Завод ростсельмаш значение для экономики. Валерий Мальцев - Генеральный директор завода «Ростсельмаш. Значение технического обеспечения в развитии сельскохозяйственного предприятия

На этой неделе Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) внесло в Минэкономразвития дополнения к плану приватизации на 2005 год. Как сообщили „Ъ“ в Росимуществе, в перечень госпакетов акций, приватизация которых перенесена на 2005 год, вошли принадлежащие государству 20,27% акций ОАО «Ростсельмаш». Впрочем, на самом предприятии принадлежащую государству долю в акционерном капитале «Ростсельмаша» с учетом проведенной допэмиссии оценивают скромнее - в 8%. Несмотря на это, крупнейший акционер комбайностроительного производства - ПС «Новое Содружество» - объявил о своем намерении выкупить госпакет.

«Ростсельмаш» - крупнейший производитель сельскохозяйственного оборудования в СНГ с оборотом более 6 млрд рублей в год. С момента основания (21 июля 1929 г.) предприятие поставило своим клиентам в 48 странах мира более 2,5 млн единиц техники. Сегодня компания контролирует 53% рынка (в денежном выражении) зерноуборочной техники России, Украины и Казахстана.

Госпакет из 20,27% акций ОАО «Ростсельмаш» значится в плане приватизации довольно длительное время - с 2002 года, однако государство по непонятным причинам постоянно откладывает реализацию принадлежащей ему доли в ростовском комбайностроительном заводе. За это время произошли существенные изменения как с составом акционеров предприятия, так и с величиной госпакета.

Промышленный союз «Новое Содружество», ставший стратегическим инвестором «Ростсельмаша» в 2000 году, за четыре года смог нарастить принадлежащий ему пакет до 85%: в 2000 году был приобретен блокирующий пакет акций у прежних руководителей завода. Затем за счет массовой скупки ценных бумаг у работников доля «Нового Содружества» превысила 60%, а после проведенной в 2004 году допэмиссии акций в размере 150% уставного капитала промышленный союз стал контролировать порядка 85% уставного капитала ОАО.

Доля же государства в результате допэмиссии снизилась. По оценке специалистов «Нового Содружества», в настоящее время она составляет порядка 8%. Однако руководство союза все же заинтересовано в покупке госпакета. «Если эти акции приобретет другая организация, нам придется иметь дело с новым партнером. Хотелось бы, чтобы его намерения были понятны. Когда этого нет, естественным желанием является самим приобрести госпакет, что и намерено сделать «Новое Содружество», - пояснили „Ъ“ в компании.

В «Новом Содружестве» воздержались от ответа на вопрос, в какую сумму может обойтись приобретение государственной доли в «Ростсельмаше», но отметили, что вряд ли это будет существенная сумма. «Больших денег эти акции стоили, когда была возможность собрать блокирующий пакет. Сейчас такой перспективы нет, а вся прибыль предприятия вкладывается в модернизацию завода, поэтому вряд ли кто-то заинтересуется госпакетом», - считают в промышленном союзе.

Между тем, при размещении в 2004 году 1 922 156 акций дополнительной эмиссии стоимость одной акции составила 536 рублей. Аналитики назвали такую цену завышенной и посчитали, что «Новое Содружество», объявив о намерении скупить всю допэмиссию самостоятельно, не собиралось ни с кем ею делиться, поэтому и установило такую цену.

В Росимуществе раскрыть подробности предстоящей реализации госпакета «Ростсельмаша» отказались. Известно лишь, что после того как агентство направило свои предложения в МЭРТ, министерство должно до 1 марта передать их в правительство. В Росимуществе считают, что только после правительственного решения станут известны перспективы будущей приватизационной сделки.

АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВСКИЙ

Свыше 50 государств мира обрабатывают поля и собирают урожай при помощи агромашин Ростсельмаш . Несмотря на геополитическую борьбу, комбайны и тракторы российского предприятия используют аграрии США, Канады, Аргентины, Германии и Франции. А в России 80% хлеба убирается комбайнами Ростсельмаш. На днях трактор предприятия установил рекорд "Самая большая площадь, засеянная на одном топливном баке". Корреспондент при содействии пресс-службы побывал на легендарном заводе и увидел образцовое машиностроение России своими глазами.

История Ростсельмаша началась в 1929 г., когда правительство новой формации решило создать 518 промышленных предприятий, которые покрыли бы нужды советской экономики. Ростов-на-Дону оказался самым подходящим местом для завода из-за выгодного географического положения, близости к аграрным регионам - Ставропольскому, Краснодарскому краям, Воронежской области, наличия аэропорта и источников добычи сырья - дерева и металла.

Первоначально Ростсельмаш назывался заводом сельскохозяйственных орудий и инструментов , именно такого "мирного продукта" не хватало стране после Первой мировой войны.

Первая продукция "Ростсельмаш"

Производство началось с выпуска простейших комбайнов с конным ходом , в 1932 г. Ростсельмаш изготовил первую партию прицепных "Сталинцев" . Спустя пять лет комбайн заслужил высшую награду на международной промышленной выставке в Париже , опередив по качеству сбора зерна именитых производителей.

Во время Великой Отечественной цеха предприятия выпускали военную технику. В 1941 г. завод эвакуировали в Узбекистан, оттуда он давал фронту корпуса мин, боеголовки к снарядам "Катюши", фугасные авиабомбы.

В 1943 г. фашисты восемь суток взрывали Ростов-на-Дону, а когда город был освобожден, Ростсельмаш пришлось возрождать с нуля. В 1950-70-е новый завод выпустил самоходные комбайны СК-3, СК-4, СК-5 Нива.

Всего за годы работы во времена СССР предприятие трижды награждалось на государственном уровне. Максимальный годовой объем выпуска комбайнов в советскую эпоху приходится на 1985 год, когда было произведено 85 тыс. 374 комбайна. Поставки осуществлялись в 24 страны мира, относящихся к соцблоку.

"Лихие" 90-е не обошли Ростсельмаш: на предприятии начался спад производства комбайнов, достигший своего пика в самом тяжелом для экономики России году - 1998 г. Тогда завод изготовил всего 679 комбайнов. Возрождение предприятия началось в 2000 г. с приходом нового акционера - промышленного союза "Новое Содружество", с 2002 г. оно стало полностью частным, его возглавила текущая команда менеджмента.

Сейчас портфель предприятия насчитывает не менее девяти семейств только в уборочной технике, причем в целом ассортимент представлен 24 типами техники в составе не менее 150 наименований. Это уборочная техника TORUM, RSM, VECTOR, NOVA, четыре семейства тракторов VERSATILE, два семейства опрыскивателей, три семейства посевной и почвообрабатывающей техники, навесное и прицепное оборудование, а также инновационные электронные системы.

Предприятие успешно реализует программу импортозамещения: изготавливает ранее покупные узлы и детали. Доля рынка техники Ростсельмаш внутри России выросла до 70% по уборочным машинам, а в мире - до 17% (по сравнению с 1,5-2% еще несколько лет назад).

"Ростсельмаш - гордость России: в рейтинге "Forbes" ТОР-200 компания является единственным представителем сельскохозяйственного машиностроения, будучи самым динамично развивающимся предприятием среди всех машиностроителей страны", - рассказывают на предприятии.




Склад запчастей высотой 15 метров - почти с пятиэтажный дом

На главном сборочном конвейере механики собирают шасси будущих комбайнов и тракторов. Одновременно конвейер может монтировать 80 машин. За восьмичасовую рабочую смены сходит 20 - 30 сельхозмашин.

"Поднимается наше сельское хозяйство: улучшается качество техники, повышается производительность комбайнов, - рассказывает слесарь механосборочного конвейера Сергей Бондарев . - Мы вкладываем много сил в эти машины. Они нас, можно сказать, кормят. Это важно. У нас огромное предприятие, оно поднялось буквально за 10-12 лет. Раньше выпускали "Доны", "Нивы", а сейчас - высокопроизводительные комбайны, которые обмолачивают много пшеницы".

На смену "Ниве" и "Дону" пришли современные, высокопроизводительные ACROS, TORUM, RSM-161, пояснил начальник бокса испытаний Иван Бородин .

"За 10 лет расширился модельный ряд, сейчас 20 моделей тракторов. 15 лет назад было только три. У нас постоянно идут изменения, улучшения, старые модели модернизируются, не стоят на месте. В нашем цехе была запущена новая модель зерноуборочного комбайна TORUM, в котором была улучшена производительность. Это модель - самая высокопроизводительная - больше 18 тонн в час, это на 10% выше, чем раньше. Наша техника ничем не уступает конкурентам", - рассказал Иван Бородин.


"Карта решения проблемы". "Нулевая" КРП означает сборку без спорных моментов

Собранный комбайн попадает на участок обкатки, состоящий из пяти стендов. На стенде комбайн обкатывается в течение часа, специалисты проверяют работоспособность всех систем машины. Затем комбайн уходит на трехкилометровый пробег. После него он вновь возвращается в цех, где специалисты по контролю над качеством продукции решают дальнейшую судьбу сельхозмашины.

Особая гордость компании - новый тракторный цех. Здесь производят трактора RSM 2375 , производство которых два года назад было полностью перенесено из Канады в Россию.

На Ростсельмаш трактор называют одним из редчайших примеров оптимального соотношения производительности и стоимости. Он отличается экономичностью, высоким эксплуатационным ресурсом, простотой в обслуживании, что делает его одним из самых универсальных и востребованных.

"У нашего трактора RSM 2375 механическая коробка передач для более агрессивных условий труда, - говорит начальник цеха сборки тракторов Иван Костенко .- В Канаде выпускаются уже более масштабные модели. Здесь 375 лошадиных сил, там - от 375 лошадиных сил. У нас самая большая кабина в мире, поставлен рекорд Гиннесса .Североамериканцы любят большие мощные трактора, я не знаю, для чего им это нужно, но они это любят. Допустим, Казахстан тоже очень любит большие машины, но у них больше площади. В России клиенты подбирают машину под свои условия".

Российским аграриям выгоднее закупать трактора на Ростсельмаш, чем ждать их из Канады.

"Первые машины поступали оттуда, клиенту они нравились, но все равно требовались какие-то доработки либо улучшения именно для наших условий труда. Из Канады заказывают более мощные модели, а у нас нет потребности в таких мощностях. Также мы полностью производим машину из российских комплектующих , от этого цена уменьшается во много раз", - сказал начальник цеха.

В феврале мощности производства президент РФ Владимир Путин . Он отметил, что предприятие очень изменилось с его последнего визита девять лет назад.

"Несмотря на еще имеющиеся сложности, процесс, совершенно очевидно, положительный с точки зрения того, чтобы продвигать продукцию на внешние рынки. Совсем недавно не очень-то хотели покупать технику внутри страны, сейчас в 50 стран продают свою технику - и комбайны, и тракторы", - сказал Путин. По его словам, "если так пойдет и дальше", то через пять лет сельхозтехнику можно будет экспортировать "минимум в 60 стран".

Как правило, иностранцы предпочитают позиционировать технику под брендом VERSATILE - это торговая марка агромашин, производимых на канадских предприятиях, принадлежащих Ростсельмаш. Но кроме названия, различий между этими машинами нет.

"Ростсельмаш превращается в одного из сильнейших производителей и игроков международного рынка сельхозтехники. Об этом можно судить по востребованности продукции не только в России, но и за рубежом, а также - по количеству достижений.

На днях трактор VERSATILE 340 установил рекорд "Самая большая площадь, засеянная на одном топливном баке" на полях агрохолдинга "Солнечные продукты" в Марксовском районе Саратовской области. Работая на поле с короткими гонами и большим количеством разворотов, трактор Ростсельмаш с посевным комплексом шириной захвата 10,7 метра весом 12 т за 7,5-часовую смену засеял 58,5 га. Расход топлива на гектар обработанной площади уложился в предел менее 5 литров. При этом двигатель был загружен только на 72%.

"Это трактор с огромными возможностями, у него хорошая тяга на крюке. При этом машина простая и надежная и имеет очень умеренный топливный "аппетит", - поделился своими впечатлениями от использования модели главный инженер агрохолдинга Павел Григорьев . - У нас в хозяйстве почти два десятка тракторов Ростсельмаш, мы с 2008 г. отдаем им предпочтение. После открытия тракторного производства в Ростове-на-Дону других вариантов по доступным и эффективным тракторам мы не рассматриваем, и новые рекордные машины только подтверждают нашу экспертизу".

Президент ПС "Новое содружество", основатель Московского экономического форума Константин Бабкин отмечает, что у сельхозмашиностроения в России есть большой потенциал роста: "Предприятие развивается, мы инвестируем, в прошлом году мы произвели 5 тыс. 800 комбайнов, но по мощности мы оставляем задел в два раза больше".

Промышленник напоминает, что Путин пять лет назад спрашивал руководство компании, почему производство тракторов не переносится из Канады. "Сейчас мы показали, что перенесли его, объяснили, почему это сделали", - говорит он, добавляя, что тому способствовало улучшение экономической политики и оказываемая господдержка.

В следующем году производству исполнится 90 лет, этот юбилей предприятие готовится встретить как одно из самых модернизированных и эффективных, готовых отвечать вызовам времени.

Проектирование завода (1921-1926 гг.)

В 1921 г. после окончания гражданской войны, Главсельмаш, организованный при Высшем Совете Народного Хозяйства (ВСНХ), разработал 10–летний план восстановления производства сельхозмашин. В 1922 г. Главсельмаш начал осуществлять этот план, отобрав 40 наиболее крупных и перспективных предприятий, на которых было сосредоточено основное внимание. И уже в 1925 г. эти предприятия достигли дореволюционного уровня производства.

За годы войны и революции большая часть сельскохозяйственного инвентаря пришла в негодность, а количество крестьянских хозяйств значительно увеличилась за счет конфискации помещичьих земель, поэтому Советское правительство вынуждено было вновь обратиться к импорту. Но в 1924 году в Госплане, ВСНХ и на местах началась предварительная подготовка к постройке новых заводов сельхозмашиностроения.

При Главметалле ВСНХ была создана специальная комиссия в составе инженеров А. Я. Глаголева, Н. М. Эшлимана и В. И. Волошина, изучавшая вопрос о целесообразности постройки завода сельхозмашин на Северном Кавказе, которая закончила свою работу 23 июня 1925 г. Уже 1 августа 1925 г. Главметаллом были одобрены материалы комиссии, в которых говорилось, что Северный Кавказ имеет большое будущее, т.к. богат углем Донбасса, металлом Таганрога и Сулина, лесом Майкопа, а также является одним из главных потребителей сельскохозяйственных машин.

Из резолюции заседания ВСХН СССР от 1 августа 1925 г.: «Ввиду того, что Юго-Восток представляет огромный рынок сбыта сельскохозяйственного инвентаря и ввиду того, что существующий в Ростове-на-Дону завод «Красный Аксай» удовлетворяет потребности края в незначительной степени, а также, принимая во внимание близость Ростова к металлургическим и топливным центрам, признать необходимым развитие сельскохозяйственного машиностроения на Юго-Востоке страны. Признать, что Ростов-на-Дону в будущем должен стать одним из главных пунктов производства сельскохозяйственного инвентаря, как занимающий выгодное положение в смысле сбыта продукции и снабжения сырьем, наличия квалифицированной рабочей силы и технического персонала и, кроме того, как крупный политический и промышленный центр. Проектирование завода необходимо начать немедленно».

1 октября 1925 г. приказом Крайсовнархоза было организовано Управление по проектированию и постройке нового завода, как части заводов «Красный Аксай» и «Армалит» (Армавир). Техническое руководство проектированием комбината заводов сельхозмашиностроения было поручено инженеру Дмитрию Дмитриевичу Бондареву. В инженерный состав проектной организации «Новстройсельмаш», впоследствии «Сельмашстрой» входили: В.Ю. Ган – начальник технического управления, профессор, Н.П. Крутиков – начальник техотдела, профессор, инженеры А.И. Федоров, Н.К. Орлов, И.В. Соболев, М.А. Иванов, Н.Н. Джунковский, П.С. Наумов, Н.А. Василенко, Ф.Л. Катани, Ф.Ф. Денисов, техники П.Т. Тыркалов и Н.Н. Чеботарев. Всего в проектировании было занято свыше 100 инженеров и техников.

Проектировщики начали свою работу с того, что доказали нецелесообразность дробления производства на отдельных территориях, т.к. на это потребовались дополнительные оборотные средства, что повлекло бы за собой увеличение стоимости продукции. В результате была обоснована производственная программа самостоятельного завода.

Из воспоминаний профессора Н.П. Крутикова: «В то время проект завода представлял весьма сложную проблему. Подобного завода не было не только в Советском Союзе, но и во всем мире. Понятия «конвейер», «поток» требовали исключительно убедительной аргументации, расчетов, изысканий. Я был командирован в США и посетил 63 завода машиностроения. Это оказало решающее влияние на дальнейшее проектирование. Первый проект был составлен из расчета выпуска машин на конной тяге, в то время, как реконструкция сельского хозяйства требовала машин на тракторной тяге. Проект снова пересматривался. Всего было проведено несколько частичных и две коренных перепроектировки».

14 мая 1927 г. в Ленинграде в Государственном Институте по Проектированию Металлических Заводов проходила защита проекта завода. А в 1929 г. проект был снова пересмотрен в связи с налаживанием производства комбайнов.

Строительство завода (1926-1931 гг.)

Одновременно с разработкой проекта шли поиски места для будущего завода. 22 марта 1926 г. комиссия Главметалла и Гипромеза осмотрела и одобрила участок недалеко от станции «Нахичевань-Донская». В этот же день состоялось заседание Ростово-Нахичеванского Горсовета с участием представителей краевых организаций, на котором было принято решение: «Выделить 239 десятин земли под стройку завода и жилых домов, из них 120 десятин – под завод, а 119 – под жилье».

Во втором квартале 1926 г. начались строительные работы. В то время, когда утверждался проект, строились подъездные пути, временные вспомогательные сооружения. В музее завода хранится старая фотография, датированная апрелем 1926 г.: на фоне бескрайней степи, недалеко от железной дороги виднеется деревянный домик под толевой крышей. Рядом с ним грубо сколоченные стол и скамьи под треногой для тента. Это были первые «сооружения» будущего гиганта. В домике работали десятники и техники-изыскатели. Сюда прибывали первые землекопы, чтобы получить инструмент и наряд на работу. Сюда же привозили на подводах камень, кирпич и бревна. Именно этот домик стал началом эпопеи замечательной истории завода-гиганта, одного из 518 объектов индустриализации, начавшейся в период реконструкции народного хозяйства.

К 1 апреля 1927 года было уложено 4,5 км железных и 4 км мостовых дорог, построены деревобделочная и механическая мастерские, временное паровозное депо, 2 небольших здания строительной конторы, 11 бараков, 7 материальных складов и конюшня. Были построены железобетонные резервуары емкостью в 30 тысяч ведер, канализация сточных вод будущего поселка, осветительная, силовая, электрическая и телефонные сети. Территория была ограждена проволочным забором.

Во второй половине 1927 г. началось промышленное строительство. Были заложены фундаменты будущих цехов: дереобделочного, крестьянских ходов, лесорезки. В следующем году начались работы по сооружению кузнечно-прессового корпуса, цеха серого чугуна, цеха уборочных машин, ремонтно-механического, гаража и здания ФЗУ. В 1929 г. началось строительство модельного цеха, сталелитейного, инструментального, плужного, сеялок, ковкого чугуна, паросушек, газогенераторной и здания заводоуправления.

Строительство было рассчитано на 5 лет, начиная с 1926 г. Но уже в июле 1929 г. вошли в эксплуатацию первые 5 из 18 запроектированных цехов. 21 июля 1929 г. завод выдал первую партию крестьянских ходов по государственному акту приемки. Именно этот день считается днем рождения завода.

В мае 1928 г. Николай Павлович Глебов-Авилов, сыгравший большую роль в строительстве предприятия, был назначен начальником Сельмашстроя. 15 июня 1930 года было закончено строительство первой очереди завода. В этот день директор Глебов-Авилов объявил об этом на слете ударников стройки. Слет отправил ЦК ВКПб трудовой рапорт об окончании строительства. Спустя несколько дней была получена ответная телеграмма о награждении завода Сельмашстрой Орденом Трудового Красного Знамени.

В конце 1930 г. в цехах были завершены работы по монтажу оборудования. 1 января 1931 г. завод вступил в строй действующих и получил на этот год впервые с начала строительства государственный план выпуска продукции. 1 апреля 1931 г. приемочная комиссия приняла, а начальник Сельмашстроя Н.П. Глебов-Авилов сдал Ростовский-на-Дону завод сельхозмашиностроения в эксплуатацию. В этом документе (приемочный акт) впервые завод назван «Ростсельмаш».

После 16 съезда партии в стране начался мощный подъем колхозного движения. По темпам коллективизации Северный Кавказ, Средняя и Нижняя Волга были наиболее подготовленными для перехода к крупному коллективному земледелию. Сюда и направлял Сельмаш свою первую продукцию. По ряду причин реализация этого решения приостановилась. В сентябре 1930 года было принято решение о постройке завода всего на 10 тысяч комбайнов в год, в связи с этим объединили Комбайнстрой с Сельмашем. Для руководства строительством при Управлении Ростсельмаша был организован отдел капитального строительства во главе с Матвеевым М.С. В январе 1931 г., когда Сельмаш уже был в числе действующих предприятий, началось строительство цеха комбайнов площадью 4 га. Это явилось новым поворотом в судьбе Ростсельмаша – ему суждено стать лидером комбайностроения.

Новый цех готовился к пуску, а тем временем шла напряженная работа над созданием первого советского комбайна. Еще осенью 1929 г. началось его проектирование группой советских инженеров И.И. Зиминым (руководитель), П.И. Гурьяновым и А.А. Яковенко. Первый комбайн по чертежам этих конструкторов был собран на заводе «Красный Аксай». Его назвали «Колхоз». Летом 1930 г. он вышел на испытания. Рядом c ним работало несколько комбайнов американских фирм, и «Колхоз» не без успеха соперничал с «иностранцами».

Довоенный период (1931-1940 гг.)

Летом 1931 г. в опытной мастерской строящегося цеха комбайнов завершилась сборка двух комбайнов более совершенной конструкции, которые получили название Сталинец». На полях совхоза «Хуторок» Краснодарского края наши комбайны проходили испытания вместе с американскими комбайнами «Оливер», «Холт» и «Катерпиллер». Советские машины работали лучше и, в отличие от комбайнов всех зарубежных марок, имели возможность убирать не только хлеб, но и подсолнечник, кукурузу и просо. В январе 1932 г. в строй вступил сборочный цех комбайнов завода «Ростсельмаш», а в мае на поля страны был отправлен первый эшелон комбайнов «Сталинец–1». Построив «Ростсельмаш», страна не только перестала ввозить комбайны из–за границы, но и сама начала их экспортировать.

В 1937 г. весь мир показывал свои достижения на Всемирной промышленной выставке в Париже, куда «Ростсельмаш» отправил свой комбайн «Сталинец-1». Сложнее всего оказалось организовать его доставку до места проведения выставки – комбайн везли на открытой платформе, возле которой около каждой станции собиралось много желающих посмотреть на невиданную машину. В то время в каждом советском совхозе таких машин было больше, чем во всей Франции. По результатам выставке в Париже комбайну «Сталинец-1» была присуждена высшая награда – диплом «Grand Prix».

Ростсельмашевские комбайны завоевали большую популярность по всей стране. Передовые комбайнеры устанавливали на них мировые рекорды уборки. Например, в Чкаловской области за сезон убрали 6012 га (вместо 378 га), при этом было сэкономлено 16 тонн горючего. На сцепе двух комбайнов «Сталинец–1» было заменено 1637 человек, 373 лошади, 25 жаток, 25 молотилок, 25 веялок, 40 сортировок, а при уборке вручную на эту работу потребовалось бы 3323 человека.

В 1938 г. в Москве открылась сельскохозяйственная выставка, где «Ростсельмаш» получил диплом первой степени. 14 июня 1940 г. на главном конвейере был собран уже 50–тысячный комбайн «Cталинец–1».

Великая Отечественная Война (1941-1945 гг.)

Во время войны тысячи ростсельмашевцев уходили добровольцами на фронт, их места у станков занимали жены, сестры, дети. Цеха предприятия быстро перестраивались на выпуск военной продукции. Станки устанавливались без фундамента, на «лагах», позволявших производить демонтаж и перестановку оборудования в течение нескольких часов.

Когда немецкие войска были уже на подступах к Ростову, ростсельмашевцы выпускали продукцию для фронта и одновременно возводили оборонительные сооружения и бомбоубежища. 13 октября 1941 года коллективу Ростсельмаша был дан приказ начать демонтаж оборудования и отправку его в Ташкент. Эвакуация завода стала титанической работой. Вся заводская территория превратилась в сплошной поток движущихся грузов, которых доставляли с помощью лебедок, катков, авиации. Более 3500 вагонов потребовалось для эвакуации завода. 19 октября 1941 г. с завода выехала последняя группа работников во главе с директором Титаренко М.М.

В Ташкенте тоже вершился подвиг. Для размещения завода в Ташкенте были предоставлены площадки в разных частях города. Этого было не достаточно и часть оборудования пришлось отправлять в Узбекистан г. Чирчик в 60 км от Ташкента. Таким образом, в Узбекистане образовалось 4 филиала Ростсельмаша – 3 в Ташкенте и один в Чирчике.

На 33–й день после прибытия оборудования в Ташкент завод снова начал выпускать продукцию для фронта. Монтаж станков и конвейеров шел под открытым небом или в наскоро приспособленных сараях и других помещениях. На 35–й день непрерывной работы был выплавлен первый чугун. За 3 месяца на пустом пространстве площадью 12 тыс. кв. м выросли цеха перебазированного в тыл завода. Ростсельмаш давал фронту мины калибра 82 мм и 120 мм, боеголовки к снарядам РС (катюша), фугасные авиабомбы (ФАБы) 50 кг, 100 кг и 250 кг.

14 февраля 1943 года войска Южного фронта освободили Ростов. Город лежал в развалинах. Разрушены были почти все предприятия, в том числе Ростсельмаш и его поселок. Восемь суток перед сдачей немцы планомерно взрывали и жгли завод. В груды развалин превратились все цеха, жилые дома, дворец культуры на ул. Клубная, здание института Сельхозмашиностроения и т.д. Материальный ущерб, нанесенный заводу, составил свыше 180 млн. рублей.

23 февраля, на 10–й день освобождения стали работать первые 33 станка Ростсельмаша. Одновременно развернулась подготовка и по выпуску военной продукции, организован ремонт танков, тракторов, автомашин. Для восстановления завода пришлось расчистить 150 тысяч кубометров завалов, уложить 21 млн. кирпичей, 37 тысяч кубометров бетона, смонтировать 8 тысяч тонн металлоконструкций, уложить 185 тысяч кубометров кровли. За короткое время было введено в действие 145 тысяч кв. м. производственных площадей.

Пока шло интенсивное восстановление завода, сельмашевские специалисты Красниченко А.А., В.В. Прошунин и И.И. Попов создали конструкцию комбайна «Сталинец–6». А 30 апреля 1947 года в цехе уборочных машин были собраны новые комбайны «Сталинец–6». Разработчики новой конструкции получили звание Лауреатов Сталинской премии.

Переход на самоходные комбайны (1945-1961 гг.)

В середине 50-х годов в народном хозяйстве страны наметилась специализация промышленных предприятий. С августа 1955 г. согласно решению июльского Пленума ЦК КПСС «Ростсельмаш» стал специализироваться на выпуске зерноуборочных комбайнов. Были сняты с производства плуги и кукурузоуборочные комбайны, завод постепенно переходит на выпуск только зерноуборочных комбайнов.

В конце 1955 г. заводу было предложено начать подготовку выпуска новой уборочной машины – комбайна «РСМ-8». Также как и «Сталенец-1» и «Сталенец-6», этот комбайн был разработан конструкторами завода Ростсельмаш. Он имел большой захват жатки, большую пропускную способность молотилки. Штифтовой барабан был заменен бильным. Эти усовершенствования делали его более производительным. Комбайн «РСМ-8» производился чуть более года (конец 1956 г. – начало 1958 г.) и был выпушен в количестве 50 тысяч.

В марте 1958 г. завод получил новое ответственное задание – в пятимесячный срок перестроиться на выпуск самоходных комбайнов «СК-3». 15 марта в 17.30 с главного конвейера сошел последний комбайн «РСМ-8», а 12 июля, ровно через 100 рабочих дней, приемщик Министерства сельского хозяйства принял первые 27 самоходных комбайнов, изготовленные «Ростсельмашем» по разработкам конструкторов Таганрогского ГСКБ под руководством Изаксона. 24 января 1961 г. выпущен уже 100-тысячный самоходный комбайн СК-3.

Современная история (1962-2000 гг.)

В феврале 1962 г. «Ростсельмаш» начал выпуск следующей серийной модели – СК-4, которая превосходила предыдущую по производительности на 25%. На международной выставке в Лейпциге в 1963 г. машине был присужден диплом I-ой степени, в Чехословакии (1964 г.) модель завоевала медаль и в том же году в Венгрии получила высшую награду - «Серебряный Кубок». Комбайн СК-4 был признан самой награждаемой моделью среди зерноуборочных машин всего мира. В августе 1969 г. завод «Ростсельмаш» выпустил свой миллионный комбайн.

В 1973 г. завод осуществил переход на выпуск еще более новой модели комбайнов серии СК «Нива», представленной в нескольких модификациях: крутосклонная, рисоуборочная и др., предназначенные для работы в различных природных зонах, а также для уборки незерновых сельскохозяйственных культур. Кроме того, в этот период изготавливались томатоуборочные комбайны, молотилки для обработки льна, приспособления для уборки крупяных культур. В 70-е годы завод «Ростсельмаш» был полностью обновлен. Вследствие реконструкции завод превратился в специализированное предприятие, готовое обеспечить сельское хозяйство страны современной для того времени техникой.

К своему 50-летнему юбилею в 1979 г. завод занимал стабильное лидирующее положение в своей отрасли. В начале 80-х «Ростсельмаш» преступил к разработке и внедрению в производство высокоэффективных зерноуборочных комбайнов семейства «Дон». Это был уже седьмой по счету переход завода на производство новых машин. В феврале 1984 г. с главного конвейера «Ростсельмаша» сошел 2-миллионный комбайн, а уже в октябре 1986 г. в серийное производство была запущены первые «Доны».

Следующим этапом в развитии предприятия стало его преобразование из государственного в акционерное общество открытого типа (конец 1992 г.), собственником которого стал коллектив завода «Ростсельмаш». Перемены в политико-экономической ситуации в стране в середине 90-х годов не могли не сказаться на деятельности завода: участились простои, не выплачивалась заработная плата.

В 2000 г. с приходом на завод стратегического инвестора – холдинга «Новое содружество», владеющего сейчас контрольным пакетом акций, - предприятие заработало с новой силой. В результате численность работников завода увеличилась до 18 тыс. человек, были полностью погашены задолженности по заработной плате, увеличилось количество выпускаемых комбайнов. Подробнее о сегодняшней деятельности ОАО «Ростсельмаш» смотрите в новостях раздела Пресс-центр.

Подсчитали тут в конце года и не прослезились. Опять наше сельское хозяйство впереди планеты всей. По итогам прошлого года Россия собрала рекордный урожай зерновых — 134,1 млн тонн, побив исторический рекорд в 127 млн тонн, поставленный ещё в 1978 году. Мы уже уверенно доминируем на мировом рынке по пшенице, накормим всех, так и в целом по экспорту зерна вышли на второе место в мире. Куда катимся, так и про нефть забыть можно. Всё это, конечно, хорошо, а есть ли у нас техника, чтоб это всё добро убрать с полей, если такая тенденция будет продолжаться? Оказалось, что и наше сельскохозяйственное машиностроение, пережив войны, лихие 90-е, всем врагам назло, остаётся на высоте. Например, наш флагман по производству комбайнов, легендарный «Ростсельмаш», уверенно входит в пятерку крупнейших мировых производителей сельскохозяйственной техники и скоро произведёт свой 3 000 000 комбайн. Как же к ним в гости не напроситься? Итак, мы с вами переносимся в Ростов-на-Дону, где и находится их основное производство. Кстати, 80% хлеба в нашей стране убирается именно с помощью их машин.

Сегодня «Ростсельмаш» — это уже не один завод, а целая большая семья, причём с родственниками за рубежом. Так в состав группы компаний RSM на данный момент входят 13 предприятий, расположенных на 10 производственных площадках в 4 странах мира. А ещё у них и очень приличная сеть дилерских и сервисных центров. Их продуктовая линейка включает в себя более 150 моделей и модификаций 24 типов техники, а это уже не только комбайны, но и различные трактора, опрыскиватели, кормозаготовительное и зерноперерабатывающее оборудования и т. д. Вся эта красота выпускается под брендами ROSTSELMASH и VERSATILE и продаётся в более чем 50 стран

Как вы уже догадались, Ростсельмаш завод совсем не маленький, много здесь цехов, ни один день нужно потратить, чтоб это всё хозяйство обойти. У них есть и своя литейка, металло и мехобработка, сварочно-окрасочное и сборочное производство. Даже своё КБ по почвообрабатывающей и посевной технике. Поэтому мы с вами сегодня посмотрим лишь только всё самое вкусное и важное, а то фотки устанете листать:). А начнём мы, пожалуй, с корпуса по производству комбайнов ЦСК-2 (или просто конвейер № 2). Этот корпус был специально создан для выпуска новой техники. Сейчас на этой площадке собирают уникальный роторный зерноуборочный комбайн TORUM, высокопроизводительный зерноуборочный комбайн RSM 161, кормоуборочный комбайн RSM 1401 и самоходную универсальную косилку KSU-1. Короче говоря, это место, где собирают самые мощные, инновационные сельхозмашины Ростсельмаша.

Как мне признались, за восемь часов здесь собирают три машины. Скоро будет больше. По плану выйти на 8 штук в день или примерно 1500-2000 ед./год. Между прочим, каждый комбайн состоит из 18 тысяч деталей, представляете, какие тут умельцы работают, что у них даже лишних деталей не остаётся при сборке. Что сразу бросается в глаза, что здесь много молодёжи, а это значит, что у завода всё лучшее ещё впереди.

Кстати, как только наш будущий комбайн попадает на конвейр, на него сразу заводится дело, чтоб потом можно было с лёгкостью определить кого хвалить, кого ругать…Как мне признались, у некоторых особо отличившихся работников есть даже именные штампы. И за каждое такое клеймо доплачивают 5-6 000 рублей.

Между прочим, одновременно на конвейере собираются разные модели, ведь тут задача — не работать на склад, а чтоб каждый клиент в своё время смог стать счастливым.

16. Не знаю, как вам, но мне вот этот трудяга KSU-1 сильно приглянулся.

20. Ещё, что меня порадовало на Ростсельмаше, что работа реально кипит — свободных мест на конвейере нет! А, значит, спрос на наши чудо машины имеется неплохой.

Эта универсальная самоходная косилка KSU-1, как многостаночница, готова решать сразу несколько задач. Она и скашивает, и укладывает, может измельчать и меня вон зацепила:).

А это уже корпус, где производятся трактора. Его производственная площадь составляет 6 048 кв. м. Данная площадка начала работу в августе 2016 года.

Опять есть повод для гордости. Так, 13 июля 2010 года, в Ставропольском крае в деревне Кевсала наш трактор VERSATILE 535 установил мировой рекорд, который даже был занесён в Книгу Гиннеса. За сутки с помощью него было обработано 417 га земли.

31. Здесь в составе линии установлены 211 ед. оборудования, которые позволяют собирать до 1 000 машин в год.

Опять возьму паузу и обращу ваше внимание на то, что тут не просто «отверточная» сборка, а производство полного цикла. Кстати, кто не в курсе, в 2007 году наши купили в Канаде завод Buhler Versatile Inc, который ведёт свою историю с 1945 года и недавно перевели тракторное производство оттуда сюда. Теперь синергия отечественного опыта и западных технологий работает на наше благо. И даже страны ЕС с их хвалёными мерседесами сейчас не могут устоять от Ростовских тракторов и комбайнов.

Да, я краем уха и об этом слышал, когда ехал сюда, но увидеть вживую одно из самых передовых производств в мире дорогого стоит. Это же не только правильная организация производственного пространства или наличие современного оборудования, тут же сама культура производства у работников другая. Здорово, что даже в нашем машиностроении теперь появляются такие практики, а это ведь не нефтянка или металлургия, где денег много и могут экспериментировать.

Сейчас здесь производят различные трактора и опрыскиватели под маркой VERSATILE, в том числе их флагмана — трактор RSM 2375. Это один из немногих тракторов, который уже в базовой комплектации покрывает весь необходимый набор сельхозопераций. 2375-й относится к тракторам с шарнирно сочлененной рамой. С производства машина выезжает на спаренных колесах, с трехточеченой навеской CAT и тяговым брусом.

Самоходный опрыскиватель Versatile SP 275 — это мощная и высокопроизводительная машина для высокоточного и равномерного внесения рабочих растворов. Возможный диапазон нормы внесения от 50 до 500 литров на гектар. В своей нише она одна из лучших.

Движение главного тракторного конвейера здесь организовано методом вытягивания. Т. е. при помощи мягких тросов первый трактор в линии, готовый к выходу из цеха, словно локомотив, тянет за собой всю цепочку, стоящую на конвейере. Говорят, что это более экономичный метод по сравнению с традиционным.

43. Сейчас в данном корпусе работает 188 человек.

И, наконец, самый главный корпус, где и находится главный сборочный конвейер Ростсельмаша. Он был построен ещё в 1984-1985 годах, правда, его недавно тоже значительно модернизировали.Сам цех состоит из восьми производственных участков сборки, двух участков окраски и участка сварки рам. Здесь сейчас собираются знаменитые ACROS, VECTOR и кормоуборочный DON-680M, а также самые высокотехнологичные в своём классе — комбайны NOVA. А всё начинается здесь.

Из себя главный конвейер представляет пластинчатый конвейер длиной в пол километра, движущийся с максимальной скоростью 1 такт в 8 минут. Все платформы конвейера, согласно графику, постепенно передвигаются, при этом они в обязательном порядке делают десять остановок по 30 минут. Вот на них-то и ловят рабочие свой шанс, чтоб успеть прикрутить нужные детали.

46. А так первым делом на платформу выгружают шасси с задними колёсами.

47. Главный сборочный конвейер рассчитан на одновременный монтаж 80 машин. Вся сборка осуществляется за один круг конвейера.

48. Тут же параллельно собираются и другие агрегаты будущего комбайна. Вот стенд сборки соломотрясов.