Любовь к своему делу аргументы из литературы. Аргументы к сочинению по проблеме выбора профессии. Проблемы школьных взаимоотношений

Прочитав десятки текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, мы нашли множество проблем, которые повторяются довольно часто. В данной подборке речь идет о профессии и призвании человека – вопросах, которые особенно важны для молодежи. К каждому из них мы подобрали соответствующие аргументы из литературы.

  1. Важность выбора подходящей профессии показал Ю. Герман в романе «Дело, которому ты служишь» . Владимир Устименко стал врачом, потому что для него это призвание. Именно поэтому он старался хорошо учиться (а не из-за красного диплома и повышенной стипендии), отправлялся в далекие места и на фронт, где никаких наград не получить, но людям нужна помощь. Ради других Устименко забыл о себе, потому что для него профессия врача – это бесконечное служение. Именно такие люди и двигают вперед свою сферу деятельности, хоть иногда они и порицаются теми, кто не служит делу, а прислуживает ради своих интересов (как Женя Степанов, одноклассник Владимира).
  2. Саня Григорьев из романа В.Каверина «Два капитана» с детства мечтал стать летчиком, но его жизненный путь был крайне тяжел: потерял родителей, был беспризорником, учился в школе-коммуне. Из такого заведения попасть в летное училище было сложно, но Саня упорно готовился: тренировал здоровье, читал о полярных экспедициях (именно в этой сфере хотел работать Григорьев) и изучал строение самолета. В ходе подготовки герой не только смог добиться цели, но и нашел пропавшую много лет назад экспедицию.

Влияние профессии на человека

  1. Дмитрия Старцева, героя рассказа А.П. Чехова «Ионыч», засасывает рутина, врачебная практика для него становится тяжкой обязанностью, а за пациентами герой видит не страдающих людей, а очередных клиентов. Профессиональная деформация и огрубение – частое явление среди врачей, ведь мало кто способен забыть свою жизнь, чтобы помогать другим, а на всех сострадания не хватит. С легкой руки А.П. Чехова имя «Ионыч» стало нарицательным, означая закостеневшего, нравственно неподвижного человека, которому ничего не важно, кроме личного покоя.
  2. Мастер из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» , прожил большую часть жизни не так, как хотел. И работа была нелюбимая, и спутница жизни — случайная. А когда у Мастера появилась возможность оставить постылое место работы и заняться нравящимся делом, он написал гениальный роман и встретил любимую женщину — Маргариту. И пусть за это герой и пострадал в реальном мире, это стоило того, что бы после бурных приключений удостоиться вечного покоя наедине с возлюбленной. Правильно выбранная профессия меняет жизнь человека в лучшую сторону и наполняет ее гармонией.

Последствия правильного и неправильного выбора

  1. Плохой учитель не только не дает знаний, но и может сломать детскую психику. Не такой учительницей была Лидия Михайловна, героиня рассказа В. Распутина «Уроки французского» . Она не только занималась по своему предмету с отстающим учеником в свободное время бесплатно, но и помогала ему деньгами. Причем мальчик просто так помощь не принимал, и учительнице пришлось играть с ним в «пристенку» на деньги. За это занятие Лидия Михайловна и поплатилась, ей пришлось уйти из школы. Но юный герой запомнил ее подвиг на всю жизнь.
  2. Фельдшер Курятин из рассказа А.П. Чехова «Хирургия» явно выбрал свою профессию не из-за желания помочь людям. Дьячок Вонмигласов много раз пожалел, что пришел вырывать зуб в тот роковой день. Курятин самодовольно рассказывал, как удалял зуб у помещика, на это нужен талант, который у него, конечно, есть. На деле же оказывается, что вырывание зуба для фельдшера — непосильная задача. Он измучил своего пациента, но только сломал зуб. Непрофессионализм может существенно навредить окружающим.
  3. Ошибка в выборе профессии

    1. Иван Бездомный, герой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» , работает поэтом в МАССОЛИТе, но эта профессия явно не его: стихи получаются плохими и малохудожественными. А зачем писать, если таланта нет, даже чувство вкуса отсутствует (потому герой и занимался своим «творчеством», не понимая его бездарность). Встреча с Сатаной, нахождение в сумасшедшем доме, рассказы Мастера изменили мировоззрение Ивана: он решил не писать плохих стихов, а стать историком.
    2. Николенька Иртеньев в повести Л.Н. Толстого «Отрочество» выбирает профессию совершенно бездумно: он готовился к поступлению на математический факультет только потому, что ему нравились сложные и непонятные термины. Герой считает себя великим человеком, который украсит любую сферу деятельности. Однако даже самая разносторонняя личность в качестве профессии выбирает одну отрасль, в которой наиболее сильна, чтобы его дело помогало и обществу, и ей самой.
    3. Ориентиры в определении призвания

      1. Доктор Янсен из автобиографической повести Б. Васильева «Летят мои кони» выбирал профессию так, чтобы она была призванием. Именно поэтому врач был святым для всех жителей города: он отдавал всего себя помощи людям. Главный герой тоже появился благодаря Янсену, потому что доктор посоветовал матери рожать, вопреки всем противопоказаниям. Смерть Янсена была трагической: он спасал детей из канализации и задохнулся. Он умер, но о нем помнили все жители города спустя многие годы.
      2. Александр Васильевич Мальцев из книги А. Платонова «В прекрасном и яростном мире» выбрал профессию на всю жизнь, он — мастер своего дела. Герой работал машинистом и настолько хорошо знал дорогу, что мог ездить с закрытыми глазами. Причем в буквальном смысле: Александр Васильевич потерял зрения от вспышки молнии, но продолжал ехать, так как картина его маршрута навсегда осталась в голове. Зрение Мальцева восстановилось, и он попал под суд за почти случившуюся аварию (на пути появился встречный состав, а этого в памяти машиниста не было), однако его помощник Константин смог доказать невиновность героя.
      3. Интересно? Сохрани у себя на стенке!
  • Истинный и ложный патриотизм - одна из центральных проблем романа. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки. Наташа Ростова уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Болконский был смертельно ранен на Бородинском поле. Подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину.
  • В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» некоторые герои мнят себя патриотами и громко кричат о любви к отечеству. Другие отдают жизнь во имя общей победы. Это простые русские мужики в солдатских шинелях, бойцы из батареи Тушина, сражавшиеся без прикрытия. Истинные патриоты не думают о своих выгодах. Они чувствуют потребность просто защищать землю от вражеского нашествия. У них в душе неподдельное святое чувство любви к родине.

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

Русскому человеку принадлежит, по определению Н.С. Лескова, «расовое», патриотическое, сознание. Им проникнуты все поступки героя рассказа «Очарованный странник», Ивана Флягина. Пребывая в плену у татар, он ни на минуту не забывает, что он русский, и всей душой стремится на родину. Пожалев несчастных стариков, Иван добровольно идёт в рекруты. Душа героя неисчерпаема, несокрушима. Он с честью выходит из всех жизненных испытаний.

В.П. Астафьев
В одной из своих публицистических статей писатель В.П. Астафьев рассказал о том, как отдыхал в южном санатории. В приморском парке росли растения, собранные со всех сторон мира. Но вдруг он увидел три берёзки, которые чудом прижились к чужой земле. Автор глядел на эти деревца и вспоминал свою деревенскую улицу. Любовь к своей малой родине - проявление истинного патриотизма.

Легенда о ящике Пандоры.
Женщина обнаружила в доме своего мужа какой-то странный ящик. Она знала, что этот предмет таит в себе страшную опас-ность, но любопытство было таким сильным, что она не выдержала и открыла крышку. Из ящика вылетели всевозможные беды и разлетелись по миру. В этом мифе звучит предостере-жение всему человечеству: необдуманные действия на пути познания могут привести к гибельному финалу.

М. Булгаков "Собачье сердце"
В повести М. Булгакова профессор Преображенский превра-щает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стрем-ление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.

Н. Толстой. «Война и мир».
Проблема раскрывается на примре образов Кутузова, Наполеона, Александра I. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без высоких фраз выполняют свой долг.

А. Куприн. «Чудесный доктор».
Человек, измученный нищетой, готов в отчаянии покончить жизнь самоубийством, но с ним заговаривает оказавшийся рядом известный доктор Пирогов. Он помогает несчастному, и с этого момента жизнь героя и его семьи изменяется самым счастливым образом. Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей.

И С. Тургенев. «Отцы и дети».
Классическое произведение, в котором показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшим Кирсановым, и своим родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим отношением приносит им огорчения.

Л. Н. Толстой. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность».
Стремясь познать мир, стать взрослым, Николенька Иртенев постепенно познает мир, понимает, что многое в нём несовершенно, сталкивается с непониманием старших, сам порой обижает их (главы «Классы», «Наталья Савишна»)

К. Г. Паустовский «Телеграмма».
Девушка Настя, живя в Ленинграде, получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет…

В. Г Распутин «Уроки французского».
Учительница Лидия Михай-ловна из рассказа В. Г. Распутина преподала герою не толь-ко уроки французского языка, но и уроки доброты, сочувствия, сострадания. Она показала герою, как важно уметь разделить с человеком чужую боль, как важно понимать другого.

Пример из истории.

Учителем великого императора Александра II был знаменитый поэт В.Жуковский. Именно он привил будущему правителю чувство справедливости, желание принести пользу своему народу, стремление провести необходимые госудаству реформы.

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».
Трудные предвоенные годы сибирской деревни. Формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда.

В. Г Распутин «Уроки французского»

  • На формирование личности главного героя в трудные военные годы оказала влияние учительница. Её душевная щедрость безгранична. Она привила ему нравственную стойкость, чувство собственного достоинства.

Л.Н.Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность»
В автобиографической трилогии главный герой, Николенька Иртеньев, постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки.

Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

Умный и грамотный учитель оказывает огромное влияние на формирование детского характера.

И А. Гончаров «Обломов»
Атмосфера лени, нежелания учиться, мыслить уродуют душу маленького Ильи. Во взрослой жизни эти недостатки мешали ему в обретении смысла жизни.


Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться сформировали «лишнего человека», «эгоиста поневоле».


Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться сформировали «лишнего человека», «эгоиста поневоле». Печорин признается, что всем приносит несчастье. Неправильное воспитание уродует человеческую личность.

А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Воспитание и обучение - основные аспекты человеческой жизни. Своё отношение к ним выразил в монологах Чацкий, главный персонаж комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Он критиковал дворян, которые набирали для своих детей «учителей полки», но в результате грамоты никто «не знал и не учился». Сам же Чацкий имел ум, «алчущий познанья», поэтому и оказался ненужным в обществе московских дворян. Таковы изъяны неправильного воспитания.

Б. Васильев «Летят мои кони»
Доктор Янсен погиб, спасая детей, провалившихся в канализационную яму. Человека, которого и при жизни почитали как святого, хоронил весь город.

Булгаков "Мастер и Маргарита"
Самопожертвование Маргариты ради своего любимого.

В.П. Астафьев «Людочка»
В эпизоде с умирающим человеком, когда все от него отошли, лишь Людочка его пожалела. А после его смерти все только делали вид, что им его жалко, все кроме Людочки. Приговор обществу, в котором люди лишены человеческого тепла.

М. Шолохов «Судьба человека»
В рассказе повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

В. Гюго «Отверженные»
Писатель в романе рассказывает историю вора. Переночевав в доме епископа, утром этот вор украл у него серебряную посуду. Но через час полиция задержала преступника и доставила его в дом, где ему дали ночлег. Священник сказал, что этот человек ничего не воровал, что все вещи он взял с разрешения хозяина. Вор, пораженный услышанным, в одну минут пережил подлинное перерождение, и после этого он стал честным человеком.

Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
Там пример справедливой власти: "Но он был очень добр, а потому отдавал только разумные приказания. "Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, - говаривал он, - и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя".

А. И. Куприн. «Гранатовый браслет»
Автор утверждает, что нет ничего постоянного, все временное, все проходит и уходит. Только музыка и любовь утверждают истинные ценности на земле.

Фонвизин «Недоросль»
Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Митрофанушки, пережили подлинное перерождение: стали прилежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны.

Л. Н. Толстой. «Война и мир»

  • В чём заключается величие человека? Оно там, где добро, простота и справедливость. Именно таким создал Л.Н. Толстой образ Кутузова в романе «Война и мир». Его писатель и называет истинно великим человеком. Толстой уводит своих любимых героев от «наполеоновских» принципов и ставит их на путь сближения с народом. «Величие не там, где нет простоты, добра и правды», - утверждал писатель. Это знаменитая фраза имеет современное звучание.
  • Одна из центральных проблем романа - роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение.

И. Тургенев. «Записки охотника»
Люди, прочитав светлые, яркие рассказы о крестьянах, поняли, что безнравственно владеть людьми как скотом. В тране началось широкое движение за отмену крепостного права.

Шолохов «Судьба человека»
После войны многих советских солдат, которые попали во вражеский плен, осудили как предателей родины. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека», в котором показывается горькая доля солдата, заставил общество по-другому взглянуть на трагическую судьбу военнопленных. Был принят закон об их реабилитации.

А.С. Пушкин
Говоря о роли личности в истории, можно вспомнить поэзию великого А. Пушкина. Он своим даром воздействовал не на одно поколение. Он видел, слышал то, чего не замечал и не понимал обыкновенный человек. О проблемах духовности в искусстве, а его высоком назначении поэт говорил в стихотворениях «Пророк», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Читая эти произведения, понимаешь: талант не только дар, но и тяжёлая ноша, большая ответственность. Сам поэт был примером гражданского поведения для последующих поколений.

В.М. Шукшин «Чудик»
"Чудик"— человек рассеянный, может показаться невоспитанным. А то, что побуждает его совершать странные поступки, — мотивы положительные, некорыстные. Чудик размышляет над проблемами, волнующими человечество во все времена: в чем смысл жизни? Что есть добро и зло? Кто в этой жизни “прав, кто умнее”? И всеми поступками доказывает, что прав он, а не те, кто считает

И. А. Гончаров "Обломов"
Это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей... Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами.

М. Горький в пьесе «На дне».
Показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.

Из истории

  • Древние историки рассказывают о том, что однажды к римскому императору пришел незнакомец, который принес в дар блестящий, как серебро, но чрезвычайно мягкий металл. Мастер поведал, что этот металл он добывает из глини-стой земли. Император, испугавшись, что новый металл обес-ценит его сокровища, велел отрубить изобретателю голову.
  • Архимед, зная о том, что человек страдает от засухи, от голода, предложил новые способы орошения земель. Благода-ря его открытию резко выросла урожайность, люди перестали бояться голода.
  • Выдающийся ученый Флеминг открыл пенициллин. Этот лекарственный препарат спас жизни миллионам людей, кото-рые прежде умирали от заражения крови.
  • Один английский инженер в середине 19 века предложил улучшенный патрон. Но чиновники из военного ведомства высокомерно сказали ему: «Мы и без того сильные, только слабые нуждаются в улучшении оружия».
  • Известного ученого Дженнера, который победил оспу с помощью прививок, на гениальную мысль натолкнули слова обыкновенной крестьянки. Врач сказал ей, что она больна оспой. На это женщина спокойно ответила: «Не может быть, ведь я уже болела коровьей оспой». Врач не счел эти слова результатом темного невежества, а стал вести наблюдения, ко-торые и привели к гениальному открытию.
  • Раннее Средневековье принято называть «темными ве-ками». Набеги варваров, разрушение античной цивилизации привели к глубокому упадку культуры. Грамотного человека трудно было найти не только среди простолюдинов, но и среди людей высшего сословия. Так, например, основатель франкс-кого государства Карл Великий не умел писать. Однако жажда знания изначально свойственна человеку. Тот же Карл Вели-кий во время походов всегда носил с собою восковые дощечки для письма, на которых под руководством учителей старатель- но выводил буквы.
  • Тысячелетиями с деревьев падали созревшие яблоки, но никто не придавал этому обычному явлению какую-либо зна-чимость. Нужно было родиться великому Ньютону, чтобы новыми, более проницательными глазами посмотреть на привыч-ный факт и открыть универсальный закон движения.
  • Невозможно подсчитать, сколько бедствий людям при-несло их невежество. В Средние века всякое несчастье: бо-лезнь ребенка, смерть домашней скотины, дождь, засуха, не- урожай, пропажа какой-либо вещи - все объяснялось проис-ками нечистой силы. Началась жестокая охота на ведьм, запылали костры. Вместо того чтобы лечить болезни, совершен-ствовать земледелие, помогать друг другу, люди огромные силы тратили на бессмысленную борьбу с мифическими «слугами Сатаны», не понимая, что своим слепым фанатизмом, своим темным невежеством они как раз служат Дьяволу.
  • Трудно переоценить роль наставника в становлении че-ловека. Любопытна легенда о встрече Сократа с Ксенофонтом, будущим историком. Как-то разговорившись с незнакомым молодым человеком, Сократ спросил у него, куда следует идти за мукой и маслом. Юный Ксенофонт бойко ответил: «На ры-нок». Сократ поинтересовался: «А за мудростью и добродете-лью?» Юноша удивился. «Иди за мною, я покажу!» - пообещал Сократ. И многолетний путь к истине связал крепкой дружбой знаменитого учителя и его ученика.
  • Стремление познавать новое живет в каждом из нас, и порою это чувство настолько овладевает человеком, что заставляет его переменить жизненный путь. Сегодня мало кто знает, что Джоуль, открывший закон сохранения энергии, был поваром. Гениальный Фарадей начинал свой путь разносчи-ком в лавке. А Кулон трудился инженером по крепостным со-оружениям и физике отдавал лишь свободное от работы время. Для этих людей поиск нового стал смыслом жизни.
  • Новые идеи прокладывают себе путь в тяжелой борьбе со старыми взглядами, устоявшимися мнениями. Так, один из профессоров, читал студентам лекции по физике, называл тео-рию относительности Эйнштейна «досадным научным недо-разумением» -
  • В свое время Джоуль воспользовался вольтовой батареей, чтобы запустить от нее собранный им же электродвигатель. Но заряд батареи скоро иссяк, а новая стоила очень дорого. Джоуль решил, что лошадь никогда не будет вытеснена элект-родвигателем, так как прокормить лошадь гораздо дешевле, чем менять цинк в батарее. Сегодня, когда электричество исполь-зуется повсеместно, нам кажется наивным мнение выдающегося ученого. Этот пример показывает, что очень трудно про-гнозировать будущее, трудно обозреть те возможности, кото-рые откроются перед человеком.
  • В середине 17 века из Парижа на остров Мартиника капитан де Клие вез в горшке с землей черенок кофе. Плавание было очень тяжелым: корабль пережил жестокую схватку с пиратами, ужасный шторм едва не разбил его о скалы. На суд- не были сломаны мачты, разбиты снасти. Постепенно стали иссякать запасы пресной воды. Ее выдавали строго отмерен-ными порциями. Капитан, едва держась на ногах от жажды, последние капли драгоценной влаги отдавал зеленому росточ-ку... Прошло несколько лет, и кофейные деревья покрыли ост-ров Мартиника.

И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско».
Показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.

Есенин. «Черный человек».
Поэма «Чёрный человек» - крик погибающей души Есенина, это реквием по оставленной позади жизни. Есенин, как никто другой смог рассказать, что с человеком делает жизнь.

Маяковский. «Послушайте».
Внутренняя убежденность в правоте своих нравственных идеалов отделяли Маяковского от других поэтов, от привычного течения жизни. Эта обособленность рождала душевный протест против обывательской среды, где не было высоких духовных идеалов. Стихотворение-крик души поэта.

Замятин «Пещера».
Герой вступает в конфликт с самим собой, в душе его происходит раскол. Погибают его духовные ценности. Он нарушает заповедь “Не укради”.

В. Астафьев «Царь - рыба».

  • В рассказе В. Астафьева «Царь - рыба» главный герой, рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Для то-го, чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на сво-боду. Встреча с рыбой, симво-лизирующей нравственное на-чало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни. В минуты отчаянной борьбы с рыбой он вдруг вспоминает всю свою жизнь, осознавая, что как мало он сделал для других людей. Эта встреча нравственно меняет героя.
  • Природа жива и одухотворена, наделена нравственно-карающей силой, она способна не только защищаться, но и не-сти возмездие. Иллюстрацией карающей силы служит судьба Гоши Герцева, героя рассказа Астафьева «Царь - рыба». Этот герой не-сет наказание за высокомерный цинизм по отношению к людям и к природе. Карающая сила распространяется не только на отдельных героев. Нарушение равновесия несет угрозу всему человечеству, если оно не об-разумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.

И. С. Тургенев "Отцы и дети".

  • Люди забывают о том, что природа - их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе, что находит подтверждение в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети". Главный герой, Евгений Базаров, известен своей категоричной позицией: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Именно таким Автор видит в нем "нового" человека: он равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям, живет настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести.
  • В романе И.Тургенева «Отцы и дети» поднимается актуальная тема отношений природы и человека. Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека - как работника. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней - когда Базарову было плохо, он «шел в лес и ломал ветки». Она не дарит ему ни желанного успокоения, ни душевного равновесия. Таким образом, Тургенев подчеркивает необходимость плодотворного и двухстороннего диалога с природой.

М. Булгаков. «Собачье сердце».
Профессор Преображенский пересаживает собаке Шарику часть мозга человека, превращая вполне симпатичного пса в отвратительного Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Нельзя бездумно вмешиваться в природу!

А. Блок
Проблема бездумного, жестокого человека к миру природы отражена во многих литературных произведениях. Чтобы бороться с ней, нужно осознать и увидеть ту гармонию и красоту, которая царит вокруг нас. В этом помогут произведения А. Блока. С какой любовью он в своих стихах описывает русскую природу! Необъятные дали, бесконечные дороги, полноводные реки, вьюги и серые избы. Такова блоковская Россия в стихотворениях «Русь», «Осенний день». Истинная, сыновняя любовь поэта к родной природе передаётся читателю. Приходишь к мысли о том, что природа самобытна, прекрасна и нуждается в нашей защите.

Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

  • Сейчас, когда взрываются атомные станции, когда по рекам и морям течёт нефть, исчезают целые лесные массивы, человек обязан остановиться и задуматься над вопросом: что же останется на нашей планете? В романе Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» также звучит мысль автора об ответственности человека за природу. Главного героя романа, Егора Полушкина, волнует поведение приезжих «туристов», опустевшее от рук браконьеров озеро. Роман воспринимается как призыв ко всем беречь нашу землю и друг друга.
  • Главный герой Егор Полушкин беспредельно любит природу, работает всегда на совесть, живёт смирно, но всегда оказывается виноватым. Причиной этому то, что не мог Егор нарушить гармонию природы, боялся вторгаться в живой мир. Но люди не понимали его, считали не приспособленным к жизни. Он говорил, что человек никакой не царь природы, а её старший сыночек. В конце он погибает от рук тех, кто не понимает красоту природы, кто привык только покорять её. Но подрастает сын. Который сможет заменить отца, станет уважать и беречь родную землю.

В.Астафьев «Белогрудка»
В рассказе «Белогрудка» ребятишки сгубили выводок белогрудой куницы, и она, обезумев от горя, мстит всему окружающему свету, изничтожая домашнюю птицу в двух соседних деревнях, пока сама не погибает от ружейного заряда

Ч.Айтматов «Плаха»
Человек собственными руками рушит многокрасочный и многонаселённый мир природы. Писатель предостерегает, что бессмысленное истребление животных - угроза земному процветанию. Позиция «царя» по отношению к животным чревата трагедией.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой не мог обрести душевную гармонию, справиться с «русской хандрой» в том числе и потому, что был равнодушен к природе. А «милый идеал» автора Татьяна ощущала себя частью природы («Она любила на балконе предупреждать зари восход...») и потому проявляла себя в сложной жизненной ситуации человеком духовно сильным.

А.Т. Твардовский «Лес осенью»
Читая стихотворение Твардовского «Лес осенью», проникаешься первозданной красотой окружающего мира, природы. Слышишь шум ярко-жёлтой листвы, треск обломившегося сучка. Видишь лёгкий прыжок белки. Хочется не просто любоваться, а постараться сохранить всю эту красоту как можно дольше.

Л. Н. Толстой "Война и мир"
Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, го-това полететь, как птица: её окрыляет увиденное. Она восторженно говорит Соне о прекрасной ночи, о тех чувствах, которые переполняют ее душу. Андрей Болконский тоже умеет тонко чувствовать красоту окружающей природы. Во время поездки в Отрадное,увидев ста-рый дуб, он сравнивает себя с ним, предаваясь грустным размышлениям о том, что жизнь для него уже закончилась. Но изменения, которые впоследствии произошли в ду-ше героя, связаны с красотой и величием могучего дерева, расцветшего под лучами солнца.

В. И. Юровских Василий Иванович Юровских
Писатель Василий Иванович Юровских, в своих рассказах повествует о неповторимой красоте и богатстве Зауралья, о естественной связи деревенского человека с миром природы, поэтому так трогателен его рассказ «Иванова память». В этом небольшом произведении Юровских поднимает важную проблему: влияние человека на окружающую среду. Иван, главный герой рассказа, посадил на болоте, которое пугало людей и животных, несколько кустиков тальника. Прошло много лет. Природа вокруг изменилась: птахи всякие стали селиться в кустарнике, сорока каждый год начала гнездо свивать, сорочат выводить. Никто больше не блуждал по лесу, потому что тальник стал ориентиром, как правильно найти дорогу. Возле кустарника можно и от жары укрыться, и водицы испить, и просто отдахнуть. Добрую память оставил о себе Иван среди людей, а окружающую природу облагородил.

М.Ю Лермонтов «Герой нашего времени»
Тесная эмоциональная связь человека и природы прослеживается повести Лермонтова «Герой нашего времени». События жизни главного персонажа, Григория Печорина, сопровождаются измнением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко сияющим» то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию «тусклым», а лучи его «не грели». Природа не только переживания героев, но и является одним из действующих лиц. Гроза становится причиной длительного свидания Печорина и Веры, а в одной из записей дневника, предшествующих встречи с княжной Мери, Григорий отмечает, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви». Подобной аллегорией Лермонтов не только более глубоко и полно отражает внутреннее состояние героев, но и обозначает свое, авторское присутствие путем ввода природы как персонажа.

Е.Замятина «Мы»
Обращаясь к классической литературе, хотелось бы привести в примере роман-антиутопию Е.Замятина «Мы». Отказываясь от естественного начала, жители Единого государства становятся нумерами, чья жизнь определена рамками Часовой Скрижали. Красоты родной природы заменены идеально пропорциональными стеклянными сооружениями, а любовь возможна лишь пи наличии розовой карточки. Главный герой, Д-503, обречен на математически выверенное счастье, которое обретается, однако, после удаления фантазии. Как мне кажется, подобной аллегорией Замятин пытался выразить неразрывность связи природы и человека.

С.Есенин «Гой ты, Русь, моя родная»
Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века С.Есенина является природа родного края. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» поэт отказывается от рая ради родины, стая её выше вечного блаженства, которое он, судя по другой лирике, обретает лишь на русской земле. Таким образом, чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются. Само осознание постепенного их ослабления является первым шагом к естественному, настоящему миру, обогащающему душу и тело.

М. Пришвин «Жень-шень»
Эта тема вызвана к жизни нравственно - этическими мотивами. К ней обращались многие писатели и поэты. В повести М. Пришвина «Жень-шень» герои умеют молчать и слушать тишину. Для автора природа - это сама жизнь. Поэтому у него скала плачет, камень имеет сердце. Именно человек должен сделать всё для того, чтобы существовала и не умолкала природа. В наше время это очень важно.

И.С. Тургенев «Записки охотника»
Глубокую и нежную любовь к природе высказал И. С. Тургенев в «Записках охотника». Сделал он это с проникновенной наблюдательностью. Герой рассказа «Касьян» с Красивой Мечети исходил половину страны, с радостью узнавал и изучал новые места. Этот человек ощущал свою неразрывную связь с матушкой - природой и мечтал, чтобы жил «всяк человек» в довольстве и справедливости. Не мешало бы нам у него поучиться.

М. Булгаков. «Роковые яйца»
Профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации.К таким последствиям может привести бездумное вмешательства в жизнь природы.

Ч. Айтматов «Плаха»
Ч. Айтматов в романе «Плаха» показал, что разрушение природного мира ведёт к опасной деформации человека. Причём происходит это повсюду. То, что происходит в Моюнкумской саванне, является проблемой глобального, а не местного значения.

Замкнутая модель мира в романе Е.И. Замятина «Мы».
1) Облик и принципы Единого Государства. 2) Рассказчик, нумер Д - 503, и его духовная болезнь. 3) «Сопротивление человеческой природы». В антиутопиях,основанный на тех же предпосылках мир дан глазами его обитателя, рядового гражданина, изнутри, дабы проследить и показать чувства человека,претерпевающего на себе законы идеального государства. Конфликт личности и тоталитарной системы становятся движущей силой любой антиутопии, позволяя опознать антиутопические черты в самых различных на первый взгляд произведениях... Общество, изображённое в романе, достигло материального совершенства и остановилось в своём развитии, погрузившись в состояние духовной и социальной энтропии.

А.П.Чехов в рассказе "Смерть чиновника"

Б.Васильев «В списках не значился»
Произведения заставляют задуматься над вопросами, на которые стремится ответить себе каждый: что стоит за высоким нравственным выбором - какие силы человеческого ума, души, судьбы, что помогает человеку сопротивляться, проявлять удивительную, поражающую жизнестойкость, помогает жить и умирать « по-людски»?

М. Шолохов «Судьба человека»
Несмотря на трудности и испытания, выпавшие на долю главного героя Андрея Соколова, он всегда оставался верным самому себе и своей родине. Ничто не сломило в нём духовную силу и не искоренило в нём чувство долга.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка».

Петр Гринев - человек чести, в любой жизненной ситуации поступает так, как велит ему честь. Благородство героя смог оценить даже его идейный враг - Пугачев. Именно поэтому он не раз помогал Гриневу.

Л.Н.Толстой «Война и мир».

Семья Болконских - олицетворение чести и благородства. Князь Андрей всегда на первое место ставил законы чести, следовал им, даже если это требовало неимоверных усилий, страданий, боли.

Утрата духовных ценностей

Б. Васильев "Глухомань"
События повести Бориса Васильева «Глухомань» позволяют увидеть, как в сегодняшней жизни так называемые «новые русские» стремятся обогатиться любой ценой. Духовные ценно-сти утрачены, потому что куль-тура ушла из нашей жизни. Об-щество раскололось, в нем мерилом заслуг человека стал банковский счет. Нравственная глухомань стала разрастаться в душах людей, утративших веру в добро и справедливость.

А.С. Пушкин "Капитанская дочка"
Швабрин Алексей Иванович, герой повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка", —дворянин, но он бесчестен: по-сватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представ-лений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков.

Л.Н.Толстой «Война и мир».

Элен Курагина обманом женит на себе Пьера, затем все время лжет ему, будучи женой, позорит его, делает несчастным. Героиня использует ложь, чтобы обогатиться, занять хорошее положение в обществе.

Н.В.Гоголь «Ревизор».

Хлестаков обманывает чиновников, выдает себя за ревизора. Пытаясь произвести впечатление, он сочиняет много историй о своей жизни в Петербурге. Причем он врет так упоительно, что сам начинает верить своим рассказам, чувствует себя важным и значимым.

Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном»
Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» рассказывает, какое него-дование испытывал он, когда узнал, что на Бородинском поле в 1932 году был взорван чугун-ный памятник на могиле Багра-тиона. Тогда же кто-то оставил гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя — Тучкова: «Довольно хранить ос-татки рабского прошлого!» В конце 60-х годов в Ленинграде снесли Путевой дворец, который даже во время войны наши бой-цы старались сохранить, не раз-рушить. Лихачев считает, что «утрата любого памятника куль-туры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны».

Л.Н. Толстой "Война и мир"

  • В семье Ростовых всё строи-лось на искренности и доброте, уважении друг к другу и понимании, поэтому и дети — Наташа, Ни-колай, Петя — стали по- настоящему хорошими людь-ми Они отзывчивы на чужую боль, способны понять переживания и страдания других. Достаточно вспомнить эпизод, когда Наташа дает приказ освободить телеги, нагруженные их семейными ценностями, Чтобы отдать их раненым солдатам.
  • А в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль — безнравст-венные эгоисты. Оба ищут в жизни только выгоды. Они не знают, что такое настоящая любовь и готовы свои чувства обменять на богатство.

А. С. Пушкин "Капитанская дочка"
В повести «Капитанская дочка» наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным человеком, верным себе и долгу. Поэтому герой вызывает уважение своим поведением.

Н. В. Гоголь "Мёртвые души"
Следуя завету отца «копить ко-пейку», Чичиков всю свою жизнь посвятил накопительст-ву, превратившись в человека без стыда и совести. Он со школьных лет ценил только деньги, поэтому в его жизни никогда не было верных друзей, семьи, о которой герой мечтал.

Л. Улицкая «Дочь Бухары»
Бухара, героиня рассказа Л. Улицкой «Дочь Бухары», со-вершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию до-чери Милы, у которой был син-дром Дауна. Даже будучи смер-тельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уй-ти из жизни.

Закруткин В. А. «Матерь человеческая»
Мария, героиня повести Закруткина «Матерь человеческая», во время войны, потеряв сына и мужа, взяла на себя от-ветственность за своего, только что родившегося ребенка и за чужих детей, спасла их, стала для них Матерью. И когда в сожженный хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но всех обездоленных войной детей мира. Вот почему она Матерь человеческая.

К.И. Чуковский «Живой как жизнь»
К.И. Чуковский в книге «Живой как жизнь» анализирует состояние русского языка, нашей речи и при-ходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем наш великий и могучий язык.

И.С. Тургенев
- Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню!

К.Г. Паустовский
- С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом… Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

А. П. Чехов «Смерть чиновника»
Чиновник Червяков в рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника» в неверо-ятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и об-рызгав лысину впереди сидяще-го генерала Брызжалова (а тот не обратил на это внимания), герой настолько испу-гался, что после неоднократных униженных просьб простить его, умер от страха.

А. П. Чехов «Толстый и тонкий»
Герой рассказа Чехова «Толстый и тонкий», чиновник Порфирий, встретил на вокзале Ни-колаевской железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т.е. по службе продвинулся зна-чительно выше. В один миг «тонкий» превращается в рабо-лепствующее существо, готовое унижаться и лебезить.

А.С. Грибоедов "Горе от ума"
Молчалин, отрицательный пер-сонаж комедии, уверен, что сле-дует угождать не только «всем людям без изъятья», но и даже «собачке дворника, чтоб ласко-ва была». Необходимостью не-устанно угождать порожден и его роман с Софьей, дочерью его господина и благодетеля Фамусова. Максим Петрович, «персонаж» исторического анекдота, кото-рый Фамусов рассказывает в на-зидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями.

И. С. Тургенев. «Муму»
Судьбу немого крепостного Герасима, Татьяны решает барыня. У человека нет прав. Что может быть ужаснее?

И. С. Тургенев. «Записки охотника»
В рассказе «Бирюк» главный герой, лесничий, по прозвищу Бирюк, живёт убого, несмотря на добросовестное исполнение своих обязанностей. Социальное устройство жизни несправедливо.

Н. А. Некрасов «Железная дорога»
В стихотворении говорится о том, кто построил железную дорогу. Это рабочие, подвергавшие беспощадной эксплуатации. Устройство жизни, где царит произвол, достойно осуждения. В Стихотворении «Размышления у парадного подъезда»: крестьяне пришли из дальних деревень с прошением к вельможе, но их не приняли, прогнали. Власть не считается с положением народа.

Л. Н. Толстой «После бала»
Показана разделённость России на две части, богатую и бедную. Социальный мир устроен несправедливо по отношению к слабым.

Н. Островский «Гроза»
Ничего святого, правого не может быть в мире, котором правит самодурство, дикое и безумное.

В.В. Маяковский

  • В пьесе «Клоп» Пьер Скрипкин мечтал о том, что его дом будет «полная чаша». Другой герой, бывший рабочий, утверждает: «Кто воевал, имеет право у тихой речки отдохнуть». Такая позиция была чужда Маяковскому. Он мечтал о духовном росте современников.

И. С. Тургенев «Записки охотника»
Личность каждого важна для развития государства, но не всегда талантливые люди могут развивать свои способности с пользой для общества. Например, в «Записках охотника» И.С. Тургенева есть люди, таланты которых не нужны стране. Яков («Певцы») спивается в кабаке. Правдоискатель Митя («Однодворец Овсянников») заступается за крепостных. Лесник Бирюк ответственно несёт службу, а живёт в нищете. Такие люди оказались ненужными. Над ними даже смеются. Это несправедливо.

А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
Несмотря на страшные детали лагерной жизни и несправедливое устройство общества, произведения Солженицына оптимистично по духу. Писатель доказал, что и в последней степени унижения возможно сохранить в себе человека.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
Человек, не привыкший трудиться, не находит себе достойного места в жизни общества.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Печорин говорит, что он чувствовал в своей душе силы, но не знал к чему их приложить. Общество таково, что в нём нет достойного места незаурядной личности.

И А. Гончаров. «Обломов»
Илья Обломов, добрый и талантливый человек, не смог преодолеть себя и раскрыть свои лучшие черты. Причина - отсутствие высоких целей в жизни общества.

А.М Горький
О смысле жизни рассуждают многие герои рассказов М. Горького. Старый цыган Макар Чудра удивлялся, зачем люди работают. В таком же тупике оказались и герои рассказа «На соли». Вокруг них - тачки, соляная пыль, выедающая глаза. Однако никто не озлобился. В душе даже таких угнетённых людей зарождаются добрые чувства. Смысл жизни, по Горькому, в труде. Начнёт добросовестно работать каждый - глядишь, и станем мы все вместе богаче и лучше. Ведь «мудрость жизни всегда глубже и обширнее мудрости людей».

М. И. Веллер «Роман воспитания»
Смысл жизни есть у того, кто сам посвящает свою деятельность ради дела, которое считает нужным. Об этом заставляет задуматься «Роман воспитания» М. И. Веллера, одного из самых издаваемых современных российских писателей. Действительно, всегда целеустремлённых людей было немало, и сейчас они живут среди нас.

Л. Н. Толстой. «Война и мир»

  • Смысл жизни лучшие герои романа - Андрей Болконский и Пьер Безухов видели в стремлении к нравственному самосовершенствованию. Каждый из них хотел «быть вполне хорошим, приносить добро людям».
  • Все любимые герои Л. Н. Толстого были заняты напряжённым духовным поиском. Читая роман «Война и мир», трудно не отнестись с симпатией к князю Болконскому, думающему, ищущему человеку. Он много читал, обо всём имел понятие. Смысл собственной жизни герой нашёл в защите Отечества. Не ради честолюбимого стремления к славе, а из-за любви к родине.
  • В поисках смысла жизни человек должен выбирать своё направление. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» судьба Андрея Болконского- сложный путь нравственных потерь и открытий. Важно то, что, идя по этой тернистой дороге, он сохранил истинное человеческое достоинство. Не случайно М. И. Кутузов скажет герою: «Ваша дорога - дорога чести». Мне тоже по душе люди неординарные, старающиеся жить не бесполезно.

И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Даже неудачи и разочарования незаурядного талантливого человека значительны для общества. Например, в романе «Отцы и дети» Евгений Базаров, борец за демократию, назвал себя ненужным для России человеком. Однако его взгляды предвосхищают появление людей, способных на более великие дела и благородные поступки.

В. Быков «Сотников»
Проблема нравственного выбора: что лучше - спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой повести Рыбак) или умереть не героем (никто не узнает о героической смерти Сотникова), но умереть с достоинством. Сотников делает непростой нравственный выбор: гибнет, сохранив человеческий облик.

М. М. Пришвин «Кладовая солнца»
Митраша и Настя в годы Великой Отечественной войны остались без родителей. Но упорный труд помог маленьким детям не только выжить, но и заслужить уважение односельчан.

А П. Платонов «В прекрасном и яростном мире»
Машинист Мальцев всецело предан труду, своей любимой профессии. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение.

А. И. Солженицын «Матрёнин двор»
Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей.

Ч. Айтматов Роман «Материнское поле»
Лейтмотив романа - душевная отзывчивость трудолюбивых сельских женщин. Алиман, что ни случись, с рассвета трудится на ферме, на бахче, в теплице. Она кормит страну, народ! И не видит писатель ничего выше этой доли, этой чести.

А.П. Чехов. Рассказ «Ионыч»

  • Дмитрий Ионыч Старцев выбрал прекрасную профессию. Он стал врачом. Однако отсутствие настойчивости и упорства сделало некогда хорошего доктора простым обывателем, для которого главным в жизни стало стяжательство и собственное благополучие. Итак, недостаточно выбрать правильно будущую профессию, надо сохранить в ней себя нравственно и морально.
  • Приходит время, когда каждый из нас стоит перед выбором профессии. Честно служить людям мечтал герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч», Дмитрий Старцев. Выбранная им профессия - самая гуманная. Однако, поселившись в городе, где самые образованные люди оказались мелкими и ограниченными, Старцев не нашёл в себе сил противостоять застою, косности. Доктор превратился в простого обывателя, мало думающего о своих больных. Итак, самое ценное условие для того, чтобы не прожить скучную жизнь - честный творческий труд, какую бы профессию ни выбрал человек.

Н. Толстой. «Война и мир»
Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без высоких фраз выполняют свой долг.

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»
Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет», и «тварей дрожащих». По его теории, личность способна творить историю, как Магомет, Наполеон. Они во имя «великих целей» совершают злодеяния. Теория Раскольникова терпит крах. В действительности истинная свобода заключается в подчинении своих чаяний интересам общества, в умении делать правильный нравственный выбор.

В. Быков «Обелиск»
Особенно ярко проблема свободы прослеживается в повести В. Быкова «Обелиск». Учитель Мороз, имел выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками. Он их всегда учил добру и справедливости. Ему пришлось выбрать смерть, но он остался нравственно свободным человеком.

А.М. Горький «На дне»
Есть ли на свете способ вырваться на свободу из порочного круга жизненных забот и желаний? На такой вопрос пытался ответить М. Горький в пьесе «На дне». Кроме того писатель поставил ещё один насущный вопрос: а можно ли считать свободным человеком того, кто смирился. Таким образом, противоречия между правдой раба и свободой личности - вечная проблема.

А. Островский «Гроза»
Противостояние злу, тирании привлекало особое внимание русских писателей 19 века. Гнетущая власть зла показана в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Молодая, одарённая женщина, Катерина, - сильная натура. Она нашла силы бросить вызов тирании. Конфликт между обстановкой «тёмного царства» и светлым душевным миром, к сожалению, завершился трагически.

А. И. Солженицын «Архипелаг Гулаг»
Картины издевательств, жестокое отношение к политическим заключённым.

А.А. Ахматова Поэма «Реквием»
Это произведение о неоднократных арестах мужа и сына, поэма написана под влиянием многочисленных встреч с матерями, родными заключенных в Кресте, петербургской тюрьме.

Н. Некрасов «В окопах Сталинграда»
В повести Некрасова есть ужасная правда о героизме тех людей, которых в тоталитарном государстве всегда считали «винтиками» в огромном корпусе государственной машины. Писатель беспощадно осудил тех, кто спокойно посылал людей на смерть, кто расстреливал за потерянную сапёрную лопату, кто держал людей в страхе.

В.Солоухин
Секрет постижения красоты, по мнению известного публициста В.Солоухина, заключается в любовании жизнью, природой. Разлитая в мире красота обогатит нас духовно, если мы научимся созерцать её. Автор уверен, что надо остановиться перед ней, «не думая о времени», только тогда она «пригласит тебя в собеседники».

К.Паустовский
Великий русский писатель К.Паустовский писал, что «в природу нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание. Проще говоря, природу надо любить, и эта любовь найдёт верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой».

Ю.Грибов
Современный публицист, писатель Ю.Грибов утверждал, что «красота живёт в сердце каждого человека и очень важно разбудить её, не дать ей умереть, не проснувшись».

В.Распутин «Последний срок»
У постели умирающей матери собрались дети, приехавшие из города. Перед смертью мать словно выходит на судное место. Она видит, что между нею и детьми нет прежнего взаимопонимания, дети разобщены, забыли о полученных в детстве уроках нравственности. Анна уходит из жизни, трудной и простой, достойно, а её детям ещё жить и жить. Повесть заканчивается трагически. Спеша по каким-то своим делам, дети оставляют мать умирать одну. Не перенеся такого страшного удара, она в ту же ночь умирает. Распутин упрекает детей колхозницы за неискренность, нравственную холодность, забывчивость и суетность.

К. Г. Паустовский «Телеграмма»
Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» — это не банальное повествование об одинокой старушке и невнимательной дочери. Паустовский показывает, что Настя не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки. Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? Оказывается, одно дело — увлекаться работой, делать ее от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое — помнить о близких своих, о матери — самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами и короткими записками. Гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достигнуть не удалось. В этом трагизм ее положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести, которое посещает ее после смерти матери и которое поселится в ее душе навсегда.

Ф. М. Достоевский "Преступление и наказание"
Главный герой произведения - Родион Раскольников совершил много хороших дел. Он добрый по натуре человек, который тяжело переживает чужую боль и всегда помогает людям. Так Раскольников спасает из огня детей, свои последние деньги отдает Мармеладовым, пытается защитить пьяную девочку от пристающих к ней мужчин, переживает за сестру Дуню, стремится помешать ее браку с Лужиным, чтобы уберечь от унижения, любит и жалеет мать, старается не беспокоить ее своими проблемами. Но беда Раскольникова в том, что он для выполнения столь глобальных целей выбрал совсем неподходящее средство. В отличие от Раскольникова, истинно красивые поступки совершает Соня. Она жертвует собой ради близких людей, потому что любит их. Да, Соня - блудница, но у нее не было возможности быстро заработать деньги честным путем, а семья умирала от голода. Эта женщина губит себя, но душа ее остается чистой, потому что она верит в Бога и всем старается делать добро, любя и сострадая по-христиански.
Самый красивый поступок Сони - спасение Раскольникова..
Вся жизнь Сони Мармеладовой является самопожертвованием. Силой своей любви она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь свой грех и воскреснуть. В действиях Сони Мармеладовой выражена вся красота человеческого поступка.

Л.Н. Толстой "Война и мир"
Пьер Безухов — один из любимых героев писателя. Находясь в разладе с женой, чувствуя отвращение к той жизни в свете, которую они ведут, переживая после своей дуэли с Долоховым, Пьер невольно задаётся вечными, но такими важными для него вопросами: «Что дурно? Что хорошо? Для чего жить, и что такое я?» И когда один из умнейших масонских деятелей призывает его изменить свою жизнь и очистить себя служением добру, приносить пользу своему ближнему, Пьер искренне поверил «в возможность братства людей, соединённых с целью поддерживать друг друга на пути добродетели». И для достижения этой цели Пьер делает всё. что считает необходимым: жертвует деньги братству, устраивает школы, больницы и приюты, пытается облегчить жизнь крестьянок с малыми детьми. Его поступки всегда в ладу с его совестью, а ощущение правоты даёт ему уверенность, в жизни.

Понтий Пилат отправил на казнь невиновного Иешуа. Всю оставшуюся жизнь прокуратора мучила совесть, он не мог простить себе трусости. Герой получил успокоение, только когда Иешуя сам простил его и сказал, что казни не было.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».

Раскольников убил старуху-процентщицу, чтобы доказать себе, что он «высшее» существо. Но после преступления его мучает совесть, развивается мания преследования, герой отстраняется от близких и родных. В финале романа он раскаивается в убийстве, встает на путь духовного исцеления.

У М. Шолохов «Судьба человека»
У М. Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба человека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны по-
терял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание
делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

Л.Н.Толстой «Война и мир».

Семья Курагиных - жадные, корыстные, подлые люди. В погоне за деньгами и властью они способны на любые безнравственные поступки. Так, например, Элен обманом женит на себе Пьера и пользуется его богатством, принося ему немало страданий и унижений.

Н.В.Гоголь «Мертвые души».

Плюшкин всю свою жизнь подчинил накопительству. И если вначале это диктовалось бережливостью, то затем его стремление экономить перешло все границы, он экономил на самом необходимом, жил, во всем себя ограничивая, и даже порвал отношения с дочерью, боясь, что она претендует на его «богатства».

Роль цветов

И.А.Гончаров «Обломов».

Влюбленный Обломов подарил Ольге Ильинской ветку сирени. Сирень стала символом духовного преображения героя: он стал активным, жизнерадостным, веселым, когда полюбил Ольгу.

М.Булгаков «Мастер и Маргарита».

Благодаря ярким желтым цветам в руках Маргариты Мастер увидел ее в серой толпе. Герои полюбили друг друга с первого взгляда и пронесли свое чувство через множество испытаний.

М.Горький.

Писатель вспоминал, что многому научился у книг. Он не имел возможности получить образование, поэтому именно в книгах черпал знания, представление о мире, знания о законах литературы.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин».

Татьяна Ларина выросла на любовных романах. Книги сделали ее мечтательной, романтичной. Она создала для себя идеал возлюбленного, героя своего романа, которого мечтала встретить в реальной жизни.

Образование

Кем я стану, когда вырасту? Проблема выбора профессии: аргументы из литературы

15 марта 2017

«Когда я вырасту, то обязательно стану…» Такие фразы часто можно услышать от детей, которые мечтают быть спортсменами, учителями, врачами или поварами. Вот только чем старше становится ребенок, тем сложнее ему однозначно ответить на этот вопрос. Как найти свой жизненный путь? Как выбрать профессию, которая придется по душе? С такими сложными и в то же время простыми вопросами сталкивается каждый человек. Поэтому если появляется проблема выбора профессии, аргументы из литературы будут как нельзя кстати.

Значение труда

Г. А. Маслов когда-то сказал, что среди всех принимаемых человеком решений не найдется ни одного более важного, чем то, когда он определяет, по какому пути пойти. Маслов действительно прав. Нет ничего важнее выбора профессии. Вот только находясь перед ним, многие задаются вопросом о значении труда в жизни. Ответить каждый должен самостоятельно. Когда стоит проблема выбора профессии, аргументы из литературы могут немного в этом помочь.

К примеру, можно вспомнить рассказ А. Платонова «В прекрасном и яростном мире». Главный герой, машинист Мальцев, обожает свою профессию и полностью ей предан. Однажды он теряет зрение, и лишь вернувшись в кабину машиниста любимого паровоза, вновь обретает способность видеть. Читая это произведение, даже не верится, что такое бывает, но очевидно: любимое дело способно сотворить с человеком даже невозможное.

Максим Горький однажды сказал: нужно любить то, что делаешь, и тогда даже самый грубый и грязный труд превратится в искусство. А как известно, перед настоящим искусством всегда преклоняются.

Как выбрать профессию?

Когда возникает проблема выбора профессии, аргументы из литературы не приведут к ответу, кем конкретно человеку нужно стать. Но тем не менее без них сложно сориентироваться в этом мире.

Литературный критик Обручев говорил, что человек должен отдавать предпочтение той профессии, которая больше всего подходит его природным наклонностям, только тогда работа будет приносить удовольствие. И не особо важно, какой она будет. Если у человека есть жажда знаний и активная жизненная позиция, то любой труд будет в радость.

Особо ярко проблема выбора профессии (аргументы из литературы) выражена в рассказе Чехова «Ионыч». Главный герой произведения имел мечту служить людям и приобрел отличную профессию - стал врачом. Но переехав в большой город, он увидел, что образованные люди ограничены в своих возможностях. Герой не находит в себе сил противостоять этому укладу и вынужден влачить простую обывательскую жизнь: мало думает о своих пациентах, да и работает спустя рукава.

Пожалуй, в этом и заключается одна из основных проблем выбора рода занятий: если у человека нет упорства, нет желания узнавать что-то новое, работать на совесть, тогда, какую бы профессию он ни избрал, ему суждено будет прожить жизнь простого обывателя.

Право на ошибку

Но иногда происходит и по-другому: человек просто не понимает, какая работа ему нравится больше. Тогда и возникает проблема выбора профессии. Аргументы из литературы, «Мастер и Маргарита» в частности, говорят о том, что каждый имеет право на ошибку.

Стоит вспомнить одного из героев романа Булгакова, Ивана Бездомного. Он работает писателем в МАССОЛИТе. Однажды к нему приходит понимание, что его стихи просто ужасны, и как бы он ни старался, лучше у него ничего не получится. В руки больше не хочется брать перо, а интересное ранее занятие становится самым ненавистным. И только после разговора с Воландом он решает сменить свою специальность и становится историком, чем, собственно, очень доволен.

Это еще одна проблема выбора профессии. Иногда человек выбирает то, к чему у него нет особых способностей. Да, он может работать, но рано или поздно занятие превратится в настоящую пытку.

Нет таланта без упорства

И не стоит тешить себя надеждами, что если хвалят за что-то, то это и есть призвание, которое вскоре станет талантом и любимой профессией. За каждым выдающимся человеком стоит не только осознание своего умения, но и недюжинный труд.

Как говорил Оноре де Бальзак, не существует талантливых людей с отсутствием силы воли.

Может быть очень сложной проблема выбора профессии. Аргументы из художественной литературы это подтверждают:

  • В этом вопросе стоит вспомнить Евгения Онегина. Человек незаурядного ума, с благородной целью приносить людям пользу, так и остается один на один со своей личной трагедией. Как правильно подметил автор, «труд был ему тошен».
  • Находясь в своем кругу, Евгений так и не научился упорно трудиться, достигать желаемого, бескорыстно дарить добро и жить во благо других. Именно поэтому его жизнь превратилась в тоскливые будни, которые проходят. И снова вспоминаем слова автора: «Без слез, без жизни, без любви».

Каждому придется столкнуться с проблемой выбора профессии. В этом случае можно дать только один совет: если есть занятие, которое приносит истинное удовольствие, и человек готов становиться лучше ради него, тогда стоит выбирать именно эту работу. Главное - не превратить любимое дело в очередную социальную нелепость своей ленью и безынициативностью.

  • Категория: Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • В.В. Маяковский - стихотворение «Кем быть?». В этом стихотворении поэт в шутливой форме размышляет о различ­ных профессиях, о возможностях юного человека избрать себе настоящее увлекательное дело.
  • Ю. Герман - трилогия «Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек», «Я отвечаю за все». Главным героем трилогии является врач-хирург Владимир Устименко, всю свою жизнь посвятивший своему любимому делу. Мы узнаем о юности героя, о его первых успехах в медицине, олюбви, об участии в качестве военного врача в Великой Отечественной войне, о послевоенных годах. Трилогия рассказывает нам о становлении личности врача, вся жизнь которого подчинена выполнению профессионального долга.
  • С.Львов -сборник публицистики «Быть или казаться?».

В этой книге автор размышляет о проблеме выбора жизненно­го пути. С грустью пишет автор о девушках, молодых людях, нелюбящих своего дела, тяготящихся им. Он размышляет об особенностях работы геолога, врача-хирурга, учителя, маши­ниста. И оказывается, в каждой профессии есть своя «поэзия» и «проза».

Лучшая подборка аргументов к следующим проблемам:

Проблема выбора профессии.

Как выбрать профессию?

Что влияет на выбор профессии?

Роль профессии в жизни человека.

Проблема поиска призвания.

Как найти свое призвание?

Насколько важно для человека заниматься любимым делом?

Возможны тезисы:

Человек выбирает профессию опираясь на свои интересы

Многие люди делают все возможное, чтобы получить работу мечты

Некоторым людям удается найти свое призвание уже в детстве

Иногда, чтобы быть счастливым, человеку необходимо заниматься любимым делом

Часто выбор профессии зависит от личностных качеств человека

К сожалению, некоторые люди находят призвания спустя десятилетия

Главный герой романа В. А. Каверина «Два капитана» был любознательным ребенком и не боялся трудностей. Однажды он познакомился с девочкой, которая открыла ему удивительный мир книг о приключениях путешественников и экспедициях. Возможно, именно эти произведения в совокупности с личными качествами повлияли на Санин выбор профессии: он решил поступить в лётную школу.

В. А. Каверин, роман «Два капитана»

Главный герой романа В. А. Каверина «Два капитана» мечтал стать летчиком, но попасть в нужное учебное заведение было не так просто. Чувствуя, что нашел свое призвание, Александр Григорьев делал все возможное, чтобы достичь цели: следил за здоровьем, делал выписки из полярных путешествий и собирал вырезки о первых полетах на сервер, даже читал теорию самолета строения, заучивая наизусть непонятные моменты.

В. А. Каверин, роман «Два капитана»

Главный герой романа В. А. Каверина «Два капитана» страстно увлекался историями об экспедициях. Рассуждая о трудностях, с которыми столкнулся Амундсен, Саня пришел к выводу, что на самолете путешественник добрался бы до Южного полюса в семь раз быстрее. Так юноша осознал, что хочет поступить в лётную школу.

В рассказе М. И. Веллера «Хочу быть дворником» еще раз подтверждается, что человеку важно заниматься любимым делом. Юноша хотел мести улицы и здороваться с прохожими, однако родители не одобрили выбор сына. Ему пришлось много учиться, после чего он стал академиком. Спустя много лет желание быть дворником не исчезло, и после выхода на пенсию рассказчик устроился на работу, о которой мечтал.

М. И. Веллер, рассказ «Хочу быть дворником»

Вспомним небольшое произведение М. И. Веллера «Хочу быть дворником». Подметание улиц по утрам привлекало рассказчика. Он видел много преимуществ в работе дворника: все тебя знают, все улыбаются, никто не понизит и не уволит. Наверное, рассказчик любил спокойствие, поэтому его интересовало это, казалось бы, непрестижное дело.

В. В. Маяковский, стихотворение «Кем быть?»

В детском стихотворении В. В. Маяковского «Кем быть?» поднимается серьезный вопрос профессионального самоопределения. В этом произведении поэт показал, что каждая работа хороша и интересна, и, делая выбор, надо прислушиваться к своим предпочтениям.

Главный герой романа Б. Л. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» смело брался за любое дело. Самым главным для Егора было выполнять работу добросовестно, с удовольствием и с душой. Но не всем работодателям нравился такой подход, их больше интересовали сроки.

Б. Л. Васильев, роман «Не стреляйте в белых лебедей»

В романе Б. Л. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» главный герой нашел свое призвание лишь в зрелом возрасте. Полушкин многократно терял работу из-за своей простодушности. Но, честный и любящий природу, он стал прекрасным лесничим.

Пример из жизни

Александр Суворов уже в детстве проявлял интерес к военному делу, самостоятельно изучал артиллерию и военную историю. Но из-за его слабого здоровья родители были категорически против увлечения сына. Александр не отступал, закалялся и много занимался, и в конце концов построил военную карьеру.