Личность как субъект и объект социологии. Личность как объект и субъект общественной жизни. Личность как объект социологии

Понятием «индивид» обычно обозначается человек как единичный представитель той или иной социальной общности. Понятие «личность» применяется по отношению к каждому человеку, поскольку он индивидуально выражает значимые черты данного общества.

Непременными характеристиками личности являются самосознание, ценностные ориентации и социальные отношения, относительная самостоятельность по отношению к обществу и ответственность за свои поступки, а ее индивидуальность - это то специфическое, что отличает одного человека от других, включая как биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные.

Личность является не только следствием, но и причиной социально этических действий, совершаемых в данной социальной среде. Экономические, политические, идеологические и социальные отношения исторически определенного типа общества преломляются и проявляются по-разному, определяя социальное качество каждого человека, содержание и характер его практической деятельности. Именно в ее процессе человек, с одной стороны, интегрирует социальные отношения окружающей среды, а с другой - вырабатывает свое особое отношение к внешнему миру. К элементам, составляющим социальные качества человека, относятся социально определенная цель его деятельности; занимаемые социальные статусы и выполняемые социальные роли; ожидания в отношении этих статусов и ролей; нормы и ценности (т. е. культура), которыми он руководствуется в процессе своей деятельности; система знаков, которую он использует; совокупность знаний; уровень образования и специальной подготовки; социально-психологические особенности; активность и степень самостоятельности в принятии решений. Обобщенное отражение совокупности повторяющихся, существенных социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность, фиксируется в понятии «социальный тип личности». Путь от анализа общественной формации к анализу личности, сведение индивидуального к социальному позволяют раскрыть в личности существенное, типическое, закономерно формулирующееся в конкретно-исторической системе социальных отношений, в рамках определенного класса или социальной группы, социального института и социальной организации, к которым принадлежит личность. Когда речь идет о личностях как членах социальных групп и классов, социальных институтов и социальных организаций, то имеются в виду не свойства отдельных лиц, а социальные типы личностей. Каждый человек имеет собственные идеи и цели, помыслы и чувства. Это индивидуальные качества, определяющие содержание и характер его поведения.

Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом, однако, оно предполагает не своеобразие и многообразие последних, а прежде всего специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и заинтересованное (или наоборот - вынужденное и формальное) ее исполнение.

Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Сами свершения личности (например, трудовые достижения, открытия, творческие успехи) истолковываются нами, прежде всего, в качестве поступков, то есть преднамеренных, произвольных поведенческих актов. Личность - это инициатор последовательного ряда жизненных событий, или, как точно определил М.М. Бахтин, «субъект поступания». Достоинство личности определяется не столько тем, много ли человеку удалось, состоялся он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он сам себе вменяет. Первое философски обобщенное изображение структуры такого поведения дал два века спустя И. Кант. «Самодисциплина», «самообладание», «способность быть господином себе самому» (вспомните пушкинское: «умейте властвовать собой...») - таковы ключевые понятия кантовского этического словаря. Но самая важная выдвинутая им категория, проливающая свет на всю проблему личности, - это автономия. Слово «автономия» имеет двоякий смысл. С одной стороны, оно означает просто независимость по отношению к чему-то. С другой стороны (буквально), автономия - это «само законность». Но существует только один род общезначимых норм, действительных для всех времен. Это простейшие требования нравственности, такие, как «не лги», «не воруй», «не чини насилия». Их-то человек и должен, прежде всего, возвести в свой собственный безусловный императив поведения. Лишь на этом нравственном базисе может утвердиться личностная независимость индивида, развиться его умение «властвовать собой», строить свою жизнь как осмысленное, преемственно-последовательное «поступание». Не может быть нигилистической и аморальной независимости от общества. Свобода от произвольных социальных ограничений достигается только за счет нравственного самоограничения. Лишь тот, у кого есть принципы, способен к независимому целеполаганию. Только на основе последнего возможна подлинная целесообразность действий, то есть устойчивая жизненная стратегия. Нет ничего более чуждого индивидуальной независимости, чем безответственность. Нет ничего более пагубного для личностной целостности, чем беспринципность.

Личность - это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности.

Степенью осознанности человеком своего места в обществе.

Теория психосексуального развития 3. Фрейда. Психическое развитие отождествляется с процессом усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций. 3. Фрейд выделял три уровня психики человека: сознание, предсознание и бессознательное. Он рассматривал развитие личности как адаптацию (приспособление) индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но совершенно необходимому. Он наметил порядок развертывания психосексуальных стадий по мере созревания организма (биологический фактор развития) и считал, что стадии универсальны и присущи всем людям, независимо от их культурного уровня. Итак, 3. Фрейд вьщелял следующие стадии психосексуального развития:

· оральная стадия (от рождения до 18 месяцев), в течение которой центром чувственных стимуляций, наслаждения и интереса ребенка становится его рот;

· анальная стадия (от 1 - 1,5 до 3 лет), в период которой чувственные наслаждения связаны с процессами выделения;

· фаллическая стадия (3-6 лет), во время которой ребенок часто рассматривает и исследует свои половые органы, проявляет интерес к вопросам, связанным с появлением детей и половыми отношениями;

· латентная стадия (от 6-7 до 12 лет), в течение которой ребенок запас энергии направляет на несексуальные цели и занятия - учебу, спорт, познание, дружбу со сверстниками, в основном своего пола;

· генитальная стадия (12-18 лет), во время которой формиру­ются и реализуются зрелые гетеросексуальные отношения.

Теория личности Маслоу имеет свои важные концепции - о самоактуализации, видах потребностей и механизмах развития личности. Самоактуализация связана и с умением понять себя, свою внутреннюю природу. Причем все потребности врожденные. Потребности в порядке их очередности: физиологические, безопасности защиты, принадлежности и любви, самоуважения, самоактуализации.

Первым и важнейшим объектом психологии является человек. Как и любой другой объект действительности, человек обладает бесконечным набором свойств – признаков, обнаруживающихся через его отношения к бесконечно разнообразной действительности, через способы воздействия действительности на человека. Но когда, как в данном случае, в отличие от категории "объект" мы пользуемся категорией "предмет" и говорим о человеке как о предмете, мы тем самым ставим перед собой задачу перейти от потенциально неограниченного набора признаков к конечному их множеству. Существует несколько вариантов модельного описания психического облика человека: 1) описание состава человеческой души: Платон (душа – космическое начало, структура которого воспроизводит строение универсума), Аристотель (душа – биосоциальное начало, связывающее природу и культуру, общество), Плотин (душа – природное начало, дифференцированное в соответствии со ступенями развития жизни и распространяющее принцип иерархии на жизненные функции); 2) лингвистическая картина психического облика.

Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. При этом индивидуально-личностные коллизии, переживаемые личностью, предстают как социальные. Признавая ведущую роль социальных факторов (культуры и социальных институтов, влияния других людей) в формировании личности, социологи переводят проблему личности в плоскость социологического анализа.

Такая постановка вопроса вытекает из необходимости найти постоянную величину, определяющую процессы, происходящие в обществе. Объясняя эти процессы взаимодействиями индивидов, объединяющихся в социальные общности для достижения своих целей, мы получаем ключ к пониманию сущности общества.

Что же такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность».

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

«Индивид» – отдельный человек, единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и других исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.



Личность является объектом изучения философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.

Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. «Личность» – это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко – в социальной жизни.

Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.

Таким образом, для социологии в человеке интересна его социальная составляющая. При таком подходе ничто человеческое, в том числе темперамент, эмоции, присущие данному человеку, не исчезают в его личности. Вместе с тем в личности они представлены в тех проявлениях, которые значимы для социальной жизни. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т.е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества.

Стремление к слиянию с социальной общностью (к идентификации с ней) и вместе с тем к проявлению творческой индивидуальности делает личность продуктом и субъектом социальных отношений, социального развития.

Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности.

Не всякий человек личность. Человеком рождаются, а личностью становятся. В то же время неправильно думать, что личность это только выдающийся человек. Личность – это человек обладающий самосознанием и ценностными ориентирами, включенностью в социальные отношения и чувством ответственности за поступки, осознанием своей индивидуальности и автономностью по отношению к государству и обществу. Поэтому, можно говорить как о выдающейся личности, воплотившей в себе яркие общечеловеческие и индивидуальные характеристики, так и о личности преступника или алкоголика, бомжа. Препятствием к тому, чтобы быть личностью, для взрослого человека являются только необратимые органические поражения мозга.

48. Личность как объект и субъект общественной жизни

Личность – общие качества человека; индивид, обладающий исторически определёнными социальными качествами и реализующий их в своём поведении и деятельности. Личность всегда активный субъект социальной, материальной и духовной деятельности.

Личность во многом определяет характер общественной жизни, судьбу общества. Она не только старается органически влиться в него, выполнять все возложенные на неё соц.функции, но и намечает пути прогресса человечества, материального и духовного, своим примером показывая их другим людям.

Личность есть человек, он существует вне общества. Само общество во многом определяет судьбу личности. Оно относится к личности, как ко всем остальным людям, не акцентируя на этом внимания. Другое дело, что личности, имеющие большие обязанности (в основном нравственные), труднее их выполнять, но их осуществление подтверждает человека как личность, способствует его многостороннему развитию.

Как объект общественной жизни, личность должна существовать и как неличность. Но примирение с твоим существованием попытки своего нравственного, духовного (и в меньшей степени физического) совершенствования могут позволить личности стать субъектом общества. Это становление уже позволяет говорить о том, что данный человек стал личностью. Личность – индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц. норм.

Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший понимания своих соц. функций, своего места в мире, осмысливающий себя как субъекта исторического творчества, как звено цепи поколений, в том числе родственных. Личность есть индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц. норм, в том числе и юридических. Личностные качества чела есть производные от двух моментов: от его самосознающего разума и от его социального образа жизни.


49. Личность в ходе истории. Роль личности в истории. Массы и личность.

Всемирно-исторические личности, герои – выдающиеся люди, личные интересы которых содержат в себе субстанциональный элемент, составляющий солю Мирового духа или Разум истории (Гегель, Сочинения, том VII).

Исторические личности – личности, вознесённые силой обстоятельств, личными качествами на пьедестал истории. Факт выдвижения на историческую роль именно этого человека – случайность. Необходимость же выдвижения определяется исторически сложившейся потребностью общества в личность именно такого рода. Часто в силу исторических условий выдвигаются просто способные люди или даже посредственные.

Как бы гениальна не была историческая личность, она в своих поступках детерминирована сложившейся совокупностью общественных событий. Если же личность начинает творить произвол и возводить свои капризы в закон, то она становится тормозом и в конечном счёте свергается.

Исторические личности благодаря тем или иным качествам своего ума, характера, опыта могут изменять лишь форму общественных событий и некоторые частичные их последствия. Они не могут изменять их общее направление, повернуть историю вспять. В развитие ист. процесса огромный вклад вносят гениальные и талантливые личности, творящие духовные ценности в сфере науки, техники, философии, лит-ры, иск-ва, религиозной мысли.

Гений – это человек, который охвачен великим замыслом, обладает мощным умом, ярким воображением, огромной волей, колоссальным упорством в достижении своих целей. Он обогащает общество новыми открытиями.

Харизматическая личность – духовно одарённая личность, которая воспринимается и оценивается окружающими как необычная, порой даже сверхъестественная по силе постижения и воздействия на людей, недоступная обычному человеку.

По Веберу (Вебер М. Харизматическое господство), харизматическая власть вождя основана на безграничном и безоговорочном, притом радостном подчинении и поддерживается прежде всего верой в избранность, харизматичность властителя.

50. Культура как мир человека. Как способ самоопределения личности.

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению. К. совокупность форм и способов человеческой деятельности, закрепленных в создаваемых людьми материальных и духовных ценностях и передаваемых от одного поколения к другому. Культура есть философское понятие, характеризующее развитие творческих сил и способностей человека. Культура - это сотворенный человеком мир.

Овладение культурой означает для человека возвышение его индивидуальной деятельности до всеобщих норм общества. Достигнутый обществом уровень культуры выступает как образец деятельности и поведения. Поэтому культура производит и самого человека. Он не только субъект, но и объект культуры. Личность проявляет свою индивидуальность в освоении и развитии культуры. Так как человек осваивает культуру в деятельности, он творит ее.

Культура есть показатель господства общества над природой, а следовательно, и показатель господства личности над природой. Так как культура обуздывает животную природу человека, заставляя его следовать нормам искусственной среды, то культура есть показатель господства человека над своей собственной природой. Эту сторону культуры отмечает 3. Фрейд. Он называет культуру механизмом социального подавления и преобразования бессознательных влечений.

Рассматривая материальную и духовную культуру необходимо указать, что они не только не противостоят друг другу, а находятся в противоречивом единстве: в материальной культуре всегда присутствует элемент духовности; продукты же духовной культуры всегда облечены в материальные формы.

Особое место в культуре человека занимает его духовная культура. Она выступает важнейшей системой воспитания и образования, то есть формирования человека. Духовная культура не может существовать без ее опредмечивания. Поэтому духовность проявляется только как интеллигентность - деятельностно-практическое проявление духовности. Культура - это мера человеческого в человеке, характеристика его как общественного существа.Кабанов «учебное пособие».

51.Социальные функции культуры.

Многообразными способами включается культура в движение истории. Они выражают личностную сторону деятельности человека в обществе, выполняют важную функцию трансляции опыта, знаний, результатов человеческой деятельности. Новые идеи, и те из них, которые находятся как бы в стадии разработки, и те которые уже являются результатом человеческой деятельности, и сама эта деятельность - все это дает результат, который включаются затем в исторический процесс, внося в него новые элементы.

Любое изобретение человека может превратится в фактор исторического развития и начать оказывать на него воздействие. Примером тому может быть изобретение ядерного оружия, которое с момента своего изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих странах мира. Так, создание научно-технической мысли вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие в обществе социальные, экономические и политические процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в общественную жизнь, в культуру, стало моментом исторического процесса. Многие изобретения не были реализованы по различным причинам, к примеру, изобретение Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия просто не была к этому готова); работы в области генетики советских ученых и т.д. В ходе общественного исторического процесса из тех "предложений", которые идут со стороны культуры, данным обществом осуществляется как бы "социальный отбор" этих предложений и то каким он будет, зависит от текущего состояния развития общества.

К-ра. - в сущности своей родовой овеществленный опыт духовного освоения той ил иной стороны жизнедеятельности человека. Ис-во. – родовой опыт освоения дух. жизни чел-ка. Мир ис-ва – мир дух. жизни чел-ка. культура является ценностью, так как ей живет душа человека(а не тело). Жизнь чел-ка является ценностью только с того момента, когда был накоплен дост. опыт, чтобы понять, ято это явление неповторимо. Чел-к в родовом значении считает, что жизнь ценна сама по себе. Производственная, экономическая, к-ра семьи т.д. – есть родовой опыт выраженный в определенных принципах жизнедеятельности человека. Эти принципы могут быть материализованы. Основная функция к-ры – сделать человека человеком. Причем к-ра единственное средство с помощью которого человек делает себя человеком. Человек существо культурное, все его свойства: способность мыслить и чувствовать, формируются благодаря культуре. В.И.Ленин на 3 съезде комсомола: «коммунистом можно стать лишь тогда, когда ты освоишь все то богатство, что было накоплено человечеством».

На земных делах как следует, реализовывать поставленные цели. И все же, видимо, следует согласиться с трактовкой этих воззрений как предфилософии. В Месопотамии, как и в иных сопредельных областях древнего Востока, не произошло еще отделения философии и науки от универсального мифологического миропонимания. И было так не потому, что отсутствовали предпосылки такого отделения, но потому что...

... (геометрия Евклида и арифметика), астрономия (с астрологией), позднее - филология и некоторые др. Тем самым начался процесс дифференциации наук: сначала выделения в рамках философии различных дисциплин, а затем выделения их из философии как самостоятельных наук. В разные эпохи в разных философских учениях существовали различные точки зрения на структуру научного знания. Так, в эпоху эллинизма...

0

1. Понятие личности в социологии.

2. Ролевые теории личности.

3. Социализация личности.

1. В социальном и гуманитарном знании проблемы сущности человеческой личности, возможности ее формирования в необходимом для конкретного общества направлении всегда были очень актуальными. Ведь основным элементом и необходимым условием существования общества и является человеческая личность. Но что включает в себя это понятие? Философия больше оперирует понятием «человек», которое включает в себя и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. Психология больше обращает внимание на индивидуальные различия людей: темперамент, характер, особенности поведения. Социология, опираясь на философский и психологический анализ личности, рассматривает личность как определенную совокупность социальных качеств, которые формируются у человека в процессе совместного существования с другими людьми. На уровне обыденного сознания мы часто отождествляем понятия «человек», «индивид» и «личность». Но социология их четко разграничивает.

Человек - это самое общее понятие, которое указывает на принадлежность к человеческому роду (homo sapiens) и служит для характеристики универсальных, присущих всем представителям этого биологического вида свойств и качеств.

Индивид - это конкретный человек, единичный представитель человеческого рода. Индивид рассматривается как единство биологического, психологического и социального начал. Но это скорее количественная характеристика, чем качественная. Качественной характеристикой человека (индивида) выступают понятия «индивидуальность» и «личность». Но «индивидуальность» указывает на психофизиологические особенности человека (индивида), а «личность» - на социальные.

Каждый человек обладает совокупностью внутренних качеств и свойств, которые составляют структуру его личности. В этой структуре иерархически выстроены биологические и социальные качества человека. Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову) выглядит следующим образом:

Краткое название подструктуры

Компоненты

подструктуры

Соотношение биологического и социального

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура опыта

Умения, знания, навыки, привычки

Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)

Биологический уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических конституциональных свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения; половые, возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

В социологии личность - это устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу. Социально значимые черты и качества индивида формируются и реализуются в процессе взаимодействия с обществом через конкретные социальные группы, институты и общности. Личность выступает здесь не только как объект внешних воздействий, но и как субъект социальных отношений, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, устремления, интересы, способный оказывать обратное воздействие на социальную среду.

Понимание личности как субъекта социальной деятельности включает исследование его потребностей, интересов, ценностей, целей, мотивов и стимулов деятельности. Потребности - это исходный источник деятельности.

Будучи осознанными, потребности трансформируются в интересы личности. В свою очередь, интересы, преломляясь через ценностные ориентации, формируют мотивы и цели деятельности. Мотивы - это внутренние побудители деятельности, а внешними побудителями являются стимулы. В отличие от мотивов, являющихся субъективными факторами, стимулы представляют собой объективные факторы и выражают особенности окружающей социальной среды.

Взаимодействие мотивов и стимулов образует диспозицию (социальную установку) личности - ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях.

Таким образом, личность - это интегральное социальное качество, приобретенное индивидом в процессе включения в систему общественных связей и отношений. Взаимодействуя с окружающей социальной средой, личность вырабатывает свои ценностные ориентации, социальные установки и модели поведения. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиций становится важным фактором творческой активности личности, преобразования условий жизни и, следовательно, развития общества в целом.

Когда мы говорим о социальном типе личности, прежде всего обращаем внимание на то, что он отражает устойчивые черты характера, сформированные под влиянием историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей в конкретной общественной системе.

В социологии выделяют модальный, базисный и идеальный типы личности. Модальный - это усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Базисный - это тип личности, наилучшим образом отвечающий потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон будущего.

В современной социологии существуют и другие типологии, выстроенные по различным основаниям (например, по ценностным ориентациям, устойчивым поведенческим стереотипам и др.).

2. Организационно-регулирующим механизмом социализации является система статусов и ролей. Общее понимание социального статуса и социальной роли показано в теме «Социальная структура».

Зная социальный статус конкретного человека, мы можем ожидать от него типичного набора действий, т. е. выполнения соответствующей статусу социальной роли.

Понятие «социальная роль» появилось в начале XX в. в работах Э. Дюркгейма (1858-1917), М. Вебера (1864-1920), а затем оно разрабатывалась в работах Дж. Мида (1863-1930), Т. Парсонса (1902-1979), Р. Линтона (1893-1953), Я. Морено (1892-1974) и др.

Мид акцентировал внимание на механизмах «научения ролей», освоения ролей в процессах межличностного взаимодействия (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие ролевых ожиданий со стороны «значимых» для данного индивида лиц, с которыми он вступает в общение.

Линтон обратил внимание на социально-культурную природу ролевых ожиданий и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций.

Парсонс одним из первых попытался систематизировать социальные роли. Он считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками:

1) эмоциональной - одни требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;

2) способом получения - одни предписываются, другие завоевываются;

3) масштабом - часть сформулирована и строго ограничена, другая - размыта;

4) формализацией - действие в строго установленных правилах либо произвольно;

5) мотивацией - на личную прибыль, на общее благо и т. д.

Морено в своей книге «Кто должен выжить? » классифицирует социальные роли следующим образом:

Психосоматические роли, когда поведение связано с основными биологическими потребностями, определенными культурой;

Психодраматические роли, когда поведение личности определяется в соответствии с конкретными требованиями данного социального окружения;

Социальные роли, когда личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории.

Но любая роль не является чистой моделью поведения. Как правильно отмечает в своей работе В. Харчева, процесс реализации ролей зависит от следующих факторов:

Биопсихологических возможностей человека, способствующих выполнению той или иной социальной роли или тормозящих его;

Личностного образа, определяющего комплекс идеальных черт, которые человек должен проявлять при выполнении ролей, а также комплекс идеальных способов поведения, ожидаемых от человека;

Характера роли, принятой в группе, и способа социального контроля за выполнением ролевого поведения;

Структуры группы, сплоченности и степени идентификации индивида с ней.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого поведения. Между ними никогда не бывает полного совпадения, но каждый имеет большое значение в поведении личности. Роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом личности. Если ожидания не оправдываются, возникает конфликт между личностью и обществом.

Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.

В нормативной структуре социальной роли обычно выделяют четыре элемента:

1) описания типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписания (требования), связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли;

4) санкция - социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей практически одновременно, может возникнуть конфликт. Ситуация, когда человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требованиям двух и более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Но ролевой конфликт может происходить не только между ролями, но и в пределах одной роли. Подобный конфликт может быть разрешен посредством рационализации, разделения и регулирования ролей.

Рационализация роли - это неосознанный поиск неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения.

Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида. При этом человек как бы переключает свои роли, чередует их, избавляясь от неприятного несоответствия.

Регулирование ролей - формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли.

Первые два вида действий являются неосознанными защитными механизмами, третий в основном используется осознанно и рационально.

3. Социализация - это процесс включения личности в общество, усвоение ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения. На основе социализации происходит формирование социально значимых качеств личности, которые позволяют ей принимать полноценное участие в жизни общества. Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.

Социализация не сводится к традиционным понятиям «воспитание» и «образование»; она продолжается в течение всей жизни человека и охватывает все процессы воздействия на него со стороны социального окружения.

В социализации выделяют две фазы: социальную адаптацию и интериоризацию. Социальная адаптация - это приспособление индивида к социальным условиям, ролевым функциям, социальным нормам, социальным группам, институтам, организациям, выступающим в качестве сферы его жизнедеятельности.

Интериоризация - это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.

Одним из механизмов социализации является идентификация. Социализация предполагает способность человека выработать и реализовать «Я-концепцию». Такая концепция включает личную и социальную идентичность, т. е. способность человека к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных качеств и определению своей принадлежности к какой-либо общности (возрастной, политической, семейной). Действие идентификации как механизма социализации связано с тем, что индивид усваивает и реализует нормы, ценности, качества тех групп, принадлежность к которым он осознает. Можно сказать, что действия людей во многом определяются их самооценкой и групповой принадлежностью.

Социализация включает ряд этапов, имеющих свою специфику и по-разному трактуемых социологами. Одни исходят из того, что главным показателем зрелости личности служит ее трудовая деятельность, и поэтому выделяют три основных этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой (пенсионный). Другие подразделяют социализацию на два самых общих этапа: первичная социализация (от рождения до формирования личности) и вторичная (развитие личности на стадии ее социальной зрелости). Третьи предлагают деление социализации в зависимости от жизненных циклов человека (детство, юность, зрелость, старость).

В любом случае социализация наиболее активно осуществляется на начальных этапах, когда формируется личность ребенка и происходит его подготовка к взрослой жизни. Среди механизмов ранней социализации особое значение имеют коллективные игры, в ходе которых дети осваивают будущие социальные роли.

В процессе вторичной социализации личности очень значимым может быть ресоциализация, потребность в которой возникает при серьезных изменениях в жизни человека и всего общества, когда ранее приобретенные знания, ценности, роли и навыки теряют свое определяющее значение. Ресоциализация - это процесс усвоения личностью новых, более адекватных изменившимся условиям жизни знаний, ценностей, ролей и навыков.

Формирование личности происходит в процессе воздействия на нее различных социальных групп, институтов, заинтересованных в том, чтобы человек усваивал определенные социальные ценности и осваивал конкретные социальные роли. Это - агенты и институты социализации. Среди них можно выделить:

Отдельные личности - агенты социализации, воздействующие на индивида в процессе обучения и воспитания (родители, учитель и другие);

Учреждения - институты социализации, которые направляют и контролируют ее протекание (школа, вуз);

Средства массовой информации (особенно телевидение), обеспечивающие усвоение ценностей и стандартов поведения.

Существует множество теорий социализации, но мы обратим внимание на наиболее известные теории Ч. Кули (1864-1929) и Дж. Мида.

Кули выдвинул теорию «зеркального Я», согласно которой человеческое «Я» открывается через реакцию других людей. Другие люди - это те зеркала, в которых формируется образ «Я» человека. Он включает:

Представление о том, каким я кажусь другому человеку;

Представление о том, как этот другой оценивает мой образ;

Вытекающее из этого специфическое чувство гордости или унижения (самоуважение).

По мнению Мида, сознательное «Я» вырастает в социальном процессе. Ребенок обнаруживает свое «Я» как существо, обладающее определенными намерениями только во взаимодействии с другими. Если он будет общаться с одним человеком, его развитие как индивидуальности будет сравнительно прямолинейным и одномерным. Ребенку требуется несколько взрослых, которые по-разному реагируют на мир.

Мид полагал, что человек может быть объектом для самого себя, одновременно будучи и субъектом. Психическую систему этого процесса он обозначает «Я» (I) и «Меня» (me), где «Я» отражает субъективный аспект процесса формирования собственной индивидуальности, а «Меня» - объективный.

Мид утверждает, что мы обретаем ощущение индивидуальности, когда подходим к себе с той же меркой, что и к другим людям. При этом мы «принимаем на себя роль других в отношении самих себя». Мы одновременно являемся субъектом - наблюдателем и объектом - наблюдаемым. В собственном воображении мы принимаем позицию другого человека и с этой позиции изучаем и оцениваем самих себя. По мнению Мида, «обобщенный другой» - это средство связи каждого из нас с обществом. С помощью «обобщенного другого» мы впитываем в себя (интериализуем) организованную систему взглядов нашей группы и(или) всего общества так, что социальный контроль превращается в самоконтроль.

Используемая литература: Социология. Курс лекций: учеб. пособие / И.А. Акимова,
Н.Г. Багдасарьян, Е.А. Гаврилина, В.Г. Горохов, А.В. Литвинцева,
И.Е. Моторина, Г.В. Панина, Ю.П. Полуэктов, А.В. Чернышева;
под ред И.А. Акимовой - М.: Изд-во МГТУ нм. Н.Э. Баумана.
2010. - 95. |2|.

Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.