Коучинг что это такое? Философия лайф-коучинга. Кто такой коуч и в чем смысл этой профессии? Что такое коуч тренер

Практически в каждом человеке заложены ресурсы, с помощью которых он может достичь любых целей и осуществить самые смелые мечты. Но часто они скрыты, и отыскать их в себе самостоятельно под силу далеко не всем. Мешают этому стереотипы, страхи, привычки, негативный опыт и, как следствие, неуверенность в себе.

Когда человек чувствует, что жить по-прежнему уже не может, что пришло время что-то кардинально изменить, но не знает, как это сделать, он прибегает к помощи особого вида психологического консультирования под названием «коучинг». Что это такое?

Кто такой коуч

С английского языка "коуч" переводится как "наставник", "тренер", то есть человек, который ведет к достижению планируемого результата. Как правило, это профессиональный психолог, который как раз и помогает найти обратившимся к нему людям их скрытые резервы. А отыскав их, ведет клиента к поставленной им же самим цели. Ведь задача коуча - не навязывать свои идеи и не предлагать собственный вариант выхода из сложившейся ситуации, а создать психологические условия для того, чтобы человек смог сделать это самостоятельно. Для этого специалист помогает увидеть ситуацию как бы со стороны, словесно сформулировать цели и желания, причем сделать это достаточно четко - так, чтобы человек сам разобрался в том, чего на самом деле хочет. И только после этого можно начинать путь к их достижению.

Коуч по сути своей скорее не наставник, а внимательный собеседник. Ведь он не обучает и советов никаких не дает. То, что профессиональный психолог-коуч дает клиенту, гораздо больше, чем просто психологический тренинг. Это коучинг. Что это такое, постараемся рассказать в этой статье.

Что такое коучинг

В процессе консультирования профессиональный коуч задает клиенту такие «правильные» вопросы, благодаря которым человек начинает осознавать суть и глубину создавшейся ситуации. После этого «озарения» он уже становится способным найти самые оптимальные пути к четко сформулированной цели. Именно в этом и заключается суть процесса под названием «коучинг». Что это такое? Простыми словами описать его можно как метод консультирования профессионалом, который помогает своему клиенту четко обрисовать его намерение и наметить пути к его достижению.

Таким образом, даже самый неуверенный в себе человек, находящийся на жизненном распутье, сможет принять наиболее правильное решение и выработать стратегию поведения, позволяющую действовать в сложившейся ситуации эффективно и гибко.

Особенность коучинга в том, что он не навязывает клиенту готового решения, а помогает человеку разработать собственный стиль эффективности. Коучинг как вид психологических тренингов опирается на психологию успеха и оптимизма. После работы с коучем клиенты начинают понимать, что уже сейчас у них имеется достаточный потенциал для достижения поставленных целей и решения возникших жизненных вопросов.

Работа с коучем предполагает новые позитивные сдвиги в жизни и работе человека, обратившегося к нему за помощью. Эффективность этого вида психологического консультирования выражается в конкретных достигнутых результатах после совместной проработки проблемы.

Этимология слов «коуч», «коучинг»

Рассмотрим теперь, что означает слово «коучинг», что это такое с точки зрения языкознания.

Термин этот английский, в переводе означает «наставлять», «обучать», «воодушевлять» или «тренировать».

В XVI веке «коучем» называли… повозку или карету. В более близком к настоящему пониманию этого слова смысле его впервые применили в Оксфордском университете в 1830 году. Тогда «коучем» на молодежном сленге стали называть человека, который помогал студенту в подготовке к экзамену.

Казалось бы, что общего между грузовым транспортным средством и репетитором? Однако такая общность при внимательном анализе прослеживается: и тот, и другой переносит что-то. Первый - грузы к месту назначения, второй - обучающегося на новый уровень знаний. В современном понимании «коуч» тоже переносит людей - туда, где они хотят быть, в новую реальность, к которой они стремятся. То есть коуч - это тот, кто доставляет своего клиента к цели, помогает ему двигаться вперед.

Из истории коучинга

Первоначально коучинг начал практиковаться в области психологии спорта. В 90-х годах XIX века слово «коуч» вошло в лексикон как название тренера спортсменов. Затем им стали называть уже любого наставника или инструктора. Коучинг как вид психологической помощи возник на стыке психотерапии, наставничества и спортивного тренерства. Постепенно этот вид деятельности развился в коучинг по достижению результатов в жизни.

В 2001 году в США профессия коуча признана официально. В наше время направление продолжает совершенствоваться и развиваться, находит новые области применения. В развитых странах в штатном расписании практически каждого предприятия официально предусмотрена должность тренера-коуча. По крайней мере, в тех, которыми руководят дальновидные люди. Ведь расходы на содержание такого специалиста окупаются сторицей.

Отличие коучинга от обычного психологического консультирования

Со стороны коучинг и психологическое консультирование очень схожи: специалист беседует с клиентом, помогая ему в решении проблем. Но по сути это совершенно разные виды психологической помощи.

Если консультирование направлено на решение определенной проблемы, для чего психолог обращается к прошлому клиента, то вопросы коуча направлены в будущее - коучинг ориентирован прежде всего на цель, которая формулируется только на позитиве, говорить о проблемах при этом категорически запрещено. То есть, вместо того чтобы обсудить, чего клиент не хочет, говорят о том, к чему он стремится. Коуч помогает человеку, имеющему желания и мечты, осознать их и сделать более конкретными, четкими.

Среди задач этого особенного вида психологического тренинга можно выделить такие, как помощь клиенту в принятии себя, создании установок и ценностей. Коучинг призван также научить клиента разобраться в себе, поверить в свои силы, доверять окружающим. Все это поможет человеку найти способы эффективного решения поставленных задач.

Это только на первый взгляд кажется, что психолог просто разговаривает с клиентом. На самом деле он проводит огромную работу, пользуясь своими профессиональными знаниями, жизненным багажом, а также специальными методами и техниками.

Методы коучинга

Работая с клиентом, коуч пользуется различными психологическими методами, которые зависят как от поставленных целей, так и от профессионализма самого наставника. Среди них:

Активное слушание;

Метод постановки сильных вопросов;

Психология разрешения конфликтов;

Стресс-менеджмент;

Метод мозгового штурма;

Методы построения и управления командой;

Технологии эффективного управления персоналом;

Коуч-сессии (индивидуальные и групповые);

Тренинги по навыкам эффективной коммуникации.

Инструментами коуча также могут быть анкетирование, проективные методики, элементы глубинной психологии и многие другие.

Техники коучинга

Коуч-профессионал пользуется в работе с клиентами различными техниками, которые способствуют эффективному достижению человеком поставленных им целей. Среди них:

  • наводящее перефразирование;
  • слушание;
  • уточнение, помогающее клиенту увидеть новые средства достижения его цели.

Эти техники коучинга помогают людям достигать успехов, поднявшись над собой сегодняшним, позволяют помочь клиенту в разных областях. Они применяются практически в любой разновидности коучинга.

Виды коучинга, их особенности

По количеству клиентов, с которыми одновременно работает специалист, различают индивидуальный и групповой коучинг.

Сейчас насчитывается около полутысячи видов подобного тренинга: от VIP-коучинга до социальной работы. Он развивается по таким направлениям:

Личный коучинг;

Бизнес-коучинг;

Академический;

Финансовый;

Коучинг здорового образа жизни, который помогает клиентам с хроническими или неизлечимыми болезнями научиться жить с ними.

В Америке существуют даже тренинги домохозяек и беременных.

Остановимся подробнее на некоторых видах.

Личный коучинг

Личный, или индивидуальный коучинг включает в себя несколько видов, среди которых лайф-коучинг и коучинг для людей с дефицитом внимания. В чем их суть?

Лайф-коучинг призван помочь клиенту конкретизировать собственные устремления и желания, оформить личные цели.

Особый тип личного коучинга - помощь людям, страдающим синдромом дефицита внимания. Его цель - уменьшение влияния дисфункции целенаправленной деятельности. Специалист помогает таким людям организоваться для постановки и достижения целей. Очень важно в этом виде тренинга помочь клиентам выявить свои сильные стороны.

Конечно, коучи - не врачи, они не лечат обратившихся к ним людей с синдромом дефицита внимания, а лишь помогают им упростить повседневную жизнь.

Бизнес-коучинг и коучинг финансовый

Целью бизнес-коучинга является улучшение эффективности работы учреждения или предприятия. Коучи помогают клиентам в достижении профессиональных целей, работают над улучшением навыков коммуникации, эффективностью разрешения конфликтов. Существенна помощь профессионалов и в создании единой команды, способной дружно и продуктивно работать за счет того, что цели - личные и корпоративные - становятся более осознанными, в коллективе создается творческая атмосфера, и трудовой потенциал сотрудников используется максимально эффективно. Такой вид коучинга помогает определить в коллективе лидеров, а также дает возможность руководству мотивировать подчиненных нематериальными стимулами. Люди после психологического тренинга начинают трудиться с большим интересом, и отдача от такой работы становится более высокой.

Относительно новой формой подобной деятельности является финансовый коучинг. О чем речь? Программа коучинга призвана помочь клиенту в преодолении психологических препятствий на пути к достижению финансовых целей. Такой коуч помогает клиенту сформировать правильное отношение к деньгам.

Академический коучинг

Помогает приобрести навыки успешности обучения. Это особый коучинг: обучение после его проведения становится более продуктивным за счет того, что у клиента изменяется отношение к учебе в целом. Специалист не является репетитором по какому-либо отдельному предмету, а работает именно с отношением к процессу получения знаний. После такой проработки учащиеся раскрывают свой потенциал и начинают добиваться высоких результатов. Коучинг помогает сформировать стремление к саморазвитию, а также построить сам процесс обучения с учетом индивидуальных личностных качеств конкретного человека. Такой коучинг обучение делает осознанным и приятным.

Итак, подведем итоги. Одним из методов психологического консультирования является коучинг. Что это такое, простыми словами можно объяснить так: это создание коучем в ходе работы с клиентом таких условий, при которых он самостоятельно находит способы достижения собственных целей, предварительно их четко сформулировав. И вперед - к новым жизненным победам!

Для достижения успеха в любой сфере необходимо раскрытие собственного потенциала и умение распоряжаться этими возможностями.

Грамотное распределение ресурсов называется просто — коучинг. Что это значит?

Суть понятия

Что это такое в психологии?

С приходом в современную жизнь понятия «коучинг» началась новая эра в сфере саморазвития .

Сегодня масса людей именуют себя коучерами, но немногие могут объяснить суть своей работы. На деле же все не так и сложно.

В дословном переводе слово «коуч» означает «телега» . Столь обыденное обозначение понятия пришло с английского сленга.

Именно «дилижансами» английские студенты называли людей, подготавливавших учащихся к занятиям. Сегодня этот термин преобразовался в слово «репетитор», а понятие «коуч» обрело более глубокий смысл.

Коучинг — деятельность, направленная на содействие в обучении. Простыми словами это наука о том, как эффективно учиться, развиваться, достигать желаемого.

Сам процесс коучинга проходит в виде систематических тренингов , на которых учащиеся развивают свои навыки, разбираются со своими целями и разрабатывают поэтапный план достижения их.

Проводящий этот семинар — коуч — не планирует деятельность вместо обучаемого. Он лишь дает инструмент, знания и мотивацию.

Цель коучинга — добиться проявления внутреннего потенциала человека до такой степени, что для достижения цели ему не нужна будет мотивация извне.

Кто такой коуч?

Какого значение этого слова?

Как гласит старинная поговорка, голодному нужно давать удочку, а не рыбу.

Так и коуч преподносит обучающимся лишь информацию , которую они в свою очередь применяют в зависимости от поставленной цели.

Консультант не предлагает готовые ключи к успеху. Он помогает найти подходящие методы для каждого человека. Постепенно клиент приходит к пониманию собственного потенциала и ищет его применение.

Отвечая на свои внутренние вопросы, клиент выбирает сферу , в которой он применит обнаруженный потенциал. Это может быть как профессиональная деятельность, так и личные отношения.

Консультант не является менеджером в прямом смысле слова. В обыденной жизни учитель предлагает ученику собственный багаж знаний , опыт и навыки, дабы привить подопечному определенные умения.

Коуч же, напротив, не навязывает собственный путь, а приводит к развитию личности, которая сможет решить свои задачи самостоятельно.

Отличие коуча от тренера заключается в методе психологического воздействия . К примеру, тренер обучает работе с бухгалтерией, а коуч лишь пробуждает желание учиться чему-то новому, будь-то счетоводство или другая наука.

Несмотря на четко оговоренные рамки воздействия, грамотный коуч способствует раскрытию потенциала и стимулирует клиентов к развитию.

Поскольку коучинг не регулируется на уровне академической науки, отследить качество предлагаемых услуг довольно сложно. Качественным коучем можно назвать лишь человека, обладающего определенными навыками.

Что входит в обязанности коуча :

  1. Стимулирование деятельности клиента путем мотивирования его.
  2. Доверие к клиенту, умение видеть в нем ответственного персонажа.
  3. Поиск сути целей, к которым стремится учащийся.
  4. Помощь клиенту в поиске наиболее выгодной стратегии роста.

Существует официальная организация, взявшая на себя обязанности по подготовке профессиональных коучей. За всю историю существования ICF подготовила более 24 000 квалифицированных преподавателей.

Международная Федерация Коучинга готовит специалистов для полсотни стран мира и является самой масштабной системой в этом направлении.

История возникновения

В основе коучинга лежит так называемая «внутренняя борьба». Основатель этого понятия — Тимоти Голви. В своей книге «Внутренняя игра в теннис» Голви выносит предположение о некоем скрытом противнике человека, находящемся в нем самом.

Противник в собственной голове препятствует развитию личности, создавая искусственные препятствия на пути успеху.

Книга, вышедшая в 1974 году, произвела настоящий фурор.

Голви создал целую систему, помогающую ликвидировать того самого внутреннего соперника.

Смягчая препятствия, созданные собственноручно, но не умышленно, человек становится на путь развития .

Позже концепцию внутренней игры подхватил Джон Уитмор . В 1992 году он преобразовал предложенную Голви игру, сравнив ее с процессом достижения успеха в бизнесе.

Основателем первой системы коучинга считается Томас Дж. Леонард, зарегистрировавший Университет коучей, а также международную федерацию по подготовке специалистов.

Сферы применения

Поскольку существует масса сфер для применения коучинга, сама процедура делится на несколько типов.

Индивидуальная работа

Тренинг в таком случае происходит без вмешательства посторонних лиц. Учащийся и коуч работают один на один . При этом особое внимание уделяется окружающей обстановке. В процесс не включаются не только другие люди, но и звуки, запахи и прочие факторы, отвлекающие внимание.

Благодаря тесному взаимодействию коуча и клиента, индивидуальная работа подходит для налаживания дел в любой сфере .

Персональные занятия проводятся с целью построить бизнес, построить личные отношения, стимулировать творческую деятельность.

Коучинг может быть представлен как в виде одноразовой встречи, так и в форме ряда сетов.

В зависимости от глубины поставленной цели, консультант встречается с учащимся несколько раз.

Для решения несложного вопроса может понадобиться всего один час работы. Для формирования определенной модели поведения коуч проводит до 8 семинаров.

При системной работе коучинг проводится два раза в неделю. Зачастую количество сессий не превышает 10, но случается, что глобальные цели требуют более длительного разбора .

Разновидностью индивидуального тренинга называют «коактивный» коучинг. В этом случае работа строится не на поиске цели, а на формировании доверительных отношений между клиентом и коучем.

В таком тесном альянсе вопросы исходят не от учащегося, а от коуча. А ответы на них, напротив, даются самим клиентом.

Эффективность метода обусловлена «переворотом» классического поиска истины . Как правило, ищущий задает вопросы, а ответы ожидает услышать от какого-либо наставника.

Групповые занятия

Когда группа людей объединена общей целью , есть смысл проводить коллективный коучинг.

В таком случае консультант работает одновременно с несколькими клиентами.

Групповая работа применяется в самых разных сферах .

Командой может оказаться рабочий коллектив одной фирмы, спортивная команда и даже семья. Единственное условие — совместный проект , над которым работает вся группа.

Количество участников такого коуча неограниченно . Задействовано может быть как двое людей, так и десятки.

Организационный вид

Такой коучинг применяет, когда достигнуть цели необходимо команде, в которой есть лидер . Работа в этом случае проводится как с командующим, так и с подчиненными.

Каждое звено получает собственные задания. Отличаются и мини-цели для каждого участника, которые в результате приводят к совместному успеху .

Особое внимание в организационном коучинге уделяется руководителю, ведь эффективность предприятия во многом зависит от грамотной работы первого лица.

Классификация работы

Каждая из сфер жизни уникальна, поэтому работа коуча в разных направлениях кардинально отличается.

Классификация в зависимости от области применения:


Коучинг применяется не только в безнес-среде и личных отношениях.

Все популярнее становится родительский коучинг — работа родителя и ребенка как одной команды, призванной раскрыть потенциал ребенка, таланты и мотивировать его к победам.

Техники взаимодействия

Существует несколько эффективных инструментов, применяемых в коучинге. Каждый из них представлен в виде техник, поэтапно применяемых на систематических тренингах.

Вопросительная методика

Базовая и обязательная техника взаимодействия — постановка вопросов, отвечая на которые, учащийся получает ключи к достижению целей.

Разновидности вопросов:

  1. Закрытый . На такой вопрос можно ответить односложно. «Сколько вам лет?» — «25». «Вы любите свою работу?» — «Да».
  2. Открытый . На этот вопрос клиент должен ответить расширенно. «Расскажите о своем детстве», «Охарактеризуйте своего начальника».
  3. Уточняющий . Направленный на уточнение ситуации. Коуч задает вопрос «Как я понимаю, вы… ?».
  4. Альтернативный . Вопрошающий предлагает несколько возможных ответов, среди которых клиент выбирает подходящий. Техника иногда называется «китайское меню».

Применение шкалы

Техника, с помощью которой фиксируются положительные перемены в состоянии клиента. В начале встречи коуч предлагает оценить имеющиеся навыки по 10-бальной шкале. После проведенного тренинга отмечают, на сколько «пунктов» сдвинулась позиция слушателя.

Например, клиент находится в поисках мотивации. В начале работы ему задан вопрос «Как вы оцениваете свою нынешнюю мотивацию?» Учащийся отмечает пять пунктов на шкале. Коуч также может спросить, какова желаемая мотивация после предстоящего урока.

После занятия клиенту вновь предлагают отметить свое положение, оглядываясь на полученные навыки. Результат укажет, способен ли тренирующийся начать достижение цели сейчас или ему потребуется еще ряд занятий.

Другие методики

Существует множество техник, применяемых в коучинге. В зависимости от цели клиента, коуч подбирает наиболее подходящие методики.

Примеры эффективных приемов:


Нюансы новшества

Сколько бы ни было преимуществ у новшества под названием «коучинг», есть в этом методе тренинга и некоторые недостатки.

Минусы коучинга:

  • Необходимость преодоления привычного для человека сопротивления новшествам и инновационным методикам.
  • Прямая зависимость успеха проекта от компетентности коуча. На отечественном рынке квалифицированных специалистов очень мало.
  • Неумение клиента сконцентрировать на длительных проектах и частых занятиях. Желание получить «все и сразу».

Кочинг — новое слово в сфере . Методика позволяет достичь цели в любой сфере , будь то профессиональная идея или желание правильно .

Что такое коучинг? Узнайте об этом из видео:

Время на чтение: 5 мин

Коучинг – это особый тренинговый метод, направленный на достижение четко обозначенных целей (под этим не подразумевается общее развитие личности или множества качеств, а качеств, исключительно необходимых для достижения конкретно обозначенных целей). Предполагает совместную работу с коучем, человеком, являющимся тренером в данной области (жизненной или профессиональной).

Коучинг и наставничество имеют больше общих смысловых позиций, чем развитие и менторство, то есть имеют четкую фокусировку направления деятельности, вместо расширенного плана улучшения.

Виды разновидностей тренингового метода

Имеется множество видов коучинга, в зависимости от сферы его применения, и главными тут являются жизненный коучинг (лайф) и корпоративный коучинг (профессиональный). Первый очень близок по своим приемам и во многом граничит с психологией, специалисты, практикующие данное направление могут быть сертифицированы во многих смежных специализациях (медицина, социология, преподавание), но при этом не являться чистым представителем ни одной из них.

Простыми словами коучинг, связанный с профессиональной деятельностью, обычно касается улучшения эффективности сотрудников, проводится для корпораций или же для управляющих лиц, с целью развития навыков лидерского управления, а также получения критической обратной связи от консультанта по особенностям ведения бизнеса.

Применять методики коучингового развития можно при подготовке спортсменов к соревнованиям и при выборе карьеры, даже при выработке стратегии выполнения домашних заданий.

Коучинг по управлению своими финансовыми потоками (актуальный для больших фирм и сведения семейного бюджета), а также коучинг здорового образа жизни (помогающий поддерживать здоровье или справляться и учиться жить с хроническими заболеваниями) не столь распространенные, но очень эффективные стратегии. Зачастую в таких узких ответвлениях даже нет именования тренера коучем, чаще их называют консультантами или же коуч-методики используют доктора и экономисты, но суть заметных положительных изменений от этого не меняется.

Часто подобные методики подвергаются критики морали, поскольку в основу положено достижение цели, часто пути и способы при этом не учитываются. Кроме того, в отличие от деятельности сходных направлений (психотерапия, социология), коуч следует четким алгоритмам работы и требует от клиента неукоснительного соблюдения советов, тогда как деятельность в этой сфере не является законодательно утвержденной, а регламентацию действий и результатов проводит лишь Федерация Коучей.

Определения коучинга разнообразны, и включает в себя формирование окружающей среды человека таким образом, чтобы движение к цели приносило удовольствие, создание условий развития, неотъемлемость длительных отношений между клиентом и коучем, поскольку во многом коучинг и наставничество сходны. Сюда же относится определение коучинга как системы взаимодействия социальных и личностных, профессиональных и творческих способностей и одаренностей всех участников процесса для получения максимальной дальнейшей выгоды.

Чтобы избежать путаницы понятия, что такое коучинг, следует разграничить коучинг, тренинг, консалтинг и психотерапию (именно эти направления чаще всего путают между собой и уходят неудовлетворенные результатами из-за первоначального ошибочного выбора).

Итак, в тренинге существует определенный сценарий и рекомендации от ведущего по наилучшим стратегиям поведения, то есть вы берете готовый ответ и учитесь применять его к своей жизни.

В коучинге готовых ответов нет, и консультант вместе с вами будет искать наилучшие пути решения. Поиск этих путей решения, поддержка, консультации и направление вас в вашем движении коуч совершает до момента достижения (именно это является критерием окончания работы, а не потраченное время или количество сеансов).

В этом есть отличие от консалтинга, где вы получите консультацию и рекомендации, после чего больше никто не принимает участия в жизни клиента, оставив выбранные приемы на его собственное рассмотрение и для того, чтобы получить новые советы, необходимо устанавливать новые отношения. Пожалуй, больше всего сходства по выстраиванию партнерских отношений у коучинга с психотерапией, однако если для терапевтической сессии характерно довольно обширное внимание к травмам прошлого, то в коучинге все внимание сосредотачивается на настоящем моменте и стремлении к будущему.

Коуч-сессии могут быть единоразовыми (или периодическими), когда клиент обращается с конкретной проблематикой – такой вид считается вольным стилем. В противовес ему существует процессный коучинг, когда затрагивается множество различных проблем, связанных или нет между собой, для решения которых разрабатывается отдельная программа, продолжительность которой может быть годичная или более.

Типы затрагиваемых проблем обычно делятся на поведенческие (когда возникает необходимость некоторых реакций, например, неуверенности при большом количестве людей), эволюционные (предполагающие личностное развитие или развитие как профессионала), трансформационные (затрагивающие экзистенциальные проблемы смысла и своего предназначения).

Коучинг, как форма обучения, эффективна при работе с негативными эмоциональными состояниями, такими как затянувшиеся обиды, неконтролируемый , патологическая и переработка их в позитивные (это не обязательно подразумевает исключение данных эмоций из испытываемого спектра, но позволяет направлять их в полезное для личности русло). Высокие результаты коуч-стратегий для формирования устойчивости к внешним травматичным событиям, сохранения целостного самовосприятия и поддержания адекватной самооценки (как и ее повышения), а также в борьбе с зависимостями (в отношениях или химическими).

В лайф-коучинге можно выработать необходимые личностные качества (уверенность и позитивность, и преданность), устранить нежелательные или деструктивные. Также можно работать с поведенческими стратегиями, привычками, способностью управлять своими внешними проявлениями и внутренними состояниями. Но помимо таких четких целей, предоставляется возможность разобраться в своем жизненном пути, сформировать сами цели, к которым возникнет желание стремиться и преодолеть непредвиденные критические жизненные изменения, сбивающие прежние ориентиры (развод, военные действия, смена профессии, и многие другие).

Бизнес коучинг

Это одно из популярных ответвлений деятельности данного направления представляет собой взаимоотношения на профессиональном уровне между коучем, как специалистом по развитию (бизнеса или профессиональной компетенции отдельного сотрудника) и клиентом (руководителем, менеджером по персоналу, индивидуальным работником с поставленными личными целями). Так же как и лайф-коучинге, происходит постоянная поддержка, сопровождение и разработка стратегий достижения целей и эти отношения длятся ровно столько, сколько требуется времени для достижения заявленных потребностей.

Наиболее востребован бизнес-коучинг среди руководителей среднего бизнеса, где нет возможности нанять достаточно большое количество специализированных сотрудников, и приходится за всем следить самому.

Проблемы могут возникать от недостатка знаний в какой-либо из сфер (тяжело совмещать в себе бухгалтера, мотивирующего психолога и менеджера по закупкам, одинаково владея всеми навыками), от загруженности и невозможности уследить за всеми процессами (это может быть и неверное распределение задач, огрехи , так и недостаток отдыха). Из нерабочих моментов довольно часто большое влияние на успехи дела оказывают личные отношения, которые неизбежно возникают при ведении небольшого бизнеса – коллеги становятся друзьями, начальник знает, чем болеет ребенок сотрудницы, а к рабочему процессу подключаются члены семьи, что окончательно спутывает понимание происходящего.

Коуч способен взглянуть на ситуацию в целом и в перспективе развития, вычленить слабые места (и не всегда это будут чисто рабочие моменты, иногда личная жизнь влияет значительно существеннее). После постановки проблематики и выделения целей для работы, составляется план по повышению эффективности компании, с учетом обнаруженных тормозящих факторов.

Корпоративный коучинг не исключает индивидуального коучинга каждого сотрудника, с целью его продвижения или обучения, улучшении , коммуникации в коллективе, построения личной эффективной концепции работы или же усиления необходимых качеств (усидчивости, стратегического мышления или лидерских качеств). Подобная деятельность немного напоминает психолога, специализирующегося на психологии труда, с той разницей, что психолог должен обеспечить максимально правильные условия для деятельности, тогда как коуч способен заняться реорганизацией всего коллектива и поиском тех моментов, которые будут приносить сотрудникам радость от выполняемой работы. Также, коуч никогда не уйдет просто, увидев результаты, обычно после проведенной им работы остаются новые инструкции по работе с командой, реорганизована сама корпоративная культура и четкий план дальнейших действий.

Проводить бизнес-коучинг может внутренний коуч компании, имеющий должность и обязанности в организации, и отвечающий за продуктивность вверенных ему процессов (обычно так происходит в больших холдингах). Там, где нет возможности держать коуча на постоянной основе действует механизм приглашенного внешнего консультанта, работа которого в организации заканчивается при достижении целей (обычно к услугам специалистов прибегают, когда компания находится в кризисе). Но не стоит надеяться на специалистов, поскольку любой руководитель является коучем для своих сотрудников, способный поднять их мотивацию или разобраться в регрессирующих процессах.

Узких специалистов бизнес-коучинга приглашают для преобразования имеющегося проекта или открытия нового, при установлении партнерства или повышении мотивации персонала. Но немаловажными могут оказаться советы и вмешательства также при составлении рекламных продуктов, установлении ценовой политики, поскольку на подобные моменты часто имеет влияние внутреннее восприятие человека, его личные амбиции и комплексы, что может породить неэффективную расстановку приоритетов.

Эриксоновский коучинг

Проблематика обучения человека эффективным жизненным стратегиям всегда была прерогативой психологов, и именно отталкиваясь от основ изучения функционирования мозга и психики, были разработаны ведущие принципы коучинга. Мэрилин Аткинсон, изучившая работы Милтона Эриксона основала университет, где все желающие смогли бы обмениваться и развивать уже имеющиеся в этом направлении данные (на данный момент это аккредитованное образовательное учреждение). Сам Эриксон разрабатывал концепции психотерапии и , используя в жизни принципы, ранее не появлявшиеся в научных кругах. Именно эти идеи позволяли человеку изменить не только рабочие моменты и некоторые черты своей личности, но и целиком свою жизнь, взяв под контроль ее проявления и дальнейшее течение.

Методы, не подходившие под концепции психотерапевтических школ, шокировали, но работали. Основой их было поиск оптимального решения, отталкиваясь от ситуации, которая уже сложилась, без излишних компаний в прошлом и поиске причин. Первый и основной курс Эриксоновского университета был построен на консультировании по поиску решений, с применением и гипнотерапии. Начиная с этого момента, стало проводится обучение коучингу, где за основу стало движение человека вперед и преобразование его жизни в лучшую сторону. Консультанты, практикующие этот новый вид, не стремились ни к поиску глубоких первопричин кризиса, ни к обозначению всех проблемных факторов, их взгляд всегда устремлялся в будущее, считая, что не имеет значения искать, где человек подхватил насморк, гораздо лучше начать его лечить, даже не зная причин.

Эриксоновский коучинг обязан своим названием тому, что базируется на принципах и методах, разработанных Милтоном Эриксоном. Первостепенной среди них является вера в каждого человека и наличие у него всех необходимых ресурсов для разрешения собственной проблемной ситуации, а коуч является лишь направляющей функцией, задавая вопросы, помогающие найти выход. И следующим является понимание того, что абсолютно любой человек способен к изменениям к внутренним, своей жизни, бизнеса или любой другой части, при этом способен довольно быстро заметить результаты изменений.

Помимо этого, если вникнуть в модель эриксоновского коучинга, можно распрощаться с нападками тех. Кто считает данную модель аморальной. Базис выхода к изменениям строится на гармоничном сочетании четырех разнополюсных понятий: науки и искусства, отношений и планов, стратегий и инноваций, а также материального и духовного. И именно поддержание одинаково высокого уровня развития и взаимоперехода этих частей способствует гармоничному развитию.

Модели

Как и в любой системе, способствующей развитию человека, в коучинге существуют свои модели, являющиеся основой сессии. Это набор техник, позволяющих видеть ситуацию целостно, а не отдельные ее составляющие, поскольку не всегда та зона, которая является проблемной, требует реорганизации, может требоваться участие в других областях. Также эти модели позволяют самому коучу не поддаваться влиянию искажающих факторов и оставаться в адекватном происходящего. Модель не одна, поскольку само направление актуально в работе с различными зонами человеческой жизни и впитало в себя принципы различных теорий – это дает вариабельность применения и исключение неэффективных для конкретной ситуации действий.

Общие принципы для всех коучинговых моделей заключаются в установлении открытых и доверительных отношений (основа для них полная конфиденциальность полученной информации и происходящих процессов), формулирование целей и ценностей строится на интересе, ожиданиях и потребностях клиента, вне зависимости от убеждений консультанта. Этому способствует еще один объединяющий принцип – первоочередным шагом всегда будет детальный опрос клиента и ознакомление с ситуацией, а также последующее обучение самостоятельным действиям.

Выбирать наработанные модели, отсеивать из них наиболее подходящие личному стилю коуча или комбинация имеющихся не снижает эффективности, но рождает всегда новый подход. Придя с одинаковым запросом к пяти разным специалистам, вы получите пять различных стратегий.

Самая распространенная модель GROW, включающая этапы:

– определение и постановка краткосрочных и долгосрочных целей;

– изучение ситуации на данный момент;

– изучение и поиск имеющихся возможностей для реализации поставленных целей;

– определение будущих действий, включающее обозначение, как самих действий, так и их временного промежутка, а также участвующих лиц.

Самостоятельное применение модели, даже зная ее этапы весьма затруднительно, поскольку для получения новой информации необходим взгляд с другой стороны, и это не взгляд коуча. Его задача состоит в задавании большого ряда вопросов, помогающих человеку самому увидеть ширину ситуации, новые возможности и риски.

Техники

Техники – это тот инструмент, при помощи которого достигаются цели клиента, обозначенные в запросе. Их арсенал велик, а подчас они рождаются в процессе сессии, но есть основные, которые подойдут везде.

Основной техникой являются вопросы, поскольку прямые советы не входят в концепцию самой системы. Вопросы позволяют узнать ситуацию и заставить человека рассуждать, задумываться. Для такого не подходят однозначные закрытые вопросы, следует ставить вопрос таким образом, чтобы он порождал ответ, похожий на маленький рассказ, а далее уточнять при помощи вопросов такого же плана.

Следующий важный инструмент – это шкалирование, может касаться как эмоционального состояния (тревога на уровне восьми из десяти), так и положения дел (прибыль составляет четыре уровня из десяти). Помогает не только для установки текущей позиции и картины мира у клиента, но и необходима в постановке целей.

Коучинг – максимально конкретное занятие, и формулировки «повысить самооценку» слишком размыты, возникает необходимость установить на каком уровне самооценка сейчас, и какого уровня человек желает достичь. Далее можно детализировать, устанавливая временные сроки и ставя в приоритет показатели.

Еще один вариант шкалирования – это временная линия, где на условных временных отрезках намечается план достижения цели, его основные этапы. Техника хороша, чтобы разгрузить восприятие больших и сложных ситуаций, когда долгий проект или тяжелую работу разбивают на вполне обозримые кусочки, достижение которых видно и запланировано.

Если коуч видит, что мешает собственное сопротивление клиента, то используется техника «а что если?», где предполагается, что называемые человеком трудности устранены. Действует она в обход сознания и трезвого рассудка, чем выпускает много творческой энергии на разрешение вопросов. Также хороша техника выявления истинных ценностей, когда человеку на каждый ответ задается вопрос «что ценного в этом для вас?» и так до тех пор, пока череда диалога не упрется в тупик – именно последнее и будет истинной ценностью клиента. Обнаружение таких ценностей дает понимание, почему проваливаются остальные, например, когда основная ценность отношения, может систематически рушиться карьера, в угоду сохранения этих отношений.

Самая длительная техника – это колесо коучинга, требующая визуального (при помощи разделения круга на сектора) представления картины жизни клиента, где каждая часть будет олицетворять определенную сторону (дружбу, деньги, здоровье, семью и так далее) с условными обозначениями уровня развитости этой части. Так выявляются сферы, требующие внимания, а также дается возможность гармонизировать жизнь, когда особо непонятно в чем причина неуютного самоощущения.

Это лишь перечень основных техник, которые можно комбинировать между собой и с другими, часть из них отлично подойдет для самокоучинга или чтобы разобраться с текущей ситуацией, часть требует непосредственного участия коуча. Не смотря на простоту одних и сложность других, эффективность никак не зависит от длительности и потраченных ресурсов, более важна точность применения, иногда один простой вопрос способен дать человеку огромное вдохновение и понимание изменения ситуации.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Ответить на вопрос, что такое коучинг, совсем не сложно, ведь он объединил все известные техники, принципы и подходы, направленные на всестороннее развитие личности.

При этом он не повторяет ни одну из существующих методик, а предлагает принципиально новый подход к максимально полному раскрытию потенциала конкретного человека.

Одно из лучших определений коучинга дано педагогом-теоретиком Гарвардского университета Тимоти Гелвеем:

коучинг не учит, а помогает учиться.

Эта технология позволяет правильно расставить приоритеты в жизни, определить достойные цели и достичь их.

История возникновения коучинга

Термин коучинг (coaching) пришёл из английского языка, где он соответствовал процессу подготовки студента к сессии (в буквальном переводе означает «тренировка» , а коучер — соответственно, тренер).

На сленге Оксвордского университета коучем (coach) именовали человека, помогавшего готовиться к экзаменам. Важно, что не обучающего, а только помогающего готовиться к сдаче.

Сам английский термин coach образован от названия венгерского коча – конной коляски. Значит можно сказать про коучинг, что это такое средство, которое помогает человеку быстрее двигаться в пути к намеченной цели.

Позже термин коуч пополнил спортивный лексикон, а сегодня им обозначают специалистов, работа которых связана с наставничеством, консультированием и инструктированием.

Как профессия коучинг сформировался в 90-х годах ХХ века, после чего он стал охватывать все сферы человеческой деятельности. Профессиональное проходит и консультаций , основанных на:

  1. работах Дэниела Гоулмена об эмоциональном интеллекте;
  2. сократовских методах ведения диалога;
  3. методических наработках ведущих спортивных тренеров.

Обязательно следует обратить внимание на прямую связь достигаемых коучингом результатов с физическим и психическим здоровьем человека, поэтому рекомендации опытных тренеров обязательно учитываются опытными коучами.

Что это такое простыми словами

Максимально полно суть этого направления в формировании лидера определил Тимоти Гелвеем

– это достижение максимальной эффективности человека путём полного раскрытия его внутреннего потенциала.

Именно формирование мышления, направленного на использование заложенных в человеке способностей, можно считать основной целью коучинга. Это отличает его от наставничества, менторства и других методик.

Ниже приведены очень простые и понятные определения коучинга, каждое из которых раскрывает его суть, но с разных точек зрения:

Очень хорошо сформулировано это понятие в книге «Эффективный coaching» Майлза Дауни:

«Коучинг — это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека».

Обратите внимание на то, что профессионал никогда не предлагает готовых решений или методик, даже если они ему известны. Именно пробуждение в обучаемом человеке его внутренних способностей и дарований можно считать основной задачей, для решения которых приглашают коучей (использовать могут методы из психологии, например, ).

Эффективность профессиональной деятельности коуча определяется его способностью направить беседу в нужное русло путём формулирования вопросов, подталкивающих обучаемого к принятию решений. Клиент должен сам сформулировать цель и сам найти оптимальный путь её достижения, а иначе цель тренинга не достигнута.

Основные типы коучинга

Методика активации внутреннего потенциала настолько эффективна, что применяется во всех областях человеческой деятельности. Сегодня основными направлениями являются:

  1. лайф-коучинг – улучшающий жизнь клиента во всех проявлениях. Он особенно эффективен с людьми, занимающими активную жизненную позицию, но по каким-то причинам не находящим решения в сложной ситуации. Это не возможность переложить ответственность за выбор решения на коуча, а получение исключительно методической помощи;
  2. административный коучинг – направлен исключительно на руководителей крупных компаний, которые принимают ответственные решения. Особенность работы руководителя в том, что на управляемом предприятии он не имеет права быть некомпетентным в любом вопросе. Проблемы он должен решать с незаинтересованным специалистом в условиях строгой конфиденциальности;
  3. бизнес-коучинг – является разновидностью административного, но охватывает специалистов, подотчётных высшему руководству. Как правило, обучаемые имеют широкие полномочия по реализации принятых решений, но только после одобрения и проверки руководителем.

Эти виды охватывают все основные направления работы современных коучей. Существует и множество других направлений, но именно в бизнесе эффективность работы с коучем приносит осязаемый результат, часто выражающийся огромными суммами прибыли.

Очень интересен спортивный коучинг . Здесь достижения наставника могут быть намного скромнее, чем у обучаемого. При этом он помогает правильно поставить цель и определяет методы её достижения.

Физические данные в спорте значат многое, но опыт наставника позволяет существенно сократить путь к достижению рекордных результатов. В бизнесе всё точно так же.

Эффективность работы коуча

Всё чаще собственник предприятия или его руководитель выбирает для повышения эффективности работы коучинг потому, что такое решение позволяет максимально полно использовать потенциал его ведущих специалистов.

Индивидуальные или групповые занятия с руководителями высшего звена призваны не столько решать текущие задачи, сколько намечать новые цели и разрабатывать стратегию их достижения. Эффективность проведённых тренингов и сессий определяется просто и ясно: результат достигнут или нет.

Важным является осознание того факта, что ответственность за процесс ведения коучинга лежит на коуче, но за полученный результат полную ответственность несёт именно клиент.

Если клиент занимает максимально активную позицию в постановке целей и поиске решений, то результат будет достигнут. Чтобы оказать максимально возможную помощь заказчику в процессе работы коуч должен обладать определёнными качествами , основными из которых являются:

  1. коммуникабельность и терпимость, без чего невозможно объективно оценить собеседника и принять его проблему;
  2. хорошее понимание процессов, происходящих на конкретном предприятии и в данной отрасли в целом;
  3. психологической совместимостью с обучаемым, без чего эффективного сотрудничества не получится.

Заказчик должен быть уверен, выбирая коучинг, что это мероприятие принесёт прибыль. Обучаемый должен быть морально, физически и психологически готов работать над повышением своего потенциала.

Если ответной реакции со стороны обучаемого не будет, то тренинг не сработает:

Задача коуча помочь раскрыть скрытые возможности человека, но захотеть это сделать он должен сам. Вкладывать большие деньги в проведение коуч-сессии можно только в том случае, если руководитель осознал суть требующей решения проблемы или необходимость в определении новых целей.

— это не работа над ошибками , а создание оптимальных условий для активизации всех заложенных в человека природой возможностей.

В процессе работы создаётся доброжелательная обстановка для беседы, в которой ученик:

  1. САМ формулирует задачу;
  2. САМ ищет оптимальное решение;
  3. САМ определяет этапы реализации.

Итого

Хороший коучинг — это что-то такое, чего нельзя достичь в одиночку. Такой метод совместного поиска решений самых трудных задач не только эффективен, но и важен для формирования твёрдой уверенности в своих силах у руководителя.

Практически решение всплывает само, но при очень тонком взаимодействии с коучем. При этом прошедший тренинг специалист имеет право заявить об авторстве найденного решения проблемы, что тоже очень важно.

Независимо от полученного результата, коуч-сессия укрепляет уверенность человека в собственной уникальности и талантливости.

Как правило, коучей нанимают для тех, кто уже доказал свою способность эффективно решать сложные технические, технологические или организационные задачи, но нуждается в лёгком толчке для более полного раскрытия своих возможностей. Чем выше ранг обучаемого, тем больше он нуждается в непредвзятой оценке своих достижений и помощи в поиске путей дальнейшего личностного роста.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое тренинг - в чем преимущество перед семинарами и лекциями, отличия от курсов и коучинга Что такое смелость и каковы ее проявления - портрет смелого человека и как развить в себе это качество Что такое оффер и как его правильно создать Презумпция невиновности - что это такое на бумаге и в жизни Что такое дискуссия Сила воли - что это, понятие воли в психологии и как ее развить Что такое компромисс Прецедент - что это в обычной жизни и судебной практике Резолюция: что это и какие функции она выполняет в обществе Что такое амбиции и амбициозность - это хорошо или плохо, и можно ли стать амбициозным человеком Что такое мотивация

По области применения различаются карьерный коучинг , бизнес-коучинг , коучинг личной эффективности , лайф-коучинг . Карьерный коучинг в последнее время называют карьерное консультирование , включающее в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т. п., связанные вопросы.

Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями компании и с командами сотрудников.

Лайф-коучинг заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения).

По участникам коучинга различаются индивидуальный коучинг , корпоративный (групповой) коучинг .

По формату - очный (личный коучинг, фотокоучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг) виды коучинга. Важно понимать что данные выше направления коучинга неразрывно связаны между собой и органично вписываются в систему обучения клиентов.

Коучинг в психологии

Коучинг – новое направление психологического консультирования, использующее современные психотехнологии, ориентированные на эффективное достижение намеченных целей. Хотя на самом деле коучинг нечто большее, чем консультирование.

Коуч не учит своего клиента, как делать. Он создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения своей цели.

В коучинге идет обучение клиента достижению целей оптимальными путями в кратчайшие сроки. Коучи способствуют тому, чтобы их клиенты научились минимальными усилиями добиваться лучших результатов. В основе коучинга лежит использование психологии оптимизма и успеха. Именно поэтому этот вид консультирования активно развивается за рубежом и в нашей стране.

В основе коучинга лежит идея о том, что человек является не пустым сосудом, который надо наполнить, а он более похож на жёлудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом. Необходимо питание, поощрение, свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти уже заложена в нас.

В коучинге создается живая атмосфера сотворчества: со стороны коуча это в первую очередь следование за интересами клиента и направляющие «волшебные вопросы», со стороны клиента – это смелость исследования своих выборов, творческий поиск и принятие решений, направленных на достижение желаемого, обретение радости от успехов и достижений, включение внутреннего «драйва».

В настоящее время коучинг – одно из самых популярных и востребованных направлений психологической помощи, улучшающих жизнь, как самим клиентам, так и приносящее ощутимый финансовый доход самим коучам. Одна из привлекательных сторон работы коуча в том, что зарплата эффективного коуча обычно в несколько раз, а то и на порядок выше, чем у практических психологов и психотерапевтов.

Основоположники коучинга

Джон Уитмор (англ. John Whitmore ) - Автор книги «Коучинг высокой эффективности», изданной в 1992 г. Развил идеи Голви в применении к бизнесу и менеджменту.

Томас Дж. Леонард (Thomas J. Leonard) - основатель Университета коучей (Coach University - www.coachu.com), Международной Федерации Коучей, Международной ассоциации сертифицированных коучей (International Association of Certified Coaches - IAC) и проекта CoachVille.com.

Термины, используемые в коучинге

Коуч (англ. Coach ) - специалист, тренер, проводящий тренировку.

Клиент - человек или организация, заказывающая услуги тренировки каких либо навыков. В терминологии, используемой британскими тренерами, человека, получающего услугу коучинга, также называют игроком.

Сессия - особым образом структурированная беседа тренера с клиентом/игроком.

Формат коучинга - это способ взаимодействия между клиентом и тренером в процессе коучинг-сессии, а также средство такого взаимодействия.

Ключевым элементом в коучинге является осознание, которое становится результатом усиления внимания, концентрации и чёткости. Осознание - это способность отбирать и ясно воспринимать относящиеся к делу факты и информацию, определяя их важность. Ответственность - ещё одна ключевая концепция и цель коучинга.

Индивидуальный коучинг достаточно часто применяется для:

  1. развития топ-менеджеров и первых лиц компании;
  2. поддержки менеджера в адаптации к новой роли/должности;
  3. ускорения развития талантливых сотрудников.

Содержание индивидуального коучинга

  1. Постановка целей - «Чего ты хочешь?»
  2. Анализ текущей ситуации - «Что происходит?»
  3. Наработка вариантов - «Что нужно сделать?»
  4. Реализация и контроль - «Что ты будешь делать?»

Самые полезные коучинговые вопросы

  • Что еще?
  • Если бы ты знал ответ, то что бы сказал?
  • Какие могут быть последствия для тебя и других?
  • Какими критериями ты пользуешься?
  • Что для тебя в этом самое трудное?
  • Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?
  • Представь себе диалог с самым мудрым человеком, которого ты знаешь. Что он скажет тебе делать?
  • Я не знаю, что делать дальше. А ты?
  • В чем ты выиграешь / проиграешь, если так сделаешь / скажешь?
  • Если бы так сказал / поступил кто-то другой, что бы ты почувствовал / подумал / сделал?
  • Что ты будешь делать?
  • Когда ты намереваешься это сделать?
  • Достигнешь ли ты при этом своей цели?
  • Какие возможны препятствия на пути?
  • Кому следует знать об этом?
  • Какая поддержка тебе нужна?

См. также

Примечания

Литература

  • Джон Уитмор Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом = Coaching for Perfomance: Growing Human Potential and Purpose. - М .: «Альпина Паблишер», 2012. - 312 с. - ISBN 978-5-9614-1972-6
  • Станислав Шекшня Как эффективно управлять свободными людьми: Коучинг. - М .: Альпина Паблишер, 2011. - С. 208. - ISBN 978-5-9614-1614-5
  • Бессер-Зигмунд К., Зигмунд Х. Самокоучинг: Культура личности менеджеров и руководителей = Coach Yourself: Personlichkeitskultur fur Fuhrungskrafte. - СПб. : Издательство Вернера Регена, 2010. - С. 176. - ISBN 978-5-903070-27-5
  • Лаврова О. В. Любовь в эпоху постмодерна: Ad hoc коучинг о людях "До востребования". - М .: «Дело и сервис», 2010. - С. 448. - ISBN 978-5-8018-0461-3
  • Трейси, Брайан Технология достижений: Турбокоучинг по Брайану Трейси = TurboCoach: A Powerful System for Achieving Breakthrough Career Success. - М .: Альпина Паблишер, 2009. - С. 224. - ISBN 978-5-9614-1044-0
  • Дауни, Майлз Эффективный коучинг: Уроки коуча коучей = Effective Coaching Lessons from the Coaches" Coach. - М .: Добрая Книга, 2008. - С. 288. -