Шукшин чудик разбор. В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Анализ рассказа "Чудик"

Анализ рассказа "Чудик".

В. М. Шукшин пришёл в литературу со своим героем, что и способствовало появлению в критике таких понятий, как "шукшинский герой" и "шукшинская жизнь".Шукшинский герой живёт в селе или посёлке, реже в городе.Но писатель не делит героев на "городских"и "деревенских", и не противопоставляет деревню городу, как это может показаться,он озабочен нравственным состоянием человека, вне зависимости от места жительства.

Герой Шукшина всегда неоднозначен. В нём есть то, что способно вызвать и гнев, и сострадание, и иронию,и горькое раздумье о не сложившейся жизни, о нравственных силах, не получивших разумного применения.Излюбленный герой писателя – это особенный человек,в людской молве окрещённый "чудиком".Это фантазёр и поэт, стремящийся одарить окружающих сказкой, легендой. Люди талантливые всегда щедры. Они ищут пути к сердцу человека, чтобы шуткой, игрой пробудить ответное чувство,с которым приходит согласие и взаимопонимание.Но вся чудаковатость, странность таких героев – лишь внешняя. Их внутренний, характер воспринимается не как нечто ненормальное, а как нравственно – эстетический идеал Шукшина.

Своему любимому литературному типу – " странному человеку", "чудику" – посвящает рассказ В. Шукшин. На примере эпизодов из жизни главного героя автор поднимает проблему духовной деградации общества, в котором не ценятся лучшие природные человеческие качества: открытость, непосредственность, доброта. "Не понимаю: почему они стали злые?"- с отчаянием говорит о людях главный герой, а вместе с ним и автор.

В центре рассказа – человек, на необычность которого Шукшин указывает сразу же,дав ему странное прозвище – Чудик. Чудик – значит странный, необычный, вызывающий удивление. Таким странным, непонятным кажется главный герой окружающим людям, а главное жене, человеку,вроде бы, самому близкому и понимающему. Но и она называла мужа чудиком ласково лишь "иногда", как иронично замечает автор.

В обрисовке образа главного героя Шукшин пользуется интересным приёмом: уподобляет Чудика ребёнку, ненавязчиво находя детские черты в его внешнем облике и поведении. Этим автор подчёркивает природную чистоту его сердца и непосредственность душевного склада – качества, которые, казалось бы, не могут вызвать у окружающих ничего кроме симпатии… Но на деле всё происходит иначе.

Портрет главного героя весьма своеобразен: "крупное мясистое лицо", "круглые глаза" отражают особенности его внутреннего мира.

Круг,окружность – символ законченности, гармонии, которая царит в его душе, не омрачённой злобой и завистью. Дважды употреблённый эпитет "круглый" даёт нам возможность также увидеть героя, удивлённо смотрящего на жизнь, словно ребёнок, постигающий мир.

Как и ребёнок, Чудик не умеет говорить о красоте, но чувствует её: ему хочется упасть "в облака, как в вату" и осязать их каждой клеточкой тела.Здесь к нему приходит детское желание "поесть в самолёте – ради любопытства".Чудик разрисовывает детскую коляску петушками и цветочками, напоминая этим своим поступком читателю о шаловливой непосредственности ребёнка. А ещё он "обожает сыщиков и собак". И только в конце рассказа (что не случайно) читатель с удивлением узнает, что Василию Егоровичу Князеву – это настоящее имя Чудика – тридцать девять лет от роду".Но окружающие не воспринимают его как обычного взрослого человека,им мешает детское начало в его характере. "Вы - взрослый человек, не в детсаде",- замечает Чудику строгая телеграфистка. "Дети – цветы жизни, их надо сажать головками вниз", - цинично изрекает в самолёте читающий сосед героя,словно почувствовав в чудике ребёнка. А сноха Софья так просто его ненавидит его. Чудик, как ребёнок, болезненно переносит человеческую ненависть, ему становится очень больно и страшно. Он хочет теплоты, участия и любви, - всего того, что привык дарить окружающим он сам.

Почему же люди стали жестокими и равнодушными? Почему они так ненавидят простодушие и искренность? Причину этого автор видит в том, что человек забывает, каким он был в детстве, забывает свои истоки и подменяет истинные ценности ложными. Так сосед в самолёте занят чтением газеты,а "до живого человека ему дела нет". Сноха Чудика, уехав из деревни, стала стесняться своего происхождения и, устроившись буфетчицей в городском учреждении, стала смотреть свысока на "деревенских" и преклоняться перед "ответственными" и " руководителями". Такие люди, оторвавшись от своих корней, медленно деградируют, сами того не замечая. Это их автор устами главного героя называет "психами", а странный Чудик видится ему более нормальным, чем все остальные.

Символична в этом плане сцена с искусственной челюстью. Искусственная челюсть – деталь здесь неслучайная: это символ искусственности, неестественности, безжизненности общества, которое Шукшин показывает всё же не мрачно и пессимистично, а в комическом свете.

Образ Чудика в рассказе, несмотря на внешнюю странность, является олицетворением лучших природных человеческих качеств, лучших черт национального характера. Именно Чудика делает автор героем, не оторвавшимся от своих корней, от природы, в которой человек черпает силы и здоровье, нравственное и физическое.

В понимании главной мысли рассказа – о неразрывной связи человека с естеством, с природой, - очень важна последняя сцена. Возвращаясь из города, Чудик " снял новые ботинки " и бежит по " тёплой мокрой траве ".От соприкосновения с землёй всё его существо ликует и выливается в песню.

Музыка и обновляющаяся дождём природа помогают главному герою вновь обрести, наконец, душевную гармонию и покой.

В творческой мастерской писателя.

Не бывает никогда ни у кого,

чтобы легко писать,

чтобы лилось из-под пера.

Писать всегда трудно и чем труднее,

тем лучше выходит.

А. Толстой.

Написать хорошую книгу, рассказ, повесть не так-то просто. Писатель не один, не два раза переделывает написанное, исправляя и дополняя его. Он вдумывается в каждое слово, в каждое предложения и, используя богатства нашего языка, находит единственно нужное слово и единственно нужный порядок слов.

Познакомимся с различными редакциями одного и того же произведения, поищем изменения и постараемся определить, чем они вызваны.

«Капитанская дочка» А. С. Пушкина

Простонал мой бедный Савельич Простонал мой Савельич

Я поблагодарил бедного Савельича. Я поблагодарил Савельича

Не успев хорошенько обдумать Не успев обдумать

Пугачёв грозно посмотрел. Пугачёв посмотрел.

А. С. Пушкин освобождает текст от излишних эмоциональных слов, главным образом - традиционных эпитетов – определений, выраженных прилагательными и наречиями.

Этот проклятый заячий тулуп. Это заячий тулуп.

(исключаются из текста бранные,

вульгарные слова).

Armer Kerl Бедный малый.

(заменяются иностранные слова

русскими)

От радости проговорился. От радости проболтался.

(книжное слово заменяется разговор-

«Челкаш» М. Горького

Вчитываясь и вдумываясь в текст, ученики приходят к выводу, что заменив деепричастиесжимался , Горький обращает наше внимание на то, что оба действия (греб и сжимался) совершенно равноправны, не подчинены одно другому, в то время как в первой редакции действие, выраженное деепричастием сжимаясь , имеет добавочное действие и подчинено глаголу-сказуемому греб.

Следующие тексты предлагаются:

«Челкаш» М. Горького

(В исправленной редакции А.М. Горький вместо трёх употребил одно причастие, потому что скопление причастий нарушает благозвучие речи.)

«Коновалов» М.Горького

(В окончательной редакции рассказа «Коновалов» Горький решил исключить причастный оборотвыражавшийсятолько мягким блеском глаз, и предложение, не потеряв своего смысла, стало легче, прозрачнее: в первой редакции предложение было сложной конструкции к сочинением и подчинением и, кроме того, в нём было два причастных оборота; в последней редакции горький сделал предложение простым с причастным оборотом.

Познакомившись с работой писателя над текстом, учащиеся приступают к исправлению текстов, часть которых взята из творческих работ самих детей. Например:

Неправильно

Правильно

1. Въезжая в Сечь, их никто не остановил.

2. Присев на край койки, глаза Джона остановились.

3. Вспомнив все это, на глазах у Васи навернулись слезы.

4. Получив тяжелую рану, разведчика спасли товарищи.

5. Дворник вел под уздцы лошадь, весело крутя мордой.

1. Когда они въезжали в Сечь, их никто не остановил.

2. Когда Джон присел на край койки, глаза его остановились.

3. Когда Вася вспомнил все это, у него на глазах навернулись слезы.

4. Когда разведчик получил тяжелую рану, его спасли товарищи.

5. Дворник вел под уздцы лошадь, которая весело крутила мордой.

(Не следует употреблять одних и тех же союзных слов при последнем подчинении как в последнем примере. В таком случае приходиться или заменить одно придаточное предложение причастным оборотом или заменить его другой конструкцией.)

В заключение решается несколько занимательных задач.

1.Продавщица оставила такую записку: «Через полчаса буду есть апельсины». Как следует понять написанное с такими знаками препинания? (Продавщица через полчаса будет есть апельсины.) Чтобы правильно передать мысль продавщицы, надо было бы написать так: Через полчаса буду. Есть апельсины.

2.На воротах одной из дач мы прочли такую надпись: «Стучите, злая собака!» Как понимать написанное? (Хозяин дачи обзывает всякого приходящего к нему злой собакой, так как слова злая собака при такой пунктуации являются обращением.) Чтобы предупредить о злой собаке, что, очевидно, хотел сделать хозяин дачи, надо было бы написать так: Стучите! Злая собака.

3. Какие пунктуационные ошибки изменили смысл предложений: 1) «Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах двадцать».2) «Саша сидела на скамейке, которая стояла в саду и ждала подругу».

4.Какую ошибку допустил ученик при чтении этих строчек Некрасова:

Свекровь её тут же старушка/

Трудилась. На полном мешке//

Красивая Маша - резвушка/

Сидела с морковкой в руке.

(Ученик сделал паузу не на точке, а после слова «на полном мешке» и получилось, что на полном мешке не Маша – резвушка сидела, а трудилась свекровь – старушка.)

5. Какое слово в предложении Мой отец занимается отловом живых карасей лишнее? (Слово живых , так как ловить можно только живых карасей.)

Труд писателя требует больших знаний, любви к слову, наблюдательности,умения использовать богатства языка.Благодаря титаническому труду писателей и поэтов создаются произведения, волнующие каждого из нас, доставляющие огромное эстетическое наслаждение.

2.1 Чем необычен главный герой рассказа В. М. Шукшина «Чудик»?

2.3 Как в поэзии Г. Р. Державина проявляются принципы классицизма?

2.4 Образ Самсона Вырина как тип «маленького человека». (По повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».)

Пояснение.

Комментарии к сочинениям.

2.1. Чем необычен главный герой рассказа В. М. Шукшина «Чудик»?

«Чудики»В.Шукшина своим существованием, поступками опровергают обычные представления о человеке и жизни.

Это фантазеры и мечтатели. Причем мечтают герои Шукшина о вещах недостижимых: об изобретении лекарства от рака, избавлении мира от микробов и т. д. Главный герой - это действительно человечек со своими чудачествами. «Чудинка» его в том, что он особенно мыслит, поэтому шукшинский персонаж совершает необычные и неожиданные поступки в привычных ситуациях. Но ими он вызывает у читателя не строгое, категоричное, суровое, а наоборот, трепетное, доброе и теплое отношение к себе. Чудик воспринимается как простой человек, понятный и близкий многим из нас. А то, что сообщает нам сам Василий Макарович о своем герое: «Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом», характеризует чудика как человека мечтательного, добросердечного, наивного, в хорошем смысле этого слова, верующего во что-то удивительное и высокое, и не предающего своих надежд.

Иван Андреевич Крылов считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние. В его баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость. Но Крылов по сравнению с Эзопом и Лафонтеном не ограничивается только простыми аллегориями. Образы животных у Крылова играют более важную роль - они несут в себе не только отдельные черты, но и целые характеры. Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками, но и над самой опорой социальной лестницы - государственными институтами, и для этого также используются образы животных. Примером может служить басня «Квартет», где пародируется государственный совет, созданный в 1801 году, и его четыре департамента, возглавляемые «Проказницей мартышкой, Ослом, Козлом и косолапым мишкой». Что же ожидает такой квартет-совет в будущем, если в его главу поставлена даже не свора собак, а именно разные животные?

Таким образом, Крылов в своих баснях предстает перед нами как человек неравнодушный и к отдельным человеческим порокам, с которыми призывает активно бороться, так и к порокам социальным, политическим, против которых выступает в своих баснях.

2.3. Как в поэзии Г. Р. Державина проявляются принципы классицизма?

Термин «классицизм» произошел (от латинского слова classicus, что значит «образцовый»). В основе этого литературного направления лежали идеи просветителей, которые на первое место в жизни ставили достижения разума, а целью человеческой деятельности считали стремление к идеалу. Окружающий мир не соответствует идеалу. Он должен быть преображен в нужном для писателя направлении. Соответственно, и героями произведений классицистов могли быть не рядовые люди, а те, в чьих деяниях это стремление к идеалу проявлялось наиболее ярко. То есть в первую очередь властители, цари.

«Фелица» Державина продолжает традицию похвальных од Ломоносова и вместе с тем резко отличается от них новой трактовкой образа просвещенного монарха. Называя Екатерину «богоподобной царевной», поэт в то же время изображает ее в разных ракурсах, что делает образ императрицы живым и приближенным к чи-тателю. Более того, ода Державина, при легкой сатирической направленности, отличается шутливым тоном, приближенным к обыденности материалом, обильным использованием выражений из повседневной речи.

Двойственность художественной манеры Державина объясняется тем, что он еще связан с классицизмом и широко пользуется его поэтическими средствами. Но творчество Державина принадлежит позднему классицизму. Он доводит это направление до его вершин и вместе с тем взрывает изнутри, открывая в литературе новые, неизвестные пути, которые объективно вели к романтизму и реализму. О связи Державина с классицизмом свидетельствует следующие факты. Своими учителями он с гордостью называет Ломоносова и Сумарокова. Ведущим жанром поэзии Державина была ода в разновидностях, предложенных Ломоносовым: победно-патриотическая, похвальная, духовная» анакреонтическая. От одической поэзии классицизма Державин унаследовал риторичность, т. е. многословие, рассудочность, напряженный и не всегда согретый глубоким чувством ораторский пафос. Оды его по количеству стихов иногда приближаются к поэмам XIX в., но не по содержанию, а вследствие чисто словесного изобилия. Принцип - словам тесно, а мыслям просторно - еще не известен Державину. Поэт не повествует, а поучает, хвалит или осуждает героев в духе своих гражданских представлений.

2.4. Образ Самсона Вырина как тип «маленького человека». (По повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».)

Тема «маленького человека» берет свое начало в произведениях Карамзина и Пушкина, развивается в творчестве Гоголя и Салтыкова-Щедрина, по-особому звучит у Чехова. Пушкинский станционный смотритель Самсон Вырин - человек честный, порядочный, горячо любящий отец. Повествование о нем ведет рассказчик. В словах рассказчика: «Вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним сочувствием», - дано обобщение, сказано о каторжной жизни и положении станционного смотрителя не одного какого-либо тракта, а всех, во всякое время года, дня и ночи. Взволнованные строки с риторическими вопросами («кто не проклинал…», «кто в минуту гнева?» и т.д.), перебивающиеся требованием быть справедливым, войти в положение «сущего мученика четырнадцатого класса» дают нам понять то, что Пушкин сочувственно говорит о тяжелом труде этих людей. В повести три приезда рассказчика, отделённые один от другого несколькими годами, организуют ход повествования. Во второй, центральной части повести, мы слышим и самого Вырина. Вопрос о поведении человека в повести «Станционный смотритель» поставлен остро и драматично. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Впервые оказалось возможным не только драматически изобразить противоречивое поведение человека, но и осудить злые и бесчеловечные силы общества. Самсон Вырин судил это общество.

Сочинение

Талант Василия Макаровича Шукшина — выдающийся, сильно выделяющийся среди других талантов той эпохи. Он ищет своих героев среди простого народа. Его привлекают необычные судьбы, характеры неординарных людей, порою противоречивых в своих поступках. Такие образы всегда сложны для понимания, но, вместе с тем, близки каждому русскому человеку.

Именно такой характер Шукшин рисует в рассказе «Чудик». Чудиком называет главного героя жена. Он — типичный деревенский житель. Именно так явно заметная другим чудаковатость и становится его основной проблемой и бедой: «Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории - мелкие, впрочем, но досадные».

Весь этот, довольно небольшой, по сути, рассказ — описание отпускной поездки Чудика к своему брату на Урал. Для героя это становится большим, так долго ожидаемым событием - как-никак с братом не виделись целых 12 лет. Первое происшествие случается еще по пути на Урал — в магазине в районном городе, где Чудик покупает гостинцы племянникам, он случайно замечает на полу пятидесятирублевую бумажку: «Этакая зеленая дурочка, лежит себе, никто ее не видит. Чудик даже задрожал от радости, глаза загорелись. Второпях, чтоб его не опередил кто-нибудь, стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку». А молча поднять ее у героя совести не хватает. Да и как он такое может сделать, когда даже «хулиганов и продавцов не уважал. Побаивался». Но, между тем, «уважал городских людей».

Природная честность, зачастую присущая всем сельским жителям, толкает Чудика на то, чтобы вновь неудачно пошутить (он совсем не умел острить, но ему ужасно хотелось). Герой обратил тем на себя внимание всех и оказаться непонятым — очередь молчала…

Чудик положил деньги на прилавок и ушел. Но по дороге он обнаруживает, что «бумажка"-то его была. Но герой стесняется вернуться и забрать ее, хотя эти деньги были сняты с книжки, а значит, довольно долго копились. Их потеря - большая потеря, настолько, что приходится вернуться домой. Чудик долго ругает себя вслух, когда идет по улице, тихо — когда едет в автобусе. «Да почему же я такой есть-то?» — недоумевает герой. Дома получил по голове от жены шумовкой, снял деньги снова и опять поехал к брату.

Главному герою странна и непонятна та реакция, которую он вызывает почти у всех людей, встречающихся на его жизненном пути. Он ведет себя естественно, так, как он думает, надо вести себя. Но люди не привыкли к такой открытости и искренности, поэтому смотрят на него как на самого настоящего чудика.

Вот Чудик уже в самолете. Он немного побаивается, так как не совсем доверяет этому чуду техники. Пытается заговорить с новым соседом, да тому более интересна газета. Скоро приземление, стюардесса просит пристегнуть ремни. Хотя сосед и отнесся к Чудику с недоброжелательностью, тот все же, осторожно тронув его, говорит, что стоило бы пристегнуться. Не послушался самоуверенный «читатель с газетой», упал… И поблагодарить бы он должен заботливого Чудика за заботу о незнакомом человеке, но вместо этого накричал на него за то, что тот, помогая искать его вставную челюсть, потрогал ее руками (чем же еще?). Другой бы на месте героя обиделся — такая благодарность за заботу. А Чудик приглашает соседа к брату домой, чтобы прокипятить, продезинфицировать челюсть: «Читатель удивленно посмотрел на Чудика и перестал кричать».

В аэропорту Чудик пишет телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка». Телеграфистка переправляет текст на короткий «Долетели. Василий». И вновь Чудик не понимает, почему он не должен писать любимой жене подобного в телеграммах.

Знал Чудик, что есть у него брат, что есть племянники, а вот о том, что есть еще и сноха, и подумать не мог. Не мог также он и подумать, что невзлюбит она его с первого же дня знакомства. Но герой не обижается. А, желая сделать доброе дело, да такое, чтобы понравилось негостеприимной родственнице, на следующий день расписывает детскую коляску. А потом, довольный собою, идет покупать подарок племяннику.

За это сноха, которой не пришлись по душе художества родственника, и выгоняет его из дома. Ни ему самому, ни даже его брату Дмитрию непонятно, за что так зла Софья Ивановна на простых людей. Оба приходят к выводу, что она «помешалась на своих ответственных». Похоже, это удел всех городских людей. Должность, положение в обществе — вот мерила человеческого достоинства, а душевные качества — на последнем месте.

И далее: «Домой Чудик приехал, когда шел парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле — в одной руке чемодан, в другой ботинки. Подпрыгивал и пел громко: Тополя-а а, тополя а…».

И лишь в самом конце рассказа Шукшин говорит, что Чудика зовут Василий Егорыч Князев, что работает он киномехаником в селе, что обожает сыщиков и собак, что в детстве мечтал быть шпионом. Да и не так это важно… Важно то, что поступает этот герой так, как подсказывает ему сердце, ибо именно такое решение единственно правильное и искреннее.

Стоит заметить, что герои никогда не идеализируются Шукшиным. Он показывает человека таким, какой он есть. Герой взят из деревенской среды, потому что, считает автор, лишь простой человек из глубинки сохранил в себе все положительные качества, данные изначально человеку. Деревенский житель обладает той искренностью, добротой и наивностью, которой так не хватает современным городским людям, с характерами, порожденными прогрессом и критериями оценки человека, продиктованными деградирующим обществом.

В.М. Шукшин известен как прекрасный актер, режиссер и сценарист. Главным своим призванием Василий Макарович считал литературу, написал много произведений, среди которых есть романы и повести. Однако больше всего полюбились читателю шукшинские рассказы о простых русских людях с необычными характерами.

В рассказе “Чудик” об одном из таких интересных людей и повествует Шукшин. “Чудик” описывает путешествие простого деревенского жителя в большой город. Случайные встречи и незначительные происшествия открывают характер героя, показывают его внутреннее содержание.

Сюжет рассказа прост – деревенский мужик едет в гости к своему брату.

По дороге и в гостях у брата попадает в неловкие ситуации – теряет деньги, подает руками вставную челюсть соседу в самолете, разрисовывает красками детскую коляску.

Неумело шутит, его шутки остаются непонятыми. Сноха (жена брата) гонит гостя прочь, брат не заступается и герой рассказа уезжает домой.

Цель автора – не рассказать о поездке из пункта A в пункт B. Василий Макарович считал, что в жизни стало очень много зла. К человеческой неблагодарности, недоброжелательству, отсутствию любви привлекает писатель внимание читателя.

Его герой не совершает дурных поступков, не хулиганит, не хамит, однако в глазах людей выглядит чудаком. Может быть, именно поэтому?

Шукшин представляет своего героя читателю просто – Чудик. На примере одной поездки автор раскрывает странности этого зрелого мужчины, которые заключаются в детской наивности, доброте и всепрощении.

Важно! Герой произведения постоянно попадает в неловкие ситуации, но никого не винит в своих промахах, кроме себя самого.

В магазине обронил нечаянно пятидесятирублевую купюру и, подумав, что это чужие деньги, отдал продавщице с шутками. Очередь молча смотрела на чудака.

Он понимает, что его поступки и слова удивляют людей, кажутся им странными, мучается от этого сознания и не понимает, в чем дело.

Герой Шукшина сам себе задает вопрос, почему он не такой, как все, почему такой уродился.

Он испытывает душевную боль и не видит смысла в жизни, когда в очередной раз попадает в неловкую ситуацию и становится лишним среди людей.

Шукшин показывает на примере обыденных жизненных ситуаций, насколько люди утратили искренность и простоту в общении. Искренний и простой мужчина вызывает недоумение.

Википедия определяет значение слова чудик как человек, который поступает неуместно, необычно, не так, как принято. Это не означает, что поведение его аморально или асоциально, просто оно отличается от общепринятого. Синоним – чудак.

Именно такой чудак предстает перед нами в рассказе – простой и бесхитростный.

Эти качества вызывают непонимание и даже отторжение у людей прагматичных, живущих с одной целью – заработать, выйти в люди.

Моральные качества человека больше не занимают должного места в иерархии ценностных ориентиров русских людей. Об этом говорит Шукшин.

Чудик – истинно русский характер, стал редкостью в России.

Чтобы знать, о чем этот рассказ, достаточно прочесть краткое содержание. Ближе познакомиться с Чудиком и вместе с ним побывать на Урале в гостях у брата Дмитрия можно лишь прочитав рассказ. Читать можно онлайн или бумажную версию.

Язык Шукшина простой, народный, отображает характер героев, их внутреннее состояние. Нет ни одного надуманного слова, читатель как будто лично присутствует при беседах героев. В

этих людях легко узнать своих знакомых, соседей, друзей – так точны высказывания и наблюдения писателя.

Основные события

Краткий пересказ представляет собой освещение все приключений Чудика во время его отпускной поездки на Урал.

Главный герой – Василий Егорович Князев. Работает киномехаником, женат, ему 39 лет. Жена называет Василия Чудиком. Любит шутить, но шутит неумело. Желает всем людям добра, приветлив ко всем и часто попадает в неловкие ситуации.

Во время отпуска главный герой собирается в поездку. Брат, к которому едет главный герой, живет на Урале, женат, есть дети. Братья не виделись 12 лет. Василий собирается в поездку с радостью и нетерпением. Дорога предстоит дальняя, с пересадками: предстоит ехать автобусом до райцентра, затем поездом до областного города и самолетом.

В райцентре зашел в магазин, чтобы купить подарки племянникам.

Увидел на полу новенькую пятидесятирублевку и обрадовался поводу пошутить и оказать услугу потерявшему.

Хозяин денег не нашелся, их положили на прилавок, чтобы отдать потерявшему. Выйдя из магазина, вспомнил, что у него была такая же купюра.

В кармане ее не оказалось. Василий постыдился вернуться в магазин и признаться в своей оплошности, боялся, что не поверят.

Пришлось возвращаться домой за деньгами. Жена покричала, снова сняли деньги с книжки, и Василий снова отправился в путь.

На этот раз путешествие прошло без злоключений, не считая небольших моментов:


Благополучно добрался к дому брата Дмитрия. Братья обрадовались встрече, вспоминали детство. Жене брата, Софии Ивановне, не понравился простой сельский житель.

Дмитрий пожаловался Василию на жену, ее злобу, на то, что совсем “замучила” детей — отдала одного “на пианино”, другую — “на фигурное катание” и презирает его за то, что “не ответственный”.

Василию хочется мирных отношений со снохой.

Желая сделать ей приятное, он разрисовывает детскую колясочку (в деревне расписал печь всем на удивление), покупает племяннику белый катерок.

Вернувшись домой, застает семейную ссору. София Ивановна кричала мужу, чтоб “этот дурак” сегодня же убирался домой.

Василий остался незамеченным и до вечера просидел в сарайчике, где и нашел его Дмитрий. Гость решил ехать домой, и брат не сказал ничего.

Князев вернулся в свою деревню. Прошел дождик. Путешественник разулся и, напевая, шел по дороге домой.

Важно! Только в самом конце рассказа Шукшин сообщает имя своего героя, его профессию – киномеханик, говорит про любовь к собакам и сыщикам и о детской мечте – стать шпионом.

Полезное видео

Подведем итоги

Каждый читатель может увидеть в какой-то момент себя – в главном герое, или его снохе, безвольном брате или интеллигентном товарище из поезда.

Вконтакте

В своём творчестве В.М.Шукшин является продолжателем традиций А.П.Чехова. Комические эпизоды, в которые попадают его герои, раскрывают их характеры, становятся катализатором необычности, индивидуальности, самобытности сельских персонажей, вышедших из глубин народа. Эти герои со временем получили прозвище – «чудики», потому что их восприятие действительности никак не вязалось с общепринятыми нормами этикета. Кажется, что они грубы и скандальны, но на самом деле они живут по своим представлениям о добре, правде, красоте.

Рассказ «Чудик», написанный в 1967 году, считается визитной карточкой Шукшина. Главный герой обозначен с первых строк: чудик. Почему? Потому что с ним постоянно происходят какие-то неприятности, попадает он вечно в дурацкие и безвыходные положения. Однако он умудряется оставаться добрым и беззлобным, почти как Акакий Акакиевич в гоголевской «Шинели»: ему сыплют бумажки на голову, а он молчит и просит взглядом: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Так и чудик. Каждый человек, с которым он сталкивается, ведёт себя нормально: телеграфистка требует исправить легкомысленный текст, пассажир в самолёте возмущен прикосновением к потерянной, валявшейся на полу, вставной челюсти, а жена брата требует немедленно изгнать непутёвого декоратора. Действительно, нечего лезть в чужие дела, но ему кажется, что его участие поможет людям. Это его мироощущение, его правда. Чудаковатость любимых героев Шукшина - это форма проявления их духовности, выплеск их светлой души. «Чудики не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что слиты с народной судьбой, отдельно они не живут… Они украшают жизнь», - говорил В.М. Шукшин.

Современники, знавшие Шукшина, говорили, что и сам писатель частенько попадал в такие ситуации. Неискушённый в светских лицемерных приличиях, он частенько казался нелепым, неуместным в среде, избранной для работы и творческой деятельности. Много сил потребовалось писателю и актёру, чтобы утвердиться в своей писательской манере, проложить свой неповторимый путь и получить признание. Герой Шукшина проживает небольшой эпизод, в котором высвечиваются его простота и честность, открытость миру, желание добра всем. Лишь в конце, в последнем абзаце автор говорит о своём герое: «Звали его Василий Егорович Князев. Было ему тридцать девять лет от роду. Он работал киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом».

Зачем эта анкета, «знакомящая» с героем, о душе и жизни которого вроде бы уже «все сказано». Нет, здесь самое главное – мечта Василия Князева, в которой проявляется детская наивность уже немолодого, зрелого персонажа. Ещё одна черта, показывающая детскость чудика – поездка к брату в период летних работ, когда день год кормит. Некая праздная лёгкость исполнения здесь и сейчас задуманного во что бы то ни стало. Он не приземлён, он оторван от обыденности, он ищет чего-то необычного.

Малознакомый мир, в который попадает чудик, наполнен какими-то другими, непривычными нормами и правилами. И он теряет на вокзале не деньги, а что-то гораздо более ценное – веру в добро. Не то чтобы совсем, но он, поняв, что отдал только что свои деньги, – не знает, как вернуться, понимая, что ему не поверят. Уходит, обрекая себя на выволочку со стороны жены. А пятьдесят рублей в конце шестидесятых – это целая зарплата за месяц. Люди, окружающие чудика, интересны ему. Он внимательно вслушивается в их разговоры, пытается даже подражать им, потому что городские жители априори «лучше», культурнее деревенских. Поэтому их злобность, неприятие, оскорбляют Василия Князева: «Опять ему стало больно. Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно. Казалось: ну, теперь все, зачем жить?» – думает он после скандала с женой брата.

Шукшин описывает переживания своего героя трогательно и предельно просто, что вызывает умиленную улыбку, грустную, но добрую. Иногда чудика становится жаль. Но автор не пытается вызвать сочувствие, хотя он любит своих героев. Скорее он упрекает читателей в чёрствости, неумении разглядеть душу человека за деревенским обличием, диалектом.

Вернувшись домой, Василий идёт босиком по мокрой земле, как былинный богатырь, черпая силы, компенсируя утраченные жизненные ценности. Земля - символ духовных накоплений человека традиционного склада, связанного с историей и современностью родины. Пока есть такие чудики – есть чистое, наивное, человеческое начало, хранящее неповторимую прелесть нашей родины – России. Жаль, что сегодня этот тип напрочь утерян, а вместе с ним безвозвратно потеряны народные традиции нравственного, одухотворенного бытия. Кто их возродит? Увы, нет сегодня ответа на этот вопрос…