Когда приучать есть ложкой самостоятельно. Когда ребенок самостоятельно может есть ложкой? Иногда возникает такая ситуация, например ребенок не проявляет самостоятельно интерес к ложке. Тогда некоторые родители не знают как научить ребенка есть ложкой сам

Где-то в 8-9 месяцев у малыша пробуждается интерес к такому удобному столовому прибору как ложка. Когда его кормят, он старается ложку схватить, рассмотреть, облизать, а затем, через какое-то время копирует движения мамы – пытается зачерпнуть ложкой супчик или кашку и донести до рта.

Конечно, первый опыт сопровождается разливанием и разбрызгиванием содержимого ложки вокруг себя. Некоторым эта забавная игра очень нравится, и вместо того, чтобы учиться есть ложкой, малыши гораздо охотнее с ней балуются. Причем, как правило, отобрать ложку обратно становится весьма затруднительно – малыш не хочет расставаться с понравившейся «игрушкой».

Так когда же малыша нужно приучать к пользованию столовыми приборами? С какого возраста можно давать есть лодкой самостоятельно? Попробуем разобраться.

Ложкой уже вполне допустимо пользоваться, начиная с 10-11-месячного возраста ребёнка. Сначала пусть просто держит её в руке во время кормления. Одной ложечкой будете кормить вы, другую малыш будет держать в ручке. Понятно, это добавит вам лишних хлопот, мытья, как самого ребёнка, так и всё вокруг. Ведь малышу будет интересно повторять за вами, то же, что и делает мама. Ребёнок будет стараться ложкой залезть в тарелку. Естественно половину каши вы будете собирать со стола, с одежды, либо на полу. Но, вы не должны запрещать ребёнку этого делать, так он быстрее , с каждым разом всё будет проходить чище и чище. Главное, терпение! Кстати, самостоятельные действия улучшают аппетит.

Когда ребёнок сам научиться кушать кашку, пюре, можно дать есть самому десертной ложкой суп. Не забывайте, каждому ребёнку своё время, кто-то раньше, кто-то позже. Первое время пусть ребёнок держит ложку в руке так, как ему это удобно. Это допустимо, что ребёнок сжимает ложку в кулачке. Если вы будете постоянно одёргивать малыша и поправлять ему ложку, то от вашей лишней настойчивости, он совсем потеряет интерес кушать самостоятельно. Лучше по чаще садитесь кушать вместе всей семьёй, за один стол. Ребёнок, наблюдая, будет стараться за вами всё повторять и перенимать, как вы держите ложку, как кладёте пищу в рот, как кусаете хлеб, то есть, копируя ваше поведение. Поэтому не удивляйтесь, такому же поведению, если вы постоянно вертитесь, разговариваете за столом, вытираете руки об себя и так далее.

Если ребёнок до двух лет не научился правильно , то иногда можно его ненавязчиво поправить, мол, ты уже вырос, стал большой, нужно ложку держать как взрослые, например, мама или папа. И помочь ему, объяснить и показать как это правильно делать. Показывайте, объясняя, ложку нужно держать чуть ниже широкой части ручки тремя пальчиками – большим, указательным и средним. Когда ваш ребёнок овладеет таким приёмом и будет правильно держать ложку во время приёма пищи, приучайте правильно зачерпывать пищу, подносить ко рту, не сужающейся частью, а боковой стороной.

Ребёнку можно подсказать, чтобы он не засовывал ложку в широко открытый рот и не засовывал кончик ложки. Старался кушать неторопливо, без звуков. Вилку обычно разрешается давать примерно с трёх лет. Ведь именно с этого возраста, ребёнок уже осмысленно начинает понимать, что ей можно уколоться. При выборе вилки, старайтесь покупать, детскую, специально для ребёнка. Вилка должна быть маленькой и не острой, удобной для детской ручки.

Совет: когда малыш ещё только учиться кушать самостоятельно, лучше всего приобрести специальный детский набор. Это тарелку на присоске, для того, чтобы ребёнок не смог опрокинуть её на себя. Ложка и вилка должны быть металлические, с поворотом. Такими приборами, ребёнок быстрее освоит самообслуживание за столом.

Вилку дают ребенку примерно с 3 лет, тогда, когда он уже понимает опасность уколоться острым предметом. Вилка ребенка должна быть маленькой и не слишком острой. На первых порах маленького ребенка обучают есть вилкой, держа ее только в правой руке. Ему объясняют и показывают, что вилку держат по-разному, в зависимости оттого, что едят.

Если на тарелке лежит, к примеру, жареный картофель, кусочки мяса или рыбы, то вилку держат так, чтобы ею было удобно накалывать куски пищи, то есть зубьями книзу. В тех случаях, когда едят пюре, кашу или другую рассыпчатую пищу, нужно повернуть вилку изгибом кверху, чтобы было удобнее подгребать кушанье.

И конечно, начинать приучение следует не со взрослых столовых приборов (которые могут быть во-первых тяжеловаты, а во-вторых опасны своей остротой), а с детских наборов посуды – легких и безопасных.

Научить ребёнка пользоваться ложкой не всегда удаётся без различных осечек. Маме нужно набраться терпения, поскольку приёмы пищи станут более продолжительными, а сам процесс привития навыка займёт не одну неделю.

Следует морально подготовиться и к тому, что малыш начнёт пачкать всё вокруг, в том числе и себя. Маме придётся много убирать, умывать детское личико. Однако такие проблемы преодолеваются, зато каждая ложечка приближает ребёнка к самостоятельности.

Важно понимать, что точные сроки, когда ребёнок начнёт есть с ложки самостоятельно, назвать довольно непросто, поскольку каких-либо определённых возрастных границ и параметров попросту не существует.

Конечно, имеются усреднённые данные, что в 1 годик ребёнок должен крепко держать ложку, а в 18-месячном возрасте сам уверенно орудовать данной столовой принадлежностью. Но так как малыш развивается в собственном темпе, то и сроки появления данного навыка индивидуальны.

Некоторые дети уже в 8 — 10 месяцев достаточно ловко пользуются столовыми приборами, отправляя в рот каши, пюре и прочие блюда первого прикармливания, а другие и в 2 года ждут, когда родители покормят их с ложечки.

И всё же существует определённая закономерность – к концу младенческого возраста (12 месяцев) ребёнок сам старается обслужить себя за столом. Увеличенный интерес к приёму пищи и копированию взрослого поведения приводит к тому, что кроха забирает у мамы ложку.

В такой ситуации отказывать ребёнку нельзя. Конечно, первоначальные его попытки попробовать ложечку пюре закончатся неудачей или измазанным лицом. Поэтому задача взрослых – последовательно и без спешки показывать и объяснять, как правильно брать столовый прибор и пользоваться им.

Популярный теледоктор Комаровский убеждён, что нет нужды заставлять детей пользоваться ложкой, если они ещё не готовы к этому или им неинтересна данная столовая принадлежность. Чрезмерная настойчивость нередко приводит к отказу ребёнка от кормления.

Чтобы научить ребёнка есть самостоятельно, необходимо предварительно позаботиться о выборе первого столового прибора. Правильно подобранная ложка ускорит процесс приобретения навыка и уменьшит число «осечек».

При покупке этой столовой принадлежности следует обращать внимание на несколько важных нюансов:

  • самое важное условие – ложка должна быть безопасной. Приобретать столовую принадлежность необходимо в специализированных детских магазинах, в которых имеются все необходимые сертификаты, подтверждающие безопасность материалов;
  • не нужно путать приспособление для первого прикармливания с ложкой для самостоятельного приёма пищи. Требуемый в нашем случае предмет кухонной утвари должен отличаться широким черпалом, чтобы ребёнок не смог уронить захваченную еду;
  • поскольку дети в 1 год поначалу захватывают и сжимают ложку кулачком, то важно позаботиться и о выборе правильного держателя. Рукоятка у столовой принадлежности должна быть укороченной и широкой. В этом случае ребёнок будет крепче её удерживать;
  • в продаже имеются ложечки с изогнутыми ручками. Считается, что с такими приборами маленьким детям проще справляться. Ещё один вариант – изделия с поворотными держателями. Как бы ребёнок ни поворачивал ручку, особый стержень внутри крутится следом за ней, поэтому набранная еда не вываливается. Дополнительно имеется фиксатор для блокировки стержня, когда ребёнок подрастёт.

Для малышей от 10 месяцев до двух лет лучше приобретать пластмассовые ложечки. Они лёгкие, яркие, хорошо ложатся в руку ребёнка, отличается многообразием форм и размеров.

Тарелки и чашки лучше также покупать из термостойкого пищевого пластика. Такая посуда отличается лёгкостью, стойкостью к ударам и падению с высоты, а также экологичностью. Для формирования пищевых навыков стоит приобрести тарелку с присоской. Она не перевернётся.

Также следует не забывать про нагрудники из ткани или из особо мягкого и гибкого пластичного материала. Тканевые передники придётся стирать после каждого приёма пищи, пластиковые фартуки отстирывать не нужно, достаточно просто смыть капли и просушить.

Приучать ребёнка есть столовыми приборами нужно лишь после того, как у него возник интерес к процессу приёма пищи. А вызывать заинтересованность с помощью игр, угроз или мультиков во многом бесполезно – это не вызовет желания чему-то научиться.

А чтобы ускорить и упростить обучение, стоит прислушаться к следующим рекомендациям специалистов и опытных родителей, которые уже прошли этот путь:

  1. Нужно озвучить решение о том, что детка теперь ест самостоятельно, всем домочадцам. Иначе получится так, что мать учит ребёнка держать ложечку, а когда он начнёт бывать у бабушки, то она его станет кормить сама. В такой ситуации процесс приучения затянется.
  2. Чтобы стать умелым, ребёнку нужно учиться владеть ложкой каждый день. Но если он неважно себя чувствует по причине болезни или , не нужно принуждать его кушать самостоятельно. В такой день лучше отойти от правила и накормить кроху с ложки.
  3. Маме нужно быть рядом с малышом во время приёма пищи. Ситуации бывают разные – ребёнок устаёт, капризничает, может подавиться даже небольшим кусочком. Поэтому лучше присесть рядом и наблюдать за крохой.
  4. Научить ребёнка держать ложку можно не только в процессе кормления. Отлично подойдёт для тренировки песочница, где малыш орудует лопаткой. Также следует почаще играть с куклами, объясняя, что они тоже «хотят кушать».
  5. Как быстро приучить ребёнка к ложке? Важно выбрать оптимальную консистенцию блюда – пюреобразную, но не жидкую. Идеально подойдут каши, овощные пюре, творог или густоватый крем-суп. Порции должны быть небольшими, чтобы сохранялся необходимый температурный режим.
  6. Если ребёнок тянется не к ложке, а вилке, позвольте ему выбрать для начала обучения этот «зубастый» предмет. Важно лишь приобрести особую вилку с закруглёнными краешками и затупленными зубцами. Но тогда и еда должна быть не жидкой, а кусочками (отварные овощи).

Более подробно о том, когда следует в детский рацион и как правильно готовить эти блюда, читайте в статье детского доктора.

Ребёнка заинтересует процесс питания, если оформлять блюда красиво (делать цветы, зверей, смайлики) и подавать их в тарелках с рисунками на донышках. Нужно объяснить малышу, что в конце обеда его ждёт небольшой сюрприз.

Этикет для малыша

Для дошкольников, школьников и детей подросткового возраста более подробно описаны в другой статье. Обязательно прочитайте и её тоже, чтобы иметь общее представление о хороших манерах ребёнка.

Как уже было отмечено, глупо ожидать от маленького несмышлёныша, что он с первого раза начнёт кушать аккуратно. Поначалу съеденный, вернее, подносимый ко рту продукт будет находиться везде – на одежде, столе и даже на полу.

Однако эта закономерность вовсе не означает, что маленькому ребёнку не нужно показывать, как себя следует правильно вести за столом. Здоровые пищевые привычки формируются уже в раннем детстве:

  1. Перед каждым приёмом пищи малышу в обязательном порядке моют ручки . Это основа основ гигиены, поэтому пренебрегать этим нельзя. Мама показывает крохе, как правильно это делается и почему это так важно (простейшее объяснение – чтоб животик не болел).
  2. Не следует окружать кушающего ребёнка многочисленными игрушками , включать ему мультики, пытаясь словить момент, когда он откроет ротик. Кухня – вот идеальное место для приёма пищи, а играть нужно в детской.
  3. Игра с ложкой допустима лишь на этапе знакомства с предметом . Затем не следует допускать игр со столовыми приборами. Если кроха разбаловался, обед прекращают.

Нельзя ругать малыша за неаккуратные действия. Просто стоит предложить ему салфетку. Приученный малыш уже с двух лет сможет вытирать ручки и лицо, естественно, по мере возможностей.

Решение вопроса, как научить ребенка кушать самостоятельно ложкой, не терпит суеты. Если малышу скоро нужно будет идти в ясли, не стоит слишком торопиться и буквально заставлять его брать столовый прибор в ручку. Обычно в коллективе малыши быстрее адаптируются, если, конечно, закреплять успехи дома.

И напоследок. Существуют универсальные принципы, которые будут полезны для мамы, желающей приучить кроху к самообслуживанию. Во-первых, не предъявляйте к ребёнку непосильные требования. Во-вторых, не делайте за него те действия, с которыми он сам справляется.

В возрасте около года почти все дети начинают проявлять первые попытки самостоятельности, в частности, это касается еды. Перевернутая тарелка, каша на полу, суп на потолке, пюре на ушах или на затылке - такая картина знакома каждой маме. Стоит ей на секунду отвернуться, как любимое чадо тут же влезет обеими руками в тарелку, чтобы попробовать любимую еду наощупь. Как научить ребенка кушать самостоятельно и не потерять остатки и без того ограниченного терпения?

Пять правил, которые нужно знать каждой маме

Важно понять, когда можно дать ребенку ложку и начать учить кушать самостоятельно. Даже если малыш не проявляет стремления обходиться без маминой помощи, в возрасте около года-полутора стоит заняться этим вопросом.
Многолетний опыт показывает, что есть ряд правил или хитростей, как вам будет угодно, соблюдая которые, маме удастся быстро и почти безболезненно научить ребенка владеть столовыми приборами.

Правило первое: голод - не тетка

Когда ребенок хочет кушать, он будет стремиться утолить голод и ему будет не до игрушек, развлечений и исследований. На голодный желудок особо не разгуляешься, поэтому давать ребенку ложку лучше тогда, когда он хочет есть. Для начала вложите ложку в руку малышу и помогите ему своей рукой. Потом, когда он станет более самостоятельным, старайтесь, как можно реже принимать участие в его кормлении.

Правило второе: с едой играть нельзя!

Как только малыш насытится, он начнет пробовать еду пальцами наощупь, размазывать по лицу, столу, стенам, кидать на пол. В такие моменты тарелку и ложку лучше всего убирать, иначе в дальнейшем ребенок не будет понимать разницу между играми и едой.

Правило третье: не идите против природы!

Никогда не настаивайте на том, что хлеб надо держать левой рукой, а ложку - правой. До трех лет вполне нормально стремление ребенка пытаться кушать как правой, так и левой рукой, в этом нет ничего страшного. К тому же если ваш ребенок левша, то, переучивая его на правую руку, вы только спутаете работу его мозга, что в дальнейшем может сказаться и на развитии. Не идите против природы, оставьте левшу левшой.

Правило четвертое: о вкусной и красивой пище

Для начала учите ребенка есть на самых любимых его блюдах. Не важно, будь то картошка, каша или котлета - дайте малышу ложку или вилку. Однако если видите, что вилкой ему пока еще неудобно есть, поменяйте ее на ложку. Ничего страшного, если поначалу он будет помогать себе руками. Просто держите наготове салфетки.

Кстати, многие мамы утверждают, что красиво оформленные блюда вызывают у ребенка больший аппетит и интерес, чем обычная тарелка с едой. Омлет в форме забавной рожицы, салат или овощи в виде букета цветов - все, на что способна ваша фантазия будет по достоинству оценено вашим малышом.

Правило пятое: берегите нервы!

Многие люди с детства приучены к чистоте и испытывают почти физический дискомфорт от окружающего их бардака. Смиритесь с тем, что пока ребенок будет учиться кушать самостоятельно, на вашей кухне (или в столовой) будет не очень-то чисто. Бороться с этим можно и нужно, но главное не переусердствовать. Не стоит вытирать каждую пролитую мимо рта каплю, дайте ребенку спокойно доесть, а потом займитесь уборкой и лучше всего вместе с ним, тогда он будет знать, что за собой нужно убирать, а еще лучше - стараться не пачкать. В каком возрасте надо приучать малышу к уборке? Лучше всего с самого начала - тогда стремление к чистоте будет у него в крови. В любом случае воспитывать всегда проще, чем потом перевоспитывать.

В теплом помещении можно обойтись без слюнявчиков, если посадить малыша кушать голышом. Заметьте, голый живот вытереть куда проще, чем стирать ежедневно гору испачканного белья. В прохладное время года можно надеть на малыша специальную клеенчатую курточку с уже вшитым в нее слюнявчиком - они продаются почти во всех детских магазинах, легко стираются, быстро сохнут и значительно облегчают маме жизнь.

До чего дошел прогресс!

Помимо слюнявчиков существует огромное количество всяких приспособлений для обучения малыша самостоятельному приему пищи. Особые пластмассовые вилки и ложки с изогнутыми ручками сделаны специально под детский захват. С такими приборами малышам проще научиться, не расплескивая, доносить полную ложку до рта. Пластиковые слюнявчики с поддоном, в который падает выроненная или выплюнутая еда позволяют избежать многократного ежедневного мытья полов и стульев. Специальные поильники с дырочками или с трубочками помогут вам научить малыша пить из чашки, не опрокидывая ее содержимое на себя. Пластмассовая посуда выдержит многократные падения, специальные термотарелки не дадут еде остыть, когда малыш долго кушает; а тарелки с присосками вообще не так-то легко сдвинуть с места, не то чтобы кидаться ими в окружающих.

Однако наши мамы как-то обходились без всех этих приспособлений, и мы с вами без потерь научились вести себя за столом. Дело в том, что на практике все сугубо индивидуально. Каждой маме придется проявить свой талант и недюжинное терпение, прежде чем она найдет подход к любимому малышу и научит его, как следует вести себя за столом.

«Еду, которую можно есть, держа в руке, я начала давать Илюше тогда, когда он потянул погремушки в рот - месяца в 4. В полгода, когда появились первые зубки, давала кусочек мягкой груши, сушки, хлеб. Грыз очень уверенно. Когда кормила пюре, специально капала капельку на стол, чтобы наигрался с едой. В 11 месяцев он потребовал в ультимативной форме дать ему ложку. Пришлось дать. Теперь едим двумя ложками - одна у него, одна у меня. Самое удивительное, что он не балуется, а целенаправленно макает ложку в еду и несет в рот. Проливает, конечно, а то, что уронил, сам берет пальчиками и складывает в тарелку обратно. Когда ему надоедает, он бросает ложку на пол. Тогда я ложку убираю и больше не даю. Баловство с едой пресекаю сразу - лужи вытираю, не даю шлепать ложкой по супу.

Дочка Алина постигала науку примерно так же, но я давала ей вволю посвинячить. Раздевала до памперса во время еды, потом отмывала в ванной. Летом, когда была жара, кормила прямо в ванной, только там у нее и появлялся аппетит, в прохладной водичке. А вообще мои дети в плане еды сильно отличаются - дочь малоежка, всегда ела без аппетита, поэтому я и давала ей наиграться с едой. У сына аппетит очень хороший, он ест только чтобы наесться.

Изогнутые ложки у нас не прижились - неудобно, мелкие, кривые, заточены только под одну руку, а мои дети хотели кушать то правой, то левой рукой. Пластиковые нагрудники тоже - жесткие. Так что я использую обычные слюнявчики».
Ольга, Московская область

«Ника просто захотела кушать самостоятельно. Мол, она уже большая девочка, хотя ей был всего год. Каша на голове, на стенах, на полу и везде, где только можно! Но надо перетерпеть этот момент, чтоб не отбить у малыша желание кушать самостоятельно. Ели мы простой чайной ложкой, без изысков. Сейчас Нике три с половиной года и проблем с едой у нас нет. Хотя иногда она просто ленится».
Лиза, Москва

«Настя стала брать в руки ложку с 11 месяцев, сначала просто играла с ней, а потом поняла, что нужно окунать ее в тарелку и нести в рот. Сейчас ей год и мы едим в две руки. Конечно, от каши на полу и занавесках никуда не деться, придется запастись терпением, просто я объясняю дочери, что баловаться с едой нельзя и если она уж очень расшалится, то просто забираю у нее ложку. Едим в обычном слюнявчике, детской пластиковой ложкой из пластмассовой тарелочки, но я уже подумываю о тарелочке на присоске».
Татьяна, Нижегородская область

О хороших манерах…

К хорошим манерам приучать малыша нужно с двух-трех лет. Многое из того, что было позволено раньше, должно уйти в небытие. Дурные привычки искоренить куда сложнее, чем сразу научить ребенка хорошим манерам - это факт. Однако не следует наказывать малыша за огрехи, ему это будет непонятно. Нужно мягко, но настойчиво день за днем объяснять ему, как себя вести за столом - капля камень точит. Конечно, учиться владеть ножом и вилкой в этом возрасте еще рано, но простые правила поведения он уже сможет соблюдать. Главное - все доступно объяснять. Нельзя играть с едой, нельзя выплевывать ее обратно, все, что попало в рот должно быть съедено, после еды нужно вытирать рот салфеткой, а перед едой - мыть руки с мылом.

Аккуратность - вопрос времени. Смиритесь с тем, что поначалу кухня после завтрака, обеда, полдника и ужина будет выглядеть, как бранное поле после битвы супа с компотом. Со временем это пройдет. И помните еще одно важное правило - инициатива НЕНАКАЗУЕМА! И если ваш ребенок проявил желание кушать самостоятельно, то вам, дорогие мамы, пора покинуть эту сцену. Главный герой на ней теперь ваш малыш.

Доброго дня вам, уважаемые читательницы! Надоело кормить свое чадо из ложки? Как научить ребенка кушать самостоятельно? Поделюсь своим опытом.

Путь к освоению ложки

Мои дети достаточно рано освоили ложку. Дочка — в год и 2 месяца. Сын — в год и 4. На мой взгляд, главное в этом вопросе — дождаться подходящего времени... И не упустить его.

Когда малыш готов кушать сам? Есть всего несколько критериев:

  • у ребенка уже проявился пищевой интерес. Он стремится не играть с пищей, а именно кушать;
  • у ребенка достаточно хорошо развита мелкая моторика. И вы видите, что он способен каким-либо способом донести кусочки пищи до рта.

Эти два условия очень важны: аппетит и мелкая моторика. Если нет аппетита — все бесполезно. Малыш будет разбрасывать кашу по столу, будет баловаться с едой, даже не пытаясь ничего скушать.

В принципе, это — нормальный этап развития. И если вас не напрягает убирать последствия такой игры — пусть играет. Однажды он начнет есть. Именно так я делала со старшей дочкой.

Но если у вас итак хватает хлопот... Можно не давать малышу тарелку с ложкой. До определенного момента. У сына это произошло к 1,3 году. До этого возраста мои попытки дать карапузу ложку заканчивались экспериментами с кашей. А в 1,3 сын вдруг начал пытаться кушать.

Кушаем самостоятельно

Повторюсь, если вы вводили , то в идеале ребенок почти с самого начала должен кушать самостоятельно. Я знаю мам, которые совсем не кормили детей с ложечки.

Но лично я не вижу в этом большой необходимости. Можно избавить себя от лишних хлопот. И как минимум, до года, кормить ребенка самой. А после года — смотреть на готовность малыша.

Заметив первые попытки карапуза кушать самостоятельно, нужно принять твердое решение... Не «докармливать» свое чадо самой. Да, первые попытки будут довольно нелепыми. Многое останется на полу. Но если вы перестанете совать ребенку ложку в рот, он быстро научиться кушать, движимый чувством голода.

Конечно, если у малыша очень большой аппетит, и ему очень тяжело наесться без вашей помощи — имеет смысл подождать с этим этапом. Помните, второе условие — достаточная мелкая моторика? Но также не стоит недооценивать своего ребенка.

Правильное время

Почему важно не упустить первый интерес малыша к ложке? Потому что, как правило, в первую неделю ребенок будет осваивать ложку с большим энтузиазмом. Это будет для него новым и интересным навыком. Он будет прилагать много терпения, потратит много усилий...

Спустя несколько недель малыш может потерять первоначальный интерес. Возможно, он начнет лениться. И если вы регулярно помогаете ему кушать, он может отказаться от самостоятельных попыток.

Поэтому первые попытки кушать (именно кушать!) ложкой — идеальный повод делегировать малышу его кормление. Как не прозевать подходящий момент?

Лично я пробовала давать своему сыну тарелку примерно раз в две недели. И смотрела на его реакцию. Балуется — значит, еще рано. Значит, нужно подождать.

У кого-то дети сами начинают выхватывать ложку... Это — прекрасный знак. Пора дать своему чаду чуть больше самостоятельности.

Если ребенок не желает есть сам

Однако, все дети совершенно разные. И если ваш карапуз не хочет брать столовые приборы, капризничает и требует вашей помощи... Я бы не стала настаивать.

Не нужно начинать кормить свое чадо «по первому писку», но доводить дело до истерики совершенно бессмысленно.

Большинство детей готовы кушать самостоятельно к 1,5 годам. Но даже если ваш малыш не сможет освоить этот навык к двум годам — в этом нет никакой трагедии.

Я знаю мам, приучивших своих деток к ложке только к 3-4 годам. Возможно, это связано с ошибками, которые допустили эти мамы на начальном этапе знакомства с ложкой. Возможно, все дело в самих детях... Но важно другое: сейчас эти дети прекрасно кушают сами.

Умение есть ложкой самостоятельно - один из первых навыков самообслуживания маленького человечка. Такое простое действие требует от крохи огромных усилий и повышенной концентрации внимания. Неудивительно, что многие малыши категорически отказываются держать ложку самостоятельно до 1,5 - 2 лет. Нужно ли волноваться или можно пустить на самотек процесс обучения ребенка правильно есть ложкой?

Как только ребенку начинают вводить прикорм, мама задумывается - не пора ли дать крохе ложку? С какого возраста можно учить грудничка кушать самому? Дать малышу столовый прибор можно и в 5 месяцев. Вот только вряд ли он сразу сможет использовать его по назначению.

В 6 месяцев, когда начинают вводить прикорм, не каждый ребенок хочет держать ложку. Чаще малыш просто облизывает ее или грызет, а иногда бросает, чтобы услышать приятный звон. Если прибор в маленьких ручках не мешает маме кормить кроху, можно не лишать его удовольствия. Если же процесс кормления нарушается, значит, ложку маленькому гурману давать пока рано. Не волнуйтесь - у вас еще будет время научить его нехитрому делу.

Оптимальный возраст для начала самостоятельного поглощения пищи - 1 год. В этом возрасте ребенок может попасть ложкой в рот, а не в глаз или ухо. Если ваше чадо категорически отказывается от прибора, не стоит огорчаться. Раз в неделю предлагайте ему ложку. Через некоторое время кроха заинтересуется и напрочь откажется от вашей помощи.

Следуйте нашим советам, и примерно в полтора годика ребенок уже сможет самостоятельно кушать ложечкой.

Не разрешайте ребенку кушать кашу руками. Появились модные тенденции, когда малышу позволяют вначале познакомиться с едой путем погружения рук в кашу и размазывания по столу. Кроха с первого раза должен понять: еда — не игрушка! Для развития мелкой моторики используйте другие материалы: песок, крупы, пластилин, тесто. Нужно учить малыша есть пищу исключительно с помощью прибора.

Какую ложку выбрать

Ложка из силикона отлично подходит для подготовки малыша к самостоятельному приему пищи

Чтобы ребенок научился правильно есть сам, подберите ему подходящую ложечку. Главное, чтобы малышу было удобно ею кушать. Существует несколько вариантов:

  • Чайная ложка - это классика. Скорее всего, это и ваш первый столовый прибор. Такая ложка удобна и чудесно помещается в детский ротик.
  • Силиконовая - ложка с мягкими краями, чтобы избежать повреждений десен. Чаще такой прибор используют, когда начинают вводить первый прикорм.
  • Детская металлическая ложка - обычно с пластмассовой ручкой, адаптированной под детскую ладошку.
  • Серебряная ложечка - ее дарят крестные на крещение. Серебро обеззараживает пищу, но от испорченных продуктов ложечка не спасет. Главное, чтобы малышу было удобно ею есть.

Выбор за родителями. Но помните - ваш выбор тестирует ребенок, а его взгляд на удобство и красоту может разительно отличаться от вашего.

Подготовка

С серьезностью отнеситесь к обстановке во время приема пищи. Соблюдайте правила, чтобы процесс был приятен и для вас, и для ребенка.

  1. Используйте стульчик для кормления. Пристегните малыша ремнями безопасности, чтобы он не соскользнул на пол. Также стульчик обеспечивает оптимальную высоту, и вам не придется наклоняться к малышу, чтобы его кормить или учить доносить ложку до рта.
  2. Если позволяет температура в комнате, разденьте ребенка до трусиков, чтобы не испачкать одежду.
  3. Используйте слюнявчики, лучше полиэтиленовые или силиконовые с карманом. Все, что не попало в рот крохе, останется в кармашке.
  4. Обеспечьте спокойную обстановку, чтобы малыша ничего не отвлекало. Это поможет ему сосредоточиться на еде. Уберите с поля зрения хлеб, печенье и прочие вкусности, чтобы избежать соблазна.

Спокойная обстановка и уверенная в успехе мама - главный залог удачного обеда.

Маленький человечек самостоятельно ест довольно долго. Чтобы во время самостоятельного приема пищи ребенком каша или пюре в тарелке не остыли, используйте специальные тарелки с подогревом. В них двойное дно, в донный резервуар через специальное отверстие, которое закрывается пробкой, заливается горячая вода. Обед вашего чада не остынет и останется теплым на протяжении всего приема пищи.

8 золотых правил

Если вы решили, что малыш готов к обучению, приступайте. Ребенок может с вами не согласиться, однако попробовать стоит. Примените простые правила, чтобы увеличить коэффициент полезного действия.

  1. Наблюдайте за ребенком . Если малыш не тянется к ложке, бросает, когда вы вкладываете прибор в ручку - значит, еще рано. Насильно учить кроху невозможно.
  2. Выбирайте любимое блюдо крохи - обожаемую кашку или фруктовое пюре. Малыш должен захотеть доставить еду себе в рот. Осторожнее: неугодное блюдо может полететь на пол.
  3. Не отвлекайте ребенка от процесса . Мультфильмы или игрушки, может, и хороши, когда вы кормите малыша. Но когда он ест сам, они рассеивают внимание. Кроха забудет, что ему нужно делать.
  4. Не торопите ребенка . Первое время дети едят очень долго. Дайте ему время попрактиковаться, пусть ест, сколько хочет.
  5. Не разрешайте кушать руками . Приучить малыша брать пищу руками легко. Гораздо труднее научить правильно пользоваться ложкой.
  6. Не волнуйтесь . Дети могут перевернуть тарелку, бросить ложку на пол, запутать кашу в волосах. Расслабьтесь и не ругайте малыша. Это бессмысленно.
  7. Докармливайте кроху сами . Если ребенок перестал кушать, но еще не наелся, смело докормите его. Когда малютка только начинает пользоваться столовыми приборами, это требует от него больших усилий. Он может устать. Если же он отказывается кушать, не стоит настаивать.
  8. Не заставляйте кроху . Если он не хочет брать ложку, не отчаивайтесь. Нужно подождать. А пока продолжайте кормить ребенка сами.

Соблюдая правила, вы без труда сможете приучить ребенка есть самостоятельно.

Если ребенок перестал есть ложкой, хотя еще вчера с удовольствием пользовался прибором, не настаивайте. Не переставайте давать малышу ложку, и со временем он научится есть сам. Возможно, процесс утомляет кроху, или он приболел.

Ребенок отказывается есть ложкой - что делать?

Ребенок может отказаться от еды из-за формы и цвета ложки, поэтому стоит внимательно отнестись к ее выбору

Если кроха бросает ложку и не хочет есть самостоятельно, попробуйте его заинтересовать. Обедайте одновременно с ним, показывая ему пример. Дети любят повторять за родителями. Ведь они - главный авторитет для малыша.

Приобретите или достаньте из закромов тарелку с изображением любимого героя на дне. Набрав кашу, предложите ребенку освободить мишку или уточку. Он с удовольствием постарается побыстрее добраться до картинки. Чудесно, если малыш вживую видел, как работает экскаватор. Дети могут часами наблюдать за процессом. За обедом предложите крохе использовать ложку как ковш. Он с энтузиазмом будет черпать кашу и засовывать ее в рот.

Если вы решили научить малыша есть самостоятельно, в начале приема пищи всегда давайте ему ложку. Пусть кушает сам. Важно, чтобы другие члены семьи также не кормили ребенка. Особенно сложно донести это бабушкам. Перед походом в поликлинику или другим мероприятием садите кроху за стол пораньше. Иначе в спешке вы сами покормите его, перечеркнув предыдущие наработки.

Заключение

Научить ребенка пользоваться ложкой не так уж сложно. Этот процесс будет довольно мучительным, если вы продолжите настаивать и заставлять кроху. А может быть быстрым и безболезненным, если не делать таких ошибок. Учите малыша незаметно, чтобы он сам проявлял инициативу. Тогда аппетит крохи не пострадает.