Криминогенные факторы. Бытовая преступность Рекомендованный список диссертаций

70 2. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ

СЕМЕЙНАЯ КРИМИНОЛОГИЯ

УДК 343.9 ББК 67.51

А.Г. Филимонова*

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КАК КРИМИНОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ СЕМЕННОЙ СФЕРЫ

Выжимка: Внутренний разлад в семье может привести к насилию над детьми и престарелыми родителями, к совершению несовершеннолетними правонарушений, детской беспризорности.

Ключевые слова: криминогенные факторы семейной сферы; преступления несовершеннолетних; Кемеровская область.

REGIONAL PECULIARITIES OF SOCIAL, ECONOMIC AND DEMOGRAPHIC PROCESSES AS CRIMINOGENIC FACTORS OF FAMILY SPHERE

Summary: Family discord can lead to child and elder abuse, juvenile crime, child homelessness.

Key words: criminogenic factors of family sphere; juvenile crime; Kemerovo region.

В сложном взаимодействии обстоятельств и процессов, порождающих преступность, существенную роль играют негативные компоненты семейных отношений. Сплетаясь определённым образом между собой, а также с иными криминогенными детерминантами, они обусловливают совершение преступлений.1

Внутренний разлад в семье может привести к насилию над детьми, престарелыми родителями, часто ведёт к совершению несовершеннолетними правонарушений, детской беспризорности. В свою очередь семья связана с макроструктурой общества, с основными закономерностями его развития.2

* Анаргуль Григорьевна Филимонова - адъюнкт кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: [email protected].

© А.Г. Филимонова, 2G13

1 Шестаков Д.А. Семейная криминология: Кри-минофамилистика. - СПб.: Издательство Р Асланова «Юридический центр Пресс», 2GG3. - С. 117.

2 Шестаков Д.А. Семейная криминология: Кри-минофамилистика. - С. 122.

Криминология

С началом реформ 90-х годов ХХ века показатели развития Кемеровской области характеризуются обострившимися негативными тенденциями. По данным Управления ЗАГС по Кемеровской области, за 9 месяцев 2011 года в Кузбассе сыграны 18 269 свадеб, а развелось 10 927 пар. То есть из 100 браков распадается 60. Это многолетний средний показатель для Кемеровской области, которая по числу разводов уже несколько лет по итогам года занимает 3-е место в Сибири. Кроме общих причин данного явления, к специфическим, характерным для Кемеровской области, относятся занятость глав семей в сырьевых, добывающих отраслях экономики.

Несмотря на то, что за последние годы наблюдается высокий рост уровня рождаемости, за последние 15 лет коэффициент рождаемости в целом ниже, чем в среднем по России. Растёт показатель внебрачной рождаемости. Довольно часто в наше время от детей, рождённых вне брака, отказываются матери. В 2009 году в роддомах области было оставлено 138 малышей. Бо-

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

лее 80 % оставленных детей были рождены вне брака.

На практике не редко встречаются и факты совершения детоубийств. Например, гр-ка Семисотова Т.С., не имеющая своего жилья, регистрации на территории Российской Федерации и постоянного места жительства, после расставания со своим сожителем Шевяковым М.Г. осталась проживать в г. Новокузнецке Кемеровской области в съёмном жилье со своей малолетней дочерью Семисотовой Ю.М., 30.05.2010 г.р. В результате возникшей личной неприязни к своей малолетней дочери убила её, утопив в баке с водой.

Проблемы внутрисемейных насильственных преступлений или, как с подачи феминистского направления стало в последние годы модным писать, проблемы «домашнего насилия» в российской семейной криминологии относятся к числу наиболее разработанных.4 Детоубийство продолжает оставаться одним из наиболее распространённых видов женских насильственных преступлений. С учётом высокой их латентности составляет достаточно большую долю в структуре совершаемых убийств.5 Подобные факты совершения преступлений О.В. Лукичёв обосновывает тем, что определяющим в характеристике детоубийства является состояние женщины, при котором её способности к рассуждению и оценке своих поступков ослаблены. Это состояние субъекта характеризуется эмоциональным стрессом; нервным потрясением; травматическим неврозом; реактивным состоянием, возникшим под влиянием психотравмирующих переживаний, аффективным переживанием.6

3 См. Архив Кемеровского областного суда за 2012 г. Уголовное дело № 2-71/12.

4 Шестаков Д.А. Об одном из аспектов криминогенной ситуации // Вестник ЛГУ, 1976. - № 11. - С. 116-121; его: Введение в криминологию семейных отношений. - Л., ЛГУ, 1980. Харламов В.С. Противодействие внутрисемейным насильственным преступлениям милицейскими подразделениями. - СПб., 2007.

5 Лукичёв О.В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика детоубийства: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - СПб., 1997. - С. 10.

6 Лукичёв О.В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика детоубийства. - С. 11.

Смертность населения трудоспособного возраста в Кемеровской области в среднем превышает среднестатистические российские данные в 1,5 раза. Объяснением этому могут служить более тяжёлые условия работы (условия неблагоприятного климата): работа в отрасли добывающей промышленности связана с высокой степенью производственного травматизма (туда же можно отнести техногенные аварии и катастрофы), работа в шахтах всегда связана с высокой вероятностью развития профессиональных заболеваний, ведущих к ранней инвалидизации и смерти. Также необходимо учитывать наличие большого числа маргинальных элементов, бомжей, алкоголиков, наркоманов. Смертность населения в трудоспособном возрасте влечёт за собой распространение сиротства и количества неполных семей, уровень дохода в которых в связи с потерей кормильца резко падает. Тем самым формируются условия для увеличения масштабов безнадзорности и преступности несовершеннолетних.

Немаловажным является проблема регионального рынка труда, который во многом носит структурный характер: при наличии безработицы экономика области по некоторым специальностям и уровню квалификации испытывает кадровый голод. Явление безработицы, несбалансированность рынка труда оказывают неблагоприятное воздействие на социальное положение населения Кемеровской области. В данных условиях уязвимыми оказываются не только сами безработные, но и члены их семей.

В такой жизненной ситуации несовершеннолетние дети подросткового возраста особенно склонны к совершению противоправных поступков, употреблению алкоголя и наркотиков, уходам из дома, бродяжничеству, в свою очередь их безработные родители, находясь в состоянии постоянного стресса, гораздо более склонны применять «физические меры воспитания», такие как избиения, побои, запугивание жестами, пощечины и т.п.

Благополучие детей напрямую определяется наличием необходимых условий для их воспитания и развития в семье. Основная часть взрослого населения об-

72 2. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ

ласти, в том числе женщины, имеющие несовершеннолетних детей, вынуждены трудиться в режиме полного рабочего дня, подрабатывать в свободное от основного вида занятости время. В результате, взрослые меньше времени проводят со своей семьёй, уделяют недостаточное внимание детям, что создает благоприятные условия для бесцельного времяпрепровождения последних, и в конечном

счёте ведёт к совершению ими противоправных действий.

Особенности вышеуказанных социально-демографических процессов, происходящих в Кемеровской области, не способствуют укреплению семейных отношений, оказывают негативное влияние на несовершеннолетних, способствуют совершению ими таких преступлений, как воровство, хулиганство, убийство и других.

Крининодогия

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

Криминогенное воздействие семьи на ребенка может проявляться в следующих аспектах:

а) несостоятельность семьи как фактора, препятствующего формированию преступного поведения;

б) семья как фактор формирования криминогенных качеств человека;

в) семья как фактор психофизической патологии ребенка.

А. Семья обладает большими возможностями удержания человека от преступления. К сожалению, нередко эти возможности не реализуются. Причины здесь могут быть различными:

Педагогическая безграмотность родителей, неспособность их оказывать правильное воздействие на детей, особенно в период так называемого переходного возраста и по отношению к трудным подросткам (гиперактивым, имеющим патологию психики);

Отсутствие одного из родителей либо родителей вообще (ребенок находится на воспитании у бабушки или других родственников), что влечет много педагогических, психологических и материальных трудностей;

Тяжелая болезнь (инвалидность) родителей;

Занятость родителей на работе, недостаток времени для общения с детьми;

Конфликты в семье, ведущие к противоречиям в семейной педагогике (дискредитация родителями друг друга);

Утрата родителями авторитета, взаимное отчуждение детей и родителей, в результате чего последние утрачивают способность оказывать положительное влияние на детей (советы и замечания родителей либо не воспринимаются, либо ребенок специально поступает вопреки воле родителей);

Безразличное отношение родителей к детям (индифферентная семья, где дети предоставлены сами себе);

Родители не поддерживают контакта с педагогами, общественными родительскими организациями, представителями правоохранительных органов (в случае, если ребенок попал в криминальную компанию и семья собственными силами не способна пресечь криминализацию подростка).

Б. Семья является основной средой формирования личности. При этом, далеко не всегда результатом семейного воспитания оказывается формирование у подростков положительных качеств. Нередко вольно или невольно родители формируют у детей криминогенные качества. К причинам этого относятся:

Попустительство, вседозволенность либо, наоборот, грубое обращение с ребенком;

Отрицательный пример родителей (проявление жестокости, черствости, агрессивности, жадности, нравственной нечистоплотности и т.п.);

Сознательное формирование родителями, старшими братьями или другими родственниками отрицательных взглядов и привычек у подростков, а в отдельных случаях втягивание их в пьянство, употребление наркотиков, преступную деятельность (криминальные семьи).

В. Причинами психофизиологических аномалий у детей могут быть:

Нарушение гигиены в период беременности и в послеродовой период (употребление спиртного и наркотических веществ, избиение мужчиной беременной женщины, употребление противопоказанных лекарственных препаратов и т.п.);

Недостаток общения ребенка с родителями;

Плохое питание матери и ребенка;

Патологическая наследственность.

Семья является необходимой средой нормального формирования и развития личности: психофизиологического, интеллектуального, нравственного. Дети, лишенные семьи, как правило, страдают теми или иными психофизиологическими аномалиями. В отдельных случаях, к сожалению, семья может оказаться более травмирующим фактором, нежели сиротство.

Исследования психологов и психофизиологов показывают, что нежелательность беременности крайне отрицательно сказывается на формирующейся психике будущего ребенка. Отрицательное эмоциональное состояние матери формирует особую гормональную, биохимическую среду, которая препятствует нормальному развитию эмбриона. Следствием этого нередко оказываются такие криминогенные качества человека как хроническая нервозность, подозрительность, эмоциональная напряженность, неосознанное ожидание агрессии со стороны окружающих. Указанные свойства личности подчас обуславливают немотивированную (упреждающую) агрессию - совершение насильственных преступлений.

В раннем детском возрасте ребенку требуется постоянный контакт с матерью: визуальный, слуховой, эмоциональный. Ребенку необходимо слышать разговор близких, добрые слова, видеть их улыбки, ему требуется, чтобы его брали на руки. Последний аспект очень важен для нормального развития психики. Когда мать не имеет возможности общаться с ребенком, это негативно влияет на развитие его эмоциональной сферы - отрицательные эмоции могут приобрести устойчивый, доминирующий характер. Известны случаи, когда причиной устойчивых нарушений детской психики оказывалось то, что родители надолго оставляли детей одних в доме, запирали их в темных комнатах.

Сложнейший аспект семейной педагогики - сохранить равновесие между жесткими и мягкими мерами, положительными и отрицательными стимулами. Набалованный ребенок, каждое желание которого родители и родственники спешили выполнять, часто становится нравственным уродом. Он мучает окружающих, и сам не способен обрести удовлетворенность и счастье в этом мире.

Грубость и жестокость родителей могут сформировать внешне послушного и исполнительного человека, который на уровне подсознания имеет колоссальный заряд зла, обиды и агрессивности. Все это при случае изливается на более слабых.

Серьезный аспект криминогенности семьи - утрата связи между детьми и родителями. Родители перестают пользоваться у детей авторитетом, между ними утрачивается доверительность. Ребенок становится практически неуправляемым. Главная причина утраты связи между детьми и родителями - дефицит общения. Причем, время не единственная характеристика объема общения. Главное, чтобы дети и родители «были настроены на одну волну», чтобы у них были общие интересы и взаимоуважение. В процессе воспитания и тем и другим постоянно приходится поднастраиваться друг под друга. Иногда этот процесс идет легко, но бывают и кризисные периоды. Идеально, если их удается спрогнозировать и подготовиться к ним. В любом случае преодоление таких кризисов - сложнейшая творческая педагогическая задача. Если родители не могут или не хотят тратить время и силы на ее решение - это оказывается отправной точкой отчуждения.

Рассмотренные проблемы характерны как для нормальных, так и для ненормальных семей.

К числу ненормальных можно отнести:

Неполную семью (как правило, ограниченную и в материальном плане, и в плане поддержания естественного баланса мужского и женского воспитания);

Индифферентную семью (где детям практически не уделяется внимания и они полностью предоставлены сами себе);

Агрессивную семью (где над детьми издеваются, где они становятся жертвами изуверских педагогических пыток или сексуального насилия);

Криминальную семью (где родители и старшие родственники формируют у детей криминогенные убеждения и навыки преступной деятельности: как непроизвольно, собственным примером, так и сознательно).

Вот картинка с натуры, иллюстрирующая сущность феномена семейной патологии: «Тот выходной день начался как обычно: вся семья напилась. И мать, и родная тетя, и 12-летняя Любка, 8-летний Колька и Витек. Не пили только два его маленьких братика. А жили они у бабушки Витька - в своем доме дрова и уголь давно кончились, свет отключили... У бабушки, правда, вместо электричества коптила керосинка - электролампочка перегорела, на новую не было денег». Первый класс Витек «так и не закончил. Во сколько лет он первый раз попробовал спиртное, теперь сказать трудно. Но судя по тому, что его родные браться 4 и 6 лет были пьяны, когда работники приезжали в неблагополучную семью, можно сказать, что где-то лет с пяти он пристрастился к выпивке». Когда односельчане, «напоив Витька и Кольку, ночью совершили над ними насилие, никто не пошел заявлять в милицию». После такой прелюдии вполне понятными становятся истоки насилия и агрессивности: «Дед неподвижно лежал на полу и не дышал. Витек начал бить его палкой, а Любка и Колька пинали ногами. Били долго... Витек взял топор, ударил деда по шее».

Из всех дефектов правовой социализации личности наиболее социально опасны дефекты социализации в семье.

Правильная социализация индивида предполагает усвоение им морально-правовых норм и правил поведения в обществе. Первостепенное значение в усвоении этих норм детьми, подростками принадлежит семье. Поведение собственных родителей является эталоном, образцом для детей, именно с родителей они прежде всего копируют, "срисовывают" образцы поведения. Вот почему важно, чтобы эти образцы были нравственными, социально полезными.

Дефекты, нарушения в усвоении нравственно-правовых норм, принятых в данном обществе, наблюдаются "по вине" семьи в следующих случаях:

  • родители словесно и на деле (своими поступками) утверждают аморальные или даже антисоциальные образцы поведения. В этом случае может произойти прямое усвоение ребенком (подростком) норм асоциального поведения;
  • родители словесно придерживаются общепринятых нравственных норм поведения, но совершают действия, поступки, им противоречащие. В этом случае у детей воспитывается лицемерие, ханжество, в целом аморальные установки;
  • родители вербально (словесно) и на деле придерживаются общепринятых норм, но при этом не удовлетворяют эмоциональных потребностей ребенка (подростка). Отсутствие же прочных эмоциональных, дружеских контактов родителей с подростками значительно затрудняет нормальный процесс социализации;
  • родители применяют неправильные методы воспитания (методы, основанные на принуждении, насилии, унижении личности ребенка (подростка).

Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты правовой социализации, провоцирующие детей на совершение правонарушений и преступлений, криминологи называют неблагополучными.

Выделяют следующие виды неблагополучных семей:

  • криминогенная семья;
  • аморальная семья, характеризующаяся алкогольной и сексуальной деморализацией;
  • проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой;
  • неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре;
  • псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания.

Криминогенная семья - такая, члены которой совершают преступления.

Согласно криминологическим исследованиям, судимость одного из членов семьи (чаще всего это отцы или старшие братья) увеличивает вероятность совершения преступления другими членами семьи, прежде всего несовершеннолетними, в 4 - 5 раз. Каждый четвертый из осужденных несовершеннолетних проживал с судимыми братьями и сестрами.

Преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует детям, подросткам образец антиобщественного поведения, порождает или углубляет внутрисемейные конфликты, усиливает ее (семьи) криминогенный потенциал.

Значительную криминогенную опасность представляют аморальные семьи. В них концентрируются различные отрицательные факторы, такие, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей. Алкоголизм родителей вызывает обнищание семьи, ухудшение быта и полное искажение норм поведения. Дети оказываются заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, развивается мрачный, озлобленный характер.

Каждый из перечисленных отрицательных факторов сам по себе уже способен нанести значительный ущерб надлежащему формированию личности ребенка, подростка. Все вместе они исключают возможность нравственного воспитания несовершеннолетнего в такой семье.

Среди осужденных несовершеннолетних пьянствующие родители встречаются в 6-7 раз чаще, чем среди законопослушных ребят.

В воспитательной колонии для девушек было проведено анкетирование осужденных за грабеж, разбой, хулиганство. Среди вопросов был и такой: "Что Вы можете рассказать о своей семье, об условиях, в которых росли и воспитывались?" Получены были следующие ответы: "Отцу я не доверяла. Он пил, скандалил. Я привыкла не приходить домой"; "Отец все время приходил пьяным. Мать плакала. Разговор дома был только об этом. Отец нас с братом не замечал, он даже не знал, в каком классе я учусь".

Вредное воздействие на детей в аморальных семьях оказывают родители, которые не только не пресекают опасное увлечение детей спиртным, но часто сами приобщают их к алкоголю. Большинство осужденных из "девичьей" воспитательной колонии пишут, что впервые выпили в кругу семьи, с ведома, а то и по прямому предложению родителей: "Взрослые заставили выпить, потому что был праздник", "Выпила впервые, когда мне было лет пять. Отец налил, а мама не возражала", "Смотрела, как отец пьет и тоже стала. Вначале ему назло. А потом втянулась".

Родители или знакомые приобщали к выпивке. Важно то, что в семьях знали об этом, но остановить девушек уже никто из близких не мог. Или не считали нужным. Недаром начало своего падения воспитанницы зачастую связывают именно с этим: "А потом я начала пить, курить".

Аморальные семьи характеризуются систематическим нарушением нравственных норм, дезорганизацией семейного микроклимата, ссорами, а то и драками между родителями на глазах у детей, что наносит детям сильную психическую травму.

Такие семьи калечат детей не только нравственно, но и физически. Они не обеспечивают им должного интеллектуального и эмоционального развития, формируют психопатические черты характера, своевременно не выявляют различного рода заболевания, причиняют детям травмы в результате побоев, выгоняют их из дома. Подростки вынуждены скитаться на улице, по подъездам и вокзалам. В школу они приходят менее или совсем не подготовленными, чем их ровесники из благополучных семей. У них часто отсутствуют нормальные условия для приготовления домашних заданий из-за скандалов, устраиваемых пьяными родителями. Они резко отстают в учебе. Нередко в классе их называют "тупицами", "двоечниками", что порождает у них повышенную чувствительность и душевную ранимость. Болезненно переживая свое положение, они ожесточаются, вступают в конфликт с учителями, одноклассниками. Оказавшись в позиции изолированных или - еще хуже - пренебрегаемых, не находя понимания и поддержки в семье, в школе, среди одноклассников и педагогов, они начинают искать товарищей на стороне, в уличных компаниях, где собираются точно такие же сверстники. Вот несколько примеров.

Сергей М., 16 лет, осужден за злостное хулиганство (жестокое избиение незнакомого сверстника). Отец, неоднократно лечившийся, - хронический алкоголик. В состоянии опьянения вспыльчив, жесток и агрессивен. Мать, тихая, спокойная женщина, баловала своего сына, потакала ему во всем. Пьяница-отец был главой семьи, Сергей его боялся и не любил, так как чувствовал со стороны отца полное безразличие. Неоднократно мальчику приходилось с матерью убегать из дому, спасаясь от пьяных дебошей отца.

В младших классах школы учился неплохо, с 5 класса успеваемость и поведение мальчика резко ухудшились. Хроническая неуспеваемость, болезненно переживаемое чувство собственной неполноценности способствовали постепенному падению интереса к учебе, а затем появлению резко отрицательного отношения подростка к обучению, учителям. Отец продолжал пьянствовать, мать, работая посменно, не могла контролировать сына. Сергей стал прогуливать занятия, курить, потерял связи с одноклассниками, приобрел новых "уличных друзей", таких же трудновоспитуемых. Многие новые товарищи были старше его, состояли на учете в детской комнате милиции, были ранее судимы. Они быстро приобщили его к употреблению спиртных напитков. С 13 лет был поставлен на учет в детскую комнату милиции в связи с уходами из дому и из школы, распитием спиртных напитков.

С трудом окончив 8 классов, поступил в ПТУ по специальности слесаря. Однако к занятиям совершенно не готовился, продолжая пьянствовать и бездельничать с прежними друзьями. Отмечая с ними свой день рождения, напился и, находясь в состоянии сильного опьянения, совершил злостное хулиганство.

В криминогенных и аморальных семьях дефекты правовой социализации в наиболее концентрированном виде выражены и в структуре общения (между родителями и детьми отсутствуют или резко ослаблены эмоциональные связи), практически отсутствует должный социальный контроль, искажается процесс усвоения социальных ролей, что в итоге приводит к формированию у детей, подростков деформированной структуры потребностей, ее примитивизации. В итоге уже в этом возрасте формируется асоциальная личность, для которой характерны такие установки, ценностные ориентации, которые неприемлемы для общества и осуждаются в нем.

Формирование такой личности происходит, как правило, в виде реакции протеста против родителей, учителей, против школы и даже против общества, когда по механизму эмоционального переноса отношение к части, в данном случае к родителям, учителям, распространяется на целое, т. е. на всю нравственно-правовую систему, представляемую этой частью. Эта реакция протеста и связанное с ней отрицание общепринятых нравственно-правовых норм приводят подростка к неправильному выбору референтной группы, которая является носителем иных, часто противоположных нравственно-правовых норм.

Асоциальные лица усваивают из окружающего только негативное, отрицательное. К ним буквально липнет все плохое. "Ребенок или подросток такого типа быстро втягивается в группы старших ребят с криминальным поведением, усваивает их систему ценностей, жаргон, форму поведения. Таких детей берут на учет детские комнаты милиции, их поступки разбираются комиссиями по делам несовершеннолетних. Это потенциальные правонарушители. Они перенимают ("усваивают") алкоголизм, поскольку он наряду с курением, хулиганством, правонарушениями является неотъемлемым атрибутом и нравственной нормой референтной группы".

Разновидностью неблагополучной семьи является проблемная семья . Она характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми. Господствующая в семье конфликтная ситуация создает постоянную атмосферу напряженности, которая является непереносимой для детей, подростков, которые стремятся как можно меньше находиться дома, "улизнуть" под любым предлогом на улицу, где и проводят большую часть времени. Проблемные семьи во многих случаях создают условия для криминогенного формирования несовершеннолетних, поскольку в них нарушается процесс социального контроля, отсутствуют эмоциональные связи между родителями и детьми.

Определенные сложности в процессе правовой социализации детей и подростков могут возникать внеполных семьях .

Дефекты в структуре родительской семьи в современных условиях могут отрицательным образом сказываться на формировании личности ребенка, подростка. В одних семьях дети не видят, а потому не знают своего отца или свою мать с момента рождения. В других они теряют кого-либо из них в сознательном возрасте.

Один из негативных факторов неполной семьи связан с явлением эмоционального дискомфорта, который испытывает ребенок, подросток в такой семье. Он характеризуется комплексом психологических реакций и переживаний, которые у детей и подростков носят чаще отрицательный характер, порождая у них чувство собственной неполноценности, "ущербности", зависти, эмоционального голода. Такая ситуация порождает у детей, подростков повышенный интерес к своим переживаниям, пренебрежение к переживаниям взрослых, недоброжелательство к отцу или матери, бросившим семью.

Наибольший эмоциональный дискомфорт испытывают мальчики, воспитывающиеся без отца. Отец нужен мальчику, и прежде всего подростку, как образец для подражания, для формирования мужского начала. Именно у отца мальчик учится таким качествам, как мужество, смелость, решительность, благородство, уважительное отношение к женщине.

В семьях без отца возрастает опасность феминизации мальчиков, которые боятся этого и начинают демонстративно проявлять маскулинность в поведении: они склонны к агрессивности, драчливости, грубости.

Очень болезненно отражается на воспитании ребенка развод родителей. На подростка же, воспринимающего окружающий мир особенно чувствительно, разрушение родительского брака действует сильнее, чем на детей всех других возрастов. Однако следует заметить, что факт расторжения семейных уз сам по себе не всегда означает вред. Конечно, в интересах нормального развития у ребенка, подростка должны быть мать и отец, но хорошие. Ему не нужны жестокие, грубые родители, родители-алкоголики, отцы-деспоты. Поэтому нередко освобождение от жестокой, аморальной личности приносит ребенку облегчение, а оставшемуся с ним взрослому - отцу или матери - покой и нормальные условия для воспитания.

Разводу предшествует общее ухудшение семейной жизни. Создается тяжелая психологическая атмосфера, в которой вынужден жить ребенок. Он становится свидетелем скандалов между отцом и матерью, видит сцены грубости, унижения, насилия. Родители, которые ссорятся и втаптывают друг друга в грязь, падают в глазах подростка.

Занятые своими бедами, ссорами друг с другом, родители фактически оставляют детей, подростков на произвол судьбы. Чувствуя себя отчужденным, подросток старается как можно больше времени проводить вне дома, тратить его бесцельно, впустую. Возникает криминогенно опасная ситуация, так как роль воспитателя в его жизни берет на себя улица, где подросток общается с кругом таких же ребят. Общие семейные неурядицы сплачивают их, могут толкнуть на создание асоциальных групп.

Как и в проблемных семьях, здесь дефекты правовой социализации проявляются в ослаблении или даже отсутствии надлежащего социального контроля, в ослаблении эмоциональных связей подростка и родителя.

Псевдоблагополучная семья , или, как ее определяют психотерапевты, псевдосолидарная семья, отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестких взаимоотношений (держать всех в "ежовых рукавицах"), применением физического наказания как основного средства воспитания.

Жизнь наглядно подтверждает тот факт, что если родители по-варварски жестоко относятся к детям, они вряд ли этим добьются хорошего. Жестокое обращение никогда не приучит детей к сознательной дисциплине.

Особый вред развитию личности ребенка и особенно подростка наносят частые физические наказания. Психологически этот вред заключается в следующем:

  • родители (или родитель - отец или мать), систематически наказывающие ребенка, подростка физически, выступают для него в качестве антиидеала. Он никогда не будет уважать такого родителя, брать с него пример. Как говорят психологи, вследствие этого у ребенка, подростка задерживается формирование "идеального" Я;
  • частое физическое наказание вызывает у ребенка, подростка состояние фрустрации. Накапливающаяся у него обида, раздражительность, злобность вымещается на доступных ему объектах, прежде всего на сверстниках. В результате этого у него развивается агрессивное поведение во всех фрустрирующих ситуациях;
  • частое физическое наказание наносит ущерб самооценке личности ребенка, подростка, вследствие чего у него развивается болезненно чувствительное самосознание, легко ранимое самолюбие.

Об отрицательных последствиях частого физического наказания писал еще А. С. Макаренко, говоря об авторитете подавления: "... он (этот авторитет - Г. Ш.) только приучает детей подальше держаться от страшного папаши, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость и в то же время он воспитывает в ребенке жестокость. Из забитых и безвольных детей выходят потом либо слякотные, никчемные люди, либо самодуры, в течение всей жизни мстящие за подавленное детство".

Систематическое физическое наказание в раннем детстве может привести к утрате отзывчивости, способности сочувствовать и сопереживать другим людям. По отношению к родителям, часто наказывающим, вырабатывается негативизм, который впоследствии может перейти во враждебность.

Судебная практика показывает, что в подобных семьях дети часто убегают из дома, бродяжничают, совершают кражи и другие преступления.

Руслан С., 17 лет, осужден за кражу имущества в крупном размере. Рос в хорошо обеспеченной, внешне благополучной семье. Отец подростка считал, что необходимо применять "авторитарный" метод воспитания: часто избивал сына за малейший проступок. Руслан сначала боялся отца, а потом возненавидел его. Будучи в 10 классе, стал уходить из дома, пропускать занятия, с другом совершал поездки в другую область. Как итог этого: совершение кражи и условное осуждение. После суда под влиянием общественного воспитателя, комиссии по делам несовершеннолетних поведение Руслана немного улучшилось. Об отце он по-прежнему отзывался как о человеке жестоком, властном, никогда спокойно с ним не поговорившем. Как-то Руслан сказал: "Если отец еще раз изобьет меня, я уйду из дома навсегда". При беседе с отцом выяснилось, что он твердо верит в эффективность данного метода воспитания, именно с его помощью он хочет добиться исправления сына, сделать его человеком.

Мать Руслана придерживалась другой позиции, так называемой "либеральной". Она утаивала все проступки сына, заступалась за него. Это противоречие в воспитании привело к весьма печальному результату. За самовольный угон отцовского автомобиля из гаража Руслан был жестоко избит им, после чего бросил работу, дом и уехал в другой город. Долгое время бродяжничал, затем связался с преступной группой ребят, совершил крупную кражу, был осужден к лишению свободы на немалый срок. На суде Руслан заявил: "Я все равно ненавижу отца и отомщу ему за то, что он мне сделал. Может быть, из-за него я стал преступником".

В семьях подобного типа дефекты правовой социализации проявляются в использовании неодобряемых форм социального контроля за детьми, в духовной разобщенности родителей и детей.

Чернышева Е.В. 2007

Полученные в ходе исследования данные послужили основанием к выводу о том, что коррекция мотивационных механизмов у несовершеннолетних с делинквентным поведением должна быть направлена на психокоррекцию эмоциональных состояний (агрессия, аффект, акцентуации, фрустрации), а также на психологопедагогические воздействия на нравственную составляющую (самоактуализация, определение жизненных целей, оптимизация поведения) личности подростка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акбиева 3. С. Самооценка и направленность личности подростков с отклоняющимся поведением: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1997.

2. Бочкарева Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков правонарушителей: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1968.

3. КлейбергЮ. А. Психология девиантного поведения. -М., 2001.

4. Криминальная мотивация / под ред. В. Н. Кудрявцева. -М., 1986.

5. Левитов Н. Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. - 1972. - № 6.

6. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1989.

7. ЛичкоА. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.

8. Реан А. А. Характерологические особенности подрост-ков-делинвентов // Вопросы психологии. - 1991. - №» 4.

9. Сеченов И. М. Психология поведения. - Москва-Воро-неж, 1997.

10.Узнадзе Д. Н. Теория установки. - Москва-Воронеж, 1997.

11. Цветкова Р. И. Психология трудного подростка. -Хабаровск, 1990.

12.Чернобродов Е. Р., Синицына Л. В. Профилактика делинквентного поведения несовершеннолетних в общеобразовательных учреждениях: (Психолого-педагогический аспект). - Хабаровск, 2006.

СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ КАК КРИМИНОГЕННЫЙ ФАКТОР

Канд. психол. наук Е. В. Чернышева

Уральский юридический институт МВД России,

г. Екатеринбург

В социально-психологической литературе проблема семьи как социальной ячейки, ее функций, составляющих элементов раскрыта достаточно полно (описаны функции: демографическая, социально-психологическая и др.). Наиболее крупный вклад в исследование проблем семьи внесли А. Г. Харчев (теория), М. С. Мац-ковский (методология и методика), А. И. Антонов (рождаемость), В. А. Сысенко (устойчивость брака), И. С. Голод (стабильность семьи), В. А. Борисов (потребность в детях), Д. Я. Кутсар (качество брака), Н. Г. Юркевич, М. Я. Соловьев, С. С. Седельников (мотивы и причины развода), Л. А. Гордон, Э. В. Клопов (жизненный цикл семьи), И. А. Герасимова (демографическая типология семей), В. Л. Ружже (типология семейных групп), Г. А. Вишневский (исторические типы рождаемости), И. В. Бестужев-Лада (прогнозирование семьи), А. Г. Вол-

ков (ожидаемая продолжительность брака), Н. В. Маля-рова (типология супружеских конфликтов), Т. Ж. Гурко (молодая семья), Э. К. Васильева (типология видов жизнедеятельности семьи), В. Б. Голофаст (функции семьи), И. С. Кон (сексуальное поведение), 3. А. Янкова (городская семья) и др.

Семья является традиционно главным институтом воспитания и развития личности. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится тому, как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Проблемы развития ребенка в семье имеют несколько аспектов. Семья определяет потребности, интересы, установки и другие характеристики личности, способствующие или препятствующие противоправному поведению. Криминологический анализ дефектов семейного воспитания позволяет заметить, что преступление совершают и лица, имевшие родителей с высшим образованием, занимавших ответственное служебное положение. Нельзя не учитывать и педагогическую позицию семьи. Разногласия между родителями относительно используемых каждым из них воспитательных средств способствует появлению неправильного поведения. Применение ошибочных методов воспитания ведет к возникновению у ребенка чувства обиды, а также состояние стресса, переходящее в агрессию и сопротивление авторитету родителей. Между ребенком и родителями на этой основе часто возникают острые конфликты, растет чувство взаимной неприязни, в результате чего совершаются побеги из дома, кражи и т. п. (5).

В большинстве случаев виновниками бывают отцы. Речь идет прежде всего о пьянстве, частой смене мест работы, оставлении семьи без материальной и иной поддержки, уклонении от уплаты алиментов, аморальном поведении в семье и т. п., когда другой родитель зачастую не в состоянии противостоять пагубному влиянию на детей.

Часто наблюдается самонадеянность и небрежность родителей. Это проявляется в случаях, когда родители даже не знают, где находятся в позднее время их несовершеннолетние дети; встречаясь с негативизмом подростков, их неверными суждениями, они не пытаются пополнить свои педагогические знания, а действуют «в лоб», применяя оскорбляющие достоинство ребенка средства; они выясняют свои отношения при детях; внушают подростку эгоистические и собственнические

взгляды, полагая, что они сумеют удержаться в рамках требований закона; на глазах у детей фактически ведут себя иначе, чем на словах. Такие родители не заботятся о своевременном выявлении источников негативного воздействия на сына или дочь либо сами, не умея нейтрализовать или устранить такое влияние, не принимают эффективных мер к тому, чтобы получить нужную помощь. Многое зависит от действенности помощи, оказываемой семье государственными органами и общественными организациями. Если в негативной семье ничего не меняется к лучшему, и дети из нее не изымаются, наблюдается существенное усугубление их противоправного поведения.

В ситуации совершения преступления и сразу после него семья может, в частности, участвовать в сокрытии следов преступления, старается любыми путями помочь ему уйти от ответственности либо служить фактором, препятствующим совершению преступления, помогать его разоблачению, занимать осуждающую и непримиримую позицию. При этом она оказывает воздействие на личность как целенаправленно, так и стихийно (4).

Неблагополучные семьи не прививают навыков нормального поведения, установления позитивных взаимоотношений между супругами. Аморальные семьи не обеспечивают должного умственного, эмоционального развития ребенка, формирования позитивных черт характера, своевременно не выявляют различного рода заболевания и легкомысленно относятся к необходимости лечения детей, причиняют им травмы в результате побоев и т. п. Дети из таких семей приходят в школу менее подготовленными, чем их ровесники из положительных семей, часто не имеют нормальных условий для приготовления домашних заданий из-за скандалов, устраиваемых пьяными родителями. Это отрицательно сказывается на детях, и они с первого класса начинают отставать в учебе. В результате у них страдает волевое торможение. Нередко таким детям присваивают ярлык «хулигана», «тупицы», «двоечника». У них возникают конфликты с воспитателями, ровесниками, которым нередко родители запрещают дружить с «плохими детьми». При недостаточном реагировании школы и родительской общественности отрицательные моменты в поведении детей из криминогенных, неблагополучных семей усугубляются: став второгодником, ребенок оказывается в классе переростком и, не находя понимания, поддержки в школе, среди учеников и педагогов, а также в семье, начинает искать их на стороне, чаще всего в кругу ребят более старшего возраста, находящихся в тех же условиях, что и он сам (6).

В литературе, посвященной описанию феноменологии криминального мира, одним из основных стал тезис об антагонизме семейных отношений. Многие осужденные не состоят в браке, среди тем общения отсутствуют темы, связанные с семьей и детьми (2; 3; 8). Многие осужденные до совершения преступления воспитывались в дезадаптированных семьях или в детских сиротских образовательных учреждениях и не получили профессии, навыков самостоятельного жизнеустройства и успешной адаптации в обществе.

Небезынтересен географический фактор развития личности. Как показывают исследования российских психологов, городские дети более агрессивны, чаще присоединяются к делинквентным и асоциальным сообществам, имеют более легкий доступ к психоактивным веществам. Для гармоничного развития личности ребенка необходима полноценная семья и, в первую очередь, материнская любовь. В то же время как отцы, так и матери «неблагополучных» семей отличаются непредсказуемостью в своей воспитательной практике, часто применяют телесные наказания, оскорбляют своего ребенка (10).

Исходя из сказанного, можно с уверенностью утверждать, что первопричины правонарушений кроются непосредственно в семье, где воспитывается ребенок. У многих осужденных родственники находились или находятся в местах лишения свободы, употребляют спиртные напитки, имеют наркотическую зависимость. Как следствие, дети в таких семьях убегают из дома из-за сложных семейных отношений, сопровождающихся скандалами и насилием со стороны родителей. Ребенок, а тем более подросток, у которого один из родителей или близких родственников содержится в местах лишения свободы, а дома происходят «гулянки», драки, ссоры, «впитывает» в себя это и выбирает соответствующую линию поведения (8).

Имеют место и сложные отношения с родителями, эмоциональное отвержение ребенка. Вследствие этого ребенок начинает воспринимать мир как нечто чуждое и враждебное, угрожающее его существованию. Возрастает тревожность, и человек начинает «защищать» свое «Я», свое место в мире, становясь на преступный путь, хотя реальной угрозы чаще всего нет. Происходит отчуждение - подросток, стремясь найти опору, примыкает к группе асоциальной направленности, усваивает ее ценности и нормы. Происходит деформация личности. Приобретенные деформации являются устойчивыми и закрепляются с течением времени. Важную роль в адаптации личности к обществу играет самоконтроль. Чем раньше несовершеннолетний правонарушитель овладеет методами самоконтроля, примет ответственность за свои поступки на себя, тем легче ему будет вернуться к социально приемлемым формам поведения. По результатам исследования, у осужденных, имеющих судимость ранее, наблюдаются различия в проявлении качеств, связанных с экстернальным локусом контроля, у них более высокий уровень тревожности, ярче выражены деформация отношения к будущему и к собственной семье (10).

Таким образом, выявленные особенности позволяют сделать вывод о том, что факторы семейного неблагополучия влияют на криминогенность и совершение преступлений в будущем. Проблема совершения преступлений не является случайной или отрицательным «феноменом» развития. Первопричины правонарушений кроются непосредственно в семье, где воспитывается ребенок и происходит его социализация. Преступное поведение приобретает значение в связи с социальнопсихологической атмосферой семьи, нравственно-правовыми взглядами, установками, ценностными ориен-

тациями, поведением родителей и других старших членов семьи.

Неблагополучные семьи не обеспечивают должного умственного, эмоционального развития детей, формируют определенные психологические черты характера, своевременно не выявляют различного рода заболевания и легкомысленно относятся к необходимости лечения детей, причиняют им травмы и т. п. Как видим, семейные условия воспитания влияют на криминоген-ность и совершение преступлений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонян Ю. М., СаличевЕ. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности. - М., 1983.

2. Бартол К. Психология криминального поведения. -СПб., 2004.

3. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / под ред. М. И. Рожкова. - М., 2001.

4. Горьковая И. А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. -1994. - Т. 15. - № 1.

5. Меньшикова Е. С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия // Психологический журнал. - 1993. - № 6.

6. Оценка психической средовой адаптации трудновоспитуемых учащихся / ред. Б. И. Алмазова. - Екатеринбург, 1993.

7. Пирожков В. Ф. Криминальная субкультура: психологическая интерпретация функций, содержания, атрибутики // Психологический журнал. - 1994. - № 2.

8. Уварова Г. В. Психологические особенности личности юношей с криминальным поведением. - Ставрополь, 1999.

9. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. - СПб., 2001.

10. ЧернышеваЕ. В., ПрядеинВ. П. Личность осужденного: современные исследования. - Екатеринбург, 2005.

Эти факторы непосредственно способствуют зарождению и развитию правонарушающего поведения. Практически почти все они обусловлены слабостями позитивных мер и работы по упрочению правовой психологии общностей и отдельных личностей.

В подгруппе социально-психологических по своей природе факторов в качестве криминогенных выступают:

Низкая психологическая воздейственность правовой системы, системы законодательства, «пробелы» в нем, отставание законотворчества от фактических изменений в обществе;

Низкая психологическая действенность всей системы правовоспитательной работы, разрушение старой, социалистической, и запаздывание с созданием новой, отвечающей реальностям свободы, прав, демократии в современном обществе;

Падение престижа честного труда;

Социально-психологические напряжения и недовольства, вызываемые различными недостатками в жизни российского общества, в работе органов государственного управления, органов правопорядка, состоянием борьбы с преступностью;

Недовольство населения безнаказанностью явно противоправной деятельности людей типа Мавроди, фирм типа «Гермес» «Хопер» и др.;

Недовольство населения плохой работой с жалобами, заявлениями, исками граждан в государственных органах и судах;

Заразительность для части населения примеров быстрого и легкого обогащения людей с низким уровнем образованности, культуры и нравственности, наживших состояния явно нечестным путем;

Обостренные взаимоотношения между различными группами населения (социальными, профессиональными, национальными, религиозными и др.);

Низкая эффективность мер по профилактике криминальных деформаций правовой психологии у отдельных групп населения и граждан;

Тревожные слухи, возбужденная толпа, паника и др. К числу непсихологических криминогенных факторов можно отнести:

Снижение уровня общественной морали;

Феномен «бизнеса власти», связанный с фактическим богатством жизни людей, находящихся у власти, обилием различных льгот и привилегий у «слуг народа», богатством услуг, возможностями получения квартир, обогащения путем лоббирования чьих-то интересов, злоупотребления властью при пол-

ной безнаказанности, обеспеченной безграничной неприкосновенностью, доходящей для абсурда;

Широкое распространение рэкетирства, шантажа, вымогательства, запугивания, психологического насилия, в том числе в сфере судопроизводства;

Криминализация и сексуализация досуга, искусства, видеорынка, телевизионных передач: культ силы и насилия, жестокости, неуважения к человеку; пропаганда необходимости самозащиты любыми средствами, мести, самосуда; распространение уголовного жаргона, песенок на уголовный манер; социальная дифференциация молодежных групп по образцу уголовных, «дедовщина»; идеализация жизни удачливых преступников и их «благородных» качеств; подмена слов родного языка «красивыми» иностранными словечками, прикрывающими и романтизирующими омерзительную сущность преступной деятельности («киллер», «рэкетир» и др. вместо русских слов «убийца», «вымогатель», «подонок» и др.), засорение языка словами и словесными оборотами, почерпнутыми из уголовного жаргона, и др.;

Повсеместная бесхозяйственность, слабая защищенность ценностей;

Распространение пьянства и наркомании;

Увеличение числа лиц без определенных занятий, места жительства, безработных;

Низкий уровень раскрываемости преступлений;

Коррупция в органах государственного управления и органах правопорядка;

Политический экстремизм и религиозный фанатизм;

Слабости системы воспитания подрастающего поколения и взрослых, особенно нравственного, правового, трудового, патриотического, семейного, культурного;

Слабости системы внешкольного воспитания, по месту жительства;

Распространение фактов педагогической запущенности и безнадзорности несовершеннолетних, юношей и девушек;

Отсутствие пропаганды здорового образа жизни и воспитания молодежи, всего населения;

Слабая психолого-педагогическая эффективность воспитания персонала юридических органов в духе строжайшего соблюдения законности;

Недостаточный уровень психолого-педагогической подготовленности персонала органов правопорядка;

Снижение массовости и активности участия населения в работе общественных формирований социально-педагогического и профилактического профиля;

Распространение по стране оружия;

Крупные пожары, стихийные бедствия, чрезвычайные обстоятельства и др.

Можно привести еще десятки факторов криминогенного характера.