Технологии становления экологической культуры школьника. Методическая система формирования экологической культуры учащихся в процессе обучения естествознанию. Актуальные вопросы воспитания

Современные методы и модели в преподавании иностранных языков 275

Обозначенные подходы к организации обучения взрослых слушателей

вызывают необходимость в содержательном наполнении учебного материала, разработке учебно-методического обеспечения, создании конкретных

учебных ситуаций и задач, моделирующих реальные, значимые для слушателей контексты общения.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

© Яшина М.Е.

Институт филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань В статье раскрываются актуальные вопросы формирования экологической культуры школьников в процессе обучения иностранному языку с интеграцией предметных знаний экологической направленности в языковую лабораторию.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура, иностранный язык.

Проблема гармоничного взаимодействия общества и природы охватывает все основные сферы жизни нашего общества. Глобальный экологический кризис, происходящий на нашей планете в последние десятилетия, является следствием недостаточной сформированности экологической культуры личности.

Рассматривая обучение и воспитание в тесной взаимосвязи и руководствуясь тем, что воспитание хотя и имеет большое сходство с обучением, но не может являться его синонимом, современная школа призвана осуществлять воспитание личности обучающихся учебно-воспитательным процессом, который предполагает: актуализацию человеческих ценностей в комплексе обучающих и воспитывающих средств; создание гуманной развивающей среды обучения; обогащение учебных дисциплин основами культуры, искусства, этики и эстетики; использование принципов добра, гуманизма, нравственности и морали; совершенствование гуманистической и природоохранной нравственности учебно-воспитательного процесса; привлечение основных принципов педагогики сотрудничества; пропаганду ценностей живой и неживой природы; активное участие школьников в практической деятельности по охране окружающей среды.

Доцент кафедры Контрастивной лингвистики и лингводидактики, кандидат педагогических наук, доцент.

Экологическое образование и воспитание школьников представляет собой важную задачу современной школы, являясь основной формой экологической воспитанности, которая включает в себя систему научных знаний и убеждений, способствующих становлению ответственности за состояние окружающей среды, охраны природы и рационального природопользования.

Экология – это интегральная область знаний о природе, раскрывающая огромный и разнообразный круг проблем, знаний, идей и прикладных задач.

Это влечет за собой необходимость развивать знания по экологии силами всех учебных дисциплин. Иностранный язык, как и любой другой предмет, можно рассматривать как один из путей работы в этом направлении.

Важно отметить, что среди многих общеобразовательных дисциплин, предмет «иностранный язык» занимает особое место в воспитании школьников. Зимняя И.А. указывает, что «Иностранный язык в процессе овладения предполагает большой удельный вес формирования речевых навыков и умений, чем для точных наук, объем языковых знаний в виде правил, закономерностей, программ решений разнообразных коммуникативных задач.

Однако эти правила не самоценны как в других научных дисциплинах, они относятся к построению, реализации языковой деятельности» . Мы убеждены, что иностранный язык должен стать существенным, формирующим личность фактором, необходимым для разностороннего развития школьника, и полноценной реализации его способностей и возможностей во взрослой самостоятельной жизни.

Обучение иностранным языкам в средней общеобразовательной школе преследует комплексную реализацию практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей, при этом воспитательная, образовательная и развивающая цели достигаются в процессе практического овладения иностранным языком.

Практическая цель обучения иностранному языку заключается в формировании речевых навыков и умений устной и письменной речи на иностранном языке, обеспечивающих основные познавательно-коммуникативные потребности школьников на каждом этапе обучения и возможность их приобщения к культурным ценностям народов – носителей изучаемых языков.

Воспитательная цель обучения иностранному языку заключается в формировании средствами иностранного языка активной личности, для которой характерны убежденность, чувства патриотизма, культура межнационального общения, самостоятельность, трудолюбие и уважение к людям.

Образовательная цель обучения иностранному языку выражается в приобщении школьников к культуре страны изучаемого языка, в расширении лингвистической компетенции обучающихся, их эрудиции и кругозора.

Иностранный язык должен стать действенным средством познания и осуществления межпредметных связей, приобщения старшеклассников к различных сферам человеческой деятельности, истории, искусству, литературе, Современные методы и модели в преподавании иностранных языков 277 традициям страны изучаемого языка. Приобщение к языку – это приобщение к культуре народа, который ее создал и который ею пользуется. Язык рассматривается в двух его главных функциях: коммуникативной, так как с его помощью осуществляется общение и кумулятивной, так как он хранитель культуры народа – его носителя.

Развивающая цель обучения иностранному языку предусматривает развитие языковых способностей, культуры речевого общения, устойчивого интереса к изучению иностранного языка и учебной деятельности в целом.

Существует ряд психологических приемов, которые являются психологическими эффектами возбуждения интереса к учебно-познавательной деятельности:

1. эффект новизны содержания урока, тесной взаимосвязи его с жизнью, с новыми достижениями науки и техники;

2. эффект занимательности, увлекательности содержания, форм и методов изложения темы;

3. эффект познавательности спора во время усвоения учебного материала, столкновения мнений;

4. эффект удивления… . Наметившаяся в обществе (особенно в среде молодежи) тревожная тенденция к недооценке важности соблюдения культурно-этических норм общения, дефицита культуры в целом и культуры общения в частности заставляет искать резервы воспитательного воздействия на молодежь. Представляется, что одним из таких резервов может быть большая ориентация на культуру страны изучаемого языка, «учет культурных и вообще страноведческих особенностей в общении на иностранном языке.

Наше время предъявляет новые требования к процессу обучения иностранным языкам. Одно из таких требований – коммуникативный подход, основной задачей которого является формирование коммуникативной компетентности обучаемых. Важно отметить, что преподавание английского языка на старшей ступени обучения сопряжено с рядом трудностей. Одна из проблем – подготовка учащихся к сдаче Единого государственного экзамена по иностранному языку. Осуществив анализ зарубежных учебно-методических комплексов, мы пришли к выводу, что их достоинством является аутентичные тексты для чтения и аудирования, живой разговорный язык, актуальные темы, соответствующие интересам и возрасту учащегося. На наш взгляд, использование учебных пособий, видеоматериалов, аудиозаписей зарубежных издательств способствует более успешному экологическому воспитанию личности, а также языковой и коммуникативной компетенции учащихся. Благодаря этим современным учебным пособиям удается максимально приблизиться к требованиям Европейского методического стандарта при обучении иностранному языку.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

В последние годы в опыте работы учителей иностранного языка можно отметить поиск разных по содержанию и формам подходов к экологическому воспитанию. Это проявляется в отборе соответствующего учебного и природоохранного материала из современных аутентичных источников, технических средств обучения, в том числе видеосюжетов и информационных ресурсов сети Интернет, создании серии плакатов на экологические темы и применении новых педагогических технологий в обучении иностранным языкам, а именно, метода проектов. Для существующих программ характерен информационно-понятийный уровень подачи экологического материала. В старших классах в задачи обучения включается более целенаправленное развитие интереса учащихся к экологическим проблемам, при этом отчетливо определяется воспитательная цель: формирование чувства ответственности за судьбы родной земли и природы.

Большинство исследователей рассматривает технологии обучения как один из способов реализации на занятиях по иностранному языку личностно-деятельностного подхода к обучению (И.Л. Бим, И.А. Зимняя, Е.С. Полат и другие). Важнейшими характеристиками технологии коммуникативной и интеллектуальной деятельности мы считаем: результативность (высокий уровень достижения поставленной учебной цели каждым учащимся), эргономичность (обучение происходит в обстановке сотрудничества и положительного эмоционального микроклимата), высокую мотивированность в изучении предмета «Иностранный язык» (совершенствование личностных качеств обучаемого и раскрытие его резервных возможностей). В контексте нашего исследования мы опираемся на технологию обучения в сотрудничестве, предложенную американскими педагогами Э. Арносоном, Р. Славиным, Д. Джонсоном, и метод проектов, который является частью билингвального обучения и организуется на основе определенной предметной области знаний. Значительный опыт обучения на билингвальной основе накоплен, прежде всего, в регионах с естественной двуязычной средой (канада, Бельгия и др.). Обучение на билингвальной основе при формировании эколого-лингвистической компетенции старшеклассников в процессе изучения иностранного языка предусматривает овладение учащимися предметным знанием в области охраны окружающей среды на основе взаимосвязанного использования родного и иностранного языков и овладение двумя языками как средством интеллектуальной деятельности в русле экологической проблематики.

В ходе данного исследования и его результатов были намечены наиболее значимые проблемы, требующие дальнейшего рассмотрения. В их числе актуальной представляется более полная и углубленная разработка проблема совместной деятельности школы по экологическому воспитанию, использования потенциала зарубежной художественной литературы и телевидения в экологическом воспитании, разработка программно-методического обесСовременные методы и модели в преподавании иностранных языков 279 печения данного процесса на основе многоуровневой комплексной программы, направленной на формирование экологической воспитанности старшеклассников в процессе изучения иностранного языка.

Список литературы:

1. Абрамова Т.Е. Формирование экологической культуры подростков в условиях взаимодействия особо охраняемых природных территорий и образовательных учреждений региона: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2002. – 26 с.

2. Божович Л.И. Личность и е формирование в детском возрасте. – М.:

Просвещение, 1998. – 464 с.

3. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М., 2004. – 336 с.

4. Зеня Л.Я. О разработке интегрированного курса для углубленного изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2011. – № 3. – 65 с.

На современном этапе развития одной из серьезнейших проблем человечества является экологическая, которая за последние десятилетия приняла глобальный характер. Постоянно возрастающее давление на окружающую среду посредством потребительского, безнравственного отношения к природным богатствам и нерациональное их использование, экологическая безграмотность привели к сильному загрязнению всех природных сред отходами, основная опасность чего кроется в возможности полной деградации естественных экосистем.

Мировое научное сообщество для решения экологических проблем выделяет две главные задачи :

  • Ш принятие практических первоочередных мер по выходу из кризиса;
  • Ш воспитание экологической культуры подрастающего поколения с целью предотвращения повторения сложившейся ситуации.

Экологическое образование было выдвинуто ЮНЕСКО и Программой ООН по охране окружающей среды в разряд основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы . Сегодня международное экологическое движение педагогов признает образование в области окружающей среды приоритетным направлением модернизации система образования в целом. Исходя из этого, Правительство РФ приняло постановление от 03.11.94 №1208, в котором экологическое воспитание школьников определялось как приоритетное направление работы школы. Это обстоятельство особенно закономерно сейчас, поскольку в условиях значительного законодательного вакуума в экологии, отсутствия необходимой экономической поддержки ее со стороны государства, массовое распространение экологических знаний в сочетании с проблемами общего воспитания приобретает особое значение в системе мер, позволяющих воспитывать в человеке духовность - фактор, гарантирующий, что экологические знания получат наиболее эффективную реализацию и применение .

  • v научный (развитие научно-познавательного отношения к социоприродной среде);
  • v ценностный (определение значения в природе в жизни общества и человека);
  • v нормативный (овладение системой моральных и правовых норм и правил);
  • v деятельностный (формирование познавательных, практических и творческих умений, видов и способов деятельности экологического характера).

Поскольку экологическое воспитание четко определяет необходимость сочетания научно-теоретических знаний о природной среде и законах ее развития с принципами бережного отношения к природе в целом и отдельным ее компонентам, то становиться очевидным комплексный характер этого воспитания. Лишь сочетание знаний научных основ экологии с практическими мероприятиями позволит воспитывать экологически грамотного гражданина. Не стоит забывать, однако, о том, что экологическая грамотность и нравственное отношение к природе - понятия не тождественные. Их объединяет такой термин, как - «экологическая культура», формирование которой и должно стать главной целью экологического воспитания.

В современной педагогической науке под экологической культурой личности понимается утверждение в сознании и деятельности принципов рационального природопользования, овладение навыками решения социально-экономических задач без ущерба для окружающей среды и здоровья людей, это потребность и умение следовать режиму экономии как общенародному делу . Экологическая культура как качество личности должна формироваться в процессе непрерывного экологического воспитания. Это возможно при условии, если в содержание школьного образования будут входить следующие ведущие элементы :

  • v система знаний о взаимодействии общества и природы (экологические знания);
  • v формирование ценностных экологических ориентаций;
  • v система норм и правил по отношению к природе;
  • v умения и навыки по изучению природы и ее охране;

В условиях растущей экологической опасности все более осознается «экологическая недостаточность» современного образования. Учебные материалы не адекватны общим приоритетным целям обучения, отсутствуют условия для разнообразной самостоятельной деятельности школьников, учение ориентировано преимущественно на восприятие и память, не обеспечивает развитие мышления, воображения, познавательных интересов, а главное - ответственного отношения к сохранению условий жизни на Земле . Выявляется противоречие между запросами общества в людях, экологически воспитанных и отставанием школьного образования в экологической подготовке детей к жизни.

В этих условиях чрезвычайно актуальным становится вопрос экологизации всего образовательного процесса. Экологизацию можно трактовать как взаимопроникновение знаний об экологических взаимодействиях разного уровня в современные области естествознания, гуманитарные науки и технику; дополнительность разных областей знания при изучении человека и окружающей среды, взаимодействие общества и природы на разных уровнях познания - философском, естественнонаучном, гуманитарном .

По мнению многих ученых, изучающих проблемы экологического воспитания, экологизация выступает как одно из наиболее эффективных средств формирования экологической культуры личности . При этом максимальными потенциальными возможностями для экологизации обладает такая учебная дисциплина, как биология, что определяется в первую очередь содержанием научных знаний о живых системах различного уровня.

Несмотря на некоторую освещенность проблемы эффективности формирования экологической культуры личности, как системообразующего элемента экологического воспитания, недостаточно изученными остаются вопросы применения комплексного подхода к ее формированию.

В связи с чем, проблемой исследования являлось определение эффективности комплексного подхода в формировании экологической культуры школьников на уроках и во внеурочной деятельности по биологии.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность комплексного подхода в формировании экологической культуры школьников на уроках и во внеурочной деятельности по биологии.

Гипотеза: процесс формирования экологической культуры личности учащихся будет происходить наиболее эффективно, если реализовывать комплексный подход в формировании экологических знаний, системы норм и правил по отношению к природе, ценностных ориентаций и умений и навыков по изучению природы и ее охране на уроках и во внеурочной деятельности по биологии, включающий в себя:

Исследование проводилось с целью экспериментального доказательства эффективности комплексного подхода в формировании экологической культуры школьников на уроках и во внеурочной деятельности по биологии. Эксперимент проводился на протяжении 2007-2008 учебного года на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Волхонщинская средняя общеобразовательная школа» Плавского района Тульской области. В исследовании приняли учащиеся 10-11 общеобразовательных классов общей численностью 50 человек.

На первом этапе исследования (констатирующем) выявляли уровни сформированности экологической культуры у старшеклассников. Выделение ее общих показателей при анализе литературных источников дало возможность разработать критерии, на основании которых можно было судить о сформированности каждого компонента экологической культуры (табл.1)

Таблица 1

Критерии сформированности компонентов экологической культуры личности старшеклассников

Компонент экологической культуры

Критерий

Варианты сформированности компонента

Диагностический метод регистрации

Экологические знаний

Экологические знания:

  • 1. сформированы (выражены все три качества),
  • 2. сформированы не полностью (одно или два качества не выражены),
  • 3. несформированы (качества не выражены).
  • v Анализ продуктов деятельности (контрольная работа «Основы экологии»);
  • v Анкетирование (анкета «Взаимодействие общества и природы»)

Осознанность

Прочность

Ценностные экологические ориентации

Озабоченность проблемами экологии

Ценностные экологические ориентации:

  • 1. выражены,
  • 2. слабо выражены;
  • 3. невыражены

Анкетирование

Осознанность природы как ценности

«Я - часть природы»

Система норм и правил по отношению к природе

Любовь к природе

Система норм и правил по отношению к природе:

  • 1. выражена,
  • 2. слабо выражена,
  • 3. невыражена

Интервьюирование

(интервью «Человек и природа»)

Ответственность по отношению к природе

Эмоциональность восприятия природы

Умения и навыки по изучению природы и ее охране

Знание методов и приемов изучения и охраны природы

Умения и навыки по изучению природы и ее охране:

  • 1. сформированы,
  • 2. несформированы

Анкетирование (анкета «Умею ли я охранять и изучать…»)

Правильная последовательность операций

Объективная интерпретация полученных данных

Анализ данных диагностики сформированности экологической культуры личности учащихся показал (рис. 1):

  • v у подавляющего большинства учащихся 10-11 классов (64%) экологические знания несформированы. При этом более выраженным является такой критерий сформированности экологических знаний, как их полнота (36%), менее всего выражен критерий «прочность» (16%), подразумевающий обобщенный характер знаний;
  • v у 56% учащихся ценностные экологические ориентации невыражены;
  • v у 32% учащихся сформирована, а у 46% слабо сформирована система норм и правил по отношению к природе;
  • v лишь у 6% участвующих в исследовании учеников сформированы умения и навыки по изучению природы и ее охране.

Рисунок 1. Результаты диагностики сформированности экологической культуры личности учащихся (констатирующий этап)

На основании результатов, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента, можно заключить, что сформированной экологической культурой характеризовались только 6% учащихся. В связи с этим на формирующем этапе эксперимента нами была разработана система приемов и методов комплексного подхода к формированию экологической культуры личности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии.

Рабочая программа по биологии была разработана на 2 года (10-11 классы) и включала 136 часов, из которых экологизированного содержания - 57 часов. При разработке системы уроков нами были учтены:

  • o цели и задачи проводимого эксперимента (в том числе особенности комплексного подхода);
  • o возрастные и индивидуальные особенности старшеклассников;
  • o отбор содержания проводился в соответствии со всеми общеизвестными дидактическими требованиями (дидактическим принципами, требованиями Государственного стандарта для средней полной школы 2004 г., целями и задачами уроков и др.)

Как было показано выше, формировать экологическую культуру личности учащихся только в рамках уроков по биологии затруднительно, что связано с невозможностью в полной мере формировать систему умений и навыков по изучению природы и ее охране. В связи с чем была разработана программа кружка «Экопрактикум» (51 час), основной целью которого являлось формирование у учащихся системы практических умений и навыков по изучению, восстановлению и охране окружающей среды, как важнейшего компонента экологической культуры личности. Занятия, реализовывавшие содержание разработанной программы, были разнообразны по форме, применялось большое количество разных методов при их планировании, однако все их объединяло то, что они были максимально насыщены практическими заданиями. Конечно, вначале те или иные эксперименты носили по большей части демонстративный характер, что было связано с отсутствием у учащихся умений и навыков, но по прошествии нескольких занятий ученики самостоятельно выполняли исследовательские задания.

Следует отметить, что большая часть исследований учащихся были выполнены на достаточно высоком научно-методическом уровне. Поэтому было принято решение направить часть работ на конкурсы учебно-исследовательских работ учащихся, различных уровней: Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды, Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост», Всероссийский конкурс «Моя малая Родина: природа, культура, этнос», областной конкурс «В объективе - Тульский край».

С целью анализа эффективности применяемого комплексного подхода к формированию экологической культуры личности учащихся в конце учебного года была проведена повторная диагностика сформированности каждого ее компонента (рис. 2).


Рисунок 1. Результаты диагностики сформированности экологической культуры личности учащихся (контрольный этап)

В целом следует отметить, что сформированной экологической культурой после проведения системы уроков по биологии экологизированного содержания и реализации программы «Экопрактикум» к концу учебного года характеризовались 24% учащихся. Для них было характерны: сформированные экологические знаний, выраженные ценностных экологические ориентации, сформированная система норм и правил по отношению к природе и сформированы умения и навыки по изучению природы и ее охране. Рисунок 2 позволяет проследить позитивные изменения в сформированности экологической культуры у учащихся 10-11 классов (увеличилась в 4 раза доля учащихся).

Таким образом, разработанная система уроков и реализация содержания разработанной программы кружка «Экопрактикум» эффективно решают цель формирования компонентов экологической культуры личности учащихся. Однако условием этого является их комплексное применение, что подразумевает собой:

  • v сочетание научно-теоретических знаний о природной среде и законах ее развития и формирование бережного отношения к природе в целом и отдельных ее компонентов;
  • v разнообразие методов, форм и приемов обучения на уроках биологии;
  • v разнообразие методов, форм и приемов обучения во внеурочной деятельности по биологии;
  • v учет индивидуальных и возрастных особенностей старшеклассников.

Формирование экологической культуры

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за ощущение самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Экологическая культура часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.

Существенным моментом в воспитании культуры школьников является изменение в их сознании представления о приоритете человека над природой и формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной самоценности природы как таковой, а не с точки зрения её полезности или вреда для людей, невозможно изменить положение человечества как подобия инородной, а то и враждебной природе силы. Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, людях, творениях рук человеческих.

Младший школьный возраст является наиболее благопри­ятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характе­ризующийся преобладанием эмоционально-чувственного спо­соба освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущ­ность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся про­исходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая опре­деляет отношение ребенка к природному и социальному окру­жению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком. Отсюда преимущественно умозритель­ное, без предметной раздробленности истолкование мира, рас­сматриваемого в его целостности. Ребенок младшего школь­ного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, приня­тых в обществе.

Особенностью непрерывного экологического образования является обязательность его на первых стадиях обучения: в семье, детском саду, начальной школе. Именно эти ступени оказываются решающими для формирования экологической культуры будущего человека. Мало осознавать суть проблемы необходимо предложить и конкретные технологии. Это способы преподавания экологии на самых ранних ступенях обучения, программы и пособия для учителя и учащихся начальной школы. Здесь нет многовековой отработки, эту базу нужно строить. Ведь экологические знания необходимы и вполне цивилизованному, казалось бы, совершенно оторванному от природы человеку. Он все равно остаётся одним из зоологических видов планеты, причём, весьма деятельным, своей работой, как никто другой преобразующий среду. Люди общаются с множеством других живых организмов, они участники цепей питания, обмена информацией, а также других взаимодействий, влияющих на целостность и устойчивость биоценозов. Следовательно, важнейшая информация, которую должны получать дети – экологическая.

Что такое экология? Экология – это (греч. «йокос»– дом, жилище, родина, «логос» – понятие, учение) наука о взаимодействии живых организмов и со средой, в которой они обитают. Под живым организмом можно понимать и микроб, и слона, и человека. Под средой обитания - и почву, в которой живёт тот или иной организм, и лес, взаимодействующий со своими обитателями, и воздух, без которого не могут существовать животные и растения, то есть всё, что окружает организм и с чем он взаимодействует. Понятие «экология» ввёл в 1866 году Эрнест Геккель, выдающийся немецкий естествоиспытатель. Он считал предметом исследования экологии связь живых существ со средой обитания.

Воспитание в широком смысле слова – процесс и результат развития личности, под воздействием целенаправленного обучения и воспитания.

Обучение – процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется воспитание человека.

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодёжью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует чёткого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей.

Термин «экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли.

Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоёв населения экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением.Экологическое воспитание - воздействие на сознание людейв процессе формирования личности и в последующее время с целью выработки социально-педагогических установок и активной гражданской позиции бережного отношения к совокупности природных и социальных благ (например, природным ресурсам, условиям окружающей среды человека, памятникам культуры, экосистемам). Оно достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающее воспитание в узком смысле слова, как социализацию личности, школьное просвещение и пропаганду экологическую и природоохранную. В воспитании бережного отношения к живому в практике часто используются игры, которые затрагивают эмоции детей, вызывают радостные переживания. Дети осваивают экологические представления более легко. Грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор детей, вовлечь в природоохранную работу большое количество детей, помогает воспитывать чувство ответственности за состояние родной природы. Здесь важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.

Выделяют ряд принципов, специфических для экологического образования и воспитания:

    Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным её направлением.

    Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.

    В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по её улучшению.

    Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством.

При этом под экологической культуройпонимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:

    экологические знания;

    понимание, что природа является источником жизни и красоты;

    богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождённых общением с природой;

    ответственность за её сохранение;

    способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека;

    глубокая заинтересованность в природоохранной деятельности и грамотное её осуществление.

Систему экологического образования составляют звенья:

    экологическое воспитание в семье.

    экологическое воспитание в дошкольных учреждениях.

    экологическое воспитание в школе (в учебной и внеурочной работе).

    экологическое воспитание в детских внешкольных учреждениях.

В экологическом воспитании не меньшую роль, чем нравственное, играет эстетическоевоспитание, в которое существенный вклад вносят естественно – научные предметы. На этих уроках учащиеся обогащаются новыми эстетическими впечатлениями. Этому способствуют разнообразные средства обучения (картины, кинофильмы…), формирующие образы территорий, различных объектов природы, развивающие у детей эмоциональную восприимчивость к красоте вообще, прекрасному в природе и эстетическое восприятие окружающей среды. Сухомлинский считал, что «нужно, чтобы ребенок жил в мире прекрасного, чувствовал, создавал и сохранял красоту в природе и в человеческих взаимоотношениях, потому что духовная жизнь в мире прекрасного рождает потребность быть красивым».

Формы, методы и средстваорганизации экологического воспитания различают:

    традиционные;

    инновационные.

Форма обучения – это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям её проведения (в классе, на природе), используемая учителем в процессе воспитывающего обучения.

В связи с особенностями содержания курса окружающего мира, задачами, решаемыми в учебно-воспитательном процессе, различают следующие организационные формы изучения окружающего мира младшими школьниками: массовые, групповые, индивидуальные.

К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники, конференции, экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы, факультативы по охране природы и основам экологии, кинолектории, экскурсии, туристические походы, экологический практикум.

Индивидуальная форма предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, рисование, лепка.

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность – заботиться о ней.

Ведущие методы преподавания: наблюдение, эксперимент, моделирование.

Названные методы определяют формы организации учебной деятельности учащихся, специфические для данного учебного предмета:

    экскурсии;

    уроки с раздаточным материалом;

    практические и лабораторные работы в классе, в уголке живой природы, в природе;

    самостоятельные наблюдения детей.

Важный аспект в воспитании экологической культуры – развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать её красоту, умение бережно относиться ко всем природным явлениям.

Т. о., успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм и методов работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и окружающей среды. Содержание школьного курса естественнонаучных дисциплин способствует экологическому воспитанию школьников и имеет для этого огромные возможности.

Литература:

1. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников – М., “Владос”, 2002 – 192с..

2. Латышина. Д. И. История педагогики и образования: учебник - М. Гардарики, 2007. - 527 с., с. 474]

А. В. Антишина, А. В. Долматов

(Санкт-Петербург)

Формирование экологической компетенции и культуры

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

В статье рассматриваются вопросы формирования экологической компетенции и культуры в процессе обучения и воспитания студентов. Представлены основные задачи формирования новых ценностей и нравственных установок, способности и готовности учитывать экологический компонент в будущей профессиональной деятельности

Для современной цивилизации характерно особое внимание к проблемам защиты и охраны окружающей среды. Проявление предвестников экологического кризиса в различных сферах человеческой деятельности в конце XX века актуализировало проблему устойчивого развития прежде всего для промышленно развитых государств. Одной из значимых причин нарастания экологических проблем является низкий уровень экологической культуры населения, недостаточная экологическая компетентность руководителей промышленных предприятий и менеджеров различного уровня .

Значимость обозначенных проблем подтверждается изменениями, происходящими в сфере образования. В образовательные программы школ вводится предмет «Экология», вопросы защиты и охраны окружающей среды отражены в программах таких учебных предметов, как «География», «Химия», «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время в образовательных программах вузов, осуществляющих подготовку бакалавров по направлениям «Менеджмент», «Экономика», экологические проблемы до настоящего времени не нашли должного отражения.

Для обеспечения экологической безопасности необходимо формирование у будущих управленцев экологической компетентности, культуры, экологического мировоззрения. В действующих образовательных стандартах по перечисленным направлениям в перечне общекультурных и профессиональных компетенций экологическая компетентность не представлена, в то же время ее значимость для будущего менеджера, экономиста, «капитана» производства и бизнеса очевидна.

Все это определяет необходимость внедрения системы обучения экологическому менеджменту с использованием междисциплинарного подхода в процесс профессиональной подготовки студентов, обучающихся по направлениям «Менеджмент» и «Экономика» .

На научно-теоретическом и практическом уровнях необходимы разработка соответствующих методик, их апробация и внедрение в образовательный процесс. Важно учитывать тот факт, что для современного образования характерен экстенсивный путь развития экологических практик. Решение экологических проблем зависит от государственной политики, ее ценностей и приоритетов.

В области экологического образования отечественными и зарубежными учеными на протяжении нескольких десятилетий проблемы формирования экологической культуры исследуются достаточно активно (А. Н. Захлебный, С. Н. Глазачев, Н. С. Дежнико-ва, И. Д. Зверев, В. А. Игнатова, Б. Т. Лихачев].

С точки зрения образовательных целей важно не только научить студента понимать экологические проблемы нашего общества, но и учитывать реальные условия и их динамику. Необходимо как совершенствование традиционных методик, так и внедрение новых педагогических технологий, ориентированных на формирование экологической компетентности и, как следствие, экологической культуры будущих менеджеров.

в том, что в большинстве учебных планов отсутствует курс экологического менеджмента. К тому же слабо используется экологический потенциал всех блоков и модулей образовательных программ. В то же время абсолютное большинство студентов понимает значимость экологической подготовки, что подтверждается результатами проведенного среди студентов факультета управления РГПУ им. А. И. Герцена опроса (опрошено 120 респондентов относительно необходимости включения курса экологического менеджмента в образовательные программы факультета управления].

Экологическая подготовка студентов в вузе должна быть органически включенной в общую систему профессиональной подготовки любого направления и профиля. К тому же важно, чтобы она проводилась с учетом региональных компонентов стандартов образования и была личностно значимой для студентов.

Формирование экологической культуры студентов в настоящее время является одной из важных задач профессиональной педагогики и экологического менеджмента . В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры, являющихся составной частью нравственного воспитания. Под экологической культурой понимается единство экологического сознания, поведения и воспитания в гармонии с природой. В разных регионах страны экологическое воспитание студентов обретает свою специфику под влиянием национальных традиций, особенностей народов, проживающих на данной территории, отношения к природе родного края, реально сложившейся ситуации. Безусловно, на формирование экологической культуры оказывают влияние экологические знания, убеждения, компетентность.

В настоящее время существует ряд подходов к определению экологической культуры. По мнению А. Н. Захлебного - это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социальноэкономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей. Л. П. Печко

считает, что экологическая культура многогранна и включает:

Культуру познавательной деятельности человека по освоению опыта человечества в отношении к природе;

Культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности, с учетом экологических, эстетических и социальных критериев при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;

Культуру духовного общения с природой, развитие эстетических эмоций, умений оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы.

Экологическая культура менеджера - условие и способ реализации ценностей в системе «человек - природа - общество» (регу-лятивов, норм, традиций, принципов деятельности, вытекающих из концепции устойчивого развития], выражающихся в проявлении общецивилизационной культуры, культуры социального бытия, культуры деятельности (интеллектуальной и предметной] при принятии управленческих решений в сфере взаимодействия природы и общества.

Развитие экологической культуры студентов предусматривает: формирование экологических знаний и представлений; развитие и активизацию экологической мотивации, экологического сознания; формирование убеждений и потребности в необходимости экологической деятельности; изменение потребительского отношения к природе в сознании человека; формирование соответствующих (природосообразных] потребностей, мотивов и установок в образовании и воспитании личности.

Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания и образования. Экологическое воспитание должно осуществляться в непрерывном цикле, начиная с раннего возраста и на протяжении всей жизни человека. Отношение к природе тесно взаимосвязано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека и охватывает все сферы сознания и деятельности: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

Экологическая культура личности немыслима вне ее практического отношения к дей-

Рис 1. Результаты оценки студентами необходимости дальнейшего изучения курса экологического менеджмента.

ствительности, которое формируется в процессе интегрированной научно-образовательной деятельности студентов. Процесс преподавания экологического менеджмента включает обязательные экологические компоненты, способствующие формированию экологической культуры личности .

Уровень экологической культуры будущего менеджера должен отражать степень освоения регулятивов деятельности (правил, предписаний, норм, ценностей и идеалов], направленных на реализацию концепции устойчивого развития, и проявляться в виде потребности в экологической верификации всех принимаемых управленческих решений в сфере взаимодействия природы и общества.

Понимание будущими менеджерами экологических проблем необходимо, чтобы они не только осознавали задачи, используя гуманитарные, в большинстве своем описательные методы анализа взаимосвязей процессов, происходящих в природе и социуме, но могли бы анализировать эти взаимосвязи с использованием современных естественно-научных методов: системного анализа, оптимизации, нелинейной динамики, имитационного моделирования. Современная образовательная система уже не одно десятилетие не обеспечивает потребности социальной жизни, транслируя в будущее ценности индустриально-потребительского общества, не обращая внимания на приближение глобальной антропоэкологической катастрофы. Это подтверждает анализ содержания образования: государственный образовательный стандарт специальности не содержал в федеральном компоненте экологического менеджмента как отдельной дисциплины.

В настоящее время формирование экологической культуры является неотъемлемой

составляющей не только обучения, но и воспитания. Экологическое образование должно носить комплексный характер и органически согласовываться с обучением и другими направлениями воспитательной работы, являясь одним из компонентов процесса гуманизации. Для успешной реализации стратегии устойчивого развития экологическое образование не должно ограничиваться передачей экологических знаний; оно должно развивать системное экологическое мышление и формировать экологическую культуру личности. Экологизация образования предполагает широкое внедрение в систему обучения на всех ее ступенях экологического подхода, который в настоящее время выполняет интегрирующую научно-образовательную функцию.

Интеграция экологического менеджмента с основной системой образования должна проходить в два этапа. На первом подготовительном этапе необходимо определить уровень подготовленности обучающихся в области экологии и экологического менеджмента с помощью осуществления опытно-экспериментальной проверки, которая может осуществляться в различных формах:

Наблюдение за самостоятельной работой обучаемых;

Анкетирование;

Индивидуальные, групповые проблемно-тематические беседы;

Использование методик Case study, «Плюс, минус, интересно»;

Письменный опрос с элементами рефлексии.

Статистическая обработка полученных данных, которая проводится методом количественного и качественного анализа, по завершению подготовительного этапа позволяет определить исходный уровень экологиче-

ской культуры и эффективности формирования экологической компетентности как условия развития ценностного отношения к природе, культуры личности, культуры социального бытия, культуры деятельности.

Авторами выявлен достаточно значимый дополнительный эффект от проведения данного пропедевтического этапа - интерес к освоению экологического менеджмента возрос, что отражено на рис. 1, с. 47, на котором представлены результаты опроса студентов относительно необходимости дальнейшего изучения экологического менеджмента (в том же составе респондентов].

Если основной целью констатирующего этапа являлось определение исходного уровня экологической культуры студентов, то на формирующем обучающем этапе эксперимента происходит формирование экологической компетентности на основе полученных данных. Средством достижения поставленной цели может служить разработанная одним из авторов система заданий, интегрированных в основную систему образования и способствующих созданию благоприятных условий для формирования экологической культуры и экологической компетенции.

Цель данного этапа состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся систему знаний об экологическом менеджменте, включающем как теоретический компонент, так и практические приложения комплексного и системного подхода к вопросам охраны окружающей среды, характерные для международных и российских организаций и условий. Изучение дисциплины предполагает рассмотрение основных механизмов экологического менеджмента, вопросов сопровождения хозяйственной деятельности, правовых аспектов регламентирования деятельности организаций с учетом экологических факторов, а также финансового обеспечения системы экологического менеджмента.

Основными формами проведения занятий в учебном процессе могут быть лекции, семинары в диалоговом режиме, межвузовские телеконференции, экологические маршруты в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Целесообразно применение активных методов обучения с элементами исследовательской работы: работа в малых группах по решению конкретных задач (касающихся не столько отноше-

ния человека к природе, сколько взаимоотношений между людьми по поводу природопользования и охраны окружающей среды], групповые дискуссии, ролевые игры, «мозговой штурм».

В результате освоения курса должны быть сформированы следующие составляющие экологической компетенции.

1. Способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности в контексте экологической ситуации.

2. Готовность к обеспечению охраны окружающей среды, жизни и здоровья людей.

3. Умение использовать современные методы управления для решения экологических задач;

4. Способность к использованию основных методов защиты от возможных последствий экологических аварий и катастроф.

5. Умение осуществлять экологический аудит.

6. Способность принимать решения и оценивать их последствия с точки зрения влияния на экологическую ситуацию.

Важным условием эффективности обучения является интеграция научно-исследовательской и образовательной деятельности. В процессе апробации внедрения курса экологического менеджмента в образовательный процесс факультета управления студенты активно включились в научно-образовательную деятельность, с их помощью удалось оценить, в частности, степень значимости задач экологического менеджмента. Результаты анкетирования приведены на рис. 2.

В процессе обучения студенты освоили требования стандартов ^0 серии 14000 и определили наиболее значимые цели внедрения этих стандартов и степень их влияния на экологическую эффективность организации, результаты опроса представлены на рис. 3.

Приведенные результаты анкетирования свидетельствуют о безусловной полезности внедрения исследовательского компонента в курс экологического менеджмента.

Важно отметить, что уровень экологической культуры предполагает не только наличие системы экологических знаний, но и положительного опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, соответствующего стиля мышления и деятельности.

В настоящее время обучение экологии и экологическому менеджменту становится все

стимулирование природоохранных инициатив создание малоотходныхтехнологай обновление продукции

минимальный ущерб для окружающей среды

обеспечение экологической совместимости всех производств

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%

Рис 2. Результаты оценки студентами степени значимости задач экологического менеджмента в ходе изучения курса.

Повысить конкурентоспособность

Улучшить условия международной торговли

Определить национальную экологическую политику

Улучшить показатели воздействия на окружающую среду

Рис 3. Результаты оценки студентами значимости целей внедрения экологических стандартов в интегрированных системах менеджмента.

более актуальным и должно быть тесно взаимосвязано с основным образованием, формированием новых ценностей и нравственных установок, пересмотром структуры потребностей, целей, приоритетов и способов деятельности. В заключение необходимо выделить ряд его наиболее значимых особенностей.

Методическая система обучения экологическому менеджменту, безусловно, должна базироваться на формировании естественнонаучного фундаментального ядра. Необходимо развитие междисциплинарных связей, создание интегративных образовательных модулей. Важна реальная интеграция образо-

вательной, научной и инновационной деятельности.

Обучение должно быть практикоориентированным. Необходимо включение в курсы практикумов, экспериментальной и проектной деятельности. Лабораторные практикумы и полевые занятия должны проводиться в логике системного подхода и междисциплинарных связей. Важно участие студентов в реальных экологических проектах.

Формирование экологической компетенции, экологического мировоззрения, экологической культуры должно включать креативную составляющую.

Интеграция экологической составляющей в систему обучения, овладение студентами соответствующими компетенциями позволит повысить качество образования и привести его в соответствие с требованиями мировых образовательных стандартов. Интеграцией

экологической составляющей в систему основного образования в неё вносится «дополнительная ценность», дающая возможность расширения сферы деятельности и принятия эффективных решений с учетом экологических факторов.

Литература

1. Пахомова Н. В., Эндерс А., Рихтер К. Экологический менеджмент: учеб. для вузов. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.

2. Долматов А. В., Долматова Л. А. Подготовка менеджеров образования: новые задачи и технологии // Нижегородское образование. - 2012. - № 2. - С. 93-98.

3. Долматов А. В., Долматова Л. А. Компетентностная модель проектной культуры педагога // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters]: электронный научный журнал. -2011. - № 7. - С. 1620.

4. Экология: учеб. для вузов / В. И. Коробкин, Л. В. Передель-ский. - Изд. 16-е, дополн. и перераб. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

5. Трифонова Т. А., Селиванова Н. В., Ильина М. Е. Экологический менеджмент: учеб. пособие. - Владимир: Владим. гос. ун-т, 2003. - 291 с.

Экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды.

Формирование экологической культуры личности – процесс сложный и длительный, подразумевающий под собой буквально «впитывание с молоком матери» экологического мировоззрения, рационального природопользования, осознанного выполнения экологических правил и требований, личнойответственности перед обществом за сохранение окружающей среды.

Практика показывает, что для формирования экокультуры со стороны государства необходимы экономические механизмы регуляции, хорошо подготовленная нормативно-правовая база (особенно для людей с нашим менталитетом), внедрение основ экологического воспитания в системе образования, а также экологическое просвещение.

Безусловно, большую роль в формировании экологической культуры играет семья. Ведь именно идейно-нравственные ценности, привитые с детства, являются самыми устойчивыми в последующей жизни. Весьма неправильна позиция многих родителей, перекладывающих ответственность за формирование экологических убеждений на систему государственного образования: ведь не подкрепленные вне учебных заведений знания и умения просто-напросто угаснут.

Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на ребенка в школьном возрасте, являются: семья; детские дошкольные учреждения; школа; внешкольные воспитательные учреждения; средства массовой информации; самовоспитание.

  1. Интегрированный характер курса «Окружающий мир»

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части дисциплин основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.

Интегрированный курс отвечает психофизиологическим особенностям детей младшего школьного возраста, который характеризуется синкретизмом (слитностью, нерасчлененностью) восприятия мира, низким уровнем анализа. Следовательно, данный курс направлен на выполнение заказа новой информационной эпохи, а также реализацию фундаментального постулата системы общего развития школьников (представление широкой целостной картины мира), предупредив перегрузку, вызванную множеством изучаемых предметов. Синкретизм мышления ребенка, который мог бы стать препятствием для обучения, станет исходным продуктивным качеством.

В пользу интегрированного курса свидетельствует и то, что в нашем современном мышлении, которое было воспитано при познании отдельных, не связанных между собой сторон действительности, разорваны естественно-научное познание Земли и общественное развитие человечества. Итогом подобного разрыва становится надвигающаяся угроза экологической катастрофы на Земле, когда темпы роста производства превышают способность Земли бороться с их отрицательными последствиями. Однако человечество все еще игнорирует эту угрозу.

Таким образом, одной из задач обучения в школе должно стать развитие способности человека устанавливать не только внутрипредметные связи и связи между близкими науками, но и видеть взаимозависимости между далекими (как нам раньше казалось) естественными и гуманитарными знаниями.

    Общедидактические принципы отбора материала по начальному естествознанию.

В настоящее время естественнонаучное начальное образование представлено несколькими вариантами. Конкретное содержание каждого варианта заложено в определенной программе и реализовано в соответствующих учебниках. однако, каким бы ни было содержание, отбор его должен учитывать некоторые общие принципы, хотя в каждом варианте могут быть и свои специфические принципы.

1. Естественнонаучное образование в начальной школа наиболее целесообразно строить по принципу интеграции сведений из разных наук. Этот принцип был заложен В. Ф. Зуевым , затем поддержан и обоснован А. Я. Гердом

2. Содержание и структура начального естествознания должны отвечать принципу научности , т. е. современному уровню развития наук о природе. Даже самое минимальное содержание учебного материала должно быть необходимым и достаточным для того, чтобы в ней нашли отражение целостное содержание и структура какой-либо теории. но и быть направленным на коррекцию, уточнение, исправление уже имеющихся знаний.

3. Необходим учет дидактических принципов, которые должны быть руководящими при трансформации научного знания в учебный предмет.

4. Важным принципом отбора и конструирования содержания естествознания является принцип практической направленности. наблюдения, распознавания признаков, эксперимента и моделирования. Необходимо также учитывать возможность применения и проверки полученных знаний на практике. Значимость этого принципа заключается еще и в том, что его использование создает запас конкретных представлений и первоначальных понятий, необходимых для организации деятельности осмысления.

5. Необходимым условием отбора содержания является принцип генерализации знаний . Реализация его требует решения проблемы преемственности между начальным и последующими этапами естественнонаучного образования.

    Специфические принципы обучения естествознанию. Содержание современного курса природоведения подчинено принципам систематичности и последовательности в раскрытии сущности понятий. Природоведческий материал в программе располагается в определенной системе. Дети сначала изучают элементы неживой природы, накапливают базу соответствующих знаний для изучения живой природы и понимания ее взаимосвязи с условиями окружающей среды. В программе хорошо просматривается преемственность в формировании и развитии природоведческих понятий. Например, в 3 классе у учащихся формируются знания о растительности и животном мире лесов, лугов, полей, садов. В 4 классе при изучении основной темы « Природа нашего края» эти знания расширяются, дополняются и развиваются. Все темы и разделы начального курса природоведения взаимосвязаны и поэтому в процессе последовательного изучения природоведческие знания и умения обогащаются новым содержанием,

    Воспитание в процессе изучения природоведения. В системе воспитания важное место занимает природоведение. В процессе его изучения дети приобретают элементарные знания о единстве и разнообразии окружающей природы, ее охране, знакомятся с картинами природы нашей Родины, получают общее представление об организме человека, на основе чего формируются гигиенические навыки, столь нужные в жизни каждого человека. Этим значение предмета не ограничивается. Основная идея школьного предмета природоведения состоит в раскрытии и установлении связей между компонентами неживой и живой природы, в объяснении влияния всех компонентов природы на трудовую деятельность людей, которая связана в значительной степени с использованием природы и в соответствии с этим - воспитанием бережного отношения к ней.

    Экологическое воспитание на уроках природоведения. Его сущность, цели и задачи. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Под экол.воспит. понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках природоведения. Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание. Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

    Содержание экологических знаний и умений на уроках природоведения в начальных классах, его компоненты. Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры. Основная идея первого класса – взаимосвязь ученика со всем окружающим миром; второй класс посвящён языку географических карт, которые знакомят нас с нашим большим домом – планетой Земля; третий класс показывает роль жизни и живых организмов в поддержании порядка на нашей планете; четвёртый класс посвящён человеку и его месту на Земле

    Содержание курса «Окружающий мир» в начальной школе и последовательность его усложнения. Однопредметная, межпредметная и интегрированная модель построения курса. Сущность однопредметной модели состоит в том, что экологическое образование осуществляется в рамках одного предмета - природоведения или естествознания. Как показала практика, эта модель оказалась малоэффективной. В многопредметной или межпредметной модели в каждом учебном предмете рассматриваются взаимоотношения человека и окружающей среды. Реализация этой модели на практике - процесс сложный, т. к. каждый учебный предмет имеет свое содержание, отличное от целей экологического образования.

При смешанной модели все учебные предметы сохраняют свои учебно-воспитательные цели, а объединяет, координирует всю работу по экологическому образованию интегрированный курс экологической направленности. В настоящее время естественнонаучное начальное образование представлено несколькими вариантами. Конкретное содержание каждого варианта заложено в определенной программе и реализовано в соответствующих учебниках. Одцако, каким бы ни было содержание, отбор его должен учитывать некоторые общие принципы, хотя в каждом варианте могут быть и свои специфические принципы. Общие принципы отбора содержания определяются с учетом социального заказа общества школе, уровня развития и социальной значимости (функции) базовой науки, фундаментальными исследованиями, проведенными в методике преподавания естествознания в ходе ее становления и развития. Содержание современного курса природоведения подчинено принципам систематичности и последовательности в раскрытии сущности понятий. Природоведческий материал в программе располагается в определенной системе

    Понятие как педагогическая категория. Теория формирования понятий, ее методологическая основа. Понятие - категория, которая рассматривается философией, логикой, психологией, педагогикой, форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Понятие в своем развитии проходит три ступени. Первая ступень развития понятия характеризуется тем, что их существенные признаки еще опираются на чувственный опыт, доступны «живому созерцанию». Они абстрагируются на основе непосредственного восприятия предметов и явлений или их изображений и содержат еще довольно малое число элементов знаний, невысокую степень обобщенности. Поэтому их в педагогике зачастую называют элементарными. Чаще всего, такие понятия вводятся впервые. Вводимые впервые понятия называют также первоначальными. а второй ступени развития понятие характеризуется более высокой степенью абстрагирования. Его существенные признаки скрыты от «живого созерцания» и являются обобщением характеристик элементарных понятий. Конкретизировать такие понятия можно опосредованно, через ряд простых понятий.

Третья ступень развития понятия характеризуется самой высокой степенью обобщенности, отвлеченности, когда понятие приобретает статус закона, закономерности или теории. Степень его удаленности от чувственного опыта настолько велика, что создается впечатление его непричастности к этому опыту и нередко рассматривается, как результат чистой абстракции.

    Классификация природоведческих понятий, пути их формирования и развития. Природоведческие понятия содержат в себе биологические понятия (растения, животные, скелет человека) и географические (полезные ископаемые, горизонт). Географические понятия делятся на единичные и общие . Единичные географические понятия - это Минск, Свислочь. Общие географические понятия - город, река.

Общие понятия выражаются терминами, а единичные - названиями или собственными именами. Биологические понятия делятся на видовые и родовые . Родовые - общие, видовые - частные. Видовые биологические понятия: заяц, ель, василек. Родовые биологические понятия - животное, хвойное растение, цветковое растение. Все существенные черты родового (биологического) или общего (географического) понятия свойственны и каждому отдельному объекту, т. е. единичному или видовому понятию. Однако, кроме существенных родовых и общих признаков, каждый объект имеет и свои индивидуальные черты, которые делают его единичным (или видовым) понятием.

В процессе работы необходимо обращать внимание детей на связь единичного географического понятия с общим; видового (биологического) - с родовым (медведь - животное).

21.Характеристика природоведческих понятий. Понятие – форма мышления, в которой отражаются общие, существенные и необходимые признаки предметов и явлений. В начальном курсе естествознания формируются, в основном, элементарные понятия, которые впервые вводят учащихся в понимание закономерностей окружающего мира. В зависимости от количества предметов и явлений, отраженных в них, понятия характеризуются содержанием и объемом. Под содержанием понятия понимается совокупность существенных свойств класса предметов и явлений, отраженных в сознании данным понятием. По содержанию понятия делятся на простые и сложные. Простые понятия включают в себя один элемент знаний о предмете или явлении. Например, простое понятие «линия горизонта» определяется как «воображаемая линия, где небо как бы сходится с поверхностью земли». Сложное понятие «горизонт» характеризуется не только как «видимое вокруг наблюдателя пространство», но и включает знания о сторонах горизонта. Кроме этого, по содержанию объектов изучения естественно-научные понятия могут быть биологическими, географическими, геологическими, экологическими и т. д. Объем понятия характеризует количество объектов, отражаемых понятием в сознании человека. По объему понятия делятся на общие и единичные. Общие понятия охватывают однородные предметы и явления. Например, понятие «море» характеризуется как «часть океана, которая вдается в сушу». При характеристике общих понятий обязательно называются его существенные и необходимые признаки. Единичные понятия – это понятия о конкретных объектах и явлениях. Например, «Балтийское море». Содержание единичных понятий раскрывается при их характеристике или описании. Общие понятия не могут быть осмыслены без опоры на единичные. Промежуточное положение между этими двумя группами понятий, по мнению С. А. Павловича, занимают собирательные понятия. Они включают в свое содержание небольшое количество объектов, например, «моря Северного Ледовитого океана». Любое понятие выражается словом, обобщением. В пределах специальной сферы слово или словосочетание, призванное точно обозначить понятие и его соотношение с другими понятиями, называется термином. Для прочного и осмысленного усвоения понятий необходима терминологическая работа . Термин не только называет предмет, но и отражает его общие и существенные признаки. Поэтому при работе с понятиями нужно выяснить этимологию (происхождение) и семантику (смысловое значение) термина. Например, слово «термометр» произошло от греческих слов «термо» – «тепло» и «метрон» – «мера». Понятие «термометр» означает «прибор для измерения температуры».

22. Методика формирования и развития понятий о природе. За период обучения в начальной школе на уроках окружающего мира ученики должны усвоить довольно большое количество различных понятий. От того, насколько хорошо и правильно поставлена работа над понятием будет зависеть и эффективность обучения по дисциплине. Основные, существеннее этапы становления понятия у младших школьников.1этап. Восприятие. Прежде того, как педагог будет формировать понятие, должно быть обеспечено восприятие изучаемого объекта, явления или процесса. Чем более качественным будет восприятие, тем более легким будет процесс формирования понятия. Условиями эффективного восприятия можно считать: 1) объект представлен в натуральном виде; 2) ученик имеет доступ к объекту и можем воспринимать его всеми органами чувств. Например, при изучении полезных ископаемых (уголь, гранит, мел и проч.) дети могут взять данные минералы в руки, потрогать их, понюхать, рассмотреть со всех сторон. Конечно, по ряду причин (соблюдение правил безопасности, недоступность объекта) не всегда возможно подобным образом организовать восприятие. В этом случае применяются наглядные, технические средства. Но, без сомнения, без восприятия хотя бы в зрительном плане формирование правильного понятия будет затруднено. 2 этап. Формирование представления. Представление - это мысленный образ объекта, с которым ученик познакомился. Например, при изучении темы «Пустыни и полупустыни» дети знакомятся с растениями и животными данной природной зоны. Одно из растений- саксаул. Дети, как жители лесной природной зоны, не знакомы с данным понятием. После этапа восприятия, увидев его на иллюстрации или слайде, дети получили о нем представление - общее впечатление, помогающее воссоздать образ объекта в памяти. 3 этап. Формирование понятия. Данный этап будет реализован в том случае, если изучаемый объект будет соотнесен по ряду признаков с классом объектов, а также будут выделены его отличительные особенности. К примеру, сказать, что «саксаул- растение, произрастающее в пустыне» – недостаточно, так как к данному определению могут подойти и другие понятия. Понятие будет сформировано, если дети сумеют также и указать его отличия – «много коротких корявых ветвей, развевающихся у земли, листья в виде чешуек. Его древесина не плавает, но очень хорошо горит».

23.Терминологическая работа в формировании понятий. Существенную роль в формировании понятий играет терми­нологическая работа, т. е. работа над усвоением языка науки. Процесс овладения школьниками терминами имеет свои осо­бенности и трудности. На первых этапах обучения в школе дети накапливают термины, зачастую не зная точно, что они обозна­чают. Многие термины включают в себя сразу несколько по­нятий. Например, термин «лист». Это может быть лист бумаги, лист растения, лист картона и т. д. Но чем больше учащийся познает тот или иной предмет, тем каждый термин приобретает более конкретное содержание. Так, при изучении природы школьник узнает, что лист - это часть растения, имеющая опре­деленное строение и выполняющая определенную функцию.

Терминологическая работа должна осуществляться по опре­деленной системе, включающей следующие приемы: проговаривание терминов вслух, работа над усвоением "орфографии но­вых терминов, выяснение этимологии термина и его семантики, запись термина на доске, тренировочные упражнения в соотне­сении термина с понятием, морфологический и фонетический анализ терминов в различных учебных ситуациях и др.

24. Значение материальной базы в учебно-воспитательном процессе по природоведению. Материальная база – система материальных средств, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс. В начальной школе изучаются преимущественно конкретные объекты и явления окружающего мира. Поэтому курс начального естествознания не может обойтись без материальной базы. К ней относятся учебный кабинет, оборудованный необходимыми средствами обучения, учебно-опытный участок и географическая площадка для начальной школы. В младшем школьном возрасте мышление детей достаточно конкретно, поэтому роль материальной базы особенно велика. «Учите ребенка каким– нибудь пяти неизвестным ему словам, и он долго и напрасно будет мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету».