Основной принцип рационального природопользования – соответствие экономической специализации и организации хозяйства и социального устройства общества природно-ресурсной обеспеченности (потенциалу) территории, средовосстановительной и ресурсовоспроизводящей функциям ландшафтов, их естественной способности противостоять оказываемым антропогенным воздействиям. Возникновение экологических проблем, предкризисных и кризисных ситуаций и экологических кризисов в связи с нерациональной социально-экономической ориентацией и ошибками в процессе принятия решений (специализации хозяйства, его размещения). Концепция устойчивого развития, провозглашенная на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году, как возможность совместить экономический рост (развитие), социальный прогресс и устойчивое состояние экосферы. Принцип сбалансированного развития. Категории систем природопользования по отношению к концепции устойчивого развития: 1. адаптивные – не создающие серьезных экологических нарушений и не сопровождающиеся разрушительными природно-антропогенными процессами и явлениями. Пример: подсечно-переложная система земледелия в сезонно-влажных субэкваториальных лесах (Юго-Восточная Азия, Конго); или – террасированное плантационное земледелие на склоновых землях (Ассам, Индия; Андалуссия, Испания).2. конструктивные – создающие техногенные комплексы, не свойственные природной среде, но устойчиво функционирующие в результате постоянного тщательного антропогенного контроля (городские и портовые комплексы Нидерландов, польдерные земли и др.).3. деструктивные – порождающие гамму природно-антропогенных процессов, снижающих продуктивность исходных природных геосистем, вызывающих деструкцию или деградацию ландшафтов, ускоренную эрозию, дефляцию, аридизацию и опустынивание, дигрессию кормовых угодий, дегумификацию продуктивного слоя почв и прочие негативные явления (системы земледелия на старопахотных земелях в условиях ослабленного применения мелиоративного комплекса, бесконтрольное сведение лесов). Уникальность рассматриваемого региона состоит в том, что его территория расположена в трех географических поясах (арктическом, субтропическом и умеренном) с суровыми климатическими условия-ми от полярных пустынь на севере до средней тайги - на юге. Рассматриваемая территория включает полярные пустыни, тундру, редкостойные леса и редколесья, северную и среднюю тайгу Природные ландшафты этой территории отличаются своеобразием и уникальностью. Для них характерны суровый климат с продолжительной зимой и коротким вегетационным периодом, сильная заболоченность, широкое распространение многолетней мерзлоты, малая биологическая продуктивность и низкое плодородие! почвЭколого-географическое положение рассматриваемой территории характеризуется тем, что она играет исключительную роль в сохранении экологического равновесия на планете, являясь зоной формирования глобальных атмосферных процессовРассматриваемая территория относится к четырем экономическим районам: Северному, Западно-Сибирскому, Восточно-Сибирскому и Дальневосточному. Значительная доля добывающих отраслей промышленности и высокая степень концентрации обрабатывающей промышленности в крупных индустриальных центрах - одна из основных отличительных черт Севера Традиционное природопользование (оленеводство, охота, рыболовство, промысел морского зверя, собирательство) играет важнейшую роль в жизни коренных этносов. В настоящее время явно недостаточное внимание уделяется роли территории этого типа природопользования как звена биосферного экологического каркаса, современной адаптации традиционных знаний и навыков неистощительного природопользования, которым обладают коренные этносы и старожильческое население региона. В данном случае под неистощающим природопользованием понимаются не только совокупность экологически обоснованных приемов эксплуатации природных ресурсов территории, но и отражение определенные мировоззренческих представлений, определяющих взаимоотношение человека и природы. Таким образом, традиционное природопользование жизнеобеспечение экологической основой устойчивого развития северных районов. Традиционное природопользование ведется, как правило, комплекснои включает в различных сочетаниях несколько отраслей хозяйства: северное оленеводство, охотничий и морской зверобойный промыслы, рыболовство, сбор дикоросов и лекарственных растений. В традиционный хозяйственный комплекс северных поселков входят также различные виды деятельности, связанные с переработкой продукции, полученной указанными выше отраслями, а также виды клеточного звероводства, если оно использует корма, получаемые от оленеводства и традиционных промыслов.К сожалению, в настоящее время имеются достаточно тревожные признаки деградации традиционного природопользования под воздействием многих факторов Резкое увеличение использования особо ценных биоресурсов, дающих продукцию высокой стоимости (например, осетровые рыбы, соболь). Некоторое увеличение в последние 10 лет относительной доли населения Севера. Фактически занятая в традиционном 59 хозяйстве часть людей была вынуждена включиться в него с самообеспечения продуктами питания после закрытия многих крупных предприятий и учреждений, а также, чтобы иметь основания для получения "родовых земель" с пастбищными и промысловыми угодьями.Промышленная экспансии . Вследствие отчуждения земель под промышленные объекты и загрязнения природной среды резко сократилась площадь, и ухудшилось качество пастбищных земель, заметно уменьшились запасы кормов, а также охотничьих угодий, традиционно рыбопромысловых мест, участков сбора дикоросов.
системы природопользования 7
-
Управление природопользованием
13
Экономические принципы управления
-
Управление природопользованием в регионе
-
Пути рационализации систем природопользования
18
Рационально использование природных ресурсов 19
Государственный контроль за охраной природы и природопользованием 28
Список использованных источников 30
Введение
В настоящее время
рационализация систем природопользования
имеет огромное значение для взаимоотношений
общества и природной среды. Именно
поэтому важно оптимизировать давление
человека на каждый уровень этих систем,
а для этого необходимо проанализировать
особенности каждого из них и составить
основные пути и программы рационализации.
Поэтому в своей курсовой
работе я постарался не только раскрыть
сущность каждой системы, но и найти
взаимосвязь между ними.
Начнем с того, что же такое системы природопользования? А.Г. Емельянов дает такое определение:
Системы природопользования – это исторически сложившиеся формы взаимодействия человека с природной средой, обусловленные особенностями этой среды и социально-экономической структурой общества. Они формируются под влиянием комплекса факторов: природно-ресурсного потенциала территории, географических, социально-экономических, культурных и исторических условий регионов. Сочетания этих факторов обуславливают большое разнообразие систем природопользования по направлению их специализации, организации производства, величине антропогенной нагрузки на природные комплексы, размерам и экологическому состоянию территорий.
Отсюда следует что система природопользования это взаимодействие, а значит этот вопрос можно рассматривать в контексте управления природопользованием. От особенностей системы зависят и способы управления территориями/ресурсами/частями структуры из которых она состоит.
Так как, система природопользования
это система «общество-природа», то важным становится
не только экологическое влияние человека
на окружающую среду, но экономическая
составляющая этого влияния.
Поэтому необходимо взаимно-адаптировать
общество к природе, в экономически
выгодное потребление ресурсов с минимальным
вредом для природы.
В последние десять лет
в экономике России стали формироваться
тенденции активного применения
экономических методов регулирования
охраны окружающей среды и использования
природных ресурсов. В первую очередь
об этом свидетельствуют введение платы за загрязнение
окружающей природной среды и использование
природных ресурсов, а также создание
соответствующих фондов по формированию
и использованию средств от взимаемых
платежей.
Подобные механизмы
уже существовали в международной практике управления природопользованием
и подтвердили свою эффективность. Основным
методологическим принципом установления
платы за загрязнение окружающей среды
был принцип "загрязнитель платит".
Под этот принцип подводились соответствующая
нормативно-правовая и методическая базы,
исходя из него решались
вопросы управления и контроля.
С 1988 г. заметно усилилась
работа по формированию экономического
механизма природопользования. Этому
способствовало создание специальных
служб - комитетов по охране природы на федеральном, республиканском,
краевом, областном, городском и районном
уровнях. В союзном и российском комитетах
по охране природы начали разрабатываться
нормативно-методические документы по
введению платы за загрязнение окружающей
среды. При этом нормативы платы включали
в себя затраты, связанные с частичной
компенсацией ущерба, возникающего при
загрязнении ОС. Однако новизна проблемы,
неотработанность ряда вопросов методического
характера, а также противодействие со
стороны промышленных министерств требовали
апробации данных предложений.
Классификация систем природопользования
В связи с данным в
начале курсовой работы определением,
предложен ряд классификаций
систем природопользования, которые
созданы с учетом
а) господствующей отрасли хозяйственной
деятельности;
б) особенностей территориальной
структуры систем природопользования;
в) иерархического уровня
территориальной структуры;
г) степени адаптивности
или деструктивности систем природопользования
по отношению к естественной среде
На основании первого
признака выделяют две группы систем
природопользования. Одна из них связана
с природой, которая выступает
как источник предметов труда
и потребления, как средство их производства
(сельскохозяйственные, лесохозяйственные, водохозяйственные, мелиоративные,
горно-промышленные, рекреационные системы
и др.). Вторую группу образуют системы
природопользования, соединенные с природой
опосредованно – через изъятые из нее
ресурсы. Они тесно связаны с перерабатывающими
отраслями производства (черная и цветная металлургия,
химическая и строительная индустрия
и др.)
Перерабатывая
огромные массы добытых природных
материалов, они
производят
большое количество отходов и
используют природу как
хранилище этих
отходов.
По особенностям территориальной структуры, обусловленной характером связи хозяйственной деятельности с природой, можно выделить четыре основные группы систем природопользования:
1. Фоновые системы, территориально широко использующие
при-
роду как
продуктивные угодья (сельскохозяйственные, лесохозяйст-
венные, промысловые,
мелиоративные, водохозяйственные,
рекреационные
и др.), тесно связаны с зональными
свойствами природ-
ной среды и
нуждаются в сохранении и развитии
необходимых им
воспроизводящих
свойств естественных ландшафтов.
2. Крупноочаговые
системы образуют ареальные, узловые
или
групповые типы
отраслей природопользования, добывающих,
исполь-
зующих и
перерабатывающих природный материал
(горнодобыча,
энергетика, металлургия,
лесопереработка и др.). В тех
ландшафтах, где
они размещаются,
кроме запасов добываемого сырья,
важное значение
имеют рельеф и
грунты, возможности водоснабжения
и водоочищения, т.
е. ландшафт для
них – это место функционирования
крупных инженерных
сооружений
и размещения массовых отходов производства.
3. Очаговые системы природопользования связаны
с размеще-
нием населенных
пунктов и используют переработанный
материал при-
роды для
производства так называемой «конечной»
продукции. При этом,
как правило, предъявляются
менее жесткие требования к природе как к
месту размещения
производства, но возникают проблемы
с переработкой
отходов.
4. Дисперсные системы, для которых определенное
сочетание
природных свойств
ландшафта – главное условие
их размещения в
данном месте.
Включают некоторые виды рекреации, заповедное дело,
научные исследования
природных объектов, бальнеологию,
особо тонкие
и точные производства
в ряде промышленных областей. Такие
виды
деятельности
теснее других связаны с особенностями
природных
условий и максимально
заинтересованы в их сохранении.
Примером специализированного
(фонового и очагового) приро-
допользования
может служить формирование на основе
следующих
хозяйственных
систем: крупных минерально-ресурсных
провинций и отдельных месторождений полезных
ископаемых, крупных водохо-
зяйственных комплексов, промышленных
лесных массивов и др.
Формирование
особых типов природопользования урбанизиро-
ванных территорий
(города и промышленно-городские
агломерации), с
высокой степенью
концентрации крупной промышленности,
энергети-
ческих объектов, городской застройки, транспортной
сети, определяются
как центры крупно-
и мелкоочагового природопользования.
Также ис-
пользуется
термин «селитебное» природопользование.
Для удобства использования
наиболее часто выделяют следую-
щие основные отрасли природопользования:
эксплуатация
минеральных ресурсов (добыча полезных
ис-
копаемых, или
недропользование);
водопользование;
эксплуатация
почвенных ресурсов (сельское хозяйство,
градо-
строительство,
складирование отходов и т. д.);
эксплуатация
биотических ресурсов (лесопользование,
рыбо-
ловство, охотничье
хозяйство и др.)
эксплуатация
рекреационных ресурсов;
особо охраняемые
природные территории.
Подводя итог, можно
констатировать, что вся человеческая
дея-
тельность в
той или иной степени является элементом природополь-
зования так
как осуществляется в единофункционирующей
системе –
биосфере и
использует ее природные ресурсы
и условия.
Организационная структура и функции системы природопользования
В нашей стране сформировалась к настоящему времени определенная система природопользования, представленная совокупной деятельностью специальных организаций, отраслевых, ведомственных учреждений и направленная на реализацию мероприятий по охране, использованию, воспроизводству природных ресурсов и объектов. Эта система выполняет специфические функции, имеет свои особенности.1) Процесс непосредственного
использования природных ресурсов
связан с получением продукции
и это представляет собой сферу
материального производства.
2) Одновременно народнохозяйствен ная система природопользования
выполняет социальные, экологические
функции (улучшение условий труда, быта,
проживания людей, развития личности).
3) Основой функционирования
народнохозяйственной системы природопользования
является государственный план экономического и социального
развития страны. Начиная с 1975 г. в системе
государственного плана экономического
и социального развития планируется специальный
раздел "Охрана природы и рациональное
использование природных ресурсов".
Существующая система природопользования объединяет следующие 5 интегрированных государственных подсистем:
1) Наблюдение и контроль
за состоянием природной среды;
2) Информационная и
технико-экономическая подсистема,
связанная с обработкой и анализом
данных (мониторинга);
3) Использование, охрана,
воспроизводство природных ресурсов
(производственная и непроизводственная
сферы народного хозяйства);
4) Исследований взаимосвязей
в системе "общественное производство
- природная среда";
5) Планирование и управление
природопользованием.
Сама система природопользования
постоянно совершенствуется, развивается
и происходит этот процесс в соответствии
с законами по природопользованию (Конституция,
законы и законодательные акты, постановления,
решения).
Элементы народнохозяйственной системы природопользования взаимосвязаны,
взаимообусловлены, дополняют друг друга,
но в то же время каждое звено, каждая подсистема
выполняют специфические функции и решают
свой круг задач.
Основные функции специальных
органов народнохозяйственной системы рационального природопользования обусловлены
задачами, на решение которых ориентирована
их специфическая деятельность. Параллельно
осуществляется наблюдение санитарной
службой Минздрава и на этой основе совершенствуются
санитарно-гигиенические нормы.
Центральным органом государственного управления
и контроля в области рационального использования
природных ресурсов является Министерство
экологии и природных ресурсов. Минприрода
осуществляет возложенные на него функции
совместно с соответствующими подразделениями
Совмина. Так, Госкомприрода РСФСР призван
осуществлять руководство в области экологии
и природопользования деятельностью эколого-ресурсного
блока Совета Министров РСФСР, куда входят:
Госкомитет РСФСР по геологии и использованию
топливно-энергетических и минерально-сырьевых
ресурсов, Министерство лесного хозяйства.
Комитет по водному хозяйству при СМ РСФСР,
Комитет по гидрометеорологии при СМ РСФСР,
Госкомитет РСФСР по земельной реформе.
Госкомитет РСФСР по ликвидации последствий
аварии на Чернобыльской АЭС.
Основной задачей Минприроды
является проведение единой научно-технической
политики в области экологии и
природопользования.
Функция Минприроды заключается
в осуществлении государственного
контроля за состоянием природной среды
и ее использованием. На Госкомприроду возлагается вся полнота
ответственности за охрану природы, организацию
рационального использования и воспроизводства
природных ресурсов в стране и соответственно
его подразделениями на местах, в то же
время не подменяя министерства, ведомства,
исполкомы Советов народных депутатов,
объединения, предприятия и организации
в их деятельности по охране природы и
улучшению использования природных ресурсов.
В соответствии с этим на Минприроду возлагаются
функции по: - осуществлению комплексного
управления природоохранной деятельностью
в стране, разработке и проведению единой
научно-технической политики в охране
природы и рациональном использовании
природных ресурсов, координации деятельности
министерств, ведомств в этой области;
- государственному контролю за использованием и охраной земель,
поверхностных и подземных вод, атмосферного
воздуха, растительного (в том числе лесов)
и животного мира (в том числе рыбных запасов),
морской среды и природных ресурсов территориальных
вод, континентального шельфа и экономической
зоны, а также общераспространенных полезных
ископаемых;
- подготовке и представлению
предложений по вопросам охраны
природы и рациональному использованию
природных ресурсов для включения
их В проекты Концепции и
Основных направлений экономиче ского и социального развития, планов
экономического и социального развития
регионов. Министерство организует контроль
за выполнением соответствующих заданий,
предусмотренных в Основных направлениях
и планах;
- разработке предложений
по совершенствованию экономического механизма природопользования,
экологических нормативов, правил и стандартов
по регулированию использования природных
ресурсов и охране природной среды от
загрязнения и других вредных воздействий.
Министерство утверждает указанные нормативы,
правила и стандарты;
- подготовке долгосрочных
государственных целевых программ
по охране природной среды
и рациональному использованию
природных ресурсов и представлению
их в Совет Министров, согласование
территориальных комплексных схем
охраны природы и использования природных ресурсов, имеющие
общереспубликанское и межреспубликанское
значение;
- осуществлению государственной
экологической экспертизы генеральных
схем развития и размещения
производительных сил страны
и отраслей народного хозяйства,
контроля за соблюдением экологических норм
при разработке новой техники, технологии,
материалов и веществ, а также проектов
на строительство (реконструкцию) предприятий
и иных объектов, оказывающих воздействие
на состояние окружающей среды и природных
ресурсов. При этом Министерство должно
ориентироваться прежде всего на такой
решающий фактор улучшения деятельности
по охране природы, как широкое применение
во всех отраслях народного хозяйства
малоотходных и безотходных технологий
и других достижений научно-технического
прогресса, обеспечивающих рациональное
природопользование;
- выдаче в установленном
порядке разрешений на захоронение
(складирование) промышленных, бытовых
и иных отходов, выбросы вредных
веществ в окружающую среду,
на специальное водопользование,
на пользование животным миром и потребление
атмосферного воздуха для производственных
нужд; предоставление недр в пользование
для проведения геологоразведочных работ,
утверждение расчетной лесосеки и контроль
за отводом земель под все виды хозяйственной
деятельности;
- руководству заповедным
делом и осуществлению государственного
контроля за ведением охотничьего
хозяйства в стране, также ведение
государственного кадастра животного
мира;
- организации распространения
знаний о природе среди широких
слоев населения, работы по воспитанию граждан, и
особенно молодежи, в духе бережного отношения
и любви к природе;
- планированию и осуществлению
сотрудничества по вопросам охраны
природы с зарубежными странами
и международными организациями,
координации работы министерств и ведомств по выполнению обязательств
страны, вытекающих из международных договоров
по охране природы и рациональному использованию
природных ресурсов, изучение, обобщение
и распространение международного опыта
в этой области.
Госстандарт по согласованию с Минприродой, Минздравом и др.
разрабатывает единые экологические нормы,
нормативы и требования по рациональному
природопользованию, следит за метрологическим
обеспечением контроля загрязнения атмосферы,
гидросферы.
Госстрой обеспечивает
проверку соблюдения в проектно-сметной документации
требований по охране окружающей среды
и рациональному использованию природных
ресурсов;
- осуществляет руководство
разработкой и просмотром нормативных
документов по проектированию
и застройке городов и населенных
пунктов (а также по проектированию и строительству
сооружений для водопровода и канализации),
сооружений для очистки вредных выбросов
в атмосферу при одновременном снижении
стоимости производства;
- при участии Минприроды
разрабатывает методические указания по составлению территориальных комплексных
схем охраны окружающей среды;
- предусматривает наличие
в проектах по строительству
и реконструкции предприятий
и сооружений широкое применение
малоотходной технологии, безводных
технологий, оборотного, бессточного водоснабжения, других прогрессивных
методов защиты природы;
- обобщает опыт проектирования,
строительства и эксплуатации
газоочистных, пылеулавливающих установок,
очистных сооружений с учетом
достижений передовой отечественной,
зарубежной техники и технологи и;
- осуществляет НИОКР
по защите жилых районов от
шумов промышленности и транспорта.
Минздрав (совместно с
Минприродой):
- осуществляет государственный
контроль за проведением мероприятий,
направленных на предупреждение
и ликвидацию загрязнения природной среды (воздуха, почв, воды, используемой
для пищевых, бытовых и рекреационных
целей);
- систематически изучает
влияние ядохимикатов на водные
организмы и почву, человеческий
организм, определяет ПДС, ПДВ,
ПДК;
- осуществляет государственный
контроль за рациональным использованием водных
ресурсов, за проведением мероприятий
по ох-
ране водоемов от загрязнения,
контролирует работу очистных сооружений.
Мингеология обеспечивает:
- проведение гидрогеологических
исследований, разработку гидродинамических
моделей основных регионов страны с целью
управления ресурсами подземных вод.
Министерством геологии
создан межотраслевой комплекс НТ "Геос"
для выявления, изучения и рационального
использования месторождений.
Госкомгидромет осуществляет
наблюдение за загрязнением природной среды и его последствиями.
Госкомстат:
- утверждает по согласованию
с Минприродой формы и инструкции
по проведению на предприятиях,
организациях инвентаризации источников
выбросов вредных веществ и
отходов;
- обеспечивает разработку
и представление соответствующим государственным
органам статистической отчетности, характеризующей
выполнение заданий по рациональному
использованию природных ресурсов, предусмотренных
планом экономического и социального
развития;
- устанавливает порядок
организации проведения учета отходов, которые
в дальнейшем могут быть использованы
в качестве вторичных материальных ресурсов.
Банк информации в
настоящее время дополняется
данными путем инвентаризации источников
образования, путей использования
вторичных ресурсов образования, путей использования вторичных
ресурсов в народном хозяйстве. В настоящее
время статистическая отчетность не охватывает
учет всех отходов.
Государственное планирование
и управление - одно из центральных
звеньев в народнохозяйственной
системе по охране природы и рациональному использованию
природных ресурсов. Руководство и координацию
деятельности этой подсистемы осуществляет
Совет Министров по следующим направлениям:
- разработка и утверждение
показателей и формы планирования;
- рассмотрение предложений местных органов управления;
- утверждение схем
комплексного использования и
охраны природных ресурсов;
- обеспечение разработки
схемы развития и размещения
производительных сил (РПС), мероприятий
по рациональному использованию
природных ресурсов;
- осуществление единой
научно-технической политики в
области рационального использования
природных ресурсов;
- увеличение производства
природоохранного оборудования, аппаратуры;
- рассмотрение крупных
проблем преобразования природной
среды;
- соблюдение экологических требований при РПС, строительстве
и реконструкции предприятий.
В законодательном порядке
Комитет Верховного Совета осуществляет
общее руководство всей системой
органов планового управления по
охране природы и рациональному
использованию природных ресурсов, а в хозяйственном строительстве
- Минприрода совместно с экологическим
блоком Совета Министров.
Для определения комплексных
мероприятий по рациональному использованию
природных ресурсов, предупреждения
негативных последствий деградации
природной среды, эффективного использования
природных ресурсов в народном хозяйстве
разрабатываются территориальные схемы
охраны природы:
- министерства и ведомства
- по городам, крупным промцентрам,
природная среда в которых
загрязняется преимущественно предприятиями данного министерства или ведомства;
- местные органы управления
- по территории краев, областей,
по отдельным природным комплексам,
крупным городам, промышленным
центрам, природная среда в
которых загрязняется предприятиями
различных министерств;
- Минприродой и Госкомгидрометом - по отдельным
регионам, расположенным на территориях
нескольких автономных республик. Эти
схемы разрабатываются за счет средств
госбюджета Советами Министров. Капвложения
на строительство объектов, предусмотренных
схемами выделяются в планах отдельной
строкой.
Совокупность правовых
средств, используемых для достижения
указанных целей, составляет правовую
основу охраны природных ресурсов.
Эти средства включают создание и
применение соответствующих законов
и других правовых актов, установление запретов и дозволений,
всестороннее обеспечение исполнения
правовых требований охраны и рационального
использования природных ресурсов, контроль
за их соблюдением и осуществление юридических
санкций в случае их нарушения,
Так как охрана природных ресурсов обусловлена взаимосвязью
природных ресурсов (вспомним определение
объекта природопользования), так и обеспечение
правовой охраны их обусловлено взаимодействием,
взаимообусловленностью законов и правил
о рациональном использовании отдельных
природных ресурсов (примеры: лес, почва,
вода, воздух...).
Правовые основы рационального
природопользования обусловлены нормами
и положениями советских специальных
законов об охране и рациональном
использовании природных ресурсов.
Они подразумевают не только охрану естественных богатств (земли,
недр, вод, лесов) от бесхозяйственного
отношения к ним и расточительства, но
также такое их использование, которое
предотвращает их количественное и качественное
истощение, обеспечивает их воспроизводство
(при необходимости восстановления) для
перспективного использования. На основе
законодательных документов правительство
осуществляет свои контрольные регулирующие
функции во взаимодействии системы "общественное
производство - природная среда".
Кроме названных законодательных актов, издаваемых Верховным
Советом, в автономных республиках имеются
специальные законы об охране природы,
постановления, положения, инструкции,
регламентирующие рациональное природопользование
в целом и по отдельным ресурсам, объектам
природопользования. Они издаются Советами
Министров автономных республик, отдельными
министерствами. Существенна роль в рациональном
природопользовании местных Советов.
Законами, Постановлениями, распоряжениями,
инструкциями определяются:
- объекты природопользования, объекты охраны;
- требования и нормативы
рационального природопользования;
- способы, действия
по их эксплуатации;
- запрещающие условия,
действия, способные причинить ущерб
природным ресурсам и объектам;
- уголовная, административная
ответственность за нарушение законов и норм рационального
природопользования.
Названные правовые, государственные
документы определяют порядок и
условия предоставления природных
ресурсов и объектов для эксплуатации
предприятиям, организациям, в том
числе колхозам, финансирование природоохранных мероприятий
осуществляется в основном за счет средств
природопользователей.
Управление природопользованием
Управление природопользованием
представляет собой воздействие
на сплошную систему взаимосвязей между
обществом и природной средой с целью упорядочения, организации
удовлетворения потребностей в природных
ресурсах, свойствах, качествах объектов
природы при одновременном сохранении
и возможном приумножении ПРП. Исходя
из объекта воздействия, сложностей названных
взаимосвязей в объекте воздействия, процесс
управления может быть действенным, наиболее
соответствующим поставленным целям при
условии, что он будет иметь научный характер,
т.е. основываться на познании и использовании
объективных закономерностей.
В силу того, что процесс управления природопользованием непосредственно
объединяет особенности развития двух
разнокачественных по характеру процессов
(развитие природы как объективной реальности
и развитие общества), то и достижение
цели предполагает учет этих особенностей,
учет разнообразных факторов, оказывающих
влияние на процесс взаимосвязи в сложной
системе " общество - природная среда".
Поэтому процесс управления природопользованием
(научно объективного) предполагает объективную
необходимость прогноза возможных последствий
воздействия в этой системе взаимодействия:
общества на природную среду и природной
среды на общество. Это особенно важно
в условиях НТР, в условиях которой масштабы
воздействия общества на природную среду
соизмеримы с масштабами явлений, происходящих
в самой природной среде. Имеется в виду
способность воздействия общества вызвать
глобальные изменения в качественных
и количественных характеристиках баланса
веществ, энергия в природе как в планетарном
аспекте, так и локально (парниковый эффект,
"озонные дыры", исчезновение или
возникновение огромных участков песо-
и травостоя, пустынь, степей, перемещение
огромных масс воды и их локализация во
времени и в пространстве в виде хранилищ
и водных поверхностей...
Научно обоснованное
управление процессами воздействия на природную среду должно учитывать
еще одно обстоятельство - природная среда
имеет определенный запас, предел, порог,
способность самовосстанавливаться. самоочищаться,
саморегулироваться при "возмущающих
воздействиях", не превышающих этот
предел. Но так как в условиях нарушения
темпов и пропорций в этом масштабе "возмещения"
и возможностями саморегулирования природной
среды уже наметились тенденции в деградации
природной среды, то очевидно, что управление
воздействием на природную среду должно
переходить на следующую ступень от ограничения
воздействия к рациональному преобразованию,
рациональному приспособлению человеческой
деятельности к особенностям природной
среды. Т.е. становится объективной необходимостью
в этих условиях организация целенаправленной,
сознательно организованной деятельности
(вместо стихийных мер и попыток) по воздействию
на природную среду на основе научного
предвидения возможных изменений и последствий
(планирования действий и прогнозирования
последствий). О степени объективности,
оптимальности принимаемых управленческих
решений можно судить исходя из степени
познания свойств природы, степени развития
средств учета и контроля ресурсов и свойств,
качеств природной среды и соответствия
в темпах, пропорциях использования природных
ресурсов, свойств и качеств природной
среды и темпах их восстановления, воспроизводства.
Исходя из объективных
принципов диалектики достигнуть, восстановить
абсолютные (первозданные, созданные
природой) качественные состояния природной
среды невозможно, а можно только приблизиться к ним, также нельзя
абсолютно познать свойства и качества
природной среды раз и навсегда, ибо этот
процесс бесконечный, то должны быть определены
и основные принципы (выработанные обществом
руководящие положения) оптимального
управления процессом природопользования,
т.е. максимально соответствующие достигнутому
уровню знаний о природе и возможностям
человека, удовлетворяющие определенным
ограничениям, критериям. Среди возможных
принципов необходимо назвать следующие:
1. Управление природопользованием - неотъемлемый, необходимый,
обязательный элемент в общественном
развитии.
2. Управление природопользованием
должно осуществляться теми же
темпами и средствами, что и
так называемое "основное производство",
с помощью достижений НТП.
3. Управление природопользованием основывается
на понимании непрерывности этого процесса
во времени и пространстве, с учетом взаимосвязи,
взаимообусловленности отдельных компонентов,
элементов природного комплекса, отдельных
природных ресурсов, от-
Дельных свойств и качеств,
4. Природные ресурсы
и объекты не совпадают с
исторически сложившимися административно
- хозяйственно обособленными территориями
и не совпадают с их границами
(например, на территории крупного
регионального хозяйственного комплекса
могут функционировать несколько целостных объектов
природы: отдельны водные объекты, отдельные
лесные массивы или же они распространяются
по территориям нескольких региональных
хозяйственных комплексов).
5. Природные ресурсы
и объекты в отличие от продуктов
труда, не созданы человеческим трудом, они не
могут быть полностью присвоены отдельной
личностью, группой лиц, коллективом, это
достояние, благо, богатство всего человечества.
Степень распространения собственности
на них - условное понятие, явление.
6. Оптимизация управления природопользованием предполагает
учет разделения труда (территориальное,
общественное, международное, объединение
усилий, согласованность, сотрудничество)."
7. Системность во времени
и пространстве учета, контроля,
наблюдения за динамикой количественных и качественных характеристик,
показателей балансов ресурсов.
8. Заинтересованность
и обязательную ответственность
(материальную, моральную, административную,
уголовную) за выполнение законодательной
основы природопользования на
всех уровнях управления (регион, республика, государство,
международные соглашения). Отсутствие
или недостаточное воздействие мер ответственности
во многом определяют сегодня большое
количество аварий, технологических катастроф
с последствиями, разрушениями, сопоставимыми
с ведением военных действий. Применительно
к процессу развития форм, методов, принципов
управления природопользованием в нашей
стране следует говорить о формирующейся
системе.
Даже в этом случае
нельзя окончательно утверждать об абсолютном
праве отдельных людей распоряжаться этой продукцией, так
как продукция природопользования стала
"продукцией", товаром в меру приложения
труда к естественному телу, силе, веществу,
энергии природы или в меру затраченного
труда; объекты природы оказывают услуги
в процессе воспроизводства главной производительной
силы, в развитии, формировании личности,
и эти услуги невозможно присвоить кем-либо.
В этом смысле нельзя назвать
сколько-нибудь приближенными к
принципам оптимальности тенденции
использования природных ресурсов
и объектов, сложившиеся между отдельными группами
стран и в нашей стране, в том числе имеется
в виду тот факт, что так называемые развитые
страны навязывают остальным развитие
и размещение на их территории преимущественно
добывающих отраслей, производств по первичной
обработке сырья, т.е. "грязные циклы",
приводящие к возникновению экологически
опасных ситуаций с последствиями.
Министерство природопользования
и охраны окружающей среды пока не
имеет утвержденного статуса, не
определены функции, положение и
самое главное - не определено место в имеющейся
действительности организации природопользования.
Объективно то, что необходимо выполнение
самостоятельных хозяйственных функций
по рациональному использованию природных
ресурсов и воздействие на отрасли и их
предприятия в этом аспекте, нужны организации,
наделенные полномочиями распоряжаться
природными ресурсами от имени общества
и на экономической основе строить отношения
по поводу природопользования со всеми
участниками. Управление природопользованием
призвано упорядочить взаимоотношения
между владельцем природных ресурсов
и объектов (государство и наделенные
этими полномочиями распорядиться местные
органы хозяйственного управления), мятными
органами системы Минприроды, потребителями
и пользователями природных ресурсов
и объектов в регионе, таким образом предполагается
развитие системы управления со следующим
примерным содержанием формами и методами.
Критериями оптимальности
системы управления природопользованием
являются:
- социально-экономические: удовлетворение потребностей
в природных ресурсах, свойствах и качествах
объектов природы, в том числе лучших условиях
труда и проживания людей;
- экологические: сохранение
и приумножение природно- ресурсного
потенциала в регионах, в стране
в целом.
Управление природопользованием
как целенаправленное воздействие
на систему "общество - природная
среда" с целью оптимизации
их взаимосвязей предполагает оценку
ПРП, планирование (понимая под этим
установление необходимых темпов и
пропорций между составляющими процесса рационального природопользования)
и научного прогнозирования в названной
системе взаимосвязи.
Основными способами, средствами
достижения поставленной цели являются:
технический (технологический), экономико-правовой,
организационный.
Содержание технического
(технологического) способа: совершенствование
технологии производства на основе внедрения
малоотходных технологий с последовательно-повторным
использованием природных ресурсов, свойств
и качеств объектов природы; совершенствование
средств и предметов труда путем внедрения
достижений НТП.
Экономические принципы управления природопользованием в регионе
Основу экономических
принципов управления природопользованием
в регионе составляет возмездность
природопользования путем создания
целевых экологических фондов, внедрения
системы платежей за природопользование,
выбросы и сбросы загрязняющих веществ, неиспользуемые отходы, внедрения
системы санкций за нарушение природоохранных
норм, правил и решений местных Советов.
Платежи за выбросы (сбросы)
загрязняющих веществ
Нормативы платы устанавливаются
за:
- выброс в атмосферу
загрязняющих веществ;
-
сброс в водные объекты загрязняющих веществ. Устанавливаются два вида нормативов платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду;
и другие нормативы.
Управление природопользованием в регионе в новых условиях хозяйствований
В становящихся новых условиях социально-экономического
развития страны, республик, отдельных
регионов пересматриваются, переосмысливаются
и концепции природопользования. Взамен
жестко регламентированной чрезмерно
централизованной административно-командной
политики в области природопользования
намечаются тенденции приоритета экономических
подходов. Развитие принципов хозяйственного
самоуправления, относительной экономической
самостоятельности обусловливают концепцию
возмездности природопользования, экономическую
направленность природопользования. Сущность
последнего в основном сводится к двум
основным моментам: платежи (налоги) за
загрязнение окружающей среды (получившие
в настоящее время наибольшее распространение
в западноевропейских странах) и экономическое
регулирование (вплоть до торговли) разрешением
на выброс загрязнений.
Система налогов, имеющая
целью борьбу с загрязнением окружающей
среды, действует в настоящее
время во Франции, Италии, Германии,
Нидерландах (налоги на сброс недостаточно-очищенных
сточных вод). За счет этих поступлений во Франции и Нидерландах
финансируются программы улучшения качества
воды. Менее распространена система налогов
на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
Здесь можно предположить одно только
обстоятельство - более глобальный характер
взаимодействия, распространения воздушных
масс и связанный с этим процесс более
интенсивного разбавления выбросов по
сравнению с водными ресурсами. Это создает
видимость меньшего воздействия выбросов
на воздушный океан. Интересен в этом отношении
опыт Швеции, демонстрирующий возможность
стимулирования покупки в этой стране
автомашин с нейтрализационными установками
по очистке выхлопов, выбросов.
Пути рационализации систем природопользования
В системах, тесно связанных с природной средой, важнейшая задача рациональной организации производства состоит в том, чтобы сохранить и увеличить силу природы, обеспечить сохранения и развитие её ресурсовоспроизводящих свойств, разумнее использовать накопленное природой богатство. В системах, менее связанных с естественной средой, рационализация должна заключаться прежде всего в уменьшении техногенного воздействия на природу путем внедрения ресурсо-сберегающих, малоотходных и утилизационных технологий, природосберегающего комплексирования и размещения производств, очистных технологий, т.е. всего того, что снижает расходование природных ресурсов на единицу готовой продукции.
К путям рационализации относятся мероприятия по снижению ресурсо- и землеемкости производства и соответственно величины антропогенной нагрузки на природные системы. Они включают в себя:
А) разработку региональных
вариантов специализации, кооперации
и комбинирования промышленных и
агропромышленных предприятий по принципу
минимизации размеров ресурсо- и
энергопользования, увеличения возможности
повторного использования отходов
производства, их очистки и нейтрализации,
т.е. в целом сокращения массообмена между
производством и природой;
б) поиск рационального
сочетания производств по комплексному
использованию сырья, топлива, энергии
с учетом возможностей совместной очистки
однотипных выбросов, стоков и твердых
отходов, их утилизации и использования,
что позволяет снизить региональную
ресурсоемкость и отходность производства;
в) поиск сочетания производств,
предупреждающих возникновение эффекта
суммации и аккумуляции выбросов и сбросов
в атмосфере и водоемах и, напротив, обеспечивающих
их взаимную нейтрализацию. Что дает возможность
снизить суммарный выброс отходов в природную
среду;
г) разработку региональных
вариантов территориального развития
промышленно-урбанистической, сельскохозяйственной,
транспортной, социальной инфраструктур
по принципу снижения общей площади нарушенных
земель с использованием идей функционального
зонирования, полифункционального использования
территории, создания «коридоров развития»,
«полимагистралей».
Рациональное использование природных ресурсов
Возобновляемые
ресурсы, до определенного предела,
способны
естественным
путем восстанавливаться, но длительная
история их
эксплуатации
привела к существенным изменениям
природных осо-
бенностей ресурсов
и, прежде всего, к их способности
самовосстанав-
ливаться. Еще
острее стоит проблема с исчерпанием
невозобновляемых
ресурсов, а
также с накоплением в природной
среде огромного количества
отходов производства
и потребления. Все это свидетельствует о
нерациональном
природопользовании.
В отличие от
этого, рациональное природопользование – это
высокоэффективное
хозяйствование, не приводящее к резким
изменениям
природно-ресурсного
потенциала, к которым социально- экономически
не
готово человечество, и не ведущее
к глубоким переменам в окружающей
человека природной
среде, наносящим урон его здоровью
или угрожаю-
щим самой его
жизни.
Система деятельности
рационального природопользования
призвана обеспечить
экономную эксплуатацию природных ресурсов и
условий и наиболее
эффективный режим их воспроизводства
с учетом
перспективных
интересов развивающегося хозяйства
и сохранения
здоровья людей.
Главный принцип
рационального природопользования
– эконо-
мическая специализация
и организация хозяйства, социальное устройст-
во общества
должны соответствовать природно- ресурсной
обеспе-
ченности (потенциалу)
территории, ресурсовоспроизводящей и
средо-
восстановительной
функциям экосистем, их естественным способностям
противостоять
антропогенным воздействиям.
Необходимыми
элементами рационального природопользования
являются:
оптимальные
режимы потребления видов ресурсов
и их комп-
лексное использование;
учет скорости
и объемов возобновления ресурсов;
управление простым
и расширенным воспроизводством ресурсов;
сохранение качества
используемого ландшафта (экосистемы);
блокирование
и ликвидация негативных последствий
изъятия
природного
ресурса;
организация
наиболее экономичных и рентабельных
производств с
учетом естественного
функционирования и динамики экосистем.
Пути рационального
использования природных ресурсов:
1. Инвентаризация
и создание кадастров природных
ресурсов.
2. Экологизация
технологических процессов.
Безотходное
производство – это такая организация
ресурсных
циклов на основе принципов взаимосвязи и
замкнутости,
при
которых отходы одних производств
используются в качестве
сырья
для других, что обеспечивает их
полную утилизацию. Однако,
в подавляющем
большинстве производств образование
тех или
иных
отходов неминуемо. Реальной целью
является переход к
малоотходному
производству, характеризующемуся максимально
возможной
утилизацией выбросов.
3. Смягчение
негативных последствий хозяйственной
деятель-
ности человека.
Природно-ресурсный
потенциал территории составляет сово-
купность приуроченных к ней природных ресурсов,
совместная экс-
плуатация которых
технически возможна, экономически целесообразна
и экологически
допустима. Под экологическим
потенциалом пони-
мается степень
комфортности природных условий
и экологической
обстановки
на оцениваемой территории. Экологический
потенциал
территории
отражает условия развития поселений
и формирования систем
расселения.
С позиций рационального
природопользования, природно-ресурсный
потенциал –
это не абсолютно предельный запас
ресурсов, а только тот
их предел, который
может быть использован без существенного
нарушения важнейших
свойств и функций экосистем.
Поэтому, прежде
чем начнется использование
экосистемы, должна быть
и т.д.................
Понятие Природопользование
Понятие «природопользование» вошло в научный оборот в конце 60-х годов, когда стал значительно усиливаться интерес к природоохранным проблемам, проблемам взаимоотношения природы и общества. В течение длительного времени оно широко употреблялось, не будучи обоснованным как важное научное понятие.
Полнее и шире, как «целенаправленное вмешательство человека в естественные процессы, протекающие в биосфере Земли», трактуют это понятие Н. Федоренко, Ю. Ефремов (Федоренко, 1973; Ефремов, 1975), определяя сущность процесса природопользования как «совокупность воздействия человечества на географическую оболочку Земли», которая рассматривается в комплексе (в отличие от отраслевых понятий: водопользование, землепользование, лесопользование и др.). Аналогично, но более развернуто это понятие сформировала группа авторов (Гвоздецкий и др., 1975) на VI съезде Географического общества СССР, хотя их определение и не стало общепринятым. Н. Реймерс определяет природопользование как «особую отрасль хозяйства» (Реймерс, 1974). Б. Родоман вкладывает в понятие «природопользование» отношение деятельности людей и спонтанной природы. Н. Чепурных под этим понятием подразумевает «весь комплекс экологических и социальных проблем, связанных с максимализацией качества жизни населения в рассматриваемом регионе при обеспечении необходимого уровня охраны и рационального использования природных ресурсов» (Родоман, 1978; Чепурных, 1979).
Роль Ю. Михайлова в становлении понятия «природопользование»
Приведенные определения отражают лишь отдельные стороны сложного процесса природопользования. Причем природопользование рассматривается то как наука, то как эксплуатация, освоение природных ресурсов, то как рационализация или оптимизация этой эксплуатации или использование природных условий жизни общества. В то же время последствия эксплуатации природы человеком зачастую остаются за рамками рассмотрения.
Ю. Михайлов считает, что только единство антропогенного воздействия на природу и ответной реакции на него природы и составляет неделимый процесс природопользования. Под природопользованием он понимает не только использование природных благ, но и характер, масштабы и последствия воздействия человека на природу (Ю. Михайлов, 1980).
В зависимости от характера управления процессом природопользования, его типов и последствий, им вызываемых, можно говорить о плановом и стихийном, рациональном и нерациональном, пассивном и активном природопользовании и т.д. Из этого определения следует, что природопользование должно определяться и такими показателями, как пространственно-временные масштабы, качественно-количественные результаты, интенсивность нарушений природных систем и т.п.
А. Шейнгауз считает, что природопользование - это практическая деятельность, связанная либо с непосредственным использованием природных ресурсов и условий территориальных комплексов, либо с воздействием на них, которое заключается не только в вовлечении этих ресурсов и условий в экономически эффективное производство, но и предусматривает их восстановление и преобразование. Природопользование понимается как открытая система, возникающая на пересечении мегасистем (систем первого порядка): «природа» и «общество». Системами второго порядка для природы выступают биосфера, педосфера, гидросфера, атмосфера и литосфера; для общества - социальная и хозяйственная (экономическая) сферы (Шейнгауз, 1984). Природопользование заключается в использовании человеком ресурсов, компонентов, природных процессов в целях функционирования общественных сфер и выступает в виде канала связи между двумя мегасистемами.
Так как с использованием природных благ связана не одна, а все отрасли хозяйства, то, по определению Ю. Михайлова, природопользование нельзя рассматривать как особую отрасль хозяйства. То же самое можно сказать и в отношении природопользования как особой науки, так как область ее интересов должна быть безгранично широкой, чего не в состоянии охватить полностью ни одна отдельно взятая отрасль знания.
Многогранность процесса природопользования, по мнению Ю. Михайлова, и определяет множественность подходов и ракурсов, с позиций которых должны изучаться процессы природопользования. К важнейшим относятся естественно-исторический, экономический, социальный, технический, географический, экологический и другие подходы. Каждый из них, в свою очередь, исключает ряд других, более частных, при этом каждая наука охватывает свою грань процессов. Среди множества подходов вьщеляется географический подход, при котором тот или иной вид использования природы рассматривается не только сам по себе, но и как составная часть интегрального процесса природопользования с его конкретным размещением на территории. При этом особое внимание уделяется не только достижению непосредственной цели использования природных ресурсов, а изучению тех последствий, того влияния, которое оно оказывает на природу и окружающую среду в целом.
Природопользование в целом можно представить в виде пирамиды, состоящей из: прямых действий человека, связанных с эксплуатацией природных ресурсов; последствий действий человека, которые через геофизические, геохимические и другие природноантропогенные цепи связей могут быть удалены от зоны, места непосредственного использования природного ресурса; институциональных и технологических структур, обеспечивающих взаимодействие общества с природными ресурсами и природной средой, которые включают органы управления и контроля на различных уровнях, научное и проектное обеспечение, технические сооружения и средства и т.д.
Таким образом, под природопользованием понимают различные формы непосредственного взаимодействия и взаимоотношений человека (с его техническими средствами и технологиями) и природных систем и процессов в соответствующих пространственно-временных масштабах с целью получения общественно (социально) значимых продуктов, услуг, энергии.
Под региональным природопользованием понимается сочетание различных форм непосредственного взаимодействия и взаимоотношений человека (с техническими средствами и технологиями) и природных систем и процессов в пределах определенной территории региона с целью получения общественно значимых продуктов, услуг, энергии.
Региональное природопользование более строго выделяется в системе отраслевого или интегрального районирования территории, в пределах отдельных районов. Например, региональное природопользование может рассматриваться в системах промышленного, сельскохозяйственного, лесохозяйственного, водохозяйственного районирования, а в наиболее полном виде - в системе экономического или природно-хозяйственного районирования.
Субъекты и объекты природопользования
Основное содержание процесса природопользования заключается во взаимодействии двух систем: природной, содержащей те или иные природные ресурсы, и общественной, социально-экономической. Объектом регионального природопользования выступает многокомпонентная природная, в том числе природно-ресурсная, система, на которую направлены воздействия человека. Если природная система рассматривается в соответствующих географических измерениях и в ее многокомпонентном структурном содержании, то такая система становится географической, т. е. геосистемой.
Субъектом регионального природопользования выступают территориальные социально-экономические системы и их компоненты. Именно от социально-экономических систем исходит процесс воздействия и взаимодействия, направленный на природные географические системы.
В целом природопользование состоит из следующих процессов:
· изъятие из природных систем ресурсных компонентов и их последующее использование для общественных целей;
· использование энергии природных процессов - ветра, солнечной энергии, водных течений и др.;
· использование отдельных свойств и характеристик природ-» ных систем: температуры, влажности, солнечной радиации, рельефа и др.;
· вывод в окружающую среду тех или иных отходов производства и жизнедеятельности человека: твердых, жидких, газообразных;
· создание и использование природно-технических систем: водохранилищ, дамб, лесонасаждений и др.;
· изменения компонентов природы как следствие разных форм ее использования.
Выделяют два типа природопользования: без изъятия природно-ресурсных компонентов из их естественных связей в геосистемах, например использование земель в виде пастбищ, под дороги, сооружения и селитьбы; использование сил ветра, движущейся в реке воды и т.п., и с изъятием природно-ресурсных компонентов из природных систем: добыча полезных ископаемых, рубка леса, заготовка сена, лов рыбы и т.п. После изъятия эти компоненты природы включаются в конкретные социально-экономические системы, в производственно-технологические и экономические процессы. При этом вещества природы претерпевают сложные физико-химические превращения, обработку и использование, что уже не является в строгом смысле природопользованием. Во вторичном и третичном секторах хозяйства используются ресурсы, вещества, переработанные человеком, а природопользование реализуется в первичном секторе хозяйства.
В целом процесс регионального природопользования начинается непосредственно с момента формирования территориальной социально-экономической системы, ее элементов и включения их в природную географическую систему: строительство дорог, линий электропередач, объектов инфраструктуры, добывающих установок и предприятий, зданий и сооружений. При этом происходит изъятие и использование ряда природно-ресурсных компонентов: земли, сырья, стройматериалов, воды, леса, воздуха и т.п. После формирования территориальной социально-экономической системы начинается вторая стадия природопользования – добыча, изъятие минерального сырья, леса, рыбы, нефти, газа, а также эксплуатация природно-антропогенных систем.
ПП не могло быть одинаковым в разные исторические времена и в обществах, находящихся на разных уровнях развития 6 . Также несомненны различия в природопользовании в разных отраслях хозяйства 7 . Ну, и то, с чего мы начали, природопользование неодинаково и по регионам.
Таким образом, в каждый данный момент в определённом месте природопользование обладает своеобразными отличительными чертами.
Исходя из определения природопользования, можно утверждать, что такие отличия имеют системный характер. В самом деле, и природа и общество представляют собой системы . Взаимодействие систем в процессе воспроизводства, а не просто контакта, тоже должно иметь системный характер. Система должна находиться в сфере взаимоотношений общества и природы и отличаться вышеперечисленными свойствами.
С учётом сказанного систему природопользования можно определить так.
Система природопользования - это исторически сложившаяся на определённой территории форма организации общественного воспроизводства процессов взаимодействия общества и природы.
Любую систему можно разделять на подсистемы по сходству входящих в её элементов (например, систематика видов или отраслевое деление) и по территориальному принципу (когда в систему объединяют разнородные, но взаимодействующие между собой элементы в силу территориальной близости).
В результате в системах природопользования выделяются две иерархические структуры: отраслевая и территориальная. Отраслевое природопользование нас непосредственно интересовать не будет, но влияние территориальных факторов на отрасли неизбежно придётся затрагивать.
3.1. Территориальная структура
Начнём с территориальной иерархии.
Природопользование сочетает в себе природные и социальные элементы и процессы, соответственно вынуждено ориентироваться как на природную, так и на социальную территориальные иерархии. Как единое целое они анализируются только в теории географической оболочки Земли.
Её иерархия включает:
глобальный уровень с глобальными системами природопользования;
несколько региональных уровней и региональные системы природопользования. Количество региональных уровней может быть различным как в зависимости от объективных факторов, так и целей выделения, но об этом в других темах;
локальный уровень. Что понимается под этим - тоже вопрос дискуссионный и его мы обсудим отдельно.
Каков бы ни был иерархический уровень территориальной системы природопользования она должна сохранять общие структурные черты, отличающие её от систем, выделенных по другим (не территориальным) признакам.
Если вновь обратиться к определению природопользования и учесть, что речь идёт о территориальных системах, то мы увидим, что на формирование систем природопользования должны влиять три группы факторов :
природно-географические , так как речь идёт о взаимодействии с природой;
социально-экономические , поскольку природопользование осуществляется в интересах людей, а интересы формируются условиями общественного воспроизводства;
культурно-исторические , из-за несомненного влияния исторической и культурной обстановки на социально-экономические и другие стороны жизни общества.
Чтобы не быть голословным проанализируем основные каналы влияния каждого из факторов на появление и развитие систем природопользования. Если по Коммонеру в экосистемах «всё связано со всем», то и в системах природопользования то же самое. Изменение каждого из факторов в большей или меньшей степени меняет все остальные.
Природно-географические факторы создают своеобразие систем природопользования через:
своеобразие сочетаний природных ресурсов на территории;
природные условия жизни людей;
экологическую ёмкость и устойчивость ландшафтов.
Рассмотрим каждое из направлений влияния.
1. По определению «сочетание природных ресурсов» - это источники природных ресурсов разного вида, расположенные на определённой целостной территории и объединённые фактическим или перспективным совместным использованием. Очевидная вещь: отсутствие какого-то ресурса, как минимум, исключает его использование на данной территории, а значит, влияет на отраслевую структуру хозяйства. Если на территории, которую сейчас занимает Марий Эл, степей не было, то и степного кочевого скотоводства здесь не могло существовать, и не могло сформироваться соответствующей культуры. Если сейчас в наших недрах нет, например, никеля, то трудно ожидать, что здесь появится никелевая промышленность. Не будет этой опасной отрасли, не будет и сопутствующих экологических проблем.
Наличие тех или иных ресурсов само по себе создаёт благоприятные предпосылки для появления добывающих и обрабатывающих отраслей, которые их используют.
Продолжая о РМЭ. Природные ресурсы, которыми территория располагает - это в основном, почвенно-климатические пригодные для некоторых отраслей земледелия и некочевого животноводства, лесные, водные и некоторые общераспространённые минеральные ресурсы. Что мы видим среди ведущих отраслей первичного сектора? Сельское хозяйство и лесозаготовки и обрабатывающие производства на их основе (пищевая промышленность, деревообработка, целлюлозно-бумажная). Какие экологические проблемы связаны с работой этих отраслей, как им противодействовать? Ответ на эти вопросы выводит на социально-экономические (управленческие) элементы в системе природопользования.
Благодаря разным наборам природных ресурсов в разных территориальных сочетаниях образуется соответствующая отраслевая структура, между разными отраслями благодаря территориальной близости налаживаются связи и возникают территориальные производственные комплексы, охватывающие целые ресурсные циклы или большие или меньшие их звенья.
2. Природные условия жизни даже в современных условиях остаются важнейшим фактором, определяющим плотность населения. Как показывают исследования миграций населения в СССР, несмотря на стимулирование заселения северных районов, население постепенно смещалось в сторону более благоприятных по климату территорий. Такие же тенденции наблюдаются в США. В свою очередь высокая плотность населения сопровождается такой же высокой нагрузкой на окружающую среду, в частности большим количеством ТБО.
Большая численность населения стимулирует развитие нересурсоёмких отраслей производства вторичного и третичного секторов. Это формирует отраслевую структуру, содержащую более высокую долю заключительных, менее экологически опасных, стадий ресурсных циклов.
Традиционно высокая плотность населения с нехваткой земельных и иных ресурсов вызывает к жизни потребность в их экономии и правовом регулировании их использования и распределения. Очевидно, что это совсем иная культура природопользования, чем на территориях с низкой плотностью населения. Русские крестьяне практиковали подсечно-огневое земледелие значительно дольше, чем европейские, не говоря уже о китайских и индийских. Соответственно расточительность природопользования у русских в крови.
3. Экологическая ёмкость это очень сильное ограничение развития нерациональных систем природопользования. Существует очень много исторических примеров, которые частично изучались в курсе социальной экологии, когда нерациональное природопользование приводило к гибели цивилизаций. Не такой драматический, но свежий пример - трагедия Аральского моря, приведшая к исчезновению региональной системы природопользования, сложившейся вокруг этого моря.
Низкая устойчивость экосистем ограничивает возможную нагрузку, например, на Севере по сравнению с лесостепными районами. Никелевый комбинат в Норильске практически полностью уничтожил тундру вокруг себя. Аналогичный комбинат в Оренбургской области тоже доставляет много неприятностей, но экосистема их выдерживает и может вынести ещё несколько отраслей.
Экологические ограничения проявляли и проявляют своё влияние не только на региональном и локальном уровнях, но могут иметь и глобальный характер. Прошлые и нынешний экологические кризисы это подтверждают. При этом не во всех из них виноваты люди. Часть кризисов была вызвана природными климатическими изменениями. Это вынуждало менять привычные системы природопользования.
Социально-экономические факторы . Построение систем природопользования зависит от них в силу:
уровня социально-экономического развития;
отраслевой структуры хозяйства;
инфраструктурной освоенности территории;
характера систем расселения;
организации систем управления природопользованием.
1. Влияние уровня развития на системы природопользования в общем плане связан с техническим прогрессом, сопровождающимся сменой технологических способов производства и стадий социально-экологического развития. Несомненно, характер взаимодействия с природой в присваивающем хозяйстве и индустриальном принципиально отличен.
Но даже и в наше время сохраняется техническое социально-экономическое неравенство. В каких-то регионах мира сохраняются реликты предыдущих стадий развития, какие-то переходят на постиндустриальный уровень. Но и в пределах одной стадии неравенство заметно.
Различия в уровнях развития даже внутри одной стадии сказываются на таких макроэкономических показателях как соотношение накопления и потребления, пропорции личного и производственного потребления, потребности в ресурсах, в т.ч. энерго- и материалоёмкости и т. д. Отсюда разный характер экологических проблем.
2. Отраслевая структура хозяйства имеет важное значение преимущественно на региональном и локальном уровнях. С точки зрения ресурсопользования и экологических последствий хозяйствования наиболее важно соотношение отраслей первичного, вторичного и третичного секторов экономики. Например, экономический потенциал Кемеровской области меньше, чем у Московской или Нижегородской, но экологическая ситуация там заметно острее именно в силу преобладания ресурсных отраслей. Понятно, что и вся система управления природопользованием здесь должна быть другой. Если в центральных промышленных областях главные проблемы связаны с уменьшением сбросов и выбросов от предприятий обрабатывающей промышленности и автотранспорта, а также бытовых отходов, то в горнодобывающих регионах речь больше должна идти о комплексном использовании ресурсов, рекультивации земель и т. д.
Так же нельзя подходить с одной меркой к аграрным и промышленным регионам и др.
3. Чем выше обеспеченность региона инфраструктурой тем активнее в нём экономическая жизнь, а значит и ресурсопользование. Освоение любой территории начинается с прокладки дорог. Как показывает и российский и зарубежный опыт не только экономика, но и население предпочитает перемещаться туда, где инфраструктура лучше. Характерно, что даже в советской плановой экономике с большим трудом и не всегда удавалось заставить отраслевые министерства строить предприятия в малоосвоенных районах. Их предпочитали размещать там, где были дороги, ЛЭП, связь и др.
Транспортная инфраструктура делает пространство более проницаемым и концентрирует антропогенную и техногенную нагрузку в более удобных местах. Например, в Россию сейчас завозят мясо аж из Бразилии и Австралии. Не будь транспорт так дёшев, поля, которые сейчас забрасываются пришлось бы засевать кормовыми культурами. В итоге Бразилия переходит к интенсивным системам ведения сельского хозяйства, а часть российских земель меняет сельскохозяйственное природопользование на лесохозяйственное.
4. С развитием транспорта связано и формирование систем расселения. Смена стадий урбанизации принципиально влияет на использование территорий. Происходит поляризация пространства. В агломерациях сосредотачивается интенсивное природопользование, а в межагломерационных пространствах экстенсивное. Появляется возможность территориально разделять техногенные и природные ландшафты.
5. Управление природопользованием хотя бы в примитивном виде в форме обычаев было всегда. По мере обострения экологического кризиса оно становится непременным элементом систем природопользования и от него всё больше зависит характер взаимодействия с окружающей средой. Неблагополучная экологическая ситуация во многих регионах России не в последнюю очередь связана с тем, что система управления природопользованием у нас фактически разрушена и представляет собой конгломерат ведомств с плохо определёнными и разграниченными функциями, находящийся к тому же в ситуации постоянных «реформ».
Контрастом выглядит обстановка в развитых странах мира, где экологические проблемы в конце 60-х - начале 70-х гг. 20 в. были во многом ещё острее, чем у нас сейчас. Но разумно выстроенная система управления природопользованием позволило нормализовать и даже улучшить ситуацию. Понятно, что пришлось вносить существенные коррективы во всю систему природопользования вплоть до ликвидации «грязных» отраслей как в Японии.
Среди культурно-исторических факторов наибольшее значение имеют:
цели развития общества;
традиции отношения к природе и природопользованию;
история природопользования.
1. Целеполагание - важнейшее отличие человека от животного. Это касается и целей общества по отношению к взаимодействию с природой. Нет смысла подробно комментировать это в целом, т. к. соответствующая тематика досконально обсуждалась в социальной экологии. Здесь стоит только упомянуть, что нюансы в определении целей могут существовать и в рамках одной культуры, в т.ч. и в региональном плане. Например, при проведении работ по оценке особо охраняемых природных территорий выяснилось разное отношение к ним у местного и не местного населения. Те же тенденции прослеживаются в конфликтах вокруг планов преобразования природы. Так в Чувашии к Чебоксарской ГЭС отношение скорее положительное, а в Марий Эл - отрицательное.
2. О традициях в отношении к природе в разных религиозных и национальных культурах тоже говорилось в курсе соцэкологии. Несмотря на глобализацию и, следовательно, унификацию обычаев, культурные различия продолжают играть заметную роль. Например, крупнейшее японское озеро Бива стало катастрофически деградировать, несмотря на принимаемые усилия по предотвращению поступления в него производственных стоков. Как выяснилось, основной вклад в загрязнение вносили поверхностно-активные вещества, содержащиеся в синтетических моющих средствах, которыми пользовалось население. Правительство обратилось к населению, проживающему в бассейне озера, с призывом перейти на мыло. Что население и сделало. Но это японское население.
Каждый может легко представить, как себя поведёт в аналогичной ситуации российское население. Российское правительство тоже не приучено о чём-то просить население. Оно бы назначило штрафы за использование ПАВ, если бы вообще озаботилось ситуацией, а население стало бы изобретать способы избежать санкций. Природа оказалась бы вообще на заднем плане.
3. Историческая эволюция создала современную природу. В этом смысле современное природопользование целиком зависит от исторического процесса. Например, современная природа Китая или Западной Европы имеет мало чего общего с дикой природой этих мест. А системы природопользования сориентированы на то, что есть сейчас.
Катастрофы на атомных станциях в Чернобыле и Фукусиме очень сильно ухудшили отношение к использованию атомной энергии. Это вызвало изменения в структуре энергопотребления, и уже сказалось, и будет сказываться на природопользовании в энергодобывающих регионах. При этом в Чернобыльском следе природопользование пришлось или совсем прекратить или существенно ограничить.
Это лишь небольшие примеры, но найти следы исторического прошлого в современном природопользовании можно практически на любой освоенной территории. Казалось бы, какое отношение имеют к делу Черемисские войны 16 века? Но если бы не они, марийцам не запретили бы заниматься кузнечным делом и селиться в городах, и как бы тогда развивалось ремесло и экономика в наших краях?