Услуги экспортера с возвратом ндс. Возврат ндс при экспорте из россии. Нужно ли восстанавливать НДС при экспортной отгрузке товаров

Вывоз товаров и собственной продукции за пределы России – финансово выгодная операция для налогоплательщиков. Законодательство предусматривает особенный порядок начисления и возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) для предприятий, участвующих в экспортной деятельности:

  • ставка НДС по отгруженным на экспорт товарам/услугам установлена в размере 0%;
  • налог, уплаченный при покупке предназначенных для вывоза за рубеж изделий, подлежит возмещению из государственного бюджета.

Ввиду необходимости возврата из бюджета уплаченного на российской территории НДС фискальные органы с особенным вниманием относятся к предприятиям, применяющим экспортные операции. Необоснованно заявленное возмещение НДС или несоблюдение регламента подтверждения права на применение льготной ставки налога чревато солидными доначислениями платежей в бюджет и штрафными санкциями.

Специфика экспортного НДС

При приобретении товаров или производстве собственной продукции/работ в стоимость единицы товара изначально заложен НДС, уплаченный поставщику. При перепродаже такого изделия на российской территории компания будет вынуждена 10% или 18% от суммы реализации заплатить в бюджет.

Если же этот товар продать иностранному предприятию, то обязанность уплачивать НДС у экспортера отпадает, поскольку для таких операций предусмотрено использование ставки НДС в 0%.

Пример

Компания А. приобрела для реализации товары на сумму 118000 рублей, уплатив поставщику НДС в размере 18000 рублей. Для реализации у компании есть два варианта – продать товар российской компании, либо переправить контрагенту в Белоруссию. Следует определить рентабельность обеих сделок.
При продаже в России:
Сумма реализации составит 150000 рублей, из которых НДС – 22881 руб. С учетом «входящего» налога компания А. обязана уплатить государству НДС в сумме (22881 – 18000) = 4881 руб. Прибыль от операции составит 32000 руб., включая НДС к уплате 4881 руб. Чистая прибыль – 27119 руб.
При экспорте в Белоруссию:
Реализация составит те же 150000 рублей, однако, применяя ставку 0%, компания не начисляет НДС к уплате. Помимо этого, А. имеет право вернуть из бюджета ранее уплаченную поставщику сумму в размере 18000 рублей. Прибыль составит 32000 руб., плюсом к ней пойдет возмещенный НДС, итого чистая прибыль составит 50000 рублей.

Как видно из примера, экспортные операции способны практически вдвое увеличить прибыль, что, несомненно, является выгодным для российской компании. Однако получение повышенного дохода связано с необходимостью подтверждения налоговым структурам применение нулевой ставки по НДС.

Как подтвердить нулевую ставку при экспортной операции

Перечень таможенной документации, прилагаемой к декларации по НДС и обосновывающий правомерное применение нулевой налоговой ставки, зависит от направления экспортных операций:

  • вывоз товаров в страны Евразийского экономического союза (бывшие республики СССР);
  • отгрузка в прочие страны, находящиеся за пределами ЕАЭС.

Экспорт в страны ЕАЭС

При перемещении товаров в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – Белоруссию, Армению, Казахстан или Киргизию – применяется упрощенный таможенный регламент, поэтому перечень документов, необходимых для обоснования применения ставки в 0%, достаточно ограничен. Продавец должен предъявить в налоговую службу следующие бумаги:

  • транспортные и товарные документы на экспортный груз;
  • заявительные документы на ввоз товаров и подтверждение уплаты покупателем косвенных налоговых платежей;
  • контракт между российским продавцом и покупателем из стран ЕАЭС.

Поскольку между таможенной и налоговой службами налажен двусторонний электронный обмен данными о ввозе/вывозе товаров, предъявление документов в бумажном варианте не обязательно. Фирме-экспортеру достаточно сформировать реестр необходимой документации в электронном виде и передать его в налоговую инспекцию.

Экспорт в другие иностранные государства

При экспорте товаров в страны, не входящие в ЕАЭС, подтвердить применение 0%-й ставки НДС можно соответствующими документами:

  • копия внешнеторгового контракта либо, при его отсутствии, акцепт или оферта;
  • договор оказания посреднических услуг – если экспорт осуществляется через третье лицо (поверенного, агента, посредника);
  • таможенная декларация (копия либо реестр в электронном виде);
  • товарные и транспортные документы (коносамент, грузовая накладная CMR, авиа- или комбинированные накладные).

Все предъявляемые документы должны иметь официальные пометки таможенных служб, свидетельствующие о фактическом вывозе товара с территории России.

Налоговые органы при камеральной проверке могут затребовать банковские выписки или счета-фактуры по экспортной сделке, поэтому продавцу целесообразно подготовить копии документов для приложения к декларации по НДС.

Срок подтверждения правомерности применения нулевой ставки и камеральная проверка

Налоговое законодательство предписывает продавцу-экспортеру в течение 180 календарных дней после того, как груз покинет пределы России, сформировать и предъявить в налоговую службу пакет необходимых документов.

После успешного подтверждения налогоплательщиком права на применение ставки НДС 0% ФНС приступает к камеральной проверке. При этом следует иметь в виду, что фискальный орган не контролирует правильность совершения отдельной экспортной операции – проверке подлежит весь налоговый период, когда совершена сделка.

В ходе осуществления камеральной проверки подлежит анализу:

  • наличие у экспортера ресурсов, необходимых для международной торговли – офиса, складов, укомплектованного штата сотрудников;
  • присутствие лицензионной и разрешительной документации;
  • своевременное заключение соглашений с транспортными и логистическими компаниями, осуществляющими перевозку экспортного груза.

Налоговые инспекторы, скорее всего, проведут встречные проверки, запросив накладные и счета-фактуры у поставщиков товара, вывезенного за границу.

Если экспортирующая фирма на протяжении последних 6 месяцев претерпела реорганизационные изменения ( , процедуры слияния или присоединения), то внимание налоговой инспекции к ее внешнеторговой деятельности будет особенно пристальным.

Последствия несоблюдения экпортером предписанного регламента

Отсутствие полного пакета документов или нарушение срока представления их в налоговый орган оборачивается для экспортера следующими санкциями:

  • доначисление НДС по ставке 18% (10% – при экспорте товаров из соответствующего перечня);
  • определяется по моменту фактического пересечения грузом границы РФ;
  • исчисление пени с даты отгрузки товара.

Если экспортер опоздал по времени с предоставлением документов, то он может рассчитывать на возмещение НДС в следующем налоговом периоде. После того, как полный перечень документов будет передан в ФНС, контролирующий орган принимает решение о проведении камеральной проверки. Однако эта процедура начнется только с начала следующего квартала и будет продолжаться три месяца.

Добровольность при применении нулевой ставки НДС

Применение любых льгот для налогоплательщика носит исключительно добровольный порядок. Достаточно часто организации не пользуются положенными послаблениями, если не уверены, что могут достоверно и аргументированно подтвердить свое право на льготу.

В отличие от установленных законом налоговых привилегий, использование при экспортных операциях нулевой ставки НДС – обязательное условие. Налогоплательщик не освобождается от уплаты налога, он должен на общих правах вести учет облагаемых операций и предоставлять в налоговый орган декларацию по НДС.

Помимо этого, налогоплательщику обязательно следует разделять учет операций по стандартным ставкам (10% и 18%) и по нулевой ставке. «Входящий» НДС по товарам/услугам, впоследствии используемым при экспортных операциях, должен учитываться отдельно. Сюда входят расходы на приобретение материалов и сырья, товаров для продажи, транспортные услуги сторонних компаний, аренда складов и т.д. Вся сумма налога по приобретенным ресурсам, идущим на обеспечение экспорта, подлежит возмещению из бюджета, поэтому во избежание налоговых споров, необходимо строгое ведение учета.

Помните: экспортные сделки сопровождаются обязательным выставлением счета-фактуры с выделенной нулевой ставкой. Документ должен быть выписан не позднее пяти дней после совершения отгрузки.

Когда экспортер может получить бюджетные деньги

По завершении трехмесячной камеральной проверки налоговая служба выносит решение, в котором предписывает полностью или частично возместить компании-экспортеру уплаченный «входной» НДС. На принятие решения закон выделяет контролирующему органу не более 7 календарных дней.

Налогоплательщик может заявить о намерении направить сумму возмещения на покрытие имеющейся недоимки по обязательным платежам. Если такое заявление не поступило в ФНС, в течение пяти банковских дней на расчетный счет экспортера должна поступить сумма возмещения.

Отказ в возмещении налога

В ряде случае налоговая служба может отказать экспортеру в возмещении НДС. Отрицательное решение ФНС может быть вызвано следующими причинами:

  • наличие явных ошибок при учете экспортных операций и составлении первичных документов;
  • сделки совершены взаимосвязанными компаниями;
  • необоснованная, с точки зрения ФНС, постановка товаров на учет.

При получении отказа налогоплательщик может оспорить решение инспектора ФНС в вышестоящей инспекции или в суде.

Налог на добавленную стоимость - важнейшая составляющая для государственной казны. Его отчисляет предприниматель, но фактически взнос оплачивает обычный потребитель, когда покупает товары. И чтобы уменьшить нагрузку на плательщика, принято несколько изменений в этом виде налогообложения.

Кто теперь не платит НДС

С текущего года ряды «льготников» значительно пополнились. Ставкой НДС в 0% теперь наделены:

  • компании, предоставляющие сотовую и мобильную связь;
  • участники сделок по купле-продаже земли;
  • услуги аэропортов (навигационные и ремонтные);
  • перевозки по воздуху в Калининградской области;
  • сделки, совершенные по системе Tax Free;
  • перевозчики экспортных товаров посредством железнодорожного транспорта;
  • выпуск облигаций, ценных бумаг и акций.

Важно! Право на получение стопроцентной льготы по НДС нужно доказать. Если сделать этого не получится, то придется платить по 18% за всех контрагентов.

НДС при экспорте товаров

Ввиду тесного сотрудничества многих российских предпринимателей со странами ближнего и дальнего зарубежья, интерес к оплате и возврату НДС при экспорте товаров особый. Право на получение 100% льготы теперь имеют следующие виды деятельности:

  • международная перевозка продукции;
  • транспортировка нефти через трубопровод;
  • продажа газа;
  • услуги национальной электросети;
  • переработка товаров которая осуществляется на территории таможни;
  • предоставление контейнеров и составов для ж/д перевозок;
  • предоставление услуг водного транспорта.

Важно! Сумма налога на добавленную стоимость тщательно проверяется в момент прохождения таможенного контроля. Поэтому очень важно тщательно ее просчитывать.

Порядок получения льготной ставки

Для того чтобы возместить уплаченную сумму по НДС при осуществлении экспорта продукции, потребуется собрать такой пакет документов:

  • соответствующее заявление;
  • договор с иностранным партнером;
  • декларация;
  • выписка из банка, подтверждающая переводы за границу;
  • сопроводительные документы по товару;
  • договор с посредником, если таковой имеется.

В распоряжении у предпринимателя будет 6 месяцев с момента пересечения грузом границы. Процесс сбора документов не быстрый, поэтому не стоит откладывать его в «долгий ящик». Как только все бумаги будут собраны, их следует отнести в налоговую по месту регистрации компании. Особенно важно своевременно подать заявление.

Стоит быть готовым к бюрократическим тяжбам, которые могут существенно увеличить время на сбор нужных бумаг. Некоторым предпринимателям так и не удается пройти этот барьер, и в результате приходится отстаивать свое право на возмещение налога через суд.

После того, как налоговая получает документы, назначается дата камеральной проверки. Ее продолжительность составляет три месяца. Именно от того, как пройдёт бизнесмен «камералку», будет зависеть судьба вычета. Если вскроется сокрытие доходов или будут предоставлены не все документы, то о возмещении можно будет забыть. Или придется ждать дополнительно месяц, пока налоговики рассмотрят запоздалое заявление на вычет, поданное предпринимателем после прохождения аудита. Если все хорошо, то в течение семи рабочих дней после камеральной сверки принимается решение о возврате 18% НДС. Алгоритм возврата налога на добавленную стоимость выглядит так:

  1. Налоговый орган направляет письмо в казначейство по округу.
  2. В течение 5 дней (рабочих) переводится уплаченная ранее сумма НДС на расчетный счет организации.
    По желанию налогоплательщика деньги могут не переводиться, а быть зачтены в счет будущих налоговых платежей.

Важно! При условии своевременной подачи заявки на возврат уплаченных 18% у налоговой службы будет 12 дней. Отсчет начнется после завершения аудита. После истечения срока на сумму начнут начисляться проценты.

Как получить вычет быстрее

Существует ускоренная процедура возврата налога при вывозе за границу товаров. Ключевым ее моментом является досрочное завершение камеральной сверки – через два месяца. На эту государственную услугу могут рассчитывать лишь те организации, которые имеют низкий или средний уровень налогового риска (его определяет Система управления рисками). Также компания обязана соответствовать одному из требований:

  1. Заявленная для компенсации сумма НДС не должна быть больше совокупной суммы налогов (налог на прибыль и НДС), а также акцизов и НДПИ, которые были уплачены за 3 прошлых года.
  2. Доля операций с контрагентами, имеющими низкий уровень риска, должна составлять не менее 90%.

Несмотря на то, что 2019 год обозначился существенным послаблением в плане налогообложения для ряда предпринимателей, впереди грядет череда увеличения налоговых ставок. По мнению многих экспертов НДС уже в следующем году поднимется до 22%, а НДФЛ до 15%.

Возврат НДС: когда это возможно

Любые внешнеэкономические контакты с зарубежным партнерами сопряжены с экспортом товаров за пределы страны. Вывоз товаров за пределы страны и распространение их на зарубежных рынках очень выгодно для государства. Основной момент – наполнение валютой платежного баланса. По этой причине Россия активно поддерживает экспортную политику и поддерживает предпринимателей.

Налоговое законодательство предусматривает существенную льготу – нулевую ставку НДС. В этом случае выгода для экспортеров еще больше.

Экспорт НДС 2019 по нулевой ставке возможен в таких случаях:

  • Международная перевозка товаров.
  • Поставка нефти трубопроводным транспортом.
  • Поставка газа.
  • Услуги национальной электросетью.
  • При переработке товаров на таможенной территории.
  • Услуг по предоставлению ж/д составов и контейнеров.
  • Услуги водного транспорта для перевозок, в случае вывоза за пределы таможенной территории.
  • Ряд других случаев.

Воспользоваться нулевой ставкой можно только в отведенные законом сроки. Для подтверждения права на такую налоговую льготу предпринимателю требуется предоставить определенный набор документов. Не всегда это легко, ведь бюрократические трудности никто не отменял.

Требуемые документы

Нулевая ставка НДС при экспорте применяется в случае подачи полного пакета документов. Среди них:

  1. Контракт с иностранным партнером. Нужна копия, на которой четко различаются подписи обоих сторон. В отдельных случаях документ может иметь иную форму, что определена законом.
  2. Декларация – в бумажном или электронном виде. В ней обязательно содержится отметка таможенного органа о выпуске товара и фактическом пересечении ним границы.
  3. Выписка из банковского счета, что подтверждает перечисления соответствующей суммы, согласно контракту.
  4. Транспортные или товаросопроводительные, другие документы, на которых есть отметка таможенных органов касательно убытия и перемещения товара.
  5. Договор с посредником, если товар поставлялся с помощью такой организации.

Сроки подачи декларации для нулевого НДС при экспорте – 6 месяцев с момента пересечения товаром границы. Данный пакет предоставляется в налоговую инспекцию по месту регистрации.

По закону требуется указанный пакет, но инспектора налоговой часто требуют дополнительные бланки, среди них:

  • Квартальный отчет. Осуществляется его проверка, редко ограничиваются проверкой только одной декларации.
  • Также осуществляется проверка поставщика, как проводиться оплата товаров.
  • Ведется контроль: полноты штата работников, наличие офисного помещения, лицензий, склады.

Некоторые особенности применения нулевой ставки

После подачи всех документов налоговая проводит камеральную проверку. Продолжительность ее до 3-х месяцев. Если в ходе ее не будут предоставлены все необходимые документы или не выполнены требования, то применение нулевой ставки, а значит и возмещение НДС при экспорте не разрешается.

Камеральная проверка имеет следующую специфику:

  1. Проверка компании экспортера на право ведения подобной деятельности.
  2. С особой тщательностью осуществляется проверка реорганизованных компаний, которые сменили место нахождения офиса.

Расхождения в результате проверки нежелательны, ведь в таком случае нулевую ставку не разрешат применить. В дальнейшем подавать пакет документов на ее применение разрешено, но опять же процесс проверки будет такой же.

Случается, что в отведенный срок документы не предоставляются, многих предпринимателей интересует, произойдет ли возврат НДС при экспорте. В таком случае варианты такие:

  • Начисляется налог в размере 10 или 18%. Ставка зависит от категории товара. Начисление пошлины происходит от момента отгрузки товаров, а не прошествия срока, что отводиться на подачу документов.
  • Как результат образуется просрочка, что приводит к необходимости уплаты пени.

Варианты возврата НДС

Если предприниматель имеет право на возмещение налога, то процесс этот можно осуществить двумя путями: перечисление на расчетный счет или зачтение в предстоящие налоговые платежи. В первом случае требуется указать соответствующие реквизиты. В любой ситуации требуется сообщить в налоговый орган, какой вариант выбирает компания, чтобы в дальнейшем не было недоразумений.

Какой вариант возмещения НДС при экспорте товаров, каждая компания выбирает наиболее удобный для себя вариант.

Случается, что вопрос касательно возмещения решается в суде. Причина – бюрократические тяжбы, которые многие предприниматели просто не в силах пройти.

Пошаговый алгоритм действий при возврате НДС

Порядок действий для всех предпринимателей, которые претендуют на возмещение аналогичный.

Этап 1

Заключение контракта с иностранным партнером. В процессе проводиться проверка основных позиций контракта. Когда плательщик – третье лицо, то обязательно обозначаются его данные. Очень важно однозначно определить порядок оплаты, в том числе моменты касательно предоплаты.

Этап 2

Формирование паспорта сделки. Так как международные операции валютные, без оформления данного документа не обойтись. Совершить это можно в банке, который имеет соответствующую аккредитацию. Уточнить перечень необходимых документов и сроки проведения действий можно в том же банке.

После отгрузки – необходимый шаг это закрытие паспорта сделки.

Этап 3

Зачисление авансового платежа на счет. Тут уже происходит плотное взаимодействие с банком. После поступления на счет средств в течение 14 дней требуется получить справку об осуществлении валютной операции. В нее вносятся данные касательно целей получения валюты на счет. Эта справка используется финансовым учреждением. Очень важно оформить ее в отведенные сроки (в отдельных банках срок более 14 дней), в противном случае экспортера ждет штраф в пределах 40 тыс. рублей.

Этап 4

Формирование отгрузки. Чтобы восстановление НДС при экспорте произошло, отгрузка формируется в программе 1С или в другой подобной. При этом ставка формируется 0%, важно, чтобы была документация, которая это подтверждает.

Этап 5

Отчетность. Она формируется и сдается в статистический отдел Таможенного органа. На этом шаге важно правильно сформировать коды ТН ВЭД на товар, который экспортируется. Процедура эта не легкая, ведь требуется верно внести код, в случае ошибочного его определения существует вероятность «заработать» штраф.

Бланк отчетности можно найти на официальном сайте отдела таможенной статистики.

Этап 6

Заявление на 0% НДС. Перед тем как подавать указанный выше пакте документов в налоговой орган, требуется сформировать соответствующую заявку. Она заполняется на бланке установленного образца в свободной форме.

Этап 7

Декларация. Далее происходит формирование декларации по НДС. При этом охватывается весь квартал, в котором производилась операция. При этом используются электронные книги покупок. Не следует забывать, что в них отображаются только данные касательно продукции, что реализована и подкреплена заявлениями о ввозе товара, которые передает иностранный контрагент.

В результате происходит формирование разделов 4 и 6 налоговой декларации, при этом указываются соответствующие коды экспортных операций.

Этап 8

Сдача документов в налоговую, и прохождение камеральной проверки.

Нулевая ставка НДС при экспорте в страны Таможенного союза

Учет НДС при экспортировании в страны ЕАЭС имеет свою специфику. Как таковой подобный вывоз товара за пределы страны с позиции НК РФ – не является экспортом. Процедура налогообложения в этом случае регламентируется Протоколом о порядке взимания косвенных налогов. В таком случае экспорт называется внутренним в пределах ЕАЭС, тут всегда применяется нулевая ставка. Для оформления такой льготы должны предоставляться документы:

  1. Экспортный контракт.
  2. Заявление касательно ввоза и оплаты косвенных налогов.
  3. Товаросопроводительные документы.
  4. Выписки из банка, что подтверждают получение выручки.

Вывод

Подтверждение нулевой ставки НДС при экспорте обязательное условие, для получения возмещения. Процесс этот нельзя назвать простым, ведь требуется предоставить пакет документов и пройти проверку налоговой, преодолевая бюрократические преграды на пути.

Видео: НДС при экспорте

Что же представляет собой компенсация НДС при отгрузке товаров за границу? Часто это называется возвратом НДС при экспорте из России.

НДС, или налог на добавленную стоимость, является косвенным, и его ставка зависит от вида товара. Это может быть как для жизненно необходимых продуктов, так и 18% для всех остальных групп товаров.

Экспортный НДС — это такой налог, который определяется для товаров, продаваемых за рубеж. Приобретая товар в России, вы уже заплатили налог на него.

Затем вы продаёте его на экспорт, соответственно, НДС на экспорт составляет 0%. В данном случае возникает ситуация, когда есть НДС уплаченный, но нет оплаты в бюджет. То есть при экспорте товаров возникает переплата НДС в бюджет.

Законодательно налоговой инспекцией прописан пункт, в котором можно вернуть на свой счёт деньги. Это называется возвратом НДС по нулевой ставке при экспорте.

Как это сделать? Для начала вашей компании придется пройти камеральную проверку и предоставить необходимую документацию за весь отчетный квартал.

Пример экспортной торговли — почему это выгодно?

На примере можно рассмотреть, насколько выгодно для компании торговать за пределами Российской Федерации.

Для начала пример торговли внутри страны:

Компания ООО «Айсберг» приобрела товар на сумму 100 000 рублей. НДС (18%) составляет 18 000 рублей. Если этот товар вы продаёте в России, к примеру, за 120 000, НДС – 18 305 рублей. (120*18%/118%). Ваша маржа составляет 120 000 — 100 000 =20 000 рублей. Из этой суммы вы должны заплатить НДС. Государству отойдет 20 000 – 18 000 = 2 000 рублей. Это и есть налог, уплаченный в бюджет государству. Соответственно, ваша чистая прибыль — 18 000 рублей.

Теперь рассмотрим, если бы этот товар был продан за границу:

Товар с первоначальной стоимостью 100 000 рублей. НДС для него — 18 000. Этот товар продается на экспорт за 120 000. В этом случае НДС составляет 0%. По налоговому кодексу экспортная ставка составляет 0%. Чистая прибыль составляет 20 000 рублей. Но вашей компанией уже был уплачен налог 18%, который составил 18 000. Государственный бюджет теперь должен эту сумму вернуть на ваш счёт. В результате сделки на экспорте можно заработать 20 000 + 18 000 =38 000 вместо 18 000 рублей.

Можно представить, какие суммы будут фигурировать, если продаваемый товар будет исчисляться миллионами. Компания сможет разбогатеть только на одной марже.

Даже не обязательно продавать товар в страны ЕС, к примеру, продавая товар в Казахстан или Беларусь, можно увеличить свои доходы просто за счет маржи и разбогатеть.

Ставка 0% при экспорте определена НК. Экспорт товаров регламентирован таможенным кодексом. Ставка ноль применима для всех случаев вывоза товара за пределы Российской Федерации. А также ставка может применяться и для стран-транзитёров. Сюда входят:

  • Казахстан;
  • Армения;
  • Беларусь.

Для продажи на экспорт предприятие должно находиться на общей системе налогообложения (ОСНО). Иначе продавец не сможет воспользоваться ставкой 0%.

Документы, необходимые для нулевой ставки

Для того чтобы ваша компания смогла торговать на экспорт, необходимо подготовить пакет документов.

  • Договор поставки (копия договора) или, как его называют, соглашение с иностранным покупателем.
  • Документ с таможни. Например, таможенная декларация. На бумагах обозначается, что товары пересекали границу РФ.
  • Любые сопроводительные бумаги или электронные реестры с отметками российских таможенников.
  • Копия договора на посреднические услуги.

Договорные обязательства собственноручно подписываются всеми участниками контрактов.

Для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте продавец должен в течение полугода предоставить в налоговую инспекцию.

Затем налоговики делают проверку камеральную, которая длится три месяца. В ходе проверки сверяются все документы и данные с таможенных служб. Если обнаружатся неточности, налоговики потребуют предоставления дополнительных данных. При не предъявлении доказательств расхождений налоговый орган может отменить ставку 0% для вашей организации.

На практике показано, что налоговая инспекция не успокаивается предоставленными с вашей стороны документами.

Налоговики требуют:

  • Проверку полного отчётного квартала, а не только по отдельной поданной декларации.
  • Провести встречную проверку у вашего поставщика, как производится оплата товара на экспорт.
  • При проведении контроля обязательно должно быть соответствие законодательству: полный штат работников, наличие офиса, лицензии на торговлю данной продукцией, наличие складских помещений.

Тщательно проверяются продавцы на экспорт, изменяющие название и юридический адрес в течение полугода с начала экспортной торговли.

Как уже говорилось, торговля на экспорт является очень прибыльным делом для компаний и предпринимателей. При наличии всех документов и подтверждения нулевой ставки экспорта компании запросто могут получать большой доход на самой марже.

В соответствии с НК, если компания в ходе камеральной проверки не предоставила по требованию налоговиков дополнительные документы, то применение нулевой ставки не разрешается, и, соответственно, возмещение не полагается.

Однако это не влияет на дальнейшие компенсации по ставке 0%. Так что компании, которые хотят заниматься торговлей на экспорт, должны быть готовы к множеству нюансов и «допросов» налоговых органов.

Особенности экспортных операций и НДС смотрите в этом видео:

Заполнение раздела 4 декларации по нулевой ставке

  • Раздел по коду 010. В этом разделе отражают коды операций, совершенные за период.
  • Раздел 020. Там отражаются налоговые ставки за прошедший период и по каждой операции.
  • Раздел 030. Отражаются налоговые вычеты по каждой совершенной операции, которые были оформлены при получении товаров.

В разделе 4 декларации теперь заполняются все операции, которые были произведены налогоплательщиком. Причём сумма повторяется столько раз, сколько необходимо по числу операций. Были также добавлены новые коды.

  • Коды 060-080, которые отражают возврат товара.
  • При корректировке суммы налога. Эта корректировка проводится, если были внесены изменения на цену. Коды 090-110.

При вышеперечисленных изменениях были внесены новые разделы — 120, 130. В этих строках вносятся данные о сумме , сумма которого была отражена в разделе № 4.

То есть можно сказать, что раздел 4 заполняется декларантом только тогда, когда у него имеется вся документация, подтверждающая законность нулевой ставки.

  • Строка по коду 060 отражается операцией, которая приводилась в приложении 1 к декларации по НДС.
  • В строчки 070 и 080 вносятся корректировочные суммы и налоговые вычеты. Эти вычеты связаны с операцией по возврату товара или отказом от работ.
  • Строка 090 отражает операцию по коду 1010448.
  • В строке 100 заполняется сумма, которая идёт на увеличение ставки налога на работы или товар, которые уже были реализованы.
  • Строка 110 раздела № 4 — заносится сумма, которая идёт на уменьшение ставки налога.
  • Сумма налога указывается в строке 120.

Давайте поговорим, что же это такое возврат НДС при экспорте товаров за пределы России.

Иногда это называется возмещение НДС при экспорте. Правда мне больше нравиться когда эту процедуру называют «возврат НДС», т. к. НДС можно возвращать в виде живых денег на свой расчетный счет из бюджета.

Откуда берется возврат НДС при экспорте?

Наверняка Вы знаете природу НДС и как этим налогом облагаются товары, работы и услуги. Дальше для простоты, я все это буду называть одним словом «товары».

Если не помните, то в вкратце напомню: ставка 10% или 18%.

Уплачивается он с разницы между «уплаченным НДС» при покупке товара и «НДС к уплате» при продаже товара.

При экспорте ситуация немного другая. Вы приобрели товар внутри России и тем самым уплатили некую сумму НДС.

А это значит при экспорте возникает переплата НДС в бюджет. И в соответствии с Налоговым кодексом НДС при экспорте можно вернуть на свой расчетный счет, т. е. можно получить возврат НДС в виде «живых денег».

Как получить возврат НДС при экспорте?

Здесь у нас начинается самое интересное, нужно все во лишь пройти камеральную налоговую проверку всей деятельности компании за квартал, в котором Ваша компания заявляет возмещение НДС из бюджета.

Какие риски несет в себе возврат НДС при экспорте?

Давайте покажу на примере:

Вы купили или произвели товар внутри России.

Допустим его себестоимость 118 руб. и НДС уплаченный в бюджет составляет 18 руб.

В России Вы его продавали бы с рентабельностью 10%, т.е. за 128 руб.

При продаже на экспорт НДС составляет 0% и Вы 18 руб. уплаченного НДС убираете из цены товара.

Таким образом, Вы продаете товар за 110 руб.,

из которых 100 руб — себестоимость,

а 10 руб. Ваша маржа (валовая прибыль).

После вывоза товара за границу, по результатам налоговой проверки Вам бюджет должен был вернуть НДС 18 руб.

И у Вас получилось бы:

110 руб. Вам заплатил клиент

18 руб. Вам вернул бюджет.

Вы получили 128 руб.

Из них затраты: себестоимость товара 100 руб.

Вы заработали 28 руб.

А если Вы не прошли проверку и НДС Вам не вернулся?

Тогда получается так:

110 руб. Вам заплатил клиент.

Ваши расходы:

Себестоимость товара 100 руб.

После того как Вы не подтвердили экспорт и не вернули НДС, по Налоговому кодексу Вы обязаны уплатить в бюджет 18% от суммы продажи, т.е. 110 руб. х 18% = 19,8 руб.

Итого Ваши затраты: 100 руб. + 19,8 руб. = 119,8 руб.

Итого по сделке: 110 — 119,8 руб. = -9,8 руб.

Получите Вы прибыль или убыток от продажи на экспорт зависит от того:

  • как у Вас поставлен бухучет,
  • как выстроена работа с поставщиками
  • и многих других бухгалтерских моментов.

Вы можете сами со всем разобраться и выстроить бухучет так как нужно, в том числе на основе статей на нашем сайте,

Мы с 2010 года профессионально занимаемся возвратом НДС.

Статья освещает все основные принципы организации системы оплаты НДС при экспортных/импортных операциях. В приложении приведены примеры, отражающие практические аспекты исчисления и уплаты НДС при экспорте.


1. Особенности исчисления и уплаты НДС при экспорте

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта , применяется налоговая ставка 0 процентов.

Сказанное фактически означает, что по операциям, облагаемым по нулевой ставке, как и по операциям, освобождаемым от налогообложения, НДС не уплачивается. Вместе с тем, между указанными операциями есть существенные различия. По операциям, облагаемым по нулевой ставке, формируется налоговая база, при составлении счетов-фактур в графе "ставка НДС" указывается "0%", суммы (входного) НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), подлежат вычету. По операциям, освобождаемым от налогообложения, налоговая база не формируется, суммы (вхЕдного) НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), не вычитаются, а в установленном порядке относятся на себестоимость.

В соответствии со статьей 164 НК РФ необходимым условием применения налоговой ставки 0 процентов являются:

  • фактический вывоз товара за пределы таможенной территории РФ;
  • представление в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Так в постановлении Президиума ВАС РФ от 18 февраля 1997 г. N 3620/96 содержится вывод о том, что применение права на возмещение НДС зачастую ставится в зависимость от того, был ли фактически осуществлен вывоз товара и не связывается с условиями поставки, действиями и намерениями поставщика. На самом деле экспортеру не обязательно самому вывозить продукцию за рубеж, как иногда считают налоговые органы, вывозить экспортную продукцию может и комиссионер или иностранный покупатель, когда контракт заключен на условиях самовывоза.

Требования к экспортерам, установленные ТК РФ, заключаются в следующем:

  • уплата вывозных таможенных пошлин и внесение иных таможенных платежей;
  • соблюдение мер экономической политики;
  • вывоз товаров, выпущенных в режиме экспорта, за пределы российской таможенной территории в том же состоянии, в котором они были на день принятия таможенной декларации, кроме изменений их состояния вследствие износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;
  • выполнение других требований, предусмотренных ТК РФ и иными актами российского таможенного законодательства.

В соответствии со статьей 165 НК РФ для обоснованного применения нулевой ставки НДС необходимо, чтобы в качестве покупателя экспортируемых товаров выступало иностранное лицо.

2. Экспорт в страны участники Содружества Независимых Государств

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-Ф3 "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ) реализация товаров (работ, услуг) в государства - участники СНГ до 1 июля 2001 года приравнивалась к реализации на территории РФ. Поэтому до 1 июля 2001 года применение нулевой ставки НДС являлось обоснованным только в случае вывоза товара за пределы государств - участников СНГ. При ввозе товаров, производимых и ввозимых с территорий участников СНГ, таможенные органы налог на добавленную стоимость также не взимали. Реализация указанных товаров на территории России облагалась НДС в порядке и по ставкам, предусмотренным для товаров, производимых на территории РФ. При этом суммы НДС, уплаченные хозяйствующим субъектам государств - участников СНГ подлежали вычету в порядке, действовавшем до введения в действие второй части НК РФ.

С 1 июля 2001 года порядок взимания НДС во взаимной торговле с государствами - участниками СНГ претерпел существенные изменения. Вместо принципа "страны происхождения" теперь применяется принцип "страны назначения", то есть, никакого различия между экспортом товаров в страны дальнего зарубежья и страны СНГ нет. Экспортируя товары (работы, услуги) в страны СНГ следует применять нулевую ставку налога, а, импортируя товары из стран СНГ, при пересечении таможенной территории РФ налогоплательщик обязан заплатить НДС на таможне. Принцип "страны назначения" применяется с 1 января 2001 года только в отношениях с Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Армения, а с 1 апреля также в отношениях с Азербайджанской Республикой. Повторим, что отношения с остальными странами - участниками СНГ по принципу "страны назначения" применяются с 1 июля 2001 года.

Единственное исключение, касающееся исчисления и уплаты НДС при экспорте товаров (работ, услуг) в страны - участники СНГ действует в отношении Республики Беларусь. МНС России письмом от 29 июня 2001 г. NВГ-6-03/502@ со ссылкой на Федеральный закон РФ от 22 мая 2001 г. N 55-Ф3 "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" сообщило, что переход на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения не распространяется на Республику Беларусь. Это означает, что реализация товаров (работ, услуг) в Республику Беларусь приравнивается к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом при ввозе товаров, производимых и ввозимых с территории Республики Беларусь, налог на добавленную стоимость таможенными органами Российской Федерации не взимается. То есть порядок расчетов по НДС с хозяйствующими субъектами Республики Беларусь и с налоговыми органами по поводу таких операций с 1 июля 2001 года не изменился.

3. Документы, подтверждающие реальный экспорт

Право на применение нулевой ставки НДС и право на возмещение "входного" НДС должно быть документально подтверждено налогоплательщиком. Статья 165 НК РФ определяет перечень документов, которые должны быть представлены налогоплательщиком в каждом из случаев применения нулевой ставки НДС. Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки в отношении экспортируемых товаров налогоплательщик должен непосредственно представить в налоговые органы, следующие документы:

  1. Контракт (копию контракта) с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ (подп.1 п.1 ст.165 НК РФ).
  2. Выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке (подп.2 п.1 ст.165 НК РФ).
  3. Грузовая таможенная декларация (ее копия) (подп.3 п.1 ст.165 НК РФ). На грузовой таможенной декларации должны быть две отметки:
    1. Российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта.
    2. Российского пограничного таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ.
    Подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории России производится на основании обращений, непосредственно представляемых либо направляемых по почте в таможню, в регионе деятельности которой расположен пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации следующих лиц (далее - заявители):
    1. декларантов товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, в соответствии с таможенным режимом экспорта;
    2. российских перевозчиков, выполняющих работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и иные подобные работы (услуги);
    3. лиц, выполняющих работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и переработки товаров под таможенным контролем;
    4. лиц, выполняющих работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита.
    Подтверждение производится при представлении заявителем следующих документов:
    1. письменного заявления, подписанного руководителем организации заявителя, ее главным бухгалтером и заверенного печатью организации (если заявителем является индивидуальный предприниматель, заявление подписывает указанное лицо и указывает реквизиты свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), с просьбой о подтверждении вывоза товаров и с обязательным указанием:
      • наименования таможенного органа, в котором производилось таможенное оформление товаров;
      • наименования и количества товаров;
      • номера грузовой таможенной декларации либо иного документа, используемого в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России в качестве таможенной декларации, содержащей сведения о товарах и дату окончания его таможенного оформления;
      • наименования пункта пропуска товаров через государственную границу Российской Федерации (морской (речной), воздушный порт, железнодорожная станция, автомобильный переход);
      • месяца и года фактического вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации;
      • сведений о транспортных средствах (регистрационный номер автотранспортного средства, название морского (речного) судна, бортовой номер и номер рейса воздушного судна, номер вагона, номер контейнера и т.п.), на которых товар доставлен в пункт пропуска через государственную границу Российской Фе-дерации, а также на которых он фактически перемещался через таможенную границу Российской Федерации;
    2. экземпляра таможенной декларации, возвращенной декларанту после таможенного оформления товаров, или ее копии, подписанной руководителем и главным бухгалтером заявителя и заверенной печатью организации-налогоплательщика (подписанной индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя);
    3. копии договора заявителя на оказание работ (услуг), заверенной печатью организации - налогоплательщика (подписанного индивидуальным предпринимателем) (для заявителей, реализующих работы (услуги);
    4. экземпляра транспортного и/или товаросопроводительного документа (или его копии, подписанной руководителем и главным бухгалтером заявителя и заверенной печатью организации-налогоплательщика (подписанной индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), на основании которого товар перемещался через таможенную границу Российской Федерации (прилагается по желанию заявителя);
    5. почтового конверта с государственными знаками оплаты услуг почтовой связи и надписанным адресом заявителя (в случае обращения по почте).
  4. Копии транспортных, товаросопроводительных, таможенных и/или иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (подп.4 п.1 ст.165 НК РФ). К транспортным документам относятся транспортная накладная, коносамент или иные документы на груз, подтверждающие факт заключения договора перевозки или иного договора, в соответствии с которым осуществляется международная перевозка товаров. Анализ состава названных документов свидетельствует о том, что их представление призвано решить две задачи:
    1. подтвердить факт вывоза товара на условиях экспорта согласно условиям действующего контракта (ГТД , транспортные документы).
    2. подтвердить факт поступления валютной выручки за экспортированные товары (выписка банка).
    В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию РФ и их оприходование.
  5. Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз припасов за пределы территории Российской Федерации. (подп.4 п.2 ст.165 НК РФ).

При заключении экспортных контрактов через посредника, рекомендуется дополнительно устанавливать его обязанности по предоставлению вышеназванного пакета документов.

При реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров на экспорт, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктом 5 статьи 165 НК РФ, представляются следующие документы:

  1. контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);
  2. выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке.
  3. таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта или транзита, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввезен на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ).
  4. копии транспортных, товаросопроводительных и/или иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ).

4. Порядок возмещения налога на добавленную стоимость

В течение трех месяцев после подачи декларации налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. В этот период налоговый орган производиѕ проверку представленных документов, а также правильности исчисления вычетов и принимает мотивированное решение о возмещении налога путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе в возмещении.

В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10-ти дней после вынесения указанного решения. Если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решения об отказе и указанное заключение не предоставлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.

В случае наличия у налогоплательщика недоимки и пени по НДС, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным штрафам, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа. Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10-ти дней сообщают о нем налогоплательщику. Отметим, что данный порядок противоречит общему порядку зачета уплаченной суммы налога, предусмотренного статьей 78 НК РФ. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 78 НК РФ зачет осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Если недоимка меньше возвращаемой суммы, то пени за просрочку на нее не начисляются.

Методика заполнения декларации позволяет вывести ряд правил, выполнение которых МНС России требует от налогоплательщиков:

  1. Налоговые вычеты по товарам, облагаемым по нулевой ставке, не производятся до момента реализации этих товаров.
  2. Если 181-й день с момента выпуска товаров в таможенном режиме экспорта региональными таможенными органами и день получения последнего документа из комплекта документации, подтверждающей экспорт, приходятся на один налоговый период, возмещение НДС производится в режиме, установленном для товаров, облагаемых по нулевой ставке, то есть налоговые вычеты по таким товарам не уменьшают сумму налога, исчисленную по другим Еперациям.
  3. С суммы авансов, полученных в счет предстоящего экспорта, следует уплатить НДС, несмотря на то, что дата реализации экспортируемых товаров не наступила. При наступлении даты реализации экспортируемых товаров сумма налога, ранее исчисленная с аванса, принимается к вычету.
  4. Подтверждение права на применение нулевой ставки не влечет за собой корректировки ранее сданных деклараций в отношении суммы налога, начисленного ранее не по нулевой ставке с суммы полученного аванса и со стоимости реализованных товаров. Корректировка ранее отраженных в декларациях данных о налоговых вычетах также не производится.

Так что налогоплательщики - экспортеры, которые в указанной выше ситуации применяют вычет по НДС при оприходовании товаров (работ, услуг) должны быть готовы к спору с налоговым органам. Полагаем, что в ситуации, когда они уверены в том, что им удастся доказать реальность экспорта и представить все необходимые документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, такие действия налогоплательщика целесообразны, поскольку налогоплательщик в конечном счете ничего не теряет, а наоборот приобретает весьма существенные выгоды.

Перед тем, как представлять отдельную налоговую декларацию вместе с пакетом документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ необходимо проверить:

  • имеет ли организация право на осуществление внешнеэкономической деятельности, а также (в необходимых случаях) лицензию и квоту на экспорт товаров и услуг;
  • все ли необходимые документы имеются в наличии;
  • правильно ли оформлены все документы по проведению экспортных операций;
  • соответствуют ли сведения, указанные в паспорте сделки, условиям контракта, правильно ли заполнена грузовая таможенная декларация ;
  • полноту поступления валютной выручки и своевременность оформления поручений на перечисление обязательной продажи части выручки государству;
  • правильность оформления операции по экспорту товаров (работ, услуг);
  • правильность оформления операций по экспорту товаров через посредника;
  • правильность определения налоговой базы по НДС.

Налогоплательщикам - экспортеѕам также следует обратить внимание на приказ МНС России от 27 декабря 2000 г. N БГ-3-03/461, в соответствии с которым территориальные налоговые инспекции могут вернуть НДС только традиционным экспортерам либо организациям, у которых ежемесячный объем возмещения не превышает 5 000 000 руб. Остальные налогоплательщики должны обращаться в управление МНС России по субъекту РФ.

Критерии, которым должны соответствовать организации, претендующие на статус традиционного экспортера, приведены в письме МНС России от 17 июля 2000 г. N ФС-6-29/534@.

В соответствии с пунктом 2 указанного письма к традиционным экспортерам относятся предприятия, производящие собственную продукцию и закупающие продукцию непосредственно у предприятий - производителей, удовлетворяющие следующим условиям:

  1. предприятия, производящие собственную продукцию:
    • поставляют в страны дальнего зарубежья (в том числе по договорам комиссии, поручения) продукцию собственного производства (традиционные энергоносители, металл, лес, бумагу, а также продукцию, производимую военно-промышленными и авиационно-промышленными предприятиями);
    • работают не менее 3-х лет на внешнеэкономическом рынке;
    • не имеют существенных замечаний со стороны налоговых и правоохранительных органов;
    • соблюдают стабильность номенклатуры экспортируемой продукции;
    • имеют собственные основные средства производственного назначения;
    • работают с постоянными иностранными покупателями и российскими поставщиками.
  2. Кроме того, к традиционным экспертам могут быть отнесены предприятия, которые закупают продукцию непосредственно у производителей. При этом они должны:
    • иметь объемы экспортных поставок в размере не менее 100 000 долларов США в месяц;
    • работать на внешнеэкономическом рынке не менее 5 лет;
    • не иметь существенных замечаний со стороны налоговых и правоохранительных органов;
    • соблюдать стабильность номенклатуры поставляемой на экспорт продукции;
    • закупать продукцию для последующей реализации на экспорт у постоянных российских поставщиков;
    • поставлять продукцию постоянным иностранным покупателяЕ;
    • не использовать в качестве оплаты поставщикам кредиты иностранных банков.

5. Возможное изменение порядка возмещения НДС

В последнее время темпы роста сумм возмещенного НДС приобретают просто катастрофические размеры. Это в первую очередь связано с появлением такой тенденции, как постепенный отказ налогоплательщиков от практики уклонения от уплаты налогов и перехода к практике хищения средств бюджета путем использования налоговых механизмов.

Одной из таких схем является схема, связанная с возмещением из бюджета налогоплательщиками - экспортерами денежных сумм НДС. Суть схемы заключается в том, что организация получает из бюджета возмещение сумм НДС, уплаченных поставщикам, но не поступивших в бюджет. Зачастую такое непоступление связано с сознательным нежеланием ряда лиц соблюдать обязанности налогоплательщика. С этой целью, создаются фирмы-однодневки, которые, продав товар предприятию - экспортеру по максимальной цене и получив от него денежные средства, благополучно растворяются на просторах нашей страны, не уплатив причитающихся налогов (в первую очередь НДС). Предприятие - экспортер, в дальнейшем реализует купленный товар на экспорт и, представив все необходимые документы, получает формальное право на возмещение сумм НДС, фактически не поступивших в бюджет. При этом апеллирование налоговых органов на противоправность такого возмещения не находит понимания в судебных органах, так как порядок возмещения сумм НДС полностью соблюден, а факт не уплаты сумм НДС предыдущим собственником товара не является условием, препятствующим возмещению НДС.

Другая схема использования механизмов экспортного НДС заключается в том, что цена товара, реально экспортированного за пределы России, а также все сопутствующие этому затраты (на перевозку и пр.) существенно завышаются. Это увеличивает суммы НДС, уплаченные поставщику и заявленные к возмещению из бюджета. Иными словами, к возмещению предъявляется сумма завышенного налога, которая нередко существенно превосходит реальную сумму налога, которую налогоплательщик - экспортер мог бы возместить.

Нередко в налоговые органы представляются фальсифицированные докуменѕы, подтверждающие реализацию товаров (работ, услуг) на экспорт.

Однако, при наличии документов, подтверждающих факт реального экспорта, у налоговых органов нет формальных оснований для отказа в возмещении налога, даже если все материалы указывают на мошеннический характер операции. Законодательство не предусматривает продления сроков принятия решений по возмещению НДС даже при возбуждении уголовных дел.

В этой связи МНС России, Минфин России и ФСНП РФ предлагают ряд мер, направленных на коренной перелом сложившейся ситуации. Одним из вариантов является увеличение срока проверки документов, подтверждающих правомерность применения ставки 0 процентов и возмещения НДС, с трех до шести месяцев.

Другие варианты связаны с внесением изменений в главу 21 Налогового кодекса РФ. Например, предлагается дополнить статью 176 НК РФ пунктом 5 следующего содержания:

"Возмещение (зачет, возврат) сумм налога, уплаченных налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для производства и реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 5 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производится после представления налогоплательщиками документов, подтверждающих уплату в бюджет сумм налога поставщиками".

Соответственно предлагается дополнить и пункт 1 статьи 165 НК РФ (устанавливающий перечень документов, необходимых для возмещения НДС) подпунктом 5 следующего содержания:

"5) справки из налоговых органов по месту регистрации лиц, чья продукция (работы, услуги) использованы при производстве или реализации экспортируемых товаров, об уплате указанными лицами полученной за счет налогоплательщика суммы налога в бюджет. Налоговые органы по месту регистрации указанных лиц обязаны в течение месяца со дня получения соответствующего заявления экспортера выдать ему справку о суммах уплаченного этими лицами налога".

В случае внесения этих норм в Налоговый кодекс РФ (кстати, нарушающих ряд других норм, - например о налоговой тайне) у экспортеров появятся новые проблемы.

6. Проблемы возврата НДС экспортерам в России

Как известно, в Российской Федерации принята нулевая ставка обложения налогом на добавленную стоимость для предприятий, экспортирующих свою продукцию: в соответствии со ст.164 Налогового кодекса РФ налог на добавленную стоимость при экспорте товаров, работ и услуг, произведенных на территории России, не взимается. Точнее, он взимается, но государство обязуется в определенные сроки возместить экспортерам ранее уплаченные суммы НДС. Однако ошибочное администрирование, неверное прогнозирование объемов возврата НДС экспортерам, отсутствие эффективного контроля со стороны Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов Российской Федерации за соответствием сумм уплаченных НДС суммам, заявленным к возвращению по этому виду налога, - все эти обстоятельства породили серьезную проблему возврата НДС экспортерам. Задолженность государства перед поставщиками по возвращению экспортного НДС растет, она стала тяжелой обузой для федерального бюджета.

Экспортеры имеют законное право на получение указанных сумм, но ввиду сложностей административного порядка добиться возмещения очень нелегко, а судебные тяжбы с налоговыми инспекциями тянутся годами. Это приводит к фактическому кредитованию бюджета экспортерами и росту их задолженности перед кредитными учреждениями, к которым они вынуждены обращаться для пополнения собственных оборотных средств. Вместе с тем государство, в свою очередь, терпит убытки от многочисленных налоговых махинаций. Упомянутое несовершенство системы контроля за движением платежей по НДС приводит к тому, что по подложным документам из бюджета нередко возмещаются суммы налога, который никто никогда не платил. Ежегодно государство теряет на подобных операциях все больше, одновременно наращивая долг перед экспортерами.

Предлагаются различные пути решения этой проблемы. Например, делаются попытки обосновать существенное снижение НДС, которое позволит правительству уменьшить имеющуюся сумму задолженности (очевидно, подразумевается возвращение долгов исходя из новой, меньшей ставки). Эта мера должна подкрепляться более жесткой системой контроля, предупреждающей злоупотребления при возвращении экспортного НДС.

Наметившееся замедление темпов налоговой реформы, выраженное в приостановлении снижения налогов, требует от правительства не толькЕ ужесточения налогового администрирования, но и гибкой законодательной и оперативной политики по отношению к крупнейшим экспортерам - поставщикам в бюджет. Необходимо создать не только административные, но и рыночные механизмы контроля над уплатой и возмещением НДС или немедленно отменить его, заменив иным оборотным налогом*(1) .

Представляется, что НДС может быть действительно пересмотрен только в двух случаях: если в экономике будет наблюдаться ощутимый подъем (во что верится с трудом) или, наоборот, резкий упадок (во что не хочется верить).

Казалось бы, особых проблем с возвратом экспортерам сумм НДС возникать не должно. Ведь расходы на возмещение этих средств обязательно закладываются в бюджет, и предполагается, что эти деньги в виде НДС будут собраны на всех этапах производства товаров, работ и услуг. Но, к сожалению, цепочкам производства экспортируемых товаров в реальности не всегда соответствуют такие же непрерывные цепочки своевременной уплаты соответствующих налоговых платежей, и в первую очередь это касается НДС. Нередко граждане вообще избегают уплаты налогов, используя различные схемы.

Бывают ситуации еще более сложные - когда товар перед тем, как отправиться на экспорт, проходит через значительное число производителей. Отследить все подобные маршруты налоговой инспекции пока не удается. Это означает, что средства от поступления НДС, заложенные в бюджет, на самом деле полностью никогда туда не поступают, а заявки на их возмещение предъявляются.

Трудность составляет и учет поступления таких средств. Здесь нет точных данных, но можно с уверенностью предположить, что разница между реально уплаченными и требуемыми к возмещению суммами составляет более 50%. Поскольку бюджет нашей страны формируется по принципу общей единой кассы, вычленить действительно полученные средства на данном этапе уже невозможно. Поэтому Министерство финансов должно из общей суммы доходов взять заложенные в бюджете средства и выплатить их экспортерам. К тому же у Минфина отсутствует инструмент для того, чтобы отличить мнимого экспортера от реального, а среди реальных экспортеров - перечислившего НДС в бюджет от не выплатившего его по тем или иным причинам.

Ситуация усугубляется еще и тем, что за последние годы бюджет накопил перед экспортерами долг, размеры которого открыто не называются. По некоторым оценкам, он составляет 200-250 млрд руб. Государственные органы, испытывая нехватку денег, пытаются любыми способами избежать платежа или уменьшить его размер. Несмотря на то, что закон обязывает бюджет вернуть экспортеру уплаченный НДС, на деле эта процедура затягивается на месяцы и годы. Очень часто экспортерам, чтобы вернуть причитающиеся им деньги, приходится долго судиться с государством. Многие предприниматели одновременно с подачей требования в Министерство по налогам и сборам сразу подают заявление в суд.

Кроме того, возвращение НДС экспортеру конкретной налоговой инспекцией увязано с так называемым финансовым планом - планом сбора налогов, т.е. если налоговая инспекция не может собрать достаточно других налогов, то у нее нет ни средств, ни права возмещать НДС*(2) .

Если сложить сумму задолженности государства по возврату НДС за предыдущий период и те финансовые обязательства, которые должны возникнуть у бюджета в следующем году, то получается, что Министерство финансов РФ должно будет выплатить экспортерам примерно 450 млрд руб. Вряд ли это реально выполнимо. Более того, наблюдается тенденция к возрастанию задолженности государства по возврату НДС экспортерам. Такое положение снижает экспортные перспективы и экономический потенциал России. В Правительстве РФ, Министерстве финансов РФ и Государственной Думе РФ в течение последних двух лет постоянно обсуждаются вопросы о том, как, с одной стороны, перекрыть пути "псевдоэкспорту", а с другой - способствовать своевременной уплате налога на всех этапах производства товаров и вовремя учитывать в бюджете необходимые суммы для возврата НДС экспортерам.

Приложение

Примеры по рассмотренной теме

Пример 1

ОАО "Изготовитель" заключило договор с ООО "Заказчик" на изготовление продукции для дальнейшей ее поставки в Германию. Поскольку договор заключен между российскими юридическими лицами, то, несмотря на то, что фактически продукция была поставлена на экспорт, ОАО "Изготовитель" не вправе применять нулевую ставку НДС.

Пример 2

Российскаѕ организация поставила на экспорт продукцию на сумму 1 000 000 долларов США. Так как поставленная продукция по своему качеству не соответствовала условиям контракта, стороны договорились об уменьшении стоимости продукции на 300 000 долларов США. В качестве документов, подтверждающих незачисление 300 000 долларов США на счет российской организации, последней в налоговые органы было представлено соглашение об уменьшении договорной цены, письменно подтвержденное МВЭС РФ.

Пример 3

ООО "Свет" в январе 2002 года получило освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по статье 145 НК РФ. В марте 2002 года ООО "Свет" обратилось в налоговый орган с просьбой возместить НДС, уплаченный поставщикам товаров, реализованных на экспорт. При этом все документы, подтверждающие право на возмещение НДС были своевременно представлены. Однако, налоговый орган отказал в возмещении НДС, указав на то обстоятельство, что ООО "Свет" ранее получило освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ.

В отношении экспортируемых товаров (работ, услуг) определен специальный порядок установления даты их реализации. В зависимости от этой даты у налогоплательщиков возникает обязанность по исчислению и уплате НДС.

В соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт датой реализации товаров (работ, услуг) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих реальный экспорт.

В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) признается день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).

До наступления одной из указанных дат налогоплательщик - экспортер не учитывает в целях налогообложения совершенные им операции по реализации товаров (работ, услуг) независимо от установленной им учетной политики.

Пример 4

ООО "Свет" заключило экспортный контракт с зарубежной фирмой на поставку собственной продукции. ООО "Свет" уплачивает НДС ежемесячно. ГТД на вывоз груза была оформлена 15 января 2002 года. Экспортная выручка поступила на расчетный счет ООО "Свет" 20 февраля 2002 года. До наступления срока уплаты НДС за февраль (20 марта 2002 года) ООО "Свет" не смогло представить в налоговые органы копии транспортных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории России. В целях исчисления НДС указанные товары не будут признаваться реализованными в феврале 2002 года, так как не соблюдено ни одно из условий, предусмотренных пунктом 9 статьи 167 НК РФ.

Пример 5

ООО "Экспортер" получило право на возмещение из бюджета НДС в размере 100 000 руб. Декларацию, на основании которой налог должен быть возвращен, организация подала 15 февраля 2002 года.

Однако 22 февраля 2002 года у ООО "Экспортер" образовалась недоимка по налогу на прибыль в размере 25 000 руб. В марте 2002 года налоговый орган принял решение зачесть указанную недоимку в счет суммы НДС, подлежащей возмещению.

Несмотря на наличие недоимки по налогу на прибыль, пени за просрочку уплаты налога на прибыль не уплачиваются.

Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а суммы налогов, которые уплачиваются при экспорте - импорте товаров, они согласовывают с таможенными органами. В течение 10-ти дней после проведения зачета налоговые органы сообщают об этом налогоплательщику.

Пример 6

ООО "Экспортер" имеет право на возмещение НДС в размере 100 000 руб. Декларация