Фашизм и религия. Различия между итальянским фашизмом и немецким национал-социализмом Какого вероисповедания немецкие и итальянские фашисты

Был подписан договор с Ватиканом в 1933 году, и пообещал уважать церковную автономию. Гитлер обычно игнорировал конкордат, закрывая все католические институты, функции которых не были строго религиозными. Духовенство, монахини и миряне лидеры были направлены, с тысячами арестов в течение последующих лет. Церковь обвинила режим «фундаментальной враждебности ко Христу и Его Церкви». Историки сопротивляются однако простое уравнение нацистской оппозиции как иудаизм и христианство. Нацизм был явно готов использовать поддержку христиан, которые приняли ее идеологию, и нацистская оппозиция как иудаизм и христианство не было полностью аналогично в умах нацистов.

Меньшие религиозные меньшинства, такие, как Свидетели Иеговы и Бахаи были запрещены в Германии, в то время как искоренение иудаизма геноцидом его приверженцев была предпринята попытка. Армия спасения , Святые христианские и адвентистов седьмого дня Церкви исчезли из Германии, в то время как астрологи , целители и гадалки были запрещены. Небольшие языческий « немецкое движение веры », которые поклонялись солнцу и времен года, поддерживали нацист. Многие историки полагают, что Гитлер и нацисты намеревались искоренить христианство в Германии после победы победы в войне.

Фон

Христианство имеет древние корни среди германских народов, относящихся к миссионерской работе Колумбанус и Санкт - Бонифаций в шестом-8 вв. Реформация , инициированная Мартином Лютером в 1517 году, разделил население Германии между двумя третями протестантов и одна треть меньшинства римских католиков . На юг и запад оставались в основном католиками, а на север и восток стал главным протестантом. Католическая церковь пользовалась степень привилегий в баварском регионе, Рейнской области и Вестфалии, а также частей на юго-западе Германии, в то время как в протестантском Севере, католики пострадали некоторые дискриминации.

Католическая церковь была особенно подавлена в Польше: между 1939 и 1945, по оценкам, 3000 членов (18%) из польского духовенства, были убиты; из них +1992 умер в концентрационных лагерях. В прилагаемой территории Вартеланда это было еще более суровым: церкви были закрыты систематически и большинство священников были либо убито, либо в тюрьме, либо депортированы в генерал - губернаторство. Восемьдесят процентов католического духовенства и пять епископов Вартегау были отправлены в концентрационные лагеря в 1939 году; 108 из них считаются блаженными мучениками. Религиозные преследования не ограничивается Польша: в Дахау только, были убиты 2,600 католические священники из 24 различных стран.

Ряд историков утверждает, что нацисты имели общий скрытый план, который некоторые утверждают, существовавший до нацистов к власти, чтобы уничтожить христианство в рейхе. В какой степени план подчинить церкви и ограничить их роль в жизни страны существовал до нацистов к власти, и кто именно среди нацистского руководства поддержал такой шаг остается спорным.»Тем не менее, меньшинство историков поддерживать, против консенсуса, что такой план не существовал. Обобщая в 1945 Управлении стратегических служб доклада, The New York Times обозреватель Джо Шарки заявил, что нацисты имели план «ниспровергать и уничтожить немецкое христианство» , которое должны было быть достигнуто путем контроля и подрыва церкви и должны быть завершены после войны Тем не менее, в докладе говорится, эта цель была ограничена «сектор партии национал - социалистов» , а именно. Альфред Розенберг и Baldur фон Ширах Историк. Роджер Гриффин поддерживает: «Существует никаких сомнений в том, что в в долгосрочной перспективе нацистские лидеры, такие как Гитлер и Гиммлер намеревался искоренить христианство так же, как безжалостно, как и любой другой конкурирующей идеологии, даже если в краткосрочной перспективе они должны были довольствоваться, чтобы комп romises с ним « В своем исследовании Святой Рейха , историк Ричард Steigmann-Галль приходит к противоположному выводу,» Полностью отсутствует, кроме смутного разглагольствования Гитлера, любая фирма доказательства того, что Гитлер или нацисты собирались „уничтожить“ или " устранить»церкви после того, как война закончилась.„ что касается его широкого тезиса о том, „ведущие нацисты фактически считали себя христианином“ или, по крайней мере, понимал их движение „в христианской системе отсчета“, Steigmann-Галль признает, что он“выступает против мнение, что нацизм в целом был либо не связаны с христианством или активно против него «.

Хотя бывают случаи громких отдельных лютеран и католиков, которые умерли в тюрьме или в концентрационных лагерях, наибольшее число христиан, которые умерли бы еврейских христиан или Мишлинге , которые были отправлены в лагеря смерти для их расы, а не их религии. Кахане (1999) приводит оценку, что были приблизительно 200 000 христиан еврейского происхождения в нацистской Германии. Среди язычников 11300 Свидетели Иеговы были помещены в лагеря, и около 1490 умер, из которых 270 были выполнены как отказников. Дахау был специальный «священник блок.» Из 2720 священников (среди них 2579 католического) , состоявшихся в Дахау, 1034 не выжить в лагерь. Большинство из этих священников были польские (+1780), из которых 868 умерли в Дахау.

протестантство

Мартин Лютер

Во время Первой и Второй мировых войн, немецкие протестантские лидеры использовали , чтобы поддержать дело германского национализма. На 450 - летию со дня рождения Лютера, который упал всего через несколько месяцев после того, как нацистская партия начала свою захват власти в 1933 году, торжества были проведены в больших масштабах обеих протестантских церквей и нацистской партии. На празднике в Кенигсберге , Эрих Кох , в то время гауляйтер Восточной Пруссии, выступил с речью, в которой он, среди прочего, по сравнению Адольфа Гитлера с Мартина Лютером и утверждал, что нацисты боролись с духом Лютера. Такая речь может быть отклонена как просто пропаганда, но, как Steigmann-Галл указывает: «Современники считали Коха как добросовестный христианин, который достиг своей позиции [ в качестве избранного президента провинциальной церкви синода ] через подлинную приверженность протестантизму и его институты «. Тем не менее, Steigmann-Галл утверждает, что нацисты были не христианское движение .

Известный протестантский богослов Карл Барт , из швейцарской реформаторской церкви , выступал против такого присвоения Лютера как в Германской империи и нацистской Германии , когда он заявил в 1939 году, что труды Мартина Лютера были использованы нацистами прославлять как государство и государство абсолютизм: «Немецкий народ страдает под его ошибкой в отношениях между законом и библией , между светской и духовной властью» , в котором Лютер разделил временное государство от внутреннего состояния, сосредоточившись на духовных вопросов, ограничивая тем самой способность лицо или церковь расспрашивать действия государства, которое рассматривалось как Бог предназначил инструмент.

В феврале 1940 года Barth конкретно обвинил немецких лютеран разделения библейских учений от учений государства и тем самым узаконивает государственную идеологию нацистской. Он был не один с его точкой зрения. Несколько лет назад на 5 октября 1933 года, пастор Вильгельм Рем из Ройтлингена публично заявил, что «Гитлер не был бы возможен без Мартина Лютера», хотя многие из них также сделали это же утверждение о других факторах, влияющих на рост Гитлера к власти. Антикоммунист историк Пол Джонсон сказал, что «без Ленина , Гитлера не было бы возможным».

протестантские группы

Различные немецкие государства обладают региональными социальными изменениями как к плотности класса и вероисповеданию. Ричард Steigmann-Gall заявляет о связи между несколькими протестантскими церквами и нацизмом. В «немецких христиан» (Deutsche окрестить) были движение в протестантской церкви Германии с целью изменения традиционных христианских учений для приведения в соответствие с идеологией национал - социализма и его антиеврейской политики. Группировки Deutsche окрестить были объединены в цели создания национального социалистический протестантизма и отменяя то, что они считали еврейские традиции в христианстве, и некоторые, но не все отвергли Ветхий Завет и учение апостола Павла. В ноябре 1933 г. Протестантский массовый митинг Deutsche Кристен, в котором приняло участие рекорда 20000 людей, прошел три резолюции:

  • Адольф Гитлер является завершением Реформации ,
  • Крещены евреи должны быть уволены из церкви
  • Ветхий Завет должен быть исключен из Священного Писания.
Людвиг Мюллер

В «немецких христиан» выбран Людвиг Мюллер (1883-1945) в качестве кандидата для Рейха епископа в 1933 году в ответ на кампанию Гитлера, две трети тех протестантов, которые проголосовали избираемых Людвиг Мюллер, кандидат нео-языческая, чтобы управлять протестантские Церкви. Мюллер был убежден, что он имел божественную обязанность содействовать Гитлера и его идеалы, и вместе с Гитлером, он выступает за единую Reichskirche протестантов и католиков. Это Reichskirche должна была быть свободной федерации в виде совета, но это будет подчинено Национального социалистического государства.

Уровень отношений между нацизмом и протестантскими церквами был спорным вопросом на протяжении десятилетий. Одна трудность заключается в том, что протестантизм включает в себя ряд религиозных организаций, и многие из них имели мало отношения друг к другу. К этому следует добавить, протестантизм, как правило, позволяют больше вариаций между отдельными конгрегаций, чем католицизм или восточно - православного христианства, что делает заявления о «официальных позициях» конфессий проблематичных. В «Немецкие христиане» составляли меньшинство в протестантской, насчитывающие от одной четвертой до одной трети из 40 миллионов протестантов в Германии. С усилиями епископа Мюллера и поддержку Гитлера, «The German евангелическая церковь » была сформирована и признана государством в качестве юридического лица 14 июля 1933 года с целью объединяясь государства, народа и Церкви в одно тело. Несогласные подавляются высылки или насилия.

Поддержка движения «Немецкий Христианской» внутри церквей противостояла многих приверженцев традиционных христианских учений. Другие группы в протестантской церкви входили член Bekennende Kirche Исповедующей церковь , в которую входили такие видные члены, как Нимёллер и Дитрих Бонхёффер ; как отвергал нацистские усилия, чтобы объединиться Volkisch принципы традиционной доктрины Лютеранской. Нимёллер устроителем Emergency лиги пасторов которая была поддержана почти 40 процентов евангельских пасторов. Они были, однако, (по состоянию на 1932 г.) меньшинства в протестантских церковных органов в Германии. Но в 1933 году, ряд Deutsche Кристена покинул движение после того, как речь ноября Рейнгольда Krause призвала, среди прочего, отказа от Ветхого Завета как еврейское суеверие. Поэтому, когда Людвиг Мюллер не мог доставить на соответствующий всем христианам национал - социализма, и после того, как некоторые из ралли «немецкий христианских» и более радикальные идеи вызвали негативную реакцию, снисходительное отношение Гитлера по отношению к протестантам увеличилась, и он потерял всякий интерес к протестантских церковных делах.

Сопротивление внутри церквей к нацистской идеологии было самым длинным прочным и самым горьким из любого немецкого института. Гитлеровцы ослабили сопротивление Церковной изнутри, но гитлеровцы еще не удалось взять под полный контроль над церквями, которые свидетельствовали тысячи священнослужителей, которые были отправлены в концентрационные лагеря. Rev. Нимёллер был заключен в 1937 году, по обвинению в «злоупотреблении амвона поносить государства и партии, и нападения на власть правительства.» После неудачного покушения на Гитлера в 1943 году членами военных и членов движения сопротивления Германии, к которому Dietrich Bonhoeffer и другие в движении Исповедание церкви принадлежали, Гитлер приказал арестовать протестантских, в основном лютеранское духовенство. Тем не менее, даже «Исповедание Церкви сделал частые заявления о верности Гитлеру». Но спустя многие протестанты были прочно против нацизма после того, как от характера движения было лучше понято, но число также не сохраняется до конца войны мнение, что нацизм был совместим с учением церкви.

Небольшой методист население считается иностранными временами; это вытекает из того факта, что Методисты начались в Англии, а не не развивались в Германии до девятнадцатого века под руководством Кристофа Готтлоба Мюллер и Луи Джейкоби. Из - за этой истории, по их мнению, желание быть « более немецкий, чем у немцев », чтобы избежать прихода под подозрением. Методист епископ Джон Л. Нельсон гастролировал в США от имени Гитлера, чтобы защитить свою церковь, но и в частных письмах он указал, что он боялся и ненавидел нацизм, и в конце концов он вышел в отставку и бежал в Швейцарию. Методист епископ FH Отто Мелье взял гораздо больше коллаборационистское позицию, которая включала его, видимо, искреннюю поддержку нацизма. Он также стремится к психушке около конца войны. Для того, чтобы показать свою благодарность последнего епископа, Гитлер сделал подарок 10000 марок в 1939 году методистской общины, так что может заплатить за покупку какого - либо органа. Деньги никогда не использовались. За пределами Германии, взгляды Мелье в подавляющем большинстве были отвергнуты большинством методистов. Лидер пронацистский сегмента баптистов был Пол Шмидт. Идея «национальной церкви» стало возможным в истории основного немецкого протестантизма, но в целом запрещено среди анабаптистов , в Свидетелей Иеговы , и католической церкви . Формы или ответвления протестантизма, где пропагандировались пацифизм , антинационализм или расового равенством , как правило, выступают против нацистского государства в самых сильных выражениях. Другие христианские группы, известные за их усилия против нацизма включают в Свидетелей Иеговы .

Свидетели Иеговы

В 1934 году Сторожевой башни, Библий и трактатов опубликовала письмо, озаглавленное «Декларация фактов». В этом личном письме тогдашнего рейхсканцлера Гитлера, JF Рутерфорд заявил, что «Библия Исследователи из Германии борются за одних и тех же высоких этических целей и идеалов, которые также национальное правительство Германской империи, провозглашенными уважая отношения человека к Богу, а именно: честность тварного бытия по отношению к своему создателю». Тем не менее, в то время как Свидетели Иеговы пытались успокоить нацистское правительство, что их цели были чисто религиозные и неполитическая и выразили надежду на то, что правительство позволит им продолжать свою проповедь, Гитлер по- прежнему ограничивает их работу в нацистской Германии. После этого Резерфорд начал осуждая Гитлера в статьях через своих публикациях, что потенциально делает затруднительное положение Свидетелей Иеговы в нацистской Германии хуже.

Критика возникла на основе заряда, что Ватикан во главе с Папой Пием XI и папой Пием XII остававшегося осмотрительным о национальном масштабе расовой ненависти до 1937 (Mit brennender Зорга). В 1937 году, незадолго до публикации антигитлеровской энциклики, Эудженио кардинала Пачелли в Лурде , Франция осудила дискриминацию в отношении евреев и неоязычество нацистского режима. Заявление Пием XI по 8 сентября 1938 года говорил о «неприемлемости» антисемитизма, но Пий XII подвергается критике людей, как Джон Корнуэлл за то, что неспецифическое.

В 1941 году нацистские власти издал указ о роспуске всех монастырей и аббатств в Германской империи, многие из них фактически будучи заняты и секуляризация в СС Allgemeine под Гиммлера. Тем не менее, 30 июля 1941 года Aktion Klostersturm (операция монастырь) была положена концу декрета от Гитлера, который опасался, что увеличивающиеся протесты католического сегментом немецкого населения могут привести к пассивным бунтам и тем самым вредят нацистское усилие на восточном фронте.

Планы Римско-католическая церковь

Церкви и военные усилия

Гитлер назвал перемирие в церковном конфликте с началом войны, желая отступить от политики, которая, вероятно, вызывает внутреннее трение внутри Германии. Он постановил, в самом начале войны, что «никакие дальнейшие действия не должны быть приняты против евангельских и католической церквей на время войны». По словам Джона Конвея, «Фашисты были вынуждены считаться с тем фактом, что, несмотря на все усилия Розенберга, только 5 процентов населения, зарегистрированной себя в 1930 переписи, уже не связанную с христианскими Церквами.» Поддержка миллионов немецких христиан была необходима для того, чтобы планы Гитлера, чтобы осуществиться. Это было убеждение Гитлера, что если религия является помощью, «это может быть только преимущество». Большинство из 3 -х миллионов членов нацистской партии « по- прежнему платили налоги Церкви» и считали себя христианами. Несмотря на это, ряд нацистских радикалов в иерархии партии определил, что Церковь борьба должна быть продолжена. После победы нацистов в Польше, подавление Церквей было продлено, несмотря на ранних заверения в верности делу.

Министерство Геббельса Пропаганды издали угрозы и применять сильное давление на Церквах озвучивать поддержку войны, и гестапо запретили церковные собрания в течение нескольких недель. В первые месяцы войны, немецкие церкви выполнили. Не выпускались Нет доносы вторжения в Польшу, или блицкрига. Напротив, епископ Marahrens возблагодарил Бога, что польский конфликт был исчерпан, и «что Он предоставил нашей армии быструю победу.» Министерство по делам церкви предложило, что церковные колокола по всей Германии кольца на неделю в празднике, и что пасторы и священники «стекались доброволец в качестве капелланов» для немецких войск. Католические епископы попросили свои последователь поддержать военные усилия: «Мы обращаемся к верующему присоединиться к пламенной молитве, что Божие провидение может привести эту войну к благословенному успеху для Отечества и народа.» Кроме того, евангелисты провозгласил: «Мы объединяемся в этот час с нашим народом в ходатайстве для нашего фюрера и рейха, для всех вооруженных сил, а также для всех, кто делает свой долг перед отечеством».

Даже перед лицом доказательств нацистских злодеяний против католических священников и мирян в Польше, которые транслировались на радио Ватикана, немецкие католические религиозные лидеры продолжали выражать свою поддержку нацистской войны. Они призвали свои католические последователь «выполнить свой долг перед фюрером». Нацистские действия военных в 1940 и 1941 годах так же побудило Церковь выразить свою поддержку. Епископы заявили, что Церковь «поддакивает справедливой войны, особенно одна предназначена для сохранения государства и народа» и хочет «мир благоприятное для Германии и Европы» и призывает верующих «выполнять свои гражданские и военные достоинства. " Но нацисты сильно одобряли настроения против войны, выраженных Папой через свою первую энциклику, Summi Pontificatus и его 1939 Рождественского послание, и они были возмущены его поддержкой Польши и «провокационным» использование радио Ватикана кардинала Hlond Польши, Распределение энциклики было запрещено.

Conway написал, что антицерковной радикал Гейдрих оценивается в докладе Гитлеру от октября 1939 года о том, что большинство церковных людей поддерживали военные усилия - хотя несколько «хорошо известные агитаторы среди пасторов, необходимых для рассмотрения в». Гейдрих определил, что поддержка со стороны церковных лидеров не была бы ожидать из - за характер их доктрин и их интернационализма, поэтому он разработал меры по ограничению функционирования церквей под прикрытием времени остроты войны, такие, как сокращение объема ресурсов, доступные церковные прессы на основой нормирования, а также запрещение паломничества и большие церковные собрания на основе транспортных трудностей. Храмы были закрыты за то, что «слишком далеко от бомбоубежищ». Колокола были переплавлены. Прессы были закрыты.

В связи с расширением войны на Востоке с 1941, также пришел расширение атаки режима на церквах. Монастыри были направлены и экспроприация свойств Церкви выросла. Власти утверждали, что нацистские свойства были необходимы для потребностей военного времени, таких как больницы, или жилье для беженцев или детей, но вместо этого они использовали их для своих собственных целей. «Враждебность в состояние» был другой распространенной причиной даны для конфискаций, и действия одного члена монастыря может привести к захвату целого. В иезуиты были особенно ориентированы. Папский нунций Чезаре Orsenigo и кардинал Бертрам постоянно жаловались властям, но они сказали, чтобы ожидать больше поборов вследствие потребностей военного времени.

Национальный Социалистический антисемитизм

Вместо того, чтобы сосредоточиться на религиозной дифференциации, Гитлер утверждал, что это было важно, чтобы содействовать «в антисемитизму разума», тот, который признал расовую основу еврейства. Интервью с нацистами в других историков показывают, что нацисты считали, что их взгляды коренятся в биологии, а не в исторических предрассудков. Например, «С. стал миссионером для этого биомедицинского видения... Что касается антисемитских настроений и действий, он настаивал на том, что» расовый вопрос... [и] обиду еврейской расы... не имеет ничего общего с средневековым антисемитизмом... то есть, все это было делом научной биологии и сообщества «.

В своей истории христианства, Джеффри Блейни писал, что «христианство не может избежать некоторой косвенной вины за ужасный Холокост. Евреи и христиане были соперники, а иногда и враги в течение длительного периода истории. Кроме того, он был традиционным для христиан обвинить еврейские лидер за распятие Христа... «но, отметил Blainey,» в то же время, христиане показали преданность и уважение. Они сознавали своего долга к евреям. Иисус и все ученики Н. все авторы его Евангелия были еврейской расы. христиане рассматривали Ветхий Завет, священную книгу синагогах в равной степени священной книги для них... ".

Астрологи, целители и гадалки были запрещены под нацистами, в то время как маленькие языческий « немецкое движение веры », которые поклонялись солнцу и сезоны, поддерживал нацист.

Атеисты

С 13 октября 1933 года заместитель фюрера Рудольф Гесс издал указ о том: «Нет национал - социалист не может страдать от какой - либо ущерб на том основании, что он не исповедует какой - либо конкретной веры или признания или на том основании, что он не делает какой - либо религиозной профессии вообще. " Тем не менее, режим решительно выступает против «безбожного коммунизма» и все в Германии свободомыслия (Freigeist ), атеист , и в основном левые организации были запрещены в том же году.

В речи, произнесенной во время переговоров по германо-Ватиканского конкордантном 1933 года Гитлер выступал против светских школ, заявив: «Светские школы никогда не может быть терпимо, потому что такие школы не имеют никакого религиозного обучения, а также общее нравственное наставление без религиозной основы построен на воздухе и, следовательно, все символы обучение и религия должны быть получены от веры «. Одна из групп закрыта нацистским режимом был немецкий Вольнодумцы лиги . Христиане обратились к Гитлеру конец антирелигиозной и антицерковной пропаганды провозглашенный вольнодумцев, и в гитлеровской нацистской партии некоторые атеисты были весьма шумными в своих антихристианских взглядов, особенно Мартина Бормана . Генрих Гиммлер , который сам был очарован с германским язычеством , был сильным промотором gottgläubig движения, и он не позволил атеистов минуты , утверждая, что их «отказ признать высшие силы» будут «потенциальным источником недисциплинированности». В СС Гиммлер объявил:. «Мы верим в Бога Всемогущего, который стоит над нами, он создал землю, Отечество, и Volk, и он послал нам фюрера Любой человек, который не верит в Бога, должен считать высокомерными, мегаломаниакальными, и глупо, и, таким образом, не подходят для SS «. Он также заявил: «Как национал - социалисты, мы считаем, в благочестивом мировоззрении.»

Что в конечном счете привел к росту.

Планы Гитлера, например, возвести великолепный новый капитал в Берлине (Столица мира Германия), была описана как попытка построить версию Нового Иерусалима . Так как Фриц Штерн классического исследования «s Политика культурного отчаяния , большинство историков рассматривают отношения между нацизмом и религией таким образом. Некоторые историки видят движение нацистского и Адольф Гитлер, как принципиально враждебная христианству, хотя и не нерелигиозные. В первой главе нацистских преследований церквей , историк Джон С. Конвей уточняет, что христианские церкви в Германии потеряли свою привлекательность в течение эпохи Веймарской республики , и что Гитлер предложил «, казалось бы, жизненно важная светская вера в месте из дискредитировали вероучения христианства «.

Главный архитектор Гитлера Альберт Шпеер писал в своих мемуарах, что сам Гитлер имел негативный взгляд в стороне мистических понятий подтолкнули Гиммлер и Альфред Розенберг . Шпеер цитирует Гитлер, сказавший попытки Гиммлера мифологизировать СС:

Какая ерунда! Здесь мы наконец достигли возраст, который оставил всю мистику позади него, и теперь [Гиммлер] хочет, чтобы начать все сначала. Мы могли бы точно так же остался с церковью. По крайней мере, это было традицией. Для того, чтобы думать, что я однажды может быть превращена в святой СС! Можете ли вы представить себе это? Я бы перевернуться в могиле...

Отношение религии к фашизму

Scholar фашизма, Стэнли Пэйн отмечает, что основа фашизма является основой чисто материалистической «гражданской религии» , которая «вытесняет предшествующие структуры веры и вынеся сверхъестественной религией второстепенной роли, или вообще ни одной», и что «хотя существует конкретные примеры религиозных или потенциальных « христианских фашистов ,» фашизм предполагал постхристианский, пост-религиозный, светский , и имманентную системы отсчета «. Одна теории состоит в том, что религия и фашизм никогда не могут иметь прочное соединение, потому что оба являются «целостным мировоззрением » претендуя на всем человек. Вдоль этих линий, Йельский политолог, Хуан Линц и другие отметили, что секуляризация создала вакуум, который может быть заполнен другой тотальной идеологией, что делает светский тоталитаризм возможным, и Роджер Гриффин характеризовал фашизм как тип антирелигиозной политической религии

Там была значительная литература о потенциальных религиозных аспектах нацизма . Вилфрид Daim предполагает, что Гитлер и руководство нацистского планировало заменить христианство в Германии с новой религией, в которой Гитлер будет считаться мессией . В своей книге о связи между Ланцем фон Либенфельсом и Гитлером, Daim опубликовал репринт предполагаемого документа сессии на «безусловной отмене всех религиозных обязательств (Religionsbekenntnisse) после окончательной победы (Endsieg) ... с одновременным провозглашением Адольф Гитлера как новый мессия «. Этот отчет сессии пришел из частной коллекции.

Тюрингии Немецкая христианская молитва за Гитлера ,

внешняя ссылка

  • Обзор Ричард Steigmann-Галль Святого Рейха - по Джону С. Конвей
  • Христианство и нацистская движение - от Ричарда Steigmann-Галлен
  • Вера и мысль - Колнаи, Аурел , Война против Запада

В Германии Католическая церковь, по крайней мере до 1933 года, резко критиковала НСДАП по поводу религиозных представлений, высказанных некоторыми её представителями, особенно Альфредом Розенбергом, но ради обеспечения германским католикам возможности осуществлять религиозную деятельность в условиях роспуска ряда католических партий и организаций, 20 июля 1933 года был заключён конкордат между Ватиканом и Третьим рейхом.

На первых порах, национал-социалисты терпимо относились к росту католических обществ в 1933 и 1934 годах и даже содействовали возрастанию числа верующих и открытию католических церковных школ. Но с 1935 года НСДАП все более активно стремилась ограничить влияние католических юношеских обществ, а затем стала распускать их и включать в состав «гитлерюгенда». В ходе принятого ими курса на ослабление религиозных убеждений, национал-социалисты усиливали свою кампанию против религиозных школ и против католической печати, до тех пор, пока в 1941 году не перестали выходить ещё остававшиеся епископальные бюллетени. Сверх того, была развёрнута пропагандистская кампания против членов католических орденов, которым ставились в вину нравственные пороки и нарушения валютного законодательства. В меморандуме Бормана, направленном в декабре 1941 года всем гаулейтерам и разосланном СС, резюмируется сущность отношения нацистов к христианству:

Национал-социалистские и христианские идеи несовместимы… Если, поэтому, в будущем наша молодёжь ничего не будет знать о христианстве, чьи доктрины во многом уступают нашим, христианство исчезнет само собой. Все влияния, которые могут ослабить или нанести ущерб народному руководству, которое осуществляется фюрером при помощи НСДАП, должны быть устранены: народ должен быть все более и более отделен от церкви и её рупора -пасторов .

В 1937 году папа Пий XI опубликовал энциклику Mit brennender Sorge (С огромной обеспокоенностью), в которой констатировал, что условия конкордата нарушаются нацистами. Энциклика была зачитана во всех католических церквях Германии и содержала в себе критику нацистской идеологии и указывала на несовместимость нацизма с христианскими принципами:

« Кто возводит расу, или народ, или государство, или частную форму государства, или власть имущих, или иную какую-либо фундаментальную ценность человеческого общества, - как бы необходимы и почётны ни были их функции в мирских делах, - кто возводит эти понятия превыше принадлежащего им достоинства и обожествляет их до степени идолопоклонства, тот искажает и извращает мировой порядок, замышленный и сотворённый Богом .»

Оценка деятельности Католической церкви и папы Пия XII во время Второй мировой войны остаётся противоречивой. С одной стороны, Католическая церковь спасла от смерти тысячи евреев, получавших убежище в монастырях. В самом Ватикане во время немецкой оккупации Рима в 1944 году нашли убежище сотни евреев, которым грозила депортация в Освенцим и другие лагеря смерти. С другой стороны, папа подвергается критике за «молчание» в период войны, когда он, соблюдая нейтралитет, воздерживался от публичной критики нацистских преступлений.

Немецкий католический епископ Клеменс фон Гален открыто осуждал политику нацистского режима. Большое число католических священников и монахов было замучено в нацистских лагерях смерти. В Польше в концлагерях погибло более 2,5 тысяч священников и монахов. В концлагере Дахау существовали «бараки священников», через которые прошло около 2 600 католических священников, многие из которых погибли. Некоторые из замученных священников и монахов были впоследствии канонизированы (Максимилиан Кольбе, Титус Брандсма, Эдит Штайн и другие). Была экспроприрована собственность более 300 католических учреждений и монастырей. В то же время некоторые католические (1075 военнопленных и 4829 гражданских лиц работали в 800 католических заведениях - больницы, жилые дома и монастырские сады) и протестантские организации в Германии во время войны использовали принудительный труд военнопленных.

Согласно показаниям бывшего офицера разведки армии США Уильяма Гоуэна в федеральном суде Сан-Франциско, чиновники Ватикана укрывали от ареста и суда нацистских военных преступников и коллаборационистов. Они также помогали укрывать и легализовывать собственность, отобранную у жертв нацистов, в том числе евреев. Так была оказана помощь Клаусу Барби («лионский мясник»), Адольфу Эйхману, доктору Менгеле и Францу Стенгелю - начальнику лагеря смерти Треблинка.

Представители евангелической (лютеранской) церкви, расколотой на 28 церквей отдельных земель, хотя и отвергали новоязыческие взгляды людей вроде Розенберга, в то же время более или менее открыто сочувствовали националистическим, антисоциалистическим, антикапиталистическим, а также антисемитским целям национал-социализма. На церковных выборах, организованных 23 июля и поддержанных всем аппаратом пропаганды НСДАП, основанное в 1932 году национал-социалистическое движение «Немецких христиан» получило значительно больше 60 % поданных голосов. «Немецкие христиане» (которые часто сами себя называли «штурмовиками Иисуса Христа») имело теперь большинство голосов в церковном руководстве почти всех немецких общин.

В то же время лютеранские священники Дитрих Бонхёффер и Мартин Нимёллер открыто осуждали политику нацистского режима. Дитрих Бонхёффер затем установил связи с заговорщиками в армии и министерстве иностранных дел. В 1933 году нацистский режим вынудил протестантские церкви Германии слиться в одну Протестантскую Церковь Рейха, которая должна была бы поддерживать нацистскую идеологию. Во главе нового церковного образования оказались активисты движения «Немецкие христиане». Церковная оппозиция была вынуждена уйти в подполье, и для координации своих действий создала в сентябре того же года Пасторский Союз (нем. Pfarrernotbund). Этим союзом в 1934 была ратифицирована Барменская декларация, основным автором которой был Карл Барт. Основной мыслью декларации была та, что Церковь в Германии не является средством проведения нацистских идей, но существует только ради проповеди Христа. Так была создана так называемая Исповедующая Церковь.

Адольф Гитлер активно сотрудничал с некоторыми мусульманскими религиозными лидерами. С 1941 по 1945 год в качестве почётного гостя нацистской Германии в Берлине жил муфтий Иерусалима Мохаммад Амин аль-Хусейни.

Как сообщалось в сводке новостей из Берлина, «фюрер приветствовал Великого муфтия Иерусалима, одного из наиболее выдающихся представителей арабского национального движения». В ходе встречи аль-Хусейни называл Гитлера «защитником ислама», а тот, в свою очередь, пообещал муфтию уничтожить еврейские элементы на Ближнем Востоке.

В 1938-1939 гг., немецкими учеными во главе с штурмбаннфюрером СС Эрнстом Шефером и под эгидой Аненэрбе, была проведена экспедиция в Тибет. На основании проведенных антропометрических замеров среди тибетцев, были найдены «наукообразные» подтверждения о принадлежности тибетцев к древним арийцам. Кроме того, авторитетный в Третьем Рейхе мистик Карл Вилигут, считавший древнегерманский эпос истинной германской религией, «полагал, что спасшийся от смерти „бог весны“ Бальдр скрылся на Востоке и там основал индоарийский культ. Впоследствии который повлиял на возникновение буддизма».

Сразу после прихода к власти Гитлер запретил организации, поддерживающие свободу вероисповедания (такие как немецкая Лига Вольнодумцев) и организовал «движение против безбожников». В 1933 году он заявил: «Мы начали борьбу против атеистического движения, и она не ограничилась несколькими теоретическими декларациями: мы его искореняли».

    Конкордат 1933 года

    НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ТОМ II. - М.: Государственное издательство юридической литературы, 1954

    Mit brennender Sorge

    Перейти к: 1 2 Джованни Бенси Папа Пий XII спасал «еврейские души» // Независимая газета, 02.02.2005

    Папа Пий XII и фашизм

    Chadwick, A History of Christianity (1995), pp. 254-5

    John Vidmar. 2005. The Catholic Church Through the Ages. Paulist Press. ISBN 0809142341

    «Нацизм» //Католическая энциклопедия. Т.3, М.:2007

    7 Канал: «Папа Павел VI во время войны сотрудничал с нацистами», 15 января 2006 ((англ.) «Tied up in the Rat Lines»: оригинал статьи в газете Haaretz)

Нацизм и католичество

На первых порах, национал-социалисты терпимо относились к росту католических обществ в 1933 и 1934 годах и даже содействовали возрастанию числа верующих и открытию католических церковных школ. Но с 1935 года НСДАП все более активно стремилась ограничить влияние католических юношеских обществ, а затем стала распускать их и включать в состав «гитлерюгенда ». В ходе принятого ими курса на ослабление религиозных убеждений, национал-социалисты усиливали свою кампанию против религиозных школ и против католической печати, до тех пор, пока в 1941 году не перестали выходить ещё остававшиеся епископальные бюллетени. Сверх того, была развёрнута пропагандистская кампания против членов католических орденов, которым ставились в вину нравственные пороки и нарушения валютного законодательства.

В меморандуме Бормана, направленном в декабре 1941 года всем гаулейтерам и разосланном СС, резюмируется сущность отношения нацистов к христианству:

Национал-социалистские и христианские идеи несовместимы... Если, поэтому, в будущем наша молодежь ничего не будет знать о христианстве, чьи доктрины во многом уступают нашим, христианство исчезнет само собой. Все влияния, которые могут ослабить или нанести ущерб народному руководству, которое осуществляется фюрером при помощи НСДАП, должны быть устранены: народ должен быть все более и более отделен от церкви и ее рупора -пасторов .

Немецкий католический епископ Клеменс фон Гален открыто осуждал политику нацистского режима. Большое число католических священников и монахов было замучено в нацистских лагерях смерти. В Польше в концлагерях погибло более 2,5 тысяч священников и монахов . В концлагере Дахау существовали «бараки священников», через которые прошло около 2 600 католических священников, многие из которых погибли . Некоторые из замученных священников и монахов были впоследствии канонизированы (Максимилиан Кольбе , Титус Брандсма , Эдит Штайн и другие). В то же время ряд католических и протестантских организаций в Германии во время войны использовали принудительный труд военнопленных.

Согласно показаниям бывшего офицера разведки армии США Уильяма Гоуэна в федеральном суде Сан-Франциско, чиновники Ватикана укрывали от ареста и суда нацистских военных преступников и коллаборационистов. Они также помогали укрывать и легализовывать собственность, отобранную у жертв нацистов, в том числе евреев. Так была оказана помощь Клаусу Барби («лионский мясник»), Адольфу Эйхману , доктору Менгеле и Францу Стенгелю - начальнику лагеря смерти Треблинка .

В Италии с приходом местного фашизма к власти Католическая церковь получила даже больше власти и влияния, чем прежде (Латеранский договор , заключенный в феврале 1929 года). Наряду со значительными государственными дотациями она выговорила себе далеко идущие права вмешательства и контроля в области воспитания и семейной жизни. С 1929 оскорбление Папы Римского стало уголовно наказуемым преступлением .

«В фашистском государстве религия рассматривается как одно из наиболее глубоких проявлений духа, поэтому она не только почитается, но пользуется защитой и покровительством»

Тесная связь между фашистским режимом и церковью была характерна для Румынии, Венгрии и Испании. В последней католическая церковь с самого начала была связана с фашизмом. Памятник Долина Павших , построенный по приказу генералиссимуса Франко, соединяет в себе как религиозную, так и фашистскую символику. В любом случае, религиозная мысль и религиозная жизнь в фашистском государстве строго цензурируется и контролируется государственной системой ввиду её тоталитаристской природы.

В то же время лютеранские священники Дитрих Бонхёффер и Мартин Нимёллер открыто осуждали политику нацистского режима. Дитрих Бонхёффер затем установил связи с заговорщиками в армии и министерстве иностранных дел . В 1933 году нацистский режим вынудил протестантские церкви Германии слиться в одну Протестантскую Церковь Рейха, которая должна была бы поддерживать нацистскую идеологию. Во главе нового церковного образования оказались активисты движения «Немецкие христиане». Церковная оппозиция была вынуждена уйти в подполье, и для координации своих действий создала в сентябре того же года Пасторский Союз (нем. Pfarrernotbund ). Этим союзом в 1934 была ратифицирована Барменская декларация, основным автором которой был Карл Барт . Основной мыслью декларации была та, что Церковь в Германии не является средством проведения нацистских идей, но существует только ради проповеди Христа. Так была создана так называемая Исповедующая Церковь .

Нацизм и православие

Национал-социализм и деятельность православных Церквей

Первые контакты русской эмиграции с Гитлером относятся к началу 1920-х годов. Для многих эмигрантов Третий рейх представлялся единственной реальной силой, способной сокрушить советский режим. Вместе с тем, ряд исследователей соглашается с тем, что «Германский фашизм был не менее враждебен христианству и особенно Русской Православной Церкви, чем советский коммунизм. Тем не менее их столкновение, приведшее к оккупации германской армией значительной части территории СССР приблизительно с одной третью населения страны, создало особые условия, сыгравшие решающую роль в судьбе Русской Православной Церкви» .

Православие рассматривалось национал-социалистами как важный инструмент борьбы против своих политических противников и повышения своего авторитета в странах с преимущественно православным вероисповеданием (СССР , Румыния , Болгария , Греция). В свою очередь, воинствующий антибольшевизм фашистов был положительно воспринят рядом православных иерархов белоэмигрантской среды .

В течение 1920-30-х годов национал-социалисты предприняли ряд мероприятий для сближения с православием в Германии. Рейхсминистерство религиозных культов поддержало Германскую епархию Русской зарубежной церкви (РПЦЗ), находившейся в оппозиции к Московскому Патриархату , и предоставило ей государственный статус «корпорации публичного права», имевшийся только у лютеран и католиков. В 1938 году нацисты финансировали строительство в Берлине нового кафедрального собора Воскресения Христова РПЦЗ на Гогенцоллерндамм, а также капитальный ремонт 19 православных храмов. При этом, храмы другой русской православной юрисдикции - Западноевропейского экзархата русских приходов - были конфискованы и переданы РПЦЗ .

Первоиерарх РПЦЗ митрополит Анастасий (Грибановский) в благодарственном письме писал министру Гансу Керлу: «В то время, когда Православная Церковь на нашей Родине подвергается беспрецедентным преследованиям, нас особенно трогает внимание Германского правительства и ваше лично, пробуждает в нас чувство глубокой благодарности германскому народу и его славному вождю Адольфу Гитлеру и побуждает нас к сердечной молитве за его и германского народа здоровье, благополучие и о Божественной Помощи во всех их делах» . Вместе с тем, в отношениях нацистов и православной церковью имели место и трения: так, в 1938 году, немцы потребовали от Синода РПЦЗ отзыва берлинского архиепископа Тихона (Лященко) по обвинению в сочувствии к евреям.

После первых успехов в ходе Второй мировой войны гитлеровское руководство, надеясь на быструю победу, свернуло поддержку православных церквей в Европе. При занятии Югославии и нападении на СССР в 1941 году руководство РПЦЗ во главе с митрополитом Анастасием, располагавшееся в Сербии, подверглось преследованию и обыскам. Во время захвата немцами Бельгии весной 1940 брюссельский архиепископ Александр (Немоловский) был арестован гестапо и был «выдан на поруки» только Германскому архиепископу Серафиму (Ляде) . Репрессиям подверглись и высшие иерархи Сербской Церкви (включая Патриарха Гавриила) .

В начале войны многие русские эмигранты считали Третий рейх меньшим злом, чем сталинский режим, и приветствовали начало войны между СССР и Германией . Тем не менее, руководство РПЦЗ не было единодушным в этом вопросе. Митрополит Анастасий, высказывавший по некоторым случаям вместе с другими представителями РПЦЗ поддержку германскому правительству , воздержался от предложений об издании какого-либо послания в связи с нападением Германии на СССР (см. ). Вскоре после окончания войны митрополит Анастасий заявил, что Архиерейский Синод РПЦЗ «никогда не предписывал молитв о „победах Гитлера“ и даже запрещал их, требуя, чтобы русские люди молились в это время только о спасении России» .

Руководство РПЦЗ желало использовать начавшуюся войну с СССР для возрождения церковной жизни в России. Начиная с 26 июня 1941 года митрополит Анастасий неоднократно обращался в Берлин с предложениями о создании на оккупированной территории СССР своего церковного управления, но не нашёл поддержки у германского руководства из-за противодействия Министерства восточных территорий , возглавлявшегося Альфредом Розенбергом . Вторжение Германии в СССР приветствовал парижский иерарх РПЦЗ митрополит Серафим (Лукьянов): «Да благословит Всевышний великого Вождя Германского народа, поднявшего меч на врагов самого Бога… Да исчезнут с лица земли масонская звезда, серп и молот» .

На оккупированных территориях

В позиции немецких властей на оккупированных территориях СССР сочетались взаимоисключающие подходы. С одной стороны, рейхсминистр Альфред Розенберг стремился к возрождению на подконтрольных Германии территориях религиозных групп , в том числе православия, с помощью создания автономных и неподотчетных друг другу церковных структур, исключая возможность возникновения единой мощной церковной организации. Гитлер следующим образом выразил своё мнение:

Мы должны избегать, чтобы одна церковь удовлетворяла религиозные нужды больших районов, и каждая деревня должна быть превращена в независимую секту. Если некоторые... захотят практиковать черную магию... мы не должны ничего делать, чтобы воспрепятствовать им. ... наша политика на широких просторах должна заключаться в поощрении любой и каждой формы разъединения и раскола

С другой стороны, нацистскому руководству и генералитету Вермахта на оккупированных территориях предпочтительнее было существование единой православной церкви, хотя бы в каждом из регионов (Прибалтика, Украина). Более того, на совещании в рейхсминистерстве восточных земель 20 июня 1942 было принято решение, что для оккупационных властей выгодно объединение всех православных вокруг московского экзарха с целью выселения их после войны в рейхскомиссариат «Москва» .

На оккупированных территориях по инициативе населения и часто при поддержке немецкого командования к храмовому богослужению возвращались тысячи приходских и монашеских общин, в советское время ушедших в подполье . Некогда закрытые храмы впервые за долгие годы были отреставрированы и переполнены молящимися. На оккупированных территориях одно время оказалось больше действующих храмов, чем во всей остальной Советской России , что во многом способствовало изменению отношения советской власти к Русской Церкви, которая из гонимой к середине войны превратилась в возрождающуюся.

Вместе с тем, в Прибалтике произошло расширение территории Русской Православной Церкви и укрепление власти митрополита Сергия (Воскресенского) . Попытки иерархов Латвии и Эстонии о создании автономных церквей были пресечены гитлеровским руководством. Оккупационные власти разрешили митрополиту Сергию сохранить каноническую связь с Патриархией, заключавшуюся в возношении имени Местоблюстителя на богослужении.

В Белоруссии немецкие власти сделали ставку на создание национальной белорусской автокефальной церкви, опираясь здесь на белорусских националистов, приехавших сюда из Чехии и Польши. Несмотря на это, в марте 1942 митрополитом Минским и Белорусским был избран архиепископ Пантелеймон (Рожновский), который смог сохранить каноническое подчинение большей части белорусских православных Москве. После освобождения Белоруссии советскими войсками белорусские архиереи во главе с Пантелеймоном уехали в Германию, где примкнули к РПЦЗ.

На Украине фашисты лавировали на противоборстве нескольких православных церквей, попеременно поддерживая их. За время немецкой оккупации на территории Украины было открыто 5400 храмов и 36 монастырей, были организованы пастырские курсы.

Православная церковь вела активную деятельность на оккупированных территориях РСФСР. Только в Смоленской области было открыто 60 храмов, в Брянской и Белгородской не менее 300, Курской - 332, Орловской - 108, Воронежской - 116. Значительную активность проявляла Псковская миссия .

Всего за три года оккупации было восстановлено более 40 % от дореволюционного количества церквей. В советской литературе говорится о 10 тысячах храмов. Кроме того, было воссоздано около 60 монастырей - 45 на Украине, 6 - в Белоруссии и 8-9 - в РСФСР.

Псковская православная миссия

Псковская православная миссия действовала в годы Великой Отечественной войны на оккупированной немецкими войсками территории Северо-Западных епархий России: Санкт-Петербургской, Псковской и Новгородской, а также Прибалтики. Инициатором создания Миссии был митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский) . В условиях немецкой оккупации он сумел сохранить каноническое единство Прибалтийских епархий с Русской православной церковью. Основу Псковской миссии составили русские священники из Рижской и Нарвской епархий . 18 августа 1941 года в этот город прибыли первые 14 миссионеров-священников, среди которых были как выпускники православного , так и деятели Русского Христианского Союза . В новооткрытых храмах за богослужениями поминали митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) , в чьей епархии служили миссионеры, подчеркивая, что миссия - часть Русской Церкви. Один из миссионеров, протопресвитер Алексий Ионов, благочинный Островского округа в 1941-43 годах, писал в своих воспоминаниях:

Значительным церковным событием того времени была передача Церкви Тихвинской иконы Божией Матери . Икона была спасена из горевшего храма в Тихвине при участии немецких солдат и передана Церкви немцами.

Особое внимание священники-миссионеры уделяли духовной помощи военнопленным - в ряде лагерей удалось открыть храмы . Также для военнопленных собирались пожертвования, одежда. Миссия заботилась и о сиротах. Стараниями прихожан был создан детский приют при храме св. Димитрия Солунского в Пскове для 137 мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 15 лет. Ради возрождения религиозной жизни в регионе священство стало выступать в радиоэфире: еженедельные передачи шли из Пскова .

Приходская жизнь проходила под двойным контролем. С одной стороны, деяния миссионеров-священников курировали оккупационные власти, а с другой - советские партизаны. Отчёт начальника миссии Кирилла Зайца немецкому руководству отмечал противоречивость имевшихся сведений: «По словам одних, партизаны считают священников врагами народа, с которыми стремятся расправиться. По словам других, партизаны стараются подчеркнуть терпимое, и даже благожелательное, отношение к Церкви и, в частности, к священникам». Немецкую администрацию интересовало особо, верит ли народ агитационным сообщениям об изменении церковной политики и как он на эти сообщения реагирует. Письменные сообщения стали поступать в Управление Миссии регулярно. Содержание их было разнообразным.

Крупные осложнения с оккупационными властями начались у Экзарха осенью 1943 года: немцы настаивали на непризнании каноничности избрания Архиерейским собором в Москве в сентябре 1943 года Сергия (Страгородского) Патриархом. Оккупационные власти настаивали на проведении конференции с обязательной резолюцией против Патриарха. Но Экзарх в проекте резолюции не назвал даже имя Первосвятителя, не говоря уже об отмежевании от Московской Патриархии.

28 апреля 1944 года экзарх митрополит Сергий был убит. Машина, в которой он ехал по пути из Вильнюса в Ригу , была расстреляна на шоссе близ Ковно людьми в немецкой военной форме. С ним были убиты его шофер и двое сопровождавших. Осенью 1944 года началось восстановление советской власти в Прибалтике. Все сотрудники миссии, кроме нескольких, уехавших на Запад, были арестованы органами НКВД . Им инкриминировалось сотрудничество с оккупационными властями. Многие из них были отправлены в трудовые лагеря, большинство тех, кто дожил до освобождения, вернулись в родные места, где возобновили свое служение .

Запрет поместных церквей

В некоторых случаях германские оккупационные власти запрещали поместные церкви. Так, 27 сентября 1942 года в связи с убийством обергруппенфюрера СС Рейнхарда Гейдриха была запрещена Православная Церковь Чешских земель и Словакии (православные священники укрыли в кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия группу чешских агентов, заброшенных из Великобритании и расстрелявших Гейдриха .). Её Предстоятель епископ Горазд и несколько священников были расстреляны, имущество Церкви конфисковано, храмы закрыты, духовенство подвергнуто арестам и заключениям, миряне отправлялись на принудительные работы в Германию.

Разногласия в отношении к генералу Власову

Нацизм и ислам

Мухаммад Амин аль-Хусейни и Адольф Гитлер

Как сообщалось в сводке новостей из Берлина, «фюрер приветствовал Великого муфтия Иерусалима, одного из наиболее выдающихся представителей арабского национального движения». В ходе встречи аль-Хусейни называл Гитлера «защитником ислама », а тот, в свою очередь, пообещал муфтию уничтожить еврейские элементы на Ближнем Востоке".

Нацизм и буддизм

В 1938 - 1939 гг., немецкими учеными во главе с штурмбаннфюрером СС Эрнстом Шефером и под эгидой Аненэрбе , была проведена экспедиция в Тибет . На основании проведенных антропометрических замеров среди тибетцев, были найдены "наукообразные" подтверждения о принадлежности тибетцев к древним арийцам. Кроме того, авторитетный в Третьем Рейхе мистик Карл Вилигут , считавший древнегерманский эпос истинной германской религией, «полагал, что спасшийся от смерти "бог весны" Бальдр скрылся на Востоке и там основал индоарийский культ. Впоследствии который повлиял на возникновение буддизма ».

Нацизм и атеизм

Сразу после прихода к власти Гитлер запретил организации, поддерживающие свободу вероисповедания (такие как немецкая Лига Вольнодумцев) и организовал «движение против безбожников». В 1933 году он заявил: «Мы начали борьбу против атеистического движения, и она не ограничилась несколькими теоретическими декларациями: мы его искореняли» .

Литература

  • Юрий Воробьевский, ТРЕТИЙ АКТ, Третий Рейх и Третий Рим, М., 2009.
  • М.В. Шкаровский, Нацистская Германия и Православная Церковь (Нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированой территории СССР), Изд-во Крутицкого Патриаршего Подворья, Общество любителей церковной истории, М., 2002. ISBN 5-7873-0035-5

Примечания

  1. Фашизм и христианство
  2. Конкордат 1933 года
  3. НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ТОМ II // Государственное издательство юридической литературы, МОСКВА 1954
  4. Mit brennender Sorge
  5. Папа Пий XII спасал «еврейские души»
  6. Папа Пий XII и фашизм
  7. Chadwick, A History of Christianity (1995), pp. 254-5
  8. John Vidmar. 2005. The Catholic Church Through the Ages. Paulist Press. ISBN 0809142341
  9. «Нацизм» //Католическая энциклопедия. Т.3, М.:2007
  10. Би-Би-Си : «Католическая церковь использовала советских пленных» , 08 апреля 2008
  11. 7 Канал: «Папа Павел VI во время войны сотрудничал с нацистами» , 15 января 2006 ((англ.) «Tied up in the Rat Lines» : оригинал статьи в газете Haaretz)
  12. Би-би-си | Люди | Артистке грозит суд за критику Папы Римского
  13. * * *Statements about and by Stepinac * *
  14. D. Barton. Croatia 1941-1946
  15. Шкаровский М. В. Разделяй и властвуй. Политика нацистской Германии и Русская Православная Церковь на оккупированных территориях // НГ Религии . - М ., 2003. - № от 19 ноября.

Религия в Третьем рейхе

Несмотря на то, что Гитлер родился в семье, исповедовавшей католическую религию, он весьма рано отверг христианство как чуждую расистской модели идею. "Античность, - говорил он, - была куда лучше нынешних времен, поскольку не знала ни христианства, ни сифилиса". Позднее он сформулирует свое негативное отношение к христианству следующим образом:

Немецкие девушки совершают неоязыческий обряд с целью магического воздействия на плодородие земли

1. Христианство - это религия, защищающая слабых и униженных. 2. По своему происхождению эта религия - еврейская, вынуждавшая людей "гнуть спину по звуку церковного колокола и ползти к кресту чуждого Бога". 3. Христианство зародилось 2000 лет назад среди больных, изможденных и отчаявшихся людей, потерявших веру в жизнь. 4. Христианские догматы прощения греха, воскрешения и спасения являются откровенной чепухой. 5. Христианское сострадание - опасная негерманская идея. 6. Христианская любовь к ближнему есть глупость, поскольку любовь парализует человека. 7. Христианская идея всеобщего равенства защищает расово неполноценных, больных, слабых и убогих.

В первые годы нацистского движения идеолог нацизма Альфред Розенберг пытался внести определенную долю христианских принципов в партийную программу. Однако со временем большая их часть была заменена на такие «позитивные» аспекты как расизм, возрождение нордических ценностей, культ сверхчеловека. Став канцлером Германии, Гитлер неоднократно заявлял, что его правительство имеет целью создание благоприятных условий для религиозной жизни, и что он приложит все усилия для установления дружеских отношений с церковью. Многие немцы искренне верили, что Гитлер способен спасти христианство от атеистического "красного террора" и обеспечит подлинно свободное отправление всех религиозных нужд в стране.

20 июля 1933 Гитлер заключил договор с католической церковью (см. Конкордат 1933), который гарантировал неприкосновенность католической веры и сохранял все привилегии и права католиков. Согласно договору, всем католическим общинам, школам, молодежным организациям и культурным обществам гарантировалась защита государства в том случае, если они не будут заниматься какой-либо политической деятельностью. Подписывая это соглашение, Гитлер рассчитывал обеспечить себе доверие мировой общественности, поскольку католическая церковь имела значительное влияние в мире. Как показали последующие события, договор явился дипломатическим трюком, обязательства которого Гитлер собирался выполнять лишь пока ему это было выгодно.

Однако достичь взаимопонимания с протестантской церковью Гитлеру так и не удалось, в результате чего по стране прокатился призыв отвергнуть протестантизм и создать новую «германскую» религию, основанную на объединении идеи "Блут унд боден" ("Кровь и почва") и принципа фюрерства. В 1934 профессор богословия Эрнст Бергман опубликовал 25 тезисов этой новой «религии».

Еврейский Ветхий завет не годится для новой Германии.

Христос был не евреем, а нордическим мучеником, отправленным на смерть евреями, и воином, призванным спасти мир от еврейского влияния.

Адольф Гитлер - новый мессия, посланный на землю, чтобы спасти мир от евреев.

Свастика является преемницей меча как символа германского христианства. Германская земля, кровь, душа, искусство - священные категории германского христианства.

Рассуждая о новой германской религии, Бергман говорил: "Или у нас будет германский бог, или не будет никакого. Мы не можем преклонять колени перед всеобщим богом, который уделяет больше внимания французам, чем нам. Мы, немцы, были оставлены христианским богом на произвол судьбы. Он не справедлив, и потому мы терпели поражение за поражением, что верили ему, а не нашему, германскому, богу".

Христианская церковь всего мира была шокирована подобными заявлениями. Внутри Германии зародилось движение Бекентнискирхе, конфессиональная церковь, боровшаяся за сохранение чистоты евангелического вероисповедания. Это движение отказалось признать Имперского епископа, назначенного властями, созвало собственный собор и заявило, что христианские догматы несовместимы с нацизмом, его мировоззрением и политикой.

Тем временем Гитлер объявил о подчинении протестантской церкви государству. Были закрыты церковные школы, конфискована церковная собственность, многие пасторы были уволены, а другим ограничили возможность проповедовать, что должно было подорвать мощь церковной оппозиции. И хотя некоторая часть пастората поддержала нацистский режим, большинство, как, например, д-р Карл Барт, отказались признавать Гитлера новоявленным мессией. "Я в течение 10 лет был профессором теологии Боннского университета, вспоминал позднее в эмиграции д-р Барт. - До тех самых пор, пока не отказался начинать свои ежедневные лекции вскидыванием руки и криком "Хайль Гитлер!" На это я пойти не мог, это было бы богохульством". Нацистскими властями был арестован за свои проповеди д-р Мартин Нимеллер, пастор богатого берлинского района Далем, служивший во время 1-й мировой войны командиром подводной лодки. Несмотря на то, что суд оправдал его, Нимеллер был вновь арестован и отправлен в концлагерь.

Католическая церковь не долго наслаждалась покоем, обещанным Конкордатом 1933. Католические епископы все еще пытались сохранить хорошие отношения с Гитлером, однако из-за многочисленных нарушений условий договора со стороны нацистских властей в средних и нижних эшелонах католической церкви усиливалось недовольство. По нелепым обвинениям в контрабанде золотом из Германии были арестованы многие церковнослужители. Католическая пресса подвергалась жесточайшей цензуре. Религиозные шествия были запрещены, закрывались монастыри, монахов подвергали показательным судам, инкриминируя им распутство. Пропагандистская машина, которую возглавлял Йозеф Геббельс, старалась посеять отвращение среди немцев к "нравственным излишествам" католических священников. Росло и сопротивление католической церкви. Архиепископ Мюнхенский кардинал Фаульхабер, оказывал открытое неповиновение нацистскому режиму, за что, несмотря на объявленную папским легатом его дипломатическую неприкосновенность, был арестован. 21 марта 1937 со всех католических кафедр Германии была оглашена энциклика папы Пия XI "Mit brennender Sorge…" ("С глубокой обеспокоенностью…"), в которой Гитлер обвинялся в нарушении условий договора с церковью и преследовании католиков. В ответ нацистские власти организовали серию судебных процессов над священниками, монахами и паствой.

Борьба Гитлера с церковью неожиданно прекратилась с началом 2-й мировой войны. Фюрер посчитал, что ему выгоднее ослабить давление на церковь, чтобы не подорвать моральный дух своих солдат. Но от своей конечной цели - истребление как католического, так и протестантского вероисповедания - он не отказался. Однако счел более благоразумным впредь не поддерживать открыто нового язычества - Германского движения за веру.

Из книги Аненербе. Страшная тайна Третьего рейха автора Прокопьев Антон

Руны и их символика в Третьем рейхе Как всем нам известно с детства, свастика является фашистским символом. Ее использование запрещено, слишком много душевных ран нанес этот режим, не говоря уже и десятках миллионов гекатомб. А ведь когда-то свастика была безобидным

автора Воропаев Сергей

Архитектура в Третьем рейхе В большей степени, чем другие виды искусства, архитектура нацистского периода отражала личные симпатии и антипатии Гитлера. Ни один из главных архитектурных проектов того времени не избежал указующих пометок карандаша этого несостоявшегося

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Евреи в Третьем рейхе В разработанной Гитлером программе нацистской партии граждане еврейской национальности объявлялись вне закона. Они не могли участвовать в выборах, им запрещалось занимать государственные должности, преподавать в университетах, вступать в браки с

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Изобразительное искусство в Третьем рейхе Немецкие художники внесли огромную лепту во все важнейшие направления изобразительного искусства XX века, включая импрессионизм, экспрессионизм, кубизм и дадаизм. В начале 20-х годов многие выдающиеся художники, жившие в

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Кинематография в Третьем рейхе После прихода нацистов к власти немецкая кинематография, получившая до того мировое признание благодаря самобытности и таланту немецких актеров и режиссеров, стала составной частью программы гляйхшалтунг - подчинения всех сфер жизни

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Литература в Третьем рейхе После прихода нацистов к власти, современная немецкая литература пострадала в наибольшей степени, нежели другие виды искусства. Германию покинуло, добровольно или принудительно, свыше 250 немецких писателей, поэтов, критиков и

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Музыка в Третьем рейхе Все виды искусства в нацистской Германии были подчинены политике гляйхшалтунг, или координации, и только музыка, наименее политическое из искусств, не испытывала серьезного давления при гитлеровской диктатуре, оказавшись неким обособленный

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Образование в Третьем рейхе В течение многих столетий образовательная система Германии служила образцом для всего мира. Организация обучения, начиная с детского сада и кончая университетом, статус учителя, сущность учебного плана - все это вызывало широкое

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Подводный флот в Третьем рейхе По условиям Версальского договора 1919 Германии запрещалось иметь подводный флот, однако тайное его строительство не прекращалось ни на минуту. В 1927, в результате парламентского расследования скандала, связанного с информацией о

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Пресса в Третьем рейхе Еще до своего прихода к власти Гитлер рассматривал прессу как одно из самых мощных орудий в борьбе за установление в Германии нацистского режима и личной диктатуры. Став канцлером, он, вслед за радиовещанием, кинематографией, музыкой, театром,

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Пропаганда в Третьем рейхе Восхождение национал-социалистов к политической власти и весь период существования Третьего рейха сопровождались интенсивной пропагандистской кампанией, которой заправлял министр народного просвещения и пропаганды д-р Пауль Йозеф

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Радиовещание в Третьем рейхе Как и другие средства массовой информации Третьего рейха, нацистские власти подчинили национальное радиовещание интересам политики гляйхшалтунг. Вскоре после прихода Гитлера к власти, он предоставил министру народного просвещения и

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Театр в Третьем Рейхе В период Веймарской республики (1919–1933), германский театр приобрел высокую репутацию своим высочайшим мастерством. Немецкие драматурги, режиссеры и актеры, благодаря своей творческой энергии, внесли огромный вклад в развитие различных жанров

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Университеты в Третьем рейхе В течение многих поколений германская университетская система была образцом высшего образования для всего мира. Уровень подготовки студентов и компетенция преподавательского состава пользовались заслуженной репутацией. Между тем,

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Юстиция в Третьем рейхе Юридическая система Третьего рейха полностью отвечала личным представлениям фюрера о юстиции. Гитлер испытывал презрительное отношение к традиционной юридической системе буржуазного парламентаризма, о чем неустанно повторял в первые годы

Из книги Медики, изменившие мир автора Сухомлинов Кирилл

Великий врач в Третьем рейхе В 1927 году Зауэрбруха пригласили в Берлин на должность главного хирурга госпиталя Шарите – самой известной и уважаемой клиники Германии. Здесь профессор занимается хирургическим лечением туберкулеза, травм груди, заболеваний пищевода,

В первую очередь итальянский фашизм ассоциируется с именем Бенито Муссолини. 29 июля 1883 года в деревушке Довиа в провинции Эмилия-Романья в семье сельской учительницы и кузнеца родился сын. Родители назвали его Бенито. И этому мальчику суждено было стать вождем итальянского фашизма. Парень рос строптивый, упрямый, дрался в школе, безобразничал, досаждал учителям. Его отец, помимо работы в кузнице, увлекался чтением Бакунина, считал себя социалистом и понемногу вкладывал эти идеи в голову сына.

В 1902 году Бенито отправился в Швейцарию на поиски счастья, начал выступать перед рабочими-мигрантами, читал все подряд: Кропоткина, Шопенгауэра, Маркса, Энгельса, Каутского. Наибольшее влияние на него оказали труды Ницше о сверхчеловеке. Муссолини пришел к выводу, что нужно начинать с себя, и он начал…

Первый раз его назвали «пикколо дуче», то бишь маленький вождь, в 1907 году, когда он с позором был выслан из Швейцарии за подрывную антиправительственную деятельность. Вскоре после этого Муссолини возглавил небольшую газету «Lotta di classe» («Классовая борьба») и зарекомендовал себя как блестящий журналист (собственно, как и у Геббельса, перо у него было великолепное). Позже, в 1912 году, он уже руководил партийной газетой «Avanti!» («Вперед!»), но после того как в октябре 1914 года опубликовал статью «От абсолютного нейтралитета к нейтралитету активному и действенному», противоречащую курсу социалистов, был из этой газеты, да и из партии изгнан. Однако весной Муссолини получил новое предложение — возглавить «Il Popolo d’Italia» («Народ Италии»), издание, где он начал критиковать и изничтожать своих бывших соратников со всей творческой страстью. Так начиналась карьера великого дуче.

Во время Первой мировой войны Бенито Муссолини на фронт особо не рвался, но тем не менее умудрился получить ранение: во время стрельб из миномета в окопе взорвалась мина, четыре солдата погибли, он (Муссолини) был ранен в ногу и до самого конца войны участия в боевых действиях не принимал.

Прошло совсем немного времени, и в 1917 году Муссолини посетила идея создать некую политическую организацию. 21 марта в Милане он собрал бывших фронтовиков (где-то порядка шестидесяти человек) и предложил организовать «Итальянский союз борьбы» («Fasci italiani di combattimento»).

Бенито Муссолини выступает с речью. (Pinterest)


Этимологически слово «фашизм» происходит от итальянского «fascio» (лиги), а также от латинского «фасция» (пучок). В Древнем Риме фасциями назывались пучки прутьев с воткнутым в них топориком. Право ношения фасций закреплялось за ликторами (телохранителями). Бенито Муссолини, ведомый идеей восстановления Римской империи, после Первой мировой войны избрал фасции символом своей партии, откуда и появилось ее название — фашистская.

На первом этапе существования итальянского фашизма его прочно отождествляли с ленинизмом и большевизмом, о чем нельзя не сказать. Роберт Михельс писал: «Как римская волчица вскормила близнецов Ромула и Рема, так и наступившее после войны всеобщее недовольство вскормило двух близнецов — большевизм и фашизм». В русской газете эмигрантов «Воля России» из номера в номер публиковали снимки и материалы, которые показывали преемственность двух Великих Октябрей. Аналогий, действительно, было много.

Вспоминается любопытный эпизод из итальянской прессы того времени. Одного солдата-фашиста обвиняли в краже курицы у соседа, и он счел своим долгом во всеуслышание заявить, отправив письмо в газету, что он действительно совершил этот поступок, потому что его фашистские убеждения вполне уживаются с проповедью Ленина. Владимир Ильич ведь тоже говорил, что если у твоего соседа имеются две курицы, одну из них можешь взять себе. И вот в этом пункте, по мнению солдата, учение Ленина полностью и целиком совпадало с идеями фашистов.

Стоит отметить, что фашизм в итальянском исполнении имеет мало общего с национал-социализмом, с тем фашизмом, который у нас принято называть немецким. Коренное различие этих двух идеологий в том, что итальянский фашизм был без примеси германского расизма. Не было идей расового превосходства, антисемитизма, концлагерей. За все время правления Муссолини было подписано девять смертных приговоров, и то по уголовным делам.

Что такое итальянский фашизм? Это замена классового сознания национальным. То есть таким образом убирался элемент классовой борьбы пролетариата против всех остальных, и создавалась база для сплочения, для единения нации.

В 1919 году фашистской партией Муссолини была принята программа. Вот несколько пунктов из нее: доступное для всех медицинское обслуживание, доступная система всеобщего и профессионального образования, запрет на детский труд, отмена всеобщей обязательной воинской повинности, отмена политической полиции и так далее.

Да, кстати, что касается аналогий большевизма и фашизма, то на XVII съезде ВКП (б) в январе 1934 года Иосиф Виссарионович Сталин произнес речь, в которой сказал следующее: «Дело здесь не в фашизме, хотя бы потому, что фашизм, например, в Италии, не помешал СССР установить наилучшие отношения с этой страной».


Маргарита Царфати, 1920 год. (Pinterest)


Возвращаясь к итальянскому фашизму. Мало кто знает, но вплоть до начала 40-х годов XX века Бенито Муссолини поддерживал дружеские связи с представителями еврейских организаций, в правительстве на высоких должностях работали евреи, да и любовницей итальянского дуче была еврейка — Маргарита Царфати. Царфати была не просто подругой Муссолини, а, скажем так, его духовной матерью. Вместе с ним она готовила исторический поход на Рим, от его имени написала немало статьей, подготовила к печати первую его официальную биографию.

Что касается взаимоотношений Муссолини и Гитлера, то сближение этих двух лидеров фашизма произошло во второй половине 30-х годов. До этого они даже не чувствовали себя «родственниками», более того, относились друг к другу с неким пренебрежением и скептицизмом. В 1934 году, когда Гитлер хотел предпринять первую попытку аншлюса Австрии, Муссолини поднял войска. О какой любви здесь может идти речь?

К тому же, когда в Германии к власти пришли нацисты во главе с Гитлером, то Муссолини высказался следующим образом: «Тридцать столетий существования позволяют итальянцам взирать с жалостью на некоторые доктрины, проповедуемые по ту сторону Альп теми, кто были дикарями, когда мы имели Цезаря, Вергилия и Августа». Это итальянский дуче говорил по поводу антисемитской программы Гитлера.

Еще раз отметим, что применять слово «фашизм» к национал-социализму абсолютно неверно. Вообще, итальянский фашизм носил несколько гротескный характер. Это было нечто театральное, театрализованное, и надо сказать, что идея консолидации нации и отказ от классовой борьбы позволили Муссолини собрать под свои знамена очень разных людей.

Что касается программы итальянской фашистской партии, то, например, в своем эссе «Вечный фашизм» Умберто Эко очень интересно анализирует идейные установки Муссолини: «Фашизм строится на качественном популизме. В условиях демократии граждане пользуются правами личности… Поскольку никакое количество человеческих существ на самом деле не может иметь совокупную волю, Вождь претендует на то, чтобы представительствовать от всех. Утратив право делегировать, рядовые граждане не действуют, они только призываются <…> играть роль Народа. Народ, таким образом, бытует, как феномен исключительно театральный».

И еще: «В нашем близком будущем перспектива качественного популизма — это телевидение или электронная сеть интернет, которые способны представить эмоциональную реакцию отобранной группы граждан как «суждение народа»».


Адольф Гитлер и Бенито Муссолини. Мюнхен, июнь 1940 года. (Pinterest)


Несколько слов следует сказать о множественности фашизма. В список стран, «болевших» этой идеологией, помимо Италии и Германии, входили Испания, Венгрия, Хорватия. Но в отличие, например, от того же германского национал-социализма, который по своей сути был языческим, многие европейские фашизмы мало-мальски сотрудничали с церковью. Взять хотя бы Муссолини: если в молодости он был атеистом, то придя к власти, он начал устанавливать взаимоотношения с Ватиканом и даже поднял зарплату священникам.

Отметим, что социальные программы у итальянских фашистов тоже были достаточно эффективны. К 30-м годам занятость в стране поднялась радикально, и дуче в глазах значительной части населения стал едва ли не отцом родным. То есть была достигнута некая социальная стабильность, создана масса рабочих мест, вакансий. Во времена итальянского фашизма рождаемость в стране выросла на 50%. Одним словом, деятельность Муссолини отчасти отвечала чаяниям народа.

«Ось Рим — Берлин» возникла только во второй половине 30-х годов. В ноябре 1937 года Италия в лице Бенито Муссолини присоединилась к «Антикоминтерновскому пакту», став таким образом союзником Германии. При этом дуче не очень хотел воевать. Он считал, что рано начинать такой мировой поход. В 1940 году Муссолини писал Гитлеру, что Италия не сможет выдержать длительную войну, ее вмешательство должно состояться в наиболее выгодный, решающий момент. Почему? Дело в том, что дуче еще не был уверен в победе фашистской Германии, своего тогдашнего союзника. Он хотел выждать какой-то период, но события опередили его и втянули в эту войну.

Рассказывают ведущие передачи «Цена победы» радиостанции «Эхо Москвы» Дмитрий Захаров и Виталий Дымарский. Полностью прочесть и послушать оригинальное интервью можно по