Коэффициент дефлятор на год приказ минэкономразвития. Что такое индекс-дефлятор и как его использовать. Сценарии и расчеты

Индекс-дефлятор - это коэффициент, который отражает изменение потребительских цен на товары, работы и услуги при пересчете текущей стоимости в постоянные цены. Рассказываем, как рассчитать дефлятор, как его применять в госзакупках и каковы прогнозные индексы дефляторы Минэкономразвития до 2020 года.

Что понимается под коэффициентом-дефлятором

Индекс цен и дефлятор — тождественные понятия, которые используются специалистами для расчета окончательной стоимости товаров, работ или услуг. Дефлятор — это значение, применяемое для пересчета текущих экономических показателей в постоянные цены.

Это коэффициент, который устанавливается ежегодно и рассчитывается на несколько периодов вперед, являясь базой для государственного прогнозирования экономического развития будущих периодов. Например, индекс дефлятор 2020-2020 годов был прогнозно рассчитан еще в 2017 году. Дефлятор необходим при исчислении ключевых макроэкономических показателей — валового внутреннего и национального продукта (ВВП и ВНП), фонда накопления, индекса потребительских цен (ИПЦ), динамики физического объема потребления и многих других.

Рассчитывают отраслевые индексы специалисты Министерства экономического развития с учетом ценового уровня на товары, работы и услуги, зафиксированного в предшествующем периоде. Коэффициент устанавливается ежегодно и закрепляется распорядительными документами министерства. Так, показатель на 2020 год определялся Приказом Минэкономразвития № 579 от 30.10.2017, а официальный индекс дефлятор на 2020 год Минэкономразвития Приказ пока еще не опубликован, однако ожидается в ближайшее время.

Порядок и методология расчета коэффициента регулируется нормативными актами Правительства РФ — правила исчисления прогнозных значений указаны в Постановлении Правительства РФ № 1234 от 14.11.2015, а также в Приказе Минэкономразвития России от 01.06.2018 № 276, закрепляющем регламент применения индексов стоимости и дефляторов по видам экономической деятельности (при осуществлении гособоронзаказа).

Чтобы узнать индекс дефлятор, формула расчета представляет собой умноженный на 100 результат отношения объема номинального ВВП и объема реального ВВП.

В свою очередь, индекс дефлятор ВВП (формула исчисления) представляет собой следующую математическую выкладку: стоимостное значение корзины ВВП в текущих ценах / стоимостное значение корзины ВВП в ценах базового года × 100 %.

Так как в формуле при подсчитывании коэффициента используются данные обо всех товарах, работах и услугах, производимых в стране, рассчитанное значение дефлятора отражает реальную динамику уровня цен в экономике. При исчислении индекса также принимается во внимание движение цен с учетом изменения производственной структуры страны, фактических объемов выпуска ТРУ в физическом выражении и других показателей, зафиксированных в отчетном периоде.

Агрегатный индекс Пааше исчисляется следующим образом:

Рассчитав значение индекса цен Пааше, можно проанализировать изменение ценовых показателей на товары, работы и услуги отчетного периода. по сравнению с базисными ценами по аналогичным товарным категориям, реализованным в отчетном периоде. Таким образом, коэффициент Пааше иллюстрирует степень удорожания или, наоборот, снижения стоимости производимой продукции.

При помощи дефлятора ВВП, рассчитанного по формуле Пааше, можно отследить и уровень инфляции. В том случае, если расчетное значение больше 1 (или же больше 100 %, если расчет ведется в процентах), то инфляция в стране увеличилась, если же исчисленный показатель ниже 1 (или 100%), то уровень инфляции понизился.

Дефлятор в 2020 году — прогнозные значения

Индекс дефлятор на 2020-2021 год Минэкономразвития еще официально не опубликовал, однако прогнозные значения в различных производственных областях уже представлены. При этом указанные значения коэффициента на будущие периоды еще будут скорректированы специалистами министерства с учетом произошедших за последнее время экономических изменений и социальных реформ, таких, как пенсионная (повышение пенсионного возраста) и налоговая (повышение акцизов на топливо).

Грядущие события непосредственно повлияют на индексы дефляторы Минэкономразвития на 2020 год. Но при разработке бюджета и планировании закупочной деятельности на следующий год и плановые периоды организации-заказчики могут воспользоваться уже имеющимися значениями коэффициента, рассчитанными специалистами министерства.

Представим исчисленные индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, и индексы дефляторы на 2020-2021 годы в таблице.

Отрасли 2018 2020 2020 2021
Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды 109,0 107,1 106,7 106,7
Добыча полезных ископаемых 108,7 106,5 106,0 106,2
Обрабатывающие производства 106,8 105,4 105,1 105,0
Промышленность 107,6 105,9 105,3 105,5
Строительство 106,8 105,9 105,2 104,9
Сельское хозяйство 105,3 104,2 103,9 103,8
Грузовой транспорт 107,0 106,0 105,7 105,6
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) 106,9 105,5 105,! 104,8
Оборот розничной торговли 104,9 103,9 103,5 103,7
Платные услуги населению 106,9 106,2 105,6 105,7
Инфляция (ИПЦ) среднегодовая 104,7 104,4 104,2 104,1

Индекс для товаров потребительского назначения планируется на уровне 104,2. Розничные цены на электричество будут проиндексированы на 109,1.

Также на официальном сайте Минэкономразвития представлены индексы, которые будут применяться в 2020 году для целей налогообложения:

  • ЕНВД — 1,915;
  • УСН — 1,581;
  • НДФЛ — 1, 729;
  • налог на имущество физических лиц — 1,518;
  • патент — 1,518;
  • торговые сборы — 1,317.

Таким образом, во многих промышленных и производственных отраслях наблюдается постепенное снижение коэффициента. Так, после исчисления индекс дефлятор на 2020 год (Минэкономразвития) строительство и строительные работы будут рассчитаны с коэффициентом ниже, чем в текущем, 2020 году.

Дефлятор в закупках по 44-ФЗ

При осуществлении государственных закупок в рамках закона 44-ФЗ индексы используются при расчете и обосновании НМЦК (Письмо Минэкономразвития № Д28и-1688 от 22.06.2016). Заказчик рассчитывает начальную (максимальную) цену контракта согласно положениям ст. 22 44-ФЗ.

При обосновании НМЦК, рассчитанной с помощью метода анализа рынка, необходимо использовать годовые коэффициенты-дефляторы, так как, в соответствии с ч. 3 ст. 22 44-ФЗ, сведения о стоимости товаров, работ, услуг должны быть проанализированы с учетом сопоставимых с базисным периодом ценовых и коммерческих предложений.

При планировании закупочного бюджета на 2020 год и последующие периоды и обосновании НМЦК применяется отраслевой дефлятор в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года . В данном документе содержатся прогнозные показатели индекса по видам экономической деятельности как на следующий год, так и на плановый период 2020-2024 годов.

Использование дефлятора в закупках строительных работ

Индексы применяются заказчиками и при определении начальной (максимальной) цены на основании проектно-сметного метода (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ) при осуществлении закупок по строительству, реконструкции, капитальному ремонту (Письмо Минфина № 24-01-10/72553 от 03.11.2017). Индекс дефлятор на 2020 год для смет также указан в социально-экономическом прогнозе. В настоящий момент коэффициент имеет значение 105,0.

При заключении контракта на строительство с единственным поставщиком организация-заказчик также должна рассчитать стоимость контракта на основании ч. 9 ст. 22 44-ФЗ — проектно-сметным методом.

Независимо от того, заключает ли заказчик контракт с единственным поставщиком или же проводит торги, НМЦК (цена контракта) рассчитывается специалистом, отвечающим в учреждении за закупки, с учетом Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013.

Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности регламентируется положениями ГрК РФ, а именно статьей 8.3. Коэффициенты-дефляторы используются при расчете сметной стоимости объекта по годам реализации (в рамках реализации федерального инвестиционного проекта). НМЦК определяется в соответствии с рассчитанной сметой строительных работ (ст. 22), при этом в исчислении учитывается базовый вариант индекса из социально-экономического прогноза.

В том случае, если производится строительство с использованием средств федерального бюджета, предусмотренных в рамках федеральной адресной инвестиционной программы, то при определении НМЦК рекомендуется устанавливать размер начальной (максимальной) цены в пределах объема выделенных главным распорядителем капитальных вложений на реализацию такого инвестиционного проекта (п. 6.3 Методических рекомендаций, утв. ПП РФ № 427 от 18.05.2009).

При этом если по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости таких объектов смета по годам строительства, рассчитанная в ценах соответствующих лет с использованием дефляторов, не превышает объем выделенных капитальных вложений, то НМЦК на строительные работы формируется исходя из указанной сметной стоимости (п. 6.4 Методических рекомендаций).

Индекс дефлятор на 2020 год в строительстве надлежит также применять и при расчете стоимости проектных работ (п. 1.7 Методических указаний) для корректного планирования будущих капитальных вложений.

Дефлятор в закупках по 223-ФЗ

Дефляторы в рамках 223-ФЗ можно применять для следующих целей: если стоимость контракта скорректировалась в связи с ростом цен (инфляцией) в соответствии с прогнозными показателями коэффициента, то это является основанием для изменения существенных условий договора. При этом организация-заказчик обязана прописать такую возможность в своем положении о закупках. Ознакомиться с примером такого положения о закупках можно далее.

Применение индекса-дефлятора в гособоронзаказе

Используется индекс и при осуществлении гособоронзаказа. В процессе планирования бюджета по ГОЗ на будущие периоды, формирования цен на продукцию, а также для расчета и обоснования НМЦК применяются отраслевые коэффициенты-дефляторы. Дефляторы в гособоронзаказе в 2020 г. нормируются Приказом Минэкономразвития № 276 от 01.06.2018.

Ключевыми аспектами использования индекса в области гособоронзаказа выступают:

  1. Определения прогнозной цены, цены госконтракта при проведении закупок по ГОЗ у единственного поставщика.
  2. Формирование прогнозной цены и НМЦК для осуществления заказов по ГОЗ.

Применение коэффициента распространяется на формирование прогнозных цен на разработку, изготовление, сервисное обслуживание, ремонт и утилизацию продукции, поставляемой по ГОЗ, а также товаров, работ и услуг, включенных в списки продукции с регулируемым ценообразованием.

Положения нормативной документации по гособоронзаказу не распространяются на закупку продуктов питания. НМЦК на соответствующий госзаказ должна определяться согласно ст. 22 44-ФЗ. Приоритетным способом расчета начальной (максимальной) цены является метод анализа рынка (ч. 6 ст. 22 44-ФЗ). На основании ч. 3 ст. 22, для расчета НМЦК с помощью сопоставимых рыночных цен госзаказчику необходимо использовать дефлятор для доведения до соответствующих значений данных о ценах товаров, работ или услуг.

Таким образом, использование коэффициента-дефлятора является обязательным при обосновании НМЦК в рамках действия закона 44-ФЗ.

Темп роста ВВП ко второму кварталу 2019 года может опуститься ниже 1 % к аналогичному периоду 2018 года. В целом на следующий год экономический рост ожидается на уровне 1,4% против 1,9% в 2018 году.

Такие выводы содержатся в обновленном макропрогнозе , направленном в правительство на этой неделе. Министерство обновило прогноз с учетом целей, поставленных президентом - говорится в сообщении ведомства. При этом в базовый сценарий прогноза (он используется для расчета бюджета) «в настоящий момент заложены предпосылки полной реализации разработанного правительством комплекса мер, направленных на обеспечение ускорения темпов экономического роста и улучшение демографической ситуации».

Отметим, что пока этот комплексный план известен лишь в общих чертах. В понедельник одобрила предложенное правительством повышение с 2019 года НДС с 18% до 20%. Также парламентом утверждены поправки в Бюджетный кодекс, предусматривающие создание Фонда развития инфраструктурных проектов объемом в 3,5 трлн руб. и усложняющий инвестиционный процесс механизмом «обоснования инвестиций». Так же в парламент внесены предложения об увеличении пенсионного возраста.

Тем временем Минэкономразвития объясняет замедление экономического роста в 2019 году прежде всего замедлением в следующем году реальных темпов роста заработных плат. Дело в том, следует из прогноза, что в 2018 году зарплаты росли слишком быстро и в следующем году этот рост замедлится. В 2018 году правительством были проиндексированы до целевого уровня оплата труда работников соцсферы, а также МРОТ был поднят до прожиточного минимума. Кроме того, в 2019 году индексация другим категориям работников бюджетной сферы будет проведена не с 1 января, а с 1 октября. «Отсутствие значимого давления на заработные платы со стороны бюджетного сектора обусловит сближение темпов роста реальных зарплат в частном секторе с темпом роста производительности труда». - прогнозируют в Минэкономразвития.

В результате темп роста реальных зарплат снизится с ожидаемых 6,3 % в 2018 году до менее 1 % в 2019 году.

Одновременно сократится и конечное конечное потребление домашних хозяйств с 3,5% до 2,6 % год к году в 2019 году.

«С другой стороны, на реальных темпах роста заработной платы, также как и на их покупательной способности, негативно скажется ускорение инфляции», - говорится в прогнозе. Причина роста инфляции - увеличение ставок НДС и она временная.

По данным Минэкономразвития «доля товаров и услуг, облагаемая базовой ставкой НДС, в потребительской корзине, оставляет 76 %. Соответственно, «счетный» вклад в инфляцию от увеличения базовой ставки НДС с 18 % до 20% оценивается в 1,3 п.п.».

В министерстве считают, что в следующем году будут происходить сразу два противоположных по направлению «вторичных эффекта»: «рост инфляционных ожиданий и частичная абсорбция эффекта повышения НДС за счет маржи производителей и продавцов, которые будут сопоставимы по масштабу».

Также вероятным эффектом роста инфляционных ожиданий уже в 2018 году станет «потребление впрок» товаров длительного пользования, на которые население будет ожидать роста цен. Минэкономразвития прогнозирует, что инфляция с текущих уровней ускорится до 3,1 % год к году уже в декабре 2018 года. Сдерживать инфляцию предлагается мерами денежно-кредитной политики ЦБ. И тогда инфляция на конец 2019 года составит 4,3 %, «что в целом является незначительным отклонением от целевого ориентира 4 %».

В макропрогнозе сделан вывод о том, что «по мере выхода из базы расчета вклада от повышения НДС инфляция, вероятно, опустится ниже 4 %». На конец 2020 года прогноз по инфляции составляет уже 3,8%. Далее, с 2021 по 2024 годы Минэкономразвития считает рост цен стабильным на уровне 4%.

А вот восстановление роста реальных зарплат не такое оптимистичное. В 2020 году рост возможен на уровне 1,5%. В 2021 году - 2,3%. А с 2022 по 2024 годы реальный рост зарплат ожидается на уровне 2,8% в год. То есть никаких явных индексаций оплаты труда правительственный пакет комплекса мер не предполагает.

Зато из макропрогноза Минэкономразвития следует, что для восстановления экономического роста «ключевым условием является перераспределение структуры расходов в пользу инвестиционных». На решение этой задачи будет направлен комплекс мер экономической политики, включающий как перераспределение расходов федерального бюджета в пользу инвестиционных и реализацию проектов инфраструктурного строительства с привлечением средств частных инвесторов.

Предполагается и создание условий для роста инвестиционной активности частного сектора. «Это будет достигаться с помощью обеспечения стабильных и необременительных условий для бизнеса» — говорится в макропрогнозе.

Под этим подразумевается, что бизнесу будут предложены стабильные налоговые условия, предсказуемое тарифное регулирование, снижение уголовно-процессуальных рисков предпринимательской деятельности и завершение реформы контроля и надзора.

Минэкономразвития также предполагает и снижение доли государства в экономике.

Кроме того, комплекс мер экономической политики будет включать мероприятия, направленные на создание источников долгосрочных сбережений в экономике. Это создание добровольной накопительной пенсионной системы и расширение линейки инструментов сбережения населения. Также ожидается переход от нейтрального банковского регулирования к стимулирующему.

«При успешной реализации всего комплекса мер экономической политики рост ВВП ускорится до уровня выше 3 % в период 2021-2024 годов», - говорится в прогнозе Минэкономразвития.

Отметим, такие показатели как нефть и курс доллара, на этот раз серьезного влияния изменение прогнозных показателей не оказывают. По расчетам Минэкономразвития в 2019 году курс доллара составит 63,2 руб\$, который подрастет к 2020 году только до 63,8 руб\$. Прогноз по курсу на 2021 - 64 руб\$ и на 2022 год - 64,7 руб\$. Только в 2024 году курс по ожидания вырастет до 68 руб\$.

Также спокойно в прогнозе оценивается и рынок нефти. В условиях достаточно уверенного роста мирового спроса странами-экспортерами нефти 23 июня было принято решение об увеличении добычи нефти до 1 млн. барр. в день.

В этих условиях прогнозируется, что объем добычи нефти в России составит 549 млн. тонн в текущем году в 2018 году, а в 2019 году увеличится до 555 млн. тонн и до 560 млн. тонн в 2020-2021 году. Снижать добычу Россия планирует только в 2024 году до 555 млн. тонн.

Тем не менее в базовый сценарий прогноза социально-экономического развития Минэкономразвития заложило снижение цен на нефть URALS до $63,4 в среднем за 2019 год.

В 2020 году цена ожидается на уровне $59,7 за баррель. А в 2024 году до $53,5.

Эти показатели в первую очередь повлияют на перераспределении бюджетных расходов, которые предварительно уже распределил между бюджетополучателями в конце июня.

Даже далеким от экономической теории людям хорошо известно, что такое инфляция – рост цен может почувствовать любой обычный россиянин, просто заглянув в кошелек. Но о том, что для ее измерения существует особый показатель, называемый индекс-дефлятором, знают немногие. Попробуем понять, что же это такое, для чего нужно и что будет с этим самым индексом в 2019 году.

Немного теории

Говоря сухим языком экономических словарей, индекс-дефлятор представляет собой ценовой индекс, который используется для пересчета текущих цен в цены базисного периода. Такой пересчет позволяет адекватно сравнивать сводные показатели (например, объем ВВП) за разные периоды и анализировать их динамику с поправкой на рост цен.

Существует устоявшаяся методика его расчета: номинальный ВВП в рыночных ценах текущего года, включающий в себя все конечные товары и услуги, производимые в стране, делится на реальный ВВП в ценах базисного года. Несмотря на простоту методики, на деле рассчитать индекс довольно сложно; как правило, этим занимаются органы официальной статистики.

Так, расчет российского индекс-дефлятора поручен Федеральной службе государственной статистики, однако прогноз по индексу для целей налогообложения находится в ведении Минэкономразвития. На этом показателе базируются выплаты по НДФЛ, ЕНВД, выплатам для предпринимателей на патентах и УСН, а также некоторые другие налоги и сборы.

Неудивительно, что ежегодных прогнозов Минэка с особым нетерпением ожидают представители бизнеса, на их основе планирующих свою налоговую нагрузку в будущем году. В конце октября в ведомстве в очередной раз определились с коэффициентами для бизнеса, на основании которых в 2019 году и будут начислять налоги для спецрежимов.

Официальные цифры

Показатель для исчисления сумм ЕНВД в новом году установлен на уровне 1,915 рублей, что на 2,5% выше, чем цифра предыдущего года – 1,868 рублей. Это значит, что даже если местные власти оставят без изменения множитель вида экономической деятельности, «вмененный» налог все равно вырастет минимум на 2,5%.

Что касается бизнеса на «упрощенке», индекс-дефлятор для целей его налогообложения установлен в размере 1,581 – однако на деле применять его вообще не придется. Дело в том, что индексация лимита доходов заморожена вплоть до 2020 года , так что умножать его на коэффициент в следующем году по-прежнему не нужно.

Аналогичную роль играет дефлятор и для патентной системы налогообложения, устанавливая верхний предел лимита потенциального дохода, в рамках которого свои лимиты регионы могут устанавливать самостоятельно. В 2019 году он будет равен 1,518 против прежнего 1,481. Это означает, что максимум годового дохода для получения патента будет равен 1,518 млн рублей.

Существуют свои дефляторы и для других налогов. Скажем, индекс для НДФЛ применяется в случае, когда необходимо рассчитать авансовые платежи по налогу для иностранцев на патенте – не слишком типичный случай. Что до налога на имущество физлиц, то рассчитанный ведомством дефлятор умножают на инвентаризационную стоимость недвижимости.

Наконец, используется подобный показатель и при определении размера торгового сбора – используя дефлятор, власти ежегодно индексируют ставку сборов для розничных рынков. Помимо индекса, размеры сбора зависят от вида объекта и его территориального расположения: в городской черте дороже.

Любая страна заинтересована в прогнозе инфляции, делая его важной составляющей экономической политики. При этом оптимальный уровень инфляции не является однозначным. С одной стороны, правительство должно стараться поддерживать инфляцию на уровне, стремящемся к понижению. Обесценение национальной валюты негативно сказывается на ведении бизнеса простыми гражданами. С другой, инфляция не должна снижаться более чем на 0,5% в год, что обеспечит государству стабильный экономический рост.

Инструменты экономической политики не всегда в силах повлиять на инфляцию, уровень которой зависит от многих факторов. Тем не менее какой будет инфляция в России в 2019 году волнует многих.

Факторы, влияющие на уровень инфляции

Стать причиной роста или падения уровня инфляции могут следующие факторы:

  1. Монополия со стороны государства на внешнюю торговлю, эмиссию денег и прочие расходы.
  2. Монополия со стороны профсоюзов, определяющая уровень заработной платы.
  3. Монополия со стороны крупнейших компаний на установление цен и издержек.

Кроме того, на то будет ли снижение или рост уровня инфляции влияют адаптивные инфляционные ожидания, отражающие поведение потребителей в условиях инфляции. Так, при инфляции потребитель и производитель ожидает дальнейшего повышения цен, поэтому «закупает впрок» себе в ущерб. Это приводит к дальнейшему росту цен.

Последние новости о прогнозе инфляции на 2019 год

Какая реальная инфляция ожидается в 2019 году волнует многих. В следующей таблице для оценки уровня инфляции как за предыдущие года, так и на ближайшую перспективу приведены официальные данные Росстата за 2008-2020 годы.

Прогноз инфляции на 2019 год по мнению экспертов

Не только официальные данные достойны внимания. Многие аналитики также вносят свою лепту в прогнозирование уровня инфляции. Так, можно рассмотреть предположения следующих экспертов:

  1. Центробанк РФ
  2. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство
  3. Министерство экономического развития
  4. Высшая школа экономики

Свое видение ситуации Центробанком РФ

Эксперты Центрального банка в лице его главы Эльвиры Набиуллиной считают, что к 2019 году инфляционный показатель достигнет уровня в 4%. Это говорит о том, что инфляция находится под государственным контролем, что подтверждается регулярным мониторингом цен по разным товарным группам. Что касается инфляционных ожиданий потребителей, то они останутся завышенными и в 2019 году.

Оценка со стороны Аналитического кредитного рейтингового агентства

С этой стороны наблюдается менее оптимистическая оценка, согласно которой рост ценовых показателей в 2019 году превысят запланированные Центробанком 4%. При этом основными факторами, которые приведут к такой ситуации, числятся:

  • санкционные ограничения;
  • рост тарифов и налогов;
  • трансформация конъюнктуры внешних рынков.

Аналитики агентства считают, что любая форс-мажорная ситуация может повлиять на инфляцию практически мгновенно, поэтому они не исключают рост цен в 2019 году на 4,4%.

Прогноз от Министерства экономического развития

Ведомство на регулярной основе делает выкладки по описанию текущей ситуации в стране и составлению прогнозов на перспективу, исходя из положения как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Большую роль в прогнозных значениях уровня инфляции играют котировки на нефть. Глава ведомства Максим Орешкин утверждает, что инфляция в 2019 году не превысит уровня в 2-3%.

Хотя многие эксперты сомнительно относятся к такому оптимистическому мнению. Они считают, что строить предположения только на прогнозе в подорожании нефти не целесообразно и недостаточно. Нужно принимать во внимание и другие не менее важные факторы.

Позиция Высшей школы экономики

Эксперты данного учреждения во главе угла ставят непрекращающиеся санкции в отношении России, которые не только оказывают влияние на экономический рост страны, но и на курс национальной валюты. В 2019 году по мнению Высшей школы стоит ожидать инфляцию на уровне 4,3%. Что примечательно: если никаких новых санкций не последует, то такая ситуация будет носить временный характер.

Инфляция в России в 2019 году
Инфляция в России в 2019 году: факторы, определяющие уровень инфляции, прогнозные значения на 2019 год от Росстата и видение ситуации со стороны разных аналитических структур.

Источник: g2019.su

Письмо Министерства экономического развития РФ от 25 ноября 2016 г. № 36144-АВ/Д03и “О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу”

Минэкономразвития России доводит показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее – Прогноз), одобренного на заседании Правительства Российской Федераций 13 октября 2016 года (протокол № 33, часть I) и размещенного на официальном сайте Минэкономразвития России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (далее – ГОЗ).

Применение данных показателей Прогноза следует осуществлять в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 29 апреля 2015 г. № 37 «Об утверждении порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности при прогнозировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» (далее – приказ № 37).

Показатели Прогноза, используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую ГОЗ, содержатся в следующих таблицах в составе Прогноза (прилагаются):

– инфляция (индекс потребительских цен – ИПЦ) – в таблице «Прогноз показателей инфляции и системы цен до 2019 г.»;

– индексы цен производителей и индексы-дефляторы – в таблице «Прогноз индексов дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности до 2019 г. (по полному кругу предприятий), в % г/г»;

– индекс изменения реальной заработной платы – в таблице «Основные показатели прогноза социально-экономического развития до 2019 года»;

– индексы изменения цен (тарифов) на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора – в таблице «Изменение цен (тарифов) на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора до 2019 года (в %, в среднем за год к предыдущему году)».

В целях применения индекса изменения номинального обменного курса рубля за один доллар США* сообщаем значения на 2017-2019 гг. (базовый вариант):

Письмо Министерства экономического развития РФ от 25 ноября 2016 г
Письмо Министерства экономического развития РФ от 25 ноября 2016 г. № 36144-АВ/Д03и “О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования

Источник: www.garant.ru

Прогноз инфляции для России на 2019 год

Прогнозирование инфляции – важный аспект экономической политики любого государства. С одной стороны, мероприятия, разрабатываемые правительством, должны привести страну к конкретному состоянию — такому, при котором инфляционный показатель будет демонстрировать устойчивый тренд к снижению. Обесценивание национальных денежных единиц всегда сопровождается ростом цен, что негативно сказывается на бизнесе и простых гражданах, вынужденных тратить больше денег на покупку товаров и оплату услуг.

С другой стороны, предпринимать меры по снижению инфляции в стране более чем на 0,5 процентных пункта в год не рекомендуется. Это особенно справедливо для экономик переходного типа, к которым относится и российская – небольшое обесценивание денег необходимо стране, чтобы обеспечить оптимизацию ресурсных потоков и сообщить государству экономический рост.

Конечно, полностью обуздать инфляцию при помощи инструментов экономической политики не получится. На нее воздействует такое число факторов, что Центробанк или Минэкономразвития просто не способны нивелировать действие каждого из них. Тем не менее, простых граждан больше волнует не процесс, а результат. Тем более сейчас, когда в России наблюдается не самая стабильная ситуация, а зарплаты попросту не успевают расти за ценами. Давайте узнаем, какой уровень инфляции в стране эксперты прогнозируют на 2019 год.

Прогноз от Центробанка РФ

Согласно заявлению, сделанному главой ведомства — Эльвирой Набиуллиной, — текущая ситуация с инфляцией характеризуется исторически низкими уровнями, которые приобретают системный характер. На 2018 год эксперты Центробанка прогнозируют инфляцию на уровне от 3,5 до 4%, пересмотрев свои прошлые выкладки в сторону повышения. В 2019 году, — считает глава ведомства, — показатель обесценивания денег будет приближен к отметке 4% в год.

Свои слова о том, что инфляция находится под контролем, Набиуллина подтверждает результатами мониторинга цен по различным группам товаров и территориальным единицам страны. Прогноз специалистов Центробанка настолько оптимистичен, что они даже спрогнозировали в 2018 году кратковременный скачок до 2%, поясняя это стабилизацией цен на товары продовольственной группы. Такой эффект — последствие инвестирования в сельскохозяйственную отрасль, которое помогло повысить ее производственный потенциал.

Однако долговременную стабилизацию инфляции в главном банке страны считают нецелесообразной. В случае, если она застрянет на данной отметке, будут приняты меры, чтобы «подтянуть» ее до прогнозного уровня (т.е. до 4%). Набиуллина также отметила, что инфляционные ожидания со стороны населения до сих пор остаются завышенными, в то время как бизнес больше доверяет правительству. В 2018 году большая часть участников рынка (около 60%) строит планы на основании четырехпроцентной инфляции, в то время как еще год назад по правительственным прогнозам работало не более 20% предприятий.

Прогноз Аналитического кредитного рейтингового агентства

Представители данной организации настроены менее оптимистично. Согласно их мнению, сложившаяся структура экономики страны все еще способствует проявлению шоков, поэтому вполне возможно, что рост ценовых показателей в 2019 году ускорится и превысит запланированные Центральным банком 4%. В качестве факторов, которые могут стимулировать проявление макроэкономических шоков, эксперты называют изменения конъюнктуры внешних рынков, возрастание налогов и тарифов, а также санкционные ограничения.

Представители Агентства считают, что достигнуть плановых инфляционных значений в 2017 году правительственным ведомствам помогли исключительно инструменты жесткой денежно-кредитной политики и неожиданные смены конъюнктуры в лучшую сторону. Однако любая форс-мажорная ситуация (вероятность возникновения которой АКРА считает крайне высокой — около 70%) мгновенно повлияет на инфляцию. По прогнозам аналитиков, в 2018 году цены вырастут примерно на 4,6%, а в 2019 году – еще на 4,4%.

Выкладки Министерства экономического развития

Представители данного ведомства регулярно выпускают аналитические отчеты, в которых описывают текущую ситуацию в стране и делают прогнозы на будущее, исходя из ситуации на внутреннем и внешнем рынках. В последнюю модель были заложены обновленные сведения, которые гласят, что нефтяные котировки будут составлять от 50 до 60 долларов за единицу физического объема.

Ранее прогноз учитывал, что нефть марки Urals будет стоить в среднем около 44 долларов США за баррель, однако уже сейчас цена поднялась до уровня в 68,50 долларов. Глава ведомства — Максим Орешкин, — сообщает, что объективная инфляция должна быть зафиксирована на отметке в 2-3%. При таких предпосылках в экономике страны возможен рост показателей на 1,8%, а бюджет уже к началу 2019 года станет профицитным (прогнозный уровень — 0,8%).

Впрочем, некоторые независимые эксперты уже раскритиковали такие оптимистичные выкладки. Аналитики полагают, что для реализации позитивного прогноза подорожания нефти будет недостаточно. Необходимо, прежде всего, разработать и внедрить стимулы для развития сектора обрабатывающей промышленности, увеличив ее долю в валовом продукте и статьях экспорта. Необходимо принять во внимание и другие факторы, к числу которых эксперты отнесли геополитику, санкционные ограничения и развитие мировой экономики.

Прогноз от Высшей школы экономики

Эксперты, представляющие «Центр развития» ВШЭ, считают, что недавно обновленный список санкций в отношении России существенно повлияет на курс национальной валюты и потенциал экономического роста страны. Согласно результатам экономического моделирования, проведенного специалистами Центра, уже в 2018 году нужно ожидать падения курса рубля по отношению к доллару США до уровня 60,5-61 рубль за единицу американской валюты.

Такой прогноз может сбыться, даже если нефтекотировки будут устойчивыми и составят около 67-68 долларов за баррель. Эксперты прогнозируют негативный тренд для экспортных показателей (снижение на 3 или даже 4 миллиарда долларов в 2018 и 2019 годах). Итоговое ослабление рубля приведет к заметному росту цен – уже в конце 2018 года нужно ждать инфляцию от 4,1 до 4,3%.

Впрочем, в Высшей школе экономики уверены: если новых санкций не последует, то эти негативные тренды будут носить временный характер. Но, увы, на стабилизацию инвестиционных потоков и устранение трудностей, связанных с выходом на внешний рынок, рассчитывать не приходится и в 2019 году.

Прогноз инфляции для России на 2019 год
Давайте узнаем, что пророчат эксперты и аналитики относительно уровня инфляции в стране на 2019 год!