Супруга камы в индуизме. Женские индийские боги. Кама - бог любви, вооруженный луком

Индуизм является одной из самых необычных религий мира, в которой политеизм (многобожие) достигает невероятных размеров. Неисчислимое количество богов и богинь украшают ниши пантеона.

Три божества - Брахма, Вишну и Шива,- считаются верховными.

Они составляют понятие Тримурти, т.е. тройной образ, объединяющий Брахму-создателя, Вишну-вседержителя и Шиву-разрушителя.

Кроме трех Верховных Божеств, индусы почитают множество других богов, самые известные из которых следующие:

Индра - бог войны, царь полубогов, правитель одного из нижних небес- Амаравати. Считается, что он охраняет Восточную сторону света.

Варуна - всевидящий бог Вед, спустившийся из своего небесного дворца, чтобы стать богом вод. В то же время он является хранителем Западной части Вселенной.

Яма - страж Южной стороны, бог смерти, правящий в Чистилище, где грешники мучаются до следующего рождения.

Кубера - бог драгоценных металлов, камней, минералов и богатства вообще, властелин Северной стороны света. Местом его пребывания считают прекрасный город Алака, неподалеку от горы Кайласа. В его подчинении находятся неисчислимые армии гномов (гухьяка) и горных духов (якша).

Ганеша (Ганапати) - бог с головой слона, второй сын Шивы и Парвати, предводитель ганов (полубожеств, прислужников Шивы). Он является Устранителем Препятствий и покровителем всех, кто изучает различные науки. Самое любимое божество индусов, наиболее часто изображается в танце. Его атрибуты - один поломанный бивень, толстый живот, восседает на крысе.

Хануман - обезьяний бог, сын Ваю (бога ветра), друг и верный слуга Рамы. В его честь обезьяны считаются священными.

Кама - индийский бог любви. Подобно его европейскому собрату, он изображается в виде прекрасного юноши, вооруженного луком и стрелами, с той только разницей, что лук его сделан из сахарного тростника, а стрелами ему служат цветы. В услужении у него состоят апсары (нимфы).

Кроме того, у всех богов и полубогов были жены, которые как правило носили те же имена, что и мужские божества, только с женскими окончаниями - например, Индрани.

Аналогично трем Верховным Божествам, жены Брахмы, Вишну и Шивы являются Верховными среди множества женских божеств индийского пантеона и весьма почитаются индусами:

Сарасвати - жена Бога Брахмы, покровительница искусства, музыки и литературы. Ее изображают в виде молодой красивой светлокожей женщины с виной (индийской лютней) и книгой в руках, сопровождает ее лебедь. По преданию именно Сарасвати изобрела санскрит.

Лакшми - богиня удачи и процветания, жена Бога Вишну. Согласно легенде, она появилась из вод вспахтанного Причинного Океана. Обычно ее изображают в виде цветущей, прекрасной женщины, восседающей или стоящей на лотосе, часто с лотосом в руке. Считается, что будучи женой Вишну, она воплощается в супругу каждой его инкарнации. Таким образом, ей поклоняются как Богине Сите, супруге Рамы (см.ниже); Рукмини, первой царице Кришны, и Радхе, вечной возлюбленной Бога Кришны.

Парвати - жена Бога Шивы в ее благожелательном аспекте, в устрашающем же виде ей поклоняются как Дурге или Кали. Во враждебном аспекте Парвати изображают в виде страшной ведьмы, многорукой и вооруженной различными видами оружия, с оскаленными клыками, кровавым языком и ожерельем из черепов на шее.

Вишну

Обычно Вишну изображают четырехруким человеком с кожей темно-синего цвета, с короной на голове, держащим в руках символические атрибуты: раковину, диск сударшану, жезл и лотос; на шее у него священный драгоценный камень каустубха. Вишну летает верхом на Гаруде - исполинском орле с получеловеческим лицом. Индусы почитают Вишну как «всеобъемлющее божество» в том смысле, что все остальные Боги либо являются его эманациями, либо отражают отдельные его аспекты.

Согласно космогоническому мифу индуизма Вишну является вечным правителем на планетах «духовного неба» – Ваикунтхах (здесь его называют Нараяной). Иногда край духовного неба брахмаджийоти застилает духовное облако. Эта затемненная его часть называется махат-таттвой.

Тогда Господь Нараяна принимает форму Маха-Вишну и ложится на воды Причинного Океана. При этом он пребывает в медитационном сне йога-нидре. В момент выдоха Маха-Вишну из его пор исходит бесчисленное множество вселенных. Они плавают на поверхности Причинного Океана, подобно пузырькам пены. Все эти вселенные существуют только в течение одного выдоха Маха-Вишну.

В каждую из множества вселенных тот же Маха-Вишну снова входит как Гарбходакашайи-Вишну и ложится в Океане Гарбха на змея Шеша, который также является одним из аспектов Нараяны.

Из пупа на животе Гарбходакашайи-Вишну вырастает стебель лотоса, и на этом лотосе рождается Брахма, владыка данной конкретной Вселенной. Брахма создает из своего ума и тела разнообразные формы живых существ, которые предоставляют возможность Индивидуальным Душам (атме) проявиться в материальном мире. Также он создает Солнце, Луну, все планеты «материального неба» и различных полубогов, управляющих этими планетами, т.е. фактически творит свою Вселенную.

Время жизни Вселенной считается равным времени жизни Брахмы и составляет 100 «лет Брахмы», что как раз соответствует продолжительности выдоха Маха-Вишну. Когда же Маха-Вишну делает вдох, все мириады вселенных, каждая со своим собственным Брахмой, возвращаются в непроявленное состояние и ждут нового выдоха Маха-Вишну.

Основным космологическим циклом в индуизме считают кальпу – «день Брахмы», который состоит из 14 манвантар, или вторичных циклов, длительностью 306 720 тыс. лет каждый, с большими интервалами между ними. 360 таких дней и ночей составляют «год Брахмы». Каждый «космический день» Брахма создает Вселенную и каждую «космическую ночь» поглощает ее, и пока он спит, вся Вселенная пребывает в его теле в виде чистой потенции. Каждая манвантара содержит 71 махаюгу, а каждая махаюга, в свою очередь, делится на четыре юги (эпохи) – Крита (другое название Сатья), Трэта, Двапара и Кали. Их продолжительность равна соответственно:

  • Сатья Юга - 1 728 тыс. человеческих лет,
  • Трэта Юга – 1 296 тыс. лет,
  • Двапара Юга – 864 тыс. лет и
  • Кали Юга – 432 тыс. лет.

Каждая Юга являет собой дальнейший упадок религиозности, морали, силы, роста и продолжительности жизни человека и его счастья по сравнению с предыдущими. Считается, что в настоящее время мы находимся в эпохе Кали-юги, начавшейся около 5 000 лет назад.

В то время, пока все множество вселенных находятся в проявленном состоянии, Изначальный Вишну следит за положением дел в каждой из них и периодически воплощается в том или ином месте целиком или частично, дабы навести порядок. В соответствии с наиболее распространенной классификацией на нашей Земле побывали 10 аватар (инкарнаций) Вишну.

  1. Рыба (матсья). Когда Земля была залита водами всемирного потопа, Вишну принял обличье рыбы, которая первой предупредила Ману (прародителя человечества, сына Брахмы) о грозящей опасности, а затем на корабле, привязанном к рогу на ее голове, вынесла из потопа Ману, его семью и семь великих мудрецов (риши).
  2. Черепаха (курма). Во время потопа были утрачены многие божественные сокровища, в том числе и амброзия (амрита), с помощью которой боги сохраняли вечную молодость. Вишну принял образ исполинской черепахи и погрузился на дно космического океана. Боги поместили ему на спину гору Мандара и обернули вокруг горы божественного змея Васуки. Затем они потянули змея и раскрутили таким образом гору, взбалтывая океан, как обыкновенный индийский молочник сбивает масло. На поверхность вспененного океана всплыли амрита и многие другие сокровища, в том числе богиня Лакшми.
  3. Вепрь (вараха). Демон Хираньякша в вновь погрузил Землю в глубины космического океана. Вишну принял образ гигантского вепря, убил демона и водворил Землю на место, подняв ее на своем клыке.
  4. Человек-лев (нарасимха). Другой демон, Хираньякашипу, получил в дар от Брахмы волшебную способность становиться неуязвимым. Ни зверь, ни человек, ни бог не могли убить его ни днем, ни ночью. Пользуясь своей безопасностью, он стал преследовать богов и людей и даже своего благочестивого сына Прахладу. Тогда Прахлада обратился за помощью К Вишну. На закате, т.е. не днем и не ночью, бог неожиданно возник из колонны во дворце демона в облике полульва-получеловека и убил Хираньякашипу
  5. Карлик (вамана). Демон по имени Бали захватил власть над миром и, совершив ряд аскетических подвигов, достиг сверхъестественного могущества и стал угрожать даже богам. Вишну предстал перед ним в виде карлика и попросил в подарок столько земли, сколько он мог отмерить тремя шагами. Когда подарок был обещан, бог превратился в великана и сделал два шага, которыми покрыл землю, небо и все пространство между ними, но великодушно воздержался от третьего шага, оставив демону преисподнюю.
  6. Парашурама ("Рама с топором"). Вишну принял человеческий облик, родившись сыном брахмана Джамадагни. Когда отца брахмана ограбил злой царь Картавирья, Парашурама его убил. Сыновья Картавирьи, в свою очередь убили Джамадагни, после чего разгневанный Парашурама 21 раз подряд истреблял всех мужчин из сословия кшатриев (воинов).
  7. Рама, царевич Айодхьи, герой эпической драмы "Рамаяна". Вишну воплотился в его образе, чтобы спасти мир от притеснений демона Раваны. Раму обычно изображают как темнокожего человека, часто - вооруженного луком и стрелами. Его сопровождают любящая супруга Сита - воплощение женской верности, три его преданных брата - Лакшмана, Бхарата и Шатругхна,- и Хануман, царь обезьян, верный друг и соратник. Раме почитают как воплощение идеального мужа, полководца и монарха.
  8. Кришна, самое значительное из воплощений Вишну.
  9. К историям из жизни этого божества чаще других обращаются в танце. Больше всего любят изображать либо его детские шалости, как, например, похищение масла у Яшоды (его приемной матери), либо любовные похождения с гопи (пастушками), самой любимой из которых была красавица Радха.

    Подробное жизнеописание бога Кришны содержится в известнейшем эпическом произведении - "Махабхарате".

    Краткая же история его такова: Кришна родился в Матхуре, в племени ядавов. Его отцом был Васудэва, матерью - Дэваки, двоюродная сестра правившего в то время царя Кансы. Существовало пророчество, что Канса погибнет от руки восьмого сына Дэваки, поэтому он вознамерился уничтожить всех ее детей. Но Кришна и его старший брат Баларама спаслись от избиения; их усыновили и воспитали пастух Нанда и его жена Яшода из Вриндавана. Канса, узнав, что братья избежали уготованной для них гибели, предпринял множество попыток уничтожить детей. Но Кришна, будучи воплощением Бога, совершил множество чудес и подвигов: он убивал демонов, подосланных Кансой, укрывал жителей Вриндавана от бури, подняв на мизинце гору Говардхана над их головами и т.д. В свободное о совершения подвигов время он пас коров, играл на флейте для гопи и предавался своим детским шалостям.

    Когда же он вырос и распростился со своей идиллической пастушеской жизнью, то отправился в Матхуру на борьбу со своим злокозненным двоюродным дядей. Он убил Кансу и стал правителем царства Матхура, но, теснимый, с одной стороны тестем Кансы, правителем Магадхи, а с другой - безымянным царем яванов северо-запада, покинул царство и основал новую столицу в Двараке в Саураштре. Здесь он женился на Рукмини и сделал ее главной из своих жен, которых у него было 16 108 и котрые родили ему 180 тыс. сыновей. В главном сказании "Махабхараты" на протяжении всей истории борьбы царских родов он предстает как неизменный друг и советник пятерых братьев Пандавов, и перед битвой на Курукшетре, являющейся кульминацией эпоса "Махабхараты", он, обращаясь к Арджуне, одному из братьев, произносит свою великую проповедь, изложенную в "Бхагавадгите".

  10. Будда, последнее воплощение Вишну в прошлом. Согласно "Гитаговинде" великого поэта Джаядэвы, Вишну воплотился в образе Будды из сострадания к животным, чтобы положить конец кровавым жертвоприношениям.
  11. Калки - будущее воплощение. Индусы верят, что в конце нашей мрачной эпохи Вишну явится в образе человека верхом на белом коне, с пылающим мечом в руке. Он осудит грешников, вознаградит добродетельных и возродит Сатья-югу ("золотой век").

Индуистский бог Кама является воплощением любви и сексуального влечения. Издавна он считался одним из важнейших обитателей индийского пантеона, так как отвечал за продолжение рода. Поэтому неудивительно и то, что с ним связано множество священных обрядов и легенд, о которых мы и поговорим.

Рождение бога

Бог Кама является плодом любви двух великих небожителей Индии. Так, его отцом был сам Вишну - бог, хранящий порядок и гармонию в мире. Что касается матери Камы, то ею стала Лакшми - небесная принцесса, олицетворяющая красоту, изобилие и богатство.

Учитывая такую родословную, неудивительно, что бог Кама стал одним из самых сильных аватаров в индуистской мифологии. С его величием могли сравниться лишь немногие божества, которые также были потомками высших небожителей Индии.

Сущность Камы

Кама - бог любви в индуизме. Он олицетворяет все, что связано с этим чувством, а также несет в себе мудрость телесных утех. Возможно, для русского человека подобное мировоззрение покажется немного пошлым, но следует понимать, что для индусов секс - это одна из важнейших составляющих счастливого брака. Они издавна верили в то, что оба партнера должны делать все возможное, дабы удовлетворить телесные потребности друг друга.

Поэтому не стоит удивляться тому, что мифология приписывает Каме сексуальную образованность, которую он использовал для того, чтобы обучить своих последователей. Также к помощи бога взывали те, кто хотел поскорее обзавестись потомством. Ведь кто, как не он, способен помочь в этом деле.

Кама - бог любви, вооруженный луком

Издавна бога Каму изображают как прекрасного юношу, вооруженного луком. Для многих исследователей этот факт кажется очень странным, так как наталкивает на мысль о его сходстве с греческим Купидоном. Правда, на сегодняшний день нет никаких доказательств того, что одна из культур переняла у другой образ бога любви.

К тому же есть ряд особенностей, которые присущи только индуистскому небожителю. Так, бог Кама вооружен луком, состоящим из сахарного тростника. При этом роль тетивы исполняют медоносные пчелы, символизируя этим сладость любви. Помимо лука, бог Кама держал в руке развевающееся знамя. На нем изображена макара - животное-химера, обладающее чертами крокодила и дельфина.

Также, согласно мифам, в колчане бога всегда находится пять стрел, наконечниками которых служат соцветия различных цветов. Например, цветок дерева ашоки зарождал любовь, а манго пробуждал жгучую страсть. Таким вот необычным способом индуисты попытались объяснить то, что у каждого человека любовные переживания проявляются по-разному.

Ездовое животное бога Камы

Особое внимание хочется уделить ездовому питомцу бога или, как его еще называют, вахану. У Камы таким зверем был огромный попугай, чей рост был немногим меньше самого всадника. Однако более важно то, что птицу всегда изображали с красным клювом и зеленым оперением, ведь на то были веские причины.

Так, красный клюв был символом ярких эмоций, страстной любви и решимости. Зеленые перья, напротив, говорили о спокойствии, гармонии и достатке. Вместе эти два цвета олицетворяли счастливый брак, построенный на неподдельных чувствах и сулящий семейное благополучие.

Родственные связи

Согласно общепринятому мнению, бог Кама был женат на богине любовной страсти Рати. Именно она сопровождала мужа на протяжении всей его небесной жизни. Однако есть несколько мифов о том, что второй супругой Камы была богиня чистой любви Прити. В целом в этом нет ничего необычного, так как для индусов многоженство — это вполне обычная практика.

Куда сложнее разобраться в потомственной линии этого божества. Так, он имел дочь Тришну, которая олицетворяла духовную жажду или страсть к жизни. Помимо этого, некоторые источники сообщают о том, что у Камы был то ли сын, то ли младший брат по имени Кродха (бог, зарождающий гнев в сердцах людей).

Перерождение бога Камы

Сила стрел Камы действовала как на людей, так и на небожителей. И вот однажды к нему пришла богиня Парвати, с просьбой влюбить в нее Шиву. Тот был ее самой сильной страстью, но при этом он не отвечал взаимностью, так как на протяжении многих веков отдавал всего себя только йогическим практикам.

Недолго думая, Кама согласился помочь Парвати. Он подкрался к медитирующему богу и поразил его сердце стрелой. В тот же момент Шива полюбил прекрасную деву, но, разгневанный дерзким поведением Камы, испепелил того одним лишь взглядом. Увидев случившиеся, Парвати пришла в ужас, так как именно она была виновницей происходящего.

Поэтому она упала на колени и начала слезно просить воскресить бога любви. К ее мольбе присоединилась и Рати, которая прибежала сюда, услышав о большом горе. Гнев Шивы быстро сменился жалостью к девушкам, и он вернул жизнь убитому Каме.

Обряды и традиции

В старой Индии существовало множество храмов, посвященных богу любви. При этом они выполняли не только духовную, но и просветительскую роль. Так, неопытных юношей и девушек здесь обучали премудростям любви, дабы те могли использовать их в семейной жизни.

Также благословения Камы просили при свадебных обрядах и во время зачатия ребенка. Из-за этого появилось множество обрядов и молитв, способных привлечь внимание божества. Некоторые из них до сих пор используются в быте индусов, тем самым прославляя деяния бога Камы.

Уже есть много публикаций, посвященных одному из самых известных произведений научной литературы - Камасутре . И нет ни одной о боге-покровителе и самой Любви, и искусства любви - Каме (др.-инд. kama - «желание», «чувственное влечение», «любовь»). Исправляюсь. 🙂

Кама - один из древнейших, ведических богов. Веды сообщают нам, что он «саморожденный», вышедший из сердца Брахмана, как сын Дхармы.

Но уже в эпической литературе даются несколько иные сведения. Здесь Кама - сын богини счастья и семейного благополучия Лакшми и одного из верховных богов - Вишну. У него две жены (многие индийские боги были многоженцами) - Рати - богиня любовной страсти и Прити - любовь. Младший брат (в других источниках — сын) Камы - Кродха («гнев»). Дочь Камы - Тришна («жажда» — в данном случае имеется в виду жажда к существованию, обусловленная желаниями).

Бог любви Кама.

Кама-дэву изображают юношей, восседающим на попугае (это его вахана - ездовое животное) или на колеснице. В его руках лук из сахарного тростника с тетивой из пчел и пятью стрелами из цветов. На знамени Камы изображается макара — фантастическое морское чудовище (что-то среднее между дельфином и крокодилом).

У Камы множество эпитетов: Манматха («смущающий душу»), Манасиджа («родившийся в душе»), Мадана («опьяняющий»), Шамантака («губитель покоя»), Шрингарайоии («источник наслаждения»).

Называют его и Ананга - «Лишенный членов». Здесь отсылка к популярной легенде о испепелении Камы богом Шивой. В ней рассказывается о том, как влюбленная в Шиву богиня Парвати не могла добиться от него взаимности, поскольку тот совершал великий йогический подвиг и бесконечно медитировал. На помощь ей пришел Кама, подкравшись он пустил цветочную стрелу в сердце Шивы. Конечно же, он хотел как лучше. И он добился своего - Шива полюбил Парвати. Но с другой стороны, никого нельзя тревожить во время йогической практики - ни людей, ни, тем более, богов. Махадэв, потревоженный Камой - испепелил его силой своего третьего глаза.

О том, что было дальше я знаю четыре версии. По первой - Кама так и остался бестелесным. По второй - ему возвращается тело на три весенних месяца - с этим связаны весенние праздники, и, в частности, холи. Третья, самая распространенная версия гласит, что Парвати и Рати смогли уговорить Шиву вернуть Каме тело. И четвертую версию обнаружил в Саундарья-лахари (тантрическая шактийская поэма): «Пупок Дэви — это глубокое озеро, в которое нырнул Кама, спасаясь, когда его тело было объято огнём от ярости Шивы, рядок волосков на Её животе — это пар, поднимающийся от этого» 🙂 .

Когда-то в молодости 🙂 я написал гимн Каме. Думаю, за прошедшие годы он не утратил актуальности 🙂

Камадэва и его жены

Гимн Каме.

О, Камадэва, вложи в мои уста слова, что скажут о Любви.
Ибо нет ничего в этой Вселенной слаще, чем Любовь.

Ибо нет ничего в этой Вселенной выше, чем Любовь.

Ибо нет ничего в этой Вселенной более доступного и более труднодостижимого, чем Любовь.
И слова, что приходят к нам,
когда говорим мы о Любви,
достойны ли они ее?

И что можно сказать словами,
разве могут они передать
небесную природу Любви?

Разве могут они приблизить нас
к разгадке величайшей тайны Вселенной?

Разве могут они научить нас Любви?

О, Саморожденный, приоткрой мне тайну песни своей,
той песни, где нет слов,
ибо не нужны они для того, что услышать можно только сердцем.

О, Камадэва, сожженный самой Любовью,
лук твой тростниковый – сама жизнь.
От твоих цветочных стрел-желаний
защиты нет и спасения нет,
но кто стрелою твоею ранен не был –
жил ли он?
ибо если жизнь – порождение Любви,
если сама жизнь и есть Любовь,
то как можно жить без Любви и вне Любви?

(др.-инд. kāma , можно перевести как «желание», «страсть», «вожделение», особенно в чувственной любви и сексуальности), в древнеиндийской мифологии - бог (полубог) любви и страсти.
Камадева является одним из имен и эпитетов для бога Кришны. Камадева также известен как имя Вишну в Вишну Пурана и Бхагавата-пурана. Кама также имя, используемое для бога Агни.
В своей духовной форме, он считается Кришной, по вайшнавской традиции индуизма.
Кама или Камадева - прототип греко-римского божества Эроса/Амура.
Его другие названия-эпитеты включают: Ragavrinta («стебель страсти»), Ananga («бесплотный»), Kandarpa («возбуждающий даже бога»), Manmatha («смущающий сердца»), Manasija («тот, кто родился от ума»), Мадана («опьяняющий»), Abhirupa («красивый»), Канту ««счастливый»), Kalakeli («веселый», «беспутный» или «бессмысленный»), Ratanaricha («сластолюбец»), Sringarayoni («источник любви»), Ratikānta («господин Рати»), Pushpadhanva («с луком из цветов»),Kandarpa (kam «любовь» и darpa «гордость, тщеславие»), Rāga-chana («охватывающий похотью») и т.д.
Камадева определяется в ведийских текстах как «саморожденный», вышедший из сердца Брахмана, как сын Дхармы.
В «Атхарваведе» его неоднократно призывают для помощи в любви. Камадева также появляется и в других рассказах и становится объектом определенных ритуалов для тех, кто ищет здоровья, физической красоты, мужей, жен и сыновей и т.д.
Образ Камадевы получает развитие в эпической литературе: он - сын Лакшми, супруг Рати («любовная страсть», «похоть») и Прити («любовь»), отец Тришны («жажды» - представительницы ненасытного желания), один из вишведева. Кроме того, он является воплощением Pradyumna, сына Кришны.
Согласно одному из мифов, Камадева нарушил подвижничество Шивы, что привело к браку последнего с Парвати. Разгневанный, Шива испепелил Камадеву, но затем, склонившись к мольбам Рати, возродил его. Камадева должен продолжать жить, но без тела, так же, как абстрактная сила во всех живых существах, что составляет истинное эмоциональное и психическое состояние любви, а не только физической похоти.
В таком виде Камадева считается полубогом небесных планет в особенности тех, которые способные вызывать сильные желания - Kamaloka. Обитель Камадевы - Ketumala-varsa. Kamaloka, царство чувственного удовольствия, считается одним из самых низких в трех сферах, которые составляют Вселенную. В браминском зодиаке индуистскому божеству любви Камадева соответствует знак
СКОРПИОН/Vrischika (Kamadeva также известен как имя Вишну в Вишну Пуране и Бхагавата), связанный с человеческими органами размножения.
Камадева правит благоприятными 13 и 28 титхи/лунными днями/сутками - Trayodashi, которые связаны с наслаждениями, удовольствиями, заведением дружбы и т.д. Родственная накшатра - Purvaphalguni. Камадева имеет отношение к 7-ому дому гороскопа, который связан с желаниями, браком и отношениями.
Поклонение божеству Камадева на Trayodashi дает хороший взгляд и желательного супруга, все выполняет все желания и т.д.
Кроме того, сказано, что человек рожденный в неблагоприятной накшатре Ашлеша/Aslesha «распутный (сладострастный) и находится во власти Камадевы…».
Камадева почитается в пятницу.

Образ: Камадева или Кама изображался как молодой и красивый юноша с зеленой, красной, золотисто-желтой, темной, как облако и т.д. кожей, восседающий на его вахане попугае (также, на морском животном макаре, колеснице и т.д.); в его руках лук из сахарного тростника с тетивой из медоносных пчёл и пятью стрелами из душистых цветков (цветков дерева ашоки, белого и голубого лотоса, жасмина и цветков дерева манго), которые вызывают любовную страсть и желание. Камадева, прекрасен, как цветок бандхука, сверкает как 100000 солнц и прохладен как 100000 лун и т.д. Его тело покрыто украшениями из драгоценных камней и золота, цветами, богатыми одеяниями с орнаментами желто-золотого, красного и т.д цветов. Вахана Камадевы попугай обычно изображается с красным клювом и зеленым оперением, где красный является цветом любви и страсти, и зеленый - рождаемости, воскрешения и весны, и, таким образом, по существу, две формы символизируют соединение мужского и женского начала. Обычно, индуистских богов, находящихся в состоянии любовного экстаза представляют яркого сияюще-красного цвета. Красный цвет обычно используется во вступлении в брак, так как этот цвет является обязательным в туалете невесты (в некоторый районах Индии невесты одевают зеленое сари цвета благополучия, благосостояния, новой жизни и т.д.). Красный считается очень благоприятным цветом, поскольку он отражает эмоции и связанные с фертильностью качества, что делает его подходящим цветом для невест и молодых замужних женщин. Красный цвет - это эротизм, сексуальная потенция и энергия. В иконографии Калачакры, Камадева персонифицируется как красный демон желания. Тибетский эквивалент Рати - Дакини Курукулла.
Атрибуты Камадевы таковые: его спутники - кукушка, попугай, гудящие пчелы, сезон весна, и легкий ветерок и т.д. «Весна - его возничий, а южный бриз - его боевая колесница…». Все эти символы весеннего сезона, когда отмечается его праздник, известный как Холи, Holika или Вазанта. В древности были популярны посвященные Камадеве праздники, насыщенные эротическими играми и обрядами. Холи празднуется в конце марта или начале апреля на Пурнима (или Pooranmashi) полнолуние. Первоначально весенний праздник Холи проводился в знак почтения к небесной ведической фигуре Камадева, однако в настоящее время посвящен Кришне.
На знамени Камадевы изображается на красном фоне рыба либо макара (дельфин или крокодил, или морское животное,соответствующее зодиакальному знаку КОЗЕРОГ, символ чувственной природы, чакра Свадхистана - обитель вожделения), во чреве которого Камадева, согласно легенде, жил некоторое время.
Камадева описывается как образец индийской мужской красоты: «Его лицо золотистого цвета, у него сильная и крепкая грудь, красивый нос, его бедра, ягодицы и икры округлы и мускулисты. У него черные, вьющиеся волосы и густые, выразительные брови. Его лик подобен полной луне. Его косматая грудь широка, как двери... Его руки, глаза, ноги и пальцы красного цвета. У него стройная талия и прекрасные зубы. Он пахнет, как слон в период охоты. Его глаза подобны лепесткам лотоса, и он благоухает, словно лотосовые тычинки. Его шея подобна раковине... Своим томным взглядом он обольстит любую. Он всем подмигивает. Его дыхание подобно ароматному ветерку. Из каждой поры его тела исходит чувство любви».
Камадева является воплощением мужественности и мужской красоты, а Рати является воплощением женской красоты и обаяния. Камадеве приносят в дар сандаловую пасту, цветы, гирлянды, листья некоторых деревьев, ткани и одежды желтого, красно-желтого, киновари, белого цветов и т.д.
Камадева любит искать жертвы, особенно весной, и его любимыми целями являются девушки, замужние женщины и аскеты-отшельники.
Брахманическая традиция относится к Каме довольно сдержано, утверждая, что «только свободный от Камы восходит на небо». Но пренебрежение дарами Камадевы считалось тяжким грехом: в «Махабхарате» Арджуна, отвергнувший любовь Урваши, обречён в течение года быть евнухом. Такое удовольствие считается важным, но в конечном счете, это несущественный аспект жизни в индуистской традиции, со временем, чувственное желание должно быть отвергнуто любой ценой. Согласно ведическим текстам, общение с женщиной так сильно, что мужчина забывает время, энергию, имущество и даже себя самого. «Тот, кто стремится к духовной жизни, должен оставить всякое общение с женщиной, в том числе не должен думать о ней, видеть ее, говорить с ней в уединенном месте, принимать служение от нее и иметь с ней сексуальное общение…».
Понятие Кама служило в индуизме также обозначением чувственной, эмоциональной жизни и входило (наряду с дхармой, артхой — нормой практического поведения, а впоследствии и мокшей — избавлением от процесса перевоплощений) в число основных установок поведения, гармоничное сочетание которых считалось важнейшим долгом трёх высших варн.
Наставления в Камы составляли особый жанр (камашастра; одно из наиболее значительных — «Камасутра» Ватсьяяны, около III—IV вв. н. э.) и на протяжении веков играли существенную роль в традиционной индийской дидактике.

Кама - один из древнейших, ведических богов. Он - сын богини счастья и семейного благополучия Лакшми и одного из верховных богов - Вишну. У него две жены: Рати - богиня любовной страсти и Прити - любовь.
Кама-дэву изображают юношей, восседающим на попугае (это его вахана - ездовое животное) или на колеснице. В его руках лук из сахарного тростника с тетивой из пчел и пятью стрелами из цветов. На знамени Камы изображается макара - фантастическое морское чудовище (что-то среднее между дельфином и крокодилом).
Его вахана - попугай, который обычно изображается с красным клювом и зеленым оперением, где красный является цветом любви и страсти, и зеленый — рождаемости, воскрешения и весны, и, таким образом, по существу, две формы символизируют соединение мужского и женского начала.

Красный цвет обычно используется во вступлении в брак, так как этот цвет является обязательным в туалете невесты (в некоторый районах Индии невесты одевают зеленое сари цвета благополучия, благосостояния, новой жизни и т.д.). Красный считается очень благоприятным цветом, поскольку он отражает эмоции и связанные с фертильностью качества, что делает его подходящим цветом для невест и молодых замужних женщин.
Жена Камы, бога любви, Рати в индуизме играет большую роль как богиня любви и страсти. У неё много имён, и все они говорят о её немыслимой красоте, что для богини сексуального влечения вполне естественно.
Она считается дочерью Брахмы. Рати стала причиной самоубийства бога, который пожелал её, а получить не смог. Рати, правда, после этого тоже покончила с собой. Но боги есть боги, так что оба быстро воскресли и вернулись к своим делам.


Но самым странным деянием Рати было то, что она затмила разум Шивы: разрушитель поклялся следовать пути аскета после смерти своей первой жены, но из-за Рати ему пришлось полюбить снова. В отместку он убил Каму, превратив его третий глаз в пепел. Позднее Рати убедила Шиву позволить ей воскресить мужа, но с условием, что для вечности Кама останется невидимым.




Согласно известному мифу, когда Шива испепелил Каму, Рати обратилась с мольбами к Парвати, и Шива возродил её мужа. Приняв облик смертной женщины, Рати вырастила Каму (родившегося в образе Прадьюмны, сына Кришны и Рукмини), затем открыла ему связывающие их узы, снова стала его женой и родила от него сына Анируддху. Наряду с Камой, Рати занимает важное место в соответствующем культе. В Южной Индии проводятся особые церемонии, во время которых исполняется плач Рати по своему супругу.