Грамматика раздел языкознания. Редупликации и сложения. Формальная и функциональная грамматика

Центральные части грамматики

  • Центральными частями грамматики в этом значении традиционно являются учение о частях речи и их грамматических категориях , а также учение об общих правилах сочетания слов в более протяжённые единства (словосочетания, предложения) и о структуре этих речевых единств (см. Синтаксис).

Разделы грамматики синтетических языков

  • Грамматика синтетических языков включает морфемику как науку о правилах построения слов из морфем и синтаксис как науку о правилах построения высказываний из слов, а также промежуточную между морфологией и синтаксисом сферу морфосинтаксиса, изучающего поведение клитик, служебных слов, компонентов аналитич. форм).

Границы между грамматикой и другими лингвистическими дисциплинами

  • Семантика , лексикология и фонетика , как правило, не включаются в грамматику (и противопоставляются ей).
    • Однако в некоторых концепциях грамматики её сфера понимается расширенно - грамматика «абсорбирует» соответствующие предметные области этих научных дисциплин. В неё включаются грамматическая семантика, морфонология (включающая сегментную морфонологию, акцентологию и интонологию, то есть науку об интонации) и дериватологию (науку о словообразовании), лежащие на грани грамматики и, соответственно, семантики, фонетики и лексикологии.

Связь грамматики с другими дисциплинами

  • Однако и понимаемая более узко, грамматика тесно связана с лексикологией (поскольку изучает грамматические свойства слов; см. грамматические словари), а также с такими разделами языкознания, как:
    • орфоэпия (и, шире, фонетика), так как исследует звуковые средства выражения значений и произношение грамматических форм,
    • орфография , поскольку охватывает их правописание ,
    • стилистика , так как описывает стилевые закономерности употребления грамматических форм в разных жанрах речи (см. грамматическая стилистика).
  • В составе грамматики выделяется несколько направлений грамматических исследований.

Формальная и функциональная грамматика

    • «Формальная» (см. "Формальное направление" (в грамматике) (в других терминах, поверхностная) грамматика разрабатывает учение о грамматических средствах (грамматических показателях и их формальных типах - грамматических способах) - поверхностная грамматика.
    • Функциональная грамматика (или, в других терминах, глубинная грамматика) разрабатывает учение о грамматических значениях и тем самым составляет зону пересечения грамматики и семантики (грамматическую семантику).

Универсальная и частная грамматика

  • Универсальная грамматика разрабатывает понятия, с помощью которых можно описывать грамматический строй разных языков мира), а частная грамматика изучает грамматический строй отдельных языков, а также их групп и семей.

Синхронная и историческая грамматика

  • Синхронная грамматика описывает один язык на некотором этапе его существования. В 19 в., а отчасти и позднее, такую грамматику обычно называли описательной, а в 20 в. стали называть «синхронной» или «синхронической»).
  • Историческая грамматика (в других терминах, диахроническая или диахронная) грамматика сравнивает разные исторические этапы развития этого языка, выявляя исторические изменения и сдвиги в системе грамматических форм и конструкций).
    • Разновидность последней - сравнительно-историческая грамматика (в других терминах, сравнительная грамматика) грамматика, исследующая происхождение целой группы или семьи родственных языков-потомков из одного источника - праязыка.

Истоки грамматики как науки

  • Современные методы грамматики берут своё начало в индийской языковедческой традиции (в трудах Панини середины 1-го тысячелетия до н. э.).
  • Система понятий и категорий современной грамматики, вплоть до терминологии (название частей речи, падежей и т. д.), восходит к Античной языковедческой традиции (греки - Аристотель , стоики , александрийская школа ; римляне - Варрон (116-27 до н. э.).
  • В средние века - одно из семи свободных искусств . Будучи одновременно описательной и нормативной, она включает изучение текстов классиков и определённое представление о языке; язык, отождествляемый с латынью , предстает как потенциально вечная форма, напрямую связанная с механизмами мысли.
  • Греко-римская грамматич. теория через позднелатинскую грамматику (Донат , Присциан) была усвоена европейскими филологами Возрождения и эпохи Просвещения (напр., первые церковно-славянские грамматики - 1591, 1596); при этом в грамматики новых языков были перенесены и понятия и категории латинской грамматики.
  • В 17-18 вв. значительно возрастает интерес к логико-философским основам теории грамматики(проблема «универсальной» или «всеобщей» грамматики.).
  • Развитие типологических исследований и создание первых морфологических классификаций языков мира (начало 19 в.) дали толчок к созданию дифференцированных понятийных систем для описания языков разного строя; систематическая работа в этом направлении была начата Х. Штейнталем и продолжена младограмматиками.
  • В описательные грамматики конкретных языков идея «эмансипации» грамматики новых языков от латинско-греческой грамматической традиции проникла по существу только в начале 20 в.
    • В частности, в русской грамматике была использована система грамматических понятий, разработанная Ф. Ф. Фортунатовым .
  • Основные линии развития грамматики в 20 в. касались не столько методики описания конкретных языков (хотя и этой стороне уделялось достаточное внимание, например, в рамках дескриптивной лингвистики), сколько проблемам теории грамматики.

Литература

  • Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М., 1947 (см. также http://slovari.donpac.ru/lang/ru/ibooks/lib/vin/vin2/index.html ;
  • Есперсен О. Философия грамматики. Пер. с англ., М., 1958 (см. также http://lib.canmos.ru/bookinfo.php?file=3697 или http://www.zipsites.ru/books/espersen_filosofiya_gram или http://lib.englspace.com/2006/01/01/filosofiya_grammatiki___the_philosophy_of_grammar__espersen___jespersen_otto___otto_.html);
  • Кузнецов П.С. О принципах изучения грамматики. М., 1961;
  • Блумфилд Л. Язык. Пер. с англ. М., 1968, с. 165-310;
  • Булыгина Т.В. Грамматика // БСЭ. Изд. 3. Т. 7. М., 1972;
  • Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. Пер. с англ., М., 1978, с. 146-423;
  • он же. Язык и лингвистика. Пер. с англ., М., 2004, с. 96-127;
  • Маслов Ю.С. Введение в языкознание. Изд. 2-е. М., 1987, с. 125-185, 210-213;
  • Современные зарубежные грамматические теории. М., 1985;
  • Адмони В. Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики. М., 1988;
  • Шведова Н.Ю. Грамматика // ЛЭС. М., 1990, с. 113-115;
  • Арно А. , Лансло К. Всеобщая рациональная грамматика. Пер. с франц. Л., 1991;
  • Тестелец Я.Г. Введение в общий синтаксис. М., 2001;
  • Бондарко А.В. Теоретические проблемы русской грамматики. СПб., 2002;

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Грамматика (как наука)" в других словарях:

    Грамматика - (греч. γραμματική, от γράμμα буква, написание) 1) строй языка, т. е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства. В триаде, организующей язык в целом в его звуковой, лексико… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Грамматика (от греч. γράμμα «запись»), как наука, есть раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке (словоформ, синтагм, предложений, текстов). Эти … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Грамматика (значения). Грамматика (др. греч. γραμματική от γράμμα «буква») как наука является разделом языкознания, который изучает грамматический строй языка, закономерности построения… … Википедия

    В Викисловаре есть статья «грамматика» Грамматика (от греч … Википедия

    - (греч. grammatike, от grâmma буква, написание) часть лингвистики (См. Лингвистика), изучающая закономерности образования и употребления форм слов. Нередко Г. понимается и более общо как синоним лингвистики. Такое расширение значения… … Большая советская энциклопедия

    Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим … Философская энциклопедия

    Наука логики Wissenschaft der Logik

    - (Wissenschaft der Logik) наиболее трудная для понимания работа Гегеля, которая представляет собой изложение необходимого движения мышления в чистых категориях мысли (Абсолютная идея). Если философия духа и философия природы изображают движение… … Википедия

Термин грамматика употребляется в двух значениях.
1) Грамматика как совокупность средств, способов и правил построения словосочетания и предложения;
2) Грамматика - учение об этих средствах, способах, правилах, с помощью которых можно создавать словосочетания, предложения в том или ином языке.

Грамматика в первом значении синонимична понятию грамматического строя языка.
Грамматика состоит из нескольких аспектов:
1. Словообразование (дериватология) - занимается изучением образования новых слов по существующим в языке моделям, структуры производных слов, которые подчиняются строго определенным правилам. Словообразование занимает промежуточное положение между лексикой и грамматикой.
2. Морфология - изучает законы изменения слов как частей речи, а также категории, присущие той или иной части речи.
3. Синтаксис(в переводе с греческого "военный строй") исследует различные типы сочетания слов, отношения между словами в словосочетании и предложении, наконец, предложение как целое, различные виды и типы предложений.

2. Словоформа и ее грамматическое значение

Предметом изучения грамматитки, как и лексики, является слово.
Но лексикология изучает лексическое слово - лексему, а грамматика изучает грамматическое слово - форму слова, словоформу.
Словоформа является грамматическим видоизменением одного и того же слова - лексемы. Это значит, что словоформы имеют разное грамматическое, но одно и то же лексическое значение (пою, поешь, поет; кот, кота, коту). Разные лексемы могут иметь одно и то же грамматическое значение, но свое лексическое значение. Так, слова окно, дерево, озеро имеют одно и то же грамматическое значение (выражают предметность и значение среднего рода имени существительного).
Лексические и грамматические значения являются таким образом двумя основными типами значений, свойственных языку.

3. О положении грамматики в системе языка

Взаимодействие грамматики с лексикой можно показать следующим примером. Что может выражать мысль, выраженная таким рядом слов: мы, чувствовать, солдат, задет, за, живой, Таня, и, что, грозить, опасность. В этом примере трудно даже догадаться, что означают слова вместе взятые. А между тем в рассказе М. Горького "26 и одна" читаем: " Мы чувствовали, что солдат задет за живое и что Тане грозит опасность". Следовательно, для того, чтобы выразить мысль следует не только разобраться в семантике отдельных слов, но и понять, в какие связи между собой они вступают в самом процессе выражения мысли. Мысль наша как бы облекается в определенную форму, которая оказывается тесно с ней связаннной. Грамматика, устанавливая грамматические отношения между словами, не механически объединяет их. Она не безразлична к тем реальным смысловым связям, которые существуют между словами в данном языке. Далеко не всякое слово грамматика может соединить с любым другим словом данного языка.
Крепкое слово - это верное нерушимое слово, в то время, как крепкое словцо - это бранное нехорошее слово.
Грамматика связана также с фонетикой. Любой способ выражения грамматического значения (о чем будем говорить ниже) обличен материальную оболочку в виде звука или буквы.
Или более конкретный пример: дома - дома. Ударение выступает как основной различительный признак грамматического значения слов. Дома имеет следующие грамматические характеристики, образующие грамматическое значение слова: существительное мужского рода, в родительном падеже, в единственном числе). И дома с ударением на втором слоге - существительное во множественном числе в именительном или винительном падеже.

4. Об отличиях лексического значения от грамматического

С лексической точки зрения слово стол осмысляется прежде всего как слово, имеющее определенное лексическое значение. С позиций грамматики слово стол - это имя существительное мужского рода в именительном падеже в единственном числе, то есть как обладающее определенными грамматическими характеристиками, совокупность которых образует грамматическое значение данной словоформы.
Одно из важнейших отличий грамматического значения от лексического заключается в том, что грамматическое значение соотносится с логическими понятиями, но не соотносится с предметами реальной действительности. Так слово "дерево" в его лексическом значении не только связано с логическим представлением о предмете, относящемся к флоре, но и определенным деревом, которое имеет в виду говорящий. Иначе в грамматическом значении. То же слово дерево как имя существительное осмысливается нами прежде всего в своем категориальном значении предметности в наиболее широком смысле в отличие, например, от значения качественности (что характерно для имени прилагательного), или значения действия и состояния (что характерно для глаголов).

5. Способы выражения грамматического значения

1. Флексия. Так в словосочетании книга Петра связь между словами достигается при помощи окончания а.
2. Служебные слова (предлоги, союзы, частицы, артикли вспомогательные глаголы) пошел к брату
the leg of the table (англ.)
Le livre de Pierre (франц.)
3. Порядок слов выступает как типичный способ выражения грамматического значения в тех языках, в которых нет словоизменения.(или их мало) и слово в прямом и косвенном падежах сохраняет одну и ту же форму. Например:
The man killed a tiger.
The tiger killed the man.
Аналогичную роль выполняет порядок слов и во французском языке.
4. Ударение. Например: Руки-руки, ноги-ноги, города - город, дома -дома. В этих примерах грамматическая категория числа и падежа передается при помощи ударения.
5. Интонация. В зависимости от того, как мы скажем студенты внимательны с интонацией утверждения или студенты внимательны с интонацией вопроса меняется и предложение, его смысл, его грамматическое оформление. Следовательно, важная категория вопроса передается здесь при помощи интонации.
6. Супплетивизм - это соединение в одну грамматическую пару разнокорневых или разноосновных слов:
а) при образовании степеней сравнения прилагательных: хороший - лучше, плохой - хуже, gut - besser, bon - meilleur.
б) при образованииличных местоимений: я - меня, ich - mich, I - me.
7. Редупликация(повторы, удвоения) - когда происходит полное или частичное удвоение основы, например:
а) для обозначения множественного числа в индонезийском orang (человек)- orang - orang (люди);
б) для образования превосходной степени прилагательного в китайском языке: хао (хороший) - хао-хао (очень хороший, превосходный).

6. Синтетические и аналитические формы

Различные способы выражения грамматического значения можно разделить на две группы:
1. Способы выражения грамматического значения, когда лексическое значение им грамматическое значения выражаются как бы слитно, в одном и том же слове, внутри слова. Образуют синтетические формы, например, читай, Lies!
2. Способы выражения грамматического значения, когда грамматическое значение выражается вне лексемы образуют формы аналитические . Это формы представляют собой сочетание знаменательного слова со служебным (предлогом, частицей, вспомогательные глаголы). Например, Давайте почитаем!
В русском языке к числу аналитических форм относится форма будущего времени от глаголов несовершенного вида: буду писать. Однако лексическое значение слова буду сохраняется в таком выражении как "Я буду учителем".
Аналитическими являются те конструкции немецкого языка, где употребляются вспомогательные или модальные глаголы: Perfekt, Futurum, Passiv. Аналитической является форма выражения принадлежности с помощью предлога von: Die Bucher von meinen Freunden.

7. Словоизменения и словообразования

Образование формы одного и того же слова - словоизменение. Словоизменение нужно отличать от словообразования. При словоизменении изменяется форма одного и того же слова, новое слово не образуется. При словообразовании при помощи аффиксов (суффиксов и префиксов) образуются новые слова: учить - учительница. Совокупность всех форм слов (словоформ) при изменении образует парадигму. Если слово обладает полной системой словоформ, то говорят, что слово обладает полной парадигмой. Если слово представлено не всеми формами, то это частичная парадигма. Большинство слов русского языка обладает полной парадигмой, но есть и слова с частичной парадигмой: мечты, победить, пылесосить.

8. Понятие грамматической категории

Грамматическая категория - это грамматическое значение обобщенного характера, присущее словам или сочетаниям слов в предложении и вместе с тем отвлеченное от конкретных значений самих слов.
Обобщенный характер грамматической категории проявляется в том, что под категорию единственного числа "подводятся" самые разнообразные слова: существительные хлеб, колесо, книга, человек, прилагательные большой, сильный, разумный, глаголы делаю, строю, пишу.
Под категорию мужского рода подпадают также самые разнообразные слова: существительные хлеб, карандаш, дом, разум, прилагательные большой, сильный, радостный, красивый, глаголы делал, строил, писал.
В русском языке имени существительному свойственны грамматические категории числа, рода и падежа, а глаголу - числа, времени, вида, наклонения, залога, лица, рода.
Грамматические категории не могут существовать сами по себе, вне определенных группировок слов. Эти группировки обычно выступают как части речи.

9. Категория рода

Категория грамматического рода распространена во многих языках мира, хотя есть языки, в которых категория грамматического рода отсутствует (финский, армянский).
Проблема категории рода осложняется тем, что грамматическая категория рода даже в тех языках, в которых она выражена, очень часто не совпадает по языкам.
Так в русском сущ. ложка - женского рода, в немецком - der Loffel. В русском часовой - мужского рода, в немецком и французском женского - die Wache, la sentinelle.
Встречаются языки, имеющие общий род, примеры из русского языка - сирота, тихоня, зануда, плакса, лакомка.
Для живых существ способы дифференциации внутри самой грамматической категории рода в разных языках очень многообразны:
1) с помощью особых окончаний: гость - гостья, супруг-супруга, или особых суффиксов: актер - актриса, медведь - медведица;
2) с помощью разных слов (гетеронимия): отец-мать, брат-сестра, нем. Vater- Mutter, франц. pere - mere.
3) С помощью особых вспомогательных слов, напр. ein mannlicher Adler - орел, ein weiblicher Adler -орлица, англ. he goat - козел, she goat - козел.
4) С помощью лишь контекстного уточнения: кит, белка, обезьяна, сорока, акула, бегемот (и самцы и самки).
Категория рода обычно прозрачна в тех случаях, когда анализируется род имени существительного типа мужчина - женщина, бык - корова, петух - курица. В данных случаях категория грамматического рода базируется на биологическом роде одушевленных существительных. Но проблема грамматического рода осложняется в тех случаях, когда в современных языках анализируют имена неодушевленные или пытаются осмыслить природу среднего рода. Содержание неодушевленных имен существительных теперь не нуждается ни в какой родовой характеристике, однако грамматически эта характеристика является для имени во многих языках необходимой. В языке, в силу очень большой устойчивости грамматической формы и ее отвлеченности, подобный конфликт может очень долго сохраняться, ибо говорящий обычно не замечает его.

10. Категория числа

Категория числа оказывается прозрачной. Человек издавна различал один предмет и много предметов, и это различение не могло не найти своего выражения и в языке. Одновременно категорию числа можно назвать универсальной. Универсальность ее заключается в том, что она охватывает не только имена существительные и прилагательные, но и местоимения и глаголы.
Категория числа взаимодействует с определенным лексическим значением тех слов, через посредство которых она выражается. Возьмем, например, существительные, которые имеют собирательное значение,то есть когда множество каких - то предметов мыслится как единое целое (дичь, зелень, листва, белье). От этих имен существительных множественное число обычно не образуется. Следовательно, грамматическая категория числа, как бы возвышаясь над отдельными именами и объединяя их, вместе с тем не безразлична к семантике этих слов.

11. Категория падежа

Падеж - это форма имени, выражающая отношение данного имени к другим словам в словосочетании или предложении. Падеж представляет собой единство формы и значения.
По сравнению со всеми другими падежами именительный представляется более свободным, более независимым. Его еще называют независимым (Пешковский), нулевым (Карцевский), падежом, лишенным особых признаков (Якобсон). Функция именительного падежа прежде всего назывная, тогда как функция косвенных падежей заключается в том, чтобы выражать отношения между словами.
Падеж - категория морфологическая. Поэтому лишь в тех языках, в которых существуют формы словоизменения (типа русского стол, стола, столу) и могут существовать падежи.
Если падежная система в том или ином языке не развита, то язык вполне обходится и без нее, привлекая для выражения грамматических отношения другие способы (предлоги, порядок слов и так далее, см. предыдущую лекцию).

12. Части речи и члены предложения

Части речи - это лексико-грамматические группы слов, отличающиеся друг от друга: а) определенным значением, б) определенными морфологическими и синтаксическими признаками, в) теми или иными грамматическими категориями, г) синтаксическими функциями в составе словосочетания и предложения. В языках флективных части речи различаются также типами формообразования и словообразования.
Удельный вес перечисленных выше признаков, которые отличают одну часть речи от другой, в различных языках не одинаков.
В русском языке морфологические признаки частей речи имеют решающее значение и выявляются обычно очень просто и отчетливо. Шелк и шелковый явно различаются как существительное и прилагательное. Иначе оказывается в таком языке, как английский, в котором морфологическое разграничение имен существительных и прилагательных представлено не так четко, как в русском. Silk -"шелк" является существительным, но в словосочетании silk dress - "шелковое платье" оно выступает уже как прилагательное.
Части речи в одном языке отличаются внутренней неоднородностью. Так выделяются самостоятельные (знаменательные) части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные) и служебные (предлоги, союзы, местоимения).
Являясь лексико-грамматическими группами или разрядами слов, части речи должны осмысляться на основе рядя критериев в их взаимодействии и взаимосвязи. Таковы критерии лексический, морфологический и синтаксический.
Синтаксис связывает части речи с членами предложения. Члены предложения- это синтаксические категории, возникающие в предложении на основе взаимодействия слов и словосочетаний и отражающие отношения между элементами предложения. Части речи в системе предложения не просто повторяют себя, но подвергаются известной трансформации. Как ни глубока связь между именем существительным и подлежащим, понятия эти соотносимы, но не идентичны, то же следует казать и о взаимодействии между глаголами и сказуемым, прилагательным и определением.

13. Имена существительные и прилагательные

Имя существительное - это часть речи, выражающая предметность в широком смысле слова. В русском языке предметность имени существительного передается в формах рода, числа и падежа.
Имя существительное называет и выражает не только предметы, но и действия (бег, полет), состояния (радость, знание), понятия. Именно поэтому имена существительные следует связывать с предметностью, а не только с предметами.
Имя прилагательное как часть речи образовалась от имени существительного. Раньше говорили трава-зелень или зелень-трава в смысле "зеленая трава" или камень- стена означало "каменная стена". Таким соположением двух имен существительных выражалось в древних языках представление о качестве. Постепенно, по мере того как человек все более осознавал, что одно из существительных в подобных сочетаниях зависит от другого (в нашем примере зелень от травы) в этом зависимом существительном (зелень) все более и более ослабевала идея предметности и возрастала идея качественности. Эти постепенные изменения - ослабление предметности первого имени (зелень) и рост в нем признака качества - приводит в конце концов к созданию новой части речи - имени прилагательного. Вместо старого типа зелень-трава возникает новое зеленая трава.
Прилагательные обычно бывают двух типов: качественные и относительные. От качественных прилагательных образуются степени сравнения, так как качество в предмете может наличествовать в большей или меньшей степени. От относительных прилагательных степени сравнения не образуются, ибо отношение не мыслится качественно, оно или дано, или его нет. Следовательно, для классификации имен прилагательных на качественные и относительные очень важна их семантика.
В процессе длительного развития языка и мышления постепенно вырабатывалась современная система сравнения.
Способы образования степеней сравнения.
В большинстве современных языков степени сравнения передаются либо флективно, при помощи окончаний, либо лексически (аналитически) при помощи особых "усилительных" слов.
Красивый - красивее- красивейший(очень красивый).
Особым типом образования степеней сравнения является так называемый супплетивный способ (от лат. suppleo, ere - наполняю).
Хороший - лучший - наилучший.
Good - better- best
Gut-besser- am besten.
При помощи редупликации: большой - большой, маленький-маленький.

14. Местоимения как особая часть речи

Местоимение - часть речи, которая указывает на лица, предметы и их признаки, но не называют их.
Это есть совершенно особая часть речи, так как местоимение объединяет в один класс грамматические признаки, которые в отдельности свойственны самым разнообразным частям речи. Личные местоимения употребляются параллельно с именами существительными (например, я- человек), притяжательные - с прилагательными (мой - хороший), а неопределенные - с наречиями (некто - далеко). В категории местоимений проявляются и пересекаются свойства разных частей речи.
Своеобразие местоимений обнаруживается также и в том, что многие традиционные грамматические категории приобретают особое значение в системе местоимений. Местоимения мы и вы, например, нельзя рассматривать как множественное число от "я" и "ты", так как они указывают не на многих я и ты, а на лицо говорящее вместе с другим лицом или лицами (мы), или на лицо собеседника совместно с другим лицом или лицами (вы). Так что соотношение между я - мы, ты - вы оказывается иным, чем соотношение стол - столы.

15. Глагол и глагольные категории времени, вида и наклонения

Глагол - это часть речи, называющая действия (работать, строить, рисовать) или представляющая разнообразные процессы в виде действия - состояние, проявление признака, отношение к кому-либо или чему-нибудь (надеяться, беспокоиться, ворчать, любить, краснеть, дремать, стоять, расти, уважать).
Понятие сказуемого (предиката) значительно шире понятия глагол. Предикативность (сказуемость) может быть выражена различными частями речи, например, именем существительным. Например, он - офицер. Несмотря на то, что предикативность передается по-разному, все-же глагол является главным средством ее выражения, особенно в языках индоевропейских. Иными словами, предикативность является первичной функцией именно глагола в предложении, тогда как в других частях речи она выступает как подсобное средство, как их вторичная функция.
Как ни кажется сейчас глубоким различие между существительными и глаголами, исторически оно оформилось не сразу. Наличие в языке особой категории причастия, которое может выполнять в предложении функцию имени - определения и функцию предикатива, опосредованно свидетельствует о пережитках той эпохи в развитии языка, когда глагол еще не достаточно отделялся от имени.

Категория времени

Категория времени. Эта категория представляется как наиболее типичная глагольная категория (в немецком языке глагол называется Zeitwort). Грамматическая категория времени показывает, как говорящее лицо определяет временное отношение высказывания к моменту речи. Все то, что происходиило до момента речи, относится к прошедшим временам в грамматике, а то, что будет происходить после момента речи, - к будущим, наконец, все совершающееся в момент речи - к настоящему времени в грамматике.
Категория вида- одна из самых древних категорий глагола, но вместе с тем она известна далеко не во всех языках. В русском, как и в других славянскуих языках категория вида древнее категории времени. Временные разграничения впоследствии стали наслаиваться на видовые противопоставления.
Различие между настоящим и будущим временами первоначально заключалось только в видовом значении глагола. Если глагол был совершенного вида, то формы его настоящего времени приобретали значение будущего времени (например, скажу или скажет), если же глагол оказывается несовершенного вида, то формы его настоящего времени не расходились по значению с самим временем (например, говорю или говорит). Тем самым глаголы совершенного вида не употреблялись в настоящем времени, а глаголы несовершенного вида могли иметь лишь будущее описательное (буду говорить), но не простое будущее.
Подразделение вида на совершенный и несовершенный очень обще и не охватываает всего богатства типов и группировок. Можно говорить о различной степени совершенности действия и о различной степени его несовершенности.
В пределах совершенного вида различают: окончательное (прочесть, сказать, убрать), начинательное (запеть, заговорить), мгновенное (мигнуть, вздохнуть) и ряд других подзначений. В пределах несовершенного вида - длительность первой степени (нести, вести), длительность второй степени (носить, водить), длительность третьей степени (почитывать, прохаживаться).
Видовые пары глаголов в русском языке обычно возникают путем образования глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного вида: бросить (сов. вид) - бросать (несов. вид), лишить (сов. вид) - лишать (несов.вид).
Являясь важными грамматическими категориями глагола, вид и время подобно другим категориям поднимаются, хотя каждый по-своему, на известную ступень абстракции. Для выражения настоящего времени, например, употребляется не только собственно настоящее, но иногда и будущее ("Я еду завтра на юг" в смысле "Я поеду") и даже прошедшее ("Пропала твоя головушка" в смысле " Пропадет"). Следовательно, хотя настоящее, прошедшее и будущее достаточно грамматически разграничены, однако возможность "вторжения" одного времени в область другого опрелделяется своеобразными условиями контекста. Грамматическое понятие о времени оказывается шире логического о нем представления. Поэтому настоящее время может в известных случаях передавать идею времени вообще, без относительно к моменту протекания действия ("Они работают отлично", вообще работают, всегда работают отлично).

Грамматическая категория наклонения.

Грамматическая категория наклонения передает устанавливаемое говорящим лицом отношение действия к действительности, показывает, считает ли говорящий действие реальным или нереальным.
В самом деле, можно сказать: я пишу; я, несомненно,пишу; я буду писать;я писал бы; я, быть может, напишу;я, действительно, хочу писать.
Во всех этих случаях мы по-разному выражаем свое отношение к действию. Я пишу просто утверждает, я, несомненно, пишу категорически утверждает, я писал бы выдвигает определенные условия, соблюдение которых оказывается необходимым для того, чтобы я мог писать, я, быть может, напишу - в еще большей степени ставит действие в зависимость от каких-то условий, и т.д.
Необходимо с самого начала разграничить грамматические и лексические способы выражения модальности.
Я писал бы - здесь модальность выражена грамматически, тогда как в я, быть может, напишу или я, действительно, напишу - модальность выражена лексически (с помощью самостоятельных слов может быть, действительно). Следовательно, грамматическая модальность передается не только морфологически, особыми окончаниями, но и синтаксически (аналитически) особыми грамматизованными описательными конструкциями (в русском формами глагола на -л + бы). Что касается лексической модальности, то она выражается самыми разнообразными так называемыми модальными словами и словосочетаниями (непременно, действительно, разве, быть может, по-видимому, по всей вероятности).

16. Синтаксис: предложение и словосочетание, их соотношение

Предложение- это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли.
Главные характерные признаки предложения:
1) не только выражается мысль, но и передается отношение к этой мысли самого говорящего; 2) наличиствует особая интонация сообщения; 3) заключается предикативность, то есть отношение сообщения к действительности, независимо от того, имеется в этом сообщении глагол или нет.
Даже не выходя за пределы одного языка, можно проследить, как на протяжени веков исторически менялась структура предложения. В древнерусском языке синтаксическое сочинение (паратаксис) преобладало над подчинением (гипотаксисов). Движение от синтаксического сочинения к подчинению обусловлено общим развитием мышления, стремлением человека все более полно и всесторонне выразить многообразие своих мыслей. В свою очередь увеличивающаяся сила и многообразие мышления в конце концов были предопределены увеличивающимся многообразием практики человека, углублением познания окружающего мира.
В результате длительнолго исторического развития в русском языке выработиалась стройная системе сочинительных и подчинительных связей.

Словосочетание

Словосочетание - это грамматически оформленное единство двух или более самостоятельных (знаменательных) слов, не образующих предложения.
В комнате или на воздухе также представляют собой соединение двух слов, однако подобные соединения не являются словосочетаниями, так как одно из слов в каждой паре оказывается не самостоятельным, а служебным. Словосочетание основывается на единстве не только структурного (формального) но и смыслового моментов.
Словосочетания могут быть именными (сторонники мира, белый снег, ясное небо), глагольными (достигнуть успеха), наречными (громко запеть, неподвижно стоять). Подобная классификация словосочетаний осложняется семантическим сближением между словосочетаниями, находящимися в разных структурных группах. Например, глагольное словосочетание восхищаться кем, чем явно сближается с именным словосочетанием восхищение кем или чем.

О соотношении предложения и словосочетания.

Некоторые лингвисты (Фортунатов) полагали, что нет никакого различия между предложением и словосочетанием, что предложение является не чем иным, как развернутым словосочетанием.
В действительности предложение качественно отличается от словосочетания, как и словосочетание от предложения. Словосочетание также не является "промежуточной группой" между словом и предложением. Предложение может состоять и из одного слова. (Светает. Работаю). Для образования словосочетания всегда необходимо не менее двух полнозначных слов. Следовательно, отличие словосочетания от предложения не количественное (больше или меньше слов), а качественное (своеобразие структур и того, что выражается с помощью этих структур). Словосочетание обычно лишено тех признаков, которые превращают высказывание в предложение и о признаках которых речь была выше.

Чередования и внутренняя флексия.

Способ аффиксации.

Лекции по грамматике

Грамматика как раздел языкознания.

Мы уже знаем, что такое лексика и то, что словарный состав языка сам по себе не составляет языка, а является строительным материалом.

Термин грамматика неоднозначен: он обозначает и науку – раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, то есть законы строения и функционирования слов и предложений и объект этой науки – грамматический строй языка, то есть система морфологических и синтаксических форм и категорий языка.

Грамматика изучает правила функционирования значимых единиц языка на разных уровнях его структуры. Она исследует закономерности изменения слов и принципы их объединения при построении высказывания.

Все правила построения прямо или косвенно соотнесены с какими-то чертами передаваемого содержания. Так, в русском языке употребление или неупотребление возвратной частицы на конце глагольной формы отражает отчетливое различие в значении глагола (моюсь – мою), а выбор формы согласованного определения может зависеть от реального пола соответствующего лица и, следовательно, указывать на этот пол, например, этот плакса или эта плакса, мой Саша или моя Саша. Другими словами, грамматические правила входят в общую систему соответствий между планом содержания и планом выражения языка, т.е. между значением и особенностями внешнего облика формируемых языковых единиц. Поэтому правила построения являются одновременно и правилами понимания выражаемых смыслов, т.е. правилами перехода от воспринимаемого плана выражения высказывания к плану содержания.

Составные части грамматики:

Словообразование изучает внутреннее строение слова, его членимость на словообразовательные морфемы, правила образования слов.

Морфология исследует формы слова и выражаемые ими значения, способы выражения грамматических значений (это грамматика слова)

Синтаксис изучает формы слова, словосочетания и предложения и их значения, явления сочетаемости слов, порядок их следования внутри предложения, общие свойства предложений, правила объединения простых предложений в составе сложных (это грамматика словосочетания и предложения; грамматика связной речи – единиц больших, чем отдельное слово).

Разделы грамматики:

· Общая грамматика (изучает универсальные черты и свойства, характерные всем языкам или ряду языков)

· частная грамматика (исследует грамматический строй конкретного языка)

Те элементы содержания, которые стоят за грамматическими правилами, называют грамматическими значениями. Грамматическое значение является внутриязыковым значением, т.к. содержит информацию об отношениях, связях между языковыми единицами (лексическое значение соотносит языковую единицу с внеязыковой действительностью (информацию о к.-л. явлении в совокупности всех его свойств). В слове теплая (в данной словоформе) грамматическим значением является указание на род (женский), число (единственное), падеж (именительный), а также (в любой словоформе – теплый, теплое, теплого, т.д.) на грамматический класс слов, т.е. часть речи (прилагательное). Грамматические значения в большей мере представлены в целом предложении. Грамматическое значение – есть значение отношения его к другим словам в предложении в процессе осуществления акта коммуникации и понимания


Формальными показателями грамматического значения являются – словоизменительные аффиксы, внутренняя флексия, повторение корня или слова, использование разных корней в одном грамматическом ряду, словесное ударение, служебные и вспомогательные слова, порядок слов, интонация. Наличие ф.п. обязательно для существования грамматического значения в к.-л. языке.

Для того чтобы лучше понять, что такое грамматическое значение и какова его роль в языке, рассмотрим короткое, состоящее всего из двух слов, русское предложение Петров – студент. Слова, входящие в состав этого предложения, выражают два лексических значения:

Имя собственное Петров выражает представление о конкретном лице, носящем такую фамилию

Нарицательное существительное студент выражает понятие о классе лиц, учащихся в вузах. Но значение предложения Петров – студент не сводится к простой сумме этих двух значений.

Смысл данного предложения заключается в специальном (стоящим в центре внимания) сообщении того факта, личность Петров есть член класса «студенты». Мы можем выделить здесь следующие грамматические значения:

· значение утверждения некоторого факта (сравним вопрос о факте с другой интонацией: Петров студент?)

· Значение специального отождествления двух мыслимых единиц

· Значение отнесенности факта к настоящему моменту (периоду) времени, что выражено здесь отсутствием глагола (сравним: Петров был студентом)

· Значение безусловной реальности факта, также выраженное отсутствием глагола (сравним: Петров был бы студентом)

· Значение единственного числа, выраженное и в одном, и в другом слове отсутствием окончания (Петровы – студенты)

Мы видим, что грамматические значения выявляются в противопоставлениях. Грамматические противопоставления (оппозиции) образуют системы, называемые грамматическими категориями. Грамматическую категорию можно определить как ряд противопоставленных друг другу однородных грамматических значений, систематически выражаемых теми или иными формальными показателями.

Есть категории двучленные – в р.я. число (ед. и мн), глагольный вид (совершенный – несовершенный), трехчленные (лицо – первое, второе, третье), многочленные (в р.я. и многих других – падеж).

2. Способы выражения грамматических значений: Способ аффиксации.

Основные способы выражения грамматических значений:

· Синтетический способ предполагает возможность объединения в пределах одного слова нескольких морфем (корневых, словообразовательных, словоизменительных), грамматическое значение выражается в рамках слова (напишу, столом)

· Аналитический способ предполагает раздельное выражение лексического и грамматического значений слова, что проявляется в морфологической неизменяемости слова и использовании служебных элементов, образующих сложные (аналитические) грамматические формы – буду писать, написал бы, an apple, das Fenster, werde arbeiten, suis entre)

Разновидности синтетического способа выражения грамматических значений: способ аффиксации

Способ аффиксации состоит в присоединении к корням (или основам) аффиксов.

Аффиксы – это морфемы с грамматическим значением. Это наименьшая единица языка, обладающая планом выражения и планом содержания. Аффиксы не существуют в языках вне слов, они сопровождают корень, служа для словообразования и словоизменения. По положению относительно корня аффиксы можно разделить на префиксы, стоящие перед корнем и постфиксы, стоящие после корня (это может быть суффикс и окончание).

Кроме префиксов и суффиксов бывают интерфиксы – служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах – лоб – о – тряс, каш-е-вар; конфиксы – комбинации из двух аффиксов – префикса и постфикса, которые, хотя и представляют собой две морфемы, действуют совместно (например, в нем.языке конфиксация префикса и постфикса в причастных формах - найденный, употребляемых при образовании сложного прошедшего времени; инфиксы – аффиксы, вставляемые в середину корня (редкий вид аффиксов – некоторые латинские глаголы, при помощи инфикса образующие основу настоящего времени:

Часть слова, к которой могут присоединяться аффиксы, называется основой.

Система морфологических категорий и форм синтаксических категорий и конструкций способов словопроизводства; 2 раздел языкознания изучающий такой строй его разноуровневую организацию его категории и их отношения друг к другу; 3 термин грамматика иногда также употребляют для обозначения функций отдельных грамматических категорий или лексикограмматических множеств. Цели теоретической грамматики – выявить что действительно реально используется в процессе коммуникации: какие языковые единицы какова форма этих единиц и какие значения...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


ГРАММАТИКА

Место грамматики в языкознании.

Теоретическая и практическая грамматика.

Для того чтобы построить высказывание, выражающее некоторую мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения.

Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка, изучаемый наукой грамматикой.

Грамматика (греч. Grammatike, от gramma – буква, написание):

1) строй языка, т.е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства;

2) раздел языкознания, изучающий такой строй, его разноуровневую организацию, его категории и их отношения друг к другу ;

3) термин «грамматика» иногда также употребляют для обозначения функций отдельных грамматических категорий или лексико-грамматических множеств . Так, например, говорят о грамматике той или иной части речи или о грамматике того или иного падежа, инфинитива, отдельных предлогов.

Грамматический строй языка является исторической категорией, он находится в состоянии постоянного движения и развития и подчинён общим законам развития языка. На каждом этапе своей истории грамматический строй языка достаточно совершенен и служит формированию и выражению мыслей носителей языка, отвечая своему историческому назначению.

В определённый момент своего развития грамматический строй языка представляет собой, с одной стороны, относительно стабильную систему, организованную по строгим и твёрдым законам; с другой стороны, эта система находится в состоянии постоянного и активного функционирования, представляя свои средства для организации бесконечного количества отдельных, конкретных слов и высказываний.

В лингвистике выделяют теоретическую и практическую грамматику.

Предмет исследования теоретической грамматики. Грамматика как наука исследует грамматический строй языка.

Цели теоретической грамматики – выявить, что действительно, реально используется в процессе коммуникации: какие языковые единицы, какова форма этих единиц и какие значения данными формами выражаются.

Теоретическая грамматика занимается вопросами грамматического значения, грамматической формы и грамматической категории.

Грамматика практическая. Традиционно грамматика определяется как система правил изменения слов и правил соединения слов в предложении.

Отсюда и деление грамматики на две части: морфологию (правила изменения слов) и синтаксис (правила соединения слов в предложении). Это справедливо в отношении практической грамматики. Её задача – научить правильно пользоваться языком, избегать ошибок в устной и письменной речи.

Разделы грамматики. Каждая полная научная грамматика представляет следующие отделы:

1) фонетику или учение о звуковой системе данного языка , заключающее в себе точное описание звуков и представление их взаимных отношений;

2) морфологию - учение о внешней форме языка , распадающееся на две части: а) словообразование (из корней, суффиксов и префиксов) и б) словоизменение, или флексия (склонение, спряжение); учение о морфеме как минимальной двухсторонней языковой единице;

3) синтаксис , или учение о сочетании слов в предложении и о сочетании предложений между собою .

В конечном счете, все языковые средства служат одной цели – осуществлению осмысленной коммуникации. Правила морфологии и синтаксиса органически переплетаются при функционировании языковой системы. Важно понять динамику их взаимодействия.

Грамматическое значение слова.

Слово – одна из основных единиц грамматики. В слове соединены его звуковая материя и его значения – лексическое и грамматическое.

Грамматическое и лексическое значения представляют собой два основных вида языковых значений.

Грамматическое значение - обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ и синтаксических конструкций, находящее в языке свое регулярное (стандартное) выражение, например, значение падежа имен существительных, времени глагола и т.п.

Грамматическое значение противопоставлено лексическому значению, которое лишено регулярного (стандартного) выражения и не обязательно имеет абстрагированный характер.

Критерии разграничения лексического и грамматического значений:

1. Л ексическое значение (далее – ЛЗ) вещественно, конкретно , а грамматическое значение (далее – ГЗ) – абстрактно, отвлеченно.

2. ЛЗ индивидуально для каждого слова (всегда ли это верно?), а ГЗ характерно для целой группы слов с разными ЛЗ, например, сущ-ые ед.ч.

3. ЛЗ остается одним и тем же во всех формах слова, ГЗ меняется в различных формах слова.

4. При изменении ЛЗ образуются новые слова, а при изменении ГЗ – новые формы слов.

Характерным признаком грамматического значения признается также стандартность, регулярность способа выражения . В большинстве случаев значения, традиционно относимые к грамматическим, действительно бывают непосредственно выражены при помощи достаточно регулярных и стандартных средств выражения.

Грамматическая формы и грамматические категории

Грамматическая форма – это такая форма слова, в котором грамматическое значение находит своё регулярное (стандартное) выражение . В пределах грамматической формы средствами выражения грамматических значений являются специальные грамматические показатели (формальные показатели).

Грамматические показатели можно объединить в типы, которые условно можно назвать грамматическими способами, средствами выражения грамматического значения.

Средства выражения грамматического значения

  1. Синтетические средства

1. Аффиксация состоит в использовании аффиксов для выражения грамматического значения: книг-у; чита-л-и; мәктәп-ләр. Аффиксы – это служебные морфемы.

2. Супплетивизм . Под супплетивизмом понимается выражение грамматического значения словом с другой основой: иду – шел (ГЗ прошедшего времени), человек – люди (ГЗ мн.ч.), мы – нас (ГЗ Р. или В.п), I – me , good – best .

В одну грамматическую пару объединяются разнокорневые слова. ЛЗ у них одно и то же, а различие служит для выражения ГЗ.

3. Редупликация (повтор) заключается в полном или частичном повторении частей слова для выражения грамматического значения. Так, в малайском языке orang – ‘ человек’ , orang-orang – ‘люди’ .

4. Чередование (внутренняя флексия) представляет собой использование изменения звукового состава корня для выражения грамматического значения: ‘избегать – избежать’; ‘собирать – собрать’; ‘sing – sang’.

  1. Аналитические средства –

ГЗ получают свое выражение вне основного слова, часто в других словах.

1. Служебные слова могут использоваться для выражения ГЗ: буду читать (буд. время), прочитал бы (усл. наклонение) .

Мы шли в кафе (В.п.). – Мы щли из кафе (Р.п.).

2. Порядок слов. Дом (И.п.) заслонил лес(В.п.). – Лес (И.п.) заслонил дом (В.п.).

Особенно важен, например, для изолирующих языков.

Материальное средство выражения грамматического значения не всегда является сегментным, т.е. состоящим из цепочки (линейной последовательности) фонем. Оно может быть суперсегментным, т.е. может накладываться на сегментную цепочку.

3. Ударение : рУки (И. и В. п. мн.ч.) – рукИ (Р.п. ед.ч.).

4. Интонация: Ты пойдешь! – Ты пойдешь?

Грамматическая категория – система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями . Необходимым признаком грамматической категории является единство значения и его выражения в системе грамматических форм как двусторонних языковых единиц.

Понятие грамматической категории тесно связано с понятием грамматического значения. В этом плане любая грамматическая категория представляет собой объединение двух или более грамматических значений. С другой стороны, известно, что каждое грамматическое значение имеет свой способ выражения или грамматическую форму (или же ряд форм).

Так, в современном английском языке многие существительные могут иметь грамматические значения единственного либо множественного числа: ‘book-books’, ‘ man - men ’. Каждая пара образует противопоставление двух грамматических форм, что связано с противопоставлением двух грамматических значений. Такое противопоставление двух или более рядов грамматических форм, связанное с различием двух или более грамматических значений, и представляет собой грамматическую категорию.

Так, в прилагательных русского языка мы различаем три формы: ‘ большой-большая-большое’ . Они выражают значения мужского, женского и среднего рода. Это даёт нам основание утверждать, что прилагательным русского языка свойственна грамматическая категория рода.

Грамматическая категория характеризуется категориальным признаком , например, обобщенное значение времени (напр. настоящее, пошедшее, будущее время), значение лица (1,2,3) и т.п.; такое обощенное значение объединяет значения отдельных грамматических форм, входящих в данную категорию.

Необходимым признаком грамматической категории является регулярная выраженность теми или иными формами . Грамматические значения, противопоставленные в рамках грамматической категории получают регулярные, стандартные способы выражения, формальные показатели . Если в данном языке нет стандартных, регулярных показателей какого-либо обобщенного значения, то нет и грамматической категории.

Грамматическое значение (план содержания) и формальный показатель этого значения (план выражения) образуют грамматический знак – грамматическую форму, граммему. Граммема – компонент грамматической категории, представляющий собой по своему значению видовое понятие по отношению к грамматической категории как родовому понятию .

Грамматическая категория - это система противопоставленных друг другу граммем . Граммема , как и грамматическая категория, представляет собой единство значения и способов его выражения . В структуре грамматической категории граммема представляет собой один из противопоставленных друг другу рядов грамматических форм, конституирующих грамматическую категорию. Так, грамматическая категория падежа в русском языке включает 6 граммем.

Граммема может обладать многозначностью.

Так, граммема множественного числа имен существительных в русском языке имеет значения: множество ‘ столы’, ‘деревья’; сорта ‘ масла’, ‘вина’; большое количество ‘ снега’, ‘пески’.

Грамматические категории подразделяются на:

а) словоизменительные – проявляются в процессе образовании форм данного слова (напр. падеж и число русских существительных, род и число французских прилагательных, наклонение и время глагола);

б) классификационные категории присущи данному слову во всех его формах и относят его к классу подобных слов.

Члены классификационных категорий представлены разными словами, например, категория рода имен существительных в русском языке ‘ стол’ – муж.род, ‘ парта’ женск.род., ‘ окно’ - средн. род.

Языки мира различаются по количеству и составу грамматических категорий. Каждый язык характеризуется своим набором грамматических категорий, граммем и грамматических способов выражения грамматического значения. При сопоставлении грамматического строя языков следует учитывать

следующие критерии:

Наличие/отсутствие соответствующей грамматической категории;

Число граммем грамматической категории;

Способы выражения грамматических значений данной грамматической категории;

Разряды слов, с которыми связана данная грамматическая категория.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3278. Определение грамматики 52.91 KB
Грамматики представляют собой наиболее распространенный класс описаний языков. При описании грамматики необходимо начать с определения алфавита языка, который задается как набор допустимых терминальных символов
3099. Транслирующие грамматики 9.61 KB
Символы выходного алфавита в Т-грамматике называют операционными символами. При записи Т-грамматики каждый операционный символ во избежание путаницы каким-либо образом выделяют. Будем заключать такой символ в прямоугольные скобки. Определение Т-грамматики для перевода инфиксных логических выражений в ПОЛИ...
1603. Предмет исследования теоретической грамматики. Грамматический строй английского языка 52.61 KB
Грамматические классы слов. Порядок слов. Для того чтобы построить высказывание выражающее некоторую мысль недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранный слова а точнее слова подбираемые говорящим по мере разворачивания речи должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса целенаправленно включённого в ситуацию общения.
10809. Место человечества в биосфере 32.43 KB
Место человечества в биосфере 1 Особенности популяции человека Необходимо отметить неотделимость человека от биосферы. Норму реакции человека в свою очередь определяет генотип который представляет собой наследственную программу развития. Приведенный пример влияния условий среды обитания на организм человека можно дополнить и более свежими примерами например акселерацией – массовым увеличением среднего роста людей возникшим после окончания второй мировой войны причем в самых различных регионах планеты. Помимо акселерации приспособление...
6911. Автоматизированное рабочее место (АРМ) 265.97 KB
Системы обработки данных СОД на базе концепции АРМ получили широкое развитие. Комплекс обеспечивающих и функциональных информационных технологий поддерживающих выполнение целей управленческого работника – лица принимающего решение ЛРП реализуется на основе автоматизированных рабочих мест АРМ. Под АРМ специалиста следует понимать его рабочее место оснащенное персональным компьютером и представляющее собой самостоятельный программно технический комплекс индивидуального или коллективного пользователя который...
14825. Роль и место ИМА в химической промышленности 360.68 KB
Альтернативой стандартным методам с точки зрения оперативного контроля а также с точки зрения дополнительного источника информации служат физикохимические методы анализа основанные на разделении хроматография и или последующем определении спектроскопия состава и строения как индивидуальных соединений нефтяного происхождения так и смесей к которым в частности относятся нефтяные фракции и нефтепродукты получаемые при переработке сырой нефти. Самым распространенным и основным методом...
19009. Рабочее место слесаря-сборщика 4.19 MB
В нынешнее время для обеспечения точности и времени контроля параметров сборки всё чаще используют приспособления с автоматическим и полуавтоматическим циклом. Для совершенствования и развития сборочных процессов сейчас создаются не только специализированные организации и предприятия но и привлекаются к работе передовые рабочие и рационализаторы. Организация рабочего места слесаря – сборщика Рабочее место слесаря-сборщика – это часть участка цеха с необходимым инструментами приспособлениями и оборудованием которые применяет бригада для...
7065. Автоматизированное рабочее место специалиста (АРМ) 8.94 KB
Автоматизированное рабочее место (АРМ) - это рабочее место специалиста, оснащенное персональным компьютером, программным обеспечением и совокупностью информационных ресурсов индивидуального или коллективного пользования, которые позволяют ему вести обработку данных
1843. Автоматизированное рабочее место секретаря кафедры 465.21 KB
Разработать программный продукт для кафедры ИТиАУПП, позволяющий автоматизировать рабочий процесс секретаря кафедры на протоколирование заседания кафедры. В рамках проекта реализовать полностью готовый продукт с разработанной сопроводительной документацией и руководством пользователя.
18100. Автоматизированное рабочее место менеджера гостиницы 1.44 MB
Изучить основные понятия АРМ, функции, классификации, свойства. Исследовать организационную структуру гостиничного хозяйства. Изучить основные положения менеджера и выявить должностные обязанности менеджера гостиницы. Разработать и внедрить программный продукт в указанной гостинице.

Термин грамматика обычно употребляется в двух значениях: 1) учение о строе языка; 2) строй, организация какого-л. языка. Под этим словом обычно понимают систему языковых норм и категорий, определяющих приемы и типы строения слов, словосочетаний, синтагм и предложений, а также раздел языкознания, исследующий эту систему. Грамматика изучает организацию языка, его основу, без которой не могут быть созданы новые слова, словосочетания и предложения. В грамматике выделяют два основных раздела – морфологию (грамматику слова) и синтаксис (грамматику словосочетания и предложения). Морфология изучает структуру значимых единиц языка, по протяженности не превышающих слова; минимальная единица морфологии – морфема , максимальная – словоформа , которая является вместе с тем минимальной единицей синтаксиса. Синтаксис изучает правила сочетаемости и порядок следования слов внутри предложения, а также общие свойства предложения как автономной коммуникативной единицы языка. Таким образом, порядок построения слов, словосочетаний, предложений и сложных синтаксических построений – высказываний – определяются совокупностью норм и правил, которые и принято называть грамматикой.

Таким образом, между отдельными разделами грамматики (словообразованием, морфологией и синтаксисом) нет непреодолимой границы, различные значения в языке могут быть выражены различными способами; и на это указывали многие выдающиеся ученые. Так, Ф.де Соссюр писал: «Отделяя морфологию от синтаксиса, ссылаются на то, что объектом этого последнего являются присущие языковым единицам функции, тогда как морфология рассматривает только их форму… Но это различение – обманчиво… формы и функции образуют целое, и затруднительно, чтобы не сказать невозможно, их разъединить. С лингвистической точки зрения у морфологии нет своего реального и самостоятельного объекта изучения; она не может составить отличной от синтаксиса дисциплины». (Ф.де Соссюр. Курс общей лингвистики. – М., 1933. – с. 130).

Грамматика представляет собой сложно организованную систему, части которой находятся в сложном взаимодействии и переплетении, так что отнесение грамматических явлений к какому-либо из разделов часто является условным. В силу этого в настоящее время существует несколько грамматических учений, определяющих различные подходы к описанию грамматических явлений. Так, таксономическая, или формальная грамматика имеет давние традиции, поэтому ее часто называют традиционной. Ее истоки следует искать в трудах древнеиндийских филологов, древнегреческих философов. Позднее эти традиции были продолжены в трудах европейских ученых Средних веков, эпохи Возрождения и Просвещения. Именно эта грамматика является объектом изучения в школе и вузе. Основной принцип описания языка, положенный в основу такой грамматики – это описание от формы к значению. Так, регулярное изменение окончаний у имен позволило выделить категории числа, падежа и рода, а регулярное изменение окончаний у глаголов – категории спряжения, лица и числа. Формальной грамматике противопоставлена грамматика функциональная, ведущая описание от значения к форме. Как направление научной мысли функциональная грамматика появляется лишь к середине ХХ века, она является относительно молодой наукой, поэтому основные концепции и подходы к интерпретации различных языковых явлений в ней только складываются. Наиболее плодотворным в рамках этого направления является структурно-семантический подход к интерпретации языковых явлений. Так, если формальная грамматика описывает, с помощью каких аффиксов выражается то или иное время различными глагольными основами и окончаниями (ср. пишу – напишу – буду писать – писал – написал), то функциональная грамматика описывает, с помощью каких единиц языка может выражаться значение времени (ср. пишу – напишу – буду писать – писал – написал – пишу завтра – сегодня мне не пишется – закончу писать вечером и под.). Предметом изучения функциональной грамматики являются функционально-семантические категории языка, объектом изучения – способы выражения этих категорий в речи. Наиболее известные представители этого направления – А.В. Бондарко, Т.В. Булыгина, Ю.С. Маслов, М.А. Шелякин и другие, создавшие многотомное исследование «Теория функциональной грамматики».

Еще одно грамматическое направление – генеративная грамматика, представители которого попытались свести все многообразие конструкций какого-либо языка к нескольким моделям. Ярким примером такого направления явились работы Ч.Филмора, который попытался обобщить все многообразие падежных форм и значений, представленных в различных языках к определенной системе инвариантов.

В традиционной грамматике выделяют три части: 1) учение и слове и его формах; 2) учение о словосочетании и его типах; 3) учение о предложении и его типах. Соответственно грамматика обычно членится на два больших раздела: морфологию и синтаксис. Вопрос о границах грамматики издавна вызывает споры ученых. Так, на протяжении последнего столетия неоднократно проводились дискуссии, в которых участвовали представители «узкого» понимания предмета грамматики, считавшие, что к грамматической сфере относится только «формальный каркас» языка, и представители «широкого» направления, считавшие, что формулировка грамматических значений невозможна без обращения к словарному составу языка. Наиболее ярким представителем узкого понимания грамматики был Л.В. Щерба, сторонниками широкого направления – А.А. Потебня, Н.И. Мещанинов. В.В. Виноградов так сформулировал свое отношение к этому вопросу: «Представляется более целесообразным при изложении грамматики современного русского языка группировать грамматические факты исходя из грамматического изучения основных понятий и категорий языка, определяющих связи элементов и их функции в строе языка. А такими центральными понятиями являются понятия слова и предложения» (Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – М., 1972. – с. 12).

Споры о том, должна ли входить лексикология в грамматику языка, обусловлены тем, что в его значении тщательным образом переплетается лексическое и грамматическое. Чтобы ясно представлять себе отличия между грамматическим и лексическим значением, следует привести в пример фразу, составленную Л.В. Щербой: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка . В данной фразе не все значимые части слова имеют значение, из нее мы можем понять лишь то, что «некая куздра совершила какое-то однократное действие определенной степени интенсивности в отношении некоего бокра и совершает многократные действия в отношении маленького бокра, который предположительно может явиться детенышем бокра». Все сведения, которые мы почерпнули из этой фразы, основаны на вычленении и интерпретаци соответствующих грамматических значений. Так, о куздре мы можем сказать, что это существо женского пола, одушевленное, о чем говорят окончания женского рода, а также способность сочетаться с глаголами конкретного действия (куздра будланула и кудрячит ); об одушевленности бокра свидетельствует окончание –а и беспредложная постпозиция по отношению к глаголу, указывающая на то, что глагол переходный, то же следует сказать и о словосочетании кудрячит бокренка ; однако на возможные родственные отношения бокра и бокренка указывает все же общая корневая морфема. И все же данная фраза весьма специфична, так как не несет никакой конкретной информации, все, что мы смогли понять в ней, основано на грамматической абстракции. Однако грамматическое не всегда может быть реализовано в реальном высказывании, так, можно сказать дни бегут, день пробежал , но нельзя сказать день бежит ; можно сказать свежий хлеб , но нельзя сказать свежие хлеба ; можно сказать сегодня мне не пишется , но нельзя сказать сегодня мне не гуляется ; можно сказать болтать без перерыва , но нельзя сказать сболтнуть без перерыва и т.д. Дело в том, что лексическое и грамматическое всегда взаимодействуют, иногда дополняя, а иногда и ограничивая друг друга. Так, не от каждого имени существительного можно образовать форму множественного числа без изменения его значения (сравните: На улице страшный холод и Наступили холода ; Лежать на песке и Оазис в песках ); не от каждого качественного прилагательного можно образовать формы сравнительной степени: красивый- красивее, большой – больше , но слепой, босой, светский . Грамматическое часто зависит от неграмматического, к последнему следует отнести лексико-семантические и историко-этимологические явления, которые по-разному проявляются в речи и трансформируют функцию и значение грамматической формы.

Круг грамматических значений чрезвычайно широк и разнообразен; так, толкование известной фразы Л.В. Щербы возможно лишь на основе различных грамматических значений. Общее свойство всех грамматических значений – регулярность и материальная выраженность. Так, значение рода (женский) у слова куздра выражено не только окончанием –А, но и окончаниями прилагательного глок-АЯ , глагола будланул-А; если рассматривать полнозначные слова, то в следующих парах: пушистая кошка и известная певица ; пушистая кофта и полная пепельница – отношения рода будут выражены не только соответствующими окончаниями. Так, у слов кошка и певица значения рода входят в лексическое значение этих слов в составе следующей семы ‘лицо женского пола’; у слова кофта это значение выражено лишь в соответствующих окончаниях; а у слов певица и пепельница оно косвенно представлено и в соответствующем суффиксе, который в русском языке образует только существительные женского рода. В данном случае мы должны признать, что грамматические значения, как и морфемы, выражающие их, различны по качеству и свойствам. Так, окончания слов куздра, кошка, кофта, певица, пепельница указывают на то, что все эти слова относятся к женскому роду, а также на форму именительного падежа единственного числа; окончания соответствующих прилагательных – АЯ, помимо указания на те же категории, сигнализируют о том, что данные слова определяют соответствующие существительные, связаны с ними синтаксически; морфема –ИЦ- в слове певица противопоставляет его слову певец, и имеет конкретное значение ‘существо женского пола’, у слова пепельница следует выделить морфему -НИЦ-, которая обозначает ‘вместилище для чего-л.’, сравните конфетница, пудреница, перечница . Таким образом, единицы грамматического уровня – морфемы – могут 1) характеризовать словоформу и указывать на синтаксические связи слов в словосочетании и предложении; 2) иметь самостоятельное неграмматическое значение и создавать новое слово.

Морфемы, с помощью которых создаются новые слова изучаются в разделах Словообразование и Морфемика; морфемы, с помощью которых различаются формы одного слова и которые служат для связи слов, изучаются в разделе Морфология. Следовательно, морфемы в русском языке обладают различными свойствами и качествами; так как они способны выражать деривационные и реляционные отношения . Деривация (от лат. derivatio – отведение, образование) – принятое в лингвистике понятие, обозначающее производность , которая может быть словообразовательной: дом – домик, медведь – медвежонок, белый – белизна – белеть – бело ; и семантической: ледяной дом – ледяной холод – ледяной взгляд . Реляция (от лат. relatio –отношение) – понятие, используемое для обозначения отношения обусловленности, связанности; чаще всего под реляционными отношениями понимают синтаксические, так в словосочетании ледянОЙ дом морфема –ОЙ выражает синтаксическую зависимость прилагательного от существительного, в словосочетании читать ребенкУ книгУ две различные морфемы –У выражают различные виды зависимости существительных от глагола. Деривационные отношения в русском языке выражаются с помощью словообразовательных аффиксов, изменения значения слова в определенном контексте (т.е. синтаксической позиции). Реляционные значения выражаются с помощью словоизменительных аффиксов, позиции в предложении и служебных слов.

Под лексической деривацией следует понимать образование новых слов, под семантической – новых значений; образование различных словоформ следует признать одной из разновидностей синтаксической деривации, которая служит для выражения реляционных отношений. В процессе деривации происходит изменение формы (структуры) и семантики единицы, оно осуществляется благодаря соединению морфем, корневой и аффиксальной. Способы деривации, при которых происходит изменение формы единицы языка, называются грамматическими. Наиболее распространенными способами грамматической деривации являются словообразовательная и словоизменительная.

Словообразовательная деривация направлена на создание новых слов. Все слова русского, английского или немецкого языков состоят из морфем: слово может состоять из одной морфемы – такси, между, около, ведь ; двух морфем – вод-а, пол-е, бел-ый, горяч-о, пиш-у ; трех морфем: вод-иц-а, пол-ев-ой, бел-и-ть, по-горяч-ее, пиш-ущ-ий ; четырех морфем: под-вод-н-ый, пол-ев-к-а, по-бел-и-ть, наи-горяч-ейш-ий, на-пис-а-ть ; пяти морфем: полн-о-вод-н-ый, по-бел-и-вш-ий, на-пис-а-л-а ; шести, семи, восьми и более морфем: пыл-е-влаг-о-не-прониц-а-ем-ый, вод-о-от-талк-ива-ющ-ий, не-про-из-нос-им-ый, вод-о-гряз-е-лечеб-ниц-а, дом-о-строи-тель-н-ый . Однако есть языки, например, китайский, где границы слова и морфемы равны, в этих языках отсутствуют морфемы, выражающие грамматические значения – суффиксы, флексии и другие. Функция корневой морфемы (корня) – служить носителем определенного лексического значения; функции аффиксов – выражать словообразовательные либо словоизменительные отношения. Основными видами аффиксов считаются: префикс (приставка), суффикс, постфикс и окончание.

Префиксом называют аффикс, стоящий перед корнем; в европейских языках префиксы в большинстве случаев служат для образования новых слов: читать - прочитать, школьный – пришкольный, stehen - verstehen . В ряде случаев, весьма нерегулярно с помощью префиксов могут образовываться формы сравнительной степени прилагательных: горячее – погорячее – наигорячейший , однако большинство исследователей считает, что подобные случаи не являются словоизменительными и относят их к сфере субъективно-оценочного словообразования. Есть языки, которые не используют префиксов (тюркские, угро-финские), а вся система грамматических значений выражается суффиксами, стоящими после корня

Суффиксом называют аффикс, стоящий после корня. В русском языке есть суффиксы, образующие новые слова (печ-ник, красн-е-ть, светл-о ), и суффиксы, образующие формы слова (красне-л, красне-ющ-ий, красн-ее ). Постфиксом называют аффикс, стоящий в самом конце словоформы, иногда даже после окончания. Самым распространенным постфиксом в русском языке является –СЯ; он может служить для выражения словообразовательных отношений: мучить – мучиться , и словоизменительных отношений: строит – строится . Флексией (окончанием) называют аффикс, который присоединяется к основе слова и имеет только словоизменительное значение: пою- поешь – поет; большой – большого – большому – большая ; флексии представлены не во всех языках.

Выделяют еще и нулевые аффиксы, которыми называют значимое отсутствие аффикса, противопоставленное материально выраженным аффиксам в других формах. Различают нулевые суффиксы – берег0 – берегла – берегли; прекрасен0 –прекрасна – прекрасны ; и нулевые окончания – стол0 – стола – столы – столах .

К грамматическим способам словоизменения помимо аффиксации относят супплетивизм , под которым понимают образование форм от различных корней: хорошо – лучше, человек – люди, был – буду, я- меня – мне. Внутренняя флексия – чередование гласного в корне, имеющее грамматическое значение, также относится к способам словоизменения и словообразования (брать – беру, звать – зову, петь – пою; нести – ноша – носить, звонить – звенеть; singen – sang - gesungen). Иногда в словоизменении используются служебные слова, так в русском языке формы будущего времени от глаголов несовершенного вида образуются аналитически, с помощью глагола буду – будешь – будет и под., аналитическая форма сравнительной степени прилагательных образуется с помощью слова более (более красивый, более молодой) .

Кроме префиксов и суффиксов в языках мира встречаются интерфиксы служебные морфемы, не имеющие своего собственного значения и служащие для связи корней в сложных словах: лобОтряс, AlerSheim; конфиксы – комбинации из двух аффиксов – префикса и суффикса – которые присоединяются одновременно и могут выражать как грамматическое значение: нем. loben – gelobt, singen – gesungen, так и словообразовательное значение: рус. – названивать, прохаживаться ; инфиксы – аффиксы, вставляемые в середину корня, обычно они, как и внутренняя флексия, служат образованию форм слова: лат. vinco (я побеждаю)- vici (я победил); праслав. leg-ti (лечь) – lengQ (лягу). Трансфиксами мы называем такую разновидность инфиксов, которые, разрывая корень, состоящий из одних согласных, являются определенной прослойкой гласных среди согласных, выражая тем самым определенное грамматическое значение: в арабском корень КТБ выражает идею письма, а в сочетании с различными гласными КаТаБа – написал, КуТиБа – был написан, уКТуБ – пиши и т.д. Такой способ грамматической организации характерен для всех семитских языков.

Словоизменение частей речи в русском языке в большинстве случаев является флективным, так как все другие способы (суффиксы, постфиксы, внутренняя флексия, супплетивизм) редко выступают самостоятельно, чаще всего они дополняют окончание. Вследствие этого русский язык принято относить к флективным языкам синтетического типа. Для всех флективных языков характерна кумуляция , или фузия , под которой понимают совмещение в одном словоизменительном аффиксе нескольких граммем. Так, окончания русских существительных и прилагательных совмещают в себе значения рода, числа и падежа; окончания спрягаемых форм глагола совмещают значения лица и числа. Для словоизменительных аффиксов в языках флективного типа, или фузионного типа, также характерна омосемия – наличие ряда параллельных аффиксов для выражения одного и того же значения (родительный множественного в русском языке может выражаться окончаниями -ов, -ев, -ей и 0: столов, стульев, друзей, граждан0 – и использование нулевых аффиксов. Флективные языки противопоставлены агглютинативным по способу соединения аффиксов в языке; так флективным языкам свойственно фузионное скрепление морфем, которое характеризуется взаимным наложением и приспособлением морфем друг к другу, возникающими при этом чередованиями. Так, при склонении существительных с твердой основой твердый согласный чередуется с мягким – стол – на стол’е, вода – вод’е ; при образовании форм сравнительной степени происходит чередование к/ч, д/ж, г/ж и др.: молодой – моложе, громкий – громче, строгий – строже ; также регулярные чередования происходят при спряжении глаголов: пустить – пущу, писать – пишу, любить – люблю, пеку- печешь, лягу – ляжешь . Для агглютинативных языков характерно простое “склеивание” однозначных аффиксов, такая грамматическая организация свойственна тюркским и угро-финским языкам; для аналитических языков характерно выражение грамматических значений с помощью служебных слов или порядка следования слов в предложении, такой способ выражения грамматических значений отчасти свойствен английскому языку.