Сообщения о традиции и обычаи хакасов. Обычаи и традиции хакасов. Путеводитель, оберег и средство от всех болезней

Республика Хакасия. Традиции и обычаи её народа. Проект по географии на тему: Выполнила: ученица 9«в» класса Осокина Ирэна Александровна. Преподаватель: Титова Вера Васильевна. г. Великий Новгород « Гимназия №4» 2009г.


Введение. Цель: Изучить условия работы жизни коренных народов Хакасии. Задачи: 1)Рассказать про национальность Хакасы. 2)Рассказать про их достопримечательности, быт и хозяйство, национальную одежду и пищу. 3)Раскрыть тему шаманизма в Хакасии.


Коротко о регионе. Географическое положение. Республика Хакасия расположена в юго-западной части Восточной Сибири в левобережной части бассейна реки Енисей, на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины. Климат. Климат резко континентальный, с сухим жарким лето м и холодной зимой. Средняя температура воздуха июля +17С, января –18С. Среднегодовое количество осадков 300-700 мм в год в степной зоне и до 1500 мм в год. Преобладающий рельеф местности. Степи, горы и тайга. Саянские горы, высота которых порой превышает 2000 м, занимают две трети территории и располагаются на западе и юге республики.


Коротко о регионе. Бассейны рек, озера, водохранилища. Большая часть территории Республики принадлежит среднему течению бассейна р. Енисей, которая в настоящее время зарегулирована гидротехническими сооружениями Красноярской, Саяно-Шушенской ГЭС. Его водные ресурсы используются в первую очередь для выработки электроэнергии. В Хакасии находится известное в Сибири озеро Шира с лечебными вода ми и грязями. Полезные ископаемые. Республика Хакасия – один из старейших горнорудных районов на востоке России. На ее территории ведется добыча железа, молибдена, золота, угля, неметаллических полезных ископаемых: мраморов и гранитов, строительных материалов. Разведаны месторождения меди, полиметаллов.


Горная гряда Сундуки. Горная гряда Сундуки находится в долине реки Белый Июс, недалеко от посёлка Июс. Всего Сундуков пять – пять гор, стоящих отдельной группой на левобережье Белого Июса.Все Сундуки не очень высоки - до 200 метров. Поэтому подняться можно на любой – с вершины откроется великолепный вид долины Белого Июса с древними каналами.Самый интересный – Первый Сундук. На вершине этой горы стоит большой скальный выступ в форме почти правильного прямоугольного параллелепипеда, по своим пропорциям напоминающий сундук – отсюда и название всей горной гряды.


Туимский обвал в Хакасии. Туимский провал (Киялых-Узень - "своенравный лог").Это место называют ещё Медной горой. Она находится недалеко от посёлка Туим, на месте шахты, которая начала функционировать в 1953 г. Тогда здесь добывали медь, свинец, золото, вольфрам и железо. В 1974 г., после того, как были выработаны основные запасы руды, шахту закрыли из-за нарушения техники безопасности. Поначалу опустошённая изнутри гора не представляла с виду никакой опасности, пока не стали проваливаться под землю животные . На вершине появилось отверстие диаметром 6 м, и гору пришлось взорвать. После этого образовался огромный провал, который со временем частично заполнился водой: так образовалось озеро. В1991 г. провал расширился, теперь его диаметр достигает 200 м. От вершины горы до поверхности воды около 80 м. Глубина озера - около 40 м. Вода в нём имеет бирюзовый цвет, что определяется растворёнными в ней солями меди.


Символы региона. Флаг Хакасии. Герб Хакасии.


Хакасы Хакасы - современное коренное население Минусинской котловины и предгорий Саян, обитающие на территории Республики Хакасия в составе Российской Федерации. По переписи 1989 г. в Российской Федерации проживают 78,5 тыс. хакасов. из них в Республике Хакасия - 62,9 тыс. чел., или 11,09% от общего ее населения (556,9 тыс. чел.). Хакасы живут компактно также в пограничных с Хакасией районах Красноярского края (5,2 тыс. чел.), в Республике Тыва (2,3 тыс. чел.). 76,6% хакасов считают хакасский язык родным, а для 23,4% родным является русский язык. Хакасы, татары являются молодой туркоязычной народностью, которая осознала себя только в ХХ в. На территории Хакасии жили разные туркоязычные племенные группы: сагайцы, качинцы и некоторые другие. Русские называли их минусинскими или абаканскими татарами. Хакасы разделяются па четыре этнографич. группы: качинцев (хааш, хаас), сагайцев (са ай), кызыльцев (хызыл) и койбалов (хойбал). Последние почти полностью ассимилировались качинцами. Говорят на хакасском языке тюркской группы алтайской семьи, который имеет четыре диалекта: качинский, сагайский, кызыльский и шорский. Современная письменность создана на основе русского алфавита.


Традиционным занятием хакасов было полукочевое скотоводство. Разводились лошади, крупный рогатый скот и овцы, поэтому хакасы называли себя "трёхстадным народом". Значительное место в хозяйстве хакасов (кроме качинцев) занимала охота. Ко времени присоединения Хакасии к России ручное земледелие было распространено только в подтаёжных районах. В ХVIII в. основным земледельческим орудием служил абыл - тип кетменя, с кон. XVIII - нач. IX вв. появилась соха - салда. Основной посевной культурой был ячмень, из которого делали талкан. Осень ю в сентябре таёжное население Хакасии выезжало на сбор кедрового ореха (хузук). Весной и в начале лета женщины и дети выходили на промысел съедобных кореньев кандыка и сараны. Сушёные корни мололи на ручных мельницах, из муки делали молочные каши, пекли лепёшки и т.д. Занимались выделыванием кож, катанием войлоков, ткачеством, свиванием арканов и т.д. В XVII - XVIII вв. хакасы подтаёжных р-нов добывали руду и считались искусными плавильщиками железа. Хозяйство и быт хакасов.


Жилище. Основным видом поселений были аалы - полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10-15 юрт), как правило, родственных между собой. Поселения делились на зимние, весенние, осенние. В IX в. большая часть хакасских хозяйств стала кочевать только два раза в году. В древности были известны "каменные городки" - крепостные сооружения, расположенные в горных местах. Легенды связывают их возведение с эпохой борьбы против монгольского владычества и русского завоевания. Жилищем служила юрта. До середины IX в. бытовала переносная круглая каркасная юрта, лето м покрытая берестой, а зимой войлоком. В центре юрты располагался очаг, над ним в крыше делалось дымовое отверстие (тунук). Очаг был выложен из камня на глиняном поддоне. Здесь же ставился железный треножник, на котором находился казан. Дверь юрты была ориентирована на восток. Жилище


Национальная одежда Хакасов. Основным видом нательного белья служили у мужчин рубаха, у женщин - платье. Для повседневной носки их шили из хлопчатобумажных тканей, праздничные - из шёлка. Весной и осень ю молодые женщины надевали распашной кафтан (сикпен или хаптал) из тонкого сукна двух типов: отрезной и прямой. Зимой носили овчинные шубы. Под рукавами женских выходных шуб и халатов делали петли, куда привязывали большие шёлковые платки. Зажиточные женщины вместо них привешивали длинные сумочки из шёлка вышитые бисером. Типичным женским украшением был нагрудник пого. Основу, вырезанную в виде полумесяца с закруглёнными рожками, обтягивали плисом или бархатом, обшивали перламутровыми пуговицами, кораллом или бисером в виде кругов и других узоров. По нижнему краю пускалась бахрома с мелкими серебряными монетками на концах. Пого готовили женщины своим дочерям перед свадьбой. Замужние женщины носили коралловые серёжки. Девушки до замужества носили множество косичек с накосными украшениями из кожи. Замужние женщины носили две косы. Старые девы носили три косички. Женщины, имеющие внебрачного ребёнка, были обязаны носить одну косу (кичеге). Мужчины носили косичку кичеге, с конца XVIII в. стали подстригать волосы "под горшок".


Национальная одежда Хакасов. . Пого. Хакаска в национальной одежде.


Главный праздник у Хакасов. Каждый год в конце мая - начале июня, после перекочевки на летник, хакасские скотоводы праздновали праздник «Тун айран». К празднику «первого айрана» готовились заранее: готовили молочные продукты, в первую очередь, айран, шили новую одежду. Первый айран и первая арака (молочная водка) считались лекарственными напитками. Праздник проводился на вершине горы. На него собирали жители соседних селений - аалов. Праздничная площадка состояла из коновязи, берез, большого костра. Руководителем являлся алгысчы, который делал ритуальное жертвоприношение, обращался к силам Неба и Земли, освящал ритуального коня - ызыха. Алгысчы обмывал коня молоком, окуривал его богородской травой (ирбен), после чего ызых отпускался на волю. По окончании ритуала приступали к общей трапезе. Желающие принимали участие в соревнованиях по борьбе, стрельбе из лука, конным скачкам.


Шаманизм в Хакасии. Шаманизм в целом можно назвать особой религиозной системой взаимодействия с силами природы. Шаман считается посредником между миром людей и сверхъестественными силами. При этом у каждого народа имеются присущие только ему особенности шаманской практики. Шаманы играли важную роль в жизни общества они проводили обряды, лечили от болезней, провожали душу умершего в иной мир. Шаманский дар давался либо от рождения, что бывало довольно редко, либо давался при жизни. По представлению хакасов, сами духи выбирали себе хозяина. Служебные духи, найдя кандидатуру, подвергали ее мучительным испытаниям. Отказаться добровольно от шаманского дара было делом очень сложным, для этого нужна была помощь сильного шамана, который мог запереть духов в горы. Будущему шаману необходимо было обладать силой слова, знать ритуалы, благословления и песнопения. Обычно обучение занимало три месяца, после чего должен был отправиться на поклонение к мифическому покровителю всех шаманов - Адам-хану. Его дворец находился на священной горе Борус в Саянах. Главным религиозными атрибутами шамана считаются бубен с колотушкой,онгон и шаманский костюм.


Шаманский бубен. Материал: кожа, шкурки меха, хакасский тип рукояти, колотушка. В шаманских традициях юга Сибири бубен играет роль ездового животного - "коня", на котором шаман совершает свои путешествия. Традиционным предпочтительным материалом для изготовления бубна являлась шкура самца марала. Это неслучайно: олень является одним из главных культовых животных народов Сибири. Перекладина бубна в настоящее время обычно оснащается бубенцами, медными подвесками и тканевыми полосками или жгутами, которые имитируют звериные шкурки и птичьи перья, использовавшиеся в более древние времена При исполнении обрядов шаманы придавали бубну различное значение. В одних случаях называли его своим щитом, в других он считался конем или лодкой, иногда его использовали в качестве волшебного лука, а колотушка соответственно осознавалась как плеть, весло и стрела.


Шаманский бубен.


ОНГОН. Материал: мех медведя, беличий хвост кожа, рог северного оленя, бисер. ОНГОН - объемное изображение духов-предков и духов-помощников шамана. Чем больше у шамана в распоряжении было духов, тем сильнее он был, тем дальше он мог лететь к небу или в землю мертвых. Онгон изготавливался для защиты, лечения, заклинания погоды и «оживал» после того как шаман вдыхал в него духа. Онгоны служили для призывания духов и выказывания им почтения, по сибирскому обычаю их «потчевали» молоком, спиртным или жиром, периодически добавляя украшения.


Шаманизм в Хакасии. Шаманы обладали даром ясновидения. Такие люди могли следить за событиями, которые происходили за многие километры от них, а также за тем, что творилось в ином мире. Вывод: Этой работой я хотела рассказать о самых интересных моментах жизни народов Хакасии, которые малопонятные Европейцам своими обычаями,традициями и праздниками.

Склонность к героизму – почетное качество у любого народа. Ведь именно героев восхваляют в веках, и именно благодаря им помнят и этнос в целом.

Героический эпос (алыптыг нымах) – самый популярный фольклорный жанр у хакасов – дается не каждому. Во-первых, в его основе лежит сложная мифологическая система: вселенная делится на три мира, в каждом из которых обитают свои божества, духи и природные явления, и в этих непростых условиях богатыри-альпы совершают свои подвиги, один диковиннее другого. Во-вторых, в памяти приходится держать довольно большой объем информации: средняя "продолжительность" эпоса – 10-15 тысяч строк, т.е. 150-200 печатных страниц! В-третьих, исполняют эпос в технике низкого горлового пения (хай), под аккомпанемент чатхана. Неудивительно, что сказители (хайджи) пользуются огромным уважением соплеменников. В прошлом, эти достойные люди даже были освобождены от уплаты податей (налогов). А послушать заезжего хайджи собирался народ изо всех окрестных деревень.

Алыптыг нымах – своеобразная летопись хакасского народа, в которой реально происходившие события настолько искусно смешены с вымыслом, что фольклористы и историки иногда расходятся в оценках этих документов. Кстати, изначально героические эпосы были произведениями устного народного творчества, передаваемыми от отца – сыну, а от учителя – ученику. Первые попытки записать и систематизировать их относятся лишь к концу девятнадцатого века. Самые известные и почитаемые по сей день эпические сказания – "Албынжи", "Алтын Арыг", "Хара Хусхун, ездящий на вороном коне" и "Хан Кичигей".

Уважали хакасы и малые жанры. Задолго до появления модной теории словоформ, представители этого народа верили в силу магического воздействия произнесенного. Так на свет появились благопожелания (алгыс) и проклятия (хааргыс). Кстати, превратить одно в другое проще, чем кажется: благопожелания имеет право произносить умудренный опытом человек не моложе 40 лет.

В устах юнца те же самые слова приобретают противоположный смысл!

Народный костюм хакасов

Традиционные мужские рубахи и женские платья отличались друг от друга лишь длинной. Обязательные элементы наряда – полики (деталь кроя, соединяющая полочку и спинку по линии плеча – прим. ред .), разрез на груди, отложной воротник с застежкой на одну пуговицу, широкие складки спереди и сзади, за счёт которых достигался объем. Рукава также были широкими, но с узкими обшлагами. Женское платье помимо длины выделял своеобразный "щлейф": задний подол кроили существенно более длинным, чем передний.

Хакасы предпочитали яркие, чистые цвета: красный, синий, зеленый, бордовый и коричневый, "уважали" контрастную отделку и вышивку. Если в ряде культур народов России для женщин обязательным элементом наряда был пояс-оберег, то хакасские девушки поясов, наоборот, не носили. Этот аксессуар был отличительной особенностью вдов.

И мужчины, и женщины обязательно носили штаны. Покрой у них был одинаковый, но представители сильного пола одновременно надевали две пары: нижние (ыстан) и верхние (чанмар). Женские штаны – субур – обязательно заправляли в голенища сапог, чтобы мужчины, а особенно свекор, не видели ног прелестницы.

Одежду хакаски, естественно, шили сами. Повседневную – из хлопка, праздничную – из шелка, благо торговые отношения с азиатскими государствами существовали испокон веков.

Мужские рубахи дополнялись суконными или шелковыми халатами-чимче, обшитыми бархатом и подпоясанными хуром (кушаком). Брутальности образу добавлял нож и огниво. Эти полезные в быту предметы служили еще и украшениями, и показателями статуса владельца.

Женские наряды украшались более затейливо. Во-первых, по праздникам замужние дамы надевали поверх халатов или шуб (в зависимости от времени года) сигидек – распашную безрукавку, украшенную каймой из разноцветных шелковых шнуров.

Замужние женщины поверх халатов и шуб по праздникам надевали безрукавку-сигедек. Девушки и вдовы не имели право носить его. Сигедек шили распашным, с прямым разрезом, из четырёх проклеенных слоёв ткани, благодаря чему он хорошо сохранял свою форму, сверху крыли шёлком или плисом. Широкие проймы, ворот и полы украшались радужной каймой (чеек) - нашитыми вплотную в несколько рядов шнурами, вручную сплетёнными из цветных шёлковых ниток.

В межсезонье девушки носили сипкен – распашной кафтан. Чем богаче его отделка – тем лучше. Воротник шили из красного шелка или парчи, в качестве украшения использовали жемчужные или перламутровые пуговицы. Активно применялось и искусство аппликации, самыми распространенными сюжетами для которых были "трехрогая корона", "пять лепестков", "козлик" и др.

Декоративно-прикладное искусство и праздники хакасов

Не брезговали красавицы и украшениями, причем, самодельными. Например, нагрудник пого – обтянутое бархатом и обшитое кораллами, бисером, перламутром, бахромой и мелкими монетками ожерелье в форме полумесяца – женщины делали своим дочерям собственноручно накануне свадьбы. Замужние женщины охотно носили коралловые серьги – ызырва. Откуда в Хакасии кораллы? От заезжих, преимущественно, татарских купцов, естественно.

Социальный статус хакаски всем посвященным демонстрировала ее прическа. Юные незамужние девушки носили множество тонких косичек с накосными украшениями. Замужние женщины – заплетали две косы.

А о наличии у дамы внебрачного ребенка должна была "предупреждать" одна единственная одинокая косица…

Даже зимой красавицы находили способы украсить себя: из-под рукавов не очень изящных овечьих шуб, без которых в местном климате никуда, "выглядывали" яркие шелковые платки или длинные разукрашенные шелком и бисером парчовые сумочки.

Благо, поводов "пофорсить" у хакасок хватало: календарные обрядовые праздники регулярно сменяли друг друга. Самые почитаемые в народе – Урен Хурты – праздник убиения зернового червя, в честь окончания посевных работ, и Тум Пайрам – праздник первого айрана, который ознаменовывал окончания перекочевки на летние стойбища. Каждое народное гуляние сопровождали турниры по бегу, скачкам и стрельбе из лука: хакасы народ не только веселый, но и спортивный!

Пояснительная записка

Программа «Праздники, традиции и ремёсла хакасского народа» составлена на основе примерной программы курса «Родной край - Хакасия» (начальная школа), являющегося составной частью национально – регионального компонента государственного образовательного стандарта Республики Хакасия Программа рассчитана на 102 часа в 3- 4 классах.

Цели программы:

 Воспитание уважения и любви к своему родному краю, родной культуре, Отечеству, начиная с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе;

 Возрождение культурных традиций семьи;

 Воспитание культуры общения.

Задачи программы:

 Осваивать знания о культуре родного края;

 Развивать творческое мышление, умение наблюдать, характеризовать, рассуждать, сопоставлять объекты родного края;

 Формировать целостное понимание культуры родного края, стремление к позитивному этнокультурному взаимодействию.

Программа построена на интегративной основе и представляет собой совокупное изучение истории хакасской культуры (прикладного, музыкального, изобразительного искусств, литературы, истории, традиции, природы и окружающего мира) Содержание программы предусматривает накопление и систематизацию знаний об истории культуры Хакасии.

Тематическое построение курса имеет характерные особенности. Основная мысль воплощается в теме, единой для всех направлений – культура родного края, способствующей приобщению подрастающего ребѐнка к культурным, историческим и природным корням, отражающим многовековой опыт хакасским народом окружающей природы. Это придаѐт целостность, согласованность восприятия детьми культуры родного края. Тематическое содержание построено на принципах: календарно – временной зависимости, природосообразности и тождества-контраста (сходства и различия)

Формы организации деятельности :

 Чтение и инсценирование сказок;

 Изобразительная деятельность;

 Аппликация, конструирование, лепка.

 Занимательные и творческие задания;

 Игры, конкурсы, викторины;

 Составление и защита проектов;

 Экскурсии.

Ожидаемые результаты :

В результате прохождения программы, обучающиеся

должны знать :

Основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;

Особенности традиционных календарных праздников;

Основные жанры фольклора, в том числе детского;

Основные игрушечные промыслы России;

Основные термины: устное народное творчество, сказка, потешка, пословица, поговорка, скороговорка, колыбельная, считалка, загадка, народные игры, народные праздники, обряды, традиции, народный костюм, этнография, декоративно-прикладное искусство, народные ремесла, народная символика

уметь :

- играть в народные игры;

Делать простые игрушки из глины;

Принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации.

Обучающиеся, проявившие повышенный уровень мотивации к изучению игровой культуры, привлекаются к исследовательской деятельности, связанной с народной культурой.

Проверка результатов осуществляется во время занятий посредством:

Наблюдения педагога за практической работой обучающихся;

Опросов по изучаемым темам;

Оценки качества самостоятельно изготовленных и раскрашенных глиняных игрушек;

Фиксации частоты участия в празднично-игровых мероприятиях

Методы обучения , используемые при реализации программы:

Словесные – рассказ, объяснение нового материала;

Наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстрированного материала, просмотр и прослушивание записей фольклора;

Практические – апробирование новых игр, изготовление и раскраска игрушек, оформление стенгазеты или доклада.

На занятиях сочетаются два вида деятельности: игровая и учебная.

Начало занятия включает знакомство с теоретическим материалом.

Затем следует практическая часть занятия: освоение правил новой игры, изготовление игрушек, написание заметок, оформление стенгазеты.

Такой прием, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания.

Учебно – тематический план:

3-4 класс (102ч) Здравствуй, школа(1ч.)

Времена года(2ч.)

Открываем в сказку дверь(5ч.)

Хакасские народные игры(1ч.)

Хакасское прикладное искусство(3ч.)

История семьи(2ч.)

Традиции общения(3ч.)

Писатели и поэты Хакасии(2ч.)

Достопримечательности местности(2ч.)

Топонимика местности (1ч.)

Художники Хакасии(1ч.)

Композиторы Хакасии(1ч.)

Календарные обрядовые праздники(2ч.)

Посещение театров, музеев (8ч.)

Родословная(3ч.)

В мире сказок(3ч.)

Народный этикет(2ч.)

Природа Хакасии(4ч.)

Республика Хакасия(8ч.)

Декоративно – прикладное творчество(5ч.)

Творчество народов Хакасии(3ч.)

Посещение музеев и театров(6ч.)

Республика Хакасия(12ч.)

Природа Хакасии(8ч.) Культура Хакасии(6ч.)

Посещение музеев и театров(8ч.)

Календарно – тематический план

3-4 класс

Тема

Форма

Дата

план

факт

Хакасия, край мой (название республики, коренной народ, народы, населяющие Хакасию)

Беседа. Презентация.

Времена года (климатические особенности местности)

Творческие задания.

Поэтический образ местности по временам года.

Чтение стихотворений хакасских поэтов.

День осеннего равноденствия) в течение полной луны Уртун Тойы – Праздник урожая (праздник благодарения Природы и освящения урожая).

Чтение и инсценирование

Открываем в сказку дверь Виды хакасских сказок.

Ролевая игра. Изодеятельность.

Короткие рассказы о животных – кип-чохи.

Чтение и инсценирование

Героические сказания и легенды.

Чтение, изодеятельность.

Сказки народов, населяющих Хакасию.

Чтение и инсценирование.

22 сентября (день осеннего равноденствия) в течение полной луны Уртун Тойы – Праздник урожая (праздник благодарения Природы и освящения урожая).

Хакасские народные игры.

Ролевая игра.

Хакасское прикладное искусство.

Беседа, презентация.

Хакасские национальные орнаменты

Изодеятельность.

Элементы одежды, вышивка.

Аппликация.

Выставочный зал «Чылтыс»

История твоей семьи. Семейные традиции.

Беседа. Творческие задания.

Традиционная хакасская семья. Октябрь - ноябрь Хуртуях ай – месяц стариков. Праздник почитания и благодарения стариков.

Ролевая игра.

Традиции общения у хакасов (приветствие, прощание, отношение к старшим)

Беседа, творческие задания.

Традиции общения у хакасов.

Ролевая игра.

Традиции почитания духов, отношение к природе.

Беседа, изодеятельность.

Национальные виды спорта.

Писатели и поэты Хакасии.

Чтение, игра.

Детские писатели и поэты Хакасии.

Викторина.

Достопримечательности местности (сѐла и районные центры)

Беседа, творческие задания.

Города Хакасии (Абаза, Сорск, Черногорск, Саяногорск)

Беседа, презентация.

Природа Хакасии (особенности рельефа местности)

Практическая работа.

Заповедники Хакасии.

Беседа, презентация.

Экскурсия на природу.

Художники о Хакасии.

Беседа. Презентация.

Картины художников Хакасии

Композиторы Хакасии.

Беседа, слушание произведений.

Хакасская филармонии.

Подвиг жителей Хакасии во время Великой Отечественной войны.

Беседа, презентация.

Мемориалы и памятники.

Обобщающее занятие: «Родная земля -Хакасия».

Праздник.

Корни родового древа. Память об уважаемых людях рода

Практическая работа.

Составление своей родословной.

Практическая работа.

Хакасские народные сказки.

Чтение, инсценирование.

Сказки народов Хакасии.

Чтение. Игра.

Сказки соседних народов.

Викторина.

Уважительное отношение к природе, к Родине (Пословицы и поговорки)

Беседа.Творческие задания.

Культ коня у древних хакасов.

Беседа. Изодеятельность.

Историческое прошлое Хакасии.

Экскурсия в музей.

Образование республики Хакасия. Глава республики. 3 июля – День Республики Хакасия Праздник

Проблемная беседа.

Символика республики Хакасия. Государственные праздники.

22 декабря – день зимнего солнцестояния (в течение полной луны со дня зимнего солнцестояния) Мылтых – месяц обережения от злых сил Природы.

Беседа. Изодеятельность.

Население республики.

Многонациональная столица.

Презентация.

Люди земли хакасской (Н.Ф.Катанов)

Культурные и исторические памятники Хакасии.

Наука и образование в современной Хакасии.

Проблемная беседа.

Беседа. Изодеятельность.

Предметы быта древних хакасов.

Элементы быта, связанные с культом огня, коня.

Аппликация, изодеятельность.

Национальная одежда.

Беседа. Презентация

Национальные блюда.

Беседа. Творческие задания.

Музыкальное искусство (национальные инструменты)

Беседа. Творческие задания.

Чатхан. Хомыс (тимыр хомыс)

Поэты и писатели Хакасии.

Чтение произведений.

Художники Хакасии.

Беседа. Изодеятельность.

Картины художников Хакасии

Композиторы Хакасии.

Хакасская музыка.

Аудирование

Исполнители, тахпахчи.

Сочинение тахпахчи.

Творческая работа

Театры Хакасии. Известные актѐры.

Беседа. Презентация.

Закулисный мир театра.

Посещение спектакля театра «Сказка»

Итоговое занятие: «Люблю тебя, мой край родной»

Праздник

Карта Республики Хакасия

Географическое положение

Рельеф местности.

Беседа. Изодеятельность.

Климатические особенности.

Проблемная беседа.

Полезные ископаемые.

Изодеятельность.

Районы и районные центры.

Беседа. Изодеятельность.

Национальный состав.

Беседа. Творческие задания.

Отрасли промышленности и сельского хозяйства.

Разрешение проблемных ситуаций.

Известные предприятия Хакасии.

Беседа, творческие задания.

Археологические памятники.

22 марта (день весеннего равноденствия) Чыл пазы – Голова Года. Хакасский Новый год. Праздник почитания Космоса, Солнца, Природы, Праздник очищения.

Презентация. Беседа.

Археологические памятники.

Презентация. Беседа.

Каменные изваяния – исторические памятники.

Беседа. Изодеятельность.

Культура, наука, образование в Хакасии.

Групповая работа.

Учебные заведения Республики Хакасия

Июнь (в течение новолуния) Праздник поклонения Горе – Таг тайыг. Родовые праздники.

Праздник поклонения Воде – Суг тайыг. Родовые праздники.

Защита проектов.

Июнь (в полнолуние) Пай Хазын, - Праздник Священной Березы.

Июнь (в течение новолуния) Урен Хурты – Праздник семенного зародыша (сельскохозяйственный праздник по окончании весеннего сева).

Проблемная беседа.

СШ ГЭС. Прошлое и настоящее

Растительный мир.

Беседа. Изодеятельность.

Животный мир.

Практическая работа.

Красная книга Хакасии.

2) 22 апреля (в течение полной луны со дня весеннего равноденствия) Чир Ине – Мать-Земля. Праздник почитания Земли, ее освещения, очищения.

Защита проектов.

Экологические проекты в Хакасии.

Проблемная беседа.

Известные учѐные и общественные деятели.

Известные художники и композиторы.

Защита проектов

Известные спортсмены.

Презентация.

Поэты и музыканты.

Групповая работа.

Декоративно – прикладное творчество.

Беседа. Изодеятельность.

Резьба по дереву. Чеканка.

Презентация. Беседа.

Вышивка. Украшения.

Работа с тканью.

Национальные орнаменты в хакасском костюме.

Аппликация.

Апрель - май (в течение полной луны со дня Матери-Земли) Праздник первого Грома – Кугурт Кун. Праздник почитания и освящения жилища.

Май (в течение новолуния) Праздник поклонения Небу – Тигiр тайыг.

Итоговое занятие: «Тун-Айран»

Июнь (в течение новолуния) Тун Айран – Праздник Первого Молока

Праздник поклонения Солнцу.

Праздник

Июнь – июль (в течение полной луны со дня летнего солнцестояния) От тайыг – Праздник поклонения Огню.

Литература:

1.Альбом писателей и художников(сост.А.С.Кызласов,В.Н.Тугужекова. – Абакан,1997) 2.Альбом рисунков хакасских национальных узоров. – Абакан, 2004

3. Бутанаев В.Я., Верник А.А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии. – Абакан,1995

4. Бутанаев В.Я. Хакасы(этнографический очерк) – Абакан,1995

5. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан,1996

6. Бутанаев В.Я., Верник А.А., Ултургашев А.А.Народные праздники Хакасии. – Абакан,1999

7. Кильчичаков А. Животный мир Хакасии. – Абакан,1995

8. Кызласов Л.Р. Древняя и средневековая история Южной Сибири. – Абакан,1991

9. Кызласов Л.Р.,Леонтьев Н.В. Народные рисунки хакасов.- М.1980

10. Кызласов Л.Р., Король Г.Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник. – М.1990

11. Лагунова Е.Г. Флора и растительность Хакасии.- Абакан,2005

13. Патачаков К.М. Люди земли хакасской. – Абакан,1990

14. Патачаков К.М. Культура и быт хакасов. – Абакан,1982

15. Прокофьев С.М. Природа Хакасии. – Абакан,1993

16. Султреков С.Н. Край наш хакасский. – Абакан2001

17. Топоева С.А. Программа «Культура народов Хакасии»

Хакасы — тюркский народ России, проживающий в Хакасии. Самоназвание — тадарлар. Численность всего 75 тыс. человек. Но последние годы переписи были неутешительными, потому как это число становиться все меньше. В основном хакасы проживают на своих родных землях, Хакасия — 63 тыс. человек. Также есть относительно крупные диаспоры в Туве — 2 тыс. и в Красноярском крае — 5,5 тыс. человек.

Народ Хакасы

Распределение по группам

Хотя это и небольшой народ, но он имеет этнографическое деление и каждая группа представителей будет отличаться своими умениями или традициями. Деление по группам:

  • качинцы (хаас или хааш);
  • кызылцы (хызылы);
  • койбалы (хойбалы);
  • сагайцы (са ай).

Все разговаривают на хакаском языке, который относиться к тюрской группе алтайской семьи. Только 20% всего населения поддерживают русский язык. Встречается местная диалектика:

  • сагайская;
  • шорская;
  • качинская;
  • кызыльская.

Хакасы долго не владели письменностью, поэтому она создана на основе русского языка. Среди хакасов встречаются смешанные компоненты с енисейскими киргизами, котами и аринами, камаминцами и маторами.

Происхождение народа

Хакасы — это минусинские, абоканские или ачинские татары, как их раньше именовали в России. Сам же народ называет себя кадарами. А официально, это потомки древнего поселения Минусинской котловины. Название народа пошло от слова, которым называли китайцы поселение — хягасы. История происхождения такова:

    1. I тысячелетие н.э. На территории Южной Сибири проживали киргизы.
    2. IX век. Создание нового государства — Киргизского каганата на реке Енисей (средняя часть).
    3. XIII век. Набег татаро-монголов и падение каганата.
    4. IX век. После распада Монгольской империи племена создали — Хонгорай. Новообразование послужило появлению хакасского народа.
    5. XVII век. Появление на территории представителей русского народа обернулось войной. После больших потерь территорию отдали по договоренности (Буринский договор).

Характеристика народа

В исторических документах предков и самых хакасов описывали как лютый народ и завоевателями. Они всегда добиваются цели, как бы сложно бы это не было. Они очень выносливые, знают меру и многое могут вынести. Со временем научились уважать другие народности и их достоинства и даже строить какие-либо отношения. Но помимо этого с хакасами очень сложно договориться, они могут резко действовать или принимать решения и редко уступают. Несмотря на эти черты, народ очень дружелюбный и сострадательный.

Религиозное исповедование

Этот народ занимается шаманством. Они считают себя потомками горных духов, поэтому свято верят, что общаются с духами и могут предотвратить что-то плохое, вылечить от тяжких болезней. Лишь небольшая часть население под примусом приняла христианство и была окрещенная. Также внедрился ислам, но его часть также незначительна. Хотя религия и изменилась, но это никак не повлияло на традиции и обычаи хакасов. Они и по сей день могут обращаться к небу и просить дождя или, наоборот, хорошей погоды. Наблюдается жертвоприношение богам, в основном это маленькие ягнятки. А если кто-то болел с близких, то обращались к березе с просьбами и молитвами, чтобы быстро поставить на ноги больного. Выбранная молоденькая березка служила оберегом и на нее навязывали цветные ленты, чтобы ее можно было найти. Сейчас главным шаманом народа является Белая Волчица.

Культура, быт и традиции

На протяжении многих лет хакасы занимались скотоводством, а также собирали орехи, ягоды и грибы. Только кызыльцы занимались охотой. Проживали хакасы в зимнее время в землянках или сооломе, остальное время в юртах. Традиционный напиток из кислого коровьего молока — айрам. Также исторически стали традициоными блюдами угре и хан-сол, то есть кровянка и мясной суп. А вот в одежде предпочтение длинной рубахе или однотонному платью, в основном, оранжевого цвета. Замужние женщины могли одевать вышитый жилет и украшения.

В каждой семье выбирался изых, это жертвоприносящая лошадь богам. Шаманы участвуют в этом обряде и заплетают в гриву цветные ленты, после животное отпускали в степь. Только главный в семье мог прикасаться к лошади или прокатится верхом на ней, а дважды в год, по весне и осенью, нужно лошадь вымыть (молоком), расчесать гриву, хвост и заплесты новые ленты.

Необычная традиция в хакасов, когда юноша, который поймает фламинго, может смело свататься на любой девушке. После того, как птицу поймали, на нее одевали красную рубашку с платком. Дальше жених делал обмен с родителями девушки, отдавал птицу и забирал невесту.

Очень интересная проводилась игра с детьми, когда за вознаграждение детям нужно было назвать имена предков до 7, а то и 12 колена.

Хакасы — уникальный народ, но современный народ объединяет традиции тюркского, русского, китайского и тибетского народа. Все это сложилось исторически и в разные периоды. Но хакасы прекрасно ладят с природой, ценят дары природы (и величают за это богов). Они свято верят в свои силы и это помогает им в быту. А детей с малку приучают уважать ближнего и как поступать со старшими от себя.

Анастасия Чустеева
Традиции и культура хакасского народа

Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре хакасского народа

Любой народ по-своему велик ,

Бесценен вклад его в наследство вековое.

Так сбережем свою культуру и родной язык ,

Как самое на свете дорогое.

Приобщение нового поколения к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности , но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание утверждать, что дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры .

Формирование основ народной культуры носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, осуществляется в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа , поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Отсюда вытекает важная проблема : пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре и быть эстетически развитой личностью.

Система патриотических и гражданственных отношений формируется от близкого (семья, детский сад) к далекому (поселок, край, Россия) . Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа , освоения культуры малой Родины , в нашем случае – Хакасии .

На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры своего и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном обществе . Культурная преемственность осуществляется не автоматически. Для того чтобы она проходила успешно, необходима организация стройной и внутренне согласованной системы воспитания и образования.

Задача нашего педагогического коллектива - организовать подлинный диалог личности и культуры , диалог как способ и средство их встречи, взаимопроникновения, общения, в котором личность и культура говорят на одном языке – языке смыслов. Решается эта задача не только через приобщение к миру прекрасного (выставки, праздники, игры, но и через культуру общения . Ребенок-взрослый.

Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с четырех лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. Причем у старших дошкольников, воспитывающихся в многонациональных коллективах, преобладает положительное отношение к представителям разных народов , что чаще всего проявляется в интересе к их жизни, культуре , желании дружить, выучить язык, на котором они говорят.

Педагогические условия по приобщению дошкольников к национальной культуре , касающиеся организации педагогического процесса, включают следующее : преемственность в работе воспитателей, их содружество с музыкальным руководителем, также всеми сотрудниками детского сада; улучшение оснащенности педагогического процесса; тщательный отбор познавательного материала, в том числе народных сказок , пословиц и поговорок; индивидуальный подход к детям. В своей работе мы опираемся всегда на программу С. И. Лалетиной «И поколения в поколение» .

Для гармоничного включения процесса передачи этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, этических и культурных ценностей , стало необходимым создание в группах уголка регионоведения. По мере освоения детьми материала, уголок пополняется и обновляется новым материалом. Детям предлагаются иллюстрации к сказкам и легендам хакасского народа , куклы в национальных костюмах, народные игрушки , фотографии растительного и животного мира Хакасии и др . Дети многое узнают о быте и жизни хакасского народа .

Обращая внимание ребенка на живописные пейзажи Хакасии , на животный и растительный мир, воспитываем в детях любовь к природе родного края, желание оберегать и охранять его, патриотические чувства и нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

В познавательной деятельности знакомим с географическим местонахождением республики, особенностями природы, климата, этнографическими и культурными особенностями . Творческое направление проявляется в обыгрывании народных сказок , придумывании новых сюжетных линий и т. д. Проводим тематические мероприятия по группам : «История моей земли» , «Моя республика» , «Генеалогическое древо семьи» , «Герб моей семьи» .

Продуктивная деятельность направлена на знакомство и обучение дошкольников традиционным национальным видам искусства : лепка животных и птиц, оригами, рисование, роспись деревянных и гипсовых изделий, рисование орнаментов и пейзажей и т. д. Знакомим детей с национальными украшениями, национальной вышивкой. Оформляем альбом и собираем материал по знакомству с декоративно-прикладным искусством хакасского народа .

В своей работе мы используем художественное слово, наглядные пособия. Дети с удовольствием слушают музыку, детские песни. Работа с детьми ведется и через ознакомление с художественной литературой. В своей работе широко используем все виды фольклора (сказки, легенды, пословицы, поговорки и т. д.) . Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Особый интерес у детей вызывают мифы и легенды. Разнообразен и многолик фантастический лик хакасских мифов . В этом мире все, что окружает человека, и его социально-общественные отношения воплощены в мифе. Раскрывая детям всю глубину мифов, открываем им богатство культуры , где каждый мотив или персонаж несут в себе большую смысловую нагрузку. Со сказками связаны первые детские представления о справедливости, дружбе, добре. Таким образом, произведения устного народного творчества формируют любовь к традициям своего народа , но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Посещение краеведческого музея, изучение и знакомство детей с краеведческой литературой, организация выставок фотографий, создание фотоальбомов различной тематики непосредственно связаны с трудом людей разных профессий, различными сторонами общественной жизни человека во всей его целостности и многообразии.

Знакомя детишек с символами республики Хакасии и России , мы говорим о красоте и значительности нашей земли, воспитываем в детях патриотизм, гордость и любовь к родному краю.

Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра .

Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций , обрядов своего народа , а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Кроме того, народные игры , приобщая детей к национальной культуре , заражают их положительными эмоциями.

Используя народные игры , мы рассказываем детям о жизни хакасского народа , показываем иллюстрации, отражающие культуру народа , предметы быта и искусства. Для детей очень интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа . Они помогают детям лучше узнать национальный характер народа .

В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Например :

Развитие чувства близости с другими детьми : «Ласковое имя» , «Комплименты» ;

Обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре , на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам;

Развитие умения понимать настроение окружающих : «Что можно сделать для друга» ;

Воспитание уважения к людям различных национальностей и рас : «Спиной друг к другу» , «Хоровод дружбы» .

Играя с куклами, знакомим детей с национальными костюмами и их деталями (хакасское платье , хакасская рубаха , пого и т. д., в играх со строительным материалом - с особенностями постройки жилища хакасского народа . Подвижные народные игры , также дают представление детям об особенностях, образе жизни, культуре народа . Представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье.

Необходимо чтить свою историю и историю страны, в которой мы проживаем. Также знать особенности культурной жизни прадедов , чтобы, возрождая прежние традиции , показать их детям в новом, современном звучании. Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники , мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

В процессе работы над праздником, дети много узнают о хакасских обычаях , традициях . В день осеннего равноденствия проводим праздник Уртун Тойы (праздник Урожая) . Это красивый, вкусный праздник, он очень нравится детям. Праздник заключает в себе акт Благодарения Природе. Сам акт указывает на высокую духовность основного правила жизни в природе : “алыс-пирiс” - взял-отдал, “получил - отблагодари”. Дети вместе с родителями демонстрируют блюда нового урожая, поделки из овощей и фруктов.

После дня осеннего равноденствия у хакасов особое внимание уделялось старикам, заботились о людях старшего поколения, начинался месяц Хуртуйах ай (месяц стариков) . Почитание стариков при их жизни становилось на особое место, заключая в себе мощный потенциал этнопедагогических ценностей. На этот праздник приглашаются бабушки и дедушки ребят. Детишки поют о них, дарят подарки, сделанные своими руками. Этот праздник наполнен общечеловеческим содержанием - уважением к сединам, а также близким прикосновением к истории нашей Родины.

Подготовка, в виде бесед и народных игр , проходит в преддверии праздника хакасского народа “Чыл Пазы” (Хакасский новый год ) . При проведении этого праздника мы включаем ритуалы : Почитания огня, Очищения души, Почитания священной берёзы.

После этого праздника мы проводим праздник Земли – “Чир Ине”. “Обрядом Очищения Земли, обрядом Почитания Земли наши предки выражали своё священное отношение к ней, а говоря на языке священнодействия, вступали в диалог с божествами Земли”. Поэтому в детском саду проводим беседы на экологическую тему, очищаем участки, сеем семена в наши «мини-огороды» .

На этих праздниках завязываем с детьми на берёзу чалама (ленточки трёх цветов, загадывая желания. Все всегда сопровождается хорошей музыкой, новым оформлением зала, интересной сюжетной игрой и подвижными играми, различными сюрпризами.

Красивы и мудры ритуалы в праздниках. Они учат любви к природе, трудолюбию, вниманию к людям, почитанию старших. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа , к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. И чтобы воспитать в человеке внутреннюю красоту, культуру , надо воспитать в нём уважение к культуре другого народа .

Все мероприятия проводим вместе с родителями. Это сплачивает не только детей, но и родителей, а также играет огромную роль в становлении национального самосознания ребёнка. Родители принимают участие в экскурсиях, оказывают помощь в оформлении интерьера групп, в благоустройстве территории детского сада. Советуем родителям и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками, музеями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребенка, формирования у него нравственных форм поведения, толерантности, правовой культуры .

Таким образом, этнопедагогические традиции хакасского народа формируют национальное самосознание ребёнка. Хакасская пословица гласит : “Пусть очаг будет вечным, пусть жизнь будет бесконечной”. В наших детях – историческое бессмертие народа . Хакасы говорили : “Он прожил долгую жизнь, повторился много раз в своих внуках и правнуках”. Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств и толерантной личности есть и будет одними из главных составляющих воспитания маленького гражданина.

Современный ребенок должен знать и выполнять свои права и обязанности, как перед самим собой, так и перед другими людьми, уважать взгляды, традиции , интересы непохожих на него людей. Вся эта работа может и должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении - первой ступени развития толерантной и эстетически развитой личности, уважающей традиции и культуру своего и других народов .

В дальнейшем мы планируем продолжить работу по приобщению детей к традициям и культуре хакасского и других народов , поскольку считаем, что это поможет воспитать у подрастающего поколения чувства любви и уважения к окружающему миру, родному краю, всем народностям , проживающим на ее территории. И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.