Все борются за власть. Борьба за власть среди близких: просьбы, приказы, подчинение и неповиновение. Борьба за власть в неформальной обстановке

В математике есть правило, согласно которому от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Это правило можно перенести и на окружающую нас действительность.

Например, обыватель любит говорить о чиновниках, о том, какие они все сплошь коррупционеры, жулики и воры, как они за счёт простых людей ведут роскошный образ жизни, в результате чего «слуга народа» живёт качественно лучше своего «хозяина», которому он вроде как должен прислуживать.

Тут можно задаться вопросом: является ли такое преступное поведение участью отдельных лиц, либо эта черта присуща большинству или даже всему обществу, в котором мы живём?

Однажды на радио «Эхо Москвы» обсуждалась подобная тема, и по телефону в прямом эфире один из слушателей начал клеймить позором чиновников и разоблачать их коррупционную составляющую. Однако на неожиданный вопрос ведущего, смог бы он сам остаться честным, займи высокую должность, слушатель немного замялся, а потом дал отрицательный ответ.

Действительно, редко кто сможет устоять перед соблазном поменять своё съёмное жильё на собственную роскошную недвижимость, находящуюся не только в границах России; пересесть с дурно пахнущего общественного транспорта в личный автомобиль бизнес-класса, а также пользоваться всеми остальными бонусами чиновничьей жизни. А ведь все эти блага можно получить благодаря только одной подписи на бумаге с набором слов, которые ему даже необязательно читать. Просто подпись. Тут даже можно придумать себе в оправдание то, что его поступок не является воровством, ведь он не засунул руку в чужой карман и не вынул оттуда чьи-то деньги. Он просто поставил подпись на бумаге, которая даже помогла отдельно взятому человеку в решении его вопроса. И он без зазрения совести продолжает таким образом «не воровать», каждый раз помогая «отдельно взятым людям» в их вопросах.

Такого чиновника можно сравнить с человеком, который нажатием на кнопку запускает ракеты, убивающие людей за сотни километров от него. Как этот «нажиматель кнопки» не видит крови, жертв и разрушений своей простой работы и потому не видит в своих действиях ничего ужасного, так же и чиновник, ворующий общественные деньги, сидя в своём уютном кабинете, не видит в своей деятельности ничего преступного, потому что он не видит тех людей, у которых забирает последние средства, которых лишает работы или собственного бизнеса, забирает жильё или другое имущество, чтобы помочь отдельно взятому человеку в отдельно взятом вопросе.

Таким образом, можно сколь угодно совершать революции, свергать проворовавшихся президентов и министров, можно сколь угодно долго мешать колоду общественности и вытаскивать оттуда новые карты тузов и королей, но ситуация от этого не изменится. Напишешь ли ты 1+2 или 2+1 – результат будет тем же.

Общество, в котором живут латентные коррупционеры, жулики и воры, общество, которое состоит из людей, не имеющих сил не поддаться соблазну круто изменить свою жизнь благодаря одной подписи и, в принципе, не считающих преступлением использование кресла в своих интересах, обречено ходить по замкнутому кругу обогащения одних за счёт обворовывания других.

Принято говорить, что общество состоит из «ячеек», которые, подобно множеству живых клеток, образуют единый организм. Однако, глядя на окружающую действительность, приходится признать, что нет никакого общества, как и нет никаких живых клеток. Существует лишь фантом общества, большую часть которого населяют «амёбы», каждая из которых хочет стать главной амёбой. Вместо того чтобы эволюционировать, менять своё одноклеточное сознание, становиться клетками, способными организовать живой организм, они наслаждаются своей жизнью в пруду, передвигаясь при помощи ложноножек в поисках личной выгоды. И так будет продолжаться до тех пор, пока в умах людей будет главенствовать «я» вместо «мы» и не будет взаимопомощи в отношениях между собой.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Любой социум – это самоуправляемое множество индивидов. Управление человеческим обществом составляет предмет политической деятельности человека, основной частью которой является борьба за власть.

Необходимость борьбы за власть (преимущества коллектива, определение лидера, элита).

Политическая организация общества (политические идеи, политические партии, политический строй).

Управление обществом (структура власти, исполнительная власть и деньги, законодательная власть и мораль, судебная власть и справедливость).

НЕОБХОДИМОСТЬ БОРЬБЫ ЗА ВЛАСТЬ

Коллектив не может существовать без лидера, а лидера не назначают сверху. Содержание главы:

1. Преимущества коллектива (политические идеи).

2. Определение лидера (борьба за власть, инстинкт власти, элита).

3. Элита (ядро общества).

1. Преимущества коллектива

На различных уровнях развития материи необходимость объединения объектов стимулируется различными силами (гравитация, магнитное поле и др.). Человека, как и любого индивида органического мира, толкает в коллектив инстинкт стадности – этот безотчетный страх индивида перед одиночеством. В одиночку невозможно решить проблемы поиска пищи и защиты, тогда как в коллективе эти проблемы решаются всегда. Коллектив, будь то муравейник, стадо, стая или общество, всегда знает, где есть вода и пища и как избежать опасности.

Во-первых, коллектив всегда имеет возможность пробовать и ошибаться. Например, если при движении стада кто-то упал с обрыва, то в эту сторону ходить не надо. При нападении хищника всегда найдется кто-то более слабый, которого задерут.

Во-вторых, в коллективе всегда есть лидер, который берет на себя ответственность за выбор действия, направления движения и т. д. В действительности, лидер знает не больше других. Его главное качество – влиятельность (способность оказывать влияние), поэтому за ним всегда идет коллектив.

2. Определение лидера

Все объекты материального мира, независимо от уровня, будь то элементарные частицы или разумные существа, отличаются друг от друга по энергетическому потенциалу (например, для материальных объектов – это масса). В общем случае эта неравноценность определяет некоторую иерархию объектов в множестве – самый сильный, менее сильный, …, самый слабый – и, соответственно, различную степень влияния объектов на поведение множества. Наиболее влиятельные конкурируют за влияние на остальные объекты множества.

Все индивиды органического мира имеют инстинкт власти, дающий возможность одному индивиду влиять на поведение другого. У одних этот инстинкт развит очень сильно, у других – намного слабее. По нормальному распределению не более десяти процентов стремятся к власти, более восьмидесяти процентов согласны подчиняться, а оставшиеся маргиналы не хотят ни управлять, ни подчиняться.

Лидера (вожака) никто не назначает. Лидером становится один из наиболее влиятельных индивидов в результате борьбы за власть. В одном коллективе может быть только один вожак (два равносильных вожака могут расколоть и, как правило, раскалывают коллектив на два, три – на три и т. д.), поэтому в борьбе за власть противник либо уничтожается, либо признает себя побежденным и подчиняется победителю.

Только победа в борьбе за власть дает право индивиду диктовать свою волю. Только за победителем пойдет стадо или стая. Большинство инстинктивно правильно чувствуют, куда надо двигаться, но вожак идет первым, успокаивая сомневающихся. Таким образом, инстинктивное знание коллектива (мнение большинства) воплощается в жизнь только через вожака. Вожак получает определенную свободу и, как следствие, привилегии, но эта свобода компенсируется ответственностью, автоматически накладываемой на него.

3. Элита

Каждый объект имеет ядро, которое удерживает в сфере своего влияния остальную массу объекта. Ядро множества объектов состоит из объектов с наибольшими для данного множества потенциалами. Общий потенциал ядра должен быть таким, чтобы удерживать остальные объекты в рамках стабильного объединения. Ядро управляет функционированием объекта и сохраняет его целостность.

На уровне общества роль ядра выполняет элита – десять процентов стремящихся к власти, которые присутствуют в любом множестве, будь то род, предприятие, банда, научное сообщество и др. Члены элиты постоянно находятся в окружении лидера, помогая ему управлять обществом, и ведут борьбу за власть, готовые в любой момент принять на себя груз ее ответственности.

Физическую силу и деньги членов элиты можно реально сопоставлять, поэтому определение элиты происходит естественным образом. Мораль или мудрость нельзя измерить индивидуально (все мы считаем себя умными и порядочными), поэтому ум и порядочность приписываются элите по определению.

Какие декларации о правах и равенстве человека ни принимали бы, общество как структура может существовать только при наличии властной элиты. Абсолютное равенство во всем приведет к полному хаосу и концу общества как такового, а поскольку человек – продукт общества, то и к концу человека.

Хищники и травоядные

Вся фауна разделена на хищников и травоядных. В природе до человека преступности нет, несмотря на то, что все убивают друг друга в борьбе за выживание. Волк, убивая овцу, не является преступником, потому что он не может по-другому, у него нет выбора. В свободе удовлетворения своего инстинкта он им же и связан, так как обязан его удовлетворять, а другого способа нет. Более того, удовлетворяя голод только этим доступным ему способом, он способствует выживанию антилопы как вида.

Я не знаю, как там у Дарвина, но мне кажется, что хищники более интеллектуальны, чем травоядные, и, соответственно, стоят на более высокой стадии эволюции. Хищник ленив и готов валяться целый день в энергосберегающем режиме, как мобильный компьютер. Лень вообще признак интеллекта не только потому, что помогает сберечь энергию. Валяться целый день на диване можно, но нельзя целый день спать, и вот не засыпающий, но и ничем не занятый интеллект вынужден думать либо о женщинах, либо о том, как бы, ничего не делая, слупить побольше. Но если надо поесть или трахнуть кого-нибудь, то вся эта энергия вкладывается в мощный, требующий мгновенной реакции и изобретательности рывок.

Травоядные должны целый день жевать травку (дробное питание в пределе) там, куда их приведет пастух или случай. Думать не о чем (разве что в известный период о телках, которых почему-то у травоядных много, и они подворачиваются под руку сами по себе), да и некогда – организм постоянно занят полезной работой – пережевыванием и перевариванием. Травоядных больше – им надо пахать на себя и обеспечивать хищников пищей.

Если энергия не расходуется, она откладывается в жир. Сытый – значит жирный. Жирный – значит вкусный. Вкусный – значит рано или поздно съедят. Вот почему травоядных едят, а хищников нет. Хищник голоден всегда, даже когда сыт.

Поскольку человек является венцом эволюции органического мира, то нет и не может быть потребляющего его вида. В нем эти две ветви как бы сходятся, в результате чего часть людей являются по натуре хищниками, а часть – травоядными, поэтому всегда были воины и всегда были крестьяне. Кто-то охотился, а кто-то собирал коренья. Кто-то воевал, а кто-то кормил. Потомки крестьян работают. Потомки воинов воюют: наиболее способные занимаются политикой на любом поприще (эти люди стремятся к власти всегда и везде), менее способные пополняют рядовой состав армии, преступного мира и правоохранительных органов. Способ, которым человек добывает средства к существованию, определяется предрасположенностью к той или иной деятельности. Кто-то производит материальные ценности, а кто-то их перераспределяет.

Принято не доверять людям, которые не едят мясо и не пьют вино. Больные и закодированные не в счет, но и им лучше не доверять. Однозначной связи с отношением к мясу нет, но если человек не ест мясо принципиально (при этом он, как правило, и не пьет), то он точно травоядное. В отличие от естественных травоядных, травоядное-человек не всегда безобиден. Он, естественно, труслив, но, обладая все же интеллектом, доставшимся ему от случайно затесавшегося в ряды его предков хищника, из инстинкта самосохранения (а он у труса развит необычайно) может противопоставить реальной силе только хитрость, которая ассоциируется с подлостью. К слову «трус» почему-то часто приставляют определение «подлый» – «Леопольд, подлый трус, выходи». Может быть, недостаток мяса и алкоголя делает человека осторожнее и расчетливее или, что одно и то же, трусливее и подлее. Если не ешь мяса, то и не показывай зубы – оскал будет жалкий и подлый.

Волк не может быть бараном. Человек, получающий власть, выбирает самую тяжелую для исполнения миссию. Волку скучно управлять баранами. Удовлетворенное тщеславие, деньги, женщины, комфорт и холуи надоедают быстро, а груз ответственности и бесконечная борьба за власть тяжелеют день ото дня. Любимая песня партийной номенклатуры – песня Владимира Высоцкого «Охота на волков». «Конец охоты» так же неизбежен. На костях хищников будут еще долго плясать обиженные, ничего, кроме своих обид, не понявшие травоядные, прежде чем история воздаст всем должное.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

Любое общество основано на необходимости подчинения личных интересов его членов общественным. Политическая организация общества определяет отношение между обществом в целом и каждым его членом в отдельности.

1. Основные типы управления обществом (свободное общество, общество необходимости и демократия).

2. Свободное общество (борьба за власть, деньги).

3. Общество необходимости (мораль, тоталитарный режим).

4. Баланс свободы и необходимости (демократия).

5. Организация политической деятельности (политические идеи, политические партии, деньги и мораль).

1. Основные типы управления обществом

В управлении обществом используются два основных типа управления – единовластие и демократия. Тип управления складывается на основе соотношения между свободой и необходимостью:

– общество с относительно высоким уровнем свободы находится в состоянии постоянной борьбы за власть;

– общество, в котором доминирует необходимость, управляется на основе единовластия;

– общество, в котором свобода и необходимость уравновешивают друг друга, управляется на основе демократии.

В процессе развития общества большее влияние получает то свобода, то необходимость. С достижением обществом зрелого возраста амплитуда колебаний маятника свободы уменьшается, что ведет к относительному балансу между свободой и необходимостью.

2. Свободное общество

Общество с высоким уровнем свободы является самым недолговечным. Свобода означает, прежде всего, отсутствие ограничений в борьбе за власть. В свободной конкуренции за власть побеждает сильнейший – он и сосредоточивает в своих руках всю свободу общества. Свобода любого члена общества всегда натыкается на свободу более сильного и, в конце концов, на свободу сильнейшего.

Движущей силой свободного общества является борьба за ресурсы, за право собственности на эти ресурсы, за деньги. В борьбу вовлекается большинство членов общества, поэтому возникающая при этом конкуренция способствует развитию экономики. Появляется возможность быстрого обогащения, чем пользуются наиболее активные члены общества, и прежде всего люди, находящиеся у власти. Деньги имеют решающее значение в любой сфере жизни человека (материальные потребности, образование, карьера, суды и т. д.).

В свободном обществе борьба за власть не прекращается никогда – любая достаточно сильная (состоятельная) группа может бросить и бросает вызов. Несмотря на существенные преимущества, которые имеет правящая группа, конкуренция за ресурсы сохраняется, поэтому рано или поздно к власти приходит другая группа. Такое общество либо разваливается в междоусобных войнах, либо консолидируется под сильной властью, которая существенно ограничивает свободу.

3. Общество необходимости

Общество с сильной централизованной властью создается на основе необходимости противостоять внешним угрозам. Для исключения междоусобной борьбы власть лидера закрепляется морально на основе одной из консолидирующих идей – национальной, религиозной или идеологической. Лидер получает признаваемый всеми членами общества статус вождя, монарха или диктатора. Монополия на власть ведет к тоталитарному режиму, который осуществляется небольшой группой людей. Активную часть общества рекрутируют на службу, инакомыслящих истребляют, основную массу людей загоняют в стойло.

Экономика режима основана на монополизации (национализации) всех ресурсов и системы управления. Деньги превращаются в символические неконвертируемые знаки и распределяются в соответствии с общей идеей, неоправданно много уходит на идеологию и сохранение режима (силовые структуры, армия, войны). Рано или поздно такая экономика разваливается, погребая под своими обломками и породивший ее режим.

Тоталитарный режим заканчивается со смертью лидера.

4. Баланс свободы и необходимости

По мере развития общества между свободой и необходимостью устанавливается относительный баланс. Из инстинкта самосохранения все силы, участвующие в борьбе за власть, приходят к согласию и юридически закрепляют невозможность монополизации власти. В демократическом государстве влияние денег и морали уравновешивается. Деньги продолжают оставаться движущей силой, но каждая акция, инициируемая деньгами, должна быть морально оправдана.

Свобода превращается в осознанную необходимость. Необходимость выполнения определенных общественных обязанностей членами общества компенсируется предоставляемой им свободой личности. Власть выбирается демократически – свободным волеизъявлением большинства членов общества на основе признаваемых этим большинством законов.

Неизбежное усиление морали в совокупности с естественным старением замедляет развитие общества. Глобальные вызовы (проблемы экологии, терроризм, финансовые кризисы) и социальные проблемы ведут к усилению роли государства. Государство на основе морали устанавливает все больше и больше правил, ограничивающих свободу личности. Человек ограничивает потребление чего-либо для решения экологических проблем, платит налоги для спасения банков, раздевается в аэропорту для предотвращения терактов, и т. д. Каждый член общества чувствует себя свободным в рамках ограничений, определенных государством с его же участием, рабом самого себя. Большинство членов общества сознательно подчиняются законам, добровольно ограничивая рамки своей свободы во имя спокойствия и удобства. Решение основных проблем в развитом демократическом обществе ведет к ослаблению жизненных стимулов. Рождаемость падает, общество стареет и в прямом, и в переносном смысле слова и, в конце концов, угасает. Для рождения на его месте нового общества нужна новая консолидирующая идея, а с ней новая мораль, лидер и т. д.

5. Организация политической деятельности

Политическая партия – это формальное объединение некоторого количества членов общества, основной целью которого является борьба за власть. Для реального участия в борьбе за власть партия должна иметь:

– идею, в значимости которой можно убедить достаточно большое количество людей;

– источник (источники) финансирования, который должен покрыть все расходы партии (содержание аппарата, организация пропаганды, предвыборные кампании и др.).

Идея должна быть простой и понятной, чтобы в ее правильности и целесообразности можно было убедить достаточно большое количество членов общества. Например, достаточно просто убедить людей в существовании сверхъестественных сил, национальной исключительности или социальной справедливости. Основные политические идеи поддерживают либо необходимость (религиозная и социалистическая), либо свободу (национальная и либеральная). Обязательные условия существования партии – лидер и обряды, в которых все сторонники идеи должны демонстрировать свою лояльность.

Борьба за власть – это не массовое соревнование со многими участниками, типа легкоатлетических олимпиад или конкурсов. Борьба за власть – это единоборство, в котором всегда есть те, кто обладает властью, и те, кто претендует на власть. Многочисленные претенденты объединяются вокруг двух наиболее сильных участников. Одна из сторон побеждает и властвует, другая создает оппозицию.

Независимо от названий, деклараций и лозунгов, все партии условно можно разделить на два блока, соответствующих представленным выше идеям – сторонники сильной власти и либералы. Сторонники сильной власти выступают за сильное государство на основе морали, либералы выступают за развитие экономики на основе свободного движения денег.

Относительное равенство между экономическими и социальными интересами в развитом обществе приводит к двухпартийной системе. Формально это выражается в доминировании на политической арене двух партий или блоков – левые и правые, консерваторы и лейбористы, республиканцы и демократы и т. д., но всегда одна из них отражает интересы денег, а другая – морали. Это не означает, что партия морали не имеет денег, а партия денег – аморальна. Обе партии в борьбе за власть используют деньги и выдвигают моральные лозунги, но партия морали провозглашает приоритетность социальных проблем, а партия денег – проблемы экономики. Эти партии управляют обществом поочередно, поэтому политика управления обществом направляется попеременно то на решение экономических задач (при ухудшении экономической ситуации), то на решение социальных задач (при улучшении экономической ситуации).

Политики

Политика – более древняя профессия, чем проституция. Политиков часто сравнивают с проститутками, но это оскорбление древнейшей и благороднейшей профессии. Политики обеспечивают моральное оправдание любой власти, они, как «козлы-провокаторы», всегда ведут толпу баранов на бойню, будь то демонстрация сторонников или самоубийственное восстание против режима. Аморальность профессии придумана самими политиками. Политики не могут быть хищниками, но и не хотят быть травоядными.

В отличие от девушек, политики навязывают свои услуги обществу, а денег берут столько, сколько могут взять. Продаются они только сильным мира сего, и могут кинуть, не удовлетворив.

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВОМ

В управлении обществом принято выделять три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. На самом деле в управлении всегда участвуют и противоборствуют только две силы – исполнительная власть, которая и есть власть в обыденном понимании этого слова, и законодательные органы, которые властью не обладают. В судебной системе, а также в системе выборов эти две силы определяют, какая из них сильнее в данный момент.

Такое разделение существовало всегда. В первобытной общине исполнительную власть представлял вождь, законодательную – совет старейшин, в феодальном обществе, соответственно, монарх и церковь, в современном – правительство и парламент.

1. Исполнительная власть и деньги (роль денег в управлении обществом).

2. Законодательная власть и мораль (роль морали в управлении обществом).

3. Судебная система и справедливость (разрешение противоречия между деньгами и моралью).

1. Исполнительная власть и деньги

Назначение исполнительной власти (правительство, местные органы самоуправления) – выполнение общественно значимых функций государства, таких как оборона, безопасность, социальная защита и др., которые большинство членов общества не могут обеспечить себе самостоятельно. Для выполнения этих функций исполнительная власть должна организовать сбор налогов с тех членов общества, которые в состоянии их платить. Таким образом, основу деятельности исполнительной власти составляет планирование и контроль исполнения государственного бюджета.

Расходы, осуществляемые исполнительной властью, не отличаются от расходов любого предприятия, за исключением главного – эти расходы не связаны с извлечением прибыли. Однако правильно вкладываемые деньги всегда приносят прибыль; следовательно, прибыль, связанная с расходами исполнительной власти, остается у подрядчика, выполняющего государственный заказ.

Таким образом, расходы исполнительной власти являются частью некоторого специфичного бизнеса:

– инвестиции в этот бизнес заключаются в расходах за право посадить на место чиновника, отвечающего за реализацию бюджета, своего человека – чем больше бюджет, тем дороже место (самым дорогим является место премьер-министра, и за него конкурируют самые крупные финансово-промышленные группы);

– в себестоимость производимой продукции включается содержание чиновников, имеющих отношение к размещению и приему государственного заказа.

Если исполнительная власть не включается в этот специфичный бизнес, бюджетные деньги либо не осваиваются, либо, не принося прибыли тем, кто отвечает за расходы, не приносят и пользу (в данном случае обществу), сверхприбыль, остающаяся у подрядчика, развращает его. Застой денег в масштабах государства замедляет общее развитие экономики.

В развитых странах бизнес исполнительной власти адекватен обычному бизнесу – деньги вкладываются правильно и приносят какую-то пользу обществу, цены подрядчика соответствуют рыночным, содержание чиновника соответствует бонусу служащего предприятия за выполнение плана и, как правило, не выплачивается наличными. Экономика развивается нормально.

В развивающихся странах экономика нуждается в движении денег и накоплении капитала, что может быть достигнуто только через бизнес исполнительной власти (другого бизнеса в начальной стадии не существует). Для ускорения движения денег финансируются краткосрочные проекты с быстрой отдачей, стоимость работ завышается многократно, содержание чиновника вырождается в так называемый «откат», который выплачивается «черным налом». Бизнес исполнительной власти с включением в него большей части чиновников монополизирует экономику и превращается в систему, которую принято называть коррупцией. Коррупция способствует движению денег и накоплению первичного капитала, в результате чего развивается малый и средний бизнес. Конкуренция приводит бизнес исполнительной власти в допустимые границы.

2. Законодательная власть и мораль

Осознание необходимости общества приходит к его членам через мораль, основой которой является приоритет общественных интересов над личными для обеспечения лучших условий жизни для каждого члена общества. Мораль формулируется в законах, обязательных для выполнения всеми членами общества, для чего в обществе по мере его развития формируются соответствующие законодательные органы – совет старейшин, церковь, парламент и др. Законы устанавливают основные права и обязанности членов общества.

Принципы управления обществом определяются политическим строем, который определяется соотношением свободы и необходимости. Основное назначение законодательной власти – моральное обоснование существующего политического строя для поддержания стабильности общества (конституция, кодексы законов, законодательные акты). Политический строй определяет способ формирования законодательного органа. В тоталитарных режимах члены законодательного органа назначаются, в демократических государствах – избираются. Чем демократичнее политический строй, тем более равное влияние на выборах имеют деньги и мораль – представитель законодательной власти должен быть морально чистым, но иметь финансовую поддержку. Законодательная власть обеспечивает признание реальной власти большинством членов общества и ограничивает ее произвол.

Одной из основных функций законодательного органа является рассмотрение и утверждение государственного бюджета, представляемого исполнительной властью. В этой функции отражается противоречие между деньгами и моралью в управлении обществом. Власть покупается за деньги, но осуществляется на основе морали.

Человек живет либо по морали, либо по закону. Если все живут по закону, мораль не нужна. Закон аморален – он вбирает в себя мораль и убивает ее. Нет морали, нет и совести. Абсолютный закон превращает человека в робота.

3. Судебная система и справедливость

До тех пор, пока в обществе есть свобода, конфликты между отдельными его членами и группами, а также конфликты его членов с обществом неизбежны. Конфликтов не может быть только в абсолютно несвободном обществе. Поскольку конфликты не всегда могут быть разрешены с позиции силы или по обоюдному согласию, общество развивает судебную систему, в рамках которой конфликтующие стороны принуждают подчиниться некоторому общественному решению.

Назовем справедливым решение судьи, с которым соглашаются конфликтующие стороны. Стороны должны верить, что принятое судом решение будет справедливым. Вера в справедливость играет существенную роль в развитии человеческого общества. Вера в то, что можно построить справедливое общество, способствует тому, что общество становится справедливее. Два основных условия справедливого решения:

– судья должен быть независимым от конфликтующих сторон;

– решение должно быть принято на основании морали.

Объективности нельзя добиться, находясь в рамках оцениваемой системы. В противоборстве двух или нескольких судья не может быть членом одной из соревнующихся команд. Он более объективен, но может иметь симпатии. В судействе объективным может быть только компьютер.

Даже Бог не может вмешиваться в жизнь, так как ему пришлось бы занять чью-то сторону (например, того, кто больше верит или больше молится). Стопроцентная объективность может быть достигнута только тогда, когда Создатель системы не может влиять на ее развитие. Он создает правила, по которым система будет существовать, и запускает систему, но сам при этом устраняется.

Интеллект нашей Вселенной создает правила для существования следующей Вселенной. Мы можем спорить здесь о том, что будет лучше, но мы не сможем повлиять на выбор этого лучшего. Оно будет выбрано независимо от нас, но по нашему правилу.

На ранних стадиях развития общества суд вершили и вождь племени, и феодал, и монарх. Они были достаточно независимы и имели моральное право.

В судебной системе современного общества независимость судей защищается законом, а в основе специальных кодексов, на основании которых суд принимает решение, лежит мораль. Тем не менее, исполнительная власть всегда оказывает давление на судей. Независимый суд может быть обеспечен только для тех, кто платит поровну. В судебной системе разрешается противоречие между моралью и деньгами. За несоблюдение морали необходимо платить.

Разрешение конфликтов

Я всегда был конфликтным человеком, и, может быть, к сожалению, им и остаюсь. Но мне кажется, что я нашел способ улаживать любые конфликты и готов ему следовать. Суть способа заключается в следующем. Необходимо принять аксиому – в любом конфликте двух сторон каждая сторона виновата ровно на пятьдесят процентов. Во-первых, это исключает возможность определить правого, поэтому можно сразу начинать договариваться на паритетном основании, причем уступки и требования должны быть равными в денежном выражении (если договоренности исключаются, лучше разойтись и либо забыть, либо воевать). Во-вторых, вместо бесконечных обвинений противной стороны, придется искать свои пятьдесят процентов вины, причем лучше просто согласиться со всеми обвинениями.

Проблема заключается в том, что никто не соглашается мирно разойтись – жена, дети, друзья, про врагов и говорить не приходится. Люди хотят признания своей правоты и наказания виновных. Они надеются, что правосудие позволит предотвратить преступления в дальнейшем, но страх наказания мало кого остановил. Необходимо понять, что все, что случилось, было необходимо по определению необходимости. Бессмысленно искать правых и виноватых и пытаться исправить прошлое – надо жить дальше. Толпы юристов наживаются на не желающих договариваться так называемых разумных существах, подобно лисе, помогающей делить сыр двум глупым медвежатам.

Но надежда есть – уже не рубят руки и головы, почти отменили смертную казнь и многие люди выступают за смягчение наказаний.

Упорядочивание Вселенной на уровне человеческого общества стимулируется инстинктом власти. Люди с наиболее сильным инстинктом власти образуют элиту общества, представители которой борются за власть, за право управлять обществом.

Политическая деятельность – это борьба за власть.

Группы, борющиеся за власть, используют политические идеи и создают политические партии. Основные политические идеи отражают противоречие между свободой и необходимостью – необходимость представлена консолидирующими идеями, свобода – либеральными. Политическая организация современного общества вырождается в двухпартийную систему – одна партия своей приоритетной задачей считает социальную защиту и представляет мораль, другая выступает за приоритетное развитие экономики и представляет деньги.

Политический строй определяется типом осуществления власти и устанавливается в зависимости от соотношения влияния денег и морали в обществе. Доминирующее влияние морали всегда приводит к тоталитарному режиму, который, в свою очередь, порождает диктатора. Свободное движение денег вызывает экономический рост, но ведет к постоянной борьбе за власть между группами финансовых магнатов. В развитом обществе устанавливается относительное равенство влияния денег и морали, что является основой демократии.

В основе структуры управления обществом лежат три ветви власти – исполнительная, законодательная и судебная. Исполнительная власть представляет деньги, законодательная – мораль, в судебной системе разрешается противоречие между деньгами и моралью.

Простая реформа

Я бы предложил простую реформу, суть которой заключается в юридическом признании роли денег и морали. Президент, правительство и парламент остаются, но:

– парламент представляет мораль и издает законы; члены парламента избираются на всеобщих выборах;

– правительство представляет деньги и управляет бюджетом государства; места в правительстве покупаются на аукционах на основе свободного рынка;

– президент является Верховным судьей, ему подчиняется вся судебная система, в которой решаются все споры, в том числе между правительством и парламентом.

Была ли власть царей в действительности столь безгранична, как это следует из самого определения деспотии? Конечно, реальное положение дел было на­много сложнее. В древних обществах были силы, кото­рые претендовали на власть и пытались оказывать влияние на политику царей, даже определять ее. Сте­пень централизации тоже была далеко не всегда оди­наково высокой: во всех цивилизациях были периоды, когда огромные империи распадались и на местах по­являлись вполне самостоятельные правители.

Такая ситуация не раз возникала в Египте, где власть фараонов, казалось бы, была наиболее незыбле­мой. Это произошло во второй половине III тысячеле­тия до н. э., а затем повторялось неоднократно в I ты­сячелетии до н. э., в эпоху ослабления цивилизации Египта, находящегося в преддверии завоевания Алек­сандром Македонским.

В периоды раздробленности страна распадалась на области (номы), где правила родовая знать, не желав­шая считаться с волей фараонов, создававшая деспо­тии в миниатюре. Отсутствие централизации, впро­чем, тут же сказывалось на экономическом состоянии страны: не регулируемая сильной единоначальной властью, приходила в запустение сложная ирригаци­онная система, начинался голод и беспорядки. А это соответственно снова вызывало острую необходимость в централизации. Именно времена централизованного управления страной совпадали в Египте с периодами его наивысшего расцвета и благополучия.

В эти периоды возвращался прежний порядок ве­щей: укрощенные правители номов уже не могли счи­тать вверенные им области своими маленькими царст­вами. В XVI-XII вв. до н. э., когда централизация в Египте была особенно сильна, понятие «личный дом», т. е. личное земельное владение вельмож, вообще не употреблялось.

Была и другая сила, оспаривавшая власть у фарао­нов, - жречество. Положение жрецов особенно усили­лось во II тысячелетии до н. э.: в то время жрецы раз­личных храмов представляли собой довольно сплочен­ную силу. Во главе их стоял верховный жрец храма бога Амона в Фивах - столице Египта.

Жрецы активно участвовали в дворцовых интри­гах и политической борьбе, все больше укрепляя свои позиции. Фараоны, опасаясь силы и влияния светской аристократии - родовой знати, задабривали жрецов щедрыми дарами, отдавали в собственность земли и

27

Если писец находится при дворе, он не будет в нем нищим, но насытится... поэтому внушаю тебе лю­бить книги, как родную мать.

Из поучения египтянина Ахтоя своему сыну Пиопи, конец III тысячелетия - 1600 г. до н. э.

Конечно, принцип продвижения вверх по социаль­ной лестнице не был нормой. Основная масса населе­ния была обречена всю жизнь оставаться в одном и том же социальном положении. Такая ситуация была осо­бенно характерна для Индии, где общество было раз­делено на касты. Основные касты в принципе соответ­ствовали тем социальным слоям, которые выделялись и в других цивилизациях: жрецы (брахманы), воины (кшатрии), свободные общинники и торговцы (вай­шьи), а также низшая каста слуг (шудры), к которым относились крестьяне, лишенные земли, и рабы. Со­гласно легенде касты были созданы богами из тела ве­ликана Пуруши, их неравенство было предопределено свыше: «Брахманом стали его уста, руки - кшатри­ем, его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра».


Границы между кастами были практически непре­одолимы. Каждый человек от рождения принадлежал к определенной касте, и это предопределяло его даль­нейшую жизнь: браки заключались только внутри каст, род занятий зависел от происхождения. Образ жизни человека, его деятельность, даже любовь - все это строго регламентировалось.

Социальное неравенство подкреплялось религиоз­но-нравственным: только три первые касты были при­общены к религии и имели право читать священные книги древних индусов - Веды. Шудры были непол­ноправны и в религиозной, и в социальной жизни; об­щение с ними считалось позорным для представителей других каст; дети, рожденные от смешанных браков, объявлялись неприкасаемыми.

Чистота каст сохранялась во многом и за счет сло­жившейся еще в глубокой древности веры в перевоп­лощение душ. Согласно религиозным представлениям древних индийцев человек, который свято выполняет

все обязанности своей касты, в следующей жизни име­ет шанс оказаться на более высокой ступени общества.

Изолированность и замкнутость каст, их социаль­ное и религиозно-нравственное неравноправие снижа­ли активность общества, делали его статичным, созда­вали большие препятствия для его развития, причем не только в эпоху древности, но и в дальнейшем.

В Китае проблема отношений между государством и обществом была решена самым необычным для ци­вилизаций Востока способом. Начиная с IX-VII вв. до н. э. здесь идет активная борьба между сильной ро­довой знатью, которая претендует на власть в своих областях, и правительством, стремящимся к центра­лизации. Ситуация вполне типическая, возникавшая и в других цивилизациях. Но при этом правящие кру­ги использовали весьма нетрадиционные меры: они призывали на помощь людей незнатных (го жэнъ - люди страны) и выдавали им за эту поддержку жало­ванье натурой, в виде зерна. Правда, этот период длил­ся недолго, но сам по себе он дает интересный пример того, как власть пытается опереться на общество, до­биться поддержки людей независимо от их положе­ния. И, главное, сделать это не привычным путем при­нуждения, а на взаимовыгодных условиях.

Когда в стране завершился переход к централизо­ванному государству, влияние го жэнь стало сходить на нет. Но возможность сотрудничества государства и общества использовалась и дальше.

В середине IV в. до н. э. министр Шан Ян провел реформы, направленные на укрепление единовластия и подрыв позиций аристократии. Помимо других мер, он отменил существовавшие ранее наследственные ти­тулы. Теперь новые ранги знатности жаловались за личные заслуги, в первую очередь военные. Только это давало право занимать административные посты, вла­деть землей и рабами. Правда, ранги вскоре начали продаваться, и это, естественно, давало большие пре­имущества зажиточным слоям. Кроме того, в Китае существовала система государственных экзаменов на

ученые степени: из людей, успешно сдавших эти экза­мены, набирались чиновники.

Возможности изменить свое социальное положе­ние, конечно, оставались очень скромными: в Китае господствовала вера в святость и незыблемость сло­жившейся социальной иерархии. Но сам принцип вы­сокой оценки личных заслуг направил развитие этой цивилизации по совершенно особому руслу: в ней сло­жился тип государства, в котором сильная эксплуата­ция и иерархичность сочетались с установкой на отно­сительную активность низов.

Мы видим, что при всех различиях между древни­ми цивилизациями пространство свободы в них весь­ма ограничено для основной массы людей; между го­сударством и обществом лежит огромная пропасть: об­щество немо, оно не имеет (или почти не имеет) возможности участвовать в управлении г влиять на ре­шения государства. Недовольство выражается в вос­станиях и бунтах, ибо другого средства «оценить» го­сударство и проявить свое собственное отношение к то­му, каким оно должно быть, не было придумано. Государство же еще не нуждается в активности обще­ства - ему требуется в основном только подчинение. И в тех редких случаях, когда государству нужен «от­вет», поддержка общества, инициатива идет сверху.

Но мы видим также, что государство и общество, при всех противоречиях и разобщенности между ни­ми, неразделимы. Без государства невозможно было бы существование самой цивилизации. Любой разлад в государстве немедленно отрицательно сказывался на жизни общества.

«Победа зависит от доблести легионов». Гай Юлий Цезарь.

Следует напомнить, что после искусственного развала СССР-России в августе 1991 года и расстрела Парламента в октябре 1993 года, Россия живёт в период «Нового мирового порядка» англосаксонско-еврейского ядра в лице кластера США – мировой финансовой мафии . Поэтому тон внешней и внутренней политики нашего Отечества, к нашему глубокому несчастью, задаётся из Вашингтонского обкома . Вот и сейчас в России снова встал вопрос о преемственности власти над Россией.

Что же происходит в России на самом деле? Какие силы борются за власть над Россией для того, чтобы продолжать разворовывать ресурсы и уничтожать народ? Ответы на эти вопросы сегодня уже лежат на поверхности, и их можно увидеть воочию. Прежде всего – это клановые интересы групп, стоящих за В. Путиным, и «либералов». Из материалов российских и зарубежных СМИ известно, что В. Путин олицетворяет клан «силовиков-олигархов», а Кудрин, Немцов, Касьянов, Прохоров, Навальный и пр. – «либералов-олигархов» старого и нового замеса.

Силовики-олигархи, в основе своей контролирующие нефтегазовые потоки, представляют «пророссийскую» олигархическую группировку – это в основном кланы кластера Европы, а либералы в большей мере представляют «прозападную» – в основном кланы кластера США. Поэтому, сегодня в условиях кризиса и столкнулись две группировки – «российские силовики» и «либералы» из-за океана. Факт остаётся фактом – Россия разрушается, грабёж страны продолжается, народ деградирует и вымирает. А перед вымирающим народом устроили очередное шоу «Аля-демократия-президент» .

Кого «Вашингтонский консенсус» – мировая финансовая мафия – окончательно приведёт к президентскому трону над Россией на выборах 2012 года?

Будет ли – это В. Путин, М. Прохоров, В. Матвиенко, «Переходный национальный совет» (подобный ливийскому – А. Навальный, Б. Немцов, М. Касьянов и прочие), или другие марионетки среднего звена – для нас с вами разница невелика. Цель им поставят одну – демонтаж и утилизация России , а действовать они будут по-разному – в меру своих способностей. Положение усугубляется ещё и другими объективными и субъективными причинами, к числу которых можно отнести следующие:

  • В России в наличии проамериканская сетевая структура в различных органах власти и пятая колонна .
  • В обществе наличествуют значительные, совершенно обоснованные группы недовольных.
  • В обществе существуют серьёзные структурные противоречия, подрывающие единство страны и народа.
  • В обществе громадное социальное расслоение – разрыв в доходах между горсткой богатых и подавляющим большинством бедных – сегодня 98% доходов от собственности принадлежит лишь 7% населения.
  • В финансовом отношении российские политические и бизнес элиты завязаны на Запад.
  • Правящие элиты не производят впечатления монолитных и готовых бороться за свою страну.
  • Вертикаль власти разложена коррупцией.
  • Политико-идеологическая дискредитация России идёт на уже заложенной политико-идеологической базе.
  • Органы правопорядка в России дискредитированы.
  • Армия деморализована.

О, как вспоминаются события 20 летней давности, ранившие души русских людей при разрушении СССР-России, всё это характерно и для сегодняшней России. Соответственно, при реализации известных и отработанных в мировой практике сценариев при поддержке «Вашингтонского консенсуса», речь будет идти о приложении вышеприведённых известных ресурсов в инициацию процессов, которые должны привести к конечному развалу России в более ускоренном темпе.

Для России при реализации этого сценария, будет сформирован какой-нибудь ПНС (Переходный национальный совет). Кто его возглавит? А. Навальный, Б. Немцев, М. Касьянов, В. Матвиенко или олигарх М. Прохоров. Не так это и важно. Это будут лишь марионетки . Поэтому интерес представляют не «петрушки» на ниточках, а те руки , которые таких «петрушек» двигают.

Для России сохраняется очень серьёзная угроза, которая затрагивает вопросы выживания нашей Родины – России и нашего народа. Ситуация в нашей стране сильно накаляется. Прибыл в Россию новый посол США М. Макфол , а фактически это спецагент по диверсиям в других государствах. Против России уже давно развязана война, об этом много информации в СМИ, скажу лишь следующее, что сейчас начался новый этап – этап сетевой войны , координировать которую и прибыл в качестве посла М. Макфол.

Следует также отметить, что в США есть специальное законодательство, которое не позволяет иностранцам, а тем более послам других государств, вести подобную деятельность, но в России почти всё законодательство за последние 20 лет выстроено именно под международную финансовую мафию. Таким образом, М. Макфол инструктирует уже внедрённую сеть в государственные и иные учреждения, а также свою пятую колонну , необходимую для уличных баталий – Немцова, Рыжкова, Навального и пр., и ориентирует всю эту «компанию» на их предполагаемого ставленника в России – так называемого куршавельского олигарха Прохорова, которому сделали 2 млн. подписей и пропустили на «выборы», и он на сегодняшний момент является самым перспективным представителем мировой финансовой мафии на пост президента для власти над Россией.

На другом фланге находится старая олигархическая мафия , которая борется за свой «хлеб насущный» в лице В. Путина (и его команды по легитимности процесса – Г. Зюганова, С. Миронова, В. Жириновского).

Одновременно с послом М. Макфолом в Москву прибыл с визитом «народной дипломатии», известный деятель мирового закулисья и советник многих президентов США – Г. Киссинджер , который мог предложить В. Путину под гарантии передать власть М. Прохорову. Следует иметь в виду, что для правящей российской группировки ни М. Макфол, ни Г. Киссинджер не помеха, у них вообще показные негативные отношения к Америке только для народа , а на самом деле – они полностью зависимы от «Вашингтонского консенсуса» .

В данной ситуации во властной российской «элите» находятся люди, которые являются марионетками мировых властно-олигархических кластеров англосаксонско-еврейского ядра и держат свои наворованные деньги в оффшорах. И там же находятся их дети и жёны, именно в тех оффшорах, которые подконтрольны мировой финансовой мафии – в этих условиях нынешняя властная правящая российская «элита» уже почти готова предать и продать буквально всё на свете.

Но они сейчас все сильно засуетились и забеспокоились. Если бы было всё спокойно, то В. Путин, Д. Медведев и пр. вполне всех устраивали бы и дальше. Но появились объективные причины – истощены природные месторождения, уничтожен СССР-кий промышленный и военный потенциал, умирают сельское хозяйство, медицина, образование и наука, вымирает население, резко нарастает недовольство народа – грядёт русский бунт, стремительный и безпощадный, а нынешняя полностью коррумпированная марионеточная ОПГ уже не может обеспечить спокойной жизни олигархическим хозяевам, у которых свои большие мировые проблемы. Зреет настоящая революционная ситуация.

На это есть серьёзные объективные причины! Поэтому мировое закулисье работает на опережение и пытается возглавить лжепротесты для спуска пара и перегруппировки для окончательного уничтожения России, как государства, и нас, как народа.

С одной стороны, обострение политической обстановки под предлогом борьбы за честные выборы – это спецоперация по возложению издержек мирового глобального экономико-финансового кризиса в очередной раз на Россию и русский народ . Цель этой спецоперации перехватить инициативу, полностью лишить наш народ власти и окончательно превратить страну в колониальный придаток международной финансовой мафии . Исполнение возложено на группу «либералов» с приводом к власти над Россией «новых либералов».

С другой стороны – это сохранение власти коррумпированной криминальной группировки «силовиков-олигархов» с целью продолжения того же гибельного курса грабежа , деградации и неоколониализма.

В сложившейся ситуации патриоты России не должны поддерживать ни одну из существующих в России властно-олигархических группировок – как В. Путина, олицетворяющего клан «силовиков-олигархов» с кластерами Европы , так и М. Прохорова и иже с ним «либералов-олигархов» старого и нового замеса – кланы кластера США .

Кроме того, существующая власть, или любая «новая» власть из той же «краплёной колоды властной элиты», будь-то ПНС или чрезвычайный комитет в лице Б. Немцова, М. Касьянова, А. Навального или же «готовящаяся» на роль «женщины спасительницы» В. Матвиенко – бывший губернатор Санкт-Петербурга – также будет продолжать воровать , обогащаться и разрушать Россию, как и прежняя, а граждане России будут в такой же скотской ситуации, если и дальше будут её слепо поддерживать!

И именно внутренние силы являются движущими, и никто за нас и для нас ничего делать не будет, а будет то, что мы сможем, объединившись, сделать сами для себя и своего народа. Поэтому нам нужна настоящая оппозиция , которая аккумулирует мысли и чувства, соединит людей Труда и Чести в нашем обществе, объединит на этой основе весь наш Народ и превратится в народную Силу – Народное Ополчение. И нам нужен единый штаб для координации, организации и других действий в нужном нам направлении. Тогда Народное Ополчение сможет бороться с внутренними и внешними врагами нашей Родины, именно тогда придёт к власти наш народ, и власть будет служить для России и её народа.

Мы Русы и другие народы России – патриоты своей Родины. И в каждом из нас живёт божественная частица наших великих предков, воинов и победителей. Мы должны открыть свой Разум для понимания этой истины, и укрепить свой Дух для борьбы. Мы должны стать на путь Победы, возвращения наших национальных традиций и славы.

Не время сидеть в кустах и трусливо выжидать, не поднимая головы. Пока мы выжидаем, враг действует… Нам стыдно смотреть в глаза нашим жёнам и детям, враг захватил нашу землю, причиняет огромные страдания. Он распоряжается нашими природными богатствами, хочет сделать нас и наших детей рабами. Во имя высшей вселенской справедливости, Россия должна жить, ибо нет ничего прекраснее на свете, чем Россия! Сегодня ещё не поздно. Это наш последний шанс защитить своих близких, свою Родину и сохраниться в истории цивилизации.

Честь имею!

Евгений Тарасов , народный депутат России созыва 1990-1995 гг., член Высшего экономического совета Верховного Совета России, член Совета Республик Верховного Совета СССР, член-корреспондент Академии экономических наук и предпринимательской деятельности.

Не вызывает ли у вас заголовок статьи ощущение противоречивости? Может быть, борьба за власть среди близких – это оксюморон? То есть, это все равно, что сказать: горячее мороженое, или живой труп? Точно также и борьба за власть с родными, друзьями и близкими – это такая «уродливая красота». Это гармония, дополненная диссонансом – той самой ложкой дегтя болезненного , которая создает разлад в отношениях. Просьбы в приказном порядке делают из человека строевого солдата, который должен подчиняться беспрекословно. Когда мы на психологическом уровне с происходящим, приказы унижают наше достоинство и ограничивают психологическую свободу. Раздающий приказы сам несвободен, и помыкая другими, пытается обрести эгоистический суррогат свободы.

Борьба за власть в формальной обстановке

Чем отличается приказ от просьбы? Где-то на государственном уровне приказ равносилен закону, нарушая который мы идем против системы. В неформальной обстановке просьба – это, как правило, вежливое обращение учитывающее личные обстоятельства исполнителя, который эту просьбу волен осуществить, или же отклонить. Исполнять приказания где-нибудь в армии психологически проще, потому что там приказания в порядке вещей по уставу. У солдата нет «личности», которая может сомневаться в приказах. Солдату говорят идти – и он идет, ему говорят стрелять – и он стреляет. Солдат не должен думать, за него подумала власть. Солдат должен «исполнять». Конечно, это упрощенная модель поведения. Когда старший по званию отдает приказы, он делает свою работу, и рассуждения об униженном достоинстве и задетом самолюбии тут просто неуместны.

В какой-то степени то же самое касается приказов и поручений от начальства на работе. Но здесь психологический фон уже приобретает значение, потому что офисный «солдат» имеет свою «офисную» личность – он может и даже должен думать. Более того, офисный служащий может иметь с начальством какие-то отношения, вместе обсуждать приказы и даже сомневаться в них. Если начальник не самодур, он трезво оценит, чего именно добивается подчиненный: самоутверждения самолюбия, или же более эффективного рабочего процесса. Конечно, жизнь штука непростая, иногда все может быть перемешано.

По этой причине сложно работать с родственниками и друзьями. Когда близкие привыкли к неформальным отношениям «на равных», а потом один становится начальником, а другой подчиненным, в силу вступает «маятник» унижения и гордыни. Начальник не понимает, почему его друг-подчиненный капризничает, а подчиненный не понимает, почему его друг-начальник стал такой наглой сволочью. Легче всего исполнять приказы и поручения, когда в них отсутствуют любые внешние проявления личностной заинтересованности. Поэтому хорош тот начальник, который не использует власть как повод для бахвальства. Чем проще и формальней отношение к власти у начальника, тем легче следовать его поручениям.

Борьба за власть в неформальной обстановке

Тот же механизм действует в быту, во время общения с близкими. Почти каждый встречал своеобразный «феномен», когда ребенок сопротивляется указаниям родителей «из вредности», просто потому, что его попросили об этом. Кажется, если бы родители молчали, ребенок сам сделал бы все, что требуется. А стоит попросить, так он начинает вредничать, и даже делать все «наоборот», чтобы утвердиться в собственном положении. Эта ситуация – все та же проблема, которая упирается в приказной тон – «обязаловку», сковывающую на психическом уровне.

Чтобы вероятность исполнения просьбы стала выше, а ее исполнитель не ощущал себя жертвой, просьбу следует подкреплять объяснением причины, по которой она озвучивается. Здесь могут быть оговорки. Скажем «просьба»: «не сделаешь, получишь в лоб» может быть искренней, и как будто подкрепляется мотивирующим объяснением, но в то же время она является насильственной, и психологически сковывает человека. Основное отличие приказа от просьбы или мудрого «поручения» заключается в том, что приказ должен выполняться беспрекословно, а просьба подразумевает, что ее исполнитель имеет свободу воли. Иными словами, чтобы просьба была исполнена без давления и сопротивления, необходимо исполнителя четкой аргументацией, чтобы тот понимал, зачем ему эту делать.

Другой пример. Предположим, жена раздраженно попрекает мужа за то, что он с утра «копошится», и каждый раз опаздывает на работу. У мужа может быть сходная установка, что опаздывать – вроде как «неправильно», но на подсознательном уровне упреки жены вызывают в нем еще больший протест, и он начинает опаздывать еще сильней. В какой-то момент они ссорятся, и, наконец, выходят на «диалог», в котором жена типа «объясняет» мужу, что не уважает его за халатное отношение к работе. Муж в итоге раздражается на жену еще больше, даже не понимая толком причины своей реакции. А причина между тем есть всегда. Казалось бы, ведь жена пояснила свое поведение: вроде как, она хочет, чтобы муж не опаздывал, потому что она «не уважает его за халатность». Но на деле это — никакое не объяснение. Жена просто отказалась брать на себя ответственность за свои переживания, и вместо объяснений отвесила эмоциональный упрек: «я тебя не уважаю». Честней было бы сказать: «я не хочу, чтобы ты опаздывал, потому что боюсь, что тебя уволят и наша семья останется без денег». Ведь так гораздо понятней? Понять манипулятивную наглость сложно, потому что истинный подтекст скрыт. А вот искренний страх понять легко! Об этом я уже говорил в статье « ».

Если вы общаетесь с ребенком, ему также, необходимо пояснять, что будет, если сунуть пальцы в розетку, обжечься огнем, съесть слишком много сладкого и т.п. Возможно, необходимо один раз ослушаться и получить безобидный «ожег», чтобы понять, что ваши просьбы имеют свои весомые основания. Конечно, можно выдрессировать ребенка слушаться, как собаку, но это – путь насилия. И если ребенок не понимает вербального насилия, тогда родитель, следуя такому пути, прибегает к физическому, и может ударить маленького человека, «чтобы тот слушался». К чему приводит такая внутрисемейная дедовщина?

Если ребенка таки научили подчиняться, чаще всего это значит, что ему просто покалечили психику. И тогда подавленное чувство собственного достоинства уже у взрослого человека может в невинной ситуации резко выстреливать самым неадекватным образом. Например, на обычное поручение начальника такой человек может внезапно отреагировать грубым раздражением, дескать: «в гробу я видал твои поручения, начальник!» Иногда из таких детей вырастают «махровые» чиновники и начальники-тираны, которым плевать на мнение подчиненных. Любое неповиновение для них равносильно угрозе вернуться к страшному детству, когда их самолюбие давили кирзовыми сапогами. В этом отношении полностью здоровых людей в нашем обществе практически нет. Все это не столько наша вина, сколько наша «беда», с которой каждый находит свой индивидуальный компромисс. Родители нас так воспитали, потому что сами были воспитаны также. Но мы в силах понять эти психические механизмы и гармонизировать их взаимодействие, оборвав порочную болезнь, передающуюся из поколения в поколение.

С друзьями и близкими не нужно соревноваться, «кто круче», иначе это превращается в болезненную борьбу за власть, которая на корню рушит даже самые светлые отношения. Полезно уметь сотрудничать, внимательно слушать друг друга и терпеливо объяснять собственное мнение.

То же самое на работе. Начальник имеет право издавать указы, но подчиненный всегда бессознательно ощущает, когда начальник-самодур тешит самолюбие, проявляя в приказах и поручениях свою жажду власти. Психологически свободный человек никогда не станет возвышаться над другими. Властолюбец, как в сказке о рыбке и рыбке, всегда остается в дураках. Если это не проявляется на работе, проявляется в личной жизни.

Даже при логическом понимании этих механизмов поведения может «включиться» психическое противоядие на подсознательном уровне. Вы можете почувствовать радость, или ощущение облегчения, словно от вашего тела отвалился бесполезный кусок «кармы». В каком-то смысле именно это и происходит. Но обычно понять один раз мало. Такие вещи прорабатываются на опыте в течение многих лет общения с живыми людьми. Сознательность делает эту «работу» более эффективной.