Рутульцы происхождение. Рутульцы (Рутулы). Условия жизни до революции

— это коренное население Республики Дагестан. Сами Рутульцы называют себя МыхIабыр по наименованию села Рутул МыхIа . В основном Рутульцы проживают на территории Рутульского района, расположенного на юго-западе Республики Дагестан в долине реки Самур. Рутульский район был образован в Советское время правительством Дагестана в 1929году. На северо — западе Рутульский район граничит с Чародинским и Тляратинским районами, на севере с Лакским, на северо — востоке с Кулинским, на востоке с Курахским и Агульским районами, на юго — востоке с Ахтынским районом и на юго — западе его с Азербайджанской Республикой отделяет Главный Кавказский хребет.

Помимо этого представители этой малочисленной народности заселяют и территории Бабаюртовского района, Кизлярского района, а также Шекинского и Кахского района Республики Азербайджан.

Официально численность Рутульцев в мире насчитывает около 60 000 человек. По данным переписи, которая проводилась в России в 2010 году, на территории Российской Федерации проживает около 35000 Рутульцев, из них в Дагестане около 28000 людей. По оценкам специалистов около 1000 Рутульцев проживают на территории Азербайджана. Численность Рутульцев неуклонно растёт. Об этом можно судить по результатам переписей, которые проводились как в советский период так и в период Российской Федерации.

Родным языком Рутульцев считается Рутульский язык. Он относится к группе Нахско-Дагестанских языков. Рутульский язык имеет несколько диалектов. Это Шиназский, Мюхрекский, Ихрекский, Борчинский и Рутульский. В некоторых аулах одно и то же слово иногда выговаривается по разному. Например: в с. Рутул слово «Кушай» одни произносят как «уле», а другие как «иле». И таких примеров много.

Практически во всех аулах разговаривают на разных диалектах Рутульского языка. Единственным лезгиноязычным аулом в Рутульском районе является с. Хлют, где основным языком является Лезгинский язык.

Аулы Рутульского района в основном расположены вдоль берега реки Самур, а также на берегах мелких речек впадающих в реку Самур. Это села: , Кала, Куфа, Лучек, Амсар, Шиназ, Ихрек, Мюхрек, Хлют, Киче, Кина, Джилихур, Верхний Катрух, Нижний Катрух, Хнюх, Мишлеш, Цудик, Кусур, Хнюх, Согют, Курдул.

Два аула расположены в долине реки Ахтычай. Это аулы Борч и Хнов. К тому же, территория на котором расположен аул Хнов является территорией Ахтынского района, но проживают там .

Село Новый Борч также входит в состав Муниципального образования «Рутульский район». Расположено оно в Бабаюртовском районе на севере Республики Дагестан. В этом селе преимущественно проживают переселенцы из высокогорных аулов Рутульского района.

Что касается ранней истории Рутульцев, то о ней мало что известно. Считается, что в Албанский племенной союз входили и Рутульцы. Это было в I тысячелетии до н.э. и тогда эти племена назывались Гаргарейцы . Всего в этот союз входило 26 племён.

До присоединения к России Рутульцы постоянно воевали с соседями. В 1495 — 1496 г.г. велась война с соседним лезгинским селением Хрюг, которому оказывали помощь жители другого лезгинского селения Ахты. По разным данным на протяжении первой половины 16 века н.э. Рутулы несколько раз грабили и сжигали с. Ахты. В свою очередь Ахты в союзе с Дербентскими войсками под предводительством Алхаз Мирзы Дербенди также жгли и грабили Рутул. В 1728 году впервые упоминается в русской печати слово Рутульское «вольное» общество (РВО ), а именно в работе «Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря». Автором был И.Г. Гербер.

История Рутулов полна такими столкновениями. Кроме этого Рутул был объектом нападений то Турков, то Арабов, то Персов. Но никому и никогда они не покорялись, если дело касалось подчинения и свободы.

Пожалуй на этом, в этой публикации, пока все об истории Рутульцев. Подпишитесь на статьи блога и вы узнаете ещё много интересного о Рутульцах.

Единый, на первый взгляд, Дагестан состоит из множества народов и народностей, о которых многие жители России даже не слышали. Один из таких народов – рутульцы, которые ведут происхождение от кавказских албанов. Рутульский народ очень самобытный, гордящийся своей историей, без него современный представить трудно.

География и язык рутульцев

Историей этого горного народа занимались многие исследователи, в том числе, Л. И. Лавров. Каждый рутулец свою национальность обозначает словом «мыхIабыр». Проживает народ в южной части Дагестана, еще в стародавние времена осев на реке Самур, неподалеку от ее истоков. Столицей можно назвать селение Рутул – собственно, отсюда и идет само название народа.

Не стоит думать, что рутульцы – единый народ: они делятся на ахтычайцев, азербайджанцев села Новый Аул и самурцев (часть этого народа проживает и на территории ). Однако эти три группы все равно относятся в рутульской народности. А все потому, что территория, где проживают мыхIабыр, является горной, и хребты разделяют эти маленькие области расселения.

Благодаря тому, что в предгорьях растет сочная трава, местное население имеет возможность заниматься скотоводством – ведь отличных пастбищ здесь хватает. Есть и густые леса, а реки, которых всего три, не считая притоков, выглядят бурными, особенно в период снеготаяния. Вершины гор здесь всегда заснежены, поэтому чаще всего лето бывает дождливым и достаточно прохладным. Что же до зимы, то она, как правило, холодная.

Историей своего языка рутульский народ может гордиться. Можно упомянуть тот факт, что в языках тех народов, которые соседствуют с мыхIабыр, слово «Рутул» не встречается. Сам язык относится к лезгинской языковой группе. Некоторые исследователи утверждают, что на этом языке и родственных к нему некогда разговаривали люди, проживающие на территориях как Дагестана, так и Северной части Азербайджана.

В рутульском языке сегодня присутствуют несколько подгрупп, различных между собой. Удивительно, что, хотя носители этих разновидностей языка отлично понимают друг друга, они могут говорить на своих диалектах, даже проживая в одном и том же селении. В настоящее время этот язык входит в число государственных языков .

История и быт народа

Селение Рутул ведет отсчет с первого тысячелетия нашей эры, что уже говорит о многом. При этом исследователи до сих пор не могут выяснить происхождение названия села. Интересно, что один из римских поэтов, живший в V веке, упоминает в своем сочинении неких «Рутульских царей». Если учесть, что народы Средиземноморья и Кавказа имели довольно тесные этнические и торговые связи, то такому упоминанию не стоит удивляться. Хотя исследователи утверждают, что не нужно путать рутульцев и рутулов (одно из итальянских племен).

Судя по археологическим раскопкам, предки народа селились в еще в I тысячелетии новой эры. Об этом говорят находки в могильниках, своей формой сходных с захоронениями многих других . У этой народности было не так уж много деревень, тем более что маленькие разрозненные аулы в свое время сформировывались в одно большое селение. Сами рутульцы свое происхождение ведут от тех племен, которые некогда вошли в кавказский албанский союз.

Рутул, хорошо известный в Средневековье, смог остаться независимым от влияния Золотой Орды, а народ постоянно вел локальные войны с соседними племенами. По своей сути вплоть до присоединения к Российской империи он был кавказской вольницей и не подчинялся никому. В каждом селении властвовал какой-либо местный бек, который, тем не менее, самые важные события всегда обсуждал с населением.

Независимая история рутульцев продолжалась до XIX века, пока на Кавказ не пришла Российская империя. И если простые люди охотно принимали новое подданство, то бекам эта ситуация очень не нравилась – ведь теперь они не могли брать дань с соседей и устраивать набеги. Поэтому всю первую треть столетия местные правители настраивали народ против «пришельцев», что и закончилось в 1838 году серьезным столкновением с русскими вооруженными отрядами. Верховный бек потерпел крах, а Рутул был полностью присоединен к России.

Однако, несмотря на определенные политические изменения, социальных реформ практически не проводилось. Народсохранял патриархальный строй и, в основном, занимался скотоводчеством, что привело к существенному росту количества скота. Так, с 1856 по 1913 годы коров в хозяйствах стало в шесть раз больше. Начали появляться и новые сельскохозяйственные орудия, что привело к улучшению в сфере земледелия.

О том, какая религия существовала у рутульцев в первые века нашей эры, известно очень мало. Ислам же пришел сюда в VII столетии, когда арабы начали распространять свое влияние на Дагестан. В настоящее время здесь исповедуется шафиитский мазхаб, то есть, суннитская ветвь ислама. Арабская культура проявляется во многих срезах жизни современного населения.

Древний рутульский народ в наше время

Сегодня, как и прежде, народ занимается животноводством. Ежегодно очень сложным сезоном остается время года, когда необходимо перегонять скот на зимние пастбища. В прежние века такие перегоны с летних пастбищ сопровождались серьезными потерями и проблемами с кормом, скот умирал в пути от недостатка еды, страдал от жажды.

Сегодня все обстоит по-другому. Специалисты заранее разрабатывают графики, животных переправляют на новые пастбища не своим ходом, а железнодорожным транспортом. Развивается и земледелие – здесь выращивают зерновые культуры, овощи, картофель. Люди полностью включены в экономическую и социальную жизнь региона. Рутульцы искренне считают Дагестан своей родиной, не отделяя себя от большой кавказской семьи.

Быт их ненамного отличается от быта других южно-кавказских народностей. И сегодня можно встретить представителей этого этноса, которые предпочитают традиционные черкеску и . Живут в довольно больших домах в один или два этажа с множеством хозяйственных построек. Рутульский фольклор давно влилась в культуру . Именно из этих мест вышли известные певцы-ашуги:

  • Джамесеб;
  • Амсар;
  • Эзерчи Шинази;
  • Кьабилешды Али;
  • Гаджи-Юсуф Меджидов.

Надо признать, рутульский народ довольно малочисленный. И, хотя они не растворяются в большом кавказском этносе, сохраняя свою индивидуальность, тем не менее, количество носителей языка не так уж велико. Численность рутульцев, согласно переписи 2010 года, составляла чуть более 35 тысяч человек. Сегодня они относятся к коренным народностям, которые, к сожалению, рискуют постепенно ассимилировать. Так что стоит позаботиться о том, чтобы рутульские язык и история не стали прошлым.

Рутульцы - коренной народ Дагестана, Северного Азербайджана. Близки по своей культуре с лезгинами, народами верхнего течения реки Самур. Предки народности были в составе государственного объединения Кавказская Албания, называли их албанами. Часть рутульцев иммигрировала в другие страны в период с 1817-1864 годы, во время Кавказской войны.

Где живут

Народ проживает в Республике Дагестан, населяет территории Рутульского, Кизлярского районов. Живут рутульцы в Махачкале, Каспийске, Дербенте, Кизляре, Ставропольском, Краснодарском крае, Калмыкии, Тюменской области, Ханты-Мансийском АО. В Азербайджане народ проживает в Гахском, Шекинском районах. Небольшое количество рутульцев живет на Украине, В Грузии, Казахстане, Узбекистане, Туркмении.

Численность

По переписи, проведенной в 1898 году, в СССР официально проживали 20 700 рутульцев, но фактически их было более 40 000. Сегодня в мире от 36 000 до 55 000 представителей народа, но, по оценочным данным, их гораздо больше - около 120 000 человек.

Название

Этноним «рутульцы» связан с названием селения Рутул. По-рутульски селение называется МыхІаІд , его жители себя именуют «мыхIабыр », «мыхIад ». Этноним «рутульцы» закрепился за народом только со времен советской власти. Сами же люди называют себя в соответствии с наименованиями селений, где проживают, например, ихрекцы от села Ихрек, шиназцы от села Шиназ.

Арабы рутульцев именуют «рутуль», чеченцы - «рутулаш», турки - «рутуллар». Соседи народа цахуры называют их мыхашура, агьакъбы, лезгины - рутулар, мыхьядар, вана-вацӀар.

Язык

Рутульский относится к лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи. Наиболее близок с другими языками:

  • будухский
  • цахурский
  • крызский

Вместе с цахурским, рутульский язык образует рутульско-цахурскую подгруппу.

В рутульском существует 5 основных диалектов:

  1. шиназский
  2. мухадский
  3. борчинско-хновский
  4. мюхрекский
  5. ихрекский

Отличие в говорах существует не только в разных селениях, но и внутри одного и того же села. Например, в Рутуле жители, проживающие в квартале Ахе называют воду «гье», жители квартала Фурахе говорят «гьед». Сегодня рутульский официально является одним из государственных языков Республики Дагестан.

Все рутульцы двуязычны, многие знают 3 и более языков. Широко распространен среди народа азербайджанский, который в Южном Дагестане долгое время был языком межнационального общения. Русский до начала 20 века рутульцы почти не знали. В 1914 было открыто Рутульское одноклассное училище, где преподавание велось на русском. Это стало началом знакомства народа с языком. Во всех рутульских школах преподавание до 1955 года велось на азербайджанском, с 1955 по желанию цахуров и рутульцев занятия стали вести на русском. В 1991-1992 годах был проведен процесс перевода начального образования на русский язык.

Народ до революции использовал арабское письмо. Только в 1990 году после выхода Постановления Совета Министров Дагестанской АССР, был введен статус письменности на основе кириллицы для цахурского, рутульского, агульского языков и утвержден для них алфавита.

Религия

Рутульцы исповедуют ислам суннитского толка. Народ принял ислам рано, самые первые попытки утверждения арабов в Дагестане приходятся на 7 век. Наибольший успех они имели именно на территории проживания рутульцев, о чем свидетельствует самый ранний памятник мусульманской культуры на Кавказе - надгробная плита шейха Магомеда ибн Асад ибн Мугал. В 12 веке в Рутуле уже была ханака - суфийская обитель, что говорит о том, что в те времена эта религия уже прочно утвердилась среди народа. С приходом ислама широко распространилась арабская письменность и литература.

До принятия этой религии, очевидно, в народе были распространены другие верования. В районах, где живут рутульцы, встречаются различные священные места (пиры), старинные изображения крестов.

Еда

Основу рациона рутульцев составляют блюда из мяса, молочные продукты. Хлеб выпекают нескольких видов, из кислого, пресного теста. Самые распространенные блюда:

  • пирог с мясом и травой - гырц;
  • хинкал с кусочками теста различных размеров и форм;
  • пельмени гырцбыр;
  • пироги с разными начинками;
  • шашлык;
  • лепешка типа пиццы - гъылыгъ савгъуд хьыв;
  • голубцы дулма;
  • плов;
  • каша из толокна и проса;
  • домашние макароны с сушеным мясом, бараниной - кьинкий.

Внешность

Традиционный костюм рутульцев похож на одежду других народностей Южного Дагестана. Мужчины носили туникообразную рубаху (ухун) с круглой окантовкой ворота, вертикальным прямым разрезом спереди, неширокие штаны (баду), приталенный бешмет (архалук), черкеску северно-кавказского типа с газырями. Из головных уборов надевали папаху из овечьей длинноворсной шкуры (бармак), на ногах носили шерстяные вязаные сапоги с загнутыми вверх носками (кямашбыр), кожаные постолы (келамбы). Верхней одеждой был длинный распашной халат валжаг. В Азербайджанских и пограничных селениях женщины носили длинную, до бедер, распашную кофту с длинной широкой юбкой. На голову надевали наволосник мешкообразного типа (къациген), платок, сложенный треугольником. На ноги обували узорчатые вязаные сапоги с загнутым носком. Украшали одежду серебряными украшениями.


Жизнь

Преобладают малые семьи, в 19-20 веках еще сохранялись большие, неразделенные отцовские семьи. Самой крупной родственной группой у рутульцев был тухум. На совете собирались главы отдельных семей тухума, где решали вопросы о разделе имущества, договаривались о браках и прочее.

В семье все должны слушать старших, жена при людях не садится за один стол с мужем, не называет его по имени. В обязанности женщины входила работа по дому, обработка шерсти, полевые работы. Но обычая затворничества у рутулок не было, они не носили закрывающее лицо покрывало. Очень уважали многодетных женщин.

Основным занятием народа было скотоводство, в основном отгонное овцеводство. Разводили еще коз, крупный рогатый скот, ослов, лошадей, мулов. Весь год скот держали под открытым небом, подкорма зимой не давали. Перегон с летних пастбищ на зимние сопровождался всегда большими потерями скота. Зимой чабаны жили в тесных темных укрытиях из камня. В земледелии преобладало однополье. Из орудий труда использовали соху, косы, серпы, лопаты из дерева, молотильные доски. Выращивали рожь, пшеницу, урожай не всегда был хорошим. Садов не разводили, не возделывали овощные культуры. В конце 19 - начале 20 века в хозяйстве произошли значительные улучшения, начали продавать скот, поголовье лошадей увеличилось в 2 раза, овец - более чем в 3 раза, крупного рогатого скота - в 6. Выросли посевы, в хозяйствах зажиточных появились более совершенные орудия труда.


Но все это было в основном у обеспеченных рутульцев. Обычные люди страдали от нехватки еды, плохих условий. Кулаки, торговцы и беки эксплуатировали их, отбирали хорошие пастбища, пахотные участки, покосы. Часто конфликты между бедными и богатыми доходили до кровопролития, но царское правительство поддерживало сторону богачей. После Октябрьской революции жизнь обычного народа претерпела изменения в лучшую сторону. В сельском хозяйстве начали выращивать картофель, овощи, появились колхозы, рутульцы стали заниматься садоводством. Сегодня в Рутуле есть амбулатория, больница, аптека.

Жилище

Традиционные жилища рутульцев располагались в труднодоступных местах. Из-за частых набегов врага и войн, народ вынужден был увеличить обороноспособность. Они строили крепостные стены, оборонительные, сигнальные башни. Дома состояли из двух этажей, строились тоже из камня, с плоской крышей. На первом этаже обустраивали хлев, на втором - жилые помещения. По верхней части фасада жилища проходила узкая терраса, на которую ведет лестница, расположенная с наружной части дома. Очаги делали пристенные, похожие на камины. Часто их украшали крупными лепными орнаментами. Типы жилища рутульцев делятся на три вида:

  1. Одноэтажный, однокомнатный дом. Стоили его еще приподнятым на высоких столбах из камней. Жилище стояло отдельно от хозяйственных построек;
  2. Двухэтажный дом без надворных построек и двора;
  3. 1 или 2-этажный дом с небольшим двором открытого типа, в котором расположены подсобные, хозяйственные помещения.

Культура

В фольклоре народа развиты различные жанры:

  • поговорки
  • пословицы
  • сказки
  • легенды
  • ашугская поэзия
  • обрядовые песни

Рутульские певцы, писатели и поэты славятся своим талантом и творчеством далеко за пределами Рутульского района. Прославили район и республику Дагестан рутульские спортсмены, которые неоднократно становились чемпионами мира, СССР, Европы, России.

Отличились представители народа и в области науки. В 13 веке в селе Шиназ образовалась династия ученых из тухума Саидар. Среди рутульцев были астрономы, ученые арабисты. Сегодня у многих есть ученые степени кандидатов, докторов наук. Они успешно работают в научных, учебных учреждениях России, стран СНГ.


Традиции

Всегда строго соблюдается обычай гостеприимства. Чтобы на дом не навлечь несчастья, хозяин должен гостя накормить, проявить радушие. Неприлично спрашивать о цели визита. Сам гость должен быть скромным, не доставлять хозяевам хлопот. В каждом доме есть специальная гостевая комната, в которой ставят лучшую мебель, украшают ее коврами. Гость может пользоваться радушием 3 дня, после он уже считается почти членом семьи и должен принимать участие в делах по хозяйству.

Часто у мужчин из разных родов было принято становиться кунаками. Они были обязаны всегда помогать друг другу, поддерживать. У одного человека могло быть несколько кунаков, главным считался кунак отца или тот, с кем было заключено куначество в первую очередь. Дружба между кунаками передавалась из поколения в поколение. Долго у рутульцев сохранялся обычай кровной мести.

Рождение в семье мальчика считалось большой радостью, ведь он был продолжением рода. Рождение девочки воспринималось сдержанно. Имя давали через несколько дней после рождения. Часто детей называли в честь умерших уважаемых родственников. Воспитанием в раннем возрасте занимались бабушка с матерью. После 7 лет воспитывать детей начинали мужчины.

Спутников жизни для детей выбирали родители и близкие родственники. Мнение дочери и сына не учитывалось практически никогда. В брак можно было вступать с 15-16 лет девушкам и с 17-18 юношам. Если невеста была из родственного клана, то только из уважаемой семьи. Сватами выбирали двух уважаемых родственников, которые могли вести разговор. Они приходили в дом невесты с подарками. Отец юноши в этом не участвовал. Жених с невестой должны были избегать встреч с родственниками обоих сторон и друг с другом. Родители жениха подготавливали продукты на свадьбу, отправляли их невесте. Свадьба длится 3-7 дней, в зависимости от состоятельности жениха. Оформление брака с участием муллы происходило в доме жениха.


Главные события свадьбы - появление жениха и переход невесты в дом мужа. В доме родителей невеста надевала свадебный наряд, красный платок, который закрывал все лицо. Рутульцы верили, что красный защищал ее от порчи злых духов. В компании музыкантов, наставниц, молодежи, невеста шла к дому жениха. Мужчины по пути устраивали конные состязания, танцы.

У входа в дом невесту встречали родители жениха. Под ноги ей клали предмет из металла, она наступала на него, так как народ верил, что первый шаг невесты должен быть прочным как железо. Все несколько дней свадьбы невеста не открывала лицо. На четвертый день его открывали в присутствии родственниц. Невесте дарили деньги, платки, ткань.

Рутульцы отмечают праздник весны, в этот день прыгают через костер, бросают в воздух глиняные шарики с воткнутыми горящими палочками. Так же торжественно отмечают спуск женщин с крупным рогатым скотом с летних пастбищ, возвращение чабанов с зимних пастбищ. Торжественно отмечал народ стрижку овец, окончание сбора урожая.

В обрядах и праздниках народа отражались древние верования, связанные с культом плодородия, природы. Рутульцы поклонялись священным рощам, источникам, горам, местам, связанным с жизнью святых. Над могилами святых сооружали пиры, которые представляли собой небольшие помещения в форме купола. В засуху около них проводили коллективные моления, после которых все участники обливали друг друга водой.

Рутулы (рутульцы), самоназвание - мыхъадбыр, мыхадар. Рутулы по численности занимают восьмое место среди коренных народностей Дагестана. Численность в Дагестане (Рутульский и Ахтынский районы) - 14,5 тыс. чел. Живут также в Азербайджане (Нухунский район). Общая численность рутулов по данным переписи 1989 г. составляет 20,5 тыс. чел. Рутульские селения расположены в трех обособленных регионах: 1) долина рек Самур и Кара-Самур, где располагаются селения Рутул, Шиназ, Ихрек, Мюхрек, Амсар, Лучек, Кина, Вуруси, Джилихур, Кала, Ума, Пилек, Хнюк, Киче и т. д.; 2) долина реки Ахты-чай, в ней расположены два рутульских селения - Хнов и Борч; 3) на территории Азербайджана, здесь имеются пять рутульских селений - Шин, Кайнар, Хырса, Шорсу и Дашюз, которые были основаны, согласно историческим источникам, еще в XVIII веке.

Рутулы занимают Юго-западную часть Южного Дагестана. На востоке они граничат с лезгинами, на северо-востоке - с агулами и даргинским селением Чирах, на северо-западе - цахурами, а на юге Главный Кавказский хребет с доступными перевалами отделяет рутулов от азербайджанцев. Рутулы относятся к лезгинской языковой группе. Говорят на рутульском языке, внутри которого существуют большие диалектные различия (выделяют четыре диалекта): мухадский или рутульский; шиназский; мюхрекско-ихрекский; борчино-хновский диалект. Рутульский язык имеет много общих слов с аварским, даргинским, лакским, кумыкским и другими языками Дагестана. В 1990 г. постановлением правительства Дагестана рутульский язык приобрел статус письменного языка. Письменность была создана на основе русской графики.

С 1991-1992 учебного года школьники начальных классов впервые начали изучать родной язык.

Религия рутулов - ислам суннитского толка. Наряду с ним бытовали и элементы других религиозных воззрений. У рутулов до последнего времени сохранились языческие верования, поклонение « священным» местам: горам, рацам (уджа), некоторым могилам „святых“, над которыми сооружались так называемые „пиры“ - места, где в землю втыкали жерди с привязанными к ним лоскутками ткани и платками. На „уджа“ жители селений носили „садакьа“ (милостыню), резали коров, баранов, а мясо раздавали по домам.

У рутулов существует и свой языческий бог - « йинши».

Территория рутулов, состоящая из трех обособленных частей, по природно-географическим признакам делится на две зоны:

1) горно-долинная зона. Она занимает наиболее обширную часть территории рутулов. К этой зоне относятся селения: Рутул, Кича, Кала, Шиназ, Амсар, Кина, Джилихур, Ихрек, Шин, Кайнар, Хырса, Дашюз, Шорсу, которые расположены на высоте более 1000 м над уровнем моря. Они находятся в нескольких сотнях метров от лесного массива, который занимает весь правый берег Самура и Кара-Самура. Эта зона отличается сравнительно хорошими дорогами, более мягким климатом;

2) высокогорная зона. Для нее характерны узкие ущелья, по которым текут быстрые речушки, притоки Самура. Эту зону отличают мощные горные хребты со снеговыми вершинами, их высшая точка - гора Дисавгай, высота которой достигает 4010 м над уровнем моря. Здесь находятся селения: Хнов, Борч, Хмюх, Вуруш, Уна, Пилек, расположенные на высоте более 1500 м над уровнем моря. Зона отличается плохими дорогами, которые в зимнее время заносятся снегами, отсутствием лесов, обилием альпийских лугов и пастбищ. В административном отношении Рутульский район чрезвычайно неоднороден. Кроме восемнадцати рутульских селений, в него входят тринадцать цахурских селений: Курдул, Гельмец, Микик, Мишли, Муслах, Цахур, Кальял, Аттал, Корш, Мухах, Хиях, Сюгут, Джиных; четыре лезгинских - Лакун, Иче, Ихрак, Хлют. Два лакских - Аракул, Верхний Катрух; одно аварское - Кусур и одно азербайджанское - Нижний Катрух.

Таким образом, в Рутульском районе проживают шесть национальностей. Формирование рутульской этнической группы происходило в рамках территории Южного Дагестана, поэтому ранее историческое развитие рутулов тесно связано с историческим развитием всех народов Южного Дагестана.

Ранняя история рутулов связана с государственным образованием Кавказская Албания, образовавшаяся в IV в. до н. э., куда входили народы Южного Дагестана, известные под названием « леки». Впоследствии рутулы вошли в состав „Лакза“ - одного из крупных политических объединений Южного Дагестана, сформировавшегося в конце VI - начале VII века.С VIII века рутулы подвергались политике насильственной исламизации. К X-XI вв. ислам уже прочно укрепил свои позиции на территории рутулов, о чем свидетельствует огромное количество куфических надписей, найденных на территории Рутульского района.

Так, интересным представляется тот факт, что в процессе исламизации Южного Дагестана внуки легендарного арабского завоевателя Абу-Муслима, согласно некоторым источникам, остались здесь на постоянное жительство: Насир-ад-дин - в Хнове, Рамазан - в Рутуле, Мухамед - в Шиназе.В IX-X вв. рутулы как и другие народы Южного Дагестана испытали политическое, экономическое и культурное влияние Ширвана. В XVII веке на территории рутулов существовал союз сельских обществ (Рутульский магал), который объединял не только рутульские, но и некоторые цахурские и лезгинские селения. Два рутульских селения - Хнов и Борч - входили в состав Ахтыпаринского магала. Хотя селение Хнов формально входило в Ахты-пару, но представляло собой самостоятельную сельскую общину со своими органами управления. В XVIII веке к Рутульскому « вольному» обществу (Рутульскому магалу) были присоединены ряд лезгинских селений: Зрых, Кахул, Иче, Кака, Ялах, Луткун, входившие до этого в состав Ахтыпаринского начала. Однако власть рутульских ханов над присоединенными лезгинскими селениями была недолгой. Притесняемые рутульской знатью они перешли вскоре под покровительство Сурхай-хана Казикумухского. В XVI-XVII вв. рутулы, вместе с другими народами Южного Дагестана оказали упорное сопротивление турецким и иранским захватчикам, пытавшимся подчинить своей власти горные районы. В 40-х гг. XVIII века рутулы отчаянно боролись с войсками Надир-шаха, отстаивая каждый клочок своей земли. Население Рутула вело против захватчиков партизанскую войну. Рутульский народ в преданиях сохранил имена своих борцов против Надир-шаха: Балалая, Османа, Тагира, которых заманили под „честное слово“, и схватив их, учинили над ними страшные пытки. В 1812 г. рутулы были присоединены к России. В 1820 г. рутулы считались состоящими в зависимости от России и обязаны были уплачивать ежегодную подать в сумме 500 рублей, что ими не выполнялось. В 30-40-е гг. XIX века рутулы, под предводительством Агабека принимали участие в борьбе против колониального гнета царизма.

В 1839 г. рутульское общество было присоединено к Илисуйскому султанству. В 1844 г. Илисуйское владение и Рутульский магал соединяли в один округ - Илисуйский. Округ разделился на три магала - Илисуйский, Рутульский и Ингилайский. Каждым магалом управлял наиб, назначавшийся Джаро-Белоканским начальником. С 1860 г. в состав Рутульского магала вошли и земли « Горного магала», населенного цахурами. Всей этой территорией стал управлять наиб, назначавшийся из беков и подчиненный начальнику Самурского округа. В 1862 г. было образовано Ихракское наибство, состоящее из двух частей: в первую часть входили селения Ихрек, Мюхрек, Нижний Катрух, Верхний Катрух, Аракул; вторую часть составляли селения Горного магала, принадлежавшие прежде к владениям Султана Илисуйского. Таким образом, рутульские селения оказались в составе трех наибств: Рутульского, Хрюч, Хлют, Вириль, Кахул, Луткун, Икрах, Кича, Рутул, Хнюх, Кала, Шиназ, Ума, Пилек, Алкар, Лучек, Вуруш, Кина; Ахтыпаринского, куда входили Борч и Хнов, и Ихрекского. Но Ихрекское наибство вскоре было упразднено, и вся его территория была включена в Рутульское наибство. Для относительного облегчения управления был создан Лучекский участок Рутульского наибства.

В 1928-1929 гг. в Дагестане округа и участки были заменены районами. В Рутульский район вошли все рутульские села (за исключением Хнова), цахурские аулы, два лакских селения - Аракул и Верхний Катрух, четыре лезгинских - Хлют, Лакун, Играх, Иче, одно аварское - Кусур. Рутулы принимают активное участие в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни республики. Они представлены в Государственном совете, Народном собрании и Правительстве Дагестана.


Рутульцы - один из народов Дагестана. Этноним их происходит от названия главного селения Рутул, которое сами рутульцы называют Мыхед, а себя - мы- хабыр. У рутульцев нет общего самоназвания, жители каждого селения называют себя по его наименованию. Цахуры всех рутульцев называют мыхашура, агъакъбы, лезгины - мыдхадар, рутулар, вана-вац1ар (вана - верхняя, вац1- река, т.е. люди, живущие в верховье реки).
Основная масса рутульцев живет компактно в Рутульском р-не Республики Дагестан, в долине р. Самур и его притоков; два селения - Хнов и Борч - располагаются в долине р. Ахты-чай в Ахтынском р-не и четыре (Шин, Кайнар и др.) - в Республике Азербайджан. В настоящее время часть рутульцев проживает за пределами исконной территории в переселенческих селах Прикаспийской равнины, а также в городах Дагестана, России и СНГ. Территория традиционного расселения рутульцев - это труднопроходимые горные хребты, изрезанные ущельями многоводных рек. Между реками Самур и Ахты-чай проходит

Цейлаханский хребет, достигающий 4015 м над уровнем моря, а долину р. Ах- ты-чай от Азербайджана отделяет Главный Кавказский хребет. Рутульцы занимают юго-западную часть Южного Дагестана и граничат на востоке с лезгинами, на западе - с цахурами, на северо-западе - с лакцами селений Верхний Кат- рух и Аракул и азербайджанцами сел. Нижний Катрух, на северо-востоке - с агулами и даргинцами сел. Чирах. На большей части территории рутульцев зима холодная, а лето прохладное с частыми туманами и дождями. Склоны гор покрыты травянистой растительностью и служат хорошими пастбищами для скота. Весь правый берег Самура занимает лесной массив. Северные склоны некоторых горных вершин покрыты вечным снегом (Лавров, 1955. С. 192).
По данным переписи 1989 г., число рутульцев в бывшем СССР - 20 672 человек, в Дагестане - около 15 ООО (Национальный состав... 1990. С. 128).
Рутульский язык - бесписьменный, входит в лезгинскую группу языков. В 1993 г. составлен рутульский алфавит на основе русской графики и с того же года рутульский язык преподается в школах рутульских селений Рутульского р-на. Рутульцы двуязычны, значительная часть населения владеет несколькими языками. Языками межнационального общения для рутульцев служат русский и в меньшей степени азербайджанский.
В источниках не сохранилось сведений о древней истории рутульцев. Самое раннее сообщение о них - о народе “хеноки” - имеется у армянского географа VII в., который некоторыми исследователями отождествляется с хновцами. В дагестанской исторической хронике “Ахты-наме” в числе других лезгинских народов, участвовавших в ожесточенной борьбе с хазарами, упоминаются и рутульцы.
На рутульской территории обнаружено значительное число арабских надписей, сделанных куфическим письмом, которое вышло из употребления в XIV в. Согласно надписи на камне в стене мечети в сел. Лучек (правда, часть исследователей, например, А.Р. Шихсаидов считает ее сомнительной), ислам здесь утвердился в 128 г. Хиджры, т.е. в 745-746 гг. нашего летосчисления; другие надписи свидетельствуют о реставрации после разрушения мечети в Ихреке в 1016-1017 гг., частного дома и ханака (общежитие суфиев) в Рутуле в 1150 г. (Лавров, 1962. С. 113).
Такие рутульские селения, как Рутул, Ихрек, Шиназ, Лучек, Амсар, Хнов, Мюхрек, известны еще со средневековья, в них имеются эпиграфические материалы XI-XTV вв., некоторые упоминаются у арабских авторов (Шиназ, XIII в.). Более полные сведения имеются о Рутуле и Хнове в сочинениях XV и XVI вв.
В источниках XVTII в. рутульские селения фигурируют в составе “вольных обществ”, называемых магалами: Рутульского (основная масса рутульских и несколько лезгинских селений) и Ахтыпаринского (селения Хнов, Борч), однако, из документальных материалов видно, что в более ранний период в Рутуле имелись феодальные правители.
Отношения между селениями внутри Рутульского магала были напряженными из-за повинности, известной под названием пахта, которую жители всех рутульских и ряда лезгинских селений (Хрюг, Зрых, Гогаз, Усур, Кала, Ялах, Луткун), входивших в это вольное общество, отбывали в пользу главного селения магала - Рутула. Повинность состояла в том, что жители сел. Рутул партиями от 100 до 300 человек раз в год отправлялись в каждое из селений своего магала в гости и размещались в домах, хозяева которых три дня должны были кормить их отборной пищей и предоставлять фураж для лошадей. В XVIII в. жители Шиназа, Калы, Амсара и Хрюга отказались отбывать пахту в пользу рутульцев. С собственно рутульскими селениями Рутул воевать не решился; что Народы Дагестана 417

касается Хрюга, то борьба с ним у Рутула была длительной и жестокой. Закончилась она тем, что ахтынцы взяли под свое покровительство Хрюг, Гогаз, У сур и Кала. Лезгинские селения Рутул ьского магала Луткун и Ялах прибегли к покровительству Сурхай-хана II Казикумухского, который отобрал у Рутуль- ского союза и сел. Ихрек с ущельем р. Кара-Самур.
С 1820 г. рутульцы попали в зависимость от России. В 1839 г. Рутульский магал был присоединен к Елисуйскому султанству. В 1844 г. после перехода на сторону Шамиля султана Даниельбека из бывшего Елисуйского султанства и Рутульского магала был образован Елисуйский округ, состоявший из трех ма- галов: Елисуйского, Ингелойского и Рутульского. Вскоре последний был присоединен к Самурскому округу.
В 1860 г. в состав Рутульского магала вошли и земли Верхнего, иначе, Горного магала, где жили цахуры. Управлял этой территорией наиб, назначенный из рутульских беков и живший в сел. Рутул. Он подчинялся начальнику Самур- ского округа, резиденцией которого являлось сел. Ахты. />В 1862 г. было образовано еще Ихрекское наибство, куда вошли цахурские земли Рутульского наибства и ущелье Кара-Самур, входившее до этого в Казикумухское ханство. Однако вскоре Ихрекское наибство было упразднено, а его территория вошла в состав Рутульского наибства (позднее - Лучекского участка), которое с того времени стало делиться на три магала: Рутульский, Горный (земли цахур) и Ихрекский.
Основное занятие рутульцев до Октябрьской революции, как и в настоящее время, - животноводство: разведение крупного рогатого скота и отгонное овцеводство. Животноводство до революции было малопродуктивным и малодоходным (слабость кормовой базы), требовавшим большой затраты труда и средств.


Рис. 197. Селение Ихрек

Из-за неимения у себя зимних пастбищ рутульцы арендовали их у лезгин, аварцев, азербайджанцев, грузин. Некоторым рутульским селениям не хватало и летних пастбищ, которые они на сезон арендовали у соседних сел. Арендатором было сельское общество - джамаат, и арендная плата раскладывалась на отдельные хозяйства джамаата, но арендованный участок не распределялся по хозяйствам. Одна часть сенокосных угодий находились в собственности кварталов, другая - в собственности отдельных хозяев (Там же. С. 127-128).
В способах ведения скотоводческого хозяйства преобладали пастбищные: круглый год скот содержался под открытым небом, подкорма овцы зимой не получали. Ежегодные перегоны с летних на зимние пастбища и обратно сопровождались большим падежом скота: от бескормицы, недостатка водопоев, чрезмерного скопления скота на скотопрогонных трассах и вынужденных простоев в пути. Овцеводство у рутульцев и в наши дни остается отгонным, но перегоны совершаются по определенным графикам, на скотопрогонных трассах работают ветеринарные пункты, отведены специальные участки для пастьбы в пути, автомашины подвозят фураж для подкорма на местах, лишенных растительности, используются автомашины для перевозки ягнят и отстающих от стада овец. На зимних пастбищах строятся утепленные помещения для скота и благоустроенные жилые постройки для чабанов. Когда в непогоду скот не может пользоваться подножным кормом, ему дают подкорм. Овцеводство и в прошлом, и ныне - занятие мужское.
Земледелие до революции у рутульцев имело гораздо меньшее значение, чем животноводство, и носило чисто потребительский характер. Пахотные участки, в отличие от пастбищ и сенокосов, находились в подворной собственности. Сеяли пшеницу, яровую и озимую, рожь, ячмень, просо, полбу, сажали картофель. Техника земледелия была низкой, господствовало однополье. Для вос-


Рис. 198. Тип горного селения

становления плодородия почвы применяли органические удобрения. Землю пахали легким ралом с железным наральником, поднимавшим только самый верхний слой почвы. Урожай убирали серпами. Вспашка, удобрение и сев входили в обязанность мужчин, а прополка, жатва - женщин. Низкая техника земледелия была причиной малой урожайности полей. До установления советской власти рутульцы не знали большинства овощей и мало занимались садоводством.
Многие из рутульцев помимо сельского хозяйства занимались домашними промыслами: выделкой гончарной посуды, изготовлением кожаной обуви, производством шерстяных изделий - сукна, бурок, войлоков, ковров, носков, вязаной обуви и пр. Заказчиков обслуживали кузнецы, каменщики, сапожники, лудильщики, мастера по изготовлению художественных изделий из металла. Часть ковро- делыциц, вязальщиц шерсти, сапожников и других работали на продажу.
Со второй половины XIX в., после окончания Кавказской войны, возросли торговые связи с соседними народами и между самими рутульцами. На базарах в Нухе, Ахтах, Казикумухе рутульцы продавали излишки животноводческих продуктов и приобретали хлеб, фабричные товары и изделия кустарной промышленности. В 1892 г. был открыт еженедельный базар в Рутуле, просуществовавший несколько лет. Постоянная торговля сосредоточивалась в лавках, которые содержали рутульцы и евреи. В годы советской власти усиление торгово-экономических и иных контактов связано с улучшением дорожной сети. Построены сотни километров автомобильных дорог, соединивших рутульские селения между собой и с другими районами Дагестана. Существует регулярное автобусное сообщение между селениями рутульцев и городами республики. В каждом селении функционируют магазины промышленных товаров и продуктовые, в отдельных - и книжные.
Расселение рутульцев определялось многими факторами, общими для всех народов Дагестана: экономическим (экономия земли, годной под пашню), естествен-


Рис. 199. Селение Шиназ

но-географическим (близость воды, солнечная ориентация), политическим (обороноспособность) и т.д. Наиболее ранний тип поселений рутульцев - небольшие тухумные поселения. Их объединение послужило основой для крупных террито- риально-тухумных поселений, вызванных к жизни разложением патриархальнородовых отношений, необходимостью повышения обороноспособности. Форма и планировка поселений рутульцев вытекает из топографических условий местности: мелкие поселения имеют кучевой план. По группировке домов внутри поселения делятся на два вида: вертикального и горизонтального расположения. Первый вид характерен для большинства рутульских селений.
Общественным центром селения в прошлом была соборная мечеть и годе- кан около нее - своего рода мужской клуб. Для того чтобы не нарушать комплексно-оборонительный характер поселения, магистральные дороги прокладывались по нижней его стороне. По этой же причине и кладбища выносились за пределы селения. Для поселений советского периода характерны разрастание в сторону пологого склона горы, строительство новых домов, школ, советских учреждений на более ровном, удобном месте, а в некоторых случаях и переселение целыми селениями на новое место - на бывшие пашенные участки или же переселение на Приморскую равнину. Центром общественной жизни ныне стал клуб или дом культуры, местами сохранилась определенная роль годеканов.
В процессе исторического развития у рутульцев сложились несколько жи- лищно-хозяйственных комплексов: 1) с внутренним расположением жилых, хозяйственных и подсобных помещений. Для него характерен двухэтажный дом без двора и надворных построек. Первый этаж дома отводится под хлев, складское или хозяйственное помещение, а второй служит жильем; 2) комплекс с внутренним расположением жилых, хозяйственных и подсобных помещений. Дом двухэтажный, квадратной формы с небольшим открытым двориком в центре;


Рис. 200. Минарет мечети в селении Шиназ

3) состоящий из жилого дома (одно- и двухэтажного), стоящего отдельно от хозяйственных построек. Имеется обособленная хозяйственная постройка - “хлев-сеновал”, структурно не связанная с жилым домом. Жилой дом не имеет ни двора, ни ограды и стоит, тесно прижавшись к другим домам. В этом доме все помещения первого и второго этажа - жилые; 4) одно- или двухэтажный дом с небольшим открытым двором впереди, с надворными хозяйственными и подсобными постройками.
Наиболее ранней формой и первоосновой всех типов жилищно-хозяйственного комплекса было одноэтажное однокамерное жилище с примыкавшей хозяйственной одноэтажной постройкой. Для XIX - начала XX в. наиболее характерным являлся двухкамерный одноэтажный и двухэтажный каменный дом
без веранды и усадьбы. В старом традиционном жилище вместо окон имелись световые отверстия разных размеров, иногда в виде узких стрельчатых щелей, которые давали мало света, но при военных обстоятельствах могли быть использованы как бойницы. Стекол в окнах большинства рутульских жилищ до установления советской власти не было. В интерьере традиционного и современного рутульского жилища большую роль играли ковры (и войлоки) местного изготовления, а ныне и фабричного производства.
Традиционная одежда рутульцев однотипна с одеждой других народов лезгинской группы. Мужчины в качестве нательной одежды носили туникообразного покроя рубаху ухун с круглой окантовкой ворота и прямым вертикальным разрезом спереди и штаны баду с неширокими штанинами. Поверх рубахи надевали короткий, слегка приталенный бешмет, а в качестве нарядной одежды на бешмет надевалась черкеска вначале закавказского типа с откидными рукавами, украшенная галунами с отдельно надеваемой газырницей на ремне, а со второй половины XIX в. северокавказского типа с нашитыми на груди карманами, в которые вставлялись газыри. На голове рутульские мужчины носили папаху бармак из длинноворсистой овчины, на ногах - вязаные из цветных шерстяных ниток сапоги кя- машбыр с загнутыми вверх носами. Рабочей обувью были постолы келамбы из одного куска кожи. Теплой одеждой рутульцу служила нагольная овчинная шуба къабачей, надеваемая в рукава, по покрою близкая к бешмету. В свободное от работы время мужчины всех возрастов носили большую овчинную шубу-накидку гылымат с длинными ложными рукавами. Дорожной одеждой рутульца была бурка лит, в развернутом виде имевшая форму полуокружности. Профессиональной одеждой чабана являлся плащ чопуз из войлока, туникообразного покроя.
Повседневная одежда рутулки - туникообразное платье-рубаха ухун и штаны вахчаг с неширокими штанинами, а в соседних с Азербайджаном селениях носили широкие штаны квякике. Верхняя одежда - бешмет валжаг - была распашной, на основной территории проживания рутульцев - длинной, а в селениях, пограничных с Азербайджаном, - короткой, до бедер. Во втором случае с бешметом, имевшем вид расширяющейся ниже талии кофты, носили широкую длинную юбку. В холодное время года рутулки надевали приталенную овчинную шубу такого же покроя, как и мужская шуба къабачей. В качестве теплой обуви женщины носили вязаные сапоги с отогнутым назад носком, отличавшиеся от мужских только цветовой гаммой. Головной убор рутулки состоял из мешкообразного наволосника къациген и сложенного треугольником платка. В одежде женщин значительное место занимали серебряные украшения. В настоящее время все рутульцы носят одежду только европейского покроя. Обязательной принадлежностью костюма пожилого рутульца, как и прежде, остается папаха, а старой рутулки - головной платок. Некоторое применение имеют и овчинные шубы в одежде представителей старшего поколения.
В пище рутульцев использовались мясо-молочные и мучные блюда. Мясо употреблялось в свежем и вяленом виде, а также в виде колбас, заготавливаемых обычно на зиму. Впрок заготавливались и молочные продукты: масло, творог, брынза, засушивались дикорастущие съедобные и лечебные травы.
В повседневном питании рутульцев большое место занимал хинкал - разной величины и по-разному сформированные кусочки теста, вареные в мясном бульоне и подаваемые с вареным мясом и бульоном или с маслом и творогом. Популярны были каши, мучные и крупяные, пироги и пельмени с начинкой из разнообразных трав, творога, мяса. В качестве слабохмельного напитка употреблялся кян - род общедагестанской бузы, приготовленный путем самоброжения из муки проросшей пшеницы в смеси с толокном, разведенных в кипяченой воде. .


Рис. 201. Традиционные жилища в селении Шиназ


Рис. 202. Традиционный сеновал


Рис. 203. Рутульский дом в селении Мюхрек, 1970-е годы


Рис. 204. Резьба по дереву. Дом в селении Мюхрек, 1970-е годы




Для обозначения широкого круга родственников по отцовской линии рутульцы употребляют распространенный в Дагестане термин “тухум”. Тухумным главой признавался ада баба (“старый отец” - заимств. из азерб. яз.) - самый старый член тухума. Он играл роль судьи в спорах между родственниками и главного советчика в семейных делах сородичей. В важных случаях ада-баба созывал совет родственников, состоявший из глав отдельных семей тухума. На заседаниях этого совета решались дела о разделе семейного имущества, а также договаривались о браках и др. Вплоть до XX в. ада-баба мог избить сородича, ослушавшегося его. Высшей мерой наказания считалось изгнание из тухума. Переход отдельных лиц из одного тухума в другой был запрещен. Тухумы разделялись на более узкие родственные группы - патронимии къабила (цихил), которые, в свою очередь, делились на мелкие родственные группы хъыдле, объединявшие самых близких родственников за пределами семьи (кулфат) до четвертого колена включительно.


Преобладающей формой семьи у рутульцев была малая, хотя в XIX - начале XX в. сохранялись и отдельные большие неразделенные отцовские семьи, состоявшие, как правило, из родителей и их сыновей с семьями, ведшими общее хозяйство и жившими в одном доме. Сохранение неразделенных семей определялось экономическими условиями жизни рутульцев, когда на большую часть года все трудоспособное мужское население уходило с овцами на отгонные пастбища, проводя там шесть-семь месяцев. Оставшиеся в селениях жены и дети мужчин-брать- ев жили вместе под присмотром свекра и свекрови, занимаясь уходом за крупным рогатым скотом, полеводством, домашними промыслами. И в большой, и в малой семье сохранялись патриархальные порядки: женщины беспрекословно повиновались мужчинам, младшие - старшим и все они - главе семьи, наделенному почти неограниченной властью.

Согласно патриархальным порядкам, невесту и жениха чаще всего выбирали родители. При выборе невесты или жениха учитывали их состоятельность, принадлежность к сильному тухуму, хорошее здоровье и работоспособность. Юношей женили в 18-20 лет, девушек выдавали замуж в 15-16 лет. Традиции многодетности, характерные для рутульской семьи, сохраняются и в наши дни.
Воспитание в рутульской семье было трудовым. С раннего возраста дети принимали посильное участие во всех трудовых процессах, совершаемых семьей: мальчиков с 10-12 лет приучали к труду чабана, к мужским работам в полеводстве; девочки, помогая матери в домашнем хозяйстве, уходе за младшими детьми в семье, обучались и домашним промыслам. Детей воспитывали строго, в рамках сурового горского этикета. Средствами физического воспитания являлись всевозможные игры, спортивные состязания в беге, метании камня, прыжках и т.д. Некоторое место в воспитательном процессе занимали мужские объединения - пережиток архаических мужских союзов древности.
В общественной жизни рутульцев большую роль играла сельская община джамаат. Это было общее собрание мужчин, стоявших во главе отдельных хозяйств, решавшее хозяйственные вопросы селения - пользование летними пастбищами и сдача их в аренду, взятие в аренду зимних пастбищ и раскладка по хозяйствам арендной платы, починка дорог и мостов, постройка и ремонт мечети и других общественных зданий и т.п. До присоединения к России в ведении джамаатов находились и политические вопросы. В некоторых случаях в старое время джамаат брал на себя даже судебные функции. Джамаат избирал сельского старосту и сельский суд, состоявший из кадия и так называемых аксакалов. Обычно на выборных должностях оказывались наиболее богатые. Джамаат делился на несколько обособленных кварталов мехле, каждый из которых представлял группу домохозяйств, расположенных по соседству в одной определенной части селения. Мехле у рутульцев часто имел свою особую мечеть и распоряжался принадлежащим ей вакуфным имуществом (сенокосом и другими угодьями), нередко выступал самостоятельно на общесельских сборах, в сношениях с властями. В начале XX в. мехле уже не был организацией родственников, обычно в него входили представители разных тухумов.
У рутульцев имелось сословие беков, но они не имели прав на пользование обязательными повинностями крестьян. Беки были свободны от государственных податей, но зависимых селений не имели. После установления русского военно-народного управления на административные должности, особенно начальниками участков, назначались именно беки.
Религией рутульцев был ислам суннитского толка, однако он спокойно уживался с пережитками древних народных верований. В них обнаруживаются культы природы, охотничьи и продуцирующие культы, магические воззрения, связанные с семейным бытом и производственной деятельностью. Сохранялось поклонение священным рощам, горам, источникам, некоторым могилам и местам, связанным с жизнью отдельных святых. Над могилами святых обычно сооружались пиры - небольшие купольные помещения, над которыми устанавливались шесты, к ним привязывались узкие лоскуты тканей. Это делали молящиеся в порядке приношения. Иногда пир увенчивался небольшим флагом зеленого или белого цвета (один из старейших пиров - пир XV в. в Хнове). Когда ру- тулец умирал, на его могилу часто клали камень, принесенный родственниками с пира. Во время мусульманского поста - уразы после захода солнца к пирам приходили люди для принесения жертв и принятия пищи. Во время засухи происходили коллективные моления у того или иного пира, после чего обливали друг



Рис. 210. Рутул ка в традиционных украшениях. Селение Ихрек



Рис. 211. Рутул ка в традиционном костюме. Селение Борч





Рис. 216. Рутульская невеста. Селение Ихрек

Народы Дагестана
друга водой. В ритуалах, связанных с пирами, пережитки доисламских верований вплетались в мусульманские обычаи.
Многочисленны и разнообразны были сохранявшиеся вплоть до советского периода магические верования, главным образом апотропейного характера. Для отпугивания злых духов под подушку новорожденного клали кинжал, ножницы или другой железный предмет. С той же целью при вводе невесты в дом жениха ее заставляли наступить на что-либо железное. Для того чтобы невеста не была “испорчена” подстерегающими ее злыми духами, в день свадьбы ей закрывали лицо красным покрывалом, а чтобы жизнь новобрачной была счастливой, ее осыпали мелкими монетами, конфетами и т.п.
Поскольку существовала вера в загробную жизнь, производилось “кормление” умерших в виде поминок на третий, седьмой и сороковой день после смерти. Оно сопровождалось забоем скота, приготовлением пищи и раздачей сырого мяса.
До революции у рутульцев отсутствовала регулярйая квалифицированная медицинская помощь, они лечились местными средствами народной медицины. Она основывалась на народном эмпирическом лечении травами, плодами, продуктами, минералами и др. Рутульцы знали лечебные свойства зверобоя, мяты, чабреца, подорожника, конского щавеля, тысячелистника, крапивы. Использовались и целебные свойства меда в питании больных, а также солода и толокна. Польза этих продуктов при малокровии и истощении организма признается и современной медициной. Наряду с рациональными методами народной медицины существовали и знахарские.
У рутульцев в значительной степени были развиты традиционные виды прикладного народного искусства: мастерство в орнаментации ковров, пестрых шерстяных носков и вязаной обуви, искусное украшение художественной резьбой наличников в домах, каминов, надгробных памятников, деревянной утвари.
Рутульцы создали оригинальные памятники фольклора: пословицы, поговорки, сказки, предания, легенды, отражающие народное восприятие окружающего мира, явлений природы.
До революции у рутульцев были популярны местные поэты Молла Джума и Кур-Раджаб из Ихрека. В первые годы советской власти известность получили поэты Хазарчи из Шиназа, Нурахмед из Рутула, Джаммесеб Саларов. Их традиции продолжают ныне живущие Магомед Улилеев, Шафи Ибрагимов.
При советской власти возникла рутульская интеллигенция. Появились новые профессии: учитель, врач, зоотехник, агроном, радиотехник, шофер. Среди рутульцев имеются ученые - кандидаты и доктора наук, работающие в научно- исследовательских учреждениях Дагестана, Москвы и других городов СНГ, в том числе и женщины. В последние годы как дань времени приобретают популярность занятия бизнесом, а также банковским делом и др.