Противодействие расследованию и меры по его преодолению. Меры по преодолению последствий кризиса и необходимые условия стабилизации экономики Меры по преодолению кризиса

Для того, чтобы кризис лесного сектора не принял масштабы катастрофы, необходимо принятие чрезвычайных мер, основанных на реальном понимании причин и механизмов возникновения кризиса.

К числу первоочередных чрезвычайных мер, необходимых для сбережения лесов и стабилизации социально-экономического положения в лесном секторе России, относятся следующие.

1. Восстановление государственной лесной охраны, имеющей статус самостоятельной федеральной службы, организационно и финансово независимой от органов управления лесами и организаций, осуществляющих использование лесов, имеющей штатную численность не менее двадцати тысяч человек. Для обеспечения функционирования государственной лесной охраны необходимо внесение соответствующих изменений в Лесной кодекс Российской федерации и другие законодательные акты Российской Федерации.

2. Принятие чрезвычайных мер по подготовке к сезону лесных пожаров. В частности, необходим безусловный запрет на проведение травяных палов на прилегающих к лесам землях, формирование дополнительного резерва средств на борьбу с лесными пожарами, организация противопожарного обустройства лесов в порядке "общественных работ" (финансируемых в качестве антикризисной меры социальной поддержки населения), формирование и поддержка групп добровольцев, занимающихся противопожарным обустройством лесов и борьбой с лесными пожарами.

3. Инвентаризация основных нормативно-правовых актов лесного хозяйства на предмет наличия в них невыполнимых, противоречивых и двусмысленных положений, препятствующих развитию эффективного лесного хозяйства или способствующих росту коррупционной нагрузки на лесной бизнес, и исправление этих положений. Для выполнения этой работы необходимо привлечение наиболее квалифицированных представителей лесного бизнеса (в особенности малого), органов управления лесами в субъектах РФ, общественных организаций.

Следует особо отметить, что исправление наиболее грубых ошибок в важнейших нормативно-правовых актах лесного хозяйства не отменяет необходимость полной переделки всего нового лесного законодательства.



4. Полный анализ новых договоров аренды лесных участков (приведенных в соответствие с новым Лесным кодексом или заключенных после его введения) на предмет наличия в них положений, препятствующих развитию эффективного лесного хозяйства и лесопользования или способных привести к увеличению коррупционной нагрузки на лесной бизнес. В частности, должны быть исключены все неустойки, применение которых не способствует повышению качества лесоуправления или способствует росту коррупции, а также положения, возлагающие на арендаторов обязанности, закрепленные действующим законодательством за органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Полный анализ договоров аренды, действовавших на 1 января 2007 года, но не приведенных в соответствие с новым Лесным кодексом и не прошедших государственную регистрацию, с выявлением причин и виновных того, что договора не были приведены в соответствие и не зарегистрированы. В случае выявления договоров, не приведенных в соответствие или не прошедших регистрацию по вине органов управления лесами субъектов Российской Федерации или из-за ошибок в новом лесном законодательстве, выработка незамедлительных мер по обеспечению выживания соответствующих лесных предприятий, переоформлению и регистрации договоров. Для договоров аренды, не приведенных в соответствие по вине арендаторов - выработка ясного и основанного на нормах законодательства порядка расторжения договоров.

6. Исключение монополистической деятельности в области лесного планирования и лесоустройства и необоснованных ограничений доступа заинтересованных лиц к материалам лесного планирования. В первую очередь это подразумевает размещение всех без исключения утвержденных лесных планов и лесохозяйственных регламентов в свободном доступе в сети Интернет, обеспечение доступа независимых разработчиков плановой документации (проектов освоения лесов) к лесоустроительным базам данных по минимальным государственным расценкам, организация жесткого контроля за проведением государственной экспертизы проектов освоения лесов в субъектах РФ (с массовой проверкой обоснованности заключений). Необходимо также исключение дискриминационных мер по отношению к малому бизнесу.

7. Незамедлительное решение проблемы задержки субвенций на осуществление полномочий в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также возникших в связи с этой проблемой задержек зарплат работникам органов управления лесами субъектов РФ и несвоевременного размещения заказов на работы по охране, защите и воспроизводству лесов.

8. Выделение дополнительных средств на ведение лесного хозяйства (лесовосстановление, уход за лесами, противопожарное обустройство лесов) и создание соответствующих рабочих мест в лесных деревнях и поселках, в том числе в форме общественных работ, в лесах как переданных в аренду, так и не переданных. Минимальный объем дополнительного (сверх субвенций, предусмотренных законом о федеральном бюджете) финансирования на эти цели, необходимый для стабилизации социально-экономической ситуации в лесных деревнях и поселках России при условии, что все выделенные средства будут израсходованы именно на создание рабочих мест в лесном хозяйстве, можно оценить в 50 млрд рублей на последные десять месяцев 2009 года. Без дополнительного финансирования лесного хозяйства из федерального бюджета стабилизация социально-экономической ситуации в лесных деревнях и поселках представляется невозможной.

Для выработки полного перечня мер по минимизации неблагоприятных социально-экономических и экологических последствий кризиса российского лесного сектора и формированию программы действий по выходу из кризиса необходимо организовать постоянно действующую рабочую группу экспертов, представляющих основных участников отношений (федеральные и региональные органы государственной власти, крупный и малый лесной бизнес, лесную науку, общественные организации). Группа должна быть представлена по принципу профессионализма, включать в себя наиболее известных в профессиональном сообществе специалистов-практиков, независимо от их положения в иерархии органов управления лесами и степени лояльности руководству 12 .

МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕЛЕГАЛЬНЫХ РУБОК И ЭКСПОРТА ЛЕСА Усилия правительства и администраций

Администрации Приморского и Хабаровского краев начиная с 1998 года предприняли целую серию попыток по преодолению криминального разгула в лесах. В их числе были и многократные попытки побудить правительство России изменить действующее законодательство для ограничения экспорта круглого леса, увеличения лесных податей при заготовке ценных пород, ограничения экспорта в соответствии с лимитами лесосечного фонда.

Георгий Марков, заместитель председателя департамента лесной промышленности администрации Хабаровского края (ноябрь 1998 г.) :

"Федеральная служба леса пытается ограничить нелегальные рубки и экспорт ясеня путем повышения лесной подати. Но это очевидно приведет к банкротству базовых заготовителей, пытающихся работать легально, платить все налоги и содержать социальную инфраструктуру лесных поселков. В то же время, эта мера никак не коснется мелких заготовителей, работающих нелегально за наличные доллары, без документов или по поддельным документам. Запрет на экспорт круглого леса представляется гораздо более эффективной мерой. Северо-восточный Китай создал на нашем ясене перерабатывающие мощности до 200 тысяч кубометров в год. И если мы введем запрет на экспорт круглого леса, экспортеры будут вынуждены оставить древесину на Дальнем Востоке для переработки, создавая рабочие места для местных жителей и увеличивая налоговые поступления в местные бюджеты. Главная задача - заставить таможенную службу принять такой запрет. Сейчас мы пытаемся сделать это через правительство, хотя сопротивление очевидно: таможня получает слишком много доходов от круглого леса, и не хочет их терять.

В то же время Дальневосточное таможенное управление поддерживает инициативу приморцев о введении 10-дневного моратория на экспорт леса от момента подачи декларации: это даст возможность проверить всю цепочку перепродавцов. В содружестве с Приморской администрацией и таможенниками мы пытаемся создать свои правила торговли лесом, в которых ясень будет представлен отдельной строкой. Таможни должны пойти навстречу местным администрациям и разрешать вывоз ясеня только после подтверждения легальности его заготовки. Сегодня они этого не делают. Мы находимся в лучшем положении, чем приморцы, поскольку у нас есть отлаженная система контроля по основным пунктам. Мы договорились с таможнями, что в декларации указывается пункт вывоза. Кроме того, количество пунктов перепродажи и сортировки должно быть строго ограничено в обоих краях..Железнодорожники тоже должны пропускать ясень только в специальные экспортные пункты. Нужна сертификация экспортеров ясеня. Сейчас мы ждем решения правительства на эту тему. Это важно, учитывая, что только в Хабаровском крае мы имеем 300 заготовителей и 67 экспортеров".

К обязательной сертфикации, но не экспортеров, а лесозаготовительных операций, что представляется более разумным, Приморское управление лесами только приступило в 2000 году по указанию Федеральной службы леса.. Ранее, пытаясь создать препятствия на пути нелегально заготовленной древесины к экспортным пунктам, администрации и управления лесами обоих краев предприняли серию важных шагов, включая постановление Правительства по упорядочению экспортных поставок древесины ценных твердолиственных пород (№ 163 от 13 апреля 1998 г.). Были созданы дорожные милицейские посты, введены транспортные талоны (в Хабаровском крае) и сертификаты (в Приморье) для контроля перепродавцов. Была разработана специальная технологическая схема по таможенному оформлению экспорта с учетом данных лесобилета и сертификата. Хотя милицейские посты вскоре превратились в пункты нелегальных поборов, а сертификаты стали предметом массовой купли-продажи и подделки, временную отдачу от такой меры ощутили все: в 1998 году криминальный поток ясеня и дуба и число "самоволок" начали убавляться. Этот процесс, по официальным данным, стал особенно устойчивым в 1999 году, когда экспорт твердолиственных пород упал еще более чем на 30 %, хотя уровень официально или неофициально легализованной древесины в этом объеме продолжает оставаться неопределенным и, по многим оценкам, попрежнему высоким.

Комиссией по лесопользованию Хабаровского края приняты в последнее время следующие меры:

Введена обязательная квартальная отчетность экспортеров с перечнем показателей для представления в "Хабаровскглавлес"; главными показателями при оценке деятельности экспортеров решено считать соответствие средней цены реализации с утвержденными Комиссией минимальными ценами и уплату налоговых платежей с доходов; запрещена поставка на экспорт "комбинированного" пиловочника; решено провести комплексную проверку деятельности 15 предприятий-экспортеров, в числе которых ЗАО "Форест-Старма", ООО "Крона-Пасифик", "Керби-Трейдинг", "Амурсиблес", "Кордаит-лес", "Лесной комплекс", "Флора".

Одна из проблем, которую пока невозможно решить на уровне региона - отсутствие страха у нелегальных заготовителей и перепродавцов. Уголовный кодекс, под который подпадает торговля незаконным лесом, пасует перед системой доказательств, которую нужно представить для вынесения наказания. Лесной кодекс и природоохранное законодательство и вовсе предусматривают смехотворно низкие штрафы за незаконную порубку, многократно перекрываемые криминальным доходом от продажи того же леса. Поэтому главной проблемой для самовольщиков становится потеря древесины при конфискации или потеря денег на взятки контролирующим чиновникам. Проще говоря, криминалитет теряет там, где он вынужден делиться с властью. Именно по этим причинам, как считают местные наблюдатели, под давлением недовольных хозяев черного лесного рынка главный милицейский пост на транс-Сихотэ-Алинской дороге Дальнереченск-Пластун был закрыт сначала на зимние месяцы, период наиболее активной вывозки леса, а затем (в 1999 году) и вовсе снят. В конце концов система, при которой на нелегальной порубке все равно кто-то наживается, пришла к своему совершенству: наживаться начали властные и контролирующие структуры районного уровня. Постановление приморского губернатора от 29 декабря 1999 года № 590 узаконило "Временный порядок изъятия, учета, хранения и реализации лесных ресурсов, добытых с нарушением лесного законодательства": 30 % дохода от украденной у него древесины получает лесхоз, 30 % - районная милиция и 40 % - муниципальный бюджет. Те, кто должен по закону охранять лес от незаконных посягательств, отныне - на законном основании - впрямую и сильно заинтересованы в том, чтобы таких посягательств было как можно больше.

Несколько лет назад в системе органов внутренних дел были созданы отделы и Управления по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) и с организованной преступностью (УБОП).Перед ними ставилась задача найти выход из тупика, разорвав цепь зависимости и заинтересованности местных органов в самовольных рубках. Однако и эти краевые структуры, по многим свидетельствам не связанные с местным криминалом, не смогли добиться многого, столкнувшись с пороками законодательства. Весьма сложным, не в пример криминальным структурам, оказалось и отладить их оперативное взаимодействие с другими органами краевого и районного уровня, преодолеть между ними взаимное недоверие, амбиции и разницу в целях. В сущности, создание новых структур, инициатив и моделей, направленных на пресечение лесного криминала, только добавляет количество криминальных лазеек и моделей на разных этапах процесса. Это показывает и мировой опыт: ни одна, самая тоталитарная система не способна выстоять перед натиском рынка. Тем более, если свобода предпринимательства, как это случилось в новой России, оказывается почти единственным законным правом, на защите которого стоит государство, невзирая на то, что мелкий лесной бизнес при столь сильном китайском влиянии в принципе не может быть легальным.

Валерий Алпатов, директор фирмы АВФ, Красноармейский район Приморья (февраль 2000 г.).

"Я три года занимался секвестрованной древесиной, то есть ворованной, и знаю весь механизм, от пенька до таможни. Красноармейский район был основоположником нелегальных рубок. Привлекает он криминальные структуры количеством и доступностью древесины твердолиственных пород. Но сегодня у этого явления появился новый аспект - рубка леса как воровство в законе. Об этом надо наконец сказать, хотя лучше было бы говорить об этом 10 лет назад. Теперь этот "опыт" Красноармейского района пошел на юг Приморья, в Хабаровский край. Я знаю, что сейчас в районе работает около 30 бригад, занятых тайной рубкой леса. Это стабильные бригады, о которых знают руководители района, лесхозы, органы внутренних дел. Они более-менее регулярно ловятся, но ловятся водители, и никогда - заказчики таких рубок..

Эти дикие бригады прекрасно оснащены техникой. Если взять количество автокранов на душу населения, то в нашем районе этой крановой техники больше всех. Идет регистрация через ГАИ-ГИБДД официально, причем понятно для каких целей: строймонтажа в районе нет, грузоперевозок нет. Просто от этого явления все уходят. Что греха таить: весь район сегодня кормится лесом. И связь криминальных структур Красноармейского района и Дальнереченска, где формируются экспортные партии на Китай, она очень сильна.

Введение транспортного сертификата только сделало систему воровства более монопольной и отлаженной. Если раньше было 300-400 поставщиков, то сегодня осталось 90 или 50 - те, кто имеет доступ к сертификату. Имея расчетную лесосеку, сейчас мало кто заходит в лес сам. Он тут же продает документы другому. А в лесу порой на том месте, куда выписан лесобилет, лес давно украден.И арендаторы часто становятся расхитителями собственного арендованного леса, переводя его из легальной заготовки в криминальную."

В последнее время в регионе проявляется новая опасная тенденция в процессе принятия решений в сфере лесопользования. Окрепшие руководители лесопромышленных компаний, готовые к наращиванию объемов заготовки и освоению новых лесных массивов оказывают открытое давление на территориальное руководство, заставляя высокопоставленных чиновников игнорировать ранее ими же принятые природоохранные решения и сдавать в рубки перспективные для охраны участки. Так случилось с кварталами будущих национальных парков "Удэгейская Легенда" и Верхне-Уссурийского в Приморье, едва не был выставлен на аукцион участок, зарезервированный под будущий Южно-Приморский природный парк. Бизнесмены открыто козыряют своей готовностью вносить деньги в бюджет от примитивной торговли сырьем, что для многих чиновников, слабо образованных экологически, и есть главный довод, позволяющий легко попирать закон.

Как видим, усилия властей по пресечению незаконных лесозаготовок и ограничению криминального лесного рынка встречаются с массой препятствий самого разного характера. Но все они имеют под собой одну социально-психологическую основу - менталитет "дикого Востока", где пренебрежение законами и ограничениями превращается из преступления в некую доблесть. Очевидно также, что кризис экономики и государственности стал невероятно благодатной почвой для такой нравственной трансформации, охватившей все слои общества, от лесорубов, водителей и торговцев до милиционеров, лесников и таможенников, от районных лидеров до московских законодателей. В такой атмосфере нередки ситуации, когда проигнорировать бездумный или бездарный закон в интересах простых людей оказывается действительно более справедливо и разумно, чем так же бездумно его исполнять.

Причины развала системы государственного контроля лесозаготовок и экспорта могут быть представлены в следующей классификации:

Отсутствие эффективного взаимодействия между правительственными структурами (ГТК, Лесная служба и Минторг) и региональными администрациями. Отсутствие публичной общедоступной информации о динамике лесного экспорта и ее соотнесении с лимитами заготовок. Несоответствие лесоустроительной информации современным требованиям и практике лесопользования. Отсутствие запрета на лесозаготовительную деятельность для системы лесхозов. Финансовая зависимость контролирующих органов от штрафов и платежей лесозаготовителей и экспортеров. Сокращение бюджета инспектирующих, право- и природоохранных органов. Возможность регистрации иностранных компаний в России и получения ими заготовительных и экспортных лицензий. Отсутствие ограничений на регистрацию экспортных контрактов в соответствии с лимитами лесосечного фонда территории. Множественность и слабый контроль в лесоэкспортных пунктах. Отсутствие требований на проверку лесозаготовительных документов в правилах таможенного контроля. Недостаточность стимулов к экспорту пиломатериала с одновременным снижением лимитов и объемов заготовок. Отсутствие механизмов, побуждающих экспортеров реинвестировать прибыли от лесного экспорта в лесопромышленный комплекс территории. Сложность контроля конкретных партий леса от лесосеки до экспортного пункта. Отсутствие финансовых и административных стимулов для гарантии исполнения вводимых ограничений на экспорт леса. Отсутствие адекватных мер со стороны стран-импортеров по ограничению импорта леса, заготовленного с нарушениями природоохранных и других законов страны-экспортера. Абсурдность налоговой системы, предполагающей большое количество платежей в разные уровни и на разных стадиях процесса заготовки и экспорта и толкающей заготовителя и экспортера на нелегальные рубки и экспорт. Отсутствие эффективной системы внешнего контроля государственных структур, ответственных за контроль лесозаготовок и экспорта, что приводит к коррупции. Слабость, недостаточная оснащенность и низкий уровень государственного финансирования лесхозовю Низкий уровень штрафов и недостаточная жесткость законодательства по отношению к хищениям лесных ресурсов на корню. Секретность контрактных цен на экспортируемый лес. Усилия общественности

В России существуют богатые традиции гражданского мониторинга и контроля. В 60 - 70-е годы эта работа проводилась Всесоюзным обществом охраны природы (ВООП), в 80-х годах эти функции отошли к правительственной структуре Госкомприроды. Общественный контроль утратил свое значение. Однако в последние годы, с ростом нового экологического движения, общественный контроль за деятельностью правительственных органов и компаний вновь заявил о себе в полный голос. Во многих случаях правительственные структуры охотно принимают и даже инициируют подержку общественности в решении природоохранных задач.

Гражданский контроль является очень серьезной силой в деле пресечения коррупции и других нарушений закона в Сибири и на Дальнем Востоке. Экологические группы по всему региону сегодня активно вовлечены в деятельность по мониторингу лесозаготовок. Они совершают сотни рейдов, самостоятельно или вместе с государственными инспекторами, для выявления нелегальных рубок и пресечения браконьерства. Результаты очень часто становятся темой публикаций в прессе, предметом дальнейшего расследования правоохранительными органами, нередко общественность прямо стимулирует работу не очень активных государственных инспекций. В ряде регионов общественные организации и группы становятся самыми активными помощниками комитетов Госкомэкологии, управлений лесами, природоохранных прокуратур и администраций в деле обеспечения законности в процессе природопользования.

Экологическая группа "Тайга" в Красноармейском районе Приморья не раз на протяжении 11 лет своего существования выдерживала настоящие публичные бои с представителями ведомств - Гидропроекта, Атомэнерго, лесопромышленных компаний за сохранение пока еще нетронутых массивов уникальной уссурийской тайги. Группе приходится в последние годы действовать в условиях особенно жесткого натиска лесопромышленников, в условиях клеветы, дезинформации и публичного шельмования со стороны районной администрации Сегодня уже ни у кого не остается сомнений, что такие инициативы нуждаются во всесторонней поддержке не только международных общественных, но и территориальных государственных органов, заинтересованных в наведении порядка в лесах.

Каким образом разработать стратегию преодоления сопротивления изменениям? Как правило, ответить на этот вопрос непросто. Прежде всего потому, что как нет двух полностью одинаковых организаций, так не существует универсальных правил преодоления сопротивления. Многие менеджеры недооценивают не только разнообразие, с которым люди могут реагировать на изменения в организации, но и то, какое положительное влияние эти изменения могут оказывать на отдельных людей и коллективы. Однако все-таки существует ряд достаточно универсальных методов преодоления сопротивления стратегическим изменениям. Здесь мы рассмотрим две группы методов, предложенные Дж. Коттером и Л. Шлезингером.

Коттер и Шлезингер предлагают следующие методы преодоления сопротивления изменениям:

    информирование и общение;

    участие и вовлеченность;

    помощь и поддержка;

    переговоры и соглашения;

    манипуляции и кооптации;

    явное и неявное принуждение.

Ниже мы рассмотрим пути и условия успешного осуществления выделенных Дж. Коттером и Л. Шлезингером методов, однако предварительно представим результаты анализа в табл. 5.

Таблица 5. Методы преодоления сопротивления изменениям

Подход

Обычно используется в ситуациях:

Преимущества (достоинства)

Недостатки

Информирование и общение

При недостаточном объеме информации или неточной информации в анализе

Если вам удалось убедить людей, то они часто будут помогать вам при осуществлении изменений

Подход может требовать очень много времени, если вовлекается большое количество людей

Участие и вовлеченность

Сотрудники имеют значительные силы для сопротивления

Люди, которые принимают участие, испытывают чувство ответственности за осуществление изменения

Подход может потребовать много времени

Помощь и поддержка

Когда люди сопротивляются изменениям из-за боязни проблем адаптации к новым условиям

Ни один другой подход не срабатывает так хорошо при решении проблем адаптации к новым условиям

Подход может быть дорогостоящим и требовать большого количества времени и тем не менее может потерпеть неудачу

Переговоры и соглашения

Когда отдельный служащий или группа явно теряют что-либо при осуществлении изменений

Иногда это является сравнительно простым (легким) путем избежать сильного сопротивления

Подход может стать слишком дорогостоящим, если ставит целью добиться согласия только путем переговоров

Манипуляции и кооптации

Когда другие тактики не срабатывают или являются слишком дорогостоящими

Этот подход может быть сравнительно быстрым и недорогим решением проблем сопротивления

Подход может порождать дополнительное сопротивление, если у людей поймут, что ими манипулируют

Явное и неявное принуждение

Когда необходимо быстрое осуществление изменений и когда инициаторы изменений обладают значительной силой

Этот подход отличается быстротой и позволяет преодолеть любой вид сопротивления

Рискованный способ, люди остаются недовольными инициаторами изменений

Информирование и общение. Мы уже отмечали выше, что один из наиболее распространенных путей преодоления сопротивления осуществлению стратегии заключается в предварительном информировании людей. Получение представления о предстоящих стратегических изменениях помогает осознать необходимость этих изменений и их логику. Процесс информирования может включать в себя дискуссии один на один, групповые семинары или отчеты. На практике это осуществляется, например, путем проведения семинаров менеджером для менеджеров низших уровней. Программа общения или информирования может восприниматься как наиболее подходящая, если сопротивление стратегии основывается на неверной или недостаточной информации, особенно если «стратеги» нуждаются в помощи противников стратегических изменений при осуществлении этих изменений. Эта программа требует времени и усилий, если осуществление ее связано с участием большого количества людей.

Участие и вовлеченность . Если «стратеги» вовлекают потенциальных противников стратегии на этапе планирования, то они зачастую могут избежать сопротивления. Стремясь добиться участия в осуществлении стратегических изменений, их инициаторы выслушивают мнение сотрудников, вовлеченных в эту стратегию, и впоследствии используют их советы. Исследователи обнаружили, что многие менеджеры очень серьезно относятся к вопросу участия персонала в осуществлении стратегии. Иногда это носит положительный характер, иногда - отрицательный, т. е. некоторые менеджеры считают, что всегда должны принимать участие в процессе осуществления изменений, в то время как другие считают это безусловной ошибкой. Оба отношения могут создавать ряд проблем для менеджера, так как ни одно из них не является идеальным.

Помощь и поддержка . Поддержка может осуществляться как предоставление возможности обучения новым навыкам, свободного времени служащим для обучения, просто возможности быть выслушанным и получить эмоциональную поддержку. Помощь и поддержка особенно необходимы, когда в основе сопротивления лежит страх и беспокойство. Бывалые суровые менеджеры обычно игнорируют подобные виды сопротивления, так же как и эффективность такого способа борьбы с сопротивлением. Основной недостаток этого подхода заключается в том, что он требует большого количества времени, следовательно, является дорогостоящим и тем не менее зачастую терпит неудачу. Если же времени, денег и терпения просто нет, то использовать методы поддержки не имеет смысла.

Переговоры и соглашения . Еще один путь борьбы с сопротивлением заключается в предоставлении стимулов активным или потенциальным противникам изменения. Например, менеджер может предложить сотруднику более высокую заработную плату в обмен на изменение рабочего задания, он может повысить пенсию отдельному служащему взамен на более ранний срок ухода на пенсию. Переговоры особенно подходят в том случае, когда ясно, что кто-то теряет в результате изменения, и тем не менее он обладает существенной силой сопротивляться. Достижение соглашения является сравнительно легким способом избежать сильного сопротивления, хотя оно, как и многие другие способы, может быть довольно дорогостоящим. Особенно в тот момент, когда менеджер дает понять, что он готов идти на переговоры, чтобы избежать сильного сопротивления. В этом случае он может стать объектом шантажа.

Манипуляции и кооптации . В некоторых ситуациях менеджеры пытаются скрыть свои намерения от других людей, используя манипуляции. Манипуляции в данном случае подразумевают избирательное использование информации и сознательное изложение событий в определенном, выгодном для инициатора изменений порядке. Одна из наиболее распространенных форм манипуляции - кооптация. Кооптация личности подразумевает предоставление ей желаемой роли при планировании и осуществлении изменений. Кооптация коллектива подразумевает предоставление одному из его лидеров или кому-то, кого группа уважает, ключевой роли при планировании и осуществлении изменений. Это не является формой участия, потому что инициаторы изменения стараются получить не совет кооптируемых, а только их поддержку. При определенных обстоятельствах кооптация может быть относительно дешевым и легким способом достижения поддержки отдельного индивидуума или группы служащих (более дешевый способ, чем переговоры, и более быстрый, чем участие). Но он имеет ряд недостатков. Если люди чувствуют, что их просто дурачат, чтобы они не сопротивлялись изменениям, что с ними обращаются не на равных или им просто лгут, то их реакция может быть крайне отрицательной. Кроме того, кооптация может создать еще и дополнительные проблемы, если кооптированные используют свои возможности оказывать влияние на организацию и реализацию изменений путем, который не отвечает интересам организации. Другие формы манипуляции также обладают недостатками, которые могут оказаться еще более существенными. Более того, если менеджер будет и в дальнейшем пользоваться репутацией манипулятора, то он рискует потерять возможность использовать такие необходимые подходы, как образование, общение, участие, и даже может испортить свою карьеру.

Явное и неявное принуждение. Менеджеры часто преодолевают сопротивление путем принуждения. В основном они заставляют людей смиряться со стратегическими изменениями путем скрытой или явной угрозы (угрожая потерей работы, льгот, возможности продвижения и т. д.), или путем реального увольнения, или путем перевода на более низкооплачиваемую работу. Так же как и манипуляция, использование принуждения - это рискованный процесс, потому что люди всегда сопротивляются навязанному изменению. Однако в ситуациях, когда необходимо быстро осуществить стратегию, и там, где она не пользуются популярностью, независимо от того, как она осуществляется, принуждение может быть единственным вариантом для менеджера.

Наиболее распространенной ошибкой менеджеров является использование только одного или ограниченного числа подходов независимо от ситуации. Это касается и сурового начальника, который часто прибегает к принуждению, и менеджера, ориентированного на своих сотрудников, который постоянно пытается привлекать и поддерживать своих людей, и начальника-циника, всегда манипулирующего своими сотрудниками, и интеллигентного менеджера, который в большой степени полагается на образование и общение, и, наконец, менеджера типа адвоката, который все время старается вести переговоры.

Хьюз выделяет восемь факторов преодоления сопротивления изменениям .

Фактор 1 : учет причин поведения личности в организации:

принимать в расчет потребности, склонности и надежды тех, кого затрагивают изменения;

демонстрировать получение ими индивидуальной выгоды от реализации стратегии.

обладание достаточными властью и влиянием.

Фактор 3: предоставление информации группе:

соответствующая информация, относящаяся к делу и достаточно важная.

Фактор 4: достижение общего понимания:

общее понимание необходимости изменений;

участие в поиске и трактовке информации.

Фактор 5 : чувство принадлежности к группе:

общее ощущение причастности к изменениям;

достаточная степень участия.

согласованная групповая работа для снижения противодействия.

Фактор 7 : поддержка изменений лидером группы:

привлечение лидера в конкретной рабочей обстановке (без отрыва от непосредственной работы).

Фактор 8 : информированность членов группы:

открытие каналов связи;

обмен объективной информацией;

знание достигнутых результатов изменения.

Рассмотрим содержание этих факторов подробнее.

Учет причин поведения личности в организации . При любых изменениях необходимо принимать в расчет потребности, склонности и надежды тех, кого затрагивают изменения. Перед тем как принять участие в процессе изменений, человек должен видеть определенный персональный выигрыш, который он получит в результате этих изменений, тогда он вряд ли будет оказывать сопротивление изменению.

Значение авторитета руководителя . Чем выше авторитет руководителя, тем больше то влияние, которое он может оказать на процесс изменений. В большинстве организаций руководитель имеет больший престиж, чем члены вверенного ему трудового коллектива, поэтому пожелания руководителя обычно являются более мощным стимулом для начала и поддержания процесса изменений, чем пожелания того или иного его подчиненного. При этом официальный лидер коллектива и реальный лидер (часто неформальный) не обязательно должны быть одним и тем же лицом. Зачастую неофициальный лидер, обладающий высоким авторитетом в трудовом коллективе, может иметь большое влияние на процесс изменений. Независимо от того, имеется ли неофициальный лидер, непосредственный руководитель имеет больше власти и влияния, чем «тренер» из службы обучения персонала.

Предоставление информации группе . В группе может возникнуть осознанное стремление к изменениям, если ей предоставляется информация о том, как будет действовать группа в процессе изменений, в чем ее задача, как изменится ее работа и т. п., особенно если эти данные объективны и в них содержится новая информация, дополняющая уже имеющуюся. Относящаяся к изменениям информация, сосредоточенная в какой-либо одной организации или группе, имеет большее влияние, чем общая информация о деятельности отдельных людей. Чем в большей степени информация централизована, доступна, значима и связана с проблемой, тем больше возможностей для успешного проведения изменений. Например, информация, полученная с помощью анкетирования, при правильном использовании может принести больше пользы для конкретного трудового коллектива, чем общие данные о намерениях.

Достижение общего понимания . Сильное стремление к изменениям может быть вызвано достижением общего понимания всеми членами группы необходимости изменений, при этом инициатива, направленная на стимулирование изменений, будет исходить от самой группы. Для этого сотрудники должны знать, с какими проблемами реально столкнулась организация, какие пути для решения этих проблем выбраны. Факты, добытые отдельными сотрудниками или группами, либо участие этих сотрудников или групп в планировании, а также в сборе, анализе и интерпретации данных оказывают существенное влияние на процесс изменений. Информация, полученная одним из членов группы сотрудников, более понятна, более приемлема и имеет больше шансов быть использованной, чем та, которая предоставлена «внешним экспертом». В частности, участие в анализе и трактовке данных позволяет уменьшить или исключить противодействие, возникающее из-за слишком медленного или слишком быстрого хода дела. Если данные должны стать фактической основой для проведения изменений, они должны быть правильно поданы и восприняты. Все дело в принципиальном отличии ситуации, когда приглашается независимая консалтинговая фирма, которая проводит исследование и готовит отчет, от ситуации, когда исследование проводится своими силами при содействии независимых экспертов.

Чувство принадлежности к группе . Сила противодействия изменениям снижается, когда сотрудники, которые должны испытать это изменение на себе, и те, кто пытается оказать влияние на ход изменений, ощущают себя принадлежащими к одной и той же группе. Изменение, которое исходит изнутри, выглядит гораздо менее угрожающим и вызывает меньшее противодействие, нежели изменение, которое навязывается извне. Степень участия в изменениях может быть различной. Наибольшая степень участия (обычно наиболее эффективная) характеризуется участием всех членов группы. Следующая степень участия соответствует участию отдельных членов группы. Наименьшая степень подразумевает участие только руководителя. Это не обязательно усиливает положительное отношение к изменениям, но существенно уменьшает открытое сопротивление.

Авторитет группы для ее членов . Чем более авторитетна группа для своих членов, тем большее влияние она может на них оказать. Группа является привлекательной для своих членов в той мере, в какой она удовлетворяет их потребности. Это влечет за собой готовность каждого члена группы к тому, что на него будет оказано влияние со стороны других членов, и усиление стимулов к сплоченности группы, если это для нее важно. В том, что касается изменений, сплоченность группы может способствовать как снижению, так и усилению сопротивления, в зависимости от того, полезными или вредными считает группа эти изменения.

Поддержка изменений лидером группы . Группа, которая сохраняет психологическую значимость для отдельных ее членов, имеет большее влияние, чем группа, членство в которой кратковременно. Процесс изменения, который включает в себя объединение отдельных руководителей во временные группы с отрывом от основной работы, менее эффективен в случае длительных изменений, чем процесс изменения, в котором руководители участвуют без отрыва от конкретной рабочей обстановки.

Информированность членов группы . Информация, относящаяся к необходимости изменений, планам изменений и их последствиям, должна быть доведена до сведения всех членов группы, кого она касается. Этот принцип можно сформулировать и так: процесс изменения требует целенаправленного и продуманного открытия каналов общения. Блокировка этих каналов обычно ведет к недоверию и враждебности. В частности, объективная информация о масштабах и направленности изменений (знание результатов) облегчает дальнейшие изменения, так как люди представляют, что их ждет в результате реализации стратегии. Процессы изменений, обеспечивающие конкретную информацию о достигнутом к данному моменту прогрессе и дающие критерии, по которым можно оценить имеющиеся улучшения, приводят к большему успеху при организации изменений и поддержании их хода, чем процессы, которые не дают такой конкретной информации и не имеют обратной связи.

Успешная реализация стратегии в организации всегда характеризуется умелым применением целого ряда перечисленных подходов, часто в самых различных сочетаниях. Однако успешное осуществление характеризуется двумя особенностями: менеджеры используют эти подходы с учетом их достоинств и недостатков и реалистично оценивают ситуацию.

Ключевые вопросы:

Перечислите основные методы снижения сопротивления по Коттеру и Шлезингеру.

Перечислите факторы преодоления сопротивления по Хьюзу и поясните.

5.1. Мобилизация доходов

В рамках плана мобилизации доходов предусматриваются следующие основные меры.

Налоговое администрирование

1. Переход с 1 августа 1998 г. на начисление налога на добавленную стоимость по дате отгрузки продукции. Проблемы, которые могут возникнуть в ряде отраслей, особенно в газовой промышленности и электроэнергетике, будут решаться посредством предоставления Минфином России рассрочек по платежам. Однако переход на начисление налога на добавленную стоимость по отгрузке необходим, ибо существующий порядок позволяет надолго задерживать налоговые платежи.

2. Создание единого реестра налогоплательщиков и интегрированной информационной системы ведомств, отвечающих за доходы федерального бюджета.

3. Отмена ранее предоставленных, не оправдавших себя отсрочек по уплате налогов.

4. Укрепление системы таможенного контроля, в том числе путем применения сквозных технологий таможенных, налоговых и правоохранительных органов, совершенствования процедуры бесспорного взыскания неуплаченных или не полностью уплаченных таможенных платежей на любом этапе обращения импортных товаров на внутреннем рынке, ограничения процедуры внутреннего таможенного транзита и мест таможенного оформления подакцизных и ряда других товаров, требования обязательной уплаты таможенных платежей по таким товарам.

5. Законодательное ограничение на использование таможенных режимов и операций, которые вследствие отсутствия нормативной базы или ее несовершенства могут использоваться недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности для уклонения от уплаты таможенных платежей (свободный склад, реимпорт, реэкспорт, временный ввоз и др.), включая распространение на такие операции системы мер таможенно - банковского контроля.

6. Изъятие части товаров (в особенности подакцизных) из режима свободной торговли с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, а также введение инструмента тарифных квот, устанавливаемых с учетом фактических объемов производства данных товаров в тех или иных государствах - участниках Содружества Независимых Государств.

7. Усиление мер государственного контроля за оптовой торговлей (включая оптовые рынки).

8. Подготовка законопроекта, определяющего место регистрации крупных холдингов и подачи ими консолидированных деклараций.

Совершенствование налогового законодательства

1. Введение единого налога с вмененного дохода для отдельных видов малого предпринимательства, в том числе для розничной торговли горюче - смазочными материалами на автозаправочных станциях, для игорного бизнеса и т.п. Задача - снизить налоговое бремя для законопослушных предпринимателей и вывести из тени остальных.

2. Введение новой шкалы подоходного налога, более "плоской", с меньшими ставками, но зато распространяющейся на все виды доходов, включая кредиты, страховые полисы и т.п., которые сегодня представляют главные способы уклонения от налогов лиц с высокими доходами.

3. Предоставление регионам права вводить налог с продаж со ставкой до 5 процентов.

4. Правительство Российской Федерации намерено также обратиться в Государственную Думу с предложением ввести единую ставку налога на добавленную стоимость на уровне 20 процентов, отменив пониженную ставку на ряд товаров.

Очевидно, что эти предложения затронут проект Налогового кодекса Российской Федерации, обсуждаемый в Государственной Думе, и могут задержать его принятие. Правительство Российской Федерации считает, что Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации должны быть приняты в ближайшее время. Это абсолютно необходимо для преодоления финансового кризиса.

5. Отмена налоговых льгот в закрытых административно - территориальных образованиях, сейчас являющихся по сути внутренними оффшорными зонами.

6. Ликвидация льгот по уплате налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.

7. Совершенствование соглашений об избежании двойного налогообложения, прекращение действия таких соглашений с международными оффшорными зонами.

8. Подготовка проекта закона об аффилированных лицах с целью определения понятия аффилированных лиц, установления требований по учету и предоставлению информации об аффилированных лицах и сделках с их участием.

Усиление государственного контроля за рынком

алкогольной продукции

На этом направлении в последние годы достигнуты положительные результаты. Начался рост производства на отечественных спиртовых и ликероводочных заводах, увеличились доходы бюджета. Однако есть еще большие резервы, поэтому предполагается:

создание государственной акционерной компании для управления спиртовыми и ликероводочными заводами;

решение проблемы перераспределения средств между бюджетами всех уровней;

усиление административной и уголовной ответственности за незаконное производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

регулирование оптового и розничного звена торговли через аккредитацию и создание специализированных торговых предприятий;

лицензирование производства спирта этилового и алкогольной продукции на федеральном уровне, приостановление действия лицензий или их аннулирование в случаях неуплаты налогов и производства и оборота продукции без акцизных марок;

разработка автоматизированной системы учета выработки и поставки алкогольной продукции в целях предотвращения правонарушений;

введение государственной регистрации и контроля за приобретением и ввозом на таможенную территорию Российской Федерации основного технологического оборудования по производству этилового спирта, производству и розливу спиртосодержащей и алкогольной продукции;

регулирование оптовой и розничной торговли, аккредитация и создание специализированных торговых предприятий;

обеспечение таможенного оформления ввозимого на территорию Российской Федерации этилового спирта и алкогольной продукции в таможенных пунктах перехода границы, что позволит собирать таможенные платежи сразу при пересечении товаром границы;

ужесточение требований к перевозкам спирта транзитом через страну на автомобильном транспорте по строго установленным маршрутам с учетом международных стандартов, запрет на перевозку таможенных грузов транспортными средствами коммерческих структур, не являющихся официальными таможенными перевозчиками.

Изыскание дополнительных доходов бюджета

В целях изыскания дополнительных доходов федерального бюджета предполагается осуществить следующие меры:

повышение ставок земельного налога и введение повышенной платы за неиспользуемые земельные ресурсы с целевым направлением средств на поддержку добросовестных сельхозпроизводителей и землепользователей;

отмена льгот по взиманию доходов от сдачи в аренду федерального имущества;

повышение эффективности использования имущества аэропортов, находящихся в федеральной собственности;

упорядочение управления объектами федеральной собственности за рубежом;

аукционная продажа лицензий на право предпринимательской деятельности в сфере связи;

упорядочение квотирования вылова рыбы и морепродуктов, включая следующие меры: общий допустимый улов и порядок распределения квот на вылов водных биологических ресурсов утверждается Правительством Российской Федерации; прекращается практика выделения научных квот взамен бюджетного финансирования;

установление контроля за внешнеторговыми операциями с продукцией морского рыбного промысла за пределами таможенной территории Российской Федерации.

5.2. Сокращение государственных расходов

В соответствии с утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 1998 г. N 600 Программой экономии государственных расходов предполагается осуществить следующие меры:

провести инвентаризацию бюджетных организаций, сократить количество юридических лиц и оптимизировать численность работников организаций, содержание которых финансируется за счет средств федерального бюджета;

сократить количество прямых получателей средств федерального бюджета в 1999 году со 132 до 99 единиц, а с учетом Указа Президента Российской Федерации от 30 апреля 1998 г. N 483 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" - до 91.

Будет сокращена на 20 процентов предельная численность работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Оптимизация численности федеральных органов исполнительной власти позволит сэкономить 6,6 млрд. рублей в год.

Реорганизацию бюджетных учреждений намечено проводить путем слияния организаций и сокращения расходов на их содержание, в том числе посредством оптимизации численности их работников.

Реорганизацией будет охвачено более тысячи бюджетных организаций в различных сферах деятельности с общим объемом расходов федерального бюджета в 257,4 млн. рублей.

Предусматривается поэтапная передача в ведение субъектов Российской Федерации учреждений начального, среднего и высшего образования, ориентированных преимущественно на региональные рынки труда, а также организаций здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта. Всего в течение 1998 года предусматривается передать в ведение субъектов Российской Федерации до 740 таких организаций с расходами на их содержание в сумме 1,1 млрд. рублей в расчете на год.

Инвентаризация условий оплаты труда работников

бюджетных организаций

Численность работников бюджетных организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, составила на 1 января 1998 г. 1896,7 тыс. человек.

Доля тарифных ставок и должностных окладов в оплате труда работников организаций на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы колеблется от 17 процентов (ИТАР - ТАСС) до 82 процентов (Госкомпечать России).

При этом надтарифная часть заработной платы состоит из почти 30 видов доплат, надбавок, иных выплат, носящих обязательный характер, и более 25 видов доплат и надбавок стимулирующего характера.

В общей сумме расходов на оплату труда работников средства, привлеченные из других источников сверх средств федерального бюджета, составляли в 1997 году в среднем 19 процентов. В учреждениях образования целого ряда федеральных органов исполнительной власти доля привлеченных средств составила 50 процентов и более. В числе этих органов бывшее МВЭС России (63 процента), МИД России (56 процентов), Минтопэнерго России (53 процента), ФСТР России (52 процента).

В целях упорядочения оплаты труда на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы предусматривается:

закрепление за вышестоящими организациями права определения лимита численности и размера фонда оплаты труда бюджетных организаций, находящихся в их ведении;

унификация отраслевых норм оплаты труда;

распространение на порядок формирования фонда оплаты труда работников бюджетных организаций принципов, предусмотренных для госслужащих;

рассмотрение возможности определения критерия, на основе которого в зависимости от доли использованных внебюджетных средств организации будут переводиться из разряда бюджетных в разряд дотируемых из бюджета.

Инвентаризация внебюджетных фондов и средств

В настоящее время в ведении получателей средств федерального бюджета находится значительное количество отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, формируемых в основном за счет отчислений от себестоимости продукции (работ, услуг), а также средств иных источников, включая доходы от оказания платных услуг, коммерческой деятельности или добровольных отчислений.

Значительный объем численности внебюджетных фондов составляют фонды НИОКР. По состоянию на 1 января 1998 г. действовало 84 отраслевых и межотраслевых внебюджетных фонда НИОКР, формируемых за счет добровольных отчислений предприятий и организаций в размере до 1,5 процента себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг). Объем средств, поступивших в указанные фонды в 1997 году, оценивается в 1,1 млрд. деноминированных рублей. Учитывая это, предусматривается сократить расходы на фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу в 1998 и в последующие годы в среднем до 1,5 млрд. рублей в расчете на год.

Предусмотрено ликвидировать целый ряд внебюджетных фондов, среди которых Централизованный фонд социального развития ВЭК России, Централизованный фонд социальной поддержки работников центрального аппарата МПС России.

В результате проведенной инвентаризации установлено, что на 1 января 1998 г. в учреждениях Банка России и кредитных организациях открыто 28206 текущих счетов по учету внебюджетных средств учреждений и организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета. При этом общая сумма остатков средств на них составила 15,7 млрд. деноминированных рублей.

Предусматривается закрытие целого ряда внебюджетных счетов, упорядочение условий образования внебюджетных фондов и открытия счетов, а также использование внебюджетных средств через органы федерального казначейства.

Общий объем средств, привлекаемых за счет проведенной инвентаризации внебюджетных фондов и средств, составит по расчетам 8,2 млрд. рублей.

Поэтапный отказ от дотаций и субсидий,

выделяемых из федерального бюджета

Предусматривается сокращение прямой финансовой поддержки сельского хозяйства, финансирование которого предполагается в большей степени осуществлять через фонд льготного кредитования и лизинговый фонд, а также федеральный и региональные продовольственные фонды, обеспечивающие проведение сезонных работ в сельском хозяйстве. Снизится финансирование из федерального бюджета транспорта в связи с постепенным переходом отдельных его видов на самоокупаемость.

Экономия средств федерального бюджета по этим направлениям в 1998 году оценивается в 4,6 млрд. рублей.

С 1999 года предполагается полностью отказаться от дотаций химической и нефтехимической промышленности, сельскому хозяйству, народным художественным промыслам.

Обеспечение контроля за соблюдением бюджетными

организациями лимитов потребления электро- и теплоэнергии

В целях исключения возможности образования в 1998 году новой кредиторской задолженности по оплате электро- и теплоэнергии предусматривается:

усиление контроля за обеспечением получателями средств федерального бюджета соответствия потребления тепло- и энергоресурсов бюджетным назначениям по статье расходов "Оплата коммунальных услуг";

обязательное согласование смет расходов организаций, находящихся в ведении прямых получателей средств федерального бюджета;

обеспечение ФЭК России совместно с Минтопэнерго России единых для бюджетных организаций всех уровней цен и тарифов на тепло- и энергоресурсы, иные коммунальные услуги, устанавливаемых межрегиональными комиссиями.

Урегулирование кредиторской задолженности федерального

бюджета перед населением и организациями

Объем кредиторской задолженности на 1 января 1998 г. по расходам федеральных органов исполнительной власти и организаций, находящихся в их ведении, иных получателей средств федерального бюджета, возникшей в результате недофинансирования расходов за счет средств федерального бюджета, утвержденных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1997 год", составил 47,3 млрд. рублей.

Кредиторская задолженность будет погашаться поэтапно за счет:

сокращения и минимизации дебиторской задолженности (2 млрд. рублей);

направления остатков внебюджетных средств, находящихся на счетах получателей средств федерального бюджета (4,4 млрд. рублей);

направления части средств федерального бюджета на 1998 год на погашение переходящей кредиторской задолженности по стройкам и объектам, предусмотренным в Федеральной адресной инвестиционной программе, и по денежным выплатам населению (12,6 млрд. рублей);

изыскания дополнительных источников поступлений средств (1,8 млрд. рублей) и др.;

реструктуризации и списания задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом по налогам, сборам, а также начисленным пеням и штрафам в соответствии со статьей 24 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год".

Социально-профилактические и организационные меры

проведение разъяснительной работы среди всех категорий военнослужащих, а также гражданского персонала частей и подразделений;

активизация усилий армейских коллективов, медицинских учреждений
на раннем выявлении случаев употребления наркотиков;

совершенствование оказания медицинской помощи наркоманам;

социальная адаптация таких лиц после излечения;

мероприятия по упорядочению учета, хранения, реализации лекарственных средств, содержащих наркотики, в целях исключения незаконного их использования, по ограничению посевов наркосодержащих культур, улучшению
охраны таких посевов, уничтожению зарослей дикорастущей конопли и др.

Важным средством в борьбе с наркоманией являются также медицинские, гражданско-правовые, административные и уголовные меры.

Медицинские меры

Замеченные в употреблении наркотиков военнослужащие берутся командованием и медицинской службой на учет. Врачом части они направляются на консультацию к психиатру в целях выявления степени заболевания. При
отсутствии явлений наркомании за ними устанавливается диспансерное или
амбулаторное наблюдение. В случае если военнослужащий будет замечен в
повторном употреблении наркотиков, он направляется на консультацию к психиатру для решения вопроса об обследовании в условиях стационара и проведения лечебных мероприятий.

По возвращении в часть после лечения военнослужащие продолжают находиться под амбулаторным или диспансерным наблюдением до конца службы.

Заключения о негодности к военной службе лиц, страдающих наркоманией, выносятся при резко выраженном изменении личности или интеллектуально мистическом нарушении (Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденная приказом министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 1995 г.
№ 315).

Гражданско-правовые меры

ГК РФ (ст. 30) предусматривает возможность ограничения судом дееспособности лиц, которые вследствие злоупотребления наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение. Над такими лицами
суд устанавливает попечительство.

Появление гражданина на работе не только в нетрезвом состоянии, но и в состоянии наркотического или токсического опьянения является основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта) по инициативе администрации.

Административная ответственность
Административная ответственность предусмотрена за:

приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств в
небольших количествах;

потребление наркотических средств без назначения (имеются в виду
случаи, когда лицо к административной ответственности за такие действия
еще не привлекалось);

невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, в силу чего они потребляют наркотические средства без назначения врача;

незаконный посев или выращивание масличного мака и отдельных сортов конопли;

Непринятие мер к обеспечению охраны наркосодержащих посевов.

В соответствии с действующим законодательством военнослужащие за указанные административные правонарушения несут ответственность по ДУ ВС
РФ. К ним могут быть применены меры общественного воздействия, наложены дисциплинарные взыскания.

Уголовная ответственность

УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконную выдачу
либо подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение
наркотических средств (ст. 233); вымогательство наркотических средств
(ст. 229) и нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранение, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, а также веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств, находящихся под специальным контролем, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил (ч. 5 ст. 228).

Ответственность за такие действия несут должностные лица, которые в силу порученной им работы обязаны соблюдать указанные правила.

Кроме того, в уголовном порядке преследуются:

незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических
средств в крупном размере (ч. 1 ст. 228 УК РФ). Наказывается лишением
свободы на срок до трех лет;

незаконное приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств (ч. 2 ст. 228 УК РФ). Наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без таковой;

те же действия, совершенные при отягчающих обстоятельствах (группой лиц по предварительному сговору, неоднократно, в крупном размере (ч. 3 ст. 228 УК РФ) либо организованной группой или в особо крупном размере (ч. 4 ст. 228 УК РФ), наказываются более строго - лишением свободы на срок от 7 до 15 лет с конфискацией имущества;

склонение к потреблению наркотических средств (ст. 230 УК РФ). Наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет, либо арестом на срок до
шести месяцев, либо лишением свободы на срок от 2 до 5 лет.

Те же действия, совершенные при отягчающих обстоятельствах (группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), неоднократно, в отношении несовершеннолетнего либо двух или более лиц, с применением или угрозой применения насилия, наказываются лишением свободы на срок от 3 до 8 лет.

предупреждение наркомании в подразделении

Профилактика наркомании в Вооруженных Силах Российской Федерации обеспечивается комплексом организационных мероприятий, направленных на
предотвращение проникновения наркотиков в воинские части, предупреждение их распространения среди личного состава, активное выявление лиц, употребляющих наркотические средства, принятие к ним мер воспитательного, правового, дисциплинарного и медицинского характера.

Основа профилактики наркомании в подразделении - разъяснительная
работа. Главным в ее содержании должен быть показ того огромного вреда,
который наносит организму и психике человека употребление наркотиков,
пагубных социальных последствий этого пристрастия. При проведении такой работы не должны приводиться сведения о способах получения и применения наркотических средств, об особенностях их воздействия и связанных с ними приятных ощущениях, чтобы не стимулировать нездорового любопытства.

Кроме того, необходимо учитывать специфику аудитории и местные особенности. Целесообразно лишь обращать внимание на те наркотические средства, которые употребляются в данном регионе и в данной группе, а не давать их подробный перечень, с тем чтобы не вооружать присутствующих справочным материалом по приобретению наркотиков.

Необходимо выделить в подразделении группу военнослужащих, потенциально склонных к употреблению наркотиков. При этом необходимо обязательно учитывать, что пристрастие к наркотикам формируется в силу следующих основных причин:

социальной незрелости, когда человека влечет любопытство, и он не задумывается о возможных последствиях наркомании или игнорирует их, неспособен контролировать свое поведение;

личных переживаний и проблем;

влияния нездорового окружения;

стремления следовать «моде», желания подражать;

культурных традиций, существующих в ряде регионов;

вследствие неправильного лечения или после тяжелого и длительного
заболевания, для лечения которого использовались наркотические препараты.

Основания для занесения лица в «группу риска»:

проживание в определенном регионе. Следует обращать внимание на
воинов, призванных или продолжительное время проживавших, особенно в
подростковом возрасте, в районах с высоким уровнем развития наркомании
(Дальний Восток, Средняя Азия, Северный Кавказ, Поволжье, Краснодарский
край, Ростовская, Астраханская, Челябинская области). Наркоманы - это в основном городские жители, в первую очередь представители крупных городов;

наследственность. Результаты исследований показывают, что наркоманами очень часто становятся те лица, у которых родители (чаще отец) или близкие родственники - алкоголики или страдают психическими заболеваниями;

пристрастие к алкоголю или раннее знакомство с ним;

общение с наркоманами, алкоголиками, асоциальными и криминальными
элементами до призыва в Вооруженные Силы;

нахождение на учете, приводы в милицию, привлечение к административной ответственности за мелкие правонарушения;

социальная незрелость, подверженность чужому влиянию;

пониженное настроение, связанное с переживаниями по поводу лишений
и утрат, стремление к уединению;

пониженная адаптация к службе;

страсть к азартным играм;

признания в том, что наркотики употреблялись ранее или высказывания
о том, что наркотики не приносят заметного вреда, частое обсуждение тем,
связанных с лекарствами;

обнаружение у вновь прибывшего пополнения снадобий, порошков, таблеток, шприцев, медицинских игл, жгутов и других приспособлений, которые
могут быть использованы для приема наркотиков, а также следов от уколов,
наличие фармацевтической литературы;

перенесенные ранее тяжелые, длительные заболевания;

изменение характера и отношения к службе, а также еще целый ряд
факторов, указывающих на потребление и производство наркотиков;

Работа по выявлению «группы риска» должна начинаться с момента прибытия воинов в подразделение. При этом целесообразно придерживаться определенной последовательности. С самого начала необходимо обратить внимание на внешний вид каждого вновь прибывшего, а также тщательно изучить все те документы, которые позволили бы составить первое впечатление о личности, морально-деловых качествах воина, его семье, родственниках, ближайшем окружении, условиях воспитания, интересах, увлечениях, состоянии здоровья, а иногда содержат и прямые свидетельства об употреблении наркотиков.
К таким документам следует отнести: характеристики с места работы, учебы,
прежнего места службы, медицинскую книжку, автобиографию. Отметка об
употреблении наркотиков может стоять в военном билете. Уже на этом этапе
необходимо проанализировать: присутствуют ли в перечисленных документах факты, дающие основания занести вновь прибывшего воина в «группу
риска» или требующие уделить более пристальное внимание кому-то из них в
последующем.

Исключительно важным мероприятием должен стать медицинский осмотр,
на котором командир подразделения обязан присутствовать лично. Перед осмотром он должен указать врачу на тех лиц, которые, по его мнению, требуют более углубленного обследования на предмет употребления наркотических средств. Кроме того, командиру самому необходимо обратить внимание на кожные покровы (наличие татуировок, позволяющих предположить, что воин имел контакты с криминальной средой, наличие гнойничковой сыпи, расчесов кожи, следов от уколов), а также выявить лиц, страдающих излишней худобой, дефицитом массы тела. Все эти признаки могут свидетельствовать о том, что военнослужащий употребляет наркотики.

Внешние признаки у военнослужащих, употребляющих наркотические вещества:

покраснение лица, шеи (иногда отек), резкий переход к бледности;

наличие бледности кожных покровов;

пошатывание, походка не уверенная;

признаки простуды (озноб, насморк, слезотечение);

губы сухие, постоянно облизывает;

в выдыхаемом воздухе запах бензина, ацетона или другой необычный
запах;

мышечные подергивания, вздрагивания;

от одежды курившего исходит сохраняющийся несколько часов сладковатый запах;

дрожь в руках, иногда во всем теле;

краснота, блеск глаз;

на руках, ногах вдоль вен следы уколов, капли крови;

чрезмерное сужение или расширение зрачков;

замедленность в движениях;

на теле имеются татуировки в виде рисунков шприца, иглы и др.;

активное употребление жаргонных слов;

отсутствие или значительное повышение аппетита;

значительное колебание настроения в течение дня;

неадекватные реакции на обращение, невнятное бормотание;

громкая речь, утрированная мимика, выразительные позы и телодвижения;

нарушение самоконтроля, частое почесывание тела;

сонливость днем, бессонница ночью;

выраженное нарушение координации;

легкость перехода от безудержного веселья к раздражительности, конфликтности;

признаки сильного чувства жажды;

появление светобоязни, драчливости, гневности;

стремление находиться в затемненных помещениях;

плачь, жалобные причитания, самоупреки и самобичевание

растерянность, отрешенность;

замедление ответов и беспричинный смех;

Стремление «сделать запасы», приобрести чрезмерное количество зубной пасты, лосьонов, дезодорантов, пудры, сапожного крема, средств для чистки обуви, пятновыводителя, стеклоочистителя, клея, дихлофоса, карбофоса, хлорофоса и других предметов бытовой химии, приготовление питья из ядовитых грибов.

Работа по выявлению «группы риска» не должна ограничиваться лишь временными рамками периода прибытия пополнения в подразделение. Она должна вестись постоянно. Беседы, педагогическое наблюдение, профилактический медицинский осмотр, изучение общественного мнения, информация, поступающая от сослуживцев, переписка по месту учебы, работы и жительства воинов позволяют командиру своевременно предотвратить развитие такого страшного явления, как наркомания.