Цветок курая символ. Флаг башкирии. Не все так плохо

Символика и размеры флага Башкортостана описаны в Статье 5 Закона о Государственном флаге: "Описание Государственного флага Республики Башкортоста
Государственный флаг Республики Башкортостан представляет собой прямоугольное трехцветное полотнище с эмблемой, состоящее из горизонтальных равновеликих по ширине полос зеленого, белого, синего цветов (снизу верх) на лицевой и оборотной сторонах. В центре белой полосы золотистым цветом изображена эмблема - круг, в центре которого находится стилизованный цветок курая, состоящий из семи лепестков. Соотношение ширины флага к его длине - 1:2. Верхняя, средняя и нижняя полосы составляют по 1/3 ширины флага, круг располагается в центре флага и его диаметр составляет 1/8 длины или 1/4 ширины флага.

В Государственном флаге Республики Башкортостан зеленый цвет означает свободу, вечность жизни; белый - миролюбие, открытость, готовность к взаимному сотрудничеству народов Республики Башкортостан; синий - ясность, добродетель и чистоту их помыслов. Цветок курая - символ дружбы, семь его лепестков, расположенных в центре белой полосы, символизируют семь родов, положивших начало единению народов, проживающих на территории Республики Башкортостан. Многоцветный рисунок Государственного флага Республики Башкортостан помещен в приложении №1 к настоящему Закону ".

Флаг включен в Государственный геральдический Регистр Российской Федерации под номером 165.

Следует отметить, что флаг в 2003 году изменялся: поменялось соотношение сторон. Теперь соотношение ширины к длине составляет 2:3.

Символизм

  • В центре флага Башкирии размещено соцветие курая - ребросемянника уральского, являющегося эндемиком. Соцветие олицетворяет сплоченность семи родов башкиров.
  • Белый цвет означал миролюбие на всех исторических версиях флага республики.
  • Зеленый цвет в различное время символизировал на начальных этапах ислам, а далее - свободу.
  • Синий цвет является символом чистоты помыслов, хотя первоначально синий цвет означал башкир как сплоченный народ.

Исторические флаге Башкирии

В 1917 году националист Ахметзаки Ахметшахович Валидов. Синий цвет символизировал принадлежность башкир к тюркской языковой группе. Зеленый цвет олицетворял ислам, как главную в религию в регионе. Белый цвет являлся символом стремления к миру.

В 1937 году в Башкирии десятым съездом Советов была принята Конституция. Описание флага и герба было отражено в статьях 111 и 112.

Флаг в представлял собой прямоугольное полотнище красного цвета. В крыже было написано "РСФСР" и "Башкирская АССР" на русском и башкирском языках.

Министерство образования Республики Башкортостан

Салаватский районный отдел образования

МОБУ СОШ с. Турналы

Символика Республики Башкортостан

/исследовательская работа/

Выполнила:Жуматова Айдана Джамбуловна,2001 г.р,

Ученица 8 класса, МОБУ СОШ с.Турналы

Домашний адрес: с.Турналы ул.Зеленая д.35

Научный руководитель: Сагадатова Юлия

Фаритовна

Учитель истории и обществознания

МОБУ СОШ с.Турналы,

Сотовый телефон: 9-927-964-30-92

Турналы-2015

Содержание

Введение. ………………………………………………………………………

    Глава I . Герб Республики Башкортостан. .................................................5

    Глава II . Флаг Республики Башкортостан……………………………......7

    Глава III. Гимн Республики Башкортостан………………………………8

    Герб и флаг Салаватского района………………………………………..11

Заключение. ……………………………………………………………………..

Список использованной литературы. …………………………………………

Приложения……………………………………………………………………..

Введение

Белые березы наших лесов и бескрайние просторы полей - это символы России. Московский Кремль, Могила Неизвестного солдата в Москве, Знамя Победы - это тоже символы России. У Башкортостана тоже есть свои символы: великие и знаменитые горы Урала, неизведанные пещеры, просторные реки и озера. Но к государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственные герб и флаг.

Символы - это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают определенные представления. Говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню. Слушая рассказ о США мы видим статую Свободы.

Символы Родины, а что это такое для нас?

С детства каждый ребенок знает, что у нашей страны и республики есть символы, которые отличают нас от других. Эта тема заинтересовала меня, и я захотел узнать историю происхождения символов Башкортостана и своей малой Родины.

Актуальность моей темы в том, что каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. А олицетворяют родную землю ее символы.

Охватить в одной работе историю всех символов страны невозможно, и я решила остановиться на истории происхождения герба, флага и гимна моей Республики и герба и флага моей малой Родины.

Объектом исследования являются государственные гербы и флаги Республики Башкортостан и Салаватского района.

Цели моей исследовательской работы:

1.Найти и проанализировать информацию из разных источников.

2.Исследовать наглядный материал.

3.Расширить свои знания о государственной символике Республике Башкортостан

В своей работе я поставила перед собой следующие задачи:

1.Выяснить, когда появились гербы и флаги?

2. Какие значения имеют цвета на флагах Республики Башкортостан и Салаватского района?

В словарях и справочниках можно увидеть несколько определений этого слова. Герб государственный (от польского herby - наследство) - символический опознавательный знак государства, составленный и утвержденный по определенным правилам. Изображается на печатях, монетах, может быть составной частью государственного флага.

Воздействие символа начинается уже через его внешнюю форму. Символы государства это социальные феномены и, поэтому, всегда несут на себе печать, своего общества. В них явно или неявно отражено «социально лицо» эпохи, конкретного исторического времени, глядя на них всегда можно определить уровень развития самого общества. Причины и принципы их возникновения, их эволюция помогают не только всесторонне представить исторический процесс, но и приблизиться к пониманию, «расшифровке» мировоззрения человека прошлого, как бы раскрыть способы мышления и смысл поступков отдельных слоев общества.

Герб и государство - эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возникновение государства почти сразу же влечёт за собой появление некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т.д. Существуют особые правила составления этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука геральдика. Однако немаловажно кроме этих правил знать и историю государства.

В 1990 году Башкирия провозгласила свою независимость (фактически оставшись в составе России). Особым Законом (от 13 октября 1990 года) предписывалось изменить в текстах всех законодательных актов, принятых до подписания Декларации независимости, название государства на Башкирская Советская Социалистическая Республика. Формально это должно было касаться и конституционных статей о флаге и гербе.

12 октября 1993 года Верховным Советом Республики Башкортостан был утвержден новый Государственный герб Республики Башкортостан.

Герб Республики Башкортостан представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего Солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, символ мужества народов. Лента, окрашенная в цвета государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю: «Башкортостан». В цветовом изображении герба памятник Салавату Юлаеву и орнамент - золотистого, цветок курая - зелёного, восходящее солнце - светло-золотистого, лучи солнца - жёлтого, фон между памятником и орнаментом -белого, внутренняя и наружная окружности -темно-золотистого цветов.

Салават Юлаев - башкирский национальный герой, народный поэт, воспевавший подвиги башкирских батыров, родную природу, его творчество проникнуто духом борьбы против всякого гнёта, передавалось из уст в уста. Однако на гербе изображена не конкретная личность. Памятник Салавату - обобщенный образ джигита-воина, борца за свободу и справедливость, он символизирует дружбу и единение народов Башкортостана. Зелёный цвет означает свободу, вечность жизни; белый - миролюбие, открытость, готовность к взаимному сотрудничеству народов Республики Башкортостан; синий -ясность, добродетель и величие. Цветок курая - символ дружбы, семь его лепестков, расположенных в центре белой полосы, символизируют семь родов, положивших начало единению народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.

Флаг Республики Башкортостан

Государственный флаг - один из атрибутов государства. Он вывешивается над правительственными зданиями, государственными учреждениями, выборными органами власти.

Началась разработка государственного флага. Свои проекты представили М.Усманов, Р.Хабиахметов, Х.Усманов, И.Шаяхметов, Ш.Хужин и другие. Проекты были самыми различными, на флаге предлагалось разместить серп и молот, голову волка - тотема башкир, звёзды. Наибольшую поддержку получил сине-зелёно-белый флаг с добавлением в центре зелёной полосы изображения «курая», но в ноябре 1991 года подобный флаг приняла Республика Коми, и дабы не повторять её флаг башкирские депутаты решили поменять порядок полос национального флага. 25 февраля 1992 года Верховный Совет БАССР принял закон утвердивший новый флаг. Флаг состоит из трёх равных горизонтальных полос: синей, белой и зелёной. В центре белой полосы, в золотом кольце диаметром в 1/4 часть ширины полотнища, изображёно соцветие «курая» - местного тростника. Авторы рисунка флага: Ольга Евгеньевна Асабина и Урал Темирбулатович Масалимов. Государственный флаг Республики Башкортостан представляет собой прямоугольное трехцветное полотнище с эмблемой, состоящее из горизонтальных равновеликих по ширине полос зеленого, белого, синего цветов (снизу верх) на лицевой и оборотной сторонах. В центре белой полосы золотистым цветом изображена эмблема - круг, в центре которого находится стилизованный цветок курая, состоящий из семи лепестков. Согласно Положению о флаге синий цвет символизирует ясность, добродетель и чистоту помыслов народов Башкирии, белый - миролюбие, открытость, готовность к взаимосотрудничеству, зелёный - свободу и вечность жизни; цветок курая - символ дружбы и семи родов (бурджан, катай, кипчак, минг, табин, усерган, юрмат), положивших начало консолидации башкирской нации. Наши флаги имеют прямоугольную форму и состоят из трех горизонтальных полос.

Гимн Республики Башкортостан .

Государственный гимн является одним из основных атрибутов государственности Башкортостана.

Гимн - поэтико-музыкальное произведение, прославляющее отечество, государство, исторические события, их героев. Слово «гимн» образовано от греческого «гимнос», что означает восхваление, торжественная песнь.

Есть гимны государственные, военные, религиозные, в честь выдающихся событий, героев.

Его глубокие музыкальные корни переплетаются с башкирскими фольклорами и народными песнями. Ещё с древних времён (с 16 века) башкирские племена воспринимали башкирскую народную песню «Урал» как свой народный гимн. Мелодия этой песни исполнялась в обязательном порядке на праздниках. В этой песне отражается любовь к своей земле, природе, народу и стремление к свободе. Эта песня и сейчас живёт и передаётся от поколения к поколению. С момента присоединения башкир к России в Уральской губернии правительством царской России была введена как государственный гимн религиозная песня «Боже, царя храни». Но она не принималась башкирами.

Уральские отроги высоки,

Отцом родным ты стал, Урал.

Здесь, где живут родные родники,

Ты воедино 7 родов собрал.

Вдоль по Уралу, гляньте, красота,

По-над Уралом свет от белых юрт.

Взойду на скалы, вырежу курай,

Уральский край всем сердцем воспеваю.

Урал, Урал, как не любить тебя,

Когда ты весь – мелодия любви.

Прекрасней рая сторона твоя,

Прекрасней пери девушки твои.

Богат зверями, птицами богат,

Родной Урал, ты источаешь песни.

Я поднесу к своим губам курай –

Поет земля моя со мною вместе.

Ты мне отец, ты мне и мать, Урал,

Уйду в могилу с именем твоим.

Мы в лютый бой готовы за тебя,

Мы никому тебя не отдадим .

Первый государственный гимн Башкортостана был утверждён Верховным Советом республики 1993г.

Автором его является дирижер военного духовного оркестра Фарит Фатихович Идрисов. Впервые в гимне звучит национальный инструмент -курай. Авторы текста гимна-Р. Бикбаев и Р. Шакур (перевод на русский язык Ф. Идрисова и С. Чураевой)

Текст государственного гимна Республики Башкортостан на русском языке.

Башкортостан, Отчизна дорогая,
Ты для нас священная земля.
С Урала солнце всходит, озаряя
Наши горы, реки и поля.

Припев:
Славься, наш Башкортостан!
Судьбой народу ты для счастья дан!
С Россией мы едины – и всегда
Процветай, Башкортостан!


Башкортостан – ты наша честь и слава,
Доброй волей, дружбой ты силен.
И стяг твой реет гордо, величаво –
Он свободой, братством, окрылен.

Припев.
Республика, сияй звездой прекрасной,
Ты ликуй в свершеньях и трудах!
Родной очаг пусть никогда не гаснет,
Пусть ведут нас песни сквозь года.
Припев.

*Государственный гимн РБ исполняется: во время открытия и закрытия торжественных собраний и заседаний, посвящённых Государственным праздником РБ и РФ.

*после принесения присяги при вступлении в должность Президента РБ;

*во время официальной церемоний подъёма государственного флага РБ и других торжественных мероприятий, проводимых органами государственной и местной власти РБ, организациями;

*во время церемоний встречи и проводов посещающих РБ с официальным визитом глав иностранных государств и глав правительств иностранных государств после исполнения государственного гимна соответствующего государства.

Иные случаи исполнения Государственного гимна РБ.

*Государственный гимн РБ может исполняться: во время открытия памятников, а также материалов, обелисков и других сооружений в ознаменование важнейших событий в жизни РБ, в честь народных героев выдающихся политически, государственных деятелей, деятелей науки, литературы, архитектуры и искусства;

*Во время торжественных мероприятий, проводимых государственной и местной власти РБ, организациями требований настоящего Закона.

Герб и флаг Салаватского района.

Салаватский район расположен в северо-восточной части Республики Башкортостан на старинных вотчинных землях башкир айлинского рода, известен, прежде всего, как родина национального героя, легендарного сына башкирского народа, одного из руководителей Крестьянской войны 1773-1775 годов Салавата Юлаева.

Район расположен в северо восточной части Башкортостана, на юге граничит с Челябенской облостью. Основная часть территории расположена на водорозделе рек Юрюзань и Ай. По юго-восточной части протянулись хребты западного склона Урала (хребет Сулея, Башташ). На юго-западе возвышается хребет Каратау, на северо-западе- расположено Уфимское плато. Средняя высота поверхности 370 м. Памятниками природы объявлены гора Янгантау, Куселяровский сероводородный источник, родник Кургазак, Лаклинская пещера. Образован в 1935 году как Малоязовский район из части Верхне-Кигинского района БАССР. С4 марта 1941-Салаватский район.

Назван в честь башкирского национального героя , уроженца д. Текеево (до наших дней не сохранилась).

Герб Салаватского района представляет собой изображение скачущего всадника в башкирском национальном костюме и с колчаном стрел у бедра, простерший назад левую руку, а в правой, поднятой вверх руке держащий золотой лук в пояс; сопровождаемый внизу золотым косым равноконечным крестом, концы которого спиралевидно закручены против хода солнца. Серебряный всадник - олицетворяет образ Салавата, несущего свет и добро, дарующего свободу своему народу, в котором слились воин -полководец и поэт - импровизатор - символ искренности, чистосердечности и благородства, а сам всадник олицетворяет воинскую доблесть. Тетива лука без стрелы на вскинутой вверх правой руке свидетельствует об изначальном мир олюбии, а раскрытая левая рука - об открытости.
Красный цвет основного поля щита герба - символизирует любовь, мужество, смелость, великодушие, а также кровь, пролитую за свободу и Отечество.

Летящий конь, верный спутник башкир - символизирует храбрость, быстроту, целеустремленность и представляет район, стремящийся к процветанию.
Солярный знак солнца - это символ башкир, знак солнца, добра и блага. Его лучи, согревают все вокруг, как жемчужина района - Янгантау, который дарит людям исцеление и здоровье. Золотой цвет солнца - это символ богатства, изобилия и добра. Герб Салаватского района утвержден решением Совета муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан от 31 октября 2006 года.

Флаг Салаватского района « Прямоугольное полотнище красного цвета с соотношением ширины к длине 2:3, в центре скачущий всадник белого цвета в башкирском национальном костюме и с колчаном стрел у бедра, простерший назад левую руку, а в правой, поднятой вверх руке держащий лук желтого цвета».

Заключение.

Исследуя государственные символы можно сделать вывод что символы на гербах символизируют чистоту и правоту, победу и справедливость, веру и свободу граждан Российской Федерации и жителей Республики Башкортостан.

Конечно, каждая символика имеет свою историю, но, не смотря на это сегодняшние символы нашей страны и республики, изменяясь не один раз, все равно вернули свой прежний облик из прошлого.

Изучение государственной символики влияет на наше патриотическое воспитание, так как мы жители Республики Башкортостан и одновременно Российской Федерации. Государственные символы - это очень важные элементы жизни нашего народа. Герб и флаг отражают чувства патриотизма, уважения к истории страны, республики, их государственному строю. Каждый из нас должен их знать и относиться к ним с почтением.

В заключение мне хотелось бы отметить, что эти символы воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего отечества. Мы гордимся прошлым, настоящим и будущим своего края. Эти государственные символы нашей Родины достались нам от предков. Какими они станут в будущем, зависит только от нас.

Список использованной литературы.

1 . Губайдуллина Ф. Х. Практический материал для учащихся 7-10 классов по предмету «Культура Башкортостана»: Методическое пособие – Уфа: БИРО, 1999.

2. Кульшарипов М. М. «История Башкортостана» XX век. – Уфа: Китап, 2001.

3. Закон «О Государственной символике РБ»

Энциклопедическая литература

4. Башкортостан. Краткая энциклопедия - Уфа: издательство «Башкирская энциклопедия», 1996.

5. Большая советская энциклопедия. Том 10. Под ред. Прохорова А. М. – М: Большая Советская Энциклопедия, 1971.

6. Абашкина О. «Государственные символы РБ» // Учитель Башкортостана – №10, 2002

7. Байков И. «Гербы нашей истории» // Советская Башкирия – ноябрь, 1993.

8. Занимательная геральдика // Истоки - №11 стр.9, №6 стр.11, 1998.

9. Символы государственности Республики Башкортостан // Республика Башкортостан – 1994-11окт.

Приложение1.

Флаг Республики Башкортостан

Приложение 2

Флаг Салаватского района.



Курай — самый известный и популярный башкирский национальный инструмент. Можно сказать, что это — символ башкирского народа. Цветок курая изображен на государственном флаге республики.

Но был ли курай всегда башкирским инструментом? И вообще, какова история его происхождения? Несмотря на то, что этот музыкальный инструмент по праву возведен в народе и республике до уровня культа, исследований на эту тему практически нет. Диссертация Ильясова Т. Т. дает очень детальное описание инструмента, его роль и место в новейшей истории башкирского народа, но не дает ответа на главный вопрос — откуда этот музыкальный инструмент появился у башкир.http://v4.udsu.ru/files/1295719106.pdf

А ведь многих интересует этот вопрос. И по праву. Курай — действительно не только главный музыкальный инструмент, но и символ, и гордость башкирского народа. Тем интереснее будет узнать читателю, что таковым он стал относительно недавно. По крайней мере, связывать его с башгардами и бурджанами — древним этносом, являющимся коренным для башкир, — не приходится.

А ОТКУДА ТОГДА КУРАЙ ПОЯВИЛСЯ У БАШКИР И КОГДА?

Давайте для начала выявим главные отличия курая от других духовых инструментов, которые есть практически у всех народов:
1. Курай изготавливается из полого стебля зонтичного растения, носящее одноименное название.
2. Курай не имеет специального приспособления для извлечения звука, как у абсолютного большинства духовых инструментов. В этом его главная уникальность.
3. Курай имеет определенную длину и определенное количество отверстий для игры.
4. Игра на курае, как правило, сопровождается горловым пением.
5. Каждая мелодия, исполняемая на курае, имеет свою легенду.

Есть ли в мире музыкальные инструменты, идентичные кураю по параметрам, по которым он считается уникальным? Принято считать, что нет. Но он есть. Это монгольский "цуур". Его изображение вы видите на фото.

А вот как на нем играют.
http://yandex.ru/video/pad/search…

Цуур так же как и курай изготавливается из полого стебля зонтичного растения, который произрастает в лесах Алтая и Хингана.
Он имеет такую же уникальную конструкцию, как и курай. То есть у него нет специального звукоизвлекающего приспособления.
Цуур имеет определенную длину, которая измеряется размером ширины ладони музыканта. Количество отверстий и расстояние между ними тоже идентично кураю (иногда меньше на одну, что не существенно).
Цуурчи (так принято называть музыканта, играющего на цууре) дополняет исполнение горловым пением. А перед этим обязательно должен рассказать легенду мелодии.

И еще… Почти все песни, исполняемые на цууре, относятся к категории "протяжных песен" ("узун куй") и посвящены прославлению главной горы (Алтая, Хингана), реки и т. д. А также есть мелодии под названием "Черный иноходец" ("Кара Юрга") и др.

И еще… Все помнят башкирскую народную сказку о курае. Она состоит из двух не совсем связанных друг с другом частей. В первом повествование идет о злом хане, который имел рог. Вторая часть легенды повествует о юноше, который услышал, как ветер играет на сломанном стебле растения и изготовил из него музыкальный инструмент. Так вот, сказка с сюжетом первой части легенды о курае есть и у казахов. Но там уже история о создании курая не упоминается. А вот у монгол есть легенда о происхождении цуур. Она полностью повторяет сюжет из башкирской легенды о происхождении курая.

Хорошо, эти два инструменты идентичны. Но каким образом они родственны? И как монгольский цуур мог попасть на Урал? Или все было наоборот?

КАК КУРАЙ ПОПАЛ НА УРАЛ?

Чтобы ответить на этот вопрос мы должны уточнить два момента.
1. Среди какой группы башкир распространен курай?
2. В какой исторический период последний раз соприкасались монголы и башкиры.

Ну начнем, наверное, со второго. Потому что ответ лежит на поверхности. В начале 13-го века Башкирия вошла в состав улуса хана Джучи, сына монгольского императора Чингизхана. Вместе с Джучи Чингизхан послал на завоевание Башкирии 2 тысячи воинов племени унгират (кунграт) и 2 тысячи воинов племени джалаир. Вместе с семьями. Жена Чингизхана Бортэ была из племени унгиратов (кунграт). Вот что об этом пишется в источниках: "Родство с ханским родом обусловило высокое положение унгиратов в Монгольской империи. Хонкираты, обитавшие в XII — начале XIII в.в. на берегах р. Толы (Монголия), расселились главным образом в улусе Джучи (Золотая Орда), приняли в свой состав зависимые (покоренные) тюркские племена и быстро тюркизировались, сохранив в тюркском произношении свой этноним."

Кстати, и в Западной Монголии племена унгиратов, джалаиров и сальжуитов кочевали рядом. Я упомянул здесь сальжуитов потому, что наряду с кунгратами, сальжуиты тоже составляют монгольский компонент у современных башкир. А джалаиры в настоящее время, как этнический компонент у башкир не упоминается. В память о них остались только названия двух рек: Лесной Зилаир и Крепостной Зилаир. Ну и производные от них названия района и поселка — районного центра. Видимо, они кочевали вместе с кунгратами и среди них и растворились. Потому что территория современного расселения потомков кунгратов — башкирского племени тунгаур находится в бассейне именно этих двух рек. Хотя, согласно письменным упоминаниям о ранних кунгратах в Башкирии, первоначально они кочевали вдоль бассейна реки Демы. А Нойоном (эмиром) у них был родной младший брат жены Чингизхана — Алчин (Алшин). До недавнего времени на берегу Демы существовала деревня Альшей, давшее название современному Альшеевскому району. После экспансии в западную Башкирию мангытов и минцев из Крыма и Причерноморья под предводительством Габдуллы хана, потомки кунгратов были вынуждены мигрировать на юго-восток современной Башкирии. Случилось это после поражения Тухтамыша перед Тамерланом в конце 14-го века. Башкиры, как известно, воевали на стороне Тохтамыша.

А при чём тут курай? А при том, что завезли курай на Урал кунграты, потомками которых является современное башкирское племя тунгаур.
История этого племени была до сих пор мало изучена. С легкой руки академика Р. Кузеева историки Сальман Ярмуллин и Фуат Сулейманов связывали происхождение этого племени с древнебашкирским союзом племен, Приаральем и еще далее Тюркским каганатом. А само название племени с древнемонголо-маньчжурским этнонимом Тангор, упоминаемым в китайских хрониках. Конечно же, это в корне не верно. Если бы тунгауры пронесли свое самоназвание от начала тысячелетия (когда оно единственный раз было упомянуто), через все перепитии сначала Восточного, потом Западного Тюркского Каганата, Эфталитских войн, союза с башгардами и бурджанами, конгломерата с баджнаками (печенегами), они точно попали бы во все хроники современников. Осколки этноса сохранились бы и у других соседних народов, как это случилось со всеми другими племенными образованиями. Но тунгауры в следующий раз упоминаются чуть ли не в 17-м веке только. И уже только в составе башкир.

Тунгауры имеют такую же тамгу, как у казахских, каракалпакских и узбекских кунгратов — С (полумесяц). Ораном (боевым кличем башкирских тунгауров является "Кунграт", ну и, наконец, тунгауры и каракалпакские кунграты имеют одну гаплогруппу — N1c или еще называемую N-tat (ханскую), потому что эту гаплогруппу, по мнению некоторых исследователей, носил Чингизхан.

Со временем, башкирские кунграты утратили свое первоначальное название и стали называться по имени одного из своих предводителей — тунгаурами. Тунгаур (а если более правильно — Дунгэур) — очень распространенное монгольское имя, в переводе означающее — бубен. Так звали, например, одного из сыновей Батый хана. Случаи, когда определенная группа родственных семей или даже целый народ начинает называется по имени предводителя, история знает сплошь и рядом: узбеки, ногаи, башкирские усэргэне, кубаляки и т. д.

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ КУРАЯ.

И сейчас курай, как музыкальный инструмент, распространен в основном среди тунгаурских башкир. Можно сказать больше, 70 процентов всех кураистов, освоивших технику игры на инструменте не в школе и не в музыкальном кружке, а у родителей — представители тунгаурских башкир. Почти все знаменитые кураисты до 80-х годов 20-го века были тунгаурами. А и остальные тоже — соседние тунгаурам бурзянцы и катайцы. Крамольно, наверное, об этом писать, но остальные башкиры курая не знали. Ни в одной деревне вдоль рек Белой (ниже впадения в него Нугуша), Ашкадара, Демы, Юрюзань, Ай, Сунь, Танып, Караидель, Тюй, Сарс, Сармасан и др башкиры на курае не играли. Широкое распространия курай получил значительно позже. Сначала во времена совместных походов башкирских полков в составе войск Золотой Орды, потом Российской армии. Во времена проведения совместных йыйынов, свадеб и других торжеств. Позже, начиная с советского времени — уже через преподавание в кружках, училище искусств и т. д. Мощнейший импульс развитию курая дало его размещение на Государственном Флаге Республики Башкортостан. Он стал символом республики. Открылись целые классы и факультеты по его преподаванию в училище искусств и в Академии искусств. В каждом районе открылись кружки по преподаванию игры на курае, появились целые ансамбли. Большую роль в популяризации инструмента сыграли такие мастера, наши современники, как Мухамат Ичкужин, Азат Аиткулов, Юлай Гайнетдинов, Роберт Юлдашев, Расуль Карабулатов, Азат Бикчурин и др. Благодаря им он стал поистине визитной карточкой башкирского музыкального творчества, да и всей республики. Низкий поклон им!
Но так было не всегда. В 70-ее годы 20-го века на одно из торжеств республиканского уровня было решено пригласить 70 кураистов. Искали по всей республике. Еле- еле наскребли. Курай — практически вымирал. На своей прародине — в Монголии он практически уже изчез.http://m.youtube.com/watch?v=Ml0SmD6ngP0 . Последний настоящий цуурчи умер в 2003-м году. Сейчас там его пытаются возрождать, но шансов очень мало.

У КАКИХ НАРОДОВ ЕЩЕ ЕСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ПОХОЖИЕ НА КУРАЙ?

Курай — уникальный, в своем роде, музыкальный инструмент. Он может существовать только там, где произрастает.
Поэтому его нет ни у татар, ни у казахов. Просто природные условия не позволили распространиться ему в степные и лесостепные зоны.

Кунграты были очень пассионарным и воинственным племенем. Кунгратские воины участвовали почти во всех завоевательных походах Чингизхана, его детей и внуков. Оседали на завоеванных территориях. Так осколки кунгратов появились в составе узбеков, каракалпаков, казахов. Есть они даже в Иране. Но у этих потомков кунгратов цуур не сохранился. Потому, что семена растения, из которого изготовляется инструмент в этих краях не приживался.

А вот в Китае, у озера Канас, есть небольшая этническая общность тувинцев. Местные исследователи считают их потомками солдат армии Чингизхана. У них тоже есть музыкальный инструмент, похожий на курай. Они называют его ШООР

У бурят-хондогоров (потомков хунгиратов) тоже сохранился инструмент. Они называют его СУУР. У киргизов есть — ЧООР, у горных алтайцев — ЧОГУР.

У всех этих народов инструмент уже на грани исчезновения и поэтому не так знаменит, как наш курай. У некоторых он имеет более совершенную, не такую архаичную, форму. Но нам они интересны с точки зрения возможности провести параллель с нашим инструментом. Через монгольский ЦУУР (ЦУУР-АЙ) (встречается и такое звучание название этого инструмента) мы можем выйти на более широкий простор поиска родственников нашего КУРАЯ, не так ли?

Несомненно, все эти инструменты имеют один корень. А еще? А если еще упоминания об этом инструменте, удревняющие ее историю? Есть.

Вот цитата: "Эксперты полагают, что прообразом шоора был древний китайский музыкальный инструмент «хуцзя», который имеет 1600-летнюю историю. Существует несколько видов «хуцзя», а шоор является одним из них. Этот музыкальный инструмент так давно появился, что шоор называют в Китае «музыкальной окаменелостью».

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 26»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

Исследовательская работа

по предмету: Родной язык

на тему: «Курай – символ Башкортостана»

Выполнила: Халикова Аделина

ученица 3 Г класса МАОУ «СОШ №26»

Руководитель: Нигматуллина Елена Алексеевна,

учитель начальных классов

2017 год

Введение

Ежедневно, приходя в школу, я вижу герб и флаг моей республики – Башкортостан.

На них изображено стилизованное соцветие курая, состоящее из семи лепестков.

У башкир также издавна известен музыкальный инструмент – курай, который считается одним из символов башкирского народа.

Что же связывает оба этих понятия? И почему скромному растению отдали такое предпочтение среди других?

Эти и другие вопросы и послужили выбору темы моей исследовательской работы: «Курай – символ Башкортостана».

Цель: изучить историю возникновения курая и его роль в культурной жизни башкирского народа.

Задачи:

Изучить литературу по данному вопросу;

Побеседовать со взрослыми о происхождении и значении курая;

Лучше узнать историю и культуру своего народа.

Гипотеза: изучив историю возникновения и значение курая, я буду лучше знать культуру и обычаи своего народа.

Объект: курай – музыкальный инструмент.

Предмет исследования: история возникновения и значение курая, как символа Башкортостана.

Результат работы: создание альбома «Курай – символ Башкортостана».

В Краткой энциклопедии Башкортостана приводятся такие сведения: «КУРАЙ (k урай) – башкирский духовой музыкальный инструмент типа открытой продольной флейты».

Классический курай изготавливается из стебля зонтичного растения Pleurospermum uralence (Реброплодник уральский), произрастающего в хвойных и берёзово-осиновых лесах, на лесных вырубках, в оврагах и около болот. Стебель растения прямой, бороздчатый, внутри полый (пустой). Взрослое растение достигает высоты до двух метров.

Этимология названия «КУРАЙ» до конца не выяснена. Возможно, это слово имеет древнетюрское происхождение и образовано слиянием слов «кура» - стебель крупных зонтичных растений и «най» - тростник, флейта.

Курай изготавливают путём обхвата стебля руками поочерёдно, отмеряя от 8 до 10 раз ширины ладони, затем подрезают. Курай имеет 4 игровых отверстия на лицевой стороне и одно на тыльной. Отверстия вырезаются, начиная снизу: первое – на расстоянии 4 пальцев, следующие три – на расстоянии 2 пальцев, последнее пятое – на обратной стороне, на расстоянии 3 пальцев от четвёртого отверстия.

В наше время этот музыкальный инструмент имеет несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и материалом изготовления (шпон дерева, металл). Длина курая варьируется в зависимости от разновидности – от 120-180 мм до 450-1000 мм. Музыкальный диапозон – около трёх октав.

Что послужило прообразом современного курая доподлинно неизвестно. Инструменты типа продольной открытой флейты присущи многим культурам мира. Материалы археологических раскопок и письменные источники подтверждают древность музыкальных инструментов подобного типа. Так, например, открытая флейта без отверстий была обнаружена при раскопках Такталачукского археологического комплекса (Татарстан), относящегося ко 11 веку до н.э. В кургане Бишунгаровского могильника (Башкортостан) найдена костяная флейта с одиннадцатью отверстиями, датируемая 1 V – 11 вв. до н.э. А в музее Филадельфийского университета хранится серебряная шумерская флейта, датированная примерно 2600 годом до н.э., с тем же количеством и расположением отверстий, что и на курае.

Скорее всего, исторические корни курая необходимо искать в истории скотоводческих племён-кочевников в ходе «Великого переселения народов» на запад, где подобные музыкальные инструменты были изначально инструментами пастухов.

Кем был он, срезавший впервые стебель курай-травы? Чабан ли, ушедший с лошадьми далеко в горы, или умудрённый сэсэн-сказитель, услышавший в полой тростинке задушевный посвист влетевшего в горловину ветра, доподлинно не известно.

Существует легенда о том, как злой хан, у которого на голове рос рог, призывал к себе молодых людей для стрижки волос. И те, узнавая тайну хана, карались смертью. Один из них спасся, бежал, и на горе услышал звуки, издаваемые травяным растением – кураем. Юноша срезал стебель растения, сделал в нём отверстия и заиграл мелодию, которая поведала всем о злой тайне хана.

Также курай упоминается в древних башкирских эпосах: «Акбузат», «Кара-Юрга», «Заятуляк и Хыухылыу».

Ясно одно: башкирам с кураем повезло – сама природа подарила им величайшее своё творение – самобытную флейту.

Истории неизвестно, кто был первым кураистом земли башкирской, но уже в древнем устном народном творчестве весьма часто упоминается курай, называются имена сэсэнов-сказителей, которые были искусными кураистами. Одним из них назван в 18 веке кураист Бурунбай Кутдусов. Любимыми кураистами башкирского народа в 20-м веке признаны: Ишмулла Дильмухаметов, Азат Аюткулов, Ишморат Ильбаков.

Ежегодно в Башкортостане проводится Республиканский конкурс кураистов.

Популярность курая так велика, что на нём играют и старые, и молодые музыканты. Так в 2007 году состоялся Съезд кураистов, где самому молодомуисполнителю было 6 лет, а самому старшему – 83 года.

В 1974 году в Уфе был открыт фонтан «Весенняя песнь», представляющий собой фигуру мальчика с кураем.

В 2001 году в Баймакском районе Республики Башкортостан на горе Тугажман установлен памятник кураю.

В 2009 году по итогам конкурса «Семь чудес Башкортостана», проведённого Министерством культуры и национальной политики РБ, курай был признан одним из чудес Башкортостана.

Башкирская культура, создаваемая веками, чрезвычайно богата и многогранна, в выразительности танца, в словах песни и эпоса, в звучании курая сокрыта вся история жизнестойкого и трудолюбивого народа. Музыка – поистине международный язык, понятный и сближающий быстрее и прочнее, чем многие политические соглашения. Мелодии курая, вышедшие на мировые сцены, яркое тому подтверждение.

Роль и место данного инструмента в этнической культуре башкир огромны: курай является не только важным, а порой и главным элементом культуры – он превратился в один из символов башкирского народа, выполняя почти такие же функции, как гимн, флаг, герб. Не случайно его золотое соцветие стало национальной эмблемой башкирского края. Корона с изображением семи лепестков-тычинок, обрамлённых золотым кругом, легла в основу Государственного флага Башкортостана, символизируя «Древо жизни». Семицветье курая означает единение многих народов. А если учесть, что Башкортостан – многонациональная республика, то такая эмблема становится символом дружной, единой. Равноправной семьи народов.

Вывод: Курай – очень древний музыкальный инструмент, оказавший сильное воздействие на культурное наследие башкирского народа. Его символическое изображение – неотъемлемая часть башкирской символики. Игра на курае, развиваясь в течение столетий, стала важным элементом народных праздников и трудовых будней башкир, обогащая и передавая из поколения в поколение его самобытное и уникальное звучание, внося свой бесценный вклад в культурное развитие всей страны.

Простой напев пульсирует и бьётся,

Напоминая чистотой росу.

Задумчиво рыдает и смеётся

Тростинка, срезанная в лесу.

В ней шёпот волн печальной Агидели.

В ней дробный звон серебряных подков.

И зримое неистовство метели

Летящих лет и пройденных веков.

Мой курай, зазвени над водой,

Над листвой, где разбрызганы росы!

Словно жаворонок молодой,

Мой курай, зазвени, заиграй!

Всеми красками звонкого мира!

Все печали развей, мой курай,

Чтобы дрогнуло сердце башкира!

Герб, флаг, гимн Башкортостана являются официальными символами республики. Что они изображают и какое значение имеют их символы? Об этом поговорим чуть ниже.

Герб Башкортостана: описание и значение

Герб республики имеет круглую форму. Такая форма гербового щита пришла из Византии, она характерна для многих народов Азии. Центральной фигурой является изображение развернутого влево. Его освещают солнечные лучи золотистого цвета. У подножия памятника находится зеленый

Герб Башкортостана обрамляет национальный орнамент региона. Ниже щита находится лента, окрашенная в цвета голубой, белый, зеленый. В центре на белой полосе находится надпись: «Башкортостан».

Салават Юлаев является национальным героем, сыном Он был поэтом, воспевавшим в своих стихах народные подвиги, красоту родного края. Его изображение на гербе символизирует борьбу за национальную свободу, силу, справедливость и единение народов Башкирии. Фигура Салавата является сборным образом джигита-воина.

Курай является местным растением, близким родственником дудника и борщевика. Цветок, изображенный на гербе, имеет семь соцветий. Он символизирует ровно семь древних родов, которые проживают на территории республики, и их единение.

Как изменялся герб?

В 1744 году герб Башкортостана имел совершенно другой вид. Тогда ещё не было Башкортостана, а территория, на которой проживали башкиры, называлась Уфимским воеводством. Век спустя оно стало называться Уфимской губернией. На серебряном губернском гербе изображалась бегущая куница, а щит был увенчан императорской короной и окаймлен дубовыми листьями с голубой лентой.

В XX веке территория стала Автономной Башкирской ССР. Государственный символ полностью сменил облик. Герб Башкортостана был выполнен в социалистических красно-золотых цветах. В центре овального щита находилась фигура человека на бегущей лошади. В руке он держал красный флаг. В нижней части находился серп и молот. Композицию окаймляли колосья пшеницы, переплетенные красной лентой. В изголовье располагалась красная звезда.

В 1937 году фигуру человека на коне сменило полномасштабное изображение серпа и молота. Над ним находилась надпись с названием республики. Внизу располагалась красная лента с девизом, призывающим пролетариев объединяться. Гербовый щит стал более фигурным, а пшеничные колосья не перевязывала лента.

Разработка современного герба

В 1992 году, когда Башкортостан стал суверенной республикой в составе Российской Федерации, понадобилось утвердить новый герб Республики Башкортостана. Создание символа заняло около двух лет. В комиссию Верховного Совета поступило сорок различных вариантов. Из них была выбрана версия с вертикальным изображением национального флага. В центре находился тулпар - крылатый конь, а обрамлял щит орнамент.

Позднее оказалось, что тулпар уже стал символом Казахстана, поэтому версию пришлось отклонить. Одновременно с этим преподаватель искусства из Красноусольска подал вариант герба, где в центре располагалось изображение белого волка - тотемного животного башкир. Фоном служили горы Урала, башкирский солярный знак и изображение солнца. Однако и этот вариант был отвергнут.

В конце концов, в 1993 году Верховный Совет утвердил современный герб Башкортостана, центральными изображениями которого являются памятник Юлаеву и рисунок цветка курая. Автор герба - художник Фазлетдин Ислахов. Памятник был повернут в правую сторону и выполнен вместе с обрамляющим орнаментом в коричневом цвете.

В 1999 году был утвержден новый вид герба, где коричневый заменен на золотой, а памятник повернут влево.

Флаг и гимн Башкортостана

Флаг Башкирии принят и утвержден в 1999 году. Прямоугольное полотнище флага разделено на три горизонтальные равновеликие полосы разных цветов. В центре располагается круглая эмблема, внутри которой цветок курая с семью соцветиями. Цветок выполнен в золотом цвете. Как и в гербе, курай символизирует дружбу между родами, объединившими башкиров.

Верхняя полоса флага имеет голубой цвет. Она символизирует небо, означая чистоту помыслов, ясность и доброжелательность народа. Средняя полоса белого цвета говорит о миролюбивости и светлых надеждах. Последняя полоса окрашена в зеленый цвет - это знак вечной жизни и свободы.

Гимном республики является композиция «Республика». Автором слов является Р. Бикбаев и Р. Шакур, музыку написал композитор Ф. Идрисов. Гимн существует как на национальном языке Башкирии, так и на русском.