Бюрократией называется. Что такое. Основные признаки бюрократии

франц. bureau - бюро, канцелярия и греч. kratos - сила, власть, господство). В социально-политическом смысле бюрократия означает осуществление власти в эксплуататорском обществе избранными господствующим классом привилегированными лицами. Однопорядковым понятием является бюрократизм, означающий метод управления через чиновников или чиновничий аппарат, оторванный от народа и стоящий над ним. Бюрократия возникает с разделением общества на классы и появлением государства, когда получивший политическую власть эксплуататорский класс представляет свои интересы как интересы всего общества. Эту «мнимую всеобщность особого интереса» (Маркс) и воплощает бюрократия. Характерными чертами чиновничье-бюрократического аппарата являются замкнутость, кастовость, подавление инициативы исполнителей, формализация, стандартизация обязанностей. Бюрократия, писал Маркс, «делает свои „формальные“ цели своим содержанием... она всюду вступает в конфликт с «реальными» целями... Государственные задачи превращаются в канцелярские задачи, или канцелярские задачи - в государственные» (т. 1, с. 271). Формы бюрократии менялись с переходом от одной общественно-экономической формации к другой. Уже в рабовладельческом обществе существовала сложная иерархия бюрократических органов и должностей. Большой чиновничье-бюрократический аппарат имели феодальные государства, в которых особое место занимала церковная бюрократия. Наибольшее развитие бюрократия получает в капиталистическом обществе, где наряду с широкой сетью административных и военно-полицейских органов возникают партии политические и другие негосударственные организации буржуазии, обладающие расчлененным управленческим аппаратом. В докапиталистических формациях бюрократия проявлялась преимущественно в сфере политической жизни, при капитализме она проникает и в организацию экономической жизни. Поэтому Ленин подчеркивал, что «бюрократия... и по своему современному источнику, и по своему назначению представляет из себя чисто и исключительно буржуазное учреждение...» (т. 1, с. 440). Особенно усиливается бюрократия в эпоху империализма, когда происходит слияние государственного аппарата с монополиями и соответственно объединение государственной бюрократии с верхушкой монополий, сосредоточивающих в своих руках политическую и экономическую власть. Важным звеном в этой системе становится институт так наз. «менеджмента» - корпоративной администрации, представляющей новый слой бюрократии. Крайними формами бюрократии при империализме являются автократические системы управления фашистского типа (см. Фашизм). Буржуазные социологи, пытающиеся оправдать процесс усиления бюрократии, характерный для современного капитализма, обычно ссылаются на усложнение организации управления, на необходимость в связи с этим его иерархизации, а также рационализации и упорядочения. Они отождествляют, таким образом, бюрократию с самим принципом организации и руководства. Между тем необходимость организации управления различными сферами общественной жизни существовала на всех этапах человеческого общества и будет существовать всегда, а ее извращенная форма - господство бюрократии - появилась в классовом обществе и исчезает с устранением классово-антагонистических различий. Некоторые представители буржуазной социологии предлагают определенные меры против бюрократизации общества: усиление «демократического» контроля, прикрепление к чиновникам специалистов-технократов, выдвигают программу улучшения личных отношений между людьми, морально-психологического климата, в основе которой лежит известная концепция «человеческих отношений» (см. «Человеческих отношений» доктрина). Но они не учитывают того, что капиталистические общественные отношения по самому своему существу неразрывно связаны с антидемократической организацией управления. Поэтому кризис буржуазной демократии (см.Демократия буржуазная) в странах империализма не может не сопровождаться дальнейшей бюрократизацией, усилением полицейско-бюрократической государственной машины, ростом привилегированного чиновничьего аппарата, стоящего над массами. В этих условиях трудящиеся массы усиливают борьбу против военно-бюрократической системы капитализма, они стремятся сбросить бюрократию и установить подлинную демократию. Установление подлинного народовластия, несовместимого с бюрократией, возможно лишь со свершением социалистической революции, переходом к социализму и построению коммунизма. Утверждение общественной собственности и ликвидация эксплуатации создают основу для единства общих и особых, личных интересов, для ликвидации отрыва органов власти, управления от трудящихся. Слом буржуазной государственной машины означает ликвидацию системы бюрократического управления; аппарат нового государства, его органы ставятся на службу народу. «Упразднение бюрократии, - писал Маркс, - возможно лишь при том условии, что всеобщий интерес становится особым интересом в действительности», а «особый интерес становится в действительности всеобщим» (т. 1, с. 273). Однако искоренение остатков бюрократических черт управления не происходит автоматически с упразднением бюрократии, оно требует систематической и целенаправленной работы. Социализм создает все условия для преодоления бюрократизма, дальнейшей демократизации системы управления. Основные направления этого процесса определены в программных документах КПСС и в Конституции СССР. Особое внимание уделяется расширению прав и полномочий представительных органов власти, повышению роли общественных организаций, обеспечению социалистической законности, охране прав граждан и т. д. (см. Демократия социалистическая). Одна из важных задач в этом плане - постоянное совершенствование государственного аппарата, улучшение его организационной структуры и более четкое разграничение функций различных его звеньев. Это позволяет ликвидировать отставание деятельности органов управления от новых задач, стоящих перед обществом, устранить дублирование, повысить ответственность должностных лиц и т. д. В соответствии с решениями последних съездов КПСС осуществляется широкая программа по внедрению современных средств и методов управленческой деятельности (организационной и электронно-вычислительной техники, автоматизированных систем и т. д.), что создает условия для более рациональной организации аппарата управления. Все это, вместе взятое, равно как и утверждение ленинского, партийного стиля в работе государственных органов, имеет важное значение для борьбы с проявлениями бюрократизма у нас, такими, как принесение существа дела в жертву форме, бумажная волокита и т. д. Совершенствование принципов управления социалистическим обществом способствует созданию предпосылок для перехода к коммунистическому общественному самоуправлению.

Б. имеет иерархическую структуру;

каждое учреждение обладает своей собственной областью компетенции;

чиновники назначаются, а не выбираются на основе профессиональной квалификации, как указано в дипломах, или по результатам экзаменов;

чиновники получают заработную плату в соответствии с рангом;

для чиновника его работа представляет профессию или, по крайней мере, основное занятие;

чиновник не владеет учреждением, в котором работает;

чиновник подчиняется дисциплине и находится под контролем;

смещение с должности основывается на решении вышестоящих инстанций.

Вебер представлял государственную Б. как систему высококвалифицированных специалистов духовного труда, профессионально вышколенных подготовкой, с высокой сословной честью, гарантирующей безупречность. По его мнению, без этого возникла бы опасность чудовищной коррупции и низких моральных нравов, что поставило бы под угрозу чисто техническую эффективность государственного аппарата. При этом подлинной профессией настоящего чиновника не должна быть политика. Он должен управлять прежде всего беспристрастно (данное требование применимо даже к т.н. политическим управленческим чиновникам), по меньшей мере официально, коль скоро под вопрос не поставлены “государственные интересы”, т.е. жизненные интересы господствующего порядка. Sine ira et studio - “без гнева и пристрастия” должен он вершить дела.

Вебер полагал, что чиновник не должен делать именно то, что всегда и необходимым образом обязан делать политик - бороться. Принятие решений, борьба и страсть - стихия политика. Деятельность политика всегда подчиняется ответственности, прямо противоположной ответственности чиновника. Если вышестоящее учреждение настаивает на приказе, кажущемся чиновнику ошибочным, дело чести чиновника выполнить приказ под ответственность приказывающего, выполнить добросовестно и точно. Вебер полагал, что без такой дисциплины разваливается весь бюрократический аппарат.

В послевеберовский период происходит постепенный отход от рациональной модели Б., предлагаются более реалистические модели, описывающие Б. как естественную систему, где наряду с рациональными значительную роль играют иррациональные, личностные, неформальные моменты. Так, Р. Майкелсон, Т. Парсонс, Р. Мертон применяют к анализу Б. понятие дисфункции. Типичной дисфункцией Б. является перенос чиновниками акцента с целей организации на ее средства, в результате чего средства управления - иерархия, дисциплина, инструкции и пр. - превращаются в самоцель. Одновременно внутри бюрократической организации происходит замещение главных целей побочными, рациональных - иррациональными.

Но самой главной проблемой Б. в послевоенный период становится процесс ее политизации. Если “классическая Б.” начала 20 столетия ориентировалась на “общее благо” и “общественные интересы”, будучи убежденной в том, что государственные проблемы

должны решаться на чисто деловой основе, политически нейтрально, то современная политизированная Б. откровенно ориентируется на различные политические группы давления, пытаясь решать проблемы в процессе политических переговоров, используя плюралистическую полосу обеспечения (парламент, партии, лоббирование). Англ, политолог Б. Хидей утверждает, что современная Б. даже пытается руководить политиками: “Как минимум, чиновники осуществляют значительное влияние на политику министра. Они принимают решения, которые министр лишь визирует или о которых ему даже не докладывают. На более высоком уровне власти крупные чиновники, действуя индивидуально, планируют автономную политическую стратегию и пытаются навязать ее министру... Наконец, самая мрачная интерпретация сводится к тому, что не только отдельные чиновники, но и вся высшая администрация выступает сплоченно за определенную политику и пытается диктовать ее правительству”.

Серьезные изменения в современной теории Б. возникли также с эволюцией стиля бюрократического управления. Если в нач. 20 в. чиновники избегали рискованных действий, не любили изменений, боялись допустить ошибки, поскольку они были административно наказуемы, то в конце столетия стиль Б. стал принципиально иным. В условиях постоянного применения инноваций в государственном управлении современный чиновник охотно идет на риск в необходимых ситуациях, стремится к изменениям, концентрирует внимание на появляющихся возможностях (часто в противовес инструкциям), выдвигает на первый план необходимость их реализации. Б. сегодня не является безразличной, предсказуемой и определенной, как в идеальной модели Вебера, а представляет собой динамично развивающийся феномен, в котором ведущую роль играют инновационные изменения.

В отличие от “идеальной модели” современная концепция Б. включает очень сложные характеристики. Прежде всего это обусловлено тем, что Б. активно использует сегодня современные информационные технологии, которые являются оперативным средством рационализации управленческой деятельности. Профессиональная деятельность Б. включает:

разработку, осуществление и оценку государственных программ с использованием современных методов социально-политической и экономической диагностики, агрегирования информации и ее компьютерной обработки с помощью методов математического моделирования социальных процессов на локальном, региональном и национальном уровнях;

организацию и проведение эмпирических исследований по изучению экономических и социально-политических процессов в области (регионе, стране) для поиска оптимальных управленческих решений, принятие таких решений;

анализ, обобщение, интерпретацию социально-политических и экономических показателей, характе-

ризующих состояние района, региона, страны с применением рациональных приемов поиска, обработки и хранения информации;

определение потребностей в изменениях и нововведениях и осуществление практических действий по их реализации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

С таким понятием, как бюрократия, приходится сталкиваться современному человеку все чаще и чаще. Как правило, многие воспринимают суть бюрократии как нечто плохое и мешающее обычным гражданам получить желаемый результат при общении с чиновниками и служащими различных организаций. Но что же это за понятие на самом деле? Об этом подробно в нашей статье.

Определение понятия «бюрократия»

Это понятие является сочетанием двух слов - французского bureau, греческого κράτος и переводится как «канцелярия» и «власть», то есть господство канцелярии. Что же это обозначает?

Итак, простыми словами бюрократия - это некая социальная прослойка управленцев, входящих в определенную организационную структуру, для которой характерны вертикаль информационных потоков, четкая иерархия и формализация принятия решений.

Помимо этого, под этим понятием принято понимать определенный слой чиновников, которые противопоставляют себя обществу и занимают в нем привилегированное положение. В целом бюрократия - это не только управленцы, но и система, которая создается в органах власти и организациях.

Таким образом, под бюрократией следует понимать:

  1. Категорию людей, которые занимают управленческие должности, наделены расширенными полномочиями и участвуют в процессе принятия важных решений.
  2. Процесс, в котором участвуют различные слои населения для достижения определенных целей.

Теория бюрократии по Веберу

Макс Вебер (экономист и социолог) был первым, кто начал изучать этот феномен и положил начало его детальному исследованию.

Ученый определил следующие принципы концепции бюрократии:

  • иерархия приказов, которая выстроена на легальной власти;
  • во главе всех подчиненных есть свой начальник, который отвечает за себя и за действия своих работников;
  • труд должен быть разделен по специализации и функциям;
  • отточенная система выполнение трудовых процессов;
  • система продвижения по службе выстраивается на основе опыта, умений, способностей и имеет свои стандарты.

Вебер использовать термин как определение рациональной организации, которая имеет четкие цели развития без фаворитизма. В его понимании бюрократия - это идеальная система управления социальными структурами и их структурными подразделениями.

Вебер считал, что бюрократия даст чиновникам возможность добиваться целей организации путем четкого распределения трудовых функций и следования принятым правилам их выполнения.

Характеристику рациональной бюрократии Вебер дал следующую:

  • сплоченность действий для достижения поставленных целей;
  • действие безличных правил;
  • ответственность на каждом участке работы;
  • иерархическая зависимость.

В процессе подробного изучения Вебер стал различать позитивный и негативный стиль управления. Под иррациональной (негативной) бюрократией он понимал ту систему, при которой процессы становятся самоцелью, что негативно отражается на успехе организации. Другими словами, бюрократия - это не способ достижения целей предприятия, а бессмысленное размножение ее атрибутов (приказов, распоряжений, инструкций и пр.).

Понятие бюрократии по мнению социологов Р. Мертона и А. Гоулднера

Мертон и Гоулднер утверждали, что управленцы и чиновники часто делают из бюрократии самоцель. При этом достижение успеха всей компании отходит на второй план. Становится важнее ведение деловой переписки, введение стандартов, норм и правил, а также контроль за их соблюдением.

Мертон охарактеризовал бюрократию следующим образом:

  • в результате четкого выполнения всех формальностей управленцы теряют способность принимать решения на своем уровне (они становятся зависимыми от мнения вышестоящих);
  • основной задачей работников является четкое следование прописанным правилам и инструкциям;
  • жесткие рамки заставляют управленцев всех уровней отказываются от творческого мышления: они начинают жить в рамках стереотипного мышления.

Все трудности и негативные процессы в организациях часто становятся следствием преувеличения стандартизированных норм. Работники знают, как им следует поступать в тех или иных ситуациях, но, как правило, жесткость рамок поведения и действий ухудшает взаимодействие со внешней средой.

Согласно данной теории бюрократии, этот метод управление имеет значительные негативные черты:

  • игнорируется природа человека;
  • в социуме отчуждение становится нормой;
  • человек не может высказывать свое мнение, особенно то, что идет в противовес общепринятому мышлению;
  • люди начинают подчинять личные цели тем, что приняты организацией;
  • в организациях наблюдается приспособленчество.

А. Гоулднер разделил бюрократию на два типа - представительную (власть руководствуется знаниями, опытом и умениями) и авторитарную (власть превращает повиновение правилам в самоцель).

Виды бюрократии

За время изучения бюрократия существенно изменилась. Это происходило под влиянием развития организационных структур во власти и различных учреждениях.

На сегодняшний день выделяют три вида бюрократии:

  1. Классическую или аппаратную.
  2. Профессиональную.
  3. Адхократию.

Стоит подробно рассмотреть каждый из этих видов.

Классическая бюрократия

Классическая бюрократия - это полное следование общепринятым правилам и нормам и выполнение общих управленческих функций.

Можно выделить следующие достоинства классической бюрократии:

  • унификация деятельности;
  • стабильность организации;
  • централизация управления;
  • четкое разделение труда.

При этом выделяют такие ее недостатки:

  • психологические и умственные способности работников являются второстепенными факторами труда;
  • слабая мотивация сотрудников организации;
  • принимаемые решения в непредвиденных ситуациях часто оказываются несвоевременными и неэффективными.

Как правило, классическая бюрократия - основа управления в органах власти и предприятиях, которые находятся у них в подчинении. При этом она эффективна и в компаниях, которые слабо ориентированы на внешнюю среду. Данный вид полностью соответствует модели М. Вебера.

Адхократия

Адхократия - это вид бюрократии, который подразумевает решение профессиональных трудностей и задач путем объединения определенных работников, которые необходимы в конкретной ситуации, ибо смогут применить все свои навыки и опыт.

Отличие адхократии от рациональной бюрократии в том, что первая не имеет четкого разделения труда, жесткой иерархии и обусловлена минимальными рамками формальности.

Профессиональная бюрократия

Данный вид предполагает, что управленцы четко ориентированы на свои теоретические и практические знания, а также на всех участках работы находятся не случайные люди, а настоящие профессионалы.

Профессиональная бюрократия обладает такими характеристиками:

  • высокий уровень компетентности управленцев;
  • ведется учет условий протекания управленческого процесса;
  • меньшая формализация рабочих отношений;
  • каждый управленец может самостоятельно принимать решения на своем уровне, при этом вышестоящие руководители бывают не осведомлены в принимаемых решениях на некоторых участках работы;
  • рабочие места группируются по принципу иерархии и функций работников.

При этом из достоинств профессиональной бюрократии выделяют:

  • задачи, в том числе и неординарные, решаются намного проще и быстрее;
  • высокая мотивация как личная, так и общая (организационная);
  • работники имеют возможность более творчески подходить к решению задач.

Недостатками профессиональной бюрократии может быть:

  • резкое снижение эффективности труда работников при отсутствии тенденции развития предприятия;
  • постоянная потребность организации в правильном поиске и расстановке персонала, так как необходимо находить достойных кандидатов, которые смогут нести ответственность за свой участок и применять собственный опыт и знания на своем рабочем месте;
  • потребность использования власти не только в рамках принуждения и вознаграждения, но и власть экспертную и информационную.

Российская бюрократия

В России бюрократия, к сожалению, является основой построения работы бо́льшей части государственных учреждения, ведомств и организаций. Поэтому чаще всего приходится сталкиваться с таким видом, как аппаратная бюрократия, но при этом она часто бывает искажена. Таким образом, на бумаге в организации все изложено практически идеально, однако реальное положение вещей может быть совсем другим. Служащие могут использовать свое положение в личных целях и в некоторые моменты нарушают все нормы, стандарты и инструкции.

Ядром системы ценностей становятся карьера управленца, с которой он связывает все свои жизненные ожидания, а само служение организации становится средством достижения личной выгоды. В силу некоторых особенностей территории и менталитета в данный момент применение на территории РФ рациональной (правильной) бюрократии не представляется возможным.

Заключение

Бюрократия является не только основой деятельности организаций. Она база для построения системы контроля над исполнением задач и принятием управленческих решений. В зависимости от условий, целей и возможностей определяется, какой же вид бюрократии будет преобладать.

Что обозначает понятие бюрократия? Что это за феномен, и почему он стал основой деятельности многих организаций и учреждений? Какие бывают виды бюрократи...

Бюрократия - это что такое простыми словами?

От Masterweb

19.09.2018 00:00

С таким понятием, как бюрократия, приходится сталкиваться современному человеку все чаще и чаще. Как правило, многие воспринимают суть бюрократии как нечто плохое и мешающее обычным гражданам получить желаемый результат при общении с чиновниками и служащими различных организаций. Но что же это за понятие на самом деле? Об этом подробно в нашей статье.

Определение понятия «бюрократия»

Это понятие является сочетанием двух слов – французского bureau, греческого κράτος и переводится как «канцелярия» и «власть», то есть господство канцелярии. Что же это обозначает?

Итак, простыми словами бюрократия – это некая социальная прослойка управленцев, входящих в определенную организационную структуру, для которой характерны вертикаль информационных потоков, четкая иерархия и формализация принятия решений.

Помимо этого, под этим понятием принято понимать определенный слой чиновников, которые противопоставляют себя обществу и занимают в нем привилегированное положение. В целом бюрократия – это не только управленцы, но и система, которая создается в органах власти и организациях.

Таким образом, под бюрократией следует понимать:

  1. Категорию людей, которые занимают управленческие должности, наделены расширенными полномочиями и участвуют в процессе принятия важных решений.
  2. Процесс, в котором участвуют различные слои населения для достижения определенных целей.

Теория бюрократии по Веберу

Макс Вебер (экономист и социолог) был первым, кто начал изучать этот феномен и положил начало его детальному исследованию.

Ученый определил следующие принципы концепции бюрократии:

  • иерархия приказов, которая выстроена на легальной власти;
  • во главе всех подчиненных есть свой начальник, который отвечает за себя и за действия своих работников;
  • труд должен быть разделен по специализации и функциям;
  • отточенная система выполнение трудовых процессов;
  • система продвижения по службе выстраивается на основе опыта, умений, способностей и имеет свои стандарты.

Вебер использовать термин как определение рациональной организации, которая имеет четкие цели развития без фаворитизма. В его понимании бюрократия – это идеальная система управления социальными структурами и их структурными подразделениями.

Вебер считал, что бюрократия даст чиновникам возможность добиваться целей организации путем четкого распределения трудовых функций и следования принятым правилам их выполнения.


Характеристику рациональной бюрократии Вебер дал следующую:

  • сплоченность действий для достижения поставленных целей;
  • действие безличных правил;
  • ответственность на каждом участке работы;
  • иерархическая зависимость.

В процессе подробного изучения Вебер стал различать позитивный и негативный стиль управления. Под иррациональной (негативной) бюрократией он понимал ту систему, при которой процессы становятся самоцелью, что негативно отражается на успехе организации. Другими словами, бюрократия – это не способ достижения целей предприятия, а бессмысленное размножение ее атрибутов (приказов, распоряжений, инструкций и пр.).

Понятие бюрократии по мнению социологов Р. Мертона и А. Гоулднера

Мертон и Гоулднер утверждали, что управленцы и чиновники часто делают из бюрократии самоцель. При этом достижение успеха всей компании отходит на второй план. Становится важнее ведение деловой переписки, введение стандартов, норм и правил, а также контроль за их соблюдением.

Мертон охарактеризовал бюрократию следующим образом:

  • в результате четкого выполнения всех формальностей управленцы теряют способность принимать решения на своем уровне (они становятся зависимыми от мнения вышестоящих);
  • основной задачей работников является четкое следование прописанным правилам и инструкциям;
  • жесткие рамки заставляют управленцев всех уровней отказываются от творческого мышления: они начинают жить в рамках стереотипного мышления.

Все трудности и негативные процессы в организациях часто становятся следствием преувеличения стандартизированных норм. Работники знают, как им следует поступать в тех или иных ситуациях, но, как правило, жесткость рамок поведения и действий ухудшает взаимодействие со внешней средой.

Согласно данной теории бюрократии, этот метод управление имеет значительные негативные черты:

  • игнорируется природа человека;
  • в социуме отчуждение становится нормой;
  • человек не может высказывать свое мнение, особенно то, что идет в противовес общепринятому мышлению;
  • люди начинают подчинять личные цели тем, что приняты организацией;
  • в организациях наблюдается приспособленчество.

А. Гоулднер разделил бюрократию на два типа - представительную (власть руководствуется знаниями, опытом и умениями) и авторитарную (власть превращает повиновение правилам в самоцель).


Виды бюрократии

За время изучения бюрократия существенно изменилась. Это происходило под влиянием развития организационных структур во власти и различных учреждениях.

На сегодняшний день выделяют три вида бюрократии:

  1. Классическую или аппаратную.
  2. Профессиональную.
  3. Адхократию.

Стоит подробно рассмотреть каждый из этих видов.

Классическая бюрократия

Классическая бюрократия – это полное следование общепринятым правилам и нормам и выполнение общих управленческих функций.

Можно выделить следующие достоинства классической бюрократии:

  • унификация деятельности;
  • стабильность организации;
  • централизация управления;
  • четкое разделение труда.

При этом выделяют такие ее недостатки:

  • психологические и умственные способности работников являются второстепенными факторами труда;
  • слабая мотивация сотрудников организации;
  • принимаемые решения в непредвиденных ситуациях часто оказываются несвоевременными и неэффективными.

Как правило, классическая бюрократия - основа управления в органах власти и предприятиях, которые находятся у них в подчинении. При этом она эффективна и в компаниях, которые слабо ориентированы на внешнюю среду. Данный вид полностью соответствует модели М. Вебера.

Адхократия

Адхократия – это вид бюрократии, который подразумевает решение профессиональных трудностей и задач путем объединения определенных работников, которые необходимы в конкретной ситуации, ибо смогут применить все свои навыки и опыт.


Отличие адхократии от рациональной бюрократии в том, что первая не имеет четкого разделения труда, жесткой иерархии и обусловлена минимальными рамками формальности.

Профессиональная бюрократия

Данный вид предполагает, что управленцы четко ориентированы на свои теоретические и практические знания, а также на всех участках работы находятся не случайные люди, а настоящие профессионалы.

Профессиональная бюрократия обладает такими характеристиками:

  • высокий уровень компетентности управленцев;
  • ведется учет условий протекания управленческого процесса;
  • меньшая формализация рабочих отношений;
  • каждый управленец может самостоятельно принимать решения на своем уровне, при этом вышестоящие руководители бывают не осведомлены в принимаемых решениях на некоторых участках работы;
  • рабочие места группируются по принципу иерархии и функций работников.

При этом из достоинств профессиональной бюрократии выделяют:

  • задачи, в том числе и неординарные, решаются намного проще и быстрее;
  • высокая мотивация как личная, так и общая (организационная);
  • работники имеют возможность более творчески подходить к решению задач.

Недостатками профессиональной бюрократии может быть:

  • резкое снижение эффективности труда работников при отсутствии тенденции развития предприятия;
  • постоянная потребность организации в правильном поиске и расстановке персонала, так как необходимо находить достойных кандидатов, которые смогут нести ответственность за свой участок и применять собственный опыт и знания на своем рабочем месте;
  • потребность использования власти не только в рамках принуждения и вознаграждения, но и власть экспертную и информационную.

Российская бюрократия

В России бюрократия, к сожалению, является основой построения работы бо́льшей части государственных учреждения, ведомств и организаций. Поэтому чаще всего приходится сталкиваться с таким видом, как аппаратная бюрократия, но при этом она часто бывает искажена. Таким образом, на бумаге в организации все изложено практически идеально, однако реальное положение вещей может быть совсем другим. Служащие могут использовать свое положение в личных целях и в некоторые моменты нарушают все нормы, стандарты и инструкции.


Ядром системы ценностей становятся карьера управленца, с которой он связывает все свои жизненные ожидания, а само служение организации становится средством достижения личной выгоды. В силу некоторых особенностей территории и менталитета в данный момент применение на территории РФ рациональной (правильной) бюрократии не представляется возможным.

Заключение

Бюрократия является не только основой деятельности организаций. Она база для построения системы контроля над исполнением задач и принятием управленческих решений. В зависимости от условий, целей и возможностей определяется, какой же вид бюрократии будет преобладать.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

01Июн

Что такое Бюрократия

Бюрократия – это термин, используемый для определения организационной или административной системы, в которой управление поручено иерархически расположенному ряду лиц.

Что такое БЮРОКРАТИЯ – значение, определение простыми словами.

Простыми словами, Бюрократия – это система управления государством или компанией в которой существует множество разных отделов, отвечающих за свой участок работы. При этом, все они подчиняются вышестоящим непосредственным руководителям. Для простоты понимания концепции бюрократии, можно представить ступенчатую пирамиду. На вершине находится самый главный руководитель. На ступенях ниже расположены его замы. Ниже их подчиненные и так далее аж до простых .

Не сложно догадаться, что по данному принципу устроены практически все современные системы управления. Особенно это касается управления государством. Таким образом можно сказать, что бюрократия — это доминирующая в мире форма администрирования и управления. Тем не менее в современную эпоху, термин «бюрократия» все чаще используется в негативном контексте при описании различных сложностей и промедлений, возникающих при использовании данной запутанной и громоздкой системы. Довольно часто в средствах массовой информации и не только можно услышать фразы типа:

  • — Из-за этой бюрократии я не могу решить свой вопрос уже год;
  • — Пока эта бюрократическая машина сдвинется с места – пройдет вечность;
  • — Этим бюрократам только бы бумажки перекладывать;

На самом деле, подобные негодующие изречения в сторону бюрократии являются весьма справедливыми, особенно когда система перенасыщена массой бесполезных формальностей. Следует также отметить, что переизбыток бюрократических функций в государстве является хорошим климатом для возникновения при решении тех или иных вопросов.

Кто такие БЮРОКРАТЫ

Бюрократы – это общий термин, которым принято называть административных работников, трудящихся в сфере управлении. Простыми словами, бюрократы — это всевозможные чиновники, которые могут решать те или иные задачи в соответствии со своей компетенцией. В негативном контексте, бюрократом принято называть человека, зацикленного на соблюдении всех бумажных (и не только ) формальностей.

Этимология и происхождение термина «БЮРОКРАТИЯ»

Термин «БЮРОКРАТИЯ» произошел от слияния французского слова «bureau » (офис, контора, канцелярия, отдел, письменный стол ) и греческого «kratos » (власть ). Предположительно данный термин придумал французский экономист Жак Клод Марии Венсан еще в начале 18-го века, но глобально его использовать начали только в 20-ом веке после публикаций немецкого социолога Макса Вебера.

Бюрократия в истории.

Хотя термин «бюрократия» был придуман в 18 веке, данная система управления существует уже многие тысячи лет. Появление бюрократии ознаменовалось развитием письменности примерно 4 тысячи лет назад. Первыми кто начал использовать бюрократические принципы были древние шумеры. Именно они начали записывать на глиняных табличках информацию об урожаях, торговле и т.д.

Древний Египет также использовал государственную бюрократию как форму управления. Для этого использовались специально подготовленные образованные люди, которые занимали государственные посты и отвечали за те или иные аспекты, связанные с управлением страной.

В Римской империи бюрократия являлась основным инструментом для управления различными регионами. Эти регионы возглавлялись иерархическими региональными проконсулами и депутатами.

Плюсы и минусы бюрократии.

Преимущества бюрократии.

Преимущества бюрократии включают в себя возможность управлять большой, сложной организацией. Правила и положения могут быть полезными для обеспечения стабильной и систематизированной работы во всех объектах управления. Наличие надзорных или вышестоящих органов управления позволяет клиентам или гражданам подавать апелляции и жалобы в том случае, если их не устроила работа нижнего звена.

Недостатки бюрократии.

Бюрократический аппарат часто критикуют за то, что он может быть малоэффективным и весьма расточительным. Довольно часто случается такое, что связь между отдельными ветвями бюрократической машины отсутствует или не работает должным образом. Из-за этого для решения вопроса нужно совершать повторяющиеся утомительные действия, а это все затягивает процесс. Еще один негативный аспект бюрократии заключается в том, что низкие уровни управления жестко ограничены в самостоятельности принятия решений, и все приходится формально согласовывать с руководством. Так к примеру, ради соблюдения формальностей, приходится длительное время ждать пока руководитель просто подпишет необходимый документ (зачастую не глядя на содержание ).

Когда в обыденной жизни мы слышим слово бюрократия, нам представляется бесконечное сидение в очередях ради получения пустяковой справки, волокита и плохая непродуктивная работа органов власти, которые действуют по указке и предписанию свыше.

Мы также подразумеваем под этим понятием группу лиц, облеченных властью, призванных всячески усложнить нам жизнь придирками, копанием в ненужных бумагах и циркулярах. Однако, не бюрократия, как таковая, есть причина подобных неурядиц, а недостатки в выполнении правил работы многих организаций, простой человеческий фактор, размеры самой структуры, безграмотность.

Рассмотрим дословно: бюро — стол плюс — власть. Получается: власть стола или должности. Такая разновидность управления, в основу которого положен подбор чиновников, и есть бюрократия. Это иерархия и подчинение всех элементов центральному. С появлением государства появляется и бюрократия (древневосточные деспотии).

Но ещё в 1990 году Макс Вебер сформулировал определение бюрократии, что можно рассматривать, как полезнейшую вещь для человечества. Автор рассматривал её, как идеал, как модель с определёнными нормативами, которой надо придерживаться:

  • четкое разделение обязанностей чиновников;
  • иерархичность отношений во власти;
  • систематизация инструкций и правил;
  • строгий контроль нижестоящих звеньев стоящими выше;
  • безличный характер отношений в бюрократическом образовании.

Однако, ещё Маркс в своих работах отмечал формирование иерархической бюрократии (1843 г.).

Время и жесткая действительность привели к изменению простого первоначального смысла этого понятия. Конфликты между правящими политиками, исполнителями и нижними слоями, увеличение дистанции управленцев и функционеров, централизация, обеспеченность верхних эшелонов-вот яркие черты бюрократии.

Ему свойственны рутинность, равнодушие, неповоротливость. Отрыв от народных масс приводит к ощущению вседозволенности, безответственности. Он делается зачастую рычагом террора.

Небольшой исторический экскурс

Марксисты-ленинцы хотели уничтожить бюрократию. Широкое привлечения народа к управлению, пробуждение активности масс — это те факторы, которые должны были этому способствовать, а революция — сломать старую властную машину. Но искажение идеалов и целей привело к созданию в СССР административно-командной системы.

Народ, практически, был удален от участия появившимся аппаратом бюрократии. Признаки угнетения и террора свидетельствуют о бюрократическом режиме. Тоталитарная система, сложившаяся в союзе не предполагала защиту прав человека, как и всякая бюрократия. Происходит отчуждение власти.

В Западной Европе в практике управления просматриваются черты бюрократии по Веберу. Это классическая бюрократия. Не одно государственно-организованное общество не может существовать без бюрократов. Это профессиональные управленцы, которые сами не создают никаких ценностей. Их назначение-управление государственными делами, выполнение общественно-полезных функций. Такие работники редко используют свои профессиональные знания. Их цель-компетентность управления.

Достоинства такой аппаратной бюрократии:

  • стабильность в управлении-распределение видов работ;
  • стандартизация (снижает возможность ошибок);
  • своевременное обучение сотрудников;
  • формализация, централизация.

Недостатки:

  • бюрократизм, как таковой;
  • слабая мотивация;
  • слабое использование человеческого ресурса;
  • негибкость в критичных ситуациях, возможность неадекватных решений.

Такой вид бюрократии может быть применим в организациях с устойчивой структурой внешней средой.

Бюрократия развивается и изменяется. Используя новые подходы для достижения целей, современные системы менеджмента, ориентируясь на человеческие и этические установки, развитые демократические государства имеют приемлемую систему бюрократии. Поиск равновесия в администрации между профессиональными и политическими сторонами дает оптимальный результат.

Сталкиваясь в повседневной жизни с проявлением бюрократии, мы наблюдаем её «бытовое» отражение. Обвиняем в этом государство и чиновников. Тогда как понятие «бюрократия» гораздо шире и глубже. Оно включает в себя не только негативные аспекты. Без бюрократов (в хорошем смысле этого слова) оказывается трудно жить, руководить и просто двигаться вперед.