Обычаи и праздники ительменов. Ительмены Где живут ительмены

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~


Общие сведения

ИТЕЛЬМ‘ЕНЫ, ительмень, итэнмьи (самоназвание, буквально "тот, кто существует", "местный житель", "житель, живущий здесь"), народ в России (2,5 тыс. человек), компактно проживают на востоке полуострова Камчатка (Тигильский район Корякского автономного округа; 1179 человек) и в Магаданской области (509 человек).

В конце XVII века ительменов было около 13 тысяч человек. За двести с лишним лет численность ительменов резко уменьшилась. Резкий процесс обрусения привёл к тому, что в конце 18 века Ительменов-камчадалов (как называли их русские) насчитывалось около 3 тыс. человек, представлявших собой субэтнос русского народа. В 20 веке, особенно в последние годы, растёт этническое самосознание Ительменов (интерес к языку, культуре, традиционному быту), возрастает их численность - в 1959-89 с 1,1 до 2,5 тыс. человек. По данным переписи 2010 года, в России их всего 3 тыс. 193 человека. По данным Переписи населения 2002 года численность ительменов, проживающих на территории России, составляет 3 тысячи человек.

Раньше их называли камчадалами, теперь ительменами. Говорят на ительменском языке (устаревшее название - камчадальский язык) чукотско-камчатской семьи. В 1989 году ительменский язык считали родным около 20 % ительменов. Языком владеют лишь лица старше 50 лет. В последние годы предпринимаются попытки по его возрождению. На основе русской графики разработан ительменский алфавит, изданы буквари, учебники, русско-ительменский и ительменско-русский словари. Диалекты: напанский, седанкинский, сопочновский, хайрюзовский. Распространён также русский язык, который большинство Ительменов считает родным.

Традиционное занятие - рыболовство (главным образом лососёвые). Орудиями лова служили крючки, сети. Рыбу заготовляли впрок в виде юколы или заквашивали в ямах. Существенное значение имели охота на пушного (главным образом соболь) и морского (тюлень, котик, киты) зверя, собирательство. Ительмены употребляли орудия из камня, кости, рога и дерева. Ительмены знали гончарство.


Средствами передвижения служили долблёные лодки, собачьи упряжки, скользящие лыжи, на охоте чаще использовали ступательные лыжи-ракетки.

В последние десятилетия хозяйственный комплекс Ительменов существенно изменился. Исчез как отрасль хозяйства морской зверобойный промысел, утратили былое значение сухопутная охота и собирательство. Главное занятие Ительменов - рыболовство превратилось в высокотоварную, технически оснащённую отрасль производства. Однако большинство занятых в этой отрасли предпочитают традиционный сетной промысел. В современной структуре занятости Ительменов преобладают новые занятия: животноводство, строительство, промышленная рыбообработка, значительная часть работает в системе народного образования, в здравоохранении и др. Около 40% Ительменов - городские жители.

Жили оседло большими посёлками. Жилище зимой - полуземлянка (число жителей доходило до 100 человек) с входом через дымовое отверстие в крыше, летом - свайный шалаш пирамидальной формы (для отдельной семьи). Огонь добывали с помощью деревянного сверла. Пищу варили в деревянных корытах, куда бросали раскалённые камни. Ительмены знали гончарство.

Носили Ительмены глухую меховую одежду из шкур оленей, собак, морских животных и птиц: женщины - комбинезоны - рубахи, соединённые с просторными шароварами, мужчины - кухлянки и меховые штаны, заправлявшиеся в унты. Обработкой материала, изготовлением одежды и обуви занимались женщины.


Верующие - православные. Обращены в православие в середине 18 века. Традиционные верования связаны с поклонением духам-хозяевам. Традиционные верования ительменов (анимизм, тотемизм, фетишизм) связаны с поклонением духам - хозяевам земли, неба, воды. По представлениям ительменов, все предметы и явления природы наделены духами, которые живут собственной жизнью. Степень почитания тех или иных духов находится в прямой зависимости от степени их предполагаемого влияния на материальное благополучие человека.

Особенно почитался у ительменов хозяин моря Митг, дающий основной продукт питания - рыбу. Ительменам была чужда идея единого бога. Создателем камчатской земли и своим первопредком ительмены считают ворона Кутху.
Практиковался и шаманизм, но ительменские шаманы не имели обрядовой одежды и бубнов. В роли шаманов обычно выступали женщины. С середины XVII века ительмены приняли христианство.

Уже в первой четверти XIX века путешественники отметили в камчадальских (ительменских) селениях православные кладбища. Тогда же установилась традиция при крещении давать детям русские имена. Ительмены числились прихожанами камчатских церквей, и первые русские фамилии получили по фамилиям духовенства и служилых.

В фольклоре ительменов особо выделяются сказания о вороне Кутхе. Большинство этих мифологических историй было записано в начале XX века русским этнографом Владимиром Ильичем Иохельсоном (1855 - 1937).

Наиболее развитые виды прикладного искусства - вышивка, плетение из травы и кожаных ремешков, аппликация из меха, резьба по кости и дереву, тиснение по бересте. Развитое танцевальное искусство.

В.А. Тураев



Очерки

Ительмены живут здесь - на Камчатке

Что мы знаем о бродячих охотниках-рыболовах? Пожалуй, что ничего. О бродячих цирковых артистах что-то, конечно, знаем. Но вот про бродячих охотников-рыболовов мы ничего не слышали. Даже не ведаем, есть ли они на белом свете.

Вообще-то есть. Это ительмены. Между прочим, целый народ. Коренное население полуострова Камчатка. Говорят ительмены на ительменском языке, который принято относить к чукотско-камчатской семье языков. Раньше их называли камчадалами, теперь ительменами.

В конце XVII века ительмены занимали центральную часть полуострова Камчатки. Северной границей их расселения на западном побережье была река Тигиль, на восточном - река Ука. На юге поселения ительменов тянулись до самой оконечности полуострова. Общая их численность в конце XVII века составляла 12-13 тысяч человек. За двести с лишним лет ительменов стало резко меньше. По данным переписи 2002 года, в России их всего 3180 человек.

Живут ительмены преимущественно в Тигильском районе Корякского автономного округа. Здесь почти половина всех ительменов. Они сосредоточены в четырех селах района, а также в административном центре Корякского автономного округа - поселке Палана. Однако преобладающей частью населения они являются только в селе Ковран. Небольшие группы ительменов живут и в других населенных пунктах Камчатки, в том числе в Петропавловске-Камчатском.


Их прародитель - Кутха

Главным героем большого свода мифов и легенд ительменов является ворон Кутх, или Кутха. Он - создатель Камчатской земли и прародитель всего ительменского народа. Приключения Кутхи невероятно разнообразны и воспринимаются ительменами, как само течение жизни, имеющее особую значимость именно благодаря своей бесконечности и цикличности. Приключения Кутхи - это сказки-легенды в режиме нон-стоп.

Прочитаем одну из ительменских сказок-легенд. В ней как раз фигурирует вездесущий герой-ворон по имени Кутха, он же охотник-рыболов.

Давным-давно жили-были Кутха с женой. Однажды Кутха взял удочки и пошел к морю за рыбой. Пришел к морю, принялся удить рыбу.

Много наловил. Маленьких рыбок выбрасывал, а больших выбирал себе. Самых крупных рыб запряг и сразу же поехал домой.

Дорогой обещал рыбам:

Ну, рыбы, везите меня хорошенько, тогда я вас досыта кормить буду: на каждой стоянке буду давать по пластине юколы (вяленой рыбы).

Дома жена Кутхи Мити приготовила толкушу, чтобы кормить рыб-собак. Кутха положил в нарту толкушу и снова отправился в путь.

Ехал очень быстро. Приехали в березняк; собаки-рыбы остановились и сразу запросили:

Ну, Кутха, корми нас!

И Кутха сказал:

Еще немного повезите!

Собаки-рыбы опять быстро помчались. Кутха от удовольствия даже засмеялся.

Спустились в низину. Собаки-рыбы опять остановились и сказали:

Ну-ка, Кутха, покорми нас!

Кутха опять ответил:

Еще немного повезите, тогда накормлю!

Собаки-рыбы тут рассердились, рванулись и понеслись прямо к морю.

Кутха испугался и начал кричать:

Горбуши, горбуши, горбуши! Остановитесь! Теперь, правда, дам вам толкуши!

Собаки-рыбы тащили нарту вперед.

Кутха, почуяв беду, хотел соскочить, да зацепился ногой за нарту. Рыбы примчались к морю и с разбегу вскочили в воду.

Кутха чуть не утонул. Едва выбрался.

Вот такая поучительная сказочка. Нечего испытывать терпение собак-рыб.


Почитание хозяев моря и лесных обитателей

От сказки, в которой много юмора, переходим к более серьезным вопросам. Сколько картин мира у ительменов? По крайней мере, две. Традиционная - основана на анимизме: на вере в подземный загробный мир, добрых и злых духов. И на тотемизме — вере в родство с тем или иным животным, почитании хозяев моря и лесных обитателей.

По представлениям ительменов, все предметы и явления природы наделены духами, которые живут собственной жизнью. Степень почитания тех или иных духов находилась в прямой зависимости от степени их предполагаемого влияния на материальное благополучие человека.

Особо почитали дух моря Митг, дающего основной продукт питания - рыбу; в честь него устраивали праздник очищения в ноябре. Мир ительмены считали вечным, души - бессмертными.

Огромную роль в жизни ительменов играли всякого рода поверья и приметы: так, весной нельзя разбирать старые дома и балаганы, в которых много юкольной моли, последнюю боится рыба и может уйти из реки. Категорически запрещалось спасать утопающего или засыпанного снежной лавиной, так как считалось, что тем самым лишаются желаемой пищи духи воды и гор.

Существовал у ительменов и шаманизм, хотя шаманы не имели обрядовой одежды и атрибутов. В роли шаманов обычно выступали женщины.

Есть у ительменов и другая картина мира. После обращения ительменов в 1740-1747 годах в христианство у них стали распространяться православные обряды — крещение, венчание, отпевание. Уже в первой четверти XIX века путешественники отметили в камчадальских селениях православные кладбища. Тогда же установилась традиция при крещении давать детям русские имена. Ительмены числились прихожанами камчатских церквей, и первые русские фамилии получили по фамилиям духовенства и служилых.


Корякское радио учит родному языку

Очень больной вопрос для ительменов — угасание родного языка. В 1989 году ительменский язык считали родным около 20 % ительменов. Языком владеют лишь лица старше 50 лет. В последние годы предпринимаются попытки по его возрождению. На основе русской графики разработан ительменский алфавит, изданы буквари, учебники, русско-ительменский и ительменско-русский словари. В школах сел Хайрюзово, Ковран, Седанка и Тигиль ведется преподавание на ительменском языке с учетом диалектных особенностей этих сел. Кадры учителей ительменского языка готовят в педагогическом училище Паланы, в РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге. Корякское окружное радио ведет передачи на ительменском языке.

Современные ительмены — устойчивая самобытная общность с высоким уровнем этнического самосознания. Они проявляют большой интерес к своей истории, к творческому осмыслению культурного опыта предшествующих поколений. Центром возрождения является село Ковран. Здесь действует фольклорный хореографический ансамбль «Эльвель», известный далеко за пределами округа и России.

В сентябре ежегодно проходит праздник очищения «Алхалалалай», на который собираются ительмены со всех уголков Камчатки, многочисленные гости из различных городов России и даже из-за рубежа.

Отдавая дань уважения своим предкам, ительмены и гости праздника совершают восхождение на легендарную гору Эльвель.

По обычаю, во время церемоний устанавливаются жертвенные фигуры Хантай, Нустахчах, Ажушак, изготовленные местными ремесленниками. Состоящий из многочисленных обрядов и семейных конкурсов, древний праздник, как и в прошлом, служит форумом, объединяющим коренных жителей.

Праздник «Алхалалалай» длится несколько суток. Он стартует во второй неделе сентября. И непременно в период полнолуния. В его программу входят различного рода состязания.

Женская половина села любит конкурс «Мимсх» («Лучшая хозяйка»), в котором можно проявить знания по кулинарии, краеведению, исполнить родовую мелодию на родном языке.

Мужчины соревнуются на реке: кто лучше поставит запоры, чиручи, кто скорее и качественнее обработает морского зверя, пойманную рыбу. Неизменно красочным является конкурс «Дары страны Кутха» на лучшее ительменское блюдо. Тут уж действительно глаза разбегаются. На огромных столах появляются сотни солений, выпечек, наливок, искусно оформленных и сделанных по традиционным рецептам.

Не остаются в стороне и дети. Они наравне со взрослыми ительменами участвуют в выставках прикладного искусства, заранее оформляют свои рисунки.


Жаркий костер на площади

Но ключевым моментом празднества является, конечно обряд очищения. Это — целое магическое действо, в которое вовлечены все присутствующие. Жаркий костер в центре Балаганной площади становится как бы центральной точкой, вокруг которой движется бесконечная цепочка взявшихся за руки людей.

И вот какой-то музыкант ударяет в бубен. Ему отвечают десятки других бубнистов. Артисты ансамбля «Эльвель» начинают действо. Ритуальные сюжеты сменяются современными фольклорными постановками. Сила и эмоциональная энергия танцоров действуют лучше любой команды. Темп нарастает, все жарче разгорается пламя. Вокруг почти не остается зрителей. Все пляшут, ликуют, шумят.

Внезапно пляска приостанавливается. Расступаются люди, давая дорогу безмолвному шествию. Нового деревянного идола, олицетворяющего мелькнувший в бездне времен еще один «Алхалалалай», торжественно доставляют на площадь и устанавливают в один ряд с его предшественниками. Их теперь не меньше полутора десятка.

Потом начинается самое важное. Огромное кольцо, сплетенное из веток березы, всплывает над поляной. И каждый, волнуясь, проходит сквозь него. Каждый возносит руки к небу и радостно, облегченно восклицает: «Алхалалалай!»

А в девять вечера тут же у костра стартует танцевальный марафон. Пары-добровольцы пускаются в пляс, рассчитывая победить и уж, конечно, перекрыть прежние рекорды. Условия этого состязания непросты: ноги у танцоров — полусогнутые, отдых — три минуты медленных движений ежечасно. Разрешено пить воду и -
целоваться. Вот такой невероятный марафон. Если идет дождь, то и он не останавливает соревнующихся.


И опять вездесущий ворон

А как поживает наш вездесущий ворон Кутха? Он опять ввязался в какую-то историю? Пожалуй, пора прочитать еще одну сказку из его бесконечной жизни. На этот раз ворон Кутха выступает в роли положительного героя. И в сказке он появляется не сразу, а где-то в середине…

Жило много гусей. Летом все они вывели птенцов. Их дети очень быстро стали расти. Один только гусеночек долго не может вырасти. Его друзья уже большими стали, начали летать. Он же не может летать, у него нет перьев на теле, нет крыльев.

Его мать и отец сильно беспокоятся, ведь приближается время улетать в теплые места. Его товарищи уже сами добывают еду, а его все еще отец и мать кормят.

Все гуси стали собираться в полет, а у него все еще нет крыльев. Однажды утром все гуси собрались и начали думать, как лучше лететь. Самый старший гусь сказал:

Все завтра полетите.

Так и сделали. На следующий день все гуси начали собираться в дорогу. Отцы и матери собрали своих детей и начали поучать, как надо лететь, чтобы в дороге не отставать.

Все гуси веселы, только отец и мать бескрылого гусенка горько плачут. Их ведь дитя остается, нет у него крылышек.

Вы летите, - говорит гусенок, - зачем из-за меня здесь мерзнуть будете. Вот все гуси поднялись, полетели, только родители бескрылого гуся остались.

Ну, летите, меня не жалейте.

Поднялись гуси. Их же гусенок в озерке плавает и поет:

У меня нет крыльев, у меня нет папы, у меня нет мамы.

Услышали родители эту песенку своего гусенка и вернулись.

Зачем вернулись? Летите, а то отстанете от товарищей из-за меня.

Опять полетели они, и снова гусенок начал петь ту же песенку.

Опять родители вернулись. С трудом они оставили своего гусенка.

Так и остался гусенок один на озерке. Плавает он по озерку и поет:

У меня нет крыльев, у меня нет мамы, у меня нет папы.

Пел гусенок так громко, что его услышала лисица.

Подошла к озерку и говорит:

Иди ко мне, гусеночек, я тебя воспитаю.

Нет, я не пойду к тебе, если даже замерзну. Все равно ты меня съешь.

Ничего я не сделаю с тобой, ты же мой племянник.

Как ни уговаривала лисица гусенка, он не послушал ее. Лисица очень рассердилась и сказала:

Все равно озеро замерзнет, и я тебя поймаю и съем.

И стала лисица ждать, когда озерко замерзнет. Вот уже совсем маленьким озерко стало. Лисица радуется.

Однажды услышал песню гусенка ворон Кутха. Пришел он к озеру и спрашивает:

Почему ты здесь плаваешь, почему не улетел с товарищами?

Все рассказал ему гусенок: что у него нет крыльев, что его хочет съесть лисица. Жалко стало Кутхе гусенка, и взял он его домой.

И начал гусенок жить у Кутхи. Очень быстро стал он расти. Зимой у него выросли крылья. Весной же, когда потеплело, стал он играть возле дома.

Однажды утром гусенок проснулся и услышал летящих родителей. Обрадовался гусенок и сказал Кутхе:

Я полечу родителей встречать.

И полетел.

Встретил он родителей и стал вместе с ними жить.

А Кутху они никогда не забывали.


Остается только добавить, что ворон Кутха - уникальный мифологический герой. Он встречается в мифологии многих народов Аляски и Камчатки. Наряду с чертами плута, который любит помухлевать, схитрить, обмануть, он соединяет в себе достойные уважения черты демиурга, культурного героя и первопредка. Как говорится, всего хватает в его характере и поведении: и плюсов, и минусов.

Интересна и этимология слова «ительмен» - это житель, живущий здесь.

Ительмены
Современное самоназвание итәнмән
Численность и ареал
Всего: ▼ 3093 (2010 г.)
Язык русский , ительменский
Религия православие , шаманизм
Родственные народы чукчи , коряки , кереки , алюторцы , камчадалы

Ительмены — один из древнейших, но, к сожалению, малочисленных народов Севера. Анализ археологических раскопок на Камчатке показал, что самым ранним памятникам ительменской культуры 5200 лет.

Самоназвание «ительмен», производное от «итэнмэн» (живущий), было впервые зафиксировано российскими исследователями Камчатки, участниками Второй камчатской экспедиции 1733 — 1743 гг. Г.В. Стеллером и С.П. Крашенинниковым.

Наиболее обоснованные сведения о численности ительменов в конце XVII-XVIII вв. дал Б.О. Долгих. Он использовал материалы ясачных книг и пришел к выводу, что в 1697 г. численность ительменов равнялась 12 680 чел., а в 1738 г. — 8448 чел. Основными причинами уменьшения их численности являлись завезенные заразные болезни (оспа, «гнилая горячка» и так далее), колониальная политика царизма и процесс ассимиляции ительменов с русскими.

Ученые называют их «русскими индейцами». Причем, они - индейцы настоящие, а не «киношные». Доказано, что у них близкие родственные корни с индейцами племени тлинкитов, которые и сегодня живут на Аляске. Много общего у ительменов и с другим известным индейским племенем - навахо. Например, общий бог - ворон Кутх, творец земли и всего живого на ней, который является верховным божеством у многих северных народов.

В конце 17 в. ительмены занимали центральную часть полуострова Камчатки. Северной границей их расселения на западном побережье была р.Тигиль, на восточном — р.Ука. На юге поселения ительменов тянулись до самой оконечности полуострова. С вхождением Камчатки в состав Российского государства большинство территориальных групп ительменов оказалось в зоне интенсивных контактов с русскими. В результате военных столкновений с казаками, межплеменной вражды, эпидемий их численность быстро сокращалась. Внутренняя раздробленность народа, преобладание локального самосознания способствовали ассимилятивным процессам. Со второй половины 19 в. процесс ассимиляции еще более ускорился. Особенно интенсивно он шел в долине р. Камчатки. Медленнее проходила ассимиляция ительменов на западном побережье полуострова. К середине 19 в. они сохранили родной язык, многие элементы традиционной культуры. В качестве ительменов они и были зафиксированы (825 человек) переписью 1926/27 г.

Формирование ительменов связано с мезолитической культурой бродячих охотников-рыболовов, которая характерна для весьма обширной территории. Истоки этой культуры восходят к районам восточной Монголии, откуда она распространилась позднее на значительную часть восточной Сибири и северо-восточной Азии. В раннем неолите на северо-востоке Азии начинают формироваться местные региональные культуры. Одна из них — тарьинская охватывала центральную и южную часть Камчатки. Большинство исследователей склонны считать, что ее носителями и были древние ительмены. Но кроме местных, камчатских корней ительмены имеют и другие генетические истоки. Многие культурные особенности ительменов несут на себе отпечатки иной природно-географической среды, роднят их с народами Приамурья, Приморья, Северной Америки.

У ительменов из-за малой численности нет своей автономии, живут они преимущественно в Камчатском крае. В 1950-х г. в связи с укрупнением колхозов началось сселение ительменов. Жители Сопочного, Морошечного и Утхолока переселились в Ковран, жители Аманино, Напаны и Седанки Оседлой — в Тигиль. В настоящее время основная масса ительменов живет в селах Ковран, Тигиль, Палана и Хайрюзово.

Антропологически, ительмены включаются в материковую группу популяций арктической малой расы северных монголоидов. Своеобразие расовых особенностей народов, входящих в эту группу (чукчи, эскимосы, коряки, ительмены), по сравнению с другими сибирским монголоидами, заключается в некотором ослаблении монголоидного комплекса: более высокое переносье, менее плоское лицо, более темная пигментация, выступающие губы. По этим признакам, антропологи устанавливают связь арктической расы не с внутриконтинентальными, а тихоокеанскими монголоидами.

Язык

Язык ительменов не похож ни на какой другой, однако по некоторым признакам исследователи относят его вместе с чукотским и корякским к северо-восточной группе палеоазиатских языков, хотя у ительменского много своих особенностей, своеобразия и отличий.

В языковом отношении ительмены некогда составляли три большие группы: восточную, южную и западную. К настоящему времени относительно сохраняется лишь западный ительменский язык, испытавший значительное воздействие корякского. В нем выделяются 4 диалекта: напанский, седанкинский, сопочновский, хайрю-зовский. Широко распространен русский язык, который большинство (76,6 %) ительменов считает родным.

Очень больной вопрос для ительменов - угасание родного языка. В 1989 г. ительменский язык считали родным около 20 % ительменов. Языком владеют лишь лица старше 50 лет. В последние годы предпринимаются попытки по его возрождению. На основе русской графики разработан ительменский алфавит, изданы буквари, учебники, русско-ительменский и ительменско-русский словари. В школах сел Хайрюзово, Ковран, Седанка и Тигиль ведется преподавание на ительменском языке с учетом диалектных особенностей этих сел. Кадры учителей ительменского языка готовят в педагогическом училище Паланы, в РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге. Корякское окружное радио ведет передачи на ительменском языке. Однако полное возрождение языка ительменов весьма проблематично.

Образ жизни и система обеспечения

Ительмены были в первую очередь типичными речными рыболовами.

Главный объект промысла — лососевые. В прошлом важную роль в хозяйстве играл морской зверобойный промысел. В 18 в. южные ительмены охотились на китов с отравленными стрелами, на восточном побережье добывали каланов и котиков. Охота на животных ради мяса имела подсобное значение, пушной промысел был распространен широко. Отличительная особенность хозяйственного комплекса ительменов — широко развитое собирательство, которым занимались женщины. Собиралось до сотни различных видов съедобных растений, ягод, лекарственных трав, орехов кедрового стланика. Тесные связи с русским населением полуострова способствовали приобщению ительменов к новым хозяйственным занятиям. Главным занятием ительменов в настоящее время продолжает оставаться рыболовство.

Все другие промыслы (сухопутная и морская охота) играли в их жизни второстепенное значение. Второе по значимости место в производственной деятельности ительменов занимала заготовка разных дикорастущих трав и корней — одни употреблялись в пищу, другие применялись в народной медицине, третьи использовались для вязания сетей, плетения циновок и других предметов быта. Для ительменов характерна комплексность хозяйства.

Летом передвигались на лодках-батах, выдолбленных из тополя, зимой - на собачьих упряжках с нартами, имеющими две пары дугообразных копыльев и седлообразное сиденье. Ходили на лыжах - длинных, скользящих и «лапках» - коротких ступательных.

Утварь изготовляли из бересты, топоры делали из оленьей и китовой кости или камня (яшмы), ножи, стрелы, наконечники копий - из вулканического стекла - обсидиана. Огнестрельное оружие и металлические изделия заимствовали у русских. Холодной ковкой из металла изготавливали ножи, наконечники стрел и копий. Огонь добывали трением.

У русских переняли разведение крупного рогатого скота, огородничество, в особенности картофелеводство.

Жилища

Зимним жилищем служили прямоугольные или овальные полуземлянки (юрты) с деревянным сводом, поддерживаемым столбами. Дым очага выходил через боковое отверстие. В юрту спускались по бревну с перекладинами через верхнее отверстие. Обычно в землянке зимовало от 5 до 12 семей. На летние промыслы каждая семья переселялась в свайную постройку из жердей с коническим верхом, рядом строили сооружения из жердей и травы, в которых чистили и варили рыбу. К концу XVIII века у ительменов появились русские избы, из хозяйственных построек - срубные амбары и помещения для скота.

Поселения ительменов в начале XVIII века соответствовали семейным общинам. Расселялись они на одной реке и были связаны кровным родством и единством рыболовных угодий. Обычно все родственники жили в одной полуземлянке. Названия большинства острожков соответствовали названиям рек, на которых они располагались. Организатором всего населения острожка являлся старейшина. В его юрте принимались все решения, регулирующие внутреннюю жизнь острога, обсуждались все общественно- значимые дела, здесь проводились празднества жителей острога.

Традиционная одежда

Зимней одеждой, как мужской, так и женской, были глухие шубы с капюшоном - кухлянки (ниже колен) и камлеи (до пят), которые шили из оленьего меха двойными - мехом внутрь и наружу. Зимой мужчины и женщины носили штаны мехом внутрь, летом - замшевые. Летней одеждой часто служила выношенная зимняя, которую на промыслах дополняли плащами и обувью из выделанных рыбьих кож. Женской домашней одеждой был комбинезон, мужской - набедренная кожаная повязка. Зимнюю обувь шили из оленьих камусов, дополняя меховыми чулками, летнюю - из шкур ластоногих. Зимние меховые шапки имели вид капора, а летние, похожие на алеутские, делали из бересты или перьев и палочек. Белье, украшения, летнюю одежду заимствовали у русских.

Пища, ее заготовка

Рыба служила основной пищей и кормом для собак. Ее заготавливали впрок: вялили и квасили в ямах, реже запекали и коптили, зимой замораживали. Лососевую икру сушили и квасили. Реже употребляли в пищу мясо зверей и птиц. Мясо и жир морских животных парили в ямах, кишки и желудки использовали как емкости для хранения продуктов. С рыбой и мясом ели много различных трав, кореньев, клубней сараны, ягод. Собирали кедровые орехи, яйца водоплавающих. Пищу готовили и подавали в деревянной и берестяной посуде, запивали водой. У русских заимствовали различные способы копчения и соления рыбы, приготовление картофеля, мучных изделий, супов, чая с молоком. Из-за трудностей доставки на Камчатку соли и муки соление рыбы и употребление хлеба было ограниченным.

Религия

Религиозные представления и обряды ительменов основаны на анимизме - вере в подземный загробный мир, добрых и злых духов; тотемизме - вере в родство с тем или иным животным, почитании хозяев моря и лесных животных. После обращения ительменов в 1740–1747 годах в христианство стали распространяться православные обряды - крещение, венчание, отпевание. Уже в первой четверти XIX века путешественники отметили в камчадальских селениях православные кладбища. Установилась традиция при крещении давать детям русские имена. Ительмены числились прихожанами камчатских церквей, и первые русские фамилии получили по фамилиям духовенства и служилых.

По представлениям ительменов, все предметы и явления природы наделены духами, которые живут собственной жизнью. Степень почитания тех или иных духов была в прямой зависимости от степени их предполагаемого влияния на материальное благополучие человека. Особо почитали дух моря, дающего основной продукт питания — рыбу; в честь него устраивали праздник «очищения» в ноябре. Культ огня при этом выступал как святыня. Собирательство нашло отражение в верованиях ительменов в форме установки столбов — идолов в местах промысла. Мир ительмены считали вечным, души — бессмертными. Создателем народа, первопредком они считали Ворона (Кутха).

Одним из видов религиозных воззрений был фетишизм. Мужчины и женщины носили амулеты в виде идолов.

Существовал у ительменов и шаманизм, хотя шаманы не имели обрядовой одежды и атрибутов.

Огромную роль играли всякого рода поверья и приметы: так, весной нельзя разбирать старые дома и балаганы, в которых много юкольной моли, последнюю боится рыба и может уйти из реки. Категорически запрещалось спасать утопающего или засыпанного снежной лавиной, так как считалось, что тем самым лишаются желаемой пищи духи воды и гор.

Традиционные верования ительменов были обусловлены их образом жизни, социальной организацией и экологической средой.

Этно-культурная ситуация

Современные ительмены - устойчивая самобытная общность с высоким уровнем этнического самосознания. Они проявляют большой интерес к своей истории, к творческому осмыслению культурного опыта предшествующих поколений. Центром возрождения является село Ковран. Здесь действует фольклорный хореографический ансамбль «Эльвель», известный далеко за пределами округа и России.

В сентябре ежегодно проходит праздник очищения «Алхалалалай», на который собираются ительмены со всех уголков Камчатки, многочисленные гости из различных городов России и из-за рубежа. Отдавая дань уважения своим предкам, ковранцы и гости праздника совершают восхождение на легендарную гору Эльвель. По обычаю, во время церемоний устанавливаются жертвенные фигуры Хантай, Нустахчах, Ажушак, изготовленные местными ремесленниками. Состоящий из многочисленных обрядов и семейных конкурсов, древний праздник, как и в прошлом, служит форумом, объединяющим коренных жителей.

Возрождаются многие элементы традиционной материальной культуры. Восстановлены навыки строительства батов, изготовления древних ездовых саней, вновь развивается упряжное собаководство.

Фольклор, музыкальные инструменты

Записи фольклора представлены мифами в русском пересказе исследователей XVIII века и сказками, записанными на ительменском языке в ХХ веке. В настоящее время мифологические сюжеты о сотворении мира сохранились только в сказках и обрядах, возможно, вследствие поголовной христианизации ительменов, а также резкого и быстрого падения их численности в результате эпидемий во второй половине XVIII века и последующей ассимиляции.

Кутх

В мифологии основным персонажем выступает Кутх , или Ворон. Он предстает как демиург (творец), создатель Камчатки и в то же время как трикстер - плут, обманщик, шутник, перевертыш, несущий в себе добро и зло, мудрость и глупость. В сказках он постоянно попадает в неблаговидные ситуации, которые иногда приводят его к гибели. Раздвоение образа Кутха (демиург - трикстер) произошло достаточно давно, в мифологическом сознании оба образа существовали параллельно. Как и у соседей - коряков и чукчей, в фольклоре ительменов присутствуют животные, нередко в качестве племени (с «мышиным народом» Кутх вступает в конфликты или разного рода сделки).

Музыка характеризуется несколькими локальными вариантами, изученными неодинаково. К началу 1990-х годов были известны три из них: два западных - ковранский и тигильский и один восточный - камчадальский. Музыка, инструменты и жанры взаимосвязаны с фольклорными традициями русских старожилов, коряков, курильских айнов и эвенов.

Музыку ительменов делят на песенную, танцевальную, инструментальную и повествовательную. Песенная мелодия сопровождает импровизированный текст. Песни с лирическим текстом у ковранцев называются чака’лэс (от чак’ал - «горло», «рот»), у тигильцев - репнун (от репкуё - «напевать», «голосить»). Колыбельные песни, хотя и выделяются терминологически (у ковранцев - корвэльу, у тигильцев - карвэльу), собственных мелодий не имеют, а поются на различные типовые мелодии. Тексты заговоров, обнаруженные только у ковранцев, поются на ритуальные мелодии (кмаличинэх).

У ительменов известно 16 музыкальных и звукопроизводящих инструментов под общим названием ма’лйанон - «играющий предмет». Ительменский бубен (яяр) родствен корякскому. Существовал и деревянный пластинчатый варган (варыга). Флейта из дудника с наружной свистковой щелью без отверстий для пальцев у ковранцев называется ковом, у тигильцев - коун.

Алхалалалай

Это осенний ительменский праздник, ознаменованный окончанием лета и благодарением природе за дарованный урожай: рыбу, мясо, ягоды, грибы и другие. В этот день ительмены приносят дары Хантаю, отпугивают злых духов и очищаются от грехов.
Сохраняя традиции ительменского народа, обряд был восстановлен в ноябре 1988 года.
«Алхалалалай» – это не только праздник, это-то мероприятие, где ительмены консолидируют силы для сохранения и пропаганды своей культуры.

«Алхалалалай» вошел в электронный каталог объектов нематериального культурного наследия народов России. Посмотреть праздник специально приезжают очень многие люди из других территорий России и из-за границы.

Во время праздника участники исполняют специальные ритуалы: проходят под специальной аркой из березовых веток и кричат » Алхалалалай!», устанавливают деревянное божество и все это сопровождают специальными танцами, во время которых люди гримасничают. Так они изгоняют злых духов.
Алхалалалай начинается с обряда, продолжается концертной программой.
Гордостью Алхалалалай являются конкурсы, которые тесно переплетаются с традиционными видами деятельности ительменов - рыболовством, охотой, собирательство, песнями и танцами: лучший обработчик лосося, Мимсх (Лучшая хозяйка), лучшее национальное блюдо, лучшая ительменская гримаса, смешная байка про аборигенов, лучшее исполнение песни на ительменском языке.
Сегодня Алхалалалай объединяет ительменов из разных сел и поселков Камчатского края. Также в празднике принимают участие коряки, эвены, алеуты и представители других этнических групп.
Изюминка праздника – Открытый чемпионат России по танцам коренных народов Камчатки (танцевальный марафон). Танцевальный марафон — завораживающее действие, когда невозможно оставаться пассивным зрителем, а ноги практически у каждого «кидаются» в пляс. Первый танцевальный марафон состоялся в 1997 году и продолжался 1 час. Сегодня марафон начинается вечером, когда на небе появляется луна, и завершается к обеду следующего дня. В 2012 году он продлился 16 часов 20 минут.

Народ в России. Относятся к арктической расе большой монголоидной расы. Живут в Камчатской области. Язык ительменский. Численность в РФ - 2429 человек.

Самоназвание - ительмень (местный житель), старое название – камчадалы. Народ в Российской Федерации, коренное население полуострова Камчатка, живут преимущественно в Тигильском районе Корякского автономного округа.

Общая численность в Российской Федерации в 2429 человек.

Относятся к арктической расе большой монголоидной расы, но существенно отличаются от своих соседей по расовому ареалу физическим обликом. Антропологи выделяют их в особый тип, что хорошо согласуется с языковыми и культурно-генетическими данными.

Говорят на ительменском языке, который принято относить к чукотско-камчатской семье. Существует нетрадиционная точка зрения, согласно которой ительменский язык входит в эту семью лишь на ареальных основаниях, генетической связи с чукотским и корякским языками у него нет. В языковом отношении ительмены некогда составляли три большие группы: восточную, южную и западную. К настоящему времени относительно сохраняется лишь западный ительменский язык, испытавший значительное воздействие корякского. Восточный и южный ительменские языки полностью утрачены, сведения о них ограничиваются лишь небольшим лексическим материалом. В западном ительменском языке выделяются 4 диалекта: напанский, седанкинский, сопочновский, хайрюзовский. Широко распространен русский язык, который большинство (76,6 %) ительменов считает родным.

Древнейший субстратный пласт, легший в основу формирования ительменов, связан с мезолитической культурой бродячих охотников-рыболовов, которая характерна для весьма обширной территории. Истоки этой культуры восходят к районам восточной Монголии, откуда она распространилась позднее на значительную часть восточной Сибири и северо-восточной Азии. Антропологические данные также подтверждают генетические связи ительменов с древними представителями монголоидной расы. Об этом говорит и наличие в ительменском языке языкового субстрата, имеющего очень древнее происхождение.

Следующий этап этногенеза связан с ранним неолитом, когда на северо-востоке Азии начинают формироваться местные региональные культуры. Одна из них - тарьинская охватывала центральную и южную часть Камчатки. Характерная ее особенность - непрерывность, заметная изолированность от соседних культур Северо-востока. На всех этапах (5 тысячелетие до н. э.- середина 17 в.н.э) традиционные элементы культуры тарьинцев неизменно преобладают над инновациями. Такое возможно, если культура принадлежит одному и тому же этносу. Большинство исследователей склонны считать, что таким этносом и были древние ительмены. Но кроме местных, камчатских корней ительмены имеют и другие генетические истоки. Многие культурные особенности ительменов (техника плетения, особый тип нарт, собачьей упряжки, одежда из птичьих шкур, необычайно развитая культура собирательства и др.) совершенно не характерны для их соседей по региону, несут на себе отпечатки иной природно-географической среды, роднят ительменов с народами Приамурья, Приморья, Северной Америки. Генетическую независимость ительменов среди соседей-палеоазиатов подчеркивает фонетическое своеобразие ительменского языка сильно сближающее его с американо-индейскими языками.

К приходу русских на Камчатку ительмены распадались на 5 территориальных, скорее всего племенных, групп: бурин, суаачюай, кыхчерен, лигнурин и кулес. Общая их численность в конце 17 в. составляла 12-13 тысяч человек. С вхождением Камчатки в состав Русского государства большинство территориальных групп ительменов оказалось в зоне интенсивных контактов с русскими. В результате военных столкновений с казаками, межплеменной вражды, эпидемий и голодовок их численность быстро сокращалась. Внутренняя раздробленность народа, преобладание локального самосознания способствовали ассимилятивным процессам. Уже в первой трети 18 в. значительная часть казаков и промышленников находились в фактических брачных связях с ительменками. На этой основе началась быстрая деформация общественного строя ительменов, утрата языка и этнического самосознания. На Камчатке стала складываться особая этническая среда, менялся физический облик коренного и русского населения, шло формирование новой синкретической культуры. К концу 18 в. на полуострове насчитывалось около 3 тысяч камчадалов-ительменов, которые фактически представляли собой субэтнос русского народа. Со второй половины 19 в. процесс обрусения камчадалов еще более ускорился. Особенно интенсивно он шел в долине р. Камчатки. Камчадалы все больше теряли свои локальные особенности, растворяясь во все увеличивающейся массе русского населения. По мере того, как менялся антропологический тип ительменов и русских старожилов, трансформировались их язык, культура, этническое самосознание, менялась и семантика этнонима камчадалы. С начала Х1Х в. он приобретает собирательное значение, его все чаще распространяют на другие слои населения - потомков казаков, старожилов Камчатки, всех ее жителей. Окончательное слияние камчадалов с русскими происходило уже в советское время в рамках внутренней консолидации русской нации, однако, и сегодня еще часть местных жителей, в основном в долине р. Камчатки, в определенной ситуации продолжают считать себя камчадалами.

Медленнее проходила ассимиляция ительменов (кулес и лигнурин) на западном побережье полуострова. Здесь кроме казачьего Тигиля не было других русских населенных пунктов. К середине 19 в. местные ительмены хорошо сохранили родной язык, многие элементы традиционной культуры, двойственный характер носило самосознание - жители относили себя то к ительменам, то к камчадалам. Регистратор Приполярной переписи Е. П. Орлова нашла в 1926/27 г. в 9 селениях западного берега Камчатки (Аманино, Седанка оседлая, Напана, Утхолок, Ковран, Морошечное, Белоголовое и Сопочное) жителей с ярко выраженным этническим лицом. В качестве ительменов они и были зафиксированы переписью (825 человек).

Традиционное занятие ительменов в прошлом - рыболовство. Главным объектом промысла были лососевые. Большая часть рыбы добывалась запорами, использовали также остроги, крючковые снасти и сети из крапивных ниток. Важную роль в хозяйстве играл морской зверобойный промысел. Добывали различные виды тюленей. В 18 в. южные ительмены охотились на китов с отравленными стрелами, на восточном побережье добывали каланов и котиков. Охота на сухопутных животных ради мяса имела у ительменов подсобное значение, однако, пушной промысел был распространен широко. В начале 20 века им регулярно занималось 95 % ительменских семей. Отличительная особенность хозяйственного комплекса ительменов - широко развитое собирательство, которым занимались женщины. Собиралось до сотни различных видов съедобных растений, ягод, лекарственных трав, орехов кедрового стланика. Продукты собирательства запасались на зиму в сушеном, вяленом, копченом виде. Тесные связи с русским населением полуострова способствовали приобщению ительменов к новым хозяйственным занятиям. Уже во второй половине 19 в. во всех ительменских селениях имелись небольшие огороды с посевами картофеля и овощей, а также лошади и крупный рогатый скот.

Поселения ительменов острожки располагались по берегам рек, недалеко от устья, обносились частоколом или земляным валом. Состояли из одной или нескольких общинных полуземлянок, вмещавших до 100 и более человек, и летних жилищ для одной семьи. Старинное зимнее жилище ительменов - углубленная в землю каркасная полуземлянка. Снаружи она имела вид небольшого округлого холмика, входом служило дымовое отверстие в крыше. К концу XVIII в. полуземлянка была вытеснена избой русского типа Летним жилищем служил крытый травой шалаш пирамидальной формы из прутьев или тонких кольев на высоком свайном помосте Русские называли такие жилища балаганами. На промыслах жили в легких каркасных постройках - двускатных, односкатных и пирамидальной формы.

Ительмены носили глухую меховую одежду из шкур оленей, собак, морских животных и птиц, при изготовлении зимней промысловой обуви использовалась рыбья кожа. В набор повседневной мужской и женской одежды входили штаны, кухлянка рубашечного покроя с капюшоном и нагрудником, камлея и торбаса. Зимой кухлянка и штаны были двойными: нижние - мехом вовнутрь, верхние - мехом наружу. Зимним мужским головным убором служили шапки из птичьих перьев и меха, летом - деревянные шляпы вроде алеутских, а также берестяные умбракулы с завязками на затылке. Основу питания ительменов составляла рыба. Наиболее распространенными рыбными блюдами были юкола, чуприки (запеченная особым способом рыба), вяленая лососевая икра. Большим лакомством считались квашеные рыбьи головы. Существенным дополнением рыбного меню были мясо и жир морского зверя, сухопутных животных и птиц. Важную роль в рационе играли растительные продукты.

Основным средством передвижения ительменов в летний период были долбленные колодообразные лодки-баты. Для перевозки тяжелого или объемного груза баты сдваивали или страивали в один большегрузный паром. Зимой главным транспортным средством служили собачьи упряжки с оригинальными ездовыми нартами Ительменский способ упряжи отличается от чукотско-камчатского типа упряжного собаководства. Обязательной принадлежностью ительмена в зимний период были скользящие и ступательные лыжи (плетеные "лапки").

Традиционные верования ительменов - анимизм, тотемизм, фетишизм - связаны с поклонением духам - хозяевам. Особенно почитался "хозяин моря" Митг, дающий основной продукт питания - рыбу. Ительменам была чужда идея единого бога. Создателем земли и своим первопредком считался Ворон (Кутха). Существовал и шаманизм, но ительменские шаманы не имели обрядовой одежды и бубнов. В роли шаманов обычно выступали женщины. С середины 17 в. ительмены приняли христианство, обрядовая сторона которого быстро пустила довольно глубокие корни. Характерной особенностью духовной культуры является развитое танцевальное искусство. Танцы были составной частью повседневного быта, народных праздников и носили массовый характер. Наиболее развитые виды народного прикладного искусства - вышивка, художественное плетение из травы и кожаных ремешков, тиснение по бересте, аппликация из меха, резьба по кости и дереву.

Фольклор представлен в основном жанром сказки, некогда имелась богатая мифология, которая ныне утрачена. Главный герой сказок и мифов - Кутх. В последние десятилетия по мотивам фольклора ительменскими литераторами Г. Поротовым, Т. Гуторовой, Н. Суздаловой созданы яркие художественные произведения. На основе русской графики разработан ительменский алфавит, изданы буквари, учебники, популярная литература. Возрождаются многие элементы традиционной материальной культуры.

Введение Для многонациональной России актуально и очень важно правильно организовать единое поликультурное пространство, обеспечить взаимосвязь культур на принципе государственной национальной политики, обеспечивающей защиту и развитие национальных культур, региональных и национальных традиций в условиях многонационального государства.

«На межэтнических отношениях фокусируются многие наши проблемы, многие трудности социально-экономического и территориального развития, и коррупция, и изъяны в работе государственных институтов, и, конечно же, провалы в образовательной и культурной политике, что зачастую приводит к искаженному пониманию истинных причин межэтнического напряжения», -утверждает Президент Российской Федерации.

По словам Владимира Владимировича Путина, решать эту проблему должно общество сообща: «Мы вместе должны справиться с этим вызовом, должны защитить межнациональный мир, а значит единство нашего общества, единство и целостность Российского государства». Знание культуры коренных малочисленных народов севера Дальнего Востока, уважение к их традициям обеспечит согласие и дружеские отношения в регионе.

История народа ительменов

Ительмены, ительмень, итэнмьи (самоназвание, буквально «тот, кто существует», «местный житель»), народ в России (2,5 тыс. человек), компактно проживают на востоке полуострова Камчатка (Тигильский район Корякского автономного округа; 1179 человек) и в Магаданской области (509 человек). Говорят на ительменском языке (устаревшее название – камчадальский язык) чукотско-камчатской семьи. Диалекты: напанский, седанкинский, сопочновский, хайрюзовский. Распространён также русский язык, который большинство ительменов считает родным. Верующие – православные.

Ко времени прихода русских на Камчатку в конце XVII века ительмены составляли основное её население, коренных жителей полуострова, насчитывалось около 13 тыс. человек. Резкий процесс обрусения привёл к тому, что в конце XVIII века ительменов-камчадалов (как называли их русские) насчитывалось около 3 тыс. человек, представлявших собой субэтнос русского народа. В XX веке, особенно в последние годы, растёт этническое самосознание ительменов (интерес к языку, культуре, традиционному быту), возрастает их численность – в 1959–89 с 1,1 до 2,5 тыс. человек.

Традиционное занятие – рыболовство (главным образом лососёвые). Орудиями лова служили крючки, сети. Рыбу заготовляли впрок в виде юколы или заквашивали в ямах. Существенное значение имели охота на пушного (главным образом соболь) и морского (тюлень, котик, киты) зверя, собирательство. Ительмены употребляли орудия из камня, кости, рога и дерева.

Средствами передвижения служили долблёные лодки, собачьи упряжки, скользящие лыжи, на охоте чаще использовали ступательные лыжи-ракетки.

В последние десятилетия хозяйственный комплекс ительменов существенно изменился. Исчез как отрасль хозяйства морской зверобойный промысел, утратили былое значение сухопутная охота и собирательство. Главное занятие ительменов – рыболовство превратилось в высокотоварную, технически оснащённую отрасль производства. Однако большинство занятых в этой отрасли предпочитают традиционный сетной промысел. В современной структуре занятости ительменов преобладают новые занятия: животноводство, строительство, промышленная рыбообработка, значительная часть работает в системе народного образования, в здравоохранении и др. Около 40% ительменов – городские жители.

Жили оседло большими посёлками. Жилище зимой – полуземлянка (число жителей доходило до 100 человек) с входом через дымовое отверстие в крыше, летом – свайный шалаш пирамидальной формы (для отдельной семьи). Огонь добывали с помощью деревянного сверла. Пищу варили в деревянных корытах, куда бросали раскалённые камни. Ительмены знали гончарство.

Носили ительмены глухую меховую одежду из шкур оленей, собак, морских животных и птиц: женщины – комбинезоны – рубахи, соединённые с просторными шароварами, мужчины – кухлянки и меховые штаны, заправлявшиеся в унты. Обработкой материала, изготовлением одежды и обуви занимались женщины.

Обращены в православие в середине XVIII века. Традиционные верования связаны с поклонением духам-хозяевам.

Наиболее развитые виды прикладного искусства – вышивка, плетение из травы и кожаных ремешков, аппликация из меха, резьба по кости и дереву, тиснение по бересте. Развитое танцевальное искусство.



Места проживания ительменов

Традиционные поселения и жилища

Поселения ительменов, в прошлом часто укрепленные, располагались по берегам водоемов и состояли из нескольких зимних и летних жилищ.

Зимнее жилище – каркасная полуземлянка с бревенчатыми стенами и плоской крышей. Снаружи стены покрыты травой и засыпаны землей. Очаг расположен сбоку. Это жилище для большесемейного коллектива. Именно это жилище в последствие заменяется срубным домом.

Летнее жилище ительменов – свайный балаган. На приподнятой над землей платформе ставился жердевой пирамидальный каркас, который покрывали древесной корой и травой. Балаган имел два входа. Позднее балаган стал использоваться в качестве хозяйственной постройки.

Основная территория расселения

В настоящее время они, в основном, сосредоточены в пос. Ковран, Тигиль, Палана, Хайрюзово Тигильского р-на. Камчатской обл., причем большая часть молодого поколения являются потомками от смешанных браков.

Ительмены, ительмень, итэнмьи (самоназвание, буквально «тот, кто существует», «местный житель»), народ в России (2,5 тыс. человек), компактно проживают на востоке полуострова Камчатка (Тигильский район Корякского автономного округа; 1179 человек) и в Магаданской области (509 человек). Ительмены, наряду с коряками, чукчами и эскимосами, включают в материковую группу популяций арктической малой расы, в которой ительмены выделяются в особый тип, что согласуется с языковыми и культурно-генетическими данными. По некоторым признакам (более высокое переносье, менее плоское лицо, выступающие губы и др.) антропологи устанавливают связь арктической расы с тихоокеанскими монголоидами

Религиозные представления и обряды ительменов основаны на анимизме – вере в подземный загробный мир, добрых и злых духов; тотемизме – вере в родство с тем или иным животным, почитании хозяев моря и лесных животных. После обращения ительменов в 1740–1747 годах в христианство стали распространяться православные обряды – крещение, венчание, отпевание. Уже в первой четверти XIX века путешественники отметили в камчадальских селениях православные кладбища. Установилась традиция при крещении давать детям русские имена. Ительмены числились прихожанами камчатских церквей, и первые русские фамилии получили по фамилиям духовенства и служилых.

По представлениям ительменов, все предметы и явления природы наделены духами, которые живут собственной жизнью. Степень почитания тех или иных духов была в прямой зависимости от степени их предполагаемого влияния на материальное благополучие человека. Особо почитали дух моря, дающего основной продукт питания – рыбу; в честь него устраивали праздник«очищения» в ноябре. Культ огня при этом выступал как святыня. Собирательство нашло отражение в верованиях ительменов в форме установки столбов – идолов в местах промысла. Мир ительмены считали вечным, души – бессмертными. Создателем народа, первопредком они считали Ворона (Кутха).

Одним из видов религиозных воззрений был фетишизм. Мужчины и женщины носили амулеты в виде идолов.

Существовал у ительменов и шаманизм, хотя шаманы не имели обрядовой одежды и атрибутов.

Огромную роль играли всякого рода поверья и приметы: так, весной нельзя разбирать старые дома и балаганы, в которых много юкольной моли, последнюю боится рыба и может уйти из реки. Категорически запрещалось спасать утопающего или засыпанного снежной лавиной, так как считалось, что тем самым лишаются желаемой пищи духи воды и гор.Традиционные верования ительменов были обусловлены их образом жизни, социальной организацией и экологической средой.

Этнические и этнографические группы

В ХVIII - начале ХIХ вв. ительмены делились на ряд крупных локальных подразделений, имеющих собственные самоназвания и особенности культуры: камчатскую, авачинскую, бсльшерецкую, западную, хайрюзовскую. В это время северная граница территории расселения ительменов на западном побережье Камчатки достигала бассейна р.Тигиль, на восточном - р.Ука, южная, доходила почти до м.Лопатка. В первой половине ХIХ в., при сохранении территории, уменьшается число ительменских поселений, а во второй половине ХIХ в., ительмены жили только на западном побережье Камчатки.

Антропологические характеристики

Антропологически, ительмены включаются в материковую группу популяций арктической малой расы северных монголоидов. Своеобразие расовых особенностей народов, входящих в эту группу (чукчи, эскимосы, коряки, ительмены), по сравнению с другими сибирским монголоидами, заключается в некотором ослаблении монголоидного комплекса: более высокое переносье, менее плоское лицо, более темная пигментация, выступающие губы. По этим признакам, антропологи устанавливают связь арктической расы не с внутриконтинентальными, а тихоокеанскими монголоидами.У ительменов много общего с индейцами разных племен США и Канады во внешности, родовых легендах, тотемах, обрядах, танцах. Где бы наши ительмены ни бывали со своими огненными танцами и зажигательными песнями везде собратья встречают их как своих, как родственников .

Ученые доказали, что самые близкие родственные корни у ительменов Камчатки с индейцами племени тлинкитов. Последние живут совсем близ­ко