Конспект по формированию целостной картины мира. Конспект по развитию речи и формированию элементарных математических представлений «Мы подарочки возьмём, в гости к ёжику пойдём Часы с кукушкой

Тема: «Как жили славяне»
Цель: познакомить детей с образом жизни древних славян, формировать понимание слова» предки», понимание того, что Россия-страна большой многовековой историей.
Задачи:
Образовательная:
Закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины; формировать представление о Руси православной;
способствовать проявлению интереса к историческим событиям и людям, прославивших Россию.
Закрепить знания русских – народных пословиц и поговорок, где воспевается любовь к Родине.
Развивающая: развивать
Зрительную память
Мышление
Развивать историческую память детей, познавательные способности.
Воспитательная: воспитывать
Воспитывать активность, самостоятельность у детей
Воспитывать в детях положительное отношение и уважение к славной жизни наших предков, желание стать наследниками их традиций.
Воспитывать чувство дружбы, сплоченности, коллективизма.
Тип занятия – Усвоение нового материала
Предварительная работа: Чтение. Т. Коти «Моя первая книга о России».
Рассматривание альбома с национальными костюмами.
Оборудование: ИКТ, дидактическая игра «Найди пару».
Методические приёмы: использование ИКТ, наглядный материал, загадка, использование игровых технологий, беседа, вопросы. Приемы здоровьесберегающих технологий: смена видов деятельности, физминутка.
Форма организации работы на занятии: групповая, индивидуальная, работа в парах.
Ход занятия

Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
Подумайте, всегда ли наша страна была такой, как сейчас?
Возникла Россия очень давно, у нее древняя и интересная история. Вы знаете, как называлось наше государство раньше?
Д е т и. Русь, Русь деревянная.
Воспитатель читает стихотворение Дж. Родари» Всеобщая история»
Поначалу в жизни нашей
Было все не так, как надо.
Много сил вложили люди,
Чтобы сделать Землю садом.
Не было нигде тропинок,

Чтоб подняться в горы
Без мостов речушки были,
Недоступны словно море.
Не было нигде скамеек,
чтоб присесть усталым.
Не найти нигде кроватей,
Ни большим, ни малым.
Были только у людей
Руки - только руки.
И трудился предок наш,
И не знал он скуки.
- Хотите узнать, как жили люди в древней Руси?
Предлагаю вам отправиться в путешествие на машине времени.
Чтобы отправиться в прошлое, нам необходимо повернуть стрелки часов.
Но я забыла, в какую сторону необходимо их повернуть – вперед или назад. Вы мне поможете вспомнить?
Д е т и. Назад, в обратную сторону, потому, что отправимся в прошлое.
- . Дорога будет длинной, потому что было это очень давно.
2.Основной этап 25мин - Как вы думайте, кто такие предки?(ответы детей)
Предки - это люди, которые жили на нашей земле много-много веков назад.
- Первыми поселились на территории русской земли наши предки-древние славяне.
Славяне - значит славные, хорошие люди. Славяне были сильными, мужественными людьми. Как они выглядели?
Дети вместе с воспитателем описывают внешний вид славян: волосы светлые. глаза голубые, высокий рост.
Давайте рассмотрим одежду славян.
Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы.
Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка), фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти
-Жили Древние славяне в деревянных домах- срубах, которые строили из бревен, сообща, помогая друг другу. Одному человеку было не справиться с тяжелыми бревнами. Да и не выжить было человеку в те далекие времена человеку в одиночку.
В избе всегда считали святыми 3 места:
Красный угол В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол- самое почётное место в доме. человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами.
Стол – это « божья ладонь». «Хлеба ни куска – стол - доска»- так говорили крестьяне. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.
- Ребята, а посмотрите, что на столе стоит? Это та посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. Это туеса. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты. А вот различные кувшины для жидкого: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь.
Печь – без печи хата не хата. Печь была неотъемлемой частью жилища. Она служила источником тепла и света.Занимала большую часть дома. На печке можно было спать, или лежать греться. Место, где люди спали на печи называлось полати. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. В печи пекли хлеб, готовили пищу.
Физминутка
\ Поиграем в игру «Что было, что стало» (Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)
1. Раньше носили лапти, а сейчас…(сапоги)
2. Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
3. Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
4. Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)
Игра «Найди пару». Теперь давайте разделимся на две команды: посмотрим, кто быстрее с заданием справится. На столах лежат картинки Вам нужно найти пару. Потом мы обменяемся местами и проверим, все ли вы сделали правильно.
Молодцы ребята справились с заданием. Отправляемся в прошлое дальше.
-Нужно было защищаться и от диких животных и от врагов, поэтому вокруг поселка строили высокую колючую изгородь - частокол.
Мужчины занимались охотой и рыболовством.
Женщины собирали в лесу грибы,ягоды и лекарственные растения: ведь аптек тогда еще не было. Жили славяне большими группами - ПЛЕМЕННАМИ. За то, что дома славян были из дерева, их поселения стали называться деревнями. Враги часто называли славян Русью. Поэтому и земли, на которых они поселились, стали со временем называть русскими землями.
Постепенно славяне стали осваивать скотоводство и земледелие.
Для этого они расчищали в лесу участки от деревьев, распахивали землю, сеяли зерно. Так славяне научились выращивать хлеб. Только представьте, в те времена не было никакой техники и машин, которые помогли бы людям, все приходилось древним славян делать вручную: пахать землю, сеять семена, собирать урожай, молоть зерно. Печь хлеб. Вот какими трудолюбивыми были наши предки.
Не было в те далекие времена и магазинов, поэтому людям все приходилось делать самим.
-как вы думайте. Что было необходимо человеку для жизни в первую очередь?(ответы детей)
И одежду, и посуду, и обувь, и оружие для охоты- все славяне делали сами. Так появились первые ремесла и мастера, которые могли делать свое дело лучше других. Мужчины Были кузнецами, плотниками, гончарами а женщины ткачихами и швеями.
Постепенно деревни разрастались, становились все больше и больше. Стали появляться первые города. Самым главным городом Древней Руси был Киев.
Это был самый красивый и богатый город того времени. Слава о древнем Киеве разошлись далеко за его пределы.
Правил тогда великий князь Ярослав Мудрый. Его не зря прозвали Мудрым. Ярослав был очень справедливым и умным человеком. При Ярославе Мудром древнерусское государств стало расти и процвести и процветать. Русь стала одной из самих могучих стран того времени. А вот посмотрите как город Киев выглядит сейчас.
Ничего нет лучше, краше
Милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней.
Вспомни их добрым словом-
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Н. Кончаловская.
Рефлексия.
-А теперь ребята пора назад в дет. Сад. Переводим стрелки часов в перед. Закрываем глазки. И вот мы уже в детском саду.Вот ребята мы и побывали в гостях у Древних славян. Что Вам понравилось?
Итог занятия:
-Кто такие предки?
-Как назывались наши предки?
-Как они жили?
-Назовите главный город Древней Руси?
-Что Вам понравилось в нашем путешествии?
- Что мы нового узнали?

Конспект старшей группы по формированию целостной картины мира.

Тема: Три осени 16.10.17

Цель: Обобщить представления о характерных признаках трех периодов осени: ранняя, золотая, поздняя. Систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе(в растительном и животном мире.)

Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, и подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).

Уточнить представления о сельскохозяйственном труде людей в осенний период.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Воспитатель: Ребята, на свете есть удивительная страна – страна красоты. Там живут звуки и краски, чувства и настроения. И хотя к нам в окно стучится зима, пугая нас крепкими морозами, я приглашаю вас в гости в удивительное время года о котором я прочитаю стихотворение. Вы его внимательно послушайте и скажите о чём оно.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

· О каком времени года стихотворение?

· А какие еще времена года вы знаете?

· Сколько месяцев длится осень?

· Назовите осенние месяцы

А какая бывает осень? (ранняя, золотая, поздняя). Чем они отличаются др. от др.

Ранняя- днем по прежнему тепло, ночью уже становится холодно, солнце светит по летнему, но уже не греет как летом и т.д.

Золотая или средняя- листья начинают желтеть, опадать (листопад), становится прохладно, частые и затяжные дожди, люди одеваются по погоде, день становится короче.

Поздняя- становится все холоднее и холоднее, пролетает снег, опала вся листва, перелетные птицы улетают на юг, животные меняют шубку, уходят в спячку и т.д.

дид.игра "Дикие животные"

подходим к столам. Найдите животных которые меняют свой окрас? найдите животных которые уходят в спячку, какие птицы? (крепим к доске).

Молодцы! Отлично справились с заданием! А сейчас мы превратимся с вами в осенние листочки!

Динамическая пауза «Листочки»

Мы листики осенние.
(Плавное покачивание руками вверху над головой)

На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели.
(Подуть, развести руки в стороны)

Мы летели, мы летели
(Бег)

И на землю тихо сели.
(Присесть)

Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Подуть, плавное покачивание руками вверху над головой)

    Закружились, полетели
    И на землю снова сели.
    (Дети садятся на ковер)

Давайте мы с вами посмотрим репродукции с изображением осени и определим, какая она! (Беседа по картинам, выявить по каким признакам они определили, какая именно это осень).


Люди любят осень не только за красоту, как вы думаете, за что еще? (ответы детей)

    Верно, осень щедра дарами: и сады, и лес, и огороды дарят людям много вкусного и полезного. (Беседа об урожае, о труде людей) рассматриваем репродукции.

    Человек осенью (5 мин)

Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? Как ты считаешь, Сережа? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)
- Конечно. Чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)
- Какие работы выполняются в парках и скверах?
(В городских парках высаживают молодые деревья и кустарники.)
- А в садах?
(Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)
- Катя, какие еще работы выполняются в саду?
(Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)
- А как трудятся в деревне, на полях? (
В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.)
А вы, ребята, как трудились всю осень? (
А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дяде Диме, чтобы стало чисто.)
За правильные ответы также выдаются жетоны в виде листочков.
- Кто хочет добавить? (
Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады. )
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.


Ребятки, скажите мне, а какие дары природы мы собираем осенью?(Овощи фрукты).

Ребятки, посмотрите у меня есть 2 корзины, в которых лежат фрукты и овощи. Но они перемешаны. Сейчас (имена 2 детей) разделят их по корзинам, а пока они это делают мы с вами кое- что выясним

Что мы можем приготовить из овощей? (Из них можно варить суп, солить, готовить салат.)

А из фруктов? (Варить компот, делать сок, готовить салат, делать варенье и т. д.)

Дидактическая игра "Поваренок" команды из 4 чел. Придумывают, что они будут делать и рассказывают всем.

Спасибо ребята вам за работу, было приятно с вами играть, а сейчас скажите, о каком времени года мы с вами сегодня говорили, какая бывает осень? Что вам понравилось?

Екатерина Потемкина
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Средняя группа

Цель : Продолжать развивать математические представления у детей средней группы .

Задачи :

Образовательные :

Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами , добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет .

Продолжать учить сравнивать две группы предметов , разных по форме , определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине , ширине

Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник.

Развивающие :

Развивать внимание, логическое мышление, глазомер, мелкую моторику рук

Воспитательные :

Воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Воспитывать интерес к занятию , отзывчивость, желание помогать другим, умение работать самостоятельно

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в зоопарк.

В зоопарк идут ребята -

Школьники и дошколята,

Посмотреть зверей хотят,

Звери в клетках все сидят.

И несут им угощение :

Кто банан, а кто печенье,

1. Игровая ситуация «Дорога в зоопарк»

Ребята, добраться в наш зоопарк не так просто. Посмотрите, на дорожки перед зоопарком.

Давайте мы их с вами сравним. Дорожки одинаковые?

Чтобы добраться до зоопарка, нам нужно выбрать самую длинную и широкую дорогу. Посмотрите внимательно и выберете , какая нам нужна.

Дети : красная.

Воспитатель : Молодцы. Вот и пришли мы в зоопарк

2. «развесим платочки» - уравнивание групп предметов 2 способами

Воспитатель : Первым нас встречает кто? Обратите внимание на енота, который сушит на веревке платочки, Сколько платочков сушится на веревке?

Дети : Много.

Воспитатель : Какого они цвета?

Дети : Красные, желтые

Воспитатель : Одинаковые ли платочки по форме ?

Дети : Круглые, треугольные.

Воспитатель : Что можно сказать о количестве круглых и треугольных платочков : поровну ли их? Как это можно узнать?

А чтобы узнать мы выкладываем на верхнюю полоску круглые платочки столько же сколько у енота. Сколько круглых платочков? Давайте посчитаем. (5)

Теперь на нижнюю полоску выложим треугольные платочки. Сколько платочков у енота? (4)

Воспитатель : Каких платочков больше : круглой или квадратной формы ?

Дети : Платочков круглой формы больше .

Воспитатель : Каких платочков меньше : круглой или квадратной формы ?

Дети : Платочков квадратной формы меньше .

Воспитатель : Как сделать так, чтобы платочков круглой и квадратной формы стало поровну ?

(Вместе с детьми обговариваем способы уравнивания групп предметов ).

3. Физминутка.

Обезьянка предложила поиграть в подвижную игру с мячом «Скажи наоборот»

низкий - высокий,

длинный – короткий,

День-ночь,

узкий – широкий,

лёгкий – тяжёлый,

Слева – справа,

Далеко – близко;

Вверху – внизу,

Один – много,

Утро-вечер,

толстый – тонкий,

4. «лишняя фигура»

Воспитатель : Давайте посмотрим, кто же нас еще ждет в зоопарке? (попугай) . Он принес нам задание игру. Здесь на карточке изображены фигуры. Нужно внимательно посмотреть на карточку и найти лишнюю фигуру. Эту фигуру нужно будет выложить из счетных палочек. А потом мы посмотрим, правильно ли вы нашли лишнюю фигуру.

Воспитатель : Какие мы с вами молодцы!

5. «Распутаем дорожки»

Воспитатель : Но зоопарк уже закрывается и нам пора возвращаться в группу . Но что же делать все дорожки перепутались и чтобы вернуться обратно в группу нужно разложить дорожки от самой длинной до самой короткой. Возьмите ваши дорожки и разложите на столе от самой длинной дорожки до самой короткой дорожки. А теперь давайте проверим правильно ли мы, разложили дорожки.

Вот мы и в группе .

Где мы с вами сегодня побывали?

Какие животные нас встречали в зоопарке?

Что мы делали с енотом?

В какую игру играли с обезьяной?

Какое задание нам приготовил попугай?

Вот какие мы с вами молодцы!

Публикации по теме:

«Занимательная математика». Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет) Тема: «Занимательная.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (младшая группа) Программное содержание: продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Приключение Дюймовочки» (средняя группа) Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №3» Конспект ООД по образовательной области «Познавательное.

Конспект по формированию элементарных математических представлений «Цветик-семицветик» (старшая группа) Цели: Оценка полученных знаний, представлений, умения, детьми в течение учебного года. Задачи: Обучающие: Выявить и закрепить ЗУН у детей,.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Цели: продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты словами "широкий - узкий",.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе Возрастная группа: младшая Тема: В гости к белке и медведю» Ведущая образовательная деятельность: познание (формирование элементарных математических.

Мишкина Ирина Николаевна-воспитатель
КГКП детский сад «Айголек» СКО р-он им.Г.Мусрепова с.Новоишимское

Тема: «Мы подарочки возьмём, в гости к ёжику пойдём»

Цель: Закрепление знаний детей о геометрических фигурах

Задачи:

*Упражнять в умении группировать предметы по форме, цвету.

*Закреплять умение соотносить числовую карточку с количеством предметов. *Развивать способность к обобщению, классификации. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

* Воспитывать заботливое отношение к животным. Формировать представления об окружающей среде, развивать познавательный интерес к природе.

Билингвальный компонент: кірпі – ежик, түлкі – лиса, қасқыр – волк, шаршы – квадрат, тікбұрыш – прямоугольник, шеңбер – круг, үшбұрыш – треугольник, қызыл – красный, жасыл – зеленый, колючки – тікен, жидектер – ягода, алмалар – яблоки, бір – 1, екі – 2, үш – 3, төрт – 4, бес – 5, алты – 6, жеті – 7, сегіз -8, тоғыз – 9, он – 10.

Наглядное пособие: декорация осеннего леса, игрушка – ёжик, яблоки, грибы, геометрические фигуры;

Раздаточный материал : игры В.В. Воскобовича «Волшебные фонарики», «Двухцветный Квадрат», «Чудо – лукошко».

Литература:

  1. Т.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм В.В.Воскобовича». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009. – 190 С.
  2. Харько Т.Г.,Воскобович В.В. «Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры»

Ход занятия

Вводная часть:

  1. Вступительное слово воспитателя.

– Здравствуйте, дети, сегодня мы побываем в сказке. Но, чтобы в нее попасть, нужно отгадать загадку:

Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно… (Ежик – кірпі)

Дети, без подарков отправляться в гости нельзя. Для ежа у нас есть угощение – печенье. Оно разное – треугольное и прямоугольное. Нам с вами нужно смастерить для себя корзиночки.

  1. Игра Воскобовича «Двухцветный квадрат».

Воспитатель: Мальчики возьмут квадрат и сделают красные треугольные корзиночки (сложить квадрат), а девочки – зеленые прямоугольные.

Дети повторяют, каких цветов у них фигуры (красный – қызыл, зеленый – жасыл)

Воспитатель: У вас на подносах печенье (геометрические фигуры). Отберите себе печенье только той формы, какой формы у вас корзиночки (квадрат – шаршы, прямоугольник – тікбұрыш).

Ну что же, подарки собраны, можно отправляться в путь.

Дети из-за столов проходят на стульчики.

Основная часть:

  1. Беседа о еже (выставить иллюстрацию)

– Давайте вспомним, как выглядит ежик. (Он колючий, у него маленькие лапки, есть мордочка с глазками, носиком и маленьким ротиком).

Воспитатель уточняет ответы детей: мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая короткими серыми волосками; черные, как бусинки, глаза кажутся очень умными, но видит ежик плохо, а вот нюх у него прекрасный; лапки у ежа короткие с маленькими коготками).

– Что я еще забыла? (колючки – тікен)

– Ну, конечно же, колючки! А для чего они ему нужны? (чтобы ежа не съели волк – қасқыр и лиса – түлкі).

– Верно. Как же ему быть без иголок? Это средство защиты от врагов. А как он их еще использует? (он носит на них ягоды – жидектер, яблоки – алмалар).

– Молодцы ребята. А сейчас мы немножко отдохнем.

  1. 4 . Ритмические движения «Вот свернулся ёж в клубок…»

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки,

Хитрый ёжик, хитрый ёжик

На клубочек он похож,

Хоть и ростом ёжик мал,

Нам колючки показал.

А колючки тоже на ежа похожи.

Дети прижимают руки и голову к груди и трясутся, изображая холод.

Тянутся руками вверх

Растопыривают пальцы рук как можно сильнее

Дети снова прижимают руки и голову к груди, собираясь в комочек

Садятся, вытягивают руки вверх и растопыривают пальцы.

Отдохнули немножко, а теперь пойдем искать полянку, где живет ежик в своей норке. Чтобы добраться до полянки нам нужно идти по тропинке. В лесу очень темно и нам придется «зажечь» фонарики.

  1. Игра «Волшебные фонарики» по методике В.В. Воскобовича

– Зажгите круглые фонарики.

– Сколько фонариков?

Какого цвета фонарики?

– Сколько зеленых?

– Сколько красных?

– Сколько больших?

– Сколько маленьких?

Зажгите квадратные фонарики.

– Сколько фонариков?

Какого цвета фонарики?

– Сколько зеленых?

– Сколько красных?

– Сколько больших?

– Сколько маленьких?

Затем дети зажигают треугольные, прямоугольные фонарики.

Билингвальный компонент: шеңбер – круг, шаршы – квадрат, үшбұрыш – треугольник, тікбұрыш – прямоугольник, қызыл – красный, жасыл – зеленый, үлкен – большой, кішкентай – маленький.

Воспитатель: Дети, мы с вами вышли на поляну с грибами. Посмотрите сколько здесь грибов. Мы сейчас поможем сделать ежу запасы на зиму. Перед вами корзиночки.

  1. Игра «Чудо-лукошко» В.В. Воскобовича

Воспитатель раздает детям корзинки и карточки:

Вам нужно взять по одной корзиночке, и набрать в свою корзиночку столько грибов, сколько кружков у вас нарисовано на числовой карточке.

Дети выполняют задание. Затем воспитатель вместе с детьми анализирует выполненное задание.

Сколько кружков на твоей карточке? (три – үш). Сколько грибочков ты нашел? (три – үш). Проверяют все корзинки.

Билингвальный компонент : бір – 1, екі – 2, үш – 3, төрт – 4, бес – 5, алты – 6, жеті – 7, сегіз -8, тоғыз – 9, он – 10.

Молодцы ребята. С такими подарками мы вполне можем зайти к ежу на чаепитие. А вот и сам ежик встречает нас (игрушка).

Заключительная часть:

Воспитаель задает детям вопросы: – Ребята, где мы сегодня с вами побывали? С кем встретились? Что подарили ежу? Вам понравилось наше путешествие в сказку?

Дети отвечают на вопросы.

Ой, ребята, ежик что-то хочет сказать мне на ушко. Он говорит, что вы ему очень понравились. Вы хорошо играли, помогли ему найти друзей, собрали много грибов в корзину. Ему было с вами очень весело и интересно. Он говорит всем «До свидания!»

Цель: закрепить правильное употребление предлогов в речи.

Задачи:

1. Развивать грамматический строй речи через упражнения в употреблении существительных единственного и множественного числа в падеже.

2. Развивать связную речь через упражнения в выделении предлогов из предложений, в составлении предложений с заданным предлогом.

3. Развивать речевое дыхание.

4. Корригировать слуховое внимание, память, зрительное восприятие.

5. Воспитывать умение слушать взрослого и друг друга.

Оборудование: пособие «Поезд», колёса (из картона), зашумлённые картинки с солнышком, пособие «Волшебный» цветок, лепестки (из цветной бумаги и картона), «волшебное» дерево, листочки, ручеёк из цветной бумаги, символы предлогов.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Детям выдаются зашумлённые картинки.

— Ребята, посмотрите на картинки и угадайте, какой на них изображён предмет. Ответ скажите мне на ушко.

— Правильно, на картинке изображено солнышко. А вы бы хотели отправиться в гости к Солнышку?

II. Постановка цели занятия.

— Хорошо, сегодня, мы отправимся в гости к Солнышку и во время путешествия будем повторять изученные предлоги.

III. Основная часть.

1. Дидактическое упражнение «Чего нет у поезда?»

— Ребята, а в путешествие мы отправимся на поезде. Посмотрите внимательно, чего нет у поезда?

— Правильно, у поезда нет колёс, а без них мы не уедем, поэтому ищете колёса по моему заданию. Запоминайте, где вы нашли колесо.

— Кирилл, твоё колесо лежит под столом.

— Оля, ты найдёшь колесо на стуле.

— А сейчас, скажите, где были ваши колёса.

— под столом и т.д.

2. Ритмическое упражнение «Едет поезд»

— Сейчас можно отправляться в путь. Строимся, как вагончики и двигаемся под звук бубна. Под медленное звучание бубна двигаемся медленно. Под быстрое – в быстром темпе.

3. Дидактическое упражнение «Волшебный цветок»

— Мы с вами приехали в город «Звуков и предлогов». Внимательно посмотрите на «волшебный цветок» и скажите, чего не хватает у цветка?

— Правильно, лепестков. Ветер унёс лепестки. Давайте и мы изобразим ветер. Подуем на лепестки, на выдохе произносим звук: ссс.

— Посмотрите, я собрала лепестки, давайте вернём их цветку.

Логопед раздаёт детям лепестки.

— Лепесток приклеит тот, кто назовёт предлог в предложении.

Логопед произносит предложения, а дети называют предлоги:

Котёнок спрятался под диван. Костя зашёл в магазин. и т.д.

— Вот какой красивый цветок у нас получился.

4. Физминутка «Слушай внимательно»

— А сейчас, немного отдохнём. Приседайте, когда услышите предлог в предложении и присядьте, если предлога в предложении нет.

5. Дидактическое упражнение «Волшебное дерево»

— Подойдите к «волшебному дереву» и возьмите листочки.

— Посмотрите, на обратной стороне листочков есть символы предлогов.

Перепрыгнет через ручеёк тот, кто назовёт предлог.

6. Дидактическое упражнение «Составь предложение»

Дети перепрыгивают через ручеёк, называя предлог, символ которого изображён на листочке: «У меня предлог «на».

— Вот мы с вами и пришли в гости к Солнышку. А вы бы хотели, чтобы оно засияло ярче?

— А лучики зажгутся только тогда, когда вы составите предложение с предлогом, который у вас изображён на листочках.

IV. Итог занятия.

— Посмотрите, как засверкало наше Солнышко.

— Нам пора возвращаться в группу. Строимся, как вагончики, поехали обратно.

— Скажите, о чём мы говорили на занятии.

— Назовите, какие вы знаете предлоги.

— А это вам подарок от Солнышка – маленькие солнышки.

— Спасибо за работу.