опрос. Десятина, налог на церковь или пожертвование? опрос Что означает слово десятина

Вопрос пожертвований в Церковь сегодня очень остро стоит в обществе. Многие утверждают, что это правило давно ушедших лет, некоторые спорят о нецелесообразности трат в Церкви, но что об этом говорит сама Церковь, Святая Библия и сам Господь?

История появления десятины в Библии

Значение слова «десятина» очень простое - оно означает десятую часть от чего-либо, в церковном контексте имеется в виду пожертвование, которое отдается на церковь в размере 10 части от всего дохода, т.е. если человек получил прибыль за месяц в 1000 рублей, то он должен пожертвовать из них 100 рублей в храме.

В древние времена десятина отдавалась на нужды храма и священников

Впервые такая практика была введена в древнееврейском сообществе, после выхода еврейского народа из Египта, когда Моисей записал Божьи повеления для формирования общества. При этом десятина была трех видов:

  • натуральная - она отдавалась в храм в виде продуктов, которые были собраны с поля или в виде приплода скота;
  • личная - пожертвования отдавались с доходов, которые были получены от труда или ремесла;
  • смешанная - сочетание двух первых типов.

Древняя десятина у евреев была совокупная от всех их доходов и составляла в целом 19%, а не 10%, как все привыкли считать. У народа была особая система пожертвований, поскольку они выделялись на содержание левитов - особых храмовых служителей, которые не могли по закону владеть каким-либо имуществом или ремеслом, поэтому не могли зарабатывать себе на пропитание и их содержал весь народ.

Вторая часть жертвовалась на храм и праздники, а третья отдавалась бедным. Таким образом, евреи полностью покрывали нужды левитов и священников, содержали храм и заботились о бедных (сиротах, вдовах и больных).

В 14 главе Второзакония Господь через Моисея дает обещание евреям, что те, кто будет отдавать десятину, получат обильное благословение свыше. Вся книга Второзакония описывает иудеям законы, которые Господь дает им и хочет, чтобы они их исполняли.

О десятине говорится в 12, 14, 18 и 23 главах этой книги, хотя первым, кто отдал десятину был Авраам - он пожертвовал часть своей добычи от побежденных им народов. Также можно прочесть о пожертвованиях Ветхого Завета в книги Чисел и в книге пророка Малахии, когда Бог спрашивает у евреев, почему Дом Божий пребывает в запустении?

Интересно! Десятина в Ветхом Завете была неотъемлемой частью закона, который соблюдался евреями. Они жертвовали не только финансы, но и продукты, при этом деньги могли заменить натуральную продукцию.

Благодаря строгому соблюдению этой заповеди содержался главный храм в Иерусалиме, левиты посвящали себя только служению Богу (это было 1 полноценное колено народа) и содержались нищие и бедные в народе.

Что говорил Иисус о пожертвованиях

Иисус Христос стал жертвой за всех людей и сегодня человеку достаточно признать Его своим Спасителем, чтобы быть спасенным т.е. людям не надо четко следовать древнееврейскому закону и соблюдать все заповеди из Танаха (речь не 10 заповедях, а о более 600, которые записаны в законе Израиля).

Иисус обличает фарисеев и напоминает о любви к Богу и ближним

Это касается обрезания, кошерной пищи, субботы и прочих важных правил евреев. Но это не значит, что Он полностью упразднил закон: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17).

В Евангелии от Луки Иисус, обращаясь к фарисеям, говорит: «горе вам…что даете десятину с…всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять». Таким образом, Он обращает внимание священников на то, что они строго исполняли закон о жертве, но при этом забыли о любви к Богу и ближнему.

Его слова «сие делать и того не оставлять» показывают нам отношение самого Господа к десятине - ее следует отдавать, но при этом помнить о вере и любви, о милости. Человек же, который жертвует, но при этом ненавидит ближнего, не стремится исправить свой путь - лицемер и пользы от его денег не будет никому.

Десятина в Новом Завете

Смерть и воскресение Христа упразднили обрядовые заповеди и нивелировали их ценность - если раньше необрезанный не мог надеяться на спасение, то теперь покаяние в грехах, признание Смерти Христа и стремление жить праведной жизнью достаточно. Сегодня христианин самостоятельно решает сколько ему жертвовать и кому направлять милостыню. Но это не означает, что жертвовать не следует.

Новый Завет описывает множество случае, когда Церковь принимала пожертвования, во 2 главе Деяний описывается как люди «продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого», т.е. люди не только жертвовали от всего имения 10%, но полностью его продавали и отдавали на нужды Церкви.

В церкви с апостольских времен на богослужениях делались пожертвования

Стоит пояснить, что такого радикализма Бог не требует от человека, Он лишь хочет, чтобы люди понимали, что все дается нам от Господа и следует заботится о Церкви и о ближнем так же, как Отец заботится о нас. Люди, которые продавали свои дома делали это по личному желанию, их никто не принуждал к этому.

Важно! Апостол Лука в книги Деяний хотел показать, что пожертвования перешли на новый уровень - они стали добровольными и неограниченными Христиане могут жертвовать как все, что имеют, так и маленькую часть, главное, чтобы это было от чистого сердца.

Обязательно ли отдавать церковную десятину?

Апостол Павел неоднократно пишет о том, что церковь одного города жертвует на нужды другого (2 Коринф. 8-9 гл., 1 Тим. 6 гл.) от своего щедрого сердца. Нигде в Новом Завете не указывается, что пожертвования является «обязаловкой» и что без этого человек не спасен.

Христос, а позже и Его апостолы, стремятся донести до человека, что сегодня важно жертвовать по сердцу, а не по принуждению. Но Церковь не сможет содержать себя и нищих, если люди перестанут подавать на храм и совершать милостыню.

Пожертвование бедной вдовы

Ключевыми местами в Писании о десятине можно считать слова Иисуса в Матф. 23 главе «Сие делайте и того не оставляйте», где Господь четко показывает, что жертвовать необходимо, но при этом не забывать о любви и милости к ближнему.

Также немало важны и слова апостола Павла, которые дополняют завет Христа:

«Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Корф. 9:7).

Только жертва от чистого сердца может быть полезной для дающего и принимающего, хотя первоначально многие жертвуют скорее по долгу, чем по любви, по мере духовного роста человека милостыня становится действием добровольным. Человек Нового Завета, называющего Христа Спасителем, жертвует из любви к Богу и ближнему, добровольно.

Десятина в Русской Православной Церкви

Древние документы подтверждают, что десятина отдавалась и на Руси на нужды Церкви. Примеры для народа подавали прежде всего князья и знать, так князь Владимир на 10 часть от всех своих доходов выстроил Десятинную церковь, при этом регулярно выделяя средства на ее содержание (откуда возникло и название).

Человек, жертвующий в храме, осуществляет милостыню ко всему народу

Какое-то время пожертвования от доходов приносили в храм только князья и их приближенные, на их средства строились и содержались храмы, основывались монастыри и писались иконы. Простой народ отдавал пожертвования в основном натуральными продуктами, а знать жертвовала финансы.

В иерархии Православной церкви была даже специальная должность - десятильник или десятский священник (после Стоглавого собора), главной задачей которых был сбор пожертвований. В 18 веке эти должности были упразднены, но пожертвования так же остались необходимостью. Сегодня в государствах, бывших частью СССР, нет такого понятия, как налог на церковь, хотя во многих европейских странах он есть.

Важно! Все пожертвования, отдающиеся в храм, являются строго добровольными, хотя священники и призывают жертвовать.

Благодаря этим средствам священники могут содержать приходы - финансы отдаются на строительство храмов, производство свечей и церковной утвари, заботе о неимущих и сиротах, помощи больным и старым. Человек, который жертвует в храме, помогает осуществлять милостыню ко всему народу.

Мнение священников

Протоиерей Всеволод Чаплин утверждает, что нести финансовую ответственность за храм и приход - это долг каждого православного христианина.

Ведь каждый хочет приходить в теплый освещенный храм, слушать священника в окружении икон и фресок, а считать сколько финансов уходит на содержание церкви и прихода никто не хочет. Все обращают внимание на украшения, и никто не задумывается, сколько финансов нужно, чтобы приход мог позаботиться о нищих и сиротах.

Протодиакон Андрей Кураев также говорит о необходимости жертв прихожан, но при этом указывает на важность восстановления приходских общин, чтобы христиане знали к какому приходу они принадлежат, посещали собрания и могли знать дела и нужды общины.

Ведь храмы осуществляют огромную просветительскую, благотворительную и образовательную работы, но знают ли об этом христиане, посещающие только воскресные службы?

Церковная десятина. Священник Андрей Алексеев

Существительное "десятина" появилось в российском языке несколько столетий назад. За время своего существования оно приобрело несколько значений, и некоторые из них на сегодняшний день уже не актуальны. Однако это не повод забывать их - ведь это часть истории. Давайте же узнаем, что значило это слово когда-то и как оно трактуется сегодня.

Десятина как единица измерения

До Революции 1917 г. каждый житель Царской России знал, что десятина - это единица для измерения земельной площади.

Эта мера возникла и активно применялась еще во времена Киевской Руси. Правда, в тот исторический период она еще не имела точно определенного размера. Наиболее распространенная разновидность десятины в Древней Руси - это квадрат с длиной стороны в 50 саженей (еще одна устаревшая единица измерения, равная 2,16 м). Его общая площадь была равна одной десятой квадратной версты. Отсюда, кстати, и возникло название "десятина".

Стоит отметить, что существовало несколько их видов. При этом самой распространенной была так называемая казенная десятина, которая фигурировала в официальной документации. Именно она являлась наиболее часто используемой поземельной мерой в Российской империи вплоть до ее заката.

При этом казенная десятина - это была уже другая фигура. Не квадратный отрезок земли, а прямоугольный. Его именовали в зависимости от длины его меньшей стороны - "тридцаткой" (при размере 80 и 30 саженей) или "сороковкой" (60 и 40 саженей).

История десятины на Руси и в Царской России

Первые письменные упоминания об этой единице измерения датируются XIV в. Но, учитывая количество войн на всей территории Руси, сопровождающихся пожарами, в которых гибли документы, историки полагают, что десятина как мера начала активно применяться раньше.

Как уже было сказано выше, на протяжении нескольких столетий эта единица не имела точно размера, а поэтому в разные исторические эпохи отличалась. Из-за этого в разные периоды зафиксированное в документах количество территории, принадлежащей тому или иному человеку, могло меняться. Это, естественно, вызывало многочисленные споры и переделы.

Чтобы разрешить подобную проблему, уже в 1753 г. была введена казенная десятина (это 2400 квадратных саженей). Именно она наряду с хозяйственной косой, хозяйской круглой, сотенной и бахчевой активно использовалась вплоть до внедрения метрической системы. Данное событие произошло уже после Октябрьской революции в сентябре 1918 г.

Кстати, несмотря на подобное изменение, десятина продолжала играть роль единицы измерения еще девять лет, пока в 1927 г. не был наложен категорический запрет на ее использование.

Десятина земли - это сколько в современных единицах измерения

Эта мера давно устарела, но упоминание о ней можно нередко встретить в литературе. Причем это не только произведения классиков, написанные несколько столетий назад, но и некоторые современные исторические романы. В связи с этим их читателям часто бывает интересно знать ответ на вопрос: десятина земли - это сколько в сотках, гектарах или даже квадратных метрах? Ведь таким образом они могут лучше представить размеры территории, на которой происходит действие произведения.

В произведениях XVIII-XIX вв., как правило, речь идет о казенной единице, а она равна 10 925 м². Если перевести это в сотки - десятина будет 109,25 ар, или 1,0925 гектара. Что касается других видов, то помимо казенной чаще всего упоминается круглая хозяйственная. По размеру она превышает хозяйственную косую и равна 3600 квадратным саженям. Зная это, можно посчитать: круглая хозяйственная десятина - это сколько соток (ар)? Правильным ответом будет - 163,881.

Кстати, перевод с единиц метрической системы можно осуществить с помощью практически любого онлайн-калькулятора мер и величин. Обычно в нем указана казенная десятина земли. Но встречаются и более продвинутые программы подобного толка, в которых гектары и сотки можно перевести и в какой-нибудь другой вид этой меры. Чаще всего - в хозяйственную круглую. Так что, если есть время и желание, можно попробовать.

Еще один способ трактования слова

Помимо названия единицы измерения, описываемое существительное применялось в административно-территориальном делении Патриаршей области в Российской империи в XVII-XVIII столетиях. В то время десятина - это была единица измерения церковно-административных округов, на которые делилась епархия. Начальник каждой из них именовался "десятильником". В конце XIX в. подобное название было заменено на термин "благочиние".

"Десятина" как топоним

Изучаемое слово также стало названием некоторых населенных пунктов, которые входят в состав Российской Федерации и Украины. В России это небольшой городок в Вологодской области и деревня в Новгородской области. На территории Украины так называется село, расположенное в западной части страны - в Волынской области.

Значение слова "десятина" с точки зрения религии

Изучаемый термин имеет еще один способ толкования, причем в этом значении он продолжает активно применятся и по сей день. Так называется налог в пользу церкви, равный десятой части дохода каждого из прихожан.

Чаще всего эта подать характерна для христианских деноминаций, а также иудаизма. Интересно, что в разные периоды истории отношение к ней было различным. В одно время взимание десятины производилось государством, и данный налог был обязательным. В другие периоды уплата этой подати становилась добровольной.

История появления десятины

Принято считать, что возникновение традиции жертвовать на нужды храма десятую часть приобретенного связано с именем легендарного Авраама. По преданию, после того как Господь даровал мужчине победу над его многочисленными врагами, в благодарность он пожертвовал иерусалимскому первосвященнику Мелхиседеку десятую часть от всей добычи. В дальнейшем подобная традиция стала популярной среди потомков Авраама.

Десятина у евреев

В обязательный налог для любого еврея десятина превратилась во времена Моисея. После освобождения из египетского рабства потомки Авраама оказались перед необходимостью не просто создать новое независимое государство, но и систему законов, по которой будут жить его граждане. В Библии говорится, что придумывать законы и правила евреям не пришлось. Ведь во время их пребывания в пустыне Всевышний сам даровал им Закон, по которому им надлежало жить и верить. Именно в нем десятина впервые становится обязательным налогом.

В случае с еврейским народом существование подобной подати было вполне обоснованным. Дело в том, что одно из колен Израиля (левиты) брало на себя функции священнослужителей. Чтобы они могли полноценно выполнять обязанности, касающиеся служения Богу, и не отвлекались, остальные одиннадцать колен брали на себя обязанности по их содержанию (левиты были единственными, кто не имел собственной земли). Для этой цели и взималась десятина.

В свою очередь каждый из священников также отдавал одну десятую часть из получаемых денег, продуктов или товаров для нужд главного из них - первосвященника. Стоит отметить, что полученные таким путем средства левиты тратили не только на собственные нужды, но и на благотворительность, поддерживая вдов и сирот.

Десятина в христианстве

С возникновением христианства в его основу были заложены многие еврейские традиции, среди них и вышеупомянутый налог. Изначально он не был обязательным, и платить его можно было по собственному усмотрению. Вот только желающих жертвовать всегда было не очень много. Тем более, что до становления христианства главенствующей религией Римской империи большинство лиц, ее исповедующих, были небогаты.

Когда же все граждане Рима добровольно-принудительно стали христианами, богачи не больно-то спешили расставаться с десятой частью имущества. Чтобы поощрять их, в 567 г. н. э. на Турском соборе было решено преподносить десятину как необязательный налог. При этом подчеркивая, что уплата его свидетельствует об истинной вере прихожанина.

Однако подобная попытка давить на совесть не возымела ожидаемого эффекта, так как обладатели огромных состояний часто лишены ее. Поэтому большинство из них все так же продолжали не платить подать или делали это крайне нерегулярно. Таким образом, новый закон затронул лишь небогатых прихожан, которые и до этого старались вносить десятину. После этой неудачи в 585 г. на Маконском соборе этот налог был объявлен обязательным, а не платившие его отлучались от церкви.

Чуть больше чем через двести лет Карл Великий пошел еще дальше и назначил уголовные наказания всем неплательщикам, в зависимости от их злостности. При этом король также выдвинул и ряд требований к духовенству. В частности им было позволено тратить на себя лишь одну треть полученных денег, вторая же часть шла на постройку и содержание церковных зданий, а третья должна была тратиться на благотворительность.

К сожалению, от прекрасной идеи Карла Великого (использовать десятину на благие дела, а не только на удовлетворение растущих нужд духовенства) вскоре осталась только обязательность ее уплаты. Причем в будущие годы церковь стала требовать не только часть доходов от земледелия (как было изначально), но и ото всей остальной деятельности. Дошло до того, что даже проституток вынуждали приносить в храм десятину, не забывая при этом корить их за недостойность ремесла.

В будущие несколько столетий происходили настоящие баталии при разделе собранной десятины. Так, не только Папа Римский требовал львиную долю от всех денег для содержания своего двора, но и многие европейские монархи. При этом простой народ, купечество, рыцарство и менее знатное дворянство было не в восторге от растущего количестве нахлебников. Поэтому с началом эпохи реформации большинство европейских стран постепенно стали отменять этот обязательный налог и прочие религиозные поборы. На данный момент у большинства христианских деноминаций десятина не является обязательным налогом. При этом многие из них вернулись к принципу Турского собора 567 г.

Церковная десятина

С принятием христианства в Киевской Руси, как и в других государствах, был введен упомянутый налог. Однако в отличие от европейских стран вся его тяжесть ложилась на княжеские плечи. Иными словами, после того как правитель собирал десятину на землях своих подданных, именно он платил этот налог. Причем и со своих собственных доходов в том числе.

Десятина у османов

Подобный налог использовался не только у иудеев и христиан, но и в некоторых мусульманских странах.

Так, во времена Османской империи жителей завоеванной ими Болгарии принуждали платить десятину. Правда, шла она не на нужды духовенства, а турецким феодалам. В отличие от европейцев, у османов гражданам хотя бы честно говорили, кому и куда идут их деньги, а не прикрываясь именем Бога для осуществления поборов.

Передача десятой части собственности или произведенного продукта в распоряжение религиозных институтов и духовенства. Эта древняя практика была широко распространена в античности, в иудаизме и соседних ближневосточных культурах.

В. з. заповедями о десятине подчеркивается величина (десятая часть) дара, что отражает веру в непосредственное право Бога распределять зерно, вино и масло, крые дозволено производить людям. В различные исторические периоды Израиля действовали различные предписания, относящиеся к десятине. До кодификации Второзакония передачей десятины сопровождались местные культовые праздники в святилище напр., Амос (вероятно, в связи с обетом Иакова, Быт 28:22) упоминает о десятине, принесенной в Вефиль (Ам 4:4). Первый приплод скота и десятина от урожая предназначались для праздничной трапезы. Священник, крый служил в святилище, путники, вдовы и сироты разделяли трапезу с теми, кто приносил десятину. Неизрасходованная часть десятины отдавалась священникам, их помощникам, а также нуждающимся(Втор 14:22идал.).

Согласно Втор, первый приплод скота и десятину приносили в главное святилище, в Иерусалим (*на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там", 14:23), семьи и левиты из разных городов обязаны были посещать Иерусалим для участия в праздничной трапезе. Если путешествие затягивалось и доставить десятину оказывалось слишком трудным, разрешалось продать десятину и купить все необходимое для Иерусалима (ст. 24 и дал.). Но все же данная система не обеспечивала в надлежащей степени потребности нуждающихся, поэтому каждый третий год предписывалось оставлять десятину в родном городе (ст. 2829; 26:1215). Ее распределяли между левитами, пришельцами, сиротами и вдовами, крые сами не могли добыть себе пропитание.

Доставка десятины в Иерусалим изменила само ее содержание. Она в значительной мере превратилась из пожертвования части урожая в нечто похожее на культовый налог. К-ром е того, концентрация богослужебного культа в Иерусалиме повлекла за собой потребность храмового священства в чем-то вроде постоянного дохода. В период плена десятина стала одним из налогов, уплачиваемых духовенству. В послепленных текстах культовая трапеза уже не упоминается; в этот период десятину клали на хранение в склады (Неем 10:38; Мал 3:10). Ее уже не доставляли в Иерусалим, а отдавали местным левитам (Неем 10:3738). Т.о., десятина фактически превратилась в налог.

В НЗ лишь несколько упоминаний о десятине. Иисус обличал фарисеев за то, что они платят десятину (греч.apodekatoo), но не исполняют другие важные требования закона о справедливости, милосердии и вере (Мф 23:23; ср. Лк 11:42). В Лк рассказывается о молящемся в Храме фарисее: "…даю десятую часть из всего, что приобретаю" (18:12). В Евр 7:6; 8:9 есть три ссылки на Быт, с упоминанием десятины.

В ранней Церкви ее членам предписывалось платить десятину. В отличие от в. з. правил ее рассматривали как абсолютный минимум необходимых пожертвований, крый платили со всего дохода; "Дидахе" предписывает, чтобы "первые плоды" отдавались с "денег, одежды, всего имущества" (13:7).

В позднейшей церковной истории обязанность платить десятину всегда вступала в противоречие с заповедью Христа продать все имущество и раздать деньги нищим (Мф 19:21), а также с Павловым учением, согласно к-ром у Христос несет свободу от предписаний за:кона(Гал 5:1). КVVIbb. практика десятины твердо установилась в исторических христианских регионах на Западе, а вVIII в. каролингские правители еделали уплату церковной десятины частью государственного закона.

КXII в. монахам, крым раньше было запрещено непосредственно принимать десятину (и крую они сами выплачивали), предоставили некрую свободу позволили непосредственно получать десятину и не выплачивать ее. Нередко разгорались споры: одни старались уклониться от уплаты, другие присвоить доходы от десятины.

Средневековые десятины делились на земельные (плоды урожая), личные (результаты труда) и смешанные (продукты животноводства). К-ром е того, они подразделялись на большие (ячмень, овес, дерево), крые передавали приходскому священнику или настоятелю местного монастыря, и малые, включавшие все остальные виды земельных десятин плюс смешанные и персональные десятины.

В Англии, особенно к XVIXVII вв., вопрос о десятине стал предметом постоянного конфликта, поскольку благосостояние государственной Церкви зависело от ее уплаты. Попытки архиепископа Лодадо 1640 г. повысить объем десятинных выплат обусловлены серьезными социальнополитическими и экономическими причинами. Английские пуритане и другие группы ратовали за отказ от десятины в пользу добровольных пожертвований, предназначенных для духовенства. Но самую жаркую и ожесточенную полемику вызвал вопрос о десятине во время Гражданской войны. После нее законодательно предусмотренная практика десятины просуществовала до XX в.

Откуда Церкви брать деньги на социальные, миссионерские и иные проекты? Что лучше — торговать в храме и искать спонсоров или обложить прихожан налогом? Насколько реально в нашей стране и в наше время обязать христиан платить десятину?

Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.

Тот, кто этого не делает, должен покрыть себя позором

Протоиерей Всеволод Чаплин призвал православных христиан нести финансовую ответственность за Церковь.

«Люди, которые именуют себя православными христианами, — это довольно большое количество людей в России — вообще должны, на самом деле, нести ответственность, в том числе финансовую, за свой храм, за своего священника, за свою Церковь», — заявил он в ходе «.

Он отметил, что не случайно люди всегда самое дорогое несли в храм, и посоветовал тем, кто считает, что Церковь обогащается за счет прихожан: если они христиане, они должны отдавать десятую часть своего дохода на церковь.

«Тот, кто этого не делает и при этом пытается еще считать деньги в том или ином храме, на самом деле, должен себя покрыть позором», — заявил священник.

По словам отца Всеволода, зачастую священник, настоятель не может позволить себе даже самого маленького ремонта, поэтому он должен постоянно ходить попрошайничать.

«Вот этого быть не должно, прихожане должны добиться того, чтобы приход ни в чем себе не отказывал не только в плане украшения храма, но и в плане школы, спортивного зала, библиотеки, молодежного кружка, социальной работы», — убежден священник.

Комментирует , проректор Богословского института ПСТГУ.

«Ну, и чего они в жизни добились?»

Каждая историческая эпоха формирует свои способы церковной жизни, в том числе ее экономической составляющей. Эти способы зависят от очень многих обстоятельств и факторов и могут быть очень разнообразными.

Так и сейчас, в Русской Зарубежной Церкви многие приходы содержатся на регулярные взносы членов прихода.Напротив, в России, как и на всем постсоветском пространстве, содержание приходов осуществляется, как правило, на пожертвования.

Какая из этих практик правильней или лучше?

Ответить очень трудно, т.к. эта сторона церковной жизни очень зависит от внешних ее условий. Что полезней для Церкви в данный момент, то и лучше.

В этом вопросе есть два принципиальных момента, которые следует учитывать всегда. Первый связан с тем, что христианство по природе своей жертвенно. Если христианин ничего не жертвует, или жертвует тем, что никак его не стесняет, то это влечет за собой неминуемые трудности в духовной жизни. Они неизбежны.

Все семьдесят лет советской власти идеал жертвенного служения ближнему активно дискредитировался. Достаточно вспомнить советскую школьную программу и тягучий роман «Что делать?» Учитель литературы обязан был объяснять школьникам, что по словам героя этого идеологического произведения «жертва – это сапоги всмятку», т.е. бессмыслица.

С другой стороны, жертва на храм – это свидетельство ответственности христианина за Церковь и его доверия к ней. Без такого доверия и ответственности настоящая христианская жизнь тоже невозможна.

Я как-то спросил одного очень состоятельного прихожанина, помогает ли он кому-нибудь, и получил совершенно сногсшибательный ответ: «Да, я очень много помогаю, я маме помогаю!» Наверное, излишне напоминать, что в христианском миропонимании помощь маме – это не жертва, а долг. Этот долг имеет такую значимость, что Господь запрещает отдавать в жертву на храм то, что ты должен потратить на родителей (Мф. 15:5).

Традиционные механизмы взаимопомощи, общей ответственности даже на семейном уровне в советское время были разрушены и, наверное, не скоро могут быть восстановлены.В современном обществе очень трудно говорить о жертвенности. Ведь жертва – это не «помощь маме», это даже не благотворительность, это что-то гораздо большее.

Я хорошо помню разговор с одним человеком, много лет работавшем в госпитале в Тунисе. Госпиталь был католическим. Госпиталь построил и содержал священник, который сумел собрать на это большие средства. В классификации моего знакомого ­ это был «очень успешный человек», вызывавший у него восхищение своей ловкостью, но по его глубокому убеждению, конечно, вор. В этом же госпитале работали монахини, которые прямо там же и жили всю жизнь, бескорыстно служа больным. В классификации моего знакомого они были обозначены очень емкой фразой: «Ну, и чего они в жизни добились?» Правда, он признавал, что никакой личной корысти эти монахини не имели. При таком подходе всякий разговор о жертвенности становится бессмысленным.

К счастью, всегда были и будут люди, которые понимают, что жертвовать очень важно и как много это человеку дает. Господь сказал, что «каждый, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или достояние свое ради имени Моего, тот получит в сто раз больше и наследует Жизнь Вечную » (Мф. 19:29).

Часто эти слова сбываются буквально, человек получает ровно в сто раз больше того, что отдал. Что бы это ни было.

Я знаю многих людей, которые жертвуют гораздо больше десятины от того, что зарабатывают.

Знаю человека, который по первой просьбе о помощи отдал весь месячный доход своей компании, чтобы помочь многодетной семье купить квартиру.

Мне известна прихожанка, отдавшая всю свою очень небольшую, но единственную зарплату, женщине, попросившей ее о помощи на улице. Кстати, эта женщина потом деньги вернула и очень благодарила.

Знаю прихожанина, который неоднократно тратил основные средства своей компании, когда не хватало средств на тот или иной церковный проект. Знаю очень состоятельного человека, который несколько лет жил в недостроенном доме, потому что каждый раз, когда собирался достраивать, его просили пожертвовать на стройку очередного храма.

А еще у нас в храме есть одна очень ревностная прихожанка, которая когда — то была адвентисткой и привыкла платить десятину очень строго. Она все время обличает христиан и спрашивает: «Почему вы все время жалуетесь, что на телевидении столько насилия и разврата? В чем здесь проблема? Платите десятину, и мы купим все каналы, тогда там будут показывать только приличные фильмы!» Не думаю, что это самое действенное решение всех проблем, но в некоторой логичности ему не откажешь.

Наконец, следует отметить, что проблема десятины, церковного налога, приходских взносов требует очень серьезного исследовательского подхода. Ее невозможно решить ни путем простого политического или административного воздействия, ни собирая отзывы священников. Существует огромный опыт во всем мире, связанный с этой проблематикой. Известно, что церковная экономика и церковные проекты во многих сферах общественной жизни оказываются гораздо более эффективными, чем государственные и даже чисто общественные.

Так, может быть, и правда можно разработать такой набор мер и комплекс механизмов, которые будут экономически поддерживать благотворные и продуктивные начинания и сделают их экономически устойчивыми и независимыми? Наверное, это будет не десятина. Хотелось бы, чтобы в этой исследовательской области государство и Церковь объединили свои усилия.

Комментирует Председатель Миссионерской комиссии Московской епархии иеромонах Димитрий (Першин).

По-настоящему наше — это то, что мы отдали

Я знаю людей, которые отдают Церкви десятину или гораздо больше. Они помогают конкретным храмам или людям, которые оказались в трудной ситуации. Некоторые из них помогают нашему Братству Православных Следопытов. Наши друзья помогают нам покупать палатки, обвязки, карабины, крупу и тушенку. Сегодняшний Георгиевский парад, в котором участвовали представители далеких епархий, удалось провести благодаря участию многих людей, потративших свои силы, время и деньги.

Иногда люди инвестируют не деньги, а силы и время. Я считаю, что эта идея правильная, но при одном условии – все это надлежит делать без принуждения. Это желание должно идти из сердца человека, из его любви к Церкви и к людям. Если он раздает свое имущество свободно, то он, как Закхей, раздаст гораздо больше, чем десятую часть, чтобы только ощутить свою правду, свою сопричастность Творцу мироздания в путях Его промысла о всех наших нуждах и скорбях.

Такие люди говорят, что на саване карманов нет, что на тот свет мы ничего забрать не сможем. По-настоящему наше – это то, что мы отдали. То, что мы схомячили, связывает нас по рукам и ногам, отгораживает от Бога, от людей, уволакивает в такие бездны, с которыми дело лучше не иметь. Любой думающий человек это понимает.

Есть еще один момент – наша фиксированная ежегодная жертва даст Церкви ту точку финансовой опоры, которая позволит ей совершенно иначе выстраивать отношения и с обществом, и с государством. В этом я с о. Всеволодом Чаплиным совершенно согласен.

Если приходы обретут независимость от региональных властей, если прихожане, став членами общины, а тем самым – инвесторами, начнут участвовать в планировании общинной жизни, содержа и священника, и всю храмовую инфраструктуру, и все миссионерские проекты, то многое изменится к лучшему в нашей Церкви. Подобную картину можно наблюдать в православном русском зарубежье, в протестантских общинах России.

Но главное, десятина — это мера не денег, а мера любви. Десятина – это прием ветхозаветной педагогики, его задача – научить ветхозаветного человека быть благодарным Богу за Его дары. Но мы — христиане, и Евангелие призывает нас отдать не десятину, а самого себя Богу. Всю жизнь положить, все, что у тебя есть.

Напоминать об этом надо, а требовать этого нельзя. В таких вопросах лучший проповедник — совесть.

Комментирует профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев (в эфире программы Вести-ФМ).

Это будет экономической базой политической независимости Церкви

Если говорить о том, какую часть дохода верующие должны отдавать Церкви — не думаю, что это должно быть формализовано. Конечно, есть библейская заветная традиция десятины, однако в истории Русской православной церкви такого не было. Даже десятинная церковь в Киеве, построенная князем Владимиром, содержалась за счет десятой части доходов лично князя, но не его подданных.

Я думаю, что здесь логика должна быть такой. Первое — это восстановление поименного членства в приходской общине, потому что сегодня приходская община — это некая фикция. Реально никто из прихожан не знает, что он член той или иной общины, не участвует в приходских собраниях. А вот если будет поименное членство, то в этом случае у человека появятся свои права и обязанности.

То есть, соответственно, обязанности, скажем, уплаты той же самой десятины или какой-то иной суммы ежегодно, но с другой стороны, у него появится право контроля над расходованием этих средств. А в перспективе может быть и то, что было в древней церкви — право выбора священников. И, естественно, право делегировать членов от прихода для работы в церковных соборах разных уровней — от епархиального до поместного.

Прихожане и будут контролировать расходование средств. Это и благотворительные проекты, и просветительские проекты, образовательные. Собственно обслуживание храмовой инфраструктуры, то есть реставрация, ремонт, строительство приходских помещений. Естественно, зарплаты служащим храма, в том числе и хору, сторожам и так далее.

Вот всё это может стать прозрачным, наконец. И в свою очередь, если это действительно будет так, если церковь сможет, как это, скажем, бывает в жизни так называемых «свободных церквей» (этот термин возник в Западной Европе — это неопротестантские церкви, которые, в отличие от лютеранской церкви или от католиков, например, не связаны с государством, вот они называются «свободными», у них как раз есть принцип десятины), если будет опора на самих прихожан и их пожертвования, если действительно всё это будет, отец Всеволод совершенно прав — в этом случае это и будет экономической базой политической независимости Церкви. И от госбюджета, и от государственных лидеров, и от влиятельных спонсоров.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

десятина

десятины, ж.

    Русская единица земельной площади до введения метрической системы мер, равная 2400 кв. саж., или 1,092 гектара.

    В католических странах - налог в пользу церкви в размере одной десятой части дохода (истор:). (Первонач. одна десятая часть чего-н.)

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

десятина

Ы, ж. Старая русская мера земельной площади, равная 2400 кв. саженям или 1,09 гектара.

прил. десятинный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

десятина

    Единица земельной площади, равная 2400 квадратным саженям (или 1,09 гектара) и применявшаяся в России до введения метрической системы.

    Налог в размере одной десятой части дохода, взимавшийся с населения на содержание церкви и духовенства (на Руси и в Западной Европе в период феодализма).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

десятина

основная дометрическая русская мера площади, равная 2400 квадратных саженей (1,09 га, т.н. казенная). В 18 - нач. 19 вв. употреблялась десятина владельческая (хозяйственная), равная 3200 квадратных саженей (1,45 га).

Большой юридический словарь

десятина

(лат. decima) - десятая часть урожая (или иных доходов), взимавшаяся с населения в пользу духовенства и храмов. На Руси была установлена в Х в., окончательно ликвидирована в России в конце XIX в.

Десятина

(лат. decima),

    десятая часть урожая (или иных доходов), взимавшаяся с населения на содержание духовенства и храмов. В древности существовала у ряда семитических народов, в частности у евреев, от которых перешла в западную христианскую церковь. Впервые христианская церковь, ссылаясь на Библию, потребовала Д. в 585. С 779 Д. стала обязательной для всего населения Франкского королевства. Д., взимавшаяся в средние века католической церковью, бралась с урожая зерна и винограда (так называемая большая Д.), огородных и технических культур (малая Д.), скота и продуктов скотоводства (Д. крови). Канонически Д. распределялась: 1/3 на содержание церковного здания, 1/3 священнику, 1/3 на помощь беднякам прихода. Но с развитием феодальных отношений она фактически стала почти целиком взиматься в пользу высшего духовенства. Основной тяжестью Д. ложилась на крестьянство (высшие слои населения часто от неё освобождались). Отмена Д. (или её ограничение) была одним из требований крестьян во многих восстаниях. Во Франции была отменена в 1789≈90, в других странах в течение 19 в. На Руси Д. была установлена в 10 в. (князем Владимиром Святославичем); позже церкви было предоставлено право взамен Д. собирать пошлину с дел, рассматривавшихся церковным судом, но в отдельных случаях продолжалось и взимание Д. различными церковными организациями (но не монастырями). Окончательно ликвидирована в конце 19 в.

    В исламе разновидностью Д. является закат .

    Русская поземельная мера. Известна с конца 15 в. Первоначально Д. измерялась двумя четвертями и представляла собой квадрат со сторонами в 1/10 версты (2500 квадратных саженей). Межевой инструкцией 1753 размер казённой Д. был определён в 2400 квадратных саженей (1,0925 га). В 18 ≈ начале 20 вв. употреблялась также хозяйственная, или косая, Д. (80 Х 40 = 3200 квадратных саженей), хозяйственная круглая Д. (60 Х 60 = 3600 квадратных саженей), сотенная (100 X 100 = 10000 квадратных саженей), бахчевая (80 Х 10 = 800 квадратных саженей) и др. После Октябрьской революции, в связи с переходом к метрической системе мер, в соответствии с декретом СНК РСФСР от 14 сентября 1918, применение Д. было ограничено, а с 1 сентября 1927 запрещено.

    Лит.: Каменцова Е. И. и Устюгов Н. В., Русская метрология, М., 1965.

Википедия

Десятина (значения)

Десяти́на :

  • Десятина - единица площади в России до 1918 года, равная 1,0925 гектара.
  • Десятина - налог в пользу церкви.
  • Десятина - в России XVII-XVIII в.в. единица административно-территориального деления Патриаршей области.

Десятина

Десяти́на - отделение десятой части в пользу религиозной общины в иудаизме, христианстве и других религиозных традициях. Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе.

Десятина (мера площади)

Десятина - старая русская единица земельной площади.

Применялось несколько разных размеров десятины , в том числе «казённая» , равная 2 400 квадратным саженям (109,25 соток; 1,09 га) и использовавшаяся в России до введения метрической системы.

Десятина (Волынская область)

Десятина - село на Украине, находится в Гороховском районе Волынской области.

Код КОАТУУ - 0720884402. Население по переписи 2001 года составляет 48 человек. Почтовый индекс - 45711. Телефонный код - 3379. Занимает площадь 1,2 км².

Десятина (Вологодская область)

Десятина - местечко в Тотемском районе Вологодской области.

Входит в состав Пятовского сельского поселения, с точки зрения административно-территориального деления - в Пятовский сельсовет.

Расстояние по автодороге до районного центра Тотьмы - 9 км, до центра муниципального образования деревни Пятовская - 10 км.

По переписи 2002 года население - 41 человек (18 мужчин, 23 женщины). Преобладающая национальность - русские (98 %).

Примеры употребления слова десятина в литературе.

Другими словами, отрицание важнейших церковных догматов и основных таинств, отказ от поклонения святым и непризнание индульгенций, ликвидация транжирящей огромные средства католической иерархии, объявление папы наместником Сатаны, отмена церковной десятины и упразднение землевладений клира, отказа от католических храмов - таковы основные черты альбигойской ереси, в которой отразился протест народных масс против феодально-церковных порядков.

В действительности же альбигойцы были обычными людьми, которым их вера давала убежище от строгости ортодоксального католицизма и освобождение от тягостной церковной десятины , покаяний, налогов на крещение, погребение и др.

Но зато возле озера, в зарослях, я нашел болотинку десятины в две, и Кэт сковырнула тут двух старых бекасов.

Вниз по извилистой дороге, за несколько сот саженей от поселка, на участке земли в десятину с четвертью, стояла вилла Буонарроти, - теперь она была сдана на долгий срок в аренду чужим людям.

На пространстве свыше двадцати десятин оказалась лишь маленькая группа людей у возовых весов, где торговали сеном.

Ускоряемые приказом начальства и Наркомзема землеустроительные работы, вырезая хутора, уничтожая чересполосицу и дальноземелье, дали возможность на 32 миллионах десятин начать осуществлять рациональную организацию землепользования и 1 300 000 хозяйств стали переходить к многополью на свыше чем 10 миллионах десятин .

Кроме того, люди со своих земель должны десятину пшеницы, соломы и плодов, растущих не на деревьях, передавать на содержание дехканских семейств.

Но из всего этого ее артистический взгляд только и увидал, как весной задельные мужики, по большей части все старики, с перекошенными от натуги лицами взрывали неуклюжими косулями глинистую почву, а вечером ужинали одним квасом с хлебом, и хорошо-хорошо когда холодными щами с забелкой, - или как дворовые женщины, а в том числе и ходившие последнее время беременности, не чувствуя собственной спины, часто, после заката солнца, дожинали отмеренные ей десятины , и их же потом бранили, что они высоко жнут, - или как наконец эти же самые добрые мужички, при первой же Никольщине, напивались, как звери дикие, и в этом виде ругались такими словами, что слушать было невозможно.

Так, за запольные земли, отдаваемые внаймы крестьянам, бралось за десятину в четыре раза больше того, что цена ее могла приносить по расчету из пяти процентов.

Из конторских книг и разговоров с приказчиком он узнал, что, как и было прежде, две трети лучшей пахотной земли обрабатывались своими работниками усовершенствованными орудиями, остальная же треть земли обрабатывалась крестьянами наймом по пяти рублей за десятину , то есть за пять рублей крестьянин обязывался три раза вспахать, три раза заскородить и засеять десятину , потом скосить, связать или сжать и свезти на гумно, то есть совершить работы, стоящие по вольному дешевому найму по меньшей мере десять рублей за десятину .

У меня небольшое именьишко, всего десятин тридцать, но, если интересуетесь, образцовый сад и питомник, какого не найдете за тысячу верст кругом.

Схоронив три года тому назад своего грозного отца, он не расширял своей торговли, а купил более двух тысяч десятин земли у камергерши Меревой, взял в долгосрочное арендное содержание три большие помещичьи имения и всей душой пристрастился к сельскому хозяйству.

Улялаев забил колоннадную дверь, Выбрал из флигеля 2 комнаты и кухню, Вырезал землицы десятины с две.

К примеру, подбил я на контрактационный сплошняк полтораста хозяйств, затвердил за ними по десятине шатиловского овса, выдали им аванс под будущий урожай.

Но так как большая часть годной пахотной земли была уже поделена и запахана старожилами или переселенцами, приехавшими первыми, то эти четыре с половиной десятины главным образом падали на кочкарник или вырубку, которую надо было корчевать.