Где родился ахиллес. Ахиллес и другие. Смертные потомки жителей Олимпа

Греческий герой Ахиллес является одним из самых ослепительных и в то же время наиболее привлекательных фигур в мифах о Троянской войне. Его жизнь, любовь и смерть, как ни у какого другого героя греческой мифологии, была воспета на протяжении веков и до сегодняшнего дня, будь то в литературе, музыке, театре или в изобразительном искусстве.

Как никакой другой герой греческой мифологии, он всегда рассматривается с одной стороны, как восхваляемый герой, а с другой — как необузданный упрямец.

Каждой эпохе свойственно собственное понимание героя Ахиллеса и его снова и снова обсуждают в соответствии с текущими интересами и социальными дискурсами.

Ахиллес в искусстве

Это особенно заметно при изображении Ахиллеса в живописи, что в тот или иной момент стоит во главе угла на выставках: в зависимости от эпохи и культуры, на картинах показаны всегда разные эпизоды жизни Ахиллеса, подчеркиваются различные аспекты его героизма, придавая новый колорит и различные качества и формы его телу и фигуре, по разному оценивая его в обсуждениях.

В то же время образы Ахиллеса ищут в новых контекстах жизненных аспектов: так в древней Греции образ Ахиллеса встречается в основном на выдающихся полотнах, где изображены мужские застолья.

Здесь можно отметить героя как выдающегося воина, который в равной степени отличается своей силой и храбростью, а также он отличается своей жестокостью, которая превосходит все человеческие и божественные барьеры.

Всегда украшали картинами Ахиллеса свои жилища и гробницы. Однако, в отличие от , на первом плане в этих полотнах Ахиллес был изображён значительно реже как воин, скорее, тут были выбраны эпизоды из его детства и юности, которые показывают его как юного прекрасного мальчика или как желанного любовника в ослепительно-мужественном образе.

Более поздние эпохи еще раз подчеркнули совершенно другие стороны Ахиллеса: в придворной культуре Средневековья, в связи с тем, что многие правящие династии ссылались на их предполагаемое происхождение от троянцев, они показывали Ахиллеса как жестокого противника Трои, особенно излюбленными были изображения низвергнутого образа благородного рыцаря.

В период Барокко Ахиллес, прежде всего, предстаёт перед нами как мужественный любовник и герой, красивый в свой смертный час. XVIII и XIX столетие представило его разумным, сентиментальным, почти трагическим и незабытым героем. Эта история непрерывного переосмысления Ахиллеса продолжается и сегодня: по сей день мы представляем его через призму собственных взглядов. Но в отличие от древних греков, для которых их герой Ахиллес был ни хорошим, ни плохим, но всё, что он делал, было просто выдающимся для них, нам же нужна точность. Так Ахиллеса сегодня мы видим в кино, в комиксах или компьютерных играх. В современном мире обращают особенное внимание на его внешность и фигуру.

Рождение и молодость Ахиллеса

Ахиллес был сыном Пелея и морской нимфы Фетиды. Так как маленький Ахиллес, как и его отец был смертным, его божественная мать окунула его в реку Стикс, чтобы сделать его неуязвимым и даровать вечную жизнь. Но на его ноге осталось место, за которое его держала мать, и на которое не попала вода и, следовательно, оно оставалась уязвимым – это пятка: в результате это место было названо пресловутая «ахиллесова пята».

Ахиллес с наслаждением обучался Кентавром Хироном, который научил молодого героя верховой езде, охоте и обращению с оружием, а также игре на лире и исцеляющим искусствам.

Поскольку было предсказано, что Ахиллес либо погибнет до Трои, либо проживёт длинный, но очень славный жизненный путь, Фетида спрятала своего сына, переодетого в девочку, на острове Скирос. Там он и скрывался среди дочерей царя Ликомеда и влюбился в одну из девушек по имени Деидамия. Однако, хитрый Одиссей обнаружил спрятавшегося на Скиросе героя и попросил его следовать за ним на войну. Так Ахиллес пришел в Трою, где он стал самым выдающимся героем Греции.

Троянская война

Уже на свадьбе его родителей, судьба Ахиллеса была предрешена. Богиня раздора, Эрида, не была приглашена и, рассердившись, вызвала ссору среди богинь , Геры и Афродиты.

Молодой принц-троянец Парис должен был выбрать самую красивую из трех богинь. Наконец, он выбрал Афродиту самой красивой женщиной на земле. Однако Парис был влюблён в Елену, и обещал ей титул самой прекрасной женщины на земле. Он обратился к Афродите с просьбой продать её титул красавицы, чем очень разозлил богиню.

Поскольку Елена уже была замужем за Менелаем, королем Спарты, он похитил её и увёз с собой в Трою, и тем самым вызвал , в которой затем принял участие и погиб Ахиллес.

Ахиллес и Пентесилея

В борьбе с греками троянцев поддерживают амазонки. Участвуя в «битве амазонок», он встречает королеву Пентесилею, и влюбляется в неё, прекрасную воительницу. Он убивает ее мечом, и, остаётся со своей любовью, которая так и останется несбывшейся.

Гнев Ахиллеса

После почти десяти лет войны и бесчисленных подвигов, между Ахиллом и царем Агамемноном вспыхнул спор о прекрасной рабыне Хрисеиде. Агамемнон в конце концов победил, и Ахиллес отказался повиноваться, хоть и потерял свою рабыню и пострадала его честь.

Вывод Ахиллеса из борьбы и победа греков, произошли, так как и было предсказано, что только при участии Ахиллеса будет покорён город Троя. По этой причине Агамемнон отправляет посла к Ахиллесу, который должен убедить его, чтобы тот вернулся в бой – это не увенчалось успехом, и проблема осталась. Только смерть Патрокла возвращает Ахиллеса на поле битвы.

Когда Патрокл, ближайший доверенный и близкий друг Ахиллеса, был убит сыном царя Трои Гектором в битве, греческий герой вернулся на войну и призвал Гектора на поединок. Ахиллес побеждил в ожесточенной схватке между двумя равными противниками и, наконец, убивает троянского наследника. Наполненный ненавистью к человеку, который является убийцей его друга, Ахиллес протащил тело Гектора вокруг неприступной городской стены Трои.

Он притащил тело в лагерь греков, где ему отказали в подобающем захоронении. Но когда Приам, царь Трои и отец Гектора, пришел к Ахиллесу и умолял отдать ему тело своего сына, Ахиллес передумал, и отдал тело отцу, чтобы его можно было похоронить со всеми почестями.

Смерть Ахиллеса

Вскоре после того, как Ахиллес убил своего злейшего противника Гектора, судьба подготовила для него удар. Парис, брат Гектора и основной виновник Троянской войны, поразил героя в его уязвимую точку — пятку. Поскольку стрела, направленная вмешавшимся богом Аполлоном, была отравлена, это немедленно привело к смерти героя. Так исполнилось пророчество, и Ахиллес умер после славного сражения, прожив выдающуюся, но очень короткую жизнь.

Лаптева Анна

Ахиллес

Краткое содержание мифа

Ахилл (греч.) или Ахиллес (лат.) — в героических сказаниях древних греков является храбрейшим из героев, сын царя Пелея и морской богини Фетиды.
Иметь сына от прекрасной Фетиды хотели Зевс и Посейдон, но титан Прометей предупредил их, что ребенок превзойдет величием своего отца. И боги благоразумно устроили брак Фетиды со смертным, сыном царя мирмидонян Пелеем. Стремясь сделать своего сына неуязвимым и таким образом дать ему бессмертие, Фетида по ночам закаляла его в огне, а днем натирала амброзией. Однажды ночью Пелей, увидев своего малолетнего сына в огне, вырвал его из рук матери. Согласно другой версии, Фетида купала Ахиллеса в водах подземной реки Стикс, чтобы таким образом сделать его неуязвимым, и только пятка, за которую она его держала, осталась уязвимой. Оскорбленная вмешательством Пелея, Фетида покинула мужа, и тот отдал Ахиллеса на воспитание мудрому кентавру Хирону, который выкормил его внутренностями львов, медведей и диких вепрей, обучил игре на сладкзвучной кифаре и пению.

Ахиллес при дворе царя Ликомеда
Греческий барельеф, 240 г.

Ахиллес вырос бесстрашным воином, но Фетида, зная, что ее сыну все же предопределено судьбой погибнуть под Троей, стремилась спасти его и с этой целью спрятала его во дворце царя Ликомеда на острове Скирос. Там Ахиллес жил одетый в женские одежды среди дочерей Ликомеда. Здесь от тайного брака юноши с дочерью Ликомеда - Деидамией родился сын Пирр, прозванный позднее Неоптолемом. Когда ахейские вожди узнали предсказание жреца Калханта, что без участия Ахиллеса поход под Трою обречен на неудачу, они отправили на Скирос посольство во главе с Одиссеем. Прибыв к царю под видом купца, Одиссей разложил перед собравшимися женские украшения вперемежку с оружием. Обитательницы дворца принялись рассматривать ювелирные изделия, но вдруг, по знаку Одиссея, раздался сигнал тревоги - девушки в испуге разбежались, а герой схватился за меч, выдав себя с головой. После разоблачения Ахиллесу волей-неволей пришлось отплыть в Трою.

В течение долголетней осады Илиона он неоднократно предпринимал набеги на различные соседние города. По версии, пять лет бродил по скифской земле в поисках Ифигении. На десятом году осады Илиона, он во время одного похода взял в плен прекрасную Брисеиду. По одной из версий, она и послужила яблоком раздора между Ахиллесом и Агамемноном, который заявил притязание на обладание Брисеидой.

Фреска «Ахиллес и Брисеида»
1 в.Национальный музей
Неаполь

Воспламенённый гневом, Ахиллес отказался от дальнейшего участия в битвах. Фетида, желая отомстить Агамемнону за обиду, нанесённую её сыну, умолила Зевса даровать победу троянцам. Ни бедствия греков, ни мольбы и обещания посольства, которое, по совету Нестора, снарядил к нему Агамемнон, не могли смягчить гнева героя. Только, когда троянцы, предводимые Гектором, вторглись в сам лагерь греков, он разрешил своему другу Патроклу повести им на помощь мирмидонян и для большего устрашения врагов приказал ему облечься в свои доспехи. Но Патрокл пал от руки Гектора, и лишь обнажённый труп его был отбит греками у троянцев, доспехи же Ахиллеса достались в добычу Гектору. Тогда Ахиллес, безоружный и в сопровождении Афины, появился на поле битвы, и один грозный вид героя обратил врагов в бегство.

На следующее утро, горя мщением, герой ринулся в бой и прогнал троянцев до городских стен; один лишь Гектор осмелился здесь противостоять ему; преследуя убийцу своего друга, Ахиллес трижды гнал его вокруг стен, наконец, убил его и, привязав обнажённый труп к своей боевой колеснице, повлёк за собой в лагерь. Пышно отпраздновав тризну по своему павшему другу Патроклу, он вернул за богатый выкуп труп Гектора отцу его — царю Приаму, который с мольбой проник в его палатку.

Обучение Ахилла Помпео Батони, 1770

После сражений, в которых Ахиллес побеждает пришедших на помощь троянцам царицу амазонок Пенфесилею и вождя эфиопов Мемнона, он врывается в Трою и здесь, у Скейских ворот, погибает от двух стрел Париса, направляемых рукой Аполлона: первая стрела, попав в пяту, лишает Ахиллеса возможности устремиться на противника, и Парис сражает его второй стрелой в грудь. В течение семнадцати дней Ахиллеса оплакивали нереиды во главе с Фетидой, музы и все ахейское войско. На восемнадцатый день тело героя было сожжено, и прах в золотой урне, изготовленной Гефестом, погребен вместе с прахом Патрокла у мыса Сигей. Душа Ахиллеса, по верованиям древних, была перенесена на остров Левка, где герой продолжал жить жизнью блаженных.

Образы и символы мифа

Ахиллес, прежде всего, предстает в образе неуязвимого бесстрашного героя, который нес смерть врагам во многом благодаря своей матери. Но с другой стороны, его образ можно трактовать, не придавая значения неуязвимости как таковой, а представляя его храбрейшим и сильнейшим из героев исключительно в силу его личных качеств. И тогда он является в виде воина, знающего, что ему суждена короткая жизнь, и стремящегося прожить ее так, чтобы слава о его беспримерной доблести сохранилась навеки у потомков.

Ахилл убивает Пенфесилею
Ок. 540-530 гг. до н. э.

Поскольку миф об Ахиллесе имеет отношение к сражениям и завоеваниям, символы, с ним связанные, так же относятся к военной тематике. Основной символ мифа - ахиллесова пята , единственное незащищенное место этого героя, в которое он был смертельно ранен Парисом. В настоящее время выражение «Ахиллесова пята» обозначает слабую сторону, «больное», уязвимое место чего-либо.

Щит Ахиллеса
(серебряное блюдо)
Конец IV - начало V века

Ахиллесов щит — чудесный щит, который выковал Гефест для Ахиллеса, он не только предназначался для защиты от врагов, но был настоящим произведением искусства. Щит имел центр с небольшим возвышением, что символизировало земную твердь, имевшую, по мнению древних, форму щита со срединной горой, «пупом земли». На щите Гефест изобразил землю, небо, звёзды, а также многочисленные эпизоды городской и сельской жизни и реку Океан на ободе. Согласно мифам, такого щита не было ни у кого: ни у воинов троянских и ахейских, ни у божеств, спускавшихся с Олимпа. По своему щиту Ахиллес мог найти любое место: и землю мирмидонян, правителем которой был его отец Пелей, и Трою, где он во главе отряда отстаивал честь Менелая.

В мифе об Ахиллесе фигурирует река Стикс . Именно ее воды сделали Ахиллеса непобедимым и, следовательно, может являться символом божественной чудодейственной силы, наделяющей неуязвимостью. В древнегреческой мифологии Стикс - это олицетворение первобытного ужаса и мрака, из которых возникли первые живые существа. Река Стикс протекает в Аиде, а в историческое время ее видели в потоке близ Нонакриса (в северной Аркадии). По преданию водой из этой реки был отравлен Александр Македонский.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Ахилл среди дочерей Ликомеда
Саркофаг, III в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Ахиллес имел широкую известность среди древних греков, о чем свидетельствует большое количество упоминаний о нем в разных источниках. Именно поэтому существует множество вариантов финала мифа об Ахиллесе, о том, как закончилась его жизнь, и куда он попал после смерти. Греки воздвигли ему мавзолей на берегу Геллеспонта, и здесь же они, чтобы умиротворить тень героя, принесли ему в жертву Поликсену. По Одиссее, Ахиллес пребывает в подземном царстве, где его встречает Одиссей, а похоронен он в золотой амфоре, которую Дионис подарил Фетиде, о чем также писали греческий поэт Ликофрон и западно-греческий поэт Стесихор. Но уже другая древнегреческая эпическая поэма «Эфиопида» повествует, что Фетида увела своего сына с горящего костра и перенесла его на остров Левка (Змеиный остров при устье Истра Дуная), где он продолжает жить в обществе других обоготворенных героев и героинь. Остров этот служил центром культа Ахиллеса, равно как курган, который высится на Сигейском холме перед Троей и до сих пор слывёт гробницей Ахиллеса. Храмы его имелись ещё в Элиде, Спарте и других местах. О большой популярности Ахиллеса говорят те факты, что он именуется «царящим над скифами», а люди верили, что в Трое появлялся призрак Ахиллеса, охотящегося на зверей.

Копье Ахиллеса хранилось в Фаселиде в храме Афины. Его погребальный памятник был в Элиде. А статуи обнаженных эфебов с копьями стали называть ахиллами. По происхождению первоначально Ахиллес являлся местным фессалийским героем, культ которого распространился также в различных областях Греции. В лаконском городе Прасии существовал храм героя, в котором совершалось ежегодное празднование. Его культ был занесен также в греческие колонии на Сицилии в Южной Италии (Тарент, Кротон и другие города). Как место культа почитался могильный курган Ахиллеса и Патрокла у мыса Сигей. Александр Македонский, а впоследствии римский император Каракалла устраивали здесь погребальные игры. Таким образом, существует огромное число храмов, жертвенников и участков, посвященных Ахиллесу. Кроме того, он был идеалом великого полководца древности Александра Македонского. Вплоть до наших дней по мотивам мифа об Ахиллесе художники писали картины, композиторы сочиняли музыкальные произведения, также к его образу обращались драматурги. Существуют и художественные фильмы, в которых мы встречаем этого героя. Все это сделало Ахиллеса одним из популярнейших персонажей античного искусства.

Социальное значение мифа

Хирон учит Ахиллеса играть на лире
Фреска в Помпеях. 1 в. до н.э.

Ахиллес олицетворяет величие, неуязвимость, силу, данную богами и подкрепленную его собственным волевым характером, рвением к славе, стремлением к свершению великих поступков и ясными представлениями о чести, добре и преданности. Но в древнегреческой мифологии существует множество подобных образов, ведь практически в каждом мифе можно встретить доблестного героя, защищающего добро и справедливость. Тем не менее, Ахиллеса можно назвать одним из самых известных, ведь при его непобедимости он все же имеет одно уязвимое место - пяту, что отличает его от остальных мифологических героев и выделяет из общего ряда. Именно эта особенность делает его образ неординарным и запоминающимся, благодаря чему и в наши дни едва ли найдется много людей, которые не слышали это имя.

История Ахиллеса может являться олицетворением того, что даже самые сильные и бесстрашные герои имеют слабые стороны и поэтому не имеют права считать себя непобедимыми. С другой стороны, совершая великие поступки, можно обеспечить себе вечную память потомков и таким образом продлить свою жизнь в бесконечность.

4. Смерть Ахиллеса (Дарес Фригиец, «Excidium Troiae», 34; Диктис Критский, 4:10-13). Ахиллесу была обещана рука Поликсены, дочери Приапа, царя Трои, если он согласится снять осаду Трои. Но это был заговор с целью убить Ахиллеса. Поликсена потребовала, чтобы он явился с жертвой Аполлону. Когда Ахиллес стоял в храме у алтаря, коленопреклоненный, брат Поликсены Парис метнул в него стрелу. Аполлон направил её в единственное уязвимое место Ахиллеса - его пятку. Ахиллес изображается стоящим на коленях перед алтарем, его пятку пронзает стрела. Или - иначе - его могут поддерживать другие братья Поликсены. Она стоит рядом со своими сопровождающими. В дверях храма виден Парис, в его руках лук. Аполлон стоит рядом. Гомер, у которого Овидий заимствовал сюжеты для своей поэмы, повествует, что Ахиллес погиб в битве. Однако эта версия редко находит отражение в живописи.

Так как каждое из этих событий по разным причинам задевает бога Аполлона, они служат в дальнейшем объяснением мести, которую Аполлон свершает руками Париса над А. на десятом году осады Трои. В этой связи заслуживает внимания вариант мифа, передвигающий убийство Троила на последний год войны, когда оно предвещает скорую кончину A. (Verg. Aen. I 474-478). Особенно прославился А. уже в первые годы войны, когда греки, после неудачных попыток взять Трою штурмом, стали разорять окрестности Трои и совершать многочисленные экспедиции против соседних городов Малой Азии и близлежащих островов. Он разорил города Лирнесс и Педас, плакийские Фивы - родину Андромахи, Метимну на Лесбосе. Во время одной из таких экспедиций А. взял в плен прекрасную Брисеиду и Ликаона (сына Приама), которого продал в рабство на острове Лемнос (Нот. II. II 688-692; VI 397; IX 129; XIX 291-294; XXI 3443).

После сражений, в которых А. побеждает пришедших на помощь троянцам царицу амазонок Пенфесилею и вождя эфиопов Мемнона, он врывается в Трою и здесь, у Скейских ворот, погибает от двух стрел Париса, направляемых рукой Аполлона: первая стрела, попав в пяту, лишает А. возможности устремиться на противника, и Парис сражает его второй стрелой в грудь (Apollod. epit. V 3). В этом варианте сохранился рудиментарный мотив «ахиллесовой пяты», в соответствии с которым достаточно было поразить стрелой пятку А., чтобы убить героя. Эпос, отказавшись от представления о неуязвимости А., ввел действительно смертельную для человека рану в грудь. Смерть А., равно как и его сражение с Пенфе-силеей, в поздних источниках получили романтическую окраску. Сохранилась, в частности, поздняя версия о любви А. к троянской царевне Поликсене и о его готовности ради брака с ней уговорить ахейское войско прекратить войну. Отправившись безоружным для переговоров о свадьбе в святилище Аполлона на троянской равнине, А. был предательски убит Парисом с помощью сына Приама Де-ифоба. В течение 17 дней А. оплакивали нереиды во главе с Фетидой, музы и все ахейское войско. На 18-й день тело А. было сожжено, и прах в золотой урне, изготовленной Гефестом, погребен вместе с прахом Патрокла у мыса Сигей (при входе в Геллеспонт со стороны Эгейского моря) (Нот. Od. XXIV 36-86). Душа А., по верованиям древних, была перенесена на остров Левка, где герой продолжал жить жизнью блаженных (Paus. Ill 19, 11 след.).

Когда греки, наконец, ворвались в Трою, с ними был и Ахилл, но тут одна стрела Париса поражает его уязвимое место - пяту, другая попадает в сердце. По другой версии, Ахилл влюбляется в царевну Поликсену, дочь Приама, и отправляется безоружным, чтобы договориться о прекращении войны, но тут его предательски убивает Парис. Семнадцать дней оплакивала Фетида сына вместе с нереидами, на восемнадцатый день тело Ахилла было сожжено в золотой урне, изготовленной богом Гефестом, а прах погребен вместе с прахом его друга Патрокла. Душа Ахилла поселилась на островах блаженных, и там он женился на Медее (варианты: Ифигении, Елене). Мы приводим разговор Ахилла с матерью после смерти Патрокла в «ИлиаДе»:

и именно в пятку Ахилла, когда он ворвался в Трою, попала отравленная стрела Париса, направляемая рукой Аполлона.

(Квинт Смирнский. Posthomerica)

После погребения Антилоха снова собрался Ахилл выместить смерть друга на троянцах. Несмотря на все неудачи, они, увлеченные роком, опять вступили в бой, пытаясь спасти Илион. Но после непродолжительной стычки Ахилл с храброй дружиной угнал их обратно в город. Еще несколько мгновений, и, выломив Скейские ворота, он перебил бы в городе всех троянцев. Тогда с Олимпа сошел Аполлон, страшно разгневанный на ахейцев за бедствия троянцев, и пошел навстречу Ахиллу; страшно звенели у него на плечах лук и колчан, земля тряслась от его шагов, и ужасающим голосом воскликнул бог сребролукий: "Удались от троянцев, Пелид, и перестань свирепствовать, не то тебя погубит один из бессмертных Олимпа". Но яростный от боя Ахилл не удалился, не внял велению бога, ибо мрачный рок уже стоял с ним рядом; он дерзко воскликнул: "Феб, зачем вызываешь ты меня против моей воли на бой с богами и заступаешься за кичливых? Ты уже раз обманул меня и отвлек от Гектора и троянцев. Удались же теперь к прочим богам, не то поражу тебя копьем, хотя ты и бог". Сказав это, он бросился на троянцев, которые все еще врассыпную бегали по полю; а разгневанный Аполлон сказал: "Горе! Как свирепствует он! Никто из бессмертных, даже сам Зевс не дозволил бы ему так долго предаваться ярости и противиться бессмертным". И, покрывшись густым облаком, он пустил смертоносную стрелу.

Стрела попала Ахиллу в пятку. До самого сердца проникла вдруг сильная боль, и он упал, как башня, низринутая землетрясением. "Кто это, – воскликнул Ахилл, озираясь, – кто это пустил в меня губительную стрелу? Пусть выступит он против меня, пусть открыто сразится со мной, и мой меч тут же разорвет его внутренности, и окровавленного низринет в аид. Я знаю, что смертному не одолеть меня в открытом бою, но трусливый коварно подстерегает сильнейшего. Пусть выступит, если даже он небожитель! Да, я чувствую, что это Аполлон, облекшийся во мрак. Давно уже предсказывала мне мать, что я паду под его губительной стрелой близ Скейских ворот: она говорила правду". Так сказал Ахилл и вынул стрелу из неизлечимой раны; черной струей потекла кровь, и смерть достигла сердца. Сердито бросил Ахилл копье, которое ветер тотчас же донес до рук Аполлона, вернувшегося на Олимп в собрание богов. Словами, исполненными горечи, встретила его Гера: "Что за губительное дело совершил ты сегодня, Феб? Ведь на свадьбе Фетиды и Пелея ты играл на цитре среди пирующих богов и вымаливал новобрачным сына: этого сына ты сегодня убил. Но не поможет это твоим троянцам: скоро со Скироса прибудет сын Ахилла, по доблести равный отцу, и бедою разразится он над ними. Безумец, какими глазами будешь ты смотреть на Нерееву дочь, когда она явится на олимпийское наше собрание". Так говорила она, порицая бога; Аполлон ничего не отвечал, страшась супруги отца, и, опустив взоры, молча сел вдали от прочих богов.

Смерть Ахилла. Скульптура работы Кристофа Вейрьера, 1683

Ахилл не утратил еще храбрости, кровь его, алчная до боя, кипела в могучих членах. Никто из троянцев не осмеливался подойти к нему, распростертому на земле: так робкие поселяне стоят поодаль от льва, что поражен охотником в самое сердце и с закатившимися глазами и стиснутыми зубами борется со смертью. Так и гневный Ахилл, подобно раненому льву, боролся со смертью. Еще раз воспрянул он и с поднятым копьем устремился на врагов. Орифаону, другу Гектора, он пронзил висок, так что острие копья проникло в мозг, а Гиппофою выколол глаз; затем сразил он Алкифоя и многих других из троянцев, разбежавшихся в страхе. Но мало-помалу похолодели у Ахилла члены и исчезла сила. Однако он устоял и, опершись на копье, страшным голосом закричал бежавшим врагам: "Горе вам, малодушные троянцы, и после смерти моей не уйти вам от моего копья, всех вас достигнет мой мстящий дух". Троянцы обратились в бегство при последнем клике, думая, что он еще не ранен; но Ахилл с окоченевшими членами упал среди других мертвых тел, тяжелый, как скала; затряслась земля и загудело его оружие. Так постигла Ахилла смерть.

Троянцы увидели смерть Ахилла, но, трепетные, не дерзнули приблизиться к его телу, подобно овцам, пугливо бегущим от убитого близ стада хищного зверя. Прежде всех осмелился Парис увещевать троянцев приблизиться к упавшему: не удастся ли, думал он, похитить тело с доспехами и принести его в Илион на радость троянкам и троянцам? Наконец Эней, Агенор, Главк и многие другие, боязливо до того бегавшие от Ахилла, вместе с Парисом ринулись вперед; но Теламонид Аякс и прочие сильные друзья Пелида выступили против них. Из-за тела и доспехов падшего завязался страшный бой: холмами нагромоздились кругом трупы, и ручьями потекла кровь убитых. Битва продолжалась целый день, до самого вечера. Тогда в бурном вихре пронесся между сражавшимися Зевс и допустил ахейцев спасти тело и оружие. Сильный Аякс на плечах вынес тело Ахилла из схватки, меж тем как осторожный Одиссей оттеснял наступавшего врага. Благополучно донесли ахейцы тело Ахилла до кораблей, вымыли и умастили его миррой; затем, облекши его в тонкие и нежные одеяния, положили его, сетуя и плача, на ложе и остригли ему волосы.

Аякс выносит из боя тело Ахилла. Аттическая ваза, ок. 510 до Р. Х.

Услышав на дне морском печальное известие о смерти Ахилла, Фетида со всеми своими сестрами-нереидами приплыла к ахейскому стану, оглашая воздух такими громкими воплями, что гул от них разносился далеко над волнами, исполняя страхом сердца ахейцев. Несчастная мать и девы моря, сетуя, стали в траурном одеянии вокруг одра Ахилла; хор девяти муз сошел с Олимпа и запел в честь умершего надгробные песни, а вокруг горевало и плакало опечаленное войско. Семнадцать дней и семнадцать ночей потребовалось как бессмертным богам, так и людям, чтобы почтить слезами и погребальными песнями любимого героя, похищенного смертью. На восемнадцатый день положили они облеченное в драгоценные одеяния тело на костер и сожгли его со множеством закланных овец и быков, с медом и миррой; в продолжение всей ночи вооруженные ахейские герои торжественно обходили и объезжали пылающий костер Ахилла. Рано утром, когда все истреблено было пламенем, собрали они пепел и белые кости героя и положили все это вместе с пеплом Патрокла в золотую урну работы Гефеста, которую Дионис подарил Фетиде. Таково было желание друзей. Затем поставили урну Ахилла в гробницу, которая уже была сооружена на Скейском мысе, на берегу Геллеспонта, Патроклу; там же поставили пепел друга их Антилоха и над всем этим насыпали – памятник для грядущих поколений – высокий курган: виден курган этот издали, с Геллеспонта. После погребения Фетида в память о смерти Ахилла устроила в войске ахейцев тризну с великолепием, не виданным доселе смертными. Первые герои войска показали в разнообразных игрищах силу свою и ловкость, и из рук Фетиды приняли прекраснейшие дары.

По материалам книги Г. Штолля «Мифы классической древности»

Ахилл или Ахиллес - в героических сказаниях древних греков является храбрейшим из героев, предпринявших под предводительством Агамемнона поход против Трои. Имя a-ki-re-u (Ахиллей) зафиксировано в древнем Кноссе, его носят рядовые люди.

Источник: Мифы и легенды Древней Греции

Мифы об Ахилле

Детство Ахилла

От браков олимпийских богов со смертными рождались герои. Они были наделены огромной силой и сверхчеловеческими возможностями, но не обладали бессмертием. Герои должны были выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость. С помощью своих божественных родителей они совершали всевозможные подвиги. Герои высоко почитались, легенды о них передавались из поколения в поколение.

Сказания единогласно называют Ахилла сыном смертного - Пелея, царя мирмидонян, мать же его, морская богиня Фетида, принадлежит к сонму бессмертных.Первейшие упоминания о легенде, связанной с рождением Ахилла упоминают печь Гефеста, в которую Фетида, желая обожествить Ахилла (и сделать его бессмертным) клала, держа за пятку. Согласно другому преданию, которое не упоминает Гомер, но содержащемуся в древнем эпосе, мать его, Фетида, желая испытать смертен ли он или бессмертен, хотела вслед за рождением Ахилла окунуть его в кипящую воду, подобно тому, как она делала с прежними своими детьми, но этому воспротивился Пелей. Позднейшие же сказания повествуют, что Фетида, желая сделать своего сына бессмертным, погрузила его в воды Стикс или, по другому варианту, в огонь, так что одна лишь пята, за которую она его держала, осталась уязвимой; отсюда и поныне употребимая поговорка - «Ахиллесова пята» для обозначения слабой стороны данного лица.

В детстве носил имя Пиррисий (переводят как «Ледяной»), но когда огонь обжег ему губы, его назвали Ахилл («безгубый»). По другим авторам, его в детстве звали Лигирон. Подобная смена детского имени на «взрослое», связанная с травмой или подвигом - реликт инициационного ритуала (ср. смена детского имени «Алкид» на «Геракл» после убийства героем киферонского льва и победы над царём Эргином).

Воспитывался Хироном на Пелионе, не был женихом Елены. Лишь Еврипид называет его женихом. Хирон кормил его костным мозгом оленей и других животных, именно поэтому его, якобы, стали называть а-хилос, «бескормный», то есть «невскормленный грудью». По истолкованию, нашёл траву, которой можно излечивать раны.

Воспитание Ахилла и начало войны

Воспитание Ахиллес получил у Феникса, лечебному искусству обучил его кентавр Хирон. По другому сказанию, Ахилл не знал врачебного искусства, но исцелил Телефа.

По требованию Нестора и Одиссея и согласно воле своего отца, он присоединился к походу против Трои в сопровождении 50 кораблей (либо 60), своего воспитателя Феникса и друга детства Патрокла (некоторые авторы называют Патрокла возлюбленным Ахилла). Согласно Гомеру, он прибыл в войско Агамемнона из Фтии. Согласно поэме Лесха, буря занесла его на Скирос.

Сказание послегомеровского цикла передаёт, что Фетида, желая спасти своего сына от участия в роковом для него походе, скрыла его у Ликомеда, царя острова Скирос, где он в женских одеждах находился между царскими дочерьми. Хитрая уловка Одиссея, который под видом торговца разложил перед девушками женские украшения и, примешав к ним оружие, приказал неожиданно поднять боевой клич и шум, обнаружила его пол, и Ахилл был вынужден примкнуть к походу греков.

В течение долголетней осады Илиона он неоднократно предпринимал набеги на различные соседние города. По версии, пять лет бродил по скифской земле в поисках Ифигении.

В начале войны пытался взять город Монению (Педас), в него влюбилась местная девушка.

Ахилл в «Илиаде»

Главный герой «Илиады».

На десятом году осады, он во время одного похода взял в плен прекрасную Брисеиду. Она-то и послужила яблоком раздора между Ахиллесом и Агамемноном, который свою пленницу Астиному вынужден был вернуть её отцу Хрису, и потому заявил притязание на обладание Брисеидой. Воспламенённый гневом, Ахиллес отказался от дальнейшего участия в битвах (ср. с аналогичным отказом сражаться оскорблённого Карны, величайшего героя индийского сказания «Махабхарата»). Фетида, желая отомстить Агамемнону за обиду, нанесённую её сыну, умолила Зевса даровать победу троянцам. Ни бедствия греков, ни мольбы и обещания посольства, которое, по совету Нестора, снарядил к нему Агамемнон, не могли смягчить гнева героя. Только, когда троянцы, предводимые Гектором, вторглись в сам лагерь греков, он разрешил своему другу Патроклу повести им на помощь мирмидонян и для большего устрашения врагов приказал ему облечься в свои доспехи. Но Патрокл пал от руки Гектора, и лишь обнажённый труп его был отбит греками у троянцев, доспехи же Ахиллеса достались в добычу Гектору. Тогда Ахиллес, безоружный и в сопровождении Афины, появился на поле битвы, и один грозный вид героя обратил врагов в бегство.

На следующее утро Фетида принесла своему сыну новые доспехи, скованные искусной рукой самого Гефеста (в особенности щит описывается в Илиаде, как дивное произведение искусства - описание, имеющее важное значение для первоначальной истории греческого искусства). Горя мщением, герой ринулся в бой и прогнал троянцев до городских стен; один лишь Гектор осмелился здесь противостоять ему; преследуя убийцу своего друга, Ахиллес трижды гнал его вокруг стен, наконец убил его и, привязав обнажённый труп к своей боевой колеснице, повлёк за собой в лагерь. Пышно отпраздновав тризну по своему павшему другу Патроклу, он вернул за богатый выкуп труп Гектора отцу его - царю Приаму, который с мольбой проник в его палатку.

В «Илиаде» убил 23 троянца, названных по имени. Например, он убил Астеропея. Сражался с Энеем, Эней бежал; с Агенором (которого спас Аполлон).

Смерть Ахилла

При дальнейшем течении осады Ахилл, как об этом повествуют эпосы эпического цикла, умертвил Пенфесилею, царицу амазонок, равно как эфиопского князя Мемнона, которые пришли на помощь троянцам. Мемнона он убил, мстя за смерть своего друга (по некоторым авторам, возлюбленного) Антилоха, сына Нестора. В поэме Квинта убил 6 амазонок, 2 троянцев и эфиопа Мемнона. Согласно Гигину, он убил Троила, Астинома и Пилемена. Всего убил 72 воина.

По убиении последних, он проник до Скейских ворот Илиона, но здесь стрела, пущенная из лука Париса рукой самого Аполлона, поразила его в пяту, и герой погиб. По некоторым авторам, убит самим Аполлоном, либо стрелой Аполлона, принявшего облик Париса, или Парисом, спрятавшимся за статуей Аполлона Фимбрейского. Самый ранний автор, упоминающий уязвимость лодыжки Ахилла - Стаций, однако есть соответствующее изображение на амфоре VI в. до н. э.

Позднейшие сказания переносят смерть Ахилла в храм Аполлона в Фимбре, близ Трои, куда он явился, чтобы обвенчаться с Поликсеной, младшей дочерью Приама. Ахилл был убит Парисом и Деифобом, когда сватался к Поликсене и пришёл на переговоры.

Согласно Птолемею Гефестиону, был убит Геленом или Пенфесилеей, Фетида воскресила его, он убил Пенфесилею и вернулся в Ад.

Последующие предания

По версии, его тело выкуплено за равный вес золота с Пактола.

Греки воздвигли ему мавзолей на берегу Геллеспонта, и здесь же они, чтобы умиротворить тень героя, принесли ему в жертву Поликсену. За доспехи его, по рассказу Гомера, спорили Аякс Теламонид и Одиссей Лаэртид. Агамемнон присудил их последнему. По Одиссее, Ахилл пребывает в подземном царстве, где его встречает Одиссей. Похоронен в золотой амфоре (Гомер), которую Дионис подарил Фетиде (Ликофрон, Стесихор).

Но уже «Эфиопида», один из эпосов эпического цикла, повествует, что Фетида увела своего сына с горящего костра и перенесла его на остров Левка (наз. Змеиный остров при устье Истра Дуная), где он продолжает жить в обществе других обоготворенных героев и героинь. Остров этот служил центром культа Ахилла, равно как курган, который высится на Сигейском холме перед Троей и до сих пор слывёт гробницей Ахилла. Святилище и памятник Ахилла, а также памятники Патрокла и Антилоха были у мыса Сигей. Храмы его имелись ещё в Элиде, Спарте и других местах.

Именуется «царящим над скифами». Песнь о нём поет Демодок. В Трое появлялся призрак Ахилла, охотящегося на зверей.

Копье Ахилла хранилось в Фаселиде в храме Афины. Кенотаф Ахилла был в Элиде, в гимнасии. Согласно Тимею, Периандр воздвиг укрепление Ахиллея против афинян из камней Илиона, что опровергает Деметрий из Скепсиса. Статуи обнаженных эфебов с копьями назывались ахиллами.