Почему опять подорожал бензин в июне. За бензин заплатят все. Причины роста цен

Меры внедряют в правительстве. Речь идет о корректировке параметров так называемого «налогового маневра» для нефтяных компаний, которые должны позволить им получать больше льгот в 2019 г. и за счет этого не повышать цены.

Соответствующий законопроект по поручению премьера Дмитрия Медведева совместно разработали в нескольких министерствах, включая Минфин и Минэнерго. Как стало известно сайт от источников в ведомствах, документ внесли на рассмотрение в правительство — его утверждение станет чистой формальностью. Но это не значит, что останутся прежними.

Сырье — в Россию, цены ниже

Участники отрасли ждали подобного решения с момента фиксации правительством цен на бензин и на майском уровне после более 10-процентного роста за месяц. Этому решению предшествовали многочисленные жалобы автомобилистов, которые поступили президенту Владимиру Путину во время очередной «Прямой линии». Было очевидно, что заморозка цен не будет длиться вечно и одними субсидиями нефтеперерабатывающей отрасли, на что только в 2017 г. был выделен 1 трлн рублей, проблему решить невозможно. Логичным решением и стало выполнение «налогового маневра».

Изначально, как уточнил в беседе с сайт руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов, маневр предполагал обнуление экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты к 2024 г., а также увеличение налога на добычу полезных ископаемых и одновременный . Но на фоне продолжающих расти цен на топливо в правительстве решили пойти на уступки, а также снизить зависимость бюджета от внешней конъюнктуры.

Согласно тексту документа, нововведение предполагает снижение базовых цен на моторное топливо с 56 тыс. руб. за тонну до 50, 4 тыс. руб. за тонну за бензин, а также с 50 тыс. руб. за тонну до 45 тыс. руб. за тонну для дизельного топлива. Чтобы получить субсидии, компании не должны допускать ситуации, в которой оптовая цена отклонялась бы от «базовых значений» более чем на 10%.

Чтобы подавляющее количество российского сырья не уходило на экспорт, документ предполагает, что не менее 17,5% ото всей добытой нефти производители должны направлять исключительно на российские нефтеперерабатывающие заводы. Отдельно в правительстве решили поддерживать Дальневосточный федеральный округ — для недопущения ухудшения нефтепродуктообеспечения региона был разработан свой компенсационный механизм.

По мнению Баженова, маневр проводится лишь в интересах бюджета и предусматривает «не самые удачные рычаги подкрутки экономики сектора — демпфирующие механизмы». Что касается розничного сектора, то заметного положительного влияния на него ждать не стоит, уверен представитель Независимого топливного союза.

«Демпферы вводятся, чтобы не уничтожить рентабельность нефтепереработки вследствие повышения акциза, — объяснил эксперт. — По задумке авторов они позволят одновременно наполнить бюджет за счет акцизов, а за счет субсидий и компенсаций обеспечит НПЗ возможность заработка. При этом о влиянии на розничный сектор не думали. Поэтому текущие параметры маневра никакого положительного воздействия на независимый сектор топливной розницы не окажут. Маржинальность по-прежнему будет околонулевой, независимые игроки по-прежнему будут терпеть убытки и уходить с рынка. А при сокращении предложения товара его цена неизбежно растет».

Почему топливо все равно подорожает

Опрошенные эксперты считают, что предпосылок для дальнейшего роста цен на топливо более чем достаточно. В их числе повышение акциза, рост ставки НДС, а также постепенный переход на зимнее дизельное топливо, которое стоит дороже.

Такого мнения, в частности, придерживаются в Независимом топливном союзе, где обратили внимание на то, что «дизель» уже начал дорожать. «Зимнее дизельное топливо продается на оптовой бирже по 46,7 рублей/литр, АИ-92 — 41,7 рублей/литр, а АИ-95 — 45,5 рублей/литр, — рассказал представитель союза. — Розничные цены и оптовые находятся примерно на одном и том же уровне. При этом ряд торговых сетей уже повысил цены на дизельное топливо до 50 рублей/литр (например, ПТК и Shell). Если цены не повышать, независимые игроки будут нести убыток и уходить с рынка. Соответственно, начнется сжатие предложение, что в свою очередь еще сильнее подтолкнет цены вверх. Налоговым маневром эту проблему не решить. Поэтому мы ожидаем еще одного скачка цен к концу года. Скорее всего, он будет меньше, чем майский, но плюс 2-3 рубля — вполне реалистичный сценарий».

В первую очередь подорожание коснется именно дизельного топлива, считает президент Нефтяного клуба Олег Ашихмин. «Уже сейчас есть проблемы с летним дизельным топливом, а с октября вся страна начнет переходить на зимнее дизельное топливо, которое на бирже стоит на 5 тыс. рублей за тонну дороже. То есть независимые заправки уже сейчас работают в минус, а зимой будут терять еще больше, если не поднимут цены. Чтобы этого не допустить, нужно наполнить рынок нефтепродуктами. Но нефтяным компаниям до сих пор не выгодно поставлять их на внутренний рынок — на экспорте они могут заработать гораздо больше. Снижению цен на оптовом рынке помогло бы сохранение акцизных сборов на текущей отметке. Так, нефтяным компаниям хотят компенсировать их затраты, но зачем, если можно просто не поднимать акцизы», — объяснил эксперт.

Налоговый маневр позволит сдержать цены лишь отчасти, прогнозирует управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Он убежден, что цена литра 95-го бензина к концу года вырастет до 47,5 рублей, а во втором квартале 2019 г. преодолеет отметку 50 рублей за литр.

«Повышение все равно происходит, потому что рынком бензина управляют крупные НПЗ, которые могут повышать цены одновременно, не сговариваясь: они привыкли так делать годами, — заявил сайт Жарский. — Налоговый маневр в его текущей редакции будет выгоден компаниям с высокой глубиной переработки, и безразличен для компаний с низкой глубиной переработки нефти. Поэтому, теоретически, он будет стимулировать инвестиции в нефтепереработку — но это очень долгий тренд, на десятилетия. Более эффективной, нежели налоговый маневр, могла бы быть целевая активность ФАС в этом вопросе».

Реализация налогового маневра может привести к реализации двух возможных сценариев, считает эксперт УК «СОЛИД Менеджмент» Сергей Звенигородский. Первый — рост внутренних розничных цен на топливо до европейского уровня, то есть до 65-75 рублей за литр в течение полутора-двух лет по завершении налогового маневра. Второй — корректировка текущей теоретической модели и «возвращение на рынок твердой, но щедрой руки государства».

«В любом случае нас ожидает рост цен, все зависит от того, насколько стремительным и сильным он будет. Скорее всего, к началу следующего года заморозке цен придет конец, и цена за литр АИ-95 поползет вверх, до 48-49 рублей ко второму кварталу», — предположил эксперт.

В ФАС на запрос сайт относительно влияния принятых мер на розничные цены на топливо к моменту выхода публикации не ответили.

О том, что ситуация на рынке нефтепродуктов стабилизирована, а цены на топливо заморожены, в понедельник президенту Владимиру Путину отчитался зампред правительства РФ Дмитрий Козак. По его словам, с учётом инфляции и повышения НДС стоимость топлива останется неизменной до конца марта 2019 года. Это результат договоренности с крупными нефтяными компаниями, которые две недели назад пообещали правительству зафиксировать мелкооптовые цены на уровне июня.

Пересматривать условия договоренности из-за снижения мировых цен в правительстве не планируют, хотя ранее именно изменением мировой конъюнктуры объяснялось подорожание на отечественных АЗС: нефтяным компаниям было выгоднее экспортировать топливо, но внутри страны возник дефицит, и цены пошли вверх. Однако за последние два дня баррель марки Brent подешевел с 70,12 до 65,47 доллара.

«Она не подешевела еще до такой степени, чтобы на внутреннем рынке по действующим ценам стало выгоднее продавать», - заявил в интервью телеканалу «Россия 24» 14 ноября вице-премьер Дмитрий Козак.

Участники рынка пока не только не видят оснований для снижения цен, но и не исключают дальнейшего подорожания. Читатели «Фонтанки» уже обратили внимание, что стоимость АИ-95 на некоторых АЗС Neste подросла на прошлой неделе до 47,2 рубля за литр, а дизельное топливо на ряде станций «Лукойла» – до 46,2 рубля за литр. Для сравнения: по данным Нефтяного клуба Петербурга на конец октября, в среднем по Петербургу АИ-95 стоил у Neste 46,34 рубля за литр, а дизель у «Лукойла» – 44,9 рубля за литр.

Компании также начали корректировать и стоимость горючего по корпоративным контрактам. Так, в распоряжении «Фонтанки» оказалось октябрьское предложение сети ПТК на поставки топлива с 1 ноября по 30 марта, согласно которым ретейлер готов отгружать АИ-95 за 60 рублей за литр, АИ-92 за 52 рубля за литр, а дизельное топливо за 61 рубль за литр. Это на 5 – 10 рублей дороже расценок АЗС компании в конце октября. Об ухудшении условий на АЗС «Лукойла», «Роснефти» и «Газпромнефти» еще на прошлой неделе сообщал «Коммерсантъ». В частности, сообщалось, что корпоративные клиенты последней заплатят за дизельное топливо на 5% больше «цены стелы» АЗС, за бензин – на 1%.

Участники рынка признают, что повышение, действительно, происходит. Однако никакого нарушения договоренностей с властями тут нет, утверждают они.

Так, остановить рост цен в рознице еще в июне пообещали правительству вертикально интегрированные компании. На независимые АЗС, на которые в Петербурге приходится примерно половина рынка, это требование не распространяется. Рост оптовых цен в начале осени привел к тому, что многие из них работали в минус. Теперь с помощью небольших корректировок компании стремятся улучшить рентабельность. По словам одного из участников петербургского рынка, сейчас АЗС забрасывают ФАС письмами, в которых обосновывают необходимость дальнейших повышений.

«Основным фактором, влияющим на розницу, являются оптовые цены, которые в течение осеннего периода значительно выросли для всех продуктов», – прокомментировал «Фонтанке» 14 ноября Арво Руотсалайнен, генеральный директор Neste в России. После подписания нефтяниками соглашения с правительством стоимость в опте, действительно, начала снижаться, отмечает топ-менеджер. Но для того, чтобы это отразилось на рознице, понадобятся «недели или месяцы».

При этом нефтяные компании склонны трактовать понятие мелкого опыта по-разному и иногда отказывают независимым игрокам в продаже горючего по замороженным ценам, ссылаясь на его дефицит. В этом случае компаниям приходится идти на биржу, где цена никак не зафиксирована. В итоге на прошлой неделе биржевая стоимость АИ-95 и АИ-92 в европейской части России превзошла внебиржевые расценки, хотя на этой неделе цены выровнялись.

А вот повышать цены на дизельное топливо вправе как независимые, так и вертикально интегрированные игроки. По словам главы Нефтяного клуба Петербурга Олега Ашихмина, в начале ноября традиционно происходит переход с летнего на зимний дизель. Из-за иного химического состава он считается отдельным видом горючего, а значит, соглашения о заморозке цен на него не распространяются. Поскольку в опте зимний дизель на 2 – 3 рубля дороже летнего, цены в рознице могут вырасти соответственно.

По словам участников рынка, на такое повышение в других регионах уже пошли «Газпромнефть», «Лукойл» и BP. В Петербурге такое развитие событий тоже вероятно, считает Олег Ашихмин. Но дорожать дизель, скорее всего, будет именно у вертикально интегрированных компаний, которые до этого сдерживали рост стоимости. А вот независимые АЗС, которые уже подняли цены на дизель , не станут увеличивать их дальше, чтобы не потерять клиентов.

В одной из нефтяных компаний, владеющей сетью АЗС в Петербурге, подтвердили, что повышение цен на 2 – 3 рубля из-за перехода на зимний дизель возможно. «Это сезонное повышение. Весной, при переходе на летнее топливо, будет аналогичное снижение», – сказал собеседник «Фонтанки». Впрочем, в 2018 году этого снижения не произошло из-за роста оптовых цен, признал он.

Ухудшения условий для корпоративных клиентов, по словам участников рынка, тоже не происходит. Так, «Газпромнефть» предложила считать дополнительные сборы не наценкой, а платой за информационные сервисы. Еще один участник рынка признал увеличение расценок по топливным картам по сравнению с нынешней стоимостью в рознице, но объяснил это необходимостью учесть все возможные риски. Так, с начала 2019 года вырастут акциз и НДС. Вот что будет с оптовыми ценами после 31 марта, когда истечет срок договора с правительством, предсказать тем более невозможно.

Галина Бояркова,

На прошлой неделе оптовые цены на бензин и дизельное топливо в России достигли рекордных значений, с 7 по 13 ноября подскочив сразу на 2%. Примечательно, что подорожание бензина второй год подряд происходит вопреки сезонным факторам: в эти месяцы потребление моторного топлива традиционно снижается в связи с приходом холодов, оказывая давление на котировки.

Одной из причин необычной ценовой динамики нефтепродуктов в этом году называют ремонт установки каталитического крекинга на Московском нефтеперерабатывающем заводе «Газпромнефти». В отличие от профилактических работ на ряде других крупных НПЗ, которые планово приходятся на осень, ситуация с «Газпромнефтью» стала для рынка неожиданностью — отгрузка бензина сократилась примерно на 50 тысяч тонн бензина в неделю, что вызвало локальный дефицит. Вскоре установка должна быть вновь введена в эксплуатацию, однако удержать цены на бензин это уже не поможет.

В Федеральной антимонопольной службе объясняют скачки стоимости горючего действиями спекулянтов и нервозностью трейдеров, но очевидно, что у этих процессов есть и более важные структурные предпосылки. Подорожание бензина вызвано решением правительства о дополнительной индексации акцизов в следующем году — как писала ранее «Новая», вырученные деньги хотят направить на финансирование инфраструктурных проектов в Крыму, Калининграде и на Дальнем Востоке. Внезапно возникшие потребности бюджета уже сегодня определяют ценообразование бензина не в меньшей степени, чем сдающие нервы участников рынка, поскольку АЗС вынуждены формировать запасы в преддверии грядущей волны роста цен.

В новом году ставки акцизов повысятся в два этапа: на 10,7% с 1 января и на 6% с 1 июля (на 12,7% и на 8% вырастут акцизы на дизельное топливо). Это значительно больше, чем изначально закрепленное в Налоговом кодексе пороговое значение, запрещающее индексировать акциз выше уровня инфляции. Впрочем, из-за того, что транспортные издержки в разной степени входят в стоимость любого потребительского товара и услуги, общий уровень цен в экономике потянется вверх вслед за бензином. Дополнительные 40 млрд рублей топливного акциза вместе с автовладельцами заплатят и все остальные россияне.

Еще одна причина подорожания бензина — повышение привлекательности экспортной альтернативы при дорогой нефти и относительно слабом рубле (на прошлой неделе стоимость барреля доходила до двухлетнего максимума в $64, а рубль, наоборот, падал). Высокие цены на энергоносители приводят к тому, что крупным вертикально интегрированным нефтяным компаниям выгодно перенаправлять нефтепродукты на экспорт, сокращая поставки на российские НПЗ. В этой ситуации ФАС может лишь оказывать на нефтяные компании неформальное давление, рекомендуя им увеличить внутренние поставки, но устойчивого эффекта на цены такого рода вербальные интервенции произвести не могут. В то же время более жесткие ограничительные меры в отношении экспорта вызвали бы на рынке панику и настоящий дефицит.

Неспособность регулятора остановить подорожание бензина объясняется еще и тем, что стоимость горючего на 60-80% формируется под влиянием налоговых платежей: налога на добычу полезных ископаемых, акциза на топливо и НДС. Поэтому российские цены на бензин растут при любой рыночной конъюнктуре, догнав в этом году американские и приближаясь к европейским. Естественной реакцией на постоянное повышение налоговой нагрузки на отрасль в последние годы стало массовое распространение контрафактного бензина низкого качества, из-за которого бюджет недополучает несколько десятков миллиардов рублей каждый год. Но бороться с суррогатом правительство предпочитает с помощью фискального давления, загоняя компании еще глубже в тень и облагая потребителей новыми платежами.

В результате индексации акцизов и совпадения ряда других отраслевых факторов в следующем году, по прогнозам экспертов, стоимость бензина АИ-95 может достичь 55 рублей за литр, цены на АИ-92 — перевалить за 50-51 рубль за литр. Это означает рост на 35-40% относительно средних цен, зафиксированных Росстатом в середине ноября, то есть в 10 раз быстрее прогнозируемых темпов инфляции. Но радикальный рост цен, вероятно, будет отложен до весны, иначе жизнеутверждающая повестка президентских выборов может быть омрачена реальными проблемами населения.

Слово против факта

В конце прошлого года на топливном рынке разразился конфликт между президентом крупнейшей частной нефтяной компании Вагитом Алекперовым и руководителями Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Глава компании заявил в ряде СМИ о росте цен на бензин и дизельное топливо в 2017 году на 8–12% из-за повышения акцизов. Публичный прогноз очень не понравился руководителям ФАС. По мнению замглавы ведомства Анатолия Голомолзина, подобные заявления могут привести к дисбалансу спроса и предложения на внутреннем рынке. К тому же, как считает чиновник, прогнозы - удел независимых экспертов, а не президента крупной компании. В 2017 году ФАС ожидала рост цен на АЗС не выше инфляции, т.е. на уровне 4%.

Однако в январе 2017‑го, по данным Росстата, цены производителей на автомобильный бензин в России выросли в среднем на 2,4%. Причем в ряде субъектов Федерации бензин подорожал еще больше. Например, в Астраханской области - аж на 8,3%.

Потребительские цены на топливо выросли не так сильно, в разных регионах был отмечен рост от 2,6% в Брянской и Ульяновской областях до снижения цен на 0,8% в Чечне. В Москве с начала года бензин подорожал в среднем на 2%.

По отношению к январю 2016 года средние цены на топливо в РФ увеличились более чем на 5%. Причем за указанный период самое резкое увеличение произошло именно в январе текущего года. В феврале и первой половине марта темпы роста несколько замедлились, но все равно почти в два раза опережали ожидаемые уровни. И это притом что начало года для автовладельцев всегда было временем стабилизации или падения цен на бензин.

Причины роста цен

По Интернету уже давно ходит шутка: когда нефть дорожает, цены на бензин растут, а когда дешевеет, то повышаются. Если серьезно, то цены на нефть оказывают слабое влияние на стоимость топлива. Причины подорожания бензина кроются совсем в других факторах. «Нефть составляет небольшую часть стоимости бензина. Большую часть составляют налоги, акцизы и расходы переработчиков. К тому же инфляцию и рост тарифов никто не отменял», - пояснил эксперт по макроэкономике, доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Сергей Хестанов.

С ним согласен старший научный сотрудник ИЭ РАН Иван Капитонов: «Причины текущего подорожания следует искать в политике налогообложения нефтеперерабатывающей отрасли. Не секрет, что в РФ доля налогов в цене литра 95‑го бензина составляет около 60%. И неуклонное увеличение налоговой нагрузки год от года лишь увеличивает этот процент. При этом назвать политику налогообложения ошибочной нельзя. Наши исследования однозначно показали, что цена на бензин в мире формируется исключительно государственной политикой налогообложения и слабо зависит от факта наличия и добычи нефти и от мощностей нефтепереработки».

Однако не все, что хорошо и правильно для государственного бюджета, так же хорошо и правильно для автовладельцев. По мнению ряда экспертов, рост цен на бензин стал следствием перехода на новый этап налогового маневра в топливной сфере. Из-за повышения налоговых отчислений на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и пониженных таможенных пошлин для нефтяных компаний выгоднее экспортировать нефть, чем производить и продавать бензин на внутреннем рынке.

По оценке аналитиков Vygon Consulting, в 2014 году маржа НПЗ в России при цене нефти $97,6 была на уровне 6,3%, в 2015 году она упала до 1,8%, а в 2017‑м сократилась до нулевого уровня при цене на нефть около $50 за баррель. Эту оценку косвенно подтверждает статистика Минэнерго, по которой производство топлива в России падает, а экспорт растет. Не случайно некоторые крупные отечественные компании под благовидными предлогами осторожно предлагают законсервировать производство на своих российских НПЗ. При этом программа модернизации отечественных НПЗ далека от завершения. И ее выполнение в нынешних экономических реалиях превратилось для отечественных компаний в большую головную боль.

Новый налог

В этом году правительство планирует начать переход на новую схему налогообложения нефтяной отрасли. Вместо НДПИ будет постепенно вводиться налог на дополнительный доход (НДД), начисляемый на разницу между суммой доходов от продажи ресурсов и затратами на их добычу, а не на всю выручку компаний. Однако, по оценке специалистов, подобная схема не окажет позитивного влияния на стоимость топлива. «Учитывая, что переход на НДД планируется постепенный, вероятно, что будет какой-то период, во время которого стоимость топлива может колебаться разнонаправленно. Однако затем не исключено возобновление роста цен», - полагает заместитель гендиректора ИК «Финам» Ярослав Кабаков.

С этой оценкой согласен Сергей Хестанов. По его мнению, в результате введения НДД автомобильное топливо незначительно подорожает.

Наиболее благосклонно относится к переменам Иван Капитонов: «Из-за низкой доли нефти в стоимости бензина переход на НДД, скорее всего, на стоимости бензина никак не отразится. Значительное положительное влияние может оказать предлагаемый замглавой ФАС Голомолзиным гибкий акциз на топливо. Утверждение этой инициативы позволило бы стабилизировать и даже несколько снизить цены на светлые нефтепродукты».

Прогнозы экспертов

За первые два с половиной месяца текущего года рост потребительских цен составил около 1,5–2%. А впереди плановые ремонты НПЗ в разных регионах, а также дачный сезон, когда спрос на бензин традиционно растет. Таким образом, ожидать стабилизации цен на автомобильное топливо в ближайшем будущем, к сожалению, не приходится.

Большинство экспертов сходится на том, что рост ценников на АЗС все же «обгонит» инфляцию. «На текущий момент ожидается сезонное повышение цен, а в целом за год, скорее всего, темпы роста цен могут превысить инфляцию. Причем, скорее всего, в первую очередь это будет происходить на несетевых АЗС, т.к. их сложнее контролировать. В то время как крупные ВИНК (вертикально интегрированные нефтяные компании. - С.Т. ) имеют более широкие возможности для получения прибыли», - считает Иван Капитонов.

Сергей Хестанов также предрек рост цен немного выше инфляции. Более осторожно высказался Ярослав Кабаков: «Вероятнее всего, в текущем году цены продолжат расти. Вместе с тем не исключены периоды, когда стоимость топлива будет стабилизироваться как по отдельным видам топлива, так и в некоторых регионах».


Причины кроются вовсе не в стоимости нефти.

На российских автозаправках снова подорожало топливо. Как объясняют шутники, когда нефть дорожает, цены на бензин растут, а когда дешевеет, то повышаются. «ЭВ» решил разобраться в причинах этого феномена, а заодно выяснить, чего стоит ожидать от цен на топливо.

Слово против факта

В конце прошлого года на топливном рынке разразился конфликт между президентом крупнейшей частной нефтяной компании Вагитом Алекперовым и руководителями Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Глава компании заявил в ряде СМИ о росте цен на бензин и дизельное топливо в 2017 году на 8–12% из-за повышения акцизов. Публичный прогноз очень не понравился руководителям ФАС. По мнению замглавы ведомства Анатолия Голомолзина, подобные заявления могут привести к дисбалансу спроса и предложения на внутреннем рынке. К тому же, как считает чиновник, прогнозы - удел независимых экспертов, а не президента крупной компании. В 2017 году ФАС ожидала рост цен на АЗС не выше инфляции, т.е. на уровне 4%.

Однако в январе 2017‑го, по данным Росстата, цены производителей на автомобильный бензин в России выросли в среднем на 2,4%. Причем в ряде субъектов Федерации бензин подорожал еще больше. Например, в Астраханской области - аж на 8,3%.

Потребительские цены на топливо выросли не так сильно, в разных регионах был отмечен рост от 2,6% в Брянской и Ульяновской областях до снижения цен на 0,8% в Чечне. В Москве с начала года бензин подорожал в среднем на 2%.

По отношению к январю 2016 года средние цены на топливо в РФ увеличились более чем на 5%. Причем за указанный период самое резкое увеличение произошло именно в январе текущего года. В феврале и первой половине марта темпы роста несколько замедлились, но все равно почти в два раза опережали ожидаемые уровни. И это притом что начало года для автовладельцев всегда было временем стабилизации или падения цен на бензин.

Причины роста цен

По Интернету уже давно ходит шутка: когда нефть дорожает, цены на бензин растут, а когда дешевеет, то повышаются. Если серьезно, то цены на нефть оказывают слабое влияние на стоимость топлива. Причины подорожания бензина кроются совсем в других факторах. «Нефть составляет небольшую часть стоимости бензина. Большую часть составляют налоги, акцизы и расходы переработчиков. К тому же инфляцию и рост тарифов никто не отменял», - пояснил эксперт по макроэкономике, доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Сергей Хестанов.

С ним согласен старший научный сотрудник ИЭ РАН Иван Капитонов: «Причины текущего подорожания следует искать в политике налогообложения нефтеперерабатывающей отрасли. Не секрет, что в РФ доля налогов в цене литра 95‑го бензина составляет около 60%. И неуклонное увеличение налоговой нагрузки год от года лишь увеличивает этот процент. При этом назвать политику налогообложения ошибочной нельзя. Наши исследования однозначно показали, что цена на бензин в мире формируется исключительно государственной политикой налогообложения и слабо зависит от факта наличия и добычи нефти и от мощностей нефтепереработки».

Однако не все, что хорошо и правильно для государственного бюджета, так же хорошо и правильно для автовладельцев. По мнению ряда экспертов, рост цен на бензин стал следствием перехода на новый этап налогового маневра в топливной сфере. Из-за повышения налоговых отчислений на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и пониженных таможенных пошлин для нефтяных компаний выгоднее экспортировать нефть, чем производить и продавать бензин на внутреннем рынке.

По оценке аналитиков Vygon Consulting, в 2014 году маржа НПЗ в России при цене нефти $97,6 была на уровне 6,3%, в 2015 году она упала до 1,8%, а в 2017‑м сократилась до нулевого уровня при цене на нефть около $50 за баррель. Эту оценку косвенно подтверждает статистика Минэнерго, по которой производство топлива в России падает, а экспорт растет. Не случайно некоторые крупные отечественные компании под благовидными предлогами осторожно предлагают законсервировать производство на своих российских НПЗ. При этом программа модернизации отечественных НПЗ далека от завершения. И ее выполнение в нынешних экономических реалиях превратилось для отечественных компаний в большую головную боль.

Новый налог

В этом году правительство планирует начать переход на новую схему налогообложения нефтяной отрасли. Вместо НДПИ будет постепенно вводиться налог на дополнительный доход (НДД), начисляемый на разницу между суммой доходов от продажи ресурсов и затратами на их добычу, а не на всю выручку компаний. Однако, по оценке специалистов, подобная схема не окажет позитивного влияния на стоимость топлива. «Учитывая, что переход на НДД планируется постепенный, вероятно, что будет какой-то период, во время которого стоимость топлива может колебаться разнонаправленно. Однако затем не исключено возобновление роста цен», - полагает заместитель гендиректора ИК «Финам» Ярослав Кабаков.

С этой оценкой согласен Сергей Хестанов. По его мнению, в результате введения НДД автомобильное топливо незначительно подорожает.

Наиболее благосклонно относится к переменам Иван Капитонов: «Из-за низкой доли нефти в стоимости бензина переход на НДД, скорее всего, на стоимости бензина никак не отразится. Значительное положительное влияние может оказать предлагаемый замглавой ФАС Голомолзиным гибкий акциз на топливо. Утверждение этой инициативы позволило бы стабилизировать и даже несколько снизить цены на светлые нефтепродукты».

Прогнозы экспертов

За первые два с половиной месяца текущего года рост потребительских цен составил около 1,5–2%. А впереди плановые ремонты НПЗ в разных регионах, а также дачный сезон, когда спрос на бензин традиционно растет. Таким образом, ожидать стабилизации цен на автомобильное топливо в ближайшем будущем, к сожалению, не приходится.

Большинство экспертов сходится на том, что рост ценников на АЗС все же «обгонит» инфляцию. «На текущий момент ожидается сезонное повышение цен, а в целом за год, скорее всего, темпы роста цен могут превысить инфляцию. Причем, скорее всего, в первую очередь это будет происходить на несетевых АЗС, т.к. их сложнее контролировать. В то время как крупные ВИНК (вертикально интегрированные нефтяные компании. - С.Т.) имеют более широкие возможности для получения прибыли», - считает Иван Капитонов.

Сергей Хестанов также предрек рост цен немного выше инфляции. Более осторожно высказался Ярослав Кабаков: «Вероятнее всего, в текущем году цены продолжат расти. Вместе с тем не исключены периоды, когда стоимость топлива будет стабилизироваться как по отдельным видам топлива, так и в некоторых регионах».