Пояснение о возмещении ндс при экспорте образец. НДС при экспорте: подтверждение нулевой ставки НДС, возврат НДС. Раздельный учет входного НДС при экспорте товаров

Статья освещает все основные принципы организации системы оплаты НДС при экспортных/импортных операциях. В приложении приведены примеры, отражающие практические аспекты исчисления и уплаты НДС при экспорте.


1. Особенности исчисления и уплаты НДС при экспорте

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта , применяется налоговая ставка 0 процентов.

Сказанное фактически означает, что по операциям, облагаемым по нулевой ставке, как и по операциям, освобождаемым от налогообложения, НДС не уплачивается. Вместе с тем, между указанными операциями есть существенные различия. По операциям, облагаемым по нулевой ставке, формируется налоговая база, при составлении счетов-фактур в графе "ставка НДС" указывается "0%", суммы (входного) НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), подлежат вычету. По операциям, освобождаемым от налогообложения, налоговая база не формируется, суммы (вхЕдного) НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), не вычитаются, а в установленном порядке относятся на себестоимость.

В соответствии со статьей 164 НК РФ необходимым условием применения налоговой ставки 0 процентов являются:

  • фактический вывоз товара за пределы таможенной территории РФ;
  • представление в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Так в постановлении Президиума ВАС РФ от 18 февраля 1997 г. N 3620/96 содержится вывод о том, что применение права на возмещение НДС зачастую ставится в зависимость от того, был ли фактически осуществлен вывоз товара и не связывается с условиями поставки, действиями и намерениями поставщика. На самом деле экспортеру не обязательно самому вывозить продукцию за рубеж, как иногда считают налоговые органы, вывозить экспортную продукцию может и комиссионер или иностранный покупатель, когда контракт заключен на условиях самовывоза.

Требования к экспортерам, установленные ТК РФ, заключаются в следующем:

  • уплата вывозных таможенных пошлин и внесение иных таможенных платежей;
  • соблюдение мер экономической политики;
  • вывоз товаров, выпущенных в режиме экспорта, за пределы российской таможенной территории в том же состоянии, в котором они были на день принятия таможенной декларации, кроме изменений их состояния вследствие износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;
  • выполнение других требований, предусмотренных ТК РФ и иными актами российского таможенного законодательства.

В соответствии со статьей 165 НК РФ для обоснованного применения нулевой ставки НДС необходимо, чтобы в качестве покупателя экспортируемых товаров выступало иностранное лицо.

2. Экспорт в страны участники Содружества Независимых Государств

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-Ф3 "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ) реализация товаров (работ, услуг) в государства - участники СНГ до 1 июля 2001 года приравнивалась к реализации на территории РФ. Поэтому до 1 июля 2001 года применение нулевой ставки НДС являлось обоснованным только в случае вывоза товара за пределы государств - участников СНГ. При ввозе товаров, производимых и ввозимых с территорий участников СНГ, таможенные органы налог на добавленную стоимость также не взимали. Реализация указанных товаров на территории России облагалась НДС в порядке и по ставкам, предусмотренным для товаров, производимых на территории РФ. При этом суммы НДС, уплаченные хозяйствующим субъектам государств - участников СНГ подлежали вычету в порядке, действовавшем до введения в действие второй части НК РФ.

С 1 июля 2001 года порядок взимания НДС во взаимной торговле с государствами - участниками СНГ претерпел существенные изменения. Вместо принципа "страны происхождения" теперь применяется принцип "страны назначения", то есть, никакого различия между экспортом товаров в страны дальнего зарубежья и страны СНГ нет. Экспортируя товары (работы, услуги) в страны СНГ следует применять нулевую ставку налога, а, импортируя товары из стран СНГ, при пересечении таможенной территории РФ налогоплательщик обязан заплатить НДС на таможне. Принцип "страны назначения" применяется с 1 января 2001 года только в отношениях с Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Армения, а с 1 апреля также в отношениях с Азербайджанской Республикой. Повторим, что отношения с остальными странами - участниками СНГ по принципу "страны назначения" применяются с 1 июля 2001 года.

Единственное исключение, касающееся исчисления и уплаты НДС при экспорте товаров (работ, услуг) в страны - участники СНГ действует в отношении Республики Беларусь. МНС России письмом от 29 июня 2001 г. NВГ-6-03/502@ со ссылкой на Федеральный закон РФ от 22 мая 2001 г. N 55-Ф3 "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" сообщило, что переход на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения не распространяется на Республику Беларусь. Это означает, что реализация товаров (работ, услуг) в Республику Беларусь приравнивается к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом при ввозе товаров, производимых и ввозимых с территории Республики Беларусь, налог на добавленную стоимость таможенными органами Российской Федерации не взимается. То есть порядок расчетов по НДС с хозяйствующими субъектами Республики Беларусь и с налоговыми органами по поводу таких операций с 1 июля 2001 года не изменился.

3. Документы, подтверждающие реальный экспорт

Право на применение нулевой ставки НДС и право на возмещение "входного" НДС должно быть документально подтверждено налогоплательщиком. Статья 165 НК РФ определяет перечень документов, которые должны быть представлены налогоплательщиком в каждом из случаев применения нулевой ставки НДС. Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки в отношении экспортируемых товаров налогоплательщик должен непосредственно представить в налоговые органы, следующие документы:

  1. Контракт (копию контракта) с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ (подп.1 п.1 ст.165 НК РФ).
  2. Выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке (подп.2 п.1 ст.165 НК РФ).
  3. Грузовая таможенная декларация (ее копия) (подп.3 п.1 ст.165 НК РФ). На грузовой таможенной декларации должны быть две отметки:
    1. Российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта.
    2. Российского пограничного таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ.
    Подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории России производится на основании обращений, непосредственно представляемых либо направляемых по почте в таможню, в регионе деятельности которой расположен пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации следующих лиц (далее - заявители):
    1. декларантов товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, в соответствии с таможенным режимом экспорта;
    2. российских перевозчиков, выполняющих работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и иные подобные работы (услуги);
    3. лиц, выполняющих работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и переработки товаров под таможенным контролем;
    4. лиц, выполняющих работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита.
    Подтверждение производится при представлении заявителем следующих документов:
    1. письменного заявления, подписанного руководителем организации заявителя, ее главным бухгалтером и заверенного печатью организации (если заявителем является индивидуальный предприниматель, заявление подписывает указанное лицо и указывает реквизиты свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), с просьбой о подтверждении вывоза товаров и с обязательным указанием:
      • наименования таможенного органа, в котором производилось таможенное оформление товаров;
      • наименования и количества товаров;
      • номера грузовой таможенной декларации либо иного документа, используемого в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России в качестве таможенной декларации, содержащей сведения о товарах и дату окончания его таможенного оформления;
      • наименования пункта пропуска товаров через государственную границу Российской Федерации (морской (речной), воздушный порт, железнодорожная станция, автомобильный переход);
      • месяца и года фактического вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации;
      • сведений о транспортных средствах (регистрационный номер автотранспортного средства, название морского (речного) судна, бортовой номер и номер рейса воздушного судна, номер вагона, номер контейнера и т.п.), на которых товар доставлен в пункт пропуска через государственную границу Российской Фе-дерации, а также на которых он фактически перемещался через таможенную границу Российской Федерации;
    2. экземпляра таможенной декларации, возвращенной декларанту после таможенного оформления товаров, или ее копии, подписанной руководителем и главным бухгалтером заявителя и заверенной печатью организации-налогоплательщика (подписанной индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя);
    3. копии договора заявителя на оказание работ (услуг), заверенной печатью организации - налогоплательщика (подписанного индивидуальным предпринимателем) (для заявителей, реализующих работы (услуги);
    4. экземпляра транспортного и/или товаросопроводительного документа (или его копии, подписанной руководителем и главным бухгалтером заявителя и заверенной печатью организации-налогоплательщика (подписанной индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), на основании которого товар перемещался через таможенную границу Российской Федерации (прилагается по желанию заявителя);
    5. почтового конверта с государственными знаками оплаты услуг почтовой связи и надписанным адресом заявителя (в случае обращения по почте).
  4. Копии транспортных, товаросопроводительных, таможенных и/или иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (подп.4 п.1 ст.165 НК РФ). К транспортным документам относятся транспортная накладная, коносамент или иные документы на груз, подтверждающие факт заключения договора перевозки или иного договора, в соответствии с которым осуществляется международная перевозка товаров. Анализ состава названных документов свидетельствует о том, что их представление призвано решить две задачи:
    1. подтвердить факт вывоза товара на условиях экспорта согласно условиям действующего контракта (ГТД , транспортные документы).
    2. подтвердить факт поступления валютной выручки за экспортированные товары (выписка банка).
    В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию РФ и их оприходование.
  5. Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз припасов за пределы территории Российской Федерации. (подп.4 п.2 ст.165 НК РФ).

При заключении экспортных контрактов через посредника, рекомендуется дополнительно устанавливать его обязанности по предоставлению вышеназванного пакета документов.

При реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров на экспорт, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктом 5 статьи 165 НК РФ, представляются следующие документы:

  1. контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);
  2. выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке.
  3. таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта или транзита, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввезен на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ).
  4. копии транспортных, товаросопроводительных и/или иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ).

4. Порядок возмещения налога на добавленную стоимость

В течение трех месяцев после подачи декларации налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. В этот период налоговый орган производиѕ проверку представленных документов, а также правильности исчисления вычетов и принимает мотивированное решение о возмещении налога путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе в возмещении.

В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10-ти дней после вынесения указанного решения. Если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решения об отказе и указанное заключение не предоставлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.

В случае наличия у налогоплательщика недоимки и пени по НДС, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным штрафам, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа. Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10-ти дней сообщают о нем налогоплательщику. Отметим, что данный порядок противоречит общему порядку зачета уплаченной суммы налога, предусмотренного статьей 78 НК РФ. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 78 НК РФ зачет осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Если недоимка меньше возвращаемой суммы, то пени за просрочку на нее не начисляются.

Методика заполнения декларации позволяет вывести ряд правил, выполнение которых МНС России требует от налогоплательщиков:

  1. Налоговые вычеты по товарам, облагаемым по нулевой ставке, не производятся до момента реализации этих товаров.
  2. Если 181-й день с момента выпуска товаров в таможенном режиме экспорта региональными таможенными органами и день получения последнего документа из комплекта документации, подтверждающей экспорт, приходятся на один налоговый период, возмещение НДС производится в режиме, установленном для товаров, облагаемых по нулевой ставке, то есть налоговые вычеты по таким товарам не уменьшают сумму налога, исчисленную по другим Еперациям.
  3. С суммы авансов, полученных в счет предстоящего экспорта, следует уплатить НДС, несмотря на то, что дата реализации экспортируемых товаров не наступила. При наступлении даты реализации экспортируемых товаров сумма налога, ранее исчисленная с аванса, принимается к вычету.
  4. Подтверждение права на применение нулевой ставки не влечет за собой корректировки ранее сданных деклараций в отношении суммы налога, начисленного ранее не по нулевой ставке с суммы полученного аванса и со стоимости реализованных товаров. Корректировка ранее отраженных в декларациях данных о налоговых вычетах также не производится.

Так что налогоплательщики - экспортеры, которые в указанной выше ситуации применяют вычет по НДС при оприходовании товаров (работ, услуг) должны быть готовы к спору с налоговым органам. Полагаем, что в ситуации, когда они уверены в том, что им удастся доказать реальность экспорта и представить все необходимые документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, такие действия налогоплательщика целесообразны, поскольку налогоплательщик в конечном счете ничего не теряет, а наоборот приобретает весьма существенные выгоды.

Перед тем, как представлять отдельную налоговую декларацию вместе с пакетом документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ необходимо проверить:

  • имеет ли организация право на осуществление внешнеэкономической деятельности, а также (в необходимых случаях) лицензию и квоту на экспорт товаров и услуг;
  • все ли необходимые документы имеются в наличии;
  • правильно ли оформлены все документы по проведению экспортных операций;
  • соответствуют ли сведения, указанные в паспорте сделки, условиям контракта, правильно ли заполнена грузовая таможенная декларация ;
  • полноту поступления валютной выручки и своевременность оформления поручений на перечисление обязательной продажи части выручки государству;
  • правильность оформления операции по экспорту товаров (работ, услуг);
  • правильность оформления операций по экспорту товаров через посредника;
  • правильность определения налоговой базы по НДС.

Налогоплательщикам - экспортеѕам также следует обратить внимание на приказ МНС России от 27 декабря 2000 г. N БГ-3-03/461, в соответствии с которым территориальные налоговые инспекции могут вернуть НДС только традиционным экспортерам либо организациям, у которых ежемесячный объем возмещения не превышает 5 000 000 руб. Остальные налогоплательщики должны обращаться в управление МНС России по субъекту РФ.

Критерии, которым должны соответствовать организации, претендующие на статус традиционного экспортера, приведены в письме МНС России от 17 июля 2000 г. N ФС-6-29/534@.

В соответствии с пунктом 2 указанного письма к традиционным экспортерам относятся предприятия, производящие собственную продукцию и закупающие продукцию непосредственно у предприятий - производителей, удовлетворяющие следующим условиям:

  1. предприятия, производящие собственную продукцию:
    • поставляют в страны дальнего зарубежья (в том числе по договорам комиссии, поручения) продукцию собственного производства (традиционные энергоносители, металл, лес, бумагу, а также продукцию, производимую военно-промышленными и авиационно-промышленными предприятиями);
    • работают не менее 3-х лет на внешнеэкономическом рынке;
    • не имеют существенных замечаний со стороны налоговых и правоохранительных органов;
    • соблюдают стабильность номенклатуры экспортируемой продукции;
    • имеют собственные основные средства производственного назначения;
    • работают с постоянными иностранными покупателями и российскими поставщиками.
  2. Кроме того, к традиционным экспертам могут быть отнесены предприятия, которые закупают продукцию непосредственно у производителей. При этом они должны:
    • иметь объемы экспортных поставок в размере не менее 100 000 долларов США в месяц;
    • работать на внешнеэкономическом рынке не менее 5 лет;
    • не иметь существенных замечаний со стороны налоговых и правоохранительных органов;
    • соблюдать стабильность номенклатуры поставляемой на экспорт продукции;
    • закупать продукцию для последующей реализации на экспорт у постоянных российских поставщиков;
    • поставлять продукцию постоянным иностранным покупателяЕ;
    • не использовать в качестве оплаты поставщикам кредиты иностранных банков.

5. Возможное изменение порядка возмещения НДС

В последнее время темпы роста сумм возмещенного НДС приобретают просто катастрофические размеры. Это в первую очередь связано с появлением такой тенденции, как постепенный отказ налогоплательщиков от практики уклонения от уплаты налогов и перехода к практике хищения средств бюджета путем использования налоговых механизмов.

Одной из таких схем является схема, связанная с возмещением из бюджета налогоплательщиками - экспортерами денежных сумм НДС. Суть схемы заключается в том, что организация получает из бюджета возмещение сумм НДС, уплаченных поставщикам, но не поступивших в бюджет. Зачастую такое непоступление связано с сознательным нежеланием ряда лиц соблюдать обязанности налогоплательщика. С этой целью, создаются фирмы-однодневки, которые, продав товар предприятию - экспортеру по максимальной цене и получив от него денежные средства, благополучно растворяются на просторах нашей страны, не уплатив причитающихся налогов (в первую очередь НДС). Предприятие - экспортер, в дальнейшем реализует купленный товар на экспорт и, представив все необходимые документы, получает формальное право на возмещение сумм НДС, фактически не поступивших в бюджет. При этом апеллирование налоговых органов на противоправность такого возмещения не находит понимания в судебных органах, так как порядок возмещения сумм НДС полностью соблюден, а факт не уплаты сумм НДС предыдущим собственником товара не является условием, препятствующим возмещению НДС.

Другая схема использования механизмов экспортного НДС заключается в том, что цена товара, реально экспортированного за пределы России, а также все сопутствующие этому затраты (на перевозку и пр.) существенно завышаются. Это увеличивает суммы НДС, уплаченные поставщику и заявленные к возмещению из бюджета. Иными словами, к возмещению предъявляется сумма завышенного налога, которая нередко существенно превосходит реальную сумму налога, которую налогоплательщик - экспортер мог бы возместить.

Нередко в налоговые органы представляются фальсифицированные докуменѕы, подтверждающие реализацию товаров (работ, услуг) на экспорт.

Однако, при наличии документов, подтверждающих факт реального экспорта, у налоговых органов нет формальных оснований для отказа в возмещении налога, даже если все материалы указывают на мошеннический характер операции. Законодательство не предусматривает продления сроков принятия решений по возмещению НДС даже при возбуждении уголовных дел.

В этой связи МНС России, Минфин России и ФСНП РФ предлагают ряд мер, направленных на коренной перелом сложившейся ситуации. Одним из вариантов является увеличение срока проверки документов, подтверждающих правомерность применения ставки 0 процентов и возмещения НДС, с трех до шести месяцев.

Другие варианты связаны с внесением изменений в главу 21 Налогового кодекса РФ. Например, предлагается дополнить статью 176 НК РФ пунктом 5 следующего содержания:

"Возмещение (зачет, возврат) сумм налога, уплаченных налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для производства и реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 5 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производится после представления налогоплательщиками документов, подтверждающих уплату в бюджет сумм налога поставщиками".

Соответственно предлагается дополнить и пункт 1 статьи 165 НК РФ (устанавливающий перечень документов, необходимых для возмещения НДС) подпунктом 5 следующего содержания:

"5) справки из налоговых органов по месту регистрации лиц, чья продукция (работы, услуги) использованы при производстве или реализации экспортируемых товаров, об уплате указанными лицами полученной за счет налогоплательщика суммы налога в бюджет. Налоговые органы по месту регистрации указанных лиц обязаны в течение месяца со дня получения соответствующего заявления экспортера выдать ему справку о суммах уплаченного этими лицами налога".

В случае внесения этих норм в Налоговый кодекс РФ (кстати, нарушающих ряд других норм, - например о налоговой тайне) у экспортеров появятся новые проблемы.

6. Проблемы возврата НДС экспортерам в России

Как известно, в Российской Федерации принята нулевая ставка обложения налогом на добавленную стоимость для предприятий, экспортирующих свою продукцию: в соответствии со ст.164 Налогового кодекса РФ налог на добавленную стоимость при экспорте товаров, работ и услуг, произведенных на территории России, не взимается. Точнее, он взимается, но государство обязуется в определенные сроки возместить экспортерам ранее уплаченные суммы НДС. Однако ошибочное администрирование, неверное прогнозирование объемов возврата НДС экспортерам, отсутствие эффективного контроля со стороны Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов Российской Федерации за соответствием сумм уплаченных НДС суммам, заявленным к возвращению по этому виду налога, - все эти обстоятельства породили серьезную проблему возврата НДС экспортерам. Задолженность государства перед поставщиками по возвращению экспортного НДС растет, она стала тяжелой обузой для федерального бюджета.

Экспортеры имеют законное право на получение указанных сумм, но ввиду сложностей административного порядка добиться возмещения очень нелегко, а судебные тяжбы с налоговыми инспекциями тянутся годами. Это приводит к фактическому кредитованию бюджета экспортерами и росту их задолженности перед кредитными учреждениями, к которым они вынуждены обращаться для пополнения собственных оборотных средств. Вместе с тем государство, в свою очередь, терпит убытки от многочисленных налоговых махинаций. Упомянутое несовершенство системы контроля за движением платежей по НДС приводит к тому, что по подложным документам из бюджета нередко возмещаются суммы налога, который никто никогда не платил. Ежегодно государство теряет на подобных операциях все больше, одновременно наращивая долг перед экспортерами.

Предлагаются различные пути решения этой проблемы. Например, делаются попытки обосновать существенное снижение НДС, которое позволит правительству уменьшить имеющуюся сумму задолженности (очевидно, подразумевается возвращение долгов исходя из новой, меньшей ставки). Эта мера должна подкрепляться более жесткой системой контроля, предупреждающей злоупотребления при возвращении экспортного НДС.

Наметившееся замедление темпов налоговой реформы, выраженное в приостановлении снижения налогов, требует от правительства не толькЕ ужесточения налогового администрирования, но и гибкой законодательной и оперативной политики по отношению к крупнейшим экспортерам - поставщикам в бюджет. Необходимо создать не только административные, но и рыночные механизмы контроля над уплатой и возмещением НДС или немедленно отменить его, заменив иным оборотным налогом*(1) .

Представляется, что НДС может быть действительно пересмотрен только в двух случаях: если в экономике будет наблюдаться ощутимый подъем (во что верится с трудом) или, наоборот, резкий упадок (во что не хочется верить).

Казалось бы, особых проблем с возвратом экспортерам сумм НДС возникать не должно. Ведь расходы на возмещение этих средств обязательно закладываются в бюджет, и предполагается, что эти деньги в виде НДС будут собраны на всех этапах производства товаров, работ и услуг. Но, к сожалению, цепочкам производства экспортируемых товаров в реальности не всегда соответствуют такие же непрерывные цепочки своевременной уплаты соответствующих налоговых платежей, и в первую очередь это касается НДС. Нередко граждане вообще избегают уплаты налогов, используя различные схемы.

Бывают ситуации еще более сложные - когда товар перед тем, как отправиться на экспорт, проходит через значительное число производителей. Отследить все подобные маршруты налоговой инспекции пока не удается. Это означает, что средства от поступления НДС, заложенные в бюджет, на самом деле полностью никогда туда не поступают, а заявки на их возмещение предъявляются.

Трудность составляет и учет поступления таких средств. Здесь нет точных данных, но можно с уверенностью предположить, что разница между реально уплаченными и требуемыми к возмещению суммами составляет более 50%. Поскольку бюджет нашей страны формируется по принципу общей единой кассы, вычленить действительно полученные средства на данном этапе уже невозможно. Поэтому Министерство финансов должно из общей суммы доходов взять заложенные в бюджете средства и выплатить их экспортерам. К тому же у Минфина отсутствует инструмент для того, чтобы отличить мнимого экспортера от реального, а среди реальных экспортеров - перечислившего НДС в бюджет от не выплатившего его по тем или иным причинам.

Ситуация усугубляется еще и тем, что за последние годы бюджет накопил перед экспортерами долг, размеры которого открыто не называются. По некоторым оценкам, он составляет 200-250 млрд руб. Государственные органы, испытывая нехватку денег, пытаются любыми способами избежать платежа или уменьшить его размер. Несмотря на то, что закон обязывает бюджет вернуть экспортеру уплаченный НДС, на деле эта процедура затягивается на месяцы и годы. Очень часто экспортерам, чтобы вернуть причитающиеся им деньги, приходится долго судиться с государством. Многие предприниматели одновременно с подачей требования в Министерство по налогам и сборам сразу подают заявление в суд.

Кроме того, возвращение НДС экспортеру конкретной налоговой инспекцией увязано с так называемым финансовым планом - планом сбора налогов, т.е. если налоговая инспекция не может собрать достаточно других налогов, то у нее нет ни средств, ни права возмещать НДС*(2) .

Если сложить сумму задолженности государства по возврату НДС за предыдущий период и те финансовые обязательства, которые должны возникнуть у бюджета в следующем году, то получается, что Министерство финансов РФ должно будет выплатить экспортерам примерно 450 млрд руб. Вряд ли это реально выполнимо. Более того, наблюдается тенденция к возрастанию задолженности государства по возврату НДС экспортерам. Такое положение снижает экспортные перспективы и экономический потенциал России. В Правительстве РФ, Министерстве финансов РФ и Государственной Думе РФ в течение последних двух лет постоянно обсуждаются вопросы о том, как, с одной стороны, перекрыть пути "псевдоэкспорту", а с другой - способствовать своевременной уплате налога на всех этапах производства товаров и вовремя учитывать в бюджете необходимые суммы для возврата НДС экспортерам.

Приложение

Примеры по рассмотренной теме

Пример 1

ОАО "Изготовитель" заключило договор с ООО "Заказчик" на изготовление продукции для дальнейшей ее поставки в Германию. Поскольку договор заключен между российскими юридическими лицами, то, несмотря на то, что фактически продукция была поставлена на экспорт, ОАО "Изготовитель" не вправе применять нулевую ставку НДС.

Пример 2

Российскаѕ организация поставила на экспорт продукцию на сумму 1 000 000 долларов США. Так как поставленная продукция по своему качеству не соответствовала условиям контракта, стороны договорились об уменьшении стоимости продукции на 300 000 долларов США. В качестве документов, подтверждающих незачисление 300 000 долларов США на счет российской организации, последней в налоговые органы было представлено соглашение об уменьшении договорной цены, письменно подтвержденное МВЭС РФ.

Пример 3

ООО "Свет" в январе 2002 года получило освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по статье 145 НК РФ. В марте 2002 года ООО "Свет" обратилось в налоговый орган с просьбой возместить НДС, уплаченный поставщикам товаров, реализованных на экспорт. При этом все документы, подтверждающие право на возмещение НДС были своевременно представлены. Однако, налоговый орган отказал в возмещении НДС, указав на то обстоятельство, что ООО "Свет" ранее получило освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ.

В отношении экспортируемых товаров (работ, услуг) определен специальный порядок установления даты их реализации. В зависимости от этой даты у налогоплательщиков возникает обязанность по исчислению и уплате НДС.

В соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт датой реализации товаров (работ, услуг) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих реальный экспорт.

В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) признается день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).

До наступления одной из указанных дат налогоплательщик - экспортер не учитывает в целях налогообложения совершенные им операции по реализации товаров (работ, услуг) независимо от установленной им учетной политики.

Пример 4

ООО "Свет" заключило экспортный контракт с зарубежной фирмой на поставку собственной продукции. ООО "Свет" уплачивает НДС ежемесячно. ГТД на вывоз груза была оформлена 15 января 2002 года. Экспортная выручка поступила на расчетный счет ООО "Свет" 20 февраля 2002 года. До наступления срока уплаты НДС за февраль (20 марта 2002 года) ООО "Свет" не смогло представить в налоговые органы копии транспортных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории России. В целях исчисления НДС указанные товары не будут признаваться реализованными в феврале 2002 года, так как не соблюдено ни одно из условий, предусмотренных пунктом 9 статьи 167 НК РФ.

Пример 5

ООО "Экспортер" получило право на возмещение из бюджета НДС в размере 100 000 руб. Декларацию, на основании которой налог должен быть возвращен, организация подала 15 февраля 2002 года.

Однако 22 февраля 2002 года у ООО "Экспортер" образовалась недоимка по налогу на прибыль в размере 25 000 руб. В марте 2002 года налоговый орган принял решение зачесть указанную недоимку в счет суммы НДС, подлежащей возмещению.

Несмотря на наличие недоимки по налогу на прибыль, пени за просрочку уплаты налога на прибыль не уплачиваются.

Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а суммы налогов, которые уплачиваются при экспорте - импорте товаров, они согласовывают с таможенными органами. В течение 10-ти дней после проведения зачета налоговые органы сообщают об этом налогоплательщику.

Пример 6

ООО "Экспортер" имеет право на возмещение НДС в размере 100 000 руб. Декларация

Расчет НДС при экспортных операциях связан с рядом особенностей. Реализация на экспорт позволяет налогоплательщику воспользоваться льготной ставкой по данному налогу, но для этого необходимо выполнить ряд условий. Рассмотрим, как исчисляется НДС при экспорте с учетом всех требований законодательства.

Применение льготной ставки при реализации на экспорт

НДС при экспорте товаров в 2018 году исчисляется по льготной ставке 0%. Но для того, чтобы получить право на ее применение, налогоплательщику нужно сформировать комплект документов и предоставить его в налоговые органы в установленные сроки.

Перечень необходимых документов приведен в п. 1 ст. 165 НК РФ и включает в себя:

  1. Контракт с иностранным контрагентом.
  2. Декларацию с отметкой таможенного органа.
  3. Документы, подтверждающие отгрузку товара с отметками таможенных органов (коносаменты, товарно-транспортные , морские либо авиационные накладные и т.п.).
  4. Документы, подтверждающие оплату (при пересылке товаров по почте).

Документы необходимо предоставить в течение 180 дней с даты помещения товара под таможенный режим экспорта.

Если налогоплательщик не успевает это сделать, то реализация облагается налогом на общих основаниях, т.е. к ней применяется ставка 10% или 18% в зависимости от категории товара.

Возврат НДС при экспорте из России

Расчет НДС состоит из двух «половин» – начисление и вычет. Условия, при которых применяется льгота для начисления, мы рассмотрели выше. Что же касается вычета, то его применение зависит от того, относится ли экспортируемый товар к категории сырьевых.

После изменений, внесенных в НК РФ в 2016 г., вычет при реализации на экспорт несырьевых товаров применяется на общих основаниях.

Т.е. его можно задействовать в том периоде, когда экспортер приобрел товары (услуги), относящиеся к экспортной поставке и получил счет-фактуру , независимо от наличия подтверждающих экспорт документов, перечисленных выше.

Что же касается сырьевых товаров, то по ним сохранен особый порядок применения вычета, который будет рассмотрен в следующем разделе.

Особенности применения вычета при сырьевом экспорте

В первую очередь необходимо понять, какие именно товары относятся к сырьевым в целях вычета по НДС. Их перечень приведен в п. 10 ст. 165 НК РФ:

  1. Минеральное сырье и продукты (нефть и ее производные, руды, уголь, природный газ, удобрения).
  2. Продукция химической промышленности и связанных с ней отраслей.
  3. Древесина и деревянные изделия.
  4. Драгоценные и полудрагоценные камни и металлы, а также изделия из них.

Перечень товаров с указанием конкретной номенклатуры и кодов ТН ВЭД должен быть утвержден Правительством РФ, однако на текущий момент это пока не сделано. Поэтому Минфин до появления утвержденного списка рекомендует сопоставлять наименования товарных групп, указанных в п. 10 ст. 165 НК РФ с соответствующими группами из ТН ВЭД (письмо Минфина РФ от 28.02.2018 N 03-07-08/12477).

При реализации на экспорт товаров, относящихся к этим группам, налогоплательщик должен вести раздельный учет «входного» НДС.

Налог в части, относящейся к экспорту сырьевых товаров, можно принять к вычету только после формирования налоговой базы по экспортной отгрузке, т.е. при наступлении одного из следующих событий:

  1. Налогоплательщик предоставил все необходимые документы и подтвердил право на применение нулевой ставки.
  2. Налогоплательщик не успел собрать документы в установленный срок (180 дней) и начислил НДС по ставке 10% или 18%.

Пример

ООО «Альфа» реализовало на экспорт оборудование на сумму 100 млн руб. без НДС и древесину на сумму 200 млн руб. без НДС. Все документы, подтверждающие экспорт, были собраны в установленные сроки. Облагаемые налогом затраты в целом составили 220 млн руб. без НДС, в том числе связанные с реализацией древесины – 150 млн руб. без НДС.

Вычет по затратам, связанным с реализацией оборудования (применяется в том налоговом периоде, в котором были произведены затраты и получены счета-фактуры):

В1 = (220 млн руб. – 150 млн руб.) х 18%= 12,6 млн руб.

Вычет по затратам, связанным с реализацией древесины (применяется в том налоговом периоде, в котором был собран пакет подтверждающих документов):

В2 =150 млн руб. х 18% = 27,0 млн руб.

Общая сумма вычета по экспортным операциям ООО «Альфа»:

В = 12,6 млн руб. + 27,0 млн руб. = 39,6 млн руб.

Вывод

Возврат НДС при экспорте зависит от категории реализуемого товара. Если он относится к сырьевым, то вычет зависит от подтверждения экспорта. Для остальных товарных групп вычет производится аналогично реализации на внутреннем рынке, на основании счетов-фактур, полученных от поставщиков.

Что же представляет собой компенсация НДС при отгрузке товаров за границу? Часто это называется возвратом НДС при экспорте из России.

НДС, или налог на добавленную стоимость, является косвенным, и его ставка зависит от вида товара. Это может быть как для жизненно необходимых продуктов, так и 18% для всех остальных групп товаров.

Экспортный НДС — это такой налог, который определяется для товаров, продаваемых за рубеж. Приобретая товар в России, вы уже заплатили налог на него.

Затем вы продаёте его на экспорт, соответственно, НДС на экспорт составляет 0%. В данном случае возникает ситуация, когда есть НДС уплаченный, но нет оплаты в бюджет. То есть при экспорте товаров возникает переплата НДС в бюджет.

Законодательно налоговой инспекцией прописан пункт, в котором можно вернуть на свой счёт деньги. Это называется возвратом НДС по нулевой ставке при экспорте.

Как это сделать? Для начала вашей компании придется пройти камеральную проверку и предоставить необходимую документацию за весь отчетный квартал.

Пример экспортной торговли — почему это выгодно?

На примере можно рассмотреть, насколько выгодно для компании торговать за пределами Российской Федерации.

Для начала пример торговли внутри страны:

Компания ООО «Айсберг» приобрела товар на сумму 100 000 рублей. НДС (18%) составляет 18 000 рублей. Если этот товар вы продаёте в России, к примеру, за 120 000, НДС – 18 305 рублей. (120*18%/118%). Ваша маржа составляет 120 000 — 100 000 =20 000 рублей. Из этой суммы вы должны заплатить НДС. Государству отойдет 20 000 – 18 000 = 2 000 рублей. Это и есть налог, уплаченный в бюджет государству. Соответственно, ваша чистая прибыль — 18 000 рублей.

Теперь рассмотрим, если бы этот товар был продан за границу:

Товар с первоначальной стоимостью 100 000 рублей. НДС для него — 18 000. Этот товар продается на экспорт за 120 000. В этом случае НДС составляет 0%. По налоговому кодексу экспортная ставка составляет 0%. Чистая прибыль составляет 20 000 рублей. Но вашей компанией уже был уплачен налог 18%, который составил 18 000. Государственный бюджет теперь должен эту сумму вернуть на ваш счёт. В результате сделки на экспорте можно заработать 20 000 + 18 000 =38 000 вместо 18 000 рублей.

Можно представить, какие суммы будут фигурировать, если продаваемый товар будет исчисляться миллионами. Компания сможет разбогатеть только на одной марже.

Даже не обязательно продавать товар в страны ЕС, к примеру, продавая товар в Казахстан или Беларусь, можно увеличить свои доходы просто за счет маржи и разбогатеть.

Ставка 0% при экспорте определена НК. Экспорт товаров регламентирован таможенным кодексом. Ставка ноль применима для всех случаев вывоза товара за пределы Российской Федерации. А также ставка может применяться и для стран-транзитёров. Сюда входят:

  • Казахстан;
  • Армения;
  • Беларусь.

Для продажи на экспорт предприятие должно находиться на общей системе налогообложения (ОСНО). Иначе продавец не сможет воспользоваться ставкой 0%.

Документы, необходимые для нулевой ставки

Для того чтобы ваша компания смогла торговать на экспорт, необходимо подготовить пакет документов.

  • Договор поставки (копия договора) или, как его называют, соглашение с иностранным покупателем.
  • Документ с таможни. Например, таможенная декларация. На бумагах обозначается, что товары пересекали границу РФ.
  • Любые сопроводительные бумаги или электронные реестры с отметками российских таможенников.
  • Копия договора на посреднические услуги.

Договорные обязательства собственноручно подписываются всеми участниками контрактов.

Для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте продавец должен в течение полугода предоставить в налоговую инспекцию.

Затем налоговики делают проверку камеральную, которая длится три месяца. В ходе проверки сверяются все документы и данные с таможенных служб. Если обнаружатся неточности, налоговики потребуют предоставления дополнительных данных. При не предъявлении доказательств расхождений налоговый орган может отменить ставку 0% для вашей организации.

На практике показано, что налоговая инспекция не успокаивается предоставленными с вашей стороны документами.

Налоговики требуют:

  • Проверку полного отчётного квартала, а не только по отдельной поданной декларации.
  • Провести встречную проверку у вашего поставщика, как производится оплата товара на экспорт.
  • При проведении контроля обязательно должно быть соответствие законодательству: полный штат работников, наличие офиса, лицензии на торговлю данной продукцией, наличие складских помещений.

Тщательно проверяются продавцы на экспорт, изменяющие название и юридический адрес в течение полугода с начала экспортной торговли.

Как уже говорилось, торговля на экспорт является очень прибыльным делом для компаний и предпринимателей. При наличии всех документов и подтверждения нулевой ставки экспорта компании запросто могут получать большой доход на самой марже.

В соответствии с НК, если компания в ходе камеральной проверки не предоставила по требованию налоговиков дополнительные документы, то применение нулевой ставки не разрешается, и, соответственно, возмещение не полагается.

Однако это не влияет на дальнейшие компенсации по ставке 0%. Так что компании, которые хотят заниматься торговлей на экспорт, должны быть готовы к множеству нюансов и «допросов» налоговых органов.

Особенности экспортных операций и НДС смотрите в этом видео:

Заполнение раздела 4 декларации по нулевой ставке

  • Раздел по коду 010. В этом разделе отражают коды операций, совершенные за период.
  • Раздел 020. Там отражаются налоговые ставки за прошедший период и по каждой операции.
  • Раздел 030. Отражаются налоговые вычеты по каждой совершенной операции, которые были оформлены при получении товаров.

В разделе 4 декларации теперь заполняются все операции, которые были произведены налогоплательщиком. Причём сумма повторяется столько раз, сколько необходимо по числу операций. Были также добавлены новые коды.

  • Коды 060-080, которые отражают возврат товара.
  • При корректировке суммы налога. Эта корректировка проводится, если были внесены изменения на цену. Коды 090-110.

При вышеперечисленных изменениях были внесены новые разделы — 120, 130. В этих строках вносятся данные о сумме , сумма которого была отражена в разделе № 4.

То есть можно сказать, что раздел 4 заполняется декларантом только тогда, когда у него имеется вся документация, подтверждающая законность нулевой ставки.

  • Строка по коду 060 отражается операцией, которая приводилась в приложении 1 к декларации по НДС.
  • В строчки 070 и 080 вносятся корректировочные суммы и налоговые вычеты. Эти вычеты связаны с операцией по возврату товара или отказом от работ.
  • Строка 090 отражает операцию по коду 1010448.
  • В строке 100 заполняется сумма, которая идёт на увеличение ставки налога на работы или товар, которые уже были реализованы.
  • Строка 110 раздела № 4 — заносится сумма, которая идёт на уменьшение ставки налога.
  • Сумма налога указывается в строке 120.

Налоговые органы уделяют особое внимание проверке сумм НДС при экспорте. Поскольку операции по реализации товаров за рубежом облагаются НДС в ином порядке. Налог рассчитывается два раза: в стране назначения и в стране происхождения. В России осуществляется при экспорте. Что это такое, читайте далее.

Принципы налогооблажения

В стране назначения налог взимается со всех ввозимых товаров. Его оплачивает конечный потребитель. В стране происхождения НДС облагаются все местные товары, независимо от места, где они будут потреблены. Отсутствие экспортных пошлин свидетельствует о признаках свободной торговли. Хотя Россия в ВТО не вступила, все же приходится учитывать эти принципы налогообложения внешнеэкономических операций. В РФ все экспортные операции облагаются нулевой ставкой.

Возмещение НДС при экспорте: отличия от общего порядка

Во-первых, для подтверждения факта осуществления экспортных операций налогоплательщик должен предоставить декларацию в ФНС. В ней представлен расчет излишка суммы налога, который подлежит возвращению.

Во-вторых, после предоставления документов проводится детальная проверка организации на соответствие заявленным требованиям в течение трех месяцев после сбора документов. По результатам проверки выносится окончательное решение.

В-третьих, возврат НДС при экспорте из России осуществляется путем перевода суммы на счет налогоплательщика либо зачислением уплаченных сумм в счет будущих платежей.

Применение ставки

Перечень товаров, к которым применяется нулевую ставку, представлен в ст. 164 НК РФ. Использовать эту ставку можно только если перед отгрузкой товар находится на территории РФ. Чтобы воспользоваться льготной схемой, нужно предоставить в налоговую пакет документов в течение 180 дней после пересечения границы. Еще 20 дней следующего налогового периода выделяются на то, чтобы предоставить «нулевую» декларацию.

Пример

ООО заключило контракт на поставку оборудования в Иран. Организация подготовила документы 24 августа 2014 года. Предельный срок истекает 27 августа 2014 года. Экспортер должен предоставить документы с 1 по 20 сентября.

Применение нулевой ставки - это обязанность, а не право налогоплательщика. Если документы не будут собраны вовремя, то платить налог организации придется за свой счет.

Расчет базы

Определение налоговой базы осуществляется в момент реализации товаров в последний день месяца сбора документов. Выручка пересчитывается в рубли по курсу ЦБ на дату оплаты отгрузки. по экспортным поставкам, не включаются в базу.

Перечень документов, подтверждающих право получить возврат НДС при экспорте из России, представлен в ст. 165 НК РФ. К ним относятся:

  • контракт с иностранной компанией;
  • выписка из банка, подтверждающая поступление выручки;
  • с отметками таможенных органов.

Контракты

Экспортные операции осуществляются на основании договора купли-продажи, поставки или мены. В любой из документов нельзя включать какие-либо налоговые оговорки. Законодательно разрешается заключать контракты с филиалами иностранных компаний, которые находятся на территории РФ. Если сделка проходит через комиссионера, то дополнительно нужно предоставить копию договора с агентом.

Выписка из банка

Банковская выписка хоть и является подтверждающим документом, но всю информацию по сделке не содержит. К ней дополнительно нужно прикрепить или свифт-послание. ФНС требует выписку только при осуществлении товарообменных операций.

Если выручка поступила от третьего лица, то необходимо представить договор поручения между иностранной компанией и плательщиком. К слову. С 2006 года все экспортные операции должны оплачиваться покупателем с расчетного счета.

Таможенная декларация

Этот документ должен содержать отметки таможенных органов, осуществивших выпуск товаров. В случае утери документов экспортер может получить письменное подтверждение факта вывоза товаров.

Товаросопроводительные документы

Международная перевозка может быть осуществлена разным видом транспорта. На каждую из них оформляется соответствующая накладная:

  • bill of lading регулируется Конвенцией о морской перевозке грузов;
  • air waybill была разработана Конвенцией по унификации правил воздушных перевозок;
  • CMR оформляется на каждую автопоставку;
  • frachtbrief original составляется по правилам ФЗ № 18 «Устав железнодорожного транспорта».

Копии товаросопроводительных документов должны содержать отметки таможенного органа.

Величина вычетов

Возврат НДС при экспорте из России осуществляется на сумму вычетов. Поскольку ставка по таким операциям составляет 0%, то вся сумма «входного» НДС подлежит возмещению.

Возврату подлежат суммы налога, уплаченные за купленные товары на территории РФ. При этом экспортер должен вести раздельный учет «входящего» НДС. Обычно для этих целей открываются субсчета к счету 90 «Продажи» и 19 «НДС». Распределение общехозяйственных расходов осуществляется пропорционально экспортной выручки или ее себестоимости в общем объеме.

Пример

В августе 2013 года ООО приобрело товары на сумму 200 млн руб. с НДС. Все условия, по которым осуществляется возврат НДС при экспорте из России, были выполнены. Организация подала «нулевую» декларацию и сделала в БУ такие записи:

ДТ68 КТ19 - 30,508 тыс. руб. — налог принят к вычету.

В сентябре 2013 года ООО заключило международный контракт, а уже 6 сентября получило предоплату в сумме 50 тыс. долл. Первая партия товара прошла таможню 26 сентября. В этот же день организация приступила к сбору документов.

На купленные товары бухгалтер подготовила счета фактуры на суммы 327,778 тыс. руб. (НДС 50 тыс. руб.), 131,111 тыс. руб. (НДС 20 тыс. руб.) в августе и 655,556 тыс. руб. (НДС 100 тыс. руб.) в сентябре. В налоговой декларации сумму НДС нужно уменьшить на 70 тыс. руб. налог, уплаченный по сентябрьскому счету, в текущий отчетный период не попадает.

Если бы первичная декларация уже была подана, то пришлось бы составлять корректировку. Для этого в БУ делается запись ДТ19 КТ68 — 70 тыс. руб. Сумму НДС по сентябрьскому счету следует перебросить на субсчет «входного» НДС: ДТ19 КТ19 - 170 тыс. руб. Вот так вкратце выглядит порядок возмещения возврата НДС при экспорте товаров.

Экспорт не подтвержден

Если на 181-й день с даты отгрузки организация не собрала пакет документов, она должна исчислить налог с экспортной выручки по ставке 18 или 10%. При этом выручка пересчитывается в рубли по официальному курсу. Оплата должна была поступить в бюджет 20-го числа следующего после реализации месяца. За прошедшие периоды в ФНС подается «уточненка» с 0% ставкой. Если на «внутреннем» счете необходимая сумма НДС отсутствует, то организации нужно будет еще и пеню заплатить. Она начисляется с 21-го дня, следующего месяца за отгрузкой. Все сборы должны быть уплачены за счет прибыли организации.

В БУ делаются такие проводки:

ДТ91 КТ68 — начисление НДС.

ДТ68 КТ51 - перечисление налога в бюджет.

Дополнительно придется сделать переброску «входного» НДС между субсчетами.

Завышение стоимости

Чтобы оформить возврат НДС при экспорте автомобиля из России, используется схема завышения стоимости. Чем выше будет указана цена в документах, тем больше будет составлять НДС, подлежащий возмещению. При этом есть одно обязательное условие - валютная выручка должна поступить именно на счет экспортера. В этом случае появится дополнительная статья расходов. Придется обязательно заплатить процент от валютной выручки государству. Вот так осуществляется возврат НДС при экспорте авто из России.

Экспорт интеллектуальной собственности

Экспорт работ декларированию не подлежит. Исключение составляют случаи, когда необходимо вернуть перечисленный аванс от покупателя. В таких случаях:

  • заключается договор на оказание маркетинговых услуг,
  • полученные результаты записываются на диск, который и нужно провести через таможню;
  • в декларации фиксируется факт наличия одного диска.

В декларации затем указываются суммы в несколько тысяч долларов на возврат НДС при экспорте из России. Схема эта применяется также при импорте товаров.

Последствия использования таких схем - ужесточение требований в законодательстве. Во избежание отмывания денег вводятся новые правила учета возвратного налога. Не так давно появилось правило, по которому возврат налога может быть осуществлен каждому экспортеру при условии, что ранее уплаченная сумма НДС должна по факту поступить в бюджет.

Рассматривается также вариант открытия спецсчетов, на которые будет перечисляться возврат НДС при экспорте из России.

Начисление НДС при экспорте – сложная процедура. Компании, вывозящие продукцию, могут рассчитывать на ставку 0%, однако она начисляется только в определенных ситуациях. Кроме того, государство готово вернуть часть денежных средств. Для этого у компании, производящей товары на экспорт, имеется право на вычет.

НДС начисляется строго в соответствии с действующим законодательством. Чтобы знать, как будет проходить процедура, необходимо изучить положения действующих нормативно-правовых актов. Особое внимание следует уделить Налоговому Кодексу РФ.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Анализ действующего законодательства и учет всех нюансов – сложная процедура. Чтобы упростить ее осуществление, эксперты рекомендуют начать выяснение нюансов, касающихся начисления НДС, с изучения актуальной информации по теме.

Основные понятия

Законные нормативы

НДС при экспорте начисляется в четком соответствии с действующим законодательством. Если человек хочет разобраться в нюансах начисления налога, эксперты советуют изучить главу 21 НК РФ. Она регулирует начисление налога на добавленную стоимость. Прочтя ее, можно сделать вывод, что при экспортных операциях у налогоплательщика возникает объект налогообложения.

При этом сумма отчисления в пользу государства, которую он заплатил при покупке или при ввозе продукции на таможенную территорию, принимается к вычету. Однако экспорт должен иметь фактическое подтверждение. Это значит, что товары должны действительно пересечь границу РФ.

Факт вывоза продукции в 2020 году подтверждают таможенные органы. Если при ввозе товара будет представлена копия таможенной декларации, сотрудник таможни, осуществляющий проверку, должен сделать на бумаге пометку «Товар ввезен полностью».

Если утверждение не соответствует действительности, работник учреждения указывает фактическое количество ввозимой продукции. При этом обязательно указывается дата перемещения продукции через границу. Оформленный документ заверяется печатью.

Вывозимые товары могут облагаться налогом по ставке 0%. Однако она применима не ко всей продукции. Чтобы узнать точный перечень, необходимо обратиться к статье 164 НК РФ. Согласно положениям нормативно-правового акта, подобная ставка применяется в отношении товаров, которые были вывезены в таможенном режиме, но только при условии предоставления документации, указанной в статье 165 НК РФ.

Следует помнить, что нефть, газ и газовый конденсат в перечень не всходят даже при условии соблюдения установленных требований. Налогом могут не облагаться и работы, направленные на производство и реализацию товара. Их перечень приведен в подпункте 1 пункта 1 статьи 165 НК РФ.

Если компания, вывозящая товары на экспорт, пользуется услугами перевозчиков, которые не являются гражданами и налогоплательщиками РФ, она должна руководствоваться положениями статьи 161 НК РФ. Согласно положениям нормативно-правового акта, налогоплательщики РФ, пользующиеся услугами иностранных налогоплательщиков, должны исчислить, удержать и уплатить в бюджет РФ определенную сумму налога. В этой ситуации компания, которая экспортирует товары, будет выступать в роли налогового агента по НДС.

Ставка налога для иностранного лица при этом составляет 20%. Подобный вывод можно сделать, изучив подпункт 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ. При этом налог с российских перевозчиков взимается по ставке 0%. Следует помнить, что правило действует только при вывозе товаров. Если осуществляется импорт продукции в Россию, применяются другие правила.

Нововведения

Периодически в действующее законодательство вносятся правки. Произошли они и в прошлом году. Коррективам подверглись статьи 165 и 172 НК РФ. Как и раньше, приобретая или изготавливая товар, компания принимает входной НДС к вычету. Далее необходимо собрать документацию, которая требуется для осуществления экспортной сделки. Готовый пакет нужно предоставить в налоговую инспекцию. Однако бумаги не служат основанием для повторного вычета. Они могут подтвердить только право на ставку 0%.

Когда все бумаги собраны, экспортер должен сформировать облагаемую базу по НДС и начислить налог по ставке 0%. Действие выполняется в последний день квартала. Однако право на повторный вычет экспортер не получает.

Согласно новым правилам, вычет теперь предоставляется только 1 раз – в момент покупки или создания товара. Все упоминания о том, что подобная возможность присутствовала ранее, были исключены из действующего законодательства. Это привело к тому, что вычет НДС при экспорте и аналогичный возврат, право на который возникает при совершении сделок внутри страны, перестали иметь различия. Теперь компаниям не нужно вести раздельный учет налога.

Помимо корректив, затронувших вычет, произошли и другие изменения. Так, компании, которые экспортируют продукцию в страны, входящие в состав Евразийского экономического союза, обязаны указывать в счете-фактуре код вида товара. Манипуляция должна осуществляться в соответствии с единой Товарной номенклатурой Евразийского экономического союза. Если возникает вопрос, какой код нужно указать, необходимо обратиться к этому документу.

До того, как были приняты поправки, при манипуляциях, освобожденных от НДС, составление счета-фактуры не требовалось. Однако теперь из правила существуют исключения. Оформить счет-фактуру и внести запись в книгу продаж придется компаниям, продукция которых будет реализовываться на территорию государств, состоящих в Евразийском экономическом союзе.

Особый порядок

Если компания собрала определенный перечень документации, продажа продукции, которая была вывезена в таможенной процедуре экспорта, облагается НДС по ставке 0%. По этой причине сумма входного НДС может использоваться для получения вычета. Право на него возникает в момент определения налоговой базы. Предоставить документы в налоговую фирма должна в течение 180 дней.

Датой начала отсчета считается момент помещения продукции под таможенную процедуру. Это значит, что бумаги вместе с декларацией должны быть направлены в государственный орган не позднее 20 числа месяца, который следует за истекшим налоговым периодом. Если документацию не удалось собрать вовремя, налоговая база рассчитывается на день отгрузки экспортируемых товаров. Причем ставка в этом случае 10 или 18%.

Главные моменты исчислений НДС при экспорте

Согласно статье 164 НК РФ, если осуществляется реализация товаров, экспортируемых на территорию стран, которые являются участниками Содружества независимых государств, НДС начисляется по ставке 0%. Исходя из утверждения, можно сделать вывод, что налог фактически не взимается, если соблюдаются предъявленные требования. Однако между указанными операциями присутствуют различия. Налоговая база по операциям, которые облагаются по ставке 0%, формируется.

Когда происходит составление счета-фактуры, в графе «ставка НДС» прописывается цифра 0%. Суммы входного налога подлежат к вычету. По операциям, которые освобождены от налогообложения, формирования налоговой базы не происходит. Суммы уплаченного НДС не могут быть использованы для вычета. Они относятся на себестоимость.

Чтобы государство согласилось применить НДС по ставке 0%, должны соблюдаться следующие условия:

  • товар вывозится в другую страну;
  • если документ, подтверждающий фактическое пересечение границы;
  • компания предоставила в налоговую инспекцию необходимые бумаги.

Следует помнить, что применение права на возмещение НДС зависит от того, был ли фактически вывезен товар. При этом экспортеру необязательно самостоятельно выполнять манипуляцию. Вопросами вывоза могут заниматься и иностранные покупатели, если заключен контракт самовывоза.

Вывозя товар на экспорт, компания должна соблюдать следующие требования:

  • уплачивать таможенные пошлины и иные платежи;
  • соблюдать экономическую политику;
  • вывозить товары в том же состоянии, в каком они были в момент принятия таможенной декларации;
  • выполнять иные требования, зафиксированные в действующем законодательстве.

Чтобы у компании появилась возможность применения НДС по ставке 0%, необходимо, чтобы в роли покупателя выступало иностранное лицо.

Что важно учитывать

Перечень, попадающий под 0%

Существует четко установленный перечень товаров и услуг, которые попадают под ставку 0%. Его можно использовать, как пример, чтобы выяснить, потребуется ли платить налог.

Так, отчисления в пользу государства не будут взиматься, если экспортируются следующие услуги:

  • международная перевозка продукции;
  • услуги, которые оказывают организации трубопровода по транспортировке нефти;
  • услуги по транспортировке газа;
  • услуги, оказываемые национальной электрической сетью;
  • работы в морских и речных портах по переплавке и хранению товаров, перемещаемых через границу РФ;
  • работы по переработке продукции, находящейся на таможенной территории;
  • услуги по предоставлению железнодорожного состава и контейнеров;
  • услуги водного транспорта по транспортировке товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта.

Если услуга не попадает под вышеперечисленный перечень, ставка может измениться. Нулевая ставка применяется при экспорте практически всех товаров. Исключения 3 – нефть, газ и природный газ. Их вывоз облагается по ставке в 20%.

5% — ограничение

Сегодня существует особый порядок действий, применяемых в налоговом периоде, в котором общая сумма расходов, связанных с операциями, облагаемыми по ставке 0%, составила менее 5% от расходов, которые компания понесла на манипуляции по реализации продукции.

В подобной ситуации НДС по косвенным расходам в части суммы налога, объединяется с суммой отчислений в пользу государства, взимаемых по косвенным расходам. Итоговое количество уплаченных денежных средств может быть предъявлено к вычету. Манипуляция осуществляется в стандартном порядке.

Раздельный учёт сумм

Специалисты, осуществляющие бухгалтерский учёт, нередко интересуются, как учитывать НДС, если компания занимается не только экспортом товаров, но и осуществляет деятельность внутри страны. Чтобы вычислить налог, эксперты советуют отделять долю выручки с экспорта от общего дохода фирмы. Раздельный учет упрощает проведение манипуляции.

Следует помнить, что унифицированного метода ведения раздельного учета не существует. Компания должна самостоятельно разработать подходящий способ. Эксперты советуют принимать во внимание специализацию компании.

Восстановление по основным средствам

НДС может быть восстановлено по основным средствам. Пример такой учетной политики можно найти в арбитражной практике. Восстановление суммы НДС происходит в той пропорции, в которой они используются в операциях по реализации товаров. При этом доля участия ОС для восстановления налога определяется пропорционально стоимости товаров, отгруженных на экспорт по итогам месяца.

Детали возврата

Чтобы разобраться с деталями возврата, нужно ознакомиться с примером. Между компанией Уют Плюс и венгерской организацией Slava был заключен договор на поставку кресел и диванов. При этом продажа мебели осуществлялась по цене 18740 евро за партию. Компания Уют Плюс приобрела у организации Мебельщик диваны и кресла. За продукцию было заплачено 1211800 рублей, а размер НДС составил 184850 рублей. Затем мебель была доставлена до фирмы Slava. Перевозчику пришлось заплатить 7400 рублей.

Когда оформляется декларация, бухгалтер компании Уют Плюс, работающий в программе 1С, обязан перевести выручку в российские рубли. Тогда заполнение будет считаться выполненным верно.

Курс евро на тот момент составлял 74,18. Тогда размер прибыли компании составил 1390133 рублей. Чтобы получить возврат, организация Уют Плюс представила в налоговую документы, которые подтверждали вывоз продукции на экспорт.

Бухгалтер при этом должен был выполнить следующие проводки:

Дата проведения манипуляции Дебет Кредит Выполненное действие Сумма Документация
12 мая 2020 года 41 60 Мебель поступила на склад компании 1026950 рублей Товарная накладная
12 мая 2020 года 19 60 Проведена сумма входного НДС 184850 рублей Счет-фактура
12 мая 2020 года 60 51 Оплачены средства за поставленные кресла и диваны 1211800 рублей Платежное поручение
25 мая 2020 года 62 90/1 Учтена сумма выручки 1390133 рублей
25 мая 2020 года 90/2 41 Учтены расходы себестоимости диванов и кресел 1026950 рублей Товарная накладная
25 мая 2020 года 90/2 44 Произведен учет расходов на оплату услуг транспортной компании 7 400 рублей Акт выполненных работ
28 мая 2020 года 50 62 На валютный счет фирмы зачислена оплата 1413183 рублей Банковская выписка
28 мая 2020 года 62 90/1 Проведена курсовая разница между оплатой и выручкой 23050 рублей Бухгалтерская справка-расчет
28 мая 2020 года 68 19 Отражена сумма НДС 184850 рублей Договор поставки, таможенная декларация
24 августа 2020 года 51 68 Поступила сумма возврата 184850 рублей Банковская выписка

Возмещение средств

Ставка в 0% применяется только в строго определенных ситуациях.

Чтобы фактически не платить налог, необходимо выполнить следующие требования:

  • был заключен договор на поставку товаров или услуг иностранному заказчику;
  • на счет налогоплательщика были зачислены средства по экспортному контракту;
  • произошел фактический вывоз продукции с территории РФ.

Кроме того, налогоплательщик должен предоставить перечень документации.

В список входят следующие бумаги:

  • контракт, заключенный с иностранным покупателем;
  • выписка из банка, подтверждающая факт перечисления оплаты;
  • таможенная декларация или ее копия, которая подтверждает факт пересечения границы;
  • копии транспортных документов, содержащих отметку, которую оставил таможенный контроль.

Если поставка осуществляется через третье лицо, взимающее комиссию, перечень меняется. Стандартный набор бумаг нужно дополнить договором с агентом, который будет заниматься поставками. Понять все нюансы процедуры поможет пошаговая инструкция.

Выполнение условий позволяет рассчитывать на минимальную ставку и дальнейший возврат. Однако практика показывает, что в процессе исполнения требований нередко возникают сложности.

Специалисты контролирующих органов стремятся уйти от случаев лжеэкспорта. Нередко со стороны специалистов налоговой службы возникают перегибы, которые приводят к разбирательствам в суде. Подобные дела довольно часто выигрывают налогоплательщики.

Практика показывает, что претендовать на возмещение НДС бывает трудно. Даже если для возмещения имеются все законные основания, специалисты налоговой службы могут провести серию проверок, которые позволят выявить нарушения.

Их наличие станет препятствием к выплате возврата. Подобное решение может быть обжаловано в вышестоящих государственных органах или суде.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .