Инженерная деятельность человека. Сущность инженерной деятельности. Инженерное дело как профессия

В квалификационных требованиях к специалисту с высшим техническим образованием приведены следующие виды инженерной деятельности: производственно-технологическая, проектно- конструкторская, организационно-управленческая, научно-исследовательская, изобретательская. Осо­бым видом инженерной деятельности является изобретательская. В последние годы в качестве отдель­ных видов инженерной деятельности стали выделять также инновационную и экспертную . Задачи и результаты различных видов инженерной деятельности приведены в таблице 1.1. Остановимся поподробнее на некоторых видах инженерной деятельности.

Изобретательская деятельность заключается в создании новых принципов действия, способов реа­лизации этих принципов или конструкций инженерных объектов или отдельных их компонентов, т.е. создания особого продукта - изобретений, закрепляемых в виде патентов, авторских свидетельств. Изо­бретение используются в качестве исходного материала при конструировании и изготовлении многих инженерных объектов

Таблица 1.1- Виды инженерной деятельности

Виды инженерной деятельности Задачи инженерной дея­тельности Результаты деятельности
Научно- исследователь­ская Разработка на основе фун­даментальных и техниче­ских наук новых способов получения продукции, принципов действия и схем технических устройств Отчеты о науч­но- исследователь­ских работах, статьи, патенты
Проектно- конструктор­ская Создание комплекса науч­но-технической докумен­тации, испытание опытных образцов и выбор опти­мального Проект (схемы, сметы, расчеты, чертежи и др.), опытные образ­цы
Производст­венно- технологиче­ская Реализация технологиче­ского процесса производ­ства продукции Серийный вы­пуск изделий
Организационно- управленческая Организация работы кол- лектива исполнителей, управление производствен- ным процессом Серийный вы- пуск изделий

Изобретательство для многих инженеров-практиков было основной и даже единственной выпол­няемой ими инженерной деятельностью. Одним из таких инженеров был русский изобретатель П.М. Голубицкий, посвятивший всю свою жизнь усовершенствованию телефонной аппаратуры.

Изобретения возникают в результате долгой и систематической работы. Вдохновение, озарение приходит тогда, когда для них уже создан солидный фундамент. Как показал французский историк нау­ки Жан-Жак Саломон на примере известного американского изобретателя Эдисона, миф о неотесанном, но гениальном изобретателе и об изобретательстве как о божественном даре, для современного инжене­ра-изобретателя не имеет под собой исторических оснований. Записные книжки Эдисона свидетель­ствуют о том, что он занимался целенаправленным исследованием на основе использования достиже­ний науки. Его «фабрика изобретений» в Менло-парк, стала первой современной промышленной лабо­раторией, прежде всего потому, что в ней работали квалифицированные ученые, и она была оснащена самым передовым научным оборудованием.

Обычно работа по изобретательству состоит из следующих четырех этапов: 1) четкая постановка задачи; 2) анализ задачи, разложение ее на составляющие элементы; 3) комбинаторика (творчество); 4) критический фильтр, т.е. проверка новизны, целесообразность.

Для активизации мышления и воображения в настоящее время используют неалгоритмические и алгоритмические методы. Неалгоритмические методы в своей основе подразделяются на два больших класса: метод проб и ошибок и методы перебора вариантов (мозговой штурм, синектика, морфологиче­ский анализ и др.). В основе алгоритмического подхода к творческой деятельности лежит разрабо­танная Г.С. Альтшуллером концепция методологии творчества: общее развитие технических систем происходит в соответствии с законами диалектики и не подчиняется субъективной воле человека. Наи­более признанные алгоритмические методы: АРИЗ - алгоритм решения изобретательских задач (автор Г.С. Альтшуллер) и ПАСАО - проблемно-ориентированная система активного обучения (автор М.М. Зиновкина).

Конструкторская деятельность становится необходимой с развитием серийного и массового произ­водства технических изделий и заключается в создании, испытании и обработке опытных образцов раз­личных вариантов будущего инженерного объекта, выборе из них наиболее оптимального, с точки зре­ние заказчика, и в разработке технической документации - руководства к изготовлению на производст­ве. Например, после изобретений А. С. Попова инженерная деятельность была направлена на создание и совершенствование различных конструкторских схем радиотехнических устройств. Так, система Мар- кони не содержала в себе фактически ничего нового: для передатчика он использовал усовершенство­ванный вибратор Герца, приемник, по существу, был разработан Монжем, общую компоновку схемы предложил Попов. Однако, казалось бы, незначительные усовершенствования, имеющиеся в ней, по­зволили создавать экономичную, технологичную и удобную для эксплуатации конструкцию.

Прогресс в технике выражается в том, что нововведение усваивается и переходит из разряда изо­бретений в разряд конструкций. Конструктор выполняет расчет технических и технологических пара­метров инженерного объекта и комплект чертежей, необходимых для изготовления данной конструк­ции. Чертеж, по словам Г. Монжа - «язык инженера», но он еще и язык общения с исполнителями: тех­никами, мастерами, рабочими. В дальнейшем разработка технологии изготовления переходит к инжене­рам-технологам.

Производственно-технологическая деятельность заключается в организации производства конкрет­ного типа изделий и разработке технологии изготовления определенной конструкции технического объ­екта. Инженер-технолог руководит изготовлением отдельных деталей и их сборкой. Продуктом его профессиональной деятельности являются готовый технический объект и руководство по его эксплуа­тации.

Крупные инженеры часто сочетают в одном лице и изобретателя, и конструктора, и технолога, и ор­ганизатора производства. Так Г. Модсли, который был сначала искусным ремесленником-самоучкой, став организатором крупного машиностроительного производства, постепенно превратился в квалифи­цированного инженера, который работал одновременно как изобретатель, конструктор и технолог. Од­нако уже на одном из самых первых машиностроительных заводов - заводе Модсли - наметилось раз­деление инженерного труда на отдельные виды профессиональной деятельности. Современное разделе­ние труда в сфере создания, эксплуатации и утилизации технических объектов неизбежно ведет к спе­циализации инженеров в одном из видов технической деятельности, однако специалист должен хорошо представлять и смежные виды инженерной деятельности .

Основная задача научного исследования любого явления состоит в постижении его сущности. Для раскрытия сущности инженерной деятельности необходимо перейти от описания внешних характеристик к её внутреннему содержанию.

При рассмотрении инженерной деятельности на уровне явления не было необходимости вводить различия между такими, ключевыми для неё понятиями, как "труд", "деятельность", "производство", "управление". Такое различие методологически значимо для анализа её сущности.

Инженерная деятельность - это не только труд, но и познание и творчество. Если ограничить инженерную деятельность только совместным трудом, то она окажется Кантовской "вещью в себе", так как её наиболее существенные признаки будут находиться вне рамок исследования. Не случайно попытки строго регламентировать инженерную деятельность всегда кончаются неудачно. Либо инженеры находят способы, иногда весьма изощрённые, обходить эту регламентацию, либо они перестают заниматься инженерной деятельностью, функционируя в предписываемых им рамках. Последняя ситуация крайне нежелательна из-за отрицательного влияния на технический прогресс общества.

Суть целеполагающей деятельности состоит в создании средств для достижения цели, поскольку цель реализуется с помощью средства, а средство не существует вне определённой цели. В общем, виде механизм целеполагающей деятельности был раскрыт ещё Гегелем. Целеполагающей деятельностью он считал "опосредованный способ реализации", указывая при этом, что "столь же необходима также и непосредственная реализация".

Инженерная деятельность по сути своей опосредствующая деятельность. Инженерный подход заключается не только в много вариантности решения задачи, но и в её техническом опосредовании.

Инженер управляет природными и технологическими процессами, использует их как средства достижения своей цели. В этом состоит специфика инженерной " хитрости".

Согласно материалистическому пониманию истории, в основе общественного развития лежит прогресс материального производства, орудий и средств деятельности, а не потребностей, которые могут быть удовлетворены только с помощью производства.

Историческое развитие опосредствующей деятельности человечества привело к становлению инженерной деятельности, сущность которой заключается в обособленном целеполагании коллективных форм практической деятельности по созданию и использованию техники. Исходными и наиболее существенными признаками инженерной деятельности являются коллективный характер инженерного целеполагания, а также его относительная самостоятельность, обособленность.

В историческом контексте инженерная деятельность не существует вне общественного разделения труда. Она окончательно сложилась на таком историческом этапе разделения труда, когда рабочий и инженер стали необходимыми его субъектами, неотъемлемыми элементами совокупного работника.

Обособленное целеполагание инженера в его наиболее явном виде выступает как техническое проектирование. Проектирование же, по существу, есть развёрнутое во времени целеполагание. Техническое проектирование здесь понимается в широком смысле как совокупность всех целеполагающих действий инженеров, подготавливающих весь процесс материально-технического производства.

Техническую деятельность совокупного работника можно представить в общем, виде как единство проектирования (целеполагания) и производства (целеисполнения). Производство, в свою очередь, состоит из живого труда и деятельности природных агентов, выполняющих энергетическую, транспортную, технологическую и другие функции производственного процесса. Общественное производство характеризуется преемственностью в развитии производительных сил.

Техническое проектирование, понимаемое в широком смысле, включает в себя управляющие функции. Управление - важная характеристика деятельности совокупного работника. Необходимость в управлении К. Маркс считал атрибутивным свойством совместной трудовой деятельности.

Инженерное управление - это, в сущности, техническое и технологическое управление трудом и производством. Управляющие функции инженера вытекают из инженерного проектирования. Особенно большой объём эти функции занимают в деятельности инженеров - производственников, работающих на заводах и стройках, потому, что именно здесь инженеры управляют процессом превращения проекта в реальный технический объект. В производстве вся совокупность инженерных целей реализуется в деятельности основного субъекта - рабочего класса. Управляя производственной деятельностью рабочего класса, инженер - производственник соединяет инженерный проект с целесообразной деятельностью рабочих. Производственные отношения оформляют весь процесс производства, в том числе и инженеров управления.

В современном обществе в состав управляющей деятельности инженера входит его воспитательная деятельность. Инженер это носитель передовой технической культуры, высшего уровня производительных сил, полное развитие которых возможно лишь в соединении с исторически наиболее прогрессивными общественными отношениями. Воспитательная деятельность инженеров специфична по своей форме и выражается в направленности их профессиональной деятельности на создание материально - технической базы. В этом состоит глубокое и полное совпадение интересов инженеров и рабочих в условиях развитого общества.

Анализ понятий "деятельность", "труд", "производство", "управление" позволил прийти к выводу, что со стороны внешних связей в системе общественного разделения труда инженерная деятельность, в сущности, представляет собой техническое проектирование. Далее необходимо раскрыть внутренние связи, характерные для инженерной деятельности.

Процесс проектирования - это переход от действительного к возможному. Самый сложный этап этого процесса - этап формулирования возможного, т.е. проектирование, предсказание возможных потребностей. Этап формулирования потребности в инженерном проектировании получил название технического задания. Техническое задание содержит требования к проектируемому объекту, определяет его назначение и функции, а также условия его работы.

"Исходной клеточкой" инженерной деятельности, или действием, характерным для всех инженеров без исключения и вместе с тем присущим только их деятельности, является логически сложное обособленное целеполагание в практической сфере создания техники. Причем обособленное целеполагание как "исходная клеточка" даёт абстрактную независимую от содержания характеристику инженерной деятельности, которую необходимо дополнить существенными признаками.

Принадлежность к сфере общественного бытия в практической деятельности - это существенный признак инженерной деятельности. Техническая направленность инженерной деятельности - ее необходимая качественная характеристика и существенный признак. Инженер лишается предмета своей деятельности вне техники. Взаимосвязь с наукой, научная обоснованность - также существенный признак инженерной деятельности. Профессиональная задача инженера, как активного деятеля технического прогресса, состоит в сознательном использовании науки для обеспечения этого прогресса. Инженерный подход не ограничивается формализованным решением технических задач, ибо такие решения поверхностны и не основаны на сущностном понимании явлений природы. Технический объект, созданный путем такого подхода, будет либо полностью неработоспособным, либо малоэффективным и ненадежным, поскольку он выполняет роль критерия истинности знаний о природе и обществе. Интересно сравнить критерии истины в науке и в инженерной деятельности. В деятельности ученого критерием истинности познания законов природы обычно выступает научный эксперимент или познавательная практика. В деятельности инженера роль критерия истинности познания общественных потребностей выполняет общественное производство и потребление, общественная практика.

Трудовую деятельность инженеров нельзя раскрыть, по существу, без указания на их творческие качества. Инженер всегда был и остаётся творцом техники. Современная инженерная деятельность характеризуется наличием в ней научно - технического творчества. Критерий технического творчества в инженерной деятельности закреплён юридически в "Положении об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях". Согласно этому документу, изобретением признаётся новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области народного хозяйства, социально - культурного строительства или обороны страны, дающее положительный эффект. Любое нетехническое решение, нетехническая идея, даже гениальная, изобретением не признаётся из-за отсутствия в них предмета изобретения.

Существенный основной признак инженерной деятельности в опосредованности её воздействия на материальный субстрат техники. Целеполагая в области технической деятельности, инженер как профессионал не переходит к целеисполнению, не реализует свой проект в собственной деятельности. В социально - техническом аспекте инженер создаёт технику и управляет техникой всегда опосредованно, через деятельность рабочего класса. Инженер представляет собой элемент, часть совокупного работника. Таковы необходимые признаки, позволяющие выделить инженерную деятельность в системе естественноисторического и специализации труда.

Всё многообразие форм инженерной деятельности охватывается сферой техники, а наиболее специфическими признаками, присущими трудовой деятельности инженеров, являются научная обоснованность и практическое отношение к технике. В действительности именно совокупность этих двух признаков выражает сущность инженерной деятельности как исторически определённого способа материально - практического освоения действительности. Такой совокупностью признаков обладает только инженерная деятельность в отличие от деятельности рабочих, научных работников, других технических специалистов. Поэтому в философской трактовке инженерную деятельность можно кратко определить как обособленное целеполагание в сфере создания техники.

В социально - техническом аспекте инженерная деятельность представляет собой относительно самостоятельную духовную сторону материально - производственной деятельности рабочего класса. Как писал К. Маркса, инженерная деятельность есть сознательное техническое применение науки. Итак, инженерная деятельность - это техническое применение науки, направленное на производство техники и удовлетворение общественных технических потребностей.

τεχνικός τέχνη - «искусство», «мастерство», «умение»), обозначающее активную творческую деятельность, направленную на преобразование природы с целью удовлетворения разнообразных жизненных человеческих потребностей. Не следует путать с термином «Техника (технические устройства) »
Творческое приложение научных принципов (а) к проектированию или разработке сооружений, машин, аппаратуры или процессов их изготовления, или к объектам, в которых эти устройства или процессы используются разрозненно или комплексно, или (б) к конструированию и эксплуатации вышеуказанных инженерных устройств в полном соответствии с проектом, или (в) к прогнозированию поведения инженерных устройств в определенных условиях эксплуатации - руководствуясь соображениями обеспечения их функциональности, экономичности в использовании и безопасности для жизни и имущества.

Настоящее время

Современное понимание инженерного дела подразумевает целенаправленное использование научных знаний в создании и эксплуатации инженерных технических устройств, являющихся результатом преобразовательной деятельности инженера, и охватывает три вида инженерно-технической деятельности :

  • исследовательская (научно-техническая) деятельность - прикладные научные исследования , технико-экономическое обоснование планируемых капиталовложений, планирование;
  • конструкторская (проектная) деятельность - конструирование (проектирование), создание и испытание прототипов (макетов, опытных образцов) технических устройств ; разработка технологий их изготовления (сооружения), упаковки, перевозки, хранения и проч. ; подготовка конструкторской/проектной документации;
  • технологическая (производственная) деятельность - организационная, консультационная и иная деятельность, направленная на внедрение инженерных разработок в практическую деятельность экономических субъектов с их последующим сопровождением (технической поддержкой) и/или эксплуатацией по поручению заказчика.

История инженерного дела

Истоки инженерного дела восходят к доисторической мифологической эпохе. Создание лука , колеса , плуга требовало умственной работы, умения обращаться с орудиями труда, использования творческих способностей. В качестве инженеров можно рассматривать легендарных Дедала и Ноя . Первым известным по имени инженером был египтянин Имхотеп , который руководил строительством пирамиды Джосера (III тыс. до н.э.) . Самым известным инженером Античности считается Архимед .

Первой попыткой рассмотреть инженерное дело как особый род деятельности можно считать труд Витрувия «Десять книг об архитектуре » (лат. De architectura libri decem ). В нём делаются первые известные попытки описать процесс деятельности инженера. Витрувий обращает внимание на такие важные для инженера методы как «размышление» и «изобретение», отмечает необходимость создания чертежа будущего сооружения. Однако большей частью Витрувий основывается в своих описаниях на практическом опыте. В античные времена теория сооружений находилась ещё в самом начале своего развития.

Важнейшим этапом в инженерном деле стало применение масштабных чертежей. Этот способ развился в XVII веке и оказал сильнейшее влияние на дальнейшую историю инженерии. Благодаря ему появилась возможность разделить инженерный труд на собственно разработку идеи и её техническое воплощение. Имея перед собой на бумаге проект какого угодно большого сооружения, инженер избавлялся от узости взгляда ремесленника, зачастую ограниченного только той деталью, над которой он трудится в данный момент.

Первым инженерно-техническим учебным заведением России начавшим давать систематическое образование становится основанная в 1701 году Петром I Школа математических и навигационных наук . Образование военных инженеров началось ещё во времена правления Василия Шуйского . На русский язык был переведён «Устав дел ратных», где среди прочего рассказывалось и о правилах обороны крепостей, строительстве оборонительных сооружений. Обучение вели приглашённые иностранные специалисты. Но именно Петру I принадлежит выдающаяся роль в развитии инженерного дела в России. В 1712 году в Москве открывается первая инженерная школа, а в 1719 году вторая инженерная школа в Петербурге. В 1715 году создается Морская академия , в 1725 году открывается Петербургская академия наук с университетом и гимназией.

Первым учебником по инженерному делу можно считать выпущенный в 1729 году учебник для военных инженеров «Наука инженерного дела» француза Бернара Фореста де Белидора .

В течение XIX века продолжалось создание различных специализаций и направлений высшего инженерного образования происходившее в процессе перехода наиболее передовых инженерно-технических учебных заведений Российской империи к системе высшего образования, что привело к качественному развитию, так как каждое учебное заведение создавало не существовавшую до этого свою собственную программу нового направления или специализации высшего инженерного образования, заимствуя передовой опыт других, сотрудничая и обмениваясь инновациями. Одним из выдающихся организаторов этого процесса был Дмитрий Иванович Менделеев .

В Англии специалистов-инженеров готовили следующие учреждения: (англ. ) (основан в 1818 году), (англ. ) (1847 год), (англ. ) (1860 год), (англ. ) (1871 год).

Инженерное дело как профессия

Специалист, занимающийся инженерным делом, называется инженером . В современной экономической системе, деятельность инженера - это совокупность услуг в области инженерно-технической деятельности. Деятельность инженера в отличие от деятельности других представителей творческой интеллигенции (педагогов, врачей, актеров, композиторов и др.) по своей роли в общественном производстве является производительным трудом, непосредственно участвующим в создании национального дохода . Посредством инженерной деятельности, инженер реализует свои научные знания и практический опыт для решения какой-либо технической задачи на различных этапах жизненного цикла продукции .

С расширением и углублением научных знаний произошла профессиональная специализация инженерной профессии по дисциплинам. В настоящее время продуктивная инженерная деятельность возможна исключительно в рамках коллектива инженеров, каждый из которых специализируется в определенной области инженерии. На рынке инженерных услуг действуют инженерные организации , которые могут принимать форму научно-исследовательских институтов, проектно-конструкторские бюро, научно-производственных объединений (НПО) и т. д. В условиях рынка, оказываемые инженерными организациями услуги разнообразны по специализации, содержанию и качеству. Многие инженерные организации оказывают комплекс услуг, зачастую включающий услуги, выходящие за рамки традиционной инженерии в область реализации инженерных разработок. Так, помимо научно-исследовательских, проектно-конструкторских и консультационных услуг, многие крупные инженерные организации также оказывают услуги в области

      Зарождение инженерной деятельности, ее сущность и функции.

      Развитие инженерной деятельности, профессии инженера и технического образования.

      Особенности становления и развития инженерной деятельности и профессии инженера в России.

      Инженерная деятельность в индустриальном и постиндустриальном обществе

      Вклад отечественных ученых в развитие инженерных наук.

      Актуальные инженерные проблемы XXI века.

      Понятие «профессиональный инженер»: требования к профессиональным инженерам

    1. Зарождение инженерной деятельности, ее сущность и функции

В истории становления и развития производительных сил общества на различных этапах проблема инженерной деятельности занимает особое место. Инженерное дело прошло довольно непростой, исторически длительный путь становления. История материальной культуры человечества знает немало примеров удивительного решения уникальных инженерных задач еще на довольно ранних этапах развития человеческого общества. Если мы обратимся к истории создания знаменитых семи чудес света, то убедимся в наличии оригинального решения конкретных инженерных проблем.

Семь чудес света получили свое название во времена античности как сооружения, поражающие своим великолепием, размерами, красотой, техникой исполнения и оригинальностью решения инженерных проблем. «Профессия» инженера, «представителя инженерного цеха» по праву может отстаивать место на одной ступени пьедестала с Охотником, Врачом, Жрецом.

Вместе с тем история материальной культуры иногда отрицает наличие инженера в обществе древности, а в этой связи и наличия и целенаправленной инженерной деятельности так, как мы понимаем эту деятельность сегодня, как она наполнена в век электричества, электронно-вычислительных машин, спутников, межконтинентальных воздушных лайнеров и ракет. Но некоторое отрицание инженера и инженерной деятельности на ранних ступенях развития общества еще не означает отрицания инженерной деятельности вообще при решении конкретных задач. Она в различных формах существовала в человеческой истории и существовала вполне активно. В рамках данной лекции мы рассмотрим процесс зарождения и становления инженерной деятельности, ее эволюции, появление инженера в производительных силах как обязательной профессии на пути преобразования этих сил, а также внешние и внутренние функции инженерной деятельности в современных условиях.

Доинженерная деятельность

На заре становления общества не существовало в явном виде инженерной специальности (это результат позднейшего общественного разделения труда), ни тем более «инженерного цеха», «касты» или социально-профессиональной группы. Но за многие века, даже тысячелетия до того, как общественный способ производства сделал возможным и необходимым появление инженеров в полном смысле этого слова, перед людьми возникали инженерные задачи и находились индивиды, способные их решать. Ведь человеческая цивилизация основана на преобразовании природного мира с помощью орудий труда, то есть совокупности разнообразных технических средств. История их создания – одновременно и история инженерной деятельности .

История инженерной деятельности относительно самостоятельна; ее нельзя свести ни к истории техники, ни к истории науки. Корни ее теряются в глубине прошедших тысячелетий. Зачастую мы можем догадываться, какого упорства и таланта требовал каждый новый шаг в освоении и преобразовании мира, какие творческие коллизии, взлеты и крушения скрыты от нашего взгляда дымкой веков. Данные археологических раскопок позволяют лишь очень приблизительно реконструировать уровень знаний и умений, доступных творцам техники далекого прошлого. Судить об особенностях инженерной деятельности давно ушедших поколений приходится по ее результатам, сохранившимся в натуре или хотя бы в описании. И техника может рассказать о своих создателях очень многое.

По своему происхождению именно техническая деятельность стала одним на первых видов социальной деятельности. Чтобы выжить, добыть пищу, защитить себя от диких животных, первобытные люди вынуждены были прибегнуть к помощи орудий. Переход к труду, основанному на применении орудий, первых примитивных технических средств, был необходим. Все доступные нам факты борьбы рода человеческого за выживание подтверждают, что техническое (технологическое) направление и характер цивилизации являются не случайностью и не ошибкой общественного развития, а единственно возможным его путем.

Характер и содержание технической деятельности на ранних стадиях человеческой истории менялись крайне медленно: технические новинки сотни раз находились и сотни раз утрачивались, погибали вместе с их изобретателями.

Шли тысячелетия, и вместе с ними неуклонно шел дальше и дальше технический прогресс. На границе между верхним и нижним древнекаменным веком (палеолитом), примерно 40–30 тысяч лет назад, завершается предыстория человеческого общества и начинается его история. Этот переход совершился во многом благодаря накопленным техническим достижениям. В производственной деятельности человек освоил много новых пород камня, научился изготавливать свыше двадцати видов различных каменных орудий (резцов, сверл, скобелей и т. п.). Были созданы гарпун и копьеметалка. Апофеозом инженерной мысли каменного века стал лук. Человек, сообразивший, как использовать потенциальную энергию согнутой палки, натянувший на нее тетиву из жил животных и заостривший тонкую стрелу, совершил эпохальное техническое открытие.

Широкомасштабное применение лука, вкладышевых орудий, шлифованных топоров, тесел, мотыг, долот и прочих технических достижений неолита подготовило производственную революцию. Сущность так называемой неолитической революции – в переходе от охоты к земледелию и скотоводству.

В период неолита достоянием человечества сделались новые приемы обработки материалов – пиление, шлифование, сверление, появились составные орудия, был приручен огонь. Невозможно представить, что эти элементы материально-технической культуры возникли без целенаправленной умственной работы их создателей. Можно согласиться, что познание, техническое проектирование и организация производства не были расчленены и не существовали вне повседневной рутинной деятельности. Поэтому уже применительно к первобытнообщинному способу производства мы вправе говорить о существовании инженерной деятельности в ее неявной форме. Обозначим ее как доинженерную деятельность .

Прединженерный период (с II-I тыс. до н.э. до ХVII–XVIII вв. н.э. )

Возникли классы и государство. Ширилась специализация труда. При становлении рабовладельческого способа производства происходит обособление ремесел. Это второе крупное общественное разделение труда порождает ремесленника – человека, занятого главным образом технической деятельностью.

Центром технической (и инженерной) деятельности было строительное дело . Возникновение древних городов, которые становились центрами ремесленного производства, возведение культовых и ирригационных сооружений, мостов, плотин, дорог требовало кооперации труда огромного количества людей.

Очевидно, что «ни одно крупное и сложное сооружение древности не могло быть построено без детально разработанного проекта, требующего обособления целеполагающей деятельности. В процессе строительства технический замысел (проект) мог быть реализован только на основе совместного труда рабов. Для того чтобы организовать трудовые усилия больших масс низкоквалифицированных работников, подчинить их единой задаче, требовался инженер. Архитектурное дело и строительство стали исторически первой областью производства, где возникла потребность в людях специально занятых функциями проектирования и управления (инженера).

Материально-техническая и духовная культура человечества в эпоху рабовладения достигла такого уровня, что в отдельных ее сферах – строительстве и архитектуре – возникла потребность в профессиональном инженерном труде. Сквозь тысячелетия дошли до нас имена египетского жреца-архитектора Имхотепа (ок.2700 г. до н.э.), китайского гидростроителя Великого Юя (ок.2300 г. до н.э.), древнегреческого зодчего и скульптора Фидия – создателя афинского акрополя Парфенона (V в. до н.э.). Были ли они инженерами? И да, и нет. Ответ на этот вопрос неоднозначен, и вот почему. Для производства периода поздних рабовладельческих государств характерно появление сложных технических задач нового класса, решение которых предполагало обособление инженерно-технических и инженерно-управленческих функций. Здравый смысл подсказывает, что тех, кто эти функции выполнял, мы вправе назвать инженерами.

Вместе с тем, следует заметить:

1) функции инженерного труда не сводятся к двум названным выше, они гораздо шире;

2) деятельность первых инженеров опиралась главным образом на практические, опытные знания, а также на весьма примитивные технические средства; универсальным и малоэффективным технологическим приемом было массовое применение рабского труда;

3) умственный труд, отпочковавшись от физического, долгое время оставался нерасчлененным.

Так, в рабовладельческом обществе естествознание, не говоря уже о точных (тем более – о технических) науках, не успело выделиться в самостоятельную отрасль знания. Каждого инженера древности можно с не меньшим основанием именовать ученым, философом, писателем. Иначе говоря, любой инженер того времени заведомо «обязан» был быть мудрецом, любой мудрец одновременно владел инженерным делом.

Исходя из приведенных выше соображений, точнее можно обозначить этот период становления инженерии как прединженерный . Этот период неоднороден с точки зрения способа производства – рабовладение сменил феодализм, который в свою очередь, готовился уступить место капитализму. Менялось общественно-политическое устройство: возникали и гибли империи, возвышались и приходили в упадок нации, классы, религии. Развивалась техника и технология, рождались гениальные изобретения, создавались принципиально новые технические объекты, изделия, инструменты, приемы обработки материалов. Неизменным оставалось одно: основным создателем технических нововведений, субъектом технической деятельности по-прежнему оставался ремесленник .

Достижения ремесленной деятельности древности и средневековья поражают воображение. Военное дело, сельское хозяйство, мореплавание, металлургическое, текстильное, бумажное производство – вот далеко не полный перечень областей деятельности, где в прединженерный период развития техники произошли технические революции: «порох, компас, книгопечатание – три изобретения, предваряющие буржуазное общество».

Многие технологические приемы древнего ремесла настолько уникальны, что не могут быть воспроизведены даже на основании современных научно-технических знаний. Длинный и сложный путь к прогрессу прошел человек. От каменного топора – к меди и бронзе, к железу и металлам космической эры.

Большинство из великих изобретений человечества относится к средствам передвижения (колесо, повозка, велосипед, паровоз, автомобиль, самолет и др.), орудиям труда (гончарный круг, мельница, прялка, паровой молот, робот и др.), материалам (бронза, железо, бумага, пластмасса и др.), энергетике (паровая машина, электрическая машина, дизель и др.), военному делу (порох, винтовка, атомная бомба и др.), сфере информации (книга, интернет и др.), связи (телеграф, телефон, телевидение и др.), приборам (компас, телескоп и др.).

До конца XVI – начала XVII веков техническая деятельность человека осуществлялась практически вне связи с развитием естественных наук и математики. И только после того, как результаты научных исследований стали использоваться для создания новой техники и технологий возникла инженерная деятельность .

Первые инженеры формировались в среде ученых, обратившихся к технике, и ремесленников-самоучек, приобщившихся к науке. Первые инженеры − это одновременно художники и архитекторы, консультанты по фортификационным сооружениям, артиллерии и гражданскому строительству, алхимики и врачи, математики и естествоиспытатели. Их объединяло то, что они впервые стали использоватьнаучные знания как вполне реальную производительную силу.

Так сформировалась миссия инженера, которая состоит в создании искусственных технических объектов, сред и технологий , необходимых для обеспечения жизнедеятельности и повышения качества жизни человека и общества, с использованием природных ресурсов и применением естественнонаучных знаний и практического опыта .

Рождение инженерной профессии стало результатом переворота во всех без исключения слоях и сферах общественной жизнедеятельности. Техника, способ производства, общественно-экономические отношения, политические институты, общественное сознание и психология, наука – все это необходимо было изменить, причем изменить самым решительным образом, прежде чем работа по решению инженерных проблем приобрела статус профессионального занятия в общественно-значимых масштабах.

деятельность в сфере науки и материального производства, направленная на применение научных знаний и производственного опыта для создания технических устройств и технологии. В процессе инженерной деятельности законы науки из своей теоретической формы трансформируются в технические принципы, которые находят свое практическое применение. По своему характеру инженерная деятельность является преимущественно духовно-творческой в сфере материального производства, имеет дело с реально существующими объектами, нацелена на превращение природных факторов в социально значимые.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

от фр. ingenieur) основной вид деятельности, в рамках которой в нашей цивилизации (получившей название техногенной) до последнего времени создавалась техника. В настоящее время техника все больше порождается в сфере широко понимаемой технологии, включающей в себя как техническую, так и инженерную деятельность. В развитии инженерной деятельности можно выделить три основные этапа. На первом (Древний мир) техника создавалась на основе знаковых средств (чисел, чертежей, расчетов) и технического опыта, причем осмыслялась не рационально, а сакрально. Техническая деятельность понималась как совместные усилия человека, духов и богов. На втором формируется собственно инженерная деятельность. Ее предпосылкой было разведение естественного и искусственного планов бытия (Аристотель) и формирование новоевропейского понимания природы. Характеризуя в «Новом органоне» новый тип практики - инженерию, Ф. Бэкон пишет, что в действии человек не может делать ничего другого, как только соединять и разделять тела природы, остальное природа совершает внутри себя сама. Классик российской философии техники П. К. Энгельмейер говорит, что инженерия есть искусство целенаправленного воздействия на природу, искусство сознательно вызывать явления, пользуясь законами природы.

Но как убедиться, что полученное в науке знание является именно тем, которое описывает законы природы, ведь природу философы объясняли по-разному? Отвечая на этот кардинальный вопрос, ученые Нового времени пришли к идее опытного обоснования полученных в науке знаний. Первым был Галилей, который опытное наблюдение за явлениями природы трансформировал в эксперимент, где соответствие теории и явлений природы устанавливалось техническим путем. Если в опыте природа всегда ведет себя иначе, чем предписывает теория, то в эксперименте природа приводится в состояние, отвечающее требованиям теории и поэтому ведет себя в соответствии с теоретически выявленными в науке законами. При этом в эксперименте Галилею пришлось характеризовать не только естественные взаимодействия и процессы и определить условия, детерминирующие их, но и контролировать ряд параметров этих естественных процессов. Воздействуя на эти параметры, Галилей смог в эксперименте подтвердить свою теорию.

В дальнейшем инженеры, определяя, рассчитывая нужные для технических целей параметры естественных взаимодействий, научились создавать механизмы и машины, реализующие нужные человеку технические цели. Соединение в деятельности следующих за Галилеем инженеров-ученых Гюйгенса, Гука и др. двух разных типов объектов (идеальных и технических) позволяет не только аргументировать выбор и построение определенных идеальных и технических объектов, но и понимать деятельность по созданию технических устройств особьм образом - именно как инженерную. На ее основе складывается и особая инженерная реальность. В ее рамках в 18 - нач. 20 вв. формируются основные виды инженерной деятельности: инженерное изобретательство, конструирование, инженерное проектирование.

Изобретательская деятельность представляет собой полный или частичный цикл инженерной деятельности: изобретатель устанавливает связи между всеми основными компонентами инженерной реальности - функциями инженерного устройства, природными процессами, природными условиями, конструкциями (при этом все эти компоненты находятся, описываются, рассчитываются).

Конструирование - неполный цикл инженерной деятельности. Задача конструирования состоит в том, чтобы опираясь на связи, установленные в изобретательской деятельности, определить и рассчитать конструктивное устройство инженерного сооружения. Конструирование - такой момент создания инженерного объекта, который позволяет инженеру, с одной стороны, удовлетворить различные требования к этому объекту (назначению, характеристикам работы, особенностям действия, условий и т. д.), а с другой - найти такие конструкции и так их соединить, чтобы обеспечивался нужный естественный процесс, который можно было запустить и поддержать в инженерном устройстве. И изобретение, и конструирование, и входящие в них расчеты нуждались, с одной стороны, в специальных знаковых средствах инженерной деятельности (схемах, изображениях, чертежах), с другой, - в специальных знаниях. Сначала это были знания двоякого рода - естественно-научные (отобранные или специально построенные) и собственно технологические (описания конструкций, технологических операций и т. д.). Позднее естественно-научные знания были заменены знаниями технических наук.

В инженерном проектировании сходная задача (определения конструкции инженерного устройства) решается иначе - проектным способом: в проекте без обращения к опытным образцам имитируются и задаются функционирование, строение и способ изготовления инженерного устройства (машины, механизма, инженерного сооружения).

Именно инженерия и инженерный подход позволили осознать, что изготовление устройств, действующих на основе расчета процессов природы, отличается от других видов изготовления, где действие природных процессов или незначительно (зато существенны другие процессы, напр., деятельности) или же природные процессы невозможно рассчитать и задать. Продукты инженерной деятельности в культуре нового времени и стали преимущественно называть техникой. Другой фактор, способствующий обнаружению технической реальности, - осознание все возрастающего значения, которое продукты инженерной деятельности оказывают на жизнь человека и общества.

На третьем этапе складывается общественная практика и картина мира, в которых инженерная и техническая деятельность занимает важное место. Научно-инженерная картина мира включает в себя некий сценарий. Существует природа, мыслимая в виде бесконечного субстрата материалов, процессов, энергий. Ученые описывают в естественных науках законы природы и строят соответствующие теории. Опираясь на эти законы и теории, инженер изобретает, конструирует, проектирует инженерные изделия (машины, механизмы, сооружения). Массовое производство, опираясь на инженерию, производит вещи, продукты, необходимые человеку и обществу. В начале этого цикла стоят ученый и инженер - творцы вещей, в конце - потребители. В традиционной научно-инженерной картине мира считается, что познание и инженерная деятельность не влияют на природу, из законов которой инженер исходит, что техника как результат инженерной деятельности не влияет на человека, поскольку представляет собой средства, созданные для его нужд, а потребности естественно растут, расширяются и всегда могут быть удовлетворены научно-инженерным путем.

Становление инженерной деятельности и научно-инженерной картины мира не было бы столь успешным, если бы инженерная деятельность не оказалась эффективной. Ее эффективность проявилась как при создании отдельных инженерных изделий, так и более сложных технических систем. Если Гюйгенс сумел создать инженерным способом часы, то сегодня таким способом создаются здания, самолеты, автомобили и бесконечное количество других необходимых человеку вещей. Во всех этих случаях инженерный подход к решению проблем демонстрирует свою эффективность. Венцом могущества и эффективности инженерного подхода является формирование систем, в рамках которых общество и государство научились в заданные сроки решать сложные научно-технические задачи.

Однако могущество инженерии подготавливает и ее кризис. Сегодня обозначились по меньшей мере четыре области такого кризиса: поглощение инженерии нетрадиционным проэктированием, поглощение инженерии технологией, осознание отрицательных последствий инженерной деятельности, кризис традиционной научно-инженерной картины мира.

Отличное определение

Неполное определение ↓