Устройства откатных ворот. Схема монтажа откатных ворот. Бетонируем фундамент для откатных ворот

В последнее время, когда каждый состоятельный гражданин желает обзавестись собственным частным домом или коттеджем, перед ним встает вопрос построения забора и, как следствие, ворот, к нему подходящих.

Откатные, сдвижные ворота в этом вопросе пользуется большой популярностью благодаря своей очевидной практичности; также, их часто используют и на промышленных объектах.

С ростом спроса увеличилось и количество производителей, занимающихся изготовлением как готовых ворот, так и их комплектующих, предлагающих установку от квалифицированных рабочих.

Виды откатных ворот

Ворота подразделяются на несколько типов, и каждый имеет свою конструкцию, обладающую своими плюсами и минусами.

Подвесные ворота

Чаще всего находят применение на въездах промышленных объектов и прочих территорий, предназначенных для не слишком широкого круга людей. Этот тип ворот очень надежен, однако его изготовление требует больших затрат материалов и, как следствие, финансов.

Однако для тех, кто превыше всего ценит качество, они придутся по вкусу: подвесные ворота могут работать даже через пятьдесят лет после установки.

Из очевидных минусов помимо цены стоит отметить, что проем ворот довольно ограничен из-за верхней балки.

Откатные по рельсу ворота

В теории наиболее надежная и вместе с тем самая примитивная конструкция ворот. Ворота открываются как дверь купе, скользя на роликах по специализированному рельсу, который находится на земле.

Несмотря на всю легкость использования, в климате нашей страны с этим типом ворот могут возникнуть проблемы; погодные условия, такие как снег или листопад, могут заблокировать движение этих ворот, закрыв рельс, и тогда их открытие станет невозможным, а вернуть работоспособность будет тяжело.

Эта конструкция найдет наибольшее применения в местах, где территория подвергается своевременной уборке, например, в частных дворах. Также, даже в открытом состоянии такие ворота не занимают лишнего места, что очевидно дает им преимущество в местах с ограниченным пространством.

Консольные ворота

Конструкция этого типа ворот схожа с откатными по рельсу, но отличается тем, что контакта с наземным рельсом у ворот нет. Эта наиболее сложная конструкция, однако, это дает ей свои преимущества: погодные условия не влияют на работу ворот, а также они оставляют много свободного пространства, сводят на нет риск повреждения транспортного средства, въезжающего в них.

Благодаря удобному расположению элементов качения, которые непосредственно обеспечивают работу ворот, консольные ворота не зависимы от природы, что позволяет им иметь повышенную прочность.

Движение ворот осуществляется очень просто благодаря хорошо проработанной конструкции, а также пониженному трению. Из минусов можно отметить сложную установку и необходимость наличия большего участка забора, чем размер проема.

Когда можно установить откатные ворота

Для установки желаемого вида откатных ворот порой недостаточно большого желания и бюджета; во многом успех установки зависит от типа участка, на котором ворота собираются расположить.

В некоторых ситуациях установить ворота либо вовсе невозможно, либо сильно усложнено.

Например, проблема с пространством всегда встает очень остро. При коротком заборе о воротах можно и не мечтать, так как пространство, в которое ворота будут откатываться, должно быть ничем не закрыто как минимум на ширину проема, умноженного на полтора.

Причиной тому служит то, что помимо самих ворот их технологическая часть также занимает немало места.

Обратите внимание!

Кроме того, забор должен быть прямым, так как ворота двигаются по прямой траектории. Да, вполне очевидный факт, но многие потребители забывают принять его во внимание. Неровностей рельефа в месте открытия ворот так же быть не должно.

Как установить откатные ворота

Установка и изготовление ворот своими руками без опыта в этом деле может быть очень сложной, но возможной. После ознакомления с фотографиями откатных ворот, построению подробных планов и чертежей и схем откатных ворот, можно приступить к установке.

Прежде всего следует оценить место будущего расположения ворот. Оценить состояние опорных столбов и убедиться, что они достаточно прочны для установки ворот.

Убедиться в возможности расположения ямы возле столба для фундамента габаритом 500х2000мм

Определиться с видом полотна ворот и его облицовочным материалом; это важно, т.к. от этого зависит масса ворот, а от нее соответственно выбор силовых элементов.

Составить подробные чертежи ворот, учитывая особенности местности, на которой будет производиться установка, закупить комплектующие.

Обратите внимание!

Провести разметочные работы. Выбрать уровень нулевой отметки.

Приступить к установке фундамента ворот. При использовании электропривода в выбранном типе ворот, на этом этапе следует заранее уделить внимание прокладке необходимых кабелей.

Изготовить полотно откатных ворот. Очень важно с большим вниманием отнестись к размерам. Приобрести необходимую фурнитуру для раздвижных ворот (роликовые опоры, ролики, заглушки на балку и др.)

Произвести монтаж и установку конструкции, предварительно выждав не меньше, чем семь дней после окончания бетонирования.

Фото откатных ворот своими руками

Обратите внимание!

Откатные ворота — компактное и эргономичное решение для загородного дома. Как правило, их производством и установкой занимаются профессионалы, имеющие в распоряжении цеха и оборудование. В этой статье мы расскажем, как изготовить и установить откатные ворота самостоятельно.

Откатные ворота — сдвижная конструкция, которая перемещается вдоль забора, полностью перекрывая или освобождая въезд на территорию. Различают два типа таких ворот:

  1. Моноширма — состоит из одной створки. Вся конструкция опирается на дополнительный фундамент через стальную закладную деталь. Не требует перетяжки по верхам столбов и смещается в одну сторону. Применяется при высоте полотна до 2 метров. Вариант для частного строительства, открытых автостоянок, дворов.
  2. Двойная синхронная конструкция — состоит из двух одинаковых полотен, которые перемещаются одновременно в разные стороны. Опирается на два дополнительных фундамента. Требует установки верхней балки, по которой на роликах перемещаются полотна. Выдерживает полотна большого веса. Применяется при высоте более 2 метров. Вариант для высоких ангаров, стратегических и промышленных объектов и грузовых стоянок.

Основным достоинством откатных ворот является то, что для них не требуется места внутри или снаружи участка при открывании.

Подготовительные работы

Производство ворот — работа не из дешёвых и может составлять до 60% окончательной стоимости. Поэтому рассмотрим возможность сделать их своими руками.

Для изготовления полотна откатных ворот понадобятся слесарные инструменты, струбцины, сварочный аппарат и соответствующие навыки. Стоит учесть, что изделие должно быть сварено без перекосов и натяжек, поэтому необходимо выбрать ровную площадку и приготовить козлы либо сборный каркасный верстак подходящего размера (размеры будущего полотна плюс 1 метр с каждой стороны).

  • столбы должны быть статичными (не болтаться), к ним будут крепиться поддерживающие элементы;
  • поверхность под подвижной частью ворот должна быть горизонтальной, без уклона;
  • «дорожный просвет» не менее 50 мм;
  • длина всей подвижной кулисы будет больше ширины проёма на 50% .

Внимание! Верхний край полотна должен быть ниже верха столбов минимум на 20 см.

Основой для откатных ворот служит комплект фурнитуры. Это набор деталей, необходимых для нормального функционирования готового изделия. Такие комплекты выпускаются стандартными, все элементы тщательно подогнаны и представлены в трёх вариантах:

  1. Малый комплект. Ширина проёма до 4 м, масса до 400 кг.
  2. Средний комплект. Ширина проёма до 6 м, масса до 600 кг.
  3. Большой комплект. Ширина проёма более 6 м, масса более 600 кг.

Внимание! Обязательно учитывайте эти данные при выборе заполнения каркаса полотна.

Комплект включает в себя следующие детали:

  • основная направляющая (6 м)
  • поддерживающая планка с роликами
  • концевой ролик
  • верхний и нижний уловители
  • роликовые каретки тележки
  • пластиковые заглушки направляющей

Изготовление полотна откатных ворот

Рассмотрим сборку каркаса и расход материала на примере полотна для проёма шириной 4 метра, высотой полотна от земли 2 метра (дорожный просвет 75 мм) и лёгким заполнением из профиля (как наиболее распространенный вариант). Отличительной особенностью откатной конструкции является наличие противовеса. Он представляет собой часть полотна, не перекрывающую проём. Как правило, его длина берётся за 50% от ширины проёма.

Для изготовления каркаса понадобятся трубы прямоугольного сечения следующих размеров:

  • 60х30 — 16 пог. м (3х6) — для создания рамы. 1 шт — 6 м, 1 шт — 4 м, 2 шт по 1,85 м, 1 шт — 2,7 м;
  • 40х20 — 20 пог. м (4х6) — для создания внутренней части каркаса. 3 шт по 4 м, 4 шт по 2 м;
  • направляющая шина 6 м из малого или среднего комплекта.

На шину по всей длине наваривается широкой частью труба 60х30, при этом от видимого края следует отступить 30 мм (туда встанет вертикальная стойка). Сварные швы длиной 50 мм кладутся с шагом 400 мм с обеих сторон. По ширине ворот (4 м) перпендикулярно к шине прихватываются трубы 60х30 длиной 1,85 м. Свободные концы этих труб подрезаем (если нужно) и соединяем трубой 60х30 длиной 4 м.

Внимание! В этот момент нужно проверить диагонали, выставить размер и устранить перекосы до обварки.

1 — направляющая шина 6 м; 2 — труба 60х30 5,97 м; 3,4 — вертикальные трубы 60х30 1,85 м; 5 — труба 60х30 4м; 6 — откос 60х30 2,7 м

После устранения перекосов, по месту отмечаем трубу 60х30 длиной 2,7 м от свободного конца шины до верхнего угла каркаса (в виде откоса). После подрезки устанавливаем её на прихватки и обвариваем все стыки труб.

Внутреннюю часть каркаса разбиваем на равные прямоугольники (всего 6), раскладываем трубы 20х40, размечаем по месту и подрезаем. Эти трубы будут навариваться узкой плоскостью к раме по её оси, поэтому следует заранее подготовить подкладки 20 мм.Таким образом до края рамы останется пространство для профлиста. Прихватываем и обвариваем трубы 20х40.

Все сварные швы должны быть обязательно зачищены (шлифовальный диск) и заполированы (диск «лепесток») при помощи болгарки.

Как и любую стальную конструкцию, каркас необходимо окрасить. Сначала нужно удалить металлическую пыль и окалину. Затем обязательно протереть ветошью, смоченной растворителем. Затем прогрунтовать и покрасить.

После высыхания краски заполняем каркас. Подрезанные по размеру профлисты крепим к трубе 20х40 заклёпками или саморезами по разметке. Варианты заполнения могут быть самые разные — блокхаус, сэндвич-панели, филёнчатые панели, сетка, поликарбонат, стальная рейка или решётка. Это не влияет на конструкцию и принцип сборки каркаса.

Внимание! В случае заполнения каркаса художественной ковкой, блокхаусом или другими массивными элементами, учитывайте массу изделия при выборе стандартного комплекта для откатных ворот.

Монтаж откатных ворот

Для установки ворот понадобится мощная закладная деталь (ЗД), как правило, из швеллера № 20 (ширина 200 мм), прочно закреплённая к дополнительному фундаменту, который принимает всю нагрузку от конструкции. Он будет расположен со стороны столба, в сторону которого будет производиться откат при открывании. Фундамент будет выполнен в виде двух свай (по 1 м) по краям, объединённых ростверком, выполняющим роль подушки для ЗД. Для удобства установки и надёжности каркас лучше сварить заранее и сделать его в виде целой конструкции со швеллером. Перед укладкой бетона убедитесь, что положение ЗД строго горизонтально во всех направлениях.

1 — сваи длиной 1 м; 2 — швеллер шириной 200 мм и длиной 2 м (1/2 ширины проема)

После затвердения бетона по краям ЗД строго по оси движения ворот навариваем роликовые каретки из набора. На них болтами крепим ролики.

На опорные столбы со стороны ворот закрепляем вертикально трубы 60х80 (фальш-столбы) по высоте полотна плюс 10 см. Фальш-столб возле фундамента называется боковым и может быть выполнен в виде рамы, противоположный ему — приёмным или разгрузочным, так как он принимает и удерживает полотно между открываниями. К боковому столбу на нужной высоте прихватываем поддерживающую планку с роликами. На приёмный — верхний и нижний уловители.

Внимание! Все сварочные работы до окончания регулировки производить точечной сваркой («прихватками»).

Монтируем плотно на посадочное место. Ролики нижней каретки должны войти в шину, верхняя труба рамы 60х30 должна встать между поддерживающими роликами. При наличии свободных рук планку с поддерживающими роликами можно установить по месту — во время монтажа самого полотна. Крепим концевой ролик согласно инструкции. Проводим испытания, отмечая нюансы работы ворот. Затем производим регулировку и окончательную фиксацию всех узлов сварки.

Автоматика для откатных ворот

Как и любой другой вид, откатные ворота предусматривают использование автоматического режима работы и дистанционное управление. Однако установка таких приборов требует специфических знаний и практического опыта.

Изготовить и установить саму конструкцию вполне по силам самостоятельно, но за подключением автоматики лучше обратиться к специалистам. Оборудование при желании можно установить в любой момент, но если об этом известно сразу, то гильзы под кабели питания лучше заложить заранее.

Также заранее можно определиться и с выбором. Рекомендуем следующие модели автоматики:

Комплекты для откатных ворот:

Фирма Страна Цена, руб. Примечание
Малый Средний Большой
Rolling Expert Украина (Киев) 4000 5000 6700 +600 руб. за 1 пог. м рельса*
Rolling-HiTech Украина (Запорожье) 4500 5500 7800 +730 руб. за 1 пог. м рельса*
Wesler-Profile Австрия-Украина (Днепропетровск) 4800 5900 7400
Alutech Беларусь (Витебск) 6300 7000 8100 +660 руб. за 1 пог. м рельса*
Rolling Center Италия 15500 27300 36500 +800 руб. за 1 пог. м рельса*

* — В каждый стандартный комплект входит рельс 6 м. Указаны суммы доплаты за каждый дополнительный метр длины.

Смета на изготовление откатных ворот:

Наименование Ед. изм. Кол-во Цена, руб. Стоимость, руб. Примечание
Труба 60х30 (1 пог. м = 3 кг) пог. м 18 90 1620 Новая* по 6 м
Труба 40х20 пог. м 24 60 1440 Новая* по 6 м
Профлист м 2 8 160-270 1280-2160 В зависимости от толщины и отделки
Швеллер пог. м 2 750 1500 Новый* по пог. м
Арматура 16 пог. м 20 30 600 Новая* по 6 м
Бетон м 3 1 1000 1000 Примерная цена песок+цемент+щебень
Краска, грунт кг 3 100 300 Обычные по металлу
Прочее (диски, свёрла, электроды) - 1000 Примерно
Итого за материал - 8740 Без стоимости автоматики
Работа - 6000 Без подключения автоматики**
Итого - 14740 Изготовление и установка полотна

* — при изготовлении каркаса допускается использование зачищенного от ржавчины б/у материала. Экономия может составить до 60% (на указанных позициях).

** — ориентировочная стоимость работ по подключению автоматики составляет 3000-5000 руб.

Откатные ворота — удовольствие не из дешёвых. Однако в долгосрочной перспективе они оправдывают каждый вложенный рубль. Удачно сочетая в себе практичность и компактность, они являются средним арифметическим от распашных и подъёмно-секционных конструкций. При этом за счёт простоты и технологичности устройства правильно установленные откатные ворота меньше подвержены перекосам и заклиниванию, чем их собратья.

Виталий Долбинов, рмнт.ру

Пошаговая инструкция: как сделать откатные ворота с калиткой своими руками

Ворота могут представлять собой различные конструкции: от самой примитивной, которая выглядит как пара створок на петлях, до сложных конструкций, оснащенных автоматикой. Они выполняют 2 основные функции: ограждение и функцию декора.

Наиболее оптимальным сочетанием обоих функций являются откатные ворота, которые представляют собой подвижную конструкцию, основная часть которой способна двигаться вдоль стены или забора. С их помощью обеспечивается надежное ограждение въезда на территорию дачи или гаража. Кроме того, практичная конструкция позволяет экономить пространство и придает эстетичный внешний вид любому строению.

Преимущества и недостатки

Как и любая конструкция, эти ворота имеют свои достоинства и недостатки. К преимуществам относятся:

  • Высота ворот. Они не имеют ограничений по высоте и могут быть изготовлены для строений любого типа. Высота подбирается самостоятельно.
  • Экономия места на территории дачи или гаража. Конструкция, которая сдвигается в сторону, освобождает достаточно большое пространство, которое, например, занимают распашные ворота. Освободившееся место можно использовать для своих целей.
  • Экономия физических усилий. При открытии или закрытии прикладываются минимальные усилия. Если процесс установки выполнен правильно, то движение ворот происходит достаточно легко. Во многих случаях их гораздо удобнее оборудовать автоматикой, для того чтобы свести все усилия к нулю.
  • Высокий уровень взломостойкости. Они способны выдерживать значительные нагрузки, удары и повреждения.
  • Эстетичность и удобство в использовании. Смотрятся такие ворота действительно очень красиво, солидно, практично и современно. С их помощью преображается внешний вид всего здания или участка.

В качестве недостатков можно выделить:

  • Высокую стоимость. Даже без оборудования автоматикой такие ворота стоят гораздо дороже обычных распашных.
  • Сложности в доставке и монтаже. Готовые конструкции имеют внушительные объемы и вес, что делает процесс доставки и монтажа более трудоемким. К тому же для установки роликового оборудования необходима заливка специального фундамента.
  • Необходимость полного освобождения участка вдоль стены или забора, по которому будут двигаться ворота. В зависимости от размера это может быть значительная территория. Такой участок может быть не у всех.

Виды ворот

Различают 2 основных классификации:

По материалу, из которого они изготавливаются

Для изготовления ворот могут использоваться различные материалы. В качестве основных типов можно выделить:

  • Профильный лист – является одним из наиболее популярных и востребованных материалов. Он обладает хорошими эксплуатационными свойствами, устойчив к повреждениям, возникновению коррозии и перепадам температуры. Кроме того, имеет достаточно широкую цветовую гамму.
  • Сэндвич-панели – представляют собой стальные листы, между которыми находится пенополиуретан. Стоимость таких материалов значительно выше, но и основные технические характеристики лучше. В качестве расцветок в основном используется 2 цвета – белый и коричневый. Однако цвет можно подобрать и заказать самостоятельно.
  • Дерево – наиболее редкий материал, который используется для ворот такого типа. Дерево должно быть предварительно обработано несколькими химическими составами, которые могут улучшить его свойства, сделать его более прочным, устойчивым к влаге, высоким температурам и заморозкам. Использование дуба позволяет сделать ворота максимально прочными. Главным преимуществом древесины является ее уникальное эстетичное оформление.

Профильный лист, сэндвич-панели и натуральное дерево являются основными наиболее популярными материалами для изготовления откатных ворот. Кроме них могут использоваться оцинкованный лист, деревянный брус и другие.

По типу конструкции

Существует 3 основных типа конструкций:

  • Консольная . При использовании такого механизма происходит установка несущей опоры в нижней части полотна ворот. Роликовые конструкции монтируются в фундамент и обеспечивают легкое движение.
  • Подвесная . Отличается от консольной расположением несущей опоры – она располагается сверху. Такой механизм может быть удобен для установки гаражных ворот.
  • Рельсовая . Этот тип предполагает подготовку фундамента, в который монтируются рельсы, а нижняя часть полотна оборудуется колесиками. Во время движения ворота на колесах передвигаются по рельсам.

Наиболее популярными являются ворота консольного типа, они гораздо проще монтируются и удобны в использовании.

Их устройство

Для того чтобы правильно выбрать комплектующие, необходимо точно измерить ширину и высоту проема. К основным комплектующим относятся:

  1. Консольная составляюща я – основное устройство. Она состоит из набора устройств: основной направляющей и набора роликов (верхних, нижних, концевых).
  2. Полотно . Оно может быть выполнено из различных материалов.
  3. Рама для ворот . Она должна быть изготовлена из прочных материалов. С ее помощью обеспечивается надежная конструкция ворот, устойчивое крепление полотна. Размеры рамы должны быть идентичны размерам проема и полотна. Чаще всего для ее изготовления используется металл (например, металлические трубы).
  4. Фундамент – также является одной из основных составляющих. Для него используется арматура, бетон и опорные столбы.

Для оборудования автоматикой используют дополнительные устройства, такие как электрический привод, пульт управления, датчики работы. Для того чтобы разобраться в устройстве ворот, нужно понять принцип их работы. Тогда не возникнет сложностей при изготовлении и монтаже.

Пример чертежа

Необходимые инструменты и материалы

Для того чтобы изготовить ворота самостоятельно, понадобится определенный набор инструментов:

  • Емкость для бетона.
  • Болгарка и диски для нарезки и обработки металла, дерева.
  • Стандартные инструменты – молоток, топор, пассатижи, лопата.
  • Инструмент для покраски ворот. Это может кисточка, валик или воздушный компрессор.
  • Инструменты для измерительных работ – уровень и рулетка.
  • Сварочный аппарат и электроды.
  • Дрель.
  • Инструменты для крепежа.

Необходимо не забывать о средствах защиты кожи и глаз – костюме, перчатках, очках.

Помимо подготовки основных инструментов, необходимых для работы, стоит приготовить и материалы:

  • Консольный комплект для ворот, который можно приобрести в строительном магазине.
  • Материалы для заливки фундамента – цемент, песок, заполнитель, вода.
  • Металлические трубы. Они используются и в качестве направляющих, и для изготовления перемычек.
  • Материал для полотна. В домашних условиях для обшивки можно использовать металлические листы или бруски дерева.
  • Материалы для грунтовки и покраски.
  • Крепежный набор – саморезы, заклепки.

После подготовки и закупки основных инструментов и материалов можно смело приступать к изготовлению ворот.

Изготовление ворот без автоматики

Весь процесс можно условно разделить на 3 основных этапа:

  1. Этап 1. Заливка фундамента . Первоначально необходимо полностью подготовить поверхность для фундамента, очистить от мусора и пыли. Затем необходимо выкопать в грунте траншею. В нее будет произведена закладка арматуры, которая будет служить каркасом для ворот. Траншея имеет П-образную форму, в местах соединения арматуры устанавливаются перемычки. Глубина ее может быть от 0,5 до 1,5 м. Под колонны ямы копаются глубже. Дно траншеи плотно покрывается песком. После этого происходит закладка арматуры и установка опорных столбов.
    Затем происходит заливка фундамента заранее подготовленным бетоном. До полного затвердевания раствора обычно необходимо 3-5 суток, но более надежное схватывание происходит обычно не менее чем через пару недель. Для того чтобы фундамент получился надежным и прочным, необходимо заранее произвести все замеры и расчеты, точно измерить ширину проема, место закладки арматуры, расстояние до опор. Чтобы сделать поверхность фундамента полностью ровной, используется металлический швеллер, он крепится в его верхней части.
  2. Этап 2. Изготовление полотна ворот . Процесс изготовления полотна начинается с измерений и разметки. Для того чтобы оно было устойчивым, не выгибалось, не шаталось, его нужно сделать идеально правильной геометрической формы. Металлические трубы необходимо нарезать по заранее произведенным замерам. Затем из них с помощью сварки изготавливается обрешетка. Таким образом, первоначально необходимо изготовить раму и только после этого приступать к обрешетке.
    Затем нарезается полотно ворот. Процесс нарезки и крепления зависит от материала, который был выбран. Стальной лист нарезается и крепится к обрешетке при помощи саморезов. Деревянные конструкции необходимо заранее обработать грунтовкой и растворами для надежности и устойчивости к осадкам. К нижней части полотна приваривается металлическая направляющая – основной элемент конструкции откатных ворот. Все работы по изготовлению полотна выполняются строго по уровню, во избежание перегибов и неточностей в работе.
  3. Этап 3. Покраска . Перед тем, как приступить к покраске, необходимо зачистить, обезжирить и загрунтовать сварочные швы, места крепления полотна к обрешетке. Обычно принято красить ворота только с внешней стороны, но для более надежной защиты лучше всего сделать это с обеих сторон. Краску необходимо выбирать устойчивую к влаге и перепадам температур.

После этого процесс можно считать завершенным, и приступать к установке.

Пошаговая установка

Процесс монтажа не сложен. Выполнить его можно самостоятельно, следуя определенным инструкциям:

  1. Разметка линии движения створки. Удобнее всего использовать для этого шнур — он позволит сделать линию ровной. Шнур должен проходить по срединной линии фундамента и опор. Также необходимо при этом учитывать ширину изготовленных ворот.
  2. Установка роликовых опор. Процесс их установки является наиболее важным этапом монтажа ворот. От того, насколько правильно будут расположены опоры, зависит срок службы всей конструкции. Располагать их необходимо на максимально широком расстоянии. Опору от столба необходимо удалить на такое расстояние, при котором проем будет полностью открываться. Для того чтобы точно измерить расстояние между опорами и вымерить их точное местоположение, необходимо использовать подставки. Они позволять избежать ошибок.
    Затем производится их регулировка, они должны работать точно так же, как и в процессе движения ворот. После того, как все работы по разметке и расположению роликовых опор произведены, выполняется их крепление к швеллеру с помощью сварки. Первоначально крепление является пробным, для того чтобы можно было закатить ворота на опоры и окончательно их отрегулировать. Только после этого происходит окончательная и надежная фиксация.
  3. Установка полотна ворот. Готовое полотно задвигается на опоры, регулируется и крепится в закрытом положении.
  4. Проверка установки роликов и полотна. Для этого необходимо проверить, насколько легко двигаются ворота в обоих положениях, и при необходимости затянуть или ослабить роликовые опоры.
  5. Установка концевого ролика. Концевой ролик устанавливается внутрь профиля и крепится с помощью болтов. Для того чтобы ролик всегда удерживался на месте, необходимо использовать сварку.
  6. Установка заглушки профиля. Заглушка устанавливается с тыльной стороны профиля и предназначена для защиты от скопления влаги или снега. Крепится с помощью саморезов.
  7. Установка боковых роликов. Крепление боковых роликов на столбы происходит с помощью саморезов и сварки и зависит от материала, из которого изготовлены опоры. Для металлических столбов можно смело использовать сварку. Для кирпичных подойдут саморезы.
  8. Смазка роликовых опор. Для того чтобы продлить срок службы роликов, сделать движение ворот легким, используется смазка всех движущихся механизмов.

На этом процесс установки можно считать полностью завершенным.


Главным достоинством ворот данного типа является их экономичность. Их изготовление и монтаж обходятся гораздо дешевле, чем при покупке в фирмах. Для изготовления могут быть использованы подручные материалы, которые имеются на даче или хранятся в гараже. Единственным элементом, который потребует затрат, является консольная направляющая. Однако ее стоимость по сравнению с общей стоимостью ворот незначительна, и выбрать ее можно в любом магазине по продаже строительной фурнитуры. Благодаря своей фантазии, каждые ворота можно сделать уникальными.

Видеоматериал о монтаже конструкции

На видео ниже представлена подробная пошаговая инструкция по их установке:

Ворота, которые имеют механическую систему откатывания, на самом деле представляют собой сложную конструкцию. Именно поэтому всю работу по установке подобной системы ворот доверяют специалистам, хотя в некоторых случаях при соблюдении всех правил и умении пользоваться инструментами, всё можно сделать и своими руками. В итоге качество работы по установке ворот будет зависеть от усердия и опыта человека.

Первым делом, перед тем как приступить к установке откатной системы важно ознакомиться со всеми техническими требованиями. Без соблюдения основных правил, даже небольшая ошибка может привести к нарушению системы отката.

Подготовка к монтажу откатных ворот

В первую очередь при установке откатных ворот, нужно составить план , куда будут входить все денежные затраты, а также список необходимых материалов и инструментов.

Всё это нужно сделать больше для экономии времени, чтобы потом просто не бегать в магазин покупать необходимые материалы.

В обязательные пункты плана должны входить:

  • данные о местности для установки ворот (глубина промерзания почвы);
  • металлофурнитура в полном наборе;
  • необходимые инструменты;
  • материал для обшивки каркаса.

Особенно тщательно нужно следить за подбором не только инструментов, но и комплектующих деталей, ведь от их качества будет напрямую зависеть срок работы откатной системы. Обычно детали подбираются с условиями соблюдения параметров нагрузки , чтобы в дальнейшем просто не провисали ворота.

Все механизмы, которые входят в конструкцию откатной системы крепятся только с помощью электрической сварки, и тут может потребоваться помощь специалистов . Если нет опыта в управлении сварочным аппаратом, то лучше не браться за эту часть работы.

Также важно уяснить, что при установке ворот нужно предусмотреть, сколько места необходимо оставить, ведь полотно ворот отходит во внутреннюю часть двора. Полотно при этом должно полностью уходить под стенку.

Важно обратить внимание на то, что откатные ворота могут работать от нескольких видов подключения, поэтому надо с самого начала определиться с оптимальным вариантом. Есть вариант подключения системы к электрическому приводу, но многие современные модели также предусматривают подключение к системе сигнализации , что значительно проще и безопаснее.

Этапы и основные правила монтажа

Как только будет составлен план, разбирается по порядку весь процесс установки откатных ворот своими руками. В установке ничего сложного нет, но всё-таки нужно следовать основным этапам монтажа , чтобы избежать в итоге ошибок.

Для начала следует рассмотреть все этапы, которые следует пройти в строгом порядке при установке откатных ворот.

Обустройство фундамента для откатных ворот

В обустройстве фундамента для откатных ворот нет ничего сложного, но всё-таки следует всё делать согласно правилам.

Для начала нужно выполнить план на листке, где будет спланирована траншея по необходимому для установки ворот размеру.

Для этого необходимо учитывать некоторые рекомендации.

  • При разработке траншеи нужно учитывать расстояние, которое отступается от границы проёма. Обычно расстояние равняется половине ширины ворот.
  • Ширина фундамента может быть подобрана индивидуально при установке ворот. Фактически эта часть размера не влияет на качество установки всего механизма. При конструкции ворот в 40 см, нужно чтобы ширина была на 10– 15 сантиметров больше, по обеим сторонам.
  • Глубина при установке откатных ворот не особенно влияет на качество всей конструкции.

Многие специалисты на этот счёт спорят, но всё-таки практика показывает, что глубина и уровень промерзания грунта не особенно влияет, поэтому обычно фундамент выкапывают не больше полуметра . Этого хватит, чтобы залить бетон на 40 см глубины.

Основные стадии подготовки закладного элемента

Закладной элемент для откатных ворот, это просто армирование фундамента , но тут есть некоторые различия в отличие от процесса при строительстве дома. Армирование фундамента при установке ворот важно производить сразу.

То есть арматура предварительно сваривается, закладывается и всё заливается целиком бетоном . Постепенно армирования фундамента проводить нельзя. Для проведения таких работ понадобится швеллер с высотой около 18– 20 см и уголки с таким же размером. Из этих компонентов сваривают каркас, а для армирования подбирают арматуру с сечением 12–15.

С помощью швеллера создают несущую конструкцию, которая подходит по размерам траншеи, и только после этого проводят армирование. Арматура приваривается на каркас в области поперечных соединений. По расстоянию ограничений нет, но арматуру обычно прокладывают так, чтобы прутья стояли не ближе 15 см друг к другу. Арматуру можно при необходимости заменить простыми уголками.

После того как каркас полностью сварен, его помещают в траншею. Перед тем как это сделать, необходимо не забыть утрамбовать дно с помощью песка и небольшого количества щебня. Высота утрамбованного материала в итоге не должна превышать 10 см при глубине фундамента в полметра.

При установке каркаса, важно следить, чтобы конструкция встала ровно , поэтому нужно постоянно контролировать всё при помощи уровня. Кривая уклада значительно влияет на качество фундамента. Если предварительно с помощью уровня выявляется кривизна каркаса, то нужно подровнять дно при помощи утрамбовывания песка с необходимой стороны.

Во время корректировки важно обращать внимание не только на угол всей конструкции, но и на швеллер, который должен находиться на одном уровне с линией забора .

Необходимо обратить внимание ещё на одну деталь, а именно уровень фундамента с дорогой. Они должны быть на одном уровне, иначе могут появиться проблемы с использованием ворот.

Правда, даже при одинаковом уровне дороги и фундамента часто возникают проблемы из-за того, что дорожное полотно может проседать при низких температурах. Поэтому дорожный просвет должен быть не больше 5 см.

Подвод электричества и монтаж воротной рамы

Как уже было сказано выше, при установке ворот с автоматической откаткой полотна, необходимо провести электрическую проводку . Только в таком случае можно будет установить автоматическую систему.

Это, конечно же, существенно повышает стоимость не только работ, но и самой конструкции ворот. Устанавливают проводку сразу после окончания работ с фундаментом. Кабель прокладывается в конструкции фундамента, а для его прокладывания используют специальную гофру .

Место, где в итоге будет выходить пучок кабеля, важно рассчитать заранее, чтобы потом можно было протянуть весь кабель в помещение для подсоединения к электрической сети.

Дальше при установке ворот своими руками можно приступать к сборке необходимых консолей откатных ворот. Для этого могут потребоваться профильные трубы. Размеры можно подбирать самостоятельно в соответствии с масштабом конструкции.

Профильные трубы разрезают при необходимости до нужной длины и подготавливают к сварочным работам. Специалисты обычно рекомендуют варить трубы так, чтобы горизонтальные стойки в итоге были поверх вертикальных.

Такой метод уже показал на практике, что конструкция, оказывается, прочнее. Кроме того, при установке горизонтальных стоек сверху, предотвращается процесс коррозии на каркасе. Но в этом случае необходимо будет сделать защиту для горизонтальных поперечников.

Для этого после сбора конструкции нужно зачистить все места соединения и покрасить раму специальной краской, которая предотвращает распространение ржавчины. Поперечники обязательно нужно проваривать через каждые 50 см, если ворота имеют размеры по ширине больше 1,5 метра. Это предотвратит провисание полотна в дальнейшем.

Установка роликового основания и полотна

Роликовое основание считается одним из самых важных механизмов в системе откатных ворот. Всё дело в том, что на эту часть приходится вся нагрузка от полотна. Именно поэтому все крепления должны быть надёжными.

Чаще всего для этого крепления приваривают к швеллеру. Сразу после того как проводится монтаж роликов , на них устанавливаются ворота, а уже после этого проводятся замены, которые позволяют проверить устойчивость и уровень.

Для того чтобы ворота работали на роликовой системе плавно и без заминок их устанавливают на одной плоскости, но точность проверить можно будет только при использовании лазерных указателей.

Монтаж верхнего ограничителя и концевого ролика

В верхней части конструкции устанавливается ограничитель, который останавливает ворота, в случае если они начнут съезжать с направляющей. Кроме того, эта часть предотвращает раскачку полотна при сильных порывах ветра.

По инструкции следующий этап - это фиксирование концевого ролика и заглушек . Конечный ролик фиксируется на окончании передней части бруса, а после этого накрывается пробкой. Фиксация производится с помощью болтовых соединений, но только, с одной стороны, а с другой стороны балки монтируется пробка или подобное этому материалу устройство.

Последний ролик необходим непросто для повышения качества плавности откатывания ворот, но и чтобы накатываться на нижний уловитель, а это снижает нагрузку на роликовые опоры.

Заглушки также необходимо установить, но они нужны по понятным всем причинам. Такая деталь предотвращает попадание снега или грязи, что повышает продолжительность жизни роликовых деталей.

Монтаж верхнего и нижнего уловителя своими руками

В установке уловителей нет ничего сложного. Их монтаж происходит путём крепления деталей к болтовым частям конструкции с помощью сварки.

Верхний улавливатель отвечает не только за безопасность, но и смягчает контакт между воротами и опорами. Кроме того, верхний уловитель, так же как и аналогичная нижняя деталь, снижает влияние порывов ветра на полотно.

Нижний уловитель отвечает аналогичным действиям, но он, в отличие от верхней части, является основным и именно на него приходится большая часть нагрузки при воздействии сильного ветра.

Роликовую систему установить достаточно сложно, но это не значит, что невозможно поставить откатные ворота своими руками. Видео, фотографии, инструкции и большое количество информации могут помочь произвести установку откатных ворот только при помощи своих сил.

Установка роликовой конструкции в итоге может значительно упростить жизнь, ведь не придётся постоянно выходить из машины, чтобы открыть ворота. Кроме того, такая система повышает статус и стоимость дома.

Откатные ворота, которые еще совсем недавно являлись предметом роскоши и стоили немалых денег, постепенно выходят на рынок для рядового потребителя. Удобство в использовании и экономия пространства полностью оправдывают вложенные средства. Есть огромное количество предложений готовых конструкций от различных отечественных и зарубежных производителей. Множество компаний оказывают услуги по изготовлению и монтажу таких ворот.

Но если у вас есть даже небольшой опыт работы со сварочным аппаратом и минимальные навыки в строительстве, то не составит особого труда сделать такую конструкцию своими руками, сэкономив тем самым приличную сумму денег.

Особенности

Откатные ворота начали активно использовать уже более 50 лет назад. Сначала их можно было увидеть в основном при въезде на крупные промышленные и складские территории. Со временем конструкция и фурнитура совершенствовались и становились все доступнее и проще в установке. Постепенно различные варианты раздвижных ворот начали устанавливать на частных территориях, а на сегодняшний день они не редкость и для дачного участка.

В отличие от конструкций подъемного и распашного типа у раздвижных ворот гораздо больше преимуществ:

  • Компактность. Это особенно актуально в случаях, когда проезд между соседними участками и место во дворе ограничены. Также откатные ворота практически исключают вероятность повреждения автомобиля створками.
  • Износоустойчивость. Основной минус распашных ворот - наличие петель, которые подвержены провисанию под тяжестью створок. У сдвижных ворот такие проблемы отсутствуют за счет равномерного распределения веса конструкции по роликовым опорам.
  • Взломостойкость. Грамотно спроектированная и изготовленная система может выдержать таран тяжелого транспорта.

  • Защита от парусности. Даже шквальные порывы ветра не наносят повреждения таким конструкциям.
  • Доступность автоматических приводов. Мотор и комплектующие автоматических раздвижных ворот дешевле оборудования, которое устанавливается на распашные и подъемные конструкции.
  • В зимний период не требуется расчистка снега перед открыванием створки.

Несмотря на все перечисленные преимущества, прежде чем приступить к изготовлению и монтажу ворот нужно учесть множество других факторов.

Сначала необходимо рассчитать ширину пролета для въезда автомобиля. Обычно для частного сектора рекомендуется проем равный 4 метрам: в него свободно может заехать и легковой, и грузовой транспорт. При необходимости ширину въезда можно уменьшить до 3 или увеличить до 6 метров и более.

Свободное пространство вдоль забора со стороны отката створки должна соответствовать:

  • для подвесного и колесного видов конструкций – ширине полотна,
  • для консольных ворот – на 40-50% больше ширины створки.

Вглубь участка на расстоянии 40-50 см от забора пространство необходимо оставить свободным. Рельеф грунта должен быть максимально ровным, без сильных перепадов, чтобы по ходу движения нижней балки не возникало препятствий.

Если подробно изучить инструкции, подготовить качественные материалы и инструменты, за короткий срок можно сделать крепкие и красивые ворота с индивидуальным дизайном.

Типы конструкций

Основное отличие типов раздвижных конструкций между собой заключается в способе перемещения роликов при открывании и закрывании ворот. В каждой из разновидностей используются специальные роликовые механизмы, но устанавливаются они по-разному.

Подвесной тип конструкции

Створка ворот передвигается на роликовых тележках расположенных на опорной балке, которая крепится на столбах в верхней части проезда. Это самый долговечный и износостойкий вариант. Балка выдерживает довольно большой вес, поэтому для облицовки ворот можно использовать любые материалы, а ширина створки практически не ограничена. В качестве недостатка выступает то, что проезд высокого автомобиля может быть ограничен несущей балкой.

Подвесные конструкции чаще всего устанавливают на производственных площадях. Чтобы увеличить пространство для проезда, балку крепят на высоких опорных столбах. Это намного увеличивает металлоемкость и стоимость всей конструкции, поэтому для частного сектора такой вариант рассматривается крайне редко.

На фото пример подвесных откатных ворот при въезде на производство.

Но если высота въезда на территорию частного дома изначально ограничена декоративными или другими конструктивными элементами, подвесные ворота подойдут как нельзя лучше.

Рельсовый тип конструкции

Этот вид раздвижных ворот самый простой в производстве и установке. Опорной частью является так называемый рельс, по которому на специальном ролике передвигается створка. Устанавливается рельс по линии движения ворот на одном уровне с дорожным полотном, чтобы не создавать помех для проезда транспорта. Максимальный пролет между столбами забора может составлять 6 метров.

В рельс может забиваться снег и образовываться наледь, препятствующие правильной работе всей конструкции. Кроме того, требуется его постоянная очистка от песка и грязи.

Фундамент удерживающий главный рельс должен быть устойчивым, без сколов и трещин, иначе ворота могут деформироваться и быстро прийти в негодность. Рельсовый тип ворот обычно используют на дачах и домах, которые посещаются только в летний период.

Консольный тип конструкции

Данный вид - самый распространенный вариант откатных ворот, представляющий собой створку с противовесом, установленным на консольных блоках. Отсутствие контакта нижней несущей балки с дорожным полотном является основным достоинством такой конструкции. Благодаря этому почти полностью исключены проблемы из-за непогоды.

Из недостатков можно выделить долгий процесс заливки фундамента под закладную и сложность установки консоли. Общая длина конструкции на 50% больше створки ворот, что делает невозможной ее установку при большом проеме и недостаточной ширине участка.

Такие ворота можно сделать со встроенной калиткой, но это не всегда удобно. Так как полотно приподнято от земли примерно на 8-10 см, порожек такой калитки может представлять сложность для прохода маленьких детей и пожилых людей.

Удобнее в использовании и эстетичнее на вид будет отдельная калитка, которая обустраивается вплотную к воротам – в месте, где не предусмотрен откат створки.

Все три вида выкатных конструкций можно сделать механическими или автоматическими. Механические ворота открываются и закрываются вручную, тогда как автоматические управляются пультом и приходят в движение с помощью специального мотора. Автоматику при желании можно установить чуть позже, в период эксплуатации, воспользовавшись услугами специалистов.

Основные трудозатраты приходятся на изготовление и установку полотна ворот. Обшивка бывает односторонней и двухсторонней. Внешний вид со стороны въезда ничем не отличается.

Принцип работы

Ворота консольного типа лучше всего подходят для регионов с меняющимися погодными условиями. Их производство, монтаж и обслуживание не требуют излишних финансовых затрат. Для самостоятельного изготовления конструкции прежде всего нужно разобраться по какому принципу она работает.

Устройство консольных выдвижных ворот довольно простое:

  • Полотно ворот. Основная рама с приваренным к ней внутренним каркасом и противовес установлены на несущей нижней балке. Облицовка забора, которую чаще всего делают с использованием листов профнастила, закреплена на каркасе с одной или с двух сторон.
  • Закладная. Швеллер, крепко сваренный с арматурным каркасом и залитый фундаментом по уровню грунта. Это одна из самых важных частей конструкции, на которую устанавливаются консольные блоки и автоматика. От качества фундамента зависит долговечность всей конструкции забора.
  • Консольные блоки. Специальные роликовые опорные механизмы, которые крепятся сваркой к швеллеру и устанавливаются в несущую нижнюю балку. Консольная часть - это основная составляющая всей конструкции, на которую приходятся все нагрузки. От нее зависит то, насколько ровно и свободно будет передвигаться полотно, поэтому к настройке консольных блоков нужно подойти очень тщательно.

  • Улавливатели. Нижний и верхний ловители крепятся на опорном столбе, расположенном напротив фундамента под роликовые опоры. При закрывании ворот в нижний улавливатель заезжает концевой ролик, который располагается на конце несущей балки. Полотно приподнимается на 5 мм, благодаря этому снимается нагрузка на консольные блоки. Верхний улавливатель нужен для того, чтобы плотно зафиксировать ворота, и предотвратить парусность - раскачивание ворот при сильном ветре.
  • Верхний фиксирующий держатель с роликами. Устанавливается на опорный столб над консольными блоками и предотвращает раскачивание и перекос ворот во время движения.
  • Автоматический привод. Выбор привода в основном зависит от веса конструкции и погодных условий в регионе. Установка производится согласно инструкции, которая прилагается к оборудованию.

Автоматика

Откатная конструкция уже сама по себе удобна, но если оснастить ее электроприводом отпадает необходимость каждый раз самому выходить из машины, чтобы открыть или закрыть ворота. Специалисты советуют устанавливать специальные приводы, но на свой страх и риск такой механизм можно сделать самостоятельно.

Для этого используют подходящий по мощности двигатель и редуктор. Есть прецеденты, когда в качестве двигателя использовался шуруповерт. Также, если вес полотна небольшой, возможна установка более дешевого привода для гаражных ворот.

Специальные приводы нужно подбирать исходя в первую очередь из веса конструкции:

  • Для ворот весом 250-300 кг подойдет привод мощностью 200-250 Вт.
  • Для веса 500-600 кг - подходящая мощность 350-400 Вт.
  • Для 800-1000 кг - 500-600 Вт.

При выборе автоматики всегда нужно брать небольшой запас мощности. А в регионах с суровыми зимами его нужно увеличить минимум на 20-30%, чтобы мотор при резких перепадах температуры работал без перебоев. Установить привод можно только тогда, когда выполнены все работы по изготовлению и монтажу конструкции. Створка ворот должна передвигаться легко, без скачков и раскачивания. Неправильно установленное полотно может повредить и испортить автоматику.

Автоматические приводы можно выбрать среди множества предложений отечественных и зарубежных производителей. Обратить внимание нужно на такие детали как шестерни в редукторе.

Они могут быть пластиковыми или металлическими. Шестерни из металла дороже, но гораздо более долговечны, поэтому лучше предпочесть их.

Также стоит внимательно отнестись к подбору концевого выключателя. Его магнитная разновидность стоит чуть больше, но в отличие от металлического зимой он не заедает и работает бесперебойно. Для удобства использования есть различные дополнительные функции: температурный контроль электропривода, регулировка скорости перемещения створки, резервное питание, фотоэлементы на въезд и выезд, режим калитки.

Среди производителей приводов для выкатных конструкций можно отметить следующих: российский Doorhan, белорусский An-Motors, итальянские BFT, Faac и Nice, французский Came, китайские РS-IZ и Miller, а также другие производители. Линейка предложений у них довольна большая, остается только подобрать нужное оборудование и можно приступать к установке.

Рассмотрим комплект автоматики на примере схемы, приведенной выше:

  • привод;
  • фотоэлементы на выезд;
  • фотоэлементы на въезд;
  • сигнальная лампа;
  • антенна радиоуправления;
  • ключ-кнопка;
  • рейка;
  • пластины концевых выключателей;
  • пульт дистанционного управления.

Для работы понадобятся инверторный аппарат для сварки с электродами и дрель со сверлами по металлу. Первоначально на швеллере между каретками нужно подготовить и разметить площадь для крепления электропривода. Оборудование крепится к основанию, которое идет в комплекте с автоматикой, и в центр шестерни мотора устанавливается зубчатая рейка.

После того как воссоздано рабочее положение, нужно приварить основание к швеллеру. Если электропривод необходимо приподнять, то между основанием и швеллером можно дополнительно приварить профильную трубу подходящего размера.

После того, как привод прикручен к основанию, нужно снова установить зубчатую рейку на шестерню мотора, разметить маркером ее правильное положение на профиле или балке и осторожно прихватить сваркой. Прежде, чем полностью проваривать шов между рейкой и балкой, нужно еще раз проверить правильность ее установки.

Ворота во время работы со сварочным аппаратом должны быть полностью открыты. По окончании всех действий с помощью болтов и гаек с буртиками к рейке прикручиваются концевые выключатели. Далее по инструкции производится установка фотоэлементов, сигнальной лампы, антенны и ключа-кнопки.

Электропривод можно устанавливать не только в нижней, но и в средней или в верхней частях ворот.

Такой способ подведения автоматики несколько сложнее, но в случаях сильных снегопадов не нужно будет ежедневно очищать площадку фундамента от осадков.

В этом случае необходимо будет подстроить чертеж под нужную конструкцию.

Профиль, к которому будет крепиться зубчатая рейка, расположится на среднем или верхнем уровне откатных ворот соответственно. Для крепления автоматики необходимо будет надстраивать дополнительную конструкцию из металлического профиля прямоугольного сечения 60х40 мм.

Вместо специального электропривода можно установить самодельный привод из подручных материалов. С учетом напряжения сети на участке устанавливается трехфазный или однофазный двигатель. Трехфазный привод более мощный и практически исключает проблемы при запуске движения. В соответствии с весом полотна ворот нужен двигатель мощностью от 1,5 до 2,5 кВт. При этом небольшая частота вращения двигателя дает меньшую нагрузку на ведущий вал.

Лучше выбрать привод с 12 полюсами и частотой вращения 500 оборотов в минуту или с 6 полюсами и частотой 1000 оборотов в минуту. Привод можно приобрести в специализированных магазинах, либо воспользоваться запчастями от старого автомобиля или стиральной машинки.

Входящий крутящий момент редуктора должен соответствовать частоте вращения привода. Частота выходящего крутящего момента приводного колеса должна быть в пределах 80-100 оборотов в минуту. Удобнее будет использовать одноступенчатый редуктор. Его соединение с валом двигателя производится с помощью жесткой или полужесткой муфты.

Особенности расчетов

Прежде, чем приступить к проектированию чертежа, нужно сделать все необходимые расчеты. В первую очередь вычисляется высота и ширина ворот. Если известна высота забора на участке, то определить высоту будущего полотна можно следующим образом: верхняя часть должна быть одного уровня с забором, а нижняя часть на 8-10 см выше дорожного полотна. Ширина ворот равна расстоянию между опорными балками, рекомендуемое значение 4 метра.

Сделать расчет противовеса тоже довольно просто – его длина должна равняться 50% от длины проема. Это значение можно уменьшить до 40% только в тех случаях, когда не хватает пространства забора для полного открывания створки и полотно обшито облегченными материалами.

Длины профиля противовеса, соединяющего верх полотна и край нижнего профиля, должно хватить на образование треугольника.

Значение вычисляется в соответствии с размерами по следующей формуле:

sqrt{ func a^{2} + func b^{2} }

Или в более привычной форме, знакомой со школы

Где a – длина противовеса, b – высота полотна, c – искомая длина.

Расчет веса конструкции нужен для правильного подбора направляющей балки, фурнитуры и автоматики. В основном вес зависит от материала, которым будет выполнена обшивка, от веса рамы, каркаса и несущей балки и от ветровой нагрузки.

Если 1 кв. м профильного листа весит 4 кг, то стальной лист толщиной 2 мм весит 17 кг. Вес кованой, деревянной и других обшивок рассчитывается индивидуально. В среднем, ворота с полотном 4х2 м, обшитые профилем будут весить около 200 кг.

Для ворот весом до 300 кг подойдет несущая балка размерами 9х5 см и толщиной металла 3,5 мм. Фурнитура должна выдерживать полный вес конструкции. Ее можно приобрести готовым комплектом либо приобретать все комплектующие по отдельности. При покупке желательно иметь при себе чертеж со всеми расчетами, чтобы можно было проконсультироваться со специалистом.

Проектирование чертежа

Схема или чертеж раздвижных ворот делается после осуществления всех замеров. Чертеж со всеми расчетами заказвывается в специализированных фирмах. Можно найти готовые эскизы в интернете, сделать их самостоятельно или воспользоваться приведенными ниже. Для конструкций с пролетом 4 метра можно выбрать один из двух представленных чертежей.

В первом случае силовая рама больше проема на 10%, что увеличивает расход облицовочного материала. Стоимость всей конструкции при этом не сильно возрастает, тем не менее, целесообразности в таком увеличении трат чаще всего нет. Поэтому рассмотрим второй чертеж, все расчеты будем производить исходя из него.

На чертеже должны быть точно обозначены все размеры, места сварки и креплений. Крепление зубчатой рейки возможно как к несущей балке, так и к нижнему профилю рамы.

Для легких ворот обшиваемых профилем шириной 4 метра и высотой 2 метра понадобятся:

  • Несущая балка, представляющая собой рельс, верхняя часть которого сплошная, а в нижней части имеется продольный вырез. Лучше выбирать конструкцию из холоднокатаной стали. Балка устанавливается на консольные блоки и перемещается на несущих роликах. Размер рельса в данном случае 60х70 мм, необходимая длина 6 метров.
  • Для силовой рамы нужен профиль прямоугольного сечения 60х40 мм и толщиной металла 2 мм отрезками:

  1. 1 отрезок длиной 4 метра;
  2. 1 отрезок – 6 метров;
  3. 2 отрезка – примерно по 2 метра;
  4. 1 отрезок – около 2,8 метра.

Итого понадобится почти 17 метров такого профиля.

  • Для каркаса подойдет профиль прямоугольного сечения 20х20 мм или 30х20 мм с толщиной металла 2 мм. В общей сложности нужно около 24 метров профиля.

  • Для закладной потребуется швеллер шириной 20-40 см и длиной, равной ½ проема ворот: данном случае – 2 метра. Толщина металла должна быть не меньше 3 мм. На швеллер будут устанавливаться, крепиться сваркой консольные блоки, механизм электропривода.

  • Для каркаса фундамента необходимо не менее 15-20 метров арматуры сечением 12-16 мм.

Толщина и размеры каждой части чертежа напрямую зависят от материала, который будет использоваться для обшивки створки.

Если облицовка производится профилированным листом или поликарбонатом, достаточно комплектующих, указанных выше.

Если же планируется обшивка стальными листами или ковка, то понадобятся более прочные элементы. После подготовки чертежа и вычисления точных размеров всех его составляющих можно переходить к закупке материалов и изготовлению ворот.

Материалы

Чтобы изготовить простые ворота размером 4х2 метра с облицовкой из профнастила необходимо закупить следующие материалы:

  • профиль прямоугольного сечения 60х40 мм для силовой рамы и 20х20 или 30х20 мм для каркаса;
  • направляющая балка 60х70 мм;
  • профнастил 8-10 кв. м;

  • заклепки или саморезы для крепления обшивки в количестве около 200 штук;
  • швеллер 40х200 см;
  • арматурные пруты 15 метров.

Кованые элементы сами представляют собой внутренний каркас ворот и крепятся к силовой раме с помощью сварки. Дополнительной обшивки такие ворота не требуют, разве что в качестве дизайнерского решения.

Фурнитуру можно приобрести как отдельно, так и специальный готовый комплект. Хорошо зарекомендовали себя такие производители фурнитуры для откатных ворот, как:

  • итальянские – Combi Arialdo и Flatelli Comunello;
  • российские – Ролтэк и Doorhan;
  • белосусский Alutech.

Самостоятельное изготовление роликовых комплектующих нецелесообразно, так как требует специальных навыков и инструментов. Для монтажа ворот консольного типа необходима будет следующая фурнитура:

  1. Роликовые опоры – 2 шт. Их также называют консольными блоками или каретками. Рекомендуется использовать конструкции с подшипниками.
  2. Верхний улавливатель – 1 шт. Лучше использовать ловители с направляющими колесиками. Возможно изготовление самодельных улавливателей.
  3. Нижний улавливатель – 1 шт.
  4. Верхний фиксатор – 1-2 шт.
  5. Концевой ролик – 1 шт.
  6. Заглушки на несущую балку – 2 шт.

Колесики в опорных и концевом роликах могут быть как металлическими, так и пластиковыми. При этом металлические части более долговечные, но издают шум при движении полотна ворот. Пластик прослужит чуть меньше, а при правильной эксплуатации столько же, но перемещаться такие ворота будут тихо.

Для крепления ловителей и верхнего фиксатора нужны металлические столбы из профиля прямоугольного сечения 60х40 мм. Они устанавливаются на фундамент усиленный арматурой на глубину большую, чем промерзание грунта.

Если крепление производится на кирпичные или железобетонные опоры, то их размер должен быть не меньше 20х20 см.

На столбы анкерными болтами крепятся металлические закладные, к которым будут привариваться верхний фиксатор и ответный столб из профильной трубы сечением 30х20 мм. Вместо анкеров можно вывести от столбов арматурные пруты и прикрепить на них закладные.

Крепления фотоэлементов на въезд выполняется на трубы прямоугольного или круглого сечения диаметром минимум 30 мм. Высота труб не должна превышать 1 метр. Их установку также необходимо производить на фундамент, но без усиления арматурой. Фотоэлементы на выезд устанавливаются на опорных столбах.

Изготовление

Для того чтобы изготовить своими руками раздвижные ворота необходимы следующие инструменты:

  • инверторный сварочный аппарат и электроды;
  • клепатель или шуруповерт;
  • болгарка со сменными дисками для резки и шлифовки;
  • бетономешалка, лопата или прут для проштыковки бетона;
  • маркер, рулетка, молоток, пассатижи, дрель, строительный или лазерный уровень;
  • краскопульт или воздушный компрессор для нанесения грунтовки и краски. Можно использовать кисти и валики, но тогда слой получится более толстым и неоднородным;
  • защитные приспособления для глаз, дыхательных путей и рук.

Также понадобятся антикоррозийная грунтовка, ацетон или другой растворитель, алкидная или акриловая краска для наружных работ.

В пошаговой инструкции по изготовлению и установке выкатных ворот дана информация, как сделать все работы своими руками:

На начальном этапе следует сделать фундамент под закладную и при необходимости под опорные столбы. Под закладную размечается и выкапывается яма на глубину промерзания грунта. В зависимости от региона она может быть – от 1 до 2 м. Длина фундамента равна ½ от ширины проема, в данном случае – 2 метра. Ширина ямы – 40-50 см. В зависимости от глубины ямы необходимо засыпать щебень и песок слоями 10-30 см и тщательно утрамбовать каждый слой.

Каркас из арматуры делается с помощью сварки прутов между собой, а затем к готовому каркасу приваривается швеллер. Получившаяся конструкция устанавливается в яму ровно по линии грунта вплотную к столбу забора. Горизонтальность обязательно проверяется лазерным или строительным уровнем. Если планируется установка автоматических ворот, перед заливкой фундамента необходимо провести проводку к швеллеру в пластиковой или металлической трубе диаметром не менее 2,5 см.

Бетон для фундамента замешивается в бетономешалке в соотношении:

  • 1 часть цемента М400 или М500;
  • 3 части песка;
  • 3 части щебенки.

Для ямы высотой 1 метр, длиной 2 метра и шириной 50 см понадобится около 1 куб. м бетона. В процессе заливки раствор нужно периодически проштыковывать лопатой или прутом арматуры, чтобы выпустить лишний воздух.

Первые 3-7 дней залитый фундамент необходимо поливать водой для предупреждения образования трещин и сколов.

Под фундамент для опорного столба нужна яма размерами 50х50 см. Опорный столб лучше устанавливать с внутренней стороны участка, чтобы не уменьшать проем ворот. Подготовка ямы, раствора и арматурного каркаса производится по примеру закладной. Ответный столб и швеллер можно установить и на винтовых сваях, но такая конструкция в зависимости от грунта может быть менее долговечной.

Следующий этап - изготовление полотна ворот. Металлический профиль для рамы и каркаса нарезаются болгаркой по указанным в чертеже размерам. На специальной подставке, которая должна быть больше готовой конструкции, раскладываются составные части силовой рамы и при необходимости подгоняются по размеру.

Места стыков сначала нужно прихватить точечной сваркой, а затем проварить все швы полностью. Чтобы исключить вероятность попадания воды или снега в конструкцию полотна, нужно заварить все отверстия.

Швы аккуратно шлифуются болгаркой или наждачной бумагой до приемлемого внешнего вида. Внутреннюю часть рамы, которая будет соприкасаться с каркасом, необходимо обезжирить растворителем и покрыть двумя слоями антикоррозийной грунтовки.

Второй грунтовочный слой можно наносить только после полного высыхания первого. Покрытие грунтовкой внутренней части рамы на этом этапе производится потому, что после соединения с каркасом обработка закрытой поверхности будет уже невозможна.

После того как готова силовая рама, таким же образом необходимо сварить каркас. Обработка швов и грунтовка поверхности выполняется по тому же принципу, но у каркаса грунтуется внешняя сторона, которая будет соприкасаться с силовой рамой. После высыхания покрытия каркас устанавливается внутри рамы.

Центровка внутреннего каркаса относительно рамы производится в зависимости от способа обшивки ворот. Если облицовка выполняется только с внешней стороны, то каркас приваривается вплотную к наружной части рамы. При двухсторонней облицовке каркас устанавливается ровно посередине.

Сварка каркаса с рамой выполняется очень осторожно, чтобы из-за перегрева металла не произошло перекоса конструкции.

Сначала крепление делается небольшими точками сварки на расстоянии 50 см друг от друга. Затем стыки привариваются небольшими отрезками по 1-2 см с разных сторон, и только оставшиеся отрезки по 5-10 см можно проваривать сразу. Работы обязательно выполняются с обеих сторон полотна. Несущая балка приваривается к раме по такому же принципу.

На завершающем этапе изготовления полотна производится шлифовка сварных швов, обезжиривание поверхности растворителем, покрытие грунтовкой и окраска. Грунтовку и покраску лучше выполнять в два-три слоя, при этом второй слой наносится только после полного высыхания первого. Наносить покрытия нужно равномерно, чтобы не возникало потеков и неровностей. Для этого лучше использовать специальный компрессор.

Профнастил крепится к каркасу саморезами с помощью шуруповерта или заклепками с использованием специального клепателя. Первые крепления делаются по углам полотна, а затем по всему периметру на расстоянии 15-20 см друг от друга. Если одного профилированного листа недостаточно, то каждый следующий лист устанавливается внахлест на предыдущий.

Монтаж

Установка полотна ворот происходит только после полного застывания фундамента, которое возможно через 10-28 дней после заливки. Скорость высыхания зависит от состава раствора, температуры и влажности окружающей среды.

Сначала с помощью лазерного уровня или шнурка намечается траектория движения створки ворот. На максимальном расстоянии друг от друга на швеллер устанавливаются роликовые опоры.

Сдвижные ворота ставятся направляющим рельсом на каретки так, чтобы ролики находились внутри несущей балки. При установке нужно постоянно поддерживать полотно конструкции вертикально, для этого понадобится помощь одного или двух человек.

Положение консольных блоков важно правильно отрегулировать и проверить горизонтальность нижней балки строительным уровнем.

Блок, который находится ближе к проему, располагается так, чтобы в открытом состоянии ворот расстояние от пролета до ролика составляло 15-20 см. Вторая каретка при закрытых воротах должна находиться на расстоянии 5-10 см от конца рельса. В таком положении роликовые механизмы слегка привариваются к швеллеру, вся конструкция еще раз проверяется на легкость хождения полотна по роликам.

Если все механизмы работают правильно, полотно нужно снять с консольных блоков, каретки с нижних площадок, а сами площадки полностью приварить к швеллеру.

Не стоит крепить площадки на швеллер с помощью болтов, которые идут в комплекте. Если окажется, что при установке возникла даже небольшая погрешность, открутить такие болты уже не получится. Для переустановки придется их срезать и проделывать все действия заново.

Роликовые тележки снова закрепляются на площадки, на них надевается полотно и при закрытых воротах производится окончательная регулировка с помощью гаечного ключа. Верхний фиксирующий ролик крепится сваркой к металлическому столбу или закладной в кирпичном столбе, которая находится над фундаментом.

Ответный столб должен быть установлен на фундамент или закреплен сваркой на закладных на кирпичном столбе. Длина столба должна быть равной высоте створки ворот или немного выше. К ответному столбу привариваются нижний и верхний улавливатели. Нижний крепится на 5 мм. выше уровня заезда концевого ролика: так уменьшается нагрузка на опорные консольные блоки при закрытых воротах. Верхний улавливатель нужно крепить на 5 см. ниже верхней части створки ворот.

Концевой ролик необходимо установить внутри направляющей балки и зажать его болтами. Для большей прочности ролик можно приварить в направляющей рельсе. И в завершение на несущую балку с обеих сторон прикрепляются заглушки, которые необходимы для того, чтобы в рельс не попадали снег и грязь, препятствующие работе конструкции. Резиновые заглушки просто вставляются в рельс, а металлические крепятся при помощи сварки.

Декор

Декорирование откатных ворот возможно самыми разнообразными способами. Украшением может служить уже сама обшивка ворот, которую можно сделать из самых разных материалов.

Дополнительная облицовка металлическими лентами делает ворота более строгими и массивными на вид.

Довольно часто на деревянные и металлические ворота крепят кованые элементы.

Установка запора на автоматические ворота обычно не требуется, так как они приводятся в движение с помощью пульта или кнопки. Открыть такие ворота руками попросту невозможно. Но на механические конструкции запорные элементы и замки нужны в обязательном порядке. Чаще всего устанавливаются простые запоры, которые сложно назвать декоративными.

Красивые примеры

Вертикальная обрешетка на заборе смотрится лаконично и строго.

Возможно совмещение профнастила с обрешеткой.

Комбинированная облицовка с элементами ковки всегда будет смотреться дорого и презентабельно.

Ворота из дерева или сэндвич-панелей также часто украшают коваными изделиями.

Часто используются кованые конструкции без дополнительной облицовки.

Весьма неплохо выглядят кованые ворота с дополнительной обшивкой прозрачным поликарбонатом.

Для облицовки можно использовать закаленное стекло, которое можно оставить прозрачным, затемнить тонировкой или попробовать в сочетании с металлом.

О том, как правильно сделать откатные ворота своими руками, смотрите в следующем видеоролике.