удары жреца. Даже женщины охотно выходили навстречу бегущим из грота посвященным: считалось, если женщина получила удар священного ремня, с нее снималась вся скверна, а в ее семье воцарялся мир и покой.

Фавналии

Древние римляне настолько уважали фавнов, что посвятили им еще торжественные дни - фавналии, которые начинались 5 декабря и проводились под открытым небом. В этот праздник фавну также приносились жертвы, хотя жрецы в этом тожестве принимали минимальное участие. Торжественная часть обычно заканчивалась веселым пиром, в котором главную роль символически играл главный фавн. Значение слова «фавналии» говорит о том, что в основном римляне видели в этом празднике скорее большой день отдыха, чем религиозное торжество. 5 декабря домашние животные могли вольно бродить по лесам и полям, не опасаясь кнута пастуха, тягловые животные отдыхали, а рабам можно было веселиться на перекрестках дорог и лужайках лесов.

Фавны современного мира

С приходом христианства древние фавны ушли в небытие. Но за последние триста лет интерес к античной культуре стал проявляться вновь. Одним из древних богов, о которых вспомнили люди, оказался фавн. Фото этого персонажа стало украшать обложки книг и современных журналов.

О древнем боге даже сняли фильм: «Лабиринт Фавна». Испанская лента вышла в 2006 году и удостоилась премии «Оскар» за лучшую операторскую работу.